Содержание

Как определить готовность ребенка к обучению в школе

Вся правда о том, как выбрать ранец для первоклассника.

  1. Статьи
  2. Как определить готовность ребенка к обучению в школе


По стандартам дети в 6 лет уже могут отправиться учиться в школу, но на практике эта цифра очень условная и ориентироваться родителям нужно не столько на фактический возраст малыша, как на его готовность начать обучение. Некоторые дети проявляют такую готовность в неполные 6 лет, а другие приходят к этой фазе развития к 7-8 годам.


Чтобы ребенок учился с интересом, успевал осваивать новую информацию и чувствовал себя в школьной среде комфортно, очень важно правильно определить подходящий момент. В нашей статье мы детально рассмотрим виды готовности к школе, факторы, которые влияют на развитие, методики проверки готовности, а также дадим советы от опытных детских психологов по подготовке малыша к школе.

Основные виды готовности к обучению школе


Понятие готовности к школе – это совокупность разных факторов и личностных особенностей ребенка. И речь здесь совсем не о том, что ребенок должен знать определенное количество букв или цифр к определенному возрасту. К основным видам готовности к обучению можно отнести физическую, психологическую и социальную готовность.

Физическая готовность


Уровень физического развития определяется оценкой целого ряда критериев. В первую очередь оцениваются базовые биологические показатели (рост, вес, работоспособность, работа пищеварительной и мочевыделительной систем и т.д.).


Далее оценивается состояние здоровья малыша. Именно для этого все будущие первоклассники перед школой проходят медицинский осмотр. Особое внимание уделяется работе слуховой и зрительной системы. По определенным показаниям врача может быть предложена отсрочка похода ребенка в первых класс.


К физической готовности относят также навыки самообслуживания. Ребенок, который готов начать обучение в школе должен уметь самостоятельно завязывать шнурки, переодевать одежду, мыть руки, пользоваться туалетом, пользоваться столовыми приборами, следить за порядком своего рабочего места, а также за собственной чистотой и опрятностью.


Для качественного обучения в школе важно иметь достаточный уровень развития мелкой моторики рук. Ребенок должен уметь держать карандаш и ручку в руке, оперировать мелкими предметами, чертить ровные линии и прочее.


Также оценивается общая скоординированность движений при беге, прыжках, наклонах.


Физическая подготовленность позволяет ребенку быстрее адаптироваться к новым условиям. Для этого родителям важно с самых ранних лет приучать его к режиму, прививать любовь к спорту и активному образу жизни.

Психологическая готовность


В понятие психологической готовности также входит сразу несколько аспектов.

  • Умственная готовность. Перед началом обучения в школе необходимо определить достаточный ли уровень знаний имеет ребенок об окружающем мире, как он усваивает новую информацию, есть ли у него тяга к новым знаниям, насколько устойчиво его внимание и память.
  • Социальная готовность. Социальную готовность ребенка можно определить по следующим критериям. Он должен уметь заводить разговор со сверстниками, при этом первокласснику нужно уметь как поддержать разговор, так и выслушать собеседника. Важно, чтобы малыш понимал социальную иерархию в школьном коллективе и знал, что необходимо слушать и выполнять указания учителей на уроках.
  • Эмоциональная готовность. Определяется уровнем ожидания ребенка похода в школу, его стремлением узнавать что-то новое и достигать результатов, организованностью, самостоятельностью и сдержанностью.


Эмоциональная составляющая готовности считается ключевой, поскольку даже если на момент поступления в школу у ребенка нет достаточных теоретических и практических знаний, но есть желание и воля к их скорейшему получению, тогда обучение будет продуктивным и будет проходить в положительном ключе.


В рамках психологической готовности важно также упомянуть о мотивационной зрелости. Задача родителей выстроить общение на тему школы таким образом, чтобы ребенку хотелось туда пойти для получения новых навыков и знаний, а не для получения, например, нового рюкзака и красивых канцелярских принадлежностей.


Если вы замечаете у вашего ребенка неправильные мотивы к школьному обучению, тогда необходимо над этим поработать. Для этого важно в деталях описать малышу все нюансы школьного обучения, рассказать зачем люди учатся, как это происходит, в чем положительные стороны режима. Главное делать все без эмоций, чтобы ребенок получал просто необходимую информацию без лишнего эмоционального окраса. Ни в коем случае не запугивайте ребенка школой.

