Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
комбинированного вида города Тюмени

Возрастные особенности развития ребенка дошкольного возраста. Возрастные особенности развития ребенка от рождения до 7 лет таблица


Таблица возрастных периодов

Возрастной этап

Признаки возрастного этапа

Социальная ситуация развития

Характеристика ведущей деятельности

Кризисные проявления

Основные новообразования

Характеристика познавательной, эмоциональной и мотивационной сфер развития

Особенности поведения и ведущие направленности жизнедеятельности.

Новорожденность (1-2 мес.)

Адаптация ребенка к новым, внеутробным условиям жизни.

Полная биологическая зависимость от матери.

-

Кризис новорожденности. Признаки: потеря в весе.

Комплекс оживления

Первые мгновений общения с матерью , заложение фундамента«симпатий и антипатий» .

Малое различие сна и бодрствования, преобладание торможения над возбуждением, спонтанная двигательная активность ,установление эмоциональной связи с матерью.

Младенческий возраст ( от 2-х месяцев до 1 года )

Психика ребенка развивается в результате совместной деятельности ребенка и взрослого.

Неразрывная связь ребенка со взрослым. Ситуация “МЫ”

Непосредственно-эмоциональное общение, или ситуативно-личностное общение со взрослым.

Аффективные вспышки, если взрослые не понимают или не хотят выполн. его желания.

Ходьба или попытки ходьбы и первые слова. Потребность в общении со взрослым. Диффренцированные ощущения и эмоциональные состояния. Восприятие объектов. Автономная речь.Начальные формы наглядно-действенного мышления. Кратковременная фиксация на объектах.(непроизвольное внимание)

Основывается на потребности общения со взрослыми. Процесс общения становится более эмоц. Предметно-познавательная деят. Манипуляция с предметами. Логика многозначна и ситуативна.

Действия с предметами.

Раннее детство ( 1-3 года)

Единство эмоционального и действенного отношения к непосредственно воспринимаемому миру. Поведение ребенка ситуативно.

Сотрудничество со взрослым Ситуация “РЕБЕНОК - ПРЕДМЕТ - ВЗРОСЛЫЙ”. Познание мира окруж. Вещей.

Предметно-манипулятивная деятельность.

Негативизм – реакция не на содержание предложения взрослых, а на то, что оно идет от взрослых. Упрямство, строптивость, своеволие, симптом обесценивания.

Речь и наглядно-действенное мышление. Сознание «Я сам». Возникает игра с сюжетом.

«Аффективное восприятие объектов и ситуаций. Наглядно-действенное мышление. Формирование внутреннего плана действий. Узнавание и воспроизведение. Непроизвольное внимание. Эмоциональная завышенная самооценка.

Способность к передвижению. Способность ориентироваться в пространстве. Благодаря этому возможность изучит большее кол-во окруж. Вещей.

Дошкольный возраст

(3 – 7 лет)

Познание мира человеческих отношений. Творчество. Первоначальное становление личности.

Отделение ребенка от взрослого. Две системы социальных отношений: “ребенок - взрослый” и “ребенок - дети”. Имитация мира человеческих отношений.

Сюжетно-ролевая игра.

Поведение теряет детскую непосредственность. Манерничанье, паясничанье, кривляние. Появление оспаривания выполнять родительскую просьбу, отказ от привычных дел и обязанностей. Демонстративная «взрослость».

Потребность в общественно-значимой и общественно-оцениваемой деятельности. Творчество.

Соподчинение мотивов. Самосознание. Правильная речь. Развитая непроизвольная память, начало развития произвольной памяти. Целенаправленное анализирующее восп. Наглядно-образное мышление, в конце преиода- переход к словестн. Мышл.

Игра.

Младший школьный возраст

(7 – 11 лет)

Начало школьной жизни, с преобретанием соответствующей позиции, мотивации, обязанностей.

Переход от свободного от постоянных обязанностей существования к обязательной, общественно-значимой и общественно-оцениваемой деятельности. Социальный статус школьника.

Учебная деятельность.

"Я сам" в социальном смысле.Глубокий мотивационный кризис, когда мотивация, связанная с занятием новой социальной позиции исчерпана (учебе превратилась в житейскую обязанность), а содержательные мотивы учения зачастую отсутствуют. Снижение продуктивности и способности к учебной. Негативизм.

Произвольность. Внутренний план действия. Самоконтроль. Рефлексия. Чувство компетентности.

Внутренняя позиция школьника, учебная мотивация. Теоретическое мышление. Анализирующие восприятие. Произвольная смысловая память. Произвольное внимание. Адекватная самооценка. Обобщение переживаний, логика чувств и появл. Внутр. Жизни.

«Школьная жизнь». Учеба.

Подростковый возраст

(11 – 15 лет)

Переход от детства к взрослости. Половое созревание.

Стремление приобщиться к миру взрослых, ориентация поведения на нормы и ценности этого мира. Эмансипация от взрослых и группирование.

Интимно-личностное общение в процессе обучения и организационно-трудовой деятельности.

Становление человека как субъекта собственного развития.

Чувство «взрослости». (младший подростковый возраст)Самооценка. «Я-концепция»(старш. Подростк. Возраст).

Теоретическое рефлексивное мышление. Интеллектуализация воспр. И памяти. Личностная рефликсия.Гипертрофированная потребность в общении со сверстниками.

Стремление подростка занять положение в группе свертсников.

Старший школьный возраст или ранняя юность (15 – 17 лет)

Переход к самостоятельной взрослой жизни. Стабилизация личности.

Первоначальный выбор жизненного пути.

Учебно-профессиональная деятельность.

Страх ошибок в выборе жизненного пути. Жизнь настоящим, смутное представление будущего. Ответственность за свой выбор перед собой и близкими. Философская интоксикация сознания, оказывается поверженным в сомнения, раздумья, мешающие его активной деятельной позиции.

Мировоззрение.

Профессиональное самоопределение.

Идеалы. Идентичность.

Дифференциация способностей. Ориентация на будущее. Нравственная устойчивость поведения. Формально-логическое, формально-операциональное мышление. Совершенствуется владение сложными интеллектуальными операциями анализа, синтеза, теоретического обобщения и абстрагирования, аргументирования и доказательства. эмоциональная восприимчивость часто сочетается с категоричностью и прямолинейностью юношеских оценок окружающего.

Учебно-профессиональная деятелдьность.

Юнность (от 17 до 20-23 лет )

Первый период взрослой, самостоятельной жизни.

Выбор жизненного пути. Уход из родительского дома.

Учебная, служба в армии или поиск работы.

-

Окончательное самоопределение.

Реализация жизненных планов или поиск себя.

Три варианта нарправленности: учеба в ВУЗе, поиск работы или служба в армии.

Молодость ( от 20-23 до 30 лет)

Осуществление жизненных целей. Расцвет любви и дружбы.

Выбор спутника жизни и создание семьи. Овладение выбранной профессией.

Труд.

Представления о жизни, сложившиеся между 20 и 30 годами, не удовлетворяют чел. Происходит переоценка ценностей, критический пересмотр своего Я.

Семейные отношения и чувство профессиональной компетентности. Рождение детей.

Осознание своих качеств, способностей, возможностей, знаний, интересов; целостная оценка себя как чувствующего и мыслящего существа. Развиваются теоретическое мышление, умение абстрагировать, делать обобщения. Происходят качественные изменения в познавательных возможностях. Реальный «Я» - образ.

Поиск партнера. Создание семьи, профессиональный рост. Человек более-менее прочно утверждается во взрослой жизни.

Зрелость ( от 30 до 60-70 лет)

Человек должен раскрыть свой потенциал, реализовать себя во всех сферах, исполнить жизненное предназначение.

Реализации себя, полного раскрытия своего потенциала в профессиональной деятельности и семейных отношений. Осознание ответственности за содержание своей жизни перед самим собой и перед другими людьми.

Труд. Творческий труд.

Проблема убывающих физических сил, привлекательности – жестокий удар по самооценке и Я-концепции. изменяются социальные ожидания. Пришло время оправдывать надежды общества и создать какой-то социально значимый продукт, материальный или духовный, иначе общество переносит свои ожидания на представителей более молодого поколения.

Продуктивность в профессиональном плане и в плане воспитания следующего поколения.

Совмещение процессов повышения, стабилизации и понижения функционального уровня отдельных функций и познавательных процессов. Обобщение на словесном материале. Способность самому ставить проблемы, достойные иногда усилий многих поколений Совершенствование профессиональной памяти.

Расцвет деятельности, передача опыта младшим поколениям.

Поздняя зрелость или старость ( после 60-70 лет)

Заключительный период жизни, включающий изменение позиции человека в обществе и играющий свою особую роль в системе жизненного цикла.

Смена общественной позиции, с выход на пенсию и удаление от активного участия в производительном труде. Отношения с родственниками. Стремление воспитывать, подготовить себе «достойную замену» на работе

Если пожилой человек стремится сохранить себя как личность, то в этом случае в качестве ведущей деятельности в старости можно рассматривать структуризацию и передачу опыта, наставничество молодых. Стремление «успеть» сделать то, что еще не успел

Встает ряд вопросов связанных со смертью. Отношение к ней зависит от направленности личности.( генодистическое –быстро заканчивают сущ, эгоистическое – интенсивное старение, доживание, духовно-нравственное – созраняется содержание жизни.

Принятие своей жизни.

Жизненная мудрость.

Счастливая старость.

Интегрированность, цельность.

Снижение психического тонуса, силы и подвижности. Возрастает время реакции, замедляется обработка перцептивной информации и снижается скорость когнитивных процессов. Ведущим типом памяти становится логическая. Появляется выраженная озабоченность – не вполне осознаваемое состояние. Озабоченность собственным здоровьем, политическим и экономическим положением в стране, будущим детей и внуков – в целом все понемногу. Хроническая озабоченность помогает старым людям выработать тактику сбережения усилий и тем самым избежать фрустраций.

Другим характерным эмоциональным переживанием пожилых людей является возрастно-ситуативная депрессия при отсутствии жалоб на это состояние. Депрессия проявляется в ослаблении аффективного тонуса и живости.

На пороге старости человек решает для себя вопрос: пытаться ему сохранить старые и создавать новые социальные связи или перейти к жизни в кругу интересов близких и своих собственных проблем, перейти к жизни индивидуальной. Этот выбор определяет стратегию адаптации – сохранение себя как личности (поддержание и развитие социальных связей) или сохранение себя как индивида.

studfiles.net

Возрастные особенности развития ребенка дошкольного возраста

Знания возрастных особенностей развития ребенка поможет подобрать физические упражнения, закаливающие процедуры, следить за физическим и психическим развитием детей.

Организм дошкольника интенсивно развивается. На протяжении первых семи лет жизни у него не только увеличиваются все внутренние органы, но и совершенствуются их функции. Основными показателями физического развития ребенка являются рост, масса тела и окружность грудной клетки. Зная эти показатели можно сравнить данные физического развития детей конкретного ребенка в группе со средними показателями развития детей соответствующего возраста (см. табл.1)

Таблица 1.

Средние показатели физического развития детей 3-6 лет (по Шебеко в.Н. И др., 1996)

Показатели физического развития

Возраст , лет

3

4

5

6

девочки

Масса тела, кг

13,8 - 17,1

16,8 – 19,8

17,5 – 22,0

19,9 – 25,0

Длина тела, см

96,0 – 104,0

103 – 110,0

109,0 – 116,0

115,0 – 123,0

Окружность грудной клетки, см

52,0 – 54,0

54,0 – 56,0

56,0 – 58,0

58,0 – 61,0

мальчики

Масса тела, кг

14,7 – 17,5

16,0 – 20,1

18,0 – 22,9

20,0 – 25,0

Длина тела, см

99,0 - 106,0

105,0 – 111,0

109,0 - 118,0

115,0 – 125,0

Окружность грудной клетки, см

53,0 – 54,0

54,0 – 57,0

57,0 – 58,0

58,0 – 60,0

Чтобы обеспечить нормальное физическое развитие ребенка, дать ему необходимую нагрузку на физкультурных занятиях необходимо учитывать и анатомические особенности организма ребенка. Особенности движений детей, их координационные возможности от возраста к возрасту значительно изменяются, что существенно влияет на организацию занятий по физической культуре.

Мышечная система у детей формируется на основе развития нервной системы и увеличения массы скелетных мышц, причем происходит этот процесс неравномерно. В раннем возрасте кости ребенка богаты кровеносными сосудами, содержат небольшое количество солей. Они эластичны, гибки, легко деформируются и искривляются, так как костная система 2-3 –летних детей имеет значительные зоны хрящевой ткани, слабые, мягкие суставы и связки. У малышей еще нет устойчивых изгибов позвоночника, которые появляются лишь к четырем годам. Все это надо учитывать при проведении занятий по физической культуре.

Особое внимание рекомендуется уделять развитию свода стопы, так как на втором и частично на третьем году жизни она уплощена. Поэтому полезно упражнять малышей в приподнимание, ходьбе по наклонной плоскости и ребристой доске.

Маленькие дети дышат поверхностно, часто, неравномерно, так как дыхательная мускулатура еще не вполне сформирована. Развитие организма ребенка, овладевающего ходьбой, приводит к перестройке процесса дыхания и постепенному укреплению соответствующих органов. Нормализуется частота, появляется грудобрюшной, а затем грудной тип дыхания, увеличивается, емкость легких. Дыхание учащается только при возбуждении или физических нагрузках. Учитывая особенности дыхательной системы дошкольников, следует позаботиться о том, чтобы они как можно больше бывали на свежем воздухе (А.П.Чабовская, 1971).

Продолжительные физические и психические напряжения могут отрицательно сказываться на деятельности сердца и приводить к нарушениям его функции. Поэтому следует с большой осторожностью дозировать физическую нагрузку на организм ребенка. Работа сердца находится в тесной взаимосвязи с развитием мышц. Регулярные занятия тренируют сердечную мышцу, приводят к постепенному уменьшению частоты пульса.

Ранний и дошкольный возраст характеризуется значительными изменениями не только в физическом, но и в моторном развитии (Ж.К.Холодов, В.С.Кузнецов, 2004) (см. табл.2).

Таблица 2

studfiles.net

5. Возрастные особенности развития детей и подростков - Научные статьи

5.1. Возрастные особенности развития детей дошкольного возраста

Первые 7 лет жизни ребенка характеризуются интенсивным развитием всех органов и систем. Ребенок рождается с определенными унаследованными биологическими свойствами, в том числе и типологическими свойствами основных нервных процессов (сила, уравновешенность и подвижность). Но эти особенности являются лишь основой для дальнейшего физического и психического развития, а определяющим фактором с первых месяцев жизни является окружающая ребенка среда и воспитание. Поэтому очень важно создавать такие условия и так организовывать воспитание, чтобы было обеспечено бодрое, положительное эмоциональное состояние ребенка, полноценное физическое и психическое развитие.

Особенностью центральной нервной системы ребенка первых лет жизни является незаконченность морфологической структуры и функционального развития коры головного мозга, которое осуществляется в последующие годы под влиянием внутренних и внешних раздражителей.

На базе врожденных безусловных рефлексов (оборонительный, защитный, пищевой, ориентировочный) происходит развитие высшей нервной деятельности. Уже с первых недель жизни ребенка возможно образование условных рефлексов на зрительный и слуховой раздражитель, а также на самые различные внешние раздражители. С возрастом образование условных рефлексов происходит быстрее.

У детей дошкольного возраста отмечается быстрое развитие и совершенствование двигательного анализатора. Хотя условные рефлексы и вырабатываются быстро, но закрепляются они не сразу, и навыки ребенка вначале непрочны. Процессы возбуждения и торможения в коре головного мозга легко иррадиируют, поэтому внимание детей неустойчиво, ответные реакции носят эмоциональный характер, и дети быстро утомляются. Кроме того у детей дошкольного возраста процессы возбуждения преобладают над процессами торможения.

Таким образом, для образования определенных двигательных навыков и закрепления их как условных рефлексов, т. е. образования двигательного стереотипа, требуется определенная повторность и последовательность применения раздражителей. Таковыми раздражителями являются физические упражнения, проводимые по определенному плану.

Создание условий для свободной двигательной деятельности детей при проведении специальных занятий способствует более правильному и своевременному развитию центральной нервной системы, а следовательно, психическому и моторному развитию ребенка.

При систематических занятиях физическими упражнениями, при повышении мышечной нагрузки у детей от 4 до 7 лет происходит более интенсивное развитие двигательных качеств и повышение уровня физической подготовленности (табл. 6).

Физическое развитие в раннем и дошкольном возрасте характеризуется непрерывным изменением основных показателей — роста, веса, окружности головы, грудной клетки.

Рост ребенка за первый год жизни увеличивается примерно на 25 см — это наибольшая прибавка за весь дошкольный период. К 5 годам рост ребенка по сравнению с первоначальным удваивается.

Вес ребенка после года жизни равномерно растет, увеличиваясь на 2-2,5 кг за год, и к 6-7 годам отмечается удваивание веса годовалого ребенка.

Таблица 6. Показатели физического развития детей, занимающихся и не занимающихся дополнительно физической культурой.

Возраст

Бег на 10 м с/х

Прыжок в длину с места

Длина пробегаемой дистанции

занимающиеся

нет

занимающиеся

нет

занимающиеся

нет

4 года

М

2,6

2,9

79,3

62,5

740,6

463,1

Д

2,9

3,0

72,3

60,3

620,2

377,7

5 лет

М

2,3

2,5

95,9

83,0

1502,0

601,3

Д

2,3

2,5

95,3

73,9

1146,6

454,0

6 лет

М

2,2

2,3

104,0

88,8

1765,7

680,7

Д

2,3

2,5

96,6

79,7

1249,3

659,1

7 лет

М

1,9

2,1

122,5

105,6

2387,2

937,4

Д

2,0

2,2

120,9

103,7

1836,0

715,0

Окружность грудной клетки также изменяется неравномерно, наиболее быстро это происходит в первый год жизни, когда она увеличивается на 12-15 см. И приблизительно на столько же сантиметров увеличивается окружность грудной клетки за весь остальной дошкольный период. Величина окружности грудной клетки зависит от упитанности ребенка, от его физического развития и физической подготовленности (развития мышц, функции дыхания, развития сердечно-сосудистой системы).

Изменение окружности головы в раннем возрасте определяется, в основном, увеличением массы головного мозга.

Положительное влияние физических упражнений сказывается не только на уровне физического развития детей, но и на улучшении телосложения — увеличивается количество детей с гармоничным физическим развитием.

Костная система детей более богата хрящевой тканью, чем у взрослых. Поэтому кости детей мягкие, гибкие, не обладают достаточной прочностью, легко поддаются искривлению и приобретают неправильную форму под влиянием неблагоприятных внешних факторов (физические упражнения, не соответствующие функциональным и возрастным возможностям детей, не соответствующие росту ребенка обувь, одежда, мебель и т. п.).

С 2-3-летнего возраста начинается образование сформированной костной ткани с пластической структурой. Процесс окостенения происходит постепенно на протяжении всего периода детства. Образование поясничных изгибов, имеющее на первых порах функциональный характер, постепенно закрепляется в определенной форме осанки. К моменту поступления ребенка в школу шейный и грудной изгибы приобретают морфологическую устойчивость. Поясничный изгиб формируется только к 11-12 годам.

Формирование свода стопы происходит наиболее интенсивно с началом ходьбы и продолжается в течение всего дошкольного возраста. Поэтому необходимо уделить особое внимание подбору в дошкольном возрасте соответствующей обуви, использовать упражнения для укрепления и правильного формирования сводов стопы.

Интенсивное развитие скелета тесно связано с развитием мускулатуры, сухожилий и связочно-суставного аппарата. Относительно высокая по сравнению со взрослыми подвижность суставов у детей раннего возраста зависит от большей эластичности их мышц, сухожилий и связок.

Мышечная система у ребенка раннего возраста развита еще недостаточно по сравнению со взрослым человеком, и мышечная масса составляет около 25% веса его тела, тогда как у взрослого она равна в среднем 40-43%.

По мере развития движений ребенка увеличивается масса и сократительная способность мышечной ткани. Увеличение силы мышц во многом определяется постепенно возрастающей физической нагрузкой при занятиях физическими упражнениями.

За дошкольный период происходит выраженная перестройка деятельности сердечнососудистой и дыхательной систем на более экономный и эффективный уровень функционирования, в связи с чем возрастают функциональные возможности детей при выполнении мышечной деятельности.

В первые годы жизни сердечно-сосудистая система ребенка претерпевает значительные морфологические и функциональные изменения. Вес сердца увеличивается с 70,8 г у детей 3-4 лет до 92,3 г в 6-7 лет, благодаря чему увеличивается сила сердечных сокращений и повышается работоспособность сердца.

Артериальное давление с возрастом увеличивается. На первом году жизни оно составляет 80-85/55-60 мм рт. ст., в возрасте 3-7 лет колеблется: максимальное — от 80 до 110 мм рт. ст., минимальное — 50-70 мм рт. ст. Одновременно увеличивается работоспособность сердца, повышается адаптационная способность к физической нагрузке: снижается величина показателей сердечно-сосудистой системы (пульс, артериальное давление, ударный и минутный объем кровообращения) в ответ на стандартную мышечную нагрузку, укорачивается восстановительный период.

Отмечается возрастная перестройка и адаптация функции дыхания к мышечным нагрузкам. Частота дыхания с возрастом уменьшается: к концу первого года жизни она равна 30-35 в минуту, к концу третьего — 25-30, а в 4-7 лет — 22-26. С возрастом нарастает глубина дыхания и легочная вентиляция в 2-2,5 раза, потребление кислорода — почти в 2 раза. Эти данные свидетельствуют о том, что функциональные возможности детей велики и вполне обеспечивают потребности роста и развития.

В процессе тренировки совершенствуются ответные реакции дыхательной системы. При мышечных нагрузках увеличение легочной вентиляции происходит за счет углубления дыхания, а не его учащения.

Деятельность сердечно-сосудистой и дыхательной систем с возрастом становится более экономной. Это определяется не только особенностями возрастного развития, но и повышением функциональных возможностей при занятиях физическими упражнениями. Так, пульсовая стоимость единицы работы (количество пульсовых ударов на 1 кг/мин работы) у детей с 3 до 7 лет снижается в 2 раза, а у тренированных — в 2,5 раза, кислородное обеспечение 1 кг/мин работы — соответственно в 1,5 и в 1,8 раза.

Способность к выполнению непрерывной работы возрастает с 10 до 20-30 мин, при этом общий объем работы увеличивается примерно в 2,5 раза. Физическая работоспособность детей с 4 до 7 лет при пробе «степ-тест» увеличивается почти в 2 раза (табл. 7).

Физическая работоспособность детей зависит от особенностей физического воспитания. Различные по своей интенсивности двигательные режимы обеспечивают различный уровень физической работоспособности детей.

Применение физических упражнений требует от организма ребенка значительных напряжений и согласованности действий всех основных систем, поэтому на каждом возрастном этапе следует учитывать особенности развития, соответственно организовывать двигательную деятельность детей и строго дозировать физическую нагрузку (например, длительность занятий, число повторений упражнений, их трудность и т. д.).

Знание особенностей морфофункционального развития детей на каждом возрастном этапе позволит более эффективно использовать средства физического воспитания для совершенствования организма ребенка и повышения его умственной и физической работоспособности.

Таблица 7. Средние показатели физической работоспособности детей (кг/мин).

Занимающиеся по программе детского сада

Возраст

Мальчики

Девочки

4 года

109,0

105,4

5 лет

135,2

128,4

6 лет

154,1

136,4

7 лет

208,4

199,3

Занимающиеся дополнительно в спортивных секциях

Возраст

Мальчики

Девочки

5 лет

209,0

181,7

6 лет

208,6

189,0

7 лет

250,0

203,7

 

5.2. Возрастные особенности развития детей от 1 года до 3 лет

  • Свойственна свободная двигательная активность, основанная на ходьбе.
  • Дети 2-го года жизни могут самостоятельно ходить, приседать и выпрямляться без опоры, наклоняться и поднимать предметы.
  • Дети 3-го года жизни могут самостоятельно ползать, подлезать и переползать через препятствия, играть с мячом (катать, бросать, ловить).
  • Новые приобретения: попытки бега, лазание, прыжки.
  • Частая смена движений и поз (среднее количество движений в минуту — 38-41).
  • Разовая продолжительность движений очень мала.
  • Сильна эмоциональная привязанность к родителям.
  • Ведущая деятельность — предметная.
  • Активное развитие речи.

5.3. Возрастные особенности развития детей 3-5 лет

  • Снижение интенсивности процессов роста.
  • Изменение пропорций тела.
  • Появление половых различий в строении тела.
  • Высокий уровень обменных процессов (интенсивная работа сердца и дыхания).
  • «Брюшное» дыхание, обеспечивается работой диафрагмы и мышц пресса.
  • Терморегуляция несовершенна.
  • Интенсивное развитие движений (бег, ходьба, естественные локомоции) при несовершенной координации согласованных движений рук и ног
  • Совершенствование координации движений и зрительно-пространственного восприятия.
  • Тесное взаимодействие зрительного восприятия и двигательных действий.
  • Совершенствование мышечно-связочного аппарата, развитие гибкости.
  • Интенсивное развитие памяти, мышления, воображения.
  • Возникновение и развитие сюжетно-ролевых игр.
  • Общение со сверстниками.

5.4. Возрастные особенности развития детей 5-7 лет

  • «Ростовой скачок» — интенсивное увеличение весо-ростовых показателей.
  • Изменение соотношений размеров головы и туловища.
  • Увеличение длины верхних и нижних конечностей.
  • Появление точек окостенения в позвонках, формирование осанки.
  • Интенсивное совершенствование сердечно-сосудистой и дыхательной систем.
  • АД 80/50-110/70 мм рт. ст.
  • ЧСС снижается до 80-85 уд/мин.
  • Условные рефлексы вырабатываются быстро, но они неустойчивы.
  • Неустойчивое внимание.
  • Быстрое развитие утомления.
  • Неустойчивость двигательных стереотипов (большое количество повторений для закрепления новых движений).
  • Развитие и совершенствование быстроты движений.
  • Сохраняется большая потребность в движениях.
  • Совместное взаимодействие в командных играх.

5.5. Возрастные особенности развития детей школьного возраста

Наиболее интенсивные темпы роста организма ребенка школьного возраста наблюдаются в пубертатном периоде, в возрасте 11-15 лет. Если до 10 лет мальчики и девочки имеют примерно одинаковые темпы увеличения тотальных размеров тела, то с 11 до 12 лет девочки опережают мальчиков, а в 13-14 лет мальчики опережают девочек в темпах увеличения роста. В 14-15 лет наступает период относительного равновесия в темпах роста. После 15 лет мальчики опережают девочек по темпам роста. В 16-17 лет увеличение роста девочек в основном, прекращается. У мальчиков окончание периода роста отмечается приблизительно к 18-19 годам.

Грудная клетка ребенка к 7-8 годам приобретает цилиндрическую форму вследствие увеличения поперечного диаметра верхней ее части. В период полового созревания в формировании грудной клетки появляются половые различия. Они связаны с разными типами дыхания: у юношей формируется брюшной, а у девушек — грудной тип дыхания. Для брюшного типа дыхания характерно активное участие в акте вдоха нижней части грудной клетки (нижних ребер), для грудного — верхней.

Формирование суставов и суставных поверхностей костей завершается к 18-19 годам. Дифференцировка суставных сумок заканчивается к 13-14 годам, а через 1-2 года суставные поверхности костей покрываются типичным для взрослых людей гиалиновым хрящом. Иннервационный аппарат суставов и суставных сумок в 13-14-летнем возрасте не отличается от взрослого.

Для раннего детства, как уже отмечалось, характерно быстрое увеличение мышечной массы туловища. Развитие мелких мышц верхних конечностей ускоряется в 6-7-летнем возрасте. Ребенок приобретает к этому возрасту способность к тонким и точным движениям пальцами рук. Анатомический поперечник мышц к 16-17 годам достигает показателей взрослого человека, однако рост мышц в длину продолжается значительно дольше — до 23-25 лет. Он завершается одновременно с ростом тела в длину.

Первые различия в изменении мышечной массы проявляются особенно отчетливо в возрасте 13-14 лет. Мальчики быстро обгоняют девочек в увеличении массы мышц. Временное преобладание у них роста над массой тела сменяется гармоничным увеличением мышечной массы.

Сухожильные структуры у детей развиты слабо. До 6-7-летнего возраста мышцы прикрепляются к костным бугристостям непосредственно, без сухожилий. Соединительнотканные структуры аппарата движения (фасции, апоневрозы, связки) приобретают черты морфологической зрелости к 12-14 годам. Возрастает их прочность. Если у детей 7-9 лет прочность ахиллова сухожилия на разрыв составляет около 200 кг, то в 1314 лет — 300 кг, а в 17-18 лет — около 400 кг.

В фазовой структуре сердечных сокращений особенно значительные изменения наблюдаются в период полового созревания, когда на протяжении 3-4 лет (от 12 до 15-16 лет) размеры и масса сердца увеличиваются почти вдвое. В соотношении фаз сердечного цикла у 11-14-летних подростков создаются предпосылки для увеличения ударного и уменьшения остаточного объема крови.

Эти особенности фазовой структуры сердечного сокращения являются, по-видимому, следствием интенсивных функциональных и структурных изменений сердца в связи с высокими темпами полового созревания в подростковом возрасте.

Частота сердечных сокращений (ЧСС) в 7-8-летнем возрасте составляет 90-92 удара в минуту, в 9-10-летнем — 86-88 уд./мин. К 11-12-летнему возрасту пульс снижается до 82-84 уд./мин. Частота пульса у девочек выше, чем у мальчиков.

Способность к поддержанию усиленных мышечной работой функций сердечнососудистой системы с возрастом увеличивается. Возрастные различия в адаптации сердечно-сосудистой системы к физическим нагрузкам могут проявляться как в частоте типов реакции, так и в количественных величинах в пределах одного типа реакции (например, нормотонического). У взрослых спортсменов адаптация сердца к нагрузке происходит за счет увеличения систолического объема сердца при меньшей ЧСС. У подростков отмечается более выраженная пульсовая реакция на нагрузку.

В период пубертатного развития тип реакции на нагрузку и выраженность адаптационных функциональных перестроек зависит от степени биологической зрелости. При одинаковом паспортном возрасте подростки, имеющие более высокую степень биологической зрелости, адаптируются к нагрузке лучше, чем их сверстники. Высокие темпы увеличения роста тела в длину в пубертатном периоде могут сопровождаться ускоренным увеличением массы сердечной мышцы, при этом клапанный аппарат сердца зачастую несколько отстает в своем развитии. Вследствие морфологической диспропорции створки клапанов сердца смыкаются во время систолы желудочков не полностью. Часть крови желудочков возвращается обратно в предсердия, и возникает систолический шум. С возрастом эти явления бесследно проходят.

В младшем школьном возрасте завершается формирование легочных альвеол. С 7-8 лет количество их практически не изменяется, но масса и объем легочной ткани и воздухоносных путей продолжают увеличиваться до окончания пубертатного периода. С началом полового созревания увеличивается суммарный просвет бронхов и бронхиол.

Показатели внешнего дыхания — жизненная емкость легких (ЖЕЛ), минутный объем дыхания (МОД), максимальная вентиляция легких (МВЛ), проницаемость легочных альвеол для О2 и СО2закономерно увеличиваются с возрастом и по мере развития тренированности.

Величина ЖЕЛ у детей 8-9 лет находится в пределах 1700-2200 мл. В пубертатном периоде увеличиваются темпы прироста мощности дыхательного аппарата. С 11-12 лет до 17-18 лет легочная вентиляция возрастает в 1,5 раза и достигает величин взрослых людей.

Высокая интенсивность легочной вентиляции у детей в известной степени компенсирует более низкую, чем у взрослых, способность извлекать кислород из вдыхаемого воздуха (коэффициент утилизации). У детей младшего школьного возраста 1 л кислорода извлекается из 29-30 л (для сравнения: у взрослого человека — из 24-25 л).

Увеличение темпов прироста способности крови к переносу кислорода наблюдается в пубертатном периоде. Одновременно растет способность подростка переносить ги-поксические состояния, связанные с мышечной работой или недостатком кислорода во вдыхаемом воздухе. В 14-15 лет подростки способны выполнять работу при снижении оксигенации крови вдвое больше, чем дети 8-9 лет.

С возрастом отмечается увеличение показателей максимального потребления кислорода (МПК) как в абсолютных его значениях, так и на единицу массы тела. МПК становится выше у тренированных детей по сравнению с нетренированными с 10-12-летнего возраста. В 8-9-летнем возрасте эти различия незначительны.

5.6. Возрастные особенности развития детей от 7 до 10 лет

  • Завершение ростового скачка (5-7 лет).
  • До начала пубертатного скачка (11-13 лет) самые низкие темпы роста длины и массы тела ребенка: — 3-4 см в год — длина тела; — 2-3 кг в год — масса тела.
  • Снижение относительного содержания подкожного жира.
  • Индивидуально-типологические особенности телосложения.
  • Пропорции тела похожи на взрослого человека.
  • Позвоночник продолжает расти, завершается формирование физиологических изгибов.
  • Мышцы эластичны и богаты водой, но беднее, чем у взрослых, белковыми веществами, жирами и неорганическими соединениями.
  • Морфофункциональные изменения в органах и системах (сердечно-сосудистая, дыхательная) создают благоприятные условия для тренировки.

Изменения в сердечно-сосудистой и дыхательной системах

  • Возрастание емкости легких с 1100 мл до 2200 мл.
  • Развитие сети легочных капилляров.
  • Частота дыханий составляет 18-24 движения в минуту.
  • Увеличение объемов полостей сердца.
  • Высокая эластичность сосудов.
  • Небольшой просвет сосудов.
  • Невысокие показатели АД.
  • Постепенное снижение показателей ЧСС в покое: — 7-8 лет — 80-92 уд/мин; — 9-10 лет — 76-92 уд/мин; — 11-12 лет — 72-90 уд/мин.

Развитие физических качеств детей 7-10 лет

  • В 9-10 лет «расцвет» аэробных возможностей.
  • Интенсивное нарастание практически всех двигательных способностей.
  • 7-10 лет — сенситивный период развития координации движений.
  • Дифференцировка степени мышечных усилий.
  • Интегральная оценка пространственно-временных характеристик.
  • Улучшение чувства ритма.
  • 6-10 лет — «пик» развития гибкости.
  • Начало развития качества быстроты в 8-10-летнем возрасте.

5.7. Возрастные особенности развития подростков

  • Период полового созревания.
  • Организм перестраивается от особенностей функционирования по детскому типу к взрослому.
  • Интенсивное изменение росто-весовых показателей.
  • Повышенный обмен веществ.
  • Резкое повышение деятельности желез внутренней секреции.
  • Большие индивидуальные особенности в развитии.
  • Серьезные психологические и социальные перестройки.

Изменение показателей развития вегетативных систем подростков

  • Активизация деятельности желез внутренней секреции.
  • Появление вторичных половых признаков.
  • Увеличение длины тела до 5-8 см в год.
  • Увеличение роста за счет роста трубчатых костей.
  • Увеличение массы тела до 4-8 кг в год у девочек и до 7-8 кг в год у мальчиков.
  • Увеличение объема легких.
  • Формирование типа дыхания: девочки — грудной, мальчики — брюшной.
  • Рост кровеносных сосудов отстает от роста сердца (повышается АД, нарушается сердечный ритм, появляется быстрая утомляемость).
  • Повышение обмена веществ.
  • Улучшение адаптационных возможностей организма.
  • Повышение возбудимости ЦНС.

bmsi.ru

возрастные нормы психического развития детей

Развитие ребенка от рождения до семи лет: возрастные нормы психического развития детей

Большинство трудностей в общении с ребенком и в его воспитании возникают у родителей по причине родительской некомпетентности или недостаточной осведомленности о возрастных периодах и нормах развития детей. Очень часто родители ожидают от ребенка того, что не доступно его возрасту и, наоборот, снижают свои требования к нему в области поведения, навыков самообслуживания и общения. Взрослым необходимо четко ориентироваться в возрастных периодах детства и новых возможностях, приобретениях психики, которые должны возникать на каждом этапе развития ребенка.

Итак, ранний возраст от рождения до 3-х лет, отличается единством физического и психического развития и стремительным ростом и развитием ребенка. Эпоха раннего возраста делиться на два этапа: от рождения до года и от года до трех лет.

На первом году жизни происходит активное развитие органов чувств в процессе ухода и общения, с первых месяцев жизни ребенок выделяет близкого взрослого, сосредотачивает свой взгляд и слух и, наконец, отвечает взрослому улыбкой, звуками и движением. Данная реакция, названная "комплексом оживления" должна появиться к 3-м месяцам жизни. Она является условием и предпосылкой для развития общения между ребенком и взрослым. Младенец постепенно учится схватывать и удерживать предметы, благодаря развитию руки.

К 6-ти месяцам ребенок должен брать, удерживать предмет, сосредотачиваться на нем и совершать простые действия с предметом, обследуя его, что является условием формирования мышления.

С 6-ти месяцев ребенок овладевает самостоятельными движениями горизонтальном положении, учится сидеть, стоять и ходить. Ребенок продолжает осваивать окружающий мир, он уже манипулирует с предметами и реагирует на взрослого не просто как на объект окружающего, а как на партнера в познавательной деятельности.

К концу первого года жизни ребенок должен активно изучать предметы и пространство и проявлять потребность в деловом общении с взрослым в процессе этого изучения. У малыша формируется первый предметный опыт, формируется представление о свойствах предмета, расположенного в пространстве. В этом возрасте малыш должен понимать обращенную к нему речь и говорить простые слова, состоящие иногда из одного слога.

Начиная с 1 года до трех, ребенок овладевает самостоятельными сложными движениями: ходьбой, бегом, лазанием, бросанием, и т. д. Ребенок не только активно двигается, но и учится регулировать собственное движение, подражая взрослому. Именно поэтому важно постоянно обращать внимание малыша на цель и порядок выполнения действия: "Мы будем катать мячик. Положи мячик перед собой, как я, а теперь толкни мячик сильно, как я."

Ребенок переходит от обследования предмета к игровому действию с предметом: сначала он учится открывать и закрывать баночку, понимает, что ее можно использовать, как емкость, потом соотносит эту баночку по свойствам с кастрюлькой и, наконец, использует в игре баночку, как кастрюльку.

Речь ребенка теперь становиться самостоятельной и активной. На фоне активизации речи зарождается общение со сверстниками, ребенок делает первые попытки взаимодействовать с другим малышом в предметной и игровой деятельности.

Главным приобретением личности в конце раннего возраста становиться осознание ребенком себя, как самостоятельного субъекта, своего личного действия и личного желания.

С этого момента (с 3-х лет) начинается эпоха дошкольного возраста. Именно этот период перехода получил название "кризиса 3-х лет". Обычно этот возраст сопровождается упрямством, капризами, агрессивностью, резкими сменами в настроении и поведении малыша. Такая картина есть результат конфликта между естественным стремлением ребенка к самостоятельности и независимости и ограничением этого стремления со стороны взрослых.

Дошкольное детство (от 3 до 7) характеризуется развитием разнообразных видов детской деятельности: игровой, бытовой, изобразительной, трудовой и др. Уровень развития ребенка должен определяться не только его умениями в той или иной деятельности, но и заинтересованностью в результате и умением его добиваться.

Ребенок 5 лет может отлично уметь самостоятельно завязать шнурки, но не испытывать потребности это делать. Отсутствие у дошкольника потребности проявлять свою умелость или развивать ее являются показателем незрелости, которая будет тормозить его дальнейшее развитие.

^

Только к семи годам ребенок способен выполнять как свою собственную задачу, так и задачу, поставленную взрослым не отвлекаясь, сохраняя интерес, контролируя себя при этом и оценивая свои результаты. Зачастую родители ожидают этого от детей 5-ти и даже 4-х лет.

Существенным приобретением дошкольного возраста становится наглядно-образное мышление ребенка, благодаря которому становится возможной учебная деятельность.

Чтобы понять, что легкие предметы не тонут, ребенку 6-ти лет уже не надо бросать их в воду, у него есть понятие легкого и тяжелого, понятие о свойствах воды, он может сделать самостоятельный вывод.

К семи годам дети хорошо разбираются в понятиях, символах и знаках, мышление становится логическим. У них намечается собственное мировоззрение, первые этические нормы, созревает новая социальная позиция и стремление быть взрослым.

К концу дошкольного детства у ребенка складываются предпосылки нового вида деятельности - учебной.

Помните, что развитие ребенка проходит постепенно и последовательно и на каждомэтапе ребенок должен достичь определенных результатов

dopoln.ru