Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
комбинированного вида города Тюмени

Что умеет ребенок в 8 месяцев: развитие малыша. Ребенок в 8


Что должен уметь ребенок в 8 месяцев: психомоторные навыки

Яркая примета этого возраста — страхи малыша. Ребенок может вдруг начать бояться шума пылесоса, бабушкиной шубы или дедушкиной бороды. Любая перемена в пространстве или во внешности близкого человека может напугать малыша. Психологи считают, что эти страхи вполне оправданы и говорят о формировании чувства безопасности и личностных границ у младенца. Не рекомендуется воспитывать смелость в столь нежном возрасте.

Моторные навыки малыша в 8 месяцев

Что должен уметь малыш в 8 месяцев?

  • Первые попытки ползать. Ребенок свободно и ловко делает переворот со спины на живот. Малыш старается принимать именно эту позицию, потому что она дает возможность видеть окружающий мир. Это положение также позволяет крохе передвигаться. Можно заметить, как грудничок пробует встать на четвереньки, но пока что стоит неуверенно, раскачивается. Чаще всего ребенок начинает ползать не на четвереньках, а по-пластунски. Не все восьмимесячные дети начинают ползать, но большинство, оказавшись на животе, активно двигаются всем телом, вытягивают ноги, подтягиваются на руках, вращаются в разные стороны.
  • Положение сидя. У старшего поколения бабушек почему-то сложилось мнение, что в 6 месяцев грудничок уже должен сидеть. Однако согласно международным нормам психомоторного развития младенец может самостоятельно сесть в период от 7 до 9 месяцев. Восьмимесячный малыш уже может свободно сидеть, при этом у него не должна округляться спина. Без поддержки взрослых младенец может усидеть около 5 секунд, после чего может завалиться набок или опереться одной рукой для равновесия. В сидячем положении у младенца обычно много позитивных эмоций. Ведь поза позволяет хорошо видеть все, что происходит вокруг него. Есть ли какая-то разница в сроках высаживания девочки и мальчика? Этот вопрос часто задают мамы. Медики утверждают, что пол никак не влияет на этап высаживания, и относят эту информацию к разряду мифов. Подробнее о том, когда ребенок начинает сидеть самостоятельно, во сколько месяцев можно сажать девочек и мальчиков, читайте в других статьях.
  • Подтягивание на руках. Можно провести такой эксперимент. Грудничок лежит на спине, перед ним нужно выставить большие пальцы, направленные друг на друга (в виде перекладины). Ребенок хватается за пальцы и пытается подтянуться, чтобы сесть. В этот момент не надо помогать крохе и тянуть его за ручки. В этом возрасте малыш прекрасно справляется с задачей самостоятельно и принимает вертикальное положение. Мышцы спины, живота, рук, шеи у грудничка уже хорошо развиты.
  • Развитие координации движения и равновесия. Ребенок может принимать различные позы, благодаря равновесию, дополнительной опоре рук, балансированию ногами. Для этого возраста характерно лежачее положение на боку с опорой на одну руку («поза садового гнома»), при этом другая рука у малыша свободна, он может ею манипулировать. Верхняя нога в этой позе также свободно двигается и создает равновесие. Зачем грудничку эти сложные трюки? Эти упражнения подготавливают малыша самостоятельно сесть из положения на животе и боку.
  • Закрепление навыка хватания и удерживания предмета в руке. В 7 месяцев грудничок уже умел одновременно брать два предмета в обе руки. Этот навык в 8 месяцев усовершенствуется. Если предложить крохе две одинаковых игрушки небольшого объема, он должен учиться брать их одновременно. Бывает, что малыш возьмет один предмет, увлечется им и забудет о другом. В этой ситуации нужно предложить ему вторую игрушку еще раз. В этом возрасте уже можно определить рабочую руку и сказать, будет ребенок правшой или левшой. Важно понимать, что никакой коррекции проводить не нужно. Но нагружать необходимо обе руки.
  • Мелкая (тонкая) моторика. Мелкая моторика (работа пальчиков) развивает мышление. Правая рука соответствует левому полушарию и связана с логическим, рациональным мышлением. А левая рука «дружит» с правым полушарием и отвечает за творчество и воображение. Когда малыш нажимает на кнопки пульта, крутит пуговицы на одежде, пытается сложить матрешку или пирамидку, работают не только его руки, но и мозг. Что должен уметь ребенок в восемь месяцев, если говорить о мелкой моторике? Кроха уже способен взять маленький предмет в руку и удерживать его только пальчиками, не вкладывая полностью в ладонь. Важно, чтобы этот навык вырабатывался одинаково на правой и левой руке.

Пришла пора перебираться с дивана или кровати в «нижний ярус», то есть на пол. Во-первых, это безопасно: отсюда малыш точно не упадет. Во-вторых, появляется возможность освоения новых территорий. Открытое пространство важно для психофизического развития грудничка. Но «нижний ярус» также нужно обезопасить: поставить заглушки на розетки, крючки на дверцы шкафов, убрать острые и тяжелые предметы, бытовую химию. Чтобы лучше увидеть опасности, следует опуститься вниз и взглянуть на мир глазами крохи.

Формирование базового чувства безопасности

У грудничка во втором полугодии жизни формируется важнейший в жизни, базовый механизм безопасности. Отсюда вытекает доверие миру, в котором он живет. Кто развивает это доверие? Конечно, мама. Она является зеркалом состояний малыша. И хорошо, когда мама отражает и позитивные, и негативные эмоции. Радостному и довольному ребенку она непременно улыбнется, а плачущего и обиженного приголубит и погорюет вместе с ним. Мама и ребенок находятся на одной эмоциональной волне. И чем больше эмоций у мамы, чем они искреннее, тем шире и приветливее становится окружающее пространство для малыша. Понимание эмоциональности в этом случае — не экзальтация, не восторг, а живое включение в переживания крохи. Эмоции делают любого человека живым и присутствующим, а это крайне важно почувствовать младенцу.

Психомоторные навыки ребенка в 8 месяцев развиваются интенсивнее, когда у малыша формируется механизм безопасности. Если мама будет с каменным лицом и в депрессии, у крохи повышается тревожность и чувство незащищенности. Он с меньшим желанием будет осваивать и познавать мир.

Психоэмоциональное развитие и общение

Какие реакции могут быть у ребенка в этом возрасте при общении с близкими и посторонними людьми? Как он воспринимает мир, осмысливает действия и явления, взаимосвязи между предметами?

  • Быстрое переключение внимания. Родители замечают, что грудничок этого возраста не может долго играть в одну и ту же игру. Интерес к старому занятию у него быстро пропадает, когда в поле зрения появляется новый объект. Психологи не рекомендуют перегружать малыша информацией и предлагать ему много новых игр сразу.
  • Отношение к незнакомцам. Настороженное отношение к незнакомым людям растет. В этом возрасте даже самый общительный малыш может проявить недоверие к незнакомцу. Это абсолютно нормальная реакция, которая говорит о формировании дистанции с людьми. Также дети могут проявлять избирательность: к одним незнакомым идут на руки, а к другим нет, одним начинают улыбаться, а при виде других — плакать. Многие дети в этом возрасте сильно привязаны к матери. И если она исчезает на какое-то время, испытывают тревогу и беспокойство.
  • Восприятие взаимосвязи предметов и действий, изучение свойств предметов. Малыш начинает улавливать, что если предмет исчезает, то не растворяется в пространстве, а перемещается. Теперь ему интересно все, что движется. Можно провести такой эксперимент. Один взрослый сидит за столом и усаживает кроху к себе на колени, а другой — выкладывает на стол игрушку (кубик, мячик, машинка). Как только грудничок потянется за игрушкой, взрослый толкает ее так, чтобы она перекатилась через стол и упала на пол. Малыш пристально следит за движением и наклоняется, чтобы рассмотреть игрушку на полу. Также в 8 месяцев дети умеют находить спрятанные предметы, перекладывать их, вкладывать один в другой.
  • Наблюдение за окружающим миром и явлениями природы. Во время прогулок в коляске ребенок теперь может находиться в сидячем или полусидячем положении. Пространство расширяется для него до «космических» масштабов. Теперь ребенок может наблюдать за движениями людей, животных, птиц, машин, чувствовать ветер, капли дождя, солнечные лучи на лице и т.д.
  • Возражение и проявление характера. В этом возрасте малыш может выразить протест, если ему что-то не нравится. Это может быть визг, крик, плач. Также у ребенка появляются любимые занятия и игрушки в зависимости от типа темперамента. Если ребенок проявляет в этом возрасте негативные эмоции — это абсолютно нормально. Но в большинстве случаев здоровый восьмимесячный грудничок все-таки радостный и довольный жизнью. Ребенок может повторять одни и те же действия много раз, если они приносят ему радость.
  • Прятки — любимая игра. Младенец в этом возрасте осознанно поддерживает игру в прятки. Когда кто-то из близких прячется за мебелью или под покрывалом, грудничок с нетерпением ждет появления и громко смеется, если ему говорят «ку-ку» и окликают по имени.

Закрепление позитивного опыта в этом возрасте крайне важно. Рекомендуется уже сейчас хвалить ребенка и подбадривать его, если при освоении нового вида деятельности, у него что-то не получается.

Речевое развитие

В 8 месяцев малыш умеет не только громко лепетать и вскрикивать, но и «говорить» шепотом. Ребенок открывает для себя, что можно произносить звуки с разной силой и интонацией. Речевые навыки, которые сформировались в 7 месяцев, усовершенствуются.

  • Слоговые цепочки. В этом возрасте грудничок способен воспроизводить различные комбинации закрытых и открытых слогов: «да-да», «ма-ма», «дай-дай», «та-та», «ба-ба», «ма-ба», «ге-хе», «йэ-йэй» и другие варианты. Некоторые слоговые цепочки становятся более устойчивыми и произносятся с четкой артикуляцией. Для лепетной речи, ближе к концу второго полугодия жизни, характерно обеднение слоговых цепочек. Это нормальный процесс доречевого развития.
  • Мелодический лепет. Малыш уже умеет воспроизводить интонацию родной речи, ставит ударения в слогах, имитирует звуки речи взрослых. Также важное открытие этого возраста — обозначение объектов окружающего мира слогами, то есть лепетная речь становится осмысленной.

Грудничка нужно стимулировать к активной вокализации. Обычно дети начинают лепетать, когда пребывают в хорошем настроении, чем-то увлечены, общаются с близкими людьми. Также стимулировать малыша к лепету может речь его сверстников.

Что может ребенок в 8 месяцев? Моторные навыки этого периода: попытки самостоятельно усаживаться и ползать, уверенное захватывание и удерживание мелких предметов пальчиками, совершенствование координации движения и равновесия. В этом возрасте малыш осознает причинно-следственные связи между предметами и действиями, быстро переключает внимание, любит играть в прятки, наблюдать за движением и уже проявляет характер.

Распечатать

Поддержите проект — поделитесь ссылкой, спасибо!

kids365.ru

Развитие ребенка в 8 месяцев [Энциклопедия мамы]

Половина детей в этом возрасте самостоятельно садятся, но лечь обратно ребенок пока еще может не всегда. Сидит уверенно, без опоры руками. Поворачивает туловище в стороны, чтобы брать игрушки. Может в положении сидя обернуться и посмотреть назад (рис. 26).

Из положения лежа или положения сидя встает на колени.Начинаетвставать во весь рост, выпрямляя колени, держась за поручень манежа или удобные для захвата части мебели. Стоя у такой опоры, переносит вес тела с ноги на ногу. Первое время после того, как сам начинает вставать, сесть обратно самостоятельно еще не может. Начинает перемещаться шагами вбок вдоль подходящих по высоте для захвата ручками ребенка предметов: мебели, поручней манежа и т. д.

Нет необходимости специально стимулировать функцию сидения, стояния и ходьбы. Если ребенок мало передвигается в вертикальном положении, то вместо этого он хорошо осваивает функцию ползания, а затем передвижения на четвереньках. Эти виды передвижения для его возраста более естественны и полезны.

Желательно, чтобы с 8–9 месяцев бодрствование было организовано в огороженном месте на полу или в манеже, где должны быть крупные предметы и другие точки опоры, держась за которые ребенок может самостоятельно вставать и передвигаться. Постарайтесь сделать окружающее ребенка пространство не только безопасным, но и интересным. Расставьте пару ящиков или корзинок с игрушками или с безопасными бытовыми предметами (баночки, кастрюльки, коробочки и т. д.). Таким образом, малыш сможет всегда найти что‑то новое и увлекательное для своих игр.

Еда. Сам держит в руке кусок хлеба или печенья, обсасывает, грызет или кусает его. Малыша можно приучить самому периодически откусывать от хлеба во время кормления. Когда пьет из чашки, которую держит взрослый, начинает слегка придерживать ее руками.

Зрение

Тест

  • Если разместить предметы размерами до 1 мм (изюминка, крошка хлеба) на расстоянии около 30 см от глаз ребенка, то он не только видит их, но и тычет в них указательным пальцем (рис. 27) или берет тремя‑четырмя пальцами (щепотью).

Следует помнить, что подобные предметы могут находиться рядом с ребенком только во время проведения теста, в остальное время вокруг малыша не должно быть таких мелких предметов. Иначе он может взять их в рот и поперхнуться. Ваш ребенок способен собирать рассыпанные мелкие предметы в кучку, если вы покажете ему, как это делать. Такие действия могут стать новой увлекательной игрой малыша.

Внимание! Если ребенок не делает таких движений на протяжении следующих одного‑двух месяцев и не берет в руки маленькие предметы, необходимо обратиться к окулисту для проверки зрения.

В этот период малыш не только интересуется статичными объектами, но и следит взглядом за движущимися изображениями людей, животных на экране телевизора. А также начинает узнавать и различать близких людей на фотографии.

Мелкая моторика и игра. Большинство детей правильно берут игрушки, то есть используют захват «клешней», противопоставляя большой палец остальным четырем. Такой крепкий и цепкий захват помогает ребенку с легкостью разрывать газеты и мягкую бумагу.

Игрушками малыш занимается долго и разнообразно: нажимает и извлекает звуки из пищащей резиновой игрушки; трясет колокольчиком; снимает крышку с кастрюльки и стучит, гремит ею; опрокидывает миску с шарами; нажимает на кнопки; дергает за рычажки и т. д. Кидает игрушку на пол, ищет и находит глазами упавшую игрушку.

Появляется интерес к игрушкам, которые разбираются или каким‑либо образом вставляются одна в другую по принципу матрешки. Ребенок начинает понимать, что такое емкость, и приходит в восторг, открывая для себя что‑то новое: горшочки с землей, собачьи миски с водой, мамин рот, в котором видны зубы, мамину сумочку с множеством необычных вещей. Начинает доставать отдельные предметы из различных емкостей (коробок, сумок, горшков, корзинок и т. д.). Открывает дверцы шкафчиков и интересуется их содержимым.

Ребенок любит, когда с ним играют взрослые. Особенно ему нравится брать и возвращать предметы. Он отдает игрушку взрослому, затем протягивает руку, чтобы получить ее обратно. Малыш находит погремушку, спрятанную в маминой ладони, берет ее и снова отдает маме, чтобы продолжить игру. Ребенок может затеять подобную игру с незнакомым человеком и будет продолжать ее до тех пор, пока тот проявляет к ней интерес. По такому же принципу малыш пробует играть и с мячиком. Он возвращает вам мяч, который вы бросили ему через комнату, и ждет, пока вы вернете его обратно. Если он еще не проявляет заинтересованности к такой игре, надо научить его: толкайте мяч ребенку, при этом словами и жестами поощряйте его тоже толкнуть мяч, делать подобные движения в направлении к вам. Обязательно называйте свои действия: «Смотри, покатили мяч, опять покатили…» Еще нагляднее эта игра становится, когда в ней участвуют оба родителя: ребенок толкает мячик матери, мать – отцу, а отец снова толкает мяч к ребенку.

Все лучше понимает жесты. Шалуну в 8–9 месяцев жизни иногда бывает достаточно погрозить пальцем, чтобы он перестал тянуться к горячему утюгу. Достаточно активно он сам использует жесты для общения. Если ребенок хочет, чтобы близкий взрослый продолжал с ним играть, то он дергает его за руку или нетерпеливо подпрыгивает.

Понимание речи. Ребенок чутко реагирует на тон, которым произносятся слова. Не понимая полностью их значения, он хорошо чувствует оттенки вашего настроения: довольны вы или встревожены, сердитесь или спокойны.

Можно начинать учить выполнять движения по просьбе, например «ладушки», «до свидания», «дай ручку» и т. д. Несмотря на то что смысла этих слов на данном возрастном этапе ребенок еще не понимает, он будет выполнять просьбу. Это своего рода условный рефлекс на факторы, которыми сопровождается обучение: знакомая ситуация, определенная интонация голоса говорящего, жест взрослого. Обучать ребенка подобным действиям полезно и важно для полноценного развития. Делать это можно следующим образом: при повторении инструкций сначала покажите сами, что надо делать, а затем помогите малышу повторить необходимые движения. Например, чтобы обучить ребенка движению «дай ручку», взрослый, протягивая руку к ребенку, просит: «Дай ручку». Одновременно с этими словами берет руку ребенка и вкладывает ее в свою, ласково поглаживает и слегка потряхивает ее. Затем, освободив руку ребенка, взрослый вновь протягивает свою и опять просит: «Дай ручку». Если ребенок уже сам пытается двигать рукой в ответ на это, то взрослому остается только правильно направить движение руки ребенка. И так несколько раз подряд, пока ребенок сам не будет протягивать руку в ответ на ваш призыв. Веселее и эффективнее обучать движениям по просьбе или команде в виде игры. Сообщите ребенку, что сейчас будете играть в «ладушки». Возьмите его ручки, хлопайте ими в ладоши и пойте песенку: «Ладушки, ладушки, где были? – У бабушки. – Что ели? – Кашку. – Что пили? – Молочко. Полетели, полетели и на голову сели». При этом ручки ребенка «летят и садятся ему на голову» сначала, естественно, с вашей помощью. Игра должна вызывать радость и восхищение ребенка. Тогда он сам постепенно начнет хлопать в ладоши и опускать руки на голову, пока вы поете эту песенку.

В этот возрастной период наблюдается более четкое различие реакции на свое и чужое имя. Попробуйте позвать ребенка по имени, и он тут же откликнется: повернется, найдет вас взглядом, заулыбается – конечно, если будет пребывать в соответствующем настроении. Попробуйте тут же произнести какое‑нибудь другое, малознакомое ему имя – и вы увидите, как пропадет интерес ребенка. Если же с самого начала назвать чужое имя, то ребенок или не реагирует, продолжая заниматься своими делами, или смотрит на говорящего спокойно, без признаков эмоционального вовлечения.

На вопрос «Где?»: «Где телевизор?», «Где лампа?», «Где окно?» малыш может найти взглядом названный объект, находящийся на одном, постоянном месте. Иногда даже пытается подползти к предмету. По сравнению с предыдущим месяцем может найти уже не 1–2, а больше объектов, находящихся на одном, постоянном месте. Когда у малыша спрашивают «Где мама?», «Где папа?», то он переводит взгляд с одного родителя на другого.

Продолжайте активно разговаривать с ребенком. На прогулке показывайте ему кошку, собаку, машины, правильно называйте их и рассказывайте, кто как «говорит» и шумит. Например, как выглядит и лает собачка – «ав‑ав», как мяукает кошка – «мяу‑мяу», как крякает уточка – «кря‑кря», как машина едет – «трр‑р», паровоз гудит – «уу‑у» и т. д. Те же объекты можно показать и на картинке в книжке.

Когда вы даете ребенку игрушки, то называйте их правильно: «Возьми собачку, возьми машинку». Так же поступайте, если собираетесь что‑то взять у малыша из рук, скажите, например, ему: «Дай мячик».

Громко и четко произносит слоги. Активно и самостоятельно повторяет один и тот же слог, например «ма‑ма» или «ба‑ба». Потом еще какой‑либо и т. д. Таким образом, много лепечет, как бы нанизывая слоги один на другой. Лепет напоминает своего рода песню.

К описанным ранее звукам добавляются звукосочетания: «те‑те‑те», «та‑та‑та», «тла, дла». Чаще употребляется гласный звук «и». Возникает «о» как самостоятельный звук.

Если вы много разговаривали с ребенком, вступали с ним в перекличку (как это описано на этапах «6 месяцев» и «7 месяцев»), то ребенок повторяет вслед за вами известные ему слоги.

Малыш не только хорошо понимает интонацию вашей речи, но и сам часто использует интонации в лепете для выражения желания играть, взять его на руки и т. д. Веселое «папа‑па» – это, скорее всего, приглашение поиграть, жалобное «ма‑ма‑ма» может означать просьбу взять его на руки, а пронзительный крик, состоящий из одних гласных, выражает требование не оставлять его одного. Таким образом, за счет интонаций лепет начинает нести не только эмоциональную, но и элементарную смысловую нагрузку.

Смотрите так же:

← Развитие ребенка в 7 месяцев | Развитие ребенка в 9 месяцев →

• Дети до года

mamuli.info

Что умеет ребенок в 8 месяцев: развитие малыша :: SYL.ru

Каждый ребенок уникален. Это неоспоримо, ведь великое создание из плоти и крови рождается несмышленым, а с каждым месяцем взросления на глазах своих родителей стремительно учится новому, познает неизведанное, становясь более совершенным. Существуют некие нормы того, что должен уметь ребенок в 8 месяцев, например, или в год от рождения, которым многие современные родители уделяют особое внимание. Все дело в том, что дети хоть и развиваются по-разному, однако многие действия для определенного этапа становления они все же должны уметь выполнять. Сегодня мы хотели бы поговорить о том, что умеет делать ребенок в 8 месяцев по установленным ассоциацией педиатров стандартам правильного формирования малыша.

Уникальность детского восприятия информации

Восьмимесячные дети - это уже сформировавшиеся маленькие личности со своими привычками и характером. День за днем они узнают много нового и интересного, быстро впитывая информацию и запоминая ее. Учеными доказано, что мозг ребенка открыт для восприятия абсолютно любых данных, работая на пределе своих возможностей. Одна лишь только цифра в 90 % против 65-70 % у взрослых людей думающему человеку подскажет, что малыши похожи на сверхсовершенных людей, которые способны за несколько месяцев научиться многому с нуля: ходить, говорить. Этот момент неповторим. Любая любящая мама будет пытаться проводить больше времени с ребенком, преодолевать новые вершины и препятствия вместе с ним. Как правило, современного родителя, конечно, будет интересовать вопрос: что должен уметь ребенок в 8 месяцев? Опять же все лишь потому, что каждый взрослый понимает стремительность становления малыша и освоения новых знаний маленьким человеком, что пытается не упустить всех возможностей для полного взаимодействия с окружающим миром.

Физические и индивидуальные особенности: зубы

К восьмимесячному возрасту ребенок уже очень развит. Он пытается самостоятельно вставать на четвереньки, подниматься на ножки с помощью опоры, а через какое-то время (чаще всего спустя 2-3 месяца) вовсе начинает ходить без помощи какой-либо поддержки. Есть нормы, установленные детскими педиатрами и стоматологами, которые предписывают к 8 месяцам детям иметь 4 зуба: два верхних резца и столько же нижних. В силу того, что дети индивидуальны, не всегда стоит ориентироваться на установки врачей. В практике акушеров-гинекологов бывали случаи, когда дети рождались на свет, имея уже один верхний резец. То есть уже в утробе матери ребенок получил кальция сверх нормы и превзошел всех других детей по развитию. Такие случаи не единичны, но, как показывает время, такие детки ни в чем другом не превосходят в дальнейшем своих сверстников.

Отсутствие зубов в 8 месяцев - не повод для тревог и переживаний

В противоположность раннему формированию зубов можно отметить их отсутствие у некоторых малышей вплоть до годовалого возраста. Причем ни один уважающий себя детский врач не скажет родителям, что это какое-то отклонение. Бывали случаи, когда к первому дню рождения дети подходили в лучшем случае с одним резцом. На развитие ребенка в 8 месяцев (что умеет он делать к этому этапу или чуть позже) зубы не имеют абсолютно никакого влияния. Кстати, детки с малым количеством зубов или же с их отсутствием к 8 месяцу жизни ничем не отличаются от тех, кто уже вовсю пережевывает свои первые баранки.

Зрение как важный аспект в формировании памяти

Память ребенка в восьмимесячном возрасте уже способна удерживать огромное количество информации, поэтому именно в этот период малыши с легкостью могут повторять некоторые действия взрослых, запоминать игрушки. Не факт, что ребенок в 8 месяцев должен уметь делать кувырки или разговаривать, но в педиатрии известны случаи, когда к началу 9 месяца жизни малыши начинают осознанно называть слова, ассоциируя их с предметами или людьми. Кстати, именно зрение формирует детскую память, оставляя в ней кусочки пазла, который со временем формируется в полноценную картинку.

Британские ученые утверждают, что, рождаясь на свет, все люди без исключения ничего не способны видеть. Точнее, они могут различать лишь свет от темноты, причем это нельзя назвать картинкой - то, что видят новорожденные малыши, всего-навсего пятно серого цвета. Через некоторое время зрение немного меняется: ребенок способен фокусироваться, выделяя из общей картины лишь крупные предметы. К восьми месяцам малыши разделяют цвета, формы по структуре. Зрение становится гораздо четче, и наряду с крупными предметами дети способны улавливать и другие: мелкие или находящиеся на заднем плане. В целом к тому, что должен уметь ребенок в 8 месяцев (касательно зрения и памяти), можно отнести его легкое указывание на картинки или игрушки определенной принадлежности. То есть, когда просят малыша показать лошадку в книге, он должен без труда найти ее в многообразии других картинок.

Самостоятельность

К тому, что умеет делать ребенок в 8 месяцев, можно отнести следующее:

  1. Самостоятельно садиться из положения лежа, переворачиваться с живота на спину и наоборот, проявлять интерес ко всему новому. Все эти умения могут свидетельствовать о том, что ребенок достиг некоторой самостоятельности, а его мышцы спины, живота и позвоночник достаточно укреплены для предстоящего навыка прямохождения.
  2. Вставать в детской кроватке на ножки, используя перекладины и опоры.
  3. Быстро передвигаться по дому ползком или на четвереньках. Врачи считают, что те детки, которые ползают, гораздо легче и правильнее развиваются в дальнейшем. Им легко даются первые шаги. Но не исключены случаи, кстати, их можно даже считать нередкими в практике педиатров, когда ребенок вовсе не ползает. Такие малыши сразу после навыка самостоятельного сидения в коляске или стульчике встают на ножки и начинают пробовать ходить. С точки зрения развития мышечного корсета такой вариант несколько опаснее подготовленных ползанием малышей, но имеет место.
  4. Беспрерывно лепетать слоги, например, "ба-ба-ба", "ма-ма-ма" или "та-та-та". Такая физиологическая особенность наблюдается в 90 случаях из 100. Стоит заметить, что некоторые дети в возрасте 8 месяцев осознанно могут называть что-то или кого-то такими повторяющимися слогами, например, звать маму "ма-ма-ма".

Ползком за приключениями

К восьмимесячному возрасту малыши становятся верткими и быстрыми. С ними уже не так-то просто совладать. После выкладывания на живот ребенок очень быстро способен встать на четвереньки и отправиться на изучение окружающего мира. Но ползать ему как придется нельзя, взрослым нужно следить, чтобы процесс был правильным. Врачи обращают внимание, что движения рук и ног должны быть органичными, синхронными и выверенными. При движении правой руки вперед должна двигаться в том же направлении левая нога малыша и наоборот. Если синхрон отсутствует или малыш ползает как-то иначе - это повод проконсультироваться с лечащим врачом. Кстати, есть мнение, что ребенок в 8 месяцев (мальчики преимущественно) ленится ползать вообще или же ползает только назад, потому что так гораздо легче в физическом плане. Отчасти это можно считать справедливым, ведь мужчины по природе практики, склонные идти проторенными тропами: известными, легкими и безопасными.

Изучение мира

В силу того, что все дети рождаются несмышлеными и совсем незнакомы с окружающим миром, им приходится познавать жизнь с нуля. Часто бывает, что малыши даже могут попробовать на вкус неизвестные им предметы. Исходя из того, что ребенок в 8 месяцев умеет уже вставать на ножки при помощи всяких опор и что ему подвластны многие предметы, до которых ранее никак не получалось достать, родители должны быть предельно внимательными в этот период, потому как велика вероятность различных травм.

Ребенка в 8 месяцев часто можно застать за разглядыванием игрушек. Особенно малышей привлекают яркие и инерционные модели таковых. Навык перекладывания из руки в руку предметов в этом возрасте отрабатывается практически до совершенства. А если случается так, что любимая кукла или машина упадет на пол, малыш сообщит родителям об этом при помощи интонации, которая, кстати, именно к данному возрасту уже должна успешно сформироваться. Гнев, испуг, радость, удивление и разочарование - это еще не все чувства, что умеет ребенок в 8 месяцев правильно отражать на своем лице.

Книги - лучший подарок

Как бы банально ни звучало известное утверждение о книгах, но для маленьких детей это действительно самый лучший вариант в познании мира. Здесь ребенок может познакомиться с животными, которые не обитают на территории нашей страны, и в силу этого их не придется наблюдать воочию. В книгах рассказывается практически все, причем любая история подкрепляется красочными иллюстрациями, а они так нравятся малышам. Для неусидчивых детей придуманы книги с музыкальным оформлением абсолютно на любую тематику. Кстати, нажимать на специальные кнопки в таких книгах, отвечать на вопросы о животных, транспорте, частях тела или чувствах (смех, слезы), показывая пальчиком на правильную картинку - это то, что умеет ребенок в 8 месяцев. Развитие мелкой моторики в таком случае только и усиливает реакцию головного мозга на усвоение нужной информации в необходимом объеме.

Мелкая моторика

Многие взрослые неоднократно слышали, что мелкая моторика способствует стремительному развитию головного мозга у детей. Связь очень проста и легко объяснима: на кончиках пальцев человека находятся множество нервных окончаний, способных стимулировать и активировать работу так называемого серого вещества. Занятия с ребенком, связанные с руками, очень важны для полноценного детского развития. Всем известные "ладушки", танцы ручками ("фонарики", "сорока" и прочие), изучение и рассматривание мелких фактурных деталей и игрушек - все это только поспособствует мозговой деятельности маленького человека. Существует мнение, что ребенок-девочка в 8 месяцев умеет делать гораздо больше, чем мальчик. Да, многие малышки с удовольствием играют в "ладушки", тогда как мальчишки избегают этого утомительного занятия.

Кстати, в восьмимесячном возрасте детям без опаски можно давать ложку в руки и обучать их кушать самостоятельно, не говоря уже о печенье или баранке. Именно этот возраст считается самым оптимальным для освоения навыка правильного приема пищи.

Правда ли, что девочки развиваются быстрее мальчиков?

Говорят, что ребенок-девочка в 8 месяцев должна уметь в разы больше, чем ее сверстник противоположного пола. Это верно лишь отчасти, потому как по своей природе девочки являются более спокойными и усидчивыми. Такое положение вещей позволяет использовать особенность характера на пользу в развитии. Например, усадить ребенка собирать пирамидку или за планшет со вкладышами. Стоит заметить, что интересующиеся окружающим миром мальчики с умеренной дозой усидчивости развиваются наравне с девочками, а иногда даже их превосходят.

Необходимо насторожиться, если...

Все навыки в определенном периоде роста малыши могут приобретать по-разному: кто-то раньше, а кто-то позже. Но есть некоторые моменты, которые могут сказать родителям о неполноценном развитии ребенка 8 месяцев. Что должен уметь малыш, мы уже рассмотрели выше, а теперь перечислим те аспекты, которые должны насторожить чутких и любящих родителей:

  1. Малыш не сидит или пытается сидеть, но без поддержки опоры (подушек) у него это не получается.
  2. Не может стоять на ножах с помощью взрослых.
  3. Не держит в руках игрушку.
  4. Не произносит слоги.
  5. Не проявляет своих эмоций.

Практически все случаи из перечисленных требуют немедленной консультации педиатра и невролога.

Есть к чему стремиться

Понятно, что ребенок в 8 месяцев должен уметь многое, но не стоит забывать и о том, чему его еще можно научить или направить на интересные познания. Например, пить самостоятельно из настоящей чашки без трубочки или специальной насадки, крепко и уверенно держа ее в руках. Это новое занятие, показанное на родительском примере, однозначно привлечет внимание малыша, потому как 8 месяцев - именно тот возраст, когда детям хочется быть самостоятельными.

Пальчиковое рисование подарит ребенку уйму неповторимых впечатлений и принесет радость. Игра воображения, ощущение на ладошках липкой, прохладной, цветной фактуры поможет приобщиться к части чего-то необыкновенного. Многие родители опасаются практиковать рисование, считая саму затею глупой. Однако пробовать стоит, потому что умеет ребенок в 8 месяцев (мальчик или девочка) рисовать или нет, важно и может отразиться на его дальнейшем развитии.

Поездка на море - первая рекомендация всех педиатров для скачка в развитии тех малышей, которые немного недотягивают до общепринятых норм становления полноценной личности. Бывает так, что позитивный эмоциональный скачок способен подтолкнуть ребенка к новым свершениям.

Подытожим

Не стоит забывать, что ребенок способен как губка впитывать всю предоставляемую ему информацию. Детей принято считать зеркальным отражением их родителей, и это утверждение совершенно справедливо. В том, что должен уметь ребенок в 8 месяцев (мальчик или девочка - без разницы) и реальных его возможностях есть закономерная особенность. В первую очередь развитие будет зависеть от природных данных малыша, а во вторую - от взрослых людей, которые его окружают и уделяют ему внимание. Естественно, что заложенные в раннем возрасте в ребенка знания и умения помогут ему в дальнейшем добиваться успехов и покорять новые вершины.

www.syl.ru