Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
комбинированного вида города Тюмени

Детские страхи, как помочь ребенку. Ребенок 6 лет боится всего


Детские страхи, как помочь ребенку

Любой из нас время от времени испытывает такие чувства, как страх, тревога, беспокойство – это вполне нормальное явление, одна из сторон психической активности человека. Но взрослые люди обладают знаниями и опытом, с помощью которых они могут уменьшить или искоренить свои страхи и переживания, а вот как быть со страхами у детей?

Ведь в силу возраста дети еще многого не знают и не понимают, поэтому переживают определенные события гораздо острее. То, что всерьез пугает ребенка, взрослому может показаться просто пустяком. Родители не всегда задумываются о том, что страх на самом деле заставляет малыша переживать настоящие эмоции, которые негативно отражаются на его психическом состоянии.

Детские страхи основываются на той информации, которую дети получают от окружающих их людей, а затем свое дело делают разыгравшаяся фантазия и воображение. Чем старше становится ребенок, тем шире его кругозор и четче осознание большого количества опасностей, подстерегающих на каждом шагу. Поэтому зачастую страхи растут вместе с ребенком.

Родителям не стоит пренебрегать страхами своих детей и пускать все на самотек, ведь зачастую невротические проявления во взрослой жизни связаны именно со страхами, берущими свое начало из детства. С проблемами надо разбираться, а чтобы сделать это эффективно, необходимо для начала выяснить причину появления страха.

Причины детских страхов

  • конкретный случай, пережитая травмирующая ситуация

Самой распространенной причиной детских страхов является ранее пережитая конкретная ситуация, напугавшая ребенка. Допустим, если когда-то малыша укусила собака, есть большая вероятность, что в будущем он начнет их бояться. Конечно, не все дети, которых кусают собаки, впоследствии испытывают к ним сильный страх.

Многое зависит от характера ребенка и его окружения. Но в любом случае, подобный вид страха (боязнь повторения ситуации) проще всего поддается корректировке.

  • внушенный страх

Источником внушенного страха обычно выступает взрослый человек (бабушка, мама, воспитатель и т.д.), который слишком эмоционально предупреждает ребенка об опасности, тем самым только пугая его: «Не трогай – обожжешься», «Не бегай – упадешь» и т.д. В итоге непроизвольно ребенок акцентирует внимание только на последнюю часть фразы.

Он еще не понимает, чем ему грозит то или иное действие, а уже испытывает страх и тревогу, которые впоследствии могут распространиться на похожие жизненные ситуации. Устранять такой вид детского страха необходимо, поскольку фобия может преследовать человека всю жизнь.

Еще одна наиболее частая причина детского страха – собственная разыгравшаяся фантазия. Ну кто из нас в детстве не боялся темноты, кому не чудились страшные монстры под кроватью и за окном? Боялись и пугались многие, но кто-то легко справился с проблемой и перерос ее, а кто-то так и остался жить со своим страхом.

  • конфликты в семье

Напряженная обстановка в семье: ругань, скандалы, драки могут сформировать у ребенка постоянное чувство страха и тревоги. Часто детки думают, что виноваты в ссорах взрослых и очень переживают из-за этого. Такая фобия весьма опасна, поскольку перетекает в хроническую, ведь из семьи не убежишь. Здесь, прежде всего, самим родителям стоит пересмотреть свое поведение (подробнее об этом читайте в нашей статье Как не кричать на своего ребенка).

  • конфликты с другими детьми

Зачастую причиной детских страхов являются сложные взаимоотношения со сверстниками. Если ребенка не принимают в коллективе, обижают, бьют, обзывают, вполне очевидно, что ему не захочется идти в садик, школу из-за страха быть униженным. Также старшие дети могут запугивать младших страшными историями или физическим насилием. Решить проблему с дерущимся малышом можно, почитав информацию здесь.

Сильно подвержены страхам единственные дети в семье, являющиеся для своих родителей центром забот и тревог. Родители своей гиперопекой только мешают ребенку нормально развиваться и внушают ему массу ненужных опасений и волнений, делая психику ребенка более уязвимой.

  • психические расстройства

Если у ребенка наблюдаются страхи, не характерные для его возраста, либо тревога и беспокойство из-за своих страхов настолько выражены, что заставляют родителей насторожиться, можно говорить о таком недуге, как невроз. Лечением неврозов занимаются специалисты.

Виды детских страхов

Выделяют несколько видов детских страхов:

  • навязчивые страхи

Такие страхи ребенок обычно испытывает в каких-то определенных ситуациях, вызывающих у него панику. Допустим, боязнь высоты, закрытого пространства, скопления народа и т.д.

  • бредовые страхи

Подобные страхи объяснить логически не представляется возможным. Их наличие у ребенка свидетельствует о проблемах с психикой и нуждается в лечении. Например, ребенок боится одевать какую-то конкретную одежду, играть с определенной игрушкой, ходить в определенное место…

  • сверхценные страхи

Самый распространенный вид страхов, встречающийся при работе с детьми. Он является плодом фантазии ребенка. К примеру, когда малыш боится темноты, выдумывая, что его комната кишит чудовищами и монстрами или боится купаться, потому что из крана вылезет бабайка. Такой страх опасен тем, что со временем полностью овладевает мыслями ребенка, что отражается на его психическом состоянии.

  • реальные страхи

Реальными называют страхи, которые являются следствием проявления инстинкта самосохранения при возникшей опасности.

  • невротические

Этот вид страхов напрямую связан с таким заболеванием, как невроз.

Для подобного страха характерно некое состояние ожидания появления опасности, не относящееся с конкретной ситуации или объекту.

  • возрастные страхи

Существуют детские страхи, считающиеся до определенного возраста нормой, а затем при самостоятельно исчезающие при правильном и гармоничном развитии ребенка.

