Содержание
когда нужен, как найти специалиста
Лада Трусевич
логопед
Профиль автора
«Не хочу кутку одевать! Я пошель иглать в масынки!»
Такую нечеткую речь часто можно услышать на детской площадке. Многие родители хоть и видят проблему, но не знают, что с ней делать, стоит ли волноваться — или надо просто подождать, пока речь наладится сама по себе.
Я педагог с 30-летним стажем. Последние девять лет занимаюсь логопедической практикой и подготовкой детей к школе. Расскажу, как понять, что ребенку нужна помощь логопеда, где искать нужного специалиста и почему родителям тоже важно включиться в процесс коррекции речи.
Что вы узнаете
- Чем занимаются логопеды
- Когда родителям стоит насторожиться
- Где получить консультацию
- Как выглядит заключение
- Где найти специалиста для регулярных занятий
- Как проходят занятия с логопедом
- Сколько времени нужно, чтобы исправить речь
- Чем ребенку могут помочь родители
Как растить детей и не разоряться
Лучшие материалы о том, как справляться с родительством и получать максимум от государства, — каждый вторник в вашей почте. Бесплатно
Чем занимаются логопеды
Логопедия изучает и устраняет речевые нарушения у детей и взрослых. Логопед старается понять причины возникновения речевых проблем и помогает устранить их. Так как речь начинает формироваться с рождения, чаще всего логопед работает с дошкольниками.
Вот что он делает:
- Проводит обследование и выявляет речевые нарушения.
- Комплексно работает над устранением нарушений — правильно «ставит» звук, развивает навыки четкого произношения, увеличивает словарный запас ребенка. Иногда работает в команде с другими специалистами, например с неврологом или дефектологом.
- Вводит правильную речь в повседневную жизнь с помощью игр, бесед, творческих заданий и закрепляет результат.
- Занимается профилактикой речевых нарушений, включая в занятия упражнения для развития и укрепления речевого аппарата, пальчиковую гимнастику, обучающие игры на развитие речи.
Если говорить коротко и просто, логопед работает над тем, чтобы сделать речь правильной и красивой. Это важно, потому что:
- Увеличение словарного запаса и возможность грамотно излагать свои мысли повышают самооценку.
- Грамотная речь позволяет принимать активное участие в играх, творческой работе, учебе.
- Уменьшается риск нарушений в области письма и чтения.
- Когда человека понимают окружающие, это облегчает общение.
- Правильная речь исключает ограничения в выборе профессии.
/dysgraphia/
Я потратила 471 500 Р за 12 лет на лечение трудностей с речью и письмом у сына
Когда родителям стоит насторожиться
Родители, как правило, обращают внимание на неправильное произношение звуков: ложка — «вожка», шапка — «сапка», рыба — «иыба», кот — «тот», палка — «пайка». Но есть много других проблем. Например, неправильное использование предлогов или согласование слов в предложении: «красный шапка», «девочка пошел спать». Или замена слогов в словах, их сокращение, повторное произношение: палка — «папалка», капитан — «пикитан», апельсин — «люпусин».
Чаще всего на консультацию приходят с такими вопросами:
- Ребенку 2—3 года, он совсем не говорит, использует в речи только лепетные слова, не может построить фразу, или его речь неразборчива.
- Ребенку 4—5 лет, он пользуется только простыми, короткими словами, меняет слоги в словах, заменяет, пропускает, искажает звуки, имеет маленький словарный запас, не может связно рассказать о событиях.
Родители с малышами до двух лет ко мне не обращались. Это объяснимо: многие считают, что задержка речи до двух лет — норма. Иногда это действительно так: если беременность и роды прошли хорошо, ребенок здоров физически и развивается по графику, понимает обращенную к нему речь, то, скорее всего, причин для беспокойства нет.
/pervoe-slovo/
Как помочь ребенку быстрее заговорить
Если же у мамы во время беременности или родов были осложнения — например токсикозы, инфекционные заболевания, асфиксия, — то развитие речи находится в зоне риска. Есть и другие сигналы, на которые нужно реагировать: например, нарушение рефлексов новорожденных, отсутствие гуления и лепета. При наличии этих признаков нужно обратиться к логопеду, даже если малышу еще нет двух лет.
Дальше пошагово расскажу, что делать, если родители заметили какие-либо нарушения в речи ребенка и забеспокоились.
Что такое норма речевого развития
В логопедии есть понятие «норма речевого развития». В таблице ниже я описала ее по возрастным этапам. Эта информация поможет маме проанализировать речь ребенка и вовремя обратить внимание на дефекты в речи, если они есть.
Как должна звучать речь детей в разном возрасте
Возраст | Появление звуков | Словарный запас | Части речи | Что умеет ребенок |
---|---|---|---|---|
0—1 год | [а], [о], [у], [и] [п], [б], [м] | 20 слов | Крик, гуление, лепет, первые существительные | Выполняет простые просьбы |
2—3 года | [д], [н], [к], [г], [х] | 300 слов | Существительные и глаголы | Может построить короткое предложение, например «Мама, иди!», задать простой вопрос и сделать вывод |
3—4 года | [ы], [с], [сь], [з], [зь], [ц]. Звуки различаются по мягкости-твердости, глухости-звонкости | 800 слов | Добавляются прилагательные, местоимения и предлоги | Строит предложения из 3—4 слов |
4—5 лет | [ш], [ж], [ч], [щ] | 2000 слов | Появляются наречия и числительные | Говорит развернутыми предложениями, подбирает рифмы, сочиняет стихи и истории |
5—6 лет | Ребенок нормально произносит все звуки, но могут отсутствовать [л], [ль], [р], [рь] | 5000 слов | В речи присутствуют все части речи, ребенок использует их верно | Может составить рассказ с изменением сюжета. Владеет интонацией |
0—1 год
Появление звуков
[а], [о], [у], [и] [п], [б], [м]
Словарный запас
20 слов
Части речи
Крик, гуление, лепет, первые существительные
Что умеет ребенок
Выполняет простые просьбы
2—3 года
Появление звуков
[д], [н], [к], [г], [х]
Словарный запас
300 слов
Части речи
Существительные и глаголы
Что умеет ребенок
Может построить короткое предложение, например «Мама, иди!», задать простой вопрос и сделать вывод
3—4 года
Появление звуков
[ы], [с], [сь], [з], [зь], [ц]. Звуки различаются по мягкости-твердости, глухости-звонкости
Словарный запас
800 слов
Части речи
Добавляются прилагательные, местоимения и предлоги
Что умеет ребенок
Строит предложения из 3—4 слов
4—5 лет
Появление звуков
[ш], [ж], [ч], [щ]
Словарный запас
2000 слов
Части речи
Появляются наречия и числительные
Что умеет ребенок
Говорит развернутыми предложениями, подбирает рифмы, сочиняет стихи и истории
5—6 лет
Появление звуков
Ребенок нормально произносит все звуки, но могут отсутствовать [л], [ль], [р], [рь]
Словарный запас
5000 слов
Части речи
В речи присутствуют все части речи, ребенок использует их верно
Что умеет ребенок
Может составить рассказ с изменением сюжета. Владеет интонацией
Подобные нормы всегда усреднены. Поэтому если во время плановых медосмотров врачи не выявили никаких отклонений, которые могут влиять на развитие речи двух-трехлетнего ребенка, но маму все равно что-то тревожит — лучше перестраховаться и записаться к логопеду.
Если специалист не нашел никаких проблем, то второй раз логопеда стоит посетить, когда ребенку будет 4—5 лет. Повторное обследование позволит не пропустить нарушения, которые могли возникнуть после первого посещения.
Шаг 1
Найти логопеда и записаться на первую консультацию
Выбор специалиста зависит от запросов и возможностей родителей. Я советую выбирать по отзывам знакомых и друзей или смотреть отзывы в социальных сетях. В крайнем случае всегда можно пообщаться лично, составить мнение, а после решить, комфортно ли вам и ребенку будет работать с этим логопедом.
Вот как можно попасть на первую консультацию.
Получить направление у педиатра. Это можно сделать в поликлинике по месту жительства — бесплатно. Однако не в каждой поликлинике есть логопед. А если и есть, то попасть к нему быстро не получится: обычно все расписано на несколько недель вперед.
Обратиться в центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи вашего района. Здесь обследование проводится комплексно — то есть ребенка смотрят сразу несколько специалистов. Это бесплатно, но возможна очередь.
/free-logoped/
Как я оформила для сына бесплатные занятия с логопедом в детском саду
Записаться в частный логопедический центр. Попасть к специалисту удастся быстро, можно выбрать удобное время. Но рекомендую провести мониторинг стоимости услуг: разброс довольно велик. Часто сумма зависит не только от квалификации специалиста, но и от ценовой политики руководства центра.
Прийти к частному логопеду. Услуги частных логопедов довольно дороги, но выбор специалистов большой. В качестве примера приведу свои цены: первичная двадцатиминутная консультация стоит 300 Р, далее — 700 Р за 30 минут. Но я знакома с логопедами, которые берут 1500—2500 Р в час.
Шаг 2
Получить заключение специалиста
Как проходит прием. Сначала логопед расспрашивает родителей о развитии ребенка — начиная с того, как протекала беременность, и заканчивая сегодняшним днем. Старается побольше узнать о его здоровье и о том, что беспокоит родителей. Чтобы настроить ребенка на доброжелательный лад, предлагает игровые упражнения и задания.
Логопедическое обследование включает в себя анализ речи и неречевых психических функций — мышления, памяти, внимания, крупной и мелкой моторики. Длительность диагностики зависит от того, как быстро логопеду удалось найти контакт с ребенком, и от степени тяжести речевого нарушения. Например, для исследования общей моторики я прошу ребенка подпрыгнуть на месте сначала на двух ногах, затем на левой, потом на правой. Данные заношу в речевую карту. И так по каждой из функций.
/list/pediatr-deti/
11 важных вопросов педиатру Сергею Бутрию
Какие вопросы задает специалист. На первой консультации логопед будет задавать много вопросов — это нормально. Нарушения речи часто связаны с причинами, которые, на первый взгляд, не относятся к самой речи: с психофизическим развитием ребенка, семейными и сопутствующими болезнями, социально-бытовыми условиями.
Например, логопеда могут интересовать условия воспитания — так он узнает, в какой социальной среде растет ребенок и как она влияет на его речевое развитие. Пример из моего опыта: у маленького пациента было нарушено представление о правильной речи, он делал множество ошибок. Выяснилось, что причиной стала двуязычная няня, которая говорила с ребенком по-русски с акцентом.
Еще логопед может заинтересоваться рационом ребенка: ест ли он твердую пищу, как он ее жует. В моей практике был случай, когда ребенок питался в основном пюре. Как следствие — очень слабые мышцы рта и языка. Это, в свою очередь, привело к нарушению произношения многих звуков.
Мне приходилось работать с ребенком, у которого сформировалась дислалия — так называется нарушение звукопроизношения у тех, кто обладает нормальным слухом и здоровым артикуляционным аппаратом. С помощью вопросов удалось выяснить причину: малыш почти не слышал правильную речь, так как у родителей были серьезные проблемы со слухом.
/baby-dont-cry/
4 кризиса развития ребенка с рождения до школы
Поэтому еще раз подчеркну: все эти вопросы специалист может и должен задать. Чем более открыто родители сотрудничают при обследовании, тем точнее получится определить проблему.
Первая консультация у логопеда, исследование слухового восприятия. Упражнение на восприятие и воспроизведение ритма: логопед отстукивает музыкальной трубкой определенный ритм, а ребенок с помощью молоточка повторяет его Так выглядят пособия для проверки направленности и длительности физиологического дыхания. Слева — трубочка с паровозиком: ребенок должен вдыхать носом и выдыхать в трубочку, если все сделано правильно, то паровозик закрутится. Задача логопеда — добиться долгого и плавного выдоха
Что будет после обследования. После диагностики логопед может направить к неврологу или дефектологу — этого не стоит пугаться. Многие виды речевых нарушений, например дизартрия, алалия, афазия, связаны с поражением центральной нервной системы. Их точная диагностика возможна только совместными усилиями логопеда и, например, невролога, отоларинголога, психотерапевта, окулиста. Логопедическая работа эффективна, только когда сочетается со специальным лечением, которое стимулирует созревание центральной нервной системы.
Дизартрия — нарушение произношения слов из-за поражения нервной системы
Алалия — отсутствие или недоразвитие речи у детей при нормальном слухе и первично сохранном интеллекте
Афазия — расстройство, при котором частично или полностью утрачивается способность пользоваться собственной речью и/или понимать обращенную речь
Специалист также заполняет речевую карту — тетрадь с информацией о ребенке, а после делает выводы о речевом нарушении и составляет план коррекционной работы. Вид речевой карты зависит от возраста — 2—3 года, 4—7 лет, а также от нарушений — для детей с заиканием, с общим недоразвитием речи и так далее. Но все они представляют собой план обследования. В конце логопед выдает родителям заключение.
Пример заключения, которое выдает логопед после первичного обследования Так снаружи и внутри может выглядеть речевая карта. Источник: ozon.ru
👍 Если у ребенка не обнаружено проблем с речью, то логопед даст родителям общие рекомендации: учить стихи, совместно читать книги, беседовать.
❗ Если проблема есть, то специалист составляет план коррекционной работы, учитывая специфику нарушения речи. Иногда это могут быть повседневные беседы, прослушивание музыки, но основная форма коррекционной работы логопеда с детьми — занятия. Расскажу об этом дальше.
/guide/books-for-children/
Как выбрать идеальную книгу для ребенка
Шаг 3
Выбрать место и форму занятий с логопедом
Часто родители начинают водить ребенка на занятия к тому логопеду, у которого проходили обследования. Но делать так не обязательно, выбор за родителями. Вот где еще занимаются с детьми, у которых есть проблемы с речью.
Поликлиника по месту жительства. Занятия будут бесплатными, это плюс. Из минусов — возможно, посещать их придется в неудобное время. Кроме того, такие занятия часто ограничены по времени, их может не хватить для полного устранения нарушения.
Центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи вашего района. Здесь тоже проводят бесплатные занятия, которые четко ограничены по времени. Есть очередь.
Частный логопедический центр. Можно выбрать удобное время посещения и заниматься столько, сколько понадобится. Обычно занятия длятся от 30 до 60 минут, их стоимость варьируется от 700 до 3000 Р.
Логопедический сад. Занятия в саду проводятся регулярно. Параллельно ведется работа с другими специалистами: психологом, неврологом, дефектологом. Это бесплатно. Но попасть в логопедический сад сложно, мест для всех желающих не хватает. Поэтому обычно туда берут детей только с серьезными логопедическими проблемами.
/list/atypical-kindergarten/
Английский с носителем и ранняя профориентация: 10 детских садов Москвы с нетипичной программой
Муниципальный детский сад с логопедической группой или логопунктом. Здесь занятия также проводятся бесплатно и регулярно. Но у логопедов в садах общеразвивающего вида большая нагрузка, поэтому количество мест обычно ограничено. А если ребенку требуется помощь других специалистов — их, скорее всего, придется искать в других учреждениях.
Частный логопед. Услуги частных логопедов довольно дороги — от 1000 Р. Но выбор специалистов большой, и можно обсудить формат занятий, например попросить специалиста проводить их у вас дома.
Занятия могут проводиться как индивидуально с логопедом, так и в составе группы. Первый вариант дороже, но эффективнее, так как все внимание и время уделяется одному ребенку. Если решите сэкономить и заниматься в группе, то нужно обратить внимание на то, чтобы все дети были с однотипными речевыми расстройствами. Обычно в группе 10—12 человек.
Стоит учесть, что, несмотря на схожие проблемы, успехи некоторых детей в группе будут выше. Но так как занятия совместные, логопед не сможет уделять отстающим детям больше времени, поэтому форсировать события не удастся.
Как проходят занятия
Содержание занятий зависит от поставленных задач и от этапа коррекции речи. Вот что обычно делает логопед:
- работает над звуковой стороной речи — учит правильному произношению звуков, развивает фонематический слух и восприятие;
- формирует лексико-грамматический строй языка — учит изменять слова по числам и падежам, создавать новые с помощью приставок, суффиксов, правильно сочетать слова;
- развивает связную речь — учит составлять предложения по картинкам, пересказывать тексты, составлять рассказы.
Чтобы ребенку было интереснее заниматься, специалист использует различные пособия — от пазлов до игр-бродилок.
/list/kids-dev-apps/
14 развивающих приложений для детей
Сколько времени нужно, чтобы достичь результата
Определить время, которое понадобится для решения проблемы, практически невозможно. Это очень индивидуально и зависит от множества факторов:
- характера и тяжести речевого нарушения;
- интенсивности занятий;
- заинтересованности ребенка и родителей;
- неукоснительного выполнения рекомендаций;
- физических и психологических особенностей ребенка.
Одно и то же, на первый взгляд, нарушение у двух детей будет устраняться в разные сроки. Например, в прошлом году я занималась с двумя дошкольниками. Им обоим было по пять лет, и они оба не выговаривали звук [р]. Первому мальчику удалось исправить звукопроизношение за восемь занятий по 30 минут, а второму — за девять месяцев. Дело было в речевом аппарате: у первого мальчика он был в норме, а у второго оказалась укорочена подъязычная связка.
/list/pediatrics-2/
«Чаще всего лекарства ребенку не нужны»: 10 важных вопросов педиатру Федору Катасонову
После постановки звука много времени занимает его закрепление в словах, предложениях, разговорной речи
Чем ребенку могут помочь родители
Коррекция речи — это труд, и порой не очень приятный. Как правило, логопед уделяет много времени укреплению мышц речевого аппарата, проговариванию большого количества слов с отрабатыванием различных звуков. Это монотонная работа, детям трудно и порой скучно ее выполнять. Поэтому они могут капризничать и отказываться от занятий.
Родителю важно помочь ребенку, быть последовательным и настойчивым, потому что лучший помощник в логопедической работе — дисциплина. Потрудиться придется вместе с ребенком: необходимо выполнять все рекомендации и домашние задания, которые дает логопед. Это могут быть ежедневные артикуляционные упражнения, задания на отработку нужного звука в словах, словосочетаниях, предложениях, отслеживание звука в разговорной речи.
Например, с ребенком четырех с половиной лет, у которого были сложные речевые нарушения, мы отрабатывали постановку звука [ш] и устойчивое закрепление в словах поставленного звука [с]. Родителям я рекомендовала ежедневно проводить артикуляционную гимнастику с упражнениями, направленными именно на звук [ш]. А еще — речевые игры с использованием слов со звуком [с]: «Один-много», «Четвертый лишний» и другие.
Упущенное время только закрепляет неправильное речевое развитие. Это подтверждает статистика: около 60% российских школьников приходят в первый класс с нарушениями устной речи, к которым после добавляются проблемы с письмом и чтением. Поэтому чем раньше родители займутся исправлением ошибок в речи, тем легче и быстрее удастся достигнуть результата.
/list/first-time-huh/
6 проблем, которые осложняют жизнь первоклассникам
Запомнить
- Важно своевременно обратить внимание на речевые проблемы ребенка. Однако нужно помнить, что не всегда неправильное звукопроизношение и ошибочное употребление слов — нарушение. Иногда это возрастная норма.
- Если родителей беспокоит речь ребенка, то лучше показать его логопеду. Это можно сделать как платно, так и бесплатно — по полису ОМС.
- После того как специалист выявит проблемы с речью, он составит план коррекционной работы. Основная форма работы с нарушениями речи — занятия с логопедом. Можно бесплатно посещать их в местной поликлинике, записаться в логопедический сад или ходить платно в частные центры.
- Сказать, сколько времени понадобится для решения той или иной проблемы, невозможно. Это зависит от множества факторов: не только от характера и тяжести речевого нарушения, но и, например, от заинтересованности родителей.
- Роль родителей — ответственно подойти к коррекционным занятиям и постараться выполнять все рекомендации и домашние задания, которые дает логопед.
Когда дети начинают говорить? Первые слова, предложения и многое другое
Младенцы обычно произносят свои первые слова в возрасте 7–12 месяцев. Но все малыши развиваются с разной скоростью. Многие начинают говорить позже среднего, и это редко вызывает беспокойство.
Ниже мы рассмотрим, когда дети начинают говорить, как они учат язык и что может вызвать задержки.
Дети достигают языковых вех с разной скоростью, и это совершенно нормально.
В среднем они произносят свои первые слова в возрасте 7–12 месяцев и строят связные предложения к 2–3 годам.
Язык развивается вместе с другими навыками, например, связанными с движением. В результате многие младенцы произносят свои первые слова незадолго до того, как начинают ходить — примерно в 12 месяцев.
Изучение устной речи – сложный процесс. Это помогает ребенку выразить свои потребности и может дать важную информацию об остальном мире.
Национальные институты здравоохранения (NIH) предлагают следующую приблизительную шкалу развития речи:
- 0–3 месяца: Младенцы узнают родительские голоса и издают звуки, выражающие их чувства.
- 4–6 месяцев: Они реагируют на изменение тона, следят за звуками глазами и лепечут.
- От 7 месяцев до 1 года: Они понимают основные слова, отвечают на простые просьбы и общаются руками. К концу этого периода они могут использовать несколько слов.
- 1–2 года: Младенцы понимают основные вопросы, следят за историями и регулярно усваивают новые слова. Они также могут начать складывать слова, чтобы задавать вопросы или выражать потребности.
- 2–3 года: Малыши начинают связывать фразы и говорить связно. Обычно они могут относиться к большинству вещей вокруг себя.
- 3–4 года: Они могут описывать действия, использовать более сложные предложения и говорить более бегло.
- 4–5 лет: Они используют подробные предложения, рассказывают истории и могут легко общаться с другими.
Человек может способствовать развитию речи. Если ребенок достигает этих вех медленнее, ему может быть полезна дополнительная поддержка со стороны родителей и других опекунов или специалиста по речи.
Американская ассоциация по изучению речи, языка и слуха рекомендует следующие способы помощи младенцам и малышам на разных этапах развития:
От рождения до 2 лет
Для развития языковых навыков:
- Реагировать, когда ребенок смеется и делает лица или звуки.
- Используйте такие звуки, как «ма» и «да».
- Поговорите с ними.
- Рассказывать об окружающем мире, например, считая или описывая цвета предметов.
- Почитайте малышу.
- Используйте жесты, например указывание.
2–4 года
Человек должен:
- Говорить с малышом четко и с хорошей грамматикой.
- Повторяйте им в ответ то, что они говорят.
- Превратите свои слова в предложения.
- Помогите им задать вопросы.
- Попросите их выбрать один из нескольких вариантов, например, спросите, что бы они хотели на ужин.
- Пойте песенки и потешки.
- Демонстрируйте картинки или предметы и задавайте вопросы о них.
4–6 лет
С ребенком в этом возрасте человек должен:
- Хвалить его речь.
- Работайте с локациями, например, попросите их «Поднять игрушку посередине».
- Опишите предметы и попросите ребенка идентифицировать их.
- Опишите категории, например, животные на скотном дворе, и попросите ребенка привести примеры.
- Попросите их дать указания или описать, где что-то находится.
- Возьмите их с собой на повседневные дела и обсудите их.
- Также обсудите этапы или истории игры, книги или телешоу.
На развитие речи могут влиять различные факторы. Во многих случаях достаточно проявить терпение и принять дополнительные меры для поддержки развития речи.
У некоторых детей задержки речи указывают на нарушения речи. Однако они относительно редки.
В Соединенных Штатах около 5% детей и подростков в возрасте от 3 до 17 лет страдали нарушением речи, продолжавшимся не менее 1 недели за последние 12 месяцев. В то же время у 3% детей в этом возрасте речевое расстройство продолжалось не менее недели.
Между тем, нарушение слуха может повлиять на развитие речи. В США от 2 до 3 из 1000 детей имеют проблемы со слухом с рождения.
Некоторые признаки нарушения речи, языка или слуха у младенцев и детей младшего возраста включают:
- 0–3 месяца: Ребенок может не улыбаться и не взаимодействовать.
- 4–7 месяцев: Они не могут болтать.
- 7–12 месяцев: Редко издают звуки и не используют жесты.
- От 7 месяцев до 2 лет: Младенец или ребенок младшего возраста может говорить мало слов и плохо понимать других.
- 2–3 года: Они могут произносить менее 50 слов и редко общаются или играют с другими детьми.
- 2,5–3 года: У них могут возникнуть трудности с начальными этапами чтения и письма.
Все дети развиваются по-разному — кто-то сразу усваивает язык, а кто-то нет. Некоторые младенцы рано начинают говорить, но им требуется больше времени, чем ожидалось, чтобы использовать связные предложения.
В большинстве случаев задержка речевого развития не указывает на расстройство. Но некоторым младенцам и маленьким детям нужна дополнительная поддержка и занятия, стимулирующие речь.
Реже вовлекаются нарушения речи, языка или слуха, и признаки могут присутствовать с раннего возраста. Важно обсудить их с медицинским работником.
Также важно посещать все рекомендованные приемы у педиатра, и на каждом врач должен обсуждать развитие ребенка.