Содержание
Что делать, если ребенок не хочет учиться? Советы психолога
Олеся Ахмеджанова
«Мне что ли это нужно?! Я свое уже отучилась», — часто отвечают родители ребенку, если тот не хочет идти в школу. Мысль вроде бы верная, но не особо полезная. Что же делать? Психолог Марина Новикова рассказывает, как воспитать интерес к обучению и научиться слушать учителя.
Как донести до ребенка мысль, что школа — это интересно?
Может показаться, что мотивация учения — это зона ответственности школы. Отчасти да, но в целом интерес к познанию зарождается в семье, и именно родители могут его поддерживать. Что же могут сделать мама и папа, чтобы ребенку стало интереснее учиться?
Психолог Марина Новикова
Подавайте пример
Задайте себе простые вопросы: как часто вы читаете? Чем сами интересуетесь? Где ищите знания? Какие места посещаете? О чем говорите за семейным ужином? Знают ли дети про ваши увлечения?
Личный пример — до сих пор один из лучших методов воспитания.
Дети бессознательно копируют наши достоинства и недостатки. Так пусть достоинств будет больше.
Делитесь личным опытом
Узнавайте, что ребенок проходит в школе, что ему особенно нравится и не нравится. Только, чур, без осуждения и нравоучений. Делитесь личным опытом из детства: не с позиции «А вот я в твои годы!», а на равных. Расскажите про возможную двойку, про первую пятерку, про отношения с учителями.
Определите таланты ребенка и свяжите их с обучением
Если ребенок не боится публики, пусть чаще выступает с докладами. Если обладает организаторскими способностями — пусть устраивает школьные мероприятия. Главное — дать возможность для реализации потенциала. Помещайте ребенка в ситуацию успеха и концентрируйтесь на сильных сторонах и достижениях.
Пройдите «лабиринт с конца»
Источник
Выясните, кем хочет стать ребенок, когда вырастет, и расскажите ему, что для этого необходимо. Но только начните с финишной прямой. Объясните, в каком учебном заведении нужно учиться, какие для этого важны знания, какие предметы для этого нужно изучать.
Установка «вырастешь — будешь дворником» давно не работает.
Участвуйте в жизни школы
Общайтесь с учителем, родителями одноклассников, приходите на школьные концерты и посещайте собрания — принимайте в меру активное участие в жизни школы.
Спрашивайте, как прошел день в школе
Узнавайте, что проходили на уроках и что давали на обед в столовой; с кем ребенок играл или общался на переменах; что нового узнал и от чего ему было скучно.
Поддерживайте благоприятный климат в семье
Источник
Помните, что отношения в семье влияют на учебу. Если у ребенка сильный стресс, ему не до развития и новых знаний: все силы организма направлены на борьбу с проблемой. Пусть дома будет комфортно.
Развивайте эмоциональный интеллект
Эмоциональный интеллект — это способность распознавать и управлять эмоциями, своими и чужими. Когда ребенок хорошо владеет своими эмоциями, он адекватно переживает разные ситуации: его не выбивают из колеи плохие оценки, новые учителя или другой коллектив.
Устраивайте интересные образовательные мероприятия
Вместе разгадывайте кроссворды или ходите в библиотеку. Отправляйтесь на выставку или в театр. Обучение — это ведь не только сидеть за учебниками. Это весело и необычно.
Обращайте внимание на то, что вы сами говорите про школу и учителей
У каждого у нас богатый опыт. Возможно, ваши воспоминания о школе не очень радужные, но не стоит переносить их в жизнь ребенка.
Постарайтесь не ругать учителей в присутствии детей и уважительно отзываться о школе.
Иначе ребенок сделает простой логический вывод: если мама с папой не любят школу, почему её должен любить я?
Авторитет учителя
Источник
Ох уж этот авторитет — он беспокоит и учителей, и родителей. Сразу возникает вопрос: возможно ли сформировать авторитет без участия самого учителя? Конечно, нет. Уже на первых уроках дети составляют мнение о педагоге, который своими поступками, словами и даже молчанием создает определенный образ. Но кое-что родители могут сделать.
Если вы столкнулись с агрессивным поведение учителя, то эта ситуация должна рассматриваться на уровне руководства школы. Остальные проблемы будем решать с помощью личного примера.
Учителям тоже непросто завоевать уважение целого класса. Источник
Говорите об учителе уважительно в присутствии ребенка
Никогда не оскорбляйте учителя при ребенке. Даже если учитель не прав, делайте акцент на его поведении, а не его личности.
Если возникает конфликт, не занимайте сразу чью-то сторону
Выслушайте всех участников и затем делайте выводы. Будьте деликатны в общении с учителем, в том числе при ребенке.
Требования по делу
Если вы сами хотите поговорить с педагогом, договоритесь о встрече заранее, будьте вежливыми и постарайтесь не предъявлять нереальные требования.
Избегайте объединения
Да, авторитет — это важно. Но не допускайте, чтобы ребенок думал, что вы с учителем в одной команде. Вы — родитель, и ваша поддержка нужна ребенку, иначе он просто перестанет вам доверять. Не забывайте об этом.
Обложка: freepik
Ребенок не хочет учиться: что делать?
мотивация
школа
05.08.2021
Анна Бабина
Педагог, руководитель проекта «Родители на MAXIMUM»
В этой статье:
С ситуацией, когда ребенок не хочет учиться, отказывается делать уроки или идти в школу, сталкивался каждый родитель. Велик соблазн надавить родительским авторитетом. Ведь должен же ребенок знать, что некоторые вещи надо делать “через не хочу”. Просто потому что надо.
Однако принуждение, в отличие от искреннего интереса и собственной мотивации, работает лишь на короткой дистанции. И никуда нам не деться от поисков ответа на вопрос: “Почему ребенок не хочет учиться и как ему помочь?” Разбираемся в причинах и ищем пути решения проблем.
Ребенок не хочет учить конкретный предмет
Бывает так, что в общем и целом ребенок доволен школой, у него неплохая успеваемость, но вот как дело доходит до, скажем, химии или математики… Ребенок тревожится, обвиняет себя в тупости, говорит, что предмет ему никогда в жизни не пригодится и даже отказывается идти в школу, когда в расписании стоят эти уроки. Все это признаки того, что проблема довольно узкая и не касается учебы в целом.
В таком случае, стоит выяснить причину и принять меры.
Почему ребенок отказывается учить предмет?
Причина 1. Конфликт с учителем. Скорее всего, проблема именно в этом, если ребенок резко разлюбил предмет, по которому раньше был весьма успешным или хотя бы просто спокойно справлялся. Обратите внимание на акценты, которые ребенок расставляет в разговоре. Он может не говорить прямо, что у него конфликт с педагогом, но в разговоре будет звучать личный негатив, когда вы спрашиваете, пытается ли учитель помочь. Но конфликт с учителем не означает, что ребенок не хочет учиться в целом.
Подростки могут конфликтовать с учителями как из-за личной неприязни, так и из-за чрезмерно возросших предметных требований, изменений в учебном процессе и даже просто новых запросов, скажем, по оформлению задач, которые требуют усилий. Особенно если учитель не умеет выражать свои требования корректно, с уважением к личности ребенка и часто ставит плохие оценки.
Обсудите с ребенком ситуацию и пути ее исправления, поговорите с классным руководителем. Ваша задача помочь всем сторонам прояснить пожелания сторон и найти компромисс между ожиданиями учителя и ребенка. Крайне важно, чтобы взрослые не обвиняли ребенка в том, что он не хочет учиться, не навешивали на него ярлыки типа «лентяй» и в то же время не списывали сам конфликт на «переходный возраст» без попытки понять, что на самом деле произошло в классе и почему возник конфликт.
Что делать, если диалог с учителем не получается?
- К сожалению, конфликт не всегда удается разрешить конструктивно, потому что учитель предвзято относится к ребенку без особых причин. В такой ситуации помогут решения для ситуаций, когда учитель невзлюбил ребенка.
- Помимо личной неприязни причина может быть в профессиональном выгорании учителя. В таком случае родителям приходится встать в позицию переговорщика и общаться с выгоревшим учителем, учитывая его состояние.
- Особенно трудно приходится ребенку, если у него проблемы с классруком.
Тут обязательно необходимо подключиться родителям, даже если ребенок в старшем подростковом возрасте, потому что у этого учителя очень много власти и влияния на ребенка. Родителям необходимо разобраться, как разрешить конфликт с классным руководителям и действовать без промедления.
Причина 2. Ребенок не справляется с учебой. Возможно, по мере усложнения программы год за годом ребенок перестал понимать предмет. У Пушкина была беда с математикой, многие выдающиеся ученые “не тянули” литературу. В общем, чем ближе к старшей школе, тем меньше шансов в полной мере освоить все предметы по программе.
В ситуации, когда классы постоянно выводят на карантин, а дети пережили длительный период дистанта, проблемы с учебой не редкость. Особенно если учителя начинают гнать программу или непрофессионально работают онлайн.
Ребенок не всегда готов признаться в том, что запустил предмет, потому что не хочет испортить отношения с родителями или боится наказания, поэтому ему нужно помочь справиться с проблемами. Часто этот страх настолько велик, что ребенок готов вести себя как клоун и повторять за взрослыми, что он просто глупый и не хочет учиться.
Что делать, если ребенок не понимает предмет?
- Не вините ребенка. Не обвиняйте его в том, что он не хочет учиться. Даже если он где-то поленился и схалтурил, когда школа позволила, это не вина, а проблема, которую нужно решать конструктивно.
- Проверьте реальные знания ребенка самостоятельно и независимо. Край
- Помогите ребенку освоить базовый минимум и договориться с учителем о таком варианте, если предмет не критичен для будущего поступления. Если же он профильный — наименее травматичное решение обратиться к репетитору или пойти на курсы.
Причина 3. Ребенок перегружен. Бывает что ребенок понимает предмет и к учителю острого негатива нет, но объемы заданий запредельные. Так бывает особенно в тех случаях, когда ребенок активно занимается спортом, имеет устойчивые увлечения, на которые тратит немало времени и сил. Усталость не означает, что ребенок не хочет работать головой и учиться.
Как снизить нагрузку на ребенка?
- Не считайте оценки показателем того, хочет ли ребенок учиться. Разберитесь по существу: если у него двойки за несделанные домашние задания, а контрольные и проверочные работы он пишет хорошо и отлично, не ругайте его за оценки. Лучше похвалите за то, что он на лету схватывает предмет и умеет собираться в стрессовой ситуации.
- Попробуйте договориться с учителем о выборочном выполнении домашних заданий.
- Расставьте приоритеты. Возможно, стоит отказаться от части дополнительных занятий или уделять им меньше времени.
К сожалению, проблема с одним предметом может быть довольно важным стрессовым фактором из-за которого ребенок выпадет из ресурса и разлюбит учебу в целом. Если ребенок не хочет идти в школу, займитесь проблемой безотлагательно.
Чрезмерный контроль и опека
Нередко из самых лучших побуждений родители оказывают давление на ребенка, чтобы он выполнял все домашние задания, хорошо учился и добивался отличных оценок. Однако не все дети понимают, что так проявляется забота об их будущем. Довольно часто им кажется, что родители разочаровываются в них, если у них плохие оценки. Что их любят только за успеваемость и даже имитируют сильное желание учиться, чтобы доставить радость родителям. Все это повышает уровень тревожности и недоверия в семье.
Как понять, что ребенок протестует против чрезмерного контроля?
Бунт ребенка, который чувствует, что родители подавляют его самостоятельность, может быть активным и пассивным. Активные бунтари конфликтуют с родителями открыто, могут быть грубы и даже совершать резкие и необдуманные поступки назло родителям. Пассивный бунт проявляется в том, что ребенок на словах соглашается и не возражает, но всячески старается избежать того, чего ему делать не хочется. В этой ситуации можно сказать, что он не хочет учиться, но это не искреннее нежелание, а попытка мести из слабой позиции, попытка сопротивления и протеста.
Как дать ребенку больше свободы?
Шаг 1. Помните, что очень сложно чего-то хотеть в состоянии стресса и перегруза. На мотивацию: захотеть, найти ресурс, сделать усилие, удерживать себя в рабочем состоянии — нужно немало сил. А где ж их взять, когда голова забита страхом перед родительским недовольством, а то и наказаниями? Важно разобраться в причинах конфликтов родителей и детей, чтобы наладить доверительные отношения в семье.
Шаг 2. Поговорите с ребенком, чтобы выяснить чего он на самом деле хочет и чего боится. Доверительный разговор поможет вам разобраться, как мотивировать ребенка на учебу, исходя из его типа личности и истинных желаний. Не критикуйте мысли и высказывания ребенка, какими бы нелепыми или неправильными они не казались.
Шаг 3. Ослабьте контроль за его успеваемостью и снизьте требования к результатам. Очень важно напоминать ребенку, что вы любите и поддерживаете его, а не требуете результата. Подростки очень ранимы к родительским оценкам и могут воспринимать любой конфликт как серьезную драму и утрату доверия.
Шаг 4. Позвольте взять в фокус и сделать приоритетом то, что ему действительно интересно, даже если это внешкольные занятия. Очень часто интересное хобби помогает подростку почувствовать вкус к жизни и быть в целом более энергичным и активным. А также развить познавательный интерес к учебе.
Помните, что гиперопека и контроль со стороны родителей подавляют собственную мотивацию и инициативу ребенка в долгосрочной перспективе.
Ребенок бросает обучение
Совсем ничего не хочет — плохо. А вечно всего хочет, но недолго, — тоже проблема. Вроде бы у ребенка возникают интересы к занятиям, он кидается то на один кружок, то на другой. То увлекается чем-то и требует купить расходные материалы или дорогую спортивную форму, но никакого развития нет — ребенок быстро бросает вроде бы сильное увлечение.
Причины частой смены увлечений
Если такое происходит раз-другой, то причина может быть в секции или преподавателе. В случае когда такое происходит со школьным предметом, имеет смысл попробовать курсы для школьников по предметам, но по методикам, которые учитывают психологические особенности подростков и поддерживают их мотивацию учиться новому.
Если же у ребенка сформировалось устойчивое поведение начал-бросил во всех сферах, причина может крыться в психологических проблемах: неадекватной самооценке, низком критическом мышлении, нарушении внимания, гиперактивности, излишней импульсивности и т.п.
Что делать, если у ребенка нестабильная мотивация?
Посоветуйтесь с психологом, чтобы понять, как помочь ребенку получать удовольствие от учебы. Сформулируйте запрос на выявление склонностей и интересов ребенка, а также особенностей его работоспособности. Довольно часто выясняется, что ребенку необходима помощь по тренировке волевого усилия — это можно делать при помощи психологических занятий или же на сильной мотивации, если вы все же сможете найти дело, которое он не бросит при первых провалах и неудачах, когда нужно попробовать еще или переделать.
Разберитесь с тем, адекватная ли у ребенка самооценка. Очень часто ребенок бросает учебу или обучение конкретному предмету просто потому, что он не уверен в своих силах и сравнивает себя с другими детьми не в свою пользу. В этой ситуации необходимо поднять самооценку и уверенность ребенку.
Личностные отношения
Казалось бы, если учителя хорошие, учеба дается легко, как можно не хотеть учиться? Очень даже запросто, если ребенок не вписался в коллектив. У подростков на первом месте запрос на человеческие отношения: дружбу, личную жизнь и т.п. И ценность школы вовсе не только в предметных знаниях, но и в социальной жизни и общении.
Когда ценности класса или всей школы противоречат представлениям ребенка о добре и зле, ему сложно ходить в школу. Вам может казаться, что он разлюбил учебу, но дело — в людях, с которыми ему некомфортно.
Что делать, если ребенок не вписался в коллектив
Если у ребенка совсем нет друзей в школе, но он активно общается, скажем, на шахматном кружке, то проблема не в его неумении общаться, а в том, что ему не подходит конкретный социум. В этом случае лучше сменить школу, чтобы у ребенка появились друзья среди ровесников, у которых сходные интересы.
Если ребенок в целом с трудом сходится с людьми, лучше обратиться к психологу с запросом: как научить ребенка налаживать отношения с ровесниками и жить в коллективе. Тогда ему будет проще учиться в классе и в школе в целом.
Не исключено, что ребенка обижают в школе или подвергают травле. В этой ситуации родители должны вмешаться. Даже если потом вам придется сменить класс или школу, вы покажете ребенку опыт сопротивления и наглядным образом покажете, что он не должен быть жертвой. В ситуации буллинга ребенок не может хотеть учиться — все его ресурсы направлены на выживание в коллективе.
Как замотивировать ребенка учиться?
Главные ресурсы мотивации ребенка лежат в его взаимоотношениях с семьей даже в подростковом возрасте. Используйте максимум предложенных решений для того, чтобы ребенок имел силы и ресурс для мотивации к учебе.
Способ 1. Развитие уверенности в себе и собственных силах. Если ребенок испытывает тревогу и неуверенность — он быстро истощается и старается избегать оценки, усилий, которые ему видятся сизифовым трудом. Логичное следствие мысли “все равно не получится” — мысль “не стоит и пытаться”. Снижайте формальные требования, не критикуйте, радуйтесь успехам, найдите курсы или репетитора для поддержки усилий — и все получится.
Способ 2. Покажите пример. В доверительных отношениях люди показывают друг другу свои слабости. У вас не все получается с первого раза на работе — пусть ребенок видит, что вы не идеал, но не сдаетесь. Вы постоянно учитесь новому, чтобы не потерять работу? Пусть ребенок видит, как вы трудитесь и справляетесь с проблемами. Мы не любим идеальных героев даже в фильмах и учимся у тех, кто имеет слабости, но учимся справляться. Это же относится и к родителям — не бойтесь потерять свой авторитет, показав свои слабые стороны.
Способ 3. Показывайте свое неравнодушие и готовность поддержать. Выслушивайте ребенка без осуждения и старайтесь понять его проблемы. Даже если вам его заботы и переживания кажутся временными и незначительными, будьте с ним рядом в моменте, разделяйте эмоции, не осуждая. Это снижает тревожность по поводу внутрисемейных отношений и дает ресурс для мотивации и решения сложных жизненных задач.
Желательно совмещать все три способа, чтобы ребенок чувствовал себя уверенно и защищенно в любой ситуации. Тогда он сможет найти в себе силы на учебу и интересные занятия.
Когда причина нежелания учиться найдена — найдется и решение. Заставлять ребенка через “не хочу” долго не получится. Сохраняйте доверительные отношения с ребенком и не давите своим авторитетом. Именно вклад ребенка в решение проблем и принятие решений обеспечивает мотивацию к учебе и ресурс на то, чтобы преодолевать трудности.
Почитаем ещё?
Ребенок перестал учиться в 6 классе. Почему и что делать?
26.11.2022
Почему ребенок не хочет идти в школу. Пояснения и советы
30.07.2021
Что делать, если ребенку скучно и нечем заняться?
11.11.2021
Читайте также
школа
домашнее задание
школа
мотивация
Что делать, если ученик не учится
У всех нас есть такие ученики, которые, кажется, совершенно не заботятся о том, чтобы чему-то научиться. Они могут окинуть нас пустым взглядом, сдать пустой лист в конце урока или нацарапать неразборчивые ответы. Вы знаете, кого я имею в виду — вы представляете их прямо сейчас.
Когда я впервые начал преподавать, должен признать, что эта проблема застала меня врасплох. Я с трудом мог поверить, что студент просто не будет делать свою работу. Конечно, я знал, что студенты то здесь, то там забывают или пропускают задания, но когда студенты пропускали 10, 15, даже 20 заданий в квартал, я был ошеломлен. И когда я увидел, как мои ученики просто смотрят в пространство во время работы, я был ошеломлен.
И я понятия не имел, что делать.
Однако я узнал, что эти ученики действительно нуждаются в нас, чтобы мы не разочаровались в них. Они нуждаются в нас, чтобы мотивировать их, поощрять их и помогать им расти. Им нужно, чтобы мы были настойчивы и последовательны, а не позволяли им просто кататься по школе и заканчивать ее с дипломом по социальной работе.
Даже когда хочется биться головой о стену и стонать Почему ты просто не делаешь свою работу?? мы не должны отказываться от борьбы.
Те студенты, которые просто не хотят учиться, отчаянно нуждаются в нас. В частности, я обнаружил, что они нуждаются в нас, чтобы…..
1. Верить в них. Вполне естественно идти в класс, думая Ух, сегодня мне придется драться с Рэнди, чтобы заставить его работать . Но если это наше ожидание, оно станет реальностью. Вместо этого нам нужно верить в наших учеников и их потенциал. Вы уловили последнее слово — потенциально . Верьте в то, кем они могут стать, даже если они сейчас далеко. Верьте, что они могут и будут стать успешным учеником. Когда вы верите в них, это меняет вашу реакцию на них. И это просто может изменить то, как они реагируют на вас.
2. Привлеките родителей. Не ждите, пока родители войдут в курс дела, и попытайтесь заручиться их поддержкой. Некоторые родители будут более благосклонны, чем другие. А некоторые скажут, что поддерживают, но никогда не доводят дело до конца. Несмотря ни на что, продолжайте пытаться вовлекать их как можно больше. И дайте им конкретные идеи о том, как они могут помочь своему ученику. Некоторые родители не знают, что делать, но конкретное предложение, такое как «Просматривайте вместе с ним факты умножения один раз в день», может быть более подходящим. (Если вы обнаружите, что разочаровываетесь в родителях, прочтите мою статью «Что делать с родителем, который сводит вас с ума».)
3. Ожидайте их участия. Не позволяйте немотивированному ученику просто сидеть в классе и ничего не делать. Ожидайте, что они будут делать заметки, работать над заданиями, отвечать на вопросы и делать все остальное, что делает класс. Когда он этого не сделает, тихонько подойдите к нему и верните его к заданию. Будьте терпеливы и последовательны в своих ожиданиях, и он должен начать понимать, что у него нет другого выбора, кроме как продолжать участвовать.
4. Поощряйте их. Часто ученики ведут себя лениво, потому что на самом деле они очень расстроены тем, что не могут что-то понять. Или, возможно, они попытались и не добились успеха так быстро, как рассчитывали. В любом случае им нужна поддержка. Поговорите с ними о потенциале, который вы видите в них, и о том, как вы в них верите. И когда вы видите улучшение или даже небольшой успех, хвалите их и поощряйте продолжать в том же духе.
5. Требовать от них выполнения своей работы. Не сдавайтесь и смиритесь с тем, что Николь никогда не выполняет свои задания. Требуйте, чтобы ваши ученики выполнили свою работу, даже если вам придется придумать творческий способ сделать это. Если мы позволяем нашим ученикам просто не выполнять свою работу, мы позволяем им обманывать себя в своем образовании. Мы не можем позволить им совершить такую разрушительную ошибку.
6. Будьте терпеливы и последовательны. Рост требует времени, и под временем я подразумеваю годы. Да, лет . Мы (как иногда дети) хотим видеть прогресс сейчас, но часто ученикам требуются годы, чтобы стать лучше. Помните, что последовательность, сострадание и усилия, которые вы прикладываете, чтобы помочь им сейчас, не пропадают даром, даже если вы не тот, кто видит результаты. У меня была привилегия преподавать в школе от K до 12, и было удивительно видеть, как учащиеся, которые были немного беспорядочны в средней школе, преуспели и даже преуспели в старшей школе. Так что не сдавайтесь — семена, которые вы сеете, не вырастут за одну ночь. (Подробнее об этом я пишу в своей статье «Что делать с ребенком, который сводит вас с ума».)
Считаете ли вы эти стратегии эффективными в вашем классе? Что еще вы сделали, чтобы помочь ученикам, которые не хотят учиться?
Что читать дальше
Линда Кардамис
Я верю, что когда Бог призывает нас учить, Он обещает силу и мудрость, чтобы делать это хорошо. Все, что нам нужно делать, это продолжать учиться, расти и полагаться на Него. Я здесь, чтобы дать практический совет и библейское ободрение, чтобы у вас была уверенность и перспектива, чтобы не только вдохновлять своих учеников, но и достигать их сердец. 9Отказ от школы: как это выглядит
Прервите цикл «что если».
Поговорите о том, на чем застряли дети, и о разнице между «что, если» и «что есть». Например, ребенок может сказать: «Что, если все в классе плохо относятся ко мне?» Вы можете сказать: «Мы знаем, что два друга с прошлого года учатся в вашем классе».
Каждый четвертый ребенок в какой-то момент проявляет признаки отказа от школы. Они не будут ходить в школу, будь то вне дома или дома. И они вообще не будут отвлекаться от школьных занятий.
В отличие от детей, которые жалуются или уклоняются от школьных занятий, вы не можете уговорить их это сделать. Они могут буквально заболеть из-за этого. Дети могут быть прилипчивыми, жаловаться на боли в животе или головные боли и сдаваться, когда приходит время делать школьные задания.