Содержание
Развитие ребенка после трёх и до шести месяцев жизни — Многопрофильная медицинская клиника
Возраст: 4 месяца
Грубая моторика. Ребёнок начинает активно разгибать мышцы спинки и ножек, когда лежит на животике. Он увлечённо приподнимает ножки, ручки и головку и покачивается на животе. Занимает малыша игра с собственными ручками, когда он лежит на спинке. Начинает развиваться так называемая координация «глаз-рука-рот».
В четыре месяца происходит интенсивное развитие мелкой моторики. Малыш учится дотягиваться до игрушек, расположенных в поле его зрения, и хватать их. Особенно младенца увлекают его собственные ручки, которые он пытается попробовать на вкус. Интересно наблюдать, как ребёнок похлопывает ручками по своей постели.
Перцепция. Именно с помощью рук и рта ребёнок активно познаёт мир. Хаотичные движения ручек этому помогают. Малыш очень внимательно прислушивается к звукам и старается повернуть головку в направлении к ним.
Речевое развитие. У малыша начинает развиваться импрессивная речь, поэтому с ним нужно обязательно разговаривать, поскольку он очень интересуется звучащим голосом, даже больше, чем простым звуком. Младенец уже умеет различать разные интонации, понимает, когда к нему обращаются ласково или строго. В экспрессивной речи появляются отдельные звуки: «в», «ф», «с». Таким образом малыш пытается общаться с окружающими людьми.
Если говорить о социальном поведении четырёхмесячного ребёнка, то здесь стоит отметить активное развитие «комплекса оживления», когда в ответ на общение с ним взрослых он эмоционально реагирует, например, смеётся.
У малыша появляются первые навыки самообслуживания. Так, во время кормления он может сам брать грудь в рот или отодвигать её рукой. Это же повторяется и с бутылочкой.
В четыре месяца у малыша нужно интенсивно развивать визуальные и аудиальные реакции. Способствовать этому может игра – наблюдение за перемещающимися в пространстве предметами: воздушным шариком, солнечным зайчиком, погремушкой. Ребёнку интересно созерцать и статичные объекты. И конечно, малыша следует приучать к эмоциональному восприятию близких людей.
Очень важной становится способность осуществлять целенаправленный захват игрушек под зрительным контролем, а также удерживать и манипулировать ими. Самой распространенной забавой малышей становится игра с носочками, погремушками-браслетиками, которая в полной мере отражает способность координированных движений. Детки подолгу могут забавляться, снимая их, рассматривая и пробуя на вкус.
Следует подбирать яркие игрушки и с их помощью привлекать внимание малыша.
В это время в качестве игрушки можно начинать предлагать прорезыватели для зубов, которые представляют собой элемент погремушки, пластиковой или даже мягкой игрушки (силиконовые, латексные, погремушки и игрушки-прорезыватели, охлаждающие с водой или гелием, соски-прорезыватели и т. д.).
Данные игрушки помогаю развивать не только мелкую моторику, но и способствовать формированию правильного прикуса и навыка жевания. Они надолго станут любимыми и пригодятся в период активного прорезывания зубов.
Наступило время, когда малыша можно начинать подтягивать за ручки.
Возраст: 5 месяцев
Грубая моторика. Когда ребёнок лежит на животике, он тянется к игрушкам. Если взять его за ручки, когда он лежит на спинке, он захочет подтянуться и присесть. Малыш учиться переворачиваться.
Мелкая моторика. Игрушки младенец захватывает пока особым способом: большой палец не противопоставлен остальным – это носит название «обезьяний захват».
Перцепция. Пятимесячный малыш всё меньше познаёт мир тактильно и всё больше старается увидеть и услышать. Он по-разному реагирует на голос знакомого и незнакомого человека, заинтересованно рассматривает разные привлекательные предметы в квартире.
В плане речевого развития ребёнок чаще использует ранее освоенные звуки, причём в разных комбинациях, как будто отвечает голосом на общение со взрослыми своеобразным певучим гулением.
Социальное поведение. В данный период развития уже вполне можно прекратить плач ребёнка, переключив внимание на интересный предмет. Малыш начинает осваивать мимику и жесты взрослых.
Ребёнок постепенно учится кушать с ложки.
Процесс развития мышления становится особенно активным. Так, малышу уже понятны простые причинно-следственные связи его деятельности: если трясти погремушку, появится звук. Подобная реакция – результат освоения нового в окружающем мире.
Безусловно, взрослые должны развивать слух ребёнка: пусть звучат песни, особенно хорошо, если малыш вовлечён в процесс пения, то есть гулит вместе с мамой. Во время пения можно греметь погремушкой, ударять в барабан в такт музыке. Всё это будет поддерживать развитие ранее приобретённого ребёнком «комплекса оживления».
В пять месяцев возникают начатки активной речи, поэтому нужно всячески поощрять ласковыми словами стремление малыша голосом реагировать на слова взрослых, которые могут повторять и копировать звуки и слоги ребёнка. А он, в свою очередь, будет повторять их за взрослым, будто понимает, что говорит с мамой на одном языке. Замечено, что младенцы с удовольствием слушают собственное лепетание, записанное как монолог.
Если говорить о двигательной активности ребёнка, то в данный период родители должны помочь подготовиться к повороту и ползанию. Малыш должен уверенно лежать на животике, опираясь на локти, стоять на ладонях выпрямленных рук. Следует укреплять ручки, развивая «реакцию парашюта», когда малыша приближают к опоре, которой может служить, например, поверхность дивана, он выставляет вперёд ручки. Малыша нужно покачивать вверх-вниз, вправо-влево, чтобы постепенно вырабатывать умение чувствовать равновесие. В этот период нужно учить ребёнка брать погремушку из рук, когда он лежит на спинке или животике, это способствует развитию кистей рук. Подходящей игрушкой для выработки манипуляционной функции может стать кубик с ребром 3 см.
Возраст: 6 месяцев
Грубая моторика. Малыш уже умеет долго стоять на выпрямленных руках, когда ладошки раскрыты. Ребёнку нравится такая поза, потому что она позволяет побольше увидеть и рассмотреть. Кроме того, малыш учится сохранять равновесие. В положении сидя ребёнок увереннее держит голову. Более прочной становится и опора на ножки.
С точки зрения мелкой моторики малыш способен перекладывать погремушку из одной руки в другую, может разжать и сжать кисть.
Перцепция. Ребёнку становится интересно рассматривать большие картинки. Малыш увлечённо следит за падающей на пол игрушкой – это может стать для него интересной игрой.
Социальное развитие. На данном этапе развития малыш уже откликается на своё имя. Он различает близких людей и чужих и обозначает это своим поведением.
С точки зрения развития навыков самообслуживания ребёнок самостоятельно удерживает бутылочку.
Развитие мышления. После того как малыш изучил игрушки визуально и кинестетически, он пытается понять, для чего они нужны и что с ними можно сделать. В этот период необходимо расширять игровое пространство ребёнка, вполне уместно прибегать к помощи манежа.
Огромный интерес для малыша представляют игрушки-пищалки, неваляшки, музыкальные игрушки с крупными клавишами.
Однако не следует перегружать внимание ребёнка многочисленными новыми игрушками, поскольку он должен освоить одну, а потом переходить на другую, испытывая новую волну интереса и удовольствия.
Шесть месяцев – это период активного знакомства малыша с окружающим миром: наблюдения за тем, что происходит на улице, за окном, что делают взрослые, как они разговаривают, вовлекая в общение своего любимца, какие эмоции испытывают. Всё это необычайно интересно ребёнку.
Балабаева Юлия Владимировна,
Педиатр
Чем заниматься с ребенком в 3 месяца: игры для развития
К трехмесячному возрасту малыша жизнь родителей становится более упорядоченной и стабильной. У ребенка формируется режим дня, которого он относительно строго придерживается. Мама и папа уже относительно хорошо изучили характер малыша, его темперамент. Каждый день — это обучение чему-то новому, появление новых умений и навыков.
Физическое развитие — основа всего
Чтобы малыш активно осваивал новые навыки, был бодрым и веселым, с удовольствием играл в новые игры, ему необходимо правильное физическое развитие. К этому возрасту он прибавил еще 3–4 см роста и набрал до 700–1000г веса, скелет стал крепче, укрепились мышцы — за счет устранения их гипертонуса ребенок может полностью разгибать ножки и ручки, вытягиваться во весь рост.
К трехмесячному возрасту младенец уже достаточно хорошо может управлять своим телом и контролировать движения. Часть активности основана на врожденных бессознательных рефлексах, но многие действия ребенок предпринимает вполне осознанно. Он поворачивает головку в сторону звука или света, двигает руками и ногами, оживляется в ответ на обращение. Мышцы на шее укрепляются, малютка уже пытается поднимать и на определенное время удерживать головку, что позволяет осваивать новое положение — на животике. Постепенно улучшается острота зрения, ребенок воспринимает предметы и людей вблизи себя. Он постепенно начинает тянуть ручки к предметам, трогает лицо мамы или папы, следит глазами за предметами, если они движутся недалеко от лица. Эти навыки формируют основу психоэмоционального развития и формирования новых умений и навыков.
Подбирать подходящие игры или занятия для трехмесячного малыша нужно с учетом его возможностей и уровня развития. Поэтому важно знать, что может уметь ребенок в трехмесячном возрасте.
Что умеет ребенок в 3 месяца?
К трехмесячному возрасту малыш осваивает следующие навыки:
- комплекс оживления — карапуз активно реагирует на изменение выражения лица мамы и папы, разные интонации в голосе, исчезновение или появление родителей. Ребенок жмурится или открывает глаза шире, улыбается, крутит головкой из стороны в сторону, раскидывает в стороны руки, сжимает кулачки, вздрагивает;
- хватательные движения — ребенок пытается координировать движения, чтобы схватить игрушку, которую ему дают. Затем он может пытаться засунуть ее в рот;
- приподнимание головки с удержанием ее в вертикальном положении из положения лежа на животике. Малыш опирается на предплечья, что дает возможность увеличить обзор;
- слежение взглядом за разными движущимися предметами или людьми;
- поворот головы к источнику звука, различие звуков и попытки издавать собственные гласные звуки «а», «у», «о» или «ы»;
- активные толчки ножками — при расположении малыша в вертикальном положении, если придерживать его за подмышки, он опирается ножками на стол или постель, пружинит и как бы «подпрыгивает»;
- перевороты со спины на бока и с животика на спинку. В обратном направлении — со спины на живот — кроха будет учиться переворачиваться немного позднее — через 1–2 месяца.
Исходя из знаний об основных навыках вашего карапуза, можно подбирать для него развивающие игры и интересные занятия. Но важно помнить — это усредненные данные. Если ваш карапуз еще не умеет всего, что перечислено, — это не повод для переживаний. Темп развития навыков у детей очень индивидуален, поэтому каждый малыш осваивает определенные умения в свое время. Серьезными можно считать отклонения, если сроки нарушены на 2–3 месяца и более и есть другие тревожные признаки.
Как развлечь ребенка, если нужно заняться делами?
Если мама или папа остаются с ребенком дома одни, иногда возникает необходимость оставить его в комнате, чтобы сделать свои дела. Если малыш не спит, нужно найти ему подходящее развлечение, чтобы он не кричал и не заливался слезами, требуя немедленного внимания.
Какие варианты развлечений можно предложить в этом возрасте, чтобы ненадолго занять младенца:
- Мобиль, который вешается над кроваткой. Устройства могут оснащаться световыми и музыкальными эффектами, подвесками с игрушками и фигурками. Они привлекают внимание, удивляют и забавляют кроху. Он может даже не заметить, что родители вышли из комнаты, разглядывая игрушки и пытаясь ручками задеть их. Единственный минус мобиля — он может надоесть через некоторое время, но можно сменить игрушки или убирать мобиль, чтобы он каждый раз провоцировал оживление и интерес.
- Развивающие коврики — их можно расположить в любом месте, взять с собой в гости. У ковриков бывают разные подвески, пищащие, шуршащие предметы, зеркальца. Если ребенок не хочет отпускать маму или папу от себя даже в туалет, коврик станет настоящим спасением. Его можно положить в ванной или на кухне, если ребенку нужно ваше постоянное присутствие.
- Музыка — можно включить музыку из мультфильмов, детские песенки, звуки природы или классическую музыку и оценить реакцию. Музыкальные минутки можно использовать для того, чтобы отлучиться, а малыш в это время будет занят.
- Яркие и крупные игрушки, погремушки, которые можно рассматривать, щупать, толкать или ронять.
Игры с трехмесячным младенцем
Вместе с родителями малышу интересно играть в любые игры, взаимодействовать с ними или даже просто «разговаривать». В трехмесячном возрасте полезно заниматься следующими видами деятельности:
- Игры с погремушкой — покажите крохе, как она издает звук, каким образом ее нужно трясти. Затем дайте игрушку малышу, сопровождая свои действия комментариями. Можно сначала потрясти погремушку, зажатую в руке ребенка, своей рукой. Малыш быстро научится трясти игрушку.
- Прятки с закрыванием лица ладонями. Сопровождайте игру эмоциональными восклицаниями и звуками. Можно закрывать ладонями глазки малыша, но ненадолго, чтобы он не испугался.
- Пальчиковые игры с песенками или стишками. Они полезны как для общего развития, так и для формирования нейронных связей между руками и мозгом, что составляет основу мелкой моторики.
- Воздушные шарики — можно подкидывать над кроваткой ребенка или толкать по полу. Если шарик гелиевый, его можно привязать к ручке или ножке, тогда малыш будет с любопытством наблюдать за движениями шарика. Ни в коем случае не оставляйте кроху одного во время таких игр, чтобы он не запутался в нитке.
- Разные материалы и ткани для того, чтобы пощупать. Можно вкладывать ребенку в ручки шерсть, мех, шелковые ткани или велюр.
Развивающие занятия в 3 месяца
Есть целый ряд занятий, которые помогают развивать физические и психомоторные навыки. Регулярные занятия помогают укрепить мышцы, формировать навыки, улучшить настроение. Сюда относятся:
- Родительский массаж. Любые прикосновения приятны и полезны, они стимулируют развитие. Можно посмотреть несколько полезных видео по технике массажа или попросить помощи у педиатра.
- Гимнастика для ручек и ножек. Можно ежедневно выполнять легкие упражнения с разведением ножек и ручек. Полезно класть кроху на фитбол (большой надувной мяч) животиком или спинкой, покачивать из стороны в сторону, вперед-назад, пружинить.
- Полезны разговоры и разные звуки. Важно произносить звуки и слова, четко артикулируя, чтобы малыш пытался их повторять. Полезно петь песни, читать стишки. Можно использовать погремушки или колокольчики, чтобы привлекать внимание крохи. Нужно издавать звуки вне поля зрения ребенка, чтобы он поворачивал головку на звук.
- Предметы и их свойства. Найдите безопасные для ребенка предметы, чтобы класть их ему в ручки, рассказывать об их свойствах. Например, можно использовать деревянные кубики, клубки с нитками, различные пластиковые емкости.
Можно подбирать любые виды деятельности, которые интересны именно вашему малышу и занимают его внимание.
Поделиться
5 забавных способов поиграть с ребенком в возрасте от 4 до 12 недель
Ваш сладкий малыш накормлен, отдохнул и бодр. Что теперь? Вот несколько простых идей для их первых игр.
Ручное обнаружение
Новорожденные очарованы черно-белыми изображениями. Вы найдете черно-белые варежки в наборе The Looker Play Kit или можете сделать свои собственные, свободно обвязав кусок ткани с черно-белым рисунком вокруг ладони ребенка.
- Положите ребенка на однотонное одеяло, чтобы его не отвлекали другие предметы.
- Наденьте черно-белые варежки на руки ребенка, когда он лежит на спине, на боку или на животике.
- Посмотрите, начинают ли они замечать свои руки ❤️
Разговор и чтение
На фото: деревянная книга от The Looker Play Kit
Разговор с ребенком — это одна из самых лучших вещей, которые вы можете сделать для развития его мозга. Чем больше вы с ними разговариваете, тем больше они понимают и тем больше со временем научатся говорить самостоятельно.
Вот несколько советов, как разговаривать с ребенком:
- Держитесь : Ваш ребенок обрабатывает то, что слышит, даже если кажется, что он не слушает вас.
- Поговорите с ними напрямую , когда сможете: Личная беседа является наиболее полезной.
- Познакомьте ребенка с различными словами . Не поддавайтесь желанию «отупить» свой словарный запас.
- Говорите с ними высоким, напевным голосом, который естественно звучит, когда вы разговариваете с младенцами.
- Используйте книгу с высококонтрастными изображениями , например, деревянную книгу из набора The Looker Play Kit.
- Когда ваш ребенок произносит звук, подкрепляйте его. : Имитируйте его в ответ, затем сделайте паузу и повторите тот же звук снова — эта модель «подай и верни» знакомит вашего ребенка с ритмом разговора вперед-назад.
- Не стесняйтесь постоянно говорить — всего 15 минут в час бодрствования могут иметь большое значение ❤️
Бумажная игра
- Младенцы очарованы бумагой ❤️ Разорвите лист бумаги перед своим ребенком и посмотрите, как он вздрагивает и сосредотачивается на звуке.
- Медленно скомкайте лист бумаги перед ребенком, показывая, как он превращается из плоского листа в смятый шарик.
- Когда ваш ребенок начнет махать ручками (примерно в возрасте 9–11 недель) — и до того, как он сможет координировать захват и попадание предметов в рот, — попробуйте дать ему большой лист папиросной бумаги. Расположите бумагу так, чтобы ребенок мог ударить ее руками или ногами; посмотрите, заметят ли они звук, который издает бумага, когда они случайно ударяют по ней.
Звуковой тур
Понимание того, что предметы и люди могут издавать звуки, является ранним уроком реальных причин и следствий.
- Отправьтесь на звуковую экскурсию по своему дому. Посмотрите, настраивается ли ваш ребенок на звуки вашей повседневной жизни: ваши пальцы стучат по окну; звонок в дверь; фен; звуковой сигнал, когда вы нажимаете кнопки на микроволновой печи и т. д.
- Расскажите о том, что испытывает ваш ребенок, пока вы идете.
Реальная причина и следствие с воздушными шарами
- С помощью перманентного маркера создайте собственный высококонтрастный рисунок на белом шарике, чтобы привлечь внимание малыша.
- Попробуйте запустить воздушный шар перед ребенком и посмотрите, как он попытается отследить его; ваш ребенок, скорее всего, начнет отслеживать движущийся объект глазами примерно в 5 недель.
- Неплотно привяжите воздушные шарики к ножкам ребенка и посмотрите, замечает ли он движение, когда пинается.
Узнайте, как детские игрушки Lovevery помогают развитию вашего ребенка.
Игровой набор Looker
Игровой набор Looker предлагает вашему новорожденному инструменты, которые помогут ему воспринимать окружающий мир и создавать совершенно новые мозговые связи с помощью высококонтрастных черно-белых игрушек.
Узнать больше
Вехи для малышей: 16 действий с предметами до 16 месяцев
Исследования показывают, что дети учатся на практике. Узнав, что они могут делать с предметами, они учатся говорить и притворяться, что затем запускает воображение. Дети должны осваивать не менее двух новых действий с предметами каждый месяц с 9 лет.до 16 месяцев. К 16 месяцам дети должны использовать не менее 16 действий с предметами.
Младенцы по своей природе являются исследователями и мотивированы учиться с самого рождения. Их стремление к обучению проистекает из увлечения всем, что привлекает их внимание.
Малыши всегда в движении. Они ищут информацию о мире. Они экспериментируют, чтобы понять, как все работает. Их энтузиазм поделиться своим опытом и достижениями заразителен.
К 16 месяцам дети должны научиться как минимум 16 действиям с предметами
My Baby Navigator
Когда вы присоединитесь к My Baby Navigator, вы получите доступ к ресурсам и инструментам, адаптированным к возрасту вашего ребенка и расширяющимся по мере его взросления. помогают следить за развитием — от рождения до 24 мес. От лукбуков до диаграмм роста, от ежемесячных проверок до нашей проверки социальных коммуникаций, от печатных форм до веб-ресурсов — все в одном месте, к которому вы можете получить доступ онлайн из любого места в любое время.
9 месяцев: рот, хлоп, падение
В 9 месяцев дети повторяют разные действия с предметами. Они берут предметы в рот, чтобы изучить особенности. Они ударяют по предметам рукой и ударяют по двум предметам вместе, создавая звуки и действия. Иногда они роняют предметы случайно, а иногда намеренно.
10 месяцев: сними, вынь
В 10 месяцев дети учатся хватать, тянуть и снимать такие предметы, как носок, обувь или шапку. Они хватают и тянут, чтобы снять с головы полотенце, и играют в прятки. Младенцы стремятся увидеть, что находится в открытом ящике, и вынуть что-то, чтобы исследовать.
11 месяцев: толкать, поворачивать
В 11 месяцев дети учатся толкаться. Они могут толкать и раздавливать мягкие предметы или твердые предметы, например, клавишу пианино, чтобы издавать музыкальный звук, и кнопку на игрушечном телефоне или всплывающей игрушке. Они могут толкать игрушечный поезд, чтобы он двигался, или башню из чашек, чтобы сбить его.
Младенцы учатся переворачивать предметы. Они могут крутить мячик на своем игрушечном мобиле, руль игрушечной машинки или кран в ванне. Они могут перевернуть страницу в книге. И они могут перевернуть корзину вверх дном, надеть ее себе на голову и рассмешить вас.
12 месяцев: погладить, положить
В 12 месяцев дети учатся гладить. Они могут вытереться полотенцем или погладить своего плюшевого мишку. Вскоре их похлопывание перерастает в объятия, чтобы поделиться своей любовью. Младенцы учатся функциональным действиям с определенной целью. Они могут положить вещи, например положить одежду в сушилку или фигуру в пазле. От «вставления» они учатся различным функциональным действиям. Они могут подносить чашку-непроливайку ко рту, чтобы пить, ложку в миску, чтобы черпать, и ложку во рту, чтобы есть.
13 месяцев: кормить других, открывать и закрывать
В 13 месяцев дети начинают учиться, наблюдая за другими и копируя то, что они делают и говорят. Они могут кормить маму из чашки или плюшевого мишку из бутылочки, показывая, что готовы притворяться.
Они открывают и закрывают объекты, когда учатся использовать объекты в качестве инструментов. Они пытаются открывать и закрывать щипцы и прищепки. Малыши могут открывать и закрывать шкафы и дверцы духовки. По мере того, как они становятся более мобильными, ничто не находится вне досягаемости. Вы можете использовать этот интерес, предлагая им делать безопасные и полезные вещи, например открывать посудомоечную машину и доставать вилки и ложки.
14 месяцев: двигать предметы вперед и назад, вверх и вниз
В 14 месяцев малыши учатся двигать предметы вперед и назад. Они могут помочь почистить зубы и волосы. Они могут толкать игрушку туда-сюда и притворяться, что пылесосят, пытаться подкатить к вам мяч и пытаться помочь толкать скалку туда-сюда.
Они учатся перемещать предметы вверх и вниз и пытаются резать предметы, настоящие и воображаемые. Они покачивают сковороду, чтобы притвориться, что готовят. Они двигают барабанные палочки вверх и вниз, экспериментируя со звуками и ритмами.
15 месяцев: налить, вымыть и высушить
В 15 месяцев дети учатся использовать два предмета вместе, имея в виду план. Они могут переливаться с одного предмета на другой, например жидкость из бутылки в чашку. Их можно выливать из лопаты в ведро и из лейки на растения.
Имея план, они могут помочь вымыть и высушить посуду и даже машину. Малыши стремятся к участию в семейных делах.
16 месяцев: складывать, вырезать, набрасывать, рисовать
В 16 месяцев дети умеют мастерить и творить. Они могут складывать 3 или 4 блока, чтобы сделать башню. Они могут сделать большую башню из блоков, которые соединяются, и кольца на шесте. Они могут вырезать тесто, чтобы помочь сделать печенье. Они могут вырезать фигурки Playdoh и складывать их вместе, чтобы сделать существо. Дети учатся создавать рисунки. Они могут рисовать карандашом и рисовать кистью. С небольшой помощью и практикой они пытаются рисовать цветными карандашами.
Наличие 16 действий с предметами является важной вехой для запуска воображения
Наблюдение за тем, как развиваются действия ребенка с предметами, многое говорит вам об его развитии в игре и о том, стоит ли беспокоиться, если он еще не разговаривает. Действия, которым учится ребенок, варьируются в зависимости от их семьи или культуры. Но наличие 16 действий с предметами к 16 месяцам является важной вехой для всех детей, потому что это запускает воображение и подпитывает изучение языка. К своему второму дню рождения дети учатся использовать слова и фразы, чтобы описывать, спрашивать и вести переговоры с другими. Именно эта способность говорить, воображать и создавать новые идеи закладывает основу для обучения на протяжении всей жизни.
Лучшее время для подготовки к дошкольному обучению – от 9 до 16 месяцев.
Самые благоприятные моменты для раннего изучения языка – это когда ребенок и воспитатель разделяют внимание на одном и том же, а воспитатель говорит о фокусе внимания ребенка. Это создает возможности для обучения на основе действий с предметами… и жестов. Наблюдая за ранними действиями с предметами и жестами в возрасте от 9 до 16 месяцев, вы можете получить критическое представление о том, что ребенок знает и о чем думает.