Специальная готовность


Для успешного вхождения в учебный процесс ребенку важно обладать некоторыми практическими навыками и теоретическими знаниями.

  • Графические навыки. Ребенок должен уметь правильно держать карандаш или ручку в руке и уметь чертить ровные горизонтальные и вертикальные линии, простые геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник), штриховать и зарисовывать, не выходя за рамки объектов.
  • Восприятие пространства. Будущий первоклассник должен знать и уметь применять такие понятия, как «высоко – низко», «право – лево», «далеко – близко».
  • Мыслительные навыки. Определить уровень развития образного мышления можно, попросив ребенка описать картинку или составить рассказ о себе.
  • Знания об окружающем мире. В эту категорию входят знания о временах года, некоторых растениях, днях недели, цветах, своем городе, семье и т.д.
  • Физические навыки. Ребенку нужно знать базовые физические упражнения (приседания, наклоны вперед и в стороны, круговые движения руками и прочее).
  • Вычислительные навыки. Он должен уметь считать в рамках десяти и знать состав числа в рамках десяти, например, понимать, что число 4 можно сложить из 2+2 или 3+1.
  • Чтение. К первому классу рекомендуется, чтобы ребенок знал от 10 букв, из которых мог бы сложить и прочитать слоги или слова.


Уровень специальной готовности к школе зависит от многих факторов, в частности от наличия дополнительных учебных занятий в садике и от регулярности занятий дома.

Тесты на определение готовности ребенка к школе на разных уровнях

Опросник от Дж. Чейпи


Определить уровень подготовки, а также выявить слабые стороны поможет опросник для родителей от американского психолога Дж. Чейпи. На каждый из вопросов, предложенных ниже можно ответить «да» или «нет». Если в результате большинство ваших ответов будут положительными, значит ребенок вполне готов приступить к обучению в школе. Если же положительными были только 20% или менее ответов, тогда нужно обратить внимание на определенные пробелы в опыте и знаниях.

  • Базовый эмпирический опыт. Посещал ли ребенок вместе с вами магазины, банки, аптеки? Бывал ли малыш в таких заведениях, как музей, театр, библиотека? Есть ли у него хобби?
  • Физическое развитие. Ваше чадо может сидеть за столом спокойно некоторое время? У него хорошее зрение? Слух? Умеет он играть с мячом?
  • Эмоциональное развитие. Ваш ребенок общается со сверстниками? Он оценивает себя как человека, который может самостоятельно решать определенные задачи? Он положительно реагирует на изменения привычного распорядка или уклада?
  • Речевое развитие. Может ли ваш малыш назвать окружающие его предметы? Он может связно описать увиденное? Он правильно строит предложения и фразы? Четко ли он выговаривает слова?
  • Когнитивное развитие. Может ли ребенок сравнивать формы и размеры? У него получится разложить серию картинок по смысловой последовательности? Он может сложить головоломку (паззл) из 15 и более элементов? Он перескажет историю, сохранив последовательность событий?
  • Навыки общения. Он легко включается в игру с малознакомыми детьми? Умеет внимательно слушать рассказ? Умеет соблюдать очередь?

Тест на социальную готовность


Зачитайте ребенку утверждения, представленные ниже. Возле каждого предложения, с которым он согласен поставьте «+». Если в результате у вас получится 8 и более плюсов, значит у малыша высокий уровень социальной и психологической готовности. 4-8 баллов – это средний уровень, до 4 – низкий.


В школе я смогу познакомиться с новыми детьми и подружиться с ними. Мне интересно, какие мы будем учить уроки. Я мечтал пойти в школу еще раньше. В школе будет намного интереснее, чем в саду/дома. Я буду приглашать на свой день рождения весь класс. Интересно, что в школе нам будут давать на завтрак и обед. Все мои друзья идут в школу и мне тоже хочется. Я буду учиться лучше всех. Как хорошо, что в школе есть каникулы. Мне хочется чтобы уроки длились дольше перемен.

Советы родителям, как подготовить детей к школе


Усилить готовность ребенка к школе можно простыми способами, которые органично встраиваются в повседневную жизнь. Таким образом, он получает и тренирует основные физические и психологические навыки, не воспринимая задания как учебный процесс.


Прогулки с пользой. Во время ежедневных прогулок по улице разговаривайте на разные темы. Обсуждайте особенности погоды в этот день, обращайте внимание ребенка на изменения в природе, связанные со сменой времен года, считайте предметы (автомобили на дороге, деревья в парке, лавочки и т.д.), обсуждайте цвета и оттенки окружающих вещей.


Тренируем образное мышление. Просите ребенка рассказывать вам об увиденном. Пускай малыш перескажет сюжет мультика, который посмотрел пока вы готовили обед или ознакомит вас с деталями прогулки с бабушкой. Такие пересказы помогают тренировать речь и формировать правильные обороты и предложения.


Память. Учите на память стихи, песенки и скороговорки.


Любые занятия должны проходить в игровой форме, чтобы у ребенка не возникло отторжения к школе еще до ее начала. Предлагайте малышу разные виды активностей, но всегда следите за его реакциями и если видите явную неготовность и нежелание заниматься в данный момент тем или иным видом деятельности, отложите занятие на потом.

Возврат к списку

5 критериев готовности ребенка к школе

Иногда у психолога спрашивают: «Сыну в январе будет 7 лет. Он уже умеет читать, писать, решает примеры. Если еще год будет ходить в садик, боимся, что потом ему будет скучно в школе. С другой стороны, может, еще маловат… Как поступить?». Вопрос в том, когда лучше отдавать ребенка в школу, стоит перед многими родителями.

Готовность интеллектуальная — умение читать, писать, сообразительность, — конечно, важный показатель, но как обстоит дело с другими сторонами его развития, на которые не всегда обращают внимание не только родители, но и воспитатели? Готов ли ребенок к новой школьной жизни эмоционально, умеет ли он справляться с переживаниями, возможными трудностями и неудачами? Может ли он работать в большой группе, где внимание учителя не будет сосредоточено на нем одном? Умеет ли дружить, сможет ли занять достойное место среди сверстников? Вот вопросы, на которые стоит ответить, принимая решение о том, отдавать ли ребенка в школу, где он, возможно, будет младше своих одноклассников. К сожалению, в нашем опыте встречается слишком много случаев, когда ребенок, поступив в первый класс, еще не в состоянии достаточно хорошо контролировать свое поведение и эмоции, испытывает сложности в сфере общения. И тогда интеллектуальное развитие не помогает, слишком много сил уходит не на саму учебу, а на то, что ее сопровождает.

При оценке готовности ребенка к школе необходимо опираться на ряд критериев:

Первый критерий — умение ребенка регулировать свое поведение и эмоции.

Ребенок должен уметь усидеть на уроке 30–40 минут и при этом внимательно слушать учителя, понимать его объяснения и четко выполнять предлагаемые задания. Кроме того, важно, чтобы ребенок мог справляться со своими переживаниями в ситуациях неудачи, проигрыша, ссоры или конфликта, а также адекватно выражать свои эмоции и чувства.

Второй критерий — умение ребенка общаться со сверстниками и взрослыми людьми.

Важно, чтобы первоклассник умел налаживать отношения с разными ребятами, разрешать возникающие спорные вопросы, договариваться и выполнять совместные задания. Такому малышу легче найти друзей, он значительно комфортнее чувствует себя среди одноклассников. Кроме того, необходимо обратить внимание на то, что роль и позиция учителя весьма отличаются от привычного отношения взрослых к дошкольнику. Поэтому необходимо, чтобы первоклассник чувствовал эту разницу и мог адекватно относиться к учителю — признавать его авторитет, понимать и принимать важность требований и возлагаемых педагогом на него как на ученика обязанностей.

Третий критерий — уверенность ребенка в себе и адекватная оценка своих возможностей.

В школе многие задания связаны с проявлением способностей и знаний ученика перед всем классом. Ребенок должен говорить так, чтобы его слышали другие, уверенно и внятно излагать свои мысли и идеи, не пасовать перед классом. Школьная жизнь в основном связана с изучением чего-то нового, и, конечно, не все получается с первого раза, для достижения цели необходимо прикладывать усилия, терпеливо добиваться результата. Поэтому так важно, чтобы первоклассник не боялся проявлять себя, чтобы он экспериментировал, пробовал, старался, доводил начатое до конца, а не бросал на полпути. Поэтому ребенок должен иметь представление о том, что он знает и умеет делать хорошо, что у него получается, а также о том, что пока ему дается с трудом и над чем еще нужно поработать. Ведь во многом адекватность самооценки ребенка зависит от сознания собственных сил и возможностей, а также понимания своих слабых сторон, недостатков и способности их учитывать.

Четвертый критерий — интеллектуальная готовность.

Чаще всего именно данному критерию при поступлении в школу родители и воспитатели уделяют самое большое внимание. Конечно, хорошо, когда первоклассник знает буквы, умеет считать до десяти и может написать свое имя, имеет ряд знаний и представление о себе и об окружающем мире, может выделять и объяснять логику происходящего. Но интеллектуальная готовность, с психологической точки зрения — это не столько умение ребенка читать, писать и считать (чему, по сути дела, и учит начальная школа), сколько способность думать, запоминать и быть внимательным тогда, когда этого требует учитель.

Пятый критерий — желание ребенка идти в школу.

Это условие является одним из самых значимых. Поступление в первый класс — это тот шаг, который кардинально изменяет жизнь ребенка: у него появляются новые обязанности, к нему предъявляются новые и более серьезные требования, и необходимо, чтобы будущий первоклассник был готов к подобным изменениям. Поэтому часто психологи обращают внимание на то, чтобы у ребенка к моменту поступления в первый класс была сформирована «внутренняя позиция школьника». Это можно рассматривать как понимание и принятие себя в роли ученика. Ведь желание идти в школу и заинтересованность во многом помогают ребенку справляться с трудностями и неудачами, которые могут произойти. Школьная жизнь требует усилий, это трудоемкий и повседневный труд. Не всегда все получается, не всегда хочется делать домашнее задание, можно устать от самой школы, одноклассников и учителя. Но если ребенок понимает важность и необходимость обучения в школе, он обязательно справится с трудностями и будет принимать помощь со стороны взрослых.

Конечно же, принятие решения о том, идти в школу в этом году или подождать еще год, — это ответственный родительский шаг, который в дальнейшем во многом определит успешность ребенка в школе. В решении этого вопроса необходим комплексный подход. Важно учитывать, как мнения людей, которые чаще всего взаимодействуют с ребенком (родителей, знакомых, няни, руководителя кружков, спортивных секций), так и точку зрения специалистов (психологов, педагогов, невропатологов, воспитателей). Только благодаря такому совместному подходу можно, взвесив все «за» и «против», принять правильное для ребенка решение.

Еще один из актуальных вопросов: «Осенью наш сын пойдет в школу. Очень волнуемся, как он справится с этим событием. Хочется подготовить ребенка получше, позаниматься летом. Что вы посоветуете?»

Поступление в первый класс — значимое и важное событие в жизни ребенка.

У него начнется действительно новая жизнь, с иными правилами, нагрузками, режимом. Ему придется решить множество задач: познакомиться с новыми людьми, приобрести друзей, научиться организовывать свое время, привыкнуть к новому распорядку.

Помощь взрослых, конечно, важна для малыша в этот период. И прежде всего, ему необходимы поддержка и внимание, а не давление и родительские тревоги.

Интересоваться делами первоклассника следует не эмоционально и бурно, переживая первые неудачи, а обсуждая, что можно сделать, чтобы исправить отметку, подружиться с тем, кто нравится, не бояться отвечать у доски … Ни в коем случае не стоит сравнивать достижения ребенка с успехами одноклассников: не спрашивайте его о том, как написали контрольную другие ребята или кто еще не смог решить задачу. Для ребенка самым полезным становится сравнение его сегодняшнего с ним вчерашним, ведь даже если успехи не очень значительны, всегда есть продвижение и развитие. Такой подход помогает ребенку поверить в свои силы.

А последним «воистину детским» летом будущему ученику важно просто набраться сил, в первую очередь физических, и хорошо отдохнуть. Заниматься чтением, письмом, математикой, конечно, можно, но перегружать ребенка не стоит. Очень важно, чтобы у него не пропало желание и интерес к учебе, а за знаниями и умениями он отправится осенью.

Мы разработали курс «Психологическая готовность к школе», который поможет ребятам обрести уверенность и необходимые навыки, чтобы пойти в первый класс с удовольствием и без проблем!

Авторы — специалисты НОУ ДО «Архитектура будущего»

Подготовка к школе — Better Kid Care — Penn State Extension

Подготовка к школе включает в себя множество навыков, которые развиваются с течением времени от рождения ребенка до возраста поступления в школу. Школа
готовность включает области социально-эмоционального, когнитивного, языкового и грамотного, физического развития. Другая
Важной частью подготовки к школе является способность ребенка сохранять концентрацию на задаче и проявлять интерес и любопытство к ней.
обучение. Взаимодействия детей с заботливыми взрослыми внутри и вне их семей, развитие каждого ребенка
история и уникальный характер каждого ребенка — все это влияет на развитие навыков подготовки к школе.

Социальное и эмоциональное развитие включает в себя: 

Развитие самоконтроля, формирование навыков решения проблем, формирование отношений с другими людьми и выявление чувств у себя и других.

Почему это важно: 

Когда у детей развиваются сильные социально-эмоциональные навыки, они лучше способны завязывать и поддерживать дружеские отношения и лучше сосредотачивать внимание на учебе.

Как поддержать развитие: 

  • Обращайте внимание на детей и разговаривайте с ними, чтобы поддерживать позитивные отношения.
  • Помогите детям наладить связи друг с другом, чтобы поддерживать дружеские отношения.
  • Говорите о чувствах и определяйте чувства в течение дня.
  • Моделируйте и поддерживайте способы помочь детям успокоиться, обозначить проблему и поговорить о том, как ее решить спокойно.

Когнитивное развитие включает: 

Развитие навыков мышления, рассуждений, навыков решения проблем и памяти.

Почему это важно: 

Развитие когнитивных навыков является основой любого обучения.

Как поддержать развитие: 

  • Играйте с детьми в игры, которые поддерживают память: сопоставьте картинки, буквы или карточки с числами.
  • Предоставьте детям игры и материалы, которые требуют от детей решения задач: подсчета, чтобы выяснить, сколько кубиков помещается в игрушечном грузовике, расстановки предметов по образцу во время игры или группировки предметов по цвету, размеру или форме.
  • Когда дети играют, строят и творят, задавайте детям вопросы о том, почему, по их мнению, что-то произошло или что, по их мнению, может произойти.
  • Оставьте время для исследовательской деятельности (научные эксперименты, кулинария). Поговорите с детьми об их предсказаниях. Например, прежде чем смешивать кукурузный крахмал и воду, спросите детей, что, по их мнению, произойдет при смешивании ингредиентов.

Развитие языка и грамотности включает: 

Развитие языковых навыков, словарного запаса, навыков понимания и знания букв.

Почему это важно: 

Развитие сильных языковых навыков и навыков грамотности способствует росту когнитивного и социально-эмоционального развития и связано с более поздними успехами в школе.

Как поддержать развитие: 

  • Читайте детям каждый день и беседуйте с детьми о книгах, задавая вопросы о том, что может произойти дальше в истории, что чувствуют персонажи и как что-то может быть связано с собственным опытом ребенка. .
  • Разговаривайте с детьми в течение дня, например, во время еды, во время игр и в обычное время. Любое время суток — прекрасное время для общения с детьми!
  • Играйте в игры, которые поддерживают знание букв, например, «Я нашел письмо» или игры на сопоставление букв. Укажите буквы в повседневной жизни в течение дня.
  • Читайте стихи и рассказы с рифмами, пойте песни с рифмами и играйте в игры с рифмами.

Физическое развитие включает: 

Развитие крупной и мелкой моторики.

Почему это важно: 

Развитие навыков крупной моторики важно для физического роста и развития. Развитие мелкой моторики важно для успешного выполнения мелкой моторики.

Как поддержать развитие: 

  • Дайте детям время для крупной двигательной активности. Обеспечьте ребенка игрушками и оборудованием, способствующим развитию крупной моторики, например, велосипедами, мячами и качелями.
  • Предоставляет возможности для индивидуальных и групповых игр.
  • Играйте с детьми в игры, которые развивают бег, прыжки, ползание.
  • Предоставление возможностей и материалов для развития мелкой моторики, таких как вырезание ножницами, рисование, склеивание, письмо, нанизывание бисера, обводка и сборка головоломок.

Ссылки:

  • Национальный научный совет по развитию ребенка. 2004. «Эмоциональное развитие детей встроено в архитектуру их мозга: рабочий документ № 2». Проверено 4 августа 2014 г. www. developmentchild.harvard.edu
  • Максвелл, Келли, Тамара Халле и Николь Форри. 2013. «Пять вещей, которые нужно знать о подготовке к школе». Детские тренды 5. Публикация № 2013-35 .
  • Никс, Р. Л., К. Л. Бирман, К. Э. Домитрович и С. Гилл. 2013. «Развитие социально-эмоциональных навыков детей в дошкольных учреждениях может улучшить академические и поведенческие функции в детском саду: выводы из Head Start REDI». Специальный выпуск: Социальное и эмоциональное обучение в образовании. Раннее образование и развитие 24(7) 
  • Маккардл, Пегги, Холлис С. Скарборо и Хью В. Кэттс. 2001. «Прогнозирование, объяснение и предотвращение проблем с чтением у детей». Исследования и практика проблем с обучаемостью 16(4): 230–239.
  • Дейли, Сара, Мэри Беркхаузер и Тамара Холли. 2010 г. «Обзор практики подготовки к школе в штатах: рекомендации по обучению в раннем возрасте и оценки». Основные моменты раннего детства. Детские тренды 1(3).

Скачать Публикацию

Подготовка к школе (PDF)

Описание статьи

Название

Подготовка к школе

Эта публикация доступна в альтернативных СМИ на
запрос.

У вас нет товаров в корзине.

Подготовка к школе — Kid Sense Развитие ребенка

Что такое подготовка к школе?

Готовность к школе показывает, готов ли ребенок к легкому и успешному переходу в школу. Термин «дошкольная готовность» может использоваться таким же образом в отношении начального дошкольного образования (детский сад). Подготовку к школе можно активно способствовать с помощью небольшого заблаговременного планирования, чтобы дети регулярно участвовали в мероприятиях, которые развивают соответствующие навыки, необходимые для оптимального обучения, когда они пойдут в школу. В то время как многие люди считают академические знания (например, написание своего имени, счет до 10, знание цветов) важными навыками подготовки к школе, на самом деле готовность к школе относится к гораздо более широкому кругу навыков. В дополнение к некоторым академическим навыкам, навыки подготовки к школе также включают в себя уход за собой (самостоятельное пользование туалетом и открывание коробок для завтрака), внимание и концентрацию, физические навыки (например, умение сидеть прямо в течение всего учебного дня), эмоциональную регуляцию, языковые навыки и игровые и социальные навыки.

 

Почему важны навыки подготовки к школе?

Развитие навыков подготовки к школе позволяет школьным учителям расширять и развивать навыки ребенка в конкретных областях социального взаимодействия, игры, речи, эмоционального развития, физических навыков, грамотности и мелкой моторики. Без этих базовых навыков, уже сформированных при поступлении в школу, дети могут очень быстро начать играть в «догонялки» по сравнению со своими сверстниками, которые продвигаются вперед быстрее. Учащиеся, которые начинают учебу с базовыми (или базовыми) навыками, быстро продвигаются вперед, в отличие от тех, кто начинает учебу только до , затем начинают медленный процесс подготовки к школе.

 

Какие строительные блоки необходимы для подготовки к школе?
  • Саморегуляция: Способность получать, поддерживать и изменять эмоции, поведение, внимание и уровень активности, соответствующие задаче или ситуации.
  • Сенсорная обработка: Точная обработка сенсорной стимуляции в окружающей среде, а также в собственном теле, которая влияет на внимание и обучение, влияет на то, как вы сидите, держите карандаш и слушаете учителя.
  • Рецептивная речь (понимание): Понимание устной речи (например, инструкций учителя).
  • Выразительный язык (использование языка): Воспроизведение речи или языка, понятных другим (например, разговор с друзьями).
  • Артикуляция : Способность четко произносить отдельные звуки в словах.
  • Исполнительные функции: Навыки рассуждения и мышления высшего порядка (например, что мне нужно упаковать, чтобы взять с собой в школу?).
  • Эмоциональное развитие/регуляция: Способность воспринимать эмоции, интегрировать эмоции для облегчения мышления, понимать эмоции и регулировать эмоции (для собственных реакций ребенка на проблемы).
  • Социальные навыки: Определяется способностью вступать во взаимное взаимодействие с другими (вербально или невербально), идти на компромисс с другими и быть способным распознавать социальные нормы и следовать им.
  • Планирование и установление последовательности: Последовательное выполнение многоэтапной задачи/действия для достижения четко определенного результата (например, задача вырезания и вставки или простая математическая таблица).

 

Как узнать, есть ли у моего ребенка проблемы с подготовкой к школе?

Если у ребенка есть трудности с подготовкой к школе, он может:

  • Легко разочароваться, когда на него возлагают какие-то ожидания.
  • Пытаться следовать инструкциям в повседневной деятельности.
  • Полагайтесь на родителей в выполнении задач по уходу за собой, таких как одевание.
  • Не приучать к туалету (в дневное время).
  • Пытаются выполнять задачи так же долго, как их сверстники (продолжительность зависит от задач)
  • Быть социально незрелым (например, неспособным делиться, быть неспособным измениться при изменении правил игры).
  • Плохие рецептивные и/или выразительные языковые навыки.
  • С трудом понимают последствия своего поведения.
  • Не интересоваться книгами и/или сидячими делами.
  • Плохо взаимодействуют со своими сверстниками (как в классе, так и вне его).
  • Имеют ограниченные игровые навыки (и не могут изменить свою игру, чтобы включить новые игровые предметы или людей).
  • Не поддавайтесь новым видам деятельности и/или руководствуйтесь рекомендациями по развитию новых навыков.
  • Не поддавайтесь влиянию других, чтобы учиться.

 

Какие еще проблемы могут возникнуть, если у ребенка есть трудности с подготовкой к школе?

Если у ребенка есть трудности с подготовкой к школе, у него также могут возникнуть трудности с:

  • Саморегуляция: Способность получать, поддерживать и изменять свои эмоции, поведение, внимание и уровень активности, соответствующие задаче или ситуации в социально приемлемым образом.
  • Рецептивная речь (понимание): Понимание языка.
  • Выразительный язык (с использованием языка): Использование языка посредством речи, жестов или альтернативных форм общения для сообщения желаний, потребностей, мыслей и идей.
  • Исполнительные функции: Навыки рассуждения и мышления высшего порядка.
  • Эмоциональное развитие/регуляция: Способность воспринимать эмоции, интегрировать эмоции для облегчения мышления, понимать эмоции и регулировать эмоции.
  • Социальные навыки: Определяется способностью вступать во взаимное взаимодействие с другими (вербально или невербально), идти на компромисс с другими, а также быть способным распознавать социальные нормы и следовать им.
  • Планирование и определение последовательности: Последовательное многоэтапное выполнение задачи/действия для достижения четко определенного результата.
  • Навыки самообслуживания: , такие как самостоятельное одевание и пользование туалетом.
  • Крупная моторика: Физические навыки всего тела с использованием основных силовых мышц туловища, рук, ног, таких как бег, прыжки и мяч.
  • Мелкая моторика: Навыки пальцев и рук, такие как письмо, вырезание, открытие коробок с обедом, завязывание шнурков.

 

Что можно сделать, чтобы улучшить навыки подготовки к школе?

В преддверии школы могут быть полезны следующие занятия:

  • Ожидания родителей: Повышайте ожидания ребенка в отношении таких задач по уходу за собой, как одевание, посещение туалета, прием пищи и подготовка к выходу из дома. Предоставляйте только словесную, а не физическую «помощь» для выполнения задач, где это возможно.
  • Социальные навыки: Поощряйте ребенка развивать отношения с другими (незнакомыми) детьми того же возраста и организуйте подходящие «игровые свидания» для практики социального взаимодействия, когда взрослые активно способствуют этой игровой практике.
  • Книги: Познакомьте ребенка с книгами, чтобы подготовить его к обучению грамоте, чтобы он научился сидеть и читать всю книгу целиком.
  • Ранняя подготовка: Начните готовить ребенка к школе в возрасте 4 лет, рассказывая об ожиданиях в школе, соответствующем поведении и регулярно участвуя в «сидячих» занятиях.
  • Сотрудничество: Работайте с воспитателем дошкольного учреждения ребенка, чтобы определить любые признаки дефицита или медленного развития, чтобы можно было целенаправленно работать с этими областями до ребенок идет в школу.
  • Визуальные стратегии: Используйте наглядные материалы (например, расписания в картинках), чтобы помочь ребенку понять распорядок дня как дома, так и в дошкольном учреждении (детском саду). Вы даже можете заранее сделать наглядное пособие для школы (примечание: во многих коммерческих книгах в качестве отправной точки используется примерное наглядное расписание). Визиты в переходный период — это хорошее время, чтобы узнать у учителя, какой у него будет примерный график, и, в идеале, одновременно сделать несколько соответствующих фотографий.
  • Экскурсии: Подготовьте ребенка к школьным экскурсиям, посетив такие места, как библиотека, зоопарк, торговый центр, и помогите ребенку понять правильное поведение в этих условиях. Посещение школьной игровой площадки, туалетного блока и двери класса по выходным или во время школьных каникул перед началом занятий также может помочь познакомить ребенка с новой обстановкой.
  • Развитие мелкой моторики: Это область, которая будет занимать большую часть занятий в школе, поэтому развитие этих навыков позволит ребенку гораздо легче и охотнее участвовать в деятельности. На самом деле это означает практиковаться в вырезании, раскрашивании, рисовании и написании их имени.

 

Какие занятия могут помочь улучшить навыки подготовки к школе?

Есть много простых действий, которые родители и учителя могут выполнить, чтобы помочь ребенку подготовиться к школе.

Предлагаемые задачи и мероприятия по подготовке к школе приведены в этой полезной таблице.

 

Почему мне следует обратиться за помощью к психотерапевту, если я замечаю у своего ребенка трудности с подготовкой к школе?

Терапевтическое вмешательство, помогающее ребенку с трудностями при подготовке к школе, важно, поскольку:

  • У вас есть только один шанс легко и успешно поступить в школу — бросьте на это все, что у вас есть, чтобы создать позитивное отношение «любви к школе» в первые дни, которое поможет вам пережить любые трудные времена. Если вы сомневаетесь, действуйте заранее, чтобы сохранить чувство собственного достоинства!
  • Выполнение как рутинных, так и незнакомых задач (которых регулярно требует школа) может показаться очень сложной задачей, что снижает самооценку и ограничивает участие. Практика этого в первую очередь в комфорте дома поможет развить комфорт, когда в школьной обстановке возникают трудности.
  • Чтобы определить конкретные области разбивки навыков, чтобы их можно было конкретно нацелить, в идеале до поступления в школу, чтобы устранить любые препятствия на пути к легкому и успешному поступлению в школу.
  • Чтобы открыть для себя интересные, инновационные способы помочь ребенку развить понимание областей навыков, необходимых для успешной учебы в школе.
  • Переход в школу может быть затруднен, если ребенок не хочет следовать инструкциям (например, инструкциям в классе, требованиям к академическим заданиям), поэтому повторная предварительная практика может помочь сгладить переход.
  • Социальная изоляция может повлиять не только на ребенка, но и на родителей, если ребенок не заводит новых друзей в школе. Таким образом, развитие социальных навыков имеет первостепенное значение, поскольку, по крайней мере, большинство родителей хотят, чтобы их ребенок был счастлив, что во многом зависит от социальных связей в школе.

 

Если не лечить, к чему могут привести трудности с подготовкой к школе?

Если у детей возникают трудности с подготовкой к школе, у них также могут возникнуть трудности с:

  • Нелюбовь к школе, учебе, а иногда и к учителю, который является носителем школьных требований.
     

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *