Содержание
что делать, причины непослушания, советы детских психологов и психиатров
Вполне обычная ситуация, когда ребенок 3 лет не слушается. Что делать в таком случае, знают далеко не все родители. Многие из них пытаются успокоить чадо уговорами, криками и даже физическим воздействием. Некоторые взрослые просто идут на поводу у малыша. И те и другие совершают ошибку. Почему же трехлетний ребенок не слушается и как это пресечь? На эти вопросы ответит публикация.
Кризис трех лет
Чтобы понять, почему малыш не слушается, необходимо разобраться в детской психологии. Как правило, в 3 года ребенок уже считает себя личностью, взрослым человеком со своими потребностями и желаниями. Взрослые же продолжают обращаться с ним, как с несмышленым малышом. Из-за этого и возникают недопонимания, истерики и конфликты.
В целом непослушание ребенка в 3 года является нормой. Как говорят психологи и психиатры, этот возраст совпадает с кризисом, который необходим для дальнейшего личностного развития. Он может возникнуть чуть раньше или позже (в 2,5 – 4 года). Все зависит от темперамента, воспитания и степени доверительности отношений между крохой и родителями. То есть ребенок не слушается в 3 года не потому, что он плохой, а потому что с ним происходят личностные изменения.
Как же можно охарактеризовать кризис этого возраста? У детей начинают развиваться такие черты, как упрямство, негативизм, строптивость, своеволие, бунтарство, обесценивание, деспотизм. Психолог Л. С. Выготский считал, что эти качества необходимы для формирования чувства признания и самоуважения, хоть они и создают трудности для взрослых. Современные психиатры с этим полностью согласны.
Отстаивание независимости
В 3 года дети начинают отделять себя от остальных людей, осознавать свои возможности и ощущать себя источником воли. Малыши сравнивают себя со взрослыми и хотят выполнять те же самые действия, что и они. Например, «Я уже большой, я сам завяжу шнурки!» В то же время ребенок начинает чувствовать автономность от мамы и папы. Он осознает, что он – отдельная личность, у которой есть свои желания, предпочтения и вкусы. Это способствует формированию внутреннего протеста, поэтому ребенок в 3 года не слушается и истерит. Например, он может обзываться, ломать игрушки, обижать других детей, отказываться кушать кашу, которую сварила мама. Из-за этого у взрослых создается впечатление, что чадо просто испытывает их нервы на прочность.
Малыш ведет себя отвратительно только потому, что ему кажется, что взрослые хотят ограничить его свободу какими-то условностями и правилами. И он своим непослушанием начинает проверять, насколько эти рамки значимы для других и что будет, если их нарушить.
Проявление самостоятельности
Дети в 3 года хотят, чтобы их воспринимали как взрослых, поэтому сильно обижаются, если их называют маленькими. В этом возрасте складывается положительный образ «Я», поэтому малыши любят выставлять успехи напоказ и быть в центре внимания. Достижения прибавляют им оптимизма, который позволяет считать себя хорошим. Причем все делать хочется самостоятельно, без чьей-либо помощи. Ребенок в 3 года не слушается родителей, потому что каждая непреложная истина подвергается сомнению. Делать все только по указке взрослых нет совершенно никакого желания. Лишь тщательный пересмотр правил поведения может помочь сформировать свой взгляд на мир.
Расширение кругозора
Причиной непослушания трехлетнего малыша может являться расширение кругозора. В этом возрасте все становится интересно и хочется самостоятельно исследовать такой огромный окружающий мир. Даже если мама говорит не идти туда, то карапуз воспринимает это как вызов. Ему просто становится интересно, что же там такого необычного.
Усталость
Ребенок в 3 года не слушается, кричит и плачет, казалось бы, без повода? Стоит задуматься о распорядке дня своего чадо. Некоторые родители уже в столь раннем возрасте начинают нагружать своего малыша многочисленными знаниями и умениями, записывая его во всевозможные кружки. Это может привести не только к физической, но и к эмоциональной усталости. Отсюда неуравновешенное психологическое состояние и непослушание.
Авторитарный стиль воспитания
Он предполагает, что родители командуют, а ребенок безоговорочно выполняет любые указания и беспрекословно подчиняется. При этом желаниями чада взрослые не интересуются, отчего становится очень обидно. Подобные посягательства на «Я» могут сформировать довольно-таки революционный настрой. В результате ребенок начинает закатывать истерики, лишь бы его услышали. Это своеобразный крик малыша о том, чтобы его уважали как личность.
Напряженная атмосфера в семье
В некоторых семьях родители неуважительно относятся друг к другу, сквернословят и даже поднимают руку на ближнего. И нет ничего удивительного в том, что их ребенок в 3 года не слушается и дерется. Он просто копирует модель поведения взрослых, типичную для семьи, считая, что такое поведение вполне нормально.
Что делать
Ребенок 3 лет не слушается настолько сильно, что кажется, что с этим ничего уже не поделаешь. Родители просто опускают руки и идут на поводу у своего маленького монстра. Например, маме проще самой убрать игрушки, чем бесконечно просить об этом карапуза. Но бездействовать нельзя, иначе ситуация усугубится. Если не пресекать неправильное поведение, то ребенок будет ощущать вседозволенность. Но важно понимать, как правильно удовлетворить потребности чада, чтобы скорректировать его развитие в нужное русло.
Соблюдение распорядка дня
Большинство родителей не нормируют день крохи, и совершают ошибку. Очень важно разделять моменты кормления, познавательных занятий, игры и отдыха. На каждую составляющую нужно выделять время, желательно в одни и те же часы. Это поможет сформировать у малыша привычку выполнять указанные правила. Ему становится понятно, что за одними определенными событиями следуют другие. В результате чадо перестает быть раздражительным агрессивным и тревожным. Если нет никакого режима, то не стоит удивляться, что ребенок в 3 года не слушается. Он просто не знает, чего ожидать и что нужно будет делать дальше.
Запреты и ограничения
Безусловно, если все позволять маленькому человечку, то в итоге это выльется в непослушание. Пойдя однажды на уступку, велик риск оказаться в невыигрышном положении. Потом не стоит удивляться, почему карапуз ведет себя как дьяволенок.
На самом деле родителям очень легко потерять свой авторитет в глазах ребенка. Поэтому нужно еще с малых лет объяснять ему, что разрешается, а что находится под запретом. Это правило должно распространяться на всех детей любого возраста. Запреты являются неотъемлемой частью правильного воспитания. Если их не вводить, то конечный результат очевиден – ребенок не слушается. К 3-5 годам дети обычно уже начинают четко понимать, как можно поступать, а как – нельзя.
Справедливые запреты и ограничения полезны для формирования у малыша адекватного отношения к самому себе и миру. Если все будет дозволено, то он в скором времени перестанет ценить то, что имеет, и будет принимать все как должное. Кроме того, многие запреты необходимы для безопасности и здоровья детей.
Но стоит понимать, что не нужно ограничивать ребенка во всем подряд. В противном случае можно создать препятствия для развития. Если трехлетний карапуз ведет себя некрасиво, то не осознает этого. Он просто хочет ощущать свою значимость и важность.
Обосновывать наказания
Если ребенок 3 лет не слушается, что делать? Безусловно, его нужно наказывать. Но свой метод воздействия необходимо объяснять. Малыш должен понимать, что он поступил плохо, и за что конкретно его наказывают. В противном случае он может сильно разозлиться и затаить обиду на долгие годы. Иногда родителям кажется, что здесь и так все понятно, и пояснять причину нет необходимости. Но это не так. Крохи еще не способны моментально сопоставить все факты и прийти к соответствующим выводам. Если ребенку все спокойно объяснить, то ему уже будет не так обидно, и он начнет размышлять над своим поступком.
Как нужно наказывать чадо? Многие родители применяют не только словесные, но и физические методы воздействия. Психологи и психиатры отмечают, что последние способы абсолютно недопустимы. Исследования доказывают, что данная мера не улучшает эмоциональный контакт между детьми и взрослыми, а, наоборот, отдаляет их друг от друга. Физические наказания ведет не только к недопониманию в отношениях, но и к формированию обид и различных комплексов. В результате подросший ребенок будет вести себя неадекватно, агрессивно и станет неуправляемым.
Можно ли наказывать маленьких детей словесно? Что думают по этому поводу специалисты и какие дают советы? Ребенок в 3 года не слушается только по той причине, что это никак не пресекается. Неправильное поведение необходимо корректировать – так считают психиатры и психологи. Если малыш ведет себя неподобающе, то отец или мать сразу же должны высказать свое мнение и дать понять, что не одобряют подобные действия. Наказания вроде «Тогда не куплю игрушку», «Не будешь смотреть телевизор» абсолютно неэффективны. Если ребенок позволяет себе шалости или капризничает, достаточно будет спокойно сделать ему замечание и объяснить без криков, почему себя так вести нельзя. Такой метод воздействия на непослушное чадо будет самым правильным.
Отделять поступок от личности
Психологи также отмечают, что родители часто допускают ошибку, когда словесно наказывают ребенка. Если он делает что-то нехорошее, то его тут же называют плохим. Но это ведь не так. Малыш просто совершил то, что противоречит представлениям общества о нормах.
Если ребенок 3 лет не слушается — что делать и говорить в этом случае? Правильно будет сказать, что поступок некрасивый, поэтому он характеризует человека с плохой стороны. При таком подходе сама личность малыша не затрагивается. В выборе выражений нужно быть крайне осторожным. В этом возрасте детям очень легко поверить в свою никчемность и неполноценность. В итоге ребенок так и не будет слушаться, но плюсом у него разовьется неуверенность в себе.
Можно ли ребенку уступать
Дети даже в раннем возрасте достаточно смышленые. Поэтому они быстро смекают, что им постоянно уступают. Но взрослые не должны давать слабину, особенно если их чадо закатывает сцену. В ситуациях, когда ребенок в 3 года не слушается, Комаровский Евгений Олегович, известный доктор и писатель, рекомендует взрослым игнорировать истерики и иное неадекватное поведение. Плачем и капризами дети испытывают нервы родителей на прочность. Если оставаться спокойным и никак не реагировать, то воздействие истерикой отложится до следующего случая, а со временем и вовсе забудется.
Безусловно, нужно разумно подходить ко всему и в некоторых случаях уступать своему малышу, ведь он только познает этот мир. По мнению специалистов в области психологии, незыблемыми всегда должны оставаться те вещи, которые способствуют выработке характера и помогают оставаться в безопасности. Например, ребенок должен знать с малых лет, что нельзя играть на дороге, идти на красный свет, баловаться с огнем, шуметь в общественном месте. Можно и нужно уступить карапузу, если он болеет. В такие моменты дети должны получать особую поддержку и внимание. Если ребенок хочет желанную игрушку, то ее следует купить не по первому требованию, а, например, на ближайший праздник. Так малыш научится понимать, что все стоит денег и не дается просто так.
Ребенок не слушается в 3 года: советы психологов и психиатров
- Не вестись на провокации, терпеливо разговаривать с ребенком в спокойном тоне.
- Не сдаваться, отстаивать до конца свою позицию.
- При истериках не нужно рассказывать, что это плохо. Это только усилит плач и крики. Лучше проигнорировать или отвлечь внимание на что-то другое.
- Нельзя принуждать ребенка к действию напрямую. Куда эффективней это делать в игровой форме.
- Можно подменять желания. Например, «Сегодня купить мороженое не получится, но вот сок и фруктовый йогурт – запросто!»
- Если кроха что-то требует, можно предоставить ему право выбора, но только из тех вариантов, которые подходят взрослому.
- Всегда поощрять детей за проявленную самостоятельность.
Когда трехлетний малыш не слушается, нужно проявлять терпение, понимание и дипломатические способности. Не стоит забывать, что ребенок познает мир и еще только учится вести себя в нем.
Как перестать срываться на ребёнка, который не слушается
Даже самым терпеливым родителям бывает сложно спокойно общаться с детьми, которые капризничают и не слушаются. Взрослые срываются на крик — а потом корят себя за это. Как не поддаваться эмоциям и почему угрозы и наказания неэффективны, рассказывает психолог Ксения Несютина.
Вопрос. Ребёнок (4 года) не слушается, я кричу и ставлю его в угол. Потом виню себя. Что делать?
Ответ. Наказания малоэффективны, они не работают в долгосрочной перспективе. Даже взрослые не всегда понимают смысла санкций в свою сторону. Если кто-то регулярно опаздывает на работу и не получает потом премию, он скорее обидится на начальство, чем рассудит, что это логический результат его опозданий.
Когда родитель не может контролировать поведение ребёнка, он ощущает бессилие. И, как правило, это такой стресс, что хочется в один момент овладеть ситуацией — при помощи крика или наказания. Некоторые, после того как срываются, думают: «Когда я кричу, ребёнок начинает слушаться, я могу контролировать ситуацию». Редкий родитель может выдохнуть и сказать: «Он капризничает, не получается его успокоить, но ничего — попробую ещё раз».
Кричать, угрожать ненормально не только в отношении детей, но и в целом. Ребёнок видит, как его поведение эмоционально разрушает родителя, и начинает бояться своих желаний, эмоций, потому что знает, что в ответ получит нечто громкое и ужасное.
Кроме того, наказание рождает в детях дополнительную злость, обиду, большее сопротивление и нежелание что-либо делать. Бывает и так, что ребёнок просто начинает бояться родителей. Да, в моменте угроза работает — ребёнок быстрее приходит в себя. Но точно так же работают и обыкновенные просьбы — просто для этого нужно сделать так, чтобы слова взрослого имели вес.
Для начала важно начать себя контролировать, чтобы злость, грусть, ревность не захватывали вас на сто процентов. Вспомните, как бывает у детей: они чего-то хотят, начинают истерить, кричать и уже не помнят, где находятся, что рядом мама и папа, бьют кулаками, кусаются — случается полный «эмоциональный захват». То же самое бывает у взрослых.
Если вы чувствуете, что это состояние наступает, то просто выйдите из комнаты попить воды, посмотреть в окно. Обратитесь к родственникам за помощью, пока у вас минутная передышка. Буквально выведите себя из ситуации — это уже лучше, чем остаться в ней и накричать, отшлёпать и так далее.
Сорвались и накричали? Обязательно попросите прощения, попробуйте объяснить своё состояние, сказать, что вы сильно разозлились и не смогли себя остановить. Как бы ребёнок себя ни вёл, ответственность за поведение у взрослого выше, он должен обладать большей эмоциональной зрелостью, чем ребёнок. Если родитель кричит, это его проблема.
Метод светофора. Что делать, когда ребёнок не слушается:
- Красный: остановитесь. Оцените собственные чувства. У кого-то возникает злость, у кого-то — жалость («Вот я заставляю ребёнка, я на него давлю»), у кого-то — жалость к себе («Да как же я устала, когда же он начнёт меня слушать»). Этот эмоциональный отклик хорошо бы в себе поймать и немного себя успокоить. Сказать себе: «Всё нормально, ребёнок не слушается, так бывает».
- Жёлтый: разговаривайте спокойно. Подберите нейтральные слова, допустим: «Нет, я не разрешаю». Или, если нужно, чтобы ребёнок что-то сделал (например, пошёл чистить зубы), скажите: «Идём чистить зубы». Нужно убедить его словами (не криком), повторяя свою просьбу и не прекращая делать это до тех пор, пока он её не выполнит.
- Зелёный: настаивайте действием (метод хорош для совсем маленьких). Придумайте игру, сочините историю, частью которой станет выполнение вашей просьбы. Делать это надо эмпатично, не превращаясь в робота, но и не отступая: «Понимаю, ты не хочешь, но будем чистить зубы, ничего не поделаешь».
Если ребёнок привык к крикам, к угрозам, к тому, что родитель эмоционально включается, этот метод будет работать не сразу. Но потом слова начнут приобретать вес. Ребёнок поймёт, что ничего другого уже не будет — ни криков, ни угроз, — а родитель на своём всё равно настоит. Противиться не имеет смысла — и в какой-то момент, без эмоциональной реакции со стороны родителя, сопротивление перестанет быть интересным для ребёнка. И вот тогда ваша коммуникация с ним станет экологичной.
У вас есть вопрос, на который вы хотите получить ответ специалиста, а не случайную выдачу поисковика? Задайте его в форме ниже, а мы найдем эксперта, который вам ответит. Это анонимно: не стесняйтесь спрашивать о чем угодно.
Материал подготовила Анна Свирина.
Изображение на обложке: Alphavector / shutterstock / fotodom
Как помочь вашему малышу слушать и слушаться – улучшение навыков рецептивной речи у вашего маленького ребенка
Я видел, как многие родители и воспитатели называют малышей «трудными» или поведенческими проблемами, тогда как реальная проблема заключается в том, что ребенок не понимает и не обрабатывает язык, как и другие дети его возраста. Родители иногда переоценивают то, что их ребенок, который не говорит, в состоянии понять. Когда я разговаривал об этом со своей хорошей подругой, которая занимается интервенцией в области развития, она высказала проницательный комментарий. Перефразируя ее, есть родители, которые скорее думают о своем ребенке как о «плохом», чем признают, что он или она мало что понимает.
Это так прискорбно, потому что ребенок должен понимать слова, прежде чем мы ожидаем, что он будет говорить, и прежде чем мы ожидаем, что он будет слушаться. Ребенок, который мало что понимает, на самом деле не может (и не должен) много говорить. Ожидать большего просто неправильно. Часто малыши не следуют указаниям, и это не потому, что они непослушны, упрямы или ленивы. Они не следуют указаниям, потому что не понимают, что им говорят. Кажется, что они игнорируют язык, потому что слова еще ничего для них не значат. Логопеды считают, что над рецептивным языком нужно работать рука об руку с выразительным языком. Когда родители соглашаются с таким подходом, происходят замечательные вещи. Прежде чем я расскажу вам, как добиться этого дома, давайте рассмотрим определение рецептивной речи, обсудим характеристики детей с проблемами рецептивной речи и, наконец, поговорим о способах улучшения этих навыков.
Что такое рецептивный язык?
Рецептивная речь может также называться навыками понимания языка или восприятия на слух. Это означает, насколько хорошо ваш ребенок понимает язык, который он слышит. Примеры рецептивной речи включают в себя то, как ваш малыш следует указаниям, таким как «Дай мне свою чашку», или как он может идти в ванную, когда вы объявляете: «Пора купаться». Эти навыки начинают проявляться с самого рождения, когда ваш ребенок рано начинает целенаправленно смотреть на вас и получать удовольствие от вашего внимания, а также когда он начинает замечать окружающие звуки, такие как лай соседской собаки или громкая пожарная машина. Это прогрессирует, когда он начинает обращать внимание на то, о чем вы говорите, так что он оглядывается, когда вы объявляете «Папа дома», или наблюдает, как вы указываете на птицу за окном. Он начинает понимать ранние игры, такие как «Пикабу», достаточно хорошо, чтобы сам покрыть голову, и загорается, когда стягивает одеяло и вы кричите «Бу». Это включает в себя возможность указывать на части тела, когда вы спрашиваете: «Где ваш нос», и находить картинки в книгах, когда вы говорите: «Покажи мне собаку». Рецептивная речь тесно связана с когнитивными или мыслительными навыками ребенка.
Пока ребенку не исполнится 3 года, очень трудно разделить рецептивную речь и познание. На самом деле, большинство навыков, перечисленных в таблицах раннего развития, на самом деле схожи для обеих областей. Хотя верно то, что некоторые дети могут демонстрировать сильные когнитивные способности, такие как хорошая память или исключительные зрительные навыки, во многих случаях плохие навыки понимания речи связаны с глубинными когнитивными нарушениями. При оценке того, как ваш ребенок понимает язык дома, очень важно убедиться, что ваш ребенок реагирует на слова, которые вы говорите, а не на невербальные сигналы, которые вы можете давать. Например, когда вы просите ребенка: «Дай мне кубик», он может реагировать на вашу протянутую руку, протягивая его вам, или он может видеть коробку сока, которую вы достаете из холодильника, а не понять: «Ты хочешь пить?»
Что такое расстройство рецептивной речи?
Расстройство рецептивной речи — это трудности с пониманием языка, которые приводят к различиям в том, как и что ребенок понимает по сравнению с другими детьми его возраста. Нарушения рецептивной речи также можно назвать нарушениями восприятия на слух. Другим диагнозом, который тесно связан с маленькими детьми, является центральное расстройство слуховой обработки (CAPD), которое представляет собой трудности в способности обращать внимание, обрабатывать, понимать, сохранять или интегрировать разговорную речь. Дети с нарушениями рецептивной речи часто не следуют указаниям и не потому, что они «плохие». Они не следуют указаниям, потому что не понимают, что им говорят. Они также могут казаться «выключенными», потому что слова еще ничего для них не значат.
Ранние признаки и симптомы проблем с рецептивной речью:
- Игнорирование устной речи
- Трудно следовать словесным указаниям, особенно если команда новая или вы не используете визуальные подсказки, такие как указание или демонстрация того, что вы хотите, чтобы они сделали
- Повторение вопроса вместо ответа на него
- Неправильный ответ на вопрос (например, качание головой «да», когда вы задаете им вопрос с двумя вариантами ответов. Неправильный ответ, например, «2», когда вы спрашиваете: «Как вас зовут?»)
- Большая часть их речи состоит из жаргона или одного и того же набора основных слов и фраз
Практические способы работы над рецептивной речью дома
Во время повседневных домашних дел обращайте внимание на то, КАК вы с ним разговариваете. Малышам с проблемами рецептивной речи часто требуется очень конкретное и целенаправленное «обучение» (из-за отсутствия лучшего слова), чтобы начать связывать слова с предметами, людьми и событиями. Если бы они просто собирались «подхватывать» в повседневных разговорах, они бы уже это сделали, и не было бы проблемы.
Детям с трудностями в понимании и обработке речи нужны взрослые, которые должны «интерпретировать» для них мир. Им полезно заботиться о родителях и учителях, которые могут оказать поддержку, чтобы помочь им понять слова и связать их с окружающей средой. Как сделать это для своего ребенка?
1. Уменьшите сложность того, что вы говорите.
Расскажи для ребенка, который изо всех сил пытается понять. В разговоре с ним используйте в основном отдельные слова и короткие фразы. Иногда об этом не говорят родителям достаточно четко. Совет — просто поговорите со своим ребенком. Это не всегда работает с детьми с нарушениями рецептивной речи. Поскольку у вашего ребенка проблемы с обучением пониманию, вы должны упростите то, чему вы пытаетесь научить, поскольку он не понимает это «обычным» способом.
Позвольте мне привести пример, который вы можете понять. Это все равно, что сидеть на уроке математики в колледже и знать, как складывать и вычитать, но забыть, как решать алгебраическое уравнение. Или представьте, что вас высадили в Мексике, когда единственный испанский, который вы знаете, — это счет до 5 и несколько слов о еде, таких как «тако», и ожидается, что вы поймете, как добраться до аэропорта, чтобы забронировать следующий рейс домой. Ты выше головы. Так бывает с ребенком с задержкой речи. Он что-то понимает, но недостаточно, чтобы прожить день.
Используйте много отдельных слов. Используйте много коротких фраз. Избегайте длинных объяснений или вопросов. Когда вы спрашиваете ребенка с задержкой речи, хочет ли он печенье, не спрашивайте: «Хочешь одно из этих вкусных шоколадных печений, которые мама только что купила в продуктовом магазине?» Поднимите печенье и спросите: «Хочешь печенье?» Увидеть разницу?
Для многоязычных семей выберите один основной язык и придерживайтесь его. Если ваш ребенок изо всех сил пытается выучить язык, разве не имеет смысла, что у него больше шансов на успех, если он выучит только один? Это не значит, что позже вы не сможете научить его другим языкам. Педагоги, которые рекомендуют учить вашего ребенка сразу нескольким языкам, не учитывают влияние на ребенка проблем с обработкой речи. Если вашему ребенку трудно научиться понимать и использовать язык, дайте ему освоить (то есть догнать его возрастной уровень) один язык, прежде чем двигаться дальше.
2. Расскажите о том, на что он обращает внимание.
Когда вы завтракаете утром, а он смотрит на свои хлопья и молоко, используйте эти слова и говорите о еде. Не вступайте в диалог о том, что произошло вчера в детском саду или о визите бабушки на следующих выходных. Делайте это просто и здесь и сейчас, чтобы это «имело смысл».
Чтобы узнать, на что он обращает внимание, вам нужно быть «с ним» и заниматься с ним большую часть дня.? Настаивайте на том, чтобы он участвовал и оставался с вами, чтобы ограничить время, в течение которого он «отключается» или «отключается».
3. Говорите с ним напрямую, используя слова, которые он может использовать.
Детям с языковыми проблемами нужны родители, которые изо всех сил стараются «научить» их словам, которые им нужны для общения. Не тратьте много времени, разговаривая с ним с детской лепеткой или используя взрослые разговорные стили. В то время как мы все врываемся: «Посмотрите на милого, милого, маленького мальчика мамы» и проводим много времени, разговаривая с нашими супругами в их присутствии, не упускайте возможности говорить, используя отдельные слова и простые структуры предложений, которые он может выучить. .
4. Дайте ему подсказки (или «подсказки» в терминах SLP) относительно того, о чем вы говорите.
Обычно дети с задержкой понимания языка в значительной степени полагаются на визуальные подсказки, поскольку они не всегда понимают или обрабатывают слова. Укажите, чтобы привлечь его внимание. Когда это целесообразно, покажите ему предмет. Если вы используете книги, укажите прямо на картинку, произнесите ее название, а затем сделайте краткий комментарий. Предоставьте другие визуальные подсказки, включая жесты, например, ведите его и перемещайте предметы в пределах его поля зрения, чтобы убедиться, что он понимает, о чем вы говорите.
Поскольку детям с задержкой речи нужны визуальные подсказки, они могут полагаться на ваше выражение лица, чтобы придать смысл вашим комментариям. Сделайте так, чтобы ваши выражения соответствовали вашим словам. Если вы расстроены, а он вот-вот попадет в беду, не посылайте противоречивых сообщений, продолжая улыбаться, предупреждая его. Он может неправильно истолковать ваши сигналы. (Это касается и мужей!)
Некоторым детям нужны расписания с картинками, чтобы они знали, чего ожидать дальше. Многие дошкольные учреждения используют такие системы для обеспечения дополнительной поддержки. Сделайте цифровые фотографии и поместите их в небольшой альбом или повесьте на холодильник, чтобы «показать» ему то, чего он не понимает в повседневной жизни.
5. Повторяйте указания (снова и снова), когда кажется, что он не понимает.
Малышам с задержкой речи необходимо дополнительное повторение информации, чтобы они могли обработать сказанное. Сопротивляйтесь желанию подумать и сказать: «Я уже говорил вам один (или два) раз». Повторение помогает его маленькому мозгу учиться.
6. Разбивайте команды на более мелкие фрагменты информации.
Пока он не будет последовательно следовать указаниям, ограничьтесь простыми командами с одной информацией: «Иди, возьми свою чашку», а не «Отнеси свою чашку в раковину». Как только он освоит знакомые направления, работайте над добавлением дополнительных частей. «Возьми свои туфли и принеси их маме».
7. Перефразируйте то, что он не понимает.
Когда вы получаете этот взгляд (например, «А?») или если он отключается от вас, попробуйте использовать другие слова. Если вы говорите: «Наша семья сейчас ходит в церковь. Мы должны готовиться к отъезду», а он не смотрит, вы можете попробовать позвать его по имени и сказать: «Пора идти до свидания». Пауза. «Иди сюда.»
8. Чаще давайте ему возможность продемонстрировать, что он понимает.
Постоянно спрашивайте его: «Покажи мне ____» и «Где _______». Если он еще не указывает, предложите ему осмотреться, чтобы найти то, что вы просили найти. Другие виды деятельности, которые вы можете включить в свой распорядок дня:
- Попросите его указать на картинки в книгах. Сосредоточьтесь на названиях объектов и действий. — Где собака? и «Покажи мне, кто спит».
- Как только он освоит основные названия объектов и обычных действий, повысится уровень. Обучайте использованию/функции объекта с помощью таких слов, как «Какой из них предназначен для верховой езды? Какой из них идет вам на ногу? Какой из них вы используете для питья? Кто из них говорит мычание? ?Помогите ему идентифицировать части предмета, а не картину целиком – «Найди дверь дома, колесо машины, лапу собаки и т. д.»
- Получить объекты по запросам. Попросите его взять предметы или убрать определенные игрушки по просьбе: «Возьми свой мячик» или «Принеси мне свою головоломку».
- Предложите ей выполнить знакомые задачи, связанные с повседневными делами. Малыши могут получить подгузники или влажные салфетки до смены времени, выбросить вещи в мусорное ведро, поставить свои чашки в раковину, снять обувь и носки, закрыть дверь, вытереть поднос со стульчика, погладить собаку и помочь вам. убирать игрушки, складывая их в корзину. Регулярное вовлечение их в такие виды деятельности увеличивает их возможности следовать указаниям (и помогать вам!)
- Во время игры давайте краткие указания и помогайте ему выполнять действия. Например, «Вставь мяч», а затем помоги ему это сделать.
- Когда вы играете с головоломками, поднимите часть и назовите ее одним словом, когда он собирает головоломку. Когда он закончит, пусть он достает кусочки пазла по одному, спрашивая: «Дайте мне ________».
- Когда одеваетесь, скажите ей, чтобы она засунула руку в рукав или ногу в штаны. Поднимите носок и ботинок и попросите ее: «Возьми носок».
- Когда он сядет рядом с игрушкой, протяните руку и скажите: «Дай мне _____».
- Положите перед ней несколько предметов, связанных с вашей игрой, и спросите: «Где ______».
- В ванне или во время смены подгузника попросите его указать на части тела и помогите ему довести дело до конца.
- Во время игры попросите ее напоить куклу или уложить ребенка спать.
9. Чтобы добиться согласия с повседневными задачами, попробуйте сказать ему сделать то, что он уже собирается сделать.
Например, если он направляется к мячу, скажите: «Возьми мяч». Если он тянется за книгой, скажите: «Почитай свою книгу». Теперь вы знаете, что он делает это не потому, что вы его об этом попросили, но использование этого метода дает малышам возможность «выработать привычку» делать то, что говорит мама.
10. Настаивайте на том, чтобы он следовал указаниям, оказывая физическую помощь по мере необходимости.
Как только вы дали ему словесное указание и повторили его один раз (может быть, дважды, если он не слушал), встаньте и помогите (заставьте) его сделать это. Повторите указание, чтобы он мог связать действие со словами.
Когда он не отвечает, подойдите к нему ближе, опуститесь на его уровень и прикоснитесь к нему, чтобы перенаправить его внимание.
Некоторые дети реагируют на аплодисменты или щелчки пальцами с большей готовностью, чем на слова, чтобы привлечь его внимание. Остерегаться! Не злоупотребляйте этой техникой, иначе он может начать игнорировать это, но потому, что это раздражает, а не потому, что он не понимает.
Попробуйте также сделать некоторые указания забавными, например: «Подойди сюда, чтобы я мог пощекотать/обнять/поцеловать тебя». Научите забавным стандартам, таким как «Дай мне 5», чтобы все не сводилось к «подчинению».
11. Делайте частые паузы, когда разговариваете с ним, чтобы дать ему время обдумать то, что вы сказали.
Это тяжело для болтливых родителей, включая меня! Дайте ему достаточно времени подумать во время вашего разговора. Возможно, вам придется целенаправленно (но молча) сосчитать до 5, прежде чем перейти к следующему пункту или перед тем, как вы повторитесь, чтобы убедиться, что он успел ответить.
12. Последнее, но, вероятно, самое важное, будьте очень последовательными в отношении реалистичных поведенческих ожиданий.
Детям с трудностями понимания языка изо дня в день нужны одни и те же правила, которые легко запомнить и которым легко следовать. Они должны быть в состоянии рассчитывать на обучение и знание своего распорядка дня.
Если способность вашего ребенка понимать язык намного ниже его хронологического возраста, вам необходимо помнить об этом при определении стандартов поведения и даже дисциплинарных мер. Например, тайм-аут рекомендуется для детей от 2 лет и старше. Если вашему ребенку 26 месяцев, но его понимание находится на уровне 16 месяцев, тайм-аут не является для него подходящим выбором.
Некоторые родители с этим не согласны и думают, что таким образом вы их «учите», но поверьте мне, вы ведете тяжелую битву. Это все равно, что пытаться научить трехлетнего ребенка завязывать шнурки или прыгать через барьер. Он просто еще не готов. С такой же осмотрительностью определяйте, что является уместным, а что нет, исходя из уровня его понимания, и вы станете гораздо более справедливым родителем.
—————————————————————————
ОБНОВЛЕНО В ЯНВАРЕ 2009
Я так рад объявить о выпуске моей новой серии DVD для целевой аудитории. языка у детей раннего возраста и младших дошкольников. Если вы хотите УВИДЕТЬ эти стратегии в действии, посмотрите DVD-диски «Научи меня слушать и подчиняться 1 и 2». Вот ссылка для получения дополнительной информации —
Популярность: 10% [?]
Опубликовать ответ
Что следует Что мы делаем, когда старшие дети не слушаются? (Послушание, Часть 6)
Мы изучали послушание в течение последнего месяца или около того.
Даниэль исследовал:
- Почему мы склонны позволять нашим детям не слушаться,
- Почему учиться слушаться полезно для наших детей,
- Какое послушание на самом деле есть ,
- и некоторые практические способы научить наших детей слушаться.
Мы также рассмотрели некоторые причины, по которым наши дети слушаются с радостью , и некоторые способы поощрения послушания с радостью.
Сегодня мы рассмотрим , что мы должны делать с детьми, которые продолжают не подчиняться или «повинуются» с плохим отношением. Что мы можем сделать?
Первое, что мы можем сделать, это посмотреть на самим .
Мы можем попросить Бога помочь нам понять, как мы, родители, можем мешать нашим детям уважать и слушаться нас. Наши грехи и ошибки не освобождают наших детей от обязанности слушаться нас (если только мы не просим их грешить). Но наши ошибки и грехи могут затруднить послушание нашим детям.
Примечательно, что после обоих новозаветных заповедей детям слушаться родителей (Еф. 6:1 и Кол. 3:20) отцам сразу же дается указание не провоцировать своих детей.
«Отцы, не раздражайте детей ваших, но воспитывайте их в учении и наставлении Господнем» (Еф. 6:4).
«Отцы, не раздражайте своих детей, чтобы они не разочаровались» [Кол. 3:21).
Это слово провоцировать имеет отношение к раздражению или возбуждению гнева, и в обоих этих стихах мы видим, что провокация наших детей может привести их к гневу или разочарованию. То, как мы, родители (и отцы, и матери), взаимодействуем – или не взаимодействуйте — с нашими детьми и с другими людьми может сильно повлиять на их отношение к данной нам Богом власти.
Мы должны просить Бога помочь нам понять, как мы можем раздражать или обескураживать наших детей. Он будет говорить с нами через Свое Слово, а также через советы и честные слова тех, кто хорошо нас знает.
Если вы имеете дело с обычно непослушным ребенком, попросите совета у своего пастора и у доверенных, благочестивых друзей, которые любят вас достаточно, чтобы быть с вами честными. Могут ли они помочь вам увидеть слабости и грехи, которые вам трудно увидеть в себе? Могут ли они помочь вам увидеть слепые пятна, которые могут повлиять на то, как вы относитесь к своим детям?
Поговорите со старшими детьми, которые не слушаются, и будьте готовы их выслушать. Вы их как-то провоцируете или отговариваете? Это требует мудрости и благодати. Мы не должны брать на себя вину за непослушание наших детей. Но если мы готовы смиренно выслушать их, мы можем обнаружить, что не выполнили свои собственные данные Богом обязанности таким образом, что это соблазнит их к бунту.
Мы можем говорить слишком много.
« Когда много слов, не миновать греха, но тот, кто сдерживает уста свои, благоразумен» (Притчи 10:19).
«Молитва праведного имеет великую силу, когда она действует» (Иакова 5:16б).
Так легко начать пытаться быть Святым Духом в жизни наших детей. Когда мы делаем это, мы начинаем ворчать. Когда мы ворчим, наши дети перестают нас слышать. И когда они перестанут нас слышать, они могут перестать слышать обличающий голос Святого Духа. Когда мы слышим, как снова и снова повторяем одно и то же, возможно, это хороший знак того, что нам нужно меньше говорить и больше молиться. Мы можем молиться, чтобы Бог смягчил сердце нашего ребенка — и наш. Мы можем молиться, чтобы Он использовал слова Писания, а также слова и примеры других, чтобы тронуть сердца наших детей.
Мы можем только видеть, что наши дети делают неправильно.
«Посему ободряйте друг друга и назидайте друг друга, как вы делаете» (1Фес 5:11)
Постоянное исправление, без поощрения или похвалы за то, что он делает правильно, может привести к сдаваться или бунтовать. Нам нужно сосредоточиться на созидании, пока мы помогаем нашим детям преодолевать грех.
Мы можем быть не в состоянии активно
любить наших детей.
« Мы любим его, потому что он первый возлюбил нас» (1 Иоанна 4:19).
«Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих» (Иоанна 15:13).
Исправление и дисциплина должны происходить в контексте любящих, доверительных отношений. Если наши дети знают, что мы любим их и хотим для них самого лучшего, они примут наше наставление и исправление. Мы можем знать, что любим своих детей, но нам нужно любить их так, чтобы они могли понять. Если мы хотим помочь им повиноваться, нам нужно проводить с ними время, слушать их, разделять их интересы и отказываться от части собственного комфорта и желаний, чтобы любить их и служить им.
Мы можем сосредоточиться на внешнем поведении.
«…ибо человек смотрит на лице, а Господь смотрит на сердце» (1Цар. 16:7).
Если мы сосредоточим все свое внимание на внешних действиях наших детей, не затрагивая более глубокие сердечные проблемы, наши дети не будут по-настоящему послушными, особенно когда нас нет рядом, чтобы видеть, что они делают.
Внешние действия свидетельствуют о том, что происходит в сердце. Разберитесь с коренными грехами в сердцах ваших детей, иначе эти корни будут продолжать порождать грех и непослушание.
Мы можем пытаться контролировать наших детей с помощью гнева и недобрых слов.
«…ибо гнев человека не творит правды Божией» (Иакова 1:20).
«Никакое гнилостное слово да не исходит из уст ваших, а только доброе для назидания, в зависимости от случая, дабы оно доставляло благодать слушающим» (Еф. 4:29).
Наша дисциплина в гневе превращается в наказание . Мы больше не учим, а вместо этого делаем наших детей заплатите за свой проступок. Такое мстительное отношение обязательно спровоцирует наших детей, соблазнив их уйти в себя или наброситься в собственном гневе. Им нужно знать, что Иисус заплатил за их грех. Им не нужно платить за это снова.
Мы можем заставить наших детей поверить, что они могут повиноваться
своими собственными силами.
«Ибо знаю, что ничего доброго не живет во мне, то есть в плоти моей. Ибо имею желание делать доброе, но не могу исполнить» (Рим. 7:18).
» Но Бог, богатый милостью, по великой любви, которою возлюбил нас, и нас, мертвых по преступлениям нашим, оживотворил со Христом — благодатью вы спасены» ( Еф. 2:4-5).
Без Иисуса наши дети мертвы в своих грехах. Они не могут повиноваться своими силами. Если мы только исправим наших детей, не приведя их к Иисусу, когда они согрешили, многие просто сдадутся. Они знают, что никогда не будут соответствовать Божьим стандартам.