Игрушки в 4 месяца
Четырехмесячному ребенку, который уже умеет брать и удерживать различные по форме и величине небольшие предметы, можно предлагать погремушки с ручками различной формы. С пяти месяцев набор игрушек можно разнообразить: предложите малышу игрушки-пищалки (но не слишком тугие), небольшие кубики и другие игрушки из ткани различной фактуры с погремушкой внутри 2. Большую радость пятимесячному ребенку доставят обычные предметы быта: ложки, кружки из прочной пластмассы, небольшие пластиковые баночки из-под мороженого, йогурта и т.п. (только убедитесь в том, что у них нет острых краев!).
Для малыша, который учится ползать, незаменимы игрушки, меняющие положение в пространстве при легком прикосновении: это могут быть мячи (в том числе музыкальные) 3, шары из дерева и пластмассы (которые иногда делают тоже музыкальными, прозрачными или светящимися) или другие предметы округлой формы, например деревянные пасхальные яйца (которые, как уже писал наш журнал, издавна давали для забавы детям в русских деревнях). Можно положить в кроватку или манеж большой яркий надувной мяч. Толкая его ногами, ребенок будет не только играть, но и развивать координацию движений.
По-прежнему интересны ребенку неваляшки и яркие коврики, которые прикрепляются к кроватке 4. Для занятий с малышом можно использовать яркие жостовские подносы или хохломские блюда (но рассматривать их ребенок должен только под контролем взрослого!).
Большое удовольствие малышу доставят игрушки-вертушки, приходящие в движение от легкого прикосновения руки. Отечественные фабрики игрушек выпускают деревянные мельницы и карусели, сделанные по принципу аналогичных народных игрушек, которые изготавливали еще в 19 веке. В магазинах игрушек вам предложат также импортные вращающиеся погремушки на подставке.
Для четырехмесячного ребенка гирлянды из погремушек прикрепляют уже не над самой грудью, а на расстоянии вытянутой руки, чтобы дотянуться до них можно было, лишь приложив некоторое усилие. Для пятимесячного ребенка, который научился брать лежащие предметы, игрушки лучше не подвешивать, а класть рядом, чтобы стимулировать двигательную активность: ведь для того чтобы взять игрушку, малыш должен будет повернуться со спины на бок или на живот. (Кстати, заметим, что с 5 месяцев специалисты рекомендуют во время бодрствования помещать ребенка не в кроватку, а в манеж, т.к. малышу, который учится ползать, понадобится больше места для игр.) Разложите игрушки в разных местах манежа и периодически меняйте их, чтобы поддерживать познавательную активность малыша. Кстати, по наблюдению педиатров, дети, которые с первого полугодия жизни могут занять себя игрушками, впоследствии не приобретают вредную привычку сосать пальцы.
Развитие речи в 4 месяца
Примерно в 5 месяцев ребенок начинает произносить первые слоги с губными согласными м, б, п. Правда, когда вы впервые услышите из уст пятимесячного малыша долгожданное «мама», то, скорее всего, он произнесет его неосознанно. Все равно продолжайте диалог с ребенком, употребляя слова с губными согласными: мама, папа, баба. Не забывайте время от времени замолкать и «давать слово» малышу. Хорошо стимулируют становление речи короткие стишки, потешки, которые можно напевать или рассказывать просто «к случаю», выполняя ежедневные процедуры, связанные с уходом за ребенком. Тексты самых известных народных песенок и потешек мы приведем ниже. Подготовка к ползанию
В 4-5 месяцев, слыша ваш голос или звучание погремушки, малыш поворачивается на бок, а потом – на живот и пытается отыскать взглядом источник звука. Поощряйте двигательную активность малыша. Для этого продолжайте усложнять игры с погремушкой: погремите ею сбоку от ребенка. Когда он повернется на звук, приблизьте к нему погремушку, а потом вложите ее в руку ребенка.
Чтобы стимулировать первые попытки малыша передвигаться самостоятельно, поставьте впереди примерно на расстоянии метра от лежащего на животе ребенка жостовский поднос или яркое панно, прислонив их к стенке кровати или манежа. После нескольких попыток малыша подползти поближе помогите ему, подставив под его ступню ладонь. Пусть ребенок дотянется до подноса, дотронется до него.
Подготовить малыша к ходьбе поможет «потанцовывание», когда взрослый держит ребенка в вертикальном положении так, чтобы его ступни касались поверхности кровати или манежа (но не ставит его на ножки!). Ребенок при этом двигает ногами, как будто пританцовывая. Потанцовывание доставит ребенку еще большее удовольствие, если вы будете напевать песенку. Например, такую:
Ай, Ванюша, попляши, Больно ножки хороши! Можно и фривольнее: Ай, скок, поскок, Молодой груздок, По водичку пошел, Молодичку нашел, Целовал-миловал, Да к себе прижимал.
Знакомство с окружающим миром
Начиная расширять «кругозор» малыша, родители должны помнить, что до 5,5 месяцев ребенка привлекают лишь те предметы, которые находятся на расстоянии около 90 см. Поэтому вряд ли стоит торопить события и пытаться обратить внимание малыша на пейзаж за окном или птичку, летящую высоко в небе. Но ведь и рядом с нами так много интересного!
Совершите вместе с ребенком «экскурсию» по собственной квартире. Подойдите к висящим на стене фотографиям семьи, рассмотрите их. Сходите на кухню. Назовите малышу предметы, которые он там увидит. Дайте ему потрогать и подержать все, что можно и что не представляет опасности (небьющиеся чашки и миски, деревянную лопаточку, полотенце и т.п.).
Подойдите вместе с ребенком к большому зеркалу. Вы увидите, как малыш улыбнется своему отражению и, возможно, потянется к нему, чтобы познакомиться с ним поближе.
Изучение своего тела в 4 месяца
Самой интересной «игрушкой» для ребенка становится его собственное тело: он может подолгу рассматривать свои руки, некоторые с удовольствием сосут пальцы ног.
Дайте малышу первый «урок анатомии»: наклонитесь к нему, проведите его руками по своему лицу, дайте ему его ощупать. Покажите, где у вас нос, уши, глаза, при этом называя каждую часть лица. Игры с частями тела помогают малышу научиться ориентироваться в пространстве, а также способствуют овладению речью.
Вспомните детские игры и потешки, в которых называются части тела. Рассказывайте или напевайте эти стишки во время гимнастики, одевая ребенка или делая ему массаж. Напомним некоторые из народных игр-потешек для самых маленьких, в которые играли с нами наши мамы и бабушки.
1. (Ритмично перебирая пальцами по спине ребенка): Идет бай по стене, Несет лапти на спине. Дитенкам по избенкам Дарит по лаптенкам.
2. (Показывая на нос ребенка): – Чей нос? – Мокеев. – Куда едешь? – В Киев. – Что продашь? – Рожь. – Что возьмешь? – Грош. – Что купишь? – Блин. – С кем съешь? – Один. (Легонько треплют ребенка по носу) – Не ешь один, не ешь один!
3. (Осторожно раздвинув ножки ребенка и легонько постукивая подошвами друг о друга): Токи-токи-тошки, Кую-кую ножки. Ножки у Антошки Едут по дорожке. Дорога кривая, Ни конца, ни края, Грязь по колено, Лошадь охромела. Топ-топ-топ – приехали.
4. (Поднимая и вытягивая руки лежащего на спине ребенка): Потягунюшки, порастунюшки, (соединяя и распрямляя ноги ребенка) В ножки – ходунюшки, (приближая губы к губам ребенка) В роток – говорок, (легко трепля волосы ребенка) А в головку – разумок.
Отличное средство развития мелкой моторики – так называемые пальчиковые игры. Кто из нас не помнит сороку-ворону, которая варила кашку? Интересно, что, по наблюдениям детских психологов, пальчиковые игры не только облегчают впоследствии обучение письму и рисованию, но и способствуют овладению речью, т.к. при этом происходит индуктивное возбуждение центров речи.
Те варианты игр, которые мы предлагаем, – пока еще только подготовка к настоящим пальчиковым играм, движения которых малыш со временем научится выполнять самостоятельно.
1. Сорока, сорока, кашку варила, На порог поскакивала, гостей посматривала: Не едут ли гости, не везут ли гостинцы? Приехали гости, привезли гостинцы: (загибают пальцы ребенка) Этому – кашки, Этому – бражки, Этому – пивца, А этому – не хватило. Поди к колодцу, Напейся водицы. (дотрагиваются до ладони ребенка) Тут пень, (берут ребенка за кисть руки) Тут колода, (берут ребенка за локоть) Тут мох, (щекочут ребенка под мышкой) Тут водичка.
Поочередно загибая пальцы ребенка, приговаривают: 2. Мальчик-пальчик, где ты был? С этим братцем в лес ходил, С этим братцем щи варил, С этим братцем кашу ел, С этим братцем песни пел. (Кстати, с помощью этой игры можно сделать увлекательным даже такое скучное занятие, как стрижка ногтей.)
Конечно же, предлагаемые нами варианты потешек и сопровождающих их движений не единственные. В том и прелесть народных песенок и игр, что вы можете сочинять и импровизировать сколько угодно – лишь бы игра оставляла удовольствие вам и вашему малышу. Может быть, вы знаете другие игры для самых маленьких или не всем известные «вариации на тему» «Сороки-вороны» или «Мальчика-пальчика»? Пришлите их нам. Самые интересные игры и потешки будут опубликованы в журнале «9 МЕСЯЦЕВ» (разумеется, с указанием фамилий тех читателей, которые их прислали).
Автор: Марина Володина, педагог
www.baby.ru
Забавы и игры с 4-месячными детьми"Схвати и тряси". Предложите малышу для этой игры погремушку, 4-дюймовые (10 см) кольца, тряпичных кукол, небольшие свернутые салфетки. Он с удовольствием трясет их, зажав в руке.
«Постучи». Можно использовать подходящую игрушку, чтобы она послужила «барабаном». Малыш радостно будет бить по ней кулачком или стараться схватить ее.
Игрушки, которые можно пинать. Мячи, воздушные шары на короткой веревочке, погремушки, пищащие игрушки можно привязать к лодыжке малыша, чтобы он попинал их. Такие игры, конечно же, должны проходить под вашим наблюдением.
Забавы для пальцев. Когда вы рядом, позвольте малышу поиграть с не- большим мотком пряжи, чтобы поработали его пальцы; лучше использовать разные виды пряжи. Намотайте нетуго кусочки пряжи длиной около 6 дюймов на пальцы малыша, чтобы помочь ему осознать, что он может шевелить каждым из них в отдельности. Позже к кусочкам пряжи можно привязать легкие картонные фигурки.
БУДЬТЕ ОСТОРОЖНЫ: Никогда не оставляйте малыша без присмотра с кусочками веревочек, пряжи иди воздушными шарами. Длина веревочек не должна превышать 8 дюймов (12 см). Сделайте безопасный «клубочек», связав по центру с дюжину 6-дюймовых веревочек.
Новая поза. Посадите малыша вплотную к спинке дивана. В таком положении он может провести 5-10 минут, оглядываясь вокруг и наслаждаясь новой позой и новой точкой обзора.
Игры с мячом. Положите малыша на большой пляжный мяч и медленно перекатывайте его. Это поможет развить у ребенка чувство равновесия. Прятки. Это старая, но любимая игра. Поочередно прячьте свое лицо от малыша и вновь открывайте, приговаривая: «Где же мама? Вот она я!»
«Тяни-таскай». Возьмите палочку (наподобие клюшки) и держите ее перед грудью ребенка. Схватившись за нее и сжав поплотнее кулачок, он начнет подтягиваться.
Малыш и зеркало. Малыши обожают разглядывать свое отражение в зеркале и смотреть, как кто-то там шевелится. При этом они могут сидеть перед зеркалом или быть на руках у вас, когда вы подходите к зеркалу.
«Идет коза рогатая». Ребенок будет весело заливаться смехом всякий раз, когда вы немножко повозитесь с ним, потормошите, слегка пощекочете. Такие игры доставят много радости и вам.
Движения четвертого месяцаПеревороты. Время, когда ваш малыш начнет переворачиваться с живота на спину и наоборот, в большой мере зависит от его темперамента, а не от того, насколько развиты его двигательные навыки. Очень активные малыши, которые обожают прогибаться, изображая нечто наподобие мостика, начнут переворачиваться очень скоро. Лежа на животе, они могут, раскачивая головой из стороны в сторону, неожиданно даже для самих себя перевернуться на спину. «Мечтатели» предпочитают лежать и разглядывать окружающее. Они реже перекатываются с бока на бок и поэтому маловероятно, что начнут переворачиваться раньше, чем в 6 месяцев. Большинство детей в 4-месячном возрасте переворачиваются с живота на бок и с бока на бок. Обычно они сначала осваивают переворот с живота на спину и лишь потом – со спины на живот.
Три наиболее излюбленных положения 4-месячного младенца
Голова и грудь приподняты. Несите фотоаппарат! Вот она – классическая поза 4-месячного малыша: головка приподнята на 90°, верхняя часть туловища опирается на локотки, грудь оторвана от поверхности, а глазки смотрят туда-сюда в поисках обожаемых фотографов.
Сидит с опорой. Посадите малыша на пол, и он моментально обопрется руками, чтобы не упасть вперед на нос или не завалиться на бок. Будьте рядом, чтобы успеть подхватить его. В 4-месячном возрасте мускулы нижней части туловища ребенка еще недостаточно развиты, чтобы удерживать его в прямом сидячем положении. Если вы хотите проверить, насколько у вашего малыша развито чувство равновесия, усадите его, придерживая за бедра, и на секундочку отпустите. В тот же момент ребенок может выбросить вперед ручку для поддержки, поскольку он начинает заваливаться на бок. Такая реакция показывает, что у малыша развивается чувство равновесия.
Первые попытки встать. Попробуйте поставить малыша. К 4 месяцам он уже может в течение нескольких секунд выдерживать нагрузку собственного тела, но потом все-таки падает. Продолжайте поддерживать его в том же положении, и через некоторое время он, отдохнув, вновь обопрется на ножки и постоит. Обратите внимание на его лицо, светящееся восторгом от нового навыка – он научился стоять. При этом он еще может и ручками размахивать, давая выход своей бурной радости. (Если ребенок рано начнет вставать, у него вовсе не искривятся ноги – все это «бабушкины сказки».) Ведь стоит он всего несколько секунд.
Вот если он постоянно будет лежать, скрючившись, как когда-то в материнском чреве, это действительно может привести к искривлению ног.
Первые предзнаменования прорезывающихся зубов
Хотя его первые зубки начнут появляться через несколько месяцев, ваш малыш уже чувствует, как они пробиваются. Вот некоторые наиболее явные признаки того, что ребенок испытывает в связи с этим некоторый дискомфорт.
Начинает выделяться в большом количестве слюна. Это сопровождается появлением розовых, выступающих над окружающей поверхностью язвочек и сыпи вокруг губ и на подбородке (слюнная сыпь). Помимо этого, как правило, наблюдаются жидкий стул и подобная сыпь вокруг анального отверстия. В течение нескольких последующих месяцев будут постоянно возникать проблемы, связанные с избыточным выделением слюны. Малыш может массировать свои десны с помощью языка и сосать собственные пальцы и кулачок – любимые предметы, используемые и для почесывания десен при прорезывающихся зубах.
Он может жевать ваш сосок или скользить по поверхности вашей груди и соска деснами, чтобы помассировать их.
Теперь действительно начинается кое-что интересное. Двигательные и речевые навыки, основы общения, которые начали формироваться в предыдущие 3 месяца, теперь, можно сказать, расцветают пышным цветом, этот период жизни ребенка мы называем этапом взаимодействия.
«Мой малыш не делает этого!»
Насмотревшись графиков развития, вы можете посетовать: «Мой малыш еще не делает этого!» Не беспокойтесь. Практически все дети проходят в развитии те основные вехи, о которых мы здесь рассказываем, но не всегда «вовремя». Прогресс от месяца к месяцу гораздо важнее, чем соответствие временному графику. Получайте удовольствие от последовательности развития и не обращайте особого внимания на то, на каком месяце должно, как вы читали, появляться что-то новое у вашего малыша.
Основной навык – бинокулярное зрение
Вы уже научились внимательно наблюдать за развитием ребенка и замечаете, что каждая следующая ступень сопровождается появлением того или иного навыка, который впоследствии разрастается в целый набор умений и возможностей.
Основным таким навыком 4-го месяца жизни является бинокулярное зрение (двумя глазами). С этого времени вашему малышу обеспечена большая глубина восприятия. А это не что иное, как способность точно определять расстояние до предмета, на который смотришь. Вспомните, как вел себя малыш месяц назад. Теперь он не промахнется, задумав схватить игрушку, потому что в состоянии сфокусировать на ней взгляд. С развитием бинокулярного зрения у ребенка улучшается способность следить за чем-нибудь глазами. Понаблюдайте, как он фиксирует взгляд на движущемся предмете или качающейся из стороны в сторону игрушке. К тому же, теперь он поворачивается на все 180°, и, когда наблюдает за движущимся объектом, его голова и глаза двигаются синхронно. Смотреть и разглядывать. Разглядывать – это больше, чем просто видеть. Этот процесс предполагает не только некоторую осмысленность, но и умение поворачивать глаза и голову так, чтобы не упустить из виду интересующий вас предмет. Чтобы определить, насколько малыш продвинулся в освоении этого навыка, попробуйте совместную игру в разглядывание. Когда ребенок будет в состоянии сосредоточенного спокойствия, установите с ним фиксированный визуальный контакт. Затем медленно отклоните голову и посмотрите, как он повернет свою головку вслед за вашей. Разверните его от себя на 180°-он начнет поворачивать голову, чтобы по-прежнему видеть ваше лицо. Это и есть разглядывание – удивительная способность зрения, позволяющая ребенку изучать интересующие его предметы окружающего мира.
Из дневника Марты: «Одна из наиболее примечательных черт развития на- шего малыша на 4-м месяце жизни это то, что он начал находить меня глазами. Я читаю в его взгляде выражение благодарности, при этом его глаза становятся такими ласковыми и обожающими. Он поворачивает свое личико ко мне и, кажется, совершенно ясно понимает, что я и есть источник заботы о нем и его благополучии. Он постоянно жаждет моего присутствия и всецело наслаждается, когда мы вместе. Это подлинно любовные отношения во всей своей полноте. Я узнаю любовь в его глазах – это еще одно эмоциональное состояние, которое он теперь может выражать».
Любимые цвета. Хотя белый и черный цвета по-прежнему остаются пока любимыми, малыш начинает проявлять интерес и к другим. Дети предпочитают естественные цвета – такие, например, как красная и желтая окраска цветов, но еще не в состоянии воспринимать пастельные тона. Поощряйте интерес к цвету у вашего малыша, используйте сочетание контрастных полосок яркого и темного цвета – например, кричаще-красных и ярко-желтых.
Из дневника Марты: «Когда я читаю книжку старшим детям, Мэтью проявляет большой интерес к картинкам на белых и желтых страницах с большими, отчетливо напечатанными буквами. Он долго изучает эти буквы и издает при этом воркующие звуки. Это очень похоже на то, что он читает по-настоящему».
Дотянуться и осторожно прикоснуться
Развитие бинокулярного зрения – прелюдия к важнейшему навыку – направленному зрительному досяганию, означающему, что глаза как бы направляют движение рук, захватывающих желаемый предмет точно и аккуратно. Посмотрите, как глаза ребенка следят за его же руками, тянущимися к игрушке. Кажется, что глаза и руки договорились между собой: «Давайте вместе достигнем нашей цели».
Любимая игрушка. На этой стадии развития малыш с большим интересом играет своими руками. Теперь, поскольку глаза ребенка обладают достаточной глубиной видения, он может постоянно играть с этой любимой и всегда находящейся при нем игрушкой. Сосание пальцев или кулачка – любимейшее его времяпрепровождение. Такое занятие помогает унять зуд в деснах, который появляется, когда режутся молочные зубы.
Из дневника Марты: «Любимая игрушка Мэтью – красное резиновое кольцо диаметром около 3-4 дюймов. Мы наблюдаем за многочисленными манипуляциями, которые он проделывает с этой простой недорогой игрушкой. Он может схватить кольцо и поднести поближе, чтобы удобнее было его рассматривать; хватается за него другой ручонкой и пытается растянуть; зажимает кольцо в одной руке и дотягивается до него другой; перекладывает из руки в руку и, наконец, начинает жевать его так усердно, будто это и было конечной целью всех предыдущих манипуляций. Кажется, он очень доволен тем, что ему удается проделать с этой игрушкой».
«Загребущие» ручонки. Большинство детей в этом возрасте еще не умеют аккуратно брать предметы одной рукой. Поднесите интересную игрушку к малышу, чтобы он мог до нее дотянуться. Вместо того чтобы взять игрушку одной рукой точно и аккуратно, малыш попытается схватить ее сразу двумя, как бы загребая к себе. Он может промахнуться, и тогда его «загребущие» ручонки встретятся, вместе продолжив движение ко рту. Если отодвинуть игрушку в тот момент, когда малыш тянется за ней, скорее всего, он отвернется, потому что вы нарушили правила игры. Исправьте положение и предложите игрушку еще раз. Дело в том, что в этом возрасте дети еще не в состоянии корректировать свои действия, если объект движется, поэтому они и не могут точно схватить такую игрушку.
БУДЬТЕ ОСТОРОЖНЫ: Когда у 3-4-месячного малыша развивается стремление доставать и схватывать все, до чего он сможет дотянуться, держите его подальше от предметов, которые могут причинить ему вред. Например, от кастрюль с горячим содержимым, от острых и хрупких предметов. Никогда не держите стакан с горячим чаем, если у вас на руках малыш. Вы уверены, что будете осторожны, но у детей невероятно быстрая реакция.
как растянуться на веревочкуwww.babyblog.ru
Вашему малышу исполнилось четыре месяца. В некотором роде этот возраст можно считать переходным: примерно в это время организм ребенка приспосабливается к новому для него вертикальному положению. Малыш делает первые попытки подползти к интересующему его предмету. И уже не за горами то время, когда мир вашего сына или дочки перестанет ограничиваться кроваткой или манежем. Как подготовить малыша к предстоящим переменам?
Игрушки в 4 месяца
Четырехмесячному ребенку, который уже умеет брать и удерживать различные по форме и величине небольшие предметы, можно предлагать погремушки с ручками различной формы. С пяти месяцев набор игрушек можно разнообразить: предложите малышу игрушки-пищалки (но не слишком тугие), небольшие кубики и другие игрушки из ткани различной фактуры с погремушкой внутри 2. Большую радость пятимесячному ребенку доставят обычные предметы быта: ложки, кружки из прочной пластмассы, небольшие пластиковые баночки из-под мороженого, йогурта и т.п. (только убедитесь в том, что у них нет острых краев!).
Для малыша, который учится ползать, незаменимы игрушки, меняющие положение в пространстве при легком прикосновении: это могут быть мячи (в том числе музыкальные) 3, шары из дерева и пластмассы (которые иногда делают тоже музыкальными, прозрачными или светящимися) или другие предметы округлой формы, например деревянные пасхальные яйца (которые, как уже писал наш журнал, издавна давали для забавы детям в русских деревнях). Можно положить в кроватку или манеж большой яркий надувной мяч. Толкая его ногами, ребенок будет не только играть, но и развивать координацию движений.
По-прежнему интересны ребенку неваляшки и яркие коврики, которые прикрепляются к кроватке 4. Для занятий с малышом можно использовать яркие жостовские подносы или хохломские блюда (но рассматривать их ребенок должен только под контролем взрослого!).
Большое удовольствие малышу доставят игрушки-вертушки, приходящие в движение от легкого прикосновения руки. Отечественные фабрики игрушек выпускают деревянные мельницы и карусели, сделанные по принципу аналогичных народных игрушек, которые изготавливали еще в 19 веке. В магазинах игрушек вам предложат также импортные вращающиеся погремушки на подставке.
Для четырехмесячного ребенка гирлянды из погремушек прикрепляют уже не над самой грудью, а на расстоянии вытянутой руки, чтобы дотянуться до них можно было, лишь приложив некоторое усилие. Для пятимесячного ребенка, который научился брать лежащие предметы, игрушки лучше не подвешивать, а класть рядом, чтобы стимулировать двигательную активность: ведь для того чтобы взять игрушку, малыш должен будет повернуться со спины на бок или на живот. (Кстати, заметим, что с 5 месяцев специалисты рекомендуют во время бодрствования помещать ребенка не в кроватку, а в манеж, т.к. малышу, который учится ползать, понадобится больше места для игр.) Разложите игрушки в разных местах манежа и периодически меняйте их, чтобы поддерживать познавательную активность малыша. Кстати, по наблюдению педиатров, дети, которые с первого полугодия жизни могут занять себя игрушками, впоследствии не приобретают вредную привычку сосать пальцы.
Развитие речи в 4 месяца
Примерно в 5 месяцев ребенок начинает произносить первые слоги с губными согласными м, б, п. Правда, когда вы впервые услышите из уст пятимесячного малыша долгожданное «мама», то, скорее всего, он произнесет его неосознанно. Все равно продолжайте диалог с ребенком, употребляя слова с губными согласными: мама, папа, баба. Не забывайте время от времени замолкать и «давать слово» малышу. Хорошо стимулируют становление речи короткие стишки, потешки, которые можно напевать или рассказывать просто «к случаю», выполняя ежедневные процедуры, связанные с уходом за ребенком. Тексты самых известных народных песенок и потешек мы приведем ниже.Подготовка к ползанию
В 4-5 месяцев, слыша ваш голос или звучание погремушки, малыш поворачивается на бок, а потом – на живот и пытается отыскать взглядом источник звука. Поощряйте двигательную активность малыша. Для этого продолжайте усложнять игры с погремушкой: погремите ею сбоку от ребенка. Когда он повернется на звук, приблизьте к нему погремушку, а потом вложите ее в руку ребенка.
Чтобы стимулировать первые попытки малыша передвигаться самостоятельно, поставьте впереди примерно на расстоянии метра от лежащего на животе ребенка жостовский поднос или яркое панно, прислонив их к стенке кровати или манежа. После нескольких попыток малыша подползти поближе помогите ему, подставив под его ступню ладонь. Пусть ребенок дотянется до подноса, дотронется до него.
Подготовить малыша к ходьбе поможет «потанцовывание», когда взрослый держит ребенка в вертикальном положении так, чтобы его ступни касались поверхности кровати или манежа (но не ставит его на ножки!). Ребенок при этом двигает ногами, как будто пританцовывая. Потанцовывание доставит ребенку еще большее удовольствие, если вы будете напевать песенку. Например, такую:
Ай, Ванюша, попляши,Больно ножки хороши!Можно и фривольнее:Ай, скок, поскок,Молодой груздок,По водичку пошел,Молодичку нашел,Целовал-миловал,Да к себе прижимал.
Знакомство с окружающим миром
Начиная расширять «кругозор» малыша, родители должны помнить, что до 5,5 месяцев ребенка привлекают лишь те предметы, которые находятся на расстоянии около 90 см. Поэтому вряд ли стоит торопить события и пытаться обратить внимание малыша на пейзаж за окном или птичку, летящую высоко в небе. Но ведь и рядом с нами так много интересного!
Совершите вместе с ребенком «экскурсию» по собственной квартире. Подойдите к висящим на стене фотографиям семьи, рассмотрите их. Сходите на кухню. Назовите малышу предметы, которые он там увидит. Дайте ему потрогать и подержать все, что можно и что не представляет опасности (небьющиеся чашки и миски, деревянную лопаточку, полотенце и т.п.).
Подойдите вместе с ребенком к большому зеркалу. Вы увидите, как малыш улыбнется своему отражению и, возможно, потянется к нему, чтобы познакомиться с ним поближе.
Изучение своего тела в 4 месяца
Самой интересной «игрушкой» для ребенка становится его собственное тело: он может подолгу рассматривать свои руки, некоторые с удовольствием сосут пальцы ног.
Дайте малышу первый «урок анатомии»: наклонитесь к нему, проведите его руками по своему лицу, дайте ему его ощупать. Покажите, где у вас нос, уши, глаза, при этом называя каждую часть лица. Игры с частями тела помогают малышу научиться ориентироваться в пространстве, а также способствуют овладению речью.
Вспомните детские игры и потешки, в которых называются части тела. Рассказывайте или напевайте эти стишки во время гимнастики, одевая ребенка или делая ему массаж. Напомним некоторые из народных игр-потешек для самых маленьких, в которые играли с нами наши мамы и бабушки.
1. (Ритмично перебирая пальцами по спине ребенка):Идет бай по стене,Несет лапти на спине.Дитенкам по избенкамДарит по лаптенкам.
2. (Показывая на нос ребенка):– Чей нос?– Мокеев.– Куда едешь?– В Киев.– Что продашь?– Рожь.– Что возьмешь?– Грош.– Что купишь?– Блин.– С кем съешь?– Один.(Легонько треплют ребенка по носу)– Не ешь один, не ешь один!
3. (Осторожно раздвинув ножки ребенка и легонько постукивая подошвами друг о друга):Токи-токи-тошки,Кую-кую ножки.Ножки у АнтошкиЕдут по дорожке.Дорога кривая,Ни конца, ни края,Грязь по колено,Лошадь охромела.Топ-топ-топ – приехали.
4. (Поднимая и вытягивая руки лежащего на спине ребенка):Потягунюшки, порастунюшки,(соединяя и распрямляя ноги ребенка)В ножки – ходунюшки,(приближая губы к губам ребенка)В роток – говорок,(легко трепля волосы ребенка)А в головку – разумок.
Отличное средство развития мелкой моторики – так называемые пальчиковые игры. Кто из нас не помнит сороку-ворону, которая варила кашку? Интересно, что, по наблюдениям детских психологов, пальчиковые игры не только облегчают впоследствии обучение письму и рисованию, но и способствуют овладению речью, т.к. при этом происходит индуктивное возбуждение центров речи.
Те варианты игр, которые мы предлагаем, – пока еще только подготовка к настоящим пальчиковым играм, движения которых малыш со временем научится выполнять самостоятельно.
1. Сорока, сорока, кашку варила,На порог поскакивала, гостей посматривала:Не едут ли гости, не везут ли гостинцы?Приехали гости, привезли гостинцы:(загибают пальцы ребенка)Этому – кашки,Этому – бражки,Этому – пивца,А этому – не хватило.Поди к колодцу,Напейся водицы.(дотрагиваются до ладони ребенка)Тут пень,(берут ребенка за кисть руки)Тут колода,(берут ребенка за локоть)Тут мох,(щекочут ребенка под мышкой)Тут водичка.
Поочередно загибая пальцы ребенка, приговаривают:2. Мальчик-пальчик, где ты был?С этим братцем в лес ходил,С этим братцем щи варил,С этим братцем кашу ел,С этим братцем песни пел.(Кстати, с помощью этой игры можно сделать увлекательным даже такое скучное занятие, как стрижка ногтей.)
Конечно же, предлагаемые нами варианты потешек и сопровождающих их движений не единственные. В том и прелесть народных песенок и игр, что вы можете сочинять и импровизировать сколько угодно – лишь бы игра оставляла удовольствие вам и вашему малышу. Может быть, вы знаете другие игры для самых маленьких или не всем известные «вариации на тему» «Сороки-вороны» или «Мальчика-пальчика»? Пришлите их нам. Самые интересные игры и потешки будут опубликованы в журнале «9 МЕСЯЦЕВ» (разумеется, с указанием фамилий тех читателей, которые их прислали).
Автор: Марина Володина, педагог
olymp.com.ru
Надуть шарики разных цветов и размеров, привязать на яркую ленточку и подвесить над кроваткой ребенка. Это упражнение поможет развить координацию, мышцы ног и рук. А так же зрительное восприятие цветов и форм. Нас это просто очень веселит и радует.
Зеркало
Дети очень любят смотреть на себя в зеркало, а все бабушкины сказки про то что нельзя смотреть ребенку в зеркало я считаю ерунда. Мы возле зеркала улыбаемся, гулим, а значит развиваем речь и эмоции. Поднести ребенка к зеркалу, поочередно спрашивая где ручка, где ножка, показывая малышу его ножки и ручки.
Веселые краски, рисуем пальчиковыми красками.
Такая игра очень развивает зрительное восприятие ребенка, восприятия цвета и форм. Малыш внимательно наблюдает как смешиваются краски. Сначала рисуйте на белом листе бумаги сами, проводя и размазывая краской по бумаге. Не ждите что ребенок сразу заинтересуется рисованием, но пройдет пару уроков и рисование красками будет вызывать восторг и бурю эмоций. Чаще меняйте лист, что бы малыш понимал, что это его ручки оставляют забавные кляксы.
Краски не обязательно покупать их легко можно изготовить самим и хранить в холодильнике. Стакан муки, ложка растительного масла, немного воды, ст.ложка соли. Все перемешиваем в блэндаре, разливаем по баночкам из под гуаши и добавляем пищевые красители (например из пасхального набора)
Вот такие яркие краски получились у нас.
А вот и мой художник
Тачка
В 4 месяца малышу уже не интересно просто лежать, начинается освоение окружающего пространство все более активно, а для этого необходимо передвигаться. Быстро передвигаться мы пока не умеем но очень хочется. Это упражнение помогает малышу быстрее освоить ползанье, да и вообще немного развеселит его. На ковер положить яркую игрушку перед ребенком вне досягаемости. В захват вилочка взять ножки ребенка одной рукой, другой придерживать под животик. Поднять так чтобы, малыш опирался на вытянутые ручки. Как только ребенок заинтересуется игрушкой он непременно захочет добраться до нее, вы поддерживаете малыша, а в это время он перебирает ручками приближаясь к предмету. Упражнение хорошо укрепляет мышцы спины.
Фитбол
Это наше любимое занятие. Помогает снять напряжение в мышцах, улучшает работу всех мышц. Сначала положите ляльку животом на мяч покачивая в разные стороны. Перед мячом можно разложить игрушки, когда будете опускать малыша вниз головой он будет тянутся ручками к игрушкам, позже сможет сам захватывать их. Затем переходите к покачиванию на спине.
Учим перекладывать предмет из рук в руки
В одну руку даем погремушку, берем другую ручку и подносим к погремушке малыш схватит игрушку и другой рукой. Первую руку убираем от погремухи при этом целуем ручку.
Пианинка
Очень хорошо развивает пальчики ребенка и помогает раскрывать кулачки. Даже не обязательно что бы был звук, чаще всего я выключаю. Нам и без звука очень нравится нажимать на клавиши.
Мочим ножки
Сейчас в жаркую погоду самое то. Постелите на пол клеенку, наберите в тазик воды. Положите в воду различные резиновые игрушки для купания (у нас маленькие уточки), опускайте малыша ножками в воду, он будет внимательно разглядывать за движениями игрушек и плескаться ножками. Развивает мышцы ног и зрительное восприятие.
Самолетик
Поднять ребенка у себя над головой и поболтать в разные стороны, малыш начнет выпрямлять спинку и весело улыбаться вам. Укрепляет все мышцы
Развиваем речь
Поем песенки, точнее поем слоги ма-ма, ба-ба, па-па под мелодию детских песен. Например в лесу родилась елочка, гуси, Антошка и т.п. Моя бурно реагирует на такие песни, причем когда поешь просто словами реакция не та.
Это самые любимые наши игры, поделитесь чем вы занимаете 4-х месячных малышей.
www.baby.ru
В 4 месяца ребёнок продолжает активно расти и развиваться. Его уже не мучают колики, работа пищеварительной системы стабилизируется. Время сна уменьшается, а периоды бодрствования увеличиваются.
Дневной сон малыша 3-х разовый, примерно по 2 – 2,5 часа, ночной 9-10 часов. Суточная потребность сна 4-х месячного малыша составляет 15 – 17 часов и зависит от физиологического и психоэмоционального состояния ребёнка, от темперамента с которым он родится.
Если Ваш ребёнок легковозбудимый, то он чаще всего просыпается раньше времени, громко и безутешно плачет и требует кормления. Покормите его, сократив немного часы между кормлениями, иначе, наплакавшись, малыш устанет и не сможет насытится, тем самым выбьется из режима окончательно.
Такие дети бурно проявляют и радость, и печаль, нетерпеливы, подвижны, активны. Именно сейчас мама поймет, когда новорожденный впервые начинает улыбаться.
Спокойные детки частенько просыпают часы кормления, хотя по всем признакам голодны. Лучше всего его нежно разбудить, либо приложить сонного к груди, если находится на грудном вскармливании, в процессе еды он окончательно проснётся.
Если произошёл сбой в режиме, следует задуматься, что послужило причиной этому.
Может вы мало гуляли на свежем воздухе, или ребёнок переутомился, или ему нездоровиться. Следует устранить причину и вернуться к привычному распорядку дня.
С 4-х месяцев, когда ребёнок начинает осознанно реагировать на действия и окружающую обстановку, начинаем прививать хорошую привычку по уходу за собой, формируем культурно-гигиенические навыки.
Многие привычки приобретаются в раннем детстве и нередко остаются «на память» на всю жизнь. «Посеешь привычку – пожнёшь характер» Время процедур красоты лучше выбирать в утренние часы во время бодрствования.
Отрывок из повести «Маленький принц» Антуана де Сент-Экзюпери — Маленький принц: «Есть такое твердое правило… Встал поутру, умылся, привел себя в порядок — и сразу приведи в порядок свою планету».
Хорошее правило о необходимости чистоты, порядка и гармоничных отношений с окружающим миром.
Сопровождение процедур потешками, присказками сделают процедуру более занимательной и запоминающейся для ребёнка. Умывание с присказкой:
Глазки помыли, Носик помыли, Ротик помыли И теперь мы чистые Зайчики пушистые.
Водичка, водичка, Умой моё личико, Чтоб глазки блестели, Чтоб щёчки краснели, Чтоб смеялся роток, Чтоб кусался зубок.
Для домашней парикмахерской необходимы детские расчески и щёточки с мягкой щетинкой. Даже если на голове ничего ещё не наросло, причесывая малыша, мы прививаем необходимый навык ухода за собой.Причесываем малыша, а потом для наглядности себя. Можно дать в руки ребёнку расческу. Чтобы он расчесал вас, а потом причешите папу или куклу.
Присказки сделают процедуру более привлекательной:
Петушок-петушок,Расчеши мне гребешок.Ну, пожалуйста, прошу,Я кудряшки расчешу.
Расти, коса, до пояса,Не вырони ни волоса.Расти, косонька, до пят —Все волосоньки в ряд.Расти, коса, не путайся —Маму, дочка, слушайся.
С каждым днём растёт физическая активность малыша. Благодаря окрепшему опорно-двигательному аппарату и дальнейшему развитию мелкой моторики пальчиков, ребёнок легко захватывает и удерживает игрушки. Продолжаем заниматься физкультурой, делаем массаж.В 4 месяца ребёнок начинает переворачиваться со спины на животик, поэтому следим, чтобы он не упал, кладем его подальше от края дивана, кровати, не оставляем без присмотра ни на секунду на пеленальном столике.
Пытается сесть, помогаем ему присаживаться, осторожно тянем за ручки.
Не форсируем события, не усаживаем его надолго, позвоночник недостаточно окреп и статичное сидение не развивает мышечный корсет ребёнка, гораздо правильнее будет научить ребёнка ползать.
Лёжа на животике поощряем малыша яркими игрушками к движению, пытаясь дотянуться до предмета, малыш двигается всем телом, напрягая мышцы и тем самым готовясь к процессу ползания. Сначала пусть научится ползать, а сядет он сам к 7-ми месяцам, когда костно-мышечный корсет окрепнет окончательно.
Учтите, в этом возрасте ребёнок не может видеть удалённые предметы, поэтому нет смысла показывать пейзаж за окном. Предел видимости в радиусе одного метра.
6:00 | подъём, утренний туалет, кормление |
8:00 – 10:00 | Сон |
10:00 – 12:00 | кормление, бодрствование |
12:00 – 14:00 | сон, желательно на свежем воздухе |
14:00 – 16:00 | кормление, бодрствование |
16:00 – 18:00 | сон |
18:00 – 21:00 | кормление, бодрствование, вечернее купание |
21:00 – 6:00 | Ночной сон, 1 ночное кормление |
moeditya.com
Забавы и игры с 4-месячными детьми"Схвати и тряси". Предложите малышу для этой игры погремушку, 4-дюймовые (10 см) кольца, тряпичных кукол, небольшие свернутые салфетки. Он с удовольствием трясет их, зажав в руке.
«Постучи».Можно использовать подходящую игрушку, чтобы она послужила «барабаном». Малыш радостно будет бить по ней кулачком или стараться схватить ее.
Игрушки, которые можно пинать.Мячи, воздушные шары на короткой веревочке, погремушки, пищащие игрушки можно привязать к лодыжке малыша, чтобы он попинал их. Такие игры, конечно же, должны проходить под вашим наблюдением.
Забавы для пальцев.Когда вы рядом, позвольте малышу поиграть с не- большим мотком пряжи, чтобы поработали его пальцы; лучше использовать разные виды пряжи. Намотайте нетуго кусочки пряжи длиной около 6 дюймов на пальцы малыша, чтобы помочь ему осознать, что он может шевелить каждым из них в отдельности. Позже к кусочкам пряжи можно привязать легкие картонные фигурки.
БУДЬТЕ ОСТОРОЖНЫ:Никогда не оставляйте малыша без присмотра с кусочками веревочек, пряжи иди воздушными шарами. Длина веревочек не должна превышать 8 дюймов (12 см). Сделайте безопасный «клубочек», связав по центру с дюжину 6-дюймовых веревочек.
Новая поза.Посадите малыша вплотную к спинке дивана. В таком положении он может провести 5-10 минут, оглядываясь вокруг и наслаждаясь новой позой и новой точкой обзора.
Игры с мячом. Положите малыша на большой пляжный мяч и медленно перекатывайте его. Это поможет развить у ребенка чувство равновесия.Прятки. Это старая, но любимая игра. Поочередно прячьте свое лицо от малыша и вновь открывайте, приговаривая: «Где же мама? Вот она я!»
«Тяни-таскай».Возьмите палочку (наподобие клюшки) и держите ее перед грудью ребенка. Схватившись за нее и сжав поплотнее кулачок, он начнет подтягиваться.
Малыш и зеркало.Малыши обожают разглядывать свое отражение в зеркале и смотреть, как кто-то там шевелится. При этом они могут сидеть перед зеркалом или быть на руках у вас, когда вы подходите к зеркалу.
«Идет коза рогатая».Ребенок будет весело заливаться смехом всякий раз, когда вы немножко повозитесь с ним, потормошите, слегка пощекочете. Такие игры доставят много радости и вам.
Движения четвертого месяцаПеревороты.Время, когда ваш малыш начнет переворачиваться с живота на спину и наоборот, в большой мере зависит от его темперамента, а не от того, насколько развиты его двигательные навыки. Очень активные малыши, которые обожают прогибаться, изображая нечто наподобие мостика, начнут переворачиваться очень скоро. Лежа на животе, они могут, раскачивая головой из стороны в сторону, неожиданно даже для самих себя перевернуться на спину. «Мечтатели» предпочитают лежать и разглядывать окружающее. Они реже перекатываются с бока на бок и поэтому маловероятно, что начнут переворачиваться раньше, чем в 6 месяцев. Большинство детей в 4-месячном возрасте переворачиваются с живота на бок и с бока на бок. Обычно они сначала осваивают переворот с живота на спину и лишь потом – со спины на живот.
Три наиболее излюбленных положения 4-месячного младенца
Голова и грудь приподняты. Несите фотоаппарат! Вот она – классическая поза 4-месячного малыша: головка приподнята на 90°, верхняя часть туловища опирается на локотки, грудь оторвана от поверхности, а глазки смотрят туда-сюда в поисках обожаемых фотографов.
Сидит с опорой.Посадите малыша на пол, и он моментально обопрется руками, чтобы не упасть вперед на нос или не завалиться на бок. Будьте рядом, чтобы успеть подхватить его. В 4-месячном возрасте мускулы нижней части туловища ребенка еще недостаточно развиты, чтобы удерживать его в прямом сидячем положении. Если вы хотите проверить, насколько у вашего малыша развито чувство равновесия, усадите его, придерживая за бедра, и на секундочку отпустите. В тот же момент ребенок может выбросить вперед ручку для поддержки, поскольку он начинает заваливаться на бок. Такая реакция показывает, что у малыша развивается чувство равновесия.
Первые попытки встать.Попробуйте поставить малыша. К 4 месяцам он уже может в течение нескольких секунд выдерживать нагрузку собственного тела, но потом все-таки падает. Продолжайте поддерживать его в том же положении, и через некоторое время он, отдохнув, вновь обопрется на ножки и постоит. Обратите внимание на его лицо, светящееся восторгом от нового навыка – он научился стоять. При этом он еще может и ручками размахивать, давая выход своей бурной радости. (Если ребенок рано начнет вставать, у него вовсе не искривятся ноги – все это «бабушкины сказки».) Ведь стоит он всего несколько секунд.
Вот если он постоянно будет лежать, скрючившись, как когда-то в материнском чреве, это действительно может привести к искривлению ног.
Первые предзнаменования прорезывающихся зубов
Хотя его первые зубки начнут появляться через несколько месяцев, ваш малыш уже чувствует, как они пробиваются. Вот некоторые наиболее явные признаки того, что ребенок испытывает в связи с этим некоторый дискомфорт.
Начинает выделяться в большом количестве слюна. Это сопровождается появлением розовых, выступающих над окружающей поверхностью язвочек и сыпи вокруг губ и на подбородке (слюнная сыпь). Помимо этого, как правило, наблюдаются жидкий стул и подобная сыпь вокруг анального отверстия. В течение нескольких последующих месяцев будут постоянно возникать проблемы, связанные с избыточным выделением слюны.Малыш может массировать свои десны с помощью языка и сосать собственные пальцы и кулачок – любимые предметы, используемые и для почесывания десен при прорезывающихся зубах.
Он может жевать ваш сосок или скользить по поверхности вашей груди и соска деснами, чтобы помассировать их.
Теперь действительно начинается кое-что интересное. Двигательные и речевые навыки, основы общения, которые начали формироваться в предыдущие 3 месяца, теперь, можно сказать, расцветают пышным цветом, этот период жизни ребенка мы называем этапом взаимодействия.
«Мой малыш не делает этого!»
Насмотревшись графиков развития, вы можете посетовать: «Мой малыш еще не делает этого!» Не беспокойтесь. Практически все дети проходят в развитии те основные вехи, о которых мы здесь рассказываем, но не всегда «вовремя». Прогресс от месяца к месяцу гораздо важнее, чем соответствие временному графику. Получайте удовольствие от последовательности развития и не обращайте особого внимания на то, на каком месяце должно, как вы читали, появляться что-то новое у вашего малыша.
Основной навык – бинокулярное зрение
Вы уже научились внимательно наблюдать за развитием ребенка и замечаете, что каждая следующая ступень сопровождается появлением того или иного навыка, который впоследствии разрастается в целый набор умений и возможностей.
Основным таким навыком 4-го месяца жизни является бинокулярное зрение (двумя глазами). С этого времени вашему малышу обеспечена большая глубина восприятия. А это не что иное, как способность точно определять расстояние до предмета, на который смотришь. Вспомните, как вел себя малыш месяц назад. Теперь он не промахнется, задумав схватить игрушку, потому что в состоянии сфокусировать на ней взгляд.С развитием бинокулярного зрения у ребенка улучшается способность следить за чем-нибудь глазами. Понаблюдайте, как он фиксирует взгляд на движущемся предмете или качающейся из стороны в сторону игрушке. К тому же, теперь он поворачивается на все 180°, и, когда наблюдает за движущимся объектом, его голова и глаза двигаются синхронно. Смотреть и разглядывать. Разглядывать – это больше, чем просто видеть. Этот процесс предполагает не только некоторую осмысленность, но и умение поворачивать глаза и голову так, чтобы не упустить из виду интересующий вас предмет. Чтобы определить, насколько малыш продвинулся в освоении этого навыка, попробуйте совместную игру в разглядывание. Когда ребенок будет в состоянии сосредоточенного спокойствия, установите с ним фиксированный визуальный контакт. Затем медленно отклоните голову и посмотрите, как он повернет свою головку вслед за вашей. Разверните его от себя на 180°-он начнет поворачивать голову, чтобы по-прежнему видеть ваше лицо. Это и есть разглядывание – удивительная способность зрения, позволяющая ребенку изучать интересующие его предметы окружающего мира.
Из дневника Марты: «Одна из наиболее примечательных черт развития на- шего малыша на 4-м месяце жизни это то, что он начал находить меня глазами. Я читаю в его взгляде выражение благодарности, при этом его глаза становятся такими ласковыми и обожающими. Он поворачивает свое личико ко мне и, кажется, совершенно ясно понимает, что я и есть источник заботы о нем и его благополучии. Он постоянно жаждет моего присутствия и всецело наслаждается, когда мы вместе. Это подлинно любовные отношения во всей своей полноте. Я узнаю любовь в его глазах – это еще одно эмоциональное состояние, которое он теперь может выражать».
Любимые цвета.Хотя белый и черный цвета по-прежнему остаются пока любимыми, малыш начинает проявлять интерес и к другим. Дети предпочитают естественные цвета – такие, например, как красная и желтая окраска цветов, но еще не в состоянии воспринимать пастельные тона. Поощряйте интерес к цвету у вашего малыша, используйте сочетание контрастных полосок яркого и темного цвета – например, кричаще-красных и ярко-желтых.
Из дневника Марты: «Когда я читаю книжку старшим детям, Мэтью проявляет большой интерес к картинкам на белых и желтых страницах с большими, отчетливо напечатанными буквами. Он долго изучает эти буквы и издает при этом воркующие звуки. Это очень похоже на то, что он читает по-настоящему».
Дотянуться и осторожно прикоснуться
Развитие бинокулярного зрения – прелюдия к важнейшему навыку – направленному зрительному досяганию, означающему, что глаза как бы направляют движение рук, захватывающих желаемый предмет точно и аккуратно. Посмотрите, как глаза ребенка следят за его же руками, тянущимися к игрушке. Кажется, что глаза и руки договорились между собой: «Давайте вместе достигнем нашей цели».
Любимая игрушка.На этой стадии развития малыш с большим интересом играет своими руками. Теперь, поскольку глаза ребенка обладают достаточной глубиной видения, он может постоянно играть с этой любимой и всегда находящейся при нем игрушкой. Сосание пальцев или кулачка – любимейшее его времяпрепровождение. Такое занятие помогает унять зуд в деснах, который появляется, когда режутся молочные зубы.
Из дневника Марты: «Любимая игрушка Мэтью – красное резиновое кольцо диаметром около 3-4 дюймов. Мы наблюдаем за многочисленными манипуляциями, которые он проделывает с этой простой недорогой игрушкой. Он может схватить кольцо и поднести поближе, чтобы удобнее было его рассматривать; хватается за него другой ручонкой и пытается растянуть; зажимает кольцо в одной руке и дотягивается до него другой; перекладывает из руки в руку и, наконец, начинает жевать его так усердно, будто это и было конечной целью всех предыдущих манипуляций. Кажется, он очень доволен тем, что ему удается проделать с этой игрушкой».
«Загребущие» ручонки.Большинство детей в этом возрасте еще не умеют аккуратно брать предметы одной рукой. Поднесите интересную игрушку к малышу, чтобы он мог до нее дотянуться. Вместо того чтобы взять игрушку одной рукой точно и аккуратно, малыш попытается схватить ее сразу двумя, как бы загребая к себе. Он может промахнуться, и тогда его «загребущие» ручонки встретятся, вместе продолжив движение ко рту. Если отодвинуть игрушку в тот момент, когда малыш тянется за ней, скорее всего, он отвернется, потому что вы нарушили правила игры. Исправьте положение и предложите игрушку еще раз. Дело в том, что в этом возрасте дети еще не в состоянии корректировать свои действия, если объект движется, поэтому они и не могут точно схватить такую игрушку.
БУДЬТЕ ОСТОРОЖНЫ: Когда у 3-4-месячного малыша развивается стремление доставать и схватывать все, до чего он сможет дотянуться, держите его подальше от предметов, которые могут причинить ему вред. Например, от кастрюль с горячим содержимым, от острых и хрупких предметов. Никогда не держите стакан с горячим чаем, если у вас на руках малыш. Вы уверены, что будете осторожны, но у детей невероятно быстрая реакция.
www.baby.ru