Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
комбинированного вида города Тюмени

Методика определения уровня развития детей 6-9 лет. Вопросы ребенку 6 лет тестирование


Вопросы-тесты для определения общего уровня интеллектуального развития ребенка 7-8 лет. (обязательные тесты для всех детей)

I. Вопросы, направленные на изучение общего кругозора:

  • Что нужно сделать, чтобы вода закипела? (лучший ответ - поставить на огонь, на плиту, зажечь газ, включить плиту и т.п.).

  • Назови мне четыре времени года. (ответ - зима, весна, осень - в любом порядке; подсказка - какое время года сейчас? что у нас сейчас?).

II. Вопросы, направленные на изучение способности к самостоятельному принятию решения, сообразительности:

  • Что ты будешь делать, если потеряешь игрушку, которую тебе дали на время поиграть, например, твой друг? (лучший ответ - отдам свою, достану такую же и отдам, попрошу родителей купить такую игрушку и отдам другую и т.п.)

  • Что ты будешь делать, если придешь в магазин за хлебом, а хлеба в магазине нет? (лучший ответ - пойду в другой магазин, спрошу, когда привезут и приду попозже, куплю что-нибудь взамен - булку и т.п.).

III. Вопросы, направленные на изучение способности ребенка к обобщению, нахождению общих признаков предметов:

  • Чем похожи кошка и мышка, а что между ними общего? (лучший ответ - животные, млекопитающие, живые существа, звери. Допустимо перечисление отдельных общих признаков: хвост, усы, 4 лапы и т.п. Подсказка: Кто это, как их можно назвать одним словом?).

  • Чем похожи пианино и скрипка? (лучший ответ - музыкальные инструменты).

Ребенок должен правильно ответить хотя бы на три вопроса, по одному из каждой группы.

Дети, не способные правильно ответить на данные вопросы, нуждаются в дополнительном обследовании психоневролога или психолога. Они вряд ли готовы к школьному обучению по общей программе.

Обследование детей 9-10 лет

Оценка сформированности абстрактно-логических операций, логических суждений:

I. Ребенку предлагается найти общее в двух сравниваемых предметах. Инструкция: «Я назову тебе два предмета, а ты подумай и скажи, что между ними общего? Как их можно назвать одним словом?

Пары для сравнения:

  • Слива - персик (Правильные ответы: фрукты, фруктовые деревья, плоды).

  • Кошка - мышка (Животные, млекопитающие, живые существа).

  • Пианино - скрипка (Музыкальные инструменты).

II. Ребенку предлагается ряд вопросов, к каждому из них имеется три варианта ответов, ребенок должен выбрать один из них.

  • Какое слово будет противоположным по значению к слову «Собирать»? (Правильные ответы: раздавать или накапливать или беречь).

  • Дан цифровой ряд: 7, 5, 3, какая следующая цифра в этом ряду? 2 или 1 или 9.

  • В одном доме живут три мальчика: Вова, Петя и Сережа. Вова моложе Пети, а Сережа моложе Вовы. Кто самый старший? Вова или Петя или Сережа.

Для детей данного возраста выполнение этих заданий обязательно.

Правильные ответы свидетельствуют о сформированности абстрактно-логических суждений. Если ребенок испытывает трудности, то можно говорить о превалировании форм мышления, о задержке развития.

В дополнение детям данного возраста можно предложить задания, связанные со счетными операциями и решением задач.

Задачи:

  1. У продавца было 12 газет, он продал 5. Сколько осталось?

  2. Сколько стоят 3 карандаша по 7 копеек каждый?

  3. У четырех мальчиков было 73 копейки. Они их разделили между собой поровну. Сколько стало у каждого?

Предлагаемые задания ребенок данного возраста должен решать без ошибок. Если он испытывает трудности, необходимо выяснить какого они рода.

Невозможность составить план решения и выбрать необходимую математическую операцию говорит о несформированности умственного плана действий, что свидетельствует в пользу задержки психического развития.

studfiles.net

Методика определения уровня развития детей 6-9 лет.

Цель: исследование уровня умственного развития детей младшего школьного возраста.

Тест состоит из четырех субтестов, включающих в себя вербальные задания:

I субтест — исследование способностей отличать существенные признаки предметов и явлений от несущественных, а также оценка запаса знаний испытуемого;II субтест — исследование способностей обобщения и отвлечения, а также выделения существенных признаков предметов и явлений;III субтест — исследование способности устанавливать логические связи и отношения между понятиями;IV субтест — выявление умения обобщать.

Порядок проведения: Задания читаются вслух экспериментатором, ребенок читает одновременно про себя. Лучше всего проводить данный тест индивидуально с испытуемым. Это дает возможность выяснить причины ошибок ребенка и ход его рассуждений при помощи дополнительных вопросов.

Текст методики

I. Инструкция: «Выбери одно из слов, заключенных в скобки, которое правильно закончит начатое предложение».

а) У сапога всегда есть... (шнурок, пряжка, подошва, ремешки, пуговица).б) В теплых краях обитает... (медведь, олень, волк, верблюд, тюлень),в) В году... (24, 3, 12, 4, 7) месяцев.г) Месяц зимы... (сентябрь, октябрь, февраль, ноябрь, март).д) Самая большая птица... (ворона, страус, сокол, воробей, орел, сова).в) Розы — это... (фрукты, овощи, цветы, дерево).ж) Сова обычно спит... (ночью, утром, днем, вечером),з) Вода всегда ... (прозрачная, холодная, жидкая, белая, вкусная). и) У дерева всегда есть... (листья, цветы, плоды, корень, тень). к) Город России... (Париж, Москва, Лондон, Варшава, София).

II. Инструкция: «Здесь в каждой строке написано пять слов. Четыре слова можно объединить в одну группу и дать ей название. Одно слово к этой группе не относится. Это "лишнее" слово надо исключить».

а) Тюльпан, лилия, фасоль, ромашка, фиалка. б) Река, озеро, море, мост, болото. в) Кукла, медвежонок, песок, мяч, лопата. г) Киев, Харьков, Москва, Донецк, Одесса. д) Тополь, береза, орешник, липа, осина. е) Окружность, треугольник, четырехугольник, указка, квадрат. ж) Иван, Петр, Нестеров, Макар, Андрей. з) Курица, петух, лебедь, гусь, индюк. и) Число, деление, вычитание, сложение, умножение. к) Веселый, быстрый, грустный, вкусный, осторожный.

III. Инструкция: «Внимательно прочитай эти примеры. В них слева написаны два слова, которые как-то связаны между собой. Справа — другая группа слов: одно слово над чертой и пять слов под чертой. Нужно выбрать одно слово внизу, которое связано со словом вверху, точно так же, как это сделано в словах, стоящих слева. Например:лес / деревья = библиотека / сад, двор, город, театр, книгибежать / кричать = стоять / молчать, ползать, шуметь, звать, плакатьТ.е. нужно установить, какая связь существует между словами слева, а затем установить такую же связь в правой части.»

а) огурец / овощ = георгин/ сорняк, роса, садик, цветок, земляб) учитель / ученик = врач / койка, больные, палата, термометрв) огород / морковь = сад / забор,яблоня,колодец, скамейка, цветыг) цветок / ваза = птица / клюв, чайка, гнездо, яйцо, перьяд) перчатка / рука = сапог / чулки, подошва, кожа, нога, щеткае) темный / светлый = мокрый / солнечный, скользкий, сухой, теплый, холодныйж)часы / время = термометр / стекло, температура, кровать, больной, врачз) машина / мотор = лодка / река, моряк, болото, парус, волнаи)стул / деревянный = игла / острая, тонкая, блестящая, короткая, стальнаяк) стол / скатерть = пол / мебель, ковер, пыль, доска, гвозди

IV. Инструкция: «Эти пары слов можно назвать одним опредением, например:Брюки, платье... — одежда. Придумай название к каждой паре»:a) Метла, лопата...б) Окунь, карась... в) Лето, зима... г) Огурец, помидор... д) Сирень, шиповник. е) Шкаф, диван... ж) День, ночь... з) Слон, муравей... и) Июнь, июль... к) Дерево, цветок...

Правильные ответы:I субтест:а) подошваб) верблюдв) 12г) февраль д) страусе) цветыж) днемз) жидкаяи)корень к) Москва

II субтеста) фасоль б) мост в) песок г) Москва д) орешник е) указка ж) Нестеров з) лебедьи) числок) вкусный

III субтестз) георгин / цветокб) врач / больнойв) сад / яблоняг) птица / гнездо д) сапог / нога е) мокрый / сухойж) термометр / температураз) лодка / паруси) игла / стальнаяк) пол / ковер

IVсубтеста) рабочие инструментыб) рыбав) время годаг) овощ д) куст е) мебельж) время сутокз) животноеи) месяцы лета к) растения

Обработка результатовI субтест:Если ответ на первое задание правильный, задаётся вопрос "почему не шнурок?" При правильном объяснении решение оценивается в 1 балл, при неправильном - 0,5 балла.Если ответ ошибочный, ребенку оказывается помощь — ему предлагается подумать и дать другой, правильный ответ (стимулирующая помощь). За правильный ответ после второй попытки ставится 0,5 балла. Если ответ снова неправильный, выясняется понимание ребенком слова «всегда», что важно для решения 6 из 10 заданий того же субтеста. При решении последующих заданий I субтеста уточняющие вопросы не задаются.

II субтест:Если ответ на первое задание правильный, задается вопрос: «Почему?» При правильном объяснении ставится 1 балл, при ошибочном — 0,5 балла. Если ответ ошибочный, оказывается помощь, аналогичная описанной выше. За правильный ответ после второй попытки ставится 0,5 балла. При ответах на 7, 9,10-е (ж, и, к) задания дополнительные вопросы не задаются, так как дети младшего школьного возраста еще не могут сформулировать принцип обобщения, используемый для решения этих заданий. При ответе на 7-е (ж) задание II субтеста дополнительный вопрос также не задается, так как эмпирически обнаружено, что если ребенок правильно решает это задание, то он владеет такими понятиями, как «имя» и «фамилия».

III субтест:За правильный ответ — 1 балл, за ответ после второй попытки — 0,5 балла.

IV субтест:При неправильном ответе предлагается подумать еще. Оценки аналогичны вышеприведенным. При решении III и IV субтестов уточняющие вопросы не задаются.

При обработке результатов исследования для каждого ребенка подсчитывается сумма баллов, полученных за выполнение каждого субтеста, и общая балльная оценка за четыре субтеста в целом. Максимальное количество баллов, которое может набрать обследуемый за решение всех четырех субтестов, — 40 (100% оценки успешности). Кроме того, целесообразно отдельно подсчитать общую суммарную оценку за выполнение заданий при второй попытке (после стимулирующей помощи).

Интерпретация. Увеличение числа правильных ответов после того, как экспериментатор предлагает ребенку подумать еще, может указывать на недостаточный уровень произвольного внимания, импульсивность ответов. Суммарная оценка за вторую попытку — дополнительный показатель, полезный для решения вопроса о том, к какой из групп детей с ЗПР относится обследуемый. Оценка успешности (ОУ) решения словесных субтестов определяется по формуле:ОУ = х • 100% / 40где х — сумма баллов, полученных испытуемым. На основе анализа распределения индивидуальных данных (с учетом стандартных отклонений) были определены следующие уровни успешности нормально развивающихся детей и учащихся с ЗПР:4-й уровень успешности — 32 балла и более (80—100% ОУ),3-й уровень — 31,5—26 баллов (79,0—65%), 2-й уровень — 25,5—20 баллов (64,9—50%),1-й уровень — 19,5 и менее (49,9% и ниже).

www.child-psy.ru

Методика определения уровня развития детей 6-9 лет

Просмотров: 30082

Тест состоит из четырех небольших заданий, включающих в себя устные задачи

I задание определяет умение ребенка отличать существенные признаки предметов и явлений от несущественных, а также оценивает уровень эрудиции (запаса знаний) ребенка;

II задание определяет уровень способностей к обобщению и отвлечению, а также умение ребенка выделять существенные признаки предметов и явлений;

III задание определяет умение ребенка устанавливать логические связи и отношения между понятиями;

IV задание определяет способность ребенка к обобщению.

Порядок тестирования

Лучше проводить тестирование, оставшись наедине с ребенком. Задания нужно читать вслух – одновременно текст задания должен лежать перед ребенком, чтобы ребенок читал текст про себя. Если по ходу тестирования возникают дополнительные вопросы к ребенку, необходимо их задавать, чтобы выяснить ход его мыслей и особенности мышления.

I. Задание: «Выбери одно из слов, заключенных в скобки, которое правильно закончит начатое предложение».

  1. У сапога есть… (шнурок, пряжка, подошва, ремешки, пуговица).
  2. В теплых краях обитает… (медведь, олень, волк, верблюд, тюлень),
  3. В году… (24, 3, 12, 4, 7) месяцев.
  4. Месяц зимы… (сентябрь, октябрь, февраль, ноябрь, март).
  5. Самая большая птица… (ворона, страус, сокол, воробей, орел, сова).
  6. Розы — это… (фрукты, овощи, цветы, дерево).
  7. Сова всегда спит… (ночью, утром, днем, вечером).
  8. Вода всегда… (прозрачная, холодная, жидкая, белая, вкусная).
  9. У дерева всегда есть… (листья, цветы, плоды, корень, тень).
  10. Город Украины… (Париж, Киев, Москва, Варшава, София).

II. Задание: «Здесь в каждой строке написано пять слов. Четыре слова можно объединить в одну группу и дать ей название. Одно слово к этой группе не относится. Это "лишнее" слово надо исключить».

  1. Тюльпан, лилия, фасоль, ромашка, фиалка.
  2. Река, озеро, море, мост, болото.
  3. Кукла, медвежонок, песок, мяч, лопата.
  4. Киев, Харьков, Москва, Донецк, Одесса.
  5. Тополь, береза, орешник, липа, осина.
  6. Окружность, треугольник, четырехугольник, указка, квадрат.
  7. Иван, Петр, Нестеров, Макар, Андрей.
  8. Курица, петух, лебедь, гусь, индюк.
  9. Число, деление, вычитание, сложение, умножение.
  10. Веселый, быстрый, грустный, вкусный, осторожный.

III. Задание: «Внимательно прочитай эти примеры. В них слева написаны два слова, которые как-то связаны между собой. Справа — другая группа слов: одно слово над чертой и пять слов под чертой. Нужно выбрать одно слово внизу, которое связано со словом вверху, точно так же, как это сделано в словах, стоящих слева. Например: лес / деревья = библиотека / сад, двор, город, театр, книги бежать / кричать = стоять / молчать, ползать, шуметь, звать, плакать Значит нужно установить, во-первых, какая связь существует между словами слева, а затем установить такую же связь в правой части.»

  1. огурец / овощ = георгин/ сорняк, роса, садик, цветок, земля
  2. учитель / ученик = врач / койка, больные, палата, термометр
  3. огород / морковь = сад / забор,яблоня,колодец, скамейка, цветы
  4. цветок / ваза = птица / клюв, чайка, гнездо, яйцо, перья
  5. перчатка / рука = сапог / чулки, подошва, кожа, нога, щетка
  6. темный / светлый = мокрый / солнечный, скользкий, сухой, теплый, холодный
  7. часы / время = термометр / стекло, температура, кровать, больной, врач
  8. машина / мотор = лодка / река, моряк, болото, парус, волна
  9. стул / деревянный = игла / острая, тонкая, блестящая, короткая, стальная
  10. стол / скатерть = пол / мебель, ковер, пыль, доска, гвозди

IV. Задание: «Эти пары слов можно назвать одним словом, например: Брюки, платье… — одежда. Придумай название к каждой паре»

  1. Метла, лопата…
  2. Окунь, карась…
  3. Лето, зима…
  4. Огурец, помидор…
  5. Сирень, шиповник…
  6. Шкаф, диван…
  7. День, ночь…
  8. Слон, муравей…
  9. Июнь, июль…
  10. Дерево, цветок…

Правильные ответы

I задание:

  1. подошва
  2. верблюд
  3. 12
  4. февраль
  5. страус
  6. цветы
  7. днем
  8. жидкая
  9. корень
  10. Киев

II задание

  1. фасоль
  2. мост
  3. песок
  4. Москва
  5. орешник
  6. указка
  7. Нестеров
  8. лебедь
  9. число
  10. вкусный

III задание

  1. георгин / цветок
  2. врач / больной
  3. сад / яблоня
  4. птица / гнездо
  5. сапог / нога
  6. мокрый / сухой
  7. термометр / температура
  8. лодка / парус
  9. игла / стальная
  10. пол / ковер

IV задание

  1. рабочие инструменты
  2. рыба
  3. время года
  4. овощ
  5. куст
  6. мебель
  7. время суток
  8. животное
  9. месяцы лета
  10. растения

Обработка результатов

I задание:

Если ответ на первое задание правильный, нужно задать вопрос "почему не шнурок?" При правильном объяснении решение оценивается в 1 балл, при неправильном - 0,5 балла.

Если ответ ошибочный, ребенку нужно оказать стимулирующую помощь - предложить подумать и дать другой, правильный ответ. За правильный ответ после второй попытки ставится 0,5 балла. Если ответ снова неправильный, необходимо выяснить понимание ребенком слова «всегда», так как это важно для решения 6 из 10 заданий того же теста. При решении последующих заданий I теста уточняющие вопросы не задаются.

II задание:

Если ответ на первое задание правильный, нужно задать вопрос: «Почему?». Если ребенок дает правильное объяснение - ставится 1 балл, при ошибочном объяснении - 0,5 балла. Если ответ ошибочный, необходимо оказать помощь, аналогичную описанной выше. За правильный ответ после второй попытки ставится 0,5 балла. При ответах на 7, 9,10-е задания теста дополнительные вопросы задавать не нужно, так как дети младшего школьного возраста еще не могут сформулировать принцип обобщения, используемый для решения этих заданий. При ответе на 7-е теста дополнительный вопрос также задавать не нужно, так как эмпирически обнаружено, что если ребенок правильно решает это задание, то он разбирвается в таких понятиях, как «имя» и «фамилия».

III задание:

За правильный ответ начисляется 1 балл, за ответ после второй попытки - 0,5 балла. Уточняющие вопросы задавать не следует.

IV задание:

За правильный ответ начисляется 1 балл, за ответ после второй попытки - 0,5 балла . При неправильном ответе ребенку предлагают подумать еще. Точняющие вопросы задавать не следует.

При обработке результатов исследования для каждого ребенка подсчитывается сумма баллов, полученных за выполнение каждого задания, и общая оценка (в баллах) за четыре задания в целом. Максимальное количество баллов, которое может набрать ребенок за решение всех четырех заданий - 40 баллов (100% оценки успешности). Кроме того, необходимо отдельно подсчитать общую оценку за выполнение заданий при второй попытке.

Интерпретация результатов

Если после стимулирующей помощи произошло увеличение числа правильных ответов, это может свидетельствовать на импульсивность ответов и недостаточный уровень произвольного внимания. Суммарная оценка за вторую попытку — дополнительный показатель, который может оказаться полезным для решения вопроса о том, к какой из групп детей с задержкой психического развития относится ребенок. Оценка успешности (ОУ) решения вербальных заданий определяется по формуле:

ОУ = х • 100% / 40

где х — сумма баллов, полученных ребенком в процессе тестирования.

Уровни успешности нормально развивающихся детей и детей с задержкой психического развития определяются следующим образом:

4-й уровень успешности — 32 балла и более (80—100% ОУ), 3-й уровень — 31,5—26 баллов (79,0—65%), 2-й уровень — 25,5—20 баллов (64,9—50%), 1-й уровень — 19,5 и менее (49,9% и ниже).

deti.health-ua.org