Какими в норме должны быть рефлексы новорожденного. Рефлексы ребенка в 4 месяца


безусловные, условные, врожденные (слабые или отсутствие рефлексов)

Двадцать восемь дней – ровно столько длится период новорожденности, в течение которого детский организм переживает адаптацию к совершенно новым для него условиям теперь уже внеутробной жизни, поэтому рефлексы новорожденного ребенка играют здесь основную роль.

рефлексы новорожденного ребенка

Объясняется это тем, что совсем недавно рожденный малыш пока еще лишен множества полезных навыков – о нем заботится природа.

Основные рефлексы

В этом периоде у малыша развиты только безусловные рефлексы – то есть, те, которые заложены как бы по умолчанию. Постепенно некоторые из них исчезают, уступая место условным.

Условные рефлексы еще можно назвать «личным опытом» ребенка, поскольку они приобретаются в процессе дальнейшего развития и созревания мозга.

Для чего нужны безусловные (врожденные) рефлексы

Клинически значимых безусловных рефлексов у малыша целых пятнадцать – причем «судьба» у них очень разная: одни нужны только для того, чтобы пережить трудный процесс рождения (поэтому они быстро исчезают после появления на свет), другие – чтобы дать толчок к развитию новых, а третьи остаются на всю жизнь.

Педиатры-неонатологи подразделяют врожденные рефлексы новорожденных на несколько групп:

Клик для увеличения (Основные рефлексы)

Оральные рефлексы

Способность сосать материнскую грудь или соску на бутылочке с искусственным питанием называется сосательным рефлексом, а способность проглотить съеденную пищу – глотательным.

Сосательный рефлекс возникает в первые часы жизни и сохраняется до года: малыш обхватывает губами сосок, рожок бутылочки и ритмично их посасывает – примерно так с точки зрения физиологии выглядит обычный процесс кормления. Подробно о сосательном рефлексе

Глотательный рефлекс остается на всю жизнь.

Хоботковый рефлекс – еще одна разновидность оральных рефлексов. Если легко коснуться губ малыша, они смешно выпячиваются в трубочку – совсем как хобот у слоненка, потому что в этот момент непроизвольно сокращается круговая мышца рта. Пропадает хоботковый рефлекс к  двум-трем месяцам.

Рефлекс Бабкина (ладонно-ротовой) – смешанная разновидность реакции ребенка, при которой он приоткрывает рот, если легонько нажать большими пальцами одновременно на обе ладошки. Лучше всего выражен в первые два месяца жизни, на третьем начинает угасать и затем пропадает совсем.

Рефлекс Куссмауля (поисковый) – попытка найти еду: если тронуть уголок рта ребенка, он поворачивает голову к раздражителю. Пропадает достаточно быстро – спустя три-четыре месяца после рождения. В дальнейшем поиск еды происходит зрительно – малыш видит грудь или бутылочку.

Спинальные рефлексы. Осматривая малыша сразу после рождения и в течение всего периода новорожденности, врач-педиатр обращает внимание и на спинальные рефлексы — набор реакций, отвечающих за состояние мышечного аппарата.

Верхний защитный рефлекс. Один из самых важных безусловных рефлексов, запускающихся уже в первые часы жизни, — верхний защитный рефлекс. Он проявляется, если новорожденного малыша положить на живот: сразу же в сторону поворачивается головка, а малыш пытается ее приподнять. Это – защита от возможного нарушения дыхания: ребенок таким образом восстанавливает доступ воздуха в дыхательные пути. Пропадает рефлекс спустя полтора месяца после рождения.

Хватательные рефлексы

Рефлексы Янишевского и Робинсона у новорожденного ребенка проявляются, когда он крепко хватается обеими руками за пальцы матери (врача) и способен удерживать их настолько сильно, что его можно даже таким образом приподнять. Выражены они вплоть до трех-четырех месяцев, затем ослабевают. Сохранение этих рефлексов в более позднем возрасте – свидетельство имеющихся неврологических проблем.

Рефлекс Бабинского – его еще называют подошвенным рефлексом: легкое поглаживание краев подошв снаружи вызывает раскрытие пальцев в виде веера, стопы при этом сгибаются с тыльной стороны. Критериями оценивания являются энергичность и особенно — симметрия движений. Один из самых долгоживущих врожденных рефлексов – он отмечается до двух лет.

Другие двигательные рефлексы

Рефлекс Моро – двухфазная реакция, при которой ребенок отвечает на довольно громкий стук по пеленальному столику или любой другой резкий звук.

Ярко выражен до пятимесячного возраста малыша.

Рефлекс Кернига – реакция тазобедренного и коленного суставов на попытку разжать их силой после сгибания. В норме этого сделать не удается. Исчезает полностью после четырех месяцев.

Рефлекс «автоматической» походки, являющий собой весьма забавное зрелище, состоит в попытках новорожденного самым настоящим образом шагать, если его поднять и немного наклонить корпус вперед. Критерий оценивания – степень полноты опоры при «ходьбе» на всю ступню. Опора на пальчики и цепляние стоп друг за друга – признак нарушений, требующих наблюдения детского невролога.

Рефлекс опоры – попытка малыша встать на стопы, когда его, осторожно придерживая, ставят на ровную поверхность (на стол, например). Это – двухфазный рефлекс: сначала малыш, почувствовав прикосновение опоры, резко сгибает ноги в коленях, а затем – становится обеими стопами и плотно прижимает подошвы к столу. Хорошо выраженные рефлексы опоры и «автоматической» походки сохраняются на протяжении полутора месяцев.

Рефлекс Бауэра (спонтанное ползание) можно наблюдать, положив малыша на живот и приложив ладони к его подошвам: он начинает ползти, отталкиваясь при этом от созданной опоры и помогая себе руками. Появившись на 3-4 сутки, этот рефлекс исчезает спустя 3-4 месяца.

Рефлекс Галанта – реакция позвоночника на внешний раздражитель. Если провести пальцем по всей длине хребта, то ребенок выгибает спину, разгибая при этом ногу со стороны раздражителя.

Существуют также позотонические рефлексы новорожденных – попытки перераспределения тонуса мышц, когда меняется поза тела в отсутствие умения держать головку, сидеть и ходить.

Рефлекс Магнуса-Клейна – реакция разгибающих и сгибающих мышц плеча, предплечья и кисти, при которой ребенок принимает «позу фехтовальщика». Это происходит, если голову малыша повернуть в сторону. Можно наблюдать, как выпрямляются рука и нога с той стороны, где находится лицо ребенка. С противоположной стороны они, напротив, сгибаются. Этот рефлекс сохраняется до двух месяцев.

Слабые рефлексы или когда нужно бить тревогу

Бывает так, что некоторые рефлексы у малыша включаются с опозданием или проявляются не очень отчетливо. Это может быть связано с травмой, полученной во время родов, при болезнях, а также оказаться индивидуальной реакцией на определенные лекарства.

Также слабость оральных и спинальных реакций обычно отмечается у недоношенных детей и у тех, кто родился с легкой асфиксией.

Интересно, что слабые рефлексы у новорожденного ребенка, связанные с поиском еды и ее поглощением (сосание и глотание), могут объясняться всего лишь тем, что малыш просто не голоден. Наиболее отчетливо они проявляются перед кормлением.

Больше всего пугает ситуация, когда рефлексов нет совсем. Полное отсутствие рефлексов у новорожденного ребенка – повод для немедленной реанимации, которую должны проводить только специалисты.

Причины тому разные – внутриутробные пороки, тяжелые родовые травмы, глубокая асфиксия (удушение пуповиной).

Однако следует помнить: резервы у детского организма огромны, поэтому во многих случаях он вполне успешно восстанавливается, а малыш вырастает здоровым.

Обновлено:

Часто задают вопрос: что такое рудиментарные рефлексы? Это рефлексы, которые со временем пропадают (до одного года жизни), т.е. это: Хватательный рефлекс, Рефлекс Моро, Рефлекс опоры, Рефлекс автоматической походки, Рефлекс ползания, Рефлекс Галанта, Сосательный рефлекс, Поисковый рефлекс, Хоботковый рефлекс, Рефлекс ладонно — ротовой.

По теме:
Видео на тему рефлексов

razvitie-krohi.ru

норма и отклонения от нее

В этой статье:

Появление малыша на свет – большой стресс для его организма, начинающего активно приспосабливаться к жизни с первых минут рождения. Особенно важными в адаптации крохи являются первые 28 дней — неонатальный период. На протяжении первых четырех недель важным критерием оценки нормального развития ребенка считаются рефлексы новорожденного, позволяющие педиатру сделать вывод о состоянии нервной системы малютки.

Еще в родильном доме врач проводит ряд манипуляций с крохой: перекладывает его со спины на животик, дает малышу свои пальцы в ручки, притрагивается к стопам. Все это позволяет оценить развитие детской нервной системы, заметить какие-либо нарушения. Поэтому родителям важно знать, для чего нужны рефлексы, о чем свидетельствует их отсутствие и в каком возрасте они должны угасать.

Основные рефлексы

Рефлексы – это ответные реакции организма на действие каких-либо внешних раздражителей. Их значение крайне важно для нормальной жизнедеятельности.

В медицинской практике основные рефлексы принято разделять на две группы:

Стоит отметить, что у ребенка на первых месяцах жизни хорошо развиты только безусловные рефлексы. С ними малыш рождается. Некоторые остаются на всю жизнь: глотательный, сухожильные (сокращение мышц при постукивании по сухожилию – таким приемом пользуются невропатологи, нанося легкие удары в область колена), роговичный. Последний характеризуется рефлекторным смыканием век при касании к роговице. Условные же формируются по мере развития крохи.

Для чего нужны безусловные рефлексы?

На протяжении первого месяца после появления на свет дети считаются беззащитными, ведь адаптация к новым условиям жизни – огромный стресс для ребенка. Поэтому безусловные рефлексы играют важную роль в приспособлении крохи к существованию вне материнского организма.

Педиатры считают, что основными их функциями являются:

Важно знать, что основное значение всех безусловных рефлексов новорожденного ребенка – помощь организму в адаптации к жизни на протяжении первых месяцев после появления на свет. Именно поэтому отсутствие или ослабление некоторых ответных реакций настораживает врачей.

Оральные рефлексы

Важную роль в развитии новорожденного играют оральные рефлексы. Именно благодаря им ребенок способен сосать грудь матери. Родители должны знать, какие оральные физиологические рефлексы существуют, ведь отсутствие их может привести к серьезным нарушениям нормальной жизнедеятельности.

Название рефлекса Как проверяется До какого возраста существует
Сосательный Возникает в результате размещения пальца (соски) в рту ребенка на глубине примерно 2-3 см. При этом малыш начинает совершать определенные движения языком, щеками, губами. Это же происходит и при прикладывании крохи к материнской груди. Рефлекс развивается уже с первых минут жизни, играя важную роль в питании До 12 месяцев
Глотательный При попадании пищи в ротовую полость малыш автоматически глотает содержимое Остается до конца жизни
Хоботковый Если по верхней губе ребенка осторожно постучать пальцем, мимическая мускулатура начинает сокращаться, проявляясь вытягиванием губок вперед в виде «бантика», напоминающего хоботок До 2-3 месяцев
Ладонно-ротовой (Бабкина) Если взять ладонь младенца и слегка надавить на нее подушечками пальцев, ребенок поворачивает голову в эту сторону, одновременно открывая ротик До 2-3 месяцев
Поисковой (Куссмауля) При поглаживании щеки новорожденного около уголка рта происходит поворот головы в эту сторону. Ребенок «ищет» материнскую грудь, открывая ротик. Поэтому многие женщины перед началом кормления притрагиваются соском к щечке малыша До 3-4 месяцев, иногда может сохраняться и на протяжении первых 10-12 месяцев жизни

Одним из наиболее важных в первые месяцы жизни (помимо оральных) является верхний защитный рефлекс. Он проявляется в поворачивании головы набок с одновременными попытками приподнять ее вверх при повороте малютки на животик. Так кроха обеспечивает себе нормальную проходимость дыхательных путей.

Спинальные рефлексы

Большое диагностическое значение имеют спинальные рефлексы младенца. Их еще называют двигательными автоматизмами, позволяющими оценить состояние мышечной системы ребенка. К спинальным рефлексам относятся хватательные, а также другие виды ответных реакций.

Название рефлекса Как проверяется До какого возраста существует
Хватательные рефлексы
Янишевского и Робинсона Если в ладони новорожденного положить указательные пальцы, малыш крепко сжимает их. Иногда сила настолько велика, что кроху можно даже слегка приподнять в таком положении До 3-4 месяцев
Подошвенный (Бабинского) При легком поглаживании пальцами стопы малыша происходит тыльное разгибание большого и одновременное сгибание остальных пальцев (веерообразно) Исчезает к моменту начала самостоятельной ходьбы ребенка (11-12 месяцев)
Другие двигательные рефлексы
Моро (рефлекс «объятий») Осуществляется путем нанесения легкого удара по поверхности, на которой лежит ребенок. При этом он вначале разводит ручки в стороны, одновременно выпрямляя ноги, а затем как бы обхватывает свое тело. Проверить рефлекс можно также, быстро опустив кроху на 20-25 см вниз, после чего вернуть в исходное положение, или же резко распрямить ножки малютки в коленных и тазобедренных суставах До 3-4 месяцев
Кернига Ногу младенца сгибают в тазобедренном и коленном суставах, после чего стараются разогнуть последний. В норме сделать это невозможно До 2-3 месяцев
Рефлекс «автоматической» походки Если поставить новорожденного на стол, придерживая при этом спинку и голову, малыш автоматически совершает определенные движения ножками, напоминающие ходьбу До 1,5-2 месяцев
Рефлекс опоры Обычно проверяется вместе с предыдущим рефлексом. Поставленный на опору малыш немного выпрямляет туловище, стараясь удержаться в положении стоя До 1,5-2 месяцев
Ползания (Бауэра) Если новорожденного перевернуть на животик и подставить к его подошвам ладонь, кроха начнет совершать отталкивающиеся движения, напоминающие ползание До 3-4 месяцев
Галанта При проведении пальцем по спинке малыша в направлении ягодиц ребенок выгибает ее дугой. Одновременно разгибается нога на стороне прикасания До 3-4 месяцев

Стоит отметить, что существуют еще и так называемые позотонические рефлексы. Они заключаются в определенном перераспределении мышечного тонуса при смене положения крохи. Одним из позотонических считается рефлекс Магнуса-Клейна. Он заключается в принятии младенцем определенной позы при повороте его головы в сторону: рука, на которую «смотрит» кроха, разгибается, а противоположная – сгибается. Это так называемая «поза фехтовальщика». Данный рефлекс появляется на первых неделях жизни малыша и обычно угасает к 4-5 месяцам.

Как самостоятельно проверить наличие рефлексов у ребенка?

Многие родители интересуются, какие рефлексы должны быть у ребенка в первый месяц жизни и можно ли проверить их наличие самостоятельно. Обычно состояние нервной и мышечной систем малыша оценивает педиатр во время осмотра. Однако при наличии какой-либо патологии крайне важно вовремя обратиться к врачу, поэтому мамы и папы могут периодически проверять наличие некоторых ответных реакций организма малютки дома.

Сделать это довольно просто:

Не стоит забывать, что на протяжении первых месяцев жизни ребенок требует особого внимания и осторожности со стороны мамы и папы. Даже просто переодевая кроху, его легко травмировать. Поэтому лучше всего, если наличие рефлексов будет определять врач.

Или же родители могут спросить у педиатра, какие из безусловных ответных реакций они могут проверить самостоятельно, без нанесения вреда малютке, и как правильно это сделать, превратив процесс в полезную гимнастику, развивающую целенаправленную двигательную активность ребенка в будущем.

Что делать, если рефлексы слабые?

Некоторые рефлексы новорожденных появляются не сразу после рождения или же проявляются в недостаточной степени. Причин этому может быть множество: родовые травмы, нарушения развития нервной системы ребенка, недоношенность, патологии позвоночника (особенно шейного отдела), асфиксия. Важно знать, что ослабление некоторых рефлексов не всегда свидетельствует о заболевании. Например, когда малыш не голоден, при помещении в его ротик соска материнской груди сосательных движений может не возникать.

В диагностике же патологий центральной нервной системы важное диагностическое значение имеет наличие спинальных рефлексов.

Они могут ослабляться или вовсе не возникать при серьезнейших нарушениях, поэтому мамы и папы должны обращать внимание на следующие моменты:

Важно следить за положением головы новорожденного при повороте его на животик. Отсутствие или ослабление защитного рефлекса считается одним из первых симптомов ДЦП. Если мама заметила подобные нарушения у своей малютки, необходимо срочно обратиться к врачу. Паниковать не нужно: возможно, родители неправильно проверили наличие некоторых безусловных рефлексов.

Игнорировать возникшие проблемы, откладывая визит к педиатру на потом, не стоит. Помните: оценить состояние нервной и мышечной систем может только квалифицированный специалист.

Важным моментом является знание мамами и папами, до какого возраста у ребенка сохраняются безусловные рефлексы. Если к 5-6 месяцам угасания многих из них не наблюдается, следует проконсультироваться с доктором. Усиление или наличие безусловных рефлексов в старшем возрасте возникает при повышенной нервной возбудимости, мышечном гипертонусе.

Узнав информацию о том, какие должны быть рефлексы у новорожденного, а также их значение в развитии ребенка, мамы и папы смогут тщательно следить за здоровьем своей малютки. Важно помнить, что нередко именно по их отсутствию или ослаблению можно определить патологии нервной, мышечной, костной систем. Все, что требуется от родителей – это внимание, являющееся неотъемлемой частью не только в воспитании, но и в сохранении здоровья ребенка.

Полезное видео о рефлексах новорожденных

moirody.ru

Рефлексы 4 месячного ребенка |Ребенку 4 месяца| NovorozhdennyjRebenok.ru

» Ребенку 4 месяца

Вам 4 месяца

В 4 месяца ребёнок уже, как правило, не страдает коликами и газиками, работа желудочно-кишечного тракта вошла в норму, а значит, самое время сосредоточиться на развитии. Успехи ребёнка в этом возрасте уже весьма значительны: угасают рефлексы новорождённого, закрепляются новые умения и навыки, формируют эмоциональные связи с окружением.

Физическое развитие ребёнка 4 месяцев

Физические навыки, характеризующие развитие ребенка 4 месяца жизни, развиваются достаточно интенсивно. Ребенок уже способен поднимать головку, лежа на спине, и хватать игрушку рукой. Если раньше главным для него было достать до игрушки и толкнуть ее, то теперь малыш захватывает ее маленькими цепкими пальчиками и тянет к себе. В 4 месяца ребёнок совершает это движение пока не вполне осознанно, желание притянуть понравившийся предмет не имеет под собой исследовательских задач.

Основные навыки 4-месячного ребёнка
Угасание рефлексов новорождённого

Не секрет, что по мере взросления у ребёнка угасают рефлексы новорождённого:

Существуют ещё рефлексы Таланта и Переза — к концу 4 месяца ребёнок должен «забыть» их, но они настолько специфичны, что проверять положение вещей самостоятельно не рекомендуется, нужен специалист-педиатр.

Кормление ребенка 4 месяца

Процесс кормления к этому возрасту становится привычным не только для мамы, но и для малыша. Он может теперь допускать более фривольное обращение с маминой грудью, например, немного поиграть ею в перерыве кормления. Малыш может ручками поддерживать бутылочку или чуть надавливать на грудь, чтобы молочко текло быстрее.

Эмоциональное развитие ребенка 4 месяцев

Эмоциональное развитие ребенка 4 месяца характеризуется более осмысленной реакцией на действительность. Малыш уже не просто плачет, он выражает свое несогласие с каким-либо фактом или действием. Его желания становятся более понятны, а беспочвенные капризы уходят на второй план.В этот период становится понятно, какие игрушки нравятся ребенку, а какие нет. Свои пристрастия маленький человечек не скрывает. Он плачет и возмущается, когда ему дают не то, что он хочет и радуется и гулит, завладев любимой игрушкой. Не стоит испытывать его терпение – пусть играет с теми предметами, которые ему симпатичны.

В 4 месяца ребёнок начинает развивать речь: первые слоги, произносимые малышом, часто не имеют смыслового значения, как и гуление, они относятся к звукоподражанию и первым пробам голоса. Однако именно из этих слогов в последствии появляются долгожданные: ма, па, ба, да и т.д.Поэтому следует обращать на них пристальное внимание, но не слишком переоценивать на данном возрастном этапе.Важным моментом, организующим развитие 4-месячного ребёнка, является реакция малыша на свое имя. Он еще не выражает явную радость при его звуке, но начинает поворачивать головку и внимательно прислушиваться.

В этот период малыши начинают выделять голоса знакомых людей и отличать их от неизвестных им. Это может выражаться в простой настороженности при звуке незнакомого голоса, а может и перейти в плач испуганного младенца.

Secondary Sidebar
Вход в подписку
Поиск
ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ

Рефлексы новорожденных и детей грудного возраста

Врожденные рефлексы – это специфическая ответная реакция малыша на определенный внешний раздражитель. Исследование рефлексов в основном используют для оценки состояния нервной системы.

В норме все рефлексы имеют свое время появления и исчезновения. Некоторые рефлексы наблюдаются практически с рождения и с течением времени затухают, другие, наоборот, появятся только тогда, когда ребенок подрастает. (Время появления и исчезновения рефлексов в норме см. ниже)

Рефлексы у здорового ребенка должны быть симметричны, т.е. наблюдаемый ответ должен быть одинаковым справа и слева. Об ассиметрии рефлексов говорят тогда, когда рефлексы нормально вызываются с одной стороны и отсутствуют с другой.

Например, при исследовании хватательного рефлекса (методика проведения этого рефлекса см. ниже) ребенок хорошо захватывает ваши пальцы одной рукой и не делает этого другой. Такое положение вещей требует обязательной консультации педиатра.

Имеет значение усиление и ослабление рефлексов.

Резкое угнетение или отсутствие рефлексов, может быть связано, с нарушением мышечного тонуса (резкое снижение или повышение), с патологией нервной системы (ее незрелость и др.), инфекционно-воспалительными заболеваниями и др.

Умеренное усиление основных врожденных рефлексов наблюдается при повышенной нервно-мышечной возбудимости.

Оценивая результаты исследования рефлексов, нужно учесть, что они имеют диагностическое значение лишь в совокупности с другими симптомами. Изменение какого-либо рефлекса при отсутствии других неврологических нарушений не является патологией.

Если вас, что-либо настораживает в поведении ребенка при исследовании рефлексов, лучше обратиться с этим вопросом к врачу. Правильно оценить состояние нервной системы может только специалист – невропатолог.

Если малыш здоров, то вызывание некоторых рефлексов очень полезно для него, это послужит ему своеобразной гимнастикой. Например, к таким рефлексам относятся рефлекс ползания, рефлекс опоры и др. Использование физиологических рефлекторных процессов стимулирует сначала развитие спонтанных, а затем и целенаправленных движений.

Одним словом, вызывание врожденных рефлексов может служить развлечением для всей семьи и полезной развивающей зарядкой для ребенка. Исследование рефлексов проводят в теплой, хорошо освещенной комнате. Малыш должен быть в состоянии бодрствования, относительно спокоен, не голоден. Ваши движения не должны причинять ребенку боли.

Методика исследования врожденных рефлексов.

Ниже приведена методика выполнения некоторых, наиболее известных рефлексов.

Хоботковый рефлекс. При легком постукивании пальцем по губам ребенка происходит сокращение круговой мышцы рта, вызывающее вытягивание губ хоботком.

Поисковый рефлекс. При поглаживании кожи в области угла рта (при этом не следует прикасаться к губам) происходит опускание нижней губы, отклонение языка и поворот головы в сторону раздражителя (поиск груди матери). Рефлекс особенно хорошо выражен перед кормлением.

Угасает в 6-7 недель, исчезает к концу первого года.

Сосательный рефлекс. Если вложить в рот ребенку соску, то он начинает совершать активные сосательные движения.

Ладонно-ротовой рефлекс Бабкина. Рефлекс вызывается надавливанием пальцем на ладонь ребенка в области возвышения большого пальца. Ответная реакция проявляется открыванием рта и сгибанием головы. Рефлекс проверяется на правой и левой ладонях.

Исчезает к 3-4 месяцам, если рефлекс сохраняется у ребенка старше 5-ти месяцев, то это требует выяснения причины.

Хватательный рефлекс состоит в схватывании и прочном удерживании пальцев, вложенных в ладони ребенка. Иногда при этом удается приподнять ребенка над опорой. Такой же рефлекс можно вызвать и с нижних конечностей, если надавить на подошву у основания II—III пальца, что приведет к сгибанию пальцев. Рефлекс постепенно ослабевает к 3-4 месяцам.

Рефлекс Моро. Этот рефлекс вызывается различными приемами. Приведем один из них (с нашей точки зрения самый гуманный =)). Резко ударяют по столу, на котором лежит ребенок, на расстоянии 15—20 см, от головы с двух сторон. В ответ на эти действия ребенок сначала отводит руки в стороны и разгибает пальцы, а затем возвращает руки в исходное положение. Движение рук носит характер схватывания. Рекомендуется проводить его только с диагностической целью, дабы не пугать лишний раз кроху. Рефлекс ослабевает к 4 месяцам.

Рефлекс Бабинского. Если провести кончиком своего пальца по наружному краю подошвы в направлении от пятки к пальцам, то они веерообразно разогнутся. Физиологический рефлекс Бабинского сопровождается сгибанием ноги в тазобедренном, коленном и голеностопном суставах.

Это упражнение полезно выполнять перед ванной или во время игры. Сначала провести пальцем по стопе ребенка так, что бы он разогнул пальцы. Затем слегка надавить на подошву у основания II—III пальца, что приведет к сгибанию пальцев.

Рефлекс опоры. Исследующий берет ребенка подмышки, поддерживая указательными пальцами головку. Основной вес ребенка приходится на ваши руки. Приподнятый в таком положении ребенок сгибает ноги во всех суставах. Опущенный на опору, он упирается на нее полной стопой, «стоит» на полусогнутых ногах, выпрямив туловище.

Рефлекс автоматической ходьбы. Этот рефлекс является продолжением рефлекса опоры. Ребенка наклоняют чуть вперед, при этом он делает шаговые движения по поверхности, не сопровождая их движениями рук. Иногда при этом ноги перекрещиваются на уровне нижней трети голеней.

Напомним, что при этом необходимо придерживать головку ребенка, и его основной вес должен приходиться на ваши руки.

Рефлекс ползания Бауэра. Ребенка выкладывают на живот. В таком положении ребенок несколько секунд поднимает голову и совершает ползающие движения (спонтанное ползание). Если подставить под подошвы ребенка ладонь, то эти движения оживятся, в «ползание» включаются руки, и он начинает активно отталкиваться ногами от опоры. Рефлекс сохраняется до 4-х месяцев.

Хватательный рефлекс, рефлекс Бабинского, ползания можно использовать для ежедневных занятий с малышом (малыш должен быть старше одного месяца). Хотелось бы, добавить, что такие занятия должны быть источником положительных эмоций для ребенка. Если какое-либо упражнение неприятно малышу, лучше отложить его выполнение на некоторое время.

Про возраст появления и исчезновения рефлексов читайте здесь

Какие рефлексы существуют у новорожденных?

Недавно появившийся на свет малыш пока не имеет множества навыков, которые ему пригодятся в жизни. Сейчас о нем беспокоится природа. Это объясняет то, что у ребенка развиты только безусловные (врожденные) рефлексы. Некоторые со временем исчезают и заменяются другими, новыми.

Приобретенные (условные) – это «личный опыт» малыша. Их ребенок получает по мере своего развития.

Безусловные реакции новорожденных

Сосательный рефлекс проявляется у детей до 12 месяцев. Если в ротик малыша попадает предмет, ребенок делает активные сосательные движения.

Хоботковый рефлекс проявляется в виде выпяченных в «хоботок» губ. Реакция происходит в ответ на быстрое и отрывистое прикладывание пальцев к щечкам. Рефлекс присутствует до 2–3 месяцев.

С помощью поискового рефлекса малыш ищет еду. Если нежно погладить уголок губ малыша, он опустит нижнюю губу и высунет язык в сторону раздражителя, чтобы найти мамину грудь. Реакция исчезает через месяц.

Проверяя рефлекторное движение, не рекомендуется прикладывать палец к губам ребенка, т. к. это вызывает хоботковый рефлекс. Также прикосновение должно быть легким, чтобы малыш не отвернул голову из-за ощущаемого дискомфорта.

Ладонно-ротовой рефлекс присутствует до 2 месяцев. Рефлекторное движение проявляется, если на детские ладошки надавить подушечками пальцев. При этом кроха будет поворачивать голову к источнику раздражения и открывать рот.

Слабая реакция и ее длительное проявление (после 3 месяцев) свидетельствуют о патологиях центральной нервной системы.

Защитный рефлекс проявляется таким образом: ребенок повернет голову в сторону, если его уложить на животик. Реакция позволяет деткам дышать даже в таком неудобном положении тела.

Рефлекс ползания начинает проявляться у ребенка в первые сутки жизни. Пронаблюдать за реакцией можно следующим образом: положите кроху на живот и прикоснитесь к подошвам ножек. Малыш оттолкнется от ваших ладоней, будто это опора.

Наблюдается также рефлекторное ползание – реакция, характеризующаяся осуществлением этих движений без опоры. Движения проявляются первые четыре месяца, а потом исчезают.

Рефлекс опоры и автоматической ходьбы выглядит следующим образом: если малыша поднять вертикально и дать ему соприкоснуться с горизонтальной поверхностью ножками, он их выпрямит и будет «стоять».

Если новорожденного наклонить вперед, он начнет передвигать ножками так, будто ходит. Реакцию именуют автоматической ходьбой. Иногда можно заметить, что ребенок скрещивает ножки при «ходьбе». Такое бывает в первые 1,5 месяца.

Реакция сохраняется до 8–12 месяцев.

Рефлекс хватательный наблюдается у малыша до 4 месяцев. Затем реакция исчезает и заменяется произвольным хватанием предметов ручками.

Рекомендуем статьи по теме:

Реакция проявляется, если малышу что-то положить на ладошку. Ребенок после этого сожмет пальчики. Захват ребенка крепкий настолько, что его можно поднять в воздух, когда он держится за пальцы взрослого человека.

Рефлекс Моро проявляется у ребенка в первые месяцы. Реакцию спровоцировать можно следующим образом: сложите ручки малыша на грудки, накройте их своими ладонями, а потом резко их уберите. Ребенок вздрогнет, разведет ручки и вернет их к груди. Во время проверки реакции малыш может заплакать.

Это объясняется тем, что малыш после рождения еще не привык, что пространство больше, нежели то, что было в утробе матери.

Рефлекс Кернига проявляется 4 месяца. Реакцию проверяют следующим образом: малыша кладут на спину, сгибают его ножку в коленном и бедренном суставе. Отпуская свою руку, можно обратить внимание, что выпрямить ножку у крохи не получается. Это считается нормой.

Рефлекс Мангуса – Клейна сохраняется до 2-месячного возраста. Действие характеризуется сгибанием и разгибанием плечевых, предплечевых и кистевых мышц. Если повернуть голову ребенка в сторону, он выпрямит ручку и ножку по направлению головы, конечности с другой стороны при этом согнутся.

Шейная выпрямляющая реакция представляется поворотом туловища в соответствующую сторону, в которую ребенок до этого повернул голову. Реакция выпрямления важна для освоения поворота со спины набок.

Реакция сменяется выпрямляющим рефлексом туловища. Это происходит в 6–8-месячном возрасте. Реакция выглядит так: новорожденный поворачивает голову в сторону, после чего туда же поворачивает плечевой пояс, туловище и таз.

На основе этой реакции новорожденный овладевает навыком поворота на живот со спины и наоборот, самостоятельного усаживания, вставания и др. Реакция с каждым месяцем усложняется и видоизменяется, становясь сложными двигательными актами.

Реакция Ландау наблюдается у 4–5-месячных детей. Некоторые ее элементы проявляются раньше. Для проверки реакции новорожденного ему нужно придать положение «пловца» (поднять в воздух, наклоняя голову вниз), после которого он рефлекторно поднимет голову, выпрямит спинку и разведет конечности.

Слабое проявление рефлексов

Бывают случаи, когда рефлексы новорожденных проявляются неотчетливо или с опозданием. Отклонения связаны с полученной во время родов травмой, заболеваниями, применением определенных препаратов.

Слабое проявление спинальных и оральных рефлексов наблюдается у недоношенных деток и у малышей, которые родились с асфиксией.

Если рефлекс поглощения (глотания и сосания) у новорожденного ослаблен, это объясняется тем, что малыш попросту не голоден. Рефлекс резко проявляется перед процедурой кормления.

Безусловные рефлексы новорожденных указывают на развитие детского организма. Если они отсутствуют, немедленно обратитесь к специалисту. Причиной отсутствия рефлексов становятся травмы, полученные во время родов, асфиксия, внутриутробные пороки.

Если такое все же произошло, ребенок в большинстве случаев восстанавливается успешно, т. к. резервы его организма огромны, и он вырастет здоровым.

Источники: http://childs-life.ru/?page_id=140, http://www.malyavka.ru/phisio/reflex.html, http://kidpuz.ru/voprosy-ekspertu/refleksy-u-novorozhdennyx

Комментариев пока нет!

novorozhdennyj-rebenok.ru

Движения и рефлексы ребенка в полгода

Со 2-го месяца у ребенка постепенно уменьшается тонус сгибателей рук и ног, увеличивается объем спонтанных и пассивных движений и, наконец, изменяется поза.

Правда, на первый взгляд она очень напоминает позу новорожденного (если малыш лежит на спине), но тонус сгибателей выражен меньше.

Если же ребенок лежит на боку, вы можете заметить, что головка у него уже не запрокинута назад, как это было в период новорожденности. Безусловные рефлексы и рефлексы позы, которые обнаруживались у здорового ребенка на 1-м месяце жизни, к 2–3 месяцам начинают ослабевать, а еще через 1–2 месяца исчезают вовсе. У глубоко недоношенных детей такие рефлексы сохраняются дольше. Возраст ребенка, в котором безусловные рефлексы угасают и исчезают, имеет большое значение для раннего обнаружения различных заболеваний центральной нервной системы, и прежде всего детского церебрального паралича.

У здорового ребенка после 4 месяцев жизни не должны выявляться так называемые тонические рефлексы. У детей грудного возраста с поражением нервной системы, особенно когда затронута двигательная сфера и мышечный тонус повышен, эти рефлексы не ослабевают, а, наоборот, активизируются, мешая развитию произвольных движений.

К концу 3-го месяца жизни по мере созревания центров мозга, ответственных за двигательные механизмы, ребенок начинает постепенно выпрямлять туловище. В дальнейшем реакция выпрямления туловища и мышечный тонус будут определять позу ребенка и развитие произвольных движений.

Удерживаем головку!

Моторное развитие малыша происходит как бы от головы к нижним конечностям. Уже в конце 1-го месяца жизни у младенца формируется так называемый лабиринтный выпрямляющий (установочный) рефлекс на голову. Он проявляется в том, что в положении на животе голова ребенка располагается по средней линии и он делает попытки поднимать и удерживать голову. С 2 месяцев эти попытки становятся все более настойчивыми и успешными: младенец дольше и дольше может удерживать голову.

Поначалу, как только малыш поднимает головку и старается удержать ее на весу, у него напрягаются и ноги. Но позже это напряжение уменьшается, и ребенок, лежа на животе, активно двигает ножками. Со временем он уже в состоянии поднимать и поворачивать голову, лежа на животе и опираясь на разогнутые кисти рук. Малыш начинает лучше ощущать свои ручки, разглядывает их, а затем и следит за их движениями.

В возрасте 4–5 месяцев здоровый ребенок, лежа на животе, устойчиво удерживает голову по средней линии, при этом он опирается на предплечья, согнутые под прямым углом, а к 6 месяцам уже опирается на вытянутые руки. В течение первых 3 месяцев малыш все лучше удерживает головку в вертикальном положении на руках у взрослого и в положении на спине. На 2-м месяце он только пытался удерживать голову, и это удавалось ему лишь на очень короткое время. А затем голова опускалась. Ребенок тут же пытался поднять ее вновь, и она вскоре снова опускалась.

При этом создавалось впечатление, что голова у малыша как бы “болтается”. Однако к 3 месяцам младенец достаточно хорошо удерживает голову в вертикальном положении на руках у взрослого. В этот же период он пытается поднимать голову и тогда, когда лежит на спине. Вначале это чаще наблюдается перед кормлением — он ищет грудь матери. С 4–5 месяцев малыш активно поднимает голову, лежа на спине. Благодаря тому, что контроль за положением головы совершенствуется, 5–6-месячный ребенок уже может сидеть при поддержке.

Если 4–6-месячного малыша держать свободно в воздухе лицом вниз (руки взрослого располагаются под животом ребенка), то он поднимает голову, удерживает ее по средней линии и приподнимает верхнюю часть туловища. Таким образом, в первом полугодии жизни ребенок уже может контролировать положение головы. Благодаря этому у него увеличивается поле зрения, становится более совершенным зрительное восприятие. Постепенно изменяются и позы ребенка.

Свобода движений малыша

Он сам по своей воле начинает принимать различные положения. Прежде всего становится другой, более свободной, поза на спине: он может свободно двигать ногами и руками, поворачивать голову в обе стороны. Если малыша потянуть за ручки и помочь ему сесть, он уже к 4–5 месяцам поднимает и удерживает голову, не давая ей упасть назад. Умение удерживаться в различных позах, а затем и принимать их самостоятельно открывает перед малышом новые возможности для ознакомления с внешним миром.

В это же время быстро усиливается двигательная активность младенца. Лежа на спине, он ритмично двигает ножками, как при езде на велосипеде, а также ручками, то располагая их в поле зрения, то убирая. В возрасте 4 месяцев руки становятся для него самыми интересными игрушками. Но подчеркиваем: при нормальном развитии этот период очень непродолжителен. При недостаточном эмоциональном общении с ребенком и его педагогической запущенности, а также в случаях нарушения умственного развития привычка рассматривать свои руки может сохраняться долго. Кроме того, эта привычка выражена при раннем детском аутизме.

Игры для развития моторики детей в полгода

Ребятишкам в возрасте 3–4 месяцев очень нравится такая игра. Вы протягиваете руки малышу, лежащему на спине, и он тут же хватается за них, делая попытки подняться и сесть. Многие отцы разрешают своим детишкам немного повисеть на руках, а некоторые столь необычным способом берут их из кроватки. Малыши в восторге от игры и возмущаются, когда ее прекращают. И тут на помощь может прийти турничок (или система турничков, устанавливаемых прямо в кроватке или коляске).

Сначала малышу помогают нащупать ручонками перекладину, подставляют ладонь под подошвы, чтобы он мог упереться и приподняться, помогают сесть, встать. И вскоре занятия на турничке чрезвычайно увлекают ребенка, принося ему огромную пользу. Уже в этом возрасте малыш может стоять, опираясь руками на перекладину. При этом не стоит тревожиться, что у него искривятся ножки: он будет заниматься столько, сколько сможет. Кроме того, не забывайте, что младенец, стоя в кроватке, опирается на ручки, и нагрузка равномерно распределяется на все мышцы его тела.

Однако не воспринимайте наш совет так, будто бы вы, воспользовавшись им, теперь сможете оставлять ребенка одного упражняться на турничке, а сами будете заниматься домашними делами. Нет, перекладинка не может заменить ребенку общения с вами. В этом возрасте моторное и психическое развитие — единый процесс. И ребенок нуждается в вашей поддержке, похвале, помощи. Ваше присутствие во время упражнений ребенка, активное эмоциональное участие в его работе совершенно необходимы для того, чтобы малыш успешно осваивал возможности этого снаряда.

Занятия на кроватном турничке очень помогают правильному развитию не только двигательной активности, но и костно-мышечной системы младенца. Есть немало свидетельств, когда занятия сначала на турничке, а позже и домашнем спортивном комплексе благотворно влияли на развитие детей с болезнями нервной и костно-мышечной систем вплоть до полного выздоровления. Поэтому имейте в виду и такую возможность лечения. Но в этих случаях родители не должны решать самостоятельно, как заниматься с малышом.

Здесь обязательна консультация врача: в зависимости от состояния ребенка необходимо подобрать для него посильные нагрузку и упражнения, которые, по мере того как крепнет ребенок, меняются. После 4 месяцев малыш начинает осваивать повороты со спины на живот. Этим он сразу увеличивает радиус обозрения. Характерной особенностью первого полугодия жизни младенца является возрастание двигательной активности рук. Уже со 2-го месяца малыш все чаще подносит руку ко рту и сосет пальчики. Таким способом он начинает изучать свою ручку.

Играем ручками

В конце того же месяца он подносит руку к глазу или носу и трет их. На 3-м месяце младенец начинает поднимать руку над лицом и смотреть за нее. К 3-му месяцу появляется новое достижение — ребенок протягивает руки к предмету, который его заинтересовал. В 3 месяца движения рук становятся более дифференцированными. Так, на 2-м месяце, если малыш сгибал руку в локте, у него сгибались и пальцы. К 3-му месяцу ребенок уже в состоянии временами сгибать руку, не сгибая при этом пальцев.

Он все дольше удерживает вложенный в его руку предмет: в 2 месяца примерно 10 секунд, а с 3 месяцев — до 20–30 секунд. К 3-му месяцу можно наблюдать, что, когда малыш держит игрушку, он не всегда одновременно разгибает руку и пальцы. Таким образом, пальцы у него начинают действовать самостоятельно.

После 3 месяцев у младенца все активнее развиваются произвольные движения рук. Здесь большую роль играет освоение функции “глаз — рука”. Возникновение и совершенствование этой функции происходит по мере созревания центральной нервной системы. Задержка в развитии функции “глаз — рука” характерна для детей с поражением центральной нервной системы, а также ослабленных, отстающих в развитии.

Подобное же отставание может наблюдаться и при педагогической запущенности, когда малышу дают мало игрушек, не общаются с ним и он часами лежит в кроватке, ничего не делая. Поэтому старайтесь создавать вокруг малыша обстановку, способствующую его развитию, и помните, что формирование системы “глаз — рука” — очень важная предпосылка для всего психического развития младенца. Стимулировать развитие этой системы нужно с 1-го месяца жизни, когда ребенок уже может на короткое время останавливать взор на различных предметах.

Тренируем глазки

Всячески помогайте своему малышу, помните, что оптимальное расстояние для разглядывания предметов для ребенка 2–3-го месяца — 20–25 см. Не забывайте также и о том, что младенец предпочитает сосредоточивать взгляд на лице человека. В 2–2,5 месяца для развития системы “глаз — рука” чаще вкладывайте в ручку младенца звучащие игрушки. С 2,5 до 3 месяцев особенно полезно давать ему такие игрушки, которые он мог бы отводить рукой в сторону, отпихивать от себя.

Для этого над кроваткой младенца подвешивайте погремушки и шарики на расстоянии примерно 25 см от его лица. Наблюдая за малышом, вы увидите, как он дотрагивается до игрушки, пытается ее захватить, из-за чего она приходит в движение, а малыш с удовольствием следит за ней. Все эти занятия необходимы для развития важнейшего в первом полугодии жизни движения — хватания.

Есть и другая линия развития хватания, когда ребенок получает не зрительную, а тактильную информацию о предмете — от соприкосновения с ним. Эта линия берет начало от “комплекса оживления”. Сначала малыш занят только взрослым и не обращает особого внимания на предметы, с которыми сталкиваются его ручки. Однако в какой-то момент вы заметите, как ребенок вдруг замер, перевел взгляд со взрослого на предмет, с которым соприкоснулась его ручка, снова посмотрел на взрослого. Затем руки ребенка все чаще встречаются с предметом, появляются попытки достать его.

Меткие движения

В возрастном интервале от 3 до 4 месяцев помогайте малышу достать ручкой игрушку, укрепленную неподвижно на перекладине. Если младенец у вас на руках, обращайте его внимание на яркие детали вашей одежды или украшения, чтобы он тянулся к ним. И наконец, ребенок в возрасте около 4 месяцев, когда ему поднесут игрушку и подождут, пока он не остановит на ней взгляд, спустя несколько секунд протянет ручки, приблизит их к игрушке и попытается ее схватить. В 5–6 месяцев малыш будет уже уверенно схватывать предметы.

Захватывание предмета — первое произвольное движение грудного ребенка. Впервые после рождения младенец может самостоятельно, без помощи взрослого, достать и потрогать интересный предмет, взять его в руки, попробовать на вкус, помахать им, постучать обо что-то. Это важнейшее событие в жизни ребенка. После появления хватания бурно развивается познавательная деятельность малыша. С этого момента начинается новый этап его развития.

Ближе к 6 месяцам малыш начинает засовывать в рот все предметы, которые попадают ему в руки. Рот становится частью исследовательского аппарата ребенка. Поэтому не нужно отучать малыша от привычки исследовать ртом предметы. Важно только, чтобы они были предельно чистыми. Поскольку рот начинает выполнять познавательную функцию, старайтесь, чтобы ребенок во время бодрствования пореже сосал пустышку.

К 6 месяцам движение руки ребенка к предмету, захватывание и удерживание его оформляются в единую систему. Малыш берет игрушку в обе руки, держит, рассматривает, подносит ко рту, обследует ее языком и губами. Когда ваш ребенок достигнет возраста “хватайки”, начинайте показывать ему различные способы использования игрушек. Сначала действия малыша с ними будут еще очень просты и однообразны. В возрасте около 6 месяцев хватать, держать в руках и брать в рот игрушки, погремушки, предметы домашнего обихода будет для малыша самым большим удовольствием.

Для того чтобы открыть новые свойства предмета, малышу нужна ваша помощь. Покажите ему, что мячик можно катать, а куклу качать, и, хотя ребенок в этом возрасте еще не сумеет повторить ваши действия, вы зададите ему перспективу развития, заложите предпосылки новых действий и игр. Иногда взрослые переживают наступление у ребенка возраста “хватайки” как стихийное бедствие. В самом деле, еще совсем недавно он был таким спокойным, никуда не лез, не старался ухватить предметы и засунуть их в рот. Однако для развития малыша овладение хватанием — существенное приобретение, открывающее ему новые возможности в познании окружающего мира, это новый шаг к самостоятельности.

Поэтому уважительно относитесь к достижению своего малыша. Не ограничивайте его, не высказывайте неудовольствия по поводу пусть даже, на ваш взгляд, его чрезмерной активности. Конечно, вам придется убрать все, что представляет ценность или опасно для малыша. Безусловно, не следует давать ему мелкие предметы, которые он может проглотить. Лучше предложить младенцу разнообразные погремушки и поначалу (в 4–5 месяцев) вкладывать их ребенку в ручку так, чтобы он учился захватывать их.

Игрушки для ребенка 6 месяцев

Хороши для этого также деревянные ложки, пластмассовая посуда, маленькие кастрюльки и крышки к ним, резиновые игрушки, куски бумаги разного размера и фактуры. Ребенку очень полезно мять и рвать бумагу, это развивает движения его рук, особенно пальцев. Не позволяйте малышу брать в рот и грызть предметы, покрытые краской. Время от времени проверяйте состояние игрушек и заменяйте испорченные.

В поле зрения ребенка не стоит помещать много разнообразных игрушек. Ему трудно будет сосредоточиться на какой-либо одной из них. К тому же это вызывает у него быстрое утомление, и его целенаправленная деятельность будет плохо развиваться. Хватание появляется позднее у тех детей, которых пеленали с руками в первые месяцы жизни. Также могут отставать в развитии младенцы, лишенные полноценного общения со взрослыми, как это наблюдается нередко в домах ребенка.

В возрасте от 4 до 6 месяцев появляются новые движения рук: ребенок отводит их в стороны, поднимает до уровня глаз и выше, складывает вместе, ощупывает пеленку, одежду, перебирает ее пальчиками. При этом все основные движения совершаются преимущественно в крупных суставах. Тонкие дифференцированные движения ребенку этого возраста пока недоступны.

Благодаря способности 4–6 месячного ребенка удерживать руки в вытянутом положении, у него появляется так называемая оптическая реакция опоры рук. Если малыша держать свободно в воздухе лицом вниз (руки взрослого располагаются под животом ребенка) и постепенно приближать его к столу, то он вытягивает обе руки так, что раскрытые ладони касаются его поверхности.

Очень важным достижением младенца является и то, что к 5–6 месяцам движения головы и ног перестают зависеть друг от друга. Удержание головы по средней линии при движении рук и ног дает возможность ребенку исследовать и ощущать свое тело. Кроме того, движения рук и ног становятся все более двусторонними, тогда как раньше, в 2–3 месяца, преобладали односторонние движения.

Проблемы с мышечным тонусом маленьких детей

В возрасте 4–6 месяцев, лежа на спине, малыш часто принимает позу “лягушки”: бедра у него согнуты и повернуты наружу, как и колени. Из этого положения он может слегка приподнимать таз, двигать ноги вперед к лицу, располагая их в поле зрения, играть пальцами ног и иногда тянуть их в рот. Эти движения способствуют развитию ощущений в пальцах ног. Двигательные расстройства у детей первых месяцев жизни проявляются прежде всего в виде различных нарушений мышечного тонуса, задержки в развитии произвольной двигательной активности.

При различных заболеваниях нервной системы уже со 2–3-го месяца жизни можно заметить патологическое нарастание мышечного тонуса, что нередко сочетается с фиксированным положением ребенка в необычной позе. Например, если малыш лежит на спине, у него наблюдается стойкая тенденция к разгибательному положению головы, туловища и конечностей. При этом в особо тяжелых случаях разогнутые ноги перекрещиваются. В положении на животе ребенок с повышенным мышечным тонусом принимает, напротив, сгибательную позу. Он не может оторвать голову от постели и приподнять ее, руки его обычно находятся под грудью.

При некоторых болезнях нервной системы и общей соматической ослабленности у ребенка может быть снижен мышечный тонус. Дети с низким мышечным тонусом предпочитают лежать на спине, они кричат и выражают неудовольствие, если их укладывают на живот. Низкий мышечный тонус может быть вызван рахитом, наследственными дефектами обмена веществ, нарушениями питания, нервно-мышечными и эндокринными болезнями. Низкий мышечный тонус часто встречается при хромосомных болезнях.

У недоношенных детей, а также при нерезко выраженном поражении центральной нервной системы, в частности при так называемой минимальной мозговой дисфункции и при некоторых формах детского церебрального паралича, может наблюдаться непостоянный, меняющийся мышечный тонус — мышечная дистония. Во всех этих случаях ребенку необходима консультация психоневролога.

www.puzdrik.ru

что умеет и что может

Каждый человек имеет условные и безусловные рефлексы. Первые появляются с опытом, мы рефлекторно отодвинем руку от горячей чашки. Во втором же случае речь идет о тех навыках, которые даны человеку от рождения. Природные рефлексы новорожденного помогают врачам анализировать состояние малыша. Попробуем разобраться, что и в каком возрасте кроха должен делать.

Значение и классификация врожденных рефлексов

Природные рефлексы у младенца имеют различное значение, одни необходимы для того, чтобы родиться, другие являются жизненно важными функциями, например, дыхание, третьи помогают развитию.

Исходя из этого, врачи подразделяют врожденные навыки на три вида:

  1. Необходимые для полноценной жизни, например, дыхательный, глотательный рефлекс.
  2. Реакции защиты оберегают организм от воздействий внешней среды, например, температурных перепадов.
  3. «Временные» необходимы для прохождения по родовым путям, пропадают после рождения.

Также в зависимости от центра, отвечающего за тот или иной рефлекс, их можно разделить на две группы:

Всего врачи выделяют около 15 рефлексов, которые в норме присутствуют у новорожденного. Все их можно разделить на некоторые категории.

Оральные

Сюда относятся жизненно важные автоматизмы, они дают ребенку возможность нормального питания. Часть из них пропадает в младенчестве, некоторые сохраняются до дошкольного возраста, другие остаются с человеком на всю жизнь.

К ним относятся такие рефлексы, как:

  1. Сосательный – навык ребенка захватывать грудь или соску, появляется в первые часы жизни и сохраняется до 3-4 лет.
  2. Хоботковый – этот автоматизм необходим для правильного сосания. Заключается он в том, что при легком прикосновении к губам младенца, они сворачиваются в трубочку. Исчезает навык на 3-4 месяце жизни.
  3. Глотательный – механизм проглатывания пищи, сохраняется на протяжении всей жизни.
  4. Ладонно-ротовой также имеет название рефлекс Бабкина. Если младенцу первых двух месяцев жизни легонько нажать на центр каждой ладони, он приоткроет рот.
  5. Поисковой – грудной ребенок начинает искать источник еды, если слегка дотронуться до уголка рта. Он повернет голову в ту сторону, откуда шло действие, приоткроет рот. Спустя три месяца автоматизм угасает, в дальнейшем ребенок будет искать маму или бутылочку глазами.

Спинальные

Спинальными называются бессознательные повороты тела, рук и ног. Эти реакции имеют не меньшее значение, чем оральные. К ним относятся:

Важно! Пока ребенок не научился уверенно держать голову, оставлять его на животе без присмотра опасно!

  1. Для проверки реакции на тоническое сгибание пальцев необходимо нажать на стопу рядом с большим и указательным пальцем. Новорожденный должен сжать пальчики ног, это называется подошвенным рефлексом.
  2. Обратный рефлекс носит имя доктора Бабинского. Если провести пальцем по внешнему краю стопы, то пальчики разгибаются, становятся «веером».
  3. Автоматизм опоры сохраняется до того момента, пока ребенок осознанно не начнет вставать. Если кроху держать вертикально, при этом дать ногам коснуться опоры, то малыш рефлекторно сделает упор на полную стопу.
  4. До 4 месяцев у младенца наблюдается рефлекс ползанья. Он заключается в желании сдвинуться с места из положения лежа на животе. После угасания автоматизма у детей начинается период осознанного ползанья.
  5. Реакция Моро имеет две фазы, это ответ на громкий звук, испуг. Сначала малыш разводит руки в стороны, выпрямляет ноги, затем возвращается в исходное положение.
  6. Рефлекс Галанта проверяет реакцию позвоночника. Положите ребенка на бок, двигаясь от головы к ногам, проведите указательными пальцами по линиям вдоль позвоночника. Малыш выгнет спину.

Позотонические

Эти рефлексы необходимы ребенку для того, чтобы научиться правильно распределять мышечную нагрузку, учиться держать голову, сидеть и стоять.

Все рефлексы крайне важны, они заложены природой, и ослабевают тогда, когда теряют значение.

Безусловные рефлексы по месяцам

Все безусловные рефлексы появляются сразу после рождения, а вот период угасания у всех разный. Некоторые рефлексы, такие как дыхательный или глотательный, остаются на всю жизнь, другие затухают достаточно быстро. Чтобы маме не приходилось запоминать каждый навык, можно воспользоваться следующей таблицей.

Название рефлексаПериод угасания ( по месяцам)
СосательныйДо 3-4 лет
ХоботковыйДо 3
ГлотательныйНе угасает
ЗащитныйДо 1.5
БабкинаДо 2-3
ПоисковойДо 3-4
ХватательныйДо 3-6
ОпорыДо 7-8
ШаговыйДо 2-3
Задержки дыханияДо 4-5
БабинскогоДо 1-2 лет
ГалантаДо 3-4
РобинсонаДо 3-6
ПересаДо 3-4
МороДо 4
ГалантаДо 3-4
ПолзаньяДо 4

С тем, что умеет новорожденный и что он может, мы определились. Также вы теперь знаете, как проверять те или иные рефлексы. Осталось узнать, когда автоматизмы могут быть ослаблены или отсутствовать вовсе, когда стоит бить тревогу.

Причины нарушения рефлекторных функций

Все автоматизмы уникальны. Если сосательный или поисковой рефлекс могут не проявляться только потому, что малыш в этот момент не голоден, то спинальные реакции должны проверяться в независимости от настроения или состояния ребенка.

Причиной ослабленных рефлексов может быть:

Слабость реакций наблюдается у малышей, родившихся раньше срока. Если же рефлексы совсем отсутствуют, то это повод бить тревогу и обращаться к врачу.

Что делать, если рефлексов нет

Первое, что нужно сделать, это обратиться к врачу. Он оценит общее состояние малыша, возьмет во внимание генетические заболевания, течение родов и беременности. Стоит помнить, что резервы детского организма очень велики, поэтому при наличии травм, рефлексы выработаются чуть позже нормы.

При проверке реакций маме стоит помнить:

  1. Незначительное усиление рефлексов может быть вызвано нервной возбудимостью, малыш мог плакать или активно играть. Попробуйте повторить тест, когда ребенок немного успокоится.
  2. Оральные реакции выражены в период кормления, сытый ребенок может не проявлять интереса к груди или бутылочке.
  3. Реакция на раздражитель должна быть симметричной.

Также стоит учитывать индивидуальные особенности малыша. Если какая-либо реакция снижена, но состояние ребенка в норме, он хорошо себя чувствует, то это может быть особенность малыша, не будет нести никаких негативных последствий для организма.

Сниженные реакции необходимо постепенно и регулярно вырабатывать. Для этого стимулируйте активность крохи. Например, для разработки хватательного навыка периодически вкладывайте что-нибудь в ладошку малыша.

Важно! Регулярные упражнения помогут ребенку научиться хватать, ползать, вставать, ходить.

Подводя итоги, может ли новорожденный не иметь рефлексов? Это крайне редкие случаи, говорящие о серьезной патологии. В остальном реакции могут быть лишь снижены. Обратитесь к врачу, он определит причину отклонений, назначит лечение. Если же сниженные автоматизмы – это индивидуальная особенность ребенка, то в ваших силах развить их.

mirgrudnichka.ru

Развитие ребенка в 4 месяца жизни (календарь развития по месяцам)

По достижению ребенком 4 месячного возраста в его организме начинаются бурные преобразования. До этого возраста малыша часто мучали колики и газообразование, что негативно сказывалось на его настроении и общем самочувствии, а также на настроении мамы, поскольку любящая мама не может понять, что именно болит и что беспокоит маленькую кроху.

В 4 месячном возрасте проблемы с коликами и газообразованием проявляются не так часто или вовсе уходят. Теперь недовольства ребенка являются существенными и показывают конкретное отношение к чему-либо, а желания становятся более понятными.

Развитие ребенка

Развитие ребенка в 4 месяца набирает обороты, особенно в физическом плане. Он уже может самостоятельно держать головку, находясь в положении лежа на спине, а самые активные пытаются передвигаться в кроватке без чьей-либо помощи, отталкиваясь ножками, как лягушка. Большинство детишек начинают первые передвижения именно назад, сгибая ножки и толкая вес своего тела.

В этом возрасте активно проявляется такая особенность, как «любимая» и «не любимая» игрушка, распознать которую довольно легко: маленькое чудо само выберет для себя, какая игрушка будет у него в фаворитах и с которой он будет возиться чаще других.

В возрасте от месяца до четырех ребенку был доступен окружающий мир на расстоянии всего до 30-40 сантиметров, а теперь он может видеть намного дальше и фокусировать свой взгляд на конкретных предметах, а также различать оттенки.

Основное восприятие и познание мира происходит через пробу всего на вкус. Теперь, хватая игрушку в маленькие ручки, недостаточно просто рассмотреть ее, малышу захочется попробовать ее на вкус. Важно следить за тем, чтобы игрушки, находящиеся рядом с крохой, были всегда чистыми и не состояли из маленьких частиц.

Ежедневная зарядка – залог всеобщего развития малыша. Необходимо делать несложные физические упражнения обязательно раз в день, желательно утром. Упражнения по укреплению и разработке детских суставов просты – всего лишь сгибать и разгибать ножки и ручки, вытягивать их, а также слегка надавливать на животик и переворачивать малыша с боку на бок. По желанию, можно делать упражнения еще и перед сном, после принятия ванн, под успокаивающую колыбельную от мамы. Стоит внимательно следить за состоянием ребенка, чтобы не доставлять ему дискомфорт и не навредить, с виду, полезными упражнениями, сделанными по неправильной технике.

Основные навыки, которыми обладает ребенок в 4 месяца

Для ребенка становятся обычными вещами такие действия, как самостоятельное переворачивание с боку на бок, лежа в кроватке, или переворачивание на живот. Такие действия очень увлекательны и нравятся малышу, поскольку, перевернувшись на бок, он может рассматривать окружающий его мир и забавно комментировать это неразборчивыми звуками.

Как развивать ребенка в 4 месяца, если он сам не пытается перевернуться? Помогите ему в этом. Для этого необходимо сбоку от малыша на уровне глаз расположить игрушку и попытаться уговорить его перевернуться к ней или подталкивать его, чтобы он ее заметил. Желательно выбрать красочную игрушку, или ту, которая уже стала любимой.

Еще одним увлекательным процессом для малыша становится такой навык, как приподнимание собственного веса на ладошках, лежа на животе. Такой процесс может вызвать немало радости и смеха у крохи, также как ходьба при помощи поддержки за подмышки. Малыш, чувствуя поддержку близкого человека, делает свои первые, хоть и неуверенные шаги в основном на цыпочках. Позже он научится вставать на полную ступню и ходить самостоятельно.

Ручки становятся более послушными и еще одним навыком, характерным для 4 месяцев, является большая подвижность пальцев рук и ног. Кроха с любопытством рассматривает свои маленькие ручки, неуверенно хлопает в ладоши или перебирает пальчики.

Для развития навыков по мелкой моторике необходимо играть с ребенком в различные игры и делать специальные упражнения. К таким упражнениям можно отнести вкладывание двух одинаковых по форме игрушек в ладони ребенка. При необходимости можно пройти курсы для молодых мам, и такой вопрос: «Как развивать ребенка в 4 месяца?», пояснят на этих специализированных курсах профессионалы.

Рефлексы новорожденного

Выделяют 5 видов рефлексов новорожденного, которые в 4 месячном возрасте забываются ребенком или попросту утрачиваются:1. Рефлекс Робинсона, состоящий в хватании всех предметов без разбора, попадающих в ладошку малыша. Но, по достижении 4 месяцев, ребенок сжимает уже не все подряд, а конкретные выбранные им предметы, и этот рефлекс угасает. Пальчики к этому возрасту начинают крепчать и игрушку уже можно удерживать до 30 секунд! У некоторых будущих чемпионов получается удерживать целую минуту. Теперь это не бездумное хватание всяких разных игрушек, а осознанный выбор, пускай и без преследования всяких целей.

2. Рефлекс Мора, состоящий в испуге крохи и характерных действиях при этом. Если провести небольшой эксперимент и хлопнуть слегка по поверхности рядом с головой крохи, то малыш, у которого присутствует данный рефлекс, должен развести ручки в стороны и обхватить себя ими. В возрасте 4 месяцев этого рефлекса уже не наблюдается.

3. Рефлекс Бауэра, основанный на толкании ногами от любых поверхностей и ползании. Если мама приставит к ступням ребенка, лежащем на животе, свои руки, то инстинктивно он попытается от них оттолкнуться. В 4 месяца этот рефлекс пропадает, и кроха начинает учиться ползать на четвереньках.

4. Рефлексы Таланта и Переза, состоящие в неконтролируемых реакциях тела при определенных воздействиях на него. Такие рефлексы лучше проверять у квалифицированного педиатра, дабы не навредить ребенку, поскольку проверяются они путем надавливания на позвоночник.

Эмоциональное и психологическое развитие ребенка

У ребенка начинает проявляться реакция на собственное имя. Это может быть просто радостный смех, обращение головы в сторону того, кто произнес его имя, или произношение непонятных звуков.

Многие родители пренебрегают общением с малышом, аргументируя это тем, что он ничего не понимает и не отвечает. Наоборот, активные беседы с крохой помогут ему быстрее научиться выговаривать цельные слоги, переходящие потом в цельные слова «мама», «папа», «баба». А умышленное молчание с ним лишь замедлит этот процесс.

Особенно полезным для эмоционального развития ребенка будет похвала за любое совершенное действие, будь то полностью съеденная порция, произнесение любого звука или переворот на животик.

Развитие ребенка в 4 месяца отличается особой чувствительностью к звукам. Звонкое бряканье погремушек теперь не просто увлекательные звуки, но еще и интересная мелодия. В этом возрасте кроха начинает распознавать голоса, звуки и мелодии до 4-5 нот. Особенно радостным для его слуха будет голос любимой мамы или близкого человека, постоянно проявляющего заботу и разговаривающего с ним. А распознать знакомого и незнакомого человека для него не составит труда. Услышав голос совершенно незнакомого человека, малыш может сжаться или вовсе заплакать.

Родители могут отметить появившиеся у ребенка новые эмоции, такие как любопытство, страх, радость и удивление. Специалисты отмечают, что в возрасте 4 месяцев у ребенка начинает появляться чувство юмора, когда кроха заливается радостным смехом от скорчившейся рожицы заботливых родителей или близких.

Ручки теперь не просто находятся без дела, но и постоянно пытаются поиграть со всеми окружающими предметами и все потрогать. Кормление грудью становится не только процессом ради удовлетворения потребности в пище, но и увлекательным процессом, в ходе которого малыш пытается поиграть с грудью мамы.

Добавление прикорма и основное кормление

Медицинские работники советуют придерживаться 6-8 разового кормления для 4 месячного малыша в день (в общей сложности в сутки выходит около 1000 г материнского молока или специальной смеси для грудничка).

До 6 месячного возраста необходимо оставлять грудное вскармливание, поскольку оно обеспечит малыша всеми необходимыми витаминами и минералами и является самым полезным. Но, потребность в витаминах и минералах не всегда восполняется грудным молоком, и необходимо вводить первые прикормы.Для начала первыми прикормами должны быть овощные пюре или гречневая, рисовая, кукурузная каши. Начинать вводить прикормы следует с порции в 10 г, постепенно увеличивая до 50 г в сутки. Необходимо внимательно смотреть за реакцией маленького организма на тот или иной прикорм, и в соответствии с этими наблюдениями вводить новые прикормы через 7-10 дней.

Не стоит в начале ввода в рацион прикормов делать фруктовые пюре. На многие виды фруктов и ягод у крох может развиться аллергия, особенно на цитрусовые. Если Вам все же хочется добавить в рацион ребеночка фрукты, то лучше это делать совместно с овощным прикормом в виде фруктового сока (не свежевыжатого).

Прикорм необходимо давать перед кормлением грудью или смесью, для того, чтобы ребенок успел насытиться молоком. Прикорм, особенно в самом начале его ввода, служит лишь небольшим внесением разнообразия в рацион маленького крохи.

Продукты, входящие в состав прикорма, должны быть чистыми и свежими. Ребенку можно давать только свежеприготовленный прикорм! Даже простояв в холодильнике, такая пища может накапливать в себе нежелательные для детского организма бактерии.

Правильная поза ребенка перед кормлением прикормом – важный момент. Ребенок должен уяснить, что кушать надо в положении сидя, не играя с едой и не разбрасывая ее. Такой метод введения прикорма отлично влияет на воспитание ребенка в дальнейшем.

mamalenta.ru

Рефлексы новорожденных - таблица условных и безусловных, как самостоятельно проверить их у ребенка

Когда рождается маленький человечек, природа не оставляет его совершенно беззащитным и награждает целым набором жизненно важных способностей, помогающих ему быстро адаптироваться в новом мире, учиться, развиваться. Например, условные и безусловные рефлексы, благодаря которым малыш начинает свои первые дни­– по ним педиатр может легко оценить, насколько развит новорожденный, есть ли какие-то патологии, отклонения. Некоторые рефлексы новорожденных угасают к возрасту трех-четырех месяцев. Остальные будут сопровождать дитя всю остальную жизнь.

Условные рефлексы у новорожденного

Условные рефлексы – это те, которые малыш уже приобретает в процессе получения знаний, навыков, жизни. Не природа наделяет ими, а малыш сам в индивидуальном порядке их обретает и развивает все года последующей жизни. Они более сложные, нежели безусловные, и происходят на подсознательном уровне, даже не заставляя малыша об этом задумываться. Абсолютно у каждого человека такие рефлексы свои, потому что жизненный опыт, полученный одним человеком, будет совершенно индивидуальным и отличным от другого. Рассмотрим некоторые из них:

Вышеописанные рефлексы – яркий пример первых индивидуальных приобретенных навыков, которые образовались под воздействием определенных условий в жизни конкретного ребенка. Это прямым образом показывает условно-рефлекторную способность деятельности коры головного мозга, которая устанавливает связь между отдельными событиями.

Безусловные рефлексы

Только родившись, новорожденный еще не умеет контролировать свое тело, движения, потому как головной мозг не полностью сформирован и не может выполнять все необходимые функционирования жизнедеятельности. Поэтому и даны младенцу безусловные рефлексы (их еще называют врожденными), которые обеспечивают его на первом этапе всеми жизненными процессами. Это так называемые автоматизмы, которые являются подконтрольными примитивным центрам головного и спинного мозга, возникают в процессе правильной работы нервной системы.

Если все в порядке, малыш здоров и показатели развития находятся в норме, то он должен иметь целый набор таких автоматизмов, которые не могут отсутствовать в его реакции. К трем или четырем месяцам некоторые из них должны исчезнуть, другие – через год, но их отсутствие показывает специалистам, что возможна патология в развитии ребенка. Остальные же врожденные рефлексы остаются на протяжении всей жизни.

Все эти врожденные навыки, наука разделяет на сегментарные двигательные или оральные безусловные (которые происходят в процессе работы ствола), и спинальные или двигательные (происходят вследствие функционирования спинного мозга).

Первые рефлексы оральной классификации, включают в себя: сосательный автоматизм, поисковый, ладонный-ротовой, хоботковый и прочие безусловные навыки. Спинальные включают в себя: хватательный автоматизм, защитный, автоматический, рефлекс Моро, Бауэра, автоматизм Галанта, опоры и прочие. Все эти навыки новорожденных представлены более подробно в таблице.

Таблица основных рефлексов у новорожденных

Название рефлекса

Краткая характеристика

Рефлекс Моро

Определяется тонус мышц ребенка, состояние нервной системы, например, перевозбуждение. Необходим как защитный рефлекс, если у малыша есть угроза падения.

Сосательный

Определяет степень зрелости вашего малыша, оказывает успокаивающее действие. В жизни обеспечивает ему быть всегда готовым к новому питанию.

Хватательный

Определяет степень развития нервной системы и активности малыша. По этому рефлексу определяется, насколько малютка возбудим.

Робинсона

Определяет тонус мышц и цепкость младенца. Впоследствии сменяется развитием тонкой ручной умелости. Достался нашему поколению от первобытных людей, не относится к человеческому развитию.

Хоботковый

Проверяются сосательные или мимические мускулы новорожденного, он должен выпячивать губы, имитируя хоботок в ответ на раздражитель.

Ладонно-ротовой рефлекс Бабкина

Показывает, насколько хорошо развивается нервная система. Он выступает одним из самых древних механизмов выживания у новорожденных. Работает по аналогии: помочь найти и обеспечить организм пропитанием любыми способами.

Спинальный автоматизм Галанта

Позволяет врачу определить функционирование спинного мозга, все ли в порядке с центральной нервной системой и не получил ли малыш каких-либо травм во время родов.

Шаговый или рефлекс автоматической ходьбы

Таким способом проверяется подозрение и наличие ДЦП у младенцев.

Плавательный

Еще один защитный рефлекс, который дает не утонуть малышу в экстремальных условиях.

Бауэра

Ползательный рефлекс, проверяет мышечный тонус ребеночка, состояние спинного мозга.

Поисковый рефлекс Куссмауля

Необходим малышу, чтобы найти грудь своей матери, также обеспечивает готовность к новому виду питания.

Как самостоятельно проверить наличие рефлексов у ребенка

Каждый из упомянутых автоматизмов жизненно важен и необходим новорожденному, помогает ему выживать в экстремальных условиях. Их наличие показывает нормальное развитие малыша, они дают сигналы, если что-то вдруг пошло не так. Ознакомьтесь с характеристиками рефлексов, которые помогут вам самостоятельно определить уровень развития и состояние здоровья вашего любимого малютки:

Проверяя все автоматизмы у своего малыша, производите осторожные, нежные, легкие движения, не создавая ему ни малейшего дискомфорта. Если новорожденный сразу же от вас отвернется, вы не только не получите результата, но и увидите первое недовольство крохи, вызванное неприятными манипуляциями с ним. Малыш расплачется, и тут уже будет не до проверок наличия тех или иных рефлексов.

Видео: Физиологические рефлексы у грудничков

Любая мама беспокоится о здоровье своего чада, тем более, если это совсем еще маленький и беззащитный грудничок. Хотелось бы все охватить, сразу узнать всю полезную и необходимую информацию о том, как проверить те или иные рефлексы новорожденных, что делать, если автоматизм не проявляется, чем это чревато и каких последствий следует ожидать в дальнейшем. Смотрите видео, на тему физиологических рефлексов у младенцев, в котором вы получите ответы на многие интересующие вас вопросы:

Была ли эта статья полезной?

Да

Нет

2 человек ответили

Спасибо, за Ваш отзыв!

человек ответили

Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.

Спасибо. Ваше сообщение отправлено

Нашли в тексте ошибку?

Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!

mosmama.ru


Смотрите также