Содержание

Читать онлайн «Что делать, если ребенок не хочет в детский сад», Юлия Василькина – ЛитРес

Введение

Мы все любим своих детей, но порой не понимаем, что же с ними происходит. Почему ребенок не хочет чего-то, что мы считаем для него… ну если не благом, то уж точно – необходимостью? А он сопротивляется всеми силами: плачет, дуется, упирается что есть мочи.

Или просто – заболевает, и вопрос отпадает сам собой. Какой вопрос? Ходить ему в детский сад или нет? А если для родителей это и не вопрос вовсе? В том смысле, что им нужно работать, а значит, он должен ходить в садик. Но малыш если и идет, то радости не испытывает. А ведь каждому родителю хочется видеть ребенка счастливым и спокойным!

Перед вами очередная книга из серии «Что делать, если ребенок…», где мы обсуждаем многие проблемы. Ведь быть родителем – это настоящий труд. Но, несмотря на то что каждый ребенок уникален, у похожих проблем – похожие решения. И наша тема сегодня – «Что делать, если ребенок не хочет ходить в детский сад». Попробуем разобраться!

Проблема: Не хочу и не пойду!

«Нет! Не-е-е-т! Я не пойду!» – этот душераздирающий вопль вы и ваши соседи слышите примерно около 7 часов утра каждый будний день. Повод банален – ребенок не желает идти в детский сад. Он упорно не хочет просыпаться, делая вид, что сон так крепок, что хоть из пушки пали – не услышит. Проснувшись, он решает рыдать, дабы вас разжалобить. Затем, поняв, что в садик все равно идти придется, никак не может дойти до ванны (надеть колготки, найти игрушку, выбрать платье, застегнуть ботинки – нужное подчеркнуть). А ведь вам на работу! Вы опаздываете! Да и он тоже. С горем пополам собираетесь, бежите, вручаете дитя воспитателю и уже за дверью выдыхаете – все, можно на работу.

Иногда тягостные сцены начинаются уже с вечера. «Мама, а завтра в садик?» – «Да». – «А можно я не пойду?» Здесь, в зависимости от настроения родителей и их педагогической позиции, возможны варианты от «Ну потерпи, скоро пятница» (даже если разговор в понедельник) до «Не начинай тут! Я на работу, а ты в садик!!!». И утренние, и вечерние сцены повторяются изо дня в день, изматывая и родителей, и детей.

В книге «Что делать, если ребенок не хочет ходить в детский сад» вы найдете 5 историй из практики, иллюстрирующих 5 главных причин нежелания ребенка посещать детский сад. Как и в других книгах этой серии, вам предлагаются мини-тесты, которые помогут точнее определить причину проблемы, а также рекомендации для ее скорейшего решения. Ведь именно к этому мы стремимся?

Нужно определиться и с терминами. Каких-то детей воспитывают оба родителя, у кого-то есть только мама или папа, кто-то живет с отчимом или мачехой, а некоторые попали в приемную семью. Чтобы не путаться, в книге я буду называть всех взрослых «родителями», иногда «мамой» и «папой», имея в виду, что они могут быть неродными ребенку по крови. Ведь то, для чего они находятся рядом с ним, от «родства крови» почти не меняется.

Вам тягостно видеть ребенка грустным от того, что он должен идти туда, куда не хочет. И вы прекрасно его понимаете: в своей взрослой жизни каждый наверняка бывал в ситуации, когда нужно, но не хочется идти на опостылевшую работу или неинтересную учебу. Но также вы уверены: иного выхода нет, и в садик ему ходить придется.

Мы надеемся, что вы получите ответы на свои вопросы и поможете ребенку если не полюбить детский сад, то относиться к нему спокойно. Имея опыт работы с детьми и их родителями, я уверена, что в большинстве случаев родители могут справиться с этой проблемой сами. Нужно лишь понять причины, а затем приложить силы и помочь ребенку.

1. Что такое детский сад

Детские сады: хорошие и разные

Когда мы говорим «детский сад», какая картинка возникает в голове? Цветущие деревца, клумбы и фонтанчики? Возможно, у кого-то и так. Но большинство представит другое: много детей в одной комнате под присмотром воспитателя и нянечки. Еще 15–20 лет назад вопрос «В какой детский сад отдать ребенка?» означал: «Какой из государственных садов в нашем районе получше?» Потому что все они были более-менее одинаковыми. Одни и те же «нормы», питание, режим, требования. Шли, как говорится, «к воспитателю», если сарафанное радио передало, что эта женщина детей не обижает. Сейчас выбор, безусловно, больше. Есть и государственные, и частные сады – практически на любой вкус и кошелек.

Государственный детский сад (ДБОУ – дошкольное бюджетное образовательное учреждение). Это обычный детский сад, который есть рядом с домом. Воспитатели получают зарплату от государства, а вы ежемесячно оплачиваете квитанцию, где указана весьма посильная для бюджета семьи сумма. Как правило, работает в режиме с 7.00 до 19.00, но можно найти сады с группами 8.00–20.00. В каждой группе – до 25 детей одного возраста. Два воспитателя, которые работают посменно (иногда один, с утра до вечера), и младший воспитатель (няня). Питание во всех государственных садах единообразно, и искать, где лучше накормят, нет смысла. Есть четкий режим с продолжительным тихим часом (обычно с 13.00 до 15.00), избежать которого не могут даже ребята подготовительных групп, многие из которых уже не нуждаются в дневном сне. Остальные пункты режима тоже не обсуждаются. Надо – значит, надо, и делай вместе со всеми. С детьми занимаются лепкой, рисованием, развитием речи, учат познавать окружающий мир, дают начальные логико-математические представления. За отдельную сумму могут быть предложены английский, углубленное эстетическое развитие, ритмика, подготовка к школе и некоторые другие занятия. Психологи сейчас работают почти во всех государственных детских садах.

Коррекционный детский сад. Также государственный, но в него принимают детей, страдающих каким-либо заболеванием. Есть логопедические сады; психо-неврологические; для детей с заболеваниями опорно-двигательного аппарата; с нарушениями зрения и слуха и др. Приходилось общаться с родителями здоровых детей, которые желали, чтобы их малыш посещал такой детский сад, и даже готовы дать кому нужно «барашка в бумажке». Потому что там и группы меньше, и специалисты лучше, и питание усиленное. Да, все так. Но нужно понимать, что здоровый ребенок может занять место того, кто действительно нуждается в специализированной помощи. Если этот аргумент не работает, стоит подумать о том, что пребывание здорового ребенка в группе детей с особенностями здоровья – хороший шаг, только не для самого ребенка. В этом случае ему некуда «тянуться», он является эталоном для других детей. То, что действительно развивается, это толерантность. Нужно учитывать, что и режим, и игрушки, и даже условия освещенности рассчитаны на детей с особенностями физиологического состояния.

Частный детский сад. Как правило, работает в помещении обычного детского сада или на базе развивающего центра. Группы по численности могут быть меньше, чем в государственных садах, но не всегда. Оплата зависит от стоимости аренды, количества воспитателей в группе (2 или 3) и дополнительных занятий. Если ребенок заболевает, родители все равно вносят полную сумму за месяц.

Провозглашается человечное и внимательное отношение к каждому ребенку, создание благоприятной среды для его развития и психологического благополучия. Эта задача решается с разной степенью успешности (кое-где она лишь декларируется, поэтому не стоит слепо верить словам). Режим – как в обычном детском саду, но более гибкий: можно прийти позже, договориться о том, чтобы несколько дней посидеть дома без справки от врача. Воспитатели не всегда настаивают на дневном сне, занимая детей, которые в нем не нуждаются. Как правило, в таких садах много интересных занятий. Некоторые, но не все, работают по системе Монтессори.

Частный «домашний» детский сад. Чаще всего расположен в обычной квартире, переоборудованной под пребывание детей. Рассчитан на 3–6 детей. Об официальном статусе детского сада говорить не приходится: эта форма не может быть узаконена из-за строгих санитарно-эпидемиологических норм, соблюдение которых на территории квартиры просто невозможно. Прогулки – на улице рядом с домом. Возможности для занятий физкультурой и музыкой ограничены из-за малого пространства. Что касается воспитателей и других педагогов, то бывает по-разному. Это может быть одна бессменная воспитательница, в паре с которой работает няня, она же повар. Психолог и другие педагоги могут приходить, чтобы заниматься с детьми. Иногда в таких садах не предусмотрен дневной сон из-за невозможности обустроить спальные места. А стоимость сравнима с частными детскими садами. Из плюсов – возможность действительно индивидуального подхода к каждому ребенку. Если вы решились отдать малыша в домашний детский сад, узнайте обо всем досконально.

Если ребёнок не хочет ходить в детский сад

05 Декабря 2014

Если ребёнок не хочет ходить в детский сад


Каковы же преимущества пребывания ребенка в детском саду и объективные причины, по которым малыш должен его посещать?



  • Во-первых,пребывание ребенка в детском саду создает условия для развития у него самостоятельности. В саду малыши значительно легче и быстрее осваивают навыки самообслуживания: учатся самостоятельно есть, одеваться и раздеваться, соблюдать личную гигиену, убирать за собой. Все эти премудрости они осваивают в детсадовской атмосфере за три-четыре месяца.

  • Во-вторых, в детском саду больше времени, чем дома, уделяется игровой деятельности и занятиям, которые способствуют физическому развитию ребенка, развитию логического мышления, речи, художественных и музыкальных способностей.

  • В- третьих, посещение детсадовской группы формирует у ребенка умение общаться в коллективе, приучать взаимодействовать с другими детьми на основе договоренности, учета общих интересов. Это обстоятельство особенно важно для единственных детей в семье. В процессе общения дошкольники учатся ждать своей очереди, делиться тем, что имеют, умерять личные желания. Дети не просто привыкают друг к другу, а устанавливают достаточно тесные отношения. При этом, подражая, учатся у сверстников тому, чего не умеют сами.


В условиях детского сада исчезает установка “Я – МОЁ”, актуальной становится установка “НАШЕ – ОБЩЕЕ”. Ребенок делится игрушками, помогает сверстникам, если они еще не научились,  одеваться и раздеваться, объясняет правила игры тем, кто не знает.


Большую роль в воспитании и обучении детей дошкольного возраста играет воспитатель. Он прививает им навыки самообслуживания, учит общаться с ровесниками и взрослыми. Под руководством воспитателя в процессе игровой и познавательной деятельности, наблюдений за природой и окружающим миром дети приобретают знания, умения и навыки, необходимые для их всестороннего развития. Содержание, цели и задачи работы с детьми воспитатель планирует с учетом их возраста.


  • В-четвертых, преимуществом пребывания ребенка в детском коллективе является избавление его от эгоцентрических установок. Эгоцентризм ребенка проявляется как стремление судить обо всем происходящем исключительно со своей позиции и отрицать все, что не отвечает собственным интересам. Дошкольники, чье развитие происходит в условиях детского сада, способны учитывать позицию и мнение другого уже в 4—4,5 года, а при домашнем воспитании эгоцентрические установки исчезают только к 5—6 годам, а иногда сохраняются и до 7—8 лет.


Лучший возраст для успешной и скорейшей адаптации ребенка к режиму детского сада — два-три года. На этот период приходится кризис раннего детства, который психологи обычно называют кризисом трех лет. Дети, стремясь утвердить свое «я», тянутся к самостоятельности, относительной автономии существования. Они легче переносят разлуку с мамой, привыкают к воспитательнице, учатся с уважением относиться к взрослым. Именно в это время детсадовский режим благоприятно влияет на становление личности дошкольников, а их адаптация к новой социальной среде проходит менее болезненно.


Воспитателям и родителям на начальном этапе приспособления ребенка к детскому саду следует быть чуткими и внимательными к нему. Задача родителей — морально подготовить ребенка к смене обстановки и режима, объяснить, для чего нужен детский сад, подчеркнуть, что ему там будет хорошо, а чтобы процесс привыкания и адаптации прошел более гладко и быстро, можно посоветовать создать дома режим, близкий к детсадовскому.


Из-за нежелания ходить в садик ребенок нередко прибегает к манипулированию родителями: плачет, капризничает, требуя возврата к прежней домашней жизни. Он как бы вовлекает взрослых в затяжную «войну», где вопрос «кто кого?» решается то в пользу родителей, то в пользу малыша. Действия ребенка выстраиваются приблизительно по такой схеме: сначала в ход идут просьбы и рассказы о том, как все плохо в садике, если это не помогает, начинаются слезы и истерики, а не действуют они, остается еще одно средство, которое подсознательно выбирает организм, — болезнь.


Почему ребенок не хочет ходить в детский сад?


Причин, по которым ребенок не хочет идти в детский сад, может быть множество.


Самая существенная причина — естественное нежелание ребенка отрываться от домашней обстановки и привычного окружения.


Малыш, не умея мыслить во временной перспективе, воспринимает каждую разлуку с мамой и родными как необратимую потерю. Это будет длиться до тех пор, пока он не усвоит новый для него порядок встреч и расставаний, не привыкнет к ребятам и воспитателям. Ведь даже кошка или собака, оставленная в выходные дни на попечение соседей, тоскует по хозяевам, ведет себя неестественно. Что же говорить о таком сложном существе, как человек. Ребенок не всегда быстро и безболезненно привыкает к шуму, множеству людей, эмоциональной обособленности жизни в детском саду. Некоторые страдают от этого месяцами. А принуждение ходить туда, где малыш чувствует себя дискомфортно, подрывает в его душе веру в родительскую любовь.


Другая причина нежелания ребенка посещать детский сад — это болезненно проходящая смена режима и обстановки. И занятия, и распорядок дня в детском саду рассчитаны на усредненную возрастную норму, они порой не учитывают индивидуальных особенностей детей. В связи с этим многие родители сталкиваются с проблемой тяжелых утренних подъемов или жалоб ребенка на мучительность для него некоторых моментов режима, например тихого часа.


Приучение ребенка к режиму — это формирование привычки вовремя ложиться и вовремя вставать, есть и гулять по часам. При этом нужно иметь в виду, что на каждые сто детей приходится два-три случая длительной или полной дезадаптации к условиям детского сада. Как правило, это единственные дети в семье или часто болеющие малыши, длительное время просидевшие дома с мамой или бабушкой.


 


Прежде всего надо понять, что каждый человек, в том числе и маленький, имеет индивидуальную степень выраженности потребностей. Есть люди, которые едят значительно меньше, чем другие, и не потому, что соблюдают диету, а потому, что потребность в пище у них не столь велика и насыщение наступает раньше.


То же происходит и с потребностью в общении. У одних она сильнее, у других — слабее. И если взрослые могут принудить себя из вежливости поддерживать неинтересный разговор, то дети, откровеннее выражая свои чувства и мысли, просто перестанут общаться.


Часто причиной предпочтения одиночества и нежелания ходить в детский сад становятся травмирующие обстоятельства. Малыша в детском саду могли обидеть, обозвать, дать ему прозвище. После подобных инцидентов он больше не хочет общаться с обидевшими его детьми, а порой и вообще замыкается в себе.


Бывает, что, играя в детском саду, он по неосторожности толкнул товарища, попал ему в лицо снежком или песком. Вид крови или слезы сверстника могли произвести сильнейшее впечатление на психику малыша. В результате — отказ от игр, прогулок, вообще от детского сада. А на все уговоры родителей он будет отвечать безутешными слезами.


В этом случае настойчивость и принуждение со стороны взрослых (родителей, воспитателей) только помешают восстановлению душевного равновесия ребенка. Поэтому следует запастись терпением и постараться спокойно обсудить с малышом это происшествие, помочь ему преодолеть испуг.


Нежелание ходить в садик может проистекать и из-за частых болезней ребенка. Замечательно, когда дети здоровы. Увы, это бывает не всегда. Десять детей на каждую тысячу новорожденных уже страдают тем или иным недугом. Кроме тяжелых соматических и психических болезней, малышей подстерегают травмы и инфекции. По этим причинам многие дети вынуждены сидеть дома.


Поведение больного ребенка во многом отличается от поведения здорового. Одни дети становятся крайне раздражительными, плачут, кричат, требуют присутствия взрослого и тут же прогоняют его, отказываются от игрушек и любимых блюд, мало спят. Другие, заболев, становятся грустными и безразличными, ими овладевает апатия.


Иногда дети стараются вызвать к себе жалость, преувеличивая свои страдания.


Склонность детей к частым болезням создает вокруг них атмосферу разобщенности. Девочки и мальчики старше четырех лет, посещающие одну группу, организуют совместные игры, которые могут длиться в течение нескольких дней. Каждый ребенок получает в них свою роль, приобретает определенный социальный статус. Если ребенок из-за болезни часто остается дома, он исключается из групповых игр. К тому же прочность дружеских связей между дошкольниками во многом определяется продолжительностью их общения, поэтому у часто болеющих детей мало или вообще нет друзей. Вследствие этого у них исчезает желание ходить в детский сад, так как там им становится скучно и неинтересно; они чувствуют себя одинокими.


Таким образом, существует много причин, по которым дети не желают ходить в детский сад. Задача родителей — помочь им преодолеть все те проблемы, о которых шла речь выше, сделать все возможное, чтобы малыши с удовольствием посещали детсад.


Как исправить положение


Чтобы ребенок быстрее привык к мысли, что он должен ходить в детский сад, и для скорейшей адаптации к его режиму, вы, родители, можете пойти двумя путями.


Первый путь — ребенок должен с первого дня знать, что выбора у него нет — посещение садика неизбежно. Тогда все свои усилия он станет направлять на поиск положительных моментов происходящего.


Либерализм лишь осложнит ситуацию. Если по часу сидеть в раздевалке, слушая душераздирающие вопли своего чада, или чередовать несколько дней пребывания в саду с неделей — дома, или прибегнуть к приему сокращения времени нахождения ребенка в группе до полутора-двух часов в день, положение станет еще более тяжелым для вас, малыша и персонала детского сада. Ребенок может почувствовать, что и его родитель не готов к тому, чтобы оставить его в саду, что окончательное решение еще не принято. Это будет создавать у него ложные надежды, которые только усугубят ситуацию.


Второй путь заключается в установлении договоренности с администрацией детского сада и воспитателями о вашем пребывании в саду вместе с ребенком в течение какого-то времени. Попробуйте находиться в группе столько времени, сколько потребуется для того, чтобы ребенок окончательно освоился и научился обходиться без вашей помощи и поддержки. Может потребоваться неделя, месяц, а то и больше, но зато потом вы станете совершенно спокойно оставлять его в саду.


Поэтому, если вопрос о необходимости отдать ребенка в сад решен окончательно, не стоит дожидаться момента, когда малыш подрастет и станет самостоятельным. Учиться есть, одеваться, завязывать шнурки, заправлять кроватку необязательно дома. Не тратьте свои усилия на муштру и наставления. Лучше используйте время своего дополнительного отпуска по уходу за малышом на более полезные и актуальные вещи.


Если вы не будете бояться разлуки с ребенком, скорее всего и он легче перенесет ее. Тем более нечего опасаться, что контакты с другими детьми снизят привязанность малыша к вам. Скорее наоборот, пребывание в детском саду усилит любовь ребенка к дому и родителям.


Автор материала: Жиганшина Эльза Мударисовна



Поделиться с друзьями

Советы родителям одиннадцатиклассниковРоль сказки в жизни ребенка

Как подготовить ребенка к дошкольному обучению

Артикул

8 игривых способов облегчить переход.

ЮНИСЕФ

UNICEF/UN066585/Оганесян

Поступление в дошкольное учреждение — важная веха как для вашего ребенка, так и для вас. Научиться проводить время порознь может быть трудным переходным периодом, но начало пути формального обучения также захватывает. Вот восемь советов, которые помогут сделать переход в дошкольное учреждение плавным.

1. Совместное посещение

Если у вас есть возможность, запланируйте вместе с ребенком пойти в новую школу до его первого дня. Играйте вместе на детской площадке и исследуйте класс. Таким образом, когда они начнут в первый день, школа будет знакомым местом.

2. Заведите новых друзей

Если возможно, устройте игровое свидание с детьми из класса вашего ребенка. Это позволит им познакомиться друг с другом до начала занятий в школе.

3. Играйте вместе в школу дома

Используйте притворную игру, чтобы помочь вашему ребенку привыкнуть к идее дошкольного учреждения. По очереди разыгрывайте различные рутины, такие как время рассказа, пение песен и время сна. Вы также можете поменяться ролями и позволить своему ребенку быть учителем. Это поможет вашему ребенку думать о школе как о веселом месте и уменьшить беспокойство в первый день.

4. Превратите навыки подготовки в игру

Потренируйтесь застегивать пуговицы и молнии, надевать рюкзак и вешать пальто или куртку на крючок. Вы можете превратить надевание обуви в игру — посмотрите, как быстро вы это сделаете!

5. Поделитесь своим опытом

Расскажите своему малышу истории о том, как вы впервые пошли в школу, как вы себя чувствовали и какие у вас остались особые воспоминания. Если можете, найдите дошкольные фотографии себя или других доверенных взрослых, которых знает ваш ребенок, и поговорите о них вместе.

6. Создайте новый распорядок

Начните практиковать новое время отхода ко сну и пробуждения, которое понадобится вашему ребенку в дошкольных учреждениях, за несколько недель до фактического начала занятий – выберите время отхода ко сну, которое обеспечит хороший ночной отдых и раннее пробуждение достаточно, чтобы никому из вас не приходилось спешить по утрам. Это даст вам обоим время на адаптацию. Если у вас есть возможность, вы могли бы даже завести новую традицию: вместе выбирать одежду накануне школы и вместе завтракать утром.

7. Слушайте своего ребенка

Спросите вашего малыша, что он думает о посещении школы, и заверите его, что волнение, беспокойство или любые другие эмоции – это нормально. Начинать что-то новое может быть страшно и сложно, но это также может быть очень весело! Убедите ребенка, что вы будете рядом, чтобы забрать его в конце дня и поговорить о том, как будут выглядеть эти рутины.

8. Составьте план прощания

Прощание может быть трудным как для вас, так и для вашего ребенка! Когда это время придет, постарайтесь, чтобы ваше расставание было быстрым и позитивным — заверите ребенка, что вы скоро снова увидитесь. У вас даже может быть специальный распорядок, который поможет утешить вашего ребенка: спойте вместе песню или сделайте особое рукопожатие.

> Дополнительные советы о том, как прощаться, см. в статье Как справиться с беспокойством вашего ребенка о разлуке.

Загрузка…

СДВГ и школа – HelpGuide.org

СДВГ

Школа может быть проблемой для учащихся с синдромом дефицита внимания и гиперактивности, но вот как вы можете помочь своему ребенку или подростку добиться успеха в классе.

Подготовка вашего ребенка к успешной школе

Окружающая среда в классе может создавать проблемы для ребенка с синдромом дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ или СДВ). Те самые задачи, которые эти ученики считают самыми трудными — сидеть спокойно, тихо слушать, концентрироваться, — это те самые задачи, которые они должны выполнять в течение всего дня. Возможно, больше всего разочаровывает то, что большинство этих детей хотят учиться и вести себя как их незатронутые сверстники. Неврологический дефицит, а не нежелание, удерживает детей с синдромом дефицита внимания от обучения традиционными способами.

Как родитель, вы можете помочь своему ребенку справиться с этими недостатками и преодолеть проблемы, которые создает школа. Вы можете работать со своим ребенком над внедрением практических стратегий обучения как в классе, так и за его пределами, а также обсуждать с учителями, как ваш ребенок учится лучше всего. При постоянной поддержке следующие стратегии могут помочь вашему ребенку получать удовольствие от учебы, справляться с образовательными проблемами и добиваться успехов в школе и за ее пределами.

Советы по работе с учителями

Помните, что у учителя вашего ребенка есть полная тарелка: помимо управления группой детей с разными личностями и стилями обучения, они также могут рассчитывать на то, что у них будет по крайней мере один ученик с СДВГ. Учителя могут сделать все возможное, чтобы помочь вашему ребенку с синдромом дефицита внимания эффективно учиться, но участие родителей может значительно улучшить образование вашего ребенка. У вас есть возможность оптимизировать шансы вашего ребенка на успех, поддерживая шаги, предпринятые в классе. Если вы можете работать с учителем вашего ребенка и поддерживать его, вы можете напрямую повлиять на опыт вашего ребенка с СДВГ в школе.

Существует несколько способов взаимодействия с учителями, чтобы ваш ребенок успевал в школе. Вместе вы можете помочь своему ребенку научиться ориентироваться в классе и эффективно справляться с трудностями школьного дня. Как родитель, вы являетесь защитником своего ребенка. Чтобы ваш ребенок преуспевал в классе, жизненно важно, чтобы вы сообщали об его потребностях взрослым в школе. Не менее важно, чтобы вы прислушивались к тому, что говорят учителя и другие школьные чиновники.

Вы можете обеспечить конструктивное и продуктивное общение со школой вашего ребенка. Постарайтесь помнить, что ваша общая цель — выяснить, как лучше всего помочь вашему ребенку добиться успеха в школе. Если вы разговариваете по телефону, электронной почте или встречаетесь лично, постарайтесь быть спокойным, конкретным и, прежде всего, позитивным — хорошее отношение может иметь большое значение при общении со школой.

Планируйте заранее. Вы можете договориться о встрече со школьной администрацией или учителями еще до начала учебного года. Если год начался, планируйте разговаривать с учителем или консультантом не реже одного раза в месяц.

Проводите собрания. Согласуйте время, удобное как для вас, так и для учителя вашего ребенка, и придерживайтесь его. Если это удобно, встретьтесь в классе вашего ребенка, чтобы вы могли получить представление о его физической среде обучения.

Ставьте цели вместе. Обсудите свои надежды на успехи вашего ребенка в школе. Вместе запишите конкретные и реалистичные цели и обсудите, как помочь ребенку их достичь.

Слушай внимательно. Как и вы, учитель вашего ребенка хочет, чтобы он преуспевал в школе. Прислушайтесь к тому, что они говорят, даже если иногда это трудно услышать. Понимание проблем вашего ребенка в школе является ключом к поиску эффективных решений.

Делитесь информацией. Вы знаете историю своего ребенка, и учитель вашего ребенка видит их каждый день: вместе у вас есть много информации, которая поможет лучше понять трудности вашего ребенка. Свободно делитесь своими наблюдениями и поощряйте учителей вашего ребенка делать то же самое.

Задайте трудные вопросы и дайте полную картину. Обязательно перечислите все лекарства, которые принимает ваш ребенок, и объясните все другие методы лечения. Поделитесь с учителем, какая тактика работает хорошо, а какая нет, для вашего ребенка дома. Спросите, есть ли у вашего ребенка проблемы в школе, в том числе на игровой площадке. Узнайте, имеют ли они право на какие-либо специальные услуги, помогающие в обучении.

Более 25 000 лицензированных консультантов BetterHelp найдут терапевта, который соответствует вашим потребностям. Это просто, доступно и удобно.

ПОЛУЧИТЕ СКИДКУ 20%

Online-Therapy.com — это полный набор инструментов поддержки, когда вам это нужно, по вашему графику. Регистрация занимает всего несколько минут.

ПОЛУЧИТЕ СКИДКУ 20%

Teen Counseling — это онлайн-терапевтическая служба для подростков и молодых людей. Свяжитесь со своим консультантом по видеосвязи, телефону или в чате.

ПОЛУЧИТЕ СКИДКУ 20%

Разработка и использование плана поведения

Дети с СДВ/СДВГ способны вести себя в классе надлежащим образом, но им нужна структура и четкие ожидания, чтобы контролировать свои симптомы. Как родитель, вы можете помочь, разработав план поведения для своего ребенка и придерживаясь его. Какой бы план поведения вы ни решили реализовать, создайте его в тесном сотрудничестве с вашим ребенком и его учителем.

Дети с синдромом дефицита внимания лучше всего реагируют на конкретные цели и ежедневное положительное подкрепление, а также на достойные награды. Да, возможно, вам придется повесить морковку на палку, чтобы мотивировать ребенка лучше вести себя в классе. Создайте план, который включает небольшие награды за маленькие победы и большие награды за большие достижения.

Советы по управлению симптомами СДВГ в школе

СДВГ влияет на мозг каждого ребенка по-разному, поэтому каждый случай может выглядеть совершенно по-разному в классе. Дети с СДВГ проявляют ряд симптомов: некоторые, кажется, отскакивают от стен, некоторые постоянно мечтают, а другие просто не могут следовать правилам.

Как родитель, вы можете помочь своему ребенку уменьшить любой или все эти типы поведения. Важно понимать, как синдром дефицита внимания влияет на поведение разных детей, чтобы вы могли выбрать подходящие стратегии для решения проблемы. Существует множество довольно простых подходов, которые вы и учитель вашего ребенка можете использовать, чтобы наилучшим образом справиться с симптомами СДВГ и направить вашего ребенка на путь к успеху в школе.

Управление отвлекаемостью

Учащиеся с СДВГ могут так легко отвлекаться на шум, прохожих или собственные мысли, что часто пропускают важную информацию в классе. Этим детям трудно сосредоточиться на задачах, требующих постоянных умственных усилий. Им может казаться, что они вас слушают, но что-то мешает им запоминать информацию.

Помощь детям, которые легко отвлекаются, включает физическое размещение, увеличение количества движений и разбиение длинных отрезков работы на более короткие части.

  • Усадите ребенка с СДВГ подальше от дверей и окон. Отведите домашних животных в другую комнату или угол, пока ученик работает.
  • Чередуйте сидячие занятия с теми, которые позволяют ребенку передвигаться по комнате. По возможности включайте физические движения в уроки.
  • Записывайте важную информацию так, чтобы ребенок мог легко ее прочитать и сослаться на нее. Напомните учащемуся, где находится информация.
  • Разделяйте большие задания на более мелкие и давайте детям частые перерывы.

Уменьшение перебиваний

Дети с синдромом дефицита внимания могут с трудом контролировать свои импульсы, поэтому они часто говорят вне очереди. В классе или дома они выкрикивают или комментируют, пока другие говорят. Их вспышки могут показаться агрессивными или даже грубыми, что также создает социальные проблемы. Самооценка детей с СДВГ часто довольно хрупка, поэтому указание на эту проблему в классе или перед членами семьи не решит проблему, а может даже усугубить ситуацию.

Исправлять прерывания детей с СДВГ следует осторожно, чтобы сохранить самооценку ребенка, особенно в присутствии других. Развивайте «тайный язык» с ребенком с СДВГ. Вы можете использовать сдержанные жесты или слова, о которых вы договорились заранее, чтобы дать ребенку понять, что он вас прерывает. Хвалите ребенка за беспрерывный разговор.

Управление импульсивностью

Дети с СДВГ могут действовать раньше, чем думать, создавая сложные социальные ситуации в дополнение к проблемам в классе. Дети, у которых есть проблемы с контролем импульсов, могут показаться агрессивными или непослушными. Это, пожалуй, самый разрушительный симптом СДВГ, особенно в школе.

Методы управления импульсивностью включают планы поведения, немедленное наказание за нарушения и план, позволяющий детям с СДВГ чувствовать контроль над своим днем.

Убедитесь, что письменный план поведения находится рядом с учащимся. Вы даже можете приклеить его к стене или столу ребенка.

Немедленно наказывайте за плохое поведение. Будьте конкретны в своем объяснении, убедитесь, что ребенок знает, как он себя плохо вел.

Распознавайте вслух хорошее поведение. Будьте конкретны в своей похвале, убедитесь, что ребенок знает, что он сделал правильно.

Напишите расписание на день на доске или на листе бумаги и вычеркивайте каждый пункт по мере его выполнения. Дети с импульсивными проблемами могут обрести чувство контроля и чувствовать себя спокойнее, когда знают, чего ожидать.

Управление ерзанием и гиперактивностью

Учащиеся с СДВГ часто находятся в постоянном физическом движении. Может показаться, что этим детям трудно оставаться на своих местах. Дети с СДВ/СДВГ могут прыгать, брыкаться, извиваться, ерзать и делать другие движения, что затрудняет их обучение.

Стратегии борьбы с гиперактивностью состоят из творческих способов, позволяющих ребенку с СДВГ двигаться надлежащим образом в соответствующее время. Высвобождение энергии таким образом может помочь ребенку сохранять спокойствие тела во время работы.

Попросите детей с СДВГ выполнить поручение или выполнить задание за вас, даже если это просто означает пройти через комнату, чтобы наточить карандаши или убрать посуду.

Поощряйте ребенка с СДВГ заниматься спортом — или, по крайней мере, бегать до и после школы — и следить за тем, чтобы ребенок никогда не пропускал перемены или физкультуру.

Предоставьте ребенку мячик для снятия стресса , маленькую игрушку или другой предмет, чтобы он мог сжимать его или играть незаметно на своем сиденье.

Ограничение экранного времени в пользу времени на передвижение.

Решение проблем, связанных с выполнением указаний

Трудности с выполнением указаний являются отличительной чертой многих детей с СДВГ. Эти дети могут выглядеть так, как будто они понимают и могут даже записывать указания, но затем не могут следовать им, как их просят. Иногда эти учащиеся пропускают этапы и сдают незавершенную работу или вообще неправильно понимают задание и заканчивают тем, что делают что-то совсем другое.

Помощь детям с СДВГ в выполнении указаний означает принятие мер по разбивке и закреплению шагов, включенных в ваши инструкции, и перенаправление, когда это необходимо. Старайтесь, чтобы ваши инструкции были очень краткими, позволяя ребенку выполнить один шаг, а затем вернуться, чтобы узнать, что ему делать дальше. Если ребенок сбился с пути, спокойно напомните ему, перенаправив его спокойным, но твердым голосом. По возможности записывайте направления жирным маркером или цветным мелом на доске.

Советы, как сделать процесс обучения увлекательным

Один из способов привлечь внимание ребенка к обучению — сделать процесс увлекательным. Использование физических движений на уроке, соединение сухих фактов с интересными мелочами или придумывание глупых песенок, которые облегчают запоминание деталей, могут помочь вашему ребенку получать удовольствие от учебы и даже уменьшить симптомы СДВГ.

Помощь детям с СДВГ в математике

Дети с синдромом дефицита внимания склонны мыслить «конкретно». Им часто нравится держать, трогать или принимать участие в опыте, чтобы узнать что-то новое. Используя игры и предметы для демонстрации математических понятий, вы можете показать ребенку, что математика может быть значимой и увлекательной.

Играть в игры. Используйте карты памяти, кости или домино, чтобы сделать числа забавными. Или просто используйте пальцы рук и ног, складывая их или покачивая ими при сложении или убавлении.

Рисовать. Иллюстрации могут помочь детям лучше понять математические понятия, особенно в текстовых задачах. Если в словесной задаче сказано, что машин двенадцать, помогите ребенку нарисовать их от руля до багажника.

Придумывать глупые сокращения . Например, чтобы запомнить порядок операций, придумайте песню или фразу, в которой первая буква каждой операции используется в правильном порядке.

Как помочь детям с СДВГ получить удовольствие от чтения

Есть много способов сделать чтение увлекательным, даже если сам навык вызывает трудности у детей с СДВГ. Имейте в виду, что чтение на самом базовом уровне включает рассказы и интересную информацию, которая нравится всем детям.

Читайте детям. Сделайте чтение уютным, качественно проведите время с вами.

Делайте прогнозы или «ставки». Постоянно спрашивайте ребенка, что, по его мнению, может произойти дальше. Предсказание модели: «Девушка в этой истории кажется довольно смелой — держу пари, она попытается спасти свою семью».

Разыграйте историю. Позвольте ребенку выбрать своего персонажа и назначить его вам. Используйте забавные голоса и костюмы, чтобы воплотить его в жизнь.

Как вашему ребенку нравится учиться?

Когда детям дается информация таким образом, чтобы они могли ее легко усвоить, обучение становится намного веселее. Если вы понимаете, как ваш ребенок с СДВГ учится лучше всего, вы можете создавать увлекательные уроки, наполненные информацией.

  • Аудиалы лучше всего учатся, говоря и слушая. Предложите этим детям рассказать факты до
    любимая песня. Пусть они притворяются, что участвуют в радиошоу и часто работают с другими.
  • Визуалы лучше всего учатся через чтение или наблюдение. Пусть они развлекаются с разными шрифтами
    на компьютере и используют для учебы цветные карточки. Позвольте им написать или нарисовать свои идеи на бумаге.
  • Тактильные ученики лучше всего учатся через физическое прикосновение или движение в рамках урока. Для
    этих студентов предоставьте мармеладки для прилавков и костюмы для разыгрывания частей литературы или истории. Пусть они используют глину и делают коллажи.

Советы по выполнению домашних заданий

Конечно, дети могут бояться этого, но для родителей ребенка с СДВГ домашнее задание — это прекрасная возможность. Учебная работа, выполняемая вне класса, дает вам как родителю возможность напрямую поддерживать своего ребенка. Это время, когда вы можете помочь своему ребенку добиться успеха в школе, где вы оба чувствуете себя наиболее комфортно: в собственной гостиной.

С вашей помощью дети с СДВГ могут использовать время домашних заданий не только для решения математических задач или написания эссе, но и для отработки организационных и учебных навыков, необходимых им для успешного обучения в классе.

Помощь ребенку с СДВГ в организации

Когда дело доходит до организации, это может помочь начать все сначала. Даже если это не начало учебного года, сходите с ребенком за покупками и выберите школьные принадлежности, в том числе папки, папку с тремя кольцами и разделители с цветовой кодировкой. Помогите ребенку подать документы в эту новую систему.

  • Создайте папку с домашними заданиями для готовых домашних заданий и упорядочивайте разрозненные бумаги по папкам с цветовой маркировкой. Покажите ребенку, как правильно подать документы.
  • Помогите своему ребенку ежедневно упорядочивать свои вещи, включая рюкзак, папки и даже карманы.
  • По возможности держите дома дополнительный комплект учебников и других материалов.
  • Помогите ребенку научиться составлять и использовать контрольные списки, вычеркивая пункты по мере их выполнения.

Помощь ребенку с СДВГ в своевременном выполнении домашних заданий

Понимание понятий и организованность — это два шага в правильном направлении, но домашние задания также необходимо выполнять за один вечер — и вовремя сдавать. Помогите ребенку с СДВГ дойти до финиша с помощью стратегий, обеспечивающих постоянную структуру.

  • Выберите конкретное время и место для домашней работы, где нет беспорядка, домашних животных и телевизора.
  • Делайте ребенку перерывы каждые десять-двадцать минут.
  • Научите лучше понимать течение времени: используйте аналоговые часы и таймеры для контроля эффективности домашних заданий.
  • Организуйте порядок выполнения домашних заданий в школе: создайте место, где учащийся может легко найти готовое домашнее задание и выбрать определенное время для сдачи работы учителю.

Другие способы помочь ребенку с домашним заданием

Поощряйте физические упражнения и сон. Физическая активность улучшает концентрацию и способствует развитию мозга. Что важно для детей с СДВГ, это также приводит к улучшению сна, что, в свою очередь, может уменьшить симптомы СДВГ.

Помогите ребенку правильно питаться. Планирование регулярного приема питательных блюд и закусок при одновременном сокращении нездоровой и сладкой пищи может помочь справиться с симптомами СДВГ.

Позаботьтесь о себе, чтобы лучше заботиться о своем ребенке. Не пренебрегайте своими потребностями. Старайтесь правильно питаться, заниматься спортом, высыпаться, справляться со стрессом и искать поддержки у семьи и друзей.

Авторы: Жанна Сигал, к.т.н. и Мелинда Смит, Массачусетс

  • Ссылки

    Нарушения развития нервной системы. (2013). В Диагностическое и статистическое руководство по
    Психические расстройства
    . Американская психиатрическая ассоциация. https://doi.org/10.1176/appi.books.9780890425787.x01_Neurodevelopmental_Disorders

    AACAP. Поддержка успеха школы. (н.д.). Американская академия подростков и
    Детская психиатрия. Получено 12 августа 2021 г. с https://www.aacap.org//AACAP/Families_and_Youth/Resource_Centers/ADHD_Resource_Center/ADHD_A_Guide_for_Families/Supporting_School_Success.aspx 9.0003

    Обучение детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивности: учебное пособие
    Стратегии и практики – стр. 1 (2008 г.). [Справочные материалы; Учебные материалы]. Департамент США
    образования. https://www2.ed.gov/rschstat/research/pubs/adhd/adhd-teaching-2008.pdf

    Гаастра Г. Ф., Гроен Ю., Туча Л. и Туча О. (2016). Эффекты
    Вмешательства в классе при неумелом и деструктивном поведении в классе у детей с симптомами
    Синдром дефицита внимания/гиперактивности: метааналитический обзор. PLOS ONE, 11(2), e0148841. https://doi.org/10.1371/journal.pone.0148841

    ЦКЗ. (2019, 7 ноября). СДВГ в классе . Центры болезней
    Контроль и профилактика. https://www.cdc.gov/ncbddd/adhd/school-success.html

Помощь с домашними заданиями для СДВГ – Советы для детей с СДВГ. (Национальный ресурсный центр по СДВГ)

Поддержка успеха в школе — включая информацию о том, как организовать вашего ребенка, заручиться помощью школы и получить оценку. (Американская академия детской подростковой психиатрии)

Мотивация ребенка с синдромом дефицита внимания – Как симптомы СДВГ влияют на ожидания в классе и как реально мотивировать ребенка.

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *