В полтора года ребенок уже довольно взрослый и многое умеет. Он может строить простые предложения, хорошо ходить, бегать и нуждается в хорошо организованном досуге. Малыши быстро растут и постоянно развиваются, совершенствуют свои навыки и овладевают новыми. Поэтому родителям обязательно нужно знать, чем занять ребенка в 1,5 года и правильно ли для своего возраста он развивается.
В полтора года ребенок переходит на новую стадию развития, с этого периода он подвергает анализу практически всю информацию, полученную из окружающего мира, а также, на ее основании, учится делать первые выводы.
Чаще всего родители, в первую очередь, обращают внимание на развитие ребенка в физическом плане, не уделяя внимания психологическим и эмоциональным аспектам, которые в данном возрасте имеют гораздо большее значение. Какими навыками и умениями должен обладать ребенок к возрасту полутора лет интересуются все добросовестные родители.
Педиатры утверждают, что каких-либо четко установленных норм развития в год и шесть месяцев назвать невозможно, так как это происходит по прошествии годовалого возраста у каждого ребенка в индивидуальном порядке. Однако стоит отметить, что проявление определенных навыков у разных детей может колебаться в пределах нескольких месяцев. Данный факт, установленный специалистами, считается вполне нормальным.
В 18 месяцев малыш уже уверенно стоит на ногах и активно передвигается по дому, поднимается и спускается по лестнице, пытается залезть на диван и проверить все полки, может приседать, поворачиваться, наклоняться.
Маленький человечек с интересом наблюдает, как падают предметы, и конечно же не прочь бросить их самостоятельно. К полутора годам ребенок еще сохраняет некоторую неуклюжесть, часто падает, теряя равновесие.
Ребенка в таком возрасте опасно оставлять одного, так как он может залезть на высокий шкаф, подоконник, стащить скатерть со стола с опасными предметами, открыть горячую духовку, оторвать шнур от бытовой техники и т.п.
Достигая полуторагодовалого возраста, ребенок может уже держать ложку в руке, пить из кружки, откусывать небольшие куски пищи. Некоторые дети начинают осваивать горшок, активно интересоваться этим предметом.
Многие родители замечают, что в полуторагодовалом возрасте ребенка интересуют названия различных предметов и действий, он пытается вступить с взрослыми в диалог, изучая для этого основные понятия и слова.
Дети, достигшие полутора лет, должны знать примерно 10-30 слов, при этом предпринимая попытки выстроить простые предложения из двух-трех слов. Ребенок способен в год и шесть месяцев отвечать на несложные вопросы родителей, указывая на картинки или предметы.
Порой некоторые молодые родители совершенно теряются, когда нужно чем-то занять кроху и не знают, как заниматься с детьми, которые достигли возраста год и шесть месяцев. Между тем, занятия с детьми имеют огромное значение.
Если до года, как было упомянуто выше, стоит развивать ребенка в физическом плане, то в полтора года необходимо родителям включить в свой арсенал разнообразные интересные и познавательные игры для других целей: развития логики, творчества, мышления, речевого аппарата.
Данный период очень важен для жизни ребенка. В полтора года дети становятся очень любопытными, стараются познать этот мир. От того, насколько правильно будет организован досуг маленького человечка, зависит не только его веселое времяпровождение, но и успеваемость в школе в будущем.
В том, чтобы найти интересную и занимательную игру для ребенка такого возраста, нет ничего сложного. Большинство забав мамы и бабушки знают и помнят еще из своего детства, и повторяют их интуитивно. Но очень часто родителей посещает вопрос, чем же занять своих полуторагодовалых малышей?
В первую очередь, по советам специалистов, родители детей в возрасте полтора года должны сконцентрировать свое внимание и внимание ребенка на развивающих играх. Не стоит забывать про то, что ребенка необходимо заинтересовать ими, чтобы ему не было скучно. Игра, на данном этапе развития малыша – наилучший способ обучения и передачи информации.
Играя с крохой, нужно стараться привлекать и удерживать его внимание, если малыш утомился, не следует настаивать на продолжении занятий. Хорошо, если игры будут сменяться друг другом, это позволит ребенку не только научиться переключаться внимание, но и будет способствовать развитию логики, памяти и мышления наиболее эффективно.
Ниже приведено несколько групп развивающих занятий для детей 1,5 лет, которые можно использовать для игр с ребенком.
Играя с малышом дома, необходимо уделять большое внимание его развитию. Представляет группы развлечений, которые способствуют развитию логики, моторики, мышления внимания малыша.
Полтора года – это возраст, когда дети уже могут справиться с заданиями, связанными с логикой и мышлением.Игра для развития логики №1 «Поиск нужного цвета»
Игра потребует чистую бумагу и карандаши или краски.От мамы нужны будут три простые картинки разных цветов. По просьбе мамы ребенок должен найти определенный цвет. Если у него сразу не получится выполнить задание – не беда. Пробуйте развивать ассоциативное мышление крохи. Например, показывая фигуру зеленого цвета, проговаривайте, что это «зеленый цвет – цвет травки», «желтый цвет – цвет солнышка», «синий цвет – цвет неба» и т.д.
Игра для развития логики №2 «Какие предметы опасны для воздушного шарика?»
Для игры потребуется альбом для рисования и фломастеры.Маме необходимо нарисовать воздушный шарик и совершенно разные колющиеся предметы: кактус, иглу, ножницы, ножик, ежика. Кроме всего перечисленного, нужно нарисовать посторонние предметы, не имеющие никакого отношения к воздушному шарику. Затем спросить у ребенка: «Чего боится воздушный шарик?». Правильно будет, если, показывая на какой-то предмет, мама будет объяснять малышу в доступной для него форме, почему именно он опасен для шарика.
Игра для развития логики №3 «Что лишнее?»
Как и в предыдущих играх потребуется альбом и карандаши.Маме необходимо будет нарисовать четыре предмета, которые легко объединить по смыслу, и один лишний предмет, который будет предложено найти малышу. Здесь тоже исключая лишний предмет, необходимо рассказывать малышу в доступной для него форме, почему убирается именно этот предмет, а не другой.
Игры можно придумывать самостоятельно, используя Интернет ресурсы, опят старшего поколения и прочее.
Ребенку в 1,5 года необходимо развивать мелкую моторику рук, ведь это благотворно сказывается на развитии речевого аппарата крохи. Для этого родителям необходимо занять его рисованием и лепкой. Полтора года – это возраст, прекрасно подходящий для художественного творчества. Для этого потребуются специальные пальчиковые краски. Взрослый в данном деле не должен перетягивать на себя всю инициативу и приниматься сам за дело.
Необходимо дать ребенку самостоятельно изучить свойства красок, дать возможность крохе смешивать различные цвета и воплощать все задуманное на бумаге. В данном случае родители должны грамотно организовать рабочее место для художественных воплощений своего ребенка.
Для развития сенсорной моторики будет полезным прощупывание различных материалов: шерсть, бархат, клеенка.
Поможет согласовать движения и координацию игра в пазлы. Для игры подойдут мягкие крупные пазлы, состоящие из трех-четырех частей с крупным и ярким изображением. Для начала необходимо самостоятельно показать, как собирается пазл, а затем предложить ребенку самому соединить части в картинку. Также при помощи пазлов, можно учить ребенка счету до трех-четырех. Этого достаточно для ребенка возрастом в 1,5 года.
Обучать математике детей необходимо с первого года жизни. Для изучения цифр используют различные методики, одна из них основана на чтении детских книжек с использованием цифр.
Знакомить детей с цифрами можно и на кухне, вкладывая кашу на тарелке в виде цифры. Можно предложить юному математику совместно посчитать количество ягодок в его тарелке. Если у ребенка хорошо развита зрительная память, скоро он запомнит цифры.
Не отлучаться от изучения счета можно и гуляя на улице, для этого нужно считать, сколько пробежало собачек, кошек, показать ребенку всех детей на песочной площадке и предложить всех их пересчитать.
Не нужно упускать возможность поучить счету ребенка во время лепки или рисования.
Существует большое количество обучающих счету игр. Ведь в игровой форме изучать математику гораздо веселее и интереснее.
Математическая игра №1 «Букет»
Детям при помощи данной игры будет не сложно обучаться счету. Необходимо заранее заготовить карточки с цифрами, цветы и вазу. Родителям необходимо сопоставить изображение цифры на карточке с количеством цветов, поставленным в вазу. Показывая карточку с цифрой ребенку, вслух вместе считайте цветы в вазе. Вазу с цветами можно заменить, например, миской с яблоками.
Математическая игра №2 «Определить число зверушек»
Нужно заготовить картинки с изображением животных. Ребенку сначала следует показывать по 2 карточки и вслух считать нарисованных зверушек, затем количество карточек следует увеличивать. После этого можно заготовить карточки, где нарисовано различное число животных и просить ребенка показать картинку с тем числом зверей, которое просит мама.
Зависит развитие речи ребенка в полтора года, прежде всего, от практики. Немаловажное значение играет и количество прорезавшихся зубов у малыша. Для того, чтобы ребенок успешно развивал речевой аппарат, ему необходимы новые впечатления. Поэтому родителям следует запастись терпением и постоянно комментировать и разъяснять чаду все, что его окружает.
Развивать ребенка необходимо всегда, совмещая при этом какие-либо необходимые действия и игровые занятия. К таким занятиям можно отнести купание в ванной.
В воде можно позволить поиграть малышу с резиновыми игрушками. Можно из пены нарисовать на стене картину. Будет для малыша полезна демонстрация того, какие предметы тонут в воде, а какие держатся, попытаться объяснить маленькому человечку, почему так происходит.
Подобное общение хорошо тренирует память ребенка, расширяет словарный запас, развивает речь. Возможно малыш начнет фантазировать, строить различные ситуации с игрушками, пытаться мыслить логически. Необыкновенное удовольствие в ванной доставит пускание мыльных пузырей.
Данные водные процедуры в описанном виде благотворно повлияют на дальнейшее развитие ребенка, помогут в дальнейшей жизни и пригодятся в детском саду.
Помогут сделать незабываемым купание различные специальные игрушки для купания: водные пистолеты, корабли, мельницы, воронки. Также есть специальные игрушки буквы и цифры, которые имеют свойство прилипать к влажной поверхности ванны, они пригодятся в изучении и запоминании ребенком букв и цифр.
Такие ванные процедуры, с необыкновенными играми и новыми открытиями очень понравятся как ребенку, так и взрослому.
Все выше перечисленные игры осуществляются дома, а на улице полезна будет игра в песочнице. По рекомендациям психологов, сами полезными играми для активных малышей являются игры с песком и водой. Данные занятия прекрасно повлияют на усидчивость и помогут успокоиться.
В теплое время года, если позволяют условия во дворе, можно занять ребенка переливанием воды из одной емкости в другую.
Совместные и раздельные занятия ребенка в 1,5 года необходимо чередовать. Нужно дать ребенку немного поскучать, дать самостоятельно придумать себе игру. Ни в коем случае нельзя малышу все время преподносить готовые игры, ведь это способно затормозить развитие ребенка и притупить его познавательную активность.
На улице также можно заниматься с ребенком развитием речи, учиться считать (цветы на клумбе, листики на ветке, камешки и прочее). Ну и конечно же кататься на качелях, развивая вестибулярный аппарат крохи.
Развивать ребенка необходимо всегда, совмещая при этом какие-либо необходимые действия и игровые занятия.
От того, сколько внимания вы готовы уделить своему крохе зависит не только его психо-физическое развитие, но и эмоциональное состояние, умение общаться со сверстниками и взрослыми, развивается усидчивость, логику, мышление, и, конечно, благотворно скажется на его дальнейшей учебе.
childage.ru
Чем занять ребенка в год? Многие мамочки задают себе такой вопрос! И я не исключение. После года активности у ребенка становится больше, а усидчивости еще недостаточно.
Ребенок быстро увлекается игрой и так же быстро она ему надоедает. Приходится постоянно придумывать для него занятия, иначе кроха будет слоняться по дому или шкодить.
Конечно, ребенок должен уметь занимать себя сам. Поэтому, если малыш играет самостоятельно, не вмешивайтесь и не отвлекайте его. Занят – и хорошо! Когда детки сами придумывают себе игры – в них развивается творческая жилка.
А если ребенок не хочет играть сам? Чем же его занять?!
Давайте рассмотрим 2 варианта: игры малыша с родителями и самостоятельная деятельность ребенка (когда маме нужно высвободить немного времени для себя и занять малыша). Вот несколько игр для ребенка после года.
1. Ролевые игры
В этом возрасте ролевые игры сводятся к действиям, которые мы ежедневно делаем с ребенком. Для ролевых игр подойдут куклы, мягкие игрушки, игрушечные звери, куклы- перчатки.
Попробуйте покормить куклу, приготовить ей обед, одеть ее, посадить на горшок, покатать на машине или на коляске, погулять с ней, попрыгать.
Анютка (1.2 г.) очень любит кормить куклу настоящей ложкой, убаюкивать ее, пытается одеть ей свои носки, шапки, делает с ней зарядку (наклоняет, прыгает куклой, делает «бух», усаживает на горшок).
2. Активные игры
Также мы ходим по книгам (я раскладываю их в виде дорожки и иду рядом, придерживая ее за руку.) и делаем вместе зарядку.
Можно налить в тазик воды и дать игрушки. Детки обожают плюхаться в воде. А чтобы малыш не залил соседей тазик с водой можно поставить в надувной бассейн.
3. Кубики
Чтобы игра в кубики была увлекательной – придумывайте новые сюжеты. Мы, например, часто строим дома для разных животных или просто башни, которые весело ломать. А еще из кубиков строим поезд, я научила Анютку толкать его за последний вагон. Получается очень весело!Что же делать если вам нужно высвободить себе немного времени. Чем в это время занять ребенка?
1.У нас самое популярное задание «Принеси лялю» (которая находится в другой комнате).
Можно попросить ребенка принести любую игрушку. И вполне возможно, что в поисках этой игрушки он найдет себе увлечение.
А если нет, то после того, как игрушка найдена, можно дать новое задание. Я даю Анютке ложку и прошу покормить куклу. Можно попросить покатать зверей на грузовике, или починить машину, например.
2. Заведите «чудо-коробочку», в которую сложите разные мелочи. Не держите ее на виду, а давайте ребенку лишь иногда, чтобы занять его. Содержимое коробки периодически можно обновлять.
Вот что у нас внутри: крышки соков и пюре, пробки от пластиковых бутылок и пузырьков, слингобусы, веревочки, разобранная растяжка, крупные колеса от конструктора, маленькие игрушки, упаковки от витамин, резинки для волос. Что еще подскажет ваша фантазия?
3. Дайте малышу пакет с одеждой, из которой он уже вырос. Модницу-Анютку такое богатство увлекает минут на 20-ть. Она примеряет на себя вещички и красуется перед зеркалом.
4. На 5-10 минут можно включить ребенку развивающие презентации. Мы используем их, когда нам нужно подстричь ногти. Включаем и делаем с руками и ногами все что хотим, настолько дочурка увлечена.
5. Приобщайте кроху к домашней работе. Когда я вытираю пыль или мою полы – даю Анютке ее собственную тряпочку, и ребенок занят вместе со мной. Можно попросить кроху отнести на место какую-нибудь вещь или игрушку. Так незаметно вы приучите ребенка к порядку.
6. Если позволяет место, можно выделить на кухне один шкафчик для ребенка, в который положить безопасные вещи: еще не открытые пакеты с крупой или макаронами, венчик, кастрюли, коробки.Пока вы готовите, предложите малышу поиграть с содержимым шкафа. У нас очень популярны игры на кухне.
А еще малыши всегда рады подаркам! Удивите его новой игрушкой или развивающим центром. Кстати, очень удобно делать покупки через Интернет-магазин, в них миллион подарков. Такие покупки отнимут у вас очень мало времени, а ведь время самый ценный ресурс для мамы! Тем более, что выбор игрушек очень огромен и разнообразен. Можно купить даже игрушки, сделанные своими руками.
А какие оригинальные идеи есть у вас, чтобы занять ребенка в 1 год?
www.prostomama.com
Пост-памятка. Оригинал взят тут:
http://www.igraypodrastay.ru/razvivayuschie-zaniatia/1-5-2-goda/42-kak-razvivati-rebenka-1-5-goda.html
Когда занимаешься развитием малыша, часто возникает вопрос – что нужно развивать? Чем бы еще заняться? Во что поиграть с ребенком?
Честно говоря, подобные вопросы периодически возникают и у меня. Чтобы помочь другим мамам, я решила составить примерный список направлений развития ребенка в возрасте от 1,5 до 2 лет.
Итак,
Как развивать ребенка от 1,5 до 2 лет:
Развитие логики.
1. «Собери только» (учиться выбрать из разбросанных предметов только определенные - по заданию мамы. Например – сложи в коробочку только шишки, только красные предметы и т.п.).2. Учиться сортировать предметы (по форме, по размеру, по цвету).3. Собирать простейшие пазлы или картинки разрезанные на части (в полтора года это будут пазлы из двух деталей, более сложные формы средний ребенок обычно учиться складывать самостоятельно после двух лет).4. Собери из частей – игры из мягких конструкторов (ковролин,фетр) или бумажных шаблонов, играя с которыми, ребенок учится складывать простейшие фигурки - домик, грибочек и т.п. из 2-3 деталей (самодельные конструкторы подойдут намного лучше, так как у мамы возникает возможность сделать конструктор, исходя из индивидуальных особенностей ребенка):
5. Игры с рамками-вкладышами и их бумажными аналогами:
6. Ближе к двум годам – собирание пирамидки из кубиков разного размера:
7. Сложи стаканчики, построй башню из стаканчиков:
8. Задание на усложненную классификацию по типу «найди большой желтый кружок», «найди маленький синий квадрат» (такие задания больше подойдут детям ближе к двум годам, при условии, что ребенок уже хорошо различает предметы по форме и цвету и освоил простейшую сортировку) .9. Игры со всевозможными сортерами.
10. Твердый-мягкий.11. Грязный-чистый.12. Спереди-сзади.13. Сухой–мокрый.14. Колючий.15. Гладкий.16. Шершавый.17. Легкий –тяжелый.
9. Мой дом (кухня, ванная, туалет, прихожая, гостиная, спальня, детская, шкафы).10. Город (улицы, дома, дворики, проезжая часть, общественный транспорт, парки).11. Овощи, фрукты.12. Продукты, еда.13. Животные домашние.14. Животные дикие.15. Одежда.16. Мебель.17. Птицы.18. Части тела, части лица.19. Насекомые (муравей пчелка и т.п.).20. Солнышко, тучки, месяц, луна, звезды, дождь, снег, лужи.
10. Аппликация крупой.11. Аппликация на тесте (на тесто выкладываются различные предметы (фасоль, мозайка, желуди и т.п и вдавливаются в тесто - получаются интересные орнаменты).
12. Поделки, сочетающие в себе различные техники (лепка и моделирование, аппликация и лепка и т.п.).
10. Игры с крупной мозайкой (ближе к двум годам, индивидуально).11. Игры с песком – учиться делать куличики, пирожки, насыпать, пересыпать.12. Игры с конструктором типа «Лего» (соединение деталей, разъединение деталей).13. Игры с прищепками.14. Кубики – строить башни, строить домики.15. Учиться открывать-закрывать всевозможные замочки – либо играть с настоящими, либо сделать или купить специальную доску:
16. Учиться складывать матрешки.
17. Играть со стучалками и забивалками:
18. Доставать мелкие предметы ложкой из блюда (сначала столовой ложкой - это легче, потом чайной):
19. Вылавливай мелкие предметы ложкой из воды.20. Переносить округлые предметы в ложке по комнате.21. Переливать воду стаканчиками (идеально – играть в ванной во время купания).23. Переливать воду из детского чайника в чашку.23. Вылавливать шарики в воде маленьким ситечком.24. Взбивать мыльную пену венчиком (в тарелку с водой добавляется пару капель моющего средства).25. Оставлять отпечатки на тесте различными фигурками и формочками.26. Рисовать палочкой на земле или песке на улице.27. Рисовать пальчиком на манке.28. Клеить наклейки.29. Коробочки, баночки с крышечками, мешочки – учиться открывать и закрывать.30.Игра «наклей фигурку на свое место»:
31.Маленькие резиночки – учиться надевать на пальчики, палочку от пирамидки, на небольшие резиновые игрушки:
32.«Копилка» - опускать различные предметы небольшого размера (пуговицы, монетки, фасоль, макароны) в небольшие прорези на коробочках и баночках:
33.Учиться пищать пищащими игрушками.34.Брызгаться брызгалками в ванной.35.Массировать пальчики массажным мячиком (например в сопровождении с потешками).36.Игра с мелкими предметами (если соблюдены правила безопасности) – пуговицами, камушками, бусинами и т.п.
37. Застегивать-расстегивать липучки (на обуви, в специальных игрушках).
10. Лазать: на детской площадке (горки, стеночки и т.п.) и дома: на спорткомплексе, на диван - с дивана, забираться на стул и т.п.
11. Учиться переносить различные предметы на подносе.
12. На улице – побольше ходить (но не заставлять ребенка ходить, если он не хочет). Если ребенок отказывается идти – значит устал или не может! К трем годам малыш окрепнет и сам с удовольствием будет топать на значительные расстояния (проверено миллионами мам трехлетних детей ), если торопить события и «заставлять» ребенка ходить - это может негативно сказаться на развитии суставов и костей.
13. Ходить по наклонным поверхностям - в горку, с горки, по пандусу, по лестнице.
14. Толкать тележку, игрушечную коляску.15. Тянуть за собой предметы на веревочке.16. Играть с мамой в догонялки.17. Игры на фитболе по возрасту.18. Простая зарядка по возрасту, сопровождающаяся потешками.19. Ходьба по массажным коврикам и массирующим поверхностям (камушкам, каштанам, песку, траве и т.п.).20. Учиться водить с мамой хоровод (ближе к 2 годам).21. Висеть на кольцах, перекладинах, ходить на руках.23. Учиться катать машинку через “тоннель”.24. Играть в разные способы ходьбы (как мишка, широко расставив руки и ноги; как зайчик, подпрыгивая; как лошадка, поднимая ноги; как солдат, маршируя).25. Ловить выпущенные мамой мыльные пузыри и лопать их.
(Выполнять, исходя из способностей ребенка, значительную роль играет интерес малыша, если не интересно – ребенок может отказаться выполнять задания).
1. Учиться есть ложкой (у всех индивидуально, упор делаем на слово «учиться» - т.е. важен процесс, а не результат, не нужно форсировать события. Очень хорошо помогает освоить еду с помощью ложки игра «пересыпь крупу ложкой из мисочки в чашечку»).2. Пить из трубочки, из чашки.3. Учиться соблюдать чистоту во время еды («учиться» - концентрироваться на процессе, а не на результате, показывать, что пролитое нужно вытереть, рассыпанное собрать, что лучше не проливать на одежду и т.п. Не ругать за неопрятность, но учить опрятности.) 4. Учиться вытирать со стола.5. Учиться собирать губкой воду и отжимать губку.6. Переносить легкие, но крупногабаритные предметы ("помоги поставить тазик на место").7. Поливать цветы (лучше всего из леечки летом на улице – не страшно облиться и залить все кругом).8. Помогать маме развесить белье (подать одежду, повесить одежду и прикрепить прищепкой).9. Помогать маме готовить кашу – насыпать крупу в кастрюлю, с помощью мамы открывать кран (клапан) и мыть крупу, наливать воду в кашу.10. Снимать шапку, варежки (некоторым по силам снять носки и штаны).11. Помогать маме разбирать сумки после магазина (учить названия продуктов, запоминать места где они лежат, класть их вместе с мамой на место).
Все указанные ниже рекомендации очень индивидуальны, главный критерий обучения социальным навыкам в этом возрасте – большинство действий должны совершаться легко, а если есть затруднения – значит конкретно для вашего малыша еще не пришло время осваивать такие навыки.
www.babyblog.ru