0-6 мес – кроху могут напугать громкие звуки, неожиданные и резки действия, отсутствие матери6 мес – 1 год – громкие звуки, новые лица, резкая смена обстановки1-2 года – разлука с родителями, кошмары, незнакомые люди, врачи, страх получения травмы2-2,5 года – разлука с родителями, страх их потери или неприятия с их стороны, незнакомые дети-ровесники, ночные кошмары, гром, ливень, град и т .д.2,5-3 года – громоздкие предметы (холодильник, стиральная машина и т.д.), смена обстановки, экстренные события (развод родителей, смерть родных)3-5 лет – животные, насекомые, стихийные бедствия, ночные кошмары, болезни, врачи, преступники6-7 лет – боязнь одиночества, потери родителей, физического наказания и насилия, глубины, страхи, связанные с учебой и школой, боязнь сказочных персонажей (призраков, ведьм и чудовищ)7-8 лет – стихийные бедствия и катастрофы, темные помещения, одиночество, неприятие ровесников, родителей, учителей, страхи, связанные со школой, страх физического насилия8-9 лет – страх потери своих родителей, неприятия с их стороны, физического насилия, несостоятельности в школе, уличения в плохом поведении или лжи,9-11 лет – боязнь высоты, глубины, болезней, преступников, некоторых животных, страх не оправдать ожидания родителей и учителей11-14 лет – боязнь строгости и критики со стороны родителей и учителей, болезней и смерти, насилия, неприятие своей внешности, потери дорогих сердцу людей и вещей

Лечение страхов у детей

При правильном и полноценном развитии ребенка все возрастные страхи годам к 16 обычно исчезают. Но ошибочным является мнение, что у ребенка страхов не должно быть вообще. По мере роста и увеличения познавательной деятельности растущего человека избежать чувства тревоги и страха просто не представляется возможным.

Но, как говорится, все должно быть в меру. И если страхи мешают нормальной жизни ребенка, с ними необходимо бороться. Страхи, берущие начало в детстве, но не искорененные со временем, в итоге могут привести к очень негативным последствиям и вылиться в проблемы в общении, учебе, агрессию, комплексы, невротические проявления, трудности в социальной адаптации.

Поэтому родителям нужно вовремя заметить имеющиеся у их ребенка страхи, оценить степень их влияния на малыша и постараться помочь ребенку или обратиться за решением проблемы к специалистам. Особо внимательно стоит относиться к излишне ранимым, чувствительным и впечатлительным детям, ведь именно они чаще всего подвержены страхам.

Как же можно помочь ребенку бороться со своими страхами?

Общие принципы и подходы:

В первую очередь родителям нужно прислушиваться к своим детям: разговаривать с ними об их делах насущных, расспрашивать о проблемах, тревогах и чувствах, помогать в случае возникновения трудностей.

Но не стоит настаивать, если ребенок не готов открыться, это может его отпугнуть. В подобном случае родителям стоить занять тактику наблюдения и время от времени задавать наводящие вопросы.

Всегда давайте ваши детям понять, что они любимы вами и находятся под вашей защитой, не смотря ни на что. Малыши должны быть уверены в своих родителях, в том, что вы всегда сможете за них постоять.

Больше читайте хороших и добрых сказок и историй со счастливым концом. Смотрите мультики подобной тематики.Найдите ребенку дополнительные занятия и увлечения: отдайте в спорт, рисование, плавание, пение. Это позволит занять свободное время, выплескивать эмоции и энергию в нужное русло, больше общаться, обмениваться опытом и с другими детьми.

Ограничьте просмотр телевизора, новостей и программ с трагическими сюжетами, фильмов ужасом и триллеров.

Эффективные способы борьбы с детскими страхами

Среди множества методов и способов, направленных на борьбу с детскими страхами, особую популярность последние годы занимают игровые приемы. Игра – это не мечтание в одиночестве, это активная и главное совместная деятельность. В игровой форме легче усваиваются не только знания, но и многие привычки и навыки.

Дети начинают незаметно для себя корректировать свое поведение, преодолевая тем самым психологические трудности. Игры бывают ролевые (каждый человек играет свою определенную роль), предметные (игра с предметом) и смешанного типа (предметно-ролевые), организованные (имеющие четкие правила) и спонтанные (без правил).

С помощью данной методики проигрываются ситуации, вызывающие у ребенка стресс, что позволяет прожить их в воображаемой реальности, правильно отреагировать на них и тем самым освободиться от негативных переживаний. Главное, чтобы в подобных играх вымысел сочетался с реальностью с упором на положительные моменты.

Только не стоит превращать занятия в обязяловку. Настаивать на них не нужно. Ребенок должен сам захотеть справиться со своей проблемой. При отсутствии желания метод будет мало эффективен. Необходимо заинтересовывать ребенка, чтобы следующей игры он ждал с нетерпением.

Так как страхи у детей бывают разные, то и тактика поведения у родителей должна меняться в зависимости от вида страха. Нужно предлагать малышу разные варианты игр и занятий, в которых он сможет эмоционально очиститься, поигрывая и преодолевая свою боязнь.

Рисование тоже весьма продуктивный способ борьбы с детскими переживаниями. Рисунки отражают эмоции, интересы, переживания и характер человека. При изображении предмета, вызывающего тревогу, происходит уменьшение негативных эмоций, связанных с ожиданием чего-то пугающего.

С помощью рисования объект страха проходит некие стадии, постепенно теряя свою ужасность и становясь все менее значимым, либо превращаясь в значимый со знаком плюс. Ведь изображенный на бумаге страх – это нечто уже произошедшее, а значит не представляющее опасность. Перед началом работы со страхами с использованием данного метода порисуйте с ребенком на отвлеченные темы.

Только потом попросите его изобразить свой страх на листе. Обсудите получившийся рисунок, расспросите ребенка о его страхе, а затем постарайтесь представьте страх в положительном свете, используя юмор. Договоритесь, что фобию необходимо искоренить, а как, решать только малышу. Можно стереть рисунок ластиком, порвать на кусочки, выкинуть в мусорку или сжечь.

Обязательно удостоверьтесь, что ребенок больше не боится. Если это так, похвалите его за смелость и решительность, ведь это так важно – чувствовать поддержку и одобрение со стороны родителей. Закрепите результат рисованием на тему светлого будущего, допустим: Кем я хочу стать.

Малыш изобразит на листе свое будущее без страхов и тревог, за что его снова нужно будет похвалить.Даже если с помощью рисования страх не уйдет до конца, он станет намного слабее, потому что ребенок начнет чувствовать себя гораздо увереннее. Через некоторое время можно будет повторить занятие.

  • сказкотерапия

Весьма молодым, но уже довольно-таки успешным направлением практической психологии является сказкотерапия. Ведь именно в сказках невозможное становится возможным. В них можно смело мечтать, строить образы и достигать желаемого, а также разрушать и устранять то, что мешает осуществлению задуманного.

Получив опыт решения проблемы с помощью сказочных героев, ребенок сможет перенести его на реальную жизнь. Таким образом, обыграв страх в сказке и избавившись от него мифическим способом, ребенок вполне может перестать бояться его и в настоящей жизни.

Чего делать нельзя

Ни в коем случае не ругайте и не наказывайте ребенка за его страхи, даже если вам они кажутся пустяковыми.

Не стоит насмехаться над малышом, пытаясь увидеть в его действиях притворство или каприз, а также обзывать его трусом или боякой. Вы вешаете клеймо на человека, избавиться от которого потом очень трудно. К тому же после такого поведения ребенок может перестать вам доверять.

Не пытайтесь силой заставить ребенка пережить страх: не кидайте его в воду, если он боится глубины, не просите погладить собаку, если он от них шарахается и т.д. Так вы можете только навредить и поспособствовать более глубокому проникновению страха в сознание ребенка.

Важно осознавать, что чувство страха и беспокойство присуще всем людям и не стоит его бояться. Родители должны принимать своих детей такими, какие они есть со всеми их проблемами. Ведь если рядом близкий человек, готовый всегда прийти на помощь и защитить, побороть свои фобии становится лишь делом времени.

От мамы и папы нужна лишь забота и поддержка, умение выслушать и принять меры, найдя правильный подход к своему чаду. Если самостоятельно от страхов ребенку избавиться не удается, помните, что ребенка необходимо показать специалисту.

Личный опыт: как я навсегда избавилась от молочницы всего за один день!

luxmama.ru

«Мама, я умру?» Ужгородские психологи обнаружили: больше всего дети 5-6 лет боятся смерти и монстров / 2013 / Статьи / UZHGOROD.in

Татьяна Литерати, "Старий замок"  20 апреля 2013 13:24  89134079

«Мама, а правда, ты никогда не умрешь?» - Спросила в саду 6-летняя девочка свою маму. Дома она тоже не прекращала говорить о смерти, а перед сном вообще устроила истерику, боясь, что мама уйдет спать и не проснется. Оказалось, в саду тот день психолог проводил с дошкольниками тест на выявление страхов, одним из вопросов которого был «Боишься ли ты умереть?».

Современные дети не знают, кто такой Змей Горыныч

Диагностика детских страхов проводится в ужгородских дошкольных учреждениях уже в течение нескольких лет. «Мы пользуемся апробированной методикой Марины Панфиловой «Страхи в домиках», - рас сказала «Замка» заведующая центром практической психологии и социальной работы управления образования Ужгородского городского совета Анжелика Томей. - Суть ее заключается в том, что индивидуально предлагаем ребенку разместить страхи в домики: в черный - те, что его затрагивают, в красный - те, которых она не боится. Страхов есть 29, среди них и страх смерти».

Для чего нужны подобные тесты? Пани Анжелика говорит: в последние годы психологи всего мира заметили, что люди всех возрастов, а особенно дети, стали более тревожными, легче поддаются различного рода страхам и неуверенности.

Специалисты говорят, причина - в увеличении общедоступной информации о катастрофах, природных катаклизмах, социальных проблемах. Взрослые постоянно говорят дома о проблемах на работе, проявляют страх за свое будущее, что не может не сказаться на эмоциональном состоянии детей, это слышаших.

«Информация, которую получают психологи после тестов, предназначена для внутреннего пользования. Она позволяет незаметно для самого ребенка узнать его психологическое состояние и, при необходимости, провести его коррекцию», - отмечает Анжелика Томей.

Оказывается, больше всего ужгородские дошкольники 5-6 лет боятся собственной смерти, немного меньше - смерти родителей. После этих страхов вплотную идут ужасы, связанные с различными монстрами, чудовищами, сказочными персонажами. Причем современных детей больше не пугают Баба Яга или Змей Горыныч - часто они даже не знают, кто это такие. Зато когда малышей просят нарисовать саме большие свои страхи, они изображают разнообразных монстров, вампиров, окровавленных мертвецов т.п. Также многие дети боятся пожаров, страшных снов, стихии (ураганов, землетрясения), различных животных, а еще нападения бандитов.

 «Сейчас я вижу, что родители уже более сознательно относятся к тому, что их дети смотрят по телевизору, ограничивая их в просмотре жестоких мультиков. Особая же угроза, на мой взгляд, в японских мультфильмах-аниме, где не только пропагандируют агрессию, но и изображают героев без эмоций на лице. Просматривая такие мультики, дети притупляют способность правильно понимать эмоции других людей, что в будущем приведет к трудностям в общении со сверстниками», - отметила ужгородский психолог.

 У каждого возраста - свои страхи

Вместе с тем Анжелика Томей обратила внимание на то, что родителям не стоит опасаться определенных возрастных страхов ребенка, поскольку те или иные боязни присущи каждому человеку. Так, вполне естественно, что малыш в 1,5 года боится незнакомых людей, врачей (уколов), животных (волка).

В 2-3 года приходят страхи темноты, наказания, боязнь оставаться без мамы. В младшем дошкольном возрасте детям свойственно бояться сказочных персонажей, боли, темноты, одиночества, закрытого пространства. А уже 5-6-летние дети начинают задумываться над вопросами смерти, боятся войны, глубины, страшных персонажей, наказания.

Интересно, что девочки, как лица более эмоциональны, имеют куда больше страхов, чем мальчики. Возможно, поэтому они острее переносят психологические нагрузки школьного возраста. В это время дети начинают бояться быть не такими, как все, хуже кого-то. А непреодоленные детские страхи или проблемы в семье только придают им неуверенности.

Рекомендации психологов по этому поводу просты. Они советуют внести в жизнь семьи больше позитива: не ссориться при детях, заменить просмотр телевизора активными занятиями (прогулками, спортом), не критиковать за мелочи. А еще говорить с детьми об их страхах: спокойно объяснить, что такое смерть, рассказать о причине природных явлений, расширить круг людей, которым бы сочувствовал ребенок, таким образом отвлекая его от собственных переживаний.

uzhgorod.in

Страхи и слезы у ребенка 6 лет.: ru_psiholog

nikachigina (nikachigina) wrote in ru_psiholog, 2014-10-02 20:09:00 Добрый вечер! Прошу помощи и советов. Есть мальчик, 6 лет (будет через 2 недели), лет с 3 начал бояться спать без света, разрешаем свет в детской оставлять, потом периодически совершал попытки "прорваться" во взрослую спальню. Страхи никак не определяет. Спрашивали - чего боится, ответ "боюсь спать один". Попытки понять почему, не увенчались успехом. "Боюсь и все". Уговаривали, разговаривали - бесполезно. В принудительном порядке выгоняем. Вроде, прокатывает. Но все равно периодически приходит с трагическим лицом и "я боюсь..". Боится ходить в кино, на детские мультики есс-но.Рыдает и просит уйти при мало-мальски напряженном моменте. Кричит "я боюсь". Повели на Новый год на детский спектакль "Изумрудный город".Спектакль начался с тревожной музыки, ураган, домик Элли прилетел. Заорал на весь зал "я боюсь". Стал рыдать, проситься домой. Прямо паника. Теперь стал бояться "что не получится". Мы записали его в бассейн в группу детей с тренером. Плавать он не умеет. Там на первой тренировке он выпустил из рук дощечку и стал тонуть. Его вытащила девочка, которая рядом тренировалась. Он испугался. Потом после переодевания не знал куда идти и стал плакать. (Папа ждал его за дверью раздевалки, т.к. взрослых в раздевалку не пускают.) Первое впечатление было испорчено. На вторую тренировку не хотел идти, пускал слезу.Папа купил ему нарукавники, обещал поговорить с тренером. Поехали. Там он стал уже подвывать, но пошел. Через 15 минут его вывели - он устроил рыданья и завывания "я боюсь, я не хочу". Как тренер его ни уговаривала, - не согласился. Дома я его отругала. Назвала трусом и сказала, что он меня разочаровал. У него вид был виноватый, но довольный, сказал что не хочет в бассейн больше ходить и не пойдет. К слову, до этого воду любил и на море с удовольствием плавал в жилете, в папой несколько раз ходил в бассейн.Сегодня в детском саду воспитательница сказала, что отказывался мастерить грушу из пластелина и бумаги и стал рыдать(!), что не хочет и у него не получится. В детский сад ходит давно и с удовольствием, проблем с воспитателями не было, ходить не отказывался. И сказали, что такое не в первый раз. Меня расстраивает эта трусость, ведь он мальчик. И нежелание чем-то заниматься, помимо компьютерных игр и игр на планшете. Он вообще сам себя не умеет занимать, только если с ним сидишь, может что-то делать. А я не могу с ним сидеть, недавно родился второй ребенок (ему 3 месяца). Вобщем, сумбурно описала, но меня это тревожит. что я делаю не так? Что можно предпринять? Хотела бы найти хорошего детского психолога (мы в Москве), но не знаю где и как искать. Сейчас психологов много, но они стоят немало, но среди них 10% стоящих. Так как я в декрете, муж один работает, лишний денег нет. Но я готова даже взять в долг, только бы не попасть на недоучку, и не выбросить деньги с 0 результатом.

PhotoHint http://pics.livejournal.com/igrick/pic/000r1edq

ru-psiholog.livejournal.com

Ребенок 6 лет боится всего | Ребенок подросток

» Ребенок подросток

Детские страхи от 5 до 7 лет

У 6-летних детей уже развито понимание, что кроме хороших, добрых и отзывчивых родителей есть и плохие. Плохие - это не только несправедливо относящиеся к ребенку, но и те, которые ссорятся и не могут найти согласия между собой. Отражение мы находим в типичных для возраста страхах перед чертями как нарушителями социальных правил и сложившихся устоев, а заодно и как представителями потустороннего мира. В большей степени подвержены боязни чертей послушные дети, испытавшие характерное для возраста чувство вины при нарушении правил, предписаний по отношению к значимым для них авторитетным лицам.

Возрастные проявления навязчивости, тревожности и мнительности сами проходят у детей, если родители жизнерадостны, спокойны, уверены в себе, а также если они учитывают индивидуальные и половые особенности своего ребенка.

Тревожные ожидания детей рассеиваются спокойным анализом, авторитетным разъяснением и убеждением. В отношении мнительности самое лучшее - не подкреплять ее, переключить внимание ребенка, побегать вместе с ним, поиграть, вызвать физическое утомление и постоянно самим выражать твердую уверенность в определенности происходящих событий.

Так, мальчик 6 лет из неполной семьи (отец ушел после развода) панически боялся Змея Горыныча. Он дыхнет - и все , - так он объяснял свой страх. Под словом все он подразумевал смерть. Никто не знает, когда может прилететь Змей Горыныч, поднявшись из глубин его подсознания, но ясно, что он может внезапно захватить воображение беззащитного перед ним мальчика и парализовать его волю к сопротивлению.

Или же приведем случай с мальчиком 5 лет, который боялся всего на свете , был беспомощным и одновременно заявлял: Я - как мужчина . Своей инфантильностью он был обязан тревожной и чрезмерно опекающей матери, которая хотела иметь девочку и не учитывала его стремления к самостоятельности в первые годы жизни. Мальчик тянулся к отцу и стремился во всем походить на него. Но отец был отстранен от воспитания властной матерью, блокирующей все его попытки оказать какое-либо влияние на сына.

Невозможность идентификации с ролью зажатого в семье и неавторитетного отца при наличии беспокойной и гиперопекающей матери - это и есть семейная ситуация, способствующая уничтожению активности и уверенности в себе у мальчиков.

Мальчик не мог быть и самим собой, так как его властная мать, потерпев поражение с уходящим из-под ее влияния отцом, пыталась взять реванш в борьбе за сына, который, по ее словам, во всем походил на презираемого мужа и был таким же вредным, ленивым, упрямым. Надо сказать, что сын был нежеланным, и это постоянно сказывалось на отношении к нему матери, которая была строгой к эмоционально чувствительному мальчику, без конца делала ему замечания и наказывала. Кроме того, она чрезмерно опекала сына, держала под неусыпным контролем и останавливала любые проявления самостоятельности.

В беседе с мальчиком мы обнаружили не только возрастные страхи, но и много идущих из предшествующего возраста страхов, в том числе наказания со стороны матери, темноты, одиночества и замкнутого пространства. Наиболее выражен был страх одиночества, и это объяснимо. У него нет друга и защитника в семье, он - эмоциональная сирота при живых родителях.

К страхам приводят и неоправданная строгость, жестокость отца в отношениях с детьми, физические наказания, игнорирование духовных запросов и чувства собственного достоинства.

При отсутствии идентификации с матерью и у девочек может теряться уверенность в себе. Но в отличие от мальчиков они становятся скорее тревожными, чем боящимися. Если к тому же девочка не может выразить любовь к отцу, то уменьшается жизнерадостность, а тревожность дополняется мнительностью, что приводит в подростковые годы к депрессивному оттенку настроения, ощущению своей никчемности, неопределенности чувств, желаний.

Нередко во сне детям этого возраста может привидеться разлука с родителями, обусловленная страхом их исчезновения и потери. Подобный сон опережает страх смерти родителей в младшем школьном возрасте.

Таким образом, в 5-7 лет сновидения воспроизводят настоящие, прошлые (Баба Яга) и будущие страхи. Косвенно это указывает на наибольшую насыщенность старшего дошкольного возраста страхами.

Мальчик 6 лет, имеющий строгого отца, который готовит его к школе, рассказал нам свой сон: Иду я по улице и вижу, как навстречу мне идет Кощей Бессмертный, он отводит меня в школу и задает задачу: Сколько будет 2+2? Ну, я, конечно, сразу проснулся и спросил маму, сколько будет 2+2, снова заснул и ответил Кощею, что будет 4 . Страх ошибиться преследует ребенка даже во сне, и он ищет поддержки у матери.

Страх смерти - своего рода нравственно-этическая категория, указывающая на известную зрелость чувств, их глубину, и поэтому наиболее выражен у эмоционально чувствительных и впечатлительных детей, обладающих к тому же способностью к абстрактному, отвлеченному мышлению.

По данным корреляционного анализа, страх смерти тесно связан со страхами нападения, темноты, сказочных персонажей (более активно действующих в 3-5 лет), заболевания и смерти родителей (более старший возраст), жутких снов, животных, стихии, огня, пожара и войны.

При неблагоприятных жизненных обстоятельствах страх смерти способствует усилению многих связанных с ним страхов. Так, девочка 7 лет после смерти любимого хомячка стала плаксивой, обидчивой, перестала смеяться, не могла смотреть и слушать сказки, так как от жалости к героям плакала навзрыд и долго не могла успокоиться.

Как мы видим, случай с хомячком пришелся как раз на возрастной максимум страха смерти, актуализировал его и привел к непомерному разрастанию в воображении впечатлительной девочки.

Анализируя его страхи, мы хотели понять, чем они мотивированы. О страхе смерти специально не спрашивали, чтобы не привлекать к нему лишнего внимания, но данный страх мог быть безошибочно вычислен из комплекса связанных с ним страхов темноты, замкнутого пространства, высоты и животных.

Во-первых, из семьи год назад ушел отец, исчезнув, в представлении ребенка, навсегда, поскольку мать не разрешала встречаться с ним. Но нечто подобное было и раньше, когда тревожно-мнительная по характеру мать чрезмерно опекала сына и всячески стремилась не допускать на него влияния решительного отца. Тем не менее, после развода ребенок стал более неустойчивым в поведении и капризным, временами без причин повышенно возбудимым, боялся нападения и перестал оставаться один. Вскоре в полную силу зазвучали другие страхи.

Вообще - это значит, что она не любит всех представителей мужского пола, так как считает себя мужчиной , зарабатывая к тому же больше, чем бывший муж. Сразу после вступления в брак она как эмансипированная женщина развернула непримиримую борьбу за свое женское достоинство , за право единолично распоряжаться в семье.

Недаром он боялся, что его украдут. У него уже украли активность, самостоятельность и мальчишеское я . Невротическое, болезненное состояние мальчика словно подсказывало матери, что ей нужно перестроить себя, но она упрямо не считала нужным это сделать, продолжая обвинять сына в упрямстве.

Через 10 лет она снова пришла к нам - с жалобами на отказ сына посещать школу. Это было следствием негибкости ее поведения и неумения сына общаться со сверстниками в школе.

Непереносимость ожидания проявляется в том, что ребенок эмоционально перегорает до наступления какого-то определенного, заранее намеченного события, например, прихода гостей, посещения кино и т. д.

Обоим родителям свойственны обостренное чувство долга, трудность компромиссов в сочетании с нетерпеливостью и плохой переносимостью ожидания, максимализмом и негибкостью мышления по типу - все или ничего . Как и отцы, мальчики не уверены в себе и боятся не оправдать внушенных завышенных требований родителей. Образно говоря, мальчики при навязчивом страхе опоздать боятся не успеть на свой мальчишеский поезд жизни, проносящийся без остановок из прошлого в будущее, минуя полустанок настоящего.

Навязчивый страх опоздать - это симптом болезненно заостренного и фатально неразрешимого внутреннего беспокойства, т. е. невротической тревоги, когда прошлое пугает, будущее тревожит, а настоящее волнует и озадачивает.

Вот что произошло с девочкой 6 лет, живущей с мнительной бабушкой. Однажды она прочитала (уже умела читать) в аптеке о том, что нельзя есть пищу, на которую сядет муха. Потрясенная столь категоричным запретом, девочка стала испытывать чувство вины и беспокойства за его неоднократные нарушения . Боялась оставлять пищу, ей казалось, что на ее поверхности находятся какие-то точки и пр.

Чтобы заразиться подобными страхами, нужно быть психологически незащищенным со стороны родителей и иметь уже высокий уровень тревожности, подкрепленной беспокойной и во всем опекающей бабушкой.

Детские страхи - эмоциональные реакции детей на ситуацию угрозы (реальную или воображаемую), или на.

У мужчин и женщин разные подходы к страхами у детей. Если женщина собирается реагировать на детские.

Под понятием «страх» понимается самая сильная отрицательная эмоциональная реакция, возникающая в сит.

Можно сказать: Единственное, что мы не знаем никогда - это то, что нам приснится ночью . Действител.

Правила для ребенка дошкольного возраста должны быть ясными и простыми. Тогда ребенок знает заранее.

Когда ваш ребенок пошел в школу, первые месяцы именно школа становится его главным делом и ведущей д.

«Как стать психологом для себя, для семьи и для дела»

Обучение на тренера, психолога-консультанта и коуча. Диплом о профессиональной переподготовке

Элитная программа саморазвития для лучших людей и выдающихся результатов

http://www.psychologos.ru/articles/view/detskie-strahi-ot-5-do-7-let

Детские страхи от 5 до 7 лет

У 6-летних детей уже развито понимание, что кроме хороших, добрых и отзывчивых родителей есть и плохие. Плохие - это не только несправедливо относящиеся к ребенку, но и те, которые ссорятся и не могут найти согласия между собой. Отражение мы находим в типичных для возраста страхах перед чертями как нарушителями социальных правил и сложившихся устоев, а заодно и как представителями потустороннего мира. В большей степени подвержены боязни чертей послушные дети, испытавшие характерное для возраста чувство вины при нарушении правил, предписаний по отношению к значимым для них авторитетным лицам.

Возрастные проявления навязчивости, тревожности и мнительности сами проходят у детей, если родители жизнерадостны, спокойны, уверены в себе, а также если они учитывают индивидуальные и половые особенности своего ребенка.

Тревожные ожидания детей рассеиваются спокойным анализом, авторитетным разъяснением и убеждением. В отношении мнительности самое лучшее - не подкреплять ее, переключить внимание ребенка, побегать вместе с ним, поиграть, вызвать физическое утомление и постоянно самим выражать твердую уверенность в определенности происходящих событий.

Так, мальчик 6 лет из неполной семьи (отец ушел после развода) панически боялся Змея Горыныча. Он дыхнет - и все , - так он объяснял свой страх. Под словом все он подразумевал смерть. Никто не знает, когда может прилететь Змей Горыныч, поднявшись из глубин его подсознания, но ясно, что он может внезапно захватить воображение беззащитного перед ним мальчика и парализовать его волю к сопротивлению.

Или же приведем случай с мальчиком 5 лет, который боялся всего на свете , был беспомощным и одновременно заявлял: Я - как мужчина . Своей инфантильностью он был обязан тревожной и чрезмерно опекающей матери, которая хотела иметь девочку и не учитывала его стремления к самостоятельности в первые годы жизни. Мальчик тянулся к отцу и стремился во всем походить на него. Но отец был отстранен от воспитания властной матерью, блокирующей все его попытки оказать какое-либо влияние на сына.

Невозможность идентификации с ролью зажатого в семье и неавторитетного отца при наличии беспокойной и гиперопекающей матери - это и есть семейная ситуация, способствующая уничтожению активности и уверенности в себе у мальчиков.

Мальчик не мог быть и самим собой, так как его властная мать, потерпев поражение с уходящим из-под ее влияния отцом, пыталась взять реванш в борьбе за сына, который, по ее словам, во всем походил на презираемого мужа и был таким же вредным, ленивым, упрямым. Надо сказать, что сын был нежеланным, и это постоянно сказывалось на отношении к нему матери, которая была строгой к эмоционально чувствительному мальчику, без конца делала ему замечания и наказывала. Кроме того, она чрезмерно опекала сына, держала под неусыпным контролем и останавливала любые проявления самостоятельности.

В беседе с мальчиком мы обнаружили не только возрастные страхи, но и много идущих из предшествующего возраста страхов, в том числе наказания со стороны матери, темноты, одиночества и замкнутого пространства. Наиболее выражен был страх одиночества, и это объяснимо. У него нет друга и защитника в семье, он - эмоциональная сирота при живых родителях.

К страхам приводят и неоправданная строгость, жестокость отца в отношениях с детьми, физические наказания, игнорирование духовных запросов и чувства собственного достоинства.

При отсутствии идентификации с матерью и у девочек может теряться уверенность в себе. Но в отличие от мальчиков они становятся скорее тревожными, чем боящимися. Если к тому же девочка не может выразить любовь к отцу, то уменьшается жизнерадостность, а тревожность дополняется мнительностью, что приводит в подростковые годы к депрессивному оттенку настроения, ощущению своей никчемности, неопределенности чувств, желаний.

Нередко во сне детям этого возраста может привидеться разлука с родителями, обусловленная страхом их исчезновения и потери. Подобный сон опережает страх смерти родителей в младшем школьном возрасте.

Таким образом, в 5-7 лет сновидения воспроизводят настоящие, прошлые (Баба Яга) и будущие страхи. Косвенно это указывает на наибольшую насыщенность старшего дошкольного возраста страхами.

Мальчик 6 лет, имеющий строгого отца, который готовит его к школе, рассказал нам свой сон: Иду я по улице и вижу, как навстречу мне идет Кощей Бессмертный, он отводит меня в школу и задает задачу: Сколько будет 2+2? Ну, я, конечно, сразу проснулся и спросил маму, сколько будет 2+2, снова заснул и ответил Кощею, что будет 4 . Страх ошибиться преследует ребенка даже во сне, и он ищет поддержки у матери.

Страх смерти - своего рода нравственно-этическая категория, указывающая на известную зрелость чувств, их глубину, и поэтому наиболее выражен у эмоционально чувствительных и впечатлительных детей, обладающих к тому же способностью к абстрактному, отвлеченному мышлению.

По данным корреляционного анализа, страх смерти тесно связан со страхами нападения, темноты, сказочных персонажей (более активно действующих в 3-5 лет), заболевания и смерти родителей (более старший возраст), жутких снов, животных, стихии, огня, пожара и войны.

При неблагоприятных жизненных обстоятельствах страх смерти способствует усилению многих связанных с ним страхов. Так, девочка 7 лет после смерти любимого хомячка стала плаксивой, обидчивой, перестала смеяться, не могла смотреть и слушать сказки, так как от жалости к героям плакала навзрыд и долго не могла успокоиться.

Как мы видим, случай с хомячком пришелся как раз на возрастной максимум страха смерти, актуализировал его и привел к непомерному разрастанию в воображении впечатлительной девочки.

Анализируя его страхи, мы хотели понять, чем они мотивированы. О страхе смерти специально не спрашивали, чтобы не привлекать к нему лишнего внимания, но данный страх мог быть безошибочно вычислен из комплекса связанных с ним страхов темноты, замкнутого пространства, высоты и животных.

Во-первых, из семьи год назад ушел отец, исчезнув, в представлении ребенка, навсегда, поскольку мать не разрешала встречаться с ним. Но нечто подобное было и раньше, когда тревожно-мнительная по характеру мать чрезмерно опекала сына и всячески стремилась не допускать на него влияния решительного отца. Тем не менее, после развода ребенок стал более неустойчивым в поведении и капризным, временами без причин повышенно возбудимым, боялся нападения и перестал оставаться один. Вскоре в полную силу зазвучали другие страхи.

Вообще - это значит, что она не любит всех представителей мужского пола, так как считает себя мужчиной , зарабатывая к тому же больше, чем бывший муж. Сразу после вступления в брак она как эмансипированная женщина развернула непримиримую борьбу за свое женское достоинство , за право единолично распоряжаться в семье.

Недаром он боялся, что его украдут. У него уже украли активность, самостоятельность и мальчишеское я . Невротическое, болезненное состояние мальчика словно подсказывало матери, что ей нужно перестроить себя, но она упрямо не считала нужным это сделать, продолжая обвинять сына в упрямстве.

Через 10 лет она снова пришла к нам - с жалобами на отказ сына посещать школу. Это было следствием негибкости ее поведения и неумения сына общаться со сверстниками в школе.

Непереносимость ожидания проявляется в том, что ребенок эмоционально перегорает до наступления какого-то определенного, заранее намеченного события, например, прихода гостей, посещения кино и т. д.

Обоим родителям свойственны обостренное чувство долга, трудность компромиссов в сочетании с нетерпеливостью и плохой переносимостью ожидания, максимализмом и негибкостью мышления по типу - все или ничего . Как и отцы, мальчики не уверены в себе и боятся не оправдать внушенных завышенных требований родителей. Образно говоря, мальчики при навязчивом страхе опоздать боятся не успеть на свой мальчишеский поезд жизни, проносящийся без остановок из прошлого в будущее, минуя полустанок настоящего.

Навязчивый страх опоздать - это симптом болезненно заостренного и фатально неразрешимого внутреннего беспокойства, т. е. невротической тревоги, когда прошлое пугает, будущее тревожит, а настоящее волнует и озадачивает.

Вот что произошло с девочкой 6 лет, живущей с мнительной бабушкой. Однажды она прочитала (уже умела читать) в аптеке о том, что нельзя есть пищу, на которую сядет муха. Потрясенная столь категоричным запретом, девочка стала испытывать чувство вины и беспокойства за его неоднократные нарушения . Боялась оставлять пищу, ей казалось, что на ее поверхности находятся какие-то точки и пр.

Чтобы заразиться подобными страхами, нужно быть психологически незащищенным со стороны родителей и иметь уже высокий уровень тревожности, подкрепленной беспокойной и во всем опекающей бабушкой.

Детские страхи - эмоциональные реакции детей на ситуацию угрозы (реальную или воображаемую), или на.

У мужчин и женщин разные подходы к страхами у детей. Если женщина собирается реагировать на детские.

Под понятием «страх» понимается самая сильная отрицательная эмоциональная реакция, возникающая в сит.

Можно сказать: Единственное, что мы не знаем никогда - это то, что нам приснится ночью . Действител.

Правила для ребенка дошкольного возраста должны быть ясными и простыми. Тогда ребенок знает заранее.

Когда ваш ребенок пошел в школу, первые месяцы именно школа становится его главным делом и ведущей д.

«Как стать психологом для себя, для семьи и для дела»

Обучение на тренера, психолога-консультанта и коуча. Диплом о профессиональной переподготовке

Элитная программа саморазвития для лучших людей и выдающихся результатов

http://www.psychologos.ru/articles/view/detskie-strahi-ot-5-do-7-let

Почему ребенок боится? Страхи детей от 3 до 7 лет.

Итак, продолжаем тему детских страхов. В прошлый раз мы говорили о страхах, свойственных детям до трех лет.

Сегодня мы будем говорить про возрастные страхи детей 3-7 лет.

Дети в этом возрасте остро ориентированы на взаимоотношения с родителем противоположного пола. Если же такое общение затруднено, конфликтно, недостаточно эмоционально, то это приводит к возрастающей тревоге у ребенка. Эта тревога может перерасти в следующие детские страхи: страх одиночества, темноты, замкнутого пространства.

В связи с развитием мышления и воображения с новой силой могут проявиться страхи разных волшебных персонажей: скелеты, бабайки, прячущиеся под кроватью и т.п. Эта тревога устраняется путем совместных игр, проявления внимания, тактильных ласк ребенка.

Ребенок стремится к самостоятельности, но, с другой стороны, боится ее, и в этот период для него важна поддержка родителей. Они могут сгладить этот период, создав для ребенка стабильную среду, обеспечив ему уверенность в завтрашнем дне.

Также важно, чтобы ребенок чувствовал уверенность в себе, а для этого ему необходима поддержка родителей, важно правильно сбалансировать границы, запреты, права и обязанности ребенка.

Еще хотелось бы отметить важность общения со сверстниками в этом возрасте. При общении дети проигрывают беспокоящие их темы, страхи, и тем самым их прорабатывают, приобретают навыки психологических защит, устойчивость к стрессогенным воздействиям.

Детские страхи от пяти до семи лет

На этом этапе дети часто ставят родителей в тупик тем, что задают вопросы «Откуда я взялся?», а логическим следствием из этого вопроса является «А куда я денусь?». Очень важна реакция родителей на этот вопрос.

Когда же родители избегают этих тем, заминают их, то у ребенка может, во-первых, сформироваться чувство стыда по отношению к «половому» вопросу и, во-вторых, появиться ярко выраженный страх смерти, так как «родители сами боятся мне про это говорить, наверное, это что-то жуткое».

Подробный разбор этого вопроса смотрите в семинаре: #171;Как поговорить с ребенком про смерть?#187;

Обычно ребенок на протяжении месяца или двух активно интересуется этими вопросами. Возрастной страх смерти может переживаться по-разному. Кто-то будет приставать ко всем с вопросами «А когда я/ты/мама/бабушка и т.п. умрет?», с просьбами не умирать.

Признаки активного переживания этого страха можно заметить и в играх ребенка. Это игры в войну, больницу, различные нападения и т.п., часто ребенок начинает брать в играх на себя негативную роль, например, роль злодея, который всех убивает.

Чем же могут помочь родители на этом этапе развития?

Есть еще один вариант, помогающий детям наглядно понять данную тему #8212; это использование метафоры, сравнения. Например, жизнь цветка (цветок растет, цветет, вянет, но он оставляет семена, из которых вырастут новые цветы), или круговорот воды в природе.

Ближе к школьному возрасту у детей может появиться тревожность по поводу учебы в 1 классе. Обычно это провоцируется самими родителями. Если они суетятся по этому поводу, активно и резко начинают грузить ребенка учебой, курсами по подготовке и т.п., а это значит #8212; значительно увеличивают нагрузку на нервную систему, то ребенок истощается физически и психически еще до начала учебы в школе.

Как и родители, он тоже начинает активно переживать переход в статус школьника. Из этого вывод: родителям самим не надо так нервничать по поводу учебы в школе.

Я перечислила основные страхи детей дошкольного возраста.

Все переживают их по-разному. Кто-то незаметно, кто-то ярко выражено. Но в любом случае, ребенок не может справиться с ними без поддержки взрослого, без защиты родителей, без уверенности в них и себе.

Родители могут обеспечить ребенку максимально комфортную среду. Под этим я понимаю четкий режим, стабильность семейной ситуации, четкость и рациональность правил и границ, принятие личности ребенка, адекватную оценку активности ребенка.

Очень важен и социальный, игровой опыт ребенка #8212; он дает ему механизмы борьбы со страхами.

И еще один момент. Помните, что у тревожных родителей #8212; тревожные дети, а у уверенных #8212; уверенные.

В общем, не так уж все и страшно, дорогие родители, как это может показаться.

Детский психолог, сказкотерапевт, автор серии печатных книг издательства Питер.

Специалист по гармонизации детско-родительских отношений.

#171;Дети #8212; лучшая мотивация для самосовершенствования!

About The Author

Создательница проекта. Детский психолог, автор печатных книг. Я помогаю растить счастливых детей!

Related Posts

Иногда я и сама их пугаю тем, что можно умереть, если сьесть например неизвестный гриб или выпить из неизвестной бутылочки что-то, и даже усиленно объясняю, если они не поняли или должным образом не испугались, что это не изменить, человек умер и его нет!

Вот наверное так и формируются страхи, сами родители создают им предпосылки!

Когда я была маленькой, как раз лет в 5, моя мама сказала, что она волшебница и она заколдовала всю нашу семью и мы все никогда не умрем! Отлично сработало! Я никогда в детстве не думала о смерти)) и не боялась ее, я была заколдована!

http://detologiya.ru/pochemu-rebenok-boitsya/

Комментариев пока нет!

psihotime.ru

Тревожный ребенок. Психология

Что это?

Тревожность – это индивидуальная психологическая особенность, заключающаяся в повышенной склонности испытывать беспокойство в самых различных жизненных ситуациях, в том числе и тогда, когда повода для беспокойства нет.

Когда проявляется?

В 2 года дети чаще всего боятся чего-то определенного – например, кабинета врача. Начиная примерно с трехлетнего возраста, число конкретных страхов уменьшается, но им на смену приходят страхи символические – например, боязнь темноты и одиночества. В 6-7 лет ведущим становится страх собственной смерти, в 7-8 лет – страх смерти родителей. В 7-11 лет ребенок больше всего боится быть «не тем», сделать что-то не так, не соответствовать общепринятым ожиданиям и нормам.

Причины возникновения

Однозначного ответа на вопрос: «Что является причиной тревожности?», но большинство специалистов считают, что тревожность развивается в результате нарушения детско-родительских отношений, когда ребенок находится в ситуации внутреннего конфликта, вызванного:

  • неадекватными требованиями родителей к возможностям своего ребенка

  • повышенной тревожностью самих родителей

  • непоследовательностью родителей при воспитании ребенка

  • предъявлением ребенку противоречивых требований

  • чрезмерной эмоциональностью одного или обоих родителей

  • стремлением родителей сравнивать достижения своего ребенка с достижениями других детей

  • авторитарным стилем воспитания в семье

  • гиперсоциальностью родителей – стремлением все сделать правильно, во всем соответствовать общепринятым стандартам и нормам.

Чем сопровождается?

Тревожные дети часто имеют заниженную самооценку, они болезненно воспринимают критику в свой адрес, склонны обвинять себя во всех неудачах, боятся браться за новое сложное задание. Обычно попав в игровую комнату, тревожный ребенок ждет конкретных указаний и инструкций от взрослого: что можно делать, чего нельзя. Многие дети молчат, плохо идут на контакт с другими и чувствуют себя неуверенно.

Такие дети, как правило, чаще других подвергаются манипуляциям со стороны взрослых и сверстников. Кроме того, чтобы вырасти в собственных глазах, тревожные дети любят покритиковать других.

Что делать?

Чтобы помочь повысить самооценку тревожным детям, следует оказывать им поддержку, проявлять искреннюю заботу, как можно чаще давать позитивную оценку их действиям. Тревожного ребенка не стоит привлекать к соревновательным играм. Не нужно заставлять его заниматься незнакомыми видами деятельность, не дав вначале посмотреть, как это делают его сверстники. Тревожных детей с флегматическим или меланхолическим типом темперамента не надо подгонять – пусть действуют в привычном для них темпе.

Для снижения уровня тревожности хорошо подходят ролевые игры, в которых ребенок играл бы слабых, трусливых персонажей. Используя прием доведения данной роли до абсурда, ребенок может увидеть свой страх со стороны, уменьшить его значимость. Также тревожному ребенку будут полезны героические роли: с их помощью он приобретает уверенность в том, что справится с трудностями.

При этом важно не только развить игровую ситуацию, но и обсудить с ребенком то, как он может использовать полученный в игре опыт в реальной жизни.

medportal.ru