Этический кодекс психолога

Преамбула

  1. Этический кодекс психолога Российского психологического общества составлен в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Федеральным законом Российской Федерации № 152-ФЗ от 27 июля 2006 года «О персональных данных», Уставом Российского психологического общества, Всеобщей декларацией прав человека, Хельсинкской декларацией Всемирной медицинской ассоциации «Этические принципы проведения медицинских исследований с участием людей в качестве субъектов исследования», международной Универсальной декларацией этических принципов для психологов, Этическим метакодексом Европейской федерации психологических ассоциаций.
  2. Консультативным и регулирующим органом Российского психологического общества по вопросам профессиональной этики психолога является Этический комитет Российского психологического общества.
  3. В настоящем Этическом кодексе термин «Психолог» относится к лицу, имеющему высшее психологическое образование.
  4. В настоящем Этическом кодексе термин «Клиент» относится к лицу, группе лиц или организации, которые согласились быть объектом психологических исследований в личных, научных, производственных или социальных интересах или лично обратились к Психологу за психологической помощью.
  5. Действие данного Этического кодекса распространяется на все виды деятельности психологов, определенные настоящим Этическим кодексом. Действие данного Этического кодекса распространяется на все формы работы Психолога, в том числе осуществляемые дистанционно или посредством сети Интернет.
  6. Профессиональная деятельность психолога характеризуется его особой ответственностью перед клиентами, обществом и психологической наукой, и основана на доверии общества, которое может быть достигнуто только при соблюдении этических принципов профессиональной деятельности и поведения, содержащихся в настоящем Этическом кодексе.
  7. Этический кодекс психологов служит: для внутренней регуляции деятельности сообщества психологов; для регуляции отношений психологов с обществом; основой применения санкций при нарушении этических принципов профессиональной деятельности.

I. Этические принципы психолога

Этика работы психолога основывается на общечеловеческих моральных и нравственных ценностях. Идеалы свободного и всестороннего развития личности и ее уважения, сближения людей, создания справедливого, гуманного, процветающего общества являются определяющими для деятельности психолога. Этические принципы и правила работы психолога формулируют условия, при которых сохраняются и упрочиваются его профессионализм, гуманность его действий, уважение людей, с которыми он работает, и при которых усилия психолога приносят реальную пользу.

  1. Принцип уважения

    Психолог исходит из уважения личного достоинства, прав и свобод человека, провозглашенных и гарантированных Конституцией Российской Федерации и международными документами о правах человека.
    Принцип уважения включает:
    1. Уважение достоинства, прав и свобод личности
      1. Психолог с равным уважением относится к людям вне зависимости от их возраста, пола, сексуальной ориентации, национальности, принадлежности к определенной культуре, этносу и расе, вероисповедания, языка, социально-экономического статуса, физических возможностей и других оснований.
      2.  Беспристрастность Психолога не допускает предвзятого отношения к Клиенту. Все действия Психолога относительно Клиента должны основываться на данных, полученных научными методами. Субъективное впечатление, которое возникает у Психолога при общении с Клиентом, а также социальное положение Клиента не должны оказывать никакого влияния на выводы и действия Психолога.
      3. Психолог избегает деятельности, которая может привести к дискриминации Клиента по любым основаниям.
      4. Психологу следует так организовать свою работу, чтобы ни ее процесс, ни ее результаты не наносили вреда здоровью и социальному положению Клиента и связанных с ним лиц.
    2. Конфиденциальность
      1. Информация, полученная Психологом в процессе работы с Клиентом на основе доверительных отношений, не подлежит намеренному или случайному разглашению вне согласованных условий.
      2. Результаты исследования должны быть представлены таким образом, чтобы они не могли скомпрометировать Клиента, Психолога или психологическую науку.
      3. Психодиагностические данные студентов, полученные при их обучении, должны рассматриваться конфиденциально. Сведения о Клиентах также должны рассматриваться конфиденциально.
      4. Демонстрируя конкретные случаи своей работы, Психолог должен обеспечить защиту достоинства и благополучия Клиента.
      5. Психолог не должен отыскивать о Клиенте информацию, которая выходит за рамки профессиональных задач Психолога.
      6. Клиент имеет право на консультацию Психолога или работу с ним без присутствия третьих лиц.
      7. Неконтролируемое хранение данных, полученных при исследованиях, может нанести вред Клиенту, Психологу и обществу в целом. Порядок обращения с полученными в исследованиях данными и порядок их хранения должны быть жестко регламентированы.
    3. Осведомленность и добровольное согласие Клиента
      1. Клиент должен быть извещен о цели работы, о применяемых методах и способах использования полученной информации. Работа с Клиентом допускается только после того, как Клиент дал информированное согласие в ней участвовать. В случае, если Клиент не в состоянии сам принимать решение о своем участии в работе, такое решение должно быть принято его законными представителями.
      2. Психолог должен сообщать Клиенту обо всех основных шагах или лечебных действиях. В случае стационарного лечения Психолог должен информировать Клиента о возможных рисках и об альтернативных методах лечения, включая непсихологические.
      3. Видео- или аудиозаписи консультации или лечения Психолог может делать только после того, как получит согласие на это со стороны Клиента. Это положение распространяется и на телефонные переговоры. Ознакомление третьих лиц с видео-, аудиозаписями консультации и телефонными переговорами Психолог может разрешить только после получения согласия на это со стороны Клиента.
      4. Участие в психологических экспериментах и исследованиях должно быть добровольным. Клиент должен быть проинформирован в понятной для него форме о целях, особенностях исследования и возможном риске, дискомфорте или нежелательных последствиях, чтобы он мог самостоятельно принять решение о сотрудничестве с Психологом. Психолог обязан предварительно удостовериться в том, что достоинство и личность Клиента не пострадают. Психолог должен принять все необходимые предосторожности для обеспечения безопасности и благополучия Клиента и сведения к минимуму возможности непредвиденного риска.
      5. В тех случаях, когда предварительное исчерпывающее раскрытие информации противоречит задачам проводимого исследования, Психолог должен принять специальные меры предосторожности для обеспечения благополучия испытуемых. В тех случаях, когда это возможно, и при условии, что сообщаемая информация не нанесет вреда Клиенту, все разъяснения должны быть сделаны после окончания эксперимента.
    4. Самоопределение Клиента
      1. Психолог признает право Клиента на сохранение максимальной автономии и самоопределения, включая общее право вступать в профессиональные отношения с психологом и прекращать их.
      2. Клиентом может быть любой человек в случае своей несомненной дееспособности по возрасту, состоянию здоровья, умственному развитию, физической независимости. В случае недостаточной дееспособности человека решение о его сотрудничестве с Психологом принимает лицо, представляющее интересы этого человека по закону.
      3. Психолог не должен препятствовать желанию Клиента привлечь для консультации другого психолога (в тех случаях, когда к этому нет юридических противопоказаний).
  2. Принцип компетентности

    Психолог должен стремиться обеспечивать и поддерживать высокий уровень компетентности в своей работе, а также признавать границы своей компетентности и своего опыта. Психолог должен предоставлять только те услуги и использовать только те методы, которым обучался и в которых имеет опыт.
    Принцип компетентности включает:
    1. Знание профессиональной этики
      1. Психолог должен обладать исчерпывающими знаниями в области профессиональной этики и обязан знать положения настоящего Этического кодекса. В своей работе Психолог должен руководствоваться этическими принципами.
      2. Если персонал или студенты выступают в качестве экспериментаторов в проведении психодиагностических процедур, Психолог должен обеспечить, независимо от их собственной ответственности, соответствие совершаемых ими действий профессиональным требованиям.
      3. Психолог несет ответственность за соответствие профессионального уровня персонала, которым он руководит, требованиям выполняемой работы и настоящего Этического кодекса.
      4. В своих рабочих контактах с представителями других профессий Психолог должен проявлять лояльность, терпимость и готовность помочь.
    2. Ограничения профессиональной компетентности
      1. Психолог обязан осуществлять практическую деятельность в рамках собственной компетентности, основанной на полученном образовании и опыте.
      2. Только Психолог осуществляет непосредственную (анкетирование, интервьюирование, тестирование, электрофизиологическое исследование, психотерапия, тренинг и др.) или опосредованную (биографический метод, метод наблюдения, изучение продуктов деятельности Клиента и др.) работу с Клиентом.
      3. Психолог должен владеть методами психодиагностической беседы, наблюдения, психолого-педагогического воздействия на уровне, достаточном, чтобы поддерживать у Клиента чувство симпатии, доверия и удовлетворения от общения с Психологом.
      4. Если Клиент болен, то работа с ним допустима только с разрешения врача или согласия других лиц, представляющих интересы Клиента.
    3. Ограничения применяемых средств
      1. Психолог может применять методики, которые адекватны целям проводимого исследования, возрасту, полу, образованию, состоянию Клиента, условиям эксперимента. Психодиагностические методики, кроме этого, обязательно должны быть стандартизованными, нормализованными, надежными, валидными и адаптированными к контингенту испытуемых.
      2. Психолог должен применять методы обработки и интерпретации данных, получившие научное признание. Выбор методов не должен определяться научными пристрастиями Психолога, его общественными увлечениями, личными симпатиями к Клиентам определенного типа, социального положения или профессиональной деятельности.
      3. Психологу запрещается представлять в результатах исследования намеренно искаженные первичные данные, заведомо ложную и некорректную информацию. В случае обнаружения Психологом существенной ошибки в своем исследовании после того, как исследование было опубликовано, он должен предпринять все возможные действия по исправлению ошибки и дальнейшему опубликованию исправлений.
    4. Профессиональное развитие
      1. Психолог должен постоянно повышать уровень своей профессиональной компетентности и свою осведомленность в области этики психологической работы (исследования).
    5. Невозможность профессиональной деятельности в определенных условиях
      1. Если какие-либо обстоятельства вынуждают Психолога преждевременно прекратить работу с Клиентом и это может отрицательно сказаться на состоянии Клиента, Психолог должен обеспечить продолжение работы с Клиентом.
      2. Психолог не должен выполнять свою профессиональную деятельность в случае, когда его способности или суждения находятся под неблагоприятным воздействием.
  3. Принцип ответственности

    Психолог должен помнить  о своих профессиональных и научных обязательствах перед своими клиентами, перед профессиональным сообществом и обществом в целом. Психолог должен стремиться избегать причинения вреда, должен нести ответственность за свои действия, а также гарантировать, насколько это возможно, что его услуги не являются злоупотреблением.
    Принцип ответственности включает:
    1. Основная ответственность
      1. Решение Психолога осуществить исследовательский проект или вмешательство предполагает его ответственность за возможные научные и социальные последствия, включая воздействие на лиц, группы и организации, участвующие в исследовании или вмешательстве, а также непрямой эффект, как, например, влияние научной психологии на общественное мнение и на развитие представлений о социальных ценностях.
      2. Психолог должен осознавать специфику взаимодействия с Клиентом и вытекающую из этого ответственность. Ответственность особенно велика в случае, если в качестве испытуемых или клиентов выступают лица, страдающие от медикаментозной зависимости, или лица, ограниченные в своих действиях, а также, если программа исследования или вмешательства целенаправленно ограничивает дееспособность Клиента.
      3. Если Психолог приходит к заключению, что его действия не приведут к улучшению состояния Клиента или представляют риск для Клиента, он должен прекратить вмешательство.
    2. Ненанесение вреда
      1. Психолог применяет только такие методики исследования или вмешательства, которые не являются опасными для здоровья, состояния Клиента, не представляют Клиента в результатах исследования в ложном, искаженном свете, и не дают сведений о тех психологических свойствах и особенностях Клиента, которые не имеют отношения к конкретным и согласованным задачам психологического исследования.
    3. Решение этических дилемм
      1. Психолог должен осознавать возможность возникновения этических дилемм и нести свою персональную ответственность за их решение. Психологи консультируются по этим вопросам со своими коллегами и другими значимыми лицами, а также информируют их о принципах, отраженных в Этическом кодексе.
      2. В случае, если у Психолога в связи с его работой возникли вопросы этического характера, он должен обратиться в Этический комитет Российского психологического общества за консультацией.
  4. Принцип честности

    Психолог должен стремиться содействовать открытости науки, обучения и практики в психологии. В этой деятельности психолог должен быть честным, справедливым и уважающим своих коллег. Психологу надлежит четко представлять свои профессиональные задачи и соответствующие этим задачам функции.
    Принцип честности включает:
    1. Осознание границ личных и профессиональных возможностей
      1. Психолог должен осознавать ограниченность как своих возможностей, так и возможностей своей профессии. Это условие установления диалога между профессионалами различных специальностей. 
    2. Честность
      1. Психолог и Клиент (или сторона, инициирующая и оплачивающая психологические услуги для Клиента) до заключения соглашения оговаривают вопросы вознаграждения и иные существенные условия работы, такие как распределение прав и обязанностей между Психологом и Клиентом (или стороной, оплачивающей психологические услуги) или процедура хранения и применения результатов исследования.

        Психолог должен известить Клиента или работодателя о том, что его деятельность в первую очередь подчиняется профессиональным, а не коммерческим принципам.

        При приеме на работу Психолог должен поставить своего работодателя в известность о том, что:

        – в пределах своей компетенции он будет действовать независимо;

        – он обязан соблюдать принцип конфиденциальности: этого требует закон;

        – профессиональное руководство его работой может осуществлять только психолог;

        – для него невозможно выполнение непрофессиональных требований или требований, нарушающих данный Этический кодекс.

        При приеме Психолога на работу работодатель должен получить текст данного Этического кодекса.
      2. Публичное распространение сведений об оказываемых Психологом услугах служит целям принятия потенциальными Клиентами информированного решения о вступлении в профессиональные отношения с Психологом. Подобная реклама приемлема только в том случае, если она не содержит ложных или искаженных сведений, отражает объективную информацию о предоставляемых услугах и отвечает правилам приличия.
      3. Психологу запрещается организовывать рекламу себе или какому-либо определенному методу вмешательства или лечения. Реклама в целях конкуренции ни при каких условиях не должна обманывать потенциальных Клиентов. Психолог не должен преувеличивать эффективность своих услуг, делать заявлений о превосходстве своих профессиональных навыков и применяемых методик, а также давать гарантии результативности оказываемых услуг.
      4. Психологу не разрешается предлагать скидку или вознаграждение за направление к ним нему Клиентов или заключать соглашения с третьими лицами с этой целью.
    3. Прямота и открытость
      1. Психолог должен нести ответственность за предоставляемую им информацию и избегать ее искажения в исследовательской и практической работе.
      2. Психолог формулирует результаты исследования в терминах и понятиях, принятых в психологической науке, подтверждая свои выводы предъявлением первичных материалов исследования, их математико-статистической обработкой и положительным заключением компетентных коллег. При решении любых психологических задач проводится исследование, всегда опирающееся на предварительный анализ литературных данных по поставленному вопросу.
      3. В случае возникновения искажения информации психолог должен проинформировать об этом участников взаимодействия и заново установить степень доверия.
    4. Избегание конфликта интересов
      1. Психолог должен осознавать проблемы, которые могут возникнуть в результате двойственных отношений. Психолог должен стараться избегать отношений, которые приводят к конфликтам интересов или эксплуатации отношений с Клиентом в личных интересах.
      2. Психолог не должен использовать профессиональные отношения в личных, религиозных, политических или идеологических интересах.
      3. Психолог должен осознавать, что конфликт интересов может возникнуть после формального прекращения отношений Психолога с Клиентом. Психолог в этом случае также несет профессиональную ответственность.
      4. Психолог не должен вступать в какие бы то ни было личные отношения со своими Клиентами.
    5. Ответственность и открытость перед профессиональным сообществом
      1. Результаты психологических исследований должны быть доступны для научной общественности. Возможность неверной интерпретации должна быть предупреждена корректным, полным и недвусмысленным изложением. Данные об участниках эксперимента должны быть анонимными. Дискуссии и критика в научных кругах служат развитию науки и им не следует препятствовать.
      2. Психолог обязан уважать своих коллег и не должен необъективно критиковать их профессиональные действия.
      3. Психолог не должен своими действиями способствовать вытеснению коллеги из его сферы деятельности или лишению его работы.
      4. Если Психолог считает, что его коллега действует непрофессионально, он должен указать ему на это конфиденциально.

II. Нарушение Этического кодекса психолога

  1. Нарушение Этического кодекса психолога включает в себя игнорирование изложенных в нем положений, неверное их толкование или намеренное нарушение. Нарушение Этического кодекса может стать предметом жалобы.
  2. Жалоба на нарушение Этического кодекса психолога может быть подана в Этический комитет Российского психологического общества в письменном виде любым физическим и юридическим лицом. Рассмотрение жалоб и вынесение решений по ним осуществляется в установленном порядке Этическим комитетом Российского психологического общества.
  3. В качестве санкций, применяемых к Психологу, нарушившему Этический кодекс, могут выступать: предупреждение от имени Российского психологического общества (общественное порицание), приостановление членства в Российском психологическом обществе, сопровождающееся широким информированием общественности и потенциальных клиентов об исключении данного специалиста из действующего реестра психологов РПО. Информация о применяемых санкциях является общедоступной и передается в профессиональные психологические ассоциации других стран. 
  4. В случае серьезных нарушений Этического кодекса Российское психологическое общество может ходатайствовать о привлечении Психолога к суду.

Настоящий Этический кодекс психолога принят “14” февраля 2012 года V съездом Российского психологического общества.

Этический кодекс в формате pdf (149.8 Кб)

Для обсуждение Этического кодекса Российского психологического общества присылать комментарии на адрес [email protected]

Правовая информация | Детская школа искусств им. В. В. Знаменского

Правовая информация

Права ребёнка — это права человека применительно к несовершеннолетним[1] (согласно Конвенции о правах ребёнка, это лица, не достигшие восемнадцати лет).

На международном и национальном уровне существует множество специальных актов о правах ребёнка. Основным актом о правах ребёнка на международном уровне является Конвенция о правах ребёнка (Нью-Йорк, 20 ноября 1989 г.) — это документ о правах ребёнка из 54 статей. Все права, входящие в Конвенцию, распространяются на всех детей.

Основным актом о правах ребёнка в России является Федеральный закон от 24 июля 1998 г. N 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребёнка в Российской Федерации».

Декларация прав ребёнка[2], принятая Генеральной Ассамблеей ООН в 1959 году, устанавливает следующие принципы:

  1. Ребёнку должны принадлежать все указанные в настоящей Декларации права. Эти права должны признаваться за всеми детьми без всяких исключений и без различия или дискриминации по признаку расы, цвета кожи, пола, языка, религии, политических или иных убеждений, национального или социального происхождения, имущественного положения, рождения или иного обстоятельства, касающегося самого ребёнка или его семьи.
  2. Ребёнку законом и другими средствами должна быть обеспечена специальная защитаи предоставлены возможности и благоприятные условия, которые позволяли бы ему развиваться физически, умственно, нравственно, духовно и в социальном отношении здоровым и нормальным путём и в условиях свободы и достоинства. При издании с этой целью законов главным соображением должно быть наилучшее обеспечение интересов ребёнка.
  3. Ребёнку должно принадлежать с его рождения право на имя и гражданство.
  4. Ребёнок должен пользоваться благами социального обеспечения. Ему должно принадлежать право на здоровый рост и развитие; с этой целью специальные уход и охрана должны быть обеспечены как ему, так и его матери, включая дородовый и послеродовый уход. Ребёнку должно принадлежать право на надлежащее питание, жилище, развлечения и медицинское обслуживание.
  5. Ребёнку, который является неполноценным в физическом, психическом или социальном отношении, должны обеспечиваться специальные режимы, образование и заботы, необходимые ввиду его особого состояния.
  6. Ребёнок для полного и гармоничного развития его личности нуждается в любви и понимании. Он должен, когда это возможно, расти на попечении и под ответственностью своих родителей и во всяком случае в атмосфере любви и моральной и материальной обеспеченности; малолетний ребёнок не должен, кроме тех случаев, когда имеются исключительные обстоятельства, быть разлучаем со своей матерью. На обществе и на органах публичной власти должна лежать обязанность осуществлять особую заботу о детях, не имеющих семьи, и о детях, не имеющих достаточных средств к существованию. Желательно, чтобы многодетным семьям предоставлялись государственные или иные пособия на содержание детей.
  7. Ребёнок имеет право на получение образования, которое должно быть бесплатным и обязательным, по крайней мере на начальных стадиях. Ему должно даваться образование, которое способствовало бы его общему культурному развитию и благодаря которому он мог бы, на основе равенства возможностей, развить свои способности и личное суждение, а также сознание моральной и социальной ответственности и стать полезным членом общества. Наилучшее обеспечение интересов ребёнка должно быть руководящим принципом для тех, на ком лежит ответственность за его образование и обучение; эта ответственность лежит прежде всего на его родителях. Ребёнку должна быть обеспечена полная возможность игр и развлечений, которые были бы направлены на цели, преследуемые образованием; общество и органы публичной власти должны прилагать усилия к тому, чтобы способствовать осуществлению указанного права.
  8. Ребёнок должен при всех обстоятельствах быть среди тех, кто первым получает защиту и помощь.
  9. Ребёнок должен быть защищен от всех форм небрежного отношения, жестокости и эксплуатации. Он не должен быть объектом торговли в какой бы то ни было форме. Ребёнок не должен приниматься на работу до достижения надлежащего возрастного минимума; ему ни в коем случае не должны поручаться или разрешаться работа или занятие, которые были бы вредны для его здоровья или образования или препятствовали его физическому, умственному или нравственному развитию.
  10. Ребёнок должен ограждаться от практики, которая может поощрять расовую, религиозную или какую-либо иную форму дискриминации. Он должен воспитываться в духе взаимопонимания, терпимости, дружбы между народами, мира и всеобщего братства, а также в полном сознании, что его энергия и способности должны посвящаться служению на пользу других людей.

Права детей в Российской Федерации

Декларация прав ребенка (1959г. )

Закон «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ» (1998г.)

Закон «Об образовании РФ» (2012г.)

Всемирная декларация об обеспечении выживания, защиты и развития детей (2000г.)

Семейный кодекс РФ (1995г)

Конвенция ООН о правах ребенка (1989)

Федеральный закон о защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию (2010г)

Информация по вопросам получения гражданами бесплатной юридической помощи

Согласие на обработку персональных данных посетителей сайта

Политика использования файлов cookie

Цифровая среда — Права детей

Совет Европы принял несколько правовых стандартов с целью усиления защиты прав человека в Интернете, включая защиту прав детей в Интернете. Эти правовые инструменты являются обязательными для государств-членов и устанавливают общие минимальные стандарты для их совместных усилий по защите прав человека в Интернете.

В рамках Европейской конвенции о правах человека (ЕКПЧ) (ETS № 5) Европейский суд по правам человека разработал прецедентное право по правам человека в Интернете. Примеры затрагиваемых в таких случаях прав включают право на уважение частной и семейной жизни (статья 8) и свободу выражения мнений (статья 10). Суд опубликовал информационный бюллетень, в котором обобщаются все ведущие дела в области технологий и прав человека.

Конвенция о киберпреступности (Будапештская конвенция) (СЕД № 185) устанавливает общий подход к криминализации преступлений, связанных с компьютерными системами, и направлена ​​на повышение эффективности уголовных расследований таких преступлений. В соответствии с конвенцией любое поведение, связанное с детской порнографией, должно быть признано уголовным преступлением в государствах-участниках.

Конвенция Совета Европы о защите детей от сексуальной эксплуатации и сексуального насилия (Лансаротская конвенция) (CETS № 201) отвечает на потенциальные риски, с которыми сталкиваются дети при использовании Интернета, путем введения уголовных наказаний за детскую порнографию в Интернете и груминг, то есть домогательство детей в сексуальных целях.

Конвенция Совета Европы о защите физических лиц при автоматизированной обработке персональных данных (Конвенция 108) (СЕД № 108) обеспечивает соблюдение основных прав человека при обработке персональных данных. Дети являются обладателями прав на защиту данных в соответствии с конвенцией, и особое внимание следует уделить расширению возможностей детей для реализации их права на защиту данных.

Комитет министров

Рекомендация CM/Rec(2018)7 Комитета министров государствам-членам о руководящих принципах уважения, защиты и реализации прав ребенка в цифровой среде

Цель руководства — помочь государствам и другим соответствующим заинтересованным сторонам в их усилиях по принятию всеобъемлющего стратегического подхода к построению и сдерживанию часто сложного мира цифровой среды. Обеспечение взаимодействия и безопасности детей в этой среде имеет первостепенное значение. Среди многих затронутых тем — защита персональных данных, предоставление удобного для детей контента, адаптированного к их развивающимся возможностям, линии помощи и горячие линии, уязвимость и устойчивость, а также роль и обязанности коммерческих предприятий. Кроме того, руководящие принципы призывают государства взаимодействовать с детьми, в том числе в процессах принятия решений, чтобы гарантировать, что национальная политика адекватно учитывает изменения в цифровой среде.

Доступны другие языки: ARM — AZE — BUL — CRO — GEO — GER — GRC — IT — LIT — NL — POR — RUS — SRB — SLK — ESP — TUR — UKR

Справочный документ к Рекомендациям: Политическое руководство по расширение прав и возможностей, защита и поддержка детей в цифровой среде и отчет о консультациях с детьми: Это наш мир: взгляды детей на защиту прав в цифровой среде

Рекомендация CM/Rec(2016)2 государствам-членам об Интернете граждан

В этом тексте государствам-членам рекомендуется признать цифровую культуру одним из ключевых вопросов для разработки современной политики в области культуры и пересмотреть свои подходы к политике в области культуры с целью реализации руководящих принципов, содержащихся в этой рекомендации, чтобы служить гражданам в меру своих возможностей. способность. В руководящих принципах политики рекомендуется, чтобы через систему образования и культуры были предприняты особые усилия для расширения навыков многограмотности у детей, которые не имеют или имеют ограниченный доступ к цифровым технологиям по социально-географическим или социально-экономическим причинам, а иногда и по причинам места жительства и детей, которые имеют доступ к цифровым технологиям, но не используют их, не имеют навыков для использования или используют не в полной мере (а именно, с точки зрения разнообразия, частоты или интенсивности использования).

Рекомендация CM/Rec(2014)6 о Руководстве по правам человека для пользователей Интернета

Рекомендация призывает государства-члены активно продвигать Руководство по правам человека для пользователей Интернета. Руководство способствует уважению существующих прав человека и основных свобод в контексте использования Интернета. Он служит инструментом для пользователей Интернета, чтобы узнать о своих правах человека в Интернете и доступных средствах правовой защиты для любых ограничений. В нем также конкретно указывается, что дети и молодые люди имеют право на особую защиту и руководство при использовании Интернета.

Рекомендация CM/Rec(2012)4 Комитета министров государствам-членам о защите прав человека в отношении услуг социальных сетей

Поскольку социальные сети играют все более важную роль в жизни детей и молодежи, эта рекомендация призывает к лучшей защите от вредоносного контента и поведения, подчеркивая необходимость сбалансированного подхода и обмена передовым опытом.

Рекомендация CM/Rec(2009)5 о мерах по защите детей от вредоносного контента и поведения и по поощрению их активного участия в новой информационно-коммуникационной среде

В этой рекомендации подчеркивается необходимость дать детям знания, навыки, понимание, взгляды, ценности прав человека и поведение, необходимые для активного участия в социальной и общественной жизни, а также для того, чтобы действовать ответственно, уважая права других.

Рекомендация CM/Rec(2008)6 о мерах по содействию уважению свободы слова и информации в отношении интернет-фильтров при этом указывается, что государства-члены должны воздерживаться от интернет-фильтрации по причинам, отличным от изложенных в пункте 2 статьи 10 Европейской конвенции о правах человека.

Рекомендация Rec(2006)12 о расширении прав и возможностей детей в новой информационно-коммуникационной среде

Эта рекомендация призывает государства-члены разработать последовательную стратегию информационной грамотности и обучения, которая способствует расширению прав и возможностей детей и их воспитателей, чтобы наилучшим образом использовать информационно-коммуникационные услуги и технологии.

Декларация Комитета министров о защите достоинства, безопасности и частной жизни детей в Интернете (20 февраля 2008 г.)

Эта декларация подтверждает, что не должно быть постоянно доступных записей контента, созданного детьми в Интернете, которые бросают вызов их достоинству, безопасности и неприкосновенности частной жизни или иным образом делают их уязвимыми сейчас или на более позднем этапе их жизни.

 


Парламентская ассамблея

Рекомендация 1882 (2009 г.) Продвижение услуг Интернета и онлайновых СМИ, подходящих для несовершеннолетних Сервисы. Он способствует инициированию кампаний по информированию общественности, направленных на риски и возможности для несовершеннолетних, использующих Интернет и услуги онлайн-СМИ.

Рекомендация 1980 (2011) о борьбе с «изображениями жестокого обращения с детьми» посредством целенаправленных, сквозных и скоординированных на международном уровне действий

В этой рекомендации Совету Европы рекомендуется занять твердую позицию в отношении действий, которые необходимо предпринять для борьбы с изображениями жестокого обращения с детьми. Парламентская ассамблея рекомендует усилить и доработать статьи Лансаротской конвенции о детской порнографии, включив в них обязательство блокировать веб-сайты с незаконным содержанием, когда их быстрое удаление невозможно.

Рекомендация Комитета министров о Руководстве по правам человека для пользователей Интернета способствует уважению существующих прав человека и основных свобод в контексте использования Интернета. Это руководство служит для пользователей Интернета инструментом, с помощью которого они могут узнать о своих правах человека в режиме онлайн и доступных средствах правовой защиты от любых ограничений. В нем также конкретно указывается, что дети и молодые люди имеют право на особую защиту и руководство при использовании Интернета.

Руководство по правам человека для интернет-провайдеров содержит ориентиры в области прав человека для интернет-провайдеров (ISP) и дает практические советы о том, как свести к минимуму риски для детей, связанные с незаконным и/или вредоносным контентом.

Руководство по правам человека для поставщиков онлайн-игр содержит ориентиры в области прав человека для поставщиков и разработчиков онлайн-игр. Подчеркивая основную ценность игр как инструментов самовыражения и общения, они подчеркивают важность безопасности игроков и их права на неприкосновенность частной жизни и свободу выражения мнений. В руководящих принципах также подчеркивается важность того, чтобы игровая индустрия знала о влиянии игр на права человека на детей и молодежь. Руководство было разработано Советом Европы в тесном сотрудничестве с Европейской федерацией интерактивного программного обеспечения (ISFE).

В пересмотренном  Справочнике по грамотности в Интернете Совета Европы объясняется, как максимально эффективно использовать Интернет и как защитить свою конфиденциальность. Пособие предназначено для детей, родителей, учителей и политиков. Структура основана на тематическом подходе и содержит 26 информационных бюллетеней по различным темам, от информации о том, как создавать веб-сайты, до прогнозирования и использования технологий завтрашнего дня.

Дети лучше всего учатся на практике, поэтому Совет Европы разработал игру, помогающую детям понять свои права в Интернете: Wild Web Woods. Игра учит детей уважать права других в Интернете. Цель игры — добраться до электронного города Комета, места веселья, мира и свободы. Добраться до Кометы можно, только пройдя через Леса Дикой Паутины и собрав монеты. Каждый раз, когда игрок собирает монету, ему предоставляется важная информация о безопасности в Интернете и правах детей.

К игре прилагается руководство для учителей, Руководство для учителя к онлайн-игре: Wild Web Woods

Учебные мероприятия по программе Песталоцци, и в частности модули для обучения тренеров, сосредоточены на обучении на практике. Программа Песталоцци разработала серию модулей по развитию медиаграмотности, а в 2014 году в рамках программы был организован учебный курс по ответственному отношению и поведению в виртуальном социальном пространстве. Большинство материалов разработаны для подготовки учителей до начала работы или без отрыва от работы в рамках модулей Песталоцци для подготовки инструкторов. Тем не менее, большинство из них также могут быть адаптированы для использования в классе.

Эффективная защита прав человека может быть достигнута только путем сотрудничества и обмена информацией между государствами-членами. Все государства-члены Совета Европы разработали передовой опыт в области защиты прав детей в Интернете. В следующем списке представлен обзор таких передовых практик по странам.

Албания

http://www.albtelecom.al/al/siguria-ne-Internet-individuale-Internet/72-Internet-i-sigurte-per-femijet

http://www.vodafone.com/ content/dam/group/about/downloads/code-of-conduct/албанский-Code-of-Conduct. pdf

Совет министров Албании разработал кодекс поведения для родителей и детей по безопасному и ответственному использованию электронных средств связи. Многие компании уже подписались на него.

Андорра

http://portaljove.apda.ad

Этот портал был создан в 2007 году Агентством по защите данных в сотрудничестве с Министерством образования. Он содержит документы, видео и другие материалы, предназначенные для информирования детей и родителей. Сайт используется для обучения во всех средних школах.

Австрия

http://www.kinderrechte.gv.at/die-gewinner-des-wettbewerbs-kinder-rechte-spot/

Австрийская служба защиты детей и молодежи в сотрудничестве с Федеральным министерством по делам семьи и «Молодежь» вместе с Österreichischer Rundfunk (ORF) в качестве информационного партнера провели открытый конкурс на создание «Видео о правах детей». Видео были созданы детьми в возрасте от 10 до 25 лет и могут бесплатно использоваться другими государствами-членами.

Бельгия

http://www.jongenvanzin.be/nieuws/een-buitenaardig-spel-over-vriendschap-en-verliefdheid

Дети были проконсультированы о том, как они используют веб-сайты. Поэтому новый бельгийский веб-сайт будет создан в консультации с ними, и информация будет адаптирована к тому, как дети хотели бы ее представить.

Болгария

http://www.safenet.bg/index.php?id=1387&art_id=16350

https://www.facebook.com/media/set/?set=a.10151277276427636.463882.172982327635&type=3

Safenet была создана неправительственной организацией (НПО), которая сейчас является частью Агентства по защите детей. На сайте представлены возможности, которые Интернет предлагает детям. Было разработано приложение Facebook, которое позволяет подросткам публиковать информацию о своем выборе прав в Интернете и голосовать за эти права. Молодежный парламент подготовил хартию, содержащую 10 онлайн-прав.

Хорватия

http://www. petzanet.hr/Blog

http://ppemi.ens-cachan.fr/data/media/colloque140528/rapports/CROATIA_2014.pdf

Веб-сайт Petzanet был разработан совместно с неправительственными организациями и учеными. Он предназначен для учителей и родителей и может быть использован в качестве учебной программы в школах. Он содержит руководства, видеоролики и т. д. Хорватия также организовала парламентские дискуссии по медиаграмотности, в которых приняли участие дети.

Чешская Республика

http://www.bezpecnyInternet.cz/

Этот веб-сайт является результатом проекта НПО с Microsoft и чешской Google. Инициатива предназначена для родителей, учителей и детей. Они также выпустили брошюру, которая информирует детей об опасностях в Интернете. Брошюра основана на теме «Утиных историй» и заканчивается рассказом о Дональде Даке и о том, как он хочет помешать маленьким уточкам пользоваться Интернетом.

Дания

www.boerneportalen.dk

Веб-сайт представляет собой интернет-портал, предназначенный для детей и молодежи. Это позволяет молодым людям узнать о своих правах. Первая страница содержит список ключевых слов, относящихся к проблемам, с которыми сталкиваются дети, таким как травля, этническая принадлежность, болезнь, горе и жизнь в сети.

Франция

http://www.pedagojeux.fr/wp/

Pedagojeux — это веб-сайт с видеоигрой, созданной неправительственными организациями и властями для использования профессионалами. Веб-сайт преследует двоякую цель: повысить осведомленность об опасностях, связанных с видеоиграми, и дать преподавателям педагогический подход к вопросам, связанным с использованием видеоигр. Содержит видеоролики, сделанные экспертами, и заявления родителей об их опыте. Запускается новая версия, которая будет включать пространство для обмена информацией между молодыми людьми.

Италия

www.generazioniconnesse.it

Горячая линия 1.96.96 и чат Telefono Azzurro (http://www.azzurro.it/sostegno) были созданы для приема обращений о помощи от детей и подростков до в возрасте 18 лет и от родителей, ищущих поддержки в разрешении опасных ситуаций, касающихся их детей.

http://www.sicurinrete.it/

Эта служба горячей линии собирает и обрабатывает сообщения (которые могут быть анонимными), касающиеся материалов детской порнографии на веб-сайте. форму на сайте.

https://www.commissariatodips.it/vita-da-social.html

Перед начальными и средними школами припаркован грузовик для проведения дебатов и ознакомительных мероприятий с участием учащихся, родителей и учителей. Эти дебаты сосредоточены на использовании социальных сетей и на том, как предотвратить незаконное использование путем распространения информации о системах защиты программного обеспечения, механизмах мониторинга и ограничениях доступа к веб-сайтам.

Литва

www.draugiskasInternetas.lt

Веб-сайт, созданный различными НПО и горячими линиями. Содержит информацию для детей, родителей и педагогов по различным темам, таким как травля и безопасность в Интернете. Был разработан этический кодекс для детей в социальных сетях и о том, как комментировать и уважать комментарии друг друга, как защищать личные данные и как загружать фотографии и т. д.

Монако

Home

Компания Action Innocence создала ряд программ для обнаружения изображений жестокого обращения с детьми. Ежегодно в школах проводится программа по повышению осведомленности о рисках в Интернете и обучению детей правильному поведению в Интернете. Программа имеет различные модули, хорошо адаптированные для каждой целевой группы.

Молдова

http://lastrada.md/publicatii/ebook/Studiu_siguranta_online_en.pdf

Исследование по безопасности детей онлайн в Молдове (перевод на английский язык)

http://www.siguronline.md/

Инициатива Siguronline представляет собой информационный онлайн-портал, запущенный неправительственной организацией. Он содержит информацию для детей и родителей и имеет специальную кнопку для сообщения о веб-сайтах, содержащих опасный контент или изображения жестокого обращения с детьми. Программное приложение для фильтрации доступно на веб-сайте для бесплатной загрузки.

Норвегия

www.ung.no

Этот общедоступный информационный канал для молодых людей в возрасте от 13 до 20 лет рассказывает о возможностях, которые предлагает Интернет. По сути, это универсальный магазин для молодежи. Он предоставляет качественную информацию, предназначенную для молодежи. Есть, например, служба вопросов и ответов, на которую оперативно реагируют соответствующие органы. Это интерактивная платформа, на которую сильно повлияли интересы молодежи, и ежемесячно ее посещают около 850 000 человек.

Совместные кампании: www.brukhue.com

Это совместный проект Управления СМИ Норвегии, Telenor, Barnevakten и Норвежского Красного Креста. Это крупнейшая национальная кампания против киберзапугивания, включающая веб-сайт с контентом для детей, молодежи и родителей. Индивидуальные запросы направляются на существующую горячую линию (www.korspahalsen.no).

Словения

http://safe.si/ ​​

Этот веб-сайт является национальным справочным центром по вопросам безопасного Интернета. В 2012 году была создана линия помощи для детей. Теперь дети могут позвонить по бесплатному номеру или отправить онлайн-форму, если они столкнутся с оскорбительным или незаконным контентом.

Швеция

http://www.barnombudsmannen.se/max18/

Цель этой страницы – сделать статистические данные о правах детей доступными, доступными и сопоставимыми. Возможность сравнивать статистические данные побуждает граждан и лиц, принимающих решения, сравнивать себя со своими соседями и лучше защищать права детей.

Швейцария

http://www.jeunesetmedias.ch/fr/programme-national.html

Веб-сайт является частью программы «Молодежь и СМИ». Цель состоит в том, чтобы родители, дети и другие люди реагировали на возможности и риски, представленные в средствах массовой информации. Сайт содержит советы о том, как родители, учителя и другие лица могут использовать средства массовой информации, чтобы помочь маленьким детям. Есть презентации и анимационные наборы для семей, а также листовки и советы. На сайте представлены 10 золотых правил безопасного использования онлайн-медиа.

Турция

http://www.guvenlinet.org/gb/

На веб-сайте доступны варианты программного обеспечения для фильтрации. Он бесплатный и содержит несколько вариантов фильтрации, например, дочернюю систему фильтрации или семейную систему фильтрации. Системы создаются комиссией, состоящей из психологов и других специалистов с соответствующим опытом.

Конвенция Совета Европы о киберпреступности (Будапештская конвенция) и Конвенция Совета Европы о защите детей от сексуальной эксплуатации и сексуального насилия (Лансаротская конвенция) предусматривают уголовную ответственность за все действия, связанные с материалами сексуального насилия над детьми.

Материалы о сексуальном насилии над детьми определяются в статье 9 Будапештской конвенции как «порнографические материалы, визуально изображающие несовершеннолетнего, совершающего откровенно сексуальные действия; лицо, выглядящее как несовершеннолетнее лицо, вовлеченное в откровенно сексуальные действия; и реалистичные изображения, изображающие несовершеннолетнего, вовлеченного в откровенно сексуальные действия». Ясно, что для того, чтобы материал считался детской порнографией в соответствии со статьей 9 Конвенции, настоящий ребенок не обязательно должен быть задействован, достаточно, чтобы материал представлял несовершеннолетнего. Смысл этого положения заключается в том, что даже в случае отсутствия реального вреда, причиненного ребенку в процессе производства материала, он может быть использован для поощрения или соблазнения детей к участию в таких действиях.

Определение детской порнографии в статье 20 Лансаротской конвенции основано на статье 9 Будапештской конвенции, но охватывает все формы материалов, а не только материалы, созданные с помощью компьютерных систем.

Любые действия, связанные с детской порнографией, такие как производство, предложение детской порнографии, распространение или передача, приобретение и хранение детской порнографии, являются уголовными преступлениями в Будапештской и Лансаротской конвенциях. Однако Лансаротская конвенция идет еще дальше и впервые криминализирует акт «преднамеренного получения доступа к детской порнографии». Это положение предназначено для поимки правонарушителей, которые посещают сайты с детской порнографией преднамеренно, но без загрузки изображений сексуального насилия над детьми.

Отдел защиты данных и киберпреступности Совета Европы в рамках Глобального проекта по киберпреступности осуществляет деятельность по оказанию помощи государствам-членам в реализации Будапештской конвенции путем поощрения обмена передовым опытом и оценки действующего законодательства о киберпреступности. Сравнительное исследование законодательства, проведенное Глобальным проектом по киберпреступности в 2012 году, показало, что всестороннее национальное законодательство, приведенное в соответствие с международными стандартами, такими как Будапештская конвенция и Лансаротская конвенция, является предпосылкой для эффективного сотрудничества правоохранительных органов для защиты детей от киберпреступности в форме сексуальной эксплуатации.

Стрижка в сексуальных целях — одна из многих опасностей, с которыми дети могут столкнуться в Интернете. Это может происходить в интернет-чатах, на сайтах социальных сетей или на игровых сайтах. Хотя акт ухода не является новой тактикой, тот факт, что теперь это можно сделать в Интернете, дает правонарушителям новые и опасные возможности приставать к детям более быстрым и более анонимным способом.

Во время общения в Интернете грумер, хотя и не присутствует физически, манипулирует ребенком и может заставить ребенка стать свидетелем, посмотреть или принять участие в производстве онлайн-материалов сексуального характера. Этот материал может быть просмотрен правонарушителем и использован в качестве материала для жестокого обращения с детьми. После распространения в Интернете их может быть чрезвычайно трудно удалить, и, таким образом, они создают длительные злоупотребления и причиняют вред ребенку. В некоторых случаях ухаживание может также привести к тому, что взрослый организует встречу с ребенком с целью совершения сексуальных преступлений против него или нее.

Конвенция о защите детей от сексуальной эксплуатации и сексуального насилия (Лансаротская конвенция) является первым международным документом, криминализирующим домогательство детей в сексуальных целях с помощью информационных и коммуникационных технологий. В частности, статья 23 Конвенции предусматривает уголовную ответственность за умышленное предложение взрослого, желающего познакомиться с ребенком, с целью участия в сексуальных действиях или производства материалов с жестоким обращением с детьми.

Комитет Сторон Конвенции о защите детей от сексуальной эксплуатации и сексуального насилия (Комитет Лансароте) принял Заключение по вопросу онлайн-груминга.

Сравнительное исследование законодательства, проведенное Глобальным проектом Совета Европы по киберпреступности в 2012 году, показало, что всеобъемлющее национальное законодательство, приведенное в соответствие с международными стандартами, такими как Конвенция Совета Европы о киберпреступности и Лансаротская конвенция, является предпосылкой для эффективного сотрудничества правоохранительных органов. -операция по защите детей от сексуальной эксплуатации в Интернете, такой как груминг.

Буллинг среди детей теперь имеет другую платформу проявления, Интернет. Киберзапугивание — это использование технологий для беспокойства, угроз или смущения другого ребенка. Исследование, проведенное EU Kids Online в 2010 году, показало, что каждый пятый ребенок подвергался киберзапугиванию. По словам детей, киберзапугивание является одним из самых вредных рисков, которые они связывают с Интернетом.

Хартия воспитания демократической гражданственности и образования в области прав человека требует «бороться со всеми формами дискриминации и насилия, особенно с запугиванием и притеснением».

Парламентская ассамблея в своей Резолюции 1893 (2011) о просвещении против насилия в школе приняла несколько руководящих принципов, которые она призывает парламенты государств-членов поддержать на национальном уровне в своих усилиях по борьбе с издевательствами. Эта резолюция также подразумевает обязательство обеспечить, чтобы работа по теме детей и насилия оставалась приоритетом для Совета Европы.

Усилия Совета Европы по борьбе с издевательствами осуществляются Директоратом демократической гражданственности и участия. Дирекция выпустила видеоролик Beat Bullying, чтобы показать пагубные последствия издевательств. Он демонстрирует, как программы образования в области прав человека и гражданственности могут вооружить детей необходимыми навыками, чтобы помочь остановить издевательства и киберзапугивание.

Молодежный сектор Совета Европы проводит кампанию по борьбе с ненавистническими высказываниями в Интернете. Он направлен на борьбу с расизмом и дискриминацией, выражающимися в Интернете как разжигание ненависти, путем мобилизации молодых людей и молодежных организаций для выявления таких нарушений и принятия мер против них.

Совет Европы стремится обеспечить право детей на неприкосновенность частной жизни в Интернете, продвигая методы, позволяющие удалять контент, созданный детьми. Существование долговременных или постоянно доступных записей контента, созданного детьми, может сделать их уязвимыми сейчас или на более позднем этапе их жизни.

Дети, как и взрослые, обладают правами на защиту данных в соответствии с Конвенцией Совета Европы о защите данных («Конвенция 108»). Конвенция имеет обязательную юридическую силу и устанавливает универсальные базовые принципы, применимые как к государственному, так и к частному секторам. Конвенция направлена ​​на гармонизацию национального законодательства для обеспечения соблюдения основных прав человека в отношении обработки персональных данных

Предложения по модернизации конвенции требуют, чтобы надзорные органы уделяли особое внимание правам детей на защиту данных. важную роль в расширении возможностей детей в осуществлении их прав в соответствии с Конвенцией 1089.0003

Новая декларация Комитета министров призывает государства-члены активизировать свои усилия по защите конфиденциальности детей в цифровой среде и продвигать, среди прочего, Руководящие принципы по защите данных детей в образовательных учреждениях , подготовленные Консультативный комитет Конвенции 108 для решения проблем, выявленных в таких условиях. В этих Руководящих принципах излагаются основные принципы прав детей в условиях образования, и они помогают законодателям и политикам, контролерам данных, а также отрасли защищать эти права.

Секретариат Конвенции о защите данных

Доклад Специального комитета по защите данных «Права детей на защиту данных»

Конвенция о правах ребенка (КПР)

Ратификация КПР

Конвенция ООН о правах ребенка является основным документом по правам человека в отношении детей. Его ратифицировали или присоединились к нему 196 государств (ноябрь 2019 г., все, кроме США).

 

Соответствующие статьи

Обязательство запрещать любые телесные наказания детей подпадает непосредственно под действие статей 19, 28(2) и 37 Конвенции.

Арт. 19: «(1) Государства-участники принимают все надлежащие законодательные, административные, социальные и образовательные меры для защиты ребенка от всех форм физического или психического насилия, травм или жестокого обращения, пренебрежения или небрежного обращения, жестокого обращения или эксплуатации, включая сексуальное насилие, находясь на попечении родителя(ей), законного(ых) опекуна(ов) или любого другого лица, на попечении которого находится ребенок…».

Арт. 28(2): «Государства-участники принимают все надлежащие меры для обеспечения того, чтобы школьная дисциплина поддерживалась таким образом, чтобы уважать человеческое достоинство ребенка и в соответствии с настоящей Конвенцией».

Арт. 37: «Государства-участники обеспечивают, чтобы: (a) ни один ребенок не подвергался пыткам или другому жестокому, бесчеловечному или унижающему достоинство обращению или наказанию. Ни смертная казнь, ни пожизненное заключение без возможности освобождения не могут быть назначены за преступления, совершенные лицами, не достигшими восемнадцатилетнего возраста…».

В статье 4 Конвенции подчеркивается, что ее осуществление требует как законодательных, так и незаконодательных мер.

Арт. 4: «Государства-участники принимают все надлежащие законодательные, административные и другие меры для осуществления прав, признаваемых в настоящей Конвенции…».

Статьи 2, 3, 6 и 12 считаются четырьмя общими принципами, лежащими в основе осуществления Конвенции, предусматривающими, соответственно, недискриминацию, наилучшие интересы ребенка, право ребенка на жизнь, выживание и развитие и уважение взглядов ребенка.

 

Замечания общего порядка, принятые Комитетом по правам ребенка

Основной ссылкой на толкование Комитетом Конвенции о правах ребенка в отношении телесных наказаний детей является его Замечание общего порядка № 8 (2006) о «Праве ребенка на защиту от телесных наказаний и других жестоких или унижающих достоинство видов наказания (статьи 19, 28, пункт 2 и 37, в частности)». Этот текст объединяет позицию Комитета в отношении телесных наказаний детей в контексте его работы над этим вопросом и других международных и региональных стандартов в области прав человека, подтверждает обязательство государств-участников Конвенции реформировать свои законы, чтобы запретить их, и обеспечивает ориентир с помощью которого можно оценить, был ли достигнут запрет. Например:

  • Определение телесных наказаний (пункт 11).  Это определение устанавливает, что обязательство запрещать телесные наказания распространяется на все формы таких наказаний, «какими бы легкими они ни были». Государствам не обязательно включать это определение в свое законодательство, но их законы должны быть достаточно четкими, чтобы запрет применялся ко всем телесным наказаниям во всех обстоятельствах без исключения.
  • Важность отмены средств правовой защиты (пункты 31 и 39).  Положения о «разумном наказании», «праве на исправление» и т. д. в отношении детей представляют собой средства правовой защиты от карательного нападения на детей, которые не применяются к взрослым. Равная защита детей требует отмены такой защиты.
  • Основанное на вере оправдание телесных наказаний (пункт 29).  Право на свободу религиозных убеждений является основополагающим, но исповедование религии или убеждений должно соответствовать праву всех людей на уважение человеческого достоинства и физической неприкосновенности.
  • Обязанности и права родителей и защита семейной жизни (пункты 27 и 28).  Государства должны уважать и поддерживать семьи, но они также должны обеспечивать уважение человеческого достоинства и физической неприкосновенности детей наряду с другими членами семьи. Ответственность/право/обязанность родителей направлять и направлять детей должны соответствовать правам детей в соответствии с Конвенцией – для физического наказания нет оправдания.

Можно также сослаться на другие общие комментарии Комитета, в том числе № 1 «Цели образования» (2001 г.), № 10 «Права детей в системе отправления правосудия в отношении несовершеннолетних» (2007 г.), № 13 « Право ребенка на свободу от всех форм насилия» (2011 г.), № 20 «Реализация прав ребенка в подростковом возрасте» (2016 г.), № 21 «Дети в уличных ситуациях» (2017 г.) и № 24 «Права детей в системе правосудия в отношении несовершеннолетних» (2019 г.).

 

Заявления Комитета по правам ребенка

В марте 2022 года Комитет по правам ребенка и Комитет по правам инвалидов опубликовали совместное заявление «Права детей с ограниченными возможностями».

В своем заявлении комитеты напоминают об общем обязательстве государств-участников КПР и/или КПИ принимать меры по ликвидации всех форм дискриминации, включая множественную и перекрестную дискриминацию. Эти меры могут быть законодательными, образовательными, административными, культурными, политическими и т. д. в таких областях, как здравоохранение, социальные услуги, образование и правосудие.

Комитеты выразили обеспокоенность тем, что дискриминация в отношении детей с ограниченными возможностями делает их несоразмерно уязвимыми для насилия, включая телесные наказания, безнадзорность и жестокое обращение, во всех условиях, таких как семейный дом, психиатрические учреждения, образовательные учреждения или учреждения по уходу за детьми. Поэтому комитеты призвали государства-участники безотлагательно принять комплексные стратегии по искоренению насилия в отношении детей-инвалидов. Эти стратегии должны включать превентивные меры, в том числе путем повышения осведомленности общества, просвещения родителей, подготовки специалистов, просвещения детей с ограниченными возможностями об их правах и способах их реализации.

 

Рекомендации Комитета государствам-участникам

С самого начала своей работы по рассмотрению отчетов государств-участников о выполнении ими Конвенции Комитет по правам ребенка поднимал вопрос о телесных наказаниях детей с правительствами и рекомендовал запретить это, в том числе в семье. К марту 2020 года Комитет вынес 486 замечаний/рекомендаций по этому вопросу 194 государствам (с момента обретения независимости рекомендаций Сомали и Южному Судану пока не поступало). Рекомендации заключаются в том, чтобы последовательно запрещать телесные наказания во всех условиях, в том числе дома, и поддерживать это соответствующими мерами реализации. После того, как штаты добились запрета, Комитет продолжает следить за его выполнением и обеспечением соблюдения.

Выдержки из рекомендаций Комитета штатам о телесных наказаниях детей доступны здесь по сессиям. Рекомендации также включены в отчеты по отдельным странам.

Выберите сеансСеанс 084 (2020)Сеанс 083 (2020)Сеанс 082 (2019)Сеанс 081 (2019)Сеанс 080 (2019)Сеанс 079 (2018)Сеанс 078 (2018)Сеанс 077 (2018)Сеанс 076 (2017)Сеанс (2017)Сессия 074 (2017)Сессия 073 (2016)Сессия 072 (2016)Сессия 071 (2016)Сессия 070 (2015)Сессия 069(2015)Сессия 068 (2015)Сессия 067 (2014)Сессия 066 (2014)Сессия 065 (2014)Сессия 064 (2013)Сессия 063 (2013)Сессия 062 (2013)Сессия 061 (2012)Сессия 060 (2012)Сессия 060 (2012)Сессия (2012)Сессия 058 (2011)Сессия 057 (2011)Сессия 056 (2011)Сессия 055 (2010)Сессия 054 (2010)Сессия 053 (2010)Сессия 052 (2009)Сессия 051 (2009)Сессия 050 (20049)Сессия 050 (2008)Сессия 048 (2008)Сессия 047 (2008)Сессия 046 (2007)Сессия 045 (2007)Сессия 044 (2007)Сессия 043 (2006)Сессия 042 (2006)Сессия 041 (2006)Сессия 040 (20039)Сессия 040(2005)Сессия 038 (2005)Сессия 037 (2004)Сессия 036 (2004)Сессия 035 (2004)Сессия 034 (2003)Сессия 033 (2003)Сессия 032 (2003)Сессия 031 (2002)Сессия 030 (20029)Сессия 030 (2002)Сессия 028 (2001)Сессия 027 (2001)Сессия 026 (2001)Сессия 025 (2000)Сессия 024 (2000)Сессия 023 (2000)Сессия 022 (1999)Сессия 021 (1999)Сессия 020 (19019)Сессия 020 (1998)Сессия 018 (1998)Сессия 017 (1998)Сессия 016 (1997)Сессия 015 (1997)Сессия 014 (1997)Сессия 013 (1996)Сессия 012 (1996)Сессия 011 (19)96)Сессия 010 (1995)Сессия 009 (1995)Сессия 008 (1995)Сессия 007 (1994)Сессия 006 (1994)Сессия 004 (1993)Сессия 003 (1993)

 

 

Сообщения/запросы в соответствии с Конвенцией о правах ребенка

В соответствии с Факультативным протоколом к ​​Конвенции о правах ребенка о порядке сообщений в Комитет могут направляться сообщения о том, что права ребенка или группы детей были нарушены государство. В Комитет также может быть представлена ​​информация, указывающая на серьезные или систематические нарушения Конвенции государством, в отношении которых Комитет может проводить расследования. Факультативный протокол, вступивший в силу в апреле 2014 г., был ратифицирован 48 государствами (июль 2022 г.).

 

21 июня 2022 г., CRC/C/90/D/84/2019, Соображения, принятые Комитетом в соответствии с Факультативным протоколом к ​​Конвенции о правах ребенка, о процедуре подачи сообщений в отношении сообщения № 84/ 2019.

В 2018 году было подано сообщение против Грузии Н.Б., гражданином Грузии, представленным Партнерством за права человека, который утверждал, что государство-участник нарушило его права, предусмотренные статьями 2, 12 и 19 Конвенции ООН о права ребенка. Автор сообщения, которому тогда было 4 года, утверждал, что в январе 2017 года воспитательница подвергла его телесным наказаниям в государственном детском саду. Сообщается, что пострадавший получил травмы лица и ушей. Он утверждал, что система правосудия не смогла продолжить расследование его дела и передать его в суд.

В своих Соображениях, опубликованных 21 июня 2022 года, Комитет отметил, что спустя более пяти лет после инцидента расследование все еще продолжается без каких-либо существенных изменений. Поэтому он пришел к выводу, что национальные власти «не проявили должной осмотрительности» и «не смогли оперативно и эффективно расследовать предполагаемое применение телесных наказаний» в нарушение обязательств государства-участника по статье 19 Конвенции.

Комитет также пришел к выводу, что:

«Государство-участник обязано предоставить автору эффективное возмещение. Государство-участник также обязано принять все необходимые меры для предотвращения подобных нарушений в будущем, в частности, путем обеспечения оперативного и эффективного расследования случаев применения телесных наказаний».

Грузия потребовала предоставить информацию о мерах, которые она предпримет для реализации Соображений Комитета в течение 180 дней.

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *