Ответ _____________________________________________________________________ 6. Замените три выделенных прилагательных одним. Запишите прилагательное в начальной форме. Эти золотистые ткани никак не вписывались в интерьер комнтаты. Не ищи там правды, это дешевая газета, в ней ни слова истины! В сумасшедшем доме тебе место за такое поведение! Ответ _____________________________________________ 7. Составьте свою задачу, аналогичную предыдущей. ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ 8. Какова разница между повторяющимся союзом не то ... не то и одиночным союзом не то? Приведите примеры. Ответ_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ 9. Какая часть речи в именительном и винительном падежах управляет существительным, а в остальных падежах согласуется с ним? Приведите примеры. Ответ_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ 10. Подчеркните грамматические основы в предложениях: Даже самый сильный ученик в классе не справился с этой задачей. Мечтать стать успешным естественно и правильно. У него золотое сердце и ясный ум. Мы приняли участие в конкурсе. Я хочу пойти прогуляться. Это была холодная, снежная, скучная пора. Эй, в шляпе, вы крайний? Честность, мне кажется, никогда не выйдет из моды. 11. Найдите грамматические ошибки и запишите предложения в исправленном виде. Сразу по выходу из машины ее забросали цветами поклонники. Большинство моих одноклассников решило идти на концерт. На митинг пришли тысяча человек. Отдыхающие увидели двигавшуюся разноцветную яхту вдоль берега. Ответ ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Использованная литература 1. Греков В.Ф. Пособие для занятий по русскому языку в старших классах / В.Ф. Греков, С.Е. Чешко. – 43-е изд. – М., 2003. – С. 46-264. 2. Пахомов В. М. П. Трудные случаи русской пунктуации : Словарь-справочник / В.М. Пахомов, В.В. Свинцов, И.В. Филатова. — М. : Эксмо, 2012. — 576 с. — (Библиотека словарей ЭКСМО). 3. Подготовка учащихся к олимпиаде по русскому языку [Электронный ресурс] Режим доступа: http://rusolimp.kopeisk.ru/history/?file=2 (дата обращения 06.04.18) xn--j1ahfl.xn--p1ai Задания для олимпиады по русскому языку (7 класс)Олимпиадные задания по русскому языку для 7 класса Ф.И. _________________________________________________________________________
А) семь Б) ёж В) боюсь Г) сеют
А) сдал В) мороз Г) верба
А) восстановление Б) подрубить В) пригорок Г) отзывчивый
А) приставочный Б) суффиксальный В) сложение Г) приставочно-суффиксальный
А) нагр…вать, стр…мление, соч…тающий Б) под…рить, хв…стун, просл…вляя В) переб…решь, к…варный, ст…рона Г) об…яние, прик…снуться, л…скающий
А) з…облачный, пр…должить, с…звучие Б) непр…ступный, пр…открыть, пр…морский В) бе...голосый, и…давна, не…говорчивый Г) роз…ск, вз…скать, не…звестный
А) люб…щие разговаривать, пассажиры дремл…т Б) стро…щийся дом, иголки кол...тся В) крас…щие вещества, травы стел…тся Г) пен…щиеся волны, соседи разбуд…т
А) коше…ая трава, соломе…ая шляпка Б) жаре…ые в масле грибы, отчая…ый жест В) книги прочита…ы, серебря...ые ложки Г) прикова…ый узник, ветре…ый день
А) задачи (не)решены, (не)кого спросить Б) (не)широкая дорога, очень (не)ловкий В) (не)выученное вовремя правило, (не)ответив на вопросы Г) (не)изменяемые слова , сказал (не)громко
А) сплющивать – расплющивать Б) скачивать – раскачивать В) скручивать – раскручивать Г) спиливать – распиливать
А) Свежих газет в киоске не оказалось, только вчерашние. Б) К первому слагаемому надо прибавить второе слагаемое. В) Ключом можно открыть замок, из ключа можно попить воды. Г) Не надо тратить время на пустые, бесполезные разговоры.
А) тёртый калач – стреляный воробей Б) что есть духу – во все лопатки В) сесть на мель – сесть в калошу Г) два сапога пара – одного поля ягоды
А) Набежали тучи, и хлынул ливень. Б) Спой, нам ветер про дикие горы, про глубокие тайны морей! В) После дождя начали буйно лезть грибы: маслята, лисички, рыжики. Г) «Ты, конечно, опоздал по уважительной причине?» - спросила учительница
А) живность, овен, дзюдо Б) лечо, дефис, дралась В) древко, созыв, оптовый Г) сливовый, бездарь, статуя
А) жАлюзи Б) тортЫ В) форзАц Г) звонЯт
Б) Хочется прокатит…ся на коньках В) Дом располагает…ся в лесу Г) Хохот разносит…ся
А) Изумрудная брошь Б) Лихорадочная спешка В) Холодное сердце Г) Натянутые нервы
А) Ком…ентировать Б) Пес…имист В) Кавал…ерия Г) Искус…тво
А) Полёт жаворонка Б) Пел соловей В) Около театра Г) Садись и пиши
А) Фарфор Б) Знамя В) Стекло Г) Перо
А) мой Б) ключ В) столовая Г) три
А) перо Б) мать В) лайнер Г) болото
Б) картошкой В) кнопкой Г) пуговкой
Б) абзацов В) абзатцов Г) абзацев
Б) толстый — толстяк В) злой — злак Г) чужой — чужак Ответы на олимпиадные задания по русскому языку для 7 класса 2014-2015 уч.г. 1 В 6 Б 11 А 16 Б 21 Б 2 В 7 Г 12 В 17 А 22 В 3 Б 8 Б 13 Б 18 В 23 В 4 А 9 В 14 Г 19 А 24 Г 5 Б 10 В 15 Г 20 А 25 В www.metod-kopilka.ru Олимпиадные задания по русскому языку в 7 классе (Школьный этап)Школьный этап Всероссийской олимпиады по русскому языку 2014-15 учебный год 7 класс (максимальное количество баллов – 50) Время выполнения – 2 урока. Задание 1. (0 - 5 баллов) Расставьте ударение в словах Дефис, звонишь, договор, торты, процент, каталог, прибыл, положил, средства, досуха. Задание 2 (0 – 4 балла) Какое изобразительное средство, основанное на повторении определённых звуков, использует В.Я. Брюсов в стихотворении «Сухие листья»? Как называется это средство? (2 балла). Какова его роль в данных строках? (2 балла) Сухие листья, сухие листья, Сухие листья, сухие листья, Под тусклым ветром кружат, шуршат. Задание 3. (0 - 5 баллов) Решите орфографическую задачу. Вставьте пропущенные буквы. Непр…тязательный вкус, пр…бывать за границей, дружить со сверс…никами, непр…одолимый страх, их ровес…ники, искать пр…станища, пр…ломление лучей в воде, непр…ходящие ценности, непр…хотливое животное, камень пр…ткновения Задание 4 (0 – 2 балла) Найдите среди данных слов «четвертое лишнее» и объясните свой выбор. Бесценный, почвенный, мысленный, торжественный. Задание 5 (0 – 8 баллов) Найдите среди фразеологизмов искаженные и исправьте ошибки. Объясните, что означают эти фразеологизмы. Делать из комара слона, выносить сор из избы, два валенка пара, заблудиться в трех осинах, кошку съел, кот наплакал, комар носа не подточит. Задание 6. (0 – 1 балл) Найдите среди данных слов «четвертое лишнее» (с грамматической точки зрения) и объясните свой выбор. Штаны, сени, носилки, иваси. Задание 7 (0 – 2 балла) Школьники, живущие и обучающиеся в России, могут сказать, что они знают русский алфавит от А до Я. А что могли бы сказать о знании своего алфавита ученики Древней Греции? А Древней Руси? Задание 8 (0 - 5 баллов) Найдите и исправьте речевые и грамматические ошибки в следующих предложениях. Из каждой поездки мы привозим бабушке памятные сувениры. Цены на фрукты постоянно растут вверх. На ней была одета шляпа немыслимой расцветки. Четверых девочек из класса попросили помочь в подготовке угощения для ветеранов. Благодаря сильным морозам погибли кусты роз. Задание 9 (0 – 6 баллов) К каким частям речи относятся слова? Пять, пятеро, пятый, пятерочка, пятка, впятером Задание 10 (0 – 12 баллов) Придумайте и запишите продолжение сказки. Однажды на светлой солнечной лужайке собрались несколько существительные: Небо, Дорога, Сказка, Песня, Здоровье. Стали они высказывать друг другу свои обиды на литераторов, учителей, школьников, что дали они им в друзья постоянные прилагательные, от которых никто не может отделаться. - Я во всех сочинениях голубое, безоблачное, - вздыхало Небо. - А ко мне привязалось слово ровная, да еще как стрела, а какая я ровная? – чуть не плакала дорога. infourok.ru Олимпиада по русскому языку для 7 классаВ 7 классе задания для школьного этапа по русскому языку достаточно сложные: нужно объяснить значения слов, записать числительные словами, найти грамматическую основу, определить количество звуков, правильно записать слова.
ОЛИМПИАДАРУССКИЙ ЯЗЫК7 КЛАСС1 этап№1. Выделите грамматические основы в тексте. Сколько простых предложений в нём содержится? Вдруг лебедей метнулась пара…Не знаю чья была вина…Закат замлел над дымкой параАлея как поток вина.В. Брюсов.
№2. Какое лингвистическое явление использовано в рифме стихотворения (смотри текст задания №1)? Раскройте содержание этого термина?
№3. Перепишите первую строку текста задания №1. Какие звуки передаёт буква Е в словах первой строки текста?
№4. Запишите словами следующие сочетания и сложные слова. Назовите два самых длинных слова: на 385-й день, 86-копеечный, 56-процентный, 42-градусный, 30-тонка, 250-летие.
№5. Объясните лексическое значение выделенных слов в тексте. Являются ли эти значения прямыми или переносными. Докажите своё решение. Но свежее пахнет зеленями Молодой озябший чернозем, И струится чище над полями Звездный свет в молчании ночном. И. Бунин.
№6. Докажите, что фраза (Не) (за) чем вот здесь прятаться имеет несколько вариантов орфографического и пунктуационного решения, а значит, и неодинакового понимания. 2 этап
№1. Определите количество звуков в выделенных словах. Докажите свое решение. Слова умеют плакать и смеяться, Приказывать, молить и заклинать, И, словно сердце, кровью обливаться, И равнодушно холодом дышать. Я. Козловский.
№2. Какое слово является самым длинным? Чтобы ответить на этот вопрос, нужно правильно (слитно, через дефис, раздельно) написать перечисленные слова. В каких случаях нельзя правильно выбрать написание? Почему? (Шерсте)заготовительная контора, (вечно)синее небо Флоренции, вера в (высоко)даровитого художника, (желтовато)пышные волосы, (густо)исписанные стихами листы, (все)побеждающая сила, (мало)осведомленный читатель, (вызывающе)развязный тон, (микроскопически)малая величина.
№3. Какое слово является лишним в подборке слов? Докажите своё решение лингвистически: а) зеленеть, зеленеют, зелень, зеленый; б) кекс, парикмахерская, брудершафт.
№4. Выделите грамматические основы в тексте. Сколько простых предложений в нём содержится? Я вольный ветер, я вечно вею…Волную волны, ласкаю ивы…В ветвях вздыхаю, вздохнув, немею,Лелею травы, лелею ивы.К. Бальмонт
№5. Объясните значения фразеологизмов. Употребите их в предложении. В какой ситуации вы их употребляете? Бабушка надвое сказала, собака на сене, филькина грамота.
№6. Почему в словах вратарь, звонарь, пахарь суффикс – АРЬ выделяется, а в слове секретарь нет?
3 этап
№1. Расставьте ударение в словах: ворожея, торги, дозвонишься, древко, гравировать, облегчить, апостроф, форзац, завсегдатай, танцовщица, кремень, щавель, тигровый, диспансер.
№2. Как правильно писать слово (с,сс(ж,жж)е(н,нн)ый? Обоснуйте свой ответ.
№3. Какие значения, не зафиксированные толковыми словарями, имеют в современной речи слова: зелёные, кинуть, мышка, стучать, тормозить, париться, забить. Постарайтесь сформулировать словарное определение этих значений.
№4. Перед вами предложение на непонятном языке, расставьте знаки препинания. Сделайте синтаксический разбор предложения. Можно ли сделать морфемный и морфологический разборы всех слов, его составляющих? Докажите. Какие грамматические категории невозможно определить, не зная значения слов? Возможны ли варианты? Флюка грибно затрушела горизаясь мысню бжела.
№5. Что объединяет все эти фразеологизмы? Объясните их значения. Придумайте с ними предложения. В какой ситуации вы их употребляете в своей жизни? Заваривать кашу, расхлёбывать кашу, кашу маслом не испортишь, с (кем-то) каши не сваришь, мало каши ел, каша в голове, (сапоги) каши просят.
№6. Разберите по составу слова и подтвердите ваш разбор словообразовательными цепочками: сногсшибательно, осточертеть, сутолока, понадобилось, добродетельный.
№7. В балладе «Василий Шибанов» А.К. Толстой передаёт речь князя Курбского так, чтобы она как можно больше напоминала эпоху Ивана Грозного: «Безумный! Иль мнишись бессмертнее нас, В небытную ересь прельщенный? Внимай же! Придет возмездия час, Писанием нам предреченный, И аз, иже кровь в непрестанных боях За тя, аки воду, лиях и лиях, С тобой пред судьёю предстану». (Так Курбский писал к Иоанну). Что же именно Курбский писал к Иоанну? Напишите «подстрочный перевод» письма Курбского с русского на русский.
№8. В международном детском лагере встретились мальчики Ян, Ованес, Джон, Джек, Вано, Жан, Хуан, Иоганн, Хосе, Иван. Определите, кто из какой страны приехал. Найдите лишнее имя. Обоснуйте свой ответ.
4 этап
№1. Слова-близнецы встречаются часто. Например, глаголы «осудить» и «обсудить», существительные «судьба» и «рок». Но почему их так называют – «слова-близнецы»? Чем же они всё-таки отличаются? Обоснуйте свой ответ примерами.
№2. Части пословиц потеряли друг друга. Соберите их вместе, используя обе части:
№3. Сейчас многие слова уже позабыты, и это мешает нам иногда правильно понимать, что писатель хотел сказать. К таким, в частности, можно отнести и выделенные слова в отрывке из повести М.Ю. Лермонтова «Княгиня Лиговская». Объясните, что означают эти слова в тексте.
Итак, все его путешествия ограничивались поездками с толпою таких же негодяев, как он, в Петровский, в Сокольники и Марьину рощу. Можете вообразить, что они не брали с собой тетрадей и книг, чтобы не казаться педантами. Приятели его… были всё молодые люди, которые встречались с ним в обществе, ибо в то время студенты были почти единственными кавалерами московских красавиц, вздыхавших невольно по эполетам и аксельбантам, не догадываясь, что в наш век эти блестящие вывески утратили своё прежнее значение.
№4. Прочитайте текст, преобразуйте его в диалог, уместный в описанной ситуации. Используйте, где это нужно, и прямую речь. Добейтесь того, чтобы не было повторов. Объясните, почему для разных людей самым ценным ориентиром оказалось разное. Путешественник оказался в незнакомом городе и спрашивает у прохожих, как пройти к музею. Один человек посоветовал ему найти купола, дойти до церкви, потом повернуть направо, там будет музей. Но другой человек решил, что так идти не совсем удобно. Он предложил дойти до мечети, а от нее повернуть налево, таким образом можно сократить путь. Путешественник прошел обеими дорогами и выяснил, что затраченное время оказалось одинаковым. Ему было непонятно, почему эти люди спорили. Об этом он записал в своем дневнике.
№5. Как называются люди, живущие в Петербурге, Одессе, Томске, Харькове, Пскове, Курске, Ярославле?
№6. Укажите, чем отличаются выделенные омонимичные слова (да – да; как – как). Спишите предложения, расставив знаки препинания и выделив грамматические основы. Мороз не велик, да стоять не велит. Два друга – мороз да вьюга. Как вольго дышит грудь, как бодро движутся члены, как крепнет весь человек, охваченный свежим дыханьем весны!.. Вся жизнь развертывается легко и быстро, как свиток.
№7. Вот начало русской народной сказки «Морозко»: Живало-бывало, - Жил дед да с другой женой. У деда была дочка, у бабы была дочка. Все знают, как за мачехой жить: перевернешься – бита и недовернёшься – бита. А родная дочь что ни сделает – за все гладят по головке: умница. Падчерица и скотину поила-кормила, дрова и воду в избу носила, печь топила, избу мела – ещё до свету… Ничем старухе не угодишь – все не так, все худо. Ветер хоть шумит, да затихнет, а старая баба расходится – не скоро уймется. А вот как начинается немецкая сказка (в буквальном переводе): У одной вдовы было две дочери, одна из которых была прекрасна и прилежна, а другая некрасива и ленива. Но она любила больше некрасивую и ленивую, так как та была ее родной дочерью, а другая должна была выполнять всю работу и быть в доме золушкой. Сопоставьте фрагменты из сказок: чем они похожи и чем отличаются? Какая вам больше нравится? Почему? Вспомните названия сказок со схожим сюжетом. Кто их авторы?
№8. Перепишите следующие слова в таком порядке:
Целый день лежит тюлень,И лежать ему не лень.Жаль, тюленье прилежанье -Не пример для подражанья.Б. Заходер. Ответы ruslita.ru Олимпиада по русскому языку 7 класс районный этап с ответами7 класс Задание 1
Мы ехали шагом, Мы мчались в боях И «Яблочко»-песню Держали в зубах. Ах, песенку эту Доныне хранит Трава молодая — Степной малахит. М. Светлов По 0,5 балла за правильный ответ, всего 4,5 балла Ответ: [д,эн,]: [д,] – 1 раз; [э] – 5 раз; [н,] – 3 раза. Задание 2 Сгруппируйте слова по месту ударения (А – первый слог, Б – второй слог, В – третий слог, Г – четвертый слог): 1) позвонит; 2) договор; 3) балованный; 4) газопровод; 5)диспансер; 6) гнездовище; 7) ходатайство; 8) упрочение; 9) стрельбище; 10) сомкнутый; 11) сливовый; 12) ракушка. Ответ: А: стрельбище, сомкнутый, сливовый, ракушка; Б: балованный, ходатайство, упрочение, ракушка; В: позвонит, договор, гнздовище, диспансер; Г: газопрвод По 0,5 баллу за правильный ответ, всего 6 баллов Задание 3 К данным словам подберите синонимы, начинающиеся на при- и пре-. Гнаться за кем-то; ложное толкование; помеха; лицемерный, неискренний; милый, обаятельный; тень умершего; хороший знакомый; отношение свысока; очень печальный случай; находиться где-нибудь; необычное, увлекательное путешествие. 10 баллов Ответ Гнаться за кем-то – преследовать; ложное толкование – превратное; помеха – преграда, препятствие; лицемерный, неискренний – притворный; милый, обаятельный – прелестный; тень умершего – призрак, привидение; хороший знакомый – приятель; отношение свысока – пренебрежение, презрение; очень печальный случай – прискорбный; находиться где-нибудь – присутствовать; необычное, увлекательное путешествие – приключение. По 1 баллу за правильный ответ, всего 10 баллов Задание 4 Мы говорим: Дом сгорел дотла. Что такое тло? 5 баллов Ответ Обычно смысл выражения дотла связывают с глаголом тлеть. На самом деле тло значит основание. Сгореть дотла – сгореть до основания. Задание 5 Каким частям речи свойственны окончания: А) -ый, -ого, -ому, -ый(-ого), -ым, -ом; Б) -а, -ы, -е, -у, -ой; В) -ем, -ете, -ут? За каждый пример по 1 баллу, всего 3 балла Ответ А) прилагательным, некоторым местоимениям, порядковым числительным в ед. числе; Б) существительным 1-го склонения в ед. числе; В) глаголам во мн. числе. Задание 6 Найдите местоимения в этом предложении, определите их разряд. Представьте себе радость какого-нибудь филолога, который, увидев несколько книг на незнакомом языке, вдруг обнаружит, что он понимает некоторые слова, знает те или иные выражения и чувствует, что при желании сам может прочитать эти книги. По 0,5 балла за правильный ответ, всего 5 баллов Ответ Себе – возвратное Какого-нибудь – неопределённое Который – относительное Несколько – неопределённое Он – личное Некоторые – неопределённое Те – указательное Иные – определительное Сам – определительное Эти – указательное Задание 7 «Соберите» пословицы и запишите их с нужными знаками препинания. Коня узнают по зубам… хороший умом… вторая натура… Конь играет удилами… Плохой человек славится озорством… Что хорошему человеку помеха… … человека по речам. …болтун языком. … то дурному утеха… Привычка. По 1 баллу за правильный ответ, всего 5 баллов Ответ Коня узнают по зубам, человека — по речам. Конь играет удилами, болтун — языком. Плохой человек славится озорством, хороший — умом. Привычка — вторая натура. Что хорошему человеку помеха, то дурному – утеха.
Задание 8 Прочитайте текст, озаглавьте, вставьте пропущенные орфограммы, расставьте недостающие знаки препинания. Есть в истории… нашей страны одна праздничная дата, о которой надо об…зательно помнить всем. Помнить и хр…нить как великую ценность нашей истории и культуры. Это пр…здник Победы – 9 Мая. Хранить пр…здник – значит, сохранять в душе то чу…ство единения, в к…тором спл…лись гордость за Отечество гореч… непомерных утрат радость возрождения к жизн… надежды на буд…щее любовь к людям веры в добро. Праз…ник Победы – это праз…ник жизни, победивш…й смерть. И в этом его великий, не только символический, и конкретный смысл. Пусть этот день навсегда будет связ…вать пок…ления живым огнем сердечного общения пам…тью Победы. Пусть младшие никогда не забудут подарить радость праз…ника старшим – в…теранам служившим во благо Отчизны. 15 баллов Ответ Подарить радость Есть в истории нашей страны одна праздничная дата, о которой надо обязательно помнить всем. Помнить и хранить как великую ценность нашей истории и культуры. Это праздник Победы – 9 Мая. Хранить праздник – значит, сохранять в душе то чувство единения, в котором сплелись гордость за Отечество, горечь непомерных утрат, радость возрождения к жизни, надежды на будущее, любовь к людям, веры в добро. Праздник Победы – это праздник жизни, победившей смерть. И в этом его великий, не только символический, и конкретный смысл. Пусть этот день навсегда будет связывать поколения живым огнем сердечного общения, памятью Победы. Пусть младшие никогда не забудут подарить радость праздника старшим – ветеранам, служившим во благо Отчизны. shkolnaya-olimpiada.ru Школьная олимпиада по русскому языку в 7 классеОлимпиада по предмету «Русский язык» 7 класс 1. Ученик подготовил пять карточек по теме предстоящего урока. При составлении какой карточки он ошибся? Аргументируйте свою точку зрения. А) Матрос, мужество, мышь ; Б) задача, знаток, сбор В) астроном, оборот, огурец; Г) вода, врач, втулка ; Д) ёж, юность, яблоко 2. Сколько раз на поставленные ниже вопросы можно ответить утвердительно? Дайте толкование устаревших слов. 1) Могут ли ланиты краснеть?2) Правда ли, что в начале 19 века боливар носили на голове? 3) Бывают ли рамена прозрачными? 4) Можно ли в наше время встретить толмача? 5) Готовят ли обеды в цирюльне? 3. Что называют эпиграфом? Какой эпиграф выбирает А.С. Пушкин для своей повести «Капитанская дочка»? 4.Сделайте правильный выбор : н или нн? Подчеркните выбранные вами буквы. Изгна(н,нн)ик, конопля(н,нн)ик, таможе(н,нн)ик, родстве(н,нн)ик, мудре(н,нн)ость, эрудирова(н,нн)ость, масле(н,нн)ица, запута(н,нн)ость, ко(н,нн)ик, моше(н,нн)ик, ответстве(н,нн)ость, костя(н,нн)ика,копчё(н,нн)ости,родстве(н,нн)ица,преда(н,нн)ость, гости(н,нн)ица. 5. Получив задание указать , какими частями речи являются слова в афоризме «Сегодня - это завтра вчера», ученики дали несколько вариантов ответов. Но лишь один из них правильный. Какой? А) наречие, частица, наречие, наречие; Б) наречие, местоимение, существительное, наречие; В) существительное, частица, существительное, наречие; Г) существительное, местоимение, наречие, существительное; Д) наречие, местоимение, наречие, наречие 6. Найдите и исправьте ошибки в образовании формы родительного падежа множественного числа приведённых ниже существительных. Апельсин, доньев, гектар, запястьев, чулков, грузинов, осетин, туфлей, яблок, подмастерий, двоен, кочерег, баклажан. 7. Впишите на месте пропусков термины, соответствующие данным определениям: А)_______________ - слово или словосочетание , образованное путем перестановки букв, входящих в состав другого слова. Б) _______________- созвучие гласных звуков в рифме или повторение одинаковых гласных как стилистический прием. В) _______________- любой падеж, кроме именительного. Г) _______________- употребление слова в переносном значении на основе сходства обозначаемых предметов. Д) _______________- слова, которые с современной точки зрения не образованы от других слов. Е) _______________- у склоняемых частей речи непостоянный грамматический признак, обозначающий отношение имени к другому имени в составе словосочетания. 8. Обозначьте в словах суффиксы: Снежинка, осинка, царапинка, осетринка, тропинка, корзинка, росинка. 9. Как об этом говорят с помощью фразеологизмов? 1. Об очень большой тесноте в помещении. 2. О первых признаках появления чего-нибудь хорошего, радостного. 3. О человеке, на которого постоянно сваливают чужую вину, ответственность за чужой поступок. 4. О том, кто потерпел неудачу, оказался в неловком, смешном положении. 10. Как вы думаете, из какого словаря взята представленная ниже статья? Какую информацию можно получить в этом словаре? Нарцисс,-ы,м. Травянистое многолетнее луковичное растение. Известно в русском языке с 1-й половины 18 века. Восходит к греческому: имя сына бога Кефиса и нимфы Лириопы, отвергшего любовь Эхо и за это превращенного в цветок. В русском языке из голландского или немецкого. А) из толкового словаря; Б) из словаря ботанических терминов; В) из словаря иностранных слов; Г) из историко-этимологического словаря; Д) из фразеологического словаря. kopilkaurokov.ru Олимпиада по русскому языку .7 классРусский язык 7 класс. Олимпиада. Первый блок. Задания, оцениваемые в 3 балла 1.В каких словах ударение падает на последний слог? 1)начала 3)арахис 5)дремота 2)форзац 4)клеить 6)заговор 2.Какие из существительных являются этимологически родственными? 1)калач 4)колено 6)колос 2)околица 5)кол 6)колчан 3)В каких словах пишется мягкий знак? 1)вскач.. 2)(нет) передач.. 5)отреж.. 2)невтерпеж.. 4)могуч.. 6)стрич.. 4.Согласуйте прилагательное с существительным. существительное прилагательное 1.плато А. прозрачный 2.тюль Б. ароматный 3.шампунь В. высокогорный 4.колибри Г. знойный 5.сирокко Д. теплый 6.кашне Г. пестрый 5.В каких предложениях знаки препинания расставлены правильно? 1)Снег, нападавший ночью и еще не изборожденный полозьями, лежал ровными пеленами. 2)Точно в жерло раскаленного, пылающего жидким золотом, вулкана сваливались тяжелые сизые облака. 3)Приветствую тебя, пустынный уголок! 4)Приподняв голову, увидел, как казаки его сотни бежали под гору, скользя, падая, бесцельно стреляя назад и вверх. 5)Самая большая ценность народа язык, на котором он пишет, говорит, думает. 6)По засыпанному галькой берегу шли три медведя. Второй блок. Задания, оцениваемые в 5 баллов. 6.Чем являются выделенные слова? Я слышу звон апрельских капель. Поет апрельская капель. 1)омографы 2)омофоны 3)омоформы 4)синонимы 7.Составьте слово, взяв звуки в указанной последовательности. 1)последний звук в слове брод 2)Третий звук в слове король 3)Второй звук в слове ёж 4)Первый звук в слове село 5)Первый звук в слове тема 8 Каким моделям соответствуют данные совосочетания? модель словосочетание 1)местоимение+существительное кричать громче 2)наречие+наречие решить задачу 3)глагол +существительное мой учитель 4)глагол+местоимение никогда не задумывался 5)наречие+глагол дружил с ним 9.Установите соответствие между причастиями и их характеристиками. причастие характеристика колотый Страд.,несов.в.наст.вр.,мн.ч.,И.П.,полн.ф. наступивший Дейст.,несов.в.,наст.вр.,ед.ч.,род.п.,пол.ф. решена Страд.,Сов.в.,прош.вр.,ед.ч.,Тв.п.,пол.ф. борющегося Страд.,несов.в.,прош.вр.,ед.ч.,И.п.,полн.ф. освещенным Действ.,сов.в.,прош.вр.,ед.ч.,И.п.,полн.ф. читаемые Страд.,сов.в.,прош.вр.,ед.ч.,И.п.,крат.ф. 10.Расположите слова в порядке уменьшения звуков. 1)баян 3)яма 5)желтый 2)я 5)сдвинув 6)привязанные 11.Выразительные средства языка. Элемент речи термин 1)Еще природа не проснулась, Но сквозь редеющего сна Весну послышала она И ей печально улыбнулась… А.сравнение 2)Гоняясь за мошками, мелькают ласточки и стрижи, точно точно черные стрелы, и звенят радостно и счастливо. Б.эпитет 3)Прощай же , море! Не забуду твоей торжественной красы И долго, долго слышать буду твой гул в вечерние часы. В.метафора 4)Серп луны молодой. Осень-рыжая кобыла Г.олицетворение 5)Мать-земля моя родная! Д.аллитерация 6)Грохочет эхо по горам, Как гром, гремящий по громам. Е.гипербола 7)слезы текут ручьем Ж.инверсия 12.Замените фразеологизм одним словом фразеологизм Слово 1)рукой подать темно 2) кот наплакал близко 3)жить душа в душу мечтать 4)ставить палки в колеса разоблачить 5)витать в облаках преувеличивать 6)вывести на чистую воду мечтать 7)делать из мухи слона разоблачить 8)ни зги не видно мало 13.В каком предложении грамматическая основа определена неправильно? 1)Дети празднично украсили класс. 2)Вчера Коля купил тетрадь. 3)Отвели они девицу вверх во светлую светлицу. 4)А ларчик просто открывался. 14.Установите соответствия между характеристикой предложения и примером. Характеристика предложения примеры 1.Односоставное, безличное Славная осень! 2.Односоставное,назывное Муза, ты была мне другом! 3.Двусоставное с однородными членами Видно, еще письмо не дошло. 4.Односоставное, неопределенно-личное Жить хорошо. 5.Двусоставное, с приложением Пылает солнце высоко и душу согревает своим светом 6.Двусоставное, с обращением Люблю такие осенние вечера 7.Односоставное, определенно-личное Позвонили в дверь. 8.Двусоставное, с вводным словом Гостью-зимушку покатим мы встречать на хуторок. 15.Прочитайте текст и выполните задание к нему. 15.В каком предложении допущена пунктуационная ошибка? (1)Весенние грозовые тучи стали расти, округляться, темнеть и в вышине раздался широкий и гулкий грохот первого грома. (2)Сквозь солнце сорвался и быстро смолк золоченый ливень.(3) Березы, сверху донизу пронизанные каплями дождя, дымились и высыхали, но запах влажной листвы ощущался весь вечер. (4)Лес шумел от майских жуков, неутомимо кружившихся среди листьев.(5) Ложилась теплая розовая ночь. (6)В такие ночи я иногда оставался на ночевку в лесу, и где-нибудь в соснах загорался мой одинокий охотничий костер. (7)Я лежал на пышной травяной подстилке, ожидая зарождения рассвета по чуть уловимым переменам света в сосновых вершинах.(8) Они долго золотились от луны, потом постепенно становились голубее от неярких звезд.(9) Заря, гостившая всю короткую ночь на севере, переливалась на восток. (Н.Смирнов) 1)2 2)1 3)7 4)8 15.2.В каком предложении есть деепричастный оборот? 1)6 2)4 3)7 4)4 15.3.В каком предложении есть слово в сравнительной степени? 1)3 2)6 3)8 4)5 15.4.Какое предложение имеет характеристику: повествовательное, невосклицательное, простое, неосложненное ? 1)2 2)3 3)7 4)6 Четвертый блок. Задание, оцениваемое в 20 баллов 16.1.Запишите слово с лексическим значением «предназначенная для печати или передачи по радио, телевидению)беседа с каким-нибудь лицом». 16.2 16.3.О каком языковом явлении говорится в стихотворении Я.Козловского? Сев в такси, Спросила такса: -За проезд Какая такса? А водитель: -Денег с такс Не берем совсем. Вот так-с! 16.4.Запишите краткое страдательное причастие во множественном числе, образованное от глагола «колоть». infourok.ru |