Как ЗАСТАВИТЬ ребенка читать? Как заставить ребенка читать 8 лет
КАК СДЕЛАТЬ - Как заставить ребенка читать
Как заставить ребенка читать? Как приобщить ребенка к чтению? Как заинтересовать ребенка читать?
Этот один вопрос, в самых рахных формулировках задают себе родители как маленьких детей, так и детей постарше, когда столкнтся с проблемой, что современные дети не читают. Выход, конечно же есть, но он не моментальный и требует серьезных усилий .
Давайте разберемся почему дети не читают. Есть много разных причин, но не думаю, что все дети (или конкретно ваши) настолько заняты, что для чтения им не остается времени.
Чем сейчас занимаются дети? Если они не в детском саду и не в школе, чаще всего они смотрят телевизор или играют в компьютеные игры, а дети постарше еще "общаются" в соцсетях. Конечно, есть еще обычные игрушки, игры, конструкторы, а дети постарше еще учат уроки и посещают кружки, но все-таки чаще всего, дома дети сидят за компьютером и перед телевизором.
Почему дети выбирают себе именно эти занятия? Долго ли придется думать, чтобы прийти к выводу, что именно так поступаем мы – взрослые. Как часто наши дети видят в наших руках книгу? Как часто мы гуляем вместе с детьми на свежем воздухе (не просто от садика до дома пройтись, а поиграть с мячом или на роликах покататься)?
Если вы хотите, чтобы ваши дети что-то делали, - делайте это сами. Чтобы ваши дети читали – начинайте читать сами. Маленьким детям покупайте яркие книжки и читайте вместе.
Особенно благоприятное время для этого – летний отдых. Выезжая на море, не забудьте взять что почитать для всей семьи. Если забыли, купите в ближайшем к месту отдыха книжном магазине.
В самую жару, прячась от солнца в тени так приятно почитать хорошую книгу! Не беда, если ваш малыш еще не умеет читать. Научится! Важно, чтобы его заинтересовали книги, чтобы он захотел научиться читать "как папа". Это будет ваш, общий с малышом, первый шаг к чтению.
Для детей постарше, которые уже умеют читать, но по тем или иным причинам не хотят, - можно выбрать такую действенную тактику. Выбирая вместе с ребенком книгу в магазине (или в библиотеке), ориентируйтесь на ту тематику, которая интересна ребенку. Или предоставьте ему самому право выбора – он же взрослый!
Подскажите ему, что он может посоветоваться с вами, библиотекарем, своим тренером в спортивном кружке, авторитетным для него учителем или с друзьями. Когда книга выбрана, поинтересуйтесь: о чем она.
Проявляйте интерес к тому, что читает или делает ваш ребенок. Отслеживайте в интернете новинки в областях интересов вашего ребенка. Поощряйте его самого искать и прочитывать новую информацию.
Поощряйте ребенка больше заниматься чем-то вне компьютера и телевизора. Лучше всего активные игры на свежем воздухе или чтение (в теплое время года можно читать и на улице).
Итак что же самое главное необходимо сделать, чтобы приобщить ребенка к чтению ?
Только собственный пример. Никакие слова не действуют, особенно если родители заставляют читать, а сами смотрят телевизор. На ребенка действует только пример взрослых, причем действует на подсознательном уровне.
Очень хорошо работает правило – " чтение перед сном", когда непосредственно перед сном все члены семьи берут в руки книги и читают. Малыш тоже обязательно потянется за книгой. Пусть еще не будет читать, но уже тяга к ниге будет, а это самое важное.
И еще один секрет. Лучший подарок для ребенка – электронная книга. Не планшет, на котором можно играть в игрушки, ни айпод, на котором можно смотреть фильмы или слушать музыку, а именно электронная книга, которая работает неделю без подзарядки
и имеет важную фуункцию- с нее можно читать. Таким подарком вы "убиваете двух зайцев" – и дарите электронную, а значит престижную и современную игрушку и в то же время даете ребенку средство для чтения.
В следующей статье мы рассмотрим изучение алфавита с маленьким ребенком. Читайте Как выучить алфавит с ребенком
Читайте также:
Оставьте комментарий
Добавить комментарий
howmake.in.ua
Как приучить ребёнка читать
"Как приучить (заставить) ребёнка читать?" - один из часто обсуждаемых вопросов на форуме молодых родителей. Сейчас новая книга не в первых пунктах желаний у детей. В основном, ребёнок просит игрушку (хорошо, если не очередную "стрелялку"). Хотя качество и разнообразие в печатной продукции детской литературы просто поражает. Представлены и затронуты практически все темы для познания окружающего мира и художественных образов. Но несмотря на это, ребёнок младшего школьного возраста, любящий книги, большая редкость. А ведь чтение художественной литературы считается развлечением. Притом, по опыту многих родителей, приобщить к регулярному чтению не помогают ни уговоры, ни подкупы, ни наказания, ни угрозы. А ведь ничто так не развивает излагательную речь и грамотность написания, как чтение книг. Если начать разбираться в этой проблеме по-настоящему серьёзно, не списывая её на лень ребёнка, то не трудно докопаться до истинных причин.
В младшем возрасте малыш с удовольствием рассматривает красочные детские книги, читает с родителями, сидя у них на коленях, но когда он подрастает, то взрослые уже меньше уделяют времени и внимания совместному чтению. В основном, приобщение к чтению сводится к тому, чтобы периодически покупать или дарить книгу ребенку. Мало того, редкая молодая семья может похвастаться хорошей домашней библиотекой для взрослых, да и просто её наличием. В основном это главный "атрибут интерьера" старшего поколения. Почему "атрибут"? Потому что книги либо перечитаны, либо потеряли свою актуальность, поэтому стоят на полках без применения. И если в семье родители, приходя с работы, садятся смотреть сериалы и новости, а в руках, появляется лишь газета со сканвордом, то попытки приучить ребенка читать, притом регулярно, да ещё сделать из ребёнка книголюба, обречены на неудачу.
Но, если вы действительно желаете, чтобы ваш ребёнок был грамотным и эрудированным, то начинать надо с себя. Главное и обязательное условие: мама и папа должны читать (и не только журналы). Попробуйте вернуться к классикам мировой литературы или обратитесь к современникам. В сети можно найти много информации и отзывов об авторе, содержании и тематике конкретной книги. А затем идите в библиотеку! Вместе с ребёнком! Даже если вы пойдёте в детскую библиотеку, то в отделе для старшего школьного возраста вы обязательно найдёте, либо вам помогут найти, достаточное количество непрочитанного вами. Посещение библиотеки - это прекрасный повод для совместной прогулки со своим дитём. Ведь бывает, что вопрос "Куда бы пойти погулять?" так и не находит ответа. И все остаются у телевизора.
Плюс библиотеки перед книжным магазином в том, что работники лучше и быстрее смогут подобрать несколько вариантов для вашего ребёнка, задав ему наводящие вопросы, и ориентируясь на отзывы юных читателей. К тому же в библиотеке особая атмосфера вежливого, культурного поведения, приобщение к которому ни когда не лишнее. Притом всё это совершенно бесплатно. В книжном же магазине продавец вряд ли знает о содержании всего ассортимента представленных книг, тем более, если это современные писатели и их произведения ещё не проверены временем. Да и цена книги часто влияет на решении о её приобретении. Читая дома, рассказывайте детям о прочитанном, не обо всём конечно. Выберите какой-нибудь эпизод или тему из произведения. Перескажите её, поделитесь, почему именно этот эпизод вам запомнился. Поразмышляйте вместе с ним, найдите интересные темы для обсуждения. Можно просто рассказать о писателе, какие произведения он писал, когда жил и т.д. Это тоже тема для литературной беседы. От этого выигрывают все. Ребёнок получает информацию, а вы лучше узнаёте его мировоззрение.
Определите время, которое вы всей семьёй будете посвящать чтению. Не стесняйтесь зачитывать вслух детям небольшие отрывки из произведений. Спрашивайте о прочитанном ими. Пропагандируйте чтение книг своим примером.
Чтение книг - это развитие кругозора, это повод для размышления, общения с ребёнком. Что само по себе бесценно.
Читайте похожие записи:
tobemum.ru
Как ЗАСТАВИТЬ ребенка читать?
Секретные методы привития любви к чтению.
Основатель и руководитель Центра скорочтения, автор более 30 уникальных методик экспресс-чтения, автор книги - Шамиль Ахмадуллин делится важными практическими знаниями и советами.
Начнем с того, что заставлять ребенка читать нельзя.
Как мы говорили выше, принуждение ни к чему, кроме отвращения к книгам, привести не может.
Есть действенные способы, как привить ребенку любовь к чтению.
И хочу сразу уберечь многих родителей от одного достаточно действенного, по их мнению, способа — обмена.
Когда родитель предлагает ребенку читать в обмен на что-то.
Например: «Прочитаешь 10 страниц — получишь шоколадку» или
«Прочитаешь эту книжку, перескажешь мне — пойдем в кино» или в «Макдоналдс».
Способ действенный, иногда применим в воспитании, например:
«Ты помоешь посуду и получишь что-то» — это нормально.
Уборка — это то, от чего мало кто будет получать удовольствие, поэтому принцип обмена здесь допустим.
Но ведь мы хотим привить любовь к чтению, а не сделать чтение неприятной обязанностью.
А любовь к чтению вы так точно не привьете.
Очень хорошо, если у вашего ребенка есть любимая книга, которую он любит перечитывать.
Кстати, нельзя мешать ему это делать.
Если он уже в 20-й раз перечитывает что-то — это очень хорошо.
У вашего ребенка должна быть любимая книга, которую ему хочется перечитывать много раз.
(прим. Если пока любимой книги нет, в книге «Скорочтение для детей» есть советы – как лучше подобрать своему ребенку любимую книгу). Есть еще одна проблема: ребенок может любить книги, но не любить читать.
Это проблема детей младшего возраста.
То есть ребенок обожает, когда вы ему читаете, но при этом сам читать не хочет.
Есть методы решения и этой проблемы.
Первое — это попробовать почитать по ролям.
Если в книге есть диалоги главных героев, просто говорите ребенку: «Давай сыграем в театр: я буду этим персонажем, а ты будешь этим персонажем».
И разыграете такую сценку: вы читаете одну роль, ребенок читает вторую роль.
Дети с удовольствием втягиваются в такую игру.
Это очень весело, а главное действенно, у ребенка не возникает ощущение того, что вы его как-то обманываете, что-то заставляете делать.
Другой способ… не совсем честный, но невероятно действенный, и я часто рекомендую его родителям.
Вы читаете ребенку книгу и на самом интересном месте, которое сами заранее определили, вдруг вспоминаете о неотложных делах.
Вы кладете в книжку закладку и говорите: «К сожалению, сейчас не могу, есть неотложное дело. Смогу только завтра.
Но если ты хочешь узнать, что было дальше, то вот здесь я оставляю закладку, дальше ты сможешь прочитать сам».
И оставляете ребенка с книжкой одного.
Достаточно велика вероятность того, что он дочитает.
В психологии есть такое понятие «гештальт» — целостный образ.
Он остается у ребенка незакрытым и при этом эмоционально подкрепленным.
Когда сцена не закончена, ребенку очень интересно, что же произойдет дальше, особенно если книжка читается первый раз, если он уже включился в сюжет, представляет образами, что и как там происходит, — весьма вероятно, что ребенок откроет книгу и будет читать сам.
Если интересную книгу ребенку подобрать пока что не удается — ничего страшного. Можно на начальном этапе обойтись комиксами или журналами. Определите ту тематику, которая ребенку интересна.
Допустим, это автомобили.
Купите журналы или комиксы на данную тему, обязательно выбирая их вместе с ребенком.
Включенность ребенка в этот процесс значительно повышает ваши шансы на успех.
Еще очень частая ошибка, которую совершают родители.
Они пытаются навязывать ребенку те книги, которые им были интересны в их детстве.
К сожалению, это плохо работает, ведь времена очень сильно изменились.
Например, «Тимур и его команда» — очень хорошая, добрая и правильная книга.
Но проблема в том, что мотивировать ребенка читать такие книги сейчас практически невозможно.
«Тимур и его команда» пропагандировала ту модель поведения, которую пропагандировала и пионерская организация. Это была общественная идеология, это был общесоюзный тренд.
Для большинства детей того времени эта книга — как будто кусочек из их жизни, притом очень яркий и запоминающийся, которым можно гордиться.
Поведем небольшой итог.
В книге, которую ребенок читает, желательно должны быть герои и ситуации, близкие и знакомые ему.
И еще, повторюсь, важен личный пример родителей.
Потому что дети будут вас во многом копировать, моделировать и делать то же, что делаете вы.
Поэтому если даже вам самим не хочется читать, то хотя бы создавайте иллюзию этого.
Ходите с книгами в руках, делайте так, чтоб ребенок вас часто видел за чтением. Чаще рассказывайте о том, что вы прочитали, пусть даже это было прочитано 5–10 лет назад. Ваша цель — добиться того, чтобы в голове ребенка сформировалась мысль:
ЧИТАТЬ – ЭТО ЗДОРОВО! Раз мама и папа читают — это хорошо.
РОДИТЕЛЯМ НА ЗАМЕТКУ
На своих тренингах по скорочтению мы не только учим детей технике быстрого чтения. Мы вместе с ними ищем ответы на вопросы: «Почему читать быстро – это удобно и круто». Для того, чтобы попасть на наши курсы, необходимо записаться на собеседование по телефону +7(347)266-87-83
Или сделать заявку на нашем сайте
www.ufamama.ru
Как заставить читать детей? | Социальная сеть работников образования
Интересы нынешних маленьких детей часто сводятся к телевизору, электронным игрушкам, компьютерным «стрелкам», и «ужастикам». Поэтому книги уходят на задний план. А родители бьются над тем, чтобы научить и заставить ребенка читать. Но как, когда вокруг столько соблазнов?
После обследования 100 тысяч 15-летних подростков в 32 европейских стран немецкие ученые пришли к выводу, что чем больше ученики пользуются компьютерами в школе и дома, тем хуже их результат в изучении языков и математики. В то же время наличие дома у учащихся большой библиотеки положительно влияет на успехи в школе. Дома компьютеры очень часто отвлекают детей от домашнего задания. И в школах, где занятия проходят на компьютерах, ученики показывают худшие результаты.
Чтобы книга помогла дать ребенку заряд добра и светлого взгляда на мир, родители должны придерживаться двух правил в отношении ребенка: во-первых, воспитывать маленького читателя личным примером, во–вторых, ничего не делать за ребенка, если он все умеет делать сам.
Основное условие успешного формирования ребенка – читателя в семье – это единство книжного окружения и книжных интересов детей и родителей.
В доме должны быть книги – и у взрослых, и у детей, т.к. «дом без книг, подобен телу, лишенному души». Истина, которая была известна древним римлянам.
Книги должны быть разнообразными и необходимыми. На полках необходимо разместить: книги-справочники, научно-популярную литературу, любимые в семье книги для взрослых и детей.
Дошкольники любят, чтобы им читали. Книги в этом возрасте должны быть иллюстрированными. Ребенок, рассматривая картинки и слушая чтение, чувствует себя активным участником прочитанных событий.
Первоклассники самостоятельно читать не любят, т.к. они не овладели еще хорошо техникой чтения. Все усилия у них направлены на то, чтобы правильно прочесть слово, а не уяснить его смысл. Вот несколько советов родителям по воспитанию любви к книгам.
1. Читать книгу необходимо поочередно с ребенком.
2. Взрослым нужно прочитать в книге самый яркий эпизод, а потом ребенку дочитать самостоятельно книгу до конца и спросить о чем он прочитал.
3. Из книги рассказать ребенку интересный эпизод, а что было дальше, он узнает, когда прочитает книгу сам.
4. Ребенку можно обмениваться книгами с одноклассниками из домашней библиотеки.
5. Спрашивать ребят о поступках героев, давать им свою оценку.
6. Пофантазировать вместе с ребенком о приключениях героя или о его дальнейшей судьбе.
Первоклассника спросите о его успехах в школе, порадуйтесь вместе с ним, а потом принимайтесь за уроки. Начинать выполнение уроков следует с чтения, т.к. основу любого предмета составляет чтение. Научишь читать книги привьешь любовь – все предметы будут даваться легко.
Постоянно надо обращаться к книгам из личной библиотеки. Их надо читать вслух, всей семьей, не для ребенка, а вместе с ребенком. О прочитанных книгах надо разговаривать – не контролировать ребенка и не требовать отчета, что и сколько он прочитал, что он понял. А надо размышлять над книгой.
Вот несколько игр длядетей. Игра называется « Очумелые ручки». Ребенок прочитал сказку про Машеньку и Медведя, а вы ему – лист бумаги и краски, пусть рисует персонажей. Или лепит из пластилина, или вырезает из цветной бумаги. Рукодельных фантазий множество. Можно написать письмо-обращение к герою. Писать можно и к доброму, и к злодею. Вдруг злодей захочет стать добрым.
Ролевые игры не только могут быть интересными, но и полезными. Например, можно устроить заседание суда по обвинению злодейств Бабы-Яги, Карабаса-Барабаса, Кощея. Играть могут все члены семьи. Роли распределяются: судья, прокурор, адвокат, свидетели. Затем выносится приговор. В данном случае у ребенка развивается логическое мышление, справедливость, милосердие к осужденным.
Игра называется « Спектакль». Разыгрываетсяспектакль с участием домашних или маленьких друзей.Нужно дать ребенку проявить свои творческие мыслительные способности, развить фантазию.
Игра называется « Летучка». После прочтения спросить у ребенка, что он думает о каком-либо поступке героя, как относится к разным персонажам. А потом предложить созвать этих героев на совет и высказать свое суждение, просьбу, недовольство.
Те родители, которые не находят времени на то, чтобы прочитать с ребенком, поиграть, не следят за тем, как ребенок читает, что он читает, разрушают любовь к книге и чтению. В то же время родителям необходимо позаботиться и о том, чтобы правильно организовать ребенку рабочее место, приучить его к элементарной культуре поведения во время чтения, бывать с ребенком в книжном магазине – покупать и рассматривать ему книги. Посещать с ребенком читальный зал и библиотеку, помочь ребенку приохотиться к посещению библиотеки, потому что в среднем звене ученику прививать любовь к этому занятиюбудет уже поздно.
Многиемладшие школьники любят читать, но сами выбрать книгу не могут. Поэтому взрослым необходимо следить за подбором книг, которые читаютих дети.В детских и школьных библиотеках имеются такие рекомендательные списки литературы. Целесообразно придерживаться этих рекомендаций. Читать детямкниги для взрослых вредно, т.к.дети главным образом следят за развитием сюжета и вырабатывают вредную привычку читать поверхностно, пропуская описания природы, рассуждения автора, характеристики героев.
Следя за чтением, обращайте внимание на то, чтобы книги дети читали разнообразной тематики: сказки, рассказы, стихи, басни, загадки, пословицы, приключения, научно- популярную литературу. Желательно, чтобы у учащихся был дома толковый словарь, из которого ребенок смог бы узнавать значения слова и его правописание. Приучить ребенка самостоятельно обращаться к книгам-справочникам, к научно-популярной литературе – значит привить ему навык умственного труда.
Это только маленькая часть того, как привить любовь к чтению. Основу любого чтения составляет правильное, выразительное, сознательное чтение.
Что следует понимать под словом правильное? Это значит – не допускать замены, пропусков, перестановки и искажения слов, букв, слогов; повторы букв ( звуков), слогов и слов в читаемом тексте, читать с нормативным ударением.
Ошибки бывают из-за непонимания или искаженного понимания текста. Некоторые ошибки появляются отнеправильного прочитываемого слова или смысла предложения.Третьи возникают из-за нетвердого усвоения учеником графического образа, каких-то букв. Скажем, ученик, верно опознал и расшифровал буквы читаемого слова, понял его значение, но поторопился или же, наоборот, запоздал с его произнесением и потому допустил ошибку.
Вспомним слова В.А.Сухомлинского «Уметь читать – это означает быть чутким к красоте слова, к его тончайшим оттенкам. Только тот ученик « читает», в сознании которого слово играет, трепещет и переливается всеми красками и мелодиями окружающего мира». А это возможно толькопри правильном ибыстром чтении, которое характеризуется слиянием техники и понимания.
Техника чтения или беглость чтения в образовательном процессе имеет важное значение, так как слабо читающий ученик, перейдя в среднее звено, а затем – в старшее, будет тонуть потоке информации. Беглость чтения не придет сама собой, ее нужно развивать.
В начальной школе ученики осваиваюттакое чтение, которое состоит из чтения вслух и чтения молча (про себя).Чтение вслух предназначено для слушателей, поэтому оно должно быть целыми словами, четким, внятным, без неоправданных пауз, безошибочным и выразительным. Чтение молча (про себя) – это чтение «глазами» без речедвижений. Если темп чтения молча не превышает темпа чтения вслух, то оно еще не сложилось. Если наблюдается шепотное чтение и шевеление губами, значит, ученик еще не овладел навыком чтения про себя, но он находится на переходном этапе.
Эти формы чтения дополняют и обогащают друг друга. Обучать детей необходимо и чтению вслух, и чтению про себя. Особенно труднее научить чтению вслух, потому что в этом процессе принимают участие речь, слуховые и зрительные анализаторы, мышление и память. На быстроту чтения влияют многие факторы: уровень речевого развития, поле чтения, постановка дыхания, характер текста, шрифт, четкость печати. Быстрота темпа чтения зависит от развитости речедвигательного аппарата и его возможности. Поэтому следует его развивать путем упражнений и артикуляционной гимнастикой.Можно использовать разнообразные виды чтения. Это чтение вслух громко и уверенно, чтение медленно и тихо, чтение шепотом.
Хороший эффект в этой работе приносят упражнения со скороговорками, загадками, считалками, пословицами. При работе над скороговорками необходимо преодолевать все трудные звукосочетания. Важно произносить сложное слово по слогам, пусть в медленном темпе, но произносить без каких-либо затруднений и оговорок. Сначала беззвучно, потом шепотом и медленно, затем вслух и быстро, но четко.
Первоклассники находятся в таком возрасте, когда можно добиться оптимальной скорости чтения. Детитолько научились читать, и поэтомуим интересен процесс чтения. Если будет упущено время, то и к концу 4 класса некоторые дети не смогут достичь необходимого минимума 90 слов в минуту.
За один месяц средний прирост слов должен составлять не менее 8–10 слов в минуту.
Существует некоторые приемы, которые помогают овладеть навыками беглого чтения.
1. Проведение ежедневных тренировок, читать как можно чаще.
2. Самозамеры.
3. Чтение перед сном.
Если скорость чтения достигла 40–50 слов в минуту и дальше не растет, то такое чтение может стать устойчивым и труднопроходимым. В таком случае необходимо использовать многократное чтение коротких отрывков текста. Читать можно ежедневно три отрывка по три раза подряд. Делается это так. Ученик читает незнакомый текст в течение одной минуты, при этом определяется количество слов, например – 51. Потом он читает этот же отрывок второй раз, и опять определяется количество слов, их – 56. Читается третий раз этот же отрывок. Замер слов увеличивается, их – 60. Если читать, таким образом,каждый день по три отрывка, то прибавка скорости чтения за две недели составит 10 – 15 слов в минуту, а значит, у ученика увеличилась скорость чтения.
Выбор текста для замеров скорости чтения должен отвечать следующим требованиям:
Текст должен быть незнакомым, но слова должны быть все знакомые.
Числительных быть не должно.
Прилагательных должно быть мало.
Короткие слова тоже нужно учитывать.
В Павлышской школе В.А.Сухомлинского основным элементом обучения чтению было жужжащее чтение, которое нашло широкое применение в наши дни. Такое чтение можно порекомендовать и для домашнего чтения.
Если ученик не любит читать, то необходим режим щадящего чтения. Ребенокпрочитает небольшую часть текста и после этого получает кратковременныйотдых.После отдыха следующую часть читает и т.д.
Развитие техники чтениячасто тормозится из-за слаборазвитой памяти. Ребенок читает предложение, состоящее из 6–8 слов, дочитав до четвертого, он забывает первое слово. Поэтому он не может уловить смысл предложения, не может указать все слова воедино. В данном случае необходимо работать над оперативной памятью.
Родителям можно посоветовать проведению зрительных диктантов. Они состоят из набора картинок. Ребенку предлагается рассмотреть три ряда картинок по шесть в каждом ряду. Задание. Внимательно посмотрите на картинки слева (время дано – 30 сек), потом их закрывают. Затем посмотрите, справа и найдите одинаковые картинки.
Сознательное чтение – это такое чтение, в результате которого ученик почерпнул из текста все виды информации, смог понять идею и сюжет произведения.
В произведении имеется главная мысль или идея произведения. Понять ее сложно. Надо быть хорошо подготовленным читателем, чтобыиз смысла слов, словосочетаний и предложений выделить идею произведения, но она не лежит на «поверхности». Один из способов – анализ заголовка произведения. Именно по заголовку отыскивают интересную книгу. Детей надо учить, по заголовку угадать, о чем произведение.Родители могут поиграть с ребенком.
Например, книга называется «Мишкина каша». О чем эта книга? (О детях, каше).
Снегурочка. О чем эта сказка? (О зиме, снеге …).
Перед дождем. О чем этот стих? (О природе, о людях…) и т. д. Потом прочитать произведение и сравнить совпали или нет предположения…
В каждом произведенииимеется и информация, которая определяется сюжетом. Сюжет произведения – это система событий в произведении, которая помогает раскрыть характеры героев.
Книги помогают ребенку понимать познавательные, нравственные и житейские ценности, а также понимать поступки героев.
Чтение должно быть и выразительным. Кажется, это просто читать выразительно. Нередко родители говорят своим детям: «Читай выразительно. Громко. Проговаривай каждое слово. Выделяй голосом слово». И хорошо, если ребенок интуитивно чувствует, как надо читать. А если интуиция молчит?
Для этого необходимо: Выяснить к какому жанру принадлежит произведение?
Русскую песню или сказку надо читать напевно.Вспомним, кто рассказывал сказки? Были такие люди, которые ходили по деревням, садились на завалинку собирали народ – и начинали сказывать.
Как читать басню?
В баснях есть диалог. Читай басню, как будто разговариваешь. Ведь басня – это разговорный жанр. Мораль читайкак нотацию.
В лирических стихотворениях присутствует задушевность, задумчивость. И нужно передать слушателям этичувства автора.
А если ребенку не удалось прочитать выразительно. Он не смог передать мысли, настроение автора. Карандашом можно сделать разметку, потом стереть. Читать могут сначала родители, а потом ребенок.
Существует памятка. Как подготовиться к выразительному чтению?
Перечитай текст внимательно. Вспомни содержание. Мысли, чувства, настроение и переживания героев.
Определи свое отношение к событиям, героям, описаниям картин природы.
Мысленно представь себе их.
Реши, что будешь сообщать при чтении слушателям, что они должны понять.
Продумай и выбери интонационные средства – тон, темп чтения, пометь логические паузы, расставь логические ударения.
Сначала прочитай текст для себя. Проверь еще раз. Со всем ли ты согласен. Не забудь, что ты общаешься со слушателями.
Прочитай текст выразительно.
Очень важно, чтобы ваш ребенок научился любить книги, читать их, определять идею произведения, добывать информацию из текста. Но как вы поняли, за один день всего этого не добьешься. Это большой совместный труд учителей, родителей и детей. Родители постоянно должны показывать свой интерес к книгам. В семье нужно найти 20–30 минут для совместного чтения и обсуждения прочитанного. Поспрашивайте своего малыша.
1. Ты любишь слушать, когда тебе читают?
Вы и сами без труда ответите на этот вопрос, стоит понаблюдать:
Как слушает ваш ребенок?
Задает ли он вопросы после чтения?
Пытается ли поговорить о прочитанном?
Хочет ли высказать свое мнение об услышанном?
2. Есть ли книга, которая тебе особенно понравилась?
Что ребенок может рассказать о своей любимой книге?
Помнит ли сюжет, героев, идею?
Может ли прочесть отрывок наизусть?
Помнит ли название книги?
Называет ли фамилию писателя?
И если ваш ребенок ответил на все вопросы – считайте, что вы получили за сданный экзамен оценку «5». Успехов вам в вашем творчестве! [1]
nsportal.ru
Как ЗАСТАВИТЬ ребенка ЛЮБИТЬ читать?: puzo_karapuza
Сходила я давеча на родительское собрание. Трали-вали-гусельки, Вася то, Дуся это.... а вот Егор - единственный, к кому у меня нет претензий по русскому и чтению. Весь класс дружно на меня оборачивается. Я краснею, кокетливо прикрываюсь пузом и сползаю под парту. Какое-то первобытное желание оправдываться - мол, да, ну вот такой он у меня уродился, читать любит, все люди, как люди, а мой вот.....После собрания родители оперативно берут меня в клещи, зажимают в угол и вопрошают дословно следующее:- А КАК ВЫ ЕГО ЗАСТАВИЛИ ЛЮБИТЬ ЧИТАТЬ?
И вот тут я понимаю, то это кирдык. Потому что вот стоит кучка тетенек под и за 40 и чуть не с блокнотами в руках ждут от меня, малолетки, подробный мастер-класс на тему "Как я заставила своего сына любить книги", заранее готовясь ужасаться драконовским методам. Ибо нормальные они все перепробовали и ни фига не вышло. И я начинаю им на полном серьёзе пытаться объяснить, что нельзя человека ЗАСТАВИТЬ любить. Не важно что. А они - не понимают. Ведь мой сын любит читать? Значит, у меня получилось его заставить?! Диалог получился феерический:- Ну, при нём постоянно все читают. И я, и муж, и бабушки.... Он это видит и читает сам. Полный дом книг...- У нас тоже полный дом, папа мой ещё библиотеку собирал, книжки дефицитные тогда были. Три шкафа книг, даже страницы не расклеены - бери, читай. И мы всё время покупаем - и журналы, и детективы... А он всё перед телевизором сидит!- А у нас нет телевизора...- ?!- Совсем. Мы не смотрим. Мы читаем.
Так смотрели первобытные люди на шамана, только что мановением руки остановившего пещерного медведя. Вот он, материнский подвиг! Отказаться от телевизора во имя того, чтоб ребёнок читал! Пойти на такие ужасные лишения!!!- А что вы вечером делаете?- Разговариваем, например...- О чём? Мы вот обсуждаем, что по телевизору видели!- А мы - у кого что за день произошло. Прочитанные книги. Ещё со зверинцем своим возимся, я вышиваю....- БЕЗ ФОНА?!- Нет, почему - музыку включаю, на компьютере.- А новости?- Интернет, радио. Да и не особо я интересуюсь новостями-то. Самое важное по радио скажут, а подробности личной жизни звёзд мне неинтересны.- Ну, как же... не знать, что в мире происходит...
Смотрят уже не как на небожителя - как на опасного психа.
- А как ребёнок без мультиков?- С диска, на компьютере.- А многосерийные? Наш вон про человека-паука смотрел, щас про роботов каких-то...- А зачем они ему? Он книжки читает, они интереснее.- Ну, не знаю... Как могут быть КНИЖКИ мальчику интереснее роботов?!
Как-как... каком кверху, блин!
- А к компьютеру его не пускаете?- Зачем, у него свой есть.- И не мразрешаете целый день играть?- Он сам не хочет, ему не интересно.- Почему?- Книга интереснее.- Книга не может быть интереснее! Это же ребёнок!!!
Вот, я уже мать-ехидна.
- А что он сейчас у вас читает?- Кассиля.- Кого?!- (почти жалобно) Кассиля. Льва... (ну не может быть такого!!! ну, подумаешь, не расслышали, бывает...)- ЭТО ВРОДЕ ОЧЕРЕДНОГО ГАРРИ ПОТТЕРА?- ?!- Ну, там, Лев Касель и Какая-нибудь Комната....
ААААААААААААА, мать вашу!!!! Из 8 человек ни один не знал, кто такой Лев Кассиль!!! НИ ОДИН!!!!!!! Я смогла только жалобно проблеять что-то вроде: да-да, только времён Октябрьской Революции....(Фан-фик - Гарри Поттер И Великая Октябрьская Революция. Вольдеморт на броневике захватывает телеграф. Дамблдор, обмотанный пулемётной лентой. Снейп с усами на лихом гиппогрифе. Гермиона с пулемётом и в красной косынке. Хагрид в кожаной тужурке и с верным маузером переплавленным из Царь-Пушки. Бандитский атаман Люциус Малфой-Таврический в папахе и тельнике. Аааа, пристрелите меня!!!!).
- И всё-таки - КАК ВЫ ЗАСТАВИЛИ СЫНА ЛЮБИТЬ ЧИТАТЬ?!- Ну... вот вы любите читать?- А МНЕ УЖЕ НЕ НАДО! Я УЖЕ ШКОЛУ ЗАКОНЧИЛА, СВОЁ ОТЧИТАЛА!!!
На том и разошлись. Они - домой, к телевизору, как все нормальные люди. Я - домой, к сыну, мужу и зверям. В каменный век, где нет телевизора и есть книги. С расклеенными страницами, а не в качестве престижной дефицитной вещи.
Автор статьи: Наталия Самборская any_ginger
puzo-karapuza.livejournal.com