Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
комбинированного вида города Тюмени

Думаете как наказать ребенка за плохое поведение? А может не стоит? Как наказывать ребенка в 5 лет за непослушание


Как наказывать ребенка, чтобы подобное не повторилось: ряд способов

Процесс воспитания и вопрос «Как можно наказывать ребенка?» — тесно взаимосвязаны. Идеальных детей не бывает. Рано или поздно перед любым родителем возникнет проблема: как наказать ребенка за непослушание, чтобы действие возымело эффект. У данного вопроса есть и обратная сторона: очень часто процесс наказания ребенка превращается в вымещение родителями на маленьком человеке своих негативных эмоций, недовольства действительностью и окружающими. А потом такие горе-родители удивляются: почему их дети выросли жестокими, злопамятными, мстительными. Где грань между разумным наказанием и неоправданной жестокостью?

Представить себя на месте провинившегося

Такая грань находится, в первую очередь, в самих взрослых. Главный совет, который дают психологи родителям, решающим, наказывать или нет ребенка: поставить себя на его место. Свое непослушание дети могут проявлять по различным причинам. Главное, понять их, и тогда уже решать вопросы, как можно наказать ребенка и есть ли для этого объективные основания. Очень часто родители просто не понимают, почему маленький человек не слушается. Дети, познающие мир, своим непослушанием просто проверяют границы дозволенного. Их бунтарское поведение — еще одна попытка привлечь к себе внимание взрослых. Так стоит ли наказывать маленьких людей за то, что они растут и саморазвиваются?

Физическое насилие в современных семьях — не редкость. Родители не видят ничего плохого в том, чтобы наказывать детей за непослушание. К чему это приводит? К тому, что дети, выросшие под поркой, повторяют путь своих родителей и признают в качестве меры воздействия на собственных отпрысков только путь физического насилия. Организм ребенка намного слабее, чем взрослого, у него иная степень переносимости шлепков, пинков, ударов. Любая попытка физически наказать ребенка ставит автоматически под угрозу его здоровье и наносит вред психическому развитию.

Наказание: чтобы вразумление не переросло в жестокость

Когда ребенка за непослушание наказывают самые близкие люди, в психике маленького человека запускаются деструктивные механизмы. Он начинает верить, что очень плохой и действительно всегда достоин только битья. Постоянные физические наказания поселяют в его душе страх и заниженную самооценку. Чем старше становится человек, тем это заметнее. Он уже не будет признавать другого метода воздействия, кроме физического насилия, и сможет наказывать своего ребенка только битьем, потому что другая мера воздействия не заложена в программе поведения.

Однако необходимо помнить: есть и другая не менее опасная крайность в воспитании детей — вседозволенность. Родители, пережившие в детстве домашнее насилие, могут занять иную позицию: категорически отказываться наказывать своих отпрысков. Она обычно бывает продиктована несчастливым детством первых и травмирующими воспоминаниями о семье. Данная позиция родителей, категорически отказывающихся и с помощью методов нефизического воздействия наказывать ребенка за непослушание, не менее опасна. У растущего человека не смогут сформироваться четкие правила и границы поведения, он не сможет делать различия между добром и злом, а его поступки начнут вытекать из полной уверенности, что все можно. Парадоксально, но дети, которых родители стараются не наказывать, часто чувствуют себя нелюбимыми и ненужными, что тоже негативно влияет на становление личности.

Где он мог увидеть подобное?

У детского непослушания, помимо проверки на прочность границ дозволенного, есть еще две основные причины: непоследовательное поведение родителей и нервное перенапряжение. Если сегодня взрослые не обратили внимания на проступок, а завтра решили за подобное действие наказать ребенка, данный факт не пройдет бесследно для растущего человека, который должен иметь четкое представление: что ему можно, а что — нельзя. Если же такого разграничения нет, о каком послушании может идти речь?

Нервное перенапряжение — одна из современных проблем и последствий стремительно развивающегося общества. Окружающие детей многочисленные источники информации перегружают мозг и психику растущей личности. Агрессивные мультфильмы, компьютерные игры и прочие «блага цивилизации» вызывают жестокость по отношению к окружающим, гипервозбудимость, отсутствие понимания, что своими поступками маленький человек может нанести реальную боль окружающим. И здесь уже мягкие увещевания не помогут ребенку исправить свое поведение. Потому родителям необходимо самим разработать четкую тактику наказаний, основанную на понимании причин действий детей.

Есть золотое правило: родительская реакция должна быть адекватна поступку маленького человека, а не стремлению максимально наказывать ребенка за малейшую провинность, дабы подобное не повторилось. Дети в раннем возрасте часто не знают, что того или иного поступка нельзя совершать, а взрослые уже спешат наказать. До 5 лет основой действий ребенка является подражание, оно происходит неосознанно, маленький человек, как зеркало, копирует где-то увиденный поступок. И если он взял без спросу чужое (например, вытащил деньги из кошелька родителей), прежде, чем решать, как наказывать ребенка, лучше задуматься, где он мог подсмотреть подобную сцену. Родители часто воспринимают главную цель наказания так: «чтобы подобного больше не повторилось», а ведь оно призвано, в первую очередь, помочь ребенку разобраться в себе и своих поступках. При подборе родительских мер воздействия на детей, конечно же, важно учитывать возрастные особенности маленьких людей. Но и есть несколько общих, универсальных правил, как наказывать ребенка за непослушание, чтобы данное действие возымело эффект.

О холодной голове, горячем сердце, вопросах и ответах

Первоочередным из данных правил является «холодная голова». Если в родителях бурлят эмоции, наказание приведет к их выплеску, а никак не к вразумлению провинившейся стороны. Дети очень четко чувствуют направленный на них негатив, своей злостью родители спровоцируют только страх и непонимание ребенком, за что его наказывают. Второе правило: объясняя ребенку причину, за что он наказан, ни в коем случае нельзя критиковать его личностные качества, что в итоге, приводит к их усугублению. Третье: маленькому человеку нужно четко и понятно озвучить причину наказания. Не забыть указать и время, на которое он наказан, а когда оно окончится, провести ритуал, символизирующий примирение. Для него отлично подойдет простой детский стишок «Мирись, мирись…».

Наказывать ребенка надо сразу же после плохого поступка, но, с другой стороны, родителям вначале лучше сосчитать до 10-ти, понять причину действий ребенка, своего раздражения, а потом уже принимать меры. Наказание не должно длиться слишком долго, но и откладывать его до бесконечности тоже нельзя. Оно ни в коем случае не должно проводиться в присутствии посторонних, при которых недопустимо и обсуждение проступков детей, ведь растущие личности воспринимают такое поведение родителей очень болезненно, подобные разговоры, как и наказания, травмируют их психику.

Есть ряд способов, как наказать ребенка и дать ему почувствовать, что его поступок неправилен. Если маленький человек знает, что мусорить нельзя, как и рисовать на стенах, пусть он сам, в меру своих сил, убирает последствия «художеств». Очень хороши для решения такой задачи и сказки, в которых герои, совершающие неправильные поступки, осознают свою вину и исправляют поведение. Лишение удовольствий — тоже эффективный метод наказания, как и игнорирование присутствия ребенка какое-то время, но после окончания такого бойкота обязательно надо приласкать малыша, дав понять, что родители его по-прежнему любят.

Исправительный стульчик, где предлагают «посидеть в тишине без игрушек и подумать о своих поступках» в большинстве случаев возымеет несравнимо больший эффект, чем крики, ругань в адрес ребенка. Родителям ни в коем случае нельзя опускаться до угроз и запугивания отпрысков, ведь это приводит к серьезным психологическим расстройствам, неврозам, либо к еще более неконтролируемому поведению. Взрослея, многие люди забывают, что тоже когда-то были детьми, и сколько горя им доставляло необоснованное наказание родителей. Может потому и воспитание подрастающего поколения лучше всего начинать с самих себя, далеко не всегда и не во всем правых.

moyasna.ru

Как наказать ребенка за непослушание? Метод кнута и пряника: как применять правильно?

Вы здесь: Главная » Дом и семья » Семья » Как наказать ребенка за непослушание? Метод кнута и пряника: как применять правильно?

Рано или поздно все родители сталкиваются с непослушанием ребенка и иногда просто не знают, как правильно себя вести и какие предпринять меры наказания. Важно не только знать, как наказать малыша за плохое поведение, но и когда это делать.

Как правильно наказывать ребенка?

В первую очередь надо помнить, что наказание детей имеет несколько особенностей.

  • Оно должно быть напрямую связано с самим проступком. К примеру, если ребенок начинает не слушаться дома, тогда его надо сразу поставить в угол, но при этом можно не отменять прогулку.
  • Наказание должно быть равным совершенному проступку. Важно помнить, что при очень жестоких мерах, у ребенка может начаться развитие определенных психологических проблем, которые проявятся в будущем. Однако если наказание будет слишком мягким, малыш на него может просто не обратить внимания и не понять собственного проступка.

  • Важно наказать ребенка сразу же после того, как был совершен проступок. Дело в том, что маленькие дети имеют плохое представление о течение времени, следовательно, могут очень быстро забывать про свои шалости. В результате это приводит к тому, что все последующие наказания малыш будет воспринимать как несправедливые. Именно поэтому не стоит обещать, что вскоре последует наказание.
  • Ребенок не должен в будущем хотеть получить такое же наказание. К примеру, многие родители совершают большую ошибку – ставят малыша в угол рядом с игрушками, поэтому он не будет воспринимать это всерьез.
  • Если наказание было отложено на время, не стоит про это забывать, ведь ребенок должен понять свой проступок.
  • Наказание не должно быть слишком долгим. К примеру, если малышу будет запрещено заниматься целую неделю любимым делом, это для него уже не будет иметь связь между проступком и запретом;
  • Важно объяснитьребенку причину полученного наказания, т. к. только в этом случае он сможет понять свой проступок, и не будет обижаться на родителей.
  • Не стоит срывать напряжение на детях, если настроение было испорчено на работе.
  • Совершенный проступок надо обсудить с ребенком наедине, а не в присутствии посторонних людей. Дело в том, что многих детей может травмировать разговор про их шалости при других.

Почему дети не слушаются родителей?

Перед тем, как искать методы наказания непослушного ребенка, сначала надо будет установить причину такого поведения. Важно помнить, что любое действие малыша является естественной реакцией на окружающий мир, и конечно, на родителей.

Многие дети просто не знают, кого из родителей слушать – отца или маму. Ведь очень часто бывают случаи, когда папа что-то запрещает, но мама это разрешает. Таким образом малыш начинает путаться, что сказывается на его поведении.

Ребенок может перестать слушаться родителей из-за того, что они начинают требовать слишком много, при этом не удосуживаются даже показать, что именно он должен сделать. В этом случае малыш просто не может понять, что от него хотят и почему на него постоянно ругаются.

Очень часто родители все запрещают своему сыну или дочке, при этом не объясняют, почему ему нельзя это делать. В результате это приводит к вполне объяснимой реакции – ребенок начинает противиться.

Также малыш подобным поведением может пытаться показать, что ему просто не хватает внимания со стороны родителей. Поэтому мелкие шалости и капризы могут быть средством привлечь его к себе.

Метод кнута и пряника: как применять правильно?

Многие родители используют в воспитании метод кнута и пряника, но при этом стоит учитывать тот факт, что подходит он далеко не для всех детей. Если однажды ребенок был наказан таким способом и вскоре снова начал не слушаться, стоит найти др. метод наказания.

Наказание малыша может приносить пользу. К примеру, за проступок он должен будет выполнить какую-то домашнюю работу. В каждой семье должны быть определенные правила, нарушать которые строго запрещено. В качестве наказания ребенок может убрать в своей комнате, помыть посуду, вытереть пыль и т.д.

В некоторых случаях помогает наказание чужим человеком, т. к. дети очень хорошо воспринимают критику со стороны посторонних и им становится стыдно за свой проступок.

Если ребенок постоянно балуется и не слушается родителей, надо его лишить любимого занятия или игры, возможно, временно запретить посещение любимой спортивной секции или целую неделю не давать сладостей.

Может помочь и самонаказание. К примеру, если ребенок не слушается и хочет попробовать горчицу, надо ему это разрешить, но в то же время важно подробно рассказать что его ждет. Благодаря этому в следующий раз он прислушается к совету родителей. Старшим детям можно предоставить право выбора наказания.

Действенным наказанием может стать и простое игнорирование ребенка. Это будет одним из самых серьезных методов для детей дошкольного возраста, т. к. в этот период жизни для них важное значение имеют именно родители. Поэтому им будет тяжело переносить недостаток общения. Однако, в то же время, такое наказание не должно продолжаться слишком долго, как только малыш поймет, что он совершил проступок, его можно поцеловать и приласкать.

С особой осторожностью надо использовать наказание криком. Детские психологи рекомендуют применять его только в том случае, когда сложился опасный момент и ребенок должен быстро успокоиться. К примеру, если малыш будет каждый день слышать крик, скоро он просто перестанет на него реагировать. Многие родители просто не способны сдержаться и во время воспитания могут использовать в адрес ребенка оскорбления. В результате это приведет к тому, что малыш запомнит стиль поведения и услышанные слова, которые в скором времени обратит в сторону близких.

Многие мамы применяют метод запугивания. Однако данный способ наказания надо использовать очень осторожно, т. к. у маленьких детей может развиться серьезная психологическая травма.

Прекрасным наказанием может стать исправительный стульчик, который сегодня довольно широко используется в детских садах. Непослушный ребенок должен сесть на стульчик и оставаться на нем какое-то время, но не слишком долго. При этом ему надо максимально подробно объяснить, за что именно он был наказан.

Читайте также: 

Воспитание малыша – большая ответственность! Важно помнить о том, что ребенку нужно постоянно объяснять, за что именно он был наказан. Это надо применять параллельно с любым методом воздействия, т. к. многие дети просто не могут понять, за что именно с ними так себя ведут. Избегайте физических наказаний, даже легкий шлепок может травмировать несформировавшуюся психику малыша.

lucky-girl.ru

Как наказать ребенка за плохое поведение

13 Февраля 2017

Как наказать ребенка за плохое поведение. 5 правил воспитания. Как правильно наказывать ребенка, не травмирую психику. Личный опыт, полезные советы, нетривиальные способы. 

Наказание - важный инструмент в воспитательном процессе и формировании личности ребёнка. Но правильно ли мы понимаем значение этого слова? В первую очередь, это наставление, о чем многие родители забывают, используя телесную форму наказаний, которые, по мнению Ушинского, показывают "несовершенство искусства воспитателя", т. к. "основываются на одном страхе, чувстве боли". В качестве же профилактики нарушений поведения он предлагал " разумно устроенную деятельность", где нет места скуке. Именно скука - источник многих детских пороков, по мнению известного педагога. Ю. Гиппенрейтер так же пишет, что проявления плохого поведения можно минимизировать или вовсе их избежать, если соблюдать 5 правил воспитания. Напомним их:

  1. Будьте примером счастливого и успешного человека для своих детей.
  2. Давайте ребёнку свободу в развитии.
  3. Позвольте ребёнку учиться на своих ошибках.
  4. Не превращайте учебу в обязанность.
  5. Отпустите ситуацию.
Однако до сих пор некоторые родители лупцуют своих детей и находят тому "обоснованные" оправдания.
  1. "По-другому он не понимает!" Каждый вечер наши соседи (глава семьи) вступают в неравный бой с сыном-пятиклассником. Ребёнок отказывается учить уроки, спорит, огрызается, но,получая тех самых "волшебных пендюлей", за полчаса все выполняет. Галина, мама мальчика, предпринимает всякий раз попытки "добром" заставить сесть сына за домашнее задание, но, сокрушаясь, признается, что, видимо, по-другому сын не понимает, раз на него действует только грубая физическая сила отца. Задумайтесь, а проблема-то решена? Нет! Конечно, сиюминутный результат получен, но ведь ситуация повторяется, шлепки становятся ожесточеннее, а поведение мальчика не меняется! Отец рассчитывает, что ударив сына, дает ему урок "Не делай так, это плохо!", и сын этот урок усваивает, но совсем иначе "Раз меня снова бьют, я плохой! И стараться нечего!" и бессознательно ведёт себя по-прежнему из рук вон плохо. А уставшему папе далеко до "высоких материй": это же труд - пытаться выяснить истинную причину поведения, разобраться в чувствах сына. Проще наподдавать хорошенько этому строптивцу, чтоб уж наверняка дошло- и вернуться к своим делам, своей жизни. Это не ребёнок по-другому не понимает, это взрослый бессилен пойти по другому пути.

  2. "А то вырастет маминым сынком!" Признаться, этот аргумент некоторое непродолжительное время я слышала от супруга, когда устав от бесконечных разъяснений, он брался за ремень, а я выражала протест против этого пусть нечастого, но все же насилия над сыном. Сын действительно бывает неуправляем, но к хорошим последствиям применение силы не привело. Он стал периодически поднимать на меня руку, обижать сестру. И логичным продолжением этой истории вполне могло стать решение всех своих проблем через физическую силу: в школе, затем на работе, в собственной семье. Мы вовремя остановились, отказавшись от этой пугающей перспективы- быть потом побитыми собственным повзрослевшим сыном. Для ребёнка причинение боли самыми близкими людьми - это психотравма. Разве чувствует он себя этот момент сильным? Нет. А вот униженным -да. Противостоять нельзя- получишь ещё сильнее и больнее, поэтому надо приспособиться и терпеть и научиться скрывать свои проступки. Из таких детей нередко вырастают взрослые, обременённые комплексом неудачника.

  3. "Меня били - и ничего..." "Вырос нормальным человеком", - обычно продолжают фразу те, кто перенёс методы воспитания своих родителей в отношения со своими детьми. Спорить не будем, встречаются среди тех, кто в детстве прошёл через боль, страх и унижение, хорошие люди, только это "не благодаря", а "несмотря" на подобные карательные меры. Большинство "битых" зарекаются не бить своих детей, но есть и те, кто по инерции продолжает утверждать то самое "меня били - и ничего". Особенно плачевна судьба девочек, которым папа привил урок "бьет-значит любит", потому что в замужестве они часто терпят тиранию со стороны мужа и не в силах противостоять ему даже словесно, когда тот поднимает руку на детей.

Физическое наказание детей воспитывает в них неуверенность в себе, лживость, трусость, недоверчивость, склонность к агрессии, озлобленность, жестокость и эмоциональную черствость. По отношению к беззащитному ребёнку подобные карательные меры являются насилием! Это ошибочное мнение, что наказание должно вызвать отрицательную эмоцию, и тогда ребёнок впредь не станет так себя вести.

Наказание — это прежде всего сигнал о нарушении установленного правила, социальных норм, оговорённого порядка.

Смысл его — сделать более весомыми слова взрослого, подчеркнуть их серьезность.

Конечно, наказание может расстроить ребёнка, но смысл не в том, чтобы заставить его испытать страх или обидеть, а в том, чтобы заставить задуматься над своим поведением, осознать, что именно он сделал не так и почему это плохо. Родитель в таком случаем- блюститель установленных правил и защитник моральной ценности, а не диктатор, а само наказание предполагает сознательность ребёнка в формировании его личности, а не направлено на получение мнимого результата.

Самый ценный вид наказания есть следствие проступка. В этом случае ребёнок наказывает сам себя, учителем становится жизнь.

В новогодние каникулы у нас было запланировано мероприятие с посещением спектакля, и в день Х старший сын устроил с младшим догонялки. Несколько раз малыш спотыкался и больно падал, и я просила прекратить игру. В конце концов, подгоняемый старшим, он с разбегу врезался в ребро стены, и на лбу появилась огромная шишка и стала расти. Первая (и естественная) реакция - крикнуть что-то вроде "Я же тебе говорила! Посмотри, что ты натворил?! Никакой тебе елки!" Но я видела, что сын и без того расстроен и напуган. Было решено папу отправить с маленьким в травмпункт, а мы поехали на представление. Старший был обескуражен, что ему "не досталось" и все время интересовался, как Федя. "Жаль, что Федя не может поехать с нами... Это я виноват, да, мам?" Этот случай стал сыну хорошим уроком.

Самым же распространённым типом наказания является условное следствие проступка. Формула их знакома всем: "Если ты не ..., то я..." Если ты не сделаешь уроки, отец отключит интернет. Если ты сейчас не уберешь свою кровать, никакой прогулки. Такие наказания неизбежны, но надо понимать, что они малоэффективны, поскольку не берут в расчёт сознательность самого ребёнка. 

Какие же существуют "правильные" способы наказания?

  • Лишение приятного. Лишать нужно именно привелегии, а не основных потребностей! Видеоигр в выходные, похода в кино, сладостей.

  • «Исправительные работы». Для " вдохновения" приведём пример одной многодетной мамы, которая решила вопрос наказаний весьма творчески. Вместо наказаний как таковых - "лягушки". На оборотной стороне открытки с изображением этой живности написано "дело", которое нужно выполнить: поточить карандаши/ убрать игрушки на полке/ пропылесосить и т. д. При каждой провинности мама раздает детям "лягушек", кстати, они могут их выбирать или менять. При игнорировании "лягушек" - штраф: лишение компьютерных игр или сладостей.

  • Тайм-аут. Этот вид наказаний до сих пор популярен в детских садах, где за непослушание или проступок предлагают посидеть на стульчике и подумать над своим поведением. Мой сын- активный "заседатель". Об эффективности методики судить не буду и полагаю, что есть дети,которые действительно могут осознать неправоту своего поступка, находясь в изоляции и тишине. Но не в темной комнате!

  • Личное извинение. К этому способу прибегает мой супруг, когда проведя беседу с сыном о проступке завершает необходимостью принести извинение человеку, которого сын обидел, или исправить ситуацию, виновником которой он стал.

  • Игнорирование. Часто баловство- способ привлечь внимания. Не поддавайтесь на провокацию и предупредите, что, если ребёнок продолжит вести себя таким образом, вы перестанете с ним разговаривать. Когда у моего сына случается истерика, он не идёт на телесный контакт, не готов слушать доводы и не может остановиться, я выхожу из комнаты. Через некоторое время сын успокаивается, и мы обсуждаем этот неприятный эпизод спокойно. Крайностью такого метода является игра в молчанку, которая травмирует ребёнка.

  • Естественное наказание. Речь не идёт о том, чтобы ребёнок с молчаливого согласия родителя причинил себе вред, но есть смысл воспользоваться уроками жизни, если вы уверены в том, что ребёнок серьезно не пострадает и сможет сделать правильные выводы. Дочь не слушала мои просьбы не ходить по лужам без сапожек, и в конечном итоге я абстрагировалась: хочешь- да пожалуйста! Через полчаса ей стало "неудобно" в мокрых ботинках, и мы отправились домой, так и не дойдя до гостей, а потом лечили насморк. Назидательная речь не пригодилась.

  • «Временный арест». За серьезный проступок меня, будучи подростком, лишили прогулок и общения с друзьями. Это было единожды, и это сработало. Но если подобный вид наказания становится регулярным, то теряется весь его смысл, как было в семье моего одноклассника: он просто стал сбегать из дома, невзирая на запреты.

  • Сказка вместо наказания. Когда персонажи испытывают те же трудности и попадают в ситуации, схожие теми, в которых находится ребёнок, значительно легче понять ошибочность своих поступков и найти пути решения вместе со сказочным героем. Нам с детьми нравятся книги Стэна и Джен Беренстейн о жизни брата и сестры медвежат. Сын всякий раз, когда совершает проступок, а я начинаю отчитывать его, забывая о всех своих педагогических обещаниях, говорит: "Мама,а давай лучше как будто я медвежонок Вова, и я был не прав, и дальше целая история!"

В конце нашей статьи резюмируем важные правила наказания:

  • наказание нельзя пропускать или надолго откладывать.Ребёнок нарушил правило или плохо себя вёл- следует наказание в той или иной форме.
  • наказание должно быть адекватно проступку, его задача- обратить внимание на нарушение, а не покарать.
  • наказание не должно унижать ребёнка .
  • наказание не должно сопровождаться криком, оскорблениями.
  • наказание должно быть объяснено ребёнку! Он должен понимать смысл недовольства родителя и знать, за что наказан.
  • физическое наказание недопустимо. О его вреде мы подробно писали выше.
Автор - Сидоренко Анна, мама троих детей.

womensec.ru

Как наказать ребенка за непослушание: правила и советы

Здравствуйте, дорогие читатели!

Сегодня у нас с вами непростая тема – как наказать ребенка за непослушание? Какие виды наказанный вообще приемлемы, и могут быть уместны в той или иной ситуации? И как не скатиться в родителя-тирана, или в другую крайность – помыкаемую чадом «тряпку»? Давайте попробуем разобраться.

Наверное, не так много уже осталось родителей, которые никогда в жизни не задумывались о наказании для собственного чада. И не потому, что плохие или злые. А просто из-за того, что в некоторых случаях без этой вынужденной меры просто не обойтись. Второй вопрос, как не переборщить, и все сделать правильно? Об этом и предлагаю вам поговорить прямо сейчас.

Вот пишу сейчас эти строки, и в душе поднимается волна сопротивления. Как же так? Ждешь этих драгоценных бусинок, вымаливаешь у Бога, вынашиваешь, рожаешь, лелеешь, и вдруг – наказывать? За что, как, почему? Разве это по-человечески? Он же маленький, не понимает, не специально, и т.д. Лучше уж перетерпеть, дать ему то, что просит, пойти на уступки, возможно, даже в ущерб себе. Ведь мы же – родители, старшие, и по доброй воле выбрали эту роль. Откуда появляется стремление наказать?

С другой стороны, вспоминается картинка, когда ребенок лезет к розетке, совершенно не слыша никакие уговоры и объяснения. Или своенравно выбегает на дорогу. Сердце холодеет, а времени на долгие уговоры и разъяснения просто нет. А папина оплеуха доходит быстро и запоминается надолго. Хотя это бывает редко. Но моя бабушка, например, все равно считает, что мы чересчур строги с сыном. Правда, это мнение сменяется на кардинально противоположное в момент, когда он садится ей на голову.

Спор между сторонниками и противниками наказаний вечен, как жизнь. И с этим ничего не поделать. В каких же случаях можно наказывать, и можно ли вообще? Попробую обобщить опыт специалиста и несовершенного родителя. Кто знает, может, и получится найти золотую серединку?

Наказывать или нет?

Многие психологи единогласно скажут: «Нет!». Особенно попыткам «вразумить» чадо не просто шлепком по мягкому месту, но отцовским ремнем. Другие же вспоминают библейские принципы воспитания словом и розгами. Так или иначе, наказание детей в природе существует, и порой оно весьма обоснованно. Наша же задача как родителей – не скатиться к мести и сломанной психике ребенка, а помочь ему вырасти здоровым и гармоничным членом общества.

Конечно же, малыш, растущий в атмосфере агрессии и за любой свой поступок получающий «на орехи», скорее всего, станет травмированным взрослым. Все мы знаем о последствиях детских психологических травм.

Но есть и другая крайность, последствия которой тоже не радужные. Когда ребенок совершенно не способен принимать правила и запреты, постоянно нарушает границы и ведет себя так, как удобно исключительно ему. А, значит, и садится на голову покорным родителям. Которые сами потом плачут горькими слезами от неуправляемого чада. Особенно столкнувшись с враньем, плохим поведением и прочими «прелестями».

Получается, что все хорошо в меру. Разумные запреты и ограничения малышу нужны для полноценного развития. А если есть границы, конечно же, растущая личность так или иначе будет стремиться их испробовать на прочность. И вот тут уже нужна грамотная система воспитания, включающая в себя в том числе и наказания.

Как наказывать правильно?

А сейчас давайте попробуем вывести ориентиры разумного наказания. К ним можно отнести такие:

  1. Физическое наказание не является нормой и зачастую не останавливает ребенка. То есть, никак ему не помогает. Кроме того, постоянные «учения» с ремнем в руке унижают личность ребенка, влияют на его психику не самым лучшим образом. По возможности все-таки лучше избегать подобных наказаний, и переключиться на более конструктивные методы.
  2. Наказание приемлемо тогда, когда малыш заранее был предупрежден о возможных последствиях своих поступков. То есть, лишать новой игрушки, например, можно тогда, когда Вы предупредили ребенка: «Если сделаешь то-то, будет то-то». А не как гром среди ясного неба: «Ты порвал штаны, теперь мы тебе новую машину не купим!».
  3. Наказание лишением чего-то должно быть связано по смыслу с проступком. Не съешь суп – не получишь сладкого. А не «три дня гулять не выйдешь». Думаю, тут понятно, почему. Ведь ребенку сложно разобраться во всей цепочке Ваших умозаключений. Он теряет уверенность и стабильность в жизни, а Вы знаете, насколько они важны.
  4. Наказывайте только на «холодную» голову. Под властью эмоций можно натворить много такого, о чем потом будете жалеть. Поэтому прежде, чем наказать, просто посчитайте до десяти. А затем принимайте решения.
  5. Наказывайте без свидетелей. Малышу и так непросто, не стоит лишний раз травмировать его самооценку показушными «выступлениями». К тому же, ваши теплые взаимоотношения так легко разрушить. Цените их и не позволяйте им растаять под посторонними взглядами и «ценными советами».
  6. Табу на унижения, запугивания и игнорирование. Последнее – самое страшное для ребенка. Каким бы ни был проступок, он все равно не стоит вашей эмоциональной близости с малышом.
  7. Четкие временные рамки наказания. Нельзя сказать просто: «С этих пор тебе запрещается смотреть мультики». Согласитесь, очень уж сурово звучит такое наказание, если говорить о всей дальнейшей жизни. Тем более, что это и попросту нереально. Поэтому просто обрисуйте границы запрета.
  8. Наказывайте не личность, а поступок. Не малыш плохой. А он нехорошо поступил. Ни в коем случае не ругайте ребенка за проявление эмоций! Помните, он тоже имеет на это полное право!
  9. Учитывайте возраст крохи. Малыш до 2-2,5 лет еще просто не поймет связи между поступком и наказанием. Его надо просто отвлечь и переключить в другое русло.

И, конечно же, воспитывайте ребенка любовью. Даже наказывая порой, не забывайте, что перед Вами – любимое чадо! И вместе вы непременно справитесь с трудностями.

Если Вам нравится статья, поделитесь ею с друзьями, и не забывайте подписываться на обновления блога!

Автор: Анна Кутявина

vmeste-rastem.ru

как правильно наказать детей за непослушание

Наказание детей является одним из методов взаимосвязи родителей и детей в процессе воспитания последних. Это педагогическое воздействие на личность, которое дает негативную оценку определенному действию, что помогает в дальнейшем предотвратить повторение подобной ситуации. Чтобы наказание подростка было эффективным, необходимо его правильно использовать. А для этого используют различные подходы.

Можно ли обойтись без санкций

Многие родители интересуются, можно ли наказывать ребенка или лучше обойтись без санкций по отношению к нему. Среди психологов и учителей нет общего мнения на счет этого аспекта воспитания. Большинство считает, что наказывать малыша нужно только в крайних случаях, когда он действительно этого заслуживает. К тому же ученые доказали, что чем реже применяется определенная методика по отношению к малышу, тем эффективнее она будет. Если можно наказание чем-то заменить, то лучше так и сделать. К примеру, в школе разыгравшегося подростка можно не ставить в угол, а направить его бурную энергию в мирное русло, приучая к труду.

Некоторые взрослые наказывают детей за любопытство. На самом деле именно это качество нужно развивать. Но из-за частых порицаний в дальнейшем воспитанник закрывается в себе и больше не желает идти на контакт. К тому же тяга к обучению у него пропадает. Такое нельзя допускать, так как это сказывается на обучении в школе. К примеру, если ему интересно, как работает будильник, то нужно не кричать на него и просить не задавать глупые вопросы, а просто сесть и вместе разобраться в механизме устройства.

Но если ребенок осознанно и целенаправленно совершил какой-либо проступок, то это требует соответствующих санкций. Однако не стоит перегибать палку — санкции должно быть адекватными. Наказывать в семье следует единогласно. Отменять решение ни в коем случае нельзя, как и заменять санкции на более простые задания. В дальнейшем воспитанник поймет, что можно манипулировать родителями и воспитателями, чем и начнет активно пользоваться. И если сразу его не наказать, то он поймет, что уже прощен. Нельзя наказывать и за то, что было сделано очень давно.

Разновидности наказаний для воспитанников

Многие родители задумываются о том, как наказывать подростка. В педагогике выделяют несколько разновидностей в зависимости того, какие цели преследует такой процесс воспитания личности. Известны такие меры наказания ребенка:

  • Запреты. Другими словами, детей просто ограничивают в каких-либо правах. Обычно применяется именно этот вариант. Он считается наиболее щадящим. Как правило, его используют в том случае, когда необходимо добиться определенных действий. К примеру, малыш не хочет убирать игрушки. В таком случае ему не разрешают смотреть мультики или играть с друзьями. Обычно ультиматум сразу действует, так что малыш охотно убирает за собой. Такой способ очень действенный.
  • Дополнительные обязанности. Такая санкция применяется обычно не только в кругу семьи, но и в школе, а затем и когда человек взрослеет (к примеру, наказывают общественным трудом). Такое наказание для ребенка предполагает выполнение каких-либо дополнительных действий. К примеру, нужно будет помыть посуду, убрать в доме. Но необходимо учесть, что добиться требуемого эффекта можно только в том случае, если наказание будет связано с проступком. Тут не розгами нужно воздействовать — если он не захотел убирать игрушки, то в наказание ему полагается заниматься уборкой определенное время. В противном случае малыш почувствует несправедливость.
  • Моральные санкции. В данном случае за плохое поведение полагается осуждать провинившегося, порицать его действия. Обычно цель — вызвать чувство вины, чтобы малыш осознал, что натворил и начал сожалеть о содеянном. Если волнует вопрос, как правильно наказывать ребенка, то лучше всего выбрать именно этот вариант. Это один из самых эффективных вариантов воздействия, так как можно создать определенную программу действий и поведения на будущее — провинившийся запомнит, что сделал неправильно и не будет так больше поступать. Такие санкции по сравнению с «розгами» считаются еще более эффективными. Обычно они применяются и в кругу семьи, и в школе, и в садике. Но при этом они должны быть соответствующими возрасту, поступкам и особенностям психики.
  • Телесное наказание. Физические наказания детей считаются довольно противоречивым методом, а споры вокруг него до сих пор не утихают. Кроме того, во многих странах в Кодексе существуют законы, которые его запрещают, причем не только в различных учреждениях для детей, но и в школах. Хотя физическое наказание детей допускали даже самые великие известные педагоги, правда, только в исключительных случаях. Кстати, тут речь идет не только о банальном избиении руками, розгами, но и прочими средствами. Также телесные наказания подразумевают еще другие виды физического влияния. К примеру, это могут быть дополнительные упражнения на тренировках.

Как выбрать наказания для детей

Родители думают о том, как наказать ребенка за непослушание. Тут необходимо действовать не эмоционально, а четко взвешивать все факторы. Необходимо учесть следующее:

  • Малыш должен четко осознавать, за что наказывают детей обычно, и что он неправильно сделал в данном случае. Причем между его проступком и наказанием должна быть понятная для него связь. К примеру, если он намусорил, то следует заставить ребенка прибирать. А затем то же самое нужно сделать и в другой комнате, чтобы он научился ценить труд людей.
  • Бывает, стоит вопрос, можно ли наказывать детей, если они не могут выполнить само наказание. Обязательно необходимо подбирать такое задание, которое физически можно выполнить провинившемуся малышу. К примеру, вполне логично, что 3-летнего ребенка никто не заставит собирать граблями листья во дворе осенью. Это спровоцирует у них только чувство отчаяния или раздражения.
  • Прежде чем думать, как наказывать ребенка, всегда нужно анализировать ситуацию, которая привела к тому, что малыша придется наказать. Вот как раз этот момент воспитатели и родители часто упускают из виду. Обязательно нужно разобраться в ситуации объективно. К примеру, если у малыша еще плохо развита мелкая моторика пальцев, то нельзя его наказывать за то, что шнурки на ботинках плохо завязаны. То же касается и такого случая, когда ребенок разбил чашку, когда старался потушить пожар. Необходимо помнить, что даже для преступников всегда учитываются смягчающие факторы.
  • Последовательность и своевременность. Наказание ребенка должна быть сразу же после проступка. В противном случае не стоит даже вспоминать потом о нем, так как ребенок четко должен помнить и осознавать, что натворил что-то неправильное. Особенно этому правилу нужно следовать, если у малыша ранний возраст.
  • Учитывать особенности ребенка — это касается не только возраста, но и его психологического состояния, характера. В некоторых случаях выходит, что ребенок назло родителям делает что-то. Особенно это важно для периода полового созревания. Причем неправильно выбранное наказание для подростков может привести даже к суициду.

Запреты при наказании

Воспитывая ребенка, можно не рассчитать силы и перегнуть палку. К примеру, часто такое происходит при физическом наказании. Из-за неправильного наказания ребенок объявляет бойкот. Появляются проблемы с обучением в школе, различные протесты либо, наоборот, малыш становится замкнутым и не желает общаться. Все это отразится на его состоянии в будущем.

Воспитательный момент должен исключать следующее:

  • Унижать провинившегося. Ни в коем случае нельзя преследовать цель унизить ребенка. Нельзя таким методом влиять на его личность. Не стоит бить его (например, розгами) — такое физическое насилие уничтожает его личность. Если и требуется физическое наказание, то нужно прибегать к другим вариантам.
  • Наносить вред здоровью провинившегося. Раньше наказывали детей довольно жестко розгами, но вот ухудшать его самочувствие ни в коем случае нельзя. Бить его запрещается, но можно, к примеру, заставить вымыть пол, отжиматься, приседать, закаляться прохладной водой и прочее. Однако чрезмерные физические нагрузки могут не только вызвать унижение, но и спровоцировать различные болезни, патологии, травмы. В таком случае это уже не воспитание ребенка.
  • Нельзя использовать одно наказание для детей за несколько проступков. За проступок всегда должна быть одна санкция. Слишком добрые родители должны помнить, что даже самые опасные преступники в тюрьмах отбывают наказания по нескольким статьям, так что срок будет максимальным — как для самого тяжелого преступления, которое он совершил.
  • Нельзя наказывать публично. Такое средство воспитания — самое ужасное для детей, особенно в подростковом возрасте. Опять-таки это и унижение его личности. Таким образом взрослый человек показывает свое превосходство над ребенком, так что в дальнейшем он не будет доверять родителям и воспитателям. К тому же в коллективе среди сверстников это может тоже иметь тяжелые последствия для провинившегося.
  • Запрещается без каких-либо причин отменять наказания. Многих родителей часто волнует вопрос, нужно ли наказывать детей? С одной стороны, необходимо порицать какие-либо проступки в воспитательных целях, но, с другой стороны, очень тяжело ограничить любимое дитя в чем-либо. В итоге, бывает такая ситуация, что родители придумывают наказание, но потом негативные эмоции сходят, и взрослые просто прощают его. В дальнейшем малыш поймет, что от любых санкций можно и отвертеться, так что будет использовать все меры, чтобы избежать наказания. Со временем родители и воспитатели просто потеряют авторитет. Необходимо помнить, что ребенка нужно не только поощрять, но и наказывать.

Всегда нужно помнить о презумпции невиновности, так что наказывать малыша только из-за мести нельзя. Санкции для него нужно придумывать в спокойном состоянии, а не в гневе.

Заключение

Наказание как метод воспитания является довольно действенным, однако его нужно применять только в уместных обстоятельствах. Необходимо учитывать все факторы и подбирать правильное наказание. Тогда ребенок поймет свой проступок и запомнит, что в будущем такое делать нельзя.

Рекомендуем так же прочитать по этой теме:

roditeliz.ru

Как наказать ребенка за плохое поведение или непослушание?

Нередко приходится наблюдать картину, когда ребенок вдруг начинает громко кричать на улице или падает на землю, требуя чего-то. И никакие уговоры на него не действуют. В чем кроется причина такого поведения?

С самого рождения ребенок требует к себе постоянного внимания, его надо вовремя покормить, переодеть, уложить спать. Не умея разговаривать, все свои желания малыш выражает плачем.

И если мама незамедлительно бежит на любое проявление беспокойства в поведении ребенка, он очень быстро усваивает, что таким образом может в любое время привлечь к себе внимание и усваивает навыки манипулирования взрослыми.

Бросаясь к своему чаду, беря его на руки, вы демонстрируете свою готовность потакать любым его капризам.

Уже со второго полугодия своей жизни ребенок должен чувствовать и понимать, что у мамы есть свои дела, уметь обходиться некоторое время без нее.

Когда ваше внимание необходимо

Но это вовсе не значит, что малыш должен быть обделен вашей любовью и заботой. Не реагируя на призыв ребенка, когда он действительно нуждается в вашем присутствии, вы вырабатываете отчужденность в отношениях, которая со временем будет только усиливаться.

Недостаток тепла и внимания разовьет такие черты характера, как плаксивость, раздражительность. И чем больше будет требовать ребенок, тем дальше вы будете от него отстраняться.

В конце концов, в детском сознании прочно укоренится убеждение, что всего в жизни можно добиться только криком и истерикой, а привлечь внимание родителей можно, лишь совершив негативный поступок.

 

Последствия родительского невнимания

Чтобы искупить вину за собственную холодность, родители зачастую, пытаются компенсировать любовь дорогими подарками. Ребенок привыкает к такому типу взаимоотношений, требуя все больше и больше, превращаясь в маленького тирана.

Ни первый, ни второй тип отношений не имеют к родительской любви никакого отношения.

Неоправданная уступчивость, как и неоправданная строгость, в конечном итоге, способствуют воспитанию в маленьком человеке эгоизма.

В вопросах дозволенности или запретов, в первую очередь, нужно исходить из того, что полезно будет для ребенка.

Читайте о том, что делать если ребёнок нервный и непослушный в нашем следующем материале.

Не знаете, как наказать ребенка за плохое поведение? Разберемся вместе с психологами.

Как наказать ребенка за плохое поведение?

Основные правила – объясните, в чем он виноват и не унижайте его достоинство.

Требования к поведению ребенка должны быть конкретные и не зависеть от настроения или сиюминутной ситуации. Если нельзя было высовываться в окно вчера, то этого нельзя будет делать никогда.

Последовательность родителей в своих действиях приучит ребенка считаться с их мнением, исключая возможность попыток поступить по-своему.

Безусловно, таких строгих запретов должно быть минимальное количество и выражаться они должны доброжелательно, не унижая достоинство ребенка. Постепенно к ребенку придет осознание причин тех или иных запретов.

Строя отношения с ребенком на искренней любви, доверии и взаимопонимании, исходя из интересов обоих сторон, родителям будет гораздо проще вырастить его человеком, относящимся с пониманием и уважением к окружающим.

В следующем материале наш психолог ответит на вопрос . Что, кроме иммунитета, может провоцировать такое состояние.

Мнение доктора Комаровского

Из этого видео вы сможете узнать, как рекомендует поступать известный педиатр Е.О.Комаровский:

umnyash.com