Предлагаю обсудить, обменяться мнениями, поделиться опытом. Как у вас проходит кризис 1 года, как ведут себя ваши дети? Как вы справляетесь с детскими истериками (если они у вас есть)? Какие методы воспитания и правила в вашей семье?
Нас, конечно, тоже не миновал этот этап. Ира взрослеет, учится нового, чего-то не понимает и, как следствие, ломает свою модель поведения. Во-первых, стала маминой девочкой. В определенные периоды начинает вопить, требовать телесного контакта с мамой (попытки папы взять дочу на руки заканчиваются визгом и плачем). Естественно, мама бросает все и бежит обниматься с ребенком. "Подзарядившись" от мамы, Ира снова готова играть и радоваться жизни.
Во-вторых, стала проверять на прочность родителей. Раньше послушно на все соглашалась, теперь из нее вовсю лезет свое "Я". Доходит до того, что она на большинство предложений сначала мотает головой - "нет, нет" - а потом говорит "да". И в целом стала намного более самостоятельной, со своим мнением. Если ей что-то надо - настойчиво просит, лезет, требует, потом включает сирену, если не дают.
Ну и в-третьих, опять плохо спит, сует пальцы в рот, иногда внезапный пронзительный плач на ровном месте. Списываем на зубы и возрастной кризис (в остальном ребенок вроде здоров). В дни повышенной капризности стараемся больше уделять внимание ребенку (я всегда говорю - забей ты на этот пол и на эту посуду, если ребенку сейчас нужна мама).
По описанию у нас многое совпадает из того, что пишут о кризисе 64-й недели: http://www.child-psy.ru/kaprizi/501.html
Мы в целом родители добрые, но в меру строгие. Мера строгости у нас с женой примерно одинаковая, ну может, я чуть-чуть пожестче. Но разделения на "хороший полицейский-плохой полицейский" у нас точно нет. Пока Иришка не пытается варьировать модель поведения и пробовать разные стратегии на папе и маме. Но если попробует, то вряд ли у нее что-то получится - если папа запрещает, то мама запрещает тоже, если мама сказала "нет", то бесполезно просить это у папы. По крайней мере, мы стараемся соблюдать это.
На ребенка мы не орем, и уж, упаси боже, не бьем. Я, кстати, хотя и человек раздражительный, смотрю на ребенка и не понимаю, с чего на нее орать или уж тем более шлепать. Ну видно же, что трудно маленькому человечку - столько разнородной информации его окружает, такое огромное количество правил, которые нужно усвоить, свое "Я" при этом лезет наружу, родители не понимают, чего ты хочешь - неудивительно, что ребенок на ровном месте ударяется в рев или орет. Он как бы говорит - ну поймите же меня, люди.
Строгость в голосе, естественно, периодически включаем и в такие моменты говорим громче обычного - если ребенок хочет то, что ему по возрасту не положено (а часто просит взрослую еду) или лезет туда, куда лезть не следует. Честно говоря, Иришке чаще как-то по барабану на строгий папин или мамин голос, но за строгим голосом всегда следует действие - ребенок оттаскивается, опасный или вредный предмет убирается. Надеюсь, со временем до нее начнет доходить и она будет реагировать на строгий тон.
Мы пытаемся объяснять, когда чего-то нельзя, но я пока сильно сомневаюсь, что ребенок это хорошо понимает. Или понимает, но опять-таки проверяет нас на прочность. Когда Ира истерит, что ей что-то не дают, то мы всегда объясняем, почему мы не даем, даже если ребенок пока плохо понимает это. Главное, чтобы она уяснила, что родители - не самодуры, а действуют аргументированно и последовательно. Но лучше всего, конечно, работает отвлечение и переключение. Переключить внимание на что-то другое или унести вопящего ребенка подальше от предмета его интереса - пока самое эффективное для этого возраста.
К слову, "нельзя" мы стараемся использовать как можно реже, да и не так много у нас этих "нельзя". Ребенку в принципе очень многое можно, мы редко одергиваем Иру. Нельзя лезть к горячей духовке, нельзя бить маму/папу по лицу, еще, может, пара вещей - даже не вспомню навскидку. Чаще в ходу "не надо", "не делай" или даже "давай лучше /далее альтернатива нежелательному действию/". Хочешь папин айпад? Но это папин айпад, он не для детей, у тебя же есть свои игрушки. Фотоаппарат тебе дать? Он для взрослых, у тебя же есть свой фотоаппарат - пойдем, найдем его. Пока вроде очень даже работает.
Естественно, мы варьируем поведение и подстраиваемся под ребенка. Если нам надо почистить зубы, мы берем за руку и ведем в ванную, а Ире ну позарез понадобилось сходить на кухню - делаем крюк и идем на кухню; значит, начнем купаться на пять минут позже. Не знаю, насколько это правильно, но мне кажется, что учитывать желания ребенка (в непринципиальных моментах) - это проявлять к нему уважение, давать свободу принимать решение, и это важно для становления личности. Понятное дело, если чего-то нельзя (или совсем не надо, неполезно) - то это нельзя
И еще один момент, который я стараюсь использовать - принцип логичных последствий. Если ребенок пытается сделать то, чего делать не стоит, я ее предупреждаю - Ира, не делай. Будешь вставать в стульчике за обедом - значит, ты не голодная и пойдешь из-за стола; разбрасываешь фасоль по кухне вместо того, чтобы пересыпать ее - мы закончим играть; хочешь есть - отпусти папу, чтобы он сделал тебе еду. Без негатива в отношении ее действий или ее самой, чтобы доча училась, что действия вызывают определенные последствия, и об этих последствиях родители ее предупреждают.
Никаких наказаний (кроме логичных последствий), естественно, мы пока не практикуем -в таком возрасте я считаю это абсолютно бесполезным и вредным для ребенка занятием.
А какие правила у вас в семье? Какие воспитательные принципы вы используете? Если поделитесь ссылками на хорошие воспитательные статьи или книги - отдельное спасибо.
почистить себя от негатива окружающихwww.babyblog.ru
Детские истерики – это знакомо многим родителям. Ребенок может просто плакать, а может закатывать настоящие истерики: падать на пол, биться головой об пол, орать не своим голосом и прямо таки увечить себя ради несчастной «жвачки» или конфеты, которые он хочет. В особо запущенных случаях все это происходит на публике, в окружении как можно большего числа людей. Часто можно увидеть, как родители в такой ситуации, не зная, что предпринимать, просто соглашаются на требования малолетнего шантажиста, считая, что такой компромисс лучше. По сути, родители ради собственного спокойствия откупаются от ребёнка, не задумываясь о причинах детских истерик.
Родители, которые сталкивались с истерикой детей, знают, что это может начать проявляться уже в 3-х летнем возрасте. Интересно, что одни детки с возрастом «перерастают» эту проблему, а у других это продолжается буквально всю жизнь. И мы можем наблюдать таких великовозрастных истериков в магазине, в транспорте, в больнице. На всю жизнь такие люди остаются эмоционально неустойчивыми личностями. Если ребенок закатывает истерики, это надо воспринимать не как каприз, а как тревожный сигнал.
Можно заметить, что не все дети истерят. Некоторые в принципе на это не способны, другие – только идут на поводу у заводил, как бы подхватывая общий истерический настрой, например, в группе в детском саду.
Прежде всего, хотелось бы отделить собственно истерику от сходных с ней проявлений. Часто родители называют истериками просто скандальные требования ребенка купить-дать-уступить что-то. Системно-векторная психология Юрия Бурлана определяет такую скандальность как проявление кожного вектора, которая является следствием нереализованной потребности человека (и человечка) командовать и подчинять. В то время как собственно истерика носит чисто эмоциональный характер.
Истерики являются проявлением зрительного вектора вашего ребенка.
Таких детей не так много - всего 5% людей являются обладателями зрительного вектора. Причина детской истеричности в том, что ему прежде всего не хватает эмоциональной связи с родителями. Вот он и требуют её от родителей. Но и просто эмоциональной связи с родителями бывает недостаточно для полноценного наполнения потребностей зрительного вектора. Читайте более подробно ниже в статье.
Родители, которые не справились с истериками ребенка, не сумев установить с ребёнком эмоциональную связь, не научив его адекватно наполнять зрительные потребности, в период от 3 до 12 лет, рискуют вырастить абсолютно неприятного человека, который будет вредить окружающим и себе. Истеричность – это лишь один из аспектов их будущей, взрослой жизни. Кроме того, они не будут способны любить любить, испытывать элементарного сочувствия к другим людям, будут эмоционально шантажировать окружающих, выставлять немыслимые психологические запросы требуя доказательств любви к себе и плакать без повода.
Они даже могут покончить жизнь самоубийством на пике своего абсолютно неадекватного шантажа. «А что? Если мама не хочет купить мне то платье за 5000 на выпуской, зачем мне жить?!» - скажет такая истеричка и порежет вены, хотя на самом деле будет подразумевать, конечно же, не убийство себя, а привлечь внимание к своей персоне и всеми правдами и неправдами заставить близких предоставить ей доказательство любви.
Сегодня мы видим обычного маленького ребёнка, который закатывает истерику маме в магазине из-за игрушки, а уже через 10-20 лет он может стать одиноким и несчастным человеком, неспособным создать искренние эмоциональные отношения, и постоянным клиентом лечебных учреждений. У таких детей, в результате отсутствия должного наполнения зрительного вектора (соответственно возрасту), не развивается способность сопереживать окружающим Врождённый страх не развивается в противоположное ему состояние любви, они живут в вечном страхе - мнительные и испуганные, хотя страх этот чаще всего неосознавемый. Они могут быть хорошо образованными, хорошо разбираться в моде или в живописи, но потребность людей со зрительным вектором испытывать смену эмоциональных состояний никогда не перешагнёт планку страха. и тоски. А за отсутствием способности любить других они будут по-прежнему требовать внимания и любви к себе, при помощи истерик.
Страх, панические атаки, тревожные состояния – это все может их сопровождать всю оставшуюся жизнь.. Сегодня, пока маленький истерик всего лишь ребенок, есть шанс все исправить и вырастить нормального, адекватного, развитого человека. Как же это сделать?
Нельзя никак не реагировать на эмоциональный шантаж детей. Нельзя поощрять, но игнорировать тоже нельзя. Надо удерживать зрительный контакт, объяснять, почему надо сделать что-то или почему нельзя делать другого. Общайтесь с ним, выслушивайте, пусть ребёнок чувствует вашу любовь. Любые запреты и отказы должны быть адекватными – не забывайте, что бы не послужило причиной эмоционального взрыва - это всего лишь повод для истерики у ребенка, а не истинная причина ее, и нет необходимости эскалировать более глубокий конфликт в ваших отношениях.Нужно понять, что причина истеричности в ненаполненности эмоциональных потребностей ребенка. В первую очередь, оцените отношения ребенка с мамой. Возможно, между ними не установлено достаточной эмоциональной связи. Мама – это первый человек в жизни ребёнка, это гарант безопасности. Если мама кричит или бьёт, не обращает достаточного внимания на ребёнка, то ребёнок со зрительным вектором ощущает большую эмоциональную нехватку, что и выражается в своеобразном эмоциональном срыве – в виде истерики.
Даже если отношения между мамой и ребенком просто идеальные, глубокие и наполненные теплыми эмоциями, этого может быть недостаточно для зрительного ребенка. Современное поколение зрительных детей обладает крайне высоким темпераментом, и в силе своих желаний часто существенно «переплевывают» родителей. Зрительный вектор ребенка необходимо развивать.
Проанализируйте сказки, которые читаете ребёнку Не читайте ему страшных сказок, и вообще не пугайте никаким образом, даже в шутку. Почаще бывайте на прогулках в разных местах, давайте ему возможность встречаться с разными новыми детьми и взрослыми. Это важно для развития зрительного интеллекта – наполняет зрительные потребности. Обращайе его внимания на красивые места, покормите уток на пруду, или просто голубей. Но не берите животных домой. Эмоциональная связь ребёнку нужна с мамой, а не с кошечкой или собачкой. К тому же неожиданная смерть любимца, с которым у ребенка установилась ощутимая эмоциональная связь, может сказаться на физическом уровне и привести к падению зрения. Постепенно формируйте у ребенка базу для развития сострадания. Смотрите вместе с ним добрые мульфильмы или кино, читайте книги, вызывающие жалость и сочувствие героям историй, желание помочь им. Учите его любви. И тогда в его психическом не останется места для истерик.
Прочитать результаты тех, кто уже прошел тренинг, можно по этой ссылке.Посмотреть, как проходят лекции, можно прямо сейчас – пройдите по этой ссылке и просмотрите любое видео.
Данная статья носит ознакомительный характер. Если Вы хотите более глубоко понять своего ребенка, узнать не только, почему он закатывает истерики, но и мотивы всех других его поступков, пройдите тренинг по системно-векторной психологии Юрия Бурлана. Вступительная часть лекций абсолютно бесплатна и доступна всем желающим по регистрации.
Детские истерики расстраивают и обескураживают родителей. Рассмотрим причины, которые могут побуждать детей к такому поведению, а также советы, как правильно действовать во время истерики у ребенка.
Истерика у детей может возникать по ряду причин…
У детей 1-2 лет возникает кризис первого года жизни, который выражается в непослушании, стремлении к самостоятельности, острой реакцией на запреты родителей, что сопровождается частыми истериками.
Таблица 1. Как предотвратить истерики у годовалого ребенка в конкретных ситуациях
Ситуация, приводящая к истерике | Причина истерики | Как поступить родителям |
Годовалый малыш сидит за столом и пытается самостоятельно есть ложкой кашу или суп, его движения довольно неловкие, он пачкает стол и одежду. Мама забирает у него ложку и начинает его кормить, что вызывает недовольство и истеричный плач ребенка.
| Ребенку не нравится, что его попытки быть самостоятельным пресекаются. | В этой ситуации можно поступить иначе — взять вторую ложку и вместе с малышом продолжить трапезу. Ничего страшного не произойдет, если он испачкается, зато ребенок предпринял попытку самостоятельно поесть. Возможно, наступил момент пересмотреть отношение к чаду. Не стоит все делать за своего малыша, а надо стараться «шагать» вместе с ним, делая все сообща. Например, в течение первого полугодия второго года жизни можно учить свое чадо надевать колготки, сандалии, шапку, варежки, шарфик, самостоятельно чистить зубки и умываться.
|
Годовалый ребенок закатывает истерику, когда ему не разрешают играть с недозволенным предметом.
| Малыш остро реагирует на запрет со стороны родителя. | Если ребенок играет чем-то недозволенным, прежде чем забрать этот предмет и услышать возмутительный крик, желательно отвлечь внимание крохи на другую интересную вещь или предложить альтернативу. Например, если малыш вытащил из шкафчика документы и пытается увековечить на них свои первые рисунки, следует предложить ему порисовать в альбоме, приготовленном специально для детского творчества.
|
Ребенок не хочет одеваться и устраивает истерику. | Малышу неприятен сам процесс одевания, ему скучно или что-то испортило настроение. | Маленький ребенок не умеет одеваться самостоятельно, а сам процесс ему скучен. Сделать одевание «живым» помогут стишки и считалочки, которые нравятся малышу. Они отвлекут его внимание от скучного процесса. Отказ ребенка одеваться может быть не связан с процессом одевания. Он плохо спал, сломалась любимая игрушка, что окончательно испортило ему настроение. Плач — самый доступный для малыша способ снять напряжение. В этом случае родителям надо сохранять спокойствие. Дайте ребенку проявить немного самостоятельности, разрешив выбрать для себя одежду, даже если вещи не будут сочетаться. Обязательно нужно похвалить ребенка за сделанный выбор, не критиковать и не смеяться.
|
Малыш плачет, возвращаясь с прогулки.
| Ребенок не желает заканчивать прогулку и идти домой. | Многие дети не хотят возвращаться с улицы домой, поэтому, переступив порог квартиры, начинают плакать. Чтобы предотвратить детский плач, нужно заранее подготовить ребенка к тому, что пора идти домой, а не быстро отрывать его от игры, качания на каруселях и т. д. По дороге домой обязательно нужно отвлечь малыша, переключив его внимание на то, что происходит дома, рассказать, как скучают без него игрушки и как они будут рады его возвращению домой. Придя домой, не сажайте сразу же малыша за стол, чтобы покормить, или укладывать спать. Лучше дать ему немного времени поиграть с любимыми игрушками.
|
Ребенок не хочет делиться своими игрушками с другими детьми и начинает кричать, если у него пытаются забрать его вещи. | Нежелание ребенка делиться личными вещами.
| Родителям нужно с пониманием относиться к нежеланию ребенка делиться своими игрушками с другими, ведь ни один взрослый не отдаст незнакомцу свой телефон, компьютер или машину. Ребенок волен сам распоряжаться своими личными вещами. Родители должны учить малыша спрашивать разрешения поиграть чужими игрушками или обмениваться ими, но не должны отрицать или осуждать право ребенка отказать. Поэтому, если ребенок не отдает свои игрушки, плачет, не нужно настаивать на том, чтобы он обязательно ими поделился. Лучше отойти со своим малышом в другую сторону, успокоить его и продолжить игру. Дети не делятся игрушками, так как думают, что они не получат назад свое «добро». Дома родители могут поговорить с ребенком и объяснить, что детки поиграют и вернут обратно взятую у него игрушку. Чтобы ребенок мог понять это, родители могут поиграть с ним в игру про Мишку-жадину и Зайца. Суть игры в том, что вышеописанные персонажи делятся своими игрушками. При этом Заяц с удовольствием делится своими машинками, кубиками и просит разрешения поиграть игрушками Мишки, заверяя его, что немного поиграет и обязательно отдаст. Предложите ребенку сначала побыть в игре Мишкой, а потом Зайцем-добряком. Эта игра поможет ребенку освоить определенные правила поведения и в будущем с радостью делиться с другими детьми игрушками. |
В возрасте от двух до пяти лет происходит перестройка характера ребенка и он начинает более остро реагировать на запреты со стороны взрослых. Дети этого возраста еще эмоционально незрелы, и то, что кажется взрослым несущественным, для ребенка может обернуться настоящей трагедией и привести к истерике.
Таблица 2. Как правильно реагировать на истерики ребенка 2-5 лет в типичных ситуациях
Ситуация, вызывающая истерику у малыша 2-5 лет | Причины истерики | Как поступить родителям |
Радостный день с гостями, мультиками, весельем и даже подарками заканчивается капризами и ночными истериками ребенка.
| Эмоциональное перенапряжение, усталость. | Стоит помнить, что характер ребенка от двух до пяти лет еще не сформировался в эмоциональном плане. Он быстро устает от большого количества людей, нервничает в кругу незнакомых, плачет от перенапряжения. Для малыша 2-5 лет важно соблюдать режим дня. Ребенок должен отдохнуть и поспать в обед. А если вы видите, что малыш устал в гостях, то лучше увести его ото всех и успокоить.
|
Родители чрезмерно переживают за своего малыша, поэтому на игровой площадке запрещают ему подниматься на высокую горку, хотя другие ребята этого же возраста с восторгом скатывается с нее. Защищая ребенка от возможных падений и ушибов, родители запрещают ему кататься на велосипеде, не водят на каток и т. д. Со временем малыш, видя, что другие дети с азартом играют в догонялки, быстро ездят на велосипеде, а он сидит в песочнице, начинает возмущаться, а свой протест выражает с помощью крика.
| Протест против чрезмерной опеки. | Ребенку нужно предоставить больше самостоятельности, дать возможность изучать и познавать мир. Нужно стараться разговаривать с малышом, как с равным. Ребенок должен понять, что родители не просто стремятся опекать его, лишая самостоятельности, а готовы стать его помощниками, к которым можно обратиться, если нужна будет помощь.
|
Малыш в магазине начинает кричать и тянуть родителей за одежду, чтобы они незамедлительно приобрели ему какую-нибудь игрушку или купили сладости.
| Не может получить желаемое. | Нужно обговорить эту ситуацию с ребенком, постараться объяснить ему, что так вести себя в общественных местах некрасиво. Главное — не поддаваться на детские истерики и не покупать ребенку желаемое, иначе такое поведение будет повторяться. |
Малышу до года уделяется много внимания, мама старается не отходить от него, забывая про все домашние дела и заботы. Чем старше становится ребенок, тем чаще родителям приходится отлучаться от него на некоторое время. Из-за этого он начинает плакать, призывая взрослых обратить на себя внимание.
| Ребенок хочет больше внимания, ему хочется быть постоянно с мамой. | Чтобы исключить капризы из-за этих поводов, желательно как можно больше времени уделять своему малышу: играть с ним, заниматься творчеством, гулять. Но не лишне будет объяснить ребенку, что какое-то время он должен поиграть один, а мама, как только освободится, сразу присоединится к нему.
|
Активному малышу вдруг не хочется играть, он постоянно просится на руки или ложится на диван, отказывается от еды и плачет без причины.
| Эти симптомы могут свидетельствовать о болезни. Если ребенок в 4-5 лет может сказать взрослым, что чувствует недомогание, то малышам в 2-3 года довольно сложно объяснить свое состояние. | При первых симптомах болезни нужно сразу измерить температуру. Если она повышена, тут же обратиться к врачу. Только специалист сможет точно определить причины недомогания и назначить грамотное лечение. А вот заниматься самолечением и рисковать здоровьем малыша не стоит. Соответственно, родители должны понимать, что во время болезни дети становятся чрезмерно капризными и требуют к себе повышенного внимания. |
Полезный совет в отношении поведения родителей во время детских истерик дает психолог высшей категории Л. В. Ходоровская.
Истериками дети чаще всего пытаются манипулировать своими родителями и показывают, что им что-то не нравится. В первую очередь, постарайтесь сохранять спокойствие и не потакать истерике. Разговаривайте с ребенком очень ровно. Попросите его объяснить спокойно, чего он хочет, и потом обсудите его желание. Но обещайте выполнить это желание только при наличии возможностей. Нельзя пообещать выполнить просьбу ребенка, а потом успешно забыть об этом. В таком случае истерика опять повторится, потому что ребенок не забудет обмана. Если исполнить его желание нет возможности, то постарайтесь переключить его внимание на что-то другое. Когда ваш малыш увидит, что вы реагируете на его выходки совершенно спокойно, то перестанет истерить.
Полностью избавиться от детских истерик невозможно, но предотвратить некоторые из них родителям по силам. Нужно как можно чаще проводить время со своим малышом и не отталкивать его, когда он нуждается в общении с родителями. Если же истерики не прекращаются, а постепенно только набирают обороты, остановить их становиться с каждым разом все сложнее, то следует обратиться к специалисту. Поделитесь с друзьями:baragozik.ru
К сожалению, рано или поздно, большинство родителей сталкивается с таким явлением, как детская истерика. Ребенок кричит, бросается наземь, бьется головой об пол, не реагирует на просьбы и слова взрослого. Родители в растерянности, что случилось с малышом? Как себя вести, чтобы кошмар поскорее прекратился?
У одних детей период истерик проходит быстро, у других – может длиться годами. Многое зависит от поведения родителей. Если относиться к истерикам спокойно и не потакать истерическим припадкам – можно исправить ситуацию достаточно быстро.
Истерики и капризы
Важно различать понятия «истерика» и «каприз». К капризам ребенок прибегает преднамеренно, чтобы добиться желаемого, чего-то запретного или невозможного в данный момент. Капризы, также как и истерики, нередко сопровождаются плачем, криком, топаньем ног, разбрасыванием предметов. Иногда капризы ребенка невыполнимы.
Например, ребенок просит шоколадку, которой в доме нет или хочет спускаться по лестнице, когда пришел лифт.
Рассказывает мама двухлетней девочки: «Приготовила утром кашу с ягодой и чай, как она и просила.» Девочка: «Не хочу с ягодой, хочу без ничего». Мама: «Ты же сама просила с ягодой, я тебе сделала». На кухню приходит папа: «Я буду с ягодой!» И берет тарелку. Дочка: «Нет!!! Это моя тарелка, я буду, уйди!»
Истерики обычно непроизвольны. Ребенок не может справиться с эмоциями. Детская истерика сопровождается громким плачем, криками, битьем головой об пол, битьем кулаками о поверхность, царапанием лица. В тяжелых случаях могут быть непроизвольные судороги, так называемый «истерический мост», когда ребенок выгибается дугой. Детская истерика – это сильная эмоциональная реакция, подкрепленная раздражением, агрессией, отчаянием. Во время истерики ребенок слабо контролирует свою моторику, поэтому может биться головой об пол или стену, практически не чувствуя боли. Особенностью детских истерик является то, что они возникают в ответ на обиду или неприятное известие, усиливаются при внимании окружающих и могут быстро прекратиться после того, как внимание исчезнет.
Рассказывает мама мальчика двух с половиной лет: «Мы были в магазине. Сын попросил купить машинку, я согласилась. Он играл с ней, пока мы делали остальные покупки. Потом увидел другую игрушку и стал просить новую. Я сказала, что сегодня мы больше не будем покупать игрушки. Он швырнул машинку, закричал, затопал ногами, кинулся на пол. Я не стала его уговаривать и поехала с тележкой дальше, сообщив, что мы еще не купили вкусных конфет. Когда он увидел, что я выбираю сладости без него, истерика прекратилась».
Возраст первых истерик
Нечасто родители могут похвастаться тем, что у их детей совсем не было истерик. По мнению ученых, около 90% родителей сталкиваются с истериками у детей от года до трех лет. Чаще первые истерики начинаются в полтора года. Пиком капризности и упрямства считаются 2,5 – 3 года, так называемый период «кризиса» трех лет. В кризисный период истерики могут случаться до 10-15 раз в день, практически по любому поводу. В четыре года подобное поведение считается редкостью, ребенок в состоянии выразить свои чувства и эмоции словами.
Почему дети устраивают истерики?
Дети взрослеют, и у них появляются собственные желания и интересы, которые могут расходиться с желаниями и интересами взрослых. Если у ребенка не получается добиться своего, он испытывает злость и раздражение. Истерика возникает при столкновении интересов ребенка и родителей. Существуют типичные ситуации, которые приводят к истерикам и скандалам в семье. Если ребенок:
— не может выразить словами свои чувства и желания;— играет с игрушками, которые не подходят ему по возрасту и делают его неуспешным в игре;— не получает от окружающих желаемого;— отрывается от интересного занятия;— переутомился и устал;— хочет привлечь внимание взрослых.
Как избежать истерики?
Ребенок учится управлять своим поведением и эмоциями. Но иногда, он теряет самообладание, что может привести к истерике. Наблюдая за малышом, постарайтесь понять, какое состояние говорит о приближении истерики. Это могут быть поджатые губы, сопение, легкое хныканье. Если вы уловили какие-либо признаки, старайтесь переключить внимание ребенка на что-то интересное. Предложите другую игрушку, книжку, перейдите в другую комнату, покажите, что происходит за окном. Этот прием может быть эффективен только тогда, когда истерика еще не разгорелась. Если страсти уже кипят, то этот метод не принесет результатов.
Используйте различные приемы, которые помогут предотвратить возникновение истерики у детей:
• Полноценный отдых. Старайтесь вовремя укладывать ребенка на дневной и ночной сон. Не допускайте переутомления. Если видите, что ребенок устал играть, предложите ему почитать или порисовать. Не отправляйтесь в магазин, если ребенок проголодался. Маленькие дети еще не умеют контролировать состояние усталости, задача взрослых – следить за состоянием ребенка и не допускать переутомления.• Прояснение чувств ребенка. Назовите чувства ребенка и дайте понять, что вы их разделяете: «Я понимаю, что ты разозлился», «Я думаю, ты устал, мы сегодня много гуляли», «Ты, наверное, обиделся, потому что мальчик не дал тебе машинку», «Может быть, ты сердишься, так как не получил конфет» и т.д. Это поможет малышу научиться говорить о своих чувствах и контролировать их. Дайте понять, что, несмотря на чувства, есть определенные пределы: «Я понимаю, ты сердишься, но кричать в магазине нельзя». Ребенок должен знать, что есть ситуации, в которых такое поведение не допустимо.• Время для игр. Очень важно, чтобы у малыша было достаточно свободного времени для игры, когда никто не отвлекает и не мешает игровому процессу.• «Помоги мне сделать это самому». Не пытайтесь все делать за ребенка, покажите, что он уже взрослый и может сам справляться с трудностями, вы лишь подтолкнете к этому. Поможете подняться на горку, придерживая за руку, или научите строить домик из кубиков.• Право выбора. Предоставляйте малышу право выбора. Ребенок, который может самостоятельно делать выбор, чувствует, что его уважают и с ним считаются. Выбор должен быть понятен ребенку (что есть на завтрак, во что играть, пойти в парк или на площадку). Нет смысла спрашивать ребенка, хочет он пойти в детский сад или нет. Это решение принимают родители. А вот выбрать между желтой и зеленой футболкой он вполне способен. Если вы предложили выбор, то считайтесь с мнением ребенка, не навязывайте свой вариант. Ребенок выбрал желтую футболку. Не стоит говорить: «А мне кажется, зеленая будет лучше». Если реального выбора нет, не создавайте видимости, просто сообщите о том, что сейчас будет: «Мы идем в магазин».• Используйте просьбы. Если ребенок начал плакать, попросите его подойти к вам и дайте ему что-то в руки (это может быть игрушка, платочек, книжка и т.д.). Попросите показать книжку папе, отнести платочек бабушке или найти «домик» для игрушки.
Как себя вести во время истерики?
Обычно толчком к началу истерики является каприз: «Хочу, дай, купи, не буду, уйди…» Если предотвратить истерику не удалось, и она началась, не пытайтесь в этот момент успокаивать ребенка, уговаривать, ругать или кричать, это станет стимулом к продолжению истерики.
• Не бросайте ребенка в одиночестве, это может напугать малыша. Будьте поблизости, в поле зрения ребенка, постарайтесь сохранить спокойствие и уверенность в себе.• Если ребенок устроил истерику, чтобы получить желаемое, не уступайте. Выполняя желания ребенка в момент истерики, вы тем самым закрепляете эту форму поведения. Ребенок будет и дальше использовать истерику, чтобы добиться своего. Если один раз в ответ на истерику вы разрешите взять то, чего брать нельзя, можете быть уверены – истерика повторится, и не раз.• Не прибегайте к физическим наказаниям. Это лишь усугубит состояние ребенка, получается, что его наказывают за то, с чем он не может справиться. Занимайтесь своими делами, игнорируя истерику. Ребенок поймет, что это не приносит желаемого внимания и впредь не стоит тратить свои силы.• Используйте тактильный контакт. Попробуйте крепко обнять ребенка и удерживать некоторое время в своих объятиях, повторяйте, что вы его любите, даже в те моменты, когда он злится, но вас огорчает, когда он громко кричит и бросается на пол. Но не стоит насильно удерживать ребенка в объятиях, если он вырывается, лучше оставить его на диване или на полу.• Не позволяйте, чтобы ребенок управлял вами. Если вам нужно уходить, а ребенок, не желая оставаться с папой или бабушкой, устроил истерику, спокойно попрощайтесь с ним и выходите из дома. Чем дольше вы будете оттягивать момент ухода, тем продолжительнее будет истерика.
Истерики в общественных местах
Не все родители в состоянии выдержать истерику в публичном месте. Легче уступить и дать желаемое, «только бы перестал кричать». Но этот способ опасен. Старайтесь не обращать внимание на осуждающие взгляды посторонних. Если вы уступите сейчас только для того, чтобы избежать публичного скандала, будьте готовы к тому, что и дальше вам придется действовать также. Вы отказали в покупке новой игрушки, не отступайте сразу. Пусть ребенок возмутится, потопает ногами и выразит недовольство. Если вы уверенно заявите о своем решении, ребенок поймет, что истерикой он ничего не добьется. Истерики в общественных местах обычно рассчитаны не столько на маму, сколько на публику. Будьте осторожны, привлекая к этому процессу окружающих. Лучше обойтись без их помощи и просто переждать вспышку. Кричать, когда никто не обращает внимания, совсем не интересно.
Когда все позади
После того, как страсти улеглись, не отказывайте ребенку в ласке, возьмите его на руки, успокойте. Поговорите о том, что так расстроило малыша. Скажите, что вы его очень любите и вам приятно говорить с ним, когда он спокоен. Ребенок должен учиться выражать свои желания с помощью слов.
Поведение родителей
Часто детские истерики и капризы являются следствием ошибочного поведения родителей. Ребенку все разрешено, все можно, он даже не знает о существовании слова «нет». Определите список запрещенных и разрешенных вещей и придерживайтесь установленного порядка. Дети очень наблюдательны и сообразительны. Они понимают, что можно выпросить конфетку у бабушки, если мама запретила. Или надо идти гулять с дедушкой, он обязательно купит игрушку. Постарайтесь, чтобы один из родителей не отменял запретов другого. Если мама не разрешила, значит нельзя. Если папа сказал убирать игрушки, значит надо убрать.
Нужно ли обращаться к специалисту?
Если капризы и истерики у ребенка постоянны, это может быть следствием заболевания нервной системы. Обратитесь к детскому неврологу если:
— ребенок во время истерики задерживает дыхание или теряет сознание;— истерики становятся все более частыми и агрессивными;— у ребенка продолжаются истерики после 4-х лет;— малыш наносит повреждения себе и окружающим;— истерики сопровождаются ночными кошмарами, страхами, резкими перепадами настроения;— истерика заканчивается рвотой или отдышкой, внезапной вялостью и усталостью ребенка.Если со здоровьем ребенка все в порядке, то проблема заключается в семейных отношениях и реакции близких на поведение ребенка. Не позволяйте детям добиваться желаемого с помощью истерик. Будьте терпеливыми и находите компромиссы. Большинство истерик можно предотвратить, поняв их причины.
Софья Позднякова, детский психолог ЦППРиК «Преодоление»журнал для родителей «Растим Ребенка», ноябрь 2012
НОВЫЙ календарь развития ребенкаДетские капризы: как победить
Поделиться
Твитнуть
Класс
Поделиться
mama.ru
Во время истерики ребенок теряет самообладание, и общее его состояние характеризуется как крайне возбужденное. Истерики у ребенка сопровождаются следующими признаками: плач, крик, размахивающие движения ногами и руками. Во время приступов малыш может укусить себя или рядом находящихся людей, падает на пол, наблюдаются случаи ударов головой об стену. Кроха в таком состоянии не воспринимает привычные слова и убеждения, неадекватно реагирует на речь. Этот период не подходит для объяснений и вразумлений. Осознанное воздействие на взрослых рассчитано на то, что в итоге он получит желаемое. Часто такое поведение приносит положительный эффект.
Во время истерики ребенок характеризуется крайне нестабильным эмоциональным состоянием и способен на неадекватные поступкиЧем старше малыш, тем больше у него появляется личных желаний, интересов. Порой эти взгляды расходятся с тем, что думают родители. Происходит столкновение позиций. Ребенок видит, что не может добиться желаемого и начинает злиться и нервничать. Такие напряженные ситуации и провоцируют появление истерических состояний. Перечислим основные факторы, влияющие на это:
Увидев однажды подобное у своего малыша, родители зачастую не знают, как реагировать и как это остановить? Единственное желание в моменты приступов — чтобы они поскорее закончились и больше не начинались. Повлиять на их частоту могут именно родители. От их правильного и рационального поведения будет зависеть продолжительность подобных ситуаций.
Ошибки в реагировании приведут к затягиванию неприятных моментов на долгие годы. Спокойная реакция на истерические приступы, отсутствие реакции как таковой сведут детские истерики на «нет» в самые короткие сроки.
x
https://www.youtube.com/watch?v=1Ob_KuyY9Xo
Прежде чем начать борьбу с истерическими приступами, следует разграничить два понятия «истерика» и «каприз». Капризы – преднамеренные действия, имеющие своей целью получить желаемое, невозможное или запретное. Проявляются капризы аналогично истерикам: топаньем, криком, швырянием предметов. Капризы зачастую рождаются там, где нет возможности их исполнить — например, хочется съесть конфету, а их в доме нет, или пойти на прогулку, а за окном ливень.
Детские истерики отличает непроизвольность. Малыш не может справиться с эмоциями, и это выплескивается в физических проявлениях. Так, в истерическом состоянии ребенок рвет на себе волосы, царапает лицо, громко плачет или стучится головой об стену. Можно констатировать, что порой бывают даже непроизвольные судороги, которые называются «истерический мост». Ребенок в таком состоянии выгибается дугой.
Как проявляются детские истерики? 2-3 года – возраст, характеризующийся следующими стадиями приступов:
Стадия | Описание |
Крик | Громкие крики ребенка пугают родителей. При этом не выдвигается никаких требований. Во время начала очередной истерики малыш ничего не видит и не слышит вокруг. |
Двигательное возбуждение | Главные характеристики периода: активное разбрасывание вещей, топанье, удары ногами, руками и головой об стену, пол. Боли в такие моменты кроха не чувствует. |
Рыдания | У ребенка начинают литься слезы. Текут они просто ручьями, а весь вид карапуза выражает обиду. Малыш пересекший вторую стадию и не получивший в ней утешения, продолжает всхлипывать очень долго. Малютки очень трудно справляются с нахлынувшими на них эмоциями. Получив успокоение только на последней стадии, ребенок будет полностью обессилен, выразит желание поспать в дневное время. Быстро засыпает, но ночью спит тревожным сном. |
Слабый и неуравновешенный тип нервной системы ребенка наиболее подвержен к появлению сильных приступов. В возрасте до 1 года тоже случаются истерические проявления. Характеризуются они истошным продолжительным плачем. Что может вызвать такое состояние? Причиной может служить даже минимальная ошибка в уходе: мама не сменила мокрые штанишки, чувство жажды или голода, требование поспать, боли от колик. Для таких деток характерны постоянные просыпания по ночам. Годовалый малыш может продолжать еще долго плакать, даже если причины уже ликвидированы.
Дети в полтора года закатывают истерики на фоне перенапряжения в эмоциональном плане и от усталости. Не до конца устоявшаяся психика дает такие результаты, но чем старше ребенок, тем более осознанными являются его истерические приступы. Он таким образом манипулирует чувствами родителей, добиваясь своих целей.
К 2 годам подросший младенец уже хорошо понимает, как пользоваться словами «не хочу», «нет» и понимает смысл фразы «нельзя». Осознав механизм их действия, он начинает применять их на практике. Выразить словесно свой протест или несогласие двухлетка еще не может, поэтому он прибегает к более выразительной форме – к истерическим припадкам.
Агрессивное и необузданное поведение 1-2-х годовалого ребенка шокирует родителей, они не знают, какая реакция будет правильной. Малыш кричит, размахивает руками, валяется на полу, царапается – все эти действия требуют адекватной реакции взрослых. Часть взрослых поддается на провокации и выполняет все желания карапуза, а еще часть прибегает к физическим наказаниям, дабы отучить от подобного в будущем.
При истерике ребенок может стать агрессивным и необузданным, однако родителям нельзя впадать в панику и идти на поводу у маленького диктатораКакая должна быть реакция на истерические приступы двухлетки? В основе зачастую лежит каприз, выражающийся в словах «не буду», «дай», «не хочу» и т.д. Не сумев предотвратить появление истерического приступа, откиньте мысли об успокаивании ребенка. Также не стоит его вразумлять или ругать, это лишь дополнительно распалит его порыв. Не бросайте ребенка одного. Важно держать его в поле зрения, так кроха не будет пугаться, а будет сохранять уверенность в себе.
Однажды уступив малютке, вы рискуете получить неоднократное повторение подобного. Не способствуйте закреплению этого навыка, не идите на поводу. Почувствовав раз, что своим поведением ребенок добивается своего, он будет прибегать к этому методу снова и снова.
Разовая слабость взрослого может обернуться длительной проблемой. Бить и наказывать ребенка также не стоит, физические воздействия не принесут результата, а лишь усугубят поведение малыша. Реально помогает полное игнорирование детской истерики. Видя, что его старания тщетны и, если они не приносят желаемого результата, ребенок откажется от этого способа воздействия.
Можно нежно и спокойно успокоить его, сказав крохе о том, как вы его любите, при этом крепко обнимая и удерживая в своих объятиях. Старайтесь быть роднее и нежнее, если даже он сильно злится, кричит или стучится головой. Карапуза, вырывающегося из ваших объятий, не удерживайте насильно. В ситуации, когда кроха истерит из-за того, что не хочет с кем-то оставаться (с бабушкой, с воспитателем), то следует как можно быстрее покинуть помещение, оставив его со взрослым. Оттягивание момента расставания лишь удлинит процесс детской истерики.
x
https://www.youtube.com/watch?v=Y3mIzBtZMVk
Родителям очень сложно контролировать процесс истерических требований в общественных местах. Ребенку 2-х лет гораздо проще и безопаснее уступить, чтобы прекратить шум и установить спокойствие, но такое мнение крайне ошибочно. Косые взгляды окружающих не должны вас волновать в этот момент, самое главное – одинаковая реакция на аналогичные поступки.
Уступив однажды и уняв скандал, вы провоцируете вторичное повторение ситуации. Кроха просит игрушку в магазине – будьте тверды в своем отказе. Не реагируйте на его топот, возмущение и недовольство любого плана. Видя уверенное и непоколебимое поведение родителей, ребенок поймет, что истерические припадки не помогают добиться желаемого. Помните, что кроха устраивает истерические приступы в целях воздействия зачастую именно в общественных местах, рассчитывая на мнение публики.
Оптимальный вариант реакции – немного подождать. После окончания приступа следует успокоить кроху, обнять и ласково поинтересоваться причиной его поведения, а также сказать, что разговаривать с ним намного приятнее, когда он в спокойном состоянии.
x
https://www.youtube.com/watch?v=Kt71lmwDzgY
Ребенок в 3 года хочет быть самостоятельным и чувствовать свою взрослость и независимость. Кроха уже имеет свои желания и хочет отстоять свои права перед взрослыми. Дети 3-х лет находятся на рубеже новых открытий и начинают чувствовать себя уникальной личностью, могут по-разному вести себя в такой непростой период. Из основных характеристик данного этапа является негативизм, упрямство и своеволие. Истерики у ребенка 3 лет часто обескураживают родителей. Еще вчера их малютка делал все с радостью и удовольствием, а сегодня он делает все наперекор. Мама просит кушать суп, а малыш бросает ложку, или папа зовет к себе, а ребенок настойчиво игнорирует эти просьбы. Кажется, основными словами трехлетки становятся «не хочу», «не буду».
Как справляться с детскими истериками? Важно при отучении крохи от этого вредного занятия не концентрировать свое внимание на его плохих поступках. Откажитесь от желания сломить его характер, это не приведет ни к чему хорошему. Разумеется, позволять делать все, что хочет ребенок, также недопустимо. Как же тогда бороться с этой бедой? Ребенок должен понимать, что истерика не помогает добиться каких-то результатов. Мудрые бабушки и мамы знают, что лучший способ в таких случаях – переключить детское внимание на что-то другое, отвлечь его. Выбирайте интересные альтернативы: посмотреть любимый мультик или позаниматься, поиграть вместе. Такой способ не сработает, если кроха уже находится в апогее истерики. Тогда самое лучшее – переждать.
При проявлении истерик дома, четко сформулируйте свою мысль о том, что любые разговоры с ним будут только после того, как он успокоится. Сами в этот момент более не обращайте на него внимания и занимайтесь домашними хлопотами. Родители должны показывать пример, как владеть своими эмоциями и сохранять спокойствие. Когда малыш успокоится, поговорите с ним и расскажите, как сильно его любите и что его капризы не помогут ничего добиться.
Когда капризы случаются в людном месте, постарайтесь вывести или отнести ребенка туда, где зрителей будет меньше. Регулярные истерики у крохи предусматривают более внимательное отношение к словам, которые вы говорите ребенку. Избегайте ситуаций, когда ответом на ваш вопрос может быть отрицание. Не стоит говорить категорично: «Скорее одевайся, пора на улицу!» Создавайте иллюзию выбора: «Ты пойдешь в красном свитере или в синей кофте?» или «Куда бы ты хотел пойти, в парк или на площадку?»
Приближаясь к возрасту 4 лет, ребенок поменяется — детские истерики будут утихать и пройдут так же внезапно, как и появились. Кроха входит в возраст, когда уже есть способность рассказать о своих желаниях, эмоциях и чувствах.
Иногда отвлечь ребенка и переключить его внимание помогает обычный мультикЧасто мы, взрослые, сами провоцируем у детей появление капризов и истерик. Вседозволенность, отсутствие рамок и понятий «нельзя» и «нет» оказывают малышу медвежью услугу. Кроха попадает в капкан родительской беспечности. Так, детки 4 лет прекрасно чувствуют слабину и если мама говорит «нет» — значит, бабушка может разрешить. Важно родителям и всем воспитывающим взрослым договориться и обсудить разрешаемое и запрещаемое, а также проинформировать ребенка. После этого следует четко придерживаться установленных правил. Все взрослые должны быть едины в своих методах воспитания и не нарушать запретов других.
Комаровский утверждает, что учащенные детские капризы и истерики могут свидетельствовать о наличии заболеваний нервной системы. За помощью к неврологу или психологу следует обращаться, если:
При констатации врачами отсутствия каких-либо заболеваний, следует искать причину в семейных взаимоотношениях. Ближайшее окружение малыша также может иметь большое влияние на появление истерических приступов.
x
https://www.youtube.com/watch?v=F0z7brTcYBM
Как справиться с детской истерикой? Родителям важно уловить момент, близкий к приступу. Возможно, малыш поджимает губы, сопит или слегка всхлипывает. Заметив такие характерные признаки, постарайтесь переключить кроху на что-то интересное.
Отвлеките внимание ребенка, показав вид из окна или сменив комнату, заняв интересной игрушкой. Такой прием актуален в самом начале детской истерики. При активном развитии приступа такой способ не даст результатов. Для предотвращения истерических состояний доктор Комаровский дает следующие советы:
x
https://www.youtube.com/watch?v=x6GSXh5JL4E
Похожие статьи по теме:
vseprorebenka.ru
Истерики у ребенка чаще всего бывают с одного года, когда ребенок начинает проявлять первые попытки самостоятельности (страсть к исследованиям, любопытство). Во младенчестве ребенок ориентируется только на свои потребности (в еде, тепле, общении), а, становясь старше, приобретает желания как более осознанные потребности. Но восприятие времени в этом возрасте еще несовершенно, потому если какое-то желание возникает, малыш упорно добивается его выполнения сиюминутно. Именно в этом – одна из причин так называемого кризиса первого года. Постепенно приучаясь к тому, что желания могут быть удовлетворены не сразу, а потом, ребенок развивает чувство времени и волевые процессы, то есть регулирующую функцию психики.
Можно сказать, что бурные детские истерики на первых порах проявления кризиса первого года бывают у всех. Но сила, частота истерик у ребенка, разнообразие причин зависит от темперамента ребенка и окружающих его взрослых. Но остаются они в более старшем возрасте только у некоторых.
Конечно же, многие могут сказать, что даже среди взрослых (особенно женщин) есть немало таких, которые способны истерично реагировать на что-то. Но эти эмоциональные расстройства – «рудиментарные» остатки кризиса первого года, либо, как считают современные психоаналитики – показатель (и причина) неблагополучия в личной жизни.
Когда папа из первого примера вышел из троллейбуса, мне оставалось только догадываться, как он поступит дальше. Выберите варианты:
А) освободится от назойливых взглядов и советов пассажиров в переполненном транспорте и отшлепает хорошенько сына, чтобы в следующий раз не повадно было «позорить отца»;
Б) демонстративно выбросит «предмет истерики» (йогурт) в мусорное ведро и предупредит (достаточно спокойно): «Если ты не прекратишь, ты никогда ничего больше не получишь!».
В) оставит ребенка на остановке и отойдет в сторону, ожидая, «когда это закончится», при этом, например, читая газету.
Конечно же, самый первый шаг папы был очень правильный: он лишил «маленького артиста» «публики» – вывел его из троллейбуса. А третий способ вывода ребенка из истерики – самый безболезненный для обеих сторон, и наиболее положительный для будущего эмоционального развития ребенка.
Нужно сказать, что если истерика у ребенка все же разразилась, в первую очередь, не нужно пугаться, и тем более чувствовать себя виноватыми. Это – знак, что малыш взрослеет и вырабатывает способы взаимодействия с миром и с окружающими людьми. Только родители, самые близкие люди, могут помочь малышу пойти правильным, цивилизованным путем.
Самое трудное для родителей в момент детской истерики – держать себя в руках.
Ведь если и взрослый «взорвется», то мало хорошего почерпнет ребенок из этого «урока».Еще нужно всегда помнить, что отказывать ребенку в чем-то – вполне нормально. Как и то, что ребенок может возмущаться из-за этого. Так что «поддаваться» столь эмоционально выраженным требованиям ребенка не нужно.
Иногда дети пугаются именно того, что не могут сами справиться со своими эмоциями. В таком случае ребенку нужна ваша поддержка: обнимите его, скажите нарочито спокойно: «Все в порядке, ты просто очень расстроен. Со всяким человеком такое бывает». Если это вызовет дополнительно раздражение ребенка, то так же спокойно скажите: «Когда ты успокоишься, мы с тобой поговорим, а так я не понимаю», – и отойдите в сторону, давая понять и физически, что вы не станете слушать крики и смотреть на бурные телодвижения.
Итак, самый простой и самый сложный «рецепт» (но и самый лучший!) – не обращать внимания на эмоциональный взрыв дитяти. Стойте спокойно и ждите, когда кончится истерика у ребенка.
Если вы очень расстроены – быстро покиньте «поле битвы» ребенка за сиюминутное выполнение собственных желаний, по возможности спокойно. Если вы находитесь в общественном месте – отойдите от ребенка, но так, чтоб не терять его из виду, и чтобы он видел вас. Если ребенок не может долго успокоиться (минут 10-15) – отвлеките его внимание тем, что станете что-то увлеченно делать (играть кубиками, паззлами, игрушками, смотреть мультики), совершенно не «вспоминая» о только что разразившейся буре.
Ребенок должен усвоить, что истерики и эмоциональный «шантаж» не приносит результатов, и лучше искать другие способы выражения желания. Ребенок должен знать, что имеет право на любое чувство и уметь его выражать цивилизованно. И главное – что даже если это случается, то мама и папа не одобряют этого поведения, им это не нравится, но самого малыша они любят.
Если же истерики у ребенка вошли в привычку, это может означать, что он научился таким образом добиваться своей цели. Скорее всего, он понял, что так вы идете на уступки: покупаете ему сладости или игрушки или разрешаете не ложиться вовремя в постель. Поэтому родители должны иметь в виду, что, уступая этим истерикам, вы уступаете желанию, которое по тем или иным причинам не собирались выполнять, и способствуете тому, что истерики становятся просто отрицательной привычкой.
В этом случае вам придется запастись «вагоном» терпения. Но, если вы понимаете, что истерики стали для него методом выудить из вас что-нибудь, единственная тактика борьбы с ними – это не обращать на них внимания.
Не удивляйтесь, если ребенок, увидев, что его "старания" не производят желаемого эффекта, удвоит, а то и утроит их. Именно тогда вам нужно собрать все свои силы в кулак, чтобы не обращать внимания на эти вопли: ни жеста, ни взгляда, ни слова.
Нельзя высмеивать детские истерики, ни тем более наказывать за них ребенка. Самое сложное для родителей в подобной ситуации – это сохранить контроль над собой. Если вы часто сами бурно реагируете, то ребенок не сможет научиться другому поведению. Однако, если вам удастся держать себя в руках, вы подадите своему крохе хороший пример самообладания, достойный подражания.
Когда истерика у ребенка пройдет, не заводите об этом разговор. Если целью такого поведения был «шантаж», то ребенок поймет, что не добился цели.
Когда спектакль закончится, вы должны вести себя так, как будто ничего не случилось, никак не комментируя произошедшее и давая крохе возможность снова заслужить ваше расположение. Если вы выдержите такое напряжение и будете неукоснительно следовать этому правилу, через какое-то время вы заметите, что ваш малыш устраивает все реже и реже истерику.
Проанализируйте, что могло способствовать эмоциональному срыву ребенка. Если вы сможете в дальнейшем предотвратить эти ситуации, то оградите себя от повторения истерики в таких же условиях. Например, есть обстоятельства, при которых дети склонны к эмоциональным срывам (например, когда малыш устал или слишком возбужден, не выспался), он может быть неспокойным, и потому более раздражительным, и, реагируя на ваше ситуативное «нет», ответит нетрадиционно бурной сценой. Если ребенок устраивает истерики во время или после посещения гостей, то, возможно, он слишком возбуждается от такого скопления народа. Вам нужно уделять время малышу в спокойном месте: порисовать вместе с ним, рассказать или прочитать сказку.
Никогда резко не прерывайте занятий ребенка, даже если они кажутся вам бессмысленными. Для переключения внимания малыша нужно какое-то время. Его можно провести вместе, отвлекая ребенка от понравившегося занятия и увлекая тем, что нужно вам.
Иногда раздражение у детей накапливается, когда долго что-то не получается. Следите за тем, как ребенок справляется с каким-то новым для себя делом, ведь на первых порах не всегда он сможет сделать это сам (запустить новую машинку, взобраться по ступенькам на горку, переступить через ручеек). В таких случаях нужно сделать это вместе с ним, чтоб он проверил свои силы и поверил в них. Конечно же, не нужно делать это за ребенка, но создать условия, чтоб он понял, что справился сам (с вашей помощью).
В спокойной обстановке, когда вы минуты времяпровождения учите ребенка правильно себя вести во время эмоционального срыва. Расскажите сказку о Зайце, который часто скандалил, топал ногами, а его родители не понимали слов, когда он кричал и не могли дать ему то, что он просил. А потом зайчик научился просить словами то, о чем он всегда кричал и плакал. Пусть ребенок «станет» Зайчиком и придумает, как правильно попросить, чтобы не кричать, как отреагировать, если ответили «нет». Можно даже маленького ребенка научить называть свои чувства. За время, которое он потратит на построение фразы, он уже немного успокоится. В другой раз пусть он побудет мамой Зайчика и проговорит вашу фразу спокойным тоном: «Ты рассержен. Когда ты успокоишься, мы поговорим».
Посоветуйтесь с ребенком, как бы он хотел, чтоб вы вели себя с ним, когда он в ярости: чтобы вы обняли его и успокоили, или чтобы отошли в сторону и подождали, пока он успокоится сам (конечно же, это нужно спрашивать не во время истерики).
И, конечно же, понаблюдайте за своим поведением: не слишком ли часто вы говорите «нет». Если вы постоянно одергиваете и останавливаете ребенка и тем самым провоцируете? Это может привести к тому, что малыш не выдержит вашего эмоционального давления и «взорвется». На каждое «нет» и «нельзя» должно найтись «да» и «можно». Например, нельзя рвать книги – можно вот эту газету. Давайте альтернативу для категорического требования ребенка, как бы советуясь с ним, обретайте свое «нет» в «да»: «Да, конечно, мы порисуем в этом месте, но для этого мы прикрепим совершенно великолепный белый ватман!».
Еще нужно заметить, что некоторые дети (как, впрочем, и взрослые!) заражены «духом противоречия». Прежде, чем согласиться на уступки, такие малыши любят «побушевать». После постепенного утихания истерики, они делают то, что нужно, молчаливо соглашаются с доводами. Относитесь к таким особенностям ребенка как к майской грозе, после которой выглянет солнце.
Читайте также:
best-mother.ru
Очень часто родителям приходится сталкиваться с таким явлением как истерика у ребенка. Когда такое случается, чаще всего, мамы и папы оказываются не готовы к подобному, они теряются, не знают что делать и как прекратить этот кошмар. А если ребенку вздумалось закатить истерику в общественном месте, тогда сгорая со стыда, родители готовы просто провалиться сквозь землю. В этой статье мы постараемся рассказать: как реагировать на истерики ребенка.
Что же такое детские истерики?
Детские истерики подразумевают под собой сильный эмоциональные всплески, которые, как правило, подкреплен негативными эмоциями: отчаянием, раздражением, гневом и даже агрессией. Они сопровождаются большим количеством разнообразных “спецэффектов” со стороны малыша.
Что делать если у ребенка истерика? Прежде всего, следует помнить, что начавшуюся истерику остановить уже практически не возможно. Поэтому, чтобы не попадать в неприятные ситуации необходимо научиться ее предотвращать. А если истерика все-таки случилась, то нужно знать, как успокоить ребенка в самые короткие строки. Давайте выясним основные причины, которые вызывают истерики у детей.
Перед тем, как бороться с истериками ребенка нужно установить, что же к этому привело. Очень часто истерики у ребенка вызывает родительское “нет”, ведь для детской психики это самый сильный эмоциональный раздражитель, а самым главным условием для детской истерики является наличие зрителей. Чем больше людей обратит внимание на происходящее, тем ярче и красочнее будет истерика.
Обычно приступ истерики длится не долго, но ребенок осознано продолжает плакать и кричать, с целью добиться своего.
Детские капризы и истерики можно наблюдать у детей разного возраста, но чаще всего им подвержены легковозбудимые и эмоциональные малыши.
В основном истерики происходят в возрасте от одного до пяти лет. А уже после пяти ребенок прекрасно понимает, что за истерикой обязательно последует наказание.
У ребенка истерика, что делать? Прежде всего, заниматься профилактикой. Для этого необходимо, чтобы перед прогулкой ребенок хорошо выспался, быть сыт, в общем, чувствовал себя комфортно. Ведь любой дискомфорт может послужить катализатором. Старайтесь предугадывать желания своего малыша и учитесь “обходить подводные камни”. Изучите основные признаки надвигающейся “бури”, а также наиболее действенные в Вашем случае способы для разрядки обстановки.
Следующий по важности вопрос “ Ребенок закатывает истерики, как себя вести родителям?”. Основное правило в этой ситуации помнить, что главные все-таки Вы, а не Ваш ребенок. Ни в коем случае не стоит идти у него на поводу, ведь это только усугубит ситуацию и увеличит количество истерик. Помните, что если ребенок истерит по любому поводу, а Вы реагируете, то это равносильно тушению разгоревшегося пожара. Искусство быть хорошими родителями состоит не в том, чтобы выходить победителем даже из самых трудных боев с ребенком, а в умении их предотвращать, то есть не дать привычке закатывать истерики сформироваться.
Разыскивая ответ на вопрос “Как реагировать на детские истерики?” стоит очень хорошо уяснить для себя, что же недопустимо в данном случае:
В ответ на вопрос “Детская истерика, как с ней бороться?” детские психологи предлагают такие основные способы, с помощью которых можно не только успокоить ребенка, но и предотвратить истерики в будущем:
Особое внимание хотелось бы обратить на то, что делать, когда у ребенка истерика, в таких случаях:
Прежде чем принять для себя решение как остановить истерику у ребенка, нужно успокоиться самим родителям, ведь, поддавшись эмоциям, Вы не только не сможете успокоить своего ребенка, но и усугубите ситуацию. Успокаивать ребенка с помощью физического наказания не наилучший метод, в связи с тем, что у него может возникнуть моральная травма, которая будет мешать нормальным взаимоотношениям между Вами. Проявив фантазию всегда можно успокоить ребенка и добиться того, чтобы подобное не случалось в будущем.
Вконтакте
Одноклассники
Google+
www.vse-dlya-detey.ru