4 месяца ребенку. Развитие малыша. Стихи ребенку 4 месяца


Как развивать ребенка в 4 месяца: игры, упражнения, потешки

Как развивать ребенка в 4 месяца? Какие игры и упражнения ему нужны? Что главное в развитии малыша? Об этом мы начали говорить в первой части «Ребенок в 4 месяца», а сегодня научимся простым и очень полезным для малыша играм, упражнениям и маминой гимнастике с потешками для четырехмесячного ребенка.

Развиваем предпосылки речи

Игра в переклички

Это  очень важная для своевременного развития ребенка игра, играть в которую мы начинаем с ним даже раньше возраста 4 месяцев.  Игра заключается в том, что мама говорит вслед за малышом те звуки, которые он уже произносит, побуждая его прислушиваться к ним и повторять.

Если игра состоит только из речевого общения, то она длится 3 минуты. Если же в нее включается показ разных предметов и игрушек, то тогда игра может длится до 6 минут.

Перед началом игры в перекличку уберите всё лишнее, что может отвлекать внимание малыша.

1.Начните разговаривать с ребенком, называя его по имени, поглаживайте при этом малыша. Малыш начинает вслушиваться в Вашу речь, и это очень важно! Тяните – интонационно выделяйте в своей речи гласные звуки, чтобы ребенок стал слышать их — выделять их из речевого потока. Например: «Потягуууууушеньки, мой Ванююююююююшенька!». Используйте стишки, песенки потешки, называйте части тела малыша, действия. Такое общение длится примерно 1,5 минуты (конечно, это лишь примерный ориентир, главное – ориентироваться не на часы, а на ребенка).

2. Затем покажите игрушку, дайте ее ребенку в руки или поиграйте на музыкальной игрушке.  Показ игрушки сопровождайте речью – называйте игрушку, ее части, действия. Повторяйте слова. например: «Вот какая лошадка! Иго-го! Иго-го – говорит лошадка. Поскакала, поскакала, цок-цок-цоооооок. Прыг-скок. Ноооооо! Вот у лошадки голооооовка, а вот хвоооостик. Какой длииинный, красииивый хвоооостик!» и т.д. Говорите, выделяя интонацию: восклицательную, вопросительную, чтобы малыш учился слышать ее в речи.

Делайте паузы между фразами во время своего разговора с малышом, чтобы малыш смог отреагировать ответным звуком. Используйте при демонстрации игрушки потешки и коротенькие стишки.

3. Уберите игрушку из поля зрения ребенка и снова начните общение с ним без игрушки. Попробуйте говорить одну фразу с разной интонацией. Малыш начнет к ней прислушиваться и выделять в потоке речи разные интонации. Говорите то громко, то тихо. Это развивает слуховое сосредоточение у ребенка, он будет вслушиваться в Вашу речь, которая звучит по-разному.  Можно произносить беззвучно гласные а, о, у), чтобы привлечь внимание малыша к артикуляции звуков (то есть только губы «говорят», а звука нет). При этом утрированно произносите звуки, тяните их, добиваясь того, чтобы малыш обратил внимание на Ваши губы. У многих детей при этом возникают подражательные движения губами, что способствует развитию артикуляционного аппарата и облегчает в последующем появление у ребенка речи.

В переклички включаются звуки, которые уже есть у ребенка. Однако понемногу вводите в них и те звуки и слоги, которые малыш еще не освоил, расширяйте «репертуар» перекличек.

О чем говорить с малышом в перекличках? О чем угодно!  О том, что малыш делает или будет делать, о близких взрослых, об игрушках – о том, что его окружает и что составляет его жизнь. Классический «репертуар» таких «разговоров» Вы найдете в любом сборнике потешек для малышей. Некоторые потешки и стишки Вы найдете далее в этой статье.

Такие переклички повторяются ежедневно и создают прочный фундамент для дальнейшего развития ребенка. Они дают основу для разнообразного развивающего взаимодействия малыша с мамой, создают базу для развития речи и интеллекта в будущем, ребенок  в перекличках ощущает чувство эмоциональной близости и защищенности, радость от общения и обмена репликами.

В перекличках малыш уже не просто пассивно воспринимает мамины слова и действия, но активен – он отвечает маме улыбкой, жестом, тянет ручки, гулит. Это тоже очень важно для развития малыша!

Раньше, когда малыш на пятом месяце жизни гулил, взрослые старались поддержать его первые попытки произнесения звуков и напевали ему протяжно:

Поёёёёт – поёёёёт солоооооовушек!

Поёёёёт – поёёёёт молооооооденький!

Молооооооденький, хорооооошенький!

Хорооооооошенький – пригооооооженький!

 

Гулююююю, гулююююю, гуууууулечек!

Пооооет-пооооет голубооооочек!

Аааааай-да малееееееесенький!

Аааааай-да радеееееесенький!

Аааааагуууууль, ааааагууууууль,

Аааагулеееесеньки!

 

Эти пестушки можно использовать и в перекличках с современными детьми. Они  проверены и отточены веками воспитания малышей.

Потешки

Используя потешки в уходе за ребенком или в  играх с 4-месячным малышом, растягивайте гласные звуки при произнесении текста потешки (овееееечка, молокаааааааа, короооова, мууууууу и т.д.), сопровождайте слова действиями (хлопок в ладоши, кивок головой, покажите рожки на голове у коровы и т.д.).

Используйте разные интонации – говорите в соответствии с содержанием стишка или потешки то вопросительно, то с удивлением, то радостно, то восхищенно. Меняйте громкость голоса (тихо – громко) и высоту голоса (низко как мишка, высоко как птичка). Это поможет ребенку научиться вслушиваться в речь, выделять в ней интонации и отдельные слоги и звуки и создаст базу для освоения речи.

Делайте паузы между строчками потешки, давая возможность малышу отреагировать звуками на Вашу речь.

Наблюдайте за реакцией малыша – какие слоги, звуки или жесты ему понравились, какие вызвали его смех? Повторяйте их много раз.

Играть с потешками нужно 2 и более раз в день ежедневно. Сопровождайте потешками уход за малышом – одевание, купание, еду, пробуждение, укладывание спать.

Учусь себя слушать

Создайте тишину во время гуления ребенка, чтобы он научился себя слышать, узнавать свой голос. Можете записать его гуление на диктофон (когда малыш весел и активно гулил) и потом дать прослушать эту аудиозапись. Малыш, прислушиваясь к своим звуками в аудиозаписи начинает их повторять. Поговорите с малышом с разными интонациями, похвалите его.

Примечание: Ребенок не научится себя слышать и прислушиваться к речи взрослых, если в доме постоянно работает телевизор или радио  и создается шумовой фон, утомляющий малыша.

 

Играем с предметами. Учимся захватывать и удерживать в руке игрушку или предмет

Колечки (Автор – Л.Н. Павлова. канд. пед. наук)

Возьмите кольца разного цвета диаметром 10-12 см и прикрепите к ним бубенчики или колокольчики. В дальнейших играх нужно менять игрушки – давать колечко другого цвета,  шаркунки, погремушки и другие звучащие предметы.

Часть 1. Покажите малышу звенящее колечко. Вложите его в ручку малыша между большим пальчиком и другими четырьмя пальцами, обхватите своей рукой, чтобы ребенок удержал колечко.

Встряхните колечко и скажите звукоподражание: «динь-динь-динь». Сделайте паузу. Отпустите руку, давая возможность малышу самому поиграть с игрушкой. Затем дайте колечко другого цвета.

Часть 2. После этого привяжите эту же игрушку на ленточку на высоте 10-15 см над грудью малыша справа или слева от него. Подведите колечко к ладошке малыша, чтобы оно коснулось пальчиков. Так мы побуждаем ребенка схватить игрушку и потянуть к себе.

Часть 3. Повторите это упражнение, положив малыша себе на живот.

На! Возьми!

Возьмите погремушку или яркую деревянную ложку за самый кончик. Покажите ее малышу, привлеките внимание к предмету. Дальше скажите:«На! Возьми» и поднесите предмет к ребенку поближе (на расстояние его вытянутой руки), давая возможность малышу схватить игрушку за ручку и удержать в руке.

Разные игрушки

Положите малыша на животик. Разложите перед ним предметы (2-3). Например, два кольца разного цвета и один кубик (или любой другой предмет, отличающийся по форме от первых двух). Малыш начнет активно обследовать предметы и при этом научится приспосабливать движения руки к форме захватываемого предмета.

Давайте в этом упражнении каждый раз новые предметы. Можно дать два объемных предмета, а один плоский. Чередуйте фигуры разной формы (брусок, куб, шар, цилиндр, конус и т.д.). Можно взять эти фигурки из детского конструктора.

Погремушки (колокольчики)

Вариант 1. Повесьте погремушки (колокольчики) над кроваткой малыша на атласных лентах разного цвета. Высота висящих игрушек над  грудью ребенка –10-15 см. Рассчитывается высота так – игрушки должны быть на уровне полусогнутых или поднятых вверх рук малыша. Начните раскачивать погремушки, коснитесь ими рук малыша. Так мы побуждаем ребенка к захватыванию игрушки и развиваем зрительно-моторную координацию. Малыш может не только схватить погремушку, но и покачать ее влево-вправо. После игры уберите погремушки.

Вариант 2. Поперек кроватки привяжите шнур и повесьте на него колокольчики (бубенчики). Привяжите к колокольчикам яркие цветные атласные ленточки. Вложите ленточку в ручку ребенка и позвените им. Упражнением мы побуждаем малыша захватывать ленты и вызывать нежный перезвон колокольчиков.

Прочитайте малышу стихотворение о колокольчиках:

Дили- дили-дили-дили —Колокольчики звонили.Дили-дили-дили-дили —Колокольчики будили.Всех жуков, пауковИ веселых мотыльков.Динь-день! Динь-день!Начинаем новый день!

Гирлянда (Автор – Л.Н. Павлова)

Сделайте гирлянду из шариков и кубиков.  В гирлянде чередуются детали разного цвета и формы.  Для этого детали (шары и кубики с отверстиями) размером в 3-4 см нанижите на ленту длиной 150 см.

Положите малыша на животик. Его туловище наполовину должно оказаться в кольце, очерченном гирляндой. Перед малышом – полукруг гирлянды. Дайте возможность рассмотреть гирлянду. Если малыш не заинтересовался, то передвиньте шарик к нему поближе. Если малыш не тянет ручки, то можно взять его ручку и медленно притянуть ей предмет. Называйте фигурки: «Шаааааарик! Кууууубик!», выделяя гласные звуки «а» и «у» (эти звуки малыш уже произносит в гулении). Через 2-3 минуты поверните малыша на спинку и дайте возможность ему отдохнуть.

Дальше помогите ребенку повернуться со спины на живот и снова покажите игрушку в течение 2-3 минут.

Такие же упражнения можно проводить с гирляндой из разноцветных колокольчиков, с мелкими игрушками. 

Развиваем зрительное сосредоточение на предмете, умение прослеживать траекторию его движения

Где игрушка?

К 4 месяцам малыш, с которым делали упражнения по развитию умения следить за двигающимся предметом, может не только плавно переводить взгляд, но и проследить глазами невидимую траекторию движения предмета.

Возьмите яркую игрушку и привлеките к ней внимание малыша (покажите ребенку, извлеките звук). Когда ребенок зафиксирует взгляд на игрушке, начинайте ее передвигать и далее уберите за УЗКИЙ экран шириной 7 см. Далее игрушка продолжает свой «маршрут» за экраном (ребенок ее не видит) и появляется с другой стороны экрана. Покажите такое «путешествие игрушки» 3-4 раза, и ребенок будет ждать появления игрушки в том месте, где она появлялась до этого. 

Гляделки: прослеживание взглядом

Положите малыша на спинку. Покажите ему яркую звучащую игрушку (она должна быть удобной для захвата). Когда  малыш сосредоточит взгляд на игрушке, начните передвигать ее по кругу. Диаметр круга постепенно увеличивайте. После этого дайте игрушку в ручки малышу, чтобы он ее смог схватить и обследовать.

В этом возрасте малыш уже способен легко прослеживать взглядом сложные траектории движения игрушки – поэтому Вы можете усложнить задание, передвигая игрушку по вертикали, по горизонтали, восьмеркой или по другой траектории.

Также понаблюдайте, может ли малыш прослеживать взглядом за Вашим лицом. Начните говорить с ним (малыш лежит на животе, Ваше лицо на уровне его лица), а затем переместитесь сначала влево-вправо, затем вверх – вниз. При этом разговаривайте с ребенком, называйте его по имени, читайте потешки. Важно чтобы ребенок устойчиво прослеживал взглядом за Вашим лицом в разных направлениях.

Развитие слухового сосредоточения

Откуда звук?

В этом упражнении малыш учится поворачивать голову в сторону невидимого источника звука, сосредотачивать на нем свой взгляд. Возьмите звучащий предмет – шуршалку, шаркунок, погремушку, детский музыкальный инструмент (какие игрушки нужны малышу и как их использовать для создания развивающей среды Вы уже читали в первой части этой статьи) и начните им звучать. Малыш повернет голову в сторону звука. Затем обойдите вокруг манежа или кроватки, звуча игрушкой – малыш следит глазами за передвигающимся источником звука.

После этого постучите игрушкой о бортики кроватки в разных местах – ребенок будет поворачивать голову в сторону источника звука.

Звучите игрушкой с разных сторон, делайте паузы, разговаривайте с малышом, побуждайте его поворачивать голову в разные стороны.

Всегда делайте такие упражнения, вызывая повороты в разные стороны – влево и вправо! 

Мамина гимнастика с потешками

Играем с ручками и ножками

В 4 месяца малыш уже умеет управлять своими ручками, знакомится с ними, пробует брать предмет обеими руками, одной рукой.

Малыш лежит на спине. Произносите слова потешки, делая движения:

-Ручки, ручки, не скучайте! (потрясти ручками, взяв их за локотки)

Где Вы были? Отвечайте! (Сводите и разводите ладошки перед лицом ребенка, руки ребенка держим за локотки)

Посидели дома? (Хлопаем по щечкам ладошками)

И пошли к знакомым! (Хлопаем ладошками ребенка по своим щекам)

Вы можете придумать и свои движения на слова потешки.

Можно заменить слова потешки на слово «Ножки, ножки, не скучайте!…». В этом случае мы берем малыша так, чтобы его ступни прикасались друг к другу – «здоровались». Можно надеть на ножку малыша  бубенчик или браслетик.

Можно в этом упражнении использовать и другие пестушки и потешки:

-Тук-тук-тук (стучим кулачками друг о друга) – громко, четко

-Да-даааа-даааа! (раскрываем ладошки и хлопаем в ладошки) — удивленно

-Можно к вам? – вопросительно (снова ударяем кулачками)

-Вам сюда! – радостно, гладим ручками щечки. 

Играем с браслетом (Автор – И. В. Мальцева)

Наденьте на ручку малыша цветной яркий браслетик на липучке или на мягкой резинке.

-Ручка, ручка, где была? (возьмите ручку ребенка и поднимите к его лицу, чтобы он увидел браслетик)

-Спрятаться от нас могла? (перемещаем ручку с браслетиком перед глазами малыша, он за ней следит взглядом)

Мы тебя сейчас найдем (сделайте паузу и дайте возможность малышу потянуться к браслетику, ухватиться за него своей второй ручкой)

И играть скорей пойдем.

Обязательно меняйте ручку в таких упражнениях. Поиграв с одной ручкой, поиграйте с другой!

Топотушки

Положите малыша на живот и захватите ножки. Поочередно сгибайте и разгибайте их (пятка то прижимается к ягодицам, то ножка выпрямляется). В этом упражнении укрепляются мышцы, улучшается координация движений, ребенок учится двигать ножками попеременно.

Топ, топ, топотуууушки… (ритмично, весело)Удивляются игруууууушки, (удивленно)На окошко прыгнул кот  —  (удивленно)Оля по полу идет! (радостно, восхищенно)Ходит не ладошками, (ритмично, весело)А топочет ножками,Маленькими ножками,Красными сапожками.И сама удивленааааа, (удивленно)Что не падает онаааааа! 

Присаживание

Возьмите малыша за две ручки  и начинайте его поднимать – присаживать. Малыш прогнет спинку. Сначала присаживайте за две ручки, а потом за одну. Упражнение развивает мышцы живота.

Внимание: сажать ребенка нельзя, можно только делать присаживание как упражнение!

Чики, чики, кииииички,Берёзовые лыыыыычки!Летели две птиииииички,Собой невелииииички.Как они летееееели,Все люди глядеееееели.Как они садиииииились,Все люди дивиииииились.

Мне очень нравятся слова народных потешек, которые не только сопровождали присаживание малыша, но и одновременно …. воспитывали его. Да-да! Именно воспитывали, закладывая основы человеческих взаимоотношений. Например, вот такие «поклончики». Берем малыша за ручки и тянем его на себя до положения «сидя», затем снова опускаем в положение лежа на спине. И каждое движение сопровождаем одной строчкой текста:

Бабушке – поклооооон!

Дедушке – поклоооон!

Папе – поклооооон!

Маме – поклооооон!

Братику – поклоооон!

Сестрице – поклоооон!

А тебе, детонька –

Рост большоооооой! (имеется в виду не то, что малыш будет высокого роста, а то, чтобы он быстро рос и хорошо  развивался)

 

Эту потешку и многие другие подобные потешки Вы найдете в великолепном сборнике, выпущенном кафедрой истории педагогики Санкт-петербургской академии последипломного образования «Песенки, забавы, игровая гимнастика для малышей» в 2008 году. Жаль только одного – что сборник этот доступен, увы, только специалистам и в обычных книжных магазинах не  продается.

А вот еще одна потешка для присаживания ребенка из этого сборника, которая пропевается как песенка:

Тооооню тяяяну – рыыыыбу лоооовлю,

К коооошель клаааду, дооооомой нееееесу.

Щучки – в кучки, плотички – в полииички,

Один ершок! Да и тот в горшооок!

 

Прыжки

Возьмите ребенка под мышки лицом к себе. Приподнимайте и опускайте его так, чтобы ноги малыша касались стола. При этом читайте ритмично слова потешки.

Упражнение развивает упор ног, укрепляет мышцы стопы, вызывает радость у ребенка. Его можно использовать только с детьми, которые отлично держат голову в вертикальном положении туловища. Обычно все дети к 4 месяцам держат голову очень уверенно.

Подпрыгивать можно не только на столе, но и на большом мяче или на … папе!

Прыг-Скок! Прыг-Скок!Сел кузнечик на листок!Прыг-Скок! Прыг-Скок!Лягушонок под мосток!Скачет козлик по дорожке –Прыг-Скок! Топ-Топ!Дети хлопают в ладошки –Прыг-Скок! Хлоп-Хлоп!Зайчик солнечный на стенке,

Прыг-Скок! Прыг-Скок!

Я на папиной коленке –Прыг-Скок! Прыг-Скок! (Владимир Данько)

 

Но, лошадка, прыг — скок!

На пригорок, на мосток.

Мы поскачем по лесам

И опять вернёмся к вам!!!

 

Неваляшка: Готовимся к поворотам со спины на бок и на живот

Малыш лежит на спине на пеленке. Покажите ему неваляшку (на расстоянии 50 см). Затем переместите игрушку вбок и раскачайте ее, чтобы она зазвучала. Подтяните край пеленки, на которой лежит малыш. Таким образом, мы подталкиваем – стимулируем малыша к повороту. Но при этом малыш поворачивается сам. При таком повороте все ощущения тела такие же как при самостоятельном повороте, и это помогает деткам перейти к самостоятельному действию.

При повороте на бочок освободите ручку малыша. Это нужно, так как после поворота на бочок малыш освоит поворот на живот. А при повороте на живот высвобождение ручки необходимо.

Когда ребенок примет устойчивое положение тела, придвиньте к нему неваляшку. Поддерживайте в это время малыша за спинку. Ребенок играет с игрушкой – раскачивает, слушает как она звучит.

Влееееево-впраааааво,

влееееево-впрааааааво

Весело качаааааается.

Влееееево-впрааааааво,

влееееево-впраааааааво

На пол не роняется. (Г. Верд)

 

Учимся переворачиваться

Малышу в 4-месячном возрасте пора научиться переворачиваться. Это готовит к ползанию, укрепляет мышцы туловища.

Положите малыша на спину. Покажите ему сбоку яркую игрушку, чтобы у ребенка возникло желание ее взять. Ласково говорите с ним: «Давай, Ирочка,  повернемся на бочок». При этом поддержите свой правой рукой выпрямленные ножки малыша. А левой рукой держите согнутую в локте ручку малыша и очень осторожно подтяните в сторону, побуждая повернуться на бочок (тянуть или толкать ребенка не нужно, мы только побуждаем его повернуться самому). Потом делаем упражнение в другую сторону.

Делая упражнение, приговариваем:

«Толкааааааачки – рогаааачки, перевёоооортышки! Толкаааачки-рогааааачки-перевёоооортышки!»

Брыкание

Педиатры советуют уже с 4 месяцев начать проводить с малышом упражнения, которые будут готовить его к овладению стоянием и ходьбой. Подложите свои руки под ступни ребенка и слегка подтолкните. Малыш попытается выпрямить ножки и начнет «брыкаться». Брыкание доставляет ребенку удовольствие и он смеется. Благодаря такому маленькому и короткому упражнению, ребенок учится координированно по очереди сгибать и разгибать ноги, что поможет ему в дальнейшем, когда он будет учиться ходить. К 5 месяцам можно делать движения, напоминающие езду на велосипеде. К 5 месяцам малыш научается и одновременным движениям ногами (эти движения он делает, например, когда пытается сбросить с себя одеяло).

Кач-кач

Это упражнение развивает равновесие в положении лежа на животе, а также опорную функцию правой и левой руки (ладошки малыша раскрыты)

Скатайте валик  из полотенца и положите на него ребенка животиком вниз. Покачивайте малыша из стороны в сторону, напевая песенку или читая стишок.

Ай качи-качи- качииииии!Глянь, баранки, калачииииии.Глянь, баранки, калачииииии,С пылу, с жару из печиииии.В пылу с жару из печиииииии,Все румяны, горячиииии.Налетели тут грачииииии,Подхватили калачииииии.Нам осталися баааа-рааааа-нооооо-чкиииииии!

Велосипед (4-5 месяцев)

Упражнение укрепляет мышцы ног, готовит к ползанию и ходьбе.

Положите малыша на спинку на твердую поверхность. Начните с ним разговаривать. Затем возьмите за стопы и согните ножки в коленном суставке. И «едьте на велосипеде», приговаривая слова потешки:

Поехали, поехали,С орехами, с орехами.Поехали, поехали,За грибами, за орехами,Приехали, приехалиС грибами и с орехами.

Повторите упражнение 3-4 раза. 

Знакомимся с окружающим миром

Вот моя семья!

Возьмите малыша на руки, подносите его к членам семьи, называйте их, рукой малыша дотрагивайтесь до них. Прочитайте стишок о семье, показывая ручкой малыша до называемого человека. Пусть они поговорят с малышом.

Знаю я, что у меняДома дружная семья:Это — мама, это  я.Это — бабушка моя!Это — папа, это — дед.И у нас разлада нет!

Кто это?

Упражнение развивает ориентировочную реакцию ребенка на голос мамы и ее лицо. Разговаривая с малышом, внесите изменения в свою внешность – например, наденьте шляпу или повяжите косынку, заколите волосы и т.д. Малыш насторожится. Но  узнав Ваш голос, улыбается.

Можете поиграть в «прятки». Во время разговора спрячьте свое лицо платком и потяните ручку ребенка к платочку. Малыш стянет платочек и увидит маму.

Две бутылочки

Предложите малышу две бутылочки. Сможет ли он по цвету бутылочки с разной жидкостью сделать выбор (прозрачная бутылочка с водой или непрозрачная белая молочная смесь)

Путешествие по квартире

Ребенка следует чаще носить на руках по квартире и разговаривать при этом с ним, называть предметы и действия. Это не только позволяет знакомить с окружающим миром и развивать предпосылки речи, но и играет важную роль в формировании объемного зрения. Ведь в таком путешествии малыш видит один и тот же предмет с разных сторон, с разных точек обзора.

Показ игрушки

Положите малыша на живот. На расстоянии 50 см от него поставьте яркую игрушку. Начните демонстрировать игрушку. Называйте ее части, цвет, размер, действия, покажите, как с ней играть, как она звучит. Используйте короткие стишки об игрушке, потешки. Затем дайте малышу возможность поиграть с игрушкой, дотянуться до нее.

Бутылочка

При кормлении из бутылочки держите бутылочку так, чтобы ребенок мог потянуться к ней руками и «взять» — удержать ее. Поддержите бутылочку и помогите малышу ее держать.

В статье Вы познакомились с тем, как развивать ребенка в 4 месяца с помощью игр и упражнений. Еще о развитии ребенка в 4 месяца интересную информацию Вы найдете в статьях:

Стихи для новорожденных и самых маленьких: народные и современные стихи для купания, переодевания, кормления, пробуждения, укладывания спать, игр с ребенком.

Колыбельные для малышей: как правильно выбрать колыбельную для малышей и как ее петь?

Пестушки: проверенный веками метод развития младенцев.

Ребенку 4 месяца: основные линии развития малыша, создание развивающей среды.

О дальнейшем развитии малыша Вы можете почитать:

Ребенку 5 месяцев: игры, упражнения с малышом, что умеет малыш.

Шестимесячный ребенок: особенности развития, игры, упражнения. гимнастика.

До новых встреч в рубрике «Развития малыша от рождения до года»!

О  дальнейшем развитии ребенка Вы сможете прочитать в статье «Что умеет ребенок в 5 месяцев». Показатели развития малыша. Игрушки для ребенка в 5 месяцев. Развивающие игры и упражнения.

Получите  НОВЫЙ БЕСПЛАТНЫЙ АУДИОКУРС  С ИГРОВЫМ ПРИЛОЖЕНИЕМ

"Развитие речи от 0 до 7 лет: что важно знать и что делать. Шпаргалка для родителей"

Кликните на ссылку или на обложку курса ниже для бесплатной подписки

Автор курса - Валасина Ася, кандидат педагогических наук, автор сайта "Родная тропинка"

rodnaya-tropinka.ru

4 месяца ребенку | Развитие малыша

Ну вот и исполнилось 4 месяца вашему ребенку. Его развитие существенно прогрессирует, причем темпы развития могут вас просто поражать.

Кажется, только вчера ваша радость появилась на свет, а сегодня он уже празднует 4 месяца, и на горизонте обозначился очередной рубеж. Какие новые вершины предстоит покорить крохе на пути к нему, какие показатели развития ребенок должен демонстрировать к 5 месяцам?

Прежде всего, не стоит на месте психическое развитие ребенка. Малыш, который всего пару недель назад готов был без разбора любить всех в этом мире, теперь становится гораздо осторожнее: дарит улыбки тем, кого хорошо знает, а с незнакомцами, пожалуй, за исключением детей, держится напряженно, может даже заплакать. Он чутко реагирует на настроение взрослых, распознает строгие и ласковые интонации, реагирует на них хныканьем или смехом. Ребенок внимательно следит за разговором и сам пытается общаться: певуче гулит, произносит первые согласные звуки. Это время, когда собеседниками вашего карапуза могут стать зеркало или картинка с изображением лица младенца.  В четыре месяца и в период до 5,  ваш малыш обязательно должен научиться отличать по голосу и внешнему виду «своих» и «чужих», по-разному реагировать на них.

Существенные изменения произойдут в развитии координации малыша. Движения рук ребенка в 5 месяцев станут четкими и целенаправленными, при этом правая и левая ручка должны работать одинаково активно. Малыш способен с интересующими его предметами (привлекают сейчас и книжка, и мамины волосы, и папин мобильник) совершать ряд манипуляций. Он готов хватать, крутить, бросать, и, естественно, тянуть в рот все подряд. Такие познавательные действия занимают карапуза достаточно долго: он может несколько минут сосредоточено разглядывать и пробовать на вкус как погремушку, так и собственные ноги. Не стесняйтесь почаще ласково обращаться к своему малышу, показывайте и давайте ему игрушки, удобные для захвата ручкой. Ребенок в 4месяца уже должен целенаправленно тянуться к игрушке, перекладывать ее в руках, крепко хватать, тянуть в рот.  В возрасте 4 месяцев движения его рук становятся более свободными, он может поднимать их выше уровня плеча.

На 5 месяце жизни активно развиваются и совершенствуются двигательные навыки малыша. При поддержке под мышки ребенок достаточно устойчиво стоит и переступает ножками. Лежа на животике, он уже не просто удерживает головку, но и поднимает верхнюю часть туловища, опираясь при этом на ладони вытянутых рук. Теперь маленькому исследователю для обозрения доступно многое. Не исключено, что наиболее любопытные и настойчивые карапузы, заметив что-то интересное, попытаются доползти до предмета своего вожделения. Не забывайте чаще выкладывать малыша животиком на твердую поверхность. Это важно потому, что у ребенка в положении на животе с приподнятой грудкой значительно увеличивается обзор, он начинает наблюдать за окружающими, что существенно улучшает его развитие.  В 4 месяца малыш более уверено опирается на ладошки выпрямленных рук, лежа на животе, начинает переворачиваться со спины сначала на бочок, а затем и на животик. Возможно, именно этот период жизни малыша будет отмечен и первым самостоятельным переворотом со спины на животик, а некоторые активисты совершат и обратный кульбит. Поэтому четырех-пятимесячного карапуза нельзя оставлять одного без присмотра, например, на софе: в любой момент он может освоить науку переворотов. А для отличников в этой дисциплине даже барьеры из одеял перестают быть серьезным препятствием. Кстати, растущая вертлявость малышей потребует от мамы совершенствования навыков смены подгузника и одевания-раздевания своего чада.

Ребенок хорошо опирается на ножки, при поддержке под мышки, начинает подпрыгивать. И при этом совершенно не знает усталости. В возрасте 4 месяцев он имеет необыкновенно доброжелательный вид и преимущественно пребывает в отличном настроении и расположении духа, а также длительно, певуче, громко гулит.  Многие малыши предпринимают попытки сесть и даже встать. Поощрять такое желание стоит, а вот специально присаживать малышей, обкладывая их подушками, еще рано: позвоночник и кости таза еще недостаточно окрепли для таких упражнений.

На 5 месяце у малыша вполне может прорезаться первый зуб, но даже если этого не произойдет, то тяга к взрослой пище, скорее всего, появится: ребенок станет провожать взглядом каждый лакомый кусочек, который вы отправите себе в рот, а кружки, ложки и тарелки могут стать его любимыми игрушками. Наличие таких интересов – один из признаков того, что можно начинать прикорм. Если в это время врач назначает введение прикорма, то малыш довольно быстро начинает снимать губами с ложки полугустую и густую пищу. Прорезыванию зубов у детей предшествует резкое увеличение слюноотделения, в деснах появляется зуд.  Все это может служить причиной беспокойства малыша. Вы можете ему помочь, дав грызть специальное резиновое или пластмассовое кольцо, предварительно хорошо вымытое и прокипяченое. Жесткость кольца выбирайте в зависимости от предпочтений малыша. На, к примеру, очень любил жесткие кольца, а вот мягкие не переваривал абсолютно. Несколько позднее можно будет давать малышу корочку хлеба или кусок очищенного яблока.

На пятом месяце жизни малыш все еще может находиться на шестикратном кормлении. Соответственно, под это подстраивайте и  режим дня ребенка, которому исполнилось 4 месяца.  Общая суточная продолжительность сна малыша — порядка 16-17 часов.  Продолжительность  периодов бодрствования около 1,5 — 2 часов. Если в течение дня у малыша 6 кормлений, то часы кормления, к примеру, с 6 до 23,30 или с 8 до 01,30. При пятиразовом кормлении — с 7 до 23 часов.

Массаж и гимнастика малыша 4 месяцев

Для полноценного физического развития малыша, не забывайте и в 4 месяца о закаливании. Закаливающие процедуры проводите при температуре воздуха 20-22 градуса.  Воздушные ванны 6-8 минут при переодевании и массаже.  Прогулки при температуре от -15 до +30 градусов с опущенным тентом коляски. Летом — пребывание под рассеянными лучами солнца в «кружевной» тени деревьев.  Температура воды для умывания 25-26 градусов,  для принятия ванны — 36-37 градусов, для растирания 35. После ванны необходимо начать обливание малыша водой из кувшина, температура воды 34-35 градусов.  Продолжительность приема ванны —  6-8 минут. Для более глубокого осмысления вопроса закаливания ребенка 4 месяцев, рекомендуем перечитать статью   «Закаливание детей до года» .

Если у малыша хорошее физическое развитие, он растет, достаточно прибавляет в весе, продолжайте кормить его только грудным молоком.  Однако в возрасте 4 месяца многим детишкам уже начинает недоставать грудного молока. Поэтому по совету врача следует постепенно вводить в рацион питания малыша прикорм — овощное пюре или кашу. С чего лучше начать — вам порекомендует педиатр. Обычно, хорошо развитым детям 4 месяцев для первого прикорма лучше предпочесть овощное пюре.   Проще всего купить его в магазине, но можно и приготовить самим. Для этого хорошо очищенные и промытые свежие овощи: белокачанную капусту, цветную капусту , морковь, картофель сварить на пару или в небольшом количестве воды. После чего горячими тщательно растолочь и протереть через ситечко чтобы не было комочков. Добавить небольшое количество молока и одну чайную ложку масла на порцию 150г. Растительного или сливочного — не важно. Через одну-две недели после начала прикармливания в овощное пюре добавьте 1/4, а затем и 1/2 сваренного вкрутую желтка куриного яйца  Имейте в виду, что введение прикорма как чужеродной пищи — очень ответственный момент в жизни малыша. Главное условие успеха — большая осторожность и постепенность при увеличении объема прикорма.  Начинать введение следует с одной чайной ложки в день и проводить его до кормления ребенка грудью. После чего постепенно прибавлять пюре по 1-2 чайной ложки в день до достижения объема 150граммов. Таким образом, пюре полностью заменяет одно кормление только через 12-15 дней. Вводить прикорм удобнее всего в 10-11 часов утра.  Овощное пюре должно даваться в свежем виде и готовиться каждый день. После овощного пюре с маслом и яичным желтком следует давать ребенку что-нибудь жидкое запить: или фруктовый сок, или овощной, изредка морс или «живой кисель» (50г). Вместо фруктового сока можно давать протертое сырое яблоко. Особенностью «живого киселя»является то, что витамины, содержащиеся во фруктовом соке, не подвергаются кипячению и разрушению. Для его приготовления сначала заваривают отжатые ягоды или фрукты, процеживают отвар, заваривают его картофельным крахмалом, добавляют две чайные ложки сахара на стакан киселя, а после того, как кисель остынет, вливают в него фруктовый сок. Кисель можно давать малышу 4 месяцев один разв день не более 50 г.

Существующие нормы развития детей – лишь приблизительный ориентир. Каждый малыш в удобном для него темпе постигает что-то новое. Не ищите недостатков в ребенке, играйте, разговаривайте с ним, и в свое время он обязательно всему научится. Соблюдайте правила ухода за малышом, и ваш ребенок будет и в 4 месяца развиваться так же хорошо, как и раньше.

detochki-doma.ru

Стихи про детей по месяцам стишки на фотографии по месяцам

Еще больше стишков в группе вконтакте: Детские стишки, стихи про детей

***

УЗИ, анализы, врачи, И девять месяцев тревоги, И наконец зимой, в ночи Сошлись у нас с тобой дороги И глаз не в силах оторвать, И чувство счастья и единства, Скорей бы полно испытать Святую радость материнства! Мы дома! Боже, он кричит! Ну где же книги и шпаргалки?! Потом не ест… теперь не спит… Муж помогает… из-под палки На третий день ушла в астрал, Звонков и лиц не замечаю, Но руки бдят, у них аврал — Прибавку веса отмечают! Какой банкет? Зачем гостей? Нам месяц? Все хотят собраться?! Теперь готовь, подай, налей, Не забывая улыбаться! Твой первый смех, вот это да! Быстрее видео и фото! Ну, опоздали как всегда — Уже рыданья до икоты! Играл всю ночь, борясь со сном, В журнале срочно всё отметим! Поспим когда-нибудь потом, Как говорится — на том свете! Опять нам нечего надеть, Хотя базар вещей скупили! Куда растем?! Стоять! Не сметь! И половины не сносили! Он ест пюре! Какой успех! Скорей ровесникам хвалиться! Но оказалось, что у всех Давно едят шашлык и пиццу! Наш сел — ровесники пошли, Он встал — они среди бегущих! Отставить выходные дни! Догнать хотя бы отстающих! Друзья в кино, на стадион, У нас своя олимпиада — За малышом бросок под стол, Спасенный тапочек — награда! Ура! Все трудности прошли — Запоры, колики и клизмы, Но снова в бой! Теперь горшки, Ушибы, зубы и капризы! Ребенку год?! Не может быть! Я не успела насладиться! Придется мне ещё родить, Пусть это снова повторится!

*******************

1 МЕСЯЦ

У меня болит животик!Мама! Помоги!Дай скорей своё лекарство!На руки возьми!Покачай меня на ручках, Песенку мне спой.Больше не болит животик.Хорошо с тобой!

***Месяц — тоже юбилей,Будет полный дом гостей!Меня будут поздравлять,Обнимать и целовать!

***Первый месяц самый сложный,И для сына и для насИзучаем все сначала,Будто снова в первый класс!

***Первый месяц очень важен!Надо многое успеть:Маму приучить к режиму,Щеки толстые наесть!

***Оглянуться – не успел, первый месяц пролетел...Лишь вчера я жил в мамульке, а теперь кручу вам дульки.Звуки стал я издавать, твёрдо голову держать.Улыбаюсь и смеюсь, с бока на бочек верчусь.Погремушкой тарахчу, чаще поиграть хочу!Все меня вокруг лилеют и обнимут, и пригреют.Всем я дорог, всем хорош. Лучше – точно не найдёшь.

**************

2 МЕСЯЦА

Я умею говорить!Говорю «агу»!Так хочу сказать я вам,Что я вас люблю!Мама говорит «агу»,Значит, любит тоже.А ещё твердит «гу-гу»Папа мой.

***Звуки стала издавать,Твёрдо голову держать,Улыбаюсь и смеюсь,С бока на бочок кручусь!

***********************

3 МЕСЯЦА

Как хорошо кататьсяУ деда на руках!Так высоко поднимет,Что говорю я: «Ах!».

***Погремушкой тарахчу,Чаще поиграть хочу.Все вокруг меня лелеют,И обнимут, и пригреют!

***Оглянуться не успел,Третий месяц пролетел!Лишь вчера я жил в мамульке,А теперь кручу вам дульки!Звуки стал я издавать,Твёрдо голову держать,Улыбаюсь и смеюсь,С бока на бочок верчусь!

***********************

4 МЕСЯЦА

Мама! Папа! Посмотрите!У меня во ртуКакие-то две шишки,Чего-то не пойму.Вы говорите зубы?Не может быть такого!Но мне чего-то хочетсяКого-то укусить.Они ужасно чешутся!Они опять болят!За что такие мукиДля маленьких ребят?

***Пролетело время быстро,Словно птица над рекой.Вот уже 4 месяцаНашей деточке родной!

**********************

5 МЕСЯЦЕВ

У меня уже два зуба!Разрешите вас спросить,Можно мне совсем не сильноВас за палец укусить?Что такое сок?У! А это вкусно!Давайте опрокинем чашку!Со мной не будет грустно!Чашка на пол улетела.Не сердись мамуля.На меня нельзя ругаться,Я твоя лапуля!

***Сегодня мне 5 месяцев!Большой совсем уж я!Умею я вертетьсяНа спинку с живота.И с ножками своимиИграю целый день.И громко посмеятьсяМне с мамочкой не лень

***Месяцев уже мне 5.На спине люблю лежать,Ножки в рот себе совать.Мамочка, смотри.А-ну ка, повтори.

***********************

6 МЕСЯЦЕВ

На спине люблю лежать,Ножку в ротик совать.Баба, посмотри.А ну-ка повтори!Интереснее всегоС бабушкой играть.Её можно за нос дёргатьИ за волОсы трепать!Не ругается она,Пальцем не грозит.А со мной она смеётся.Малыша веселит!

***Мне уже, друзья, полгода,Возраст, правда, небольшой,Но мне хочется свободы,Неприятен мне покой.

*** ПолгодаЗдрасьте, дорогиеДяденьки и тетеньки!Вы уже большие?Ну а мне ПОЛГОДИКА!Я люблю играться,Ползать в ползунках,А ещё кататьсяНа чужих руках!Аппетит отменный,Ем я хорошо,Значит, непременноВырасту большой!Время пролетело,Отсчитали ходики.Я теперь взрослее -Мне уже ПОЛГОДИКА!

***********************

7 МЕСЯЦЕВ

Я уже большой!Я сам сижу!И как мальчик из сказкиДалеко гляжу!Не хочу я лопать кашу!Яблоко хочу!Не ругайте вашу радость,А то закричу!

*******************

8 МЕСЯЦЕВ

Я в «сороку» умею играть,И книжки умею листать.Умею я плакать громко,Могу засмеяться звонко.

***В ходунках вас догоню.А ну-ка, убегайте!Хотите – не хотите,А со мной играйте!

****************

9 МЕСЯЦЕВ

Я уже ползу!Смотрите на меня!Ползать я умею!Вот какой я!Давай поиграем, мамаС тобой в одну игру.Вывалим кашу на пол,Размажем её по столу!Мама, тебе не весело?Не надо меня ругать.Давай позовём мы папуИ вместе будем играть!

***************

10 МЕСЯЦЕВ

Как здорово в ванне купаться!В ванне можно плескаться.Маму облить водой,А она смеётся со мной!– Па-па-па! – кричу с утра.– Папа, просыпайся.Давай скорей со мной играть!Вставай и одевайся.В гости к бабе я пришла,Им веселье принесла.Ручкой я машу привет.И со мной смеётся дед.

*******************

11 МЕСЯЦЕВ

Вот глазки у кошки,У ёжика нос.Вам всё покажу –Это ведь не вопрос.Хожу по манежу.Люблю в нём играть.Ещё я люблюМашинку катать.

***Под стол хожу пешкомЯ не пригибаясь,Потому что малышомЯ пока являюсь!

***Время быстро-быстро ходит,Родиону скоро годик!Вырастай, малыш, большим,Будь здоров, красив, любим!

***Десять месяцев трудаНе проходят без сследа,Посмотрите, как я ловкоМчусь к бабуле за морковкой...

*****************

12 МЕСЯЦЕВ

Конечно, я уже большаяВедь за плечами целый годВозможно, даже пожилаяВедь время быстро так течет.

*** первый тортПрожит первый год,Съеден первый торт.Не досталось ни кусочка,Может дальше повезет?

www.baby.ru


Смотрите также