Массаж для ребенка: оказывается, можно не всегда. Лечебный массаж ребенку 4 месяца


Массаж для ребенка

Массаж для ребенка, который так популярен в современном мире, используется как эффективное средство профилактики и лечения многих заболеваний. Но если педиатр не назначил вашему крохе курс массажа, не стоит торопиться с поиском массажиста и самостоятельным проведением процедур. Ведь лечебный массаж нужен не каждому малышу, для его назначения необходимы определенные медицинские показания.

Что такое массаж?

Массаж для ребенка – это комплексное мануальное воздействие на кожу и опорно-двигательный аппарат – кости, суставы и мышцы.

Любой вид массажа для ребенка улучшает кровоснабжение и питание кожи, а также органов и тканей, стимулирует обмен веществ. Посредством массажных процедур можно воздействовать и на нервно-психическое развитие малыша, так как во время сеанса к нервной системе посылается огромное количество нервных импульсов, что способствует ее оптимальному развитию. Благотворное воздействие массажа на организм малыша проявляется улучшением аппетита, нормализацией работы желудочно-кишечного тракта. В зависимости от техники массажа с его помощью можно нормализовать мышечный тонус, исправить костно-суставные деформации или нарушения функции опорно-двигательного аппарата.

Когда делают массаж детям

Детский массаж бывает двух видов – оздоровительный и лечебный.

Оздоровительный массаж проводится с целью поддержания здоровья ребенка, его цель такая же, как у гимнастики и уроков физкультуры, которые проводят с детьми старшего возраста.

Лечебный массаж назначается с целью устранить имеющиеся дефекты.

Различают общий лечебный массаж (в течение процедуры оказывается воздействие на все тело) и местный лечебный массаж (воздействие производится на определенную область). В качестве мощного средства лечебного воздействия массаж назначается малышу при следующих состояниях:

Отметим еще раз, что всем без исключения здоровым детям лечебный массаж делать не нужно. Несмотря на все свои плюсы, он является дополнительным стрессовым нефизиологическим воздействием. Если ребенок здоров, нет необходимости форсировать психомоторное развитие крохи, усиливать кровоснабжение органов и тканей, воздействовать на нормальный мышечный тонус.

Для того чтобы ребенок нормально рос и развивался, достаточно ежедневно проводить оздоровительный детский массаж, соответствующий возрасту, это мама может делать сама. Оздоровительный массаж, в отличие от лечебного, носит общий характер, то есть оказывает равномерное воздействие на весь организм, в ходе этой процедуры выполняются физиологические для данного возраста движения.

 

Когда массаж делать нельзя

Как и у лекарственных препаратов, у массажа есть достаточно широкий перечень противопоказаний. Поэтому назначать массаж ребенку, даже с профилактической целью, должен только врач, который индивидуально оценивает весь спектр показаний и противопоказаний к проведению курса.

Массаж не проводится при следующих заболеваниях:

  1. Все состояния, сопровождающиеся подъемом температуры (простудные заболевания, гнойно-воспалительные заболевания). Массаж будет способствовать еще большему подъему температуры.
  2. Любые заболевания в стадии обострения, в том числе и аллергические. Массаж – это дополнительное стрессовое воздействие, которое нежелательно при обострении любого заболевания.
  3. Тяжелые заболевания печени и почек, сопровождающиеся нарушением функции этих органов (например, воспаление почек – нефрит, воспаление печени – гепатит). При этих заболеваниях назначается максимально щадящий режим, поэтому курсы массажа не проводятся.
  4. Тяжелые врожденные пороки сердца с недостаточностью кровоснабжения, которая проявляется одышкой, отеками, кашлем. Массажные процедуры – это дополнительная нагрузка на сердце, поэтому массаж у ребенка с тяжелым пороком сердца может вызвать значительное ухудшение состояния.
  5. Грыжи больших размеров, когда в грыжевое выпячивание выпадают внутренние органы (пупочной, паховой и др.) с риском ущемления. Массаж может спровоцировать ущемление грыжи, что вызовет резкую боль и потребует немедленного хирургического вмешательства.
  6. Рахит в период разгара болезни. В этой стадии заболевания дети особенно беспокойны и возбудимы, проведение массажа, как дополнительного стрессового воздействия, нежелательно, так как рекомендован щадящий режим.
  7. Тяжелая гипотрофия (выраженный дефицит веса). Массаж не проводится в связи со слабой развитостью мышц, подкожно-жировой клетчатки и, как правило, тяжелым общим состоянием ребенка.
  8. Заболевания опорно-двигательного аппарата, проявляющиеся повышенной ломкостью костей. Массаж в этом случае может спровоцировать переломы костей.
  9. Активная форма туберкулеза. Это заболевание протекает тяжело, с нарушением общего состояния ребенка, массаж не желателен связи с необходимостью максимально щадящего режима.
  10. Кровотечения. Массаж может спровоцировать кровоизлияние.

Временно прервать начатый курс детского массажа следует:

 

Принципы проведения массажа для грудничков

Детский массажист

Если педиатр назначил ребенку курс массажа, но мама не хочет ежедневно посещать поликлинику и предпочитает частного массажиста, ей следует внимательно отнестись к выбору специалиста. Это должен быть медицинский работник (с врачебным, медсестринским или фельдшерским образованием), специально подготовленный в области детского массажа, с определенным опытом работы в этой сфере.

Мама делает массаж

Для детей до 1 года существует 5 комплексов оздоровительного массажа. Их должна научиться выполнять мама. Такой массаж рекомендуется делать всем здоровым детям при отсутствии вышеупомянутых противопоказаний. Обычно этим комплексам маму обучает медсестра кабинета здорового ребенка в поликлинике по предварительному согласованию с педиатром.

Эти 5 стандартных комплексов родители могут найти в любом пособии по детскому массажу или уходу за ребенком. Они соответствуют возрасту малыша:

Первый вид детского массажа – самый щадящий, постепенно, по мере развития малыша, объем движений увеличивается. Например, поднимание туловища из положения лежа на животе выполняется только в  четвертом комплексе, когда малыш начинает садиться, включение подобного движения в первый комплекс было бы нефизиологичным. Таким образом, комплексы полностью адаптированы и согласованы с развитием малыша.

Врач-специалист или непосредственно сам детский массажист при необходимости может обучить маму определенным элементам специализированного массажа. Например, при дисплазии тазобедренных суставов – достаточно распространенной патологии, связанной с недоразвитием тазобедренных суставов и проявляющейся затруднением отведения бедер в положении на спине, – некоторые упражнения специализированного массажа маме просто необходимо освоить, так как этот комплекс упражнений для правильного формирования тазобедренного сустава должен повторяться при каждом пеленании малыша.

www.2mm.ru

Массаж детей от 4 до 6 месяцев - Информация

!

В возрасте от 4 до 6 месяцев у ребенка наблюдается активный интерес к жизни. В это время нужно побольше с ним общаться, показывать ему различные предметы и рассказывать об их назначении. Если в доме есть домашние животные или птицы, то ребенка необходимо с ними познакомить.

Кроме того, в этот период у малыша исчезают многие безусловные рефлексы. Он начинает сознательно передвигаться по кроватке, поворачиваться в разные стороны, реагируя на звук, и т. д.

В этом возрасте гимнастические упражнения в сочетании с массажем способствуют развитию мышц и суставов опорно-двигательного аппарата ребенка, укрепляют его центральную нервную систему. Малыш учится держать в руках крупные предметы: мягкие игрушки, кружку и др.

В 4-4,5 месяца продолжительность зарядки должна составлять 30 минут. Во время всей процедуры у ребенка необходимо вызывать положительные эмоции, чтобы занятия гимнастикой ассоциировались у него с удовольствием и игрой. Каждое упражнение рекомендуется сопровождать счетом. Это воспитывает в ребенке чувство ритма. С этой же целью можно включать ритмическую музыку. Если ребенку она понравится, то вскоре он сам начнет двигаться в такт знакомой мелодии.

В этот период ребенок делает первые попытки самостоятельно сидеть, поэтому гимнастические упражнения должны способствовать выработке нового для него навыка. Как и в раннем возрасте, положительный эффект дают водные процедуры и занятия плаванием.

Массажные приемы должны постепенно усложняться. Кроме поглаживания, растирания, вибрации и поколачивания рекомендуется использовать щипцеобраз-ноё разминание, валяние, пощипывание и легкое поколачивание.

Все движения должны быть ритмичными, плавными и осторожными.

ТЕХНИКА ПРОВЕДЕНИЯ МАССАЖА И ГИМНАСТИКИ

Массаж ног

И. п.: лежа на спине.

Данное упражнение способствует развитию и укреплению мышц ног. Его выполнение заключается в последовательном применении приемов легкого поглаживания, кольцевого растирания, валяния и щипцеобразвого разминания.

Процедуру следует начинать с легких поглаживаний по всей длине ноги, которые нужно выполнить 3 или 4 раза. Затем рекомендуется перейти к кольцевому растиранию (3-4 раза) и снова вернуться к поглаживанию. После поглаживания можно приступить к валянию. Этот прием повторяется 3 раза.

В процессе выполнения процедуры ладони должны так обхватывать ногу ребенка, чтобы одна из них лежала на внутренней поверхности ноги, а другая - на внешней. Упражнение заключается в смещении мышц осторожными, но энергичными движениями, которые следует делать по часовой стрелке.

По окончании валяния нужно приступить к щшщеобразному разминанию нижних конечностей. Для выполнения упражнения необходимо положить ногу ребенка на ладонь правой руки и поддерживать ее в нижней части голени. С помощью указательного и большого пальца левой руки нужно захватить наружную поверхность голени и смещать мышцы по направлению к большому пальцу от стопы к бедру и обратно. Процедуру следует закончить несколькими поглаживаниями.

Поочередное и одновременное сгибание и разгибание ног

И. п.: лежа на спине.

Данное упражнение способствует развитию и укреплению мышц и суставов ног. Для его выполнения следует захватить верхнюю часть голени ребенка таким образом, чтобы большие пальцы массажиста находились на ее внутренней поверхно-сти, а остальные - на задней поверхности (рис. 288).

Рисунок 288.

Упражнение начинается с поочередного сгибания и разгибания ног. Затем сгибание и разгибание проводится одновременно обеими ногами. При этом колени ребенка должны быть разведены. Во время выполнения этого упражнения ребенок согнутыми ногами касается живота, а затем плавно разгибает их.

Если к 4-месячному возрасту у ребенка исчез гипертонус мышц и сгибание ног не приносит ему неприятных ощущений, то рекомендуется сделать под его коленками несколько поглаживающих движений по направлению сверху вниз.

Массаж стоп и рефлекторный массаж

И. п. - лежа на спине.

Процедура способствует развитию мышц и суставов стопы. Она заключается в последовательном применении поглаживания, растирания и поколачивания.

Массаж стоп начинается с поглаживания. Затем необходимо сделать 5-6 растираний. После растираний нужно вернуться к поглаживанию (3 раза), а затем приступить к поколачиванию (5 раз). Вся процедура заканчивается 2-3 поглаживаниями. Данное упражнение нужно проводить на левой и на правой ноге. Кроме массажа, рекомендуется ежедневно проделывать сгибание и разгибание ног, которое следует повторить по 5 раз на каждой ноге.

Массаж рук

И. п. - лежа на спине.

Данное упражнение способствует развитию и укреплению мышц рук. Его выполнение заключается в последовательном применении приемов легкого поглаживания и кольцевого растирания каждой руки. В начале процедуры следует выполнить несколько легких поглаживаний, затем перейти к кольцевому растиранию, которое повторяют 6 раз. Процедуру нужно закончить легкими поглаживаниями.

Массаж груди

И. п.: лежа на спине.

Процедура способствует развитию мышц грудной клетки. Выполнение заключается в последовательном применении поглаживания и вибрационного массажа.

Процедура начинается с нескольких движений кругового поглаживания, проводимых по направлению от ребер к плечам. Затем нужно сделать 3 поглаживания по межреберным промежуткам. После поглаживания по межреберным промежуткам необходимо приступить к вибрационному массажу, который надо повторить 3 раза. Завершить процедуру следует 2-3 поглаживаниями.

Круговые движения руками

И. п.: лежа на спине.

Упражнение способствует развитию мышц и суставов рук. Для его выполнения следует вложить в ладони ребенка большие пальцы рук и заставить его сжать кулачки так, чтобы он самостоятельно держался за пальцы массажиста.

Осторожно развести руки ребенка в стороны и плавно поднять их вверх. Затем вытянуть руки вперед и осторожно опустить (рис. 289 ).

После этого нужно повторить те же движения, только в обратной последовательности. Данное упражнение следует выполнить 6 раз.

Скрещивание рук на груди

И. п.: лежа на спине.

Для выполнения упражнения следует осторожно вложить большие пальцы в ладошки ребенка и заставить его сжать кулачки. Затем нужно развести руки ребенка в стороны и скрестить их на груди. Положение рук следует чередовать:

Рисунок 289.

 

сначала сверху должна быть правая рука, а затем - левая. Так как в 4 месяца малыш в состоянии самостоятельно удерживать пальцы взрослого, то его не следует поддерживать за запястья. Это упражнение нужно выполнять ритмично, чередуя быстрый и медленный темп. Данную процедуру повторить 7 раз.

Массаж спины и ягодиц

И. п.: лежа на животе.

Данная процедура заключается в последовательном чередовании поглаживания, растирания, щипцеобразного разминания и поколачивания.

В начале процедуры необходимо сделать несколько поглаживающих движений. После поглаживания следует приступить к растиранию спины и ягодиц ребенка, которое выполняется кончиками пальцев (2-3 раза). После растирания необходимо снова сделать несколько поглаживаний.

По окончании поглаживания рекомендуется приступить к щипцеобразному разминанию (6 раз). Его нужно делать по ходу длинных мышц спины. Как и растирание, разминание следует закончить легкими поглаживаниями.

В заключение процедуры можно применить прием поколачивания ягодиц. Для этого следует осторожно ударять по ягодицам ребенка подушечкой указательного пальца. Затем сделать еще несколько поглаживающих движений.

Поворот со спинки на живот и обратно

И. п.: лежа на спине.

Для выполнения данного упражнения сбоку от ребенка надо положить его любимую игрушку и ласково попросить повернуться в ее сторону. После этого следует осторожно помочь малышу перевернуться на живот. Это упражнение нужно повторить по 3 раза в каждую сторону.

"Полет" на животе

И. п.: лежа на животе.

Данное упражнение способствует укреплению мышц живота и развитию вестибулярного аппарата. Уложить ребенка на ладони животом вниз так, чтобы большие пальцы массажиста находились сбоку на нижних ребрах. Приподнять ребенка в горизонтальном положении, его ноги должны упираться в грудь взрослого. Туловище ребенка должно быть слегка выгнуто (рис. 290).

Массаж живота

И. п.: лежа на спине.

Процедура заключается в сочетании приемов поглаживания, растирания, пиления и пощипывания кожи вокруг пупка.

Рисунок 290.

Процедура начинается с выполнения кругового поглаживания живота, которое следует проводить по часовой стрелке ладонью и подушечками пальцев. Этот прием нужно повторить 3 раза.

После кругового поглаживания можно перейти к встречному поглаживанию и поглаживанию по косым мышцам живота.

По окончании поглаживания нужно приступить к растиранию мышц живота, которое необходимо делать кончиками пальцев.

После растирания рекомендуется выполнить пиление по прямым мышцам живота. Закончить процедуру следует легким пощипыванием вокруг пупочного кольца и легкими поглаживаниями.

Пощипывание является хорошим профилактическим средством против грыжи (рис. 291).

Рисунок 291.

Приседание с прогибанием позвоночника

И. п.: лежа на спине.

Упражнение способствует укреплению мышц передней поверхности шеи, спины и стимулирует развитие брюшного пресса. Для его выполнения следует вложить в ладошки ребенка большие пальцы рук и заставить его сжать кулачки. Остальными пальцами массажист должен поддерживать ребенка за запястья.

Рисунок 292.

Развести руки малыша в стороны и плавно потянуть его к себе так, чтобы он сел. При выполнении упражнения верхняя часть туловища и голова ребенка должны быть немного приподняты. Поднять руки ребенка вверх, соединить их вверху и задержать в таком положении одной рукой. Большим и указательным пальцем другой руки провести вдоль позвоночника ребенка по направлению снизу вверх. При этом он рефлекторно разогнет спину (рис. 292). Затем, поддерживая головку ребенка одной рукой, опустить его в исходное положение. Данное упражнение следует делать 1 раз в день.

Покачивание на мяче

И. п.: лежа на животе. Для выполнения упражнения следует использовать спортивный снаряд - ярко раскрашенный большой надувной мяч.

Рисунок 293.

Уложить ребенка на мяч вниз животом. Чтобы малыш принял устойчивое положение, его ноги должны быть слегка разведены. Затем нужно осторожно раскачивать мяч то в одну, то в другую сторону.

После этого ребенка можно перевернуть, положить на мяч спиной и снова несколько раз покачать (рис. 293).

Чтобы ребенок во время выполнения процедуры не упал и не получил травму, его необходимо поддерживать одной рукой за спину или живот.

 

ГИМНАСТИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ И МАССАЖ ДЕТЕЙ ОТ 6 ДО 9 МЕСЯЦЕВ

Когда ребенку исполняется 6 месяцев, он может самостоятельно сидеть, переворачиваться с живота на спину и наоборот. Если его потянуть за руки, он будет делать попытки встать на ноги.

К этому времени он, как правило, уже умеет ползать. В этом возрасте следует уделять большое внимание таким упражнениям, которые стимулируют координацию движений и развитие опорно-двигательного аппарата.

Так как малыш уже может активно реагировать на голос взрослого человека, ему можно подавать команды: ляг на спину, на живот, сядь, перевернись и др. Однако стоит помнить, что эти команды должны подаваться в ласковой форме, чтобы занятия гимнастикой были для ребенка радостью, а упражнения выполнялись с удовольствием.

Техника проведения массажа и гимнастики

Сведение рук на груди

И. п.: лежа на спине.

Методика выполнения этого упражнения была описана выше. Однако для 6-месячного ребенка его необходимо немного усложнить: ребенок может держаться не за руки массажиста, а за какую-нибудь круглую игрушку, например, погремушку, колечко для зубов и т. д.

Потянув за круглую игрушку, развести руки ребенка в разные стороны и скрестить их на груди. Данное упражнение следует повторить 8 раз, при скрещении периодически чередуя руки ребенка: сначала вверху должна быть левая рука, затем правая и т. д. Упражнение следует делать энергично, но осторожно, чтобы не нанести ребенку травму.

Поочередное и одновременное сгибание ног

И. п.: лежа на спине.

Рисунок 294.

Упражнение способствует развитию мышц и суставов ног. Для его выполнения следует взять ребенка за голени и сначала вместе, а затем по очереди согнуть и разогнуть их в коленях: согнуть и разогнуть правую ногу, левую ногу, а затем обе ноги вместе (рис. 294). Все 3 приема нужно повторить 6 раз.

Переворот со спины на живот

И. п.: лежа на спине.

Для выполнения упражнения следует приказать ребенку повернуться на живот. Чтобы помочь ребенку выполнить это упражнение, нужно слегка повернуть его ягодицы и таз в ту сторону, в которую выполняется переворот. Упражнение выполняется 1 раз в день.

Массаж спины и ягодиц

И. п.: лежа на животе.

Процедура способствует развитию и укреплению мышц спины и ягодиц. Ее выполнение заключается в поочередном применении поглаживания, растирания, пиления, щипцеобразного разминания, поколачивания и пощипывания. Как всегда, начинать процедуру массажа следует с нескольких поглаживаний. После этого нужно приступить к растиранию ладонями мышц спины и их пилению ребрами ладоней. Растирание и пиление нужно закончить поглаживаниями. Вслед за растиранием, пилением и поглаживанием нужно перейти к щипцеобразному разминанию. Оно начинается в области длинных мышц спины и продолжается на ягодицах. После разминания следует снова сделать несколько поглаживаний и лишь затем перейти к поколачиванию и пощипыванию. Всю процедуру необходимо закончить несколькими поглаживаниями. Все приемы рекомендуется повторить 3 раза.

Ползание

И. п.: лежа на животе.

Рисунок 295.

Упражнение способствует развитию у ребенка навыка ползания. Для его выполнения следует большим и средним пальцем взять ребенка за пятки. При этом указательный палец массажиста должен находиться между ступнями малыша.

Осторожно, но энергично согнуть ноги ребенка, а через 1-2 секунды - разогнуть. После выполнения этого движения 3-4 раза, ребенок оттолкнется от рук массажиста и самостоятельно поползет (рис. 295). Когда ребенок привыкнет к упражнению, сгибание ног нужно будет проводить не одновременно, а поочередно.

Массаж живота

И. п.: лежа на спине.

Процедура заключается в поочередном применении приемов поглаживания, растирания, пиления и пощипывания.

В начале процедуры нужно сделать несколько поглаживаний. После этого можно приступить к растиранию. Его следует выполнять подушечками пальцев рук. Затем снова сделать несколько поглаживаний и перейти к пилению, которое производится ребрами ладоней по прямым мышцам живота. После пиления нужно вернуться к поглаживанию. В заключение процедуры рекомендуется сделать несколько пощипываний кожи вокруг пупка. Последний прием является хорошим профилактическим средством против развития грыжи. Массаж заканчивается поглаживаниями по прямым мышцам живота. Каждый прием следует повторить 3 раза.

Приседание с прогибанием позвоночника

И. п.: лежа на спине.

Рисунок 296.

Упражнение способствует развитию у ребенка навыка ползания. Методика его выполнения была подробно описана выше. Однако, в силу того что в 6-месячном возрасте ребенок становится более самостоятельным, упражнение можно немного усложнить. Для этого нужно одной рукой поддерживать ребенка за коленки, а большой палец свободной руки массажиста должен находиться в ладони ребенка.

Отвести руку малыша в сторону и попросить его сесть. Когда ребенок займет нужное положение, массажист, должен плавно провести рукой снизу вверх по его позвоночнику. При этом спина малыша разогнется. В заключение процедуры ебенка нужно осторожно опустить так, чтобы он лег на правую сторону (рис. 296). Данное упражнение следует повторить 2 раза.

Поднимание выпрямленных ног

И. п.: лежа на спине.

Рисунок 297.

Упражнение способствует развитию и укреплению мышц и суставов ребенка. Для его выполнения нужно взять ребенка за голени, причем большие пальцы должны захватить низ голени, а остальные находиться на коленных чашечках.

Ноги ребенка следует выпрямить, подержать в таком положении 1-2 секунды и плавно опустить. Данное упражнение повторяется 7 раз (рис. 297).

Переворот со спины на живот

Подробное описание данного упражнения приведено выше.

Приподнимание туловища из положения лежа на животе

И. п.: лёжа на животе.

Рисунок 298.

Упражнение способствует развитию мышц спины и живота. Для его выполнения следует вложить большие пальцы массажиста в ладони ребенка и заставить его сжать кулачки. Остальными пальцами нужно поддерживать ребенка за запястья.

Поднять руки ребенка через стороны вверх и слегка потянуть. При этом головка ребенка, рефлекторно откинутая назад, будет подниматься вверх, а его пятки будут упираться в массажиста. Подтягивать ребенка нужно до тех пор, пока он не встанет на колени (рис. 298).

Данное упражнение следует повторить 2 раза.

 

Массаж груди

И. п.: лежа на спине.

Данная процедура способствует укреплению и развитию мышц грудной клетки. Ее проведение связано с поочередным применением поглаживания и вибрационного массажа. Массаж начинается с нескольких круговых поглаживаний, которые следует проводить в направлении от ребер к плечам. После этого нужно сделать поглаживания по межреберным дугам. Вслед за поглаживаниями необходимо приступить к вибрационному массажу. Вся процедура заканчивается круговыми поглаживаниями. Все приемы массажа нужно сделать по 3 раза.

Приседание с поддержкой за согнутые руки

Исходное положение: лежа на спине.

Упражнение способствует развитию и укреплению суставов рук и ног. Для его выполнения нужно вложить в ладони ребенка указательные пальцы и заставить его сжать кулачки так, чтобы он самостоятельно держался за пальцы. Развести руки ребенка широко в стороны и, слегка потянув его за руки, попросить его сесть. Если малыш хорошо справляется с заданием, через некоторое время упражнение можно усложнить, используя для опоры не пальцы, а круглую игрушку (погремушку и т. д.), удобную для захвата. Данное упражнение следует повторить 2 раза.

Круговые вращения руками

Методику проведения данного упражнения описана выше. Когда ребенку исполнится 8 месяцев, упражнение следует усложнить. Малыш должен выполнять его из положения сидя, держась за вложенные в его руки кольца (рис. 299).

Рисунок 299.

Версия для печатиДанная информация не является руководством к самостоятельному лечению.Необходима консультация врача.

www.med74.ru

Массаж детей от 4 до 6 месяцев

Задачами массажа в этом возрасте являются: дальнейшее воспитание ручной умелости, навыков в изменении положения тела, подготовка ребенка к ползанию, с помощью более продолжительного выкладывания на живот.

Массаж рук

Делается также как в 3-4 месяца

Дозировка 5-10 раз.

Массаж ног

Делается также как в 3-4 месяца. Дозировка 5-10 раз.

Добавляются пассивные упражнения.

Массаж стоп

Делается также как в 3-4 месяца. Дозировка 5-8 раз.

Массаж живота

Дозировка 6-10 раз. Делается также как в 3-4 месяца.

Массаж грудной клетки

Делается 5-6 раз.

Исходное положение: ребёнок лежит на спине.

Рефлекторное упражнение «присаживание»

Делается 1-2 раза.

Исходное положение: ребёнок лежит на спине.

Массажист присаживает ребёнка за отведенные в стороны руки ребёнка. Сначала следует держать ребенка за руки, как можно ближе к подмышечным впадинам. Далее большие пальцы своих рук вкладываются в кисти рук ребёнка. Упражнение выполняется до полуприседания.

Активное упражнение поворот со спины на живот

Делается 1-2 раза.

Исходное положение: ребёнок лежит на спине, ногами к массажисту, руки ребёнка находятся вдоль туловища.

Массажист дает ребёнку захватить левой рукой свой второй палец (указательный) левой руки. Осторожно потягивая, согнутую в локте левую руку ребёнка — вперед, массажист побуждает его поворачивать голову, плечевой пояс и туловище до положения на правом боку, и полностью до положения на животе. Затем следует поменять руки и повторить в другую сторону.

Массаж спины

Делается 5-10 раз.

Исходное положение: ребёнок лежит на животе.

Сначала делается комплекс такой же как в возрастной группе 3-4 месяца.

Добавляется поколачивание спины.

Массажист кончиками пальцев рук (при этом кисть должна быть расслаблена) выполняет легкое поколачивание по межреберным промежуткам от позвоночника в стороны.

Прием поколачивания не выполняется в области почек.

После поколачивания нужно сделать 4-5 поглаживаний.

Пассивное упражнение для ног «поднимание»

Делается 3-4 раза по 5-10 секунд.

Исходное положение: ребёнок лежит на животе.

Одной рукой массажист захватывает ноги ребёнка в области голеностопных суставов и слегка приподнимает их над столом, при этом другой рукой фиксирует поясницу ребёнка.

Активно-пассивное упражнение «вставание на ноги»

Дозировка 1-2 раза.

Исходное положение: ребёнок лежит на животе, рук согнуты в локтевых суставах, прижаты к туловищу. Массажист держит ребёнка за локти.

Поднимая плечи и туловище ребёнка, массажист помогает ребёнку встать на колени, а затем приподняться на ноги.

Активно-пассивное упражнение для ног «переступание»

Делается 6-8 шагов.

Исходное положение: ребёнок стоит лицом к массажисту, который поддерживает его под мышки.

Ребёнок, чувствуя опору, начинает переступать ногами.

Начиная с пяти месяцев упражнение можно выполнять при поддержке за кисти рук, дозировка 3-4 шага.

neonatus.info

Массаж ребёнку самостоятельно в домашних условиях, какие техники и

Плохая экология, малоподвижный образ жизни мамы при беременности влияют на иммунную систему ребенка.

Безусловно, удобнее пичкать малыша таблетками при первом же заболевании, а можно научиться основам массажа ребенку и укреплять детский организм уже с рождения.

Делаем массаж ребёнку: зачем?

Существует 2 вида массажа детям – укрепляющий и лечебный.

При таких заболеваниях, как паховая или пупочная грыжа, рахит, дисплазия или кривошея, вывих бедра, лечение лучше доверить специалистам.

Укрепить организм здоровому ребенку может помочь любой из родителей, чаще всего это мама.

При регулярном проведении интенсивного воздействия происходит прилив крови к массажируемой области, за счет этого улучшается работа не только кровообращения, пищеварения, но и всей сердечно – сосудистой системы.

Органы дыхания получают приток крови и кислорода, легкие и бронхи укрепляются, и ребенок становится более стойким к простудным заболеваниям.

Регулярный массаж ребенку, зарядка и закаливание – залог крепкого иммунитета.

Механические воздействия на ручки, ножки способствуют развитию двигательной системы ребенка, помогают ему раньше перевернуться на спинку, начать ползать и встать на ножки.

При различных заболеваниях умело сделанный массаж ребенку поможет обойтись минимальным количеством лекарств, будет способствовать более быстрому выздоровлению.

Как делать массаж ребёнку: подготовка и проведение

– Для проведения массажа ребенку в домашних условиях требуется удобная ровная поверхность, это может быть обыкновенный стол для пеленания, детское масло и теплые родительские руки.

– Массаж малышу можно делать только тогда, когда у ребенка нет температуры.

– Во время проведения всех манипуляций с ребенком нужно постоянно говорить, рассказывать ему, что вы собираетесь с ним делать. Очень хорошо, если малыш примет массаж за игру. Позитивный настрой – половина успеха.

– Основными приемами массажа ребенку будут:

•    поглаживание;

•    нежное растирание;

•    мягкое разминание;

•    легкая вибрация.

До трехмесячного возраста малыша запрещено касаться зоны родничка. Массаж не делается в паховой и подмышечной области, в местах сгиба рук и ног.

Как делать массаж ребенку: от рождения до года

При рождении у многих грудничков наблюдается гипертонус. Поэтому целью массажа ребенку в грудничковом периоде является расслабление, оздоровление и закаливание.

1,5 – 3 месяца

В этом возрасте основным приемами массажа будет поглаживание и растирание. Весь комплекс не должен занимать более 8 – 10 минут.

Кладем малыша на спинку, нежно поглаживаем по животику, ласкового с ним разговариваем.

– Расслабляющий массаж начинаем с ручек. Вначале нежно гладим, а затем легко растираем каждый пальчик, затем раскрытую ладошку, большим и указательным пальцем. Движения при этом могут быть прямыми, круговыми или зигзагообразными.

– Далее обхватываем ручку ребенка своей ладонью, делаем 4 – 5 поглаживаний снизу вверх, от кисти к плечам вначале одной ручки, затем другой.

 – По такой же схеме делаем массаж ножек и переворачиваем малыша на животик.

– Массаж спинки делаем поглаживанием, начиная с ягодиц и заканчивая плечами. Движения должны быть мягкими, уверенными. Растираем спину от позвоночника к бокам, прорабатываем лопаточки и постепенно мягко «съезжаем» вниз. Этот прием выполняем 2 – 3 раза.

– Снова помогаем ребенку перевернуться на спинку и гладим животик круговыми движениями вокруг пупка, обязательно по часовой стрелке, от центра к периферии и так 2 – 3 раза.

– После глажения переходим к рефлекторному ползанию. Просто сгибаем ножки и имитируем ползание 3 – 4 раза каждой ножкой.

– Возвращаемся к стопам малыша. Разминая маленькую ножку, мы автоматически действуем на рефлекторные точки, связанные со всем организмом. Если в какой – то момент ребенок занервничает или начнет плакать, значит, ему больно. Боль может свидетельствовать о заболевании в соответствующем этой точке органе.

Поделим условно стопу малыша на 4 поперечные, равные части и пронумеруем:

•    Пальчики, от мизинчика до большого, будут под номером 1. Эта зона отвечает за носик и горло.

•    Область под большим пальцем будет №2, при надавливании на нее можно воздействовать на голову и зубы.

•    Нижний участок №6 связан с тазовой частью тела малыша.

•    Над ним область №5, через которую можно определить состояние в нижней части животика, то есть в кишечнике.  

•    За желудок и верхнюю часть живота отвечает место №4, в середине которого, при переходе в следующую, самую верхнюю зону на стопе, находится маленький, очень важный участок №3, отвечающий за солнечное плетение.

Активные точки

По окончании всех приемов погладьте ребенка.  

 3 - 5 месяцев  

В этом периоде ребенок осознанно реагирует на голос, пытается переворачиваться, хватается за протянутые пальцы и пытается сесть. Главное внимание при массаже детям в этом возрасте уделяем укреплению мышц ручек и ножек, а также не забываем о спине, животике и грудной клетке. Весь массаж может занимать 10 – 12 минут.

– Проработку пальчиков и рук по всей длине делаем глажением, легким растиранием 4 – 5 раз.

– При массаже ножек начинаем с поглаживания, затем нежное растирание, разминание всей поверхности ножек снизу вверх.

– Помогаем ребенку перевернуться на животик, при этом каждое движение комментируем, играя с малышом.

– На спинке выполняем полный комплекс приемов, вибрацию делаем пальчиковым «душем», имитируя легкие капельки дождя. Все движения выполняем снизу вверх, от позвоночника к бокам.

– Снова помогаем ребенку перевернуться на спинку, и делаем поглаживание животика по часовой стрелке.

– Поглаживаем грудную клетку, легко растираем и нежно постукиваем кончиками пальцев.

– Подошвы ножек растираем, разминаем и слегка похлопываем.

В этом возрасте ребенок уже достаточно активный, поэтому в массаж можно включить и пассивные движения.

Массаж животика заканчиваем движением «велосипед», а после проработки грудной клетки можно сделать «обнимашки», взяв ребенка за кисти рук, делаем упражнение по обниманию самого себя.

Помним, при любом недовольстве со стороны малыша, массаж прекращаем.

5 - 6 месяцев

Полугодовалый малыш хорошо реагирует на речь, понимает интонацию голоса, пытается сидеть. Многие из малышей самостоятельно переворачиваются со спинки на живот.

Массаж ребенку вместе с пассивными движениями может длиться до 15 минут.

– Массаж рук начинаем с поглаживания, затем переходим к растиранию как раскрытыми ладонями, так и сложенными в кольцо – одна рука обхватывает ручку изнутри, другая – снаружи. Нежно прорабатываем мышцы рук, включая щипцеобразное разминание, когда большим и указательным пальцем захватываем ручку и проводим снизу вверх.

– При работе с ножками применяем все приемы по 2 – 3 раза.

– Помогаем ребенку перевернуться на живот, и делаем массаж спинки поглаживанием и растираем, включаем разминание и вибрацию.  

 – Снова возвращаем малыша в положение на спине, делаем массаж живота, поглаживаем, грудную клетку прорабатываем поглаживание, растиранием, разминанием и вибрацию пальцевым «душем», увеличивая количество каждого приема до 3 – 4 раз.

Заключительный этап массажа

Вибрация способствует улучшению кровообращения в легких, что увеличивает сопротивляемость простудным заболеваниям.

В пассивные движения добавляем «бокс» и стимулирование поднимания, держа малыша за ручки.

6 - 12 месяцев

Во втором полугодии массаж ребенку чередуется с гимнастикой. Многие детки уже пытаются не только сидеть, стоять, но и ходить. Все действия сопровождаем словесным пояснением своих действий и счетом. Длительность массажа и зарядки увеличивается до 20 минут.

– Массаж рук можно делать в положении как лежа, так и сидя. После проработанных приемов делаем сгибание и разгибание ручек 3 – 4 раза.

– Кладем ребенка на спинку, делаем «велосипед» и помогаем малышу перевернуться на живот.

– Спинку прорабатываем всеми приемами, вибрацию можем разнообразить легким похлопыванием.

– Поднимаем малыша на ножки, держим их и помогаем ребенку нагнуться вперед и назад 2 – 3 раз.

– Укладываем ребенка на спинку и делаем массаж живота, после чего помогаем малышу поднять ножки, вначале одну, потом вторую, обе ноги вместе, и заканчиваем «велосипедом».

– Работаем с грудной клеткой, поглаживаем, растираем круговыми движениями и разминаем щипцеобразно, заканчиваем вибрацией от центра к подмышкам.

Важно помнить, что при массаже грудной клетки не затрагивается область грудных желез, вибрацию запрещено делать в районе сердца.

– Завершить оздоровительную процедуру можно приседанием с поддержкой за руки.

Массаж ребенку в любом возрасте принесет пользу при его регулярном выполнении. Рекомендуется делать процедуры через день, 10 – 12 раз, повторить курс можно через 3 месяца.

Ослабленным деткам массаж назначают через 2 дня, уменьшив количество повторов приемов наполовину.

Как делается массаж ребёнку при пневмонии и бронхите

Параллельно с медикаментозным лечением, назначенным врачом, массаж при воспалении легких и бронхов станет катализатором выздоровления. Важно знать, что при высокой температуре массаж проводить запрещено.

Механическое воздействие на область бронхов и легких помогает разрежению и отхождению мокроты, снижению интенсивности кашля.

Не пугайтесь, если во время массажа или сразу после него ребенок начнет сильнее кашлять, это нормально, значит, слизь начала интенсивно отходить.

Массаж ребенку при воспалении органов дыхания заключается в проработке грудного отдела как сзади, так и спереди, однако, делать его можно деткам старше 6 месяцев.

Деткам до 12 месяцев делаем только поглаживание и растирание, до одного года включаем разминание и легкое похлопывание.

Старшим детям выполняем все виды приемов массажа, снизу вверх, от позвоночника к подмышкам, разгоняя лимфу от центра к периферии:

•    поглаживание делаем раскрытой ладонью, прямыми, круговыми движениями, 5 – 6 раз;

•    растирание будет более интенсивным четырьмя пальцами или тыльной стороной ладони;

•    разминание делаем надавливающими круговыми движениями указательного и среднего пальца обеих рук, или всеми четырьмя пальцами с упором на большой;

•    интенсивность вибрации зависит от возраста, малышам достаточно сделать пальчиковый «душ», старшим деткам можно уже и легко похлопать и даже поколотить спинку, не затрагивая области сердца.

Массаж ребенку при пневмонии и бронхите длится 13 – 20 минут, желательно делать через день, курс – 12 процедур.

Баночный массаж делаем дома

Применение силиконовой массажной баночки доставит удовольствие ребенку и усилит процесс разминания. Банка действует, как присоска, стимулирующая приток крови.

Этот массаж доступен каждому начинающему массажисту. Намажьте спинку ребенка согревающим маслом, чтобы баночка лучше скользила, сожмите ее края и прижмите к телу, отпустите края. За счет вакуумного эффекта кожа втянется в середину баночки. Теперь спокойно водите баночкой по спинке ребенка снизу вверх, рисуя восьмерки или ветви ели. Вначале проработайте одну сторону, потом другую. Можно использование двух баночек, при помощи которых вся спинка разогревается одновременно с обеих сторон.

Каждый родитель может помочь ребенку стать крепче, развиваться быстрее, уверенней, чувствовать себя защищенным, а значит, быть эмоционально здоровым.

Делайте массаж ребенку и наслаждайтесь общением с ним!

zhenskoe-mnenie.ru


Смотрите также