От двух до семи лет дети растут очень быстро, поэтому разница между трехлетним малышом и ребенком в три с половиной года заметна невооруженным взглядом. Это выражается в видимых физиологических изменениях и психологическом росте маленького человека.
Новые физические возможности, которые становятся подвластны ребенку трех с половиной лет, направлены на достижение определенных целей по познанию нового, а не на инстинктивном восприятии мира. Следует по-прежнему уделять малышу много внимания, ведь именно в этом возрасте дети, как никогда, тянутся к родителям, требуя их близости и заботы. С малышом интересно играть и заниматься, он открыт для всего нового и радуется успехам. Теперь с ним точно не может быть скучно, такие моменты необходимо ценить.
С этого возраста ребенок открывает в себе интересное умение двигать несколькими частями тела одновременно. Это происходит, конечно, благодаря физической и психологической развитости малыша. Теперь ребенок с удовольствием будет танцевать под музыку или заниматься физическими упражнениями. Начинается самое благодатное время для физического развития и знакомства ребенка со спортом. Многие профессиональные спортсмены начинали свой путь к большим достижениям с возраста трех с половиной лет. Малыш с удовольствием учится, осваивает новые возможности своего тела. Необходимо помнить еще и о том, что тело человека наиболее гибкое, но крепкое именно в этом возрасте. Поэтому дети гораздо легче садятся на шпагат, бегают на коньках или играют в футбол. Процесс тренировок приносит им радость и психологический комфорт, а видимые результаты своих стараний – удовлетворение и энтузиазм. Даже, если родители не собираются растить профессионального спортсмена, привычка вести здоровый образ жизни и заботиться о своем теле должна прививаться с детства. Немного спортивных занятий пойдет любому ребенку только на пользу. Ведь помимо явной физической пользы и психологического удовольствия, они приучают к строгости и дисциплине.
Мальчики
|
Девочки
|
Три года и шесть месяцев оптимальный возраст для ввода ребенка в детский коллектив. Малышу предстоит жить в обществе, поэтому задачей родителей становится помочь ребенку интегрироваться в него, научиться ладить с другими людьми, отстаивать свое мнение или, наоборот, уступать. Гораздо проще этот момент пройдет сейчас, чем в школьные годы, когда к проблемам с общением добавятся новые. Так что, сейчас самое время активно заняться социализацией ребенка. Если он еще не посещает детский сад или группу раннего развития, стоит подумать о том, чтобы записать малыша на занятия. Во-первых, это способствует мягкому освоению коммуникативных навыков. Так как в большинстве своем такие маленькие дети добрые и беззлобные, что поможет установлению доверия между ребенком и окружающими его людьми. Во-вторых, посещение кружков разнообразит будни малыша. Конечно, он любит маму и папу, но их компания за три с половиной года, ребенку явно поднадоела. И, наконец, социализация и общение со сверстниками являются важными факторами для развития гармоничной личности.
Физическое развития достигло определенной точки, когда ребенок учится осознанно управлять своим телодвижениями с оглядкой на пространство и окружающие его предметы. С этого возраста детям очень нравится играть на детских площадках, оборудованных разнообразными спортивными комплексами. Не нужно ограничивать свободу малыша. Стоит только помнить о правилах безопасности на таких площадках, т.к. ребенок все еще может увлечься и забыться. Легкомысленное поведение может повлечь за собой серьезную травму.
Начиная с трех лет и шести месяцев, для ребенка имеет большое значение оценка его действий взрослыми людьми. Конечно, уже давно пора привлекать малыша к домашнему труду и не бояться давать ему несложные поручения. Однако нужно быть готовым к тому, что у ребенка может что-то не получится. За такие промахи, когда малыш очень хотел что-то сделать, но не сумел, нужно обязательно похвалить маленького помощника. Искренне порадоваться желанию ребенка сделать приятное для мамы или папы, ведь именно это имеет значение. А вовсе не то, что новая мамина юбка безнадежно испорчена свекольным салатом, который случайно опрокинул сын, когда нес его на стол. Важно беречь чувства своего ребенка и поощрять его желание быть полезным.
Наступил момент, когда нужно определить ребенка в младшую группу какой-нибудь секции или кружка. Среди множества занятий, которые сегодня предлагаются для посещения, бывает сложно выбрать. Иногда ребенок трех с половиной лет может сам сказать родителям, что ему интересней: рисование или карате. Но чаще приходится попробовать несколько вариантов перед тем, как определиться окончательно. Занятия в детском коллективе важны для ребенка с точки зрения психологического здоровья. Малыш научится общаться со сверстниками, привыкнет слушаться учителя. Поймет, что такое график и дисциплина. Особенно, это важно для детей, которые не посещают детский сад. К тому же, любые занятия, творческие или спортивные, пойдут на пользу как мальчикам, так и девочкам.
mirmamy.ru
Вашему малышу исполнилось три года, день за днем он незаметно подрастал и теперь он не тот маленький беззащитный человечек, он уже самостоятельная личность со своим характером и особенностями. За этот год малыш заметно подрос, овладел новыми навыками и умениями, стал ловким, активным и любознательным.
Ваш малыш уже умеет...
рассказывать стихи и ездить на трехколесном велосипедеМальчики:
89,5-104 см.11,6-18 кг.48,0-53,5 см.48,6-58,2 см.Девочки:
87,3-103,8 см.12,3-17,7 кг.47,6-52,7 см.48,2-57,6 см.Ваш малыш всё больше начинает походить на взрослого человека. Активно идет формирование и рост опорно-двигательного аппарата, совершенствуется мелкая моторика пальцев рук и мимическая мускулатура.
В конце второго года можно оценить темпы прибавки веса и увеличения длины тела.
Так показатель необходимой массы тела в среднем рассчитывают по формуле:
10,5 кг (средняя масса тела ребенка в 1 год) + 2 х N;
где N — возраст ребенка в годах (не лет, которые прожиты после первого года жизни, а именно фактический возраст ребенка).
Длина тела до 4 лет в среднем увеличивается по 8 см ежегодно.
Согласно центильным таблицам распределения массы и длины тела у детей, средними показателями считаются:
Средняя масса тела ребенка в 3 года
Средние показатели длины тела ребенка в 3 года
Ребенку трех лет нравятся как активные игры, так и развивающие занятия. Малыш с удовольствием играет в подвижные игры, но в то же время по долгу может возиться с игрушкой, которая привлекла его внимание, играть в сюжетные игры, рассматривать картинки и слушать сказки.
В три года ребенок способен освоит довольно сложные навыки, такие как езда на трехколесном велосипеде, катание на качелях, на санках. К трем годам многие малыши уже не боятся плавать. Ребенок хорошо умеет перепрыгивать через препятствия, ходит по наклонной плоскости, прыгает в длину с места на двух ногах, может спрыгнуть с небольшой высоты. В этом возрасте дети могут выполнять одновременно два действия (например топнуть и хлопнуть, прыгнуть и поднять руки в стороны).
С легкостью ребенок бросает, катает, ловит мяч.
Может выполнять все знакомые движения по команде и повторяет их за взрослыми.
В этом возрасте для ребенка очень важно чтобы его ценили и хвалили. Малыш хочет быть хорошим, ждем одобрения и похвалы со стороны взрослого.
Всё ярче проявляется самостоятельность и независимость.
Радуется если смог выполнить задуманное, испытывает чувство гордости за себя, за родителей.
Во всем стремиться быть лучшим и первым.
В три года малыши очень любознательны и любопытны.
Совершенствуется долговременная память.
Способен проявлять эмоциональную сдержанность, спокойно слушает и выполняет просьбу взрослого.
Может обидится за наказание, переживает, если за что-то ругают.
Трехлетний малыш способен испытывать чувство стыда, ревности, страха.
Может выражать свои чувства не только речью, но и мимикой, тоном, жестами, взглядом, позой.
Ребенок начинает сопереживать персонажам, эмоционально отзывчив.
Многие малыши подпевают и танцуют.
Умеет отличить красивое от некрасивого, хорошее от плохого.
Получает удовольствие от общения со сверстниками. Возникает интерес к совместным играм.
Выражает симпатию к некоторым детям и взрослым.
К этому возрасту ребенок умеет строит сложные предложения. В общении использует как простые, так и более сложные оформленные фразы. Выражает с помощью речи свои чувства, желания, эмоции.
В три года некоторые малыши начинают изменять слова по числам и падежам.
Задает много вопросов. С легкостью повторяет за взрослым незнакомые слова и фразы.
Хорошо запоминает и рассказывает стихи, песенки.
Любит вступать в диалог, как с детьми, так и со взрослыми. Отвечает на вопросы.
Может по картинке назвать знакомых животных, растения, предметы одежды, быта и др. Может по картинке рассказать знакомую сказку.
В игре может говорить за себя и за вымышленного персонажа (куклу, зайчика и др.).
Переходит к местоимения «Я», перестает говорить о себе в третье лице.
Режим ребенка в три года остается прежним — четырех разовое питание, дневной сон (или отдых) не меньше 1 часа, ночной сон — около 10 часов, регулярные прогулки на свежем воздухе.
Обязательно уделяйте внимание как личной гигиене, так и чистоте в комнате.
В три года малыш пытается самостоятельно чистить зубы, под присмотром взрослых. Позволяйте ему это делать, при этом периодически показывайте как нужно правильно двигать щеткой. Особое внимание следует уделить углублениям между зубами, так как именно там остается больше всего частичек пищи и накапливается зубной налет.
Зубы ребенку следует чистить 2 раза в день: утром — после завтрака и вечером — после ужина. В течение для, после каждого приема пищи (особенно сладкого) приучайте ребенка полоскать рот.
В этом возрасте, практически все дети, любят купаться. В теплое время года можно купать ребенка хоть каждый день. В холодное время года не реже 1 раза в неделю.
Для купания ребенка лучше использовать специальные детские средства. Во время купания очень удобно проверять кожные покровы на наличие ссадин, синяков или высыпаний.
Приучайте ребенка пользоваться только своими предметами гигиены (полотенце, мочалка, зубная щетка, расческа и другие).
Не забывайте подстригать ногти ребенка — делайте это по мере отрастания ногтей.
Следите за волосами малыша, вовремя подстригайте, так как, например, длинная челка может мешать ребенку.
Если вы решили отвести ребенка в сад, хотя бы некоторое время перед этим походите вместе с ним в группы раннего развития – ради того, чтобы расставание с вами не было таким резким.
Облегчить период адаптации ребенка к детскому саду поможет соблюдение режима дня.
Заранее узнайте какой распорядок дня в детском саду (в который будет ходить ребенок) и старайтесь его придерживаться.
Питание ребенка в три года должно быть регулярным, лучше если основные приемы пищи каждый день будут в одно и то же время.
Меню трехлетнего ребенка становиться более разнообразным и постепенно приближается к рациону взрослого. Но ребенку, по прежнему, не рекомендуется давать жирные и острые блюда, а также различные консервы, чипсы, сладкие газированные напитки.
В рационе ребенка должны быть молочные и кисломолочные продукты, свежие фрукты, овощи, продукты содержание животные белки.
Режим питания ребенка в 3 года — 3-4-х разовое питание.
Потребность в килокалориях — не более 1600 ккал/сутки.
Распределение пищи в течение дня:
Завтрак — 25%;
Обед — 35-40%;
Полдник — 10-15%
Ужин — 25%.
В три года ребенок может пить практически любые напитки (кроме кофе). Это может быть чай, соки (желательно свежевыжатые), кисель, компоты из свежих фруктов и из сухофруктов, морс, молоко, кефир.
В три года ребенку проводится углубленный медицинский осмотр, особенно если он идет в детский сад.
Медицинский осмотр в три года включает в себя:
Если ребенок прививается согласно национальному календарю прививок, то в три года ни какие плановые вакцинации не проводятся.
В этом возрасте дети отдают предпочтение более сложным и функциональным игрушкам.
Игрушки для двигательного развития — мячи, гимнастические палки, игрушки для подтягивания, велосипед, круг для плавания, кегли и другие.
Для развития конструкторских способностей — игрушки состоящие из геометрических фигур, открывающиеся и закрывающиеся игрушки, кубики, пирамидки, лего с крупными деталями, формочки для песка и другие.
Дидактические игрушки — книги-раскладки, лото или домина с картинками, книги с выразительными иллюстрациями, настольные игры с картинками, настенные календари и плакаты с полезной информацией (животные, растения, цифры, времена года).
Игрушки для ролевых и сюжетных игр — наборы доктора, пожарного, парикмахера, строителя, учителя магазин, набор детской посуды, игрушечные овощи, фрукты, машинки, домики, куклы, животные и другие.
Наборы для творчества — карандаши, цветные мелки, пластилин, глина, игры со шнуровкой, наборы цветной бумаги, наклейки, акварельные краски.
Не смотря на то, что ребенок уже большой, старайтесь уделять ему время. Играйте и занимайтесь вместе с ним. Чаще хвалите за старания и тогда его успехи не заставят себя ждать.
Автор публикации:
Врач- неонатолог (педиатр)
Детская городская клиническая больница №1, г. Астрахань
www.mapapama.ru
3 года – важная дата в жизни ребенка и его родителей, а многие детские психологи и педиатры именно этот возраст считают переходным между младенчеством и детством. Ведь в 3 года малыш уже вполне самостоятелен – он умеет разговаривать, ориентирован в повседневной жизни, может самостоятельно съесть пищу, умыться и найти себе занятие. Большинство родителей трехлеток не вполне четко представляют себе, что должен уметь ребенок в 3 года, ведь некоторые дети в этом возрасте уже читают, а другие еще с трудом разговаривают. Конечно же, абсолютной нормы развития нет и не может быть, но существует определенный минимум знаний и навыков, которыми должен владеть каждый 3-х летний ребенок.
Рост и вес ребенка в 3 года зависит уже не только от темпов его развития и здоровья малыша, но и от расовой и наследственной предрасположенности. Мальчики в 3 года весят от 13,5 до 17 кг, а девочки – от 13 до 16 кг. Рост детей считается нормальным, если он находится в пределах 86 – 100 см.
В 3 года режим дня ребенка не должен резко меняться, ему по-прежнему необходим 10-11 часовой сон ночью и 1-1,5 часа отдыха днем. Но соблюдая режим сна и отдыха, заставлять спать, со слезами и скандалом, трехлеток тоже не стоит – такой сон вместо отдыха станет настоящим наказанием малыша, если ребенок категорически не хочет спать, достаточно укладывать его после обеда полежать спокойно или читать с ним в это время книги.
В 3 года ребенок уже уверенно владеет своим телом, он может бегать, прыгать, перешагивать через препятствия, забираться на вертикальную лестницу, залазить на невысокие горки, менять направление движения на ходу и умеет быстро разворачиваться, наклоняться и приседать. Многие дети в этом возрасте уже могут кататься на трехколесном велосипеде, стоять и прыгать на одной ножке, а также перепрыгивать через скакалку.
Очень важными считаются навыки опрятности и самообслуживания, которыми владеет ребенок в 3 года. В этом возрасте он должен уметь просится на горшок или самостоятельно садится на него (считается допустимым, если малыш иногда не успевает проснуться ночью и очень редко «заигрывается» днем). Дети в 3 года должны соблюдать определенные правила поведения, причем, в отличие от многих других умений и навыков, — эти зависят только от воспитания и манер окружающих ребенка взрослых. В этом возрасте малыши уже прекрасно понимают, какое поведение вызывает неодобрение взрослых, и могут проследить за собственным внешним видом. Многие девочки в 3 года уже сами выбирают себе одежду, сильно расстраиваются, если она пачкается, ежедневно просят мам сделать им прическу и самостоятельно надевают бусы, заколки и колечки.
Кроме навыков опрятности, трехлетний ребенок должен уметь есть ложкой и начинать пользоваться вилкой, пить, не проливая, из чашки и знать, как самостоятельно взять продукты из холодильника или шкафа.
Многие родители не дают своим детям ничего делать на кухне, считая, что трехлетки больше напачкают и испортят, но это в корне неправильно – приучать ребенка к самостоятельности нужно уже этом возрасте. Трехлетний малыш вполне может помочь маме, доставая продукты из шкафов или нарезая сыр специальным детским ножом. Такие задания помогают детям почувствовать себя вовлеченными во «взрослую» жизнь семьи и одновременно учат их, как и что нужно сделать для приготовления пищи.
В 3 года дети могут сами умываться, чистить зубы под присмотром родителей, снимать одежду, а многие даже пытаются одеваться самостоятельно, хотя и не всегда справляются с пуговицами, шнурками и завязками.
В 3 года ребенок не просто растет и развивается, он буквально «впитывает» информацию, как губка и опытные психологи и педагоги советуют ни в коем случае не упускать этого времени. Именно после 3-х лет можно начинать регулярные занятия по подготовке ребенка к школе, ознакомлению с окружающим миром, изучению иностранных языков или музыки. Многие родители делают большую ошибку, считая, что если они отдали малыша в садик, то больше заботиться о его развитии им не нужно. К сожалению, как показывает практика, большинство государственных и частных детских садов не могут полноценно заниматься развитием каждого ребенка, так что без дополнительных занятий не обойтись.
В этом возрасте ребенок должен свободно владеть речью, причем говорить короткими предложениями, а не отдельными словами. Малыши в 3 года уже могут запомнить стихотворение из 2-4 строчек, знают по именам всех близких родственников, говорят о себе в 1-м лице и называют не только названия предметов, но и дают им краткую характеристику, а также могут сказать, зачем нужен или что делает тот или иной предмет.
Очень важно, чтобы ребенок в 3 года умел полностью сосредотачиваться на одном предмете в течение 3-5 минут, мог сам находить решение проблемы, а не обращался сразу за помощью взрослого.
Дети в 3 года должны уверенно держать в руке карандаш, чертить им прямые линии и окружности, уметь раскрашивать картинки, рисовать красками, резать бумагу по линии, делать простейшие аппликации (с родителями), лепить из пластилина и других материалов.
Мышление ребенка в 3 года тоже сильно меняется – теперь он уже делает выводы из увиденного и услышанного, ищет связи между предметами и явлениями и готов бесконечно доставать родителей вопросами «почему», «как» и «зачем», иногда спрашивая об одном и том же много раз подряд. В этом возрасте дети должны собирать картинки из 2-3 частей, обобщать предметы в группы, находить сходства и различия, а также несоответствия на картинках (конечно, в самых простых вариантах).
На возраст 3 года приходится второй «всплеск» детской самостоятельности – теперь малыш хочет делать все сам и очень сердится, если вы не даете ему самостоятельно одеваться или поправляете результат его труда. Опытные родители советуют не пытаться «переупрямить» ребенка, если конечно, в будущем вы не хотите столкнуться с проблемами бесхарактерности и несамостоятельности у подростка, а заранее выделять время на его попытки все делать самому. Да, в условиях постоянной нехватки времени, сделать это очень сложно, но зато такое поведение может вам сохранить взаимопонимание с ребенком, развить в нем успешность и самостоятельность, а также уберечь свои нервные клетки. Подъем на полчаса раньше по утрам, мысленное увеличение времени на все дела минут на 15-20 и договоренность с ребенком: «в садик мы идем быстро и я сама тебя одеваю, а вот обратно – ты все сам», помогут избежать очень многих проблем.
Социальное развитие ребенка в 3 года тоже делает большой скачок, теперь малыш согласен «впустить» в свой мир и посторонних людей, ему уже не так важен постоянный контакт с мамой и другими близкими, а игры со сверстниками кажутся куда привлекательнее игр с взрослыми. Дети в 3 года охотно наблюдают и взаимодействуют с другими людьми, им уже не хватает общества мамы и родни. В этом возрасте им просто необходимо общение с другими малышами, так как только в обществе сверстников они смогут научиться правилам коммуникации, умению решать конфликты и отстаивать свое мнение.
Здраво оценить развитие своего ребенка всегда трудно, но родителям трехлеток стоит обратить внимание на своего малыша, если он:
Большую разницу между мальчиками и девочками в 3 года можно заметить в их речевом развитии, а также в том, как именно они воспринимают речь окружающих.
Уже давно статистически подтверждено: девочки начинают говорить раньше мальчиков и в 3 года их активный словарь может в 2 раза больше, чем у сверстников противоположного пола. Такая разница в речевом развитии связана с тем, что девочки воспринимают информацию с помощью чувств и их выражения – слов, тогда как мальчики предпочитают что-то более «конкретное» — поведение, жесты и движения окружающих. Именно поэтому родителям трехлеток кажется, что с девочками договориться гораздо проще – они слушают и «слышат» именно слова родителей, тогда как мальчики больше обращают внимание на то, как ведут себя взрослые. Так что ни удивляйтесь, если девочке достаточно сказать, что переходить на красный свет светофора опасно, то мальчику вам придется правильно поведение продемонстрировать, только так он сможет крепко усвоить этот урок.
Фото:pixabay.com
onwomen.ru
Начиная с 3,5 лет для гармоничного развития ребенку просто необходимы контакты не только со взрослыми, но и со сверстниками. Именно во взаимодействии с другими детьми малыш приобретает важнейшие коммуникативные навыки.
Как происходит общение ребенка и взрослого? Как правило, взрослый учит ребенка определенным умениям, передает знания об окружающем мире, транслирует культурные нормы поведения. Ребенок больше слушает, нежели говорит сам.
В контактах со сверстниками детям важнее проявить свою инициативу, высказаться самому. Детям необходимо договариваться о совместной игре, отстаивать свои игрушки, озвучивать пожелания или выражать недовольство. Все это требует умения связно, понятно и четко проговаривать свои намерения и мысли.
Со сверстниками ребенок общается более эмоционально, чем со взрослыми. Крики негодования, смех, обиды, восторг, кривляния – все это неизменно присутствует в детских разговорах и отражает особую свободу, характерную для их общения друг с другом.
Жесткие рамки «как надо» во взаимодействии между сверстниками отсутствуют, дети не чувствуют себя скованными, не стесняются, а потому могут пробовать разные «сценарии» поведения и получать разные ответные реакции. В связи с этим достаточно часто возникают конфликтные ситуации, однако для ребенка 3-4 лет — это ценнейший коммуникативный опыт.
Самое лучшее, что можно сделать для развития мышления, речи и воображения ребенка младшего дошкольного возраста, – это не мешать ему играть. Именно в игре формируется символическая функция сознания и происходит переход от наглядно-действенного мышления к образному.
Что касается специально организованных развивающих занятий с ребенком, то они должны преподноситься опять же исключительно в игровой форме и основываться на интересах ребенка.
Занятия-уроки за партой, проводимые против желания малыша, но в угоду моде на «раннее развитие», могут не только не дать результата, но и плохо сказаться на учебной мотивации в будущем.
Достаточно распространено заблуждение, что занятия с ребенком сводятся к обучению навыкам чтения и счета. Конечно, можно познакомить его с буквами и цифрами. Однако, ребенку 3-4 лет гораздо важнее овладеть следующими интеллектуальными операциями:
♦ сравнивать картинки или предметы, находить сходства и отличия;
♦ подбирать один предмет к другому по заданному признаку;
♦ различать и называть до 10 цветов, основные геометрические фигуры;
♦ владеть понятиями «один – много», «большой – маленький», «длинный – короткий», «высокий – низкий», «узкий – широкий» и др.;
♦ разделять предметы по группам: мебель, игрушки, одежда и т.д.;
♦ выявлять «лишний» предмет в представленном ряду.
Кроме того, следует сделать акцент на расширении кругозора малыша, чтобы он знал названия и отличительные признаки домашних и диких животных, овощей, фруктов и ягод, птиц, рыб и насекомых, деревьев, цветов и грибов, времен года, частей суток и явлений природы.
Лучшим средством развития крупной моторики у младших дошкольников являются подвижные игры – как в помещении, так и на свежем воздухе.
Это могут быть игры с простым сюжетом («Кот и воробушки», например), с перевоплощением в животных (ходить на носочках, как мышки, переваливаться с ноги на ногу, как мишки), хороводы и игры со спортинвентарём (мячи, обручи, скакалки). Соревновательные и командные игры в этом возрасте неактуальны.
Не менее важным фактором укрепления мышечного аппарата, повышения физической выносливости и улучшения координации движений является ежедневная зарядка. На этом этапе зарядка выполняется совместно с родителями (или другими взрослыми) в игровой форме, исключающей любое принуждение.
Если есть возможность, дома можно оборудовать спортивный уголок, включающий шведскую стенку, подвесной канат, кольца и другие приспособления. Упражнения на комплексе отлично развивают гибкость, выносливость и скорость реакции.
Что касается развития мелкой моторики, то здесь на помощь придут различные игрушки и пособия: мозаика, шнуровки, конструкторы, пазлы, магнитная рыбалка. Такие игры отлично тренируют тонкие движения кистей и пальцев.
Кроме того, ребенку можно предложить поиграть с предметами быта (прищепки, пипетки, сито, веревочки, бутылки и банки), крупами, природными материалами (шишки, веточки, камушки). При этом очень важно помнить о безопасности и строго контролировать игру с мелкими предметами.
Дети 3-4 лет обычно хорошо реагируют на пальчиковые игры в стихах и сказках, например, «Мальчик-с-пальчик» или «Белка на тележке». Сначала они просто наблюдают за движениями рук взрослого и слушают текст. Затем, подражая взрослому, уже сами совершают движения и соотносят их со словами. Подобные пальчиковые представления стимулируют развитие не только мелкой моторики, но и памяти, воображения, речи.
Мелкая моторика совершенствуется в занятиях лепкой. Ребенку 3-4-х лет можно показывать самые разные приемы лепки: скатывание шариков, раскатывание столбиков, сплющивание между пальцами или ладонями, размазывание по картону и многое другое. Лепить можно из пластилина, соленого теста, глины, воска и пр.
Стоит всячески поощрять и рисование. Даже бессмысленные каракули крайне полезны с точки зрения подготовки руки к письму в будущем. Пусть бумага и карандаши будут у ребенка в свободном доступе.
3-4 года – крайне благоприятный период для того, чтобы приучать ребенка ухаживать за собой: причёсываться, умываться, одеваться. Дети в этом возрасте обычно сами требуют самостоятельности в этих вопросах. Взрослым нужно лишь перестать относиться к ребенку как к несмышленому малышу и по инерции делать за него буквально всё. Однако будьте готовы, что на повседневные дела у вас будет уходить гораздо больше времени.
Можно и даже нужно привлекать ребенка к выполнению домашних обязанностей. Пусть его помощь в итоге окажется несущественной или даже «вредной» (хотел помыть посуду – разбил тарелку) – не беда. Результат не так важен, главное – готовность помочь близким. Доверяя ребенку «взрослые» занятия, мы укрепляем его самооценку и поощряем стремление быть полезным. Исключение – опасная работа, например, связанная с электричеством или газовой плитой.
У ребенка 3-4 лет должна быть насыщенная жизнь вне дома. Большинство детей к этому времени посещают детский сад, где они получают необходимый опыт социального взаимодействия.
Если ребенок по тем или иным причинам в детский сад не ходит, родителям необходимо позаботиться о том, чтобы он мог регулярно общаться со сверстниками в других местах. Это могут быть группы кратковременного пребывания, кружки, игровые комнаты в гипермаркетах или хотя бы обычные детские площадки.
Ребенок 3,5 лет гораздо более осознанно, чем раньше, относится к походам в театры, музеи и парки. Познавательные экскурсии, различные интерактивные программы, выставки и представления – все это поможет не только организовать семейный досуг, но и ответить на многочисленные детские «почему».
А вот чего не должно быть в жизни ребенка 3-4 лет – так это компьютерных игр, бесконтрольного просмотра телевизора и многочисленных приложений на мобильных устройствах. Эти программы могут сколько угодно называться «развивающими», однако по факту они не дают ребенку возможности самому придумывать и фантазировать, навязывая вместо этого готовые образы и сюжеты. Кроме того, чрезмерное увлечение гаджетами наносит вред здоровью – ухудшает зрение и осанку, возбуждает нервную систему ребенка и нарушает сон.
Автор: детский психолог Кристина Кисленко
deti.mail.ru
Родителей, чей ребенок перешагнул в возрасте отметку в 3 года, можно поздравить, ведь они пережили самый переломный момент в развитии малыша. Теперь вам понадобится запастись достаточным количеством энергии и понимания, чтобы развивать дальше дошкольника и способствовать его умениям.
В психологии существует мнение, что это «волшебный возраст», ведь с данного момента малыш должен уже начать вас слушаться и более стремительно развиваться. Но многих родителей заботит вопрос: что же именно должен уметь делать ребенок в 3 года и 3 месяца?
Растет ребенок в данном возрасте уже не настолько активно, как это происходило до года. При этом в 3 года и 3 месяца девочки должны весить от 13 до 16 килограммов и 700 граммов. Что касается мальчиков, то их вес составляет от 13,7 до 16,1 килограмма. Когда у ребенка вес выше или ниже нормальной отметки, то не стоит начинать переживать.
Гораздо хуже, если ситуация с весом нестабильная, и он добавляется промежутками, к примеру, в один месяц малыш поправляется, а потом стремительно худеет. В такой ситуации рекомендуется посетить врача-эндокринолога. Показатели роста для девочек остаются от 90 сантиметров до метра, мальчики в данном возрасте немного обгоняют представительниц прекрасного пола.
Читайте также: Что должен уметь ребенок в 1 год и 9 месяцев
Чтобы в 3 года и 3 месяца ваше чадо лучше развивалось и росло следует придерживаться правильного режима сна. Спать ребенок должен не менее 11 часов в ночное время суток, при этом спать желательно укладывать не позже девяти вечера. Днем малыш также еще нуждается в отдыхе, хотя бы по 1-1,5 часа.
Если ваш малыш не очень любит разговаривать, то, вероятнее всего, в ближайшее время ситуация кардинально поменяется. После 3 лет речевой аппарат начинает развиваться очень быстро, и уже за пару месяцев малыш догоняет все упущенное. В возрасте от трех до четырех лет чадо должно уметь называть свой возраст и имя, уметь ответить на элементарные вопросы, говорить и составлять простые предложения без подсказок и иметь словарный запас от 250 до 500 слов.
Готовьтесь к тому, что, перешагнув отметку в 3 года, ваш ребенок начнет задавать очень много вопросов, ведь его будет интересовать все окружающее вокруг, и почему оно так происходит. Некоторые родители раздражаются, когда приходится отвечать на массу поступающих вопросов, но важно понимать, что это вполне нормальное и стандартное явление. До пяти лет малыш становится почемучкой, и, помимо задавания вопроса «почему?», он еще должен уметь правильно различать уже известные цвета, фантазировать и проявлять собственное воображение, помнить сказки и песни, рассказывать их, понимать числа и считать до пяти, распределять по цвету и форме предметы, а также узнавать знакомые лица на улице или фотографиях.
В три года активно развиваются двигательные способности ребенка. Ваш малыш должен уметь в этом возрасте следующее:
Моторика малыша также развивается, он становится более гибким. В данный промежуток времени он должен уметь рисовать различные фигуры и людей с двумя-четырьмя частями тела, пользоваться ножницами, вырезать, рассматривать книги с большими картинками, писать большие буквы, самостоятельно одеваться и раздеваться, откручивать на банках крышки, использовать во время рисования несколько цветов, строить башни с девятью кубиками и больше.
В 3 года и 3 месяца ребенок становится более самостоятельным психологически и физически. Вы можете начать сталкиваться с истериками, если оставите его в детском саду либо с няней. Также повышается уровень социальной активности. Теперь чадо умеет правильно общаться со своими сверстниками, ругаться и мириться с ними, ряд действий строится логически и уже простые детские проблемы решаются самостоятельно без посторонней взрослой помощи.
В этом возрасте ребенок должен начать подражать взрослым и друзьям, а также проявлять привязанность к близким. Идентифицировать предметы на «мое» и «его/ее». Также должны проявляться всяческие эмоции, теперь малыш должен показывать широкий спектр, чтобы развивалась фантазия. Для развития данного навыка родители могут устраивать с малышом импровизированные спектакли, демонстрировать различные эмоции и прочее.
Читайте также: Как развивать ребенка в 11 месяцев
Каждый ребенок развивается и подрастает в темпе, заложенном в ним природой. Не стоит переживать, если вдруг малыш развивается медленнее либо быстрее сверстников. Самое главное, чтобы вы обращали внимание на прогресс в его развитии, если в данном случае вы замечаете задержку, тогда лучше обратиться за помощью к врачу.
malyshuhod.ru