Задержка темпов развития для детей до 1 года

Несмотря на то, что каждый ребенок уникален, существуют общие тенденции и закономерности в эмоциональном, познавательном и физическом развитии. И в каждом возрасте развитие ребенка должно соответствовать определенным возрастным нормам. К примеру, к 2 месяцам малыш должен удерживать голову, в 9 месяцев стоять, к году и 2 месяцам ходить. Когда этого не происходит, то можно говорить о задержке темпов развития. Но точный диагноз, конечно же, установит специалист.

Что должны уметь делать дети в возрасте с 1 месяца до года

В 1 месяц ребенок должен фиксировать в поле зрения предмет, реагировать на голос взрослого, ненадолго приподнимать и удерживать голову лежа на животе.

В 2 месяца малыш длительно удерживает предмет в поле зрения, поворачивает голову на звук, начинает гулить, хорошо удерживает голову в вертикальном положении.

В 3 месяца опирается на предплечья лежа на животе, появляются попытки поворачиваться на живот. Появляются движения рук в сторону игрушки. Начинает смеяться в голос, реагирует на различные ситуации, плач приобретает интонационную окраску.

В 4 месяца рассматривает руку, четко локализует источник звука, поворачивается с живота на спину, захватывает руками предмет в руке, узнает маму.

В 5 месяцев ровно стоит при поддержке, хорошо переворачивается, опирается на ладони выпрямленных рук. Хватает игрушку из рук взрослого, тянет ее в рот. Узнает знакомых людей. Певуче гулит, выражает эмоции.

В 6 месяцев пытается садиться, подолгу рассматривает игрушки, появляется лепет с отдельными слогами. Начинает кушать с ложки и пить из чашки. Формируется активное внимание.

В 7 месяцев самостоятельно сидит, встает на четвереньки, может стучать и размахивать игрушкой. Подолгу лепечет, может указать пальцем на знакомый предмет. Подолгу рассматривает окружающих.

В 8 месяцев уверенно сидит, встает на колени, начинает ползать. Самостоятельно встает, держась за опору, переступает. Лепет становится интонационно-выразительным. Узнает близких на фотографиях. Поворачивается на зов. Общается жестами, спокойно садится на горшок.

В 10 месяцев делает «ладушки», машет на прощание. Хорошо стоит и ходит с опорой. Показывает части лица и тела: носик, ручка, ножка и т.д. Произносит вслед за взрослыми первые слоги: ма-ма, па-па.

В 11 месяцев самостоятельно стоит, может делать несколько шагов без опоры. Играет с мелкими предметами, строит кубики и пирамидки. В речи появляются первые упрощенные слова: кис-кис, гав-гав, знает слово «нельзя».

В 12 месяцев делает первые самостоятельные шаги. Хорошо держит чашку, пьет из нее, учится кушать ложкой. Различает предметы по форме, показывает в книге называемые предметы. Расчесывает волосы.

Если развитие ребенка отстает от норм, значит, нужно как можно быстрее обратиться к специалистам, которые выявят причину и назначат лечение.

Причиной задержки темпов развития могут быть множество факторов. Прежде всего это: родовая травма, внутриутробная гипоксия плода, угроза прерывания беременности, стремительные роды, т. е. все то, что связано с нарушениями во время беременности или при родах.

Коррекция темпов развития включает в себя множество методов – от медикаментозного до рефлексо-терапевтического, восстановительно-стимулирующего лечения, лечебногомассажа по развитию пространственной моторики.

Своевременно начатое лечение дает отличные результаты. Не откладывайте визит к врачу. В «ПроМедицина детям» Ваш малыш попадет в руки высококлассных специалистов, которые помогут Вам и Вашему малышу справиться с проблемами!

Когда ребёнок начинает ходить и как ему помочь

12 октября 2019ЛикбезСоветы

В полтора — ещё не поздно. Имейте терпение.

Поделиться

0

Когда ребёнок должен пойти

Кое в чём педиатры сходятся. Среднестатистический ребёнок делает свой первый шаг в 12 месяцев. Ключевое слово здесь — среднестатистический. А ваш уникальный имеет полное право (одобренное педиатрами и физиологами) пойти в другом возрасте.

Рамки нормы в данном случае варьируются весьма широко — от 8 месяцев до полутора лет.

Многие родители гордятся тем, что их дети начинают ходить раньше большинства. Им кажется, будто это говорит о развитости ребёнка. Но это лишь надуманный предлог потешить своё родительское самолюбие.

Срок, в который ребёнок пойдёт, связан с его развитостью, физическими или интеллектуальными способностями ровно так же, как форма носа или цвет волос. Прямым текстом — никак. Кто‑то рыжий, у кого‑то серые глаза, а кто‑то самостоятельно пошёл в 8 месяцев.

Однако всё-таки есть определённые ситуации, когда задержка с началом ходьбы должна насторожить.

Когда надо начинать беспокоиться

Во‑первых, здоровый ребёнок так или иначе должен сделать первый самостоятельный шаг до 20 месяцев. К этому возрасту дети достаточно окрепли, чтобы это далось им без особых усилий. Если же ребёнок отказывается ходить или делает это только с поддержкой, необходимо обратиться к педиатру. Возможно, понадобятся дополнительные обследования у других профильных специалистов — ортопеда или невропатолога.

Во‑вторых, важна общая картина. Одно дело, если ребёнок не ходит, но его моторные функции очевидно развиваются: он уверенно переворачивается, садится, тянется к игрушкам, ползает, пытается подняться у стенки кроватки или залезть на диван, увлечённо подпрыгивает, когда вы держите его за руки. И совсем другое, если его двигательная активность кажется вам недостаточной. Это тоже серьёзный повод дополнительно проконсультироваться с врачом.

Если ни одна из этих ситуаций не относится к вам и вашим детям, расслабьтесь. Ребёнок обязательно начнёт ходить, как только будет к этому готов.

От чего зависит, когда ребёнок пойдёт

По большому счёту, это лотерея. Ни один педиатр не возьмётся предсказать точные сроки, даже с рождения наблюдая конкретного младенца и зная всё о семейном анамнезе. Однако есть некоторые закономерности, позволяющие сделать предположения.

Вот основные факторы, которые могут повлиять (но не обязательно) на то, в каком возрасте ребёнок сделает первые самостоятельные шаги.

Генетика

Если папа или мама в своё время начали ходить в раннем возрасте, вероятно, дети унаследуют эту особенность. Верно и обратное. Если, например, папа предпочитал передвигаться ползком до полутора лет, его сын может выбрать ту же тактику.

Вес и телосложение

Более пухлым и тяжёлым детям сложнее стать на ноги и удержать равновесие, чем их более худощавым и мускулистым приятелям.

Некоторые особенности личности

Подняться на ноги и сделать первый шаг без опоры достаточно рисковое мероприятие. Некоторые дети действуют по принципу «в омут с головой»: просто убирают руки от стены или дивана и шагают в неизвестность. Конечно же, падают, иногда больно, но снова пробуют. Возможно, эта склонность к рискованному поведению — часть их характера, которая останется с ними навсегда.

Другие младенцы, напротив, ведут себя более взвешенно — шагают, лишь будучи уверенными, что смогут справиться с этой задачей. Осторожность и умение рассчитывать собственные силы тоже могут быть врождёнными особенностями их личности.

Длительность беременности

Дети, которые появились на свет раньше срока, как правило, начинают ходить несколько позже сверстников.

Как помочь ребёнку сделать первый шаг и начать ходить уверенно

Невозможно заставить детей пойти к определённому сроку. Ходьба при всей её кажущейся простоте очень сложный и энергозатратный процесс: чего стоит только удерживать равновесие на одной ноге в тот момент, когда другая делает шаг. Организм ребёнка должен созреть для этого этапа. Но вы можете помочь. Правда, приступать придётся задолго до первого шага.

Что делать в 2 месяца

Примерно в этом возрасте младенцы впервые пробуют перевернуться. Поощряйте это движение. Чаще выкладывайте ребёнка в мягкое безопасное пространство, заполненное яркими игрушками, — чтобы хотелось на них взглянуть и, возможно, достать.

Следите за тем, чтобы дети больше времени проводили на животе. Попытки поднять голову и рассмотреть окружающий мир укрепляют мышцы спины и шеи, которые играют важную роль в поддержке равновесия во время ходьбы.

Что делать в 4–6 месяцев

Тот период, когда ребёнок учится садиться и, возможно, ползать. Предоставьте место для исследования мира: пусть дети больше времени проводят не в кроватке или манеже, а на полу — расстелите несколько одеял и выложите игрушки. Попытка достать предметы — отличная тренировка для маленьких мускулов.

Что делать в 6–8 месяцев

Ребёнок уже уверенно сидит, а то и ползает. Давайте ему задачки на динамику: например, катайте по полу яркий мячик, чтобы хотелось его поймать. Такая охота за мячиком тренирует вестибулярный аппарат и координацию.

Ещё одно упражнение, имеющее ту же цель, выглядит так: высаживайте ребёнка спиной к себе и осторожно покачивайте.

Что делать в возрасте около 8 месяцев

По мере того, как дети становятся всё сильнее и любопытнее, они стремятся оторваться от привычного пола. Например, достать игрушку, притаившуюся на диване. Или попробовать залезть на маму (папу), придерживаясь руками за брюки или халат.

Поощряйте эти движения. Специально выкладывайте любимых медвежат на видное место. Или, когда ребёнок сидит, призывно тяните к нему руки с высоты собственного роста, не наклоняясь, чтобы побудить его потянуться к вам.

Если видите, что ребёнок готов подняться, помогите ему это сделать. А затем покажите, как сгибать колени, чтобы снова вернуться на безопасный пол.

В этот период хорошо бы купить стационарный игровой центр, с которым можно играть, только поднявшись на ноги. Это стимулирует детей больше времени проводить стоя.

Что делать в 9–10 месяцев

Учите ребёнка стоять без опоры. Хотя бы пару секунд. Для этого в то время, когда он за что‑то держится, предложите взять любимую или новую игрушку. Это заставит его оторвать руки от опоры.

Несколько более продвинутое упражнение: помогите ребёнку встать на ноги, а затем дайте в качестве опоры пластмассовую палочку. Осторожно перемещайте предмет — малыш начнёт шагать за ним. Роль палочки может выполнять и коляска: на прогулке ставьте рядом, позволяйте ухватиться за каркас и медленно двигайтесь вперёд.

Также хорошим тренажёром станут тяжёлые устойчивые игрушки на колёсах (игрушечные газонокосилки, тележки): толкая их перед собой, дети учатся совершать шаг за шагом.

Что делать в 10 месяцев и старше

В этом возрасте многие дети уже умеют ходить. Но нередко их пугает большое открытое пространство вокруг. Убедитесь, что у ребёнка есть возможность передвигаться «по стеночке» — то есть максимум за шаг‑два переходить от одной опоры к другой. Это создаст ощущение безопасности.

Чтобы заставить детей выйти на открытое пространство, можно использовать обычный гимнастический обруч. Накиньте его на ребёнка, дав возможность опереться руками, и ведите обруч к центру комнаты. Малыш будет следовать за опорой.

А вот от популярных ходунков эксперты советуют отказаться.

Во‑первых, эти предметы уменьшают желание ребёнка учиться ходить: ну действительно, зачем, ведь он уже умеет перемещаться в пространстве в этой удобной штуковине? Во‑вторых, ходунки попросту небезопасны. Благодаря им дети в считаные секунды могут оказаться там, где их быть не должно. К примеру, перед ведущей вниз лестницей или у стола, на краю которого стоит чашка с горячим кофе. Взрослые попросту не успеют за этим уследить.

Осознав, что ваш ребёнок уже пытается ходить, обязательно встаньте на четвереньки и осмотритесь с высоты его глаз. Острые углы, розетки, края скатертей, за которые так хочется ухватиться и потащить вниз, утюг на гладильной доске и тому подобное — все эти опасности должны быть нейтрализованы.

Читайте также 👶🌸

  • Как научить ребёнка говорить
  • Как приучить ребёнка к горшку
  • Как без истерик уложить ребёнка спать: 7 советов родителям
  • Как быстро успокоить ребёнка
  • Как воспитать одарённого ребёнка

Как будет развиваться мой ребенок от 1 до 4 месяцев? – Yale Baby School

В первом модуле этого курса мы обсудили четыре области развития ребенка: когнитивную, языковую, физическую и социально-эмоциональную. Вот краткий обзор.

Теперь мы продолжим изучение прогресса в развитии вашего ребенка в течение следующих трех месяцев жизни, в возрасте от 1 до 4 месяцев.

Когнитивные

Когнитивное развитие вашего ребенка увеличивается в геометрической прогрессии! По мере того, как ваш ребенок узнает все больше и больше о том, как мир устроен с помощью его или ее органов чувств, ваш ребенок также становится более способным взаимодействовать с этим миром. Младенцы в этом возрасте будут поворачивать голову, чтобы посмотреть на вещи, которые привлекают их внимание, например, на мигающие цвета, изменения в освещении или даже на таких людей, как вы, которые ходят по комнате. Младенцев также больше привлекают человеческие голоса, и они поворачивают голову, чтобы более внимательно слушать интересные звуки. Попробуйте больше говорить с ребенком, потому что он или она попытается обратить внимание и может даже ответить улыбкой или лепетом! Младенцы от одного до четырех месяцев также пытаются взаимодействовать со своим миром, как только могут. Они могут проявлять интерес к новым и незнакомым объектам, например, прислушиваясь к звукам игрушек, которые издают шум, или кладя предметы в рот. Все это указывает на то, что ваш ребенок становится более интеллектуально любознательным человеком.

Язык

Тем не менее, у вас пока не будет глубоких интеллектуальных бесед с вашим ребенком. Ваш ребенок чаще всего будет издавать воркующие или булькающие звуки; если вы с нетерпением ждете, когда ваш ребенок скажет свое первое слово, вам, вероятно, придется потерпеть еще несколько месяцев! Вы можете услышать, как ваш ребенок начинает  лепетать , что означает, что ваш ребенок может произносить членораздельные звуки, такие как «а-га», не произнося узнаваемых слов. Тем не менее (и, возможно, к сожалению для вас), основной способ общения ребенка в этом возрасте – плач: плач — это то, как ваш ребенок говорит вам, когда он или она голоден, чувствует себя некомфортно или просто хочет привлечь ваше внимание. Тем не менее, не позволяйте этому удерживать вас от непосредственного взаимодействия с ребенком. Ваш ребенок по-прежнему будет реагировать на вас, например, смеяться, когда вы щекочете его или ее, улыбаться в ответ, когда вы улыбаетесь, или булькать, когда вы говорите.

Физический

Обратите внимание на то, куда смотрит ваш ребенок, и вы заметите, что он с большей вероятностью оглянется на вас и сосредоточится на интересных или движущихся объектах вокруг него. Это свидетельствует о том, что зрение вашего ребенка со временем улучшается. // источник: pixabay

Когда ваш ребенок впервые появился на свет, вы, возможно, заметили, что у вашего ребенка нет лучшего скоординированного контроля над своим телом. Ваш ребенок постепенно становится лучше в этом с течением времени! К четырем месяцам младенцы часто могут поднимать голову и смотреть в обоих направлениях. Их глаза, когда-то не сфокусированные, теперь могут следить за движущимся объектом или лицом, осуществляющим за ними уход, и они будут более крепко удерживать предметы, например игрушки, в руке. Наконец, дети начинают больше двигать своим телом, извиваясь, двигая руками и ногами и выбрасывая ноги. Возможно, дети еще не умеют ходить, но следите за новостями. На данный момент они могут начать переворачиваться с живота на спину или использовать руки, чтобы отталкиваться от живота, поддерживая голову.

Социальный и эмоциональный

Вы по-прежнему являетесь социальным и эмоциональным центром мира вашего ребенка. Примерно в этом возрасте вашему ребенку понравится, когда его нежно щекочут или покачивают, и вы можете начать играть с ним в игры, например, в прятки. Ваш ребенок может даже начать плакать, если вы остановитесь! К счастью, ваш ребенок сможет распознать ваш голос как знакомый, и вам будет легче, чем другим, успокаивать вашего ребенка, когда он или она расстроен. Наконец, вы можете заметить, что ваш ребенок стал лучше понимать эмоции окружающих его людей. Ваш ребенок, скорее всего, улыбнется спонтанно или улыбнется, когда вы улыбнетесь. Это означает, что ваш ребенок тоже может сказать, когда вы грустите или злитесь, поэтому старайтесь изо всех сил двигаться вперед.

Заключение

Как напоминание из предыдущего модуля, помните, что вех развития  предназначены для оценки того, когда ребенок приобретает определенный навык. В конечном счете, каждый ребенок уникален, и несоблюдение графика этапов развития в определенной степени нормально. Имея это в виду, если вы все еще беспокоитесь о темпах любого аспекта развития вашего ребенка или подозреваете какие-либо отклонения, вы всегда можете обратиться за индивидуальной медицинской консультацией, позвонив своему врачу. Мы надеемся, что эти дискуссии о развитии будут для вас не поводом для беспокойства, а поводом для волнения, когда вы узнаете больше о том, как развивается ваш ребенок.

Дополнительный материал

Для получения дополнительной информации и ресурсов см. следующее.

1. Вот еще один взгляд на развитие вашего ребенка в возрасте от одного до трех месяцев, рассказанный Дайаном Хесом, медицинским директором Gramercy Pediatrics в Нью-Йорке. Это видео также содержит дополнительную информацию, которую мы не обсуждали, касающуюся пищевых привычек вашего ребенка в этом возрасте.

2. Мы не можем переоценить важность общения и игр с ребенком в этом возрасте. Ваш ребенок учится у вас и о своем мире в экспоненциально быстром темпе! Вот 20 идей для веселых и глупых игр, в которые вы можете играть со своим ребенком.

3. Ovia Baby Development Tracker — это приложение для iPhone, которое позволяет вам индивидуально отслеживать этапы развития вашего ребенка, одновременно предоставляя вам доступ к библиотеке ресурсов для развития и сообществу родителей, занимающих ту же позицию, что и вы. Это также бесплатно! Вы можете попробовать это здесь.

Приложение Ovia для iOS для отслеживания этапов развития вашего ребенка и многого другого. // источник: магазин приложений iTunes

4. Если вы еще не ознакомились с нашим предыдущим модулем о вехах развития в возрасте от 0 до 1 месяца, ознакомьтесь с «Руководством для родителей по вехам развития» Института детского разума здесь. Это даст вам больше информации о том, как рассматривать вехи развития, когда волноваться, а когда беспокоиться.

Ссылки 

Центры по контролю и профилактике заболеваний (2017 г.). Важные вехи: ваш ребенок к четырем месяцам. (н.д.). Получено с https://www.cdc.gov/ncbddd/actearly/milestones/milestones-4mo.html.

Mayes, LC & Cohen, DJ (2002). Руководство Йельского центра по изучению детей. Руководство по пониманию вашего ребенка: здоровое развитие от рождения до подросткового возраста. Бостон: Литтл, Браун и компания.

Университет Питтсбурга Отдел развития ребенка. Вехи развития: от рождения до 12 месяцев. (н.д.). Получено с http://www.ocd.pitt.edu/Files/PDF/Foster/27758_ocd_DM_b-12.pdf

 

Назад к модулям

Вехи развития младенцев и детей

Ваш ребенок совершенен. После месяцев ожидания в предвкушении встречи с вашим малышом он или она появился на свет и сразу же стал самым важным и красивым человеком в вашей жизни. Один взгляд на их лица, и ваше сердце тает. Когда вы смотрите на своего ребенка, он смотрит на вас? Вы любите разговаривать с малышом и рассказывать ему все, что мечтаете для него. Он слушает вас и реагирует на ваш голос? Вы хотите дать своему малышу все, и обязательно балуете его игрушками. Он проявляет к ним интерес?

К определенному возрасту дети начинают выполнять определенные действия или демонстрировать мастерство определенных навыков. Ниже перечислены общие этапы развития, чтобы вы могли убедиться, что ваш малыш находится на правильном пути для полного и правильного развития.

Вехи развития включают:

  • Социальные и эмоциональные вехи
  • Вехи языка и общения
  • Когнитивные вехи (обучение, мышление)
  • Движение и физические вехи

ЭТАПЫ РОСТА:

Не каждый ребенок придерживается типичного «графика» развития. Многие младенцы начинают ходить раньше, чем средний ребенок, а у некоторых детей крупная моторика проявляется позже, чем у среднего ребенка. Если ваш ребенок не соответствует этим вехам развития, это не обязательно означает, что у него задержка развития или инвалидность. Но это означает, что вы должны внимательно следить за будущим развитием и консультироваться с профессионалом.

Детские вехи:

В 2-3 МЕСЯЦА БОЛЬШИНСТВО МЛАДЕНЦЕВ:

  • Начните улыбаться людям и старайтесь смотреть на вас.
  • Начните открывать для себя методы самоуспокоения, такие как сосание рук.
  • Издавать воркующие и булькающие звуки. Кроме того, дети реагируют на звуки поворотом головы.
  • Начните обращать внимание на лица и будете следовать за людьми, которых они узнают, взглядом.
  • Откройте для себя скуку и плачьте или становитесь суетливыми, когда скучно.
  • Поднять голову и лежа на животе начать отжиматься руками.
  • Вытягивать и бить ногами в положении лежа.
  • Разжать и закрыть руки.

В 4-5 МЕСЯЦЕВ БОЛЬШИНСТВО МЛАДЕНЦЕВ:

  • Улыбайтесь людям из ниоткуда.
  • Играйте все больше и больше, и когда время игры закончится, вы можете стать капризным.
  • Скопируйте выражение лица, например улыбку или хмурый взгляд.
  • Начать бормотать и пытаться копировать звуки.
  • Начать вырабатывать разные крики от голода, усталости и т. д.
  • Начать реагировать на привязанность и показывать радость и печаль.
  • Начать развивать зрительно-моторную координацию и дотягиваться до предметов.
  • Узнавать людей и предметы на расстоянии.
  • Уметь устойчиво держать голову.
  • Начинайте отталкиваться ногами, когда их ступни находятся на твердой поверхности.
  • Трясти и раскачивать предметы.
  • Перевернитесь с живота на спину.
  • Отжимайтесь на локтях, лежа на животе.

В 6-8 МЕСЯЦЕВ БОЛЬШИНСТВО МЛАДЕНЦЕВ:

  • Уметь определять новых людей как незнакомцев.
  • Будь очень игривым.
  • Реагировать на эмоции других.
  • Люблю смотреть на себя в зеркало.
  • Узнай их имя.
  • Уметь находить частично скрытые объекты.
  • Издавать звуки в ответ на звуки, которые они слышат.
  • Продолжайте лепетать и складывать вместе ряды гласных и согласных звуков.
  • Засунуть им в рот почти всё.
  • Сядьте без поддержки.
  • Прыгать вверх и вниз при поддержке в положении стоя.
  • Может перекладывать предметы из одной руки в другую.
  • Переворачиваться с живота на спину и на живот.
  • Займите положение ползком и покачивайтесь вперед-назад или двигайтесь назад.

В 9–12 МЕСЯЦЕВ БОЛЬШИНСТВО МЛАДЕНЦЕВ:

  • Бояться или негативно реагировать на незнакомцев.
  • Плакать, когда мать или отец выходят из комнаты.
  • Установите фаворитов, особенно с игрушками.
  • Поймите значение слова «нет».
  • Начните издавать звуки, напоминающие «мама» и «баба».
  • Попробуйте повторить слова, которые вы говорите.
  • Машут «пока-пока» или качают головой «нет».
  • Указывать на предметы.
  • Дайте вам книгу, когда они захотят услышать историю.
  • Вытяните конечности, чтобы помочь одеться.
  • Играйте в прятки и ищите то, что вы прячете.
  • Подбирать мелкие предметы, например хлопья, большим и указательным пальцами.
  • Встаньте, держась за человека или устойчивый предмет.
  • Ползать.
  • Идентифицировать объекты по имени.
  • Понимать использование определенных предметов, таких как расчески.

В 13–18 МЕСЯЦЕВ БОЛЬШИНСТВО МЛАДЕНЦЕВ:

  • Пить из чашки и есть ложкой.
  • Передавайте предметы другим.
  • Начните исследовать окрестности.
  • Бывают приступы гнева.
  • Играйте в простые придуманные игры.
  • Уметь произносить много отдельных слов.
  • Привлекайте внимание других, указывая на них.
     

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *