Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
комбинированного вида города Тюмени

Ребенок плохо говорит: Почему и что делать? Если ребенок плохо разговаривает в 5 лет что делать


Если ребенок плохо говорит

Советы для родителей, у которых дети плохо и мало говорят.

Если вы заметили у своего ребенка задержку речевого развития в возрасте до 3-х лет, то следует немедленно обратиться к логопеду и неврологу. Они выяснят причину задержки речевого развития и назначат соответствующее лечение.Помимо врачебных назначений, родители могут сами помочь своему ребенку:поощряйте любые попытки малыша заговорить, ваш малыш начнет говорить только тогда, когда вы захотите его слушать;поощряйте любопытство, стремление задавать вопросы, отвечайте на каждый детский вопрос;говорите с малышом медленно, короткими фразами, говорите правильно, не переходите на «детский язык»;каждый день читайте малышу книжки;не поправляйте речь ребенка, просто повторите ту же фразу правильно;не сравнивайте малыша ни с кем.

Развиваем речь

Многие родители озабочены тем, что их трех - пятилетние дети отстают в развитии речи от сверстников. На самом деле все развиваются по-разному. Но если определенные трудности всё же возникают, ребенок замкнут и практически не разговаривает, с ним нужно больше заниматься лепкой, рисованием, складыванием мозаики и другими упражнениями для развития мелкой моторики рук (пирамиды, рвать бумагу, нанизывание бусинок, разбор пуговиц). Приучать застегивать пуговицы. Важно разговаривать с малышом, петь ему песенки, читать стихи, скороговорки, считалки.Развивать фонематическое восприятие (слух). «Поиграем в гармошку, дудочку». Ребенку завязываем глаза, а затем спросить: «Во что я играла?». Делить слова на слоги. Но и это еще не все - нужно делать специальные упражнения, развивающие артикулярный аппарат

Упражнения для развития речи

Дыхательные и звуковые упражнения для развития артикуляции могут выполнять все малыши с того момента, когда начнут понимать, воспроизводить и повторять звуки окружающих предметов. Лишними эти упражнения никак не могут быть, а пользу окажут несомненную. Итак, поиграем: «Как кошечка пьет молочко?» -нужно поболтать язычком, причем языком выполнять движения кошки, когда она лакает, и следить за тем, чтобы подбородок при этом оставался неподвижным.Можно применять и специальные упражнения для развития движений языка, губ, нижней челюсти. С их помощью укрепляются мышцы артикуляции, и звуки появляются быстрей и звучат более четко.Все эти упражнения нужно проводить в игровой форме, обязательно показывая движения.«Пузырь лопнул» - надуть щеки, а затем прижать то одну, то другую пальцем.«Зайку приняли за волка» - вытянуть губытрубочкой и быстро улыбнуться, показав зубы. «Иголочка» - дотронуться кончиком языка до внутренних поверхностей щек.«Лошадка цокает копытом» - пощелкать языком, приподнимая его к верхнему небу.«Ворота открыты» - широко открывать и закрывать рот.«Лошадка» - улыбнусь широко прикусить клычками ноготки и щелкать кончиком языка. Пусть малыш работаем языком постоянно: «Олег поскакал на лошадке в ванну!» или не просто пошли в садик, а «поскакали на лошадке».«Трактор» - воспроизводите звуки мотора трактора, энергично произнося «д-т-д-т», меняя громкость и длительность «работы трактора». Произношение этих звуков укрепляет мышцы языка.«Гудок паровоза» - через нос с шумом наберите воздух, задержите дыхание на 1-2 секунды, а затем с протяжным звуком «у-у-у-у» выдохните воздух через сложенные трубочкой губы.«Стрельба» - представьте, что вы пришли в тир и стреляете из воображаемого пистолета. Высунув язык, энергично произнесите «к-г-к-г». Произнесение этих звуков укрепляет мышцы глотки.

www.vseodetishkax.ru

Что делать, если ребенок плохо говорит?

Специалист объяснила, что при рождении у детей нельзя выявить задержку психического развития. Родители часто не придают значения тому, что их ребенок чуть позднее начал ходить самостоятельно, играть в игрушки, говорить. – Повышенная возбудимость, неустойчивость внимания, сначала ребенок быстро устает играть, а затем это сказывается на учебе. Уже в детском саду ребенку трудно усвоить программу: дети малоактивны на занятиях, плохо запоминают материал, легко отвлекаются. Уровень их обучаемости оказывается более низким по сравнению со сверстниками, – рассказала Светлана Александровна.

У детей этой категории, наряду с нарушениями различных психических функций, в той или иной степени бывают проблемы с речью, что ограничивает возможности усвоения речи на более высоком уровне и осознания сложных языковых закономерностей.

– Практически у всех детей с задержкой развития есть речевые нарушения: страдает звукопроизношение, фонематический слух, нарушен грамматический строй. Часто бывают сложности со связностью речи, нарушена смысловая сторона речи. Своевременное выявление, изучение и коррекция речевых нарушений у детей именно в дошкольном возрасте необходимо для подготовки этой категории детей к школе, – сообщила Светлана ЛАПШОВА.

Чтобы ребенок учился, нужно с ним чаще разговаривать, подбирать новые интересные темы для разговора, показывать образец правильной речи. – Коррекционно-педагогической работе должно сопутствовать лечение, назначаемое детским неврологом, психиатром: прием лекарственных препаратов, массаж, транскраниальная микрополяризация, магнитотерапия, электрорефлексотерапия и др. Параллельно с медицинскими процедурами и семейным воспитанием детям с задержкой речевого развития необходимы занятия с логопедом и детским психологом по развитию речи и познавательных процессов, – объяснила врач.

Детям с ранних лет необходимо развивать мелкую моторику, играть в пальчиковые и подвижные игры, рисовать, лепить, делать аппликации, играть в речевые игры (логопедическое лото, специальные речевые игры и упражнения и т. д.).

– При нарушении звукопроизношения необходимо ежедневно делать с ребенком артикуляционную гимнастику. Упражнения обязательно выполняются перед зеркалом. В ней главное не скорость, а качество и точность выполнения упражнений. Упражнения нужно делать совместно с ребенком, старательно показывая и объясняя каждое движение. Для закрепления звука в слоге, слове необходимо повторять упражнение не менее трех раз, – посоветовала Светлана ЛАПШОВА.

Не забывайте относиться к ребенку терпеливо, доброжелательно, но достаточно требовательно. Хвалите за малейшие успехи, учите ребенка преодолевать трудности.

– Отставание развития ребенка можно преодолеть. При правильно организованной коррекционной работе в их развитие ребенка будет продолжаться. Чем раньше вы начнете заниматься с ребенком, тем быстрее и успешнее будет результат, – уверила логопед.

Насколько работа будет эффективна, зависит не только от врачей и педагогов, но и усилий родителей, соблюдения ими рекомендаций специалистов.

www.province.ru

Ребенок плохо говорит: почему и что делать?

Ребенок плохо говорит, а ему-то уже два года? Как же быть? Что делать? Подобные вопросы и переживания каждый день волнуют множество родителей. Часто мы ориентируемся на друзей и знакомых, у которых дети начали хорошо разговаривать, к примеру, уже в 1,5 года. Но запомните, что каждый из нас имеет свой собственный темп развития, поэтому нет определенного возраста, в котором ребенок начинает говорить. Есть ограничение, три года, в этом возрасте малыш уже должен разговаривать. Если же ребенок практически достиг трех лет и говорит очень плохо или выражает свои мысли и желания при помощи мимики, жестов и бессвязных звуков, то здесь уже стоит задуматься и действовать незамедлительно. Ведь именно к трем годам ребенок должен овладеть основными словами и словосочетаниями.

Какие же причины того, что ребенок плохо говорит?

· Травма при родах, гипоксия;

· Недоношенность;

· Проблемы со слухом;

· Наследственность;

· Тяжелые заболевания, которые ребенок перенес в младенчестве, оказывают негативное влияние на участок нервной системы, отвечающий за развитие речи ребенка.

Проблема с развитием речи ребенка очень часто оказывается просто упущением родителей, которые уделяли не достаточно внимания развитию своего ребенка. Но даже в таком случае ребенок уже нуждается в помощи, поэтому врачебная помощь, безусловно, необходима для того, чтоб выявить причину того, почему ребенок плохо говорит.

· Педиатр даст оценку общему состоянию малыша. Его рекомендации относительно питания и режима дня также всегда вам пригодятся.

· Лор сможет проверить слух и ротовую полость ребенка на наличие физиологических отклонений.

· Невролог определит уровень умственного развития малыша.

· Детский психолог поможет решить психологические проблемы ребенка, если они существуют.

· Логопед поможет вашему малышу говорить правильно.

Если врачи не выявят никаких проблем у вашего ребенка, не переживайте и словарного потока по достижении трех лет.

Как помочь ребенку начать разговаривать?

· Прежде всего, стоит не забывать, что с ребенком нужно разговаривать, начиная с самого рождения. Даже задолго до момента, когда малыш будет готов сказать свое первое слово, вы должны поддерживать с ним диалог.

· Проговаривайте свои действия, для того чтоб малыш создавал ассоциации и связи между действием и словом.

· Разговаривайте с малышом четко, громко и небыстро, будучи повернутым к нему лицом.

· Чтоб не жаловаться на то, что ребенок плохо говорит, нужно самим говорить правильно, четко и ясно, особенно, когда малыш уже сам делает попытки разговаривать, поскольку ребенок ориентируется на вашу речь.

· Читайте малышу книги с самого рождения. Это не только отвлечет и заинтересует его, но еще и станет толчком для скорейшего развития речи. Книги должны быть красочными, приятными на ощупь и, конечно, подходить по возрасту. Комментируйте и обсуждайте прочитанное с ребенком.

· Еще в младенчестве нужно начинать массировать ладошки и пальчики вашего малыша, поскольку нужно развивать мелкую моторику его рук для нормального развития речи. Веселыми и полезными будут игры: «Ладушки-ладушки» и «Сорока — белобока».

· Ребенок плохо говорит и в том случае, если родители не уделяют должного внимания пополнению его словарного запаса. Поэтому старайтесь постоянно рассказывать и показывать вашему малышу что-то новое, следите за тем, чтоб он запомнил новое слово. Не обобщайте предметы: «Если в вазе лежат яблоки, груши и апельсин, то не говорите просто слово фрукты». Не забывайте противопоставлять предмет и явление, это основа каждого предложения: «Кошка мяукает, а собака лает».

Запомните, что от вас зависит будущее вашего чада, а если ребенок плохо говорит, вы ставите его будущее под угрозу. Не допустите, чтоб ваш малыш страдал из-за недостатка общения, ведь он лучший на свете собеседник.

perwenec.ru