Содержание

Ребенок не слушается в 4 года

Кризис негативизма уже пройден, малыш обретает собственное «я», и, казалось бы, должно наступить временное перемирие, но часто родители жалуются, что ребенок не слушается в 4 года, отказывается подчиняться и начинает перечить. В чём причины такого поведения, как его скорректировать и подружиться с малышом?

Содержание

  1. Особенности этого возраста. Теория привязанности Л.В.Петрановской
  2. Нежелательное поведение и его причины
  3. Истерики по любому поводу
  4. Хамство и агрессия
  5. Демонстративное поведение
  6. Отказ выполнять требования
  7. Что делать родителям
  8. Провести беседу о сложившейся ситуации
  9. Установить правила поведения, закрепить обязанности
  10. Слушать и слышать ребенка
  11. Постараться построить доверительные отношения
  12. Как правильно завершить конфликт
  13. Книги, которые обязательно стоит прочитать
  14. Чего лучше не делать
  15. Наказывать
  16. Запрещать что-либо
  17. Угрожать
  18. Советы психолога
  19. Мнение доктора Комаровского
  20. Отзывы мамы, которые справились с подобной ситуацией
  21. Что будет дальше, если ничего не делать
  22. Послание мамам. Вместе заключения

Особенности этого возраста. Теория привязанности Л.В.Петрановской

Пережив кризис трёх лет, ребенок сильно меняется, как физически, так и психически. К этому возрасту он уже познал и изучил многие предметы, может сам обслуживать себя и не требует физического ухода.

При этом остаётся маленькой милым крошкой с покладистым характером и хорошим послушанием. Теперь уже нет необходимости нянчить его, достаточно просто присматривать.

Ребенок становится управляемым на расстоянии с помощью слов. Можно просто сказать: «Подойди ко мне поближе» или «Не беги перед светофором и возьми меня за руку». Неспроста этот возраст называется «нежным». Дети становятся ласковыми, покладистыми.

Возраст 4-5 лет психологи называют “нежным”

Исследовав материальный мир, кроха теперь больше интересуется людьми и отношениями. Четырёхлетки очень чувствительны к эмоциям, чутко следят за отношениями между людьми, их настроением, реагируют на остановку в семье. В это время закладывается основа эмпатии. Чадо уже осознает свои чувства и любовь к родителям.

Это самые дорогие и незаменимые люди в его жизни. Малышам очень хочется нравиться своим маме и папе. Мальчики и девочки приобретают способность к рефлексии – умению распознавать свои чувства и необходимости говорить о них. Но иногда дети выходят из-под контроля.

Нежелательное поведение и его причины

Капризы и бунт не всегда связаны с темпераментом чада. Вообще, чаще всего ребенок непослушный в 4 года из-за ошибок родителей. В этом возрасте дети очень привязаны к взрослым, которые за ними присматривают. Маленький гиперактивный человек настойчив и целеустремлён в желании изучить внешний мир.

Если у него что-то не получается, он готов предпринимать попытки вновь и вновь. Но если на пути стоит преграда, которую он пока не в состоянии преодолеть, то неудача вызовет фрустрацию. В эти моменты крайне важно быть рядом и оказать поддержку.

Если кроха упал или ударился, поругался с другом или не получил желаемое, не стоит его ругать. Нужно оказать сочувствие, пожалеть, чтобы малыш ощущал защиту и опору.

[expert_bq id=3418]Это значимый фундамент для преодоления трудностей во взрослом состоянии. Дети, которые «брошены» в самостоятельную жизнь для якобы закалки характера, наоборот, в будущем сложнее переживают кризисы и стрессы. Непослушание четырёхлетки – знак, что малышу не хватает внимания и поддержки. Ему необходима психологическая утроба, в которой можно укрыться от бурь и разочарований.[/expert_bq]

Истерики по любому поводу

Почти у восьмидесяти процентов детей до шести лет случаются истеричные припадки. Малыш орёт, как резаный и требует своего. Больше половины из них капризничают постоянно. Если речь не о патологическом состоянии и истерики возникают не на ровном месте, то у таких припадков есть несколько причин.

Малыш, как антенна, улавливает любые изменения, происходящие вовне. Громкие шумы, ругань дома, принуждение к чему-либо вызывают стресс. В данном случае истерика – это способ снять нервное напряжение. В этом возрасте крошек начинают приучать к самостоятельности: правильно и аккуратно кушать, убирать за собой вещи, играть со сверстниками.

Часто детей записывают в различные развивающие группы. Всё это требует больших усилий со стороны нервной системы. Она к 4 годам ещё неустойчива. Поэтому любя нагрузка может вызвать непривычную реакцию.

Другая причина – система запретов. Пытливый ум четырёхлетки заставляет его исследовать всё вокруг. Если мама и папа его постоянно одёргивают и подавляют его свободу, то такой тотальный контроль может вызвать адекватное желание самоутвердиться и проявить свое «Я».

Хамство и агрессия

К четырём годам мальчики и девочки стремятся быть ближе к своим взрослым. Мама и папа для них драгоценные люди. Если чадо проявляет , нарочно хамит и начинает огрызаться, значит малышу была нанесена тяжёлая психологическая травма. Так необходимая сейчас связь со своим «взрослым» разрушена.

Крошка на бессознательном уровне решает отделиться от него. Это может произойти, если малыш систематически находился в состоянии стресса, не получал помощи и поддержки при решении своих проблем, регулярно наблюдал грубость в отношениях между членами семьи.

Это очень тревожный симптом, который в последствие может иметь серьёзные последствия. Агрессия в 4 года – повод обратиться за консультацией к психологу.

Никогда

3.57%

Только учится

32.14%

Мы друг друга понимаем, и до такого не доходит

7.14%

Да, это очень задевает

57.14%

Проголосовало: 28

Демонстративное поведение

К середине дошкольного возраста у детей появляется потребность в признании. Им важно знать, как оценивают их действия окружающие.

Если родители не уделяют достаточного внимания, не подкрепляют похвалой успехи сына или дочери, пускают воспитание на самотёк, то кривляние, капризы и другие проявления демонстративного поведения – это способ напомнить о себе. Малыши пытаются добиться внимания любой ценой.

Отказ выполнять требования

Причиной непослушания может быть атмосфера постоянного контроля или невнимательного отношения к чаду. Его мнение никак не учитывается и не воспринимается взрослыми всерьёз, малыш не ощущает свою значимость и уважение со стороны родителей. Капризами и отказом выполнять просьбы и требования он пытается восстановить свой положение

Другие советы о том, как справиться с бушующим малышом вы найдете в следующем видео:

Что делать родителям

Универсальных и быстродействующих средств утихомирить чадо нет. Чтобы наладить взаимоотношения, для начала разберитесь в причинах, вызывающих эту непокорность.

Провести беседу о сложившейся ситуации

Нужно вести себя спокойно. Поговорите с сыном или дочерью. Тёплый разговор позволит обсудить причину . Представьте проблему отвлечённой в форме сказки и так выведите чадо на откровенный разговор.

Установить правила поведения, закрепить обязанности

Для того чтобы у малыша был ясный ориентир, что нельзя, а что можно делать, установите чёткие правила. Эти законы должны распространяться на всех домочадцев. Не стоит вводить из слишком много, достаточно двух-четырёх. Они должны охватывать самые важные вопросы. Это подготовит чадо к принятию рамок.

Некоторые правила могут иметь исключения. Это поможет смягчить требования. В случае несоблюдения установленных договорённостей должно последовать . Хорошо, когда оно заранее продумано и известно малышу. Это позволит избежать непоследовательности в воспитании или импульсивности в решениях.

Помимо правил эффективно работают закрепленные за детьми обязанности. Они должны быть посильными и понятными. Это приучает их к дисциплине, ответственности и позволяет проявить самостоятельность.

Слушать и слышать ребенка

Важно научиться понимать и принимать мнение дошкольника. Спокойный тихий разговор по душам поможет закрепить связь с крошкой. Не задавайте много вопросов, пусть он сам расскажет, что его волнует, что не нравится, и как бы он хотел, чтобы было на самом деле.

Но не потакайте капризам. До пяти лет у крох формируется модель поведения. Это ценное время, чтобы научить их спокойному общению, уважению к окружающим, развить эмпатию.

Постараться построить доверительные отношения

Откажитесь от авторитарной роли. Нащупайте тонкую грань между доверием и лидерством. Ребенок должен верить вам и не бояться ничего рассказать. Знать, что вы поддержите в любой ситуации.

Как правильно завершить конфликт

Если маленький капризуля плохо себя ведет, закатывает истерики и начинает проказничать, он понимает, что нарушает правила и чувствует, что он плохой. Нужно сделать так, чтобы он чаще ощущал себя хорошим.

Придумайте свой ритуал примирения.
Малыш должен чувствовать, что вы понимаете, почему это произошло, знаете, что он сожалеет о своих капризах. Итогом любого конфликта должен стать грамотный компромисс.

Если ребенок устроил истерику в общественном месте, то есть несколько вариантов, чтобы успокоить его:

  • Переключите внимание. Предложит ему посмотреть на что-то интересное: видео со смешными щенками, фотографии необычных животных, его любимых мультгероев.
  • Режим собеседника. Поговорите с крохой. Аккуратно и спокойно спросите, что он испытывает и почему. Если капризы были вызваны недостатком внимания, такой способ очень эффективно работает.
  • Игнорирование. Этот вариант подходит больше в случаях, когда вы находитесь с сыном или дочерью наедине. Они могут долго не успокаиваться. Проявите терпение.

Причины нежелательного поведения в возрасте и могут быть другими. У этого возраста есть свои особенности и их обязательно стоит учитывать. Чаще всего проблемы возникают именно из-за того, что родители не придают этому значения. Подробные материалы о проблемах в поведении в этом возрасте вы найдете по ссылкам.

Книги, которые обязательно стоит прочитать

На мой взгляд, эти книги должны выдавать в роддомах, вместе с ребенком. Вы обязательно найдете в них ответы на свои вопросы. Кроме этого, эти книги просто интересно и приятно читать, они вселяют уверенность, что все обязательно будет хорошо! Рекомендую.

Эта книга ставит под сомнение привычные методы кнута и пряника в воспитании детей и призывает увидеть в ребенке личность, нуждающуюся в безусловной любви. Автор предлагает задуматься о долгосрочных целях воспитания и дает практические рекомендации.

Воспитание сердцем — Альфи Кон

В книге легко и доступно рассказано о роли родителей на пути к взрослению: «Как зависимость и беспомощность превращаются в зрелость, как наши любовь и забота год за годом формируют в ребенке тайную опору, на которой, как на стержне, держится его личность?»

Тайная опора — Л. В.Петрановская

Новая книга Людмилы Петрановской будет полезна родителям, отчаявшимся найти общий язык с детьми. Вы сможете научиться ориентироваться в сложных ситуациях, решать конфликты и достойно выходить из них.

Если с ребенком трудно — Л.В.Петрановская

По промокоду OZONO2GI16 вы можете получить скидку 300 р. на заказ этих книг на Ozon.ru.

Чего лучше не делать

Регулярные припадки и непослушание выведут из спокойного состояния кого угодно. Первое желание прикрикнуть или шлёпнуть вполне естественно. Но не нужно срываться. Стоит избегать следующих методов, которые лишь усугубят сложившуюся ситуацию. Наоборот, чадо может начать капризничать назло и вопреки.

Наказывать

Нельзя использовать наказание в форме крика, оскорблений, унижения, физической расправы. Держите эмоции под контролем и принимайте справедливые решения. В случае обидных наказаний или кары по непонятной для чада причине, он может затаить обиду, что ещё хуже скажется на поведении. Наказания стоит применять только в случае серьёзных проступков.

Он стал неуправляемым! Как себя вести?

Если капризы регулярны, поговорите с малышом. Возможно, он отказывается делать что-то не из вредности или лени, а потому что просто не знает или не умеет этого. В случае, если ребенок не перестаёт баловаться и капризничать, нужно предупредить его о наказании. Это может быть лишение какого-то развлечения. Главное, чтобы наказание не было отсрочено во времени.

Запрещать что-либо

Слово «нельзя» стоит использовать очень дозировано. Множество запретов могут сковать познавательную активность. Категоричные требования уместны только в случае опасности для жизни: перебегать дорогу без взрослых, обижать животных, драться

Угрожать

Средний дошкольный возраст, это пик детских страхов. Агрессивное и злое отношение спровоцирует ненужные опасения и стресс у малыша. Такое отношение лишь усугубит настрой бунтовать и сопротивляться требованиям родителей.

Советы психолога

Непослушание лучше предупредить, чем бороться с ним.
Воспитателю дошколёнка помогут следующие правила:

  • Чёткий распорядок дня, даже если дитя не ходит в садик;
  • Расписание должно включать не только время на развивающие занятия, но ещё игры и отдых. Игра – самый важный процесс для развития малышей в этом возрасте.
  • Научите малютку выражать чувства и эмоции словами. Так он сможет поделиться с вами переживаниями, и ему будет проще их контролировать.
  • Дайте дошколёнку свободу. Пусть он производит некоторые действия самостоятельно: одевается, поднимается по лестнице.
  • Предоставляйте детишками право выбора, советуйтесь с ними по некоторым вопросам. Подкрепите их уверенность в себе.
  • Принимайте чадо таким, какой он есть. Дарите любовь и поддержку.
  • Говорите с ним и проводите вместе время за интересными занятиями. Узнавайте, как прошёл его день.

Мнение доктора Комаровского

Известный педиатр считает четырёхлетний возраст достаточно простым с точки зрения управления детьми. Мальчики и девочки беззаветно любят родителей, хотят быть на них похожими. Пропадает инстинктивное упрямство, а на смену приходит романтическое обожание.

Если ребенок отказывается выполнять требования взрослого, то Комаровский рекомендует оставить его наедине с собой, без игрушек и развлечений. Можно ставить в угол на столько минут, сколько малышу лет. Бесполезно использовать отложенные во времени наказания.

Доктор также против категоричных запретов и советует больше стараться объяснять сыну и дочери, почему такое поведение неприемлемо. Чем больше он слышит «нельзя», тем меньше он обращает на запрет внимание.
Все капризные дети когда-то были управляемыми. Если чадо стало непослушным, значит где-то был неправильно пройден кризисный период. Все причины неуправляемости кроются в ошибках родителей.

Далее вы можете посмотреть видео от детского психолога о детских истериках, их причинах и способах избежать:

Отзывы мамы, которые справились с подобной ситуацией

Далее мы публикуем историю Ольги, она рассказывает о дочке 4-х лет:

У меня была огромная проблема с походами в магазин. Как только мы заходили в супермаркет, начинался ад. Дочь по нарастающей начинала отвратительно орать и устраивать ужасную истерику. «Хочу то», «хочу это», «нет, ничего не хочу», «купи мне прямо сейчас», «ты купила не то». Все оборачивались, крики раздражали покупателей и сотрудников магазина. Никакие уговоры совершенно не помогали.

Решила применить методику одного психолога.
Перед входом в магазин даю дочке её любимую игрушку. Нужно, чтобы руки были чем-то заняты. Когда ей чего-то хочется, например, печенья, я не спрашиваю, как раньше, какое она хочет, а прошу выбрать из каких-то вариантов. Например, овсяное или шоколадное. По началу, не всегда срабатывало.

Тогда я просто выходила из магазина, без крика или каких-то наказаний, и говорила: «Жаль, я хотела, чтобы мы что-то с тобой купили вместе. Но раз ты так себя ведёшь, то мы пойдём домой. Купим в следующий раз». И потихоньку дочь начала переставать психовать и воспринимать наш шопинг иначе. Больше никаких истерик. Заранее обсуждаем, что будем делать в магазине, и как нам будет весело.

Что будет дальше, если ничего не делать

4-5 лет – очень важный возраст для формирования манеры поведения. Сейчас закладывается личность и внутренний моральный компас, который будет служить ориентиром во взрослом состоянии. Дитя учится справляться с проблемами, контролировать эмоции, проявлять эмпатию.

Дефицит внимания, бесконтрольность поведения, непонимание, отсутствие поддержки – всё это очень пагубно скажется на характере будущего подростка. Он будет жить сам по себе, не обращать внимания на мнение членов семьи. Изменить ситуацию в этом возрасте будет сложно.

Все проблемы из детства. Чем раньше мама с папой обратят внимание, тем проще всей семье будет пройти путь к полному взрослению маленького человечка.

Обстановка дома не должна быть накалена, избегайте перегибов от дефицита внимания до гиперопеки. Больше общайтесь с крохой, поощряйте его самостоятельность, объясняйте, почему то или иное поведение неприемлемо. Найдите к нему свой подход.

Пристрелите меня, я больше не могу

62.07%

С ним бывает не просто, но редко

17.24%

Устала краснеть перед соседями

17.24%

У меня идеальный ребенок

3.45%

Я научилась быстро справляться с истериками

0%

Проголосовало: 29

Послание мамам. Вместе заключения

Всем мамам, которые дочитали эту статью, мне хочется сказать — вы большие молодцы! Если вы здесь — вы уже хорошая мама! Вам не все равно, что происходит с ребенком, вы хотите разобраться в ситуации и избежать конфликтов.

Ваше желание — это самое главное, значит у вас обязательно все получится. Пожалуйста выдохните, выпейте кофе, включите ребенку мультик, и отдохните хоть немного. Скорее всего у вас замечательный, смышленый малыш, которым можно гордиться.

Просто он старается отстоять свои потребности, громко заявить о своих желаниях, если тихо его не услышали. В свои 4, оказывается, он уже личность. И с этим придется считаться. Да, навыков самоконтроля и осознания ситуации пока не хватает. Но это скоро пройдет, он подрастет, и все наладиться.
Правда начнется другой этап взросления со своими сложностями =), но об этом мы расскажем уже в следующих материалах…

Ребенок в 4 года не слушается, ведет себя плохо: что делать, советы психолога

  • 1 Причины непослушания
  • 2 Немного о наказаниях
  • 3 О запретах
  • 4 Рекомендации психологов

В 4 года поведение ребенка часто меняется. Причина кроется в значительных изменениях в психике после преодоления кризиса трехлетних. В это время маме и папе следует пересмотреть свои отношения с крохой. О том, как правильно это сделать, и пойдет речь в нашей статье.

Причины непослушания

Когда 4-летний малыш ни с того ни с сего перестает слушаться, близкие часто теряются и не знают, как себя вести. Ребенок начинает проверять границы дозволенного. Это позволяет ему понять, насколько сильно он может отклоняться от курса, заданного родителями.

Здесь важно не спускать с рук шалости и непослушание, иначе в дальнейшем маленькому бунтарю будет сложно адаптироваться к жизни и требованиям, которое предъявляются к нему в обществе. Нужно донести до малыша, что требования родителей должны выполняться точно и вовремя.

В 4 года у детей начинается новый этап развития. У них появляются зачатки осознанности, которая позволяет анализировать свои поступки и их возможные следствия. Ребенок учится принимать решения самостоятельно, начинает понимать, что он на это способен, и активно отстаивает свое право на это. Требования мамы и папы, напротив, заставляют дитя чувствовать себя несвободным, и это толкает к непослушанию.

Взрослым следует выработать правила поведения в семье, которые будут просты и понятны. Например, полное исключение разговоров на повышенных тонах: никаких криков со стороны родителей и истерик со стороны малыша. Так будет гораздо легче прийти к взаимопониманию.

А во время конфликтов вместо резких категоричных высказываний лучше отдать предпочтение разговору по душам, когда каждый высказывает свою точку зрения на происходящее. Это даст возможность понять, почему малыш делает по-своему в каждой конкретной ситуации. Иногда дело не в том, что он вредничает, а в том, что просто не понимает, как выполнить требование (или не может справиться физически). Всегда лучше не спешить с наказанием, а сначала разобраться.

Немного о наказаниях

Если разговоры и просьбы родителей не помогают и малыш осознанно не желает слушаться, только тогда следует наказывать. Безнаказанным непослушного ребенка оставлять нельзя, но избегайте применения насилия в любой форме: это только усугубит проблему. Лучше остановиться на психологическом воздействии, действуя по ситуации.

Главное условие – малыш должен точно знать, за что его наказывают. Слишком частые эпизоды наказания не лучший сценарий, потому что ребенок привыкает и перестает обращать на них внимание. Кроме того, старайтесь не воспитывать кроху, когда выходите из себя: результат, скорее всего, будет не таким, как хотелось бы.

Непослушание в 4 года – явление отнюдь не редкое. Обычно для ребенка это просто способ показать, что он уже не маленький, и отстоять самостоятельность. Еще дети часто привлекают таким способом внимание взрослых, если испытывают потребность в нем.

Но даже в такой непростой период помните, что похвалы должно быть в 4–5 раз больше, чем наказаний. Это самая здоровая пропорция. Когда кроха понимает, что мама с папой им довольны, ему хочется слышать, как они его хвалят, как можно чаще. И тогда его поведение улучшается само собой.

О запретах

Четырехлетка нуждается в постоянном напоминании о том, что такое хорошо и плохо, что делать можно, а что – нет. Сейчас он активно усваивает нормы поведения, принятые в обществе.

Что касается слова «нельзя», нужно стремиться к тому, чтобы произносить его как можно реже. Когда ребенок все время слышит запреты, это вызывает неосознанный протест, а также тормозит нормальную познавательную активность.

Формулируйте абсолютные табу кратко и ясно:

  • не драться и не кусаться – это причиняет боль окружающим;
  • не портить деревья и цветы, не обижать животных – это живые существа;
  • не отходить от родителей возле проезжей части – это опасно для жизни.

Конечно, перечень запретов может быть и более длинным, это зависит от того, что принято в конкретной семье. Но чтобы ребенок воспринимал эти табу всерьез, он должен видеть, что и для других членов семьи это не пустой звук.

Рекомендации психологов

Но как быть, если ребенок все равно не слушается? Не желает одеваться на прогулку, убирать за собой, ломает игрушки. Что делать тогда? Попробуйте следующий алгоритм действий:

1. Сначала просто скажите, что так делать не надо, дайте ему шанс исправиться.

2. Если малыш продолжает шалить, предупредите его, что за такое поведение его ждет наказание. Например, вы не пойдете с ним в зоопарк, не возьмете его в гости, не разрешите сегодня смотреть мультики.

Здесь есть нюанс: наказывать нужно именно сегодня, и чем скорее, тем лучше. Если вы слишком отсрочите этот момент, ребенок забудет, в чем было дело, и ничего не осознает.

3. Если это не помогло, сообщите о наказании в такой форме: «Ты ломаешь игрушки, значит, вечером поход в кино отменяется». Вскоре малыш может забыть о том, что вы сказали, тогда просто спокойно повторите ему, что он наказан: «Утром ты ломал игрушки, а так нельзя. Поэтому в кино мы сегодня не идем».

4. Если решили наказать, не уступайте, иначе воспитательная мера не возымеет действия: ребенок быстро поймет, что может манипулировать вами, и перестанет воспринимать ваши предупреждения всерьез. Уговоры и слезы игнорируйте.

5. Специалисты советуют наказывать разумно, не меняя отношения к ребенку в целом, не лишая его любви. Не отказывайте в общении, даже когда он балуется.

6. Если кроха не слушается, подумайте еще вот над чем: а так ли в действительности важно и нужно выполнение этого требования? Попробуйте предоставить малышу возможность выбирать. Возможно, именно тогда он и перестанет делать все наперекор.

7. Иногда бесконечные вопросы ребенка утомляют и требуют много терпения. Старайтесь отвечать на них всегда и вместе искать правильный ответ, если точно его не знаете. Только так можно утолить естественную любознательность ребенка.

8. Старайтесь быть хорошим примером для ваших детей. Если вы не можете сами выполнить то, чего хотите от них, это плохой знак: ищите, где перегибаете палку.

Помните, что главное – любить. Ваш малыш должен чувствовать, что вы любите его всегда: и когда он плохо себя ведет, и когда хорошо. Только так он сможет правильно развиваться.

Всего хорошего вам и вашим детям!

Дата: 05.03.2019.

Как заставить детей слушаться

Почему многим родителям и учителям так трудно заставить детей делать то, что им говорят?

Когда вы в последний раз слышали, чтобы ребенка называли послушным? Наверное, это было давно. Это очень плохо, потому что лучшие исследования говорят нам, что послушные дети — счастливые дети. И, по моему опыту семейного психолога, родители послушных детей — счастливые родители.

Поскольку все родители хотят, чтобы их дети были счастливы, возникает вопрос: как заставить ребенка слушаться? Есть ли в этом какая-то хитрость?

Что ж, многие родители так думают. Они считают, что надлежащая дисциплина — это вопрос использования правильных методов, техник и стратегий — того, что я называю «системами доставки последствий». Родители используют эти методы, основанные на модификации поведения, с тех пор, как они стали популярными в 1960-х годах, и, по-видимому, безрезультатно. Кто-нибудь станет спорить с тем, что сегодняшние дети более послушны, чем дети несколько поколений назад? Я так не думаю. Причина, по которой эти методы и приемы не работают, заключается в том, что надлежащая дисциплина не зависит от надлежащих методов. Это вопрос правильного отношения со стороны родителя.

Поясню. Предположим, что в течение недели я наблюдаю за классом учительницы начальных классов, которая имеет репутацию лучшего дисциплинарного работника в своем округе. У нее постоянно меньше проблем с поведением, чем у любого из ее коллег. Что она делает? Она четко излагает свои ожидания. Это означает, во-первых, что она общается простыми повествовательными предложениями. Она не использует пятьдесят слов, когда могла бы использовать десять. Чем больше слов вы используете для выражения своих ожиданий, тем менее уверенно вы звучите.

Во-вторых, она предваряет свои инструкции своим ученикам авторитетными фразами вроде «Я хочу, чтобы вы…» и «Пора вам…» Она говорит: «Вам пора достать учебники по математике и открыть страницу. 25», а не «Давайте возьмем наши учебники по математике и перейдем к странице 25, хорошо?»

В-третьих, эта учительница не объясняет мотивы своих указаний своим ученикам. Почему? Потому что она знает, что объяснения вызывают споры.

В-третьих, эта учительница не объясняет мотивы своих указаний своим ученикам. Почему? Потому что она знает, что объяснения вызывают споры.

Всякий раз, когда родители говорят мне, что они имеют дело со спорным ребенком, я знаю, что эти благонамеренные люди объясняются. Например, они рассказывают своему ребенку, почему хотят, чтобы он собирал свои игрушки. И он спорит, потому что всегда можно разобрать объяснение. Если вы не объяснитесь, когда даете ребенку указание, то ребенок, будучи ребенком, почти наверняка попросит об этом. Он спросит: «Почему?» или «почему бы и нет?» В этот момент — приготовьтесь к большому сюрпризу — ваш ответ должен быть: «Потому что я так сказал».

Эти очень полезные четыре слова — и нет, они не причинят психологического вреда вашим детям; как раз наоборот — являются простым, но мощным подтверждением легитимности вашей власти. Скажи это спокойно. Не кричи. Ничего хорошего никогда не сделает человек, который кричит.

И последнее, но не менее важное: давая инструкции ребенку, не — позвольте мне повторить: не — не наклоняйтесь до уровня ребенка. Чтобы заставить ребенка делать то, что ему или ей говорят, нужно выглядеть, вести себя и говорить так, как будто вы полностью уверены в своем авторитете. Сгибание до уровня ребенка не выглядит властно. На самом деле это выглядит так, как будто вы в одном движении от того, чтобы опуститься на колени перед королем.

Я знаю — вы где-то читали, что вы должны опускаться до уровня ребенка, когда разговариваете с ним. Что ж, все, что я могу вам сказать, это то, что есть много очень плохих советов по воспитанию детей. И это только один пример. Говорите с детьми в вертикальном положении. Это заставляет их смотреть на вас снизу вверх. И это хорошо — для них и для вас обоих.

Я Джон Роузмонд, писатель и семейный психолог из Университета Прагера.

 

 

шагов | тайм-аут | Основы | Информация для родителей

Когда дети плохо себя ведут, а родители пытаются их исправить, чувства и эмоции могут выйти из-под контроля. Тайм-аут позволяет родителю и ребенку остыть. Описанные ниже шаги можно использовать для тайм-аута. Помните, что полезно попрактиковаться в том, что произойдет во время тайм-аута с вашим ребенком, прежде чем вам понадобится его использовать.

Шаги для тайм-аута

Если ваш ребенок плохо себя ведет, что требует тайм-аута (например, несоблюдение указаний), сделайте предупреждение о тайм-ауте. Дайте ребенку понять спокойным голосом, что он возьмет тайм-аут, если продолжит плохо себя вести.

Например, если вы говорите ребенку убрать свои игрушки, а он не слушает, вы можете сказать: «Если вы не уберете свои игрушки, у вас будет тайм-аут». Подождите около 5 секунд. Если ваш ребенок следует указаниям после предупреждения, похвалите его. Можно сказать: «Мне очень нравится, когда ты слушаешь и убираешь свои игрушки, как я и просила!» Если ваш ребенок продолжает плохо себя вести, пришло время сделать перерыв. Всегда делайте тайм-аут, когда вы даете предупреждение, а ваш ребенок не делает то, что вы ему сказали.

Скажите ребенку, что он собирается взять тайм-аут, и объясните ему, почему. Скажите ребенку: «Тебе нужно взять тайм-аут, потому что ты…» Вы должны сказать это только один раз. Скажите это спокойным, но твердым голосом. Когда вы говорите своему ребенку, почему он собирается на перерыв:

  • Делайте НЕ лекции, ругайте или спорьте.
  • Делай НЕ принимай любые отговорки.
  • Разговаривайте НЕ со своим ребенком, когда отводите его к стулу для тайм-аута.
  • Игнорировать крики, протесты и обещания быть хорошими.

Если ваш ребенок отказывается идти на перерыв, ведите его за руку или осторожно поднимите и отнесите к стулу. Когда вы доберетесь до тайм-аута, скажите ему сесть. Скажите ему оставаться в тайм-ауте, пока вы не скажете, что он может вставать. Когда ваш ребенок находится в тайм-ауте:

  • Делайте НЕ  позволяйте кому-либо говорить с ним.
  • Делай НЕ пусть играет с чем угодно.

Заставить детей сидеть в тайм-ауте иногда легче сказать, чем сделать. Если ваш ребенок выходит из зоны тайм-аута, положите его обратно и не разговаривайте с ним. При первом использовании тайм-аута вам, возможно, придется возвращать ребенка к тайм-ауту несколько раз. Дополнительную информацию см. в разделе «Обработка проблем с тайм-аутом».

Тайм-аут обычно длится от 2 до 5 минут для малышей и дошкольников. Хорошее правило – давать 1 минуту тайм-аута на каждый год возраста ребенка. Это означает, что 2-летний ребенок будет сидеть в тайм-ауте в течение 2 минут, а 3-летний ребенок будет иметь 3-минутный тайм-аут.

Ваш ребенок должен замолчать, прежде чем он покинет зону тайм-аута. Послушайте около 5 секунд тишины ближе к концу тайм-аута. Когда ваш ребенок помолчит в течение 5 секунд в конце тайм-аута, скажите ему, что он может вставать. Если ваш ребенок получил тайм-аут за нарушение семейных правил или совершение чего-то опасного, вы можете напомнить ему о ожидаемом поведении. Например, вы можете сказать: «Помните наше правило: держите руки и ноги при себе».

Если тайм-аут был из-за того, что вы не следовали указанию, повторите его. Ваш ребенок должен следовать вашим указаниям, даже после тайм-аута. Если ваш ребенок по-прежнему отказывается делать то, что вы ему сказали, ему следует вернуться к тайм-ауту.

Сосредоточьтесь на следующем положительном поступке вашего ребенка и похвалите его с энтузиазмом! Иногда, давая ребенку возможность пойти в другом направлении, вы можете похвалить его. Если ваш ребенок не делает то, что вы ему сказали, даже после тайм-аута, вам следует повторить тайм-аут. Может пройти несколько раз, прежде чем ваш ребенок поймет, что вы имеете в виду то, что говорите.

Что вы можете делать, пока ваш ребенок находится в тайм-ауте

Старайтесь делать то, что вы обычно делаете, когда ваш ребенок находится в тайм-ауте, но оставайтесь достаточно близко, чтобы знать, делает ли ваш ребенок что-то опасное или пытается покинуть стул/место для тайм-аута. Никто не должен уделять вашему ребенку никакого внимания, пока он находится в тайм-ауте. Не смотрите на своего ребенка, не разговаривайте с ним и не прикасайтесь к нему. Убедитесь, что братья и сестры вашего ребенка также не уделяют ему внимания во время тайм-аута.

Тайм-аут для двоих детей

Когда двое детей ссорятся или дерутся, знать, кто это начал, менее важно, чем наказывать обоих детей за плохое поведение. Выбор стороны не дает детям шанса решить свои собственные проблемы. Поставить обоих детей на тайм-аут лучше, потому что вам не придется занимать чью-либо сторону, вы не награждаете детей вниманием за драку, и оба ребенка одинаково наказываются. Обязательно отправляйте детей в разные места для тайм-аута.

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *