Содержание

чем заниматься с детьми 3 лет

Оглав­ле­ние

  • На что потра­тить силы ребенка 3 лет
  • При­о­ри­теты в раз­ви­тии ребенка
  • А если ребенку нра­вится учиться?
  • Чем прятки полез­нее реше­ния задач

Так сло­жи­лось, что мне­ний о том, как гото­вить ребенка к школе, доста­точно много. Есть и такое — а зачем учить буквы, письмо и читать, мол, в школе научат. А чем занять тогда ребенка, если роди­тели решат не зани­маться с малы­шом? Есть немало вари­ан­тов. Напри­мер, интел­лек­ту­аль­ные раз­ви­ва­ю­щие игры для детей. Вот один из вари­ан­тов раз­ви­тия мозга, мате­ма­ти­че­ских спо­соб­но­стей и эмо­ци­о­наль­ного интел­лекта – это подвиж­ные игры со сверстниками.

Если уже в авгу­сте вы заду­мы­ва­е­тесь о том, на какие “раз­ви­валки” отдать ребенка осе­нью, а при­мер зна­ко­мых, кото­рые водят чадо на “раз­ви­ва­ю­щие заня­тия”, не дает вам покоя, пред­ла­гаем на минутку оста­но­виться и послу­шать раз­мыш­ле­ния пси­хо­лога и педа­гога Анны Быко­вой. Неужели дей­стви­тельно “после трех уже поздно”, и ребе­нок, с кото­рым до этого воз­раста “не зани­ма­лись”, ничего хоро­шего в жизни не достигнет?

Я не знаю, на чем в боль­шей сте­пени дер­жится этот миф, что после трех уже поздно. На роди­тель­ском тще­сла­вии? На жела­нии, чтобы ребе­нок был лучше, чем у дру­гих? (И тогда “я самая луч­шая мама”.) Или на роди­тель­ском страхе “недо­дать” чего-то ребенку? А может, на жела­нии обес­пе­чить ребенку лег­кую жизнь в будущем?

Но кто ска­зал, что чем больше он узнает до трех лет, тем легче ему будет в после­ду­ю­щей жизни? И разве сча­стье в многознании?

Я как-то спро­сила у чита­те­лей сво­его блога: когда они сами чув­ствуют себя счаст­ли­выми? Какой чело­век, по их мне­нию, счаст­ли­вый? И полу­чила сле­ду­ю­щие ответы:

  • Тот, кто удо­вле­тво­рен своим местом в жизни, своим делом и сво­ими отно­ше­ни­ями с окружающими.
  • Тот, кото­рого любят, ценят и уважают.
  • Тот, кто самореализовался.
  • Тот, кто умеет радо­ваться тому, что есть.
  • Тот, кто вкла­ды­вает душу в свою работу.
  • Тот, кто умеет любить, дру­жить, про­щать, ладить с близкими.
  • Дея­тель­ный, любо­зна­тель­ный, силь­ный духом, уве­рен­ный в себе, с высо­кой самооценкой.

Все пере­чис­лен­ное — не про боль­шой объем зна­ний. Дру­жить, любить, про­щать, радо­ваться, ладить, вкла­ды­вать душу, быть уве­рен­ным — это про эмо­ци­о­наль­ный интел­лект. Сча­стье — оно из эмо­ци­о­наль­ной сферы. Чело­век счаст­лив, когда окру­жен при­ят­ными кон­так­тами. Кон­так­тами, в основе кото­рых любовь, ува­же­ние, при­ня­тие, вза­им­ный инте­рес. Кому-то этих кон­так­тов нужно больше, кому-то меньше. Быть отверг­ну­тым, непри­ня­тым, непо­ня­тым — болезненно.

На что потратить силы ребенка 3 лет

Я согласна с тем, что в дошколь­ном воз­расте у ребенка самый высо­кий потен­циал раз­ви­тия. Но мне кажется, что лучше этот потен­циал напра­вить на раз­ви­тие эмо­ци­о­наль­ного интел­лекта, на ком­му­ни­ка­тив­ные навыки — то, что в даль­ней­шем помо­жет быть счастливым.

Гово­рят, мозг ребенка в этот период — до трех-шести лет — дей­стви­тельно может вме­стить без­гра­нич­ный объем инфор­ма­ции. Можно выучить все марки авто­мо­би­лей, сто­лицы всех госу­дарств, назва­ния всех живот­ных и птиц, фами­лии худож­ни­ков и акте­ров, пару ино­стран­ных язы­ков. Но зачем? Оправ­данно ли такое исполь­зо­ва­ние потен­ци­ала мозга для буду­щего счастья?

Ресурс раз­ви­тия мозга не огра­ни­чен. Наш мозг про­дол­жает раз­ви­ваться и после трех, и после трид­цати трех, и даже после шести­де­сяти, если его нагру­жать новыми нестан­дарт­ными зада­чами. Это зна­чит, если потом у ребенка появится потреб­ность в чем-то — он смо­жет все это выучить.

А вот ресурс вре­мени и энер­гии, отпу­щен­ной на период бодр­ство­ва­ния ребенка, — ограничен.

При­веду такой при­мер. МарьИ­ванна весь день дви­гала папки в архиве и сами стел­лажи, раз­ма­хи­вая тряп­кой, по при­казу началь­ника про­водя гене­раль­ную уборку. Пыль с потолка собрала, окна помыла. А началь­ник гово­рит: “Так, теперь мне еще отчет за про­шлый квар­тал подготовьте”.
МарьИ­ванна гово­рит ему, что устала, сил нет. От чего, соб­ственно, устала? То ж физи­че­ская дея­тель­ность была, а не умствен­ная. А все равно устала. Села за отчет, на цифры смот­рит, а глаза от уста­ло­сти сли­па­ются. До конца рабо­чего дня на эти цифры пяли­лась, что-то сво­дить пыта­лась, но эффек­тив­ность нуле­вая. Только оши­бок кучу наделала.
При­шла с работы, а там подруга, в театр зовет, биле­тик лиш­ний есть. Спек­такль смот­реть — это ж не работа. Поехали да поехали, редко обща­емся, хоть раз в год в театр выбраться.
Уго­во­рила. Смот­рят спек­такль. Подруга героям сопе­ре­жи­вает, то пла­чет с ними, то сме­ется, клю­че­вую мысль пьесы обду­мы­вает, игру акте­ров оце­ни­вает. А МарьИ­ванна в кресле уснула… Просну­лась, только когда вокруг “браво!” кри­чать стали…
Домой при­е­хала, а там муж и дети, по обще­нию соску­чив­ши­еся. Гово­рят и гово­рят, собы­ти­ями дня минув­шего делятся. И ловит себя МарьИ­ванна на мысли, что она их слу­шает, даже кивает, но сути не пони­мает, ска­зан­ное уже не ана­ли­зи­рует. Спроси ее сей­час: “О чем я только что гово­рил?” — она и повто­рить-то не сможет…

Это зари­со­вочка для тех, кто счи­тает, что одно дру­гому не мешает и можно нагру­жать ребенка энцик­ло­пе­ди­че­скими зна­ни­ями без ущерба для его физи­че­ского, твор­че­ского и эмо­ци­о­наль­ного развития.

“Она у нас девочка очень умная, но какая-то исте­рич­ная”, — гово­рят роди­тели. Они не свя­зы­вают исте­рич­ность с пере­утом­ле­нием от заня­тий: “Но она же так легко все запо­ми­нает!” Легко запо­ми­нает — еще не зна­чит, что она при этом не утом­ля­ется. Ресурс днев­ной выбран. Нет энер­гии для того, чтобы учиться еще и эмо­ци­ями управлять.

Приоритеты в развитии ребенка

Их лучше рас­ста­вить таким образом:

  1. Физи­че­ское раз­ви­тие, мак­си­мум дви­га­тель­ной актив­но­сти. Уче­ными давно дока­зано, что физи­че­ские упраж­не­ния улуч­шают функ­ции мозга. Жела­тельно эти упраж­не­ния выпол­нять на све­жем воз­духе, так как мозг явля­ется орга­ном, весьма энер­гично потреб­ля­ю­щим кислород.
  2. Эмо­ци­о­наль­ное и твор­че­ское раз­ви­тие, кото­рое проще всего реа­ли­зу­ется через игру.
  3. Раз­ви­тие ком­му­ни­ка­тив­ных спо­соб­но­стей — это тоже проще реа­ли­зо­вы­вать через игру.

Все выше­пе­ре­чис­лен­ное можно реа­ли­зо­вать одно­вре­менно в подвиж­ной игре на улице. Отсюда сле­дует, что для дошколь­ника дво­ро­вый фут­бол, прятки, жмурки, салки, кошки-мышки лучше заня­тий за партами.

Задача дошколь­ного дет­ства — не обу­чать ребенка, а под­го­то­вить его к обу­че­нию в даль­ней­шем. Чтобы в школу он при­шел физи­че­ски креп­ким, уме­ю­щим общаться со сверст­ни­ками, удер­жи­вать вни­ма­ние. С этой базой он будет доста­точно легко усва­и­вать новые зна­ния. Укреп­лен­ные мышцы спины не будут уста­вать от сиде­ния. Нерв­ная система не будет пере­гру­жена кон­флик­тами и комплексами.

Если я вас еще не убе­дила, что после трех не поздно, добавлю такой аргу­мент. Леген­дар­ный Масару Ибука напи­сал свою книгу о ран­нем раз­ви­тии “После трех уже поздно” в 1971 году. В те годы уче­ные счи­тали, что после дости­же­ния зре­ло­сти новые ней­роны в мозге чело­века уже не рождаются.

Эта мысль была рас­про­стра­нена среди ней­ро­био­ло­гов вплоть до сере­дины 1990‑х годов. Но уже в 1998 году были полу­чены пер­вые дока­за­тель­ства ней­ро­ге­неза в гип­по­кампе взрос­лого чело­века. Если совсем по-про­стому, то гип­по­камп — это уча­сток мозга, кото­рый, помимо всего про­чего, отве­чает за память. Таким обра­зом, если ваш ребе­нок что-то не успеет запом­нить в дошколь­ный период, у него будет воз­мож­ность выучить это позже.

Выды­хаем, роди­тели, и идем играть.

А если ребенку нравится учиться?

— Но ему же самому нра­вится учиться, сидеть со мной и решать все эти задачки…

Что тут клю­че­вое? “Нра­вится сидеть со мной” или “нра­вится решать задачки”?

Часто роди­тели путают инте­рес к “быть рядом с мамой” с инте­ре­сом к соб­ственно задач­кам. Понятно, что ребе­нок хочет быть с мамой. А мама счи­тает, что время “надо про­во­дить с поль­зой”. Как только ребе­нок отвле­ка­ется на игру, мама сразу выхо­дит из кон­такта, потому что “поиг­рать он и без меня сможет”.

Вскоре ребе­нок пони­мает, что он может быть с мамой только в про­цессе реше­ния зада­чек, поэтому согла­ша­ется на мамины усло­вия. А мама еще больше вдох­нов­ля­ется, потому что “ему же нравится”.

А вы возь­мите и про­верьте, насколько нра­вится. Если мама с таким же энту­зи­аз­мом играет с ребен­ком в жмурки и в прятки, с каким изу­чает этапы раз­ви­тия бабочки по кар­тин­кам, то что выбе­рет ребе­нок? Вот если ребе­нок сам будет тянуть маму на реше­ние зада­чек, пред­по­чи­тая им игры, тогда да, я поверю, что ему самому это нравится.

Чем прятки полезнее решения задач

Вообще любая игра в этом воз­расте — это время, про­ве­ден­ное с поль­зой. И прятки, пожа­луй, даже более полезны, чем зна­ние о том, что там про­ис­хо­дит с бабоч­кой. Раз­ви­тие мозга про­ис­хо­дит через дви­же­ния. Напри­мер, когда ребе­нок лезет по швед­ской стенке на тур­ник, а потом пови­сает на нем, бол­тая нож­ками, — это закладка фун­да­мента под мате­ма­ти­че­ские знания.

А вы думали, мате­ма­тика с цифр начи­на­ется? Нет! Она начи­на­ется с про­стран­ствен­ных пред­став­ле­ний “выше”, “ниже”, “ближе”, “дальше”, “пра­вее”, “левее”. И прежде чем ребе­нок нач­нет опре­де­лять “пра­вее-левее” в про­стран­стве листа, он дол­жен научиться пони­мать это через соб­ствен­ное тело. Ему важно дви­гаться в пространстве.

Залез ребе­нок на первую пере­кла­динку, уло­вил ощу­ще­ние. Под­нялся на вто­рую. Посмот­рел вниз, срав­нил рас­сто­я­ние. Еще выше — это еще дальше от земли. Оста­но­вился, решает: под­няться дальше или спрыг­нуть? Оце­ни­вает рас­сто­я­ние, соиз­ме­ряет это со сво­ими силами.

Игра в мяч — тоже закладка фун­да­мента под мате­ма­ти­че­ские зна­ния, потому что это пре­крас­ный спо­соб раз­ви­тия про­стран­ствен­ных пред­став­ле­ний. Мяч далеко или близко? В какую сто­рону он катится? Какими должны быть направ­ле­ние и сила удара, чтобы мяч поле­тел в нуж­ную сторону?

“Если бы все было так, то все фут­бо­ли­сты были бы гени­аль­ными мате­ма­ти­ками”, — воз­ра­зила мне на это одна мама со скеп­ти­че­ской усмеш­кой. Согласна, я редко встре­чала мате­ма­ти­ков-фут­бо­ли­стов. Вме­сте со мной на мате­ма­ти­че­ском факуль­тете учился только один про­фес­си­о­наль­ный фут­бо­лист, и то потому, что у него папа рабо­тал пре­по­да­ва­те­лем математики.

Но я же говорю про фун­да­мент, а не про все зда­ние. Фун­да­мент для мате­ма­тики был зало­жен в ран­нем дет­стве через подвиж­ные игры с пра­ви­лами, в том числе через игры с мячом. Но от даль­ней­шего постро­е­ния дворца для царицы наук в семье моего сокурс­ника решили отка­заться, серьезно мате­ма­ти­кой зани­маться не стали, потому что любовь к фут­болу ока­за­лась силь­нее. Тем более что для фут­бола тоже был зало­жен фун­да­мент в том же неж­ном воз­расте через те же подвиж­ные игры с мячом.

Вы, глав­ное, играйте с ребен­ком в мяч много и с удо­воль­ствием, а ребе­нок потом, когда вырас­тет, сам решит, фун­да­мен­том чего он хочет сде­лать полу­чен­ные навыки. Именно в этом и есть суть раз­ви­тия — зало­жить фун­да­мент, на кото­ром в буду­щем можно стро­ить все, что пожелается.

Из книги “Раз­ви­ва­ю­щие заня­тия “лени­вой мамы”

Анна Быкова

ОТ МАМЫ К МАМЕ — 1,5-3 года

Развитие ребёнка от 1 года и 6 месяцев до 1 года и 9 месяцев

В это время малыш старается везде сопровождать свою маму. А если покажется кто-либо чужой, предпочитает хвататься и прятаться за ее юбку.

Мало-помалу ребенок учится самостоятельности. Он использует присутствие мамы как гарантию безопасности, которая ему необходима для исследования окружающего мира. Сначала при встрече с незнакомыми людьми ребенок держится поближе к маме, но затем оставляет ее на все более длительные периоды, лишь иногда возвращаясь как бы для сохранения уверенности в безопасности.

Такую же уверенность обеспечивает присутствие отца, старших братьев, сестер или любого другого взрослого, к кому привязан ребенок.

Именно в этом возрасте детей чаще всего пугают новые ситуации, например госпитализация, посещение детского сада или разлука с родителями.

Ребенка можно избавить от таких состояний, если кто-то будет с ним заниматься и всегда будет доступен ему для утешения в минуты горечи. Наибольшее облегчение малышу дает присутствие близкого человека, особенно того, к кому он привязан. Обычно в этой роли выступают родители, но интересно и важно, что ее могут выполнять даже очень маленькие братья и сестры.

Ваш ребенок стал значительно увереннее в себе. Это происходит потому, что он уже умеет ходить, поэтому движется проворнее. Становится более совершенной координация крупной мускулатуры. Происходят важные изменения и в эмоциональной сфере. Исчезают детские страхи, которые раньше вызывались неожиданными звуками и движениями, а к концу второго года жизни может уменьшиться или совсем исчезнуть боязнь незнакомых людей. С другой стороны, вполне обычным явлением становится боязнь собак, кошек и других животных или объектов, связанных с ощущением боли.

Вместе с развитием способности к самостоятельности у ребенка начинает возрастать независимость собственных действий. Для этого возраста свойственен феномен «я сам». Понятно, что стремление ребенка к самостоятельности часто превосходит его умение действовать безопасно и адекватно. Поэтому вам предстоит нелегкая задача по поддержке ребенка в развитии этой автономности, а также в совершенствовании его социальных умений. Вам придется способствовать развитию этих умений, одновременно подстраховывая малыша, так чтобы его исследовательская деятельность не переходила границы безопасности и не слишком часто наталкивалась на неудачи.

Будьте готовы к тому, что раздражение или гнев — одна из самых распространенных среди детей этого возраста эмоций, а вспышки ярости, когда ребенок визжит, бьется руками и ногами или задыхается, являются самыми распространенными формами выражения этой эмоции.

В этом возрасте подобные припадки обычно случаются из-за родительских запретов или из-за неудачи при достижении какой-либо цели. Укладывание в постель, сажание на горшок, одевание в тесную или тяжелую одежду или запреты на какие-то действия обычно провоцируют гнев ребенка. Вспышки раздражения возможны и при изменении привычного режима, например, при посещении гостей.

Вообще, настроение людей любого возраста во многом зависит от их физического состояния, но особенно сильно это сказывается на детях этого этапа развития. Так, усиливающаяся раздражительность или участившиеся вспышки гнева часто являются первым признаком воспаления уха или какого-либо другого детского инфекционного заболевания.

Ваша задача — научить малыша контролировать свои чувства. Когда ребенок впадает в ярость, вам очень важно не давать ему оснований считать, что это лучший способ удовлетворения желаний. Если родители уделяют ребенку внимание и выполняют его желания только в том случае, когда он выходит из себя, ребенок быстро приучается к тому способу поведения, который позволяет достичь желаемого. Такого практически не происходит, если родители проявляют чуткость и понимание к потребностям малыша, когда он не капризничает, и если используют в качестве способов борьбы с раздражительностью ребенка отвлечение его внимания от известных факторов, способных рассердить ребенка. Иногда сразу после начала приступа раздражительности его лучше не замечать до тех пор, пока малыш не успокоится, и только после этого утешить его.

На протяжении раннего детства происходит смена типов наиболее распространенных эмоциональных проблем. Для детей первого года жизни наиболее типичны трудности, связанные с приемом пищи или со сном, а на втором году учащаются тревожные состояния из-за разлуки с родителями или близкими. Также возникают проблемы вокруг ссор между родителями и детьми, при формировании отношений подчинения.

ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ РЕБЕНКА:

  • Не только ходит, но и хорошо бегает.
  • Все реже спотыкается, потому что на бегу смотрит себе под ноги.
  • Обегает стороной мелкие предметы, которые встречает на своем пути.
  • Без посторонней помощи поднимается по лестнице (при этом на каждой ступеньке он стоит обеими ногами).
  • Спускаться по лестнице без помощи со стороны ему еще трудно.
  • Может садиться на корточки.
  • Прыгает не только на месте, но и вперед.
  • Способен выбраться из манежика.
  • Открывает дверь в комнату.
  • Пинает мяч, почти не промахиваясь.
  • Подбрасывает мяч вверх.

ПСИХИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ РЕБЕНКА:

  • Ребенок эмоционален, требователен.
  • С удовольствием играет не только с игрушками, но и с любыми бытовыми предметами. Приглашает близких к игре.
  • Любит музыку. Когда играет ритмичная музыка, пританцовывает; когда слышит песню — подпевает. Иногда поет даже без аккомпанемента.
  • Рисует, скорее старательно срисовывает. Когда срисовывать не с чего, получает удовольствие от того, что заполняет лист бумаги каракулями.

Малышу необходимы игрушки.

Во-первых, они помогают с пользой проводить время, во-вторых, развивают наблюдательность, воображение и внимание.

Подберите такие игрушки, которые будут способствовать развитию речи, движений, сюжетной игры, предметной деятельности. Какие же игрушки нужны ребенку в этом возрасте?

Для развития речи:

  • картинки и кубики с изображениями отдельных предметов, игрушек, животных, транспорта, предметов в действии;
  • маленькие книжки с потешками.

Для развития движений:

  • мячи разных размеров;
  • обруч;
  • двигающиеся машины; каталки.

Для сюжетной игры:

  • куклы;
  • игрушечные животные, птицы;
  • кукольная мебель — стол, стул, кровать, матрасик, одеяло;
  • детская посудка;
  • кукольная одежда;
  • пупсик, ванночка и коляска для него.

Для развития предметной деятельности:

  • игрушки-матрешки;
  • пирамидка;
  • ленточки;
  • цветные кубики;
  • совки и ведерки, формочки для песка;
  • конструкторы.

Для знакомства с понятиями формы и цвета

Для малышей хорошей игрушкой окажется развивающаяконструкция, которую специалисты называют довольно скучно — активный куб. Чаще всего такая игрушка представляет собой куб, цилиндр или даже домик с крышей и трубой, у которого есть прозрачные стенки и отверстия разной формы, в которые малышу нужно вставлять фигурки подходящей конфигурации и нужного цвета, есть также ключики, повернув которые, ребенок услышит приятную мелодию.

Помимо того, что активный куб знакомит крошку с понятиями формы и цвета, он помогает ребенку сделать первый шаг к тому, чтобы научиться устанавливать причинно-следственные связи между своими действиями и событиями вообще. Кроме того, это прекрасная зарядка для развивающегося интеллекта вашего малыша.

Развитие ребёнка от 1 года и 9 месяцев до 2 лет

ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ РЕБЕНКА:

  • Уверенно катается на трехколесном велосипеде, на педальной машине.
  • Может не только вытряхивать предметы из коробок, но и складывать их обратно.
  • Оказывает помощь при раздевании.
  • Умеет сам мыть руки.
  • Самостоятельно кушает за столом, ловко обращается с чашкой (если только она не заполнена до краев).
  • При необходимости передвигает стулья.
  • Переворачивает страницы в книжке.
  • Пытается разобрать заводную игрушку, чтобы понять, почему игрушка двигается.
  • Помогает маме по дому.

ПСИХИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ РЕБЕНКА:

  • Стремится помогать взрослым по дому. Копирует их поведение: «готовит» в детской посудке, «читает» книги и т. д. копирует
  • Очень любит рассматривать картинки. Показывает на картинках все, что его просят показать: собаку, домик, самолет, дерево и пр. пока не все
  • С интересом смотрит мультфильмы..
  • Стремится к самостоятельности. Если независимость ограничивается взрослыми — гневается.
  • Способен возвести из кубиков сложную конструкцию; количество задействованных кубиков — больше пяти.

Какая гимнастика рекомендуется в этом возрасте?

Прежде чем приступить к гимнастике, приготовьте все необходимое. Вам понадобятся: забавные игрушки, кубики, коврик, палка, широкая доска, большой мяч и поменьше, корзина или коробка, лесенка (шведская стенка, стремянка).

Ходьба по наклонной доске

Укрепите доску, приподняв один край на 20-25 см.Слегка помогая ребенку, побуждайте его подниматься и спускаться по ней. Повторите4-6 раз.

Перекладывание кубиков

Малыш сидит на полу. Положите2-3кубика слева от ребенка. Пусть он наклоняется влево — вбок, поднимает кубик, потом кладет его на пол справа от себя и выпрямляется. Повторите 4-6 раз.

Поочередное поднимание ног

Ребенок лежит на спине на коврике. Держите на уровне 40-50 смот пола горизонтально палку. Пусть малыш поочередно пальцами то одной, то другой ноги пытается достать до нее. Повторите упражнение4-6раз каждой ногой.

Бросание мяча

Ребенок стоит без опоры, держа большой мяч двумя руками. Пусть он бросает вам мяч, а затем ловит обратно. Повторите4-6 раз.

Лазание по лесенке

Помогайте малышу взбираться по лесенке (шведской стенке, стремянке) на высоту 1,5 метра и спускаться. Повторите2-3 раза.

Бросание мяча в цель

Малыш бросает одной рукой мяч в корзину или коробку. Повторите 4-6 раз.

Бег за игрушкой

Держите в руках игрушку и, привлекая внимание ребенка, отдаляйтесь от него в сторону, вызывая его стремление побежать и взять игрушку. Повторите 3-4 раза.

Ходьба в медленном темпе

Ходите по комнате, следя за тем, чтобы ребенок двигался за вами. Обойдите комнату 2-3 раза.

Развитие ребёнка от 2 лет до 2 лет и 3 мес

Подойдите к вашему чудесному малышу, нежно обнимите его и шепните, как сильно вы его любите и как им гордитесь. 

Ваш ребенок много рисует, листает и рассматривает книжки, узнает предметы на картинках, называет цвета, задает взрослым бесконечные вопросы, запоминает простые стишки и мелодии. Его словарный запас достигает 200-300 слов.Малыш умеет жалеть, смущаться, гордиться собой.

А теперь взгляните на список его достижений. Указанными в нем навыками обладают большинство здоровых детей. Наверняка, и ваш малыш тоже. Если же вы нашли кое-что, чего ваш ребенок пока еще не умеет делать, не беда! Помогайте ему совершенствоваться. И у вас все получится!

ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ РЕБЕНКА:

  • Хорошо ходит, может чередовать шаг.
  • Преодолевает препятствия.
  • Умеет закрывать дверь.
  • Продолжает совершенствоваться координация движений рук, начинает преобладать в действиях правая рука и указательный палец.
  • Может брать предметы двумя пальчиками, вкладывать один предмет в другой, надевать кольца на стержень, складывать матрешек.
  • Начинает употреблять предметы по прямому назначению: совком копать песок, ложкой набирать и есть кашу, карандашом рисовать.

ПСИХИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ РЕБЕНКА:

  • Иногда вполне сознательно хочет доставить удовольствие родителям, в чем-то помочь и добиться этим похвалы. Если его забудут похвалить, огорчается.
  • Играет уже не только в «ладуD%3��8ки», но и в более сложные — ролевые — игры.
  • С удовольствием играет в прятки и догонялки.
  • Малыш подражает крикам животных и птиц. Имитирует звук автомобильного сигнала, гудок паровоза и др.

Какая гимнастика рекомендуется в этом возрасте?

Прежде чем приступить к гимнастике, приготовьте все необходимое. Вам понадобятся: коврик, широкая доска, веревка, лесенка (стремянка, шведская стенка).

Ходьба

Ходьба по комнате со свободным размахиванием руками в течение1-2 минут.

Бег за взрослым

Пятьтесь от малыша, предлагайте ему догнать вас. Продолжительность —25-30 секунд.

Ходьба на четвереньках

Положите широкую доску на пол и накройте ее ковриком. Малыш, встав на четвереньки (не на колени!), должен продвигаться по ней вперед. Повторите3-4 раза.

Поднимание туловища

Ребенок лежит на животе на коврике. Пусть он приподнимает туловище, опираясь на выпрямленные руки. Повторите3-4 раза.

Хлопки

Ребенок стоит прямо с опущенными вниз руками. Пусть он поочередно делает хлопки впереди себя и над головой — по 3-4 раза.

Перестилание через веревку

Натяните веревку на высоте20-25 сммежду двумя устойчивыми предметами мебели. Пусть ребенок переступает через нее, поднимая колени, туда и обратно. Повторите6-8 раз.

Садимся и ложимся

Ребенок лежит на коврике, закрепив выпрямленные ноги под креслом или шкафом. Побуждайте его садиться и ложиться, не сгибая ног. Повторите2-3 раза.

Наматывание нитки

Ребенок стоит прямо, руки согнуты под прямым углом, пальцы сжаты в кулаки. Пусть он делает круговые движения пальцами и кистями рук, имитирующие наматывание ниток на клубок. Повторите5-8 раз.

Лазание

Малыш поднимается по стремянке и спускается обратно. Повторите4-6 раз.

Поднимание ног

Ребенок лежит на спине на коврике. Побуждайте его поднимать и опускать выпрямленные ноги. Повторите3-5 раз.

Ходьба за руку

Ребенок ходит по комнате, держась за руку взрослого, отдыхая после упражнений в течение 1-2 минут.

Развитие ребёнка от 2 и 3 месяца до 2 лет и 6 месяцев

С двух лет действия малыша становятся целенаправленными. Теперь главное для него — не то, что он делает с предметами, а результат. Игрушкам он предпочитает реальные предметы. Играя, все время кому-то подражает: так он старается понять окружающий мир.

Не спешите помогать, если у него что-то не получается. Ребенку важно самому справиться с тем, что прежде не удавалось. Учите его играть, не пытаясь исправлять, поощряйте подражание.

Малыш знает, чего хочет, думает, что может этого достичь, и готов отстаивать это право. Зато он недоволен всем, что ему предлагаете вы, ссорится с вами и порой ведет себя очень агрессивно.

Сохраняйте доброжелательное отношение к нему и к самой себе. Не вступайте в бесконечные споры. Разрешайте все, что не опасно для него и окружающих. Запрещайте жестко, но не слишком часто. Уважайте его замыслы и по возможности оставляйте выбор за ним.

ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ РЕБЕНКА:

  • Хорошо бегает, подпрыгивает на двух ногах.
  • Умеет подниматься на цыпочки.
  • Точно бьет ногой по мячу.
  • Без посторонней помощи поднимается и спускается по лестнице, при этом придерживается за перила.
  • Легко переворачивает страницы в книге.
  • Некоторые дети уже могут правильно держать карандаш (тремя пальцами).
  • Активно помогает при одевании.

ПСИХИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ РЕБЕНКА:

  • Ребенок отличает множественное число от единственного.
  • Способен испытывать не только радость, гнев, раздражение, удовлетворенность, но и более сложное чувство — гордость. Ребенок бывает горд своими достижениями.
  • Проявляет стремление все делать самостоятельно.

Какие игрушки рекомендуются для этого возраста?

Приобретите игрушки, которые развивают мышление, глазомер:

— конструкторы;

— мозаики;

— крупные кегли;

— разные игрушки со шнуровкой. Это может быть деревянный плоский башмачок или целая картинка-пазл, части которой можно соединить между собой шнурками. Например, к лапке зайчика можно прикрепить морковку или репку… Дети выполняют эту задачу с удовольствием, а заодно приобретают полезный житейский навык;

— специальные рамочки с геометрическими фигурками разного цвета, ещё один вариант рамок Монтессори. Каждая из них, в свою очередь, разрезана на более мелкие геометрические фигуры. Играют с ними так: все части высыпаются, раскладываются на кучки по цветам, а потом помещаются на место так, чтобы каждая фигурка получилась целой. Это очень хорошее упражнение для развития гибкости мышления и пространственного воображения;

— специальные рамки, где в наглядной форме представлено понятие математической дроби. Это деревянная пластина, в которую врезано три круга разных цветов. Каждый из цветных кружочков, в свою очередь, разделен на несколько сегментов. Самый простой вариант: три круга, один из которых целый, другой — составлен из двух половинок, третий — из трех частей. С помощью этой игрушки ребенок с легкостью овладеет понятиями целого, одной второй и трети.

Как решить проблему уборки игрушек?

Малышам трудно раскладывать свои вещи на место и нелегко понять, зачем это нужно делать. Но ведь вам хочется, чтобы в доме был порядок, не правда ли? Совсем не обязательно мучить малыша трудновыполнимым заданием или убирать игрушки в одиночку. Выделите для вещей ребенка какую-нибудь емкость (например, большие пластмассовые коробки). Скажите своему малышу, что это «пылесос», и он с удовольствием будет «засасывать» игрушки каждый раз после игры и бережно хранить до следующей. Вот только сам он не умеет этого делать, поэтому малышу придется ему помогать и складывать в него игрушки. Попробуйте, и ваши нервы и нервы вашего малыша будут сбережены. А в доме будет порядок!

Развитие ребёнка от 2 лет и 6 месяцев до 2 лет и 9 месяцев

ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ РЕБЕНКА:

  • Хорошо бегает и прыгает.
  • Может подниматься по лестнице, не придерживаясь руками за перила.
  • Уверенно спрыгивает с нижней ступеньки.

ПСИХИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ РЕБЕНКА:

  • По возможности старается обслуживать себя сам.
  • Знает названия основных частей тела (может назвать не менее шести).
  • Быстро увеличивается запас слов. Четче становится произношение, однако наиболее сложные слова ребенок по-прежнему упрощает или сокращает.
  • Знает названия основных цветов.
  • Правильно повторяет то, что ему говорят. Может даже заучить на память простой стишок.
  • К членам семьи относится как к разным индивидуальностям; отсюда — его взаимоотношения с членами семьи разные.
  • Отличается хорошей памятью.

Какая гимнастика рекомендуется в этом возрасте?

Прежде чем приступить к гимнастике, приготовьте все необходимое. Вам понадобятся: коврик, широкая доска, стульчик.

Начинаем играть! Вы и ваш ребенок — мишки. Вы, как старший мишка (или медведица!), начинайте, а малыш будет за вами повторять.

1. Ходьба за взрослым. По сигналу «мишки!» — идти на четвереньках.

2. Ноги слегка расставить. Поднять руки вверх, опустить вниз — «мишки подняли лапы к солнцу, погрели их и опустили» (4 раза).

3. Сесть, ноги раздвинуть. Наклониться вперед, коснуться руками пола между ступнями ног, выпрямиться — «мишки сорвали ягоду, съели. Вкусно»(2-Зраза).

4. Лечь на спину. Повернуться направо — прямо, налево — прямо — «мишки греются на солнышке». Погрели один бок — живот, другой бок — живот (4 раза).

5. Покружиться на месте — «мишки пляшут».

6. Проползти на четвереньках по доске — «мишки ползут по мостику» (3 раза).

7. Пройти по наклонной доске шириной15-20 см,приподнятой от пола на 25 см, — «мишки переходят по мостику» (3 раза).

8. Подвижная игра «мишки убегают от пчел». Догоняйте малыша, который должен спрятаться в домике, т. е. сесть на стульчик (3 раза).

9. Спокойная ходьба — «мишки идут на прогулку».

Какие игры рекомендуются в этом возрасте?

После второго года жизни предметные действия отходят на второй план, а на первый выдвигается воспроизведение общественных отношений, трудовых функций. Таким образом, возникает сюжетно-ролевая игра. Научите малыша объединять игровые действия простым сюжетом. Например, «Мама варит обед», «Папа водит машину» и др. Можно выполнять в игре2-3последовательных действия: «Кукла гуляет, обедает, потом спит». Побуждайте малыша использовать в игре предметы-заместители: палочку — вместо градусника, кубик — вместо хлеба. Одаренные дети значительно раньше осваивают сюжет игровых действий. Поэтому они нуждаются в усложнении сюжета игры и в решении более сложных заданий. Так как игры чаще возникают по инициативе одаренных детей, необходимо помочь им развернуть игру. Когда ребенок увлеченно играет один, постарайтесь не беспокоить его и даже не встречайтесь с ним взглядом, чтобы не разрушить мир, который он создал в своем воображении. Замечено, что игры детей обогащают инсценировки с куклой (больница, семья). Они вызывают сопереживания, насыщают, воспитывают добрые чувства, эмоциональную сферу. Обычно инсценировки состоят из нескольких взаимосвязанных действий, которые при повторении целесообразно разнообразить, наполнить новым содержанием. Сюжеты инсценировок могут дополняться самими детьми, которые не только рассказывают о каком-то действии и отвечают на вопрос, но и сами придумывают эти вопросы: «Как Оля гуляла с куклой Наташей?», «Как Сережа строил дом?» Главное здесь — незаметное влияние взрослого и в то же время постепенный отход от копирования образца.

В мире животных

Попросите ребенка изобразить разные эмоции: злого волка, страшного тигра, который приготовился к прыжку, добрую собаку, испугавшегося котенка, удивленного льва, грустную птичку, которая ищет своего птенчика, довольную обезьянку… Вместе имитируйте крики кур, петухов, поросят, лошадей, коров, собак, кошек и т. д.

Догадайся сам!

Если вы вместе с ребенком вынуждены долго сидеть, например, в поликлинике или кафе, предложите ему разгадывать загадки. Суть игры в том, чтобы догадаться, о каком животном идет речь. Тот, кто угадал, в свою очередь придумывает загадку.

День рождения мишки

Посадите любимую игрушку малыша за маленький столик. Воткните одну или две свечки в торт, сделанный из соленого теста, зажгите и попросите ребенка задуть. Пусть он делает это столько раз, сколько ему захочется, в вашем присутствии, разумеется.

Игра в «как будто»

Конечно, вы разучились играть в магазин. Но ваше участие в этой игре потребуется обязательно. «Сколько вам взвесить помидоров?», «Пожалуйста, добавьте в мороженое шоколадной подливки!» Ваш малыш станет взрослым, научившись имитировать социальные коды. Поэтому, не задумываясь, «пробуйте» предлагаемые торты из соленого теста или пирожные из песка.

А ну-ка, собери!

Наклейте на несколько картонок фотографии разных животных и разрежьте их на кусочки. Перемешав их, попросите малыша сложить исходные картинки или выдумать сказочных животных. Например, приделать лошади рыбий хвост. Когда он научится выполнять это задание, усложните задачу, разрезав картинки на большее количество кусочков.

Чемодан открытий

Соберите свои старые вещи (шапки, ботинки, одежду, платки, галстуки, которые уже не носите) и отдайте малышу. Пусть он придумает им свое назначение.

Золушка за работой

Дети любят помогать маме по хозяйству. Воспользуйтесь этим обстоятельством и дайте малышу помыть несколько небольших тарелок, попросите разобрать покупки, положить консервы в шкаф, повесить полотенца на батарею, выложить ложки из посудомоечной машины, полить цветы и т. п.

Что в сумке?

Возьмите наволочку от подушки и сложите в нее разные предметы (зубную щетку, ложку, шарик, кубик и т. п.). Попросите ребенка запустить туда руку и определить на ощупь, что там лежит.

Рифмоплет

Научите малыша сочинять смешные стишки из одной строки, подбирая рифмы к именам его друзей или членов семьи. Например: Маша готовит кашу, Вероника собирает клубнику.

Развитие ребёнка от 2 лет и 9 месяцев до 3 лет

ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ РЕБЕНКА:

  • Быстро ездит на трехколесном велосипеде.
  • Разбирает игрушки.
  • Собирает довольно сложные конструкции из кубиков.

ПСИХИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ РЕБЕНКА:

  • В повторяемости событий и действий довольно быстро находит систему и способен вписывать свое поведение в эту систему.
  • Участвуя в ролевых играх, понимает, когда игра заканчивается; способен принимать участие в планировании игры.
  • Во время игры понимает все новые типы поведения. Может активно участвовать в домашнем кукольном театре; причем к куклам он уже не относится как к живым существам.
  • Если малыш с чем-то не справляется, то может попросить о помощи.

Какие подвижные игры рекомендуются в этом возрасте?

Подвижных игр существует немало. Они могут быть на разные виды движений: ходьбу и бег, прыжки, метание, бросание, ловлю, лазание и ползание. Поэтому постарайтесь выбирать те, которые соответствуют состоянию вашего ребенка в тот или иной момент. Игра должна приносить малышу радость и пользу.

Основные движения — бег и ходьба

Пройди по мостику через ручеек

Необходимый инвентарь: доска длиной1-2 метра,шириной25-30 см,2 шнура или мел.

Начертите две линии (в помещении можно использовать шнуры) — это река. Затем положите на нее доску — это мостик. Пусть малыш пройдет по доске2-3 раза.

Зайди в гости к мишке и возьми его с собой

Необходимый инвентарь: игрушка мишка, 2 шнура или мел.

Начертите две параллельные линии на расстоянии20-30 см(в помещении можно использовать шнуры) — это дорожка. В конце дорожки посадите игрушку и предложите ребенку погулять по этой дорожке, но не заходить за черту. Малыш идет по дорожке, берет игрушку и возвращается обратно.

Принеси игрушку

Необходимый инвентарь: игрушка,3-4 палки.

Разложите на полу палки на расстоянии 1 м друг от друга. Ребенок, перешагивая через препятствие, берет игрушку и возвращается обратно.

Догони мяч

Необходимый инвентарь: корзина,4-6 мячей.

Берите корзину с мячами и выбрасывайте их со словами: «Догони мяч». Малыш бежит за мячами и складывает их в корзину.

Догони зайчика

Скажите ребенку: «Я буду зайчиком» и предложите ему: «Догони меня». Малыш старается вас догнать. Затем поменяйтесь ролями и попытайтесь поймать вашего шустрого зайчика. Удачи!

Основное движение — прыжки

Звонкий мячик

Положите руку на голову ребенка и предложите ему попрыгать, как мячик. Ребенок подпрыгивает на двух ногах, а вы приговариваете:

Мой веселый звонкий мяч,

Ты куда пустился вскачь?

Желтый, красный, голубой,

Не угнаться за тобой!

После этого ребенок убегает, а вы его ловите.

Зайка серый умывается

Необходимый инвентарь: игрушка.

Говорите слова, а малыш выполняет движения:

Зайка серый умывается,

Видно, в гости собирается.

Вымыл носик,

Вымыл хвостик,

Вымыл ухо,

Вытер сухо!

И попрыгал в гости.

Ребенок скачет на двух ногах, чтобы добраться к заранее подготовленной игрушке.

Чему научить 4-летнего ребенка

Подготовьте ребенка к уверенности в детском саду

Время летит незаметно, когда вы весело проводите время, играя со строительными блоками и раскрашивая своего любимого четырехлетнего ребенка. Кажется, только вчера вы впервые посмотрели в глаза своей малышке, а сейчас уже пора начинать готовить ее к детскому саду. Хорошая новость заключается в том, что маленькие дети лучше всего учатся через игру, которую вы, вероятно, уже делаете, а также отвечая на сотни вопросов обо всем на свете в течение всего дня. Намеренно поощряйте академическую уверенность вашего ребенка, социальные навыки и навыки управления эмоциями, чтобы сделать его переход в начальную школу максимально плавным и наполненным чудесами.

Язык

Список занятий по развитию когнитивных способностей для малышей

Узнать больше

Языковые навыки являются ключом к изучению любого предмета, преподаваемого в детском саду, а также к развитию социальных навыков и взаимоотношений. Вовлекайте ребенка в разговоры о том, чем вы занимаетесь, когда занимаетесь своими обычными повседневными делами. Читайте ему книги, создавайте свои собственные выдуманные истории и просите его рассказать истории о том, что его любимая мягкая игрушка любит делать в течение дня, или о воображаемом месте, которое он хотел бы посетить. Смотрите детские передачи об алфавите, тренируйтесь обводить буквы на бумаге или в песочнице и пойте песенку «Азбука» вместе, пока вы едете по дороге. Покажите ему буквы на упаковке продуктов в продуктовом магазине или попросите его как можно быстрее найти 10 букв по всему дому.

Математика

Четырехлетним детям не нужно обладать какими-либо особыми математическими навыками до поступления в детский сад, но большинство детей от природы проявляют любопытство к счету. Сядьте снаружи и посчитайте камни или палочки, попросите ребенка отсчитать два печенья во время перекуса или разложите четыре печенья и спросите его, сколько осталось после того, как он возьмет два себе. Многие четырехлетние дети умеют считать до 10 или 20 и могут складывать и вычитать суммы до четырех. Покажите ей, как выглядят знаки сложения и вычитания, и поиграйте с несколькими простыми рабочими листами, чтобы узнать, каков уровень ее интереса. Устройте соревнование по счету, чтобы увидеть, как высоко она может считать, или прогуляйтесь и берите по одной палочке, листу, сосновой шишке или камню через каждые 10 шагов и сосчитайте их все в конце.

Формы и цвета

Занятия для ребенка со сломанной ногой

Узнать больше

Четырехлетние дети с небольшим вдохновением любят проявлять творческий подход с формами и цветами. Вырежьте из цветной плотной бумаги разные фигуры и повесьте их на стену в его спальне. Попросите ребенка найти в доме четыре фиолетовых предмета или четыре круглых предмета и принести их вам. Возьмите большую коробку мелков и посмотрите, сколько видов зеленого или розового вы можете найти. Используйте каждую цветовую группу, чтобы раскрасить листы бумаги и сложить их в бумажные самолетики или журавлики. Предложите ребенку выбрать цвет краски для пальцев, соответствующий его настроению, и создать с его помощью рисунок. Посмотрите эпизоды его любимого шоу о формах и цветах и, возможно, даже распечатайте несколько раскрасок, чтобы порисовать вместе в дождливый день.

Социальные навыки

Четырехлетние дети учатся социальным навыкам на практике и во взаимодействии с другими людьми. Вместе сочиняйте музыку, танцуйте или подпевайте любимой песне. Найдите местный музыкальный класс или пригласите соседских детей присоединиться к вам на игровые свидания. Практикуйте обмен навыками во время игровых свиданий, принося специальные игрушки и позволяя вашему ребенку практиковать навыки устного ведения переговоров. Разработайте последовательный распорядок и предупредите ее, прежде чем придет время делать что-то новое, чтобы у нее была возможность научиться плавно переходить от одного занятия к другому. Спортивные команды в местных общественных центрах или церквях дают детям возможность развить навыки решения социальных проблем и научиться работать в команде. Просто проживая жизнь со своим ребенком и поощряя его дружить, вы готовите его в социальном отношении к детскому саду.

Навыки самоконтроля

Детский сад — это огромная эмоциональная веха для большинства маленьких детей, которые впервые садятся в автобус, впервые идут в начальную школу, впервые сидят в большом классе, сосредотачиваются на работе в классе и делать домашнюю работу в первый раз. Навыки самоконтроля — одна из самых важных вещей, которым вы можете научить своего ребенка, чтобы сделать детский сад веселым и увлекательным, а не утомительным. Научите ребенка базовым навыкам ухода за собой, таким как мытье рук, чистка зубов и самостоятельное посещение туалета. Пусть он проявит свои навыки самостоятельной работы, выбрав подходящие для его возраста обязанности, например, убрать игрушки, убрать со стола, покормить домашнее животное или починить миску с хлопьями. Дайте ему простые инструкции взять что-нибудь из другой комнаты или вести себя тихо, как мышь в библиотеке. Помогите ему назвать свои эмоции, научитесь делать глубокие вдохи и считать до 10, когда он подавлен или расстроен. Попросите его рассказать вам о том, что он чувствует, а затем выслушайте, подтвердите его эмоции и вместе найдите решение. Эти пожизненные навыки эмоционального управления сослужат ему хорошую службу в детском саду и на всю оставшуюся жизнь.

Обратиться за помощью

Дети учатся в разном темпе, и это нормально, что любой четырехлетний ребенок усваивает некоторые из этих навыков легче, чем другие. Если вы заметили, что вашему ребенку трудно говорить полными предложениями, считать до 10, общаться с другими или справляться со своими эмоциями и повседневными задачами, никогда не помешает поговорить с вашим педиатром. Она может оценить, учится ли ваш ребенок просто в другом темпе, или ему было бы полезно какое-то раннее вмешательство до детского сада, чтобы облегчить переход.

Preschool Prep: помощь малышам в подготовке к дошкольному обучению

Узнайте, что вы можете сделать, чтобы облегчить вашему ребенку переход в дошкольное учреждение. Вы найдете график всего, что необходимо сделать, чтобы помочь малышам подготовиться к дошкольному обучению, и рекомендации, как сказать «до свидания» в первый день вашего ребенка.

Если ваш ребенок идет в дошкольное учреждение, вы можете приближаться к этому важному этапу с противоречивыми эмоциями. Вы, вероятно, в восторге от всего веселья (вы надеетесь), которое получит ваш ребенок, и от новых друзей, которых он заведет. В то же время вам может быть немного грустно, что ваш малыш отправляется в большой мир без вас. Эти эмоции нормальны. Ваш ребенок также обязательно будет испытывать множество чувств по поводу этого перехода, гордясь тем, что он большой ребенок, но в то же время беспокоясь о том, что его разлучат с вами и он начнет что-то незнакомое. Вот несколько советов, которые помогут малышам подготовиться к дошкольному обучению.

Вы можете многое сделать за несколько недель до важного дня. Но постарайтесь, чтобы ваши усилия были сдержанными. Если вы придадите слишком большое значение этому этапу, ваш ребенок может в конечном итоге больше волноваться, чем волноваться. Вот несколько идей, как сосредоточиться на развлечениях.

Используйте притворную игру, чтобы помочь малышам подготовиться к дошкольному обучению.

По очереди быть родителем, ребенком и учителем. Разыграйте обычные повседневные дела, такие как прощание с мамой и/или папой, снятие пальто, пение песен, чтение рассказов, время в кругу, игры на улице и вздремнуть. Убедите ребенка, что дошкольное учреждение — это хорошее место, где он будет веселиться и учиться. Терпеливо отвечайте на ее вопросы. Это помогает детям чувствовать себя лучше, что снижает их беспокойство.

Читать книги о дошкольных учреждениях.

В местной публичной библиотеке можно найти много книг о посещении дошкольного учреждения. Выберите несколько, чтобы поделиться с ребенком летом до начала школы. Расскажите об истории и о том, что чувствуют персонажи. Спросите, как чувствует себя ваш ребенок.

Сделайте игру из практики навыков самопомощи.

Эти навыки включают в себя расстегивание пальто, вешание пальто на крючок, надевание рюкзака, застегивание обуви. Например, вы можете устроить со своим ребенком «гонку», чтобы увидеть, как быстро он сможет надеть туфли. Когда вы вместе играете в школу, вы можете дать ребенку возможность попрактиковаться в том, чтобы снять пальто, застегнуть рюкзак и сесть «яблочное пюре крест-накрест». Если ваш ребенок принесет обед, соберите его за день до начала занятий и устройте совместный пикник. Это даст ей возможность попрактиковаться в том, чтобы расстегнуть молнию на ланч-боксе и развернуть бутерброд — важные навыки в первый день!

Играй в своем новом детском саду.

Вместе посещайте дошкольное учреждение вашего ребенка. Спросите, когда вы можете совершить экскурсию по школе с вашим ребенком. Поиграйте на школьной площадке несколько раз, прежде чем ваш ребенок начнет программу. Эти визиты помогают малышам подготовиться к дошкольному обучению и повысить их комфорт и уверенность в этой новой обстановке.

Беспокойство и наблюдение

У вашего ребенка также могут возникнуть некоторые вопросы или опасения по поводу начала дошкольного образования до или после того, как он пойдет осенью. Помогите ему подготовиться с этими двумя ключевыми стратегиями:

Прислушайтесь к тревогам вашего ребенка.

Несмотря на соблазн быстро успокоить ребенка и двигаться дальше, важно, чтобы ребенок знал, что его опасения были услышаны. Независимо от того, какие они, большие или маленькие, детские заботы о дошкольном учреждении могут существенно повлиять на их опыт там. Ты не забудешь забрать его днем? Будет ли его учитель хорошим?

Сообщите ребенку, что чувствовать себя счастливым, грустным, взволнованным, испуганным или обеспокоенным – это нормально. Объясните, что начинать что-то новое может быть страшно, и что многие люди так себя чувствуют. Может быть полезно рассказать о времени, когда вы начали что-то новое, и о том, что вы чувствовали. Когда вы позволяете ребенку поделиться своими тревогами, вы можете помочь ему подумать, как с ними справиться. Например, если она беспокоится о том, что скучает по вам, вы вдвоем можете сделать книгу семейных фотографий, чтобы хранить ее в ее каморке и смотреть, когда ей одиноко.

Обратите внимание на невербальные сообщения.

Как бы много ни говорили 3-летние дети, большинство из них еще не в состоянии полностью объяснить, что они чувствуют или что их беспокоит. Ваш ребенок может «отыгрывать» свое беспокойство, цепляясь, замыкаясь в себе или становясь более агрессивным. Еще одна распространенная реакция, когда дети делают большой шаг вперед, — это движение назад в других областях. Например, если ваш ребенок полностью приучен к горшку, у него могут начаться проблемы с туалетом. Он может попросить вас накормить или одеть его, даже если он может сделать это сам.

Вполне естественно испытывать разочарование из-за такого регрессивного поведения, и вы можете быть обеспокоены тем, что, если вы сделаете это для него, он больше не вернется к тому, чтобы делать это сам. На самом деле, если позволить ему разыграть это, дети часто быстрее возвращаются к своему «большому ребенку». Помните, что вашему ребенку предстоит столкнуться с большими переменами в своей жизни и справиться с ними. Ему может понадобиться больше поддержки, заботы и терпения от вас, пока он совершает этот переход.

Дошкольный обратный отсчет: что и когда делать

Последние несколько недель перед поступлением в детский сад пролетели незаметно! Когда вы начнете обратный отсчет до первого дня, обратите внимание на следующие вещи:

За 2 недели до начала дошкольного образования:

  • Купите вместе с ребенком рюкзак. Если есть возможность, пусть ребенок выберет его сам. Это дает ему чувство контроля и подчеркивает тот факт, что он «большой ребенок», начинающий ходить в детский сад.
  • Наклейте на все предметы — рюкзак, куртку, обувь, одеяло, плюшевого мишку и т. д. — имя вашего ребенка и имя учителя перманентными чернилами.
  • Обратитесь к медицинскому работнику дошкольного учреждения, если у вашего ребенка есть лекарства, которые он или она принимает ежедневно. Будут специальные правила и формы, которые необходимо заполнить, чтобы ваш ребенок получал лекарства в школе.
  • Выясните, как ваш ребенок будет добираться до школы и как вернется домой. Поговорите с ребенком об утреннем и дневном распорядке, чтобы он понял, что он будет в безопасности, в порядке и о нем позаботятся. Убедитесь, что ваш ребенок знакомится со своим воспитателем до и/или после школы, если вы его используете.
  • Начните использовать «школьное время сна» вашего ребенка. Дети часто ложатся спать позже, когда начинаются летние месяцы и длинные дни. Помогите своему ребенку войти в расписание дошкольного учреждения, придерживаясь школьного времени отхода ко сну, начиная примерно за 2 недели до начала занятий.

Ночь перед дошкольным учреждением:

  • Ответьте на любые вопросы вашего ребенка в последнюю минуту.
  • Позвольте вашему ребенку выбрать (соответствующую погоде и школе) одежду для своего первого дня.
  • Следите за тем, чтобы ваш ребенок ложился спать вовремя.
  • Выберите время сна, которое даст вашему ребенку хороший ночной отдых перед первым днем. Сохраняйте ритуал перед сном успокаивающим и расслабляющим. Не уделяйте слишком много внимания (или вообще!) первому дню в школе, если он этого не хочет.

Первый день:

  • Просыпайтесь достаточно рано, чтобы вам и вашему ребенку не нужно было спешить в детский сад.
  • Приготовьте ребенку завтрак и, если есть возможность, сядьте поесть вместе или хотя бы поговорите с ней, пока она ест, а вы готовитесь.
  • Проанализируйте распорядок дня (каким будет дошкольное учреждение, как ваш ребенок будет добираться до школы/возвращаться домой).
  • Соберите вместе рюкзак вашего ребенка. Если ваш ребенок приносит обед, выберите продукты, которые, как вы знаете, являются его любимыми. Некоторое знакомство в первый день полезно, так как он приспосабливается ко многим изменениям.
  • Пусть ваш ребенок выберет специальную мягкую игрушку или одеяло, чтобы взять с собой в школу. Эти «любовники» могут помочь детям совершить переход от дома к школе, а также облегчить дневной сон. Вы также можете отправить ребенку семейную фотографию или любимую книгу. Эти знакомые предметы могут помочь, если она чувствует себя одинокой в ​​течение дня.

Прощание

Эти стратегии могут помочь малышам подготовиться к дошкольному обучению и облегчить нервозность разлуки в первый день вашего ребенка.

Планируй остаться ненадолго.

Пребывание в течение 15-30 минут в первое утро может облегчить переход. Вместе вы вдвоем можете исследовать класс, познакомиться с другими детьми, поиграть с несколькими игрушками. Когда вы видите, что вашему ребенку комфортно, пора уходить. Если ему трудно обручиться, вы можете попросить учителя вашего ребенка остаться с вашим ребенком, когда вы прощаетесь, чтобы, когда вы уйдете, он мог обратиться за поддержкой к другому заботливому взрослому.

Сохраняйте позитивный и оптимистичный тон.

Дети улавливают реакцию взрослых, которым они доверяют. Поэтому постарайтесь не выглядеть взволнованным или грустным и не задерживайтесь слишком долго. Быстро и радостно попрощайтесь с ребенком и заверите его, что все будет хорошо.

Подумайте о том, чтобы создать особую процедуру прощания.

Например, вы можете поцеловать своего ребенка в ладонь, чтобы «держать» его весь день. Или вы можете спеть вместе особую песню перед уходом. Процедура прощания успокаивает детей и помогает им понять и подготовиться к тому, что произойдет дальше.

Сопротивление спасению.

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *