Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
комбинированного вида города Тюмени

Ребенку 6 месяцев ходит на цыпочках. В 6 месяцев ребенок ходит


Ходит ребенок в 6 месяцев

Развитие ребенка в 6 месяцев

Полугодовалый ребенок сильно отличается от младенца, который только появился на свет, и физически, и эмоционально. Чему обучился карапуз к 6-месячному возрасту, какими навыками радует родителей ежедневно и как взрослые могут стимулировать развитие малютки в этом возрасте?

Физиологические изменения

  • Мускулатура спины и плеч к 6-месячному возрасту уже укрепилась настолько, что кроха может сидеть без наличия посторонней поддержки. Сидя, малыш удерживает равновесие и свободно управляет своими руками. Также развитие мышц важно для начала ползания.
  • Ребенок свободно перекатывается в любую сторону и очень подвижный, что требует повышенного внимания со стороны взрослых.
  • Зрение 6-месячных детей полностью развито и функционирует, как у взрослых. Ребенок с легкостью следит за предметами, которые двигаются, а также взглядами других людей.
  • У многих детей в этом возрасте прорезаются первые зубки. Они появляются на нижней челюсти. В связи с этим выделение слюны у шестимесячного ребенка усиливается.

Физическое развитие

За шестой месяц жизни карапуз набирает примерно 650 грамм, а рост младенца становится больше еще на 2 сантиметра. К этому возрасту вес крохи становится вдвое больше показателя, который определили сразу после рождения младенца. Грудная клетка за шестой месяц увеличивается на 1-1,5 сантиметра, а окружность головы – на 0,5-1 сантиметр.

Каждый ребенок развивается в своем темпе, однако для понимания, нормально ли растет малыш, были определены границы нормы, а также средние показатели физического развития деток определенного возраста. Зная о них, родители могут выявить, нет ли проблем с ростом малыша и не нужна ли ребенку дополнительная консультация педиатра. Основные показатели для 6-месячных детей мы представили в таблице:

Среднее значение в 6 месяцев

Окружность грудной клетки

Что малыш умеет?

Малыш шести месяцев уже научился сидеть без поддержки. Однако многие детки этого возраста пока еще не могут сесть самостоятельно. На кухне малыш уже может сидеть в специальном стуле, наблюдая, как мама готовит обед.

Еще одним очень полезным умением полугодовалого младенца становится ползание. Одни малыши активно передвигаются по-пластунски на животике, помогая себе ногами, а другие встают на четвереньки.

Не менее важные навыки 6-месячного малыша:

  • Малыш также начинает вставать на ножки, ухватываясь руками за какую-либо прочную опору. Если взрослый возьмет кроху за обе руки и немного подтянет к себе, то увидит, как младенец встанет на прямые ножки. Мало того, придерживая карапуза за грудь, можно заметить, как кроха начинает переступать ногами.
  • Ребенок отлично управляет своими ручками. Если кроху заинтересовал какой-либо предмет, малыш будет тянуться руками к нему. Выпавшую из руки игрушку ребенок с легкостью поднимет. Подержав предмет в одной руке, карапуз ловко может переложить его в другую ручку.
  • Ребенок уже может связать свои действия и результат, например, если дернуть рукой, игрушка с колокольчиком зазвенит, а если выбросить ее из кроватки, то упадет на пол.
  • Кроха по-прежнему изучает предметы, пробуя на «зуб». Это абсолютно нормальный способ познавать мир для полугодовалых деток, который нельзя воспринимать, как вредную привычку.
  • Ребенок уже отлично знает свое имя и отвечает на него улыбкой и оживлением. Малыш внимательно слушает речь взрослого. Если ему сказать о каком-либо знакомом крупном предмете, кроха сразу же найдет его глазами.
  • Речь 6-месячного младенца меняется. Кроха связывает звуки в слоги, но пока они не несут какое-то смысловое значение. Количество произносимых слогов становится больше с каждым днем. Такую речь называют лепетом.
  • Карапуз 6 месяцев относится к незнакомым людям с опаской и весьма насторожено. При этом полугодовалые младенцы более благосклонны к другим деткам. Они наблюдают за ними и нередко копируют их действия. С близкими малыш может проявлять нежность, например, прижиматься к маме.
  • Шестимесячные дети уже могут снимать еду с ложки губами.

Как оценить развитие малыша в 6 месяцев, смотрите в видеосоветах для мам канала «Супермамы».

Не нужно переживать, если ваш 6-месячный младенец пока не научился лепетать, сидеть без поддержки, дотягиваться до желаемого предмета, вставать на ножки, различать знакомых и незнакомых людей или есть твердую пищу — все эти навыки могут появиться чуть позже.

Но есть умения, отсутствие которых у малютки должно насторожить. К ним относят:

  • Перевороты с живота и на спинку и обратно.
  • Подъем верхней части туловища в положении лежа на животике.
  • Умение сидеть с поддержкой.
  • Повороты головы, чтобы рассмотреть окружающий мир.
  • Гуление.
  • Изучение игрушек с помощью рук (малыш стучит ими, трясет, ощупывает).
  • Изучение разных предметов с помощью рта.

О том, что малыш должен уметь в 6 месяцев, смотрите в видео Ларисы Свиридовой.

Занятия для развития

  • Дайте возможность младенцу проводить достаточно много времени на полу. Разложите вокруг крохи различные игрушки, чтобы младенец захотел к ним подползти.
  • Когда ребенок сидит на полу, сядьте напротив и покатайте мячик от вас к малютке и обратно.
  • Для развития координации папа может покатать ребенка у себя на плечах, а мама – усадить младенца на свою ногу и покачать медленно, а затем быстро.
  • Для хранения игрушек малыша приобретите небольшие коробки. Кроха увлеченно будет копаться в них, перебирая игрушки.
  • Ежедневно массируйте пальчики крохи по 2-3 минуты. Разминайте каждый пальчик по очереди, а также легко потягивайте его.
  • Давайте ребенку играть с формочками или коробочками разных размеров. Крохе понравятся также игрушки, в которых фигурки могут перемещаться по спирали, пищалки, матрешки.
  • Держащему в руках две игрушки ребенку предложите третью. Сперва кроха захочет ухватить ее, не отпуская имеющиеся игрушки, но потом поймет, что одну из игрушек придется положить.
  • Изготовьте для младенца несколько мешочков, в которых будут разные наполнители – пуговицы, фасоль, пшено, гладкие камушки и другие.
  • Для лучшего развития речи малыша постоянно общайтесь с крохой, когда он издает звуки. Отвечайте малышу, повторяя его лепет, а также озвучивайте все свои действия. При этом говорите о себе «мама», чтобы малыш начал соотносить это слово с вами («сейчас мама даст тебе колокольчик»). Точно также же приучите кроху к связи слова «папа» с отцом.
  • Показывайте младенцу книжки с яркими картинками. При этом рассказывайте о том, что в них нарисовано. Отлично, если в таких книжках будут короткие стишки с повторяемыми фразами.
  • Гуляя с крохой в парке, показывайте малышу листочки, деревья, траву. Если отправитесь с 6-месячным младенцем в магазин, не упустите возможности показать крохе фрукты, овощи, посуду и многие другие предметы, озвучивая их названия.
  • Привяжите к коляске крохи воздушный шар и наблюдайте, как малыш будет дергать за веревочку.
  • По-прежнему интересны младенцу и такие игры, как «ку-ку», «ладушки» и «сорока-ворона».
  • Разнообразьте купание младенца использованием разных игрушек. Пусть рядом с купающимся младенцем плавают кораблики, пластиковая посуда, резиновые игрушки.
  • Приглашайте в гости семьи с детьми, чтобы кроха учился общению с другим ребенком.

Поиграйте с ребенком в игры, показанные в телепередаче «Мамина школа» канала «ТСВ».

Ежедневными процедурами ухода за малышом шести месяцев продолжают оставаться:

  • Гигиенические процедуры – подмывание, умывание, стрижка ногтей, расчесывание, очистка ушей и носика. К ним добавляют чистку зубов, даже если первый зуб еще не появился. Очищать ротовую полость крохи советуют специальной резиновой щеточкой.
  • Закаляющие процедуры. В 6-месячном возрасте это воздушные и солнечные ванны, ходьба по мокрому полотенцу, обтирания.
  • Купание. Ванна не только поможет малышу расслабиться перед ночным сном, но и принесет массу положительных эмоций.
  • Массаж и гимнастика. Поглаживания, растирания, пассивные и активные упражнения помогают телу карапуза становиться более крепким.

Не забывайте о безопасности ребенка шести месяцев. Малыш может перевернуться в любой момент, поэтому оставлять его на возвышении без присмотра недопустимо. Начавший ползать ребенок способен добраться до моющих средств, розеток и других опасных вещей.

Ознакомиться с техникой общеукрепляющего массажа вы можете, посмотрев видео Николая Никонова — ведущего врача и массажиста России.

Наличие режима дня очень важно для развития нервной системы ребенка. Крохе в возрасте шести месяцев требуется около 15-16 часов сна в сутки. Примерно 9-10 часов ребенок спит ночью, а остальное время распределяется на 3 дневных сна, длительность которых составляет до 1,5-2 часов. Старайтесь укладывать кроху в одинаковое время каждый день, а будить утром 6-месячного ребенка не стоит.

Прогулки в 6-месячном возрасте по-прежнему проводятся дважды в день с учетом погодных условий. Длительные гуляния возможны в хорошую погоду, а если на улице сильный ветер, ливень либо температура воздуха опустилась ниже -10, от прогулки стоит воздержаться. Во время прогулок малыш теперь уже не только спит, но и с интересом изучает окружающий мир.

Грудное вскармливание в шестимесячном возрасте немного изменяется. Сосание в ночное время смещается на последние часы перед пробуждением. При этом в первую половину дня кроха прикладывается к груди реже, а в послеобеденное время прикладывания становятся более частыми.

Ребенку шести месяцев, ранее получавшему только материнское молоко, начинают вводить прикорм, выбирая для него овощи в виде пюре или кашку. Следующим видом прикорма для 6-месячного крохи будут фрукты. Новое блюдо предлагают маленькими порциями в первой половине дня, наблюдая за состоянием и реакцией организма младенца.

Дети на искусственном вскармливании едят 5 раз в сутки. Общий объем пищи для малыша 6 месяцев рассчитывают, разделив вес ребенка на 8. В среднем ребенок этого возраста съедает 1000-1100 мл пищи в день. Этот объем делят на число кормлений, поэтому примерная порция еды для одного приема пищи шестимесячного малыша будет составлять 200-220 мл. Меню прикорма для деток-искусственников включает овощи, каши, фрукты, сливочное и растительное масло.

Обычный день

Дни с шестимесячными малышами проходят интересно и занимательно. И хотя режим у каждого из полугодовалых карапузов индивидуален и зависит от биологических ритмов младенца, мы предлагаем примерный вариант режима дня для 6-месячного ребенка:

Просыпание и первое кормление (ребенок получает грудное молоко либо смесь), гигиенические процедуры.

Укладывание на первый дневной сон.

Просыпание и второе кормление (деткам на грудном вскармