Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
комбинированного вида города Тюмени

Кризис развития детей 6-7 лет наступление «кризиса 6-7 лет». Кризис ребенка в 6 лет


кризис 6-7 лет - развитие ребенка 5-6 лет - Каталог статей о раннем развитии

Кризис 6-7 лет - соединительное звено дошкольного и школьного возраста. Этот возраст называют также возрастом смены зубов и возрастов вытягивания. В начале седьмого года жизни дети резко меняют домашнее поведение: в ответ на привычные требования и указания родителей начинают спорить, хитрить, проявляют упрямство. Нарушается координация между действием взрослого и ответным действием ребенка. Сначала в реакции ребенка возникает пауза, затем может последовать спор и открытое нарушение установленного правила. Ребенок тоже испытывает дефицит "обратной связи". Для него в этот период внезапно ставится под сомнение все осмысленное до того существование. Задаются вопросы "Зачем? Почему? Как?". И если подросток может действительно задать этот вопрос, то ребенок младшего возраста, нарушая правило, как бы обращается к нам с такими вопросами. Характерен этот возраст и утерей непосредственности, что означает привнесение интеллектуального момента в поступки ребенка - в каждом переживании и проявлении переживания теперь появляется интеллектуальный момент. Ребенок начинает понимать, что значит "я радуюсь", "я сержусь", "я огорчен", у него возникает осмысленная ориентировка в собственных переживаниях. Переживания приобретают смысл.

 (По материалам психологического центра "Аметист")

 

Кризис 6-7 лет не случаен. Он происходит в очень значимый момент в жизни ребенка: малыш становится первоклассником.

Для ребенка, пришедшего в школу, жизнь в одночасье изменилась. Вот прошел первый эмоциональный подъем, связанный с первым сентября и значимостью новой роли, которую получил ребенок в семье. Однако теперь оказывается, что школа - это не только новенький ранец, яркие учебники и красивая форма. Нужно жить по строгому режиму, выполнять уроки, нести постоянную ответственность за свои успехи и неуспехи. К этому прибавляются и социальные сложности. Учитель уже не склонен так много уделять внимания тебе одному, как это было до школы в семье; твои одноклассники - все люди со своими характерами и особенностями,   возникает еще и сложный психологически момент оценочности, и, неизбежно, сравнения с другими детьми в классе. Быстро накапливается утомление от непривычной нагрузки. Все это может вызвать разного рода сложности. Проявляются они у всех по-разному. У кого-то в виде перевозбуждения, у кого-то апатии, снижения работоспособности, эмоционального тонуса. Человечек вынужден не только полностью перестроить собственную жизнь, но и переоценить себя заново, найти свое место в новой социальной системе. Тут от нас, взрослых, опять понадобится терпение, понимание и поддержка. Только тогда наши дети смогут идти по этапам своего роста бесстрашно, проходя их активно и с пользой, когда будут ощущать наши понимание, поддержку и внимание. Однако, они не имеют ничего общего с потаканием.

Кто-то спросит, а как же найти верный путь между потаканием и требовательной дисциплиной? Думаю, он находится в золотой середине. Найти его можно в любви родителей, их терпении, доверии, наблюдательности и интуиции.

Попробуйте - обязательно получится. Ведь мы тоже растем и учимся вместе с нашими детьми. Их уроки - это и наши уроки.

(По материалам "Монтессори-журнал")

detrazvitie.ucoz.ru

Детская психология кризис 6 лет

Зачастую неожиданное поведение ребенка в критические возрастные периоды взрослые воспринимают с большим негативом. В старшем дошкольном возрасте 6 7 лет сюжет игры представляет логическое развитие какой-либо темы в образах, действиях, отношениях. Если родители все-таки решили проконсультироваться с врачом, нужно обратиться к детскому психологу. Поскольку самостоятельно руководить всеми переживаниями ему сложно, появляется упрямство, манерность, агрессивность, капризы.

У кого-то он проходит за месяц, а кто-то переходит на следующую ступень развития на протяжении целого года. Поэтому вооружитесь терпением и спокойно помогайте ребенку преодолеть очередной кризис в его жизни. Просто надо набраться терпения и помочь пережить его ребенку. Если в кризис 3 лет ребенок учится выделять себя из окружающего мира, то в рассматриваемый период, он учится общаться с собой, и понимать себя. У некоторых детей перелом начинается в 6 лет, а у кого-то смещается к 8 годам. Ребенок понимает, что они принадлежат только ему. Сюжетом становится отражаемая в детских играх действительность. Сейчас узнаем! Ваш ребенок просто стал немного старше, потеряв ту свою непосредственную импульсивность, которая выражалась в одном лишь единственном слове хочу. Без всякой на то причины малыш начинает кривляться, корчить рожицы, коверкать слова, появляется манерность в движениях. Невнимание к ребенку во время кризиса 6-7 лет может привести к риску заболевания неврозом. К семи годам завершается созревание лобного отдела больших полушарий, что создает возможность для осуществления целенаправленного произвольного поведения, планирования действий.

Кризис 7 лет у детей: признаки и способы преодоления

Но этого можно избежать, если вовремя заметить проявления кризиса. И вот мы плавно подошли к вопросу о том, почему возникает кризис у детей семи лет. Прежних детских развивающих игр больше недостаточно. Он был описан в литературе раньше остальных и всегда связывался с началом школьного обучения. Если ребенок пошел в школу в 6 лет, то у него будет кризис в 6 лет. Однако если рассматривать сложившуюся ситуацию с точки зрения психологии, то в кризисе у ребенка 7 лет ничего удивительного. В 3 года ребенок начинает отделять себя от родителей. Будьте готовы поддержать ребенка, выслушать и ободрить. Педагоги в детском саду могут обратить внимание на то, что воспитанник стал более агрессивен, обижает. Малыш начинает анализировать все свои действия, задумываться о последствиях своих поступков, о том, что скажут его близкие о нем Уже уходит та умиляющая детская непосредственность, малыш уже не верит в существовании сказочных героев. Итак, психологическое развитие ребён Сюжетом становится отражаемая в детских играх действительность. Теряется что ли на фоне первого новенького ранца и набивших оскомину еще в детском саду палочек и крючков.

Прежде всего нужно помнить, что кризисы это временные явления, они проходят, их нужно пережить, как любые другие детские болезни. В этом возрасте он идет в школу, и должен стать более самостоятельным и ответственным. У ребенка меняется оценка своего места в социуме, он стоит на пороге школы, новых отношений, общественной жизни, незнакомой позиции школьника, которая высоко ценится взрослыми. С 5 до 6 лет ребенок в своем развитии проходит один из важнейших этапов: именно в этом возрасте наиболее явно начинают проявляться Психология. На физиологическом уровне такое кризисное состояние связано с интенсивным биологическим созреванием детского организма. Почему происходит перестройка психики у крохи в пять лет. Вы должны знать, что такой кризис существует. Если же он будет проявлять независимость, но при этом будет делать постоянно ошибки и вы будете за это его ругать, то у ребенка может возникнуть возникнуть чувство вины или, наоборот, обида на родителей за постоянные окрики и наказания.

Кризис 7 лет у ребенка: причины, особенности, симптомы

А также в конце статьи будут даны советы как лучше вести себя родителям по отношению к ребенку. Сейчас говорят о смещении границ кризиса семи лет к шестилетнему возрасту. Часть детей ловит его уже в пять лет, к другим он приходит к семи. Старший дошкольный возраст 67 лет традиционно выделяется в психологии как переходный, критический период детства, получивший наименование кризиса семи лет. На многие детские вопросы взрослые часто говорят, что это будут проходить в школе, поэтому у любознательного ребенка появля.

Вычурное, искусственное, натянутое поведение 6-7-летнего ребенка, которое бросается в глаза и кажется очень странным, как раз и является одним из наиболее очевидных проявлений этой потери непосредственности. Лет -семейный кризис ? С мужем знакомы 6 лет. Если раньше умиление вызывали детская спонтанность и искренность, то теперь шутовство и обезьянничание ребенка вызывают скорее недоумение.

В это время происходят важные изменения в психической жизни ребенка. Кризис 6 лет у ребенка может начаться в возрасте от 5,5 лет до 8 лет, это зависит от индивидуальных особенностей организма ребенка. Кризис первоклашки, как его ещё называют, не обязательно начинается по школьному звонку. Психологи делят детство на периоды, в основе периодизации психического развития детей лежит понятие ведущей деятельности, характеризующейся тремя основными признаками Кризис 13 лет. Смена деятельности после детского сада, новые знакомства, неизвестные предметы всё это поможет ему справиться с кризисом.

Ме Если о кризисах трехлетнего карапуза и мятежного подростка так или иначе слышали все, то кризис семи лет проходит зачастую как-то незаметно. В возрасте 5-ти лет у ребенка наступает кризис, с трудностями которого приходится сталкиваться и самому малышу, и его родителям. Симптомы кризиса у ребенка в этот период: негативизм, ребенок враждебен ко всему окружающему миру, агрессивен, склонен к конфликтам и в то же время к самоизоляции и одиночеству, испытывает недовольство ко всему. Противоречие между личностным Я и окружающим миром. Когда-то совсем недавно наши дети были наивны и распахнуты, и мы читали их как открытую книгу. Каждый раз возрастной кризис выражается как-то по-разному. Мальчики подвержены негат Если ребенок пошел в школу в 6 лет, то у него будет кризис в 6 лет. Особенно часто появляются следующие состояния: раздражительность, беспричинные вспышки гнева, агрессивность, замкнутость, повышенная утомляемость. Симптомами кризиса выступают манерничанье, паясничанье, кривляние детей, выполняющие защитные функции от травмирующих переживаний.

Только начиная с 6-7-летнего возраста на смену игровой мотивации постепенно приходит иная познавательная или учебная. Это нелегко для чада, родителям следует это понять. Не всегда он хочет что-то менять в сво Непослушание в 6-7 лет проявление кризиса. С одной стороны, ребенок хочет казаться взрослым и самостоятельным, с другой, использует для этого детские формы поведения кривляние капризы. Не хочу, не буду! С 5 до 6 лет ребенок в своем развитии проходит один из важнейших этапов: именно в этом возрасте наиболее явно начинают проявляться способности: к музыке, рисованию, пению, конструированию. В детском возрасте можно в Сколько можно сидеть за компьютером. Здесь проявляется еще один разрыв, характерный для кризиса 6 лет. Наука психология выделяет в поведении семилетки помимо желаний и действий эмоционально-смысловую оценку поступка. В В психологии под кризисами имеют в виду переходные периоды от одного этапа детского развития к другому.

Статья (подготовительная группа) на тему: Кризис 6 — 7 лет у детей

Данные отношения регламентируются при помощи целого ряда норм и требований. С усложнением сюжетов увеличивается продолжительность игры. Раньше было принято считать, что в подростковом возрасте все приключения заканчиваются, но, на самом деле, они только начинаются, потому что кризис сопровождает человека до самой старости.

o-detyah.ru

Психологический кризис ребенка в шесть лет

Как известно, дети дошкольного возраста, а именно от пяти и до шести лет, всегда действуют и поступают исключительно спонтанно. Они достаточно быстро способны увлечься каким-либо предметом или игрой, и при этом никто из них не будет задумываться о последствиях. Ну, скажем, захотел ваш малыш прыгнуть вот прямо сейчас в лужу! Взял и прыгнул. И пусть он промок, намочил свои любимые сандалии, но зато ему весело в данный момент, он смог получить удовольствие и зарядился позитивной энергией.

А вот к шести годам своей жизни, дети начинают задумываться о тех последствиях, которые могут быть вызваны их поведением. Но при этом, они все равно не смогут устоять перед вновь открывшимся соблазном, и все равно прыгают в ту, же самую лужу. А дальше, понимая, что следом будет обязательное наказание со стороны родителей, они пытаются прокрасться домой таким образом, чтобы никто не заметил их промокшего внешнего вида.

Родителям нужно знать, что память ребенка дошкольного возраста далеко недолговременная. Он способен довольно быстро забывать все свои горести, радости, печали, не думать о проблемах. Но с наступлением уже школьного возраста все происходящие события постепенно начинают откладываться в детском сознании. Таким образом, ребенок рассуждает, вспоминает, анализирует и задумывается как над собственным поведением, так и над поведением других детей и даже взрослых людей. Только так формируется отношение к себе, как к отдельной и самостоятельной личности.

Младший дошкольный возраст – это прекрасное время, которое имеет и свои радости, ровно, как и свои проблемы. В это время у ребенка начинает постепенно происходить формирование личностного отношения к себе, и к тем людям, которые чаще всего его окружают. Он продолжает учиться анализировать происходящие ситуации. В возрасте семи лет, ребенок очень повзрослеет. Кроме того, он начнет полностью и во всем стараться подражать взрослому человеку. Слабеет постепенно интерес к играм. Именно в этот момент, ваш ребенок будет нуждаться в дельных советах, то есть в собственных родителях. Со своей стороны родители, должны постараться сделать все, чтобы направить энергию малыша, научить его различным способностям, помочь, например, в усвоении школьных знаний. В этот период времени будет лучше, если вы предложите ребенку вступить в спортивную увлекательную секцию. Ваш малыш должен не только видеть, но и наблюдать результат своей деятельности, своего труда. И прежде всего, видимые результаты, должны удовлетворять его самого, нежели старших родственников.

Что же касается момента кризиса такого возраста, то он довольно часто проявляется и в том, что малыш будет делать абсолютно все наперекор. Вспомните, ведь такое вы уже когда-то проходили, только возраст ребенка был немного поменьше. Это будет идентичная ситуация. Ребенок будет отказываться выполнять любое ваше требование, например, будет высказывать нежелание убирать в своей комнате разбросанные вещи. В этом случае не делайте ошибок. Не нужно применять силу, ругаться, и принуждать его к выполнению действий. Поймите, что таким способом, вы только оттолкнете от себя ребенка. Оставьте его в покое на некоторое время, а затем вызовите на откровенный разговор. Предоставьте ему возможность выбора, пусть он учится на собственных ошибках, пусть начнет приобретать собственный опыт. Самая главная задача каждого родителя – это оказание поддержки малыша.

kid-game.ru

Кризис 6-7 лет у детей: симптомы и рекомендации по преодолению

Симптомы кризиса шести-семи лет проявляются настолько ярко, что заметны не только родителям, но и окружающим, даже несведущим в тонкостях возрастной психологии.

Только начиная с 6-7-летнего возраста на смену игровой мотивации постепенно приходит иная — познавательная или учебная. Учебную деятельность здесь следует понимать в самом широком смысле. Учиться — это получать знания, развивать свои способности, приобретать практические навыки, учиться мастерству; в общем, заниматься осмысленной работой. Чему бы ни учился ребенок, он должен чувствовать важность и нужность своих занятий. Только в этом случае он прикладывает усилия, активно приобретает полезные навыки и развивает свой интеллект. К сожалению, на фоне кризиса шести-семи лет ребенку справляться с этой задачей очень непросто.

Как же преодолеть кризис 6-7 лет, не портя нервы себе и не ломая психику ребенка?

Причины и основные симптомы кризиса шести-семи лет

Итак, познавательные потребности вступают в силу только в 6-7 лет. В этом же возрасте происходит также перестройка и «перекройка» отношений с окружающими людьми. Теперь подросшей детворе нужны не просто защитники и «опекуны», позволяющие им спокойно и доверчиво познавать и исследовать мир, а помощники, которые поведут их дальше, — причем такие помощники, которые способны дать то, чего не хватает детям: новых знаний.

Основная причина кризиса шести-семи лет в том, что раньше ребенок узнавал этот мир «снаружи» — глядел на него и изумлялся, трогал, щупал, ворошил, а теперь ему приходится узнавать его еще и «изнутри» — чтобы постичь связующие нити и тайные закономерности. Все это необходимо для обретения равновесия и гармонии с миром.

Даже при удачном возрастном старте маленькие первоклассники испытывают нешуточные нагрузки. Смена основных поведенческих мотивов неизбежно ведет к возрастному кризису. Кроме психологической трансформации происходят серьезные перестройки в организме: ребенок резко прибавляет в росте и весе, изменяется работа сердечно-сосудистой, нервной, дыхательной и других систем. Поэтому перепады настроения, утомляемость, раздражительность — это не проявления зловредного характера, а сигналы о перенапряжении и бурном росте. Данный кризис в среде психологов и педагогов значится под названием «кризис 6-7 лет».

Одними из основных симптомов кризиса 6-7 лет являются кривлянье и манерность. Если раньше умиление вызывали детская спонтанность и искренность, то теперь шутовство и обезьянничание ребенка вызывают скорее недоумение. Причин здесь несколько. Одна из них — ребенок хочет быть взрослым, но каким образом быть этим взрослым, ребенок пока не знает, поэтому использует то, что ему удобно и знакомо, — игру во взрослого. Неудивительно, что это получается несколько нелепо.

Еще одна причина кривлянья — это начало процесса дифференциации внутренней и внешней стороны личности ребенка. У него появляется внутреннее понятие и ощущение двух сторон личности: «какой я есть» и «каким бы я хотел быть». В этой связи в период кризиса 6-7 лет у ребенка неизбежно возникают конфликты мотивов и интересов, что в свою очередь дает новые, непростые импульсы поведению. Теперь школьнику необходимо выбирать, определять приоритеты, соотносить свои потребности с окружающим миром. У ребенка меняется самооценка. Если раньше он чаще воспринимал себя как «хорошего», сейчас он соотносит свое ощущение с мнением окружающих и склонен к более объективной самооценке.

Сущность кризиса шести-семи лет: характеристика и особенности поведения ребенка

Сущность кризиса шести-семи лет заключается в том, что в этом возрасте поведение ребенка в большей степени подвергается внутреннему конфликту «хочу — надо». Таким образом, между желанием и непосредственным его проявлением вклинивается интеллектуальный момент, и ребенок может выглядеть неискренним. Так зарождается произвольность: навыки постановки целей и осуществления своих намерений с учетом правил морали и социальных норм — один из важнейших факторов готовности к школе.

Начало школьной учебы является естественным выходом из кризиса 6-7 лет, так как предоставляет ребенку естественную площадку для проявления своей взрослости. Что же касается взаимоотношений с взрослыми, то в период кризиса они претерпевают серьезную перестройку, которая способна вывести и детей, и родителей на более взрослый уровень общения, но при неправильном поведении родителей может привести к агрессии, тревоге и стрессам.

Говоря о характеристике и особенностях кризиса 6-7 лет, стоит отметить, что переломный период всегда начинается одинаково – у ребенка меняется поведение, причем не в лучшую сторону. Еще вчера ваш малыш обнимал вас при встрече и вовсю напрашивался в помощники, а сегодня вдруг демонстративно фыркает и отворачивается. Забавно, что при этом ребенок больше протестует не против чего-то принципиально важного, а против повседневных требований. Это происходит потому, что он пробует на вкус и цвет все атрибуты взрослой жизни. Самое важное и основное для него — это серьезная социальная деятельность вне дома, а другими словами, школа. Ребенок объективно наблюдает рост своих способностей и расширение возможностей. Неизбежно рождается желание посягнуть и на родительский каравай: привилегию раздавать поручения и указания.

Основная характеристика и особенности кризиса шести-семи лет – это появление у ребенка упрямства, непослушания, капризов и многих других «милых» проявлений. Очень приятно узнавать поведение своего ребенка, включенное в классификацию типичных проявлений возрастного кризиса. Это снимает родительскую тревожность и позволяет почувствовать единение со всем родительским сообществом.

Возрастная психология кризиса 6-7 лет: упрямство и непослушание

Школьный кризис 6-7 лет полон неприятных сюрпризов.

Первым в списке идет упрямство. Откровенно говоря, причиной упрямства может быть не только кризис, но он сопровождается упрямством всегда. Во время очередного «перетягивания каната», например в споре чистить или не чистить зубы, ребенку важен не столько результат спора, сколько процесс, возможность проявить свою волю.

Хорошего лекарства от упрямства нет. Говорите о своих чувствах: как вам тяжело и как вы чувствуете глупость своего положения, что приходится спорить и проявлять родительский нажим в таких пустяках.

Также в возрастной психологии выделяют такой симптом кризиса 6-7 лет, как постоянное желание школьника спорить. Спор или высказывание неудовольствия ребенком возникают в ответ на просьбу или напоминание о домашних обязанностях. Интересно, что в дебатах ваш ребенок использует логические доводы и аргументы, вполне весомые для данной ситуации: «А ты тоже не всегда убираешь за собой», «Почему папа долго смотрит телевизор, а мне нельзя?». Маленький человек заявляет о равенстве своих прав с другими членами человеческого сообщества.

Ещё одна особенность кризиса 6-7 лет – непослушание. В отличие от упрямства и спора непослушанию может предшествовать согласие, но последующего выполнения не последует. Один из серьезных атрибутов взрослости — ответственность за свои поступки и принятие их последствий. Это не самая сладкая конфета зрелости, дары детства в виде беспечности намного приятнее. Для любого человека возможность получить больше прав, но при этом меньше обязанностей — большое искушение, что уж говорить о ребенке.

На пути преодоления кризиса 6-7 лет помогут разъяснительные беседы на тему ответственности. Надо ли говорить, что, ведя разговор, как великий совершенный мудрец, вы можете и не привлечь ребенка на свою сторону. Согласитесь с ним, что не выполнить — это заманчиво и очень легко, и вас также посещают подобные идеи. Но в этих ситуациях вам приходится включать ответственность.

Как проявляется кризис 6-7 лет и как нужно вести себя родителям

Давая характеристику кризиса 6-7 лет, психологи обязательно отмечают хитрость ребенка. Как правило, это не злостное сокрытие правды, а скорее шуточное и ситуативное лукавство вроде розыгрышей. Поступая таким образом, ребенок экспериментирует с отношениями и возможностями своей личности. Например, может сказать, что звонила бабушка, а этого на самом деле не было, или повозить мокрой щеткой зубы, а сказать, что почистил.

Как вести себя родителям при таком проявлении кризиса 6-7 лет? По возможности старайтесь обращать в шутку незначительные хитрости и добавьте здоровую долю контроля, так как принятие последствий своих поступков — это формирование ответственности и взрослости. При этом не становитесь карающим всевидящим органом, а скорее доброжелательным регулировщиком движения, который тактично напомнит о необходимости переходить только на зеленый цвет. Для того чтобы хитрость не привела к сокрытию важных сведений, введите правило не ругать ребенка в случае признания.

Также одной из особенностей протекания кризиса 6-7 лет являются постоянные паузы перед совершением какого-либо действия. Легко характеризует это поведение гневный оклик взрослых: «Ты что, совсем меня не слышишь? Как с глухим разогреваю!» Пауза — это своеобразное упрямство в легкой форме. Ничего не поделаешь — кризис.

Совет психолога:

    Повторите свою просьбу вновь или обратитесь в режиме полного контакта: глаза в глаза. Но обязательно с последующей проверкой, все ли ребенок понял и готов ли он выполнить просьбу. Данный совет, как вести себя родителем при таком проявлении кризиса 6-7 лет не означает, что за этим со стороны ребенка последует благодушное выполнение указаний, но все же позволяет вывести конфликт из патовой ситуации.

Обратите внимание! Если ребенок решается проявлять свой бунтарский нрав только паузами, вам следует пересмотреть СВОЕ поведение: скорее всего, вы излишне жестко ведете себя с ребенком.

Как показывают исследования в области психологии, дети в период кризиса шести-семи лет с выраженным негативным поведением оказываются лучше готовыми к школе, чем их сверстники с незначительными проявлениями кризиса.

Кризис шести-семи лет: психология поведения ребенка

Ещё одна психологическая характеристика кризиса 6-7 лет – резкая реакция на критику. Особенно это касается родительских замечаний по поводу несовершенства школьных тетрадей или приготовленных домашних заданий. Детская реакция очень ценна тем, что они указывают родителям на неверность акцента их характеристик. Важен не столько результат в целом, а затраченные усилия и те победы, которые все-таки были достигнуты. Ведь из десяти написанных букв три действительно удались! Именно им рад ребенок, и он приглашает родителей разделить собственный триумф, а вместо этого получает «ценные указания» о недочетах.

Во время проявлений кризиса 6-7 лет у ребенка будьте начеку! Если школьник, особенно застенчивый, решается на конфликт — это ваш звездный час. Заняв правильную позицию именно в такие моменты, вы сможете помочь ему накопить опыт силы и спонтанности. Ваша задача — не подавить конфликт, а выразить понимание и не допустить грубости с обеих сторон. Уточню: вам в такие моменты необходимо выбрать не позицию попустительства и не позу грозного родителя. Вам необходимо поддержать в ребенке потребность в отстаивании своего «я», но не допустить хамства, подсказать, каким образом можно проявлять гнев и отстаивать себя, не обижая при этом другого.

Совет психолога:

Зная о том, как проявляется кризис 6-7 лет, хвалите работу ребенка, находите в ней положительные стороны. Исправлений и недовольства с вашей стороны должно быть как можно меньше.

Иногда родители характеризуют поведение своих детей 6-7 лет появлением капризов, которых раньше не было. Такое поведение типично далеко не для всех и может быть связано с индивидуальной высокой тревожностью или перегрузками.

Совет психолога:

    Учитывая психологические особенности кризиса 6-7 лет, внимательно отнеситесь к режиму ребенка, количеству безусловной любви и присутствию в жизни ребенка успеха похвалы. Следите, чтобы ребенок соблюдал режим дня. Помните, что в этот трудный период поток родительской безусловной любви не должен иссякнуть несмотря ни на что. Кроме этого, обязательно хвалите своего первоклассника. Хвалите за реальные победы, просто авансом и впрок, ведь ребенку необходимо ощущение успеха в новой, важной для него школьной деятельности.

Трансформация самооценки во время кризиса приводит к повышенному вниманию к своей внешности и одежде. Ребенку хочется выглядеть взрослым школьником, а не каким-то там карапузом в коротеньких штанишках. Для моей дочери невероятным событием была покупка в магазине футболки, которая, по ошибке или по невнимательности, позиционировалась торговой наклейкой супермаркета как женская, а не детская. Историю об удивительной покупке взрослой футболки рассказывалась «на бис» в течение целой недели всем родственникам и знакомым.

Рекомендации психологов по преодолению кризиса 6-7 лет:

    Уважайте выбор детей. Свобода выбора помогает ребенку встречаться со своей потребностью и ее реализацией. Это невероятно важно для формирования сильной, свободной личности. Обратите внимание на то, насколько часто мы, взрослые, выбираем за ребенка. С одной стороны, этого сложно избежать, ведь мы в ответе за его здоровье и жизнь. Но тем важнее и полезнее родителям задуматься, в какой сфере все-таки можно дать маленькому человечку самостоятельность. Пусть он принимает участие в выборе подарка другу, в покупке собственной одежды, продуктов для ужина. Опасения здесь излишни.

Во-первых, привлекать ребенка к выбору стоит в тех случаях, где это действительно возможно. Скорее всего, он не сможет купить качественное мясо, но выбрать печенье к чаю ему под силу. Во-вторых, наделяя его статусом взрослого в таких вопросах, вы сможете приводить взрослые аргументы при покупке. Например, приобретая вместе обувь, сможете заметить: «Знаешь, это очень красивые ботинки, но у них очень плохая подошва, смотри — клей виден, не прошиты…» Таким образом вы поможете ребенку не только почувствовать свою значимость при выборе, но и подскажете житейские секреты обоснования выбора.

Как пережить кризис 6-7 лет: эффективные советы психологов

Кроме неприятных проявлений в поведенческой психологии, кризис 6-7 лет у ребенка преподносит родителям и приятные сюрпризы в виде самостоятельности. Ребенок на правах равноправного члена семьи просит поручать ему ответственные задания: приготовить омлет, сходить в магазин, отнести квитанцию.

Советы психолога по преодолению детского кризиса 6-7 лет:

    Обязательно воспользуйтесь возможностью предоставить ребенку больше ответственности и свободы. Пропустив этот момент или постоянно отказывая в самостоятельности, вы рискуете вырастить либо лодыря, либо тревожного и нерешительного человека. Именно взрослые поручения помогут найти конструктивные и приемлемые способы проявления взрослости. В список взрослых дел может войти и приемлемый график выполнения уроков.Предложите ребенку самому определить, во сколько он будет делать домашнее задание, — естественно, в его решении должны присутствовать здравый смысл и учет режима сна. В этом вы ему и можете помочь. Подобный подход будет намного эффективнее, чем постоянные просьбы сесть за уроки.Постепенно снимайте с себя ответственность за выполнение детских дел (собрать портфель, приготовить форму для физкультуры…).

Это весьма эффективные советы не только по преодолению кризиса 6-7 лет, но и по формированию и упрочнению самостоятельности. Однако подобные рекомендации оказываются весьма трудновыполнимыми для большинства родителей, так как им сложно провести границу между своей ответственностью и ответственностью ребенка. Многим из нас очень хочется быть «хорошими родителями», а значит, у нас должен быть «хороший ребенок», который не забывает сменную обувь, учебники, карандаши. Хочется перепроверить, помочь, подсказать, напомнить. Это понятно, естественно, но одновременно — губительно для самостоятельности! Поэтому учитывая основные характеристики кризиса шести-семи лет, старайтесь дозировать контроль, иначе ребенок никогда не встретится с последствиями своих действий. Если его подстраховывать во всем, не будет ни последствий, ни ответственности, ни ответственной взрослости.

Советы психолога:

    Позволяйте ребенку обнаруживать последствия своих ошибок. При этом проявите максимум уважения, избегайте насмешек и злорадства, иначе ребенок перестанет обращаться к вам за помощью и защитой. По возможности спокойно объясните ему связь поступков и последствий.Чтобы пережить кризис 6-7 лет как можно безболезненней, избавьтесь от командного тона. Обязательно говорите «пожалуйста» и «спасибо», когда просите ребенка об услуге. Странно, что о необходимости таких простых «волшебных слов» забывают в первую очередь сами поборники вежливости — родители. Вы приглашаете ребенка во взрослый мир, с его обязанностями и ответственностью, так что потрудитесь относиться с уважением к его труду. Того же вы будете вправе ожидать и от него.

Дети, к удовольствию взрослых, начинают все больше времени проводить не просто за игрой, а за какими-то занятиями: конструирование, лепка, рисование… Самостоятельные занятия — еще один приятный подарок кризиса. Позаботьтесь о том, чтобы под рукой у ребенка — дома, в его комнате — всегда находились какие-нибудь интересные, развивающие и творческие занятия.

Выраженный кризис 6-7 лет у детей является обещанием легкой школьной адаптации. Помогите ребенку на первых порах освоить новую затею, а также организуйте его день так, чтобы у него нашлось для этого свободное время. Говоря о занятиях, имеется в виду именно домашнее времяпрепровождение, а не дополнительные кружки. Повторюсь: чрезмерное насыщение свободного времени первоклассника внеклассными занятиями может привести к переутомлению, а свободное домашнее времяпрепровождение, напротив, формирует устойчивость к школьным стрессам.

И помните: каким бы неудобным и противным ни казалось поведение ребенка, вести себя с ним в период кризиса 6-7 лет нужно сдержанно: так школьник учится отстаивать свои интересы и желания, что очень пригодится ему в общении со сверстниками.

В разгар кризисного периода именно школа является естественным разрешением ситуации, когда хочется проявить свою взрослость, опробовать новые возможности и получить пищу для познавательной потребности. Поэтому крайне важно отдать ребенка в первый класс вовремя, не в период расцвета игровой деятельности, а когда ему исполнится 6-7 лет. А всяческие доводы вроде: «В школу идет его друг», «Да что ему дома сидеть», «Разве мой хуже» — смехотворны и вредны для ребенка.

Источник: 9linesmag.com

на Ваш сайт.

brae.ru

Кризис развития детей 6-7 лет наступление «кризиса 6-7 лет»

КРИЗИС РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ 6-7 ЛЕТ

Наступление «кризиса 6-7 лет» служит одним из признаков психологической готовности ребенка к школьному обучению, поэтому вопрос стоит не в том, чтобы избежать кризиса, а чтобы умело использовать его в воспитательных целях. На седьмом году жизни в организме ребенка происходит резкий эндокринный сдвиг, сопровождаемый  бурным ростом тела, внутренних органов, перестройкой всех систем и функций. В связи с этим у детей нарушается психическое равновесие, наблюдается неустойчивость настроения, аффективные вспышки, капризы. Родителям необходимо знать, что даже спокойные дети иногда капризничают и упрямятся. А детские «капризы» можно лечить так: как только ребенок начинает капризничать, надо обнять его, уверить в своей любви, постараться отвлечь, предложить ему приятное занятие, игру. Если не удалось это сделать, следует оставить ребенка в покое, не обращать на него внимания,  пока он не успокоится сам. Иногда взрослые жалуются: «Совсем от рук отбился, не слушается, я его и так, и эдак стараюсь уговорить, чтобы шел играть, а он свое: «Надоело! Мне не интересно играть. Давай я буду помогать ремонтировать тебе велосипед». Такое поведение 6-7-летнего ребенка свидетельствует о том, что у него появились новые интересы, потребности, а взрослые с этим не считаются, говорят, что он еще «не дорос».

 А как хочется казаться и быть взрослее, умнее, лучше! У ребенка возрастает самостоятельность и независимость. Дети нуждаются в том, чтобы родители осознали: они растут, хотят быть самостоятельнее,   а непонимание этого вызывает у ребенка протест, негодование. С 6 лет у детей интенсивно развиваются такие качества, как трудолюбие и инициативность.

Им полезно давать специальные поручения, включать в домашние дела, выполняя которые, они бы видели результат своего труда и чувствовали бы его важность для всей семьи: например, поливать цветы, кормить кошку, мыть посуду, подметать пол, пылесосить и др. Детям хочется делать что-то полезное, серьезное,  где они чувствуют, что умеют или могут этому научиться, чтобы гордиться своими успехами и умениями. Для этого нужно иногда ставить ребенка в позицию «взрослого», когда на него возлагается ответственность.  В этом возрасте у них появляется манерничанье, кривляние, изменение походки, какая-то вертлявость, паясничание, клоунада. Такие черты поведения свидетельствуют об утрате ребенком непосредственности и наивности.

Это означает привнесение в его поступки интеллектуального момента, который вклинивается между его переживанием и поступком. Дети более раннего возраста не знают собственных переживаний: они радуются, но не осознают, что радуются. В период кризиса 6-7-летний ребенок начинает осознавать свои переживания, понимать, что значит  «я радуюсь», «я сердит», «я добрый» и др. Благодаря этому у него возникает осмысленная оценка своих действий и переживаний. Процесс созревания готовности ребенка к школьному обучению происходит именно в кризисный период и является его существенным показателем.

 К 6-7 годам у ребенка появляется осознание своего места в системе общественных отношений        («Я – девочка, дочь, ученица» и др.). Открытие ребенком для себя значения новой социальной позиции школьника, связанной с выполнением высоко ценимой взрослыми деятельности, меняет его самосознание, приводит к переоценке ценностей: все, что имеет отношение к учебной деятельности, оказывается ценным, а то, что связанно с игрой – менее важно. Поэтому взрослым необходимо перед поступлением ребенка в школу перестраивать свое отношение к нему – относиться как к будущему школьнику, говорить: «Ты вырос, тебе скоро в школу!» и т. п.; менять свои ожидания от него, требовать быть более серьезным, ответственным.

У ребенка также изменяется отношение к самому себе, к своему месту в мире взрослых. У него появляется стремление занять позицию школьника: «Хочу в школу», «Хочу учиться», что является показателем мотивационной готовности к обучению, говорит о начальном этапе школьной зрелости.

                                             СОВЕТЫ РОДИТЕЛЯМ.             

Если ребенок спорит по любому поводу, сопротивляется, упрямится, ищет новое занятие (этим он стремится выразить свою самостоятельность, независимость, потребность быть взрослее), ему надо помочь: прежде всего, показать свое уважение к ребенку – быть спокойным, разумным, терпеливым. Следует дать ему дело, занятие, где он может доказать свою  самостоятельность. Когда он успокоится, сказать, в чем вы согласны с ним, а в чем он не прав. Желательно похвалить его успехи в полезных делах. Быть доброжелательнее, найти время пообщаться с ребенком, заняться полезными общими делами.

 Это особенно важно, когда у ребенка появляется вертлявость, клоунада – значит, ему не хватает признания взрослых, он требует к себе внимания, переживает. Перед сном желательно проводить спокойные беседы о том,  что случилось с ним за день, хвалить его за добрые дела и поступки. Помогать детям в организации игр и занятий, найти время поучаствовать в них.  Поощрять активность ребенка в интеллектуальных занятиях.

 Предлагать детям больше заданий на развитие воображения, фантазии, творческой инициативы:  игры «в театр», придумывание сказки с продолжением, творческие задания – вылепить из пластилина «чудо-юдо», нарисовать зимний лес, вырезать из бумаги волшебное животное и др.

 Такие задания стимулируют развитие у ребенка важнейшей предпосылки к учебной деятельности. Поддерживать разговор с ребенком о школе, говорить о ней только хорошее: для чего дети учатся,  чему в школе учат. Сформировать у ребенка представление о том, что учеба – это серьезный труд,  поэтому надо быть внимательным, старательным учеником. Воспитывать у детей трудолюбие, ответственность за порученное дело.  Включать их в домашние дела и полезные занятия. Полезно выполнение заданий с самоконтролем.

 Для этого следует завести для ребенка календарь, где бы он отмечал цветными фломастерами  выполнение  поручений и добрых дел. Поощрять учебные успехи: радоваться вместе с ним, выражать это в  словах,  например: «Молодец! Я знал(а), что у тебя получится!                                                                            

kzbydocs.com