В этой статье:
Многие родители с нетерпением ждут, когда их малышам исполнится 4 месяца, справедливо полагая, что с этого момента их жизнь станет более размеренной и спокойной. И действительно, после трех месяцев кроха доставляет куда меньше хлопот, чем в первые недели после рождения, отчасти потому, что уход становится более привычным, а отчасти из-за относительно установившегося режима дня и почти прекратившихся коликов.
В 4 месяца развитие ребенка позволяет ему быть более сознательным и общительным, что проявляется в открытой и искренней улыбке, обращенной к близким людям. В этом возрасте малыши меньше спят и больше бодрствуют, получают удовольствие от общения и времяпровождения с родителями, пробуют выражать первые чувства и эмоции доступным им способами – с помощью звуков и активных движений.
Интересно, что в 4 месяца малыши способны испытывать целый спектр эмоций, начиная от страха и разочарования и заканчивая радостью и предвкушением чего-то нового. Дети находятся в тесной эмоциональной связи с родителями, что особенно важно для нормального психического развития.
Развитие детей в 4 месяца позволяет им проводить ассоциации между ощущениями и образами. Например, они четко понимают, что мама — это всегда ласка, забота и тепло.
Нормально развивающийся ребенок к 4 месяцам уже многое умеет. Ниже классический вариант списка навыков для малыша этого возраста. Ребенок способен:
Кроме того, в этом возрасте многие малыши пробуют пить из чашки, с удовольствием играют в забавные игры-потешки, предложенные родителями, рассматривают все вокруг и вслушиваются в голоса окружающих.
Может показаться, что в 4 месяца говорить о развитии речи еще крайне рано, но на самом деле в этом возрасте оно идет полным ходом, что подтверждает постоянное общение ребенка со взрослыми. Малыши в периоды бодрствования не замолкают, оттачивая навыки произношения гласных и некоторых согласных, из которых часто получается образовать первые слоги.
Родителям, с которыми малыши имеют прочную эмоциональную связь, несложно будет понять, что именно пытается «сказать» ребенок в периоды активного «словесного творчества». Более того, уже в этом возрасте, по мнению ученых, имеет смысл начинать обучать кроху иностранному языку, произнося в его присутствии новые слова.
Чтобы кроха быстрее учился, говорить с ним нужно часто и с разными интонациями, рассказывая обо всем, что его окружает, комментируя действия, как свои, так и окружающих. В периоды, когда кроха не спит и находится в хорошем расположении духа, можно разговаривать с ним, показывать ему картинки, задавать вопросы и самим же давать ответы.
Важно, чтобы у ребенка выработалось желание подражать речи взрослых, поэтому говорить нужно с паузами, с выражением, меняя тембр и громкость голоса. Будет здорово, если родители во время «разговора» с четырехмесячным крохой будут всем своим видом показывать, что они его понимают и поддерживают.
В 4 месяца, по мнению педиатров, нормально развивающийся ребенок должен уже освоить перевороты на бок. Некоторые дети справляются с этим еще раньше, для других же перевороты становятся чем-то сложным и даже недосягаемым. Обычно сложности возникают у малышей крупных либо изначально физически слабых.
Родители могут помочь малышу освоить новый навык, если время от времени будут стимулировать его к поворотам с помощью любимой игрушки. Достаточно будет положить игрушку сбоку в пределах досягаемости малыша и в его поле зрения, чтобы кроха попробовал наконец выполнить переворот. Проделывать этот трюк можно ежедневно, пока навык переворачиваться не закрепится окончательно.
Как уже было отмечено выше, в 4 месяца развитие позволяет ребенку захватывать предметы четкими скоординированными движениями. Малыш, ощупывая предметы или игрушки, уже учится различать тактильные ощущения, поддерживает игру в прятки, когда взрослые прячут предметы.
Для четырёхмесячного ребенка вполне нормально не только с удовольствием лежать на животе довольно долго, но и поднимать в таком положении плечи, опираясь на выпрямленные руки.
В этом возрасте родители могут начинать развивать сенсорику крохи, например, акцентируя его внимание на тактильных ощупывающих движениях. В положении лежа на спине малышу можно предлагать ощупывать разные по структуре ткани, начиная от атласа и заканчивая узелковыми шнурками, шерстяными нитками. Малыш сможет почувствовать разницу между предметами и, кроме того, отработает навык хватания. Развитие мелкой моторики в этом возрасте позволит ускорить процесс развития речи в дальнейшем.
Чтобы развивать внимание, мышление, а также стимулировать развитие речи ребенка, в 4 месяца с ним можно не просто общаться, а время от времени устраивать для него мини-представления, например с помощью игрушек. Справиться с организацией такого домашнего театра сможет каждый родитель, при желании – даже в одиночку.
После трех месяцев дети получают огромное удовольствие от наблюдения за представлениями, организованными для них взрослыми, с участием ярких игрушек, с диалогами, окрашенными разнообразными интонациями.
Наблюдая за действиями главных героев, малыши уже с такого юного возраста учатся не только передавать, но и воспринимать эмоции, понимая суть происходящего именно на эмоциональном уровне. Таким образом, несколько представлений в неделю для 4-месячного ребенка ускорят развитие его эмоциональной сферы, поспособствуют развитию речи и фонематического слуха.
Уход за малышом в 4 месяца становится проще, так как крохе не нужно обрабатывать пупочную ранку, готовить травяные растворы для купания, удалять корочки с головы и так далее.
Малыши в этом возрасте обычно просто обожают купаться и позитивно реагируют на массаж и гимнастические упражнения. Именно поэтому каждое утро должно начинаться с легкой гимнастики и заканчиваться общим массажем тела, укрепляющим мышцы и стимулирующим физическое развитие ребенка.
Помимо укрепляющих занятий, малыш должен будет выдержать ряд часто нелюбимых гигиенических процедур:
Время от времени ребенку нужно не забывать обрезать ногти на руках и ногах, лучше во время сна, чтобы не поранить неосторожным движением.
Обратите внимание, что в 4 месяца у многих малышей начинают прорезаться зубы, поэтому в этот период у них особенно активно выделяются слюни. Чтобы сохранить одежду крохи сухой, можно использовать обычные слюнявчики, а для того чтобы облегчить страдания малыша, можно предложить ему «поточить» десны о специальные силиконовые кольца либо же снять болевые ощущения с помощью охлаждающего детского геля.
Отдельная тема — уход за кожей ребенка, который в 4 месяца все еще носит подгузники. Очень важно обрабатывать кожу после смены подгузника влажными салфетками или теплой водой, присыпая складки детской присыпкой.
В процессе смены подгузника ребенку нужно дать устраивать воздушные ванны не менее чем на 15 минут. Летом в дневное время подгузники из искусственных материалов по возможности стоит заменить многоразовыми дышащими, обеспечивающими комфорт ребенку. Ночью малыша лучше оставлять в кроватке в надежных подгузниках, гарантирующих сухой сон до утра.
Подавляющее большинство детей, развитие которых в 4 месяца протекает нормально, продолжают в качестве основной пищи употреблять грудное молоко. Между тем именно в этом возрасте в режиме питания крохи происходят первые изменения — вводится прикорм. Как правило, речь идет о фруктовых (преимущественно яблочных) соках и пюре, которые ребенок получает в небольшом количестве за 30 минут до основного приема пищи.
Грудное молоко ребенок может получать как по часам, примерно каждые 3,5-4 часа, так и по требованию — все зависит от того, насколько спокойно малыш реагирует на отсутствие груди и насколько активно набирает массу.
Если ребенок находится на искусственном вскармливании, то получать смесь должен исключительно по часам — 6-7 раз в сутки. Выбирать нужно качественную, максимально адаптированную под грудное молоко смесь, способствующую активному росту и развитию малыша этого возраста.
Четырехмесячный малыш спит уже не так часто и не столь продолжительно, как еще месяц назад. Он все чаще бодрствует, общается, нуждается в прогулках на воздухе. В теплое время года с крохой этого возраста можно проводить на улице по 3-4 часа за одну прогулку. В зимний период продолжительность прогулки будет зависеть от температуры воздуха и погоды в целом.
В среднем физическое и психическое развитие крохи в 4 месяца позволяет ему бодрствовать до 11-12 часов в сутки. Все остальное время ребенок тратит на сон и восстановление сил. Многие малыши в это время все реже просыпаются по ночам, давая родителям отдохнуть, однако большинство продолжает просыпаться для ночного кормления или же из-за дискомфорта, связанного с наполненным подгузником.
В 4 месяца можно стимулировать развитие ребенка, даже несмотря на то, что он пока не умеет говорить, сидеть или ползать. Как уже было отмечено выше, нужно постоянно общаться с малышом, читать ему книжки, стихи, петь песенки, забавлять потешками и даже играть в примитивные понятные ему игры.
Начиная с этого возраста можно развивать как крупную, так и мелкую моторику ребенка, выполняя с ним гимнастические упражнения, предлагая перебирать пальчиками мелкие предметы под строгим присмотром взрослых. Слух и речь крохи помогут развивать музыкальные игры и занятия, а общее физическое развитие улучшат регулярные массаж и закаливание.
Контролируя развитие малыша в 4 месяца, родители должны продолжать посещать педиатра, проходя осмотр по-прежнему раз в месяц, как это было с начала жизни крохи. В этот период крохе сделают повторную вакцинацию против коклюша и дифтерии, а также полиомиелита и столбняка.
Учитывая, что к концу 4-го месяца ребенок должен уметь выполнять ряд простых действий, таких как переворот, реагировать на приближение родителей, следует сообщить педиатру о том, если кроха все еще этого не делает. Настораживающими признаками возможных задержек в развитии могут считаться:
Также стоит обратить внимание на показатели роста, веса, окружностей груди и головы, которые подтверждают нормальность развития малыша.
rebenkoved.ru
Двигательные навыки и позы:Малыш точно следит взглядом за движущими объектами, поворачивает голову вслед за игрушками или лицом взрослого. Лежа на животе поднимает голову на 45-90 градусов, грудь поднята, локти на уровне плеч или впереди плеч. Опора на согнутые под прямым углом предплечья. Приподнимается на выпрямленных ручках, опираясь только на ладони. Отдыхает на локтях. Лежа на спине сводит руки вместе. Начинает с силой выпрямлять и сгибать ножки, сбрасывает с себя одеялко. Переворачивается с живота на спину, со спины на бок. Устойчиво стоит при поддержке под мышки. Длительно удерживает голову в вертикальном положении. Садить ребенка не нужно, хотя он уже может сидеть с поддержкой. Осознано хватает предметы. Тянется к игрушке, толкает, захватывает, трясет. Тянет все в рот (не запрещайте, без этого у него не будет полного представления о предметах).
Развитие органов чувств: Узнает близких людей, тянется к ним. Различает цвета и формы. Быстро находит глазами источник звука. Ищет невидимые источники звука. Узнает мамин голос, ищет ее взглядом, прислушивается.
Развитие речи:От 4-6 месяцев – это период «расцвета гуления». Певуче произносит гласные звуки, возможно в сочетании с согласными. Начинает понимать, что предметы имеют свое название.
Эмоциональное развитие:В четыре месяца развитие эмоциональности – это движущая сила мышления. Легко возникает «комплекс оживления», громко смеется, проявляет радость. Оживляет и подает голос, когда на него смотрят и с ним разговаривают. Перестает плакать, если с ним разговаривают. Начинает хлопать в ладоши.
Социальное развитие:По мере нарастания привязанности к близким, проявляет и усиливается недоверие к чужим. Советы по уходу:Сон в сумме примерно 14-15 часов в сутки. Период бодрствования между дневным сном примерно 1,5 часа. Четыре месяца – это самое лучшее время начать закаливания ребенка водой (душ или влажные обтирания).
Физические упражнения для развития ребенка в 4 месяца:Пассивное вращение кистей.ИП: Ребенок лежит на спине, ногами к взрослому. Обхватите левой рукой его предплечье, большой палец правой руки вложите в ручку малыша. При условии расслабленности ручки проводите вращательные движения кистей. (8-10 движений для каждой руки).
Скользящие шаги. ИП: Ребенок лежит на спине, ногами к взрослому. Колени согнуты. Возьмите малыша за голеностопы так, чтобы при упоре стопа вставала ровно. Теперь проводите подошвами по поверхности стола по направлении к вам. При этом в начале движения коленки малыша максимально согнуты, а в конце полусогнуты. Упражнение укрепляет свод стопы и формирует правильную опору ног. НожницыИП: Ребенок лежит на спине, ногами к взрослому. Обхватите голени выпрямленных ног ребенка. Под ритмичный счет или потешку скрещивайте ноги между собой. (Повторите 6-8 раз).
Повращаемся.ИП: Ребенок лежит на спине, ногами к взрослому. Вложите большой палец правой руки в левую ручку ребенка. Правой рукой обхватите левую ножку чуть ниже колена. Поверните малыша на правый бок, двигай левую ручку и ножку вправо от малыша (влево от себя). Вернитесь на спинку. ( Повторите 6-8 раз в обе стороны). Упражнение укрепляет мышцы туловища. Первое присаживание.ИП: Малыш находится на диване или тахте в полулежащем положении на спине (положите под спину большую подушку). Ножки сложены по-турецки. Потяните ручки малыша к себе и вниз. При этом малыш приподнимает голову и плечи, напрягает животик и пытается сесть. Задержите его в этом положении несколько секунд, похвалите. Это активное упражнение, готовит мышцы спины к самостоятельному сидению, укрепляет мышцы живота и шеи.
Опора на прямые ручки. Это упражнение поможет малышу узнать, что на ручки можно опираться лежа на животе. ИП. Ребенок лежит на животе, боком к взрослому. Положите свою правую руку на его поясницу, другую просуньте под грудью. Медленно поднимите верхнюю часть туловища. Теперь просуньте правую руку под живот и медленно приподнимайте малыша. Ребенок интуитивно опускает ручки в низ и опирается на них (если ребенок не сразу сообразил, чего вы от него хотите, то подвигайте его параллельно столу вперед назад).
Полетаем. ИП: Ребенок лежит на спине, ногами к взрослому. Обхватите туловище малыша с боков и подведите все пальцы кроме большого под грудную клетку. Медленно поднимите малыша, сохраняя его горизонтальное положение, ножки ребенка могут упираться в вашу грудь (или можно развернуть его и поддерживать ножки рукой). Покачайте его влево вправо вверх вниз. Следите, чтобы малыш не пугался. Упражнение развивает вестибулярный аппарат, укрепляет мышцы шей, спины и туловища. Игры для развития ребенка в 4 месяцаЗахватывание игрушек.Малыш лежит на животе боком или ногами к взрослому. Положите рядом с ним игрушку сначала возле его ладошки, пусть он возьмет ее, через некоторое время положите игрушку на расстоянии его вытянутой руки, когда малыш увидел игрушку, пошумите ей и дайте ему дотянуться до игрушки самостоятельно. Игрушку кладите с разных сторон, чтобы ребенок тянулся за ней разными ручками. Теперь положите игрушку, чуть дальше, чем расстояние его вытянутой руки и когда ребенок за ней потянется, подставьте свою ладонь под его ножки, давая ему опору для толчка. Игра учит захватывать игрушки из положения лежа на животе, стимулирует ползание, укрепляет все мышцы. Барабанщик.Малыш осознает, что предметами можно манипулировать, и самое первое, что он понимает, что по ним можно стучать. Поощряйте это насколько можете выдержать. Пусть он стучит по подносам и крышкам, ложками и ручками. Стуча, малыш усваивает связь между причиной и следствием – шум появляется после того, как он постучит. Кроме того, развиваются моторные навыки.Пальчиком покажем. Нужна игрушка, у которой есть глазки и носик. Малыш лежит на спине. Возьмите игрушку и покажите ему. Теперь обхватите его правую кисть, отделив указательный пальчик. Игрушку вы держите в руке, а пальчиком ребенка указываете – это глазки, это носик и т.д. Тоже самое - левой рукой. Игра развивает мелкую моторику, а значит, стимулирует развитие речи. (Для игры хорошо подходят игрушечные мобильные телефоны или другие кнопочные игрушки – звук не должен быть резким).
Играем в погремушки. Ребенку нужно развивать умение брать игрушки, которые находятся над его рукой. Для этого, когда ребенок лежит на спине, покажите ему погремушку, когда он потянется за игрушкой, поднимите ее выше уровня его ладони, с каждым днем поднимайте игрушку все выше и выше, чтобы малыш поднимал ручку все выше и выше. Когда он научится хорошо захватывать игрушку, укрепляйте силу его пальчиков, давая игрушку неудобной для захватывания стороной.
www.razvitierebenka.net
С самых ранних лет следует учить малыша правильно выражать свои эмоции, грамотно строить предложения. На первый взгляд кажется, что процесс не вызовет труда, и на пути к достижению цели не возникнет сложностей. Однако каждый ребенок индивидуален, и может не сразу начать говорить.
Содержание:
Есть возрастные периоды, по которым можно определить, насколько правильно проходит развитие речи у малыша. Строго определенных правил не существует. Процесс обучения следует начинать с самого рождения: крохе следует петь песни, рассказывать истории, разговаривать с ним во время прогулки. Материнское сердце подскажет, как нужно действовать.
В период от 6 месяцев до года происходит активное формирование мозговых центров, которые ответственны за речь, поэтому общению с малышом следует уделять повышенное внимание.
В период с 2 до 3 лет речевые области практически полностью сформированы. Именно в это время дети начинают свободно выражать свои мысли, говорить, и обучение должно проходить максимально активно. Не стоит переживать, если к этому возрасту не происходит резкого скачка. Оптимальный вариант – проконсультироваться со специалистом, и при отсутствии признаков болезни или физиологических отклонений продолжать развивать речевой аппарат.
Читайте об этапах развития малыша:
Для каждого периода взросления характерны определенные звуки, слова и предложения, с помощью которых малыш выражает свои эмоции.
Первые звуки от ребенка можно услышать уже в 2 месяца (помимо крика и плача). Малыш с удовольствием говорит «-гу», протягивает гласную «-а». Важно отвечать крохе, давать понять, что общение важно. Через несколько месяцев можно услышать уже более сложные комбинации. Полезно включать ему музыку, аудиокниги и т. п. Годовалый малыш знает около 5-10 слов, состоящих из пары слогов.
Речь ребенка в год и старше становится более обширной. Его словарный запас пополняется с каждым днем. Он хорошо понимает, о чем его просят родители, например, идти помыть руки, ложиться спать и т. д.
К 18 месяцам ребенок может запомнить до 20 новых слов.
Крохе нравится познавать все новое, он сам радуется, если больше запоминает и воспроизводит. Хорошо в этом периоде помогают развиваться книжки с объемными картинками, которые нужно рассматривать вместе и задавать по ним вопросы.
В 2 года словарный запас детей включает около 70 слов, а через год малыш знает больше 200 новых выражений и около 1000 слов. Кроме того, ребенок уже умеет склонять слова по падежам, вставляет в предложения местоимения. Звукопроизношение не отличается четкостью, но к 5 годам эта проблема решается сама собой.
Начиная с трехлетнего возраста, малыши могут учить маленькие песенки и стихи, отгадывать легкие загадки. Речь крохи можно легко понять, даже несмотря на ошибки в употреблении рода, числа и падежа.
Словарь достигает почти 2 000 слов к 4 годам.
Малыш начинает фантазировать, выдумывать собственные выражения. Появляется больше наречий, местоимений, прилагательных и числительных. Основные проблемы в этом возрасте – перестановка слогов местами, отсутствие звуков [р], [л] или [ц].
Речь детей в период с 4 до 5 лет состоит из 3 000 слов, не включая «переделанные» на свой лад. Предложения уже насыщены разными предлогами, прилагательными. Малыши прекрасно справляются с такими задачами, как описание предмета, пересказ небольшой сказки, чтение наизусть стихотворения с интонацией, а также чередование тихого и громкого произношения. Большинство детей умеют считать до 10.
Речь детей 6 лет и старше отличается грамотностью, небольшим количеством грамматических ошибок. Они легко объясняются со сверстниками и взрослыми, без труда могут описать любую жизненную ситуацию и предметы. Имея в запасе больше 4 000 слов, ребенок способен сочинить интересную историю, придумать для нее название. Из основных проблем в этом периоде выделяют искажение малознакомых слов, неправильную постановку ударения.
Развитие речи у годовалых детей, малышей постарше и дошкольников проходит по-разному. Важно не просто ориентироваться на установленные нормы, но и учитывать индивидуальные особенности ребенка.
Часто родители сталкиваются с ситуацией, когда ребенок в год не говорит того, что считается нормой для этого возраста. Что делать в этом случае?
Воспользуйтесь следующими рекомендациями:
Не стоит волноваться, если не получается добиться положительного результата. Часто бывает, что малыш еще не готов в 1 год к полноценному общению.
Если ребенок общается с трудом или совсем не говорит в 2 года, необходимо стимулировать его речь.
Что можно сделать:
Насчет неправильного произношения буквы «р» в этом возрасте волноваться не стоит. Помощь специалиста потребуется, если проблема не решится к 6 годам.
Развитие речи для детей в возрасте от 4 и до 5 лет должно проходить посредством игр, упражнений и тренировок.
Пробуйте такие варианты:
Не следует забывать о совместном просмотре книг с картинками. Нужно, чтобы малыш пытался максимально много рассказывать о предметах, которые видит. Хорошо помогает разучивание стихов и песен наизусть.
Главное в процессе развития речи ребенка 6 лет – сформировать фонематический слух, научить выделять из больших предложений слова, а из слов – конкретные звуки. Кроме того, важно, чтобы дети делили на слоги хотя бы маленькие слова. Это важно не только для речи, но и дальнейшего умения внимательно читать и осознавать прочитанное.
Чтобы избежать речевых отставаний, необходимо делать следующее:
Лучше всего, если все проблемы будут устранены до похода в 1 класс, чтобы малыш не испытывал трудности в чтении и письме.
Многие родители делают все, чтобы у малыша правильно развивался речевой аппарат: перечитывают горы литературы, записываются на консультации, обращаются в детские центры. Лучше всего – попробовать несколько способов, и выбрать максимально подходящий для малыша.
Развивающая методика «Буквограмма» – настоящий помощник для родителей. В основе программы, разработанной кандидатом психологических наук С. Шишковой, лежат принципы нейропсихологии, логопедии, а также дефектологии. Рассчитана не только на детей дошкольного возраста, которые слабо концентрируются на материале и неусидчивы, но и на подростков.
Цель использования методики – активизация памяти и внимания, а также корректировка всех видов речи.
Эти задачи осуществляются через увлекательные занятия, включенные в программу. Умственная работа чередуется с тренировками дыхания, физическими упражнениями. Шишкова считает, что правильное дыхание способствует усилению работы мозговых центров. Всего в программу включено 20 занятий, которые требуют регулярного выполнения.
Просмотр мультфильмов – одно из любимых занятий любого ребенка. Однако даже это увлечение можно превратить в полезное. Есть множество мультиков для развития речи, которые принесут огромную пользу при правильном подборе.
В возрасте от 3 до 5 лет малыш впитывает всю увиденную и услышанную информацию, поэтому пополнить его словарный запас можно через мультфильмы с красочными персонажами.
Стоит обратить внимание, на возрастные ограничения. Некоторые познавательные мультсериалы («Смешарики. Пин-код», «Фиксики») будут интересны школьникам младших классов, а вот «Клуб Микки Мауса» или «Уроки тетушки Совы» – идеальные варианты для дошкольников.
Для развития речи можно играть с детьми. Если ребенок любит строить рожицы и кривляться, ему понравится играть в «забавные гримасы». Один из родителей должен сесть напротив малыша и рассказывать, что от него требуется. Это может быть просьба надуть щеки, высунуть язык, подвигать в разные стороны челюстью и т. п. Главное, использовать как можно больше комбинаций, чтобы задействовать максимум мышц лица.
В игре «часики» нужно, чтобы ребенок поработал языком, представив, что это часовая стрелка. Двигать им следует, меняя каждый раз скорость, в разных направлениях.
Другой вариант игры – предложить крохе изображать жирафа и мышку. В первом случае малыш должен встать на колени, поднять руки, сжатые в ладонях, потянуться максимально высоко на вдохе. Соответственно, на выдохе кроха изображает мышку, присев, опустив голову, обхватив руками колени. Обязательно соблюдение многократности повторений.
Известный педиатр Евгений Комаровский советует родителям не переживать, если ребенок не говорит до 2 лет. Стоит забить тревогу, если малыш достиг трехлетнего возраста, и не умеет правильно выразить свои мысли или отказывается говорить вообще.
Важные рекомендации:
Положительная динамика при регулярных занятиях обязательно будет заметна, если малыш здоров и у него не наблюдается каких-либо физиологических отклонений.
Обучение связной речи – процесс долгий и сложный. Помочь родителям может методика известного доктора педагогических наук О. Ушаковой. Цель программы – совершенствование произношения звуков, улучшение дикции.
Методика построена на маленьких стихотворениях, скороговорках, потешках и играх.
Программа подразумевает задействование синтаксического, лексического, а также фонетического строев с целью ускоренного развития осмысленной и связной речи. Она отлично подходит для маленьких ребят, посещающих детский сад, для школьников. Многие логопеды выбираю методику как базу для исправления дефектов речи.
Скороговорки – помощники не только в познании родного языка, но и в совершенствовании речевого аппарата. Причем многие ребята отдают предпочтение именно скороговоркам, а не стихам или песням, что связано с увлекательностью их произношения и весельем. Быстрое произношение трудно построенной фразы помогает устранить большинство проблем.
С маленькими детьми рекомендуется разучивать скороговорки, дополненные забавными иллюстрациями.
Если грамотно построить процесс ознакомления со скороговорками, то крохе будет уже тяжело оторваться от их изучения. Ему понравятся не только сами веселые занятия, но и возможность продемонстрировать свои способности друзьям. Начать можно с таких легких примеров, как «щеночкам щеточками чистили щечки» или же «жил жираф, жир жевал».
Не стоит беспокоиться, если ребенок не разговаривает в раннем возрасте, ведь навыки речи у каждого проявляются в разное время. Единого правила обучения не существует, родителям придется выбирать из множества вариантов, экспериментировать, наблюдать за реакцией крохи. Терпение и умение прислушиваться к малышу приведут к положительному результату.
wellnesso.ru
Как и в 2 месяца, огромную роль играет правильная организация жизни малыша, общение, состояние душевного и физического комфорта. Его душевный комфорт рождается в эмоциональном взаимодействии со взрослым, который как бы «растворяется» в ребенке. Палитра материнского чувства улавливается ребенком в прикосновениях, взглядах, улыбке, интонациях голоса и т.п., и это создает удивительное состояние душевной радости малыша.
Интерес ребенка к окружающему миру, ранее базирующийся на безусловном ориентировочном рефлексе («реакция на новизну»), приобретает признаки направленного ориентировочного поведения. Это уже не отдельные зрительные, слуховые, тактильные и другие реакции на новизну, а ориентировочно-исследовательская активность, устремленная на сбор информации об окружающем.
Что же этому поспособствовало? Во-первых, значительно изменилось зрение. Теперь ребенок умеет плавно прослеживать взором за движущейся игрушкой, а главное, способен не только сосредоточить взгляд на неподвижном объекте (чего раньше не было!), но некоторое время всматриваться в него. Это значит, у малыша интенсивно развивается предметность восприятия: он начинает воспринимать предмет (игрушку) как комплекс свойств. Чем большим количеством анализаторов (органов чувств) удается воспринять объект, тем более полную информацию получает ребенок о предмете наблюдения. На основе ориентировочно-исследовательской активности у малыша формируется безудержное любопытство к окружающему миру.
Теперь, лежа на животе, он сам пытается дольше удерживать голову, чтобы вглядеться в игрушку (предмет), стоящую перед ним. В 3 месяца ребенок удерживает голову уже свободно, лежа на животе и опираясь на предплечья. Это «классическая поза» трехмесячного младенца: приподняв себя, он с любопытством вглядывается в окружающее его пространство.
Наибольший интерес ребенок проявляет к человеку, находящемуся рядом, и призывает его гуканием, в котором все чаще слышатся членораздельные гласные звуки «а», «у», «и» и др.
Лежа на спине, малыш делает попытки схватить игрушку, если ее подвести на шнуре к его ручке. Правда, ему это не очень удается, но хватательный рефлекс начинает менять свою суть: появляется «стремление» дотянуться до предмета.
Все новации в поведении малыша позволяют ему проявлять себя на третьем месяце жизни исключительно ярко. Он явно «напрашивается» на контакт со взрослым. И это не случайно. У ребенка проявляется специфическая для раннего младенчества эмоциональная реакция, направленная на взрослого. Она наглядно показывает, насколько взрослый приятен и необходим ему. Малыш демонстрирует не только широкую улыбку и хаотическую двигательную активность, как это было в два месяца. Теперь он словно «отвечает» вам: улыбается и вокализирует – вытягивает губки: «Гу-у-у! Гу-гу-гу!». Он замирает, а затем оживляется – выпрямляет ручки и ножки, всем своим видом подчеркивая, что стремится вам «навстречу». Эта совокупность эмоциональных, речевых, двигательных проявлений называется «комплексом оживления».
Характер реагирования показывает, что социальная линия в этот период становится главной, аккумулируя достижения малыша и подготавливая основу для дальнейшего продвижения вперед в его развитии.
Появление «комплекса оживления» у ребенка имеет также стратегическое значение для всех сфер: познавательной, социальной, сенсорной, речевой, моторной. Подчеркнем, что он является важнейшей новацией первого триместра, имеющей прямое отношение к развитию дальнейших речевых навыков крохи.
Какие общие задачи стоят перед родителями на третьем месяце жизни ребенка?
Особо следует остановиться на речевом компоненте «комплекса оживления». Наклоняясь над малышом, взрослый старается вызвать эту эмоциональную реакцию, прислушаться к звукам, издаваемым ребенком, дать ему возможность проявить себя.
Речевые задачи в этот период:
Он вслушивается в произносимые звуки и рефлекторно повторяет артикуляцию губ взрослого при проговаривании гласных звуков «а», «о», «у». Вначале это получается случайно, потом навык закрепляется, и звуки становятся более четкими, похожими на звуки, произносимые мамой или другим близким человеком, занимающимся с ребенком.
Многие мамы затрудняются в выборе «тем» для разговоров, не умеют эмоционально общаться, проявлять свою любовь и ласку. Ученые утверждают, что современный ритм жизни, технократическое развитие общества и другие факторы привели к тому, что молодые мамы во многом утратили ту эмоциональность в воспитании детей, которой обладали наши бабушки и прабабушки. Их мастерство закрепилось в поэтическом фольклоре для маленьких. Всевозможные припевки, песенки, колыбельные исполнены огромной любовью, теплом и лаской.
Приведем для примера пестушки по народным мотивам, которые побуждают маму и малыша к эмоциональным и речевым контактам. Незатейливые тексты могут сочинять и сами родители, проникаясь любовью и нежностью к крохе.
Наденька
Наденька-Надя, (Мама наклоняется над ребенком, улыбается, влево-вправо медленно покачивает головой; взгляд «глаза в глаза».)
Плакать не на-а-до, (Ждет ответной реакции ребенка, если ее нет, повторяет обращение.)
«А-гу-у-у!» – песенку спой, (Повторяет несколько раз, добиваясь голосовых реакций ребенка.)
Поиграй со мно-о-й: (Делает легкие поглаживания ручек.)
Потягу-у-ушечки,
Порасту-у-у-шечки! (Улыбаясь крохе, ладонью одной или обеих рук проводит круговое поглаживание живота по ходу часовой стрелки. Если ребенку приятно, повторяет это действие несколько раз.)
Закончив общение с ребенком, взрослый может поднять его вертикально, чуть-чуть прижимая к своему плечу, таким образом создавая ему опору, надежно придерживая одной рукой, ласково поглаживать спинку. Мама повторяет всю потешку в такт движениям поглаживания.
Примечание
Можно заменить первую строчку потешки на «Милое чадо-о-о», чтобы потешка стала «универсальной» для каждого ребенка.
Милочка
«Милочка, Мила», – (Взаимодействие с малышом аналогично приведенному выше.)
Птичка просила,
Чтобы Милочка проснулась, (Ждет ответной реакции ребенка, если ее нет, повторяет обращение.)
Маме, папе улыбнулась!
Голосок свой подавала: (Повторяет несколько раз, пытаясь вызвать ответную голосовую реакцию.)
«Га-а! Гу-у! Гы-ы!» –
Ворковала:
«Га-а! Гу-у! Гы-ы!»
Закончив общение с ребенком, мама берет его на руки. Удерживая на вытянутых, полусогнутых руках, начинает нежно покачивать, т.е. чуть-чуть приподнимая и опуская, перемещая влево-вправо. При этом пестушку можно спеть малышу в такт движениям. Такое пестование полезно для развития вестибулярного аппарата.
Примечание
Можно заменить первую строчку потешки на «Чадушко мило-о-о!», чтобы потешка стала «универсальной».
Васенька
Вася-Вася, Василечек, (Взаимодействие с ребенком аналогично приведенному выше.)
Василечек полевой!
Вася-Вася, Василечек, (Мама поглаживает ручки, ножки, животик ребенка.)
Васенька сыночек мой! (2 раза)
Ля-ля! Ля-ля ! Ля! Ля! (Играет ручками ребенка: чуть сводит и разводит полусогнутые руки на уровне его груди.)
Ой, Вася, Василечек,
Васенька сыночек мой!
Вася-Вася, Василечек, (Повторяет обращение к ребенку, смотря ему в глаза.)
Василечек, синий цвет!
Вася-Вася, Василечек, (Старается вызвать голосовую реакцию.)
Погугукай нам в ответ: (2 раза)
Гу-гу! Гу-гу! Гу-гу-гу!
Ой, Вася, Василечек, (При повторении мама поднимает малыша вертикально, держа под мышки, лицом к себе, ставит его на пеленальный стол. От прикосновения к плотной поверхности стола ноги ребенка рефлекторно выпрямляются в коленных и тазобедренных суставах. Как только вы почувствуете, что упор ног произошел, тут же поднимите малыша («потанцовывание»).
Погугукай нам в ответ.
Выполните «потанцовывание» под потешку 4–6 раз. Можно использовать народные мелодии, например, «Коло-коло- колокольчик».
Примечание
Можно заменить первые строчки, вставив любое имя мальчика, например:
Саша-Сашенька, цветочек! Саша-Сашенька, родной! Саша-Сашенька, цветочек! Сашенька – сыночек мой!
Мама должна научиться эмоционально взаимодействовать с малышом на уровне возрастных возможностей во все отрезки его бодрствования. При этом ласка, любовь, нежность должны быть в каждом ее слове, жесте, движении. Обращение к малышу по имени делает общение с ним адресным и личностным, что необходимо ребенку для осознания себя в последующем как личности.
Появление к 3 месяцам у малыша «комплекса оживления» делает возможным проведение игр-занятий, направленных только на развитие речи. Во время таких игр мама демонстрирует крохе артикуляцию речевых звуков. Также ребенку по-прежнему необходимы игры-занятия для развития сенсорной сферы (зрение, слух, осязание) и мелкой моторики рук, которые имеют отношение к развитию речевых навыков.
Примерные игры-занятия «Гуси-гуси»
Задачи
Способствовать возникновению «комплекса оживления»: активизировать голосовые реакции ребенка, побуждать к повторению звуков «г-г-га», «гы», «гу» и звукосочетаний «кха», «к-ки», «г-ко», возникающих в гукании на выдохе. Продемонстрировать крохе артикуляцию членораздельных звуков речи – «а-а», «у-у», «о-о».
Материал
Фольклорный текст.
Содержание игры-занятия
Взрослый наклоняется над малышом, улыбается, обращается к нему по имени: старается вызвать «комплекс оживления».
Речитативом исполняет потешку, выделяя гласные звуки и звукосочетания в гукании малыша:
– Гу-уси, гу-у-си! Гуси-гуси? – Га-а-а! Га-га-га! – Ути, у-у-у-ти! Ути-ути? – Кха-а-а, кха-а-а! – Ку-ры, ку-у-у-ры! Куры-куры? – Кхо-о-о, кхо-о-о! – Не ходите далеко... – Ко-о-о, ко-о-о.
Каждое двустишие нужно читать отдельно, между ними делаются паузы, дающие возможность ребенку вслушаться в текст и отреагировать на него. Взрослый утрированно артикулирует гласные звуки, произнося их в несколько замедленном темпе. Фольклорный текст следует повторить два раза. Игра-занятие длится 2–3 минуты.
«Веселая погремушка»
Задачи
Продолжать развивать слуховое восприятие ребенка, акцентируя внимание на источнике звука. Развивать способность зрительно сосредотачиваться на предмете (из положения лежа на животе).
Материал
Яркая погремушка. С целью усиления зрительного воздействия можно на ее ручку завязать красивый бант или укрепить волан.
Содержание игры-занятия
Взрослый кладет ребенка на живот на расстоянии 30–40 см от игрушки. Встряхивая ее, побуждает малыша прислушаться, поднять голову, взглянуть в сторону звучащего предмета. После того как кроха поднимет головку, рассматривая игрушку, надо перевернуть его на спину и дать отдохнуть. Далее лежащему на спине ребенку мама продемонстрирует погремушку с расстояния 50–70 см, меняя ее местоположение влево и вправо, затем звенит ею в поле зрения малыша.
Необходимо дать ребенку возможность рассмотреть звучащий предмет, попытаться вложить погремушку в ладошку малыша, придерживая ее своей рукой. На последующих занятиях повторить упражнение дважды, добиваясь устойчивого удерживания головы вначале 20, потом 30–40 и более секунд. Показ игрушки нужно сопровождать короткими фразами: «Динь-динь», «Да-а!» При последующих занятиях рекомендуется менять звучащие игрушки.
«Умные шарики»
Задачи
Обогащать тактильную чувствительность ладоней малыша, формировать навык захватывания предмета рукой.
Материал
Твердые, мягкие, пружинящие, поролоновые шарики, обернутые разным материалом (диаметр 2–2,5 см).
Примечание
Шарики можно сделать самостоятельно. С этой целью используются лоскутки тканей, кусочки меха, тонкой кожи и т.п. Самодельные шарики, как и любые мелкие игрушки, даются ребенку только под контролем взрослого и в его присутствии.
Содержание игры-занятия
Взрослый демонстрирует ребенку, лежащему на спине, например, белый пушистый шарик, закрепленный на шнурочке. Он опускает шарик и прикасается к ручке малыша. Ведет предмет по тыльной стороне ладони сначала одной, потом другой руки. Свои действия мама сопровождает словами: «Ша-а-а-рик! Во-о-т как-о-о-й шари-и-и-к!».
Затем шарики меняются, меняются и ощущения ребенка от прикосновений различными материалами. Далее мама кладет шарик на середину правой ладони малыша, затем – левой. Сначала взрослый придерживает шарик, побуждая кроху к более сильному рефлекторному схватыванию и удержанию предмета (в 2 месяца 2–3 секунды, в 3 месяца – до 10 секунд). Действия с шариками можно повторять 3–5 раз для каждой руки.
Игра-занятие сопровождается обращениями к ребенку, разговором, эмоциональными возгласами, ярким речевым интонированием и т.п.
В заключение следует отметить, что к занятиям, направленным на речевое развитие младенца третьего месяца, помимо тех, что были рекомендованы для двухмесячного возраста, следует добавить следующие:
www.2mm.ru
Радушно приветствую старых и новых друзей моего блога! Рада встрече с вами.
Наша тема будет интересна и полезна родителям, детки которых еще не доросли до своего первого торта, которым еще не исполнился один год. Сегодня мне бы хотелось поговорить не только с вами, а и с вашими детьми. Да-да, именно так!
Недавно мне встретилась моя знакомая, у которой девятимесячный малыш. Спрашиваю у нее: — Как Ваш сынок? – Хорошо, спасибо! – отвечает мне мама. – Что говорит? – опять задаю вопрос. Мама мальчика смотрит на меня удивленными глазами: — Говорит? Ничего не говорит, ему же всего девять месяцев!
Так вот, дорогие мои, эта мама опоздала с развитием речи как минимум на девять месяцев. Развитие речи ребенка до года – вопрос очень актуальный и требующий тщательного рассмотрения в разных его аспектах. Если ребенок не издает никаких звуков, не пытается привлечь ваше внимание не только криком, а и голосом, значит, пришло время разобраться, почему все так.
Содержание статьи
Мы рассмотрим, как развивается детская речь по месяцам, чтобы понять, чего ждать от малыша и на что обратить особое внимание. А также вы узнаете, какой должна быть речь ребенка в 1 год, сколько слов говорят дети в этом возрасте и как помочь малышу вовремя сформировать необходимый навык.Речь не может появиться вдруг, механизм ее развития очень сложный, в становлении речи участвуют не только губы, зубы и язык. Речь как один из познавательных психических процессов базируется на почве, подготовленной эмоциональной и чувственной сферами личности малыша. Иными словами, если оказывать прямое воздействие на детскую психику, мы должны получить отклик. Давайте проследим этот путь развития.
Первым и пока единственным «словом» маленького человечка выступает крик. С его помощью малыш сообщает окружающим о своем настроении и выражает желания. Речевые центры еще развиваются, а слух к 3-4 неделе уже достаточной острый для восприятия звуков и голосов.
В периоды бодрствования (они еще очень короткие) маме можно порекомендовать разговаривать с ребенком. Пока взгляд крохи еще рассеянный, обеспечьте ему тактильный контакт, поглаживайте и ласково прикасайтесь к коже малыша. И к концу первого месяца жизни уже появятся первые звуки – а, о, у, ы.
В этом возрасте можно убаюкивать ребенка колыбельными. Психологи утверждают, что дети, выросшие на колыбельных, более спокойны и уравновешены в детстве и гораздо успешнее в будущем. Кроме того, они формируют у ребенка основы нравственности, чувство родного языка, помогают сочетать услышанные словоформы с однокоренными словами.
Колыбельная – это доступный способ эмоционального общения с малышом, а ее значение в развитии речи ребенка до года неоценимо! Песни перед сном, спетые с любовью и заботой, способны не только подарить ребенку крепкий сон, но и положительно повлиять на его здоровье и судьбу.
Послушайте какие замечательные колыбельные поет Наталия Фаустова! Многие из них, я думаю, вам знакомы с детства, поэтому вы можете их выучить и петь своему малышу.
Купить диск с колыбельными Наталии Фаустовой
Малыш в возрасте от 2 до 4 месяцев уже готов активно участвовать в разговоре:
N.B. Попробуйте поиграть с крохой, которому, скажем, три месяца, в такую игру. Когда малыш бодрствует, не голоден и пребывает в хорошем настроении, положите его на пеленальный столик лицом к себе, возьмите за ручки и говорите любые слова негромким ласковым голосом, при этом глядя ему в глаза и улыбаясь.
Что вы видите? Малыш сосредоточенно будет всматриваться в ваше лицо, прислушиваться, и, в конце концов, на его личике появится улыбка. Вы получили ответную реакцию на обращение, эмоциональный отклик в виде улыбки, а может и каких-то звуков, похожих на воркование голубей. А теперь говорите с ребенком негромко, но ровным тоном, без эмоций и без улыбки.
Как изменилась реакция малыша? Какое выражение вы увидели на маленьком личике? Как вы думаете, что чувствует ребенок, к которому обращаются подобным образом? Расскажите об этом в комментариях в конце статьи, попробуйте проанализировать ситуацию.
В возрасте 4-7 месяцев дети активно используют гласные звуки и несколько слогов, таких как ба, га, гы, ма. Первые зубы (а это как раз возраст их появления) облегчают ребенку задачи произношения, и разговоры малыша с окружающими уже носят вполне осознанный характер. Он точно знает, о чем мычит!
Вы можете включить в режим дня общеукрепляющий детский массаж. Он поможет стимулировать речевые центры через двигательную и эмоциональную активность.
С совершенствованием артикуляционного аппарата и расширяющегося опыта, малыш начинает говорить слогами, которые повторяет по несколько раз подряд. Ба-ба-ба, ма-ма-ма, ам-ам-а, га-га, ду-ду и другие. Эти слоги психологи называют «детским лепетом». Ма-ма – это еще не обращение к маме, но при расстановке ролей и закреплении зрительного образа матери с повторяющимися слогами ма-ма, это слово вскоре станет действительно означать маму.
С 8 до 11 месяцев малыш активно развивается физически, многие дети к 8-9 месяцам начинают вставать на ножки и топать. В связи со сменой положения тела ребенок расширяет границы своего кругозора. Теперь у него появляется много новых названий, конечно, с помощью взрослых.
В ответ на вопрос «Где?» малыш глазами находит знакомый предмет и это говорит нам о том, что внутри он уже разговаривает и многое знает. В этом же возрасте могут появиться и первые слова, настоящие. Как правило, это слова двусложные, состоящие из одинаковых слогов. Ма-ма, дя-дя, па-па, ба-ба, ка-ка, — вот возможные варианты произносимых слов.
А какие слоги говорит ваш кроха? Обращены ли они на конкретных людей? Какие предметы из окружающей обстановки он знает и насколько легко находит их?
К 12 месяцам большинство детей используют в своей речи от 5-6 до 20 слов. Теперь и интонационная окраска меняется, малыш может произносить слова с вопросительной интонацией, они могут звучать жалобно или радостно. Эмоциональная окраска речи говорит о правильно сформированном навыке сенсорной речи, над которым мы работали почти с самого рождения ребенка. Чтобы вам было легче понять, что требует особого внимания, нужно немного изучить вопрос как развивать речь ребенка в 1 год.
Всегда следует помнить, что каждая из познавательных функций детской психики не развивается обособленно от других.
N.B. Попробуйте сами повторить слова из мультика про Винни Пуха, закрыв уши руками. Или представьте, как выглядит море, если вы впервые слышите шум прибоя, закрыв глаза. Представили? Теперь вам понятно, как трудно малышу до года накапливать опыт, если информация преподносится неверно или не полностью. Все надо развивать в совокупности. Поупражняйтесь в этом сами и подумайте, какие сферы психики ребенка мы развиваем с помощью аудиокниг. Выразите свое отношение к аудиокнигам на форуме.
Начинать подготовку ребенка к использованию речи следует с самого рождения, об этом говорилось выше. Не забывайте, что вы должны соблюдать регулярность и внимательность в занятиях. Я не призываю вас проводить с малышом урок, ни в коем случае!
Все ваши действия и обучающие моменты должны носить ненавязчивый характер и использоваться в моменты активности ребенка.
Наиболее благоприятное время для внесения игр-упражнений – утро или после дневного сна. Мозг малыша отдохнул и готов к восприятию новой информации.
В начале жизненного пути у ребенка активно развиваются все психические процессы, особенно память. Используйте это для развития импрессивной речи малышей до года.
«Импрессивный» — значит «впечатляющий», значит, вы должны впечатлить ребенка настолько, чтобы ему хотелось продолжить вашу игру. Для облегчения адаптации маленького человека во взрослом мире, информацию подавайте небольшими порциями, четко ограниченную короткими выражениями. Например: «Это стульчик. Он синий. Садись на стульчик, Дашенька!» Повторив слово «стульчик» в разных предложениях несколько раз, Дашенька безошибочно укажет вам на стул в ответ на вопрос «Где?» и так далее.
Пребывая с крохой дома, на прогулке, в гостях, взрослые обязательно должны проговаривать то, что они делают.
Перед тем, как малыш скажет свое первое слово, вы точно будете знать, что в его голове уже есть запас знаний, а рассказать об этом ему просто не хватает полной сформированности речевого аппарата. Чтобы ваше общение приносило не только удовольствие, но и пользу, вы можете подобрать игры для развития речи детей первого года жизни.
N.B. А теперь попробуйте выучить с малышом слово «Мячик». Как познакомите его с новой игрушкой? Какие описательные слова вы подберете? Поделитесь вашими мыслями или опытом в комментариях к статье. Возможно, вашим советом воспользуется кто-нибудь из читателей.
Речь ребенка первого года жизни развивается от месяца к месяцу, малыш накапливает опыт общения. Сначала с мамой, папой и другими родственниками, проживающими вместе с ним. Позже в круг общения включаются сверстники и воспитатели детского сада, а потом школьный и студенческий коллективы.
Вся жизнь человека связана с общением, построением диалогов, деловых и личных отношений. Именно поэтому следует подходить к вопросу развития речевых навыков у малыша первого года жизни очень ответственно.
Не забудьте заглянуть на нашу страничку в социальных сетях, порекомендуйте вашим друзьям поискать ответы на вопросы воспитания и ухода за детьми в статьях нашего блога. Запомните главное правило родителей: не переусердствуйте и не сравнивайте вашего кроху с другими детьми. Помните, у каждого свой темп развития.
А главное – любите. Любовь родителей – это крепкий иммунитет на всю жизнь.
В надежде на новую встречу не прощаюсь надолго.
pozitiv-child.ru
Речь ребёнка — показатель его психического развития. Чем внятнее и точнее он произносит слоги и слова, тем быстрее окружающие реагируют на его просьбы. Активный словарный запас помогает лучше познать мир, быстрее усвоить социальные нормы, развить память и мышление. Психологи не рекомендуют пускать этот процесс на самотёк: родители должны помогать малышу осваивать речевой навык. Изначально дети учатся разговаривать методом подражания. Но если заниматься развитием речи у детей от 1 до 2 лет, процесс можно значительно ускорить.
Развитие речи — важная веха психического развития детей 1-2 лет. Родителям важно помогать детям осваивать речевые навыки, создавая благоприятные условия для развития ребёнка.
Для ребёнка 1 года жизни характерно освоение таких навыков:
Важно не только то, что и как произносят дети 1-2 лет, а ещё и способность запоминать названия предметов, их назначение.
Развитие речи ребенка зависит от множества факторов: особенностей физического развития, эмоциональной связи с родителями.
Развитие речи ребёнка зависит от 4 факторов, включающих в себя анатомический, физиологический, эмоциональный и социальный компоненты:
Только гармоничное сочетание этих четырёх компонентов гарантирует своевременное развитие речи у детей от 1 до 2 лет. Поэтому занятия должны включать комплекс разных игр с учётом особенностей малыша в год и старше.
Развивая речь ребенка важно учесть его возрастные особенности, а также индивидуальные психологические факторы, которые оказывают на него влияние.
Родители перед тем, как начать развивать речь у ребёнка в 1 год, должны учесть 3 важных правила:
Родителям важно помнить, что у всех детей разный темп развития и целью должно стать не говорение фразами ребёнка в полтора года, а планомерное освоение разговорного навыка.
Далеко не у каждой мамы есть возможность систематически готовиться к занятиям, учить прибаутки, разбирать пальчиковые игры. Эффективным будет обучение, которое сочетает и подготовленные упражнения, и те, которые проходят естественным образом для ребёнка в 1 год и 3 месяца или в 2 года.
Ежедневные простые упражнения помогут ребенку активно развивать речевые навыки. Достаточно уделять занятиям 15-20 минут в день.
Родителям важно не столько знание, как научить ребёнка разговаривать в части методики, сколько желание. За 3-5 месяцев развитие навыка говорения продвинется только при подходе, основанном на бережном и терпеливом отношении к ошибкам и пробам малыша.
Используйте логопедические упражнения и игры, направленные на формирование речевых навыков.
Есть много логопедических наработок, как развивать речь ребёнка в промежутке 1-2 года. Вот несколько самых доступных:
Перед тем, как учить ребёнка говорить, нужно определить уровень его понимания. Если сформирован понятийный компонент — он знает значение слов, но не говорит их, то задача родителя — подтолкнуть к говорению. Для этого не обязательно углубляться в психологию и логопедию: наблюдательность и тесный контакт с малышом — лучший способ понять своё дитя.
orechi.ru