Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
комбинированного вида города Тюмени

Как научить ребенка читать в домашних условиях: инструкция для родителей. Как научить ребенка читать по слогам в домашних условиях 7


Пошаговый план как научить ребёнка читать по слогам в домашних условиях

На сегодняшний день ребенка в первый класс нужно вести уже подготовленным. Он должен знать не только буквы, но и уметь читать. Далеко не все детки ходят в дошкольные детские учреждения, а в детских садах не везде учат грамоте и буквам. Поэтому очень часто перед родителями встаёт вопрос, как научить ребёнка читать по слогам в домашних условиях.

Сразу возникает множество вопросов: с чего начать, какую методику выбрать, чтобы было быстро и эффективно. Способы учебе чтения по слогам настолько разнообразны, что многие мамы и папы просто теряются. Попробуем по порядку разобраться в этих вопросах.

Оглавление:

Готов ли ребенок к обучению

Прежде чем начинать сам процесс, необходимо учесть психологическую и физическую готовность малыша к обучению. Есть несколько основных критериев, по которым вы сможете определить, в каком ключе начинать, чтобы обучение не отвернуло впоследствии вашего дошкольника от чтения на всю жизнь.

  1. Если ваш ребенок говорит свободно предложениями и логически связывает фразы, значит уже пора. Проверьте, а понимает ли сын или дочь прочитанное вами.
  2. Важным критерием является умение различать звуки. Логопеды называют это фонематическим слухом. Например, гриб — грипп, суп — зуб, рот — род. Понимает ли ребенок, что эти слова имеют разное значение?
  3. Большой проблемой на пути к обучению может стать задержка речи или неправильное произношение некоторых звуков: если ребенок неправильно произносит звуки, то требуется помощь учителя- логопеда. Не ждите, что проблема решиться сама собой. Ведите чадо к специалисту на занятия и исправно их посещайте, а также обязательно выполняйте задания, которые педагог даёт вам для самостоятельного закрепления учебного материала. Задержка речи, заикание – необходимо показать ребёнка врачу неврологу и психиатру. В любом случае, есть причина, и ее необходимо узнать.

Возможно, вам будет интересно Как учить детей говорить – подробный план действий для родителей

  1. Следует обязательно научить малыша, где лево и право, верх и низ. Это поможет ему ориентироваться в тексте: с какой стороны начинать читать слово, где верхняя строчка, а где нижняя.

Когда начинать учить читать

Многие родители настолько обеспокоены, что их ребенок не успеет научиться читать до школы, что начинают в буквальном смысле приставать к малышу чуть ли не в 2 года.

  • В 3 — 4 годика крохе совсем может быть неинтересно сидеть над книжкой. И это нормально. Для каждого возраста существуют свои задачи.
  • Если у знакомых ребенок чуть ли не с 2 — х лет читает и знает наизусть Фета и Тютчева, то это не значит, что и вашему пора. Все дети настолько индивидуальны, что общие рекомендации остаются в любом случае всего лишь общими. Научитесь чувствовать своего ребенка.
  • В 5 или 6 лет — уже другое дело. Но если малыш не ходит в детский сад или на какие — то занятия по определенной причине, то начните сами его учить. В ненавязчивой форме научите писать заглавными буквами основные слова «МАМА», «ПАПА», «ДОМ», «КОТ», свое имя. При минимальной подготовке ребенок намного легче перенесет адаптацию в первом классе.

8 основных правил, как научить ребенка читать по слогам в домашних условиях

Они помогут правильно сориентироваться и понять, что основное, а что второстепенное. Теперь подробней.

  1. Начинайте с малого: постепенно учите буквы и звуки в процессе прогулки. Нарисуйте палочкой на песке букву, потом слог. То же самое можно сделать из веточек или камушек. Интересно будет учиться читать крохе, угадывая знакомые буквы, а потом и слоги на вывесках. Покажите, что буквы и слова окружают нас везде.
  2. Чуть позже учебный процесс можно перенести в дом. Обустройте стул и стол для письма и чтения. Проследите, чтобы было правильное освещение. Приучайте постепенно ребенка убирать тетрадь, ручку или карандаш на место. Для книг нужна небольшая полка. Учите малыша убирать за собой и быть организованным. Все это необходимо делать в непринужденной форме. Сначала крохе хватит и 10 минут в день.
  3. Читайте с удовольствием сами. Развивайте в семье культуру чтения. Обсуждайте прочитанное с ребенком. Более маленькому задавайте вопросы: кто нарисован на картинке? О ком идет речь в сказке? Когда малыш подрастет, то можно задавать более сложные вопросы: почему поступил именно так герой сказки? А как бы ты сделал на его месте?
  4. Правильней будет начинать от простых слов к более сложным. Начните со слов, где слоги повторяются: ма — ма, па — па, ба -ба, дя — дя. Потом переходите к сложным: кош — ка, де — ре — во, де — ти, ве — тер.
  5. Приобретите несколько толковых учебников: букварь (автор Н. С. Жукова), Любимая азбука (Ирина Солнышко), буквари, авторами которых являются Н. Бетенькова, В. Горецкий, д. Фонин, Н. Павлова, магнитная азбука, кубики с буквами. Нарисуйте гласные буквы на карточках и разместите их по всей квартире. Постепенно ребенок запомнит их все. Затем меняйте их местами. То же самое сделайте потом с согласными.
  6. Азбуки и буквари требуют большей усидчивости, но и постепенно обучают ребенка не только буквам, но и слогам. Ассоциативное мышление поможет быстрее освоить алфавит: буква «А» — альбом, «Б» — белочка, «В» — велосипед, а яркие картинки помогут более быстрому запоминанию.
  7. Повторяйте уже изученное. Уж если начали учиться, то делайте это систематически. Иначе никакого результата не будет. Находясь в очереди или в дороге, прочитайте вместе с ребенком небольшую книжку. Время быстрее пройдет, да еще и с пользой.
  8. Самое главное — не заставляйте, не нервничайте и не применяйте насилие. Детство — пора золотая, не забывайте об этом. Совсем необязательно: если нужно и хочется вам, значит, то же хочется и вашему ребенку.

Игровое видео Лунтик учит буквы и помогает подготовиться к школе. Вместе с ним, выполнив несколько интересных и разнообразных уроков, ребенок выучит буквы и алфавитный порядок.

Основные популярные методики

Есть множество различных школ, индивидуальных и авторских методик. Давайте остановимся на некоторых, которые действительно способны дать результат.

Кубики Зайцева

 

  • В отличие от традиционных букварей, этот способ позволяет осваивать не только отдельные буквы, но и сочетания согласных и гласных, отдельных букв, а также, употребление мягкого и твердого знака. Всего кубиков 52.
  • В процессе игры малыш может не только составлять различные слова, но и понять, что такое глухие и звонкие согласные. Кубики с изображениями согласных звуков наполнены деревяшками, а с изображениями звонких — металлическими деталями.
  • В качестве приложения есть таблицы, на которых также есть слоги. Главное правило — нужно не читать, а пропевать.
  • Кубики различаются по размеру: большие с изображением твердых сочетаний и согласных, а меньшие по размеру кубики — с мягкими согласными.
  • Минус такой методики, судя по отзывам, в том, что уже в школе у ребенка могут возникнуть трудности с разбором слова по составу, а также, некоторые дети впоследствии просто «глотают» окончания. Ну а плюс: детки довольно быстро и в игровой форме осваивают алфавит и чтение по слогам.

Обучение чтению по Монтессори

 

Весь процесс не совсем традиционен: сначала пишем, а потом учим букву, а затем и слог. Преимущество метода в том, что представлено все в виде игры. Сначала буквы заштриховываются и обводятся, а потом учится их произношение. Буквы вырезаются из шероховатой бумаги. Такую же букву можно начертить, например, на манке. Минус данной методики в том, что придется очень много приготавливать материала для обучения.

Возможно, вам будет интересно Как легко ребенку выучить таблицу умножения — Супер способы

Динамические кубики Чаплыгина

 

В набор входят 10 кубиков и 10 блоков, которые двигаются. Задача ребенка составить пару из гласной и согласной. Они изображены на каждой стороне кубика. Каждый динамический блок включает в себя согласную и гласную буквы.

Сначала рекомендуется составлять простые слова, а потом переходить к более сложным. Детям очень нравится одновременно и играть, и учиться. К тому же задействована моторика. К набору прилагается подробная инструкция.

Еще популярны «Складушки » и «Теремки» В. Воскобовича, а также Карточки Домана.

Ваш ребёнок не хочет учиться читать, а ему скоро в школу. Как научить ребёнка читать, при этом не отбив охоту учиться. Смотрите видео

Заключение

Надеюсь, что, после прочтения статьи, вопрос, как научить ребёнка читать по слогам в домашних условиях, не будет вызывать у вас растерянности. И вы точно определите для себя, как организовать процесс обучения для вашего сына или дочки. Для того, чтобы вам был легче составить план действий, вот еще несколько рекомендаций:

 

  • Прежде чем начать обучение, убедитесь, что ребенок действительно готов к нему. Не заставляйте, старайтесь проводить обучение, особенно на начальном этапе, в игровой форме.
  • Несмотря на множество методик, прежде всего ребенку нужны счастливые и любящие родители. Если у вас налажен контакт с малышом, то любой способ обучения принесет результат.
  • Начинайте с малого, постепенно переходите к более трудному. Если начали обучение, то не ленитесь и не останавливайтесь, только тогда можно выучиться читать. Даже если все идет хорошо, не забывайте, что ваш любимый ученик всего лишь ребенок и иногда просто хочет поиграть или побегать.

 

Удачи и терпения!

Ваша Татьяна Кемишис

Если статья вам понравилась, поделитесь ею в своих соц. сетях и напишите в комментариях, что вы думаете по теме статьи.

 

algebrazhizni.ru

Как научить ребенка правильно и быстро читать по слогам в домашних условиях

Содержание статьи:

Неопытные родители часто интересуются, как научить ребенка читать по слогам? В домашних условиях, без помощи квалифицированного педагога справиться с сложно, но можно. Для этого необходимо лишь знать секреты обучения. Обязательные элементы для достижения успеха в этом деле: терпение, настойчивость и понимание потребностей ребенка. Как научить ребенка быстро читать расскажет данная статья.

С какого возраста начинать учить ребенка читать?

Нельзя сказать точно во сколько лет учить ребенка читать лучше всего. Все зависит от самого ребенка и его готовности к учебе. Если малышу не интересны буквы в книжке, он не желает сидеть за ними и пяти минут, активно сопротивляется, то не стоит его заставлять. В противном случае можно нанести непоправимый вред желанию малыша учиться и познавать мир.

Как определить готов ли ребенок к началу обучения? Для этого существует несколько признаков, среди которых можно выделить следующее:

- связная и продолжительная речь ребенка. Он четко изъясняет свои мысли целыми предложениями и может составить небольшой рассказ;

- четкое произношение букв и звуков. Малыш не должен картавить и шепелявить. Если наблюдаются логопедические проблемы, то следует обратиться к специалисту, который поможет исправить речь ребенка. Стоит отметить, что до 5 лет обращаться к услугам логопеда не рекомендуется, так как зачастую кроха сам со временем начинает правильно говорить;

- для ребенка не составляет труда ориентировка в пространстве – он понимает где верх, низ, право и лево;

- заинтересованность крохи в книгах. Если ребенок любит, когда ему читают книжки, сам берет их с полки и без труда вспоминает прочитанное мамой, то это верный признак того, что ребенок захочет учиться читать.

Обратите внимание! Малыша проще научить читать, если родители показывают личный пример. Если мама или папа часто читают книгу или журнал с яркими картинками, то ни один карапуз не устоит перед соблазном узнать, чем же так увлечены родители. Книжки-малышки с красочными иллюстрациями, панорамные книги обязательно должны быть дома – любознательный дошкольник заинтересуется ими.

Подготовительный этап

Подготовка карапуза к чтению начинается задолго до изучения букв. Так как у крохи должны быть развиты чувство ритма и фонематический слух, то необходимо заранее их развивать. В этом незаменимы будут прослушивание музыки и танцы под нее. Включив веселую музыку можно просто начать танцевать, а малыш начнет подражать взрослому и улавливать заданный ритм. Таким образом, можно не только хорошо провести время с сыном или дочкой, но и положить начало к подготовке к чтению.

Фонематический слух заключается в способности малыша узнавать и правильно произносить звуки. В этом поможет ряд игровых упражнений:

- взрослый называет ребенку слово, а кроха должен угадать, на какой звук оно начинается и заканчивается. Конечно, с первыми двумя-тремя словами следует помочь малышу, чтобы он точно знал, что от него требуется;

- взрослый предлагает ребенку придумать слова, начинающиеся на сказанный звук. Для этих целей прекрасно подойдет всем известная игра в «Города», только с тем учетом, что на последний звук можно называть любое подходящее слово;

- еще одна игра на поиск звуков: ребенок и взрослый заранее договариваются о том, какой именно звук он будет искать в словах. Затем родители называют разные слова, а ребенок, услышав знакомый звук, громко оповещает их об этом условным знаком, например, хлопком, топотом или стуком.

Как научить ребенка читать с нуля?

Чтобы научить ребенка читать по слогам следует запомнить пять простых правил, которые помогут достичь успеха:

- обучение должно начаться в подходящий момент. Психологическая готовность к обучению не менее важна, чем знание букв алфавита. Естественно, родителей, ищущих способы, как научить ребенка читать в год, ждет неудача, так как в этом возрасте малыш физически и психологически не готов к обучению. Можно попробовать заниматься с трех- четырехлетним ребенком, однако это должны быть ненавязчивые предложения почитать. Заставлять учиться категорически нельзя, так как слишком настойчивые попытки отобьют желание читать, спровоцируют конфликт;

- книга для обучения чтению должна быть яркой, красочной и интересной. Многие педагоги образовательных центров, родители рекомендуют букварь Н.С. Жуковой и А.Н. Ткаченко, в котором классические методы перекликаются с логопедическим наполнением и уникальными авторскими разработками. Однако можно подобрать и другую подходящую книгу, так как книжные магазины предлагают широкий ассортимент детской учебной литературы;

- занятия должны быть систематическими. Мини-уроки должны длиться до 15 минут, но проходить регулярно. По поведению, интересу ребенка нужно определиться проводить уроки чтения ежедневно или через день. Все дети индивидуальны, и если одним крохам нравятся занятия, и они сами просят самостоятельно «что-нибудь почитать» каждый день, то других приходится заинтересовывать, что не всегда может быть успешно;

- нельзя требовать от малыша невозможного. Завышенные требования, которые сложно выполнить, быстро отобьют желание и сделают чтение в ранг ненавистного занятия;

- категорически запрещено сравнивать своего ребенка с чужими детьми, которые достигли успеха. Детская обида на родителей, комплексы, сознание ущербности помешают личностному развитию и серьёзно понизят самооценку в дальнейшем.

С чего начинать учить ребенка читать?

Школьная программа предполагает обучение детей по одной системе, которая основана на фонетическом методе: сначала ребенок изучает звук и лишь потом учит его графическое обозначение – букву. Сначала нужно познакомить ребенка с основными гласными звуками и буквами, которыми они обозначаются: «а», «о», «у». Каждой букве нужно уделить по 2-3 занятия. При этом следует сразу мотивировать кроху, а потом уже заниматься.

Мотивацию можно провести в виде игрового момента, который вызовет интерес к тому, что будет происходить. Можно показать ему игрушку или кадр из мультфильма, дать послушать песенку и т.д., то есть нужно привлечь внимание малыша к конкретному предмету. Например, угостить ребенка апельсином (при изучении буквы «а»), дать посмотреть мультфильм про ослика (при изучении буквы «о»), показать уточку и попускать ее плавать в миске (при изучении буквы «у»). После этих действий следует задать малышу вопрос (что он съел, с чем играл и т.д.), а затем попросить еще раз повторить название предмета.

На следующем этапе нужно выделить в слове первый звук. Для этого взрослый проговаривает слово и протягивает первый звук, при этом его следует произнести громче и отчетливее других. Ребенок должен повторить за взрослым. Он должен определить и назвать, какой первый звук в слове услышал.

Потом нужно «поиграть» с этим звуком, например, произносить с разной силой голоса (тише — громче), пропеть, проговорить с разной интонацией. При этом важно обратить внимание на артикуляцию звука. Следует рассказать малышу, как получается произносить данный звук, в каком положении находятся губы, зубы и язык. Для этого можно предложить ему наблюдать за собой перед зеркалом. При изучении гласных звуков рекомендуется показать малышу соответствующие демонстрационные картинки.

После этого можно переходить к изучению буквы. Можно предложить ребенку найти на кубиках или в книге нужную картинку (например, апельсин при изучении буквы «а»). Затем нужно объяснить ребенку, что название нужного предмета начинается на заданный звук, поэтому возле картинки написали букву, обозначающую его.

Малышу нужно внимательно рассмотреть букву, определить из каких частей она состоит (палочек, овалов, крючков). Затем можно подумать, на какой предмет похожа буква. Специалисты рекомендуют использовать специальные картинки, на которых буква изображена в виде реального предмета. Также нужно попросить малыша написать букву, необязательно ручкой в тетради, можно использовать мел и доску или палец и песок. Также можно слепить букву из пластилина, скрутить из проволоки или выложить пуговицами.

В видео представлено пошаговое руководство о том, как научить ребенка читать в 6 лет:

Авторские методики для обучения чтению

Прекрасной альтернативой фонетическому методу обучения являются авторские методики, которые позволяют научить ребенка читать в 3 года и старше. Рассмотрим наиболее популярные на сегодняшний день методики:

- кубики Зайцева учат слоговому чтению — малыш заучивает буквосочетания, а затем составляет из них слова;

- методика Домана — предлагает запоминать написание целых слов;

- шершавые буквы Монтессори помогают изучить алфавит через сенсорные способности.

Каждая из этих методик имеет свои плюсы и минусы. Поэтому лучше использовать их как способ дополнить и разнообразить занятия по звуко-буквенному методу.

Очень важно научить ребенка читать по слогам, так это умение развивает память, внимание и усидчивость. Но взрослым следует соблюдать меру и порядок обучения, нужно знать, как научить ребенка читать в 5 лет в домашних условиях. В раннем возрасте достаточно понимания букв, слогов и их соответствия. Главными правилами обучения являются игровая методика проведения занятий и родительские поддержка и пример. Не стоит ждать, что ребенок возьмет книгу и сам станет читать. Можно предложить ему вместе почитать и посмотреть картинки. Совсем скоро все, что малыш делал вместе с родителями он сможет делать сам, без помощи взрослых.

birth-info.ru

Как научить ребенка читать по слогам в домашних условиях

Здравствуйте, уважаемые читатели!

В статье поговорим на тему, как научить ребенка читать по слогам в домашних условиях. Мы расскажем о правильном подходе к обучению, когда можно начинать малыша обучать чтению.

Когда учить ребенка чтению

Нет рекомендованного возраста, в котором ребенка можно начинать учить чтению. Некоторые дети могут научиться читать до 4 лет при особом интересе к литературе и буквам, а другие — только в 7 лет, когда идут в школу. Малыш должен быть морально и физиологически подготовлен к чтению.

Как определить, что ребенок готов к чтению:

  • ему нравятся буквы в книгах;
  • он сидит с книгами более 5 минут;
  • он не сопротивляется, когда вы ему предлагаете почитать.

Если же ребенок проявляет обратные качества, то в этом случае следует помедлить с обучением чтению.

Также о готовности к чтению свидетельствуют следующие признаки у ребенка:

  • интерес к книгопечатной продукции и буквам;
  • продолжительная речь;
  • верное произношение букв;
  • развитая логика;
  • связная речь;
  • правильное произношение звуков;
  • усидчивость и концентрированность.

Подготовка ребенка к школе

Начинать подготавливать малыша к чтению следует до обучения буквам. В дополнение к вышеописанным признакам, ребенок должен иметь чувство ритма, а также фонематический слух.

Для развития чувства ритма эффективна музыка и танцы. Включите ритмичную мелодию и танцуйте под нее вместе с чадом. Со временем он начнет повторять за вашими движениями в попытке уловить ритм. Благодаря этому занятию, вы зарядитесь положительной энергией, настроите малыша на подготовку к чтению. Также игры под музыку положительно влияют на развитие ритмического слуха.

Для развития фонематического слуха используйте следующие упражнения:

  1. Назовите малышу слово, после этого предложите ему угадать, с какого звука оно начинается. Не бойтесь помогать ему с первыми несколькими словами. Когда ребенок поймет, что именно от него требуется, обучение пойдет легче и веселее. Со временем добавьте к этому упражнение, в котором ребенок станет угадывать звуки, на которые оканчиваются слова.
  2. Назовите любой звук и пусть малыш придумает на него слова.
  3. Предложите чаду поиграть в “Города”, но на последний звук называйте любые подходящие слова.
  4. Научите ребенка выделять звуки из произнесенного слова при помощи следующего метода. Договоритесь с малышом, какой именно звук он хочет найти в словах. После этого поочередно с другими членами семьи произносите слова. Если ребенок услышит в них знакомый звук, то он сообщает об этом с помощью хлопка или топота.

Чтение по слогам

Если вы обнаружили, что любимый малыш морально и физически готов к чтению, то можете приступать к упражнениям.

Для начала выберите книгу, по которой планирует проводить обучение. Самые подходящие учебники — те, в которых после изучения нескольких букв у чада они складываются в слова. Например, буквы “д” и “а” после изучения у ребенка складываются в знакомое “да”.

После изучения 8 букв вы заметите, как ребенок начинает читать целые предложения. Данная методика позволяет успешно вовлечь малыша 5 лет в изучение букв и чтение. Рекомендуемый учебник — “Букварь” Н.С. Жуковой.

Перед тем, как приступить к изучению новых звуков, обязательно повторите ранее изученные. Но помните, дети любого возраста иногда во время обучения отвлекаются. Поэтому, если до 6 лет ребенок ведет себя как непоседа, то приступайте к обучению только тогда, когда он станет спокойнее.

После изучения ребенком нескольких букв приступайте к чтению по слогам. Объясните малышу доступным языком, как сливаются буквы в слога.

После освоения первых гласных и согласных начните составлять из них слоги. Пусть ребенок читает их как можно чаще для понимания их составления.

После того, как у ребенка с соединением слогов “гласная — согласная” не возникнет проблем, приступайте к другим слогам, “гласная-согласная”.

При переходе на чтение простых предложений обратите внимание малыша на необходимость удерживания паузы между словами. Следите за тем, чтобы ребенок правильно произносил звуки. Если малыш плохо понимает прочитанное предложение, повторно прочитайте его вместе с ним.

Будьте терпеливы! Не всегда ребенку удается с первого раза изучить все гласные и согласные. Не ругайте малыша, а покажите ему свою гордость за его старания!

Отзывы родителей

Елизавета, 27 лет

Я стала приучать дочку к чтению по слогам, когда ей исполнилось 5 лет. Первое время думала, что не справимся. Первый результат наступил уже через месяц. Сейчас моя малышка читает быстро и правильно!

Карина, 35 лет

Сын научился читать только в 7 лет, когда пошел в школу. Первое время пытались его научить дома читать, но не смогли. Сейчас сын читает хорошо, хотя, признаюсь честно, думала, будет много проблем с чтением.

Ангелина, 23 года

Дочку начала обучать чтению, когда ей исполнилось 4 года. Купила для этого красочную книгу с большими буквами. Где-то через 3-4 месяца она уже бегло читала, при этом мы занимались ежедневно.

  • Приучать ребенка к чтению следует только тогда, когда он будет морально и физически готов.
  • Поощряйте старания малыша, тогда он будет стараться еще сильнее.
  • Для обучения чтению подбирайте литературу с оптимальным шрифтом и интересным содержанием.

Будьте здоровы, до встрече в следующей статье.

Вернуться к списку статей

vse-o-detyakh.ru

Как научить ребенка читать в домашних условиях: инструкция для родителей

Какой современный родитель не мечтает о всесторонне развитом ребенке? Мамам и папам особенно важно, чтобы кроха с юных лет умел читать. Ведь не секрет - в большинстве школьных учреждений приветствуются первоклассники, уже овладевшие навыками письма, счета и особенно чтения. Как научить ребенка читать в 1 классе? Не поздно ли? Может, лучше озаботиться проблемой заранее?

Каких только способов и систем, призванных помочь мамам и папам в самостоятельном обучении ребенка навыкам чтения, не существует в наши дни! Книги, пособия, интерактивные игры, специальные уроки для детей "Учимся читать". Среди такого обилия информации многие родители пребывают в настоящей растерянности - какую методику выбрать? С какого возраста начать обучение данному полезному навыку? Что ж, давайте попробуем разобраться во всем с самого начала.

Когда приступать к обучению

Как научить читать ребенка в 4 года? А в три? Не все мамы и папы задумываются над тем, что процедура чтения - весьма сложный процесс. Суть его - не только в заучивании букв и навыке составлять из них слоги. Весь смысл обучения чтению в том, чтобы привить малышу умение осознанного восприятия текста с последующим его воспроизведением. Именно потому отвечать на вопрос о правильном возрасте начала обучения в стиле "чем раньше - тем лучше" совершенно неверно.

Порой вопрос: "Как научить ребенка быстро читать?" становится делом родительского престижа. Врачи-невропатологи уже начали бить тревогу: все чаще звучат предупреждения для мам и пап о том, что излишне раннее обучение крохи грамоте в ряде случаев способно лишь повредить. Как известно, человеческий мозг вместе с нервной системой созревает не сразу. В определенном возрасте ряд отделов головного мозга в физиологическом смысле не готово к функционированию "на полную катушку". Если в это время приступить к принудительному их стимулированию, вполне возможно навязать ребенку бессонницу, невроз и ряд серьезных проблем психологического характера.

6 лет ребенку - учимся читать

Определить степень физиологической готовности мозга малыша к началу обучения может любой из родителей. Признаки такой готовности заключаются в развитой и целиком сформированной речи ребенка - когда тот в состоянии не только изъясняться сложными предложениями, но и может составлять небольшие связные тексты.

Другой положительный признак - полное развитие фонематического слуха. Заключается оно в самостоятельном определении звуков в разных частях слова (в его начале, середине, конце), правильном произношении всех звуков без нарушений мелодики, ритма речи и прочих логопедических "канонов". Помимо того, пространственная ориентация малыша должна быть полностью сформирована.

Как научить ребенка быстро читать? Согласно рекомендациям авторитетных психологов и педагогов, целенаправленное обучение малышей родителями показано не ранее пятилетнего возраста. В норме именно в это время детскому мозгу подвластно освоение практически любой знаковой системы. Впрочем, следует учитывать индивидуальность каждого малыша. На практике встречается немало случаев самостоятельного чтения детьми и в более юные годы.

Методик, как научить ребенка читать, в наши дни имеется великое множество. Цель их - поспособствовать малышу в деле быстрого освоения навыков чтения при помощи мамы или папы. Остановимся вкратце на самых популярных из них.

Всем известная методика Зайцева

Существует уже более 20 лет. Суть ее - в изучении малышами не букв или звуков, а слогов, выполненных на гранях кубиков Зайцева в виде дидактического материала. Слоги (а точнее, склады) позволяют малышам освоить язык именно на фонетическом уровне.

Кубики делятся на разные группы (из разного материала, с различным внутренним наполнителем). Благодаря контрастной фактуре и звучанию играющий ребенок усваивает различие между гласными и согласными, твердыми, мягкими и глухими звуками. К набору прилагаются и аудиокассеты со специальными таблицами, которые рекомендуется вешать на стену чуть выше детского роста.

Как научить ребенка читать таким способом? Согласно данной методике, в процессе обучения родителям вменяется плавно напевать слоги (а не проговаривать). Если занятия ведутся систематически, то в голове ребенка относительно легко "умещается" довольно большое количество слогов родного языка - около 246. Скорость приобретения навыков чтения по данной методике напрямую зависит от детского возраста. Если малыш старше трех лет, навык чтения может быть освоен в течение полугода. Занятия должны проводиться не реже двух раз в неделю по 15-30 минут.

Не все так просто

Следует отметить, что методика Зайцева, с точки зрения официальной педагогики, отнюдь не признана идеальной и обладает определенными минусами. Однозначно к ее положительным сторонам относится легкое запоминание в игровой форме сочетаний букв, что в дальнейшем позволит малышу грамотно писать, отсутствие привязки к конкретной возрастной категории, а также возможность ребенка самостоятельно играть с данным увлекательным дидактическим материалом, незаметно осваивая навыки раннего чтения. Кроме того, кубики Зайцева оказывают самое благотворное влияние на мелкую моторику и развитие органов чувств.

К числу негативных явлений, присущих такому способу обучения, относится частое "проглатывание" ребенком окончаний и некоторые трудности с усвоением состава слова (ведь малыш изучает сразу непосредственно слоги). В первом классе у таких детей возможны трудности в процессе фонематического разбора слов. Другими недостатками можно считать дороговизну пособия и необходимость длительной подготовки к занятиям.

О методике Глена Домана

Названный по имени популярного американского ученого метод отбрасывает идею первоначального усвоения звуков либо слогов и исходит из того, как научить ребенка читать путем автоматического усваивания слов целиком. В качестве наглядного материала для этого необходимо иметь множество специальных карточек с изображенными на них словами и предложениями. В процессе занятия мама или папа показывают малышу такую карточку на протяжении 15 секунд и громко прочитывают содержимое.

Этот метод точно так же требует регулярных занятий, продолжительность которых поначалу составляет 5-10 минут. Как результат обещается быстрое обучение чтению и хорошее развитие интеллекта, фотографической памяти, внимания и умения сконцентрироваться на конкретном объекте.

О преимуществах и недостатках

Согласно заявлениям сторонников методики, плюсы ее - в возможности использования чуть ли не с момента рождения и самостоятельной организации процесса родителями без привлечения специалиста, а также в изготовлении дидактического материала своими руками. Подразумевается, что разнообразная тематика карточек стимулирует малыша к всестороннему развитию.

Психологами и педагогами называются и недостатки данного метода: позиция малыша в процессе обучения - пассивная, попыток самостоятельного чтения не происходит, занятия ограничиваются лишь прослушиванием и анализом информации. Какая-либо креативность в процессе учебы отсутствует, он достаточно однотипен, и рано или поздно просмотр разнообразных карточек малышу приедается.

Система Павла Тюленева

Эта методика также получила название "Мир". В наше время ею увлечено множество родителей, особенно познакомившихся с книгой автора "Читать раньше, чем ходить", в которой педагог-новатор обосновывает собственную позицию: детский мозг к годовалому возрасту способен к усвоению букв и складыванию их в слова, к двухлетнему - к первому чтению. Но заниматься, по мнению автора методики, следует непосредственно с рождения.

Как научить ребенка читать по Тюленеву? В чем суть занятий? Они заключаются в демонстрации карточек с буквами при активном их озвучивании. Подразумевается, что самыми важными являются первые 4 месяца жизни малыша - период активного восприятия мозгом любых графических изображений. Важно при этом, чтобы посторонние предметы (например, игрушки) отсутствовали в поле детского зрения.

Автор методики утверждает, что подобным образом мы создаем для ребенка благоприятную для развития среду, содействующую в будущем активному обучению навыкам чтения.

Классический способ обучения

Вернемся к привычному всем букварю. Любимый многими поколениями детей (и родителей), он наполнен самыми разнообразными рисунками, любимыми героями и т. п. А смысл традиционной методики - в освоении (перед тем как научить ребенка читать упражнения из букваря) им процесса соединения отдельных звуков в слоги, а затем в целые слова. При этом букварь иллюстрирован множеством примеров, несущих самые разные сочетания согласных и гласных звуков.

В отличие от советских времен, сейчас продаются буквари разных авторов и изданий. Приобретая данное незаменимое пособие, родителям следует выбрать тот вариант, в котором параллельно происходят процессы знакомства малыша с новыми буквами алфавита и складывания уже освоенных из них в слоги. Хуже, когда весь алфавит представлен сразу же и лишь потом подается информация о соединении между собой букв.

В чем польза букварей

Активно учится читать малыш, осваивающий множество вариантов разного складывания букв и слогов между собой. Мозг ребенка в этом случае начинает сознательно воспринимать основные принципы процесса чтения. Многие отмечают, что большинство родителей, перепробовав ряд современных методик, в конце концов возвращаются "на исходную позицию" - к обучению чтению по традиционной методике.

Ее не назовешь легкой. Но несомненным преимуществом "старого доброго" подхода является возможность самостоятельного анализа малышом полученной информации и поэтапный переход от простейших составляющих - букв и слогов - к отдельным словам и небольшим предложениям.

Что же делать родителям дома?

Поговорим о самой простой методике: как научить ребенка быстро читать в домашних условиях? Разобьем процесс на несколько этапов и рассмотрим каждый чуть более тщательно:

1. Попробуем выучить вначале лишь гласные буквы. Для данных занятий родителями должен быть подготовлен дидактический специальный материал в виде кружочков красного цвета диаметром около 10 см. На каждом из кружочков пишется одна из гласных букв - всего их, как известно, десять. Красный цвет выбирается отнюдь не случайно. Это соответствует звуковой схеме слова, где гласный обозначается именно таким тоном.

2. Малыша следует познакомить отдельно с каждым из гласных звуков. Название его нужно "пропеть" вместе с ребенком. Все полученные кружочки можно развесить по стенам детской комнаты с периодическим напоминанием и просьбами малышу "спеть" тот или иной звук. Расположение кружочков стоит время от времени менять.

3. Если материал освоен, от использования данного приема можно отказаться. Затем с гласными звуками можно играть в прятки. Запаситесь текстом, выполненным крупным шрифтом, либо отдельными листами бумаги с написанными вашей рукой несложными словами. А задача малыша - отыскать гласные буквы, "спрятанные" в словах. Цель игры - поспособствовать лучшему запоминанию графического изображения каждой из букв и обучить выделению отдельных букв из состава слова вне зависимости от размера и цвета.

Развивающие игры для детей - учимся читать слоги и отдельные слова

После освоения крохой гласных звуков в полном объеме переходим к следующему этапу - соединению в слоги и слова. Методика здесь такова: допустим, сегодня мы с ребенком изучаем букву М. Пока не перегружайте мозг малыша информацией о твердости либо мягкости (и тому подобное) изучаемого звука. Обратите внимание на особенности, присущие его графическому изображению, поразмышляйте вместе - с какими предметами М вызывает ассоциации. Важно создать в детской голове четкий образ данной буквы.

Идем далее. Изучаемая буква поочередно подставляется к каждому из готовых красных кружков с изображением гласных. Вместе с малышом прочитывается образованный слог. Можно их пропевать, проговаривать с самыми разными интонациями или придумать какие-либо другие приемы для лучшего освоения ребенком принципа образования слога. Продолжительность каждого такого игрового занятия не должна быть более 10 минут.

Из первых же двух-трех освоенных согласных звуков в сочетании с гласными уже можно учить малыша составлять самые легкие слова, содержащие четыре или даже три буквы. Для наглядности лучше подготовить соответствующие карточки либо взять магнитную азбуку.

Переходим к чтению сложных слов

Когда этап обучения чтению отдельных слогов и легких небольших слов остался позади, переходим к прочитыванию более сложных "конструкций", число букв в которых - шесть и более. Для ускорения результата знакомые ребенку слова могут быть написаны на листах бумаги и расклеены по квартире. Все новые слова должны быть прочитаны вместе с малышом по несколько раз. Затем в течение дня их следует еще повторить в форме игры. Листочки со словами можно менять местами.

Освоив первую группу, готовьте, развешиваете и изучайте следующую - новые слова. В то же время следует периодически возвращаться к изученным ранее. Благодаря применению вышеизложенного способа малыш достаточно быстро учится осваивать слоги, затем длинные слова. Данная методика требует не более 15 минут в течение каждого дня. Вскоре ваш ребенок сможет порадовать вас чтением целых предложений и даже маленьких текстов.

Какие правила важно соблюдать?

Существуют рекомендации педагогов относительно правил, которые следует выполнять родителям с целью помощи в деле быстрого и успешного освоения малышом умения читать. Вот основные из них:

  1. Все обучение ведется непременно в форме игры. Ведь для этого возрастного периода это - основная и практически единственная форма освоения окружающей действительности. Игра для детей "учимся читать" может быть замаскирована под "занятия" в "настоящей" школе, ведь малышу так важно почувствовать себя "взрослым" учеником. Но еще лучше, когда все происходит якобы спонтанно, особенно пока ребенок еще мал.
  2. Чтобы интерес к занятиям не угас, его следует поддерживать, используя самые разные многофункциональные пособия и дидактический материал, который обязан быть увлекательным для ребенка.
  3. Самыми эффективными в таком возрасте являются занятия короткой продолжительности, проводимые регулярно и последовательно.
  4. Избегайте длинных объяснений! Вы должны разговаривать с малышом коротко, емко и как можно более четко. Длинные инструкции дошкольниками воспринимаются чрезвычайно плохо.
  5. Не приступайте к обучению навыкам чтения, пока устная речь не развита полностью и присутствуют дефекты звукопроизношения.
  6. В структуру занятия, кроме обучающей части, обязательно включаем небольшие разминки в виде пальчиковой гимнастики и физкультминуток.
  7. Родителям в процессе занятий следует проявить гибкость, терпение и, главное, последовательность. Никогда не сравнивайте достижения собственного малыша с успехами прочих. Не забывайте об индивидуальном темпе, характерном для каждого из детей и зависящем от огромного множества факторов.
  8. Не принуждайте малыша к занятиям, если он или вы находитесь в плохом настроении или состоянии здоровья. Никакого положительного эффекта это не даст, но может оказать негативное влияние на последующее развитие детской психики.

Что еще следует знать

Помните, что процедура обучения этому основополагающим навыку - многогранна и длительна. Никогда не торопите события и не ищите "волшебную палочку", способную обучить вашего малыша в короткий срок! Родители должны ориентироваться не на новомодные методики в области раннего обучения, а на тщательно выявляемые особенности собственного малыша - его память, внимание и образ мышления.

Не существует единой универсальной методики, подходящей каждому ребенку. Насколько правильно вы подберете варианты занятий для собственного крохи, зависит от вас и только от вас. В конечном счете в силах любого родителя вырастить из сына или дочки вдумчивого и заинтересованного читателя.

fb.ru