Нормы речевого развития ребёнка — Hipsta Mama

Поговорим о теме, которая интересует очень многих родителей. О том, что должен уметь говорить ребенок в разном возрасте. О нормах речевого развития рассказывает Екатерина Петунина, мама двойняшек и практикующий логопед.

Сегодня предлагаю поговорить о нормах речевого развития деток. Сразу отмечу, что эти нормы не являются абсолютным показателем, и отсутствие тех или иных умений ребёнка, которые должны быть по возрасту, далеко не всегда говорит о наличии проблем. Помним, что каждый ребёнок уникален и развивается своим собственным путем. Эти нормы скорее ориентир нам, как родителям, знак того, что малышу требуется особое внимание, возможно, дополнительное развитие, если вдруг что-то не укладывается в нормативные значения.

Возраст до года — то время, когда динамика речевого развития наиболее интенсивна, поэтому этот период мы разберём по месяцам.

2-3 месяца — появление отдельных звуков, спонтанных вокализаций, обращенных к взрослому.

3-4 месяца — период “гудения”. Малыш произносит звуки “а”, “о”, “у”, чтобы привлечь внимание взрослых, выразить свои эмоции.

5-6 месяцев — появление случайного лепета, соединение гласных с некоторыми согласными звуками – «гу-гу-гу», «бу-бу-бу». Дальше случайный лепет совершенствуется и малыш уже пытается имитировать звуки, которые слышит.

7-8 месяцев — появление лепета, повторение слогов “ма-ма”, “ба-ба” и т.д. Лепет становится для малыша средством общения со взрослыми.

Ребёнок начинает понимать смысл некоторых слов, появляются смысловые паузы, когда малыш пролепетал что-то и замолк в ожидании  реакции взрослого.

9-10 месяцев — лепет усложняется, иногда появляются первые осознанные слова “ма-ма”, “ба-ба”, ребёнок начинает интенсивно накапливать пассивный словарный запас.

11-12 месяцев — появляются первые слова, они скорее всего максимально облегчённые, но при этом вполне осознанные. Ребёнок начинает всё больше и больше улавливать смысл обращённых к нему слов. Способен выполнить простую словесную инструкцию, например, “дай игрушку”, “иди к маме”. Отзывается на своё имя. Может показать предметы на картинках, например: “покажи мячик”.

1 год 3 месяца — 1 год 6 месяцев — словарный запас увеличивается до 6-9 слов.

Ребенок понимает простую инструкцию без сопутствующих жестов. Активно расширяется пассивный словарь. Ребёнок узнаёт и показывает предметы на картинках.

к 2 годам — малыш понимает двухступенчатую инструкцию, например: “пойди в комнату и принеси машинку”. В речи появляются простые глаголы: “дай”, “иди” и т.д. Ребёнок воспроизводит двусложные слова, в трехсложных пропускает один слог. Понимает значение предлогов в конкретной ситуации: “на чём ты стоишь?”. Любит читать книги.

2 года 6 месяцев — речь ребёнка становится более связной, хотя количество грамматических ошибок всё ещё велико. Ребёнок понимает смысл прочитанных ему коротких рассказов и сказок. Происходит быстрое увеличение словарного запаса. Малыш начинает употреблять местоимения: я, ты, мне, моё. Составляет фразы из 2-4 слов.

К 3 годам — словарный запас от 500 слов и более. Ребёнок общается предложениями из 3 и более слов, использует множественное число существительных и глаголов, понимает смысл сложноподчинённых предложений. Называет своё имя и возраст, часто задаёт вопросы, рассказывает о своих впечатлениях и событиях жизни. Хорошо ориентируется в формах и цветах предметов.

Малыш учится координировать интонацию и громкость голоса. Чистота произношения улучшается, хотя ребёнок по-прежнему не может произносить сложные звуки: свистящие, шипящие, “Р”, “Л”. В идеале к концу третьего года жизни взрослые должны понимать более 60-70% из речи малыша.

3-4 года — ребёнок владеет словарем примерно в 1500 слов, начинает употреблять сложные предложения, говорит предложениями из 4-5 слов. Использует выражения типа: «я думаю, что….», «я уверен, что….». Научается правильно употреблять глаголы в прошедшем времени, способен воспринимать сложные рассказы и сказки на слух.

В речи появляются твёрдые звуки: С, З, Ц. Логопедические занятия по звукопостановке на данном этапе считаются нецелесообразными, поскольку артикуляция находится в процессе формирования.

Малыш осваивает слова-обобщения (продукты, посуда, мебель), и они  сразу включаются в его активный словарный запас. Начинает  использовать уменьшительно-ласкательные суффиксы.

4-5 лет — ребёнок обладает словарным запасом около 3000 слов, знает свой адрес, пользуется предложениями из 5-6 слов, начинает пересказывать тексты.

Пользуется всеми типами предложений, в том числе и сложными. Произносительная сторона речи совершенствуется, ребёнок правильно произносит практически все звуки, исключением могут быть звуки “Р” и “Л”.

Определяет право-лево, считает до 10. Знает слова с противоположным значением — антонимы (большой — маленький, твердый — мягкий), пользуется прошедшим, настоящим и будущим временем.

Выполняет задания с предлогами “сзади”, “между”, “рядом” и т.п. Понимает условное предложение со словом “если”. Использует пространственные и временные наречия: потом, вокруг, скоро и т.д.

5-6 лет  —  ребёнок оперирует словарём в 4000-4500 слов. Правильно проносит все звуки, различает и дифференцирует звуки речи на слух. Умеет пересказывать тексты и рассказывать события прошедшего дня, просмотренного мультфильма, прочитанной ему книги. Легко выстраивает связные речевые конструкции, использует абстрактные понятия.

Совершенствуется фонематическая сторона речи: ребёнок может выделить первый звук в речи, придумать слово на заданный звук.

Грамматические ошибки в речи встречаются крайне редко. Ребёнок умеет управлять голосом: менять интонацию, громкость голоса,  выразительность.

 

Екатерина Петунина, мама двойняшек и практикующий логопед. Автор блога о детском развитии и речевом развитии детей.

Специально для Hipsta Mama.

 

Читайте также:

  1. Вся правда о логопедах
  2. Логопедические игры с мячом
  3. Постановка звука «Р». Упражнения и другие хитрости логопеда
  4. Развитие речи детей раннего возраста
  5. Мимическая гимнастика

 

Источник фото: adailysomething.com

 

 

Поговорим о словарном запасе иностранного языка / Хабр

Сколько слов в английском языке? Oxford English Dictionary содержит около 500 000 словарных статей, не учитывая специфические научные слова и выражения (которых насчитывается еще порядка 500 000). А как вы думаете, какой средний словарный запас иностранного языка дает вам средняя школа за время обучения? Правильный ответ – около 2500 слов. Мало ли этого набора? Тут уже надо исходить из ваших целей. Для общения с иностранцами на деловые темы – однозначно мало. Для чтения несложных текстов в интернете – более чем достаточно. Если быть точнее:

400–500 слов – активный словарный запас для владения языком на базовом (пороговом) уровне.
800–1000 слов – активный словарный запас для того, чтобы объясниться; или пассивный словарный запас для чтения на базовом уровне.
1500–2000 слов – активный словарный запас, которого вполне хватит для того, чтобы обеспечить повседневное общение в течение всего дня: или пассивный словарный запас, достаточный для уверенного чтения.
3000–4000 слов – в общем, достаточно для практически свободного чтения газет или литературы по специальности.
Около 8000 слов – обеспечивают полноценное общение для среднего европейца. Практически не нужно знать больше слов для того, чтобы свободно общаться как устно, так и письменно, а также читать литературу любого рода.

К этим данным пришел известный шведский полиглот Эрик Гуннемарк, основатель Международной ассоциации `Amici Linguarum` (`Друзья языков`). Более того, он составил набор минимального количества слов и выражений, которые необходимо знать, для порогового уровня владения языком, назвав их Минилекс и Минифраз.

Интересно, а какой средний уровень словарного запаса у рядового пользователя сети и у вас лично? Об этом расскажу дальше.


В результате исследования, проведенного совместной американо-бразильской группой, были выявлены интересные результаты. Например, на нижеприведенном графике показано, как увеличивается словарный запас с возрастом у носителей языка (в данном случае английского).


В опросе приняло участие 200.000 человек, что говорит о его высокой точности. Из графика видно, что между 3 и 16 годами наш словарный запас растет со скоростью 4 новых слова в день (если быть точнее, 3.8 слова). В возрасте от 16 до 50 лет темп роста сокращается до 1 в день (точнее 0.85). И наконец, после 50 словарный запас остается примерно на одном уровне.

А какой средний запас английских слов у пользователей интернета, для которых английский язык не является родным? На этот вопрос ответит диаграмма ниже.


В ней не учтены пользователи с запасом слов ниже 1000. Как мы видим, большая часть пользователей, изучающих английский язык (4,7%), имеет личный словарный запас на уровне 4500 слов. Вы можете проверить уровень своих знаний всего за пару минут (ссылка в конце статьи) и сравнить его с данными показателями.

Давайте посмотрим на некоторые другие интересные выводы. На следующей диаграмме приведена активность учеников в классных занятиях (ответы на вопросы, общение) от уровня словарного запаса.


Как и ожидалось, ученики с наилучшим знанием слов участвуют в процессе урока наиболее активно, но это не является основополагающим фактором.

Следующая диаграмма отвечает на вопрос: как часто вы пользуетесь знаниями английского языка в жизни (при просмотре телевизора, путешествуя, слушая песни и т. д.)


Опять же с ростом словарного запаса учащиеся чаще начинают использовать язык в повседневной жизни, причем те, кто сталкивается с английским языком часто, имеет вдвое больший запас слов.

Если вы путешествовали в англоязычные страны, как долго вы там находились?


Из диаграммы мы видим, что люди с запасом от 7000 до 10 000 слов находятся за границей в общей сложности менее года. Каждый последующий год пребывания в англоязычной стране в среднем прибавляет к вашему первоначальному запасу 850 слов, что соответствует 2,35 слову в день (в сравнении с американским подростком, чей запас слов увеличивается на 0,85 слова в день).

Немного действенных советов при изучении слов


• Занимаетесь регулярно. Лучше понемногу ежедневно, чем раз в неделю несколько часов подряд.

• Носите с собой распечатанные карточки слов, либо пользуйтесь соответствующими мобильными приложениями.

• Читаете как можно больше, даже если плохо воспринимается текст (об этом методе рекомендую прочитать книгу Николая Замяткина, который советует учить читать тексты без использования словаря).

• Учите как можно больше наизусть.

• Наклейте стикеры на различные предметы в комнате с английским значением и переводом.

• Регулярно повторяйте слова, желательно проговаривая их вслух. Даже русские слова забываются, если их долго не повторять и не использовать.

• Для трудно запоминаемых слов используйте ассоциации. Чем ярче образ, создаваемый ассоциацией, тем лучше запомниться слово.

• Язык — крепость, и штурмовать ее надо со всех сторон и всеми средствами, поэтому любая практика — основа успеха, поэтому используйте малейшую возможность, чтобы говорить, читать, писать на изучаемом языке.

• Не бойтесь ошибок. На них учатся! Излишняя скромность здесь не помогает, а некоторая самоуверенность не помешает.

• Используйте время, которое обычно безнадежно пропадает — поездки в городском транспорте, ожидание приема и т. д.

Полезно обратить внимание


• Для статьи использовался материал сайта проверки словарного запаса: http://testyourvocab.com

• Примером добротного словаря основного словарного запаса можно считать словарь, выпущенный Э. Клеттом в Штутгарте, 1971, под названием «Grundwortschatz Deutsch» («Основной словарный фонд немецкого языка»). В нем дано по 2000 самых необходимых слов на каждом из избранных шести языков: немецком, английском, французском, испанском, итальянском и русском.

• Книга Э. Гуннемарка, в которой он более подробно рассказывает об изучении слов, называется ”Искусство изучать языки”. Ее сложно найти в продаже (в Московском Библио-Глобусе отсутствует с 2005 года). Поэтому рекомендую скачать электронную версию.

• Курс Минилекс и Минифраз Гуннемарка, а также 2000 наиболее употребляемых английских слов, можно пройти на сайте пополнения словарного запаса WordSteps

• Книга Н. Замяткина: “Вас невозможно научить иностранному языку” рекомендуется к почтению для начинающих изучать язык.

Развитие речи у детей 5-8 лет

Развитие речи у детей 5-8 лет: ранняя грамотность и звуки речи

К 5 годам дети знают, что слова состоят из разных звуков и слогов. Когда они слушают, они могут определить слова, начинающиеся с одного и того же звука, например, «Мама сделала волшебный зефир». Они также могут замечать слова, которые звучат одинаково, и играть в игры с рифмами со словами, такими как «летучая мышь», «кошка», «толстый», «шляпа» и «мат».

В 5-6 лет ваш ребенок может знать некоторые или все звуки, которые соответствуют различным буквам алфавита. Это важный первый шаг в обучении чтению. В этом возрасте дети также узнают, что отдельные звуки объединяются в слова. Например, если сложить вместе звуки «т», «о» и «п», получится слово «верх».

К 6 лет дети начинают читать простые рассказы с простыми словами, которые звучат так же, как и пишутся, например, «свинья», «дверь» или «мяч». Они также начинают писать или копировать буквы алфавита, особенно буквы для звуков и слов, которые они изучают.

К 8 годам ваш ребенок понимает, что он читает. Ваш ребенок может читать самостоятельно, и чтение может быть даже одним из его любимых занятий. К этому возрасту дети также могут написать простой рассказ.

К тому времени, когда детям исполняется 5 лет, незнакомые люди могут понимать все, что они говорят, даже если они все еще могут неправильно произносить несколько слов. Например, у них все еще могут быть проблемы с произношением таких звуков, как «р», «л» или «т». Они могут сказать «крыло» вместо «кольцо» или «финк» вместо «думать».

Словарный запас и развитие речи

К 5 годам дети в основном могут использовать правильные формы глаголов, чтобы говорить о прошлых и будущих событиях. Например, ваш ребенок может сказать «Я играл с Макси», чтобы рассказать о прошлом, и «Я буду играть с Макси», чтобы поговорить о будущем. Дети также начинают понимать некоторые концепции времени — например, ночь, день и вчера.

Ваш ребенок начнет понимать, что есть исключения из грамматических правил. Например, мы говорим «сломал», «кинул» и «съел», а не «сломал», «кинул» и «съел». Потребуется еще несколько лет, чтобы выучить множество исключений в английском языке. Даже в 8 лет у некоторых детей могут возникнуть проблемы с прошедшим временем некоторых глаголов.

В 5-6 лет дети начинают понимать, что отдельные слова могут иметь разное значение, поэтому они начинают использовать контекст слова, чтобы узнать, что оно означает. Например, «крутой» означает нечто иное, когда вы говорите: «Классный день», и когда вы говорите: «Это действительно классный робот, которого вы построили». Они также начинают понимать метафоры и небуквальный язык — например, «Прими решение».

Ваш ребенок поймет, что он может составить новые слова, соединив два других слова, например, «книжная полка». Подобные «сложные» слова вы будете чаще слышать в речи вашего ребенка.

Ваш ребенок также начнет использовать более длинные слова, когда узнает, что начало и окончание слов меняют свое значение. Например, ваш ребенок может добавить «ness» (как в «счастье»), «un» (как в «unwrap») и «er» (например, когда «teach» становится «учителем»).

И ваш ребенок также начнет понимать, что некоторым словам не нужна буква «с», чтобы стать множественным числом, например, «ноги», а не «ноги».

К 8 годам дети начинают понимать шутки и загадки и использовать язык абстрактно. Например, ваш ребенок может рассказать анекдот вроде «Какие шоу любят смотреть коровы?» «Му-сикалы».

Ваш ребенок может также начать сравнивать 2 вещи, используя слова «как» или «как», например, «Они плавают, как рыбы».

Языковые навыки развиваются с практикой. Дети тренируются, разговаривая с другими, читая и проводя уроки в классе. Языковые навыки и навыки чтения развиваются вместе на протяжении всей школы.

Понимание и использование предложений как часть развития речи

К 5 годам дети могут следовать многоступенчатым, сложным указаниям.

Ваш ребенок может понимать и комбинировать слова для формирования активных предложений, например, «Кошка погналась за собакой». Они также начинают понимать предложения с пассивным залогом, например, «Собака погналась за кошкой».

Но когда дети описывают картинки, они могут перепутать, кто что с кем делает. Способность вашего ребенка составлять правильные предложения будет постепенно улучшаться в течение следующих нескольких лет.

К 8 годам, ваш ребенок может использовать сложные предложения со словами, такими как «и» или «но», чтобы соединять предложения — например, «У Дэна сегодня день рождения, и они хотят поиграть в видеоигры». Ваш ребенок также может использовать эти слова, чтобы объяснить, когда одно событие зависит от другого, например: «Дэн хочет поиграть в видеоигры, но не раньше, чем придет Прия».

Рассказывание историй и развитие речи

В возрасте от 4 до 8 лет дети намного лучше рассказывают истории . Истории вашего ребенка, вероятно, длиннее и детальнее — и, вероятно, в них больше смысла. Истории могут быть выдуманными или о том, что произошло на самом деле. Они могут иметь тему, характер или сюжет и содержать действия и события в логической последовательности — например, «Лодка утонула, поэтому всем пришлось плыть к берегу».

По мере того, как ваш ребенок продолжает учить и практиковать язык, его способность рассказывать истории будет улучшаться. Будет легче понять, о ком говорит ваш ребенок, когда он рассказывает историю, и как события в его рассказах сочетаются друг с другом.

В эти годы ваш ребенок может:

  • правильно использовать различные слова-связки, например, «потому что», «тогда», «сейчас», «когда», «до», «пока» и « хотя’
  • используют разные типы предложений для представления одной и той же информации
  • правильно используют такие местоимения, как «он», «она» и «они», когда рассказывают историю разница между «Что случилось?» и «Как вы думаете, почему…?»

Детям, которые растут в двуязычной или многоязычной семье, может потребоваться немного больше времени, чтобы достичь определенных языковых вех. Это потому, что они изучают слова более чем на одном языке. Но к тому времени, когда ваш ребенок пройдет половину начальной школы, он, скорее всего, будет говорить и использовать английский язык так же хорошо, как и его сверстники.

Когда обращаться за профессиональной помощью для развития речи

Если вы заметили какие-либо из следующих признаков у вашего ребенка или вас беспокоит развитие речи вашего ребенка, рекомендуется посетить вашего ребенка и семейную медсестру, терапевта или педиатр.

В 6 лет ваш ребенок:

  • с трудом понимает или говорит неполными предложениями
  • с трудом выполняет многоэтапные сложные инструкции, такие как «Пожалуйста, положите пижаму на кровать после того, как положили пижаму». одежды на’
  • перестали использовать языковые навыки, которые у них когда-то были.

В возрасте 8 лет ваш ребенок:

  • заикается или шепелявит при разговоре
  • с трудом выполняет инструкции
  • перестал использовать языковые навыки, которыми когда-то владел.

Ваш лечащий врач может направить вас к логопеду.

Дети осваивают новые навыки с течением времени и в разном возрасте. Большинство детей развивают навыки в одном и том же порядке, и каждый новый навык, который они изучают, основывается на предыдущем. Небольшие различия в том, когда дети развивают навыки, обычно не вызывают беспокойства.

Каковы оценки размера словарного запаса для каждого уровня CEFR?

Просто чтобы вы знали, откуда исходит мое мнение, я разрабатываю и обучаю дизайну материалов с использованием словаря на основе частот с 2008 года и проводил тесты Nation и аналогичные уровни сотням студентов в нескольких странах, от начинающих до докторов наук, преподающих ЭФЛ. Я помог разработать двуязычный тест на гуджарати, который размещен на веб-сайте Nation, и организовал тестирование уровней для 12 колледжей Университета Дели. Я опубликовал 8 учебников (большинство из них доступны для бесплатного скачивания, если кто-то хочет их попробовать) с использованием частотно-ориентированных инструментов. Все это означает, что мое мнение по этому вопросу носит описательный, а не предписывающий характер, основанный на том, что я видел в своей собственной работе.

Целью моего тестирования было помочь учащимся стать независимыми пользователями, которые могут получить новые знания на английском языке в академической среде. При пассивном тестировании словарного запаса на разных уровнях и в разных культурах учащиеся постоянно давали гораздо более низкие оценки, чем предписывающие, но при этом функционировали на адекватном для их целей уровне CEFR.

На занятиях по английскому как иностранному я редко встречал кандидата наук в американском тесте, намного превышающем 3000 слов, и, тем не менее, они функционируют, в основном потому, что работают в сфере, где они также знают техническую/низкочастотную лексику. Что касается профессоров английского языка за границей, некоторые близки к C2, многие B2, другие ниже B1, у меня никогда не было более одного или двух человек, достигших 10 тысяч. Подавляющее большинство было 3-5 тысяч, если они работали учителями. В некоторых случаях учителя были ниже 2k (ниже B2), но им нужна была поддержка на этом уровне.

Мы до сих пор не знаем точных цифр для каждого уровня, но мои оценки таковы: согласно тестам, требуется всего около 600 заглавных слов, чтобы вести простой разговор, который IEP часто используют для вступительных собеседований. Я бы поставил этих учеников на A1. Студенты вообще не могут достаточно читать без первой 1000, так что это первая цель. Как только они прочно там, они, как правило, низкий-средний A2 в других навыках. А2 — довольно быстрая фаза. После этого он становится нечетким, но они не могут достичь B2 (независимый пользователь) без пассивного понимания первых 2000 (GSL). После этого мы переходим к фокусированию на AWL. Кроме того, это действительно не имеет значения для большинства учащихся, потому что на уровне B2 они могут работать в основной академической среде, читая аутентичные тексты, чтобы изучать новую информацию на английском языке и попутно пополнять словарный запас.

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *