Содержание
Тема 2. Ребенок как объект и субъект педагогического процесса. Развитие личности и воспитание.
2
Раздел
«Общая
педагогика»
Тула – 2011
1.
Учебная программа по разделу «Общая
педагогика»
Часть I
Общие основы
педагогики
Тема
1. Педагогика как
наука. Ее объект и категориальный аппарат
Педагогика
как область гуманитарного, антропологического
знания. Место педагогики в системе наук
о человеке, ее связь с философией,
социологией, медициной, кибернетикой,
информатикой.
Предмет
педагогики. Основные ее категории:
образование, воспитание, обучение,
самовоспитание, социализация,
педагогическая деятельность, педагогическое
взаимодействие, педагогическая система,
образовательный процесс. Система
педагогических наук. Социальная
педагогика. Коррекционная педагогика.
Отрасли педагогики. Функции педагогической
науки: теоретическая, практическая и
прогностическая.
Соотношение
педагогической науки и педагогической
практики. Инновационные процессы в
педагогике. Методология педагогики.
Методологическая культура педагога.
Источники педагогического знания.
Методы и логика научно-педагогических
исследований.
Многообразие
научно-педагогических школ. Традиции
и преемственность в развитии идей
гуманной педагогики.
Проблемы интеграции
отечественной педагогики в мировой
педагогический процесс.
Основные понятия:
педагогика, воспитание, образование,
обучение; структура педагогики, ее
функции; межпредметные связи педагогики;
инновации в педагогике; методология
педагогики, методологическая культура
педагога; методы и логика педагогического
исследования.
Общее понятие о
педагогической антропологии и ее роли
в повышении эффективности педагогического
процесса. Особенности процесса
формирования человеческой личности.
Периодизация
возрастного развития ребенка, особенности
развития детей разных возрастных групп:
здоровье, интеллект, мораль.
Формирование
личности школьников разных возрастов:
отношение к школе и учению; отношение
к будущему; особенности самопознания;
общение со взрослыми и сверстниками;
психология половых различий; социальное
познание; профессиональные намерения;
ценностные ориентации.
Человек, личность,
индивид.
Понятие об
индивидуальном развитии личности и его
движущих силах.
Внутренние и
внешние факторы развития ребенка:
наследственность, среда и воспитание
как целенаправленное обучение и
воспитание ребенка. Целостность личности,
ее активность.
Взаимодействие
биологических и социальных факторов в
индивидуальном развитии детей.
Педагогическая коррекция. Трудные дети.
Одаренные дети.
Основные понятия:
антропология, человек, индивид,
личность, индивидуальное развитие
личности, формирование личности,
возрастные особенности развития,
периодизация возрастного развития;
объект и субъект воспитания, педагогическая
коррекция; самовоспитание, деятельность,
общение, активность личности;
наследственность, среда, воспитание.
Часть II Теория обучения.
Тема 3. Процесс обучения, его сущность, функции, виды.
Развитие представлений
о дидактике как науке. Основные
характеристики процесса обучения и его
целей. Функции, движущие силы, противоречия
и логика образовательного процесса.
Анализ современных дидактических
концепций.
Единство
образовательной, воспитательной и
развивающей функций обучения. Проблемы
целостности учебно-воспитательного
процесса. Закономерности и принципы
обучения. Процесс обучения как единство
преподавания и учения. Обучение как
сотворчество учителя и ученика.
Личность
школьника и учение. Мотивы учения.
Общение в процессе обучения. Процесс
обучения и самообразование.
Виды
обучения: репродуктивное,
объяснительно-иллюстративное, проблемное,
развивающее. Компьютеризация обучения.
Основные понятия:
дидактика, процесс обучения, движущие
силы процесса обучения, функции обучения,
закономерности обучения, принципы
обучения, основные компоненты процесса
обучения, процесс усвоения, виды обучения,
компьютеризация обучения.
Тема 4. Содержание образования
Культура и
образование. Общее понятие о содержании
образования как фундаменте базовой
культуры личности. Системный подход к
отбору содержанию образования. Современные
концепции содержания образования в
отечественной и мировой педагогике.
Гуманизация и гуманитаризация содержания
образования в современной школе.
Государственный образовательный
стандарт.
Базисный
учебный план. Структура учебного плана
школы. Линейно-циклическая структура
учебных курсов.
Учебные программы.
Учебники, их вариативность. Творческий
подход учителя к их использованию в
образовательном процессе.
Основные понятия:
образование, содержание образования,
базовая культура личности; знания,
умения, навыки; общее образование,
профессиональное образование,
государственный образовательный
стандарт, базисный учебный план;
федеральный, региональный компоненты
содержания образования; учебная
программа, учебник; дополнительное
образование.
ПРОТИВОРЕЧИЯ КАК ИСТОЧНИК И ДВИЖУЩАЯ СИЛА ВОСПИТАНИЯ
Воспитание как общественное явление представляет собой органическую часть всей общественной жизни. Поэтому его противоречия являются отражением более общих противоречий общественной жизни. Вместе с тем воспитание обладает собственными, специфическими, присущими только ему противоречиями. К числу таких противоречий, отражаемых воспитанием, относится основное общественное противоречие, возникающее в результате сдерживания развития производительных сил закосневшими и устаревшими производственными отношениями. Это противоречие проявляется в общественном воспитании в виде упрочения консервативных подходов к подготовке подрастающего поколения. Организация общественной жизни и подготовки производительных сил в нашем обществе на основе исключительно государственной собственности привела к сдерживанию роста производства. Абсолютизация государственной собственности и плановости часто сковывала активность и инициативу творческой личности. В системе народного образования это выразилось в ее некоторой формализации и единообразии содержания, форм и методов.
Другое противоречие воспитания возникает на стыке требований жизни и уровня готовности детей к участию в общественной жизни и производстве. Ос-мысление требований жизни, приведение содержания и организации воспитания в соответствие с этими требованиями запаздывает, задерживается, отстает от бурного развития научно-технического прогресса. По мере углубления этого противоречия необходимо своевременно подмечать и устранять возникающие «застойные» и консервативные явления, мешающие прогрессивной подготовке подрастающих поколений. Его разрешение требует ритмичного и систематического обновления содержания воспитания и обучения, приведения в соответствие с требованиями жизни организации и методов воспитания и обучения. Это есть противоречие между новыми условиями общественной жизни и устаревающими способами подготовки к ней.
Третье противоречие воспитания образуется между огромными, неограниченными возможностями развития человеческой природы, заложенными в ней потенциальными природными силами и ограничивающими, обусловливающими, программирующими это развитие условиями социальной жизни общества. Авторитарные общества, сковывающие свободу, губят таланты, уродуют людей, превращая их в услужливых чиновников и нерасторопных бюрократов, в придаток к машине, в звено производственного процесса, в винтик общественной жизни. Демократическое общество по мере развития материально-технической базы, совершенствования всего многообразия общественных отношений создает реальные условия одновременного развития каждой человеческой личности в соответствии с требованиями общественной жизни и относительно заложенных в ней природ-ных сил, дарований, задатков.
Четвертое противоречие воспитания обнаруживается между активно-деятельно стной природой ребенка, его стремлением к участию в общественной жизни, деятельности, многообразных отношениях, общении и недостатком опыта, знаний, умений и навыков для реального, действенного участия в жизненном процессе, его природной и социальной незрелостью. Это противоречие является реальной движущей силой, стимулом для детей к познанию, к активному участию в воспитательном процессе. Оно обусловливает положение ребенка в образовательно-воспитательной подготовке к участию в жизни общества не только как объекта, но и как субъекта воспитательного взаимодействия.
Воспитательный процесс
Объективный воспитательный процесс практически реализует такое обще-ственное явление, как воспитание, в его движении и развитии. В нем выявляются его структурные составляющие и та основная «клетка», в которой или благодаря которой осуществляются воспитательные изменения в человеке, происходит формирование его личности. А.С. Макаренко дал следующее определение объективного воспитательного процесса: «Воспитание есть процесс социальный в самом широком смысле. Воспитывает все: люди, вещи, явления, но прежде всего и больше всего — люди. Из них на первом месте — родители и педагоги. Со всем сложнейшим миром окружающей деятельности ребенок входит в бесконечное число отношений, каждое из которых неизменно развивается, переплетается с другими отношениями, усложняется физическим и нравственным ростом самого ребенка. Весь этот «хаос» не поддается как будто никакому учету, тем не менее он создает в каждый данный момент определенные изменения в личности ребенка. Направить это развитие и руководить им — задача воспитателя» .
Объективный воспитательный процесс представляет собой широкое, многостороннее взаимодействие детей как активных субъектов деятельности с окружающей природно-социальной средой, прежде всего со взрослыми людьми. В этом взаимодействии дети являются одновременно субъектом самоизменения и объектом воздействия, благодаря чему они созревают как члены общества, человеческие личности, индивидуальности и приспосабливаются к условиям социальной жизни и производства.
Этот процесс в широком смысле является процессом социализации человека. Главными, основными его участниками являются дети, взрослые люди и воспитательный коллектив, обеспечивающие формирование личности и подготовку детей к жизни. Ребенок, взрослый человек, коллектив представляют собой в воспитательном процессе как его субъект, так и объект воздействия и взаимодействия.
Ребенок как объект процесса воспитания подвергается воздействию со сто-роны взрослых, общественных отношений и форм сознания, явлений окружающей социальной и природной среды, усваивает необходимый ему социальный опыт и информацию, обеспечивающие процесс жизни и подготовку к ней. Как участник объективного воспитательного процесса ребенок входит, «вводится» в реально существующую систему социальных зависимостей.
В процессе жизненного взаимодействия, под влиянием социальных зависимостей, различных воздействий у детей складывается представление о мире, формируются навыки, привычки деятельности и поведения, системы привычного сознания, происходит развитие всех психических свойств их личности и мышления. В результате ребенок становится подготовленным участником общественной жизни и производства.
Бесконечное множество отношений и взаимодействий, в которые вступает ребенок, не усваивается им пассивно и механически. Одни из них оказывают на него огромное влияние, формируют мотивы поведения, стимулируют, деятель-ность; другие — оказываются нейтральными; третьи — встречаются настороженно, враждебно, вызывают сопротивление, стремление к их преодолению. Огромное значение для становления личности имеет и спонтанное проявление природных сущностных сил. Все это делает ребенка не только объектом, но и субъектом воспитательного процесса.
Ребенок как субъект воспитательного процесса есть развивающаяся индивидуальность на основе природных сил и задатков, обладающая исходными потребностями, возникающими мотивами и интересами. Возможности формирования и развития задатков, способностей и потребностей каждого ребенка практически не ограничены, но, обусловлены возможностями социальной среды и воспитания. Становление ребенка как индивидуальности осуществляется не только автономно, по внутренним спонтанным законам. Оно неразрывно связано с социальными условиями, от которых зависит возможность развития или неразвития тех или иных сторон личности, дарований, потребностей, интересов. Воспитание как общественное явление, социальная среда играют ведущую роль по отношению к развивающейся индивидуальности.
Ребенок как субъект воспитания представляет собой постепенно форми-рующуюся гражданскую личность, аккумулирующую общественное сознание, осмысливающую идеи, формирующую собственные мотивы и стимулы поведения, совершающую все более осознанный и сознательный выбор поступков. Постепенно формируются личностные качества, потребности, интересы, активная жизненная позиция, помогающие осуществлять собственный критический анализ влияний, отношений, взаимодействий. Появляется возможность ставить перед собой цели для сознательного самосовершенствования, осуществлять самовоспитание, самосодействовать становлению собственной личности.
Для ребенка как субъекта воспитательного процесса характерны некоторые особенности возрастного личностного проявления. Ребенок младшего возраста осваивает мир на иредметно-деятельностной и эмоционально-чувственной основе. Подросток стремится к актив-нодеятельностному самопроявлению в общественном взаимодействии. Старший подросток и юноша стремится к самосознанию, самопознанию и самоутвержде-нию на основе активного проявления естественных сил и социальных потребностей. Самоутверждение ребенка происходит постепенно, путем все более основательного вхождения в общественные отношения, проявления творческой, социальной, интеллектуальной и эмоциональной активности.
Созревание физических и духовных сил ребенка осуществляется на разных этапах становления личности неравномерно. И вместе с тем лишь своевременное и гармоничное развитие сущностных сил: интеллектуальных, эмоциональных, физических, волевых — создает реальную основу для всестороннего развития. Ребенок как субъект воспитательного процесса представляет собой активную, саморазвивающуюся индивидуальность и личность, стремящуюся к удовлетворению своих потребностей в деятельности и общении, усваивающую, аккумулирующую, перерабатывающую в определенных условиях воспитательные воздействия, принимающую их или сопротивляющуюся им.
Другим полноправным и ведущим участником воспитательного процесса являются взрослые люди. Любой взрослый человек, объективно изменяющийся в результате собственной жизнедеятельности и обстоятельств, оказывающий своей деятельностью, личностью, отношениями постоянное воспитательное воздействие на детей, является и сам объектом воспитания. Воспитание взрослого человека, формирование его личности осуществляется не только под воздействием форм общественного сознания. Оно происходит и в результате определенных жизненных условий, когда человек вынужден сделать тот или иной нравственный выбор поступка, направления своего поведения.
Будучи объектом воспитания, каждый взрослый человек несет в себе потенциальную возможность стать активным участником воспитательного процесса, субъектом воспитания детей. Он является субъектом уже потому, что живет, действует, делает выбор нравственного поведения в целях удовлетворения своих потребностей и интересов в присутствии детей. Тем более взрослые люди становятся субъектом воспитательного процесса, когда осознают смысл и цель своей жизни, долг, ответственность за свое влияние на подрастающее поколение, осуществляют более или менее целенаправленно Свое физическое и духовно-нравственное совершенствование. Взрослые люди (родители, общественность, производственные мастера и т. п.) став субъектом воспитательного процесса, реализуют свою потенци-: альную возможность быть активными воспитателями.
Третьим участником объективного воспитательного процесса является коллектив. Коллективы представляют собой основной способ, содержание и форму осуществления жизнедеятельности людей. В обществе активно функционируют трудовые коллективы, такие объединения коллективного типа, как разнообразные общества, спортивные, игровые, кооперативные, бытовые группы. Дети не только постоянно соприкасаются с коллективами взрослых, но и сами, по собственной инициативе и по инициативе взрослых объединяются в коллективы, оказывающие на них огромное воспитательное влияние. Это школьные коллективы, трудовые и самодеятельные объединения, общественные организации, игровые группы, спортивные команды. Вступая в коллективные связи, зависимости, взаимодействия, дети приобретают благоприятные условия для своего социального развития, удовлетворения потребностей и интересов, применения способностей и дарований, для самопроявления, самоутверждения и самосовершенствования. Поэтому детский воспитательный коллектив всегда субъект жизнедеятельности и воспитания своих членов. Вместе с тем взрослые стремятся оказать помощь детям в их коллективной -самоорганизации. воспитательные отношения, взаимодействия, деятельность и общение детей и взрослых людей.
Воспитательный процесс включает в себя всех участников как механиче-скую сумму, а в жизненной динамике — как диалектически взаимодействующих субъектов. Основной, неделимой клеткой такого взаимодействия в воспитатель-ном процессе, его главным звеном, благодаря которому осуществляется воспитание, является жизненная отношенческая воспитательная ситуация. Она характеризуется следующими основными чертами:
а) направленностью на удовлетворение жизненных потребностей и интересов людей и естественным стимулированием их к взаимодействию;
б) сосредоточенностью и проявлением в ней реально суиествую-щих в об-ществе социальных зависимостей;
в) проявлением в ней общественных противоречий, поиском и обнаружением путей их устранения;
г) необходимостью нравственного выбора поступка, направленности поведения в целом всеми участниками взаимодействия;
д) вовлечением в разнообразные взаимоотношения участников воспитательного процесса, побуждением, стимулированием их к активному проявлению нравственно-эстетических позиций, внутренних сил в деятельности и общении, выработкой активной жизненной позиции;
е) осуществлением в результате активных взаимоотношений воспитатель-ных взаимовлияний и взаимодействий, формированием системы привычного нравственного сознания и мышления, привычных форм поведения, личностно-психического развития.
Жизненные воспитательные отношенческие ситуации возникают на трех основных уровнях. Bo-Первых, на уровне необходимого, должного, обязательного. Жизнь в обществе обязывает ребенка, как и взрослых, принимать участие в жизнеобеспечении, в подготовке к жизни в обществе, к отношениям с самыми различными людьми, явлениями природы и общества. Во-вторых, для ребенка в воспитательном процессе возникают ситуации на уровне свободного выбора видов деятельности и общения, а также избирательных отношений. Ребенок сам выбирает себе товарища, друга, компанию. Он увлекается то одним, то другим видом деятельности. Но это не значит, что избирательные отношения вовсе свободны от должного. После того как выбор сделан, в рамках этого выбора для ребенка начинают действовать свои правила необходимого: законы дружбы, верность слову, чистота чувства и др. В-третьих, воспитательные отношенческие ситуации возникают на уровне случайного общения, взаимоотношения и взаимодействия. К такого рода ситуациям относятся отношения во временной группе, общение с людьми на основе временных интересов или обязанностей.
Сила воспитательного воздействия ситуации того или иного уровня возрастает по мере перехода от ситуации случайного общения к ситуациям избирательного и необходимого общения, отношения. Воспитывающая сила воспитательного процесса зависит от степени орга-. низованности самой жизни детей, целенаправленности и последовательности развития всего многообразия жизненных отношенческих ситуаций. Динамика воспитательного процесса как раз и состоит в системе и динамике протекания отношенческих ситуаций. Диалектика их развития заключается во взаимодействии ситуаций различного уровня, в преобладании в жизни ребенка ситуаций того или иного уровня, в определенной движущейся и развивающейся системе этих ситуаций, в их взаимопереходах друг в друга, в их взаимообогащении, а подчас и взаимоисключении, в их способности пробуждения личностной активности детей и взрослых.
Тот факт, что воспитательная отношенческая ситуация является основной и неделимой клеткой воспитательного процесса, а воспитательный процесс состоит из движущейся системы отношенческих ситуаций, убедительно свидетельствует, что индивидуальность и личность ребенка в любой ситуации любого уровня воспитывается не по частям, а целостно. Участвуя, например, в ситуации трудового взаимодействия, ребенок включает в нее не только свои физические силы, но и интеллектуальные, эстетические, нравственные. Он участвует и изменяется под влиянием ситуации целостно, как индивидуальность и личность. Вот почему и сам процесс в сущности своей един и целостен. Объективно представляя собой систему разнообразных ситуаций, он не расчленяется на отдельные виды воспитания. Каждый вид деятельности и общения в большей или меньшей степени, хотя и в неравной степени интенсивности, включая все силы ребенка во взаимодействии, формирует целостную личность.
ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ:
1. Дайте определение воспитания как общественного явления и перечис-• лите характе-ризующие его черты.
2. В каких взаимоотношениях и взаимозависимостях находится воспитание с другими общественными явлениями: экономическим базисом, производительными силами, языком, формами общественного сознания?
3. Как отражаются общесоциальные противоречия в воспитании на подготовке к жизни детей? Назовите основные противоречия воспитания как общественного явления.
4. Что такое воспитательный процесс и каковы его основные компоненты? Охарактери-зуйте детей, взрослых, коллектив, социальную и природную . среду как субъектов воспитания, а также жизненную ситуацию как основную «клетку» воспитательного процесса.
ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ:
1. Гессен С.И. Основы педагогики. Введение в прикладную философию. М.,1995.
2. Гинецинский В.И. Основы теоретической педагогики. СПб., 1992.
3.Дюркгейм Э. Социология образования, М., 1996.
4. Щедровицкий Г.П. и др. Педагогика и логика. М., 1993.
ЛЕКЦИЯ 3. ОБУЧЕНИЕ КАК
ОБЩЕСТВЕННОЕ ЯВЛЕНИЕ
Лихачев Б.Т.Педагогика: Курс лекций / Учеб. пособие для студентов педагог, учеб.заведений и слушателей ИПК и ФПК. — 4-е изд., перераб. и доп. — М.:Юрайт-М,2001.—607с.
Главная страница =>Книги по педагогике=>оглавление
Начало работы с первичными источниками | Учителя | Программы
Что такое первоисточники?
Первоисточниками являются исходные материалы истории — подлинные документы и предметы, созданные в изучаемое время. Они отличаются от вторичных источников, рассказов, которые пересказывают, анализируют или интерпретируют события, обычно на расстоянии во времени или месте.
Зачем учить с первоисточниками?
Близкий контакт молодых людей с этими уникальными, часто очень личными документами и предметами может дать им представление о том, каково было жить в давно прошедшую эпоху. Помощь учащимся в анализе первоисточников также может вызвать любопытство и улучшить навыки критического мышления и анализа.
Первоисточники знакомят учащихся с различными точками зрения на важные вопросы прошлого и настоящего. При анализе первоисточников учащиеся переходят от конкретных наблюдений и фактов к вопросам и выводам о материалах. Взаимодействие с первоисточниками побуждает учащихся задавать вопросы, оценивать информацию, делать выводы и разрабатывать аргументированные объяснения и интерпретации событий и проблем.
Прежде чем вы начнете
Успешное взаимодействие учащихся с первоисточниками требует тщательного выбора первоисточников и планирования урока.
- Выберите один или несколько основных источников, которые поддерживают цели обучения и доступны для учащихся. Учитывайте потребности и интересы ваших учащихся, а также любые организационные факторы, связанные с использованием предмета, такие как удобочитаемость или статус авторского права. Наборы первоисточников Библиотеки Конгресса для преподавателей — хорошее место для начала.
- Подумайте, смогут ли учащиеся определить точку зрения, поместить элементы в исторический контекст и сравнить эти элементы с другими первичными и вторичными источниками.
- Спланируйте обучение, включая виды деятельности, требуемое время и то, будут ли учащиеся работать индивидуально, в небольших группах или всем классом. Используйте Инструмент анализа первоисточников из Библиотеки Конгресса и выберите наводящие вопросы из руководства для учителя, чтобы помочь учащимся в анализе первоисточников.
Привлекайте учащихся с помощью первоисточников
Первоисточники помогают учащимся лично относиться к событиям прошлого и способствуют более глубокому пониманию истории как серии человеческих событий. Поскольку первоисточники представляют собой неполные фрагменты истории, каждый из них представляет собой загадку, которую учащиеся могут исследовать глубже, только находя новые доказательства.
Попросите учащихся понаблюдать за каждым первоисточником.
- Куда в первую очередь падает ваш взгляд?
- Что вы видите такого, чего не ожидали?
- Какие сильные слова и идеи выражены?
Предложите учащимся подумать о своей реакции на источник.
- Какие чувства и мысли вызывает у вас первоисточник?
- Какие вопросы это поднимает?
Продвигайте студенческий запрос
Изучение первоисточников побуждает учащихся бороться с противоречиями и сравнивать несколько источников, представляющих разные точки зрения, сталкиваясь со сложностью прошлого.
Предложите учащимся размышлять о каждом источнике, его создателе и
контекст.
- Что происходило в этот период времени?
- С какой целью создатель создал этот первоисточник?
- Что делает создатель, чтобы донести свою точку зрения?
- Какова была аудитория этого первоисточника?
- Какие предубеждения или стереотипы вы видите?
Спросите, согласуется ли этот источник с другими первоисточниками или с тем, что
студенты уже знают.
Оцените, как учащиеся применяют навыки критического мышления и анализа к первоисточникам.
Первоисточники часто неполны и имеют мало контекста. Студенты должны использовать предыдущие знания и работать с несколькими ресурсами, чтобы найти закономерности и построить знания.
Вопросы о предвзятости создателя, цели и точке зрения могут поставить под сомнение предположения учащихся.
- Попросите учащихся проверить свои предположения о прошлом.
- Попросите учащихся найти другие первичные или вторичные источники, которые предлагают
поддержку или противоречие. - Запросить причины и конкретные доказательства в поддержку их выводов.
- Помогите учащимся определить вопросы для дальнейшего изучения и разработать стратегии ответов на них.
Предложите учащимся возможность продемонстрировать свои знания, написав эссе, выступив с речью по вопросу из первоисточников или создав музейную экспозицию на историческую тему. Дополнительные идеи для последующих занятий см. в общих руководствах для учителей или руководствах для конкретных форматов.
Блог: Teaching with the Library of Congress
Официальный блог учебных ресурсов Библиотеки Конгресса
Внешний
@TeachingLC, учетная запись библиотеки для преподавателей
Связанные ресурсы
Библиотека Америки
Хроники Америки: исторические американские газеты
Ежедневные тайны: забавные научные факты
Ресурсы для семейного взаимодействия
Бесплатное использование и повторное использование наборов
Библиотека Конгресса: Вступай!
Руководства по исследованиям
Сегодня в истории
Виртуальные студенческие мастерские
Теории и принципы обучения взрослых
Перейти к содержимомуПерейти к живому чату
Требования к кандидатам
- Требования к поступающим в Педагогический колледж
- Требования к поступающим в бизнес-колледж
- Требования к поступающим в ИТ-колледж
- Требования к поступающим в Колледж медицинских профессий
Стоимость обучения и сборы
- Стоимость обучения — Колледж бизнеса
- Стоимость обучения — Педагогический колледж
- Стоимость обучения — ИТ-колледж
- Стоимость обучения — Колледж медицинских профессий
Финансовая помощь
- Подача заявки на финансовую помощь
- Государственные гранты
- Информационное руководство для потребителей
- Ваши финансовые обязательства
- Инициатива ответственного заимствования
- Фонд помощи высшему образованию
Стипендии
Корпоративное возмещение
Результаты выпускников
- Наши студенты и выпускники
- Услуги для выпускников
- Вдохновляющие истории студенческого успеха
- Прибыль на инвестиции
- Разнообразие
Обучение в ВГУ
- Аккредитация
- Как вы будете учиться
- Отзывы студентов
- Партнерские организации
- Оплата за школу
- Наш факультет
Военные и ветераны
- Стоимость обучения и финансирование
- Варианты неполного рабочего дня
- Виртуальный ресурсный центр ветеранов
Результаты образования
- Жонглирование жизнью и школой
- Получение повышения или продвижения по службе
- Начало новой карьеры
- Следующий шаг в образовании
- Руководство по карьере
Блог
Онлайн-степени
Прием
Обучение и финансовая помощь
- Стоимость обучения и сборы
- Стоимость обучения — Колледж бизнеса
- Стоимость обучения — Педагогический колледж
- Стоимость обучения — ИТ-колледж
- Стоимость обучения — Колледж медицинских профессий
- Финансовая помощь
- Подача заявки на финансовую помощь
- Государственные гранты
- Информационное руководство для потребителей
- Ваши финансовые обязательства
- Инициатива ответственного заимствования
- Фонд помощи высшему образованию
- Стипендии
- Корпоративное возмещение
Успех студента
- Результаты выпускников
- Наши студенты и выпускники
- Услуги для выпускников
- Вдохновляющие истории студенческого успеха
- Прибыль на инвестиции
- Разнообразие
- Обучение в ВГУ
- Аккредитация
- Как вы будете учиться
- Отзывы студентов
- Партнерские организации
- Оплата за школу
- Наш факультет
- Военные и ветераны
- Стоимость обучения и финансирование
- Варианты неполного рабочего дня
- Виртуальный ресурсный центр ветеранов
- Результаты образования
- Жонглирование жизнью и школой
- Получение повышения или продвижения по службе
- Начало новой карьеры
- Следующий шаг в образовании
- Руководство по карьере
- Блог
О ВГУ
7 апреля 2020 г.
Что приходит вам на ум, когда вы думаете о слове «образование»? Вероятно, дети в классе, старшеклассники, проходящие мимо своих шкафчиков, или учитель, читающий книги маленьким детям. Когда вы думаете о школах и обучении, легко упустить из виду образование для взрослых. Но образование взрослых происходит каждый день, и есть много важных причин, по которым взрослые могут заниматься образованием. Взрослые учащиеся обычно классифицируются как учащиеся старшего возраста, которые не поступают в высшие учебные заведения в том же году, когда они заканчивают среднюю школу. Обучение взрослых очень распространено в Соединенных Штатах, и этих студентов иногда можно назвать нетрадиционными студентами в некоторых колледжах или университетах. Для большинства взрослых получение образования представляет собой сочетание стремления к самосовершенствованию, необходимости овладения определенными навыками и желания расширить возможности трудоустройства.
Такие колледжи, как WGU, ориентированы на помощь взрослым учащимся. Если вы готовы получить высшее образование, важно понять, как вы учитесь по-другому во взрослом возрасте. Теории и методики образования взрослых помогают миллионам взрослых учащихся добиться успеха, продолжая свое обучение и рост. Откройте для себя теории, лежащие в основе обучения взрослых, и то, как они могут помочь вам в достижении ваших целей в области высшего образования.
Обучение взрослых — это просто ситуация, когда взрослые получают образование. Это можно сделать в формальной обстановке высшего образования, профессионального училища или ученичества. Это также может быть сделано для взрослых, которые просто хотят освоить навык и получить образование, чтобы овладеть этим навыком. Существует множество методов и теорий о том, как эффективно обучать взрослых, что делает обучение взрослых важным предметом изучения для многих экспертов. Дети и взрослые очень разные, когда дело доходит до того, как они учатся, поэтому необходимо использовать разные методы, чтобы сделать обучение эффективным для взрослых.
Обучение взрослых может быть затруднено по многим причинам, включая:
- Нехватка времени. Учащиеся, которые являются взрослыми, часто работают полный рабочий день, а иногда дети или другие иждивенцы, которые полагаются на них. Это может затруднить поиск времени для продолжения обучения. Наша цель в WGU — помочь решить эту проблему. Поскольку наши степени онлайн и гибкие, вы можете продолжить свое образование так, как это подходит к вашей жизни и плотному графику. Вам не нужно записываться на занятия в определенное время, у вас нет сроков сдачи или крайних сроков — ваше образование в ваших руках, и вы можете проходить курсы так же быстро, как осваиваете материал. Мы понимаем, что учащимся трудно найти время для учебы, и мы хотим помочь уменьшить это бремя и стресс.
- Неуверенность в себе. Учащиеся часто чувствуют, что они слишком стары, чтобы продолжать свое образование. Они могут почувствовать, что уже слишком поздно, и они упустили свой шанс. Это просто неправда! Вы никогда не слишком стары, чтобы получить степень, вам никогда не поздно следовать за своей мечтой. Независимо от того, осталось ли у вас 5 лет работы или 50 лет, вы заслуживаете того, чтобы следовать своей страсти и делать карьеру, которая вам нравится.
- Нейропластичность. В нашем мозгу есть элемент пластичности, который помогает нам учиться и расти. С каждым повторением мысли мы укрепляем нейронный путь. Когда мы узнаем что-то новое, мы создаем новый путь. Связи в нашем мозгу постоянно становятся сильнее или слабее, создавая новые пути или укрепляя старые. У молодых людей мозг более пластичен, поэтому им проще даются изменения. С возрастом наш мозг становится менее пластичным, и мы более привязаны к тому, во что верим и что знаем. Это прямая борьба для учащихся, которые пытаются освоить новые концепции, проложить новые пути и многое другое. Взрослым учащимся может быть труднее понять новые вещи просто потому, что их мозг менее пластичен. Хотя это трудность, она не является чем-то непреодолимым, когда речь идет об обучении взрослых.
- Финансовые барьеры. Младшие учащиеся могут получить помощь родителей, когда дело доходит до высшего образования. Обычно это не относится к взрослым ученикам. Финансы могут помешать учащимся осуществить свою мечту о получении степени. В WGU мы не хотим, чтобы финансы мешали вам. Вот почему наша доступная плата за обучение взимается за шестимесячный срок, а не за кредит, а это означает, что чем быстрее вы проходите курсы, тем меньше вы платите. Мы также предлагаем стипендии и финансовую помощь, чтобы сделать наше обучение еще более доступным для вас.
- Противоречие. Некоторые вещи, которые взрослые учащиеся узнают в процессе обучения, могут отличаться от того, что, по их мнению, они знали или узнали раньше. Взрослым учащимся может быть трудно осознать это. Их предыдущая база знаний, возможно, должна измениться, чтобы освободить место для новых вещей, а это требует некоторой умственной силы.
- Отсутствие поддержки. Попытка получить степень без поддержки может быть ошеломляющей. Учащиеся могут обнаружить, что у них нет системы поддержки, в которой они нуждаются, чтобы справиться с трудностями в классах и обучении. В WGU мы хотим, чтобы наши студенты чувствовали поддержку независимо от их ситуации. Вот почему у каждого учащегося есть специальный наставник, который будет работать с ним на каждом этапе — от зачисления до выпуска. Эти наставники программы связываются со студентами каждую неделю, чтобы узнать, нужна ли им какая-либо помощь, предложить поддержку и поддержку, ответить на вопросы, решить проблемы и многое другое.
Существует множество теорий обучения взрослых учащихся, и каждая теория имеет уникальные приложения и методы, связанные с ней. Различные теории и методы лучше найдут отклик у учащихся в зависимости от их основного стиля обучения. Некоторые из ведущих теорий обучения в области обучения взрослых включают:
Малкольм Ноулз популяризировал концепцию андрагогики в 1980 году. наука помогать детям учиться. Ноулз и теория андрагогии утверждают, что взрослые учащиеся во многом отличаются от детей, в том числе:
Им нужно знать, зачем им чему-то учиться.
Им нужна внутренняя мотивация.
Они хотят знать, как именно обучение поможет им.
Они привносят свои знания и опыт, которые составляют основу их обучения.
Они самостоятельны и хотят взять на себя ответственность за свое обучение.
Они находят наиболее полезным обучение, ориентированное на выполнение задач, которое соответствует их реалиям.
Теории обучения андрагогике сосредоточены на том, чтобы дать учащимся понимание того, почему они что-то делают, много практического опыта и меньше инструкций, чтобы они могли решать проблемы самостоятельно. Андрагогическая теория обучения взрослых не лишена критики — некоторые предполагают, что андрагогическая теория обучения взрослых недостаточно хорошо принимает во внимание другие культуры. Несмотря на свои плюсы и минусы, многие студенты считают андрагогику чрезвычайно точной и полезной, поскольку они работают над продолжением своего образования и обучения.
Джек Мезироу разработал эту теорию обучения в 1970-х годах. Теория трансформационного обучения взрослых (иногда называемая трансформационным обучением) направлена на изменение того, как учащиеся думают об окружающем мире и как они думают о себе. Например, учащиеся, изучающие религии мира, могут по-новому взглянуть на свои принципы и мысли о регионах и культурах, узнав больше о различных религиях. Их предположения могут меняться в зависимости от того, что они узнают. Иногда преобразующее обучение использует дилеммы и ситуации, чтобы бросить вызов вашим предположениям и принципам. Затем учащиеся используют критическое мышление и задают вопросы, чтобы оценить лежащие в их основе убеждения и предположения, и извлечь уроки из того, что они узнают о себе в процессе. Мезиров рассматривал преобразующее обучение как рациональный процесс, в котором учащиеся бросают вызов и обсуждают, чтобы расширить свое понимание.
Существует критика того, что преобразующее обучение плохо учитывает отношения, чувства и культурный контекст, из-за чего учащиеся чувствуют себя небезопасно или нервничают, когда делятся своими мыслями с учителями или другими учащимися в образовательной среде. В трансформирующем обучении бывают взлеты и падения, и многие взрослые учащиеся обнаруживают, что работа над изменением своих основополагающих убеждений может быть полезной и сложной одновременно.
Самостоятельное обучение — это интересная теория обучения взрослых, которая существует уже сотни лет. Она стала более формальной теорией в 1970-х годов с Аланом Тафом и используется учителями в различных образовательных учреждениях, чтобы помочь улучшить обучение взрослых. Самонаправленное обучение (иногда называемое самонаправленным обучением) — это процесс, в котором люди берут на себя инициативу в своем обучении — они планируют, осуществляют и оценивают свой учебный опыт без помощи других. Учащиеся ставят цели, определяют свои образовательные или обучающие потребности, реализуют план и многое другое, чтобы улучшить собственное обучение. Самостоятельное обучение может происходить за пределами классной комнаты или внутри нее, когда учащиеся работают сами по себе или сотрудничают в рамках своего самостоятельного процесса обучения.
Критика такого самостоятельного подхода исходит от тех, кто говорит, что некоторым взрослым учащимся не хватает уверенности и понимания, чтобы хорошо выполнять самостоятельное обучение. Критики также говорят, что не все взрослые хотят заниматься самостоятельным обучением. Но для многих взрослых самостоятельное обучение происходит естественным образом, без объяснений или предложений. Взрослые учащиеся более склонны к самостоятельному обучению, потому что они часто увлечены своим образованием и уверены в своей способности взять его на себя. Для многих взрослых студентов самостоятельная учеба — отличный способ учиться.
Дэвид Колб отстаивал эту теорию в 1970-х годах, опираясь на работы других психологов и теоретиков. Теория эмпирического обучения фокусируется на идее о том, что взрослые формируются благодаря своему опыту, и что лучшее обучение происходит, когда вы осмысливаете свой опыт. Вместо запоминания фактов и цифр экспериментальное обучение является более практическим и рефлексивным стилем обучения. Взрослые учащиеся могут использовать эту теорию и учиться на практике, а не просто слушать или читать о чем-то. Ролевые игры, практический опыт и многое другое — все это часть экспериментального обучения.
Критики экспериментального обучения говорят, что у неэмпирического обучения есть много преимуществ, которые можно упустить из виду в этой теории. Эти критики предполагают, что цели, показатели, принятие решений и детали, которые можно упустить из виду при обучении на основе опыта, имеют большое значение. Многие взрослые учащиеся считают, что такой более практический подход является для них отличным вариантом. Вместо того, чтобы читать или запоминать, взрослые учащиеся могут использовать свой прошлый жизненный опыт и свое текущее понимание для улучшения своего образования.
Еще в 1900 году Джон Дьюи поддерживал метод обучения «обучение действием». Обучение на основе проектов (иногда называемое обучением, основанным на проблемах) похоже на обучение на основе опыта и обучение действием, поскольку общая идея состоит в том, чтобы на самом деле делать что-то, чтобы помочь вам учиться, вместо того, чтобы читать или слушать об этом. В проектном обучении используются сценарии из реальной жизни и создаются проекты для учащихся, с которыми они могут столкнуться на работе в будущем. Учащиеся могут выбирать свои собственные проекты и заниматься тем, что им интересно, что является отличным вариантом для взрослых учащихся, которым нужны реальные приложения из их обучения.
Основная критика проектного обучения заключается в том, что результаты не доказаны. Недостаточно доказательств того, что обучение на основе проектов так же эффективно, как и другие методы обучения. Но многие взрослые учащиеся обнаруживают, что такое обучение приносит им огромную пользу, поскольку они применяют то, чему их научили, в своей карьере, давая им прямой доступ к тому, что они могут сделать со своими знаниями.
Существует множество методов, которые взрослые учащиеся могут использовать для более эффективного обучения, в том числе:
Постановка целей. Например, учащиеся, которые имеют в виду конкретную карьерную цель, получат лучший опыт в процессе обучения по программе получения степени. Или у взрослых, которые хотят выучить испанский язык, может быть конкретная цель — поговорить перед поездкой в Мексику. Взрослым учащимся нужны эти цели, потому что их обучение находится в большей степени в их собственных руках, чем младшие учащиеся.
Решите, почему. Знание того, почему они хотят получить образование, поможет взрослым учащимся чувствовать себя уверенно в процессе обучения. Понимание того, почему различные курсы помогут им достичь своей цели, поможет сохранить мотивацию.
Регулярно просматривайте информацию. Поскольку мозг взрослого человека менее пластичен, ему труднее создавать новые нейронные связи. Таким образом, взрослые учащиеся должны быть готовы к более регулярному повторению своего материала, чтобы помочь создать эти пути.
Найдите опыт, который поможет облегчить обучение. Взрослые учащиеся могут извлечь большую пользу из поиска способов практического обучения. Поиск стажировок, теневых вакансий, проектов и других возможностей для получения опыта может помочь им лучше понять свое обучение и быть более воодушевленным тем, как это воплотится в реальной жизни.