Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
комбинированного вида города Тюмени

Родительское собрание "Если ребенок может и не хочет учиться". Ребенок не хочет учиться 8 класс


Ребенок не хочет учиться – 8 уважительных причин и действия родителей

Ваш ребенок уже школьник? Хорошо, если ему повезло с учителем, и учеба не вызывает проблем. Но что делать, если ребенок идет в школу без всякого энтузиазма, а выполнение домашних заданий становится испытанием для всей семьи? Сегодня разбираемся, что делать, если ребенок не хочет учиться.

Клиповое мышление

У современных детей все чаще отмечают нежелание учиться уже в дошкольном возрасте. Основной причиной этого явления психологи называют развитие современных технологий, вернее, неправильное приобщение к ним. Современные гаджеты, которыми многие родители заменяют живое общение с ребенком, снижают потребность в новых знаниях уже в детсадовском возрасте.

У дошколят исчезает их всегдашняя любознательность, нет потребности узнавать что-то новое, изучать, прикладывать усилия. Игрушки, мультики, забавные фрагменты из Интернета забирают все их время и внимание. Зависимость от гаджетов уже стала серьезной проблемой.

Появилось понятие «клипового мышления» – фрагментарного, отрывочного. Большой объем информации, легкость ее получения приводят к тому, что дети воспринимают ее поверхностно, разрознено, без осмысления и запоминания. Именно на этот тип настроены социальные сети, современные сериалы, СМИ.

Что делать?

Начать с себя. Маме, часами «залипающей» в соцсетях, некогда заниматься с ребенком. Играйте с малышом в развивающие игры, учите читать и считать, читайте ему сказки – да просто разговаривайте, пробуждая в нем интерес к новым знаниям! Не нужно полностью лишать гаджетов, это нереально, но введите разумные ограничения.

Первоклассник и его проблемы

Ребенок стал первоклассником! Он с радостью собирал рюкзак, гордо сам нес его в школу, старательно готовил уроки – и вдруг… Ребенок не хочет учиться читать, считать, писать и вообще ходить в эту вашу школу!

Спокойствие, только спокойствие! Сначала выясните причину. У младших школьников обычно си

its-kids.ru

Сын не хочет учиться - Вопрос психологу

Здравствуйте. Моему сыну скоро уже 18 лет. Проблема у нас одна, но длящаяся годами - сын не хочет учиться. Ненавидит учёбу. Его история в кратце с 1 по 3 класс учился в гимназии, без троек, но и без рвения. Учительница постоянно жаловалась на недостаточную мотивацию, равнодушие к результату, но мальчик он был умный, схватывал легко и оценки были в норме. Потом поменяли школу из-за переезда (тем более в гимназии настаивали перейти в "обычную" школу). В школе по месту жит-ва отучился 1 год и там проблемы только усугубились. Начал пропускать уроки, появились тройки в четверти. Решили перевести его в более благополучный лицей. Там он проучился с 5 по 8 класс и каждый год был всё хуже и хуже :-(. Несмотря на то что был очень хороший контакт с классным руководителем (просто дружба - ходил в гости к ней, помогал). Но интерес к учёбе падал, результаты тоже. В лицее постоянно пугали исключением, давили "у нас троечников нет!", мы с мужем каждую неделю ходили в школу поговорить с учителями, с классной, то вызывали к завучу. Договаривались на счёт доп. зантий, пересдач и пр. С 7 класса прогулы вошли в норму. В 8 классе классная ушла в декрет, пришла другая - советской закалки дама, с ежовыми руковицами. Он вообще перестал ходить практически (нам конечно врал что ходит, писал дома "классные работы", т.к. я проверяла тетради каждый день), классная звонила и жаловалась, дома скандалы стали постоянным явлением. Домашние задания я проверяла каждый день вплоть до 9 класса, но это не играло роли. Не задали, была контрольная, подговаривал друзей чтобы врали по телефону что не задано и т.д. В общем хитрости не занимать. Занималась с ним дома , всё разберём, а на контрольной - 2. Уходил с контрольных, не сдавал тетради.. ПочемУ? Не мог объяснить. "Я ненавижу школу, ненавижу её запах!" - вот его объяснения. Причём в классе всегда отношения были хорошие. Друзья всегда были и есть. Это и учителя отмечали - общительный, умный мальчик, вне учёбы интересно поговорить (он нравится учителям, если не смотреть на оценки), но почему-то абсолютно равнодушен к учёбе! Он даже не помнит по каким предметам выходит 2 за четверть.. Что получил на контрольной - ему ВСЁ РАВНО. Игнорирует доп. занятия для исправления своих косяков. В общем после 8 класса завуч нам сказала - или вы уходите в другую школу или ему тут ставят 2 за год и вас вообще никуда не возьмут. Отношение у предметников к нему плохое, 10 класс не свтит - уходите. Мы перевели его снова в школу по месту жит-ва. В 9 класс он просто перестал ходить Меня вызывали на педсовет, орали и пугали чуть ли не колонией "где он шляется у вас?! может наркоман?!". (а он просто дома спал или перед теликом зависал - лишь бы не в школе). В общем полгода водила его в школу за руку. Приведу и жду пока урок начнётся, потом ехала на работу.. По-немногу оценки стали лучше. (В первой четверти было аж 7 двоек!). Еле-еле доучился до конца 9 класса, сдал экзамены, получил свидетельство и сказал что здесь не останется. Решил поступать в лицей при одном институте. Поступил сам! Начал учиться и всё сначала. 6 двоек за 1 четверть! Сто часов прогулов :-((. Опять вызовы, завучи.. звонки домой, объяснения. Ничего не помогало - говорили, ругались, по-душам - по всякому - бесполезно. Да, понимаю что надо учиться. Да, я буду. Но основной его конёк это "да, пронесёт!", "поживём увидим!", "ещё же не выгнали!". А когда не проносит - "жизнь у меня такая невезучая!". Да, ещё 9 и 10 класс ходил к репетиторам, два раза пытались обратиться к психологам. С одной встретился раза 3 - не пошло. С другой общались полгода, ему нравилось, но потом - всё надоело, лень. Ездить далеко, не пойду больше. И вот из 10 класса его просто выперли - либо на 2 год, либо иди куда хочешь. Пошёл в техникум, поступил и даже так что степендию дали - сдал на 4 и 5. Началась учёба - опять всё тоже. Пол сентября пропущено, 7 двоек за отчётный период (месяц). Я опять начала возить его до порога, постоянно с ним на связи, стала проверять лекции. С классной каждую неделю у меня общение - пропуски, оценки выдаёт мне. Но.. когда почти взрослый человек не хочет что-то делать - заставить его уже невозможно :-(. Он стал ещё больше врать, да так что комар носа не подточит. Показывать мне фиктивные задания, рассказывать о жизни группы - выдумывать на ходу, т.к. он не бывает там почти. Даже зная что я общаюсь с классной и всё узнаю! "Но не сегодня же и ладно! А там может пронесёт?". В общем 2 дня назад классная сказала, что дела его так плохи, что до сессии скорее всего недопустят. Значит ещё один год потерян.. Значит на образовании можно ставить крест. Т.к. я свои шансы повлиять на него уже оцениваю как нулевые.. Мои слова ему как фон. Отец ещё год наза говорил чтобы вместо техникума он шёл работать, что всё бесполезно и теперь отстранился от этого процесса вовсе (считает что я зря с ним столько ношусь и только зря мотаю нервы). А нервы действительно уже ни к чёрту. Стала постоянно болеть, не сплю почти. Мысли только о сыне и его учёбе. Мне страшно! И стыдно перед людьми.. У нас в семье у всех (даже бабушек-дедушек) высшее образование, и дома ценность образования и знаний культивировалась постоянно! Отношения с мужем прекрасные, отец родной, сын единственный. Спасибо что выслушали. Просто мне так плохо..

www.all-psy.com

Родительское собрание "Если ребенок может и не хочет учиться"

Разделы: Классное руководство, Школьная психологическая служба

Пожалуй, это наиболее часто встречающаяся проблема сегодня у детей любого возраста. Родительское собрание, а особенно выступление психолога на нём не стоит проводить дольше 20 минут. Так как родители приходят вечером, после работы. Восприятие притуплено усталостью, и даже если есть интерес к разговору, он не должен быть навязчивым. Чтобы привлечь внимание, надо удивить, оглушить: рассказать сказку, притчу, загадать загадку.Весь материал надо выдавать коротко, чётко, наглядно разбавляя метафорически насыщенными вставками для привлечения и переключения внимания, с целью расстановки акцентов.

Ход собрания

1. Вступительное слово ведущего. Постановка темы.

Вопрос родителям: чьи дети хотят учиться? Как вы можете объяснить это?

Предложение прочитать сказку. Напомнить, что “сказка ложь, да в ней намёк”.

Сказка. Чай с плюшками, или сказка о принце, который не хотел учиться

В некотором царстве, в некотором государстве жил-был царь. И был у него сын – недоросль. Целыми днями сидя на троне и попивая чай, царь мечтал о том, каким пресвященным и сильным царём станет его сын. А у него было на это время, потому что всеми его делами занимался первый министр. Но сын учиться не любил. Царевич убегал с уроков, играл и бегал в саду, катался на лошади и пил чай с плюшками.

Раз в неделю после разговора с педагогами, отец встречался с сыном и ругал его. А иногда даже наказывал. Царь полагал, что мать воспитывает неверно: слишком балует да всё разрешает. Надо помогать жене с воспитанием сына. Поэтому после разговора с сыном он шёл к жене и уже ей объяснял как надо воспитывать сына. Иногда грубо и резко. А она плакала.

А царь довольный шёл пить чай с плюшками.

Долго ли коротко, минуло 20 лет. Не стало царя. Не стало и тихой царицы-матери. Хотел было взойти на престол царевич, да сын министра занял его. И народ поддержал: а кому нужен царь, который умеет на коне ездить и пить чай с плюшками.

Сказка может не комментироваться для родителей. Оставить для личного размышления. Возможно предложить обсуждения или задавать вопросы.

2. Причины нежелания учиться у детей.

- Для того чтобы решить проблему, нужно определить причину. В зависимости от последней, выбирается путь или способ решения.

Далее будет предложен ряд основных причин нежелания учиться. Попробуйте определить для себя свою (может не одну).

Таблица предлагается для совместного анализа и обсуждения. Возможно в распечатке, возможно, в виде презентации.

Причина. Комментарии.
1 Ребенок морально не готов идти в школу. Это часто случается после каникул, со временем ребенок втягивается в рабочий процесс.
2 Учебная нагрузка данной школы не подходит для вашего ребенка, она очень велика. Нужно рассматривать вариант найма профессионального репетирора или перевода вашего отпрыска в другую школу.
3 Ребенку интеллектуально некому подражать. Ребенок подражает родителям.
4 Неблагоприятная атмосфера в семье. Конфликтная ситуация в семье ведёт к снижению мотивации. Стоит решить внутрисемейные проблемы.
5 Плохая компания. Контролировать друзей пока это возможно.
6 Расстройства дидактогенного свойства. Такие расстройства выражаются в сильном волнении, болях в животе, головных болях, а также в полном забывании учебного материала. Необходимо выяснить причину расстройства, при необходимости обратиться к врачам.
7 Плохая память или неразвитое мышление.  
8 Отсутствие способностей к определенному предмету. Необходимы индивидуальные занятия.
9 Подвижность, неусидчивость. Коррекция поведения через спорт или обращение к психологу.
10 Ребенок неуправляем, грубит учителям и родителям. У ребёнка есть проблемы. Необходимо их решить.
11 Умственная отсталость. Необходимо обратиться к психиатру.
12 Уроки перестали быть интересны ребенку. Видимо, ваш ребёнок обгоняет всех по развитию. Необходим индивидуальный подход.
13 Плохие отношения с одноклассниками или учителями. Необходимо вмешательство педагога или психолога.
14 Плохая успеваемость во всем классе. Выход – перевести ребенка в другой класс.
15 Ребенок специально плохо учится назло родителям. Нужно поддерживать ребенка во всех его успехах.
16 Накопилась усталость. Дайте ребенку мотивацию, скажите, что после учебы он сможет отдохнуть и поехать туда, где он хочет побывать.
17 Медлительность, застенчивость. Со временем это проходит. Если вас это сильно беспокоит, отведите ребенка к психологу.
18 Появилась зависимость от компьютера или телевизора. Ограничивайте время проведения за компьютером или у телевизора.
19 Лень. В словаре Ожегова: “лень” — это “отсутствие желания действовать, работать, любовь к безделью”. У Даля — “неохота работать, отвращение от труда, от дела, занятий, наклонность к праздности, к тунеядству”.

Вопрос ведущего: смогли ли определить, нежелания учиться именно вашего ребёнка? Понятно ли что стоит делать дальше?

После совместно прочтения – анализа ответить сразу на возникшие вопросы родителей.

- Предлагаемая далее притча поможет нам немного переключиться на другую тему: нужно ли вашему ребёнку то, что вы ему запланировали?

3. Притча. Как заставить сына учиться?

Единственный сын был у богатого купца. Отец хотел, чтобы сын стал образованным человеком, но учеба давалась мальчику с трудом. Сын купца учился только под страхом наказания и при любой возможности сбегал с уроков. Больше всего мальчик любил лошадей. Все свободное время он проводил в конюшне или на скачках. - Не даются мне знания, батюшка. Дети младше меня бойко отвечают, а я, как будто немой. Не могу я терпеть такую муку, - сказал однажды сын. - Терпи, сын, без муки нет науки, выучишься и станешь продолжать мое дело, - ответил отец. Но мальчика не тянуло к купеческому делу. Батюшка запретил ему подходить к лошадям. Тогда мальчик стал убегать на пристань. Там новый корабль строили. Мальчик вскоре стал помогать строителям корабля. Он любил руками работать. Как-то увидел отец его на пристани, взял сына за вихор и грозно спросил, что он тут делает. - Не ругайте его, господин. Сынок у вас умельцем растет, - вступился за мальчика один из строителей. - Он у нас на все руки, кроме науки, - сердито произнес отец, но сына отпустил. - Не хочу я учиться, батюшка, лучше на конюшню пойду работать, - упрямился сын. Но отец мальчика все равно велел ему идти в школу, а сам подошел к учителю и предложил: - Я заплачу вам много денег, если вы будете дополнительно заниматься с моим сыном и добьетесь, чтобы он стал лучшим учеником. - У вас хороший мальчик, но я не возьму ваших денег. Я не смогу сделать из него лучшего ученика. Бесполезно нагибать голову быка, который не хочет пить.

4. Чего хочет ваш ребёнок?

- Часто дети и спрашивают родителей: “А зачем учиться?”

И что родители отвечают? /Предложить родителям дать варианты ответов/.

А) Чтобы иметь профессию, чтобы много зарабатывать, чтобы хорошо жить и т.д.

А дети видят: для того чтобы хорошо жить, совсем не обязательно быть с образованием, и родители подчас самый наглядный тому пример — неплохо зарабатывают без высшего образования, или, имея за плечами институт, еле сводят концы с концами.

Б) Чтобы тебя уважали, ценили, чтобы реализоваться, чтобы приносить пользу людям (Родине).

Если ребенку 10-12 лет, то для него это далеко, а пока его ценят и уважают сверстники совсем за другие заслуги (что, кстати, естественно).

В) Чтобы было интересно, потому что учиться, узнавать что-то новое — это здорово.

А вашему ребенку не интересно, ведь он никогда не учился из интереса, всегда была программа, по которой надо было “овладевать знаниями и навыками”. 

Г) А главное — он не видел, как познают, как трудятся его папа и мама, он не видел по-настоящему увлеченных родителей — не телевизором, не чтением детектива или любовного романа, а увлеченных узнаванием нового. Может быть, ваш ребенок просто не знает, что трудиться можно с радостью и интересом. Даже если вы по-настоящему увлечены своей работой, на работе он вас не видит, а дома вы либо с усталостью и по необходимости делаете домашние дела, либо сидите перед телевизором.

5. Итак, что же делать?

1) Самое трудное — принять это как данность и перестать бороться со своим ребенком, то есть отнестись к этому серьезно и осознать, что ему нужна помощь. Он должен почувствовать, что вы принимаете его таким, хотя вам, конечно, это не нравится, но вы его все равно любите и готовы ему помогать.

2) Разобраться со своими собственными увлечениями и интересами. Посмотрите на своего ребенка, как на свое отражение в кривом зеркале, которое, конечно, преувеличивает недостатки, но не придумывает их. А вы чем увлечены, какие у вас интересы, кроме домашних проблем и сериалов?

Попробуйте возродить свои увлечения или найдите новые.  Если у вашего ребенка появляется хоть какое-то увлечение, не торопитесь говорить “нет”, но и не торопитесь кидаться с помощью и советами, делая тут же этот интерес семейным достоянием. Относитесь к желаниям и интересам своих детей с уважением. 

3) Начинайте отдавать ответственность за жизнь ребенка ему самому: перестаньте его все время контролировать, выдавать ценные указания, и главное — принимать за него решения.

Для многих родителей это самое сложное, потому что надо перестать относиться к ребенку, как к своей части, как к своему продолжению.

6. И в заключении притча для раздумья.

Правильный путь

Шли по лесу старец с учеником. Впереди препятствие: бурная речка, через которую переброшен мостик. А рядом — корявый ствол старого дерева.

— Учитель, — почтительно обратился к старцу молодой человек. — Какой мне путь выбрать: лёгкий или тяжёлый?

Старец важно ответствовал:

— Когда познаёшь ты Учение, лишь путь тяжёлый принесёт плоды…

Юноша тяжело вздохнул, и полез по склизкой коряге. Учитель с интересом наблюдал, как молодой человек перелезал через реку, обламывая гнилые ветки, рискуя сорваться каждую минуту. Когда юноша оказался на том берегу, старец спокойно прошествовал по мостику.

— Как же так?! — возмутился ученик. — А как же Учение?

— И лишь достигши мастерства, осознаёшь, что лишь лёгкий путь ведёт к истине, — лукаво усмехнулся старик.

Возможно, всё несколько иначе, чем нам видится, и путь он проще и он немного иной.

7. Заключение. Подведение итогов.

1) Если ребёнок не хочет учиться, надо определить причину. И, исходя из этого, искать пути решения.

2) Если ребёнок не хочет учиться в силу своего желания – принять это.

8. Обратная связь. Что дало вам сегодняшнее собрание.

7.03.2014

xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai

8 причин почему ребенок не хочет учиться / Малютка

Нежелание учиться может иметь совершенно разную природу. Однако родители и педагоги в своих действиях должны отталкиваться от того, из-за чего именно ребенок не хочет ходить в школу, делать домашние задания и вообще получать новые знания. Рассмотрим возможные варианты.

Учиться слишком сложно

Возможно, ребенок плохо понимает и усваивает учебный материал. Часто такое случается при переводе в новую школу, после длительного пропуска занятий по болезни или из-за того, что уровень учебного заведения не соответствует уровню подготовки вашего сына или дочери.

Учиться слишком скучно

Иногда уровень подготовки ученика оказывается, напротив, слишком высок. Ему может быть просто скучно сидеть на уроках и неинтересно выполнять задания, не требующие от него никаких усилий.

Конфликт с учителями

К сожалению, это довольно частая причина отвращения ребенка к школе и к учебе вообще. Если учитель и ученик, что называется «не сошлись характерами», найти выход из этого положения может быть непросто.

Конфликт с одноклассниками

Сложные отношения с «коллегами» по классу могут надолго отбить у ребенка желание учиться. Иногда такие конфликты быстро разрешаются сами собой. Но иногда для их решения нужно вмешательство специалистов – педагогов и психологов.

Отсутствие потребностей в новых знаниях

Современные дети зациклены на гаджетах. Специалисты утверждают: зависимость от них часто лишает ребенка природной любознательности и тяги к знаниям.

Излишний контроль родителей

Иногда из лучших побуждений родители пытаются облегчить ребенку процесс обучения. Мамы и папы берут всю ответственность на себя, контролируя каждый шаг школьника. При этом они упускают из виду то, что тем самым лишают его заинтересованности в процессе и результате учебы.

Проблемы со здоровьем

У ребенка плохой сон и аппетит, он с трудом просыпается и быстро теряет силы даже после несложной работы? Стоит обратить пристальное внимание на состояние его здоровья, обратившись к педиатру.

Потеря мотивации

Порой в процессе учебы у ребенка пропадает мотивация. В переходном возрасте дети начинают бунтовать против нагрузок учебной программы, а порой – и самой идеи получения школьного аттестата. Этот период нужно пережить, постаравшись объяснить ребенку важность школьного образования. Если проблема стоит остро, посоветуйтесь с детским психологом.

Комментарий психолога Марии Буртман:

Один из важнейших факторов, влияющих на уровень учебной мотивации – возраст ребенка. Самый высокий уровень мотивации обычно бывает в начальной школе, особенно у первоклассников: тут и долгожданный новый статус, и новизна ситуации, и присущее возрасту любопытство. Если ребенок отказывается учиться в начальной школе, особенно в первом классе, то причины, как правило, бывают двух типов. Это либо недостаточная психологическая и физиологическая готовность к школе (ранний возраст, особенности ребенка), либо проблема социальной адаптации в коллективе. Обычно уровень учебной мотивации снижается на этапе средней школы. Самым низким он бывает в 8-9 классах, а вот в старшей школе, как правило, снова повышается. Что можно сделать, чтобы помочь ребенку не потерять интерес к учебе? Общие рекомендации для всех возрастов: пересмотреть и скорректировать нагрузку, увеличить длительность сна, обязательно включить в расписание ребенка спорт и ежедневные прогулки на свежем воздухе. Важно разговаривать с ребенком об отношениях с одноклассниками и учителями. Выслушивать и обдумывать подчас путанные и не всегда интересные для нас, взрослых, рассказы – иногда они помогают понять истинные причины проблемы. Не снижать интерес к учебе помогает участие в мероприятиях – фестивалях науки, олимпиадах. Сейчас их огромное количество – как очных, так и онлайн. Есть масса каналов и ресурсов в интернете, где задачи – нестандартные, а обучение – нескучное. Наконец, всем детям хочется родительского одобрения. Даже подросткам, хотя они тщательно это скрывают. Младшеклассникам важна похвала родителей и отношения с учителем – то есть ищем «своего» учителя и интересуемся достижениями ребенка. В средней школе доминируют отношения с ровесниками, поэтому огромную роль играет среда. К концу средней школы многие дети перестают учиться, бросают дополнительные занятия – спорт, музыку. В таких случаях может помочь кардинальная смена внешкольных занятий. Часто удачный выбор нового увлечения помогает подростку пережить сложный возраст с минимальными потерями. В старших классах большое значение имеет наличие четких целей. Профориентация, выбор вуза и набора экзаменов – все это помогает ребенку вернуть мотивацию к учебе. Желаем вашим детям сильной мотивации и живого интереса к новым знаниям!

malyutka.net