Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
комбинированного вида города Тюмени

Основные этапы развития малыша от рождения до трех лет. Таблица развитие движений ребенка от рождения до 7 лет


Этапы развития ребенка от 0 до 7 лет

Для родителей нет ничего приятнее, чем наблюдать как с каждым днем из маленького несмышленыша их ребенок превращается в самостоятельного и разумного человечка. Первая улыбка, первые слова, первые шаги – все это останется в памяти родителей навсегда. Все дети разные, поэтому и развиваются в психологическом и физическом плане все по разному, но усредненные показатели все же существуют.

 Этапы развития ребенка до 1 года.

  • До двух месяцев ребенок только умеет двигать ручками и ножками, а в два месяца он уже начинает поворачивать голову и держать ее прямо в течение минуты. Он уже может внимательно разглядывать движущиеся предметы и слушать музыку.
  • В четыре месяца малыш начинает смеяться. Может узнавать маму и папу в лицо и радоваться их приходу. Начинает осваивать перекатывания со спинки на животик. Берет игрушки в руки и удерживает их.
  • В шесть месяцев ребенок уже уверенно переворачивается со спинки на животик. Может перекладывать игрушки из одной руки в другую. Опирается на ручки и пытается сесть.
  • В восемь месяцев малыш начинает активно изучать окружающий его мир. Он уже может сам садиться, ползает на животике и может вставать, опираясь на ручки. В этом возрасте он уже может произнести свои первые “ма” и “па”. Малыш с удовольствием играет со взрослыми, слушая музыку, качает головой и хлопает в ладоши.
  • Десять месяцев. Ребенок уже хорошо стоит с поддержкой, а с помощью мамы пытаются сделать свой первый шаг. В этом возрасте, как правило, малыш уже произносит свое первое слово. Может собирать пирамидки, пусть и не всегда правильно, но и это уже большое достижение для него.
  • К двенадцати месяцам ребенок уже, как правило, ходит. Может различать когда его называют хорошим и хвалят, а когда ругают. Понимает такие значения, как “хорошо”, “плохо”, “нельзя”, не трогай”. В этом возрасте он уже может подолгу сидеть и играть один, не требуя к себе внимания мамы или папы.

 От 1 года до 2 лет.

  • 1 год 1 месяц. Малыш уже прочно стоит на ногах. Если уже начал ходить, что его шаги становятся все более уверенными. Помимо произношения слов “мама” и “папа”, может использовать различные звуки и слога для обозначения предметов или звуков (“ба”, “ав-ав” и т.д.).
  • 1год 2 месяца. Пытается все достать из ящиков и шкафов, изучает это, пробует на вкус.
  • 1 год 3 месяца. В этом возрасте как правило у малыша замедляется набор веса и рост. За год он может прибавить всего от 3 до 5 кг, а вырасти на 1,5 – 2 см, что считается нормой. Но его фигура теперь будет претерпевать изменения: из пухлого карапуза с животиком он превратится в человечка, чье тело более приспособлено к ходьбе и ползанию. С помощью мамы уже может подняться по лестнице. Интересно будет играть в песочнице. Уже тянется к своим сверстникам. Должен понимать и выполнять простые просьбы, такие как “иди к папе”, “принеси мячик” и т.д.
  • 1 год 4 месяца. Уже начинает капризничать по поводу еды. Выбирает любимые блюда и с удовольствием съедает их, не вкусные, по его мнению, активно отвергает. Подражает жестам и действиям взрослых.
  • 1 год 5 месяцев. Уверенно ходит, все меньше падая, обходит препятствия. Может залезать и слезать с дивана или стула.
  • 1 год 6 месяцев. Уже может складывать башенки из кубиков, пользоваться ложкой, пить из поилки. Пытается рисовать свои первые шедевры. Не любит делиться своими игрушками. Постоянно задает вопросы “Что это”. За день может запомнить до 2 – 3 новых слов.
  • 1 год 7 месцяев. Может узнавать свое отражение в зеркале, называет свое имя. Все больше повторяет за взрослыми.
  • 1 год 8 месяцев. Уже хорошо осознает, что ему нравится делать, а что нет. Уже можно попросить собрать все свои игрушки и убрать на место и он выполнит Вашу просьбу.
  • 1 год 9 месяцев. Интересует все окружающее, будь то запахи, звуки или ощущения от прикосновений. Многие предметы пробуют на вкус. Некоторые начинаю активно кусаться.
  • ! год 10 месяцев. Уже умеет стягивать с себя одежду, но одевать еще не умеет.
  • 1 год 11 месяцев. Вместо того, чтоб ходить и бегать, начинает постоянно проситься, чтоб его взяли на руки. Уже могут играть со сверстниками в совместные игры, находить общие интересы. Начинают общаться двусложными предложениями, типа “дай сок” или “хочу пить”. Правильно называют и показывают части тела.
  • 2 года. В этом возрасте ребенок уже бегает, прыгает, легко избегает препятствий на своем пути. Хорошо кушает ложкой, а под Вашим присмотром может пробовать есть и вилкой. Помогает Вам одеть себя. Мелкая моторика уже развита и поэтому ему будет интересно играть с конструкторами, пирамидками. Очень интересует рисование и лепка из пластилина. Он уже способен различать живые предметы от неживых. Различает такие понятия, как “сейчас” и “потом”, “больше” и “меньше” и т.д. Может раскладывать предметы по цвету или размеру.

 Два года.

В этом возрасте ребенок уже умеет делать шаги назад, самостоятельно поднимается и спускается с лестницы. Может приседать и подпрыгивать. Очень интересуется играми, в которых нужно много двигаться. Может кидать и пинать мяч.

Вопросы “почему” и “зачем” становятся ключевыми. Таким образом он познает мир, и не надо злиться на ребенка, если он спрашивает об одном и том же уже не первый раз.

Говорит от 15 до 50 слов и составляет из них простые предложения, которыми доносит до взрослых свои желания. Говорит о себе в третьем лице.

Начинает понимать, что хочет в туалет и просится.

Может собирать простые картинки из кубиков или мозайки.

 Три года.

К этому возрасту ребенок уже начинает кататься на трехколесном велосипеде, может качаться на качелях, активно играет со сверстниками. Бросает и ловит мяч.

Различает и называет цвета, отличает гладкое и пушистое, твердое и мягкое и т.д. Рисует уже не просто “каляки-маляки”, а круги, овалы, квадраты, треугольники, с удовольствием закрашивает. Очень хорошо развита фантазия.

В бытовом плане тоже осваивает все больше навыков. Ложку уже держит не в кулачке, а за конец ручки, ест аккуратно. Может самостоятельно одеться и раздеться, застегнуть и расстегнуть молнию и пуговички. Моет руки и вытирается полотенцем. Может самостоятельно убрать свои игрушки и расставить их по местам.

Про себя говорит уже не в третьем лице, а все чаще употребляет “Я”.

Четыре года.

В этом возрасте физическая активность ребенка немного уменьшается. Ребенок стает более покладистый и усидчивый. Но в то же время внешне фигура ребенка уже сильно изменяется, так как подкожные жировые отложения исчезают, а мышечная ткань развивается.

К 4,5 годам у ребенка уже должны вырасти все молочные зубы.

Четыре года – это самый подходящий возраст, чтоб записать ребенка в спортивную секцию и развивающую группу. Таким образом он будет развиваться всесторонне.

В быту уже самостоятельный и умеет делать все, чему Вы его научили.

Можно начинать изучать буквы и цифры, пробовать писать их, мастерить из различных материалов.

В связи с тем, что ребенок начинает больше играть со сверстниками, у него появляются свои маленькие секреты и собственный мир фантазий.

В четыре года ребенок уже должен произносить слова так, чтоб его понимали не только близкие, но и посторонние люди. Если большинство звуков произносится неправильно, то самое время обратиться к логопеду.

 Пять лет.

Дети в возрасте пяти лет начинают вытягиваться вверх, при этом совсем не набирая в весе, так как все уходит на развитие скелета и мышечной ткани.

Можно постепенно заняться подготовкой к школе. Ребенок должен уметь занять себя самостоятельно, если взрослые заняты и не могут с ним поиграть или позаниматься. Знает буквы и цифры, может писать их. Некоторые дети могут читать и решать простейшие примеры.

 Шесть лет.

Для ребенка шести лет очень важна физическая активность, лучше, если это будут подвижные игры на свежем воздухе или занятия в спортивной секции. У мальчиков в этом возрасте начинается активный рост, у девочек он начинается позже.

Стоит ли отдавать ребенка в школу в шесть лет, должно решаться индивидуально для каждого ребенка. Он может уже и считать и писать, но может быть не готов к школе психологически, поэтому испытает большой эмоциональный стресс.

В шесть лет можно начинать учить иностранному языку, так как в этом возрасте ребенок хорошо подражает и повторяет за Вами, а память хорошо усваивает новые слова.

 Семь лет.

Ребенку все также необходимо активно двигаться и выплескивать свою энергию, поэтому в школе усидеть за партой в течение 40 минут ему будет сложно. Советуем Вам после уроков отпустить его погулять с друзьями, чтоб снять лишнее напряжение от уроков и потратить накопившуюся энергию. Следите за тем, чтоб ребенок ложился спать не позже девяти часов вечера. так как организм работает напряженно и нагрузки ему еще в новинку.

В этом возрасте нужно помочь ребенку полюбить школу, чтоб он ходил в нее с радостью, а не как на каторгу. Побольше интересуйтесь его школьными делами, помогайте ему учить уроки.

    Вы ищете детского массажиста, который поможет вашему ребенкувырасти здоровым и активным?

    Массажисты нашего центра помогут при любом детском заболевании или отклонении. Наших специалистов отличает многолетний опыт работы, постоянная практика и любовь к своему делу.

    Выезд детского массажиста на дом в Москве - 1500 руб! Звоните.

Опытные массажисты

В удобное время

Качественный массаж

Все массажисты с медицинским образованием и опытом работы более 5 лет

Массаж проводится у вас дома, в согласованное, удобное для вас время

Массаж от 30 до 45 минут в зависимости от возраста ребенка, плюс необходимая ЛФК

8 (499) 398-05-87

8 (925) 917-61-65

Ежедневно  9.00 – 21.00

или закажите обратный звонок и мы перезвоним бесплатно!

  • нажав на фото вы можете посмотреть дипломы, сертификаты и отзывы массажиста

Похожие страницы на нашем сайте

Вконтакте

Facebook

Twitter

Google+

Одноклассники

Мой мир

zebrochka.ru

Физическое развитие ребенка по годам от рождения до 7 лет

Первое, что всегда бросается в глаза, как у взрослых, так и у детей, — это физическое развитие. Существуют определенные ориентиры и нормы, согласно которым врачи могут оценить, правильно ли развивается карапуз, отстает ли в физическом развитии от своих сверстников или опережает их. В данной статье коротко представлена основная информация, которая касается развития детей от рождения и до 7 лет.

Развитие ребенка первого года жизни

Новорожденный карапуз не может еще контролировать свое тело, именно поэтому его движения хаотичны и нескоординированы. Но уже совсем скоро младенец начинает на несколько секунд приподнимать голову и удерживать ее.

  • К месяцу малыш может недолго удерживать головку в вертикальном положении, а лежа на животике опираться на ручки и поднимать ее вверх.
  • К трем месяцам кроха уже уверенно держит голову и поворачивает ее. Также в этом возрасте чадо начинает хватать игрушки ручками, а также может пробовать поворачиваться со спинки на живот.
  • К шести месяцам карапуз умеет поворачиваться со спинки на животик и обратно, и даже подниматься на ручках и ножках, становясь на четвереньки. Кроха старается дотянуться к интересующим его предметам и берет их в ручки. Может играть своими ножками, поднимая их вверх.

Очень многому малыш научился за первые полгода своей жизни, но еще больше умений он приобретает во втором полугодии.

  • В шесть месяцев карапуз начинает самостоятельно сидеть, а ближе к семи он уже может ползать. У каждого крохи это получается по-своему, один прыгает, как лягушонок, а другой подтягивается на ручках, но главное что все карапузы уже могут самостоятельно перемещаться таким образом.
  • После семи месяцев маленький непоседа начинает вставать, держась за опору, которой может быть край его кроватки, ведь ему так интересно наблюдать за родителями.
  • К году малыш уже может уверенно стоять и даже начинает делать свои первые самостоятельные шаги.

Что касается роста и веса малыша, то основными ориентирами здесь могут послужить следующие показатели:

  • к шести месяцам масса тела крохи обычно удваивается в сравнении с массой при рождении и составляет 6000-6500 г;
  • к году же она утраивается, по сравнению с первоначальными показателями и обычно достигает 10-10,5 кг.

Рост малыша изменяется не так интенсивно, но ориентирами здесь могут служить следующие данные:

  1. За первые три месяца жизни младенец вытягивается в среднем на 9 см.
  2. Во вторые три месяца длина его тела увеличивается еще на 7-8 см.
  3. В третьем квартале жизни крохи она растет менее интенсивно, в среднем на 1,5-2 см в месяц.
  4. И за последний квартал кроха вытягивается на 1 см в месяц.

информацияТаким образом, за год малыш вырастает на 23-26 см.

Развитие детей от 1 года до 2 лет

После года физическое развитие детей происходит также интенсивно, но в это время не так часто проявляются новые умения. Теперь кроха старается и оттачивает те навыки, которые он приобрел за такой насыщенный первый год своей жизни.

На втором году жизни малыш уже не растет так интенсивно, и скорость прибавки в массе тела также снижается. Ведь теперь карапуз такой непоседливый и постоянно куда-то бежит, ползет и карабкается.

Так, за второй год жизни ребенок:

  • прибавляет в массе тела 2,5-3,5 кг;
  • вырастает на 8-10 см.

Такие показатели, конечно, не могут быть точными, ведь каждый карапуз развивается по индивидуальному графику, поэтому они служат лишь ориентирами для родителей и специалистов.

На втором году жизни ребенок уже значительно больше бодрствует, но дневной сон должен обязательно присутствовать в его распорядке дня. Это могут быть два небольших перерыва в его активности (1-1,5 часа) или один продолжительный дневной сон, длительностью 2,5-3 часа.

Физическое развитие детей третьего года жизни

Как и прежде, основными показателями, которые оценивают доктора, для того чтобы судить о физическом развитии карапуза, являются рост и вес.

информацияНа третий год жизни малыш продолжает расти, но темпы его роста снова несколько снижаются. Самые активно растущие детки к трем годам могут достичь 100 см в росте. Так их длина тела удваивается по сравнению с показателями при рождении. Основная же масса детей достигает этого показателя к четырем годам.

Чтобы определить, какой должна быть масса на третьем году жизни, можно воспользоваться формулой:

М=10 + 2n,

где n – это возраст ребенка в годах.

Эта формула корректна для детей от года и до десяти лет.

После двух лет детям, как правило, достаточно одного дневного сна, продолжительность которого 2-2,5 часа. Это, конечно, при условии, что карапуз имеет установленный распорядок дня, просыпается и засыпает в определенное время. Только в этом случае, выработав такой график, вы избавите себя и кроху от мучения, которое доставляют его вечерние капризы, когда он устает.

Развитие от трех до четырех лет

Самый стабильный показатель физического развития — это рост ребенка. За четвертый год жизни детки вырастают на 6 см. К этому времени рост ребенка удваивается, по сравнению с показателями роста при рождении, и достигает 100 см.

В свою очередь, вес карапуза более лабилен и зависит от многих внешних и внутренних факторов, таких как:

информацияОриентиром для определения средних показателей массы тела служит формула, представленная в предыдущем разделе текста. В среднем дети в период от трех до четырех лет прибавляют еще два килограмма, и достигают веса 16 кг.

Режим дня для такого возраста пока остается неизменным. Ночной сон трехлетнего крохи должен длиться не менее 10-11 часов, а дневной — 1,5-2 часа.

Развитие детей от четырех до пяти лет

Рост мальчиков 4-5 лет составляет 99-109 см, вес — 14,5-18,5 кг. У девочек эти показатели несколько отличаются. Девочки в 4 года будут весить 13,9-18,2 кг, длина тела достигнет 98-109 см, а окружность грудной клетки — 49,3-54 см.

Привлекает внимание разница в пропорциях тела у детей разных полов. Телосложение девочек, как правило, более пропорционально, они в этом возрасте выглядят будто куколки, в то время как мальчики могут показаться нескладными. Пусть это не пугает родителей, это нормальное явление для такого возраста.

дополнительноКак правило, к четырем годам у деток уже прорезаются все 20 молочных зубов, а на пятом году жизни возможно появление первых коренных зубов.

Физическое развитие дошкольников

В физическом развитии детей от пяти до шести лет нет выдающихся особенностей, они, как и прежде, прибавляют в массе тела около 2 кг за год и вырастают на 3-5 см. В этом возрасте происходит более интенсивное совершенствование психических и интеллектуальных процессов. Малыши становятся более самостоятельными и ответственными и уже не так сильно нуждаются в помощи взрослых, как ранее.

deti.baby-calendar.ru

Основные этапы развития малыша от рождения до трех лет

Главная / Дети / Основные этапы развития малыша от рождения до трех лет

Взрослые, занимающиеся развитием ребенка, должны знать особенности конкретного возраста, чтобы понимать, какие психические процессы нужно развивать.

Ученые выделяют следующие периоды психического развития:

Пренатальный период

Каждый период развития подготавливает переход к следующему периоду.

Формирование психики малыша начинается задолго до его появления на свет, поэтому немаловажным является то, как относятся родители к этому событию. Одни думают: «Какое это счастье», а другие: «Как это некстати».

Для благополучия будущего ребенка очень важным является и то, как мать переносит беременность. Мир и спокойствие в семье дают возможность малышу чувствовать себя комфортно. Если же в семье не все благополучно (ссоры, скандалы, обиды и пр.), то и ребенок мгновенно впитывает в себя эти чувства.

Следует помнить, что формирование спинного и головного мозга плода начинается с 3-й недели жизни. Первые реакции эмбриона на 8-й неделе свидетельствуют о начале функционирования его нервной системы. С 3-го месяца внутриутробной жизни ребенок начинает двигать телом и глазами, а в середине 4-го месяца беременности мать начинает чувствовать его. На 7-м месяце появляются многочисленные рефлексы: ребенок сосет свой большой палец, реагирует на звуки, слышит голос матери и с первых дней появления на свет узнает его среди других.

Таким образом, период внутриутробного развития является чрезвычайно важным для будущего интенсивного развития психики ребенка.

Период новорожденности

Переход от внутриутробного развития к внеутробному психологи называют кризисом новорожденности. Родившийся ребенок попадает в совершенно новые условия существования: более холодная светлая среда, новая форма питания и кислородного обмена. Все это требует периода приспособления. Преодолеть этот кризис помогает новорожденному взрослый.

Новорожденность – это единственный период в жизни человека, когда можно в чистом виде наблюдать проявление врожденных форм поведения. С первых дней жизни ребенка начинает функционировать ряд безусловных рефлексов:

У новорожденного интенсивно развиваются процессы ощущения. Наибольшего развития достигают кожные ощущения шеи, губ, слизистых рта. Возникает зрительное и слуховое сосредоточение на объекте. Это очень важные для дальнейшего развития ребенка психические новообразования. Они являются основой для развития восприятия, речи, памяти, внимания.

Младенческий возраст

Примерно в 1,5–2 месяца возникает еще одно важное с психологической точки зрения новообразование – комплекс оживления. Ребенок не просто улыбается, а начинает реагировать на взрослого движениями тела, откликается эмоционально. Психологи считают именно это новообразование основным показателем завершения периода новорожденности. Комплекс оживления является выражением появившейся потребности ребенка в общении со взрослым.

В младенческом возрасте ведущим видом деятельности становится непосредственное эмоциональное общение со взрослыми. Младенцы, которых часто берут на руки, улыбаются им, разговаривают с ними, растут более крепкими, подвижными, активными. Они быстрее начинают держать головку, активнее реагируют на голос, игрушки, быстрее встают на ноги и начинают ходить.

Поэтому взрослые должны заботиться о сохранении постоянной положительно-эмоциональной поддержки ребенка. Ему необходимы новые впечатления.

Основные психические новообразования младенческого возраста:

  • Понимание отдельных слов и коротких предложений в речи взрослого, произнесение первых слов;
  • различие некоторых цветов, звуков;
  • координация движений руки и глаза, развитие хватания и манипуляций предметами;
  • развитие умений сидеть, ползать, вставать;
  • овладение непосредственно-эмоциональным общением со взрослыми.

Передвижение в пространстве: ползание, а затем ходьба дают ребенку значительные возможности для самостоятельного знакомства с открытым предметным миром. Характер общения ребенка со взрослыми изменяется. В речи взрослого появляется слово «Нельзя!», потому что не все предметы можно предоставить малышу. Это вызывает симптомы кризисного периода: обидчивость, частые слезы, раздражительность. Чтобы избежать конфликтных ситуаций, некоторые предметы следует убрать подальше.

Основная задача взрослых в этот период – учить ребенка действовать с предметами: создавать предметную среду, привлекающую новизной и разнообразием, давать возможность как можно больше самому действовать с предметами, включаться в наиболее сложных ситуациях в его деятельность.

Раннее детство

Все это подготавливает переход малыша в новый для него возрастной период – раннее детство (с 1 года до 3 лет).

В этом возрасте предметная деятельность становится ведущей в процессе психического развития ребенка, а именно восприятия, мышления, памяти и речи.

На смену стереотипным манипуляциям младенца (захват, сосание, ползание, бросание и т. п.) приходят действия, связанные с функциями предмета: ложка – кормить, машинка – катать, колечки – нанизывать и т. д.

Ребенок начинает сравнивать предметы по величине, форме, цвету, материалу.

Ранний возраст – начальный этап в формировании личности. В этот период развиваются самосознание ребенка, его чувства, создаются предпосылки для развития воли, появляются новые потребности, стремление к самостоятельности («Я – сам»). В этот период взрослые испытывают трудности во взаимоотношениях с детьми. Возникает кризис трех лет.

Его симптомы:

  • симптом негативизма: отрицательная реакция ребенка на предложения взрослых;
  • упрямство – стремление во что бы то ни стало добиться своего;
  • симптом обесценивания: дети начинают любимых мам, пап, бабушек, дедушек называть ругательными словами («злая», «противная» и т. п.).

С этого момента ребенок начинает пользоваться местоимением «Я» и настойчиво требовать самостоятельности в своих действиях.

    585      

po-sovetu.com

Особенности развития моторики детей от 3 до 7 лет (Кожухова Н. Н., Рыжкова Л. А., Борисова М. М.)

Движения у малышей несовершенные, неточные, сознательное управление движениями еще ограничено. Маловыраженные изгибы позвоночника, своды стопы, недостаточное развитие вестибулярного аппарата, высоко расположен центр тяжести, слабость мышц ног, частые падения ребенка.

У детей замедленная двигательная реакция, недостаточно развиты мышцы-разгибатели. Малы­ши быстро утомляются. Кора головного мозга ребёнка, несмотря на боль­шие темпы развития, еще недостаточно сформирована, наблюдается незре­лость анализаторов. Новые условнорефлекторные связи создаются легко, но отличаются непрочностью. Движения дети выполняют схематично, несог­ласованно, часто замедленно.

На третьем и четвертом году жизни заметно расширяется двигательный опыт ребенка и развивается произвольность управления движениями. К трем годам формируются умения бросать и ловить мяч, бегать и прыгать с места, лазать по гимнастической лестнице. В этом возрасте дети способны последо­вательно выполнять несколько двигательных действий подряд, изменять направление движения и подчиняться заданному темпу (в основном среднему). В четырехлетнем возрасте дети достаточно хорошо сохраняют равновесие, спускаются с горы на санках, передвигаются на лыжах и ездят на трехколесном велосипеде.

Движения ребенка становятся значительно богаче, разнообразнее, так как расширились возможности опорно-двигательного аппарата. Скелет приобрел некоторую прочность в связи с активным процессом окостенения: начинается сращение костей таза, изгибы позвоночника шейного и грудного отделов вполне отчетливы и; определен­ны. Ребенок гораздо устойчивее в статических позах и в динамике. Под руко­водством взрослых дети могут дать элементарный анализ движения, выделить в нем несколько характерных особенностей. Более устойчивым становится внимание, двигательная память, мышление, воображение. Дети лучше ори­ентируются в пространстве и согласовывают свои движения с движениями товарищей. На пятом году жизни в силу наступающей морфофункциональной зрелости центров, регулирующих крупные группы мышц, движения ста­новятся точнее и энергичнее, появляется способность удерживать исходное положение, сохранять направление, амплитуду и темп движений, формиру­ется умение участвовать в играх с ловлей и увертыванием, где результат зави­сит не только от одного участника, но и от других.

Позвоночник в основном сформирован, хотя податлив к изменению, поэтому надо следить за осанкой детей. Увеличиваются удельный вес, сила мышц, их функции. На шестом и седьмом году жизни про­исходит качественный скачок в развитии движений, появляется выразительность, плавность и точность, особенно при выполнении общеразвивающих упражнений. Дети лучше осваивают ритм движения, быстро переключаются с одного темпа на другой. Точнее оценивается пространственное расположение частей тела, предметов. Дети начинают замечать ошибки при выполнении отдельных упражнений, способны на элементарный анализ. Они могут различать в содержании движения не только его основные элементы, но и детали. Начинают осваивать более тонкие движения в действии. В результате успешно осваивают прыжки в длину и высоту с разбега, прыжки со скакалкой, лазанье по шесту и канату, метание на дальность и в цель, катание на двухко­лесном велосипеде, коньках, лыжах и плавание. Оценка движений приобретает конкретность, объективность, появляется самооценка. Они начинают понимать красоту, грациозность движений. Дети почти не допускают ошибок, меньше требуется повторений. Появляется возможность выполнять упражнения в разных вариантах.

У детей появляется устойчивый интерес к достижению коллективного результата в командных играх и эстафетах, формируется умение проводить подвижные игры самостоятельно. Физическое и нервное напряжение не должно быть длительным. Поэтому новые упражнения сочетают с известными, делают между упражнениями паузы для отдыха.

Кожухова Н. Н., Рыжкова Л. А., Борисова М. М. Теория и методика физического воспитания детей дошкольного возраста: Схемы и таблицы. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. — 192 с. С. 60-61.

< Предыдущая Следующая >
 

doshkolniki.org

Ориентировочная таблица этапов развития ребенка

Двигательное развитие, моторика Психическое развитие Речевое развитие
1 месяц Попытка приподнять голову, лежа на животе Кратковременно фиксирует взгляд и прослеживает за игрушкой. Первая улыбка при общении со взрослыми. При общении издает тихие звуки - короткое гуление, гукание.
2 месяца Приподнимает и 10-20 сек, удерживает голову, лежа на животе. В вертикальном положении удерживает голову не постоянно. Длительно удерживает предмет в поле зрения, четко следит за двигающимся в горизонтальной плоскости предметом. Отвечает улыбкой и удерживает ее при общении со взрослым. Начальное гуление (гукание) при положительном эмоциональном состоянии.
3 месяца Хорошо держит голову и в вертикальном положении. Опирается на предплечья, согнутые под острым углом, лежа на животе. В ответ на обращенную к нему речь взрослого проявляет радость улыбкой, звуками и оживленными движениями рук и ног (комплекс оживления). Поворачивает голову и глаза к источнику звука (погремушке). При виде игрушки появляются нецеленаправленные движения рук. Певучее гуление.
4 месяца Опирается на предплечья, согнутые под прямым углом, лежа на животе. При тракции за руки из положения лежа на спине - активно приподнимает (сгибает) голову - подбородок достает до грудины; пытается подтянуться к: рукам взрослого. Переворачивается со спины на бок. Тянется рукой к подвешенной игрушке, пытается захватить, рассматривает ее. При попытке врача играть с ребенком комплексу оживления предшествует ориентировочная реакция в виде настораживания. Узнает мать (отличает ее от других взрослых). Длительно гулит. Громко смеется при общении со взрослыми.
5 месяцев Опирается на ладони вытянутых рук, на одну руку, лежа на животе. Ровно и устойчиво стоит при поддержке взрослым под мышки. Четко направляет руки и берет погремушку, которую взрослый держит над грудью ребенка. Переворачивается со спины на живот. Плачет, когда уходят, прерывая контакт с ним. Различает строгий и ласковый тон, по- разному реагирует на них. Подолгу певуче гулит.
6 месяцев При тракции за руки из положения лежа на спине - садится. Сидит в подушках или при поддержке взрослым за бедра или пальцы рук. Подползает. Свободно берет игрушку из руки взрослого с любой стороны. Прекращает плакать, когда берут на руки. Начало лепет - произносит некоторые отдельные (без повторения) слоги - «ма», «ба»
7 месяцев Посаженный ребенок самостоятельно сидит, опираясь на руки. Ползает на животе. Начинает поворачиваться о животам на спину. Может брать по игрушке в каждую руку, удерживать их одновременно, стучать друг об друга. Различает своих и чужих и по-разному реагирует на них (при попытке врача вступить в контакт с ребенком сначала чаше всего отрицательная реакция). Подолгу лепечет.
8 месяцев Начинает самостоятельно сидеть без опоры. Встает на четвереньки. Сам держит в руке кусок хлеба или печенья, обсасывает грызет его. При назывании взрослым (вопрос «где» ) разыскивает взглядом знакомый предмет, находящийся в определенном постоянном месте. Громко повторно (сам) произносит различные слова; «ма-ма-ма», «ба-ба-ба».
9 месяцев Сидит сам продолжительное время. Придерживаясь за барьер сам полностью встает, стоит, переступает и опускается. Ходит при поддержке взрослого за обе руки. Играет с предметами по- разному в зависимости от их свойств: катает, вынимает. По просьбе взрослого выполняет заученные движения, например «ладушки», «до свидания», «дай ручку», «открой рот» и т.д. На вопрос «где» ищет и указывает взглядом или жестом знакомый пред мет, независимо от его местонахождения, находит и достает его из массы игрушек. Поворачивается на собственное имя. Во время лепета подражает сам себе, повторяя случайно возникающие звукосочетания.
10 месяцев Стоит самостоятельно без опоры. Ходит, держась одной рукой за опору. Приседает. При игре открывает и закрывает (коробку, матрешку), вкладывает один предмет в другой. По просьбе берет и подает знакомые предметы «дай мяч, дай пялю»). Показывает части тела другого человека. Голосом сигнализирует о предстоящем мочеиспускании или дефекации. Повторяет за взрослым новые, ранее не произносимые слоги.
11 месяцев Уверенно стоит, делает первые шаги без опоры. Играет с пирамидкой, нанизывает кольца. Начинает понимать запрет (реакция торможения при слове «нельзя»). Показывает части своего тела. Первые лепетные слова: «ма-ма.», «ба-ба»; упрощенные слова- обозначения; «кис-кис», «ав-ав», «бай» и т.д. Указанные лепетные слова ребенок использует целенаправленно, соотнося их с конкретным объектом (мать, игрушка, кошка и др.) или действием «ам-ам» - еда).
1 год Самостоятельно стоит без опоры, ходит. Приседает и встает. Сам держит чашку и пьет из нее. Складывает игрушки и предметы в емкость (ящик). Перестает тянуть предметы и игрушки в рот. Выполняет несколько простых инструкций: «дай то-то, иди ко мне» и д., которым был обучен. Выполняет элементарные требования взрослых. Первые слова: «мама, папа, дай». Появление слов-меток: «бах» - падение и т.д. Копирует интонации, выражена интонация просьбы. Выражает желания звуками и жестами.
1 год - 1 год 3 месяца Умеет пятиться, приседать, наклоняться. Пытается самостоятельно есть густую пищу ложкой. Выполняет простые поручения с предметами: «принеси, положи, открой и закрой ящик» и т.д. Среди других предметов отдает предпочтение игрушке. Начинает воспроизводить в игре разученные действия, кормит куклу. Собирает пирамидку без учета размера колец. Строит башню из двух кубиков. Быстрый рост пассивного словаря (запаса понимаемых слов). В активном словаре - произвольное использование знакомых слов; существование особого «жаргона» (облегченные слова).
1 год 4 месяца – 1 год 6 месяцев Поднимается и спускается по ступенькам. Пытается самостоятельно есть жидкую пищу ложкой. Воспроизводит в игре часто наблюдаемые действия: причесывает, умывает куклу т.д. Строит башню из трех кубиков. При рассматривании сюжетной картины на вопрос взрослого показывает известные ему предметы, животных и др. По просьбе взрослого называет хорошо знакомые предметы и объекты. активно использует слова при сильной заинтересованности, удивлении или радости, чтобы назвать предмет.
1 год 7 месяцев – 1 год 9 месяцев Частично раздевается - носки, шапка - с небольшой помощью взрослых. Понимает несложный рассказ по картинке, пытается отвечать на простые вопросы взрослого при рассмотрении сюжетной картинки. При игре пытается строить из кубиков ворота, скамейку и т.д. Начинает проситься на горшок. Произносит предложения из двух слов. Ежедневно появляются новые слова.
1 год 10 месяцев – 2 года Начинает бегать. Умеет подпрыгивать на месте. Попадает по мячу ногой. Частично одевается - ботинки, носки, шапку. В игре воспроизводит ряд логически связанных действий: куклу купает, затем вытирает. По предлагаемому образцу, и просьбе взрослого находит предмет того же цвета. При игре может контактировать с другими детьми. При общении со взрослыми использует предложения из 2-3 слов.
2 года – 2 года 6 месяцев Сам одевается, кроме застегивания и шнуровки. В играх выражена взаимосвязь и последовательность: кормит куклу, затем баюкает и укладывает ее спать. Выполняет двухэтапную инструкцию «пойди в кухню, принеси чашку»). Целый день остается чистым. Говорит многословными предложениями (3-5 слов). Активный словарный запас 50 и более слов. Появляются вопросы: что это? где? когда? почему? Называет свое имя, фамилию. Частично отвечает на вопросы.
2 года 7 месяцев – 3 года Полностью сам одевается и застегивает пуговицы. Обувается, с помощью завязывает шнурки. Может несколько секунд постоять на одной ноге. Воображение в игре (стул - машина, кубик-мыло). Возможность игровых действий без предметов. Появление ролевой игры - например, играя с куклой, говорит; «я - мама», «я - доктор». Коллективная ролевая игра при распределении роли старшими: «ты будешь зайчик». Собирает пирамидку с учетом размера колец, но иногда игнорирует различия между верхом и низом. Называет 4 основных цвета. Элементарные рисунки карандашом, лепит простые фигурки из пластилина. Понимает прочитанные короткие сказки (видно по мимике, ответам на вопросы). Называет имена родителей. Часто задает вопросы «почемучка»). Говорит о себе «я». Начинает употреблять сложные предложения. Речь используется с целью объяснения, размышления.

www.nmclinika.ru

Развитие ребенка от рождения до 1 года: Основные умения ребенка в возрасте от рождения до 12 месяцев

Развитие ребенка от рождения до 1 года: Основные умения ребенка в возрасте от рождения до 12 месяцев

Психологи делят жизнь любого человека (от рождения, а некоторые – и от «до рождения») до старости на основные этапы, характеризующиеся определенными психологическими признаками. В отличие от специалистов, для большинства мамочек эти этапы знаменуются не столько изменениями в самосознании ребенка, сколько определенными событиями, приобретением тех или иных навыков.

Когда ребенок научится держать головку? Когда начнет улыбаться? Когда будет тянуться к игрушке, узнавать маму, переворачиваться, садиться, ползать? Когда мамочка услышит долгожданное первое слово?

Все эти умения, являясь следствием преодоления малышом различных возрастных этапов, для которых у детских психологов есть свои, иногда не известные маме названия, являются знаковыми для родителей, подсказывающими, что ребенок перешел на новый этап своего развития.

Первый год жизни ребенка – важнейшее время для его психического и физического развития. Причем в этом возрасте первично именно физическое развитие, от него зависит развитие нервной системы.

Конечно, разговаривать с ребенком, петь ему песенки, улыбаться, ласкать – обязательно. Но это вовсе не значит, что с трех месяцев надо учить ребенка различать цвета и понимать значение слов «парабола» и «метаморфозы».

Можно помочь ребенку научиться переворачиваться, садиться, ползать, ходить. Ключевое слово здесь – помочь.

То есть не заставлять, например, ползти, переживая, что «соседский мальчик на 3 дня младше, а уже ползает, а наш все никак».

Есть несложные упражнения (информацию о них можно почерпнуть из книг, спросить у педиатра или у опытных родителей), стимулирующие малыша к тем или иным действиям. Ласковые поглаживания маминых рук и легкий общий массаж рекомендуются для большинства здоровых детишек в первые месяцы жизни.

Кроме того, что ребенку эти действия доставляют удовольствие, они приносят еще и пользу – укрепление мышц, стимулирование работы кишечника, предупреждение различных ортопедических и хирургических проблем. Выполняя их ежедневно, мама создает предпосылки для развития двигательной активности ребенка.

Итак, что же должен уметь делать здоровый ребенок в возрасте от рождения до года? Вот основные ежемесячные достижения малыша:

Этапы развития ребенка до 1 года по месяцам

НОВОРОЖДЕННЫЙ. Хаотичные движения рук и ног. Наличие «рефлексов новорожденного». Основной способ выразить желания – плач. В положении на животе малыш пытается приподнять голову.

1 МЕСЯЦ. В положении на животе малыш поднимает и удерживает несколько секунд головку. Следит глазами (без поворота головы) за движущимся предметом, расположенным на расстоянии 40-50 см от глаз. Улыбается в ответ на обращение к нему.

2 МЕСЯЦА. Во время бодрствования ребенок постоянно производит разнообразные движения руками и ногами, пока еще хаотичные. Хорошо удерживает головку, лежа на животе (не менее 5-10 секунд), сосет кулачки. Может сосредоточить взгляд на неподвижном предмете. Появляются звуки начального гуления.

3 МЕСЯЦА. Малыш может свободно удерживать головку в вертикальном положении – до 30 секунд, лежа на животе – до 1 минуты. Удерживает вложенную ему в руку игрушку (3-10 секунд), ощупывает свою одежду. Сосредотачивает внимание на лице разговаривающего с ним взрослого. Рассматривает свои руки, активно гулит. Появляется «комплекс оживления».

4 МЕСЯЦА. Лежа, малыш поднимает руки выше горизонтального уровня. Может поднимать ноги кверху. Тянется к игрушке, хватает, ощупывает ее. Узнает родителей, улыбается. Следит взглядом за игрушкой. Поворачивает голову к источнику звука, находящегося вне поля зрения ребенка. Смеется в голос.

5 МЕСЯЦЕВ. Ребенок может сидеть с опорой. Лежа на животе, поднимает корпус на вытянутых руках. Пытается переворачиваться, тянет в рот свои руки и ноги. Берет и удерживает игрушку. Тянет в рот предметы, попавшие ему в руки.

Начинаются попытки координации движений (ребенок находит предмет взглядом – тянется к нему – хватает – производит с ним действия). Малыш активно гулит и выражает с помощью различных звуков и интонаций свое настроение. Реагирует на щекотку.

6 МЕСЯЦЕВ. Малыш может садиться и вставать на ноги при подтягивании его за руки (пока только в качестве гимнастики). Активно и часто переворачивается с живота на спину и обратно. Может делать первые попытки ползать (по-пластунски, подтягиваясь на руках, раскачиваясь вперед-назад, стоя на четвереньках). Достаточно уверенно сидит без поддержки.

Примерно в этом возрасте ребенок начинает учиться есть с ложки. Хватает игрушки, может держать их обеими руками, машет, стучит, тянет в рот. Реагирует на свое имя. Малыш начинает лепетать – произносить слоги, сочетания звуков, не несущие смысловой нагрузки. При виде незнакомого человека ребенок может пугаться или тревожиться.

7 МЕСЯЦЕВ. В этом возрасте ребенок хорошо сидит без опоры, если его посадить, и даже может садиться сам. Сидя, наклоняет туловище вперед и выпрямляется. Ползает на четвереньках (при этом может менять направление движения).

Хватает игрушки, размахивает ими, стучит, бросает, перекладывает из рук в руку, протягивает взрослому – просит поиграть. Много и активно лепечет. Слоги ма-ма, па-па, ба-ба произносит часто, но это просто сочетания звуков, не соотносимые с понятием «мама» или «папа».

8 МЕСЯЦЕВ. Малыш сам садится, хорошо ползает, пытается вставать, держась за опору. Любит грызть сухарик или корочку хлеба, которую сам держит в руке. Активно манипулирует игрушками (стучит, кидает, достает из коробочки мелкие предметы). Глядя на взрослого, может повторять его движения, играет в «ладушки», «пока-пока».

Часто и помногу лепечет, постоянно может повторять один и тот же слог (де-де-де, ня-ня-ня). Малыш может бояться незнакомых людей, стремится подползти поближе к маме, если видит постороннего человека. Если играет музыка, то ребенок может раскачиваться в такт.

9 МЕСЯЦЕВ. Ребенок хорошо и быстро ползает, уверенно стоит у опоры, может, держась, передвигаться вдоль нее приставными шагами. Малыш может пить из чашки, которую держит взрослый, производит различные действия с игрушками, все более разнообразные по мере взросления.

Малыш начинает понимать значения некоторых слов и предложений – «иди сюда», «где собачка?», «ладушки», «дай», «нельзя». Может показать, где лежит игрушка. Арсенал используемых звуков и слогов расширяется. Малыш может повторять простые слоги (ма-ма, ля-ля) за взрослыми.

Малыш может как играть самостоятельно, так и требовать внимания взрослого, приглашать его к игре. Возникают жесты указания (малыш пальчиком показывает на игрушку, которую он хочет достать).

10 МЕСЯЦЕВ. Малыш может стоять без опоры и без поддержки взрослого, ходить, держась за руку взрослого. Действия с игрушками становятся более сложными (ребенок может открывать и закрыть коробочки, катать мяч, складывать игрушки в коробку, снимать кольца пирамидки).

Выполняет просьбу: «Дай», — дает названную взрослым игрушку. С удовольствием играет с другим ребенком, повторяет за ним некоторые действия. Ребенок может повторять за взрослым звуки и слоги, которых до этого не было в его лепете. Манипулируя предметами, малыш узнает их свойства (жесткое — мягкое, большое — маленькое).

11 МЕСЯЦЕВ. Ребенок длительное время может стоять без опоры и поддержки, приседать. Пытается делать первые самостоятельные шаги. Хорошо ходит, держась за руку взрослого. Некоторые детки уже уверенно могут передвигаться от предмета к предмету без поддержки.

По просьбе взрослого может выполнять действия с предметами (ставит кубики друг на друга, катает мячик, качает куклу, подает игрушку, находит спрятанный на его глазах предмет). Появляются первые слова-обозначения: дай, на, мама, ав-ав и др.

12 МЕСЯЦЕВ. Ребенок ходит самостоятельно, может поднять игрушку с пола, наклонившись из положения стоя или присев. Сам пьет из чашки, держит ложку, пытается есть самостоятельно. Строит «башню» из кубиков (ставит 2-3 кубика друг на друга). Малыш выполняет несложные поручения взрослого: дай куклу, брось мяч, принеси машинку.

К концу первого года ребенок понимает уже много слов, соотносит их значения с определенными предметами и людьми, пытается повторять за взрослым слова и новые слоги. Для обозначения предметов и действий применяет облегченные, лепетные слова (бах, ням-ням, ляля и т.п.).

Эти временные рамки весьма условны. Варьирование в пределах 1-3 месяцев в обе стороны – вариант нормы. Не переживайте, если Ваш ребенок по каким-то показателям не вписывается в приведенные здесь ПРИМЕРНЫЕ возрастные нормы.

Годовалый малыш книжки по развитию ребенка и Интернет не читает. И он вовсе не обязан знать, что, например, к 9 месяцам ребенок должен уметь играть в «ладушки», а к году разбирать и собирать пирамидку.

Замечено, что большинство детей без всяких специальных упражнений (присаживание, подталкивание под ножки и т.п.) и приспособлений (например, ходунков) начинают выполнять все необходимые для их возраста действия.

Рефлекс это, инстинкт, повторение того, что они видят у взрослых, или какое-то врожденное умение — точно ответить на этот вопрос сложно. Скорее всего, играет роль все вышеперечисленное.

Ребенок сядет, поползет и пойдет тогда, когда он будет готов к этому морально и физически.

Автор: ЮЮ

Статьи по теме

Добавить комментарий

www.mamagid.ru