Содержание

Как помочь первокласснику, который плохо читает

Если объяснить ребёнку, зачем он что-то делает, и показать, что это интересно, то его не придётся заставлять или уговаривать. Такой метод прекрасно работает с чтением. Наш блогер Екатерина Бунеева написала план работы с текстом, чтобы увлечь ребёнка и показать, какое это удовольствие — читать.

Первоклассники уже четыре месяца учатся в школе. Они любят читать? Интересно им на уроках чтения? Если вашему ребёнку нравится, мои поздравления! А если нет, могу предположить почему:

  • Ребёнок медленно читает, не успевает за темпом класса.
  • Самому читать пока трудно, поэтому скучно. Любит, чтобы ему читали вслух.
  • Хорошо читает, поэтому в классе читать и слушать неинтересно.

Причины не любить чтение могут быть и другие, но способ помочь один: нужно, чтобы сам процесс увлекал ребёнка. Как это сделать? Читайте вместе. Важное условие: вам самим должно быть интересно. Попробуйте действовать вот так.

1. Читаем название и смотрим картинки

Пусть ребёнок прочитает, как называется текст. Рассмотрите вместе иллюстрации и обсудите, о чём и о ком пойдёт речь.

  • «Уже догадался, кто герои?»
  • «Что это будет — рассказ, сказка, стихотворение? Как ты это понял (а)?»
  • «О чём хочешь спросить автора текста?»

Вопросы выбирайте в зависимости от содержания текста. Теперь его можно прочитать и проверить ваши предположения.

2. Читаем про себя

Хорошо, если первый раз ребёнок попробует прочитать хотя бы небольшой кусочек про себя. Многое зависит от текста и уровня ребёнка. Если он не очень высокий, сначала лучше брать короткие и лёгкие тексты, но пусть старается читать про себя. Только торопить его ни в коем случае не надо.

Потом спросите ребёнка, что он понял и почувствовал, о чём подумал. Обсудите вместе, какие ваши предположения подтвердились, а какие нет. Сначала послушайте ребёнка, а затем выскажите своё мнение.

3.

Теперь почитаем вслух

Если ребёнку трудно — читайте по очереди. Только не надо просто «озвучивать» текст. Используйте приёмы так называемого «медленного» чтения: делайте паузы там, где нужно что-то прокомментировать, объяснить слово или ответить на вопрос ребёнка, ведите диалог с автором текста.

Многие дети задают вопросы во время чтения, и это прекрасно! Ни в коем случае не говорите: «Вот дочитаю, тогда и спросишь!» или «Не перебивай! Не хочешь слушать — сам читай!» Следуйте за ребёнком, за его реакцией, эмоциями и мыслями.

4. Выбираем отрывок

Когда вы увидели эмоциональную реакцию ребёнка на текст и убедились, что он его понял, предложите выразительно прочитать вслух отрывок, который он сам выберет.

Обязательно предложите свой вариант выразительного чтения — но потом. Сначала пусть прочитает ребёнок. «Как интересно у тебя получилось! А я бы так прочитала…».

5. Поговорим о писателе

Если вам известны какие-то яркие, интересные факты биографии писателя, расскажите о них ребёнку. Обязательно спросите, каким человеком ему представляется автор текста: как он относится к людям, к жизни, что ему нравится, а с чем он не соглашается, есть ли у него чувство юмора и так далее.

В общем, идея в том, чтобы вместе читать, эмоционально проживать текст, разбираться в содержании и делиться своими читательскими открытиями. Даже если первоклассник пока читает медленно и неуверенно, такое совместное чтение покажет ему, насколько интересен и увлекателен этот процесс.

Покажу на примере одного текста, как мы с внучкой вместе читаем

1. Ребёнок читает заглавие: «В гости к гномику». «Про что текст? О чём хочется спросить?» Внучка спросила, кто идёт в гости к гномику, а я спросила так: «Интересно, у гномика какой-то праздник?» Мы вместе предположили, что, скорее всего, да, праздник, но пока непонятно какой, надо прочитать.

2. «Вот картинка к этому рассказу. Посмотри: о чём можно догадаться?» На картинке гномик ставит самовар.

3. Читаем текст про себя. Когда ребёнок прочитал, спрашиваю: «Теперь мы узнали, какой у гномика праздник и кто пришёл в гости?»

4. Теперь читаем вслух по очереди, я комментирую текст и веду диалог с автором.

Условные обозначения:

В — вопрос, который по ходу чтения появился у читателя к автору текста;

О — ответ читателя, его предположения;

П — проверь, совпадает ли твой ответ с тем, который даёт автор текста.

В гости к гномику

Домик гномика стоит далеко в лесу. У гномика день рождения. (О: «Вот какой праздник!») К нему спешат гости (В: «Интересно, кто они и почему спешат?» О: Ребёнок отвечает, я никак не комментирую, читаем дальше). Вот сова слетела с ветки и полетела к домику. (О: «Первый гость!») Крот вышел рано и долго шёл по тропинке. (О: «Вот и ещё гость». В: «Почему крот долго шёл, догадалась?» О: Уточняем, что кроты живут под землёй, на свету плохо видят, значит, крот идёт медленно. Вот он на картинке.)

Первым прискакал оленёнок с ромашками. Потом приплыли бобры с кувшинками. (О: «Конечно, они самые быстрые!» В: «А ромашки и кувшинки — кому?») Прилетели пчёлы с вкусным медком. (П: «Собираются гости. И у каждого подарок!» Нашли ответ, кто гости.) Лисёнок аккуратно пронёс лукошко с малиной мимо кустов шиповника. (В: «Почему аккуратно, догадалась?» О: «Конечно! У лисёнка красивая шубка, а шиповник колючий».) Улитка пришла после крота. Вот и все гости на месте! (В: «Догадалась, почему улитка пришла позже всех?» О: Ребёнок отвечает.) На столе сладкие пироги, кипит самовар. Гномик рад подаркам.

5. Обсуждаем то, что прочитали. «Сколько всего гостей? Давай посчитаем. Можешь всех перечислить? Почему же они спешили?» Решаем, что все друзья хотели порадовать гномика в день его рождения, боялись опоздать и поэтому спешили. Вот крот — заранее вышел, и улитка спешила, как могла.

6. Что рассказывает об авторе этот текст? Ребёнок сказал, что автор добрый, весёлый и любит подарки. Я согласилась.

7. Выразительно читаем вслух. Внучка выбрала про лисёнка и улитку, а потом захотела нарисовать праздничный стол и подарки. Получилось красиво!

Вот так мы читаем, и нам обеим интересно.


В общем, повторю свою главную мысль: сначала у ребёнка должен появиться интерес и желание научиться читать. А уже потом можно заниматься техникой и всем остальным.

Увлекательного вам чтения вместе в ребёнком!

Вы находитесь в разделе «Блоги». Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.

Иллюстрация: Shutterstock (Masyhurizal)

Ребенок медленно читает | блог о психологии, нейропсихологии и логопедии, новости и события центра детской психологии Август

В первом классе проводятся 2 проверки техники чтения: по окончании первого полугодия, когда дети прощаются с букварем, и в конце учебного года. Помимо скорости, оцениваются плавность, правильность и осознанность чтения. Не стоит относиться к этому легкомысленно. Если ребенок читает медленно, плохо понимает прочитанное, это повлечет за собой сложности в обучении и по другим предметам в дальнейшем.

Основной признак медленного темпа чтения ребенок не любит и не хочет читать. Почему? Ему сложно, тяжело. Он быстро устает. Короткие предложения в 7-8 лет читать уже не интересно, а сложные трудно. Пока ребенок читает конец предложения, он уже забыл, что было в начале.

Со временем ком проблем нарастает. Во втором классе медленный темп чтения вызывает затруднения во всех предметах: в чтении, где объем текстов к прочтению увеличивается; в русском языке, где необходимо прочитать и понять правило, прочитать текст упражнения, понять задание к тексту, чтобы правильно выполнить его. Каково ребенку, который читает 15-20 слов в минуту понять задание: «выпишите слова, содержащие орфограмму «безударные гласные в корне слова»»?

Математика страдает не меньше: прочитать и понять условия задачи, особенно с несколькими вопросами: «насколько больше…?», «насколько меньше…?», «сколько всего…?», «сколько надо добавить, чтобы было…?».

Поставьте себя на место ребенка, как если бы вы недавно выучили буквы иностранного языка, и вам нужно было понять тонкости перевода и отличить «сколько» от «насколько». Тяжело, верно?

Особенно это становится заметно на контрольных, когда время на выполнение заданий ограничено. Ребенок просто не успевает прочитать и понять задачу. задание он чаще всего угадывает, и не всегда верно, оценка снижается. Страдает и самооценка ребенка. При этом выполнение арифметических действий у него не вызывает затруднений. Приведу пример. Мама девочки 2-го класса: «С низкой оценкой по русскому и чтению мы уже смирились, но математика? Откуда двойки за контрольные? Дома мы разбираем задачи, она все прекрасно понимает и без проблем решает, но в школе этого не получается». «Разбираем задачи» это означает «читаем текст задачи вместе». Мама нанимает репетитора по математике. Репетитор в недоумении: ребенок прекрасно справляется с заданиями, но в школе ситуация лучше не становится. Что делать?

Итак, 
если ребенок регулярно не успевает по всем предметам, получает плохие оценки, не любит читать, одна из причин может быть в слишком медленном темпе чтения.


Скорость чтения можно измерить самостоятельно 
Дайте ребенку прочитать соответствующий возрасту текст. Засеките 1 минуту, посчитайте количество слов. Чтение должно быть плавным, выразительным, осмысленным. Не забудьте проверить понимание текста с помощью уточняющих вопросов: как называется рассказ? О ком идет речь? Кто что сделал? Что случилось потом? Почему? И т.д. 
Тексты для проверки, которые обычно дают в школе, это короткие рассказы, например, Л.Толстого или К. Ушинского. Их можно найти в интернете. 
Пример текста для конца 1 класса:


Два товарища
Шли по лесу два товарища, и выскочил на них медведь.
Один бросился бежать, влез на дерево и спрятался, а другой остался на дороге. Делать было ему нечего – он упал наземь и притворился мёртвым.
Медведь понюхал ему лицо, подумал, что мёртвый, и отошёл.
Когда медведь ушёл, тот слез с дерева и смеётся:
— Ну что, — говорит, — медведь тебе на ухо говорил?
— А он сказал мне, что плохие люди те, которые в
опасности от товарищей убегают.
(Л. Толстой) . 


Оцените результат: 
1 полугодие 
20 и более слов — высокий темп
16-20 слов — выше среднего темп
19-15 слов — средний темп
менее 10 слов — медленный темп

2 полугодие
40 и более слов — высокий темп
30-40 слов — выше среднего
25-30 слов — средний темп
менее 25 слов — медленный темп


Причины медленного темпа чтения:
1. Логопедические проблемы. Особое внимание стоит обратить внимание на детей, которые имели логопедические проблемы в дошкольном возрасте (задержка речевого развития, фонетико-фонематические нарушения). 
2. Нарушение техники чтения (путница между буквами и звуками, неправильное слияние звуков в слоги, побуквенное чтение). 
3. Небольшой словарный запас (ребенку сложно прочитать слово, так как оно ему незнакомо).
4. Недостаточный объем памяти. 
5. Недостаточно сформированное произвольное внимание. 
6. Ограниченность поля зрения. 
7. Регрессирующие движения глазами: взгляд возвращается к уже прочитанному

Что делать? Логопед или школа скорочтения? 
Задавая вопрос поисковику «как научить ребенка читать быстрее», родители получают массу предложений пойти учиться в школу скорочтения. Поможет ли это второкласснику читать быстрее?

Новое популярное направление помощи в обучении — школы скорочтения. Школы скорочтения принимают на обучение детей не младше 10 лет (а некоторые с 14-15 лет). То есть дети уже должны уметь читать; хорошо читать (не менее 120 слов в минуту), при этом они осмысливают прочитанное. Основная методика увеличения скорости чтения заключается в исключении артикуляции при чтении (то есть проговаривании слов про себя), расширении периферического (бокового) зрения, обучении выборочного восприятия текста. Скорочтение относится к НЛП техникам. 
Некоторые школы предлагают подготовку к обучению скорочтению, куда принимаются дети 7-9 лет. На данном этапе специалисты обещают развитие интеллекта, которое будет способствовать увеличению скорости чтения, работать с пониманием текста, читать словами.  
Если у ребенка имеются логопедические проблемы или не сформирована познавательная деятельность (ребенок имеет плохую память, сложности с концентрацией, вниманием), школы рекомендуют решить эти проблемы, а потом работать над темпом чтения.

Таким образом, если ребенку необходима помощь в обучении, начните ее с посещения логопеда, чтобы определить наличие или отсутствие логопедических проблем. А чтобы оценить необходимость нейропсихологической коррекции в познавательной сфере (память, внимание, концентрация) обратитесь за диагностикой к нейропсихологу.

Неуспеваемости в учебе в будущем можно избежать, если вовремя диагностировать проблемы у специального педагога, и при необходимости пройти специальную подготовку к обучению, которую проводят совместно логопед и нейропсихолог.


Людмила Поплавская, логопед-дефектолог, член Российской ассоциации дислексии, один из авторов и составителей комплексной программы по подготовке к школе детей с речевыми нарушениями «Путешествуй вместе с нами»: 

«Что может сделать родитель?
Во-первых, важно учитывать реальные возможности ребёнка и подбирать доступный материал для чтения.
Не стоит забывать и о поддержании интереса к чтению. Есть много интересных и увлекательных игр, которые помогут в совершенствовании навыка чтения.
Но самое главное, это вовремя обратить внимание на возникшие трудности и обратиться к специалисту для того, чтобы разобраться в причинах и найти пути решения»

Мероприятие для четырехклассника, который не умеет читать – Classical Education Today

В котором я беру на частные уроки ученика

Этой зимой меня попросили взять на частные уроки ученика Тревора (не его настоящего имя, конечно) сын друга друга. Теперь Тревор приходит ко мне на занятия после школы. Я делаю это вмешательство на моем обеденном столе, где солнечный свет отражается через жалюзи, как буквы прыгают в голове Тревора. Когда я начал с ним работать, он абсолютно не мог декодировать.

Это серьезный проект, для которого у меня есть необходимый опыт, и за который мне хорошо заплатят. Тем не менее, когда я начал, я нервничал. Результат, на который мы рассчитывали, что Тревор научится читать и не отставать от класса без дополнительного внимания со стороны учителя, тогда казался далеким.

Насколько отстал этот ученик в чтении?

В декабре я прочитал в школе индивидуальный план обучения Тревора. Там говорилось, что в то время он читал около 20 слов в минуту с 20 ошибками. Кроме того, его родители говорят мне, что у него часто проблемы с поведением. Когда мы начали, я прошел тест на беглость чтения за обеденным столом. Даже с отрывком для первого класса он не мог прочитать больше двух или трех слов, прежде чем его декодирование сломалось, и с этими несколькими декодированными словами его понимание тоже было не очень хорошим. Я проверил его фонетические знания, и он знал первые 26 однобуквенных звуков, но он не знал ни одного из сочетаний и дифтонгов, тех двух- и трехбуквенных групп букв, которые составляют звуки в различных словах иностранных языков на английском и английском языках. которые, возможно, создают большие трудности с чтением для таких студентов, как Тревор. Когда я заставил его писать, он вообще не мог писать. Его почерк нуждался в полной переработке. Это была своего рода сделка «начать с самого начала».

Решение: вмешательство в чтение с использованием прямого обучения и акустики Ортона-Гиллингема

Решением для учащихся с такого рода трудностями является то, что в моей школе называется прямым обучением, в данном случае конкретно с фонетикой Ортона-Гиллингема. Ключевыми элементами этого процесса являются то, что учитель тесно взаимодействует со студентом в режиме вызова и ответа, чтобы дать ему или ей несколько шансов повторить и выучить материал.

У учащихся с нормальным IQ, но серьезными проблемами с чтением, обычная проблема с чтением заключается в том, что они не полностью освоили фонетику и декодирование в дошкольном и первом классе. Эта проблема может быть исправлена ​​частым повторением и повторением инструкций. *

Я делал это вмешательство раньше, и, по крайней мере, в одной итерации я провел около 200 часов, проверяя фонетику, почерк, понимание прочитанного и декодирование со студентом. В конце концов, этот конкретный ученик был на уровне своего класса, начал преуспевать в учебе и никогда не оглядывался назад. Я надеюсь, что результат Тревора будет таким же.

Два видео YouTube о прямом обучении:

Краткий обзор преимуществ и преимуществ прямого обучения:

Более подробное обсуждение прямого обучения, используемого в классах

План вмешательства по чтению, который я буду использовать

План, который я использую для помощи Тревору, изложен в следующих шагах, которые мы обучающая сессия. Когда Тревор начинал, мы работали по два часа за сессию, но сейчас он стал быстрее выполнять все задачи, и это занимает всего полтора часа.

  1. Сначала я выполняю упражнения на фонетические карты Orton-Gillingham. Вы держите каталожную карточку и просите ученика произнести звук. Всего букв и наборов букв 74, большинство из них имеют один звук, но некоторые имеют два или три, а один имеет шесть разных звуков. Я продаю их в своем интернет-магазине на Teachers Pay Teachers, или вы можете сделать свои собственные карточки из этого документа Google со списком фонограмм.
  2. Далее делаем написание фонограммы: Вы произносите звук буквы из списка Ортона Джиллингема, а ученик, не глядя на карточку, пишет букву или наборы букв. Или, если они не могут вспомнить, вы показываете это, и они записывают это.
  3. Мы создаем книгу правописания : Учащийся учится использовать различные фонограммы в словах. Эти списки пишутся от руки в сборнике сочинений. Для канонического примера этой книги вам нужно купить «Дорога от письма к чтению», источник большей части этой книги, который доступен на Amazon.
  4. Мы практикуем наш диктант и сочинение . Студент пишет оригинальные предложения и, в конечном итоге, абзацы. Вы можете использовать беглые отрывки для составления предложений на соответствующем уровне обучения, или вы и учащийся можете придумать свои собственные.
  5. Мы делаем чтение с опорой или отрывок для понимания прочитанного : Учащийся читает отрывок для понимания или книгу на своем уровне. Учитель слушает, подсказывает и поддерживает.
  6. Мы документируем прогресс с помощью теста на беглость речи теста по чтению : Учащийся измеряет время чтения отрывка на своем уровне, чтобы проверить скорость и точность. Это вызывает стресс как у Тревора, так и у меня (теперь уже меньше, когда ясно, что он прогрессирует адекватно), но это необходимо сделать, потому что, если ученик не прогрессирует, вмешательство необходимо изменить.

 

Результаты на данный момент:

Спустя два месяца и 36 часов репетиторства Тревор становится все более независимым. Его последний тест на чтение показывает, что он может читать 57 слов в минуту с тремя ошибками. Этого недостаточно, чтобы полностью изменить его академическую ситуацию — ему нужно приблизиться к 80-100 словам в минуту, прежде чем я почувствую, что его можно безопасно отпустить в классе, чтобы он выполнял работу вместе со своими одноклассниками без какой-либо помощи — но это представляет собой огромный выигрыш по сравнению с тем, что он делал раньше. Он говорит мне, что его учителя и его родители заметили, что его чтение улучшается, и и он, и родители явно хотят, чтобы он продолжал заниматься по плану репетиторства.

Я вставляю ниже график прогресса Тревора, который я сделал. В верхней строке вы можете увидеть увеличение скорости чтения, а в нижней — уменьшение количества словесных ошибок. Скорость роста говорит о том, что для достижения цели в 100 слов в минуту ему, вероятно, потребуется еще около четырех месяцев занятий с репетиторами, хотя такие оценки сделать трудно, учитывая, что каждый человек, с трудностями чтения или без, подойдет их максимальная скорость чтения, а затем остановиться. Где это может быть для Тревора, еще предстоит выяснить. Но в целом мне кажется, что вмешательство будет успешным и позволит ему читать самостоятельно и быть независимым в школе, без необходимости в поддержке учителя и т. д. И это счастливый конец для Тревора. особенно, но и для меня.

  • (сноска: это старый вопрос увеличения времени выполнения задания для отстающих учащихся, который я иногда порицал, потому что теория обучения времени выполнения задания работает только в том случае, если задание правильно выбрано и эффективно с точки зрения обучения) , Но в этом случае необходимо дополнительное время на задание, а также мультисенсорные (письменные и устные) режимы обучения.

Нравится:

Нравится Загрузка…

Ученики, которые не научились читать к 4 классу

ЭМИ ПИРСОН
26 СЕНТЯБРЯ 2017
КЛАСС

… Digital Vision./Digital Vision/Getty Images

Учащиеся, которые не научились читать к четвертому классу, могут иметь физические или личные проблемы, препятствующие их способности учиться должным образом и, скорее всего, столкнется с множеством проблем на протяжении всей жизни, если не будет осуществлено эффективное вмешательство. Хотя есть много ранних предупреждающих признаков того, что маленькие дети могут испытывать трудности с чтением, родители могут их пропустить. Учителя должны научиться выявлять читателей, испытывающих затруднения, и обеспечивать исправление ошибок, чтобы помочь ученику догнать своих одноклассников.

Исследуйте эту статью

  • Долгосрочные последствия
  • Физические или психические причины
  • Внешние влияния
  • Решения

1 Долгое время. класс может не догнать. Согласно исследованию Дональда Дж. Эрнандеса «Двойная опасность: как навыки чтения в третьем классе и бедность влияют на окончание средней школы», до одной шестой детей, которые не умеют читать к концу третьего класса, не заканчивают среднюю школу. Учащиеся из числа меньшинств, особенно дети афроамериканцев и латиноамериканцев, которые не умеют читать к четвертому классу, с еще большей вероятностью не закончат среднюю школу. Неумение читать может препятствовать социальному развитию, снижать самооценку и сокращать перспективы трудоустройства.

2 Физические или психические причины

Физические причины могут привести к тому, что дети не смогут читать к четвертому классу. Плохое зрение может привести к отставанию детей в чтении. Недиагностированная потеря слуха также может вызвать у учащихся проблемы с чтением, поскольку они с меньшей вероятностью различают звуки букв. Нарушения речи и способности к обучению также могут помешать учащемуся научиться читать до четвертого класса.

3 Внешние воздействия

Согласно работе Эрнандеса, учащиеся, живущие в бедности, с большей вероятностью испытывают трудности с обучением чтению. Школы в бедных районах часто менее эффективны, а учителя могут быть менее опытными или квалифицированными. Семьям часто не хватает ресурсов, чтобы обеспечить детей предметами первой необходимости, необходимыми для успешной учебы, включая книги, технологии, одежду и даже продукты питания. Учащиеся могут быть не в состоянии сосредоточиться на учебе или могут не чувствовать важности чтения из-за отсутствия родительской поддержки.

4 Решения

Согласно статье Сьюзен Холл, опубликованной на веб-сайте Reading Rockets, у детей могут возникнуть проблемы с смешиванием звуков, запоминанием звуков букв и произношением новых слов уже в первом классе. Воспитатели дошкольных учреждений должны быть обучены вмешиваться как можно раньше. Может быть трудно мотивировать нежелающего старшего ученика. Студент должен сначала продемонстрировать мотивацию к обучению, а затем тесно сотрудничать с обученным профессионалом для разработки стратегий чтения. Как пишет Шелдон Горовиц в статье «Обучение чтению подростков с нарушениями обучаемости», опубликованной на веб-сайте Национального центра проблем с обучаемостью, учителя могут реализовать четырехступенчатую стратегию, чтобы помочь учащимся научиться читать. В этой стратегии учащимся предлагается делать предположения о тексте, а затем определять запутанные или неясные части. Как только эти вопросы прояснятся, они работают над определением основной идеи текста.

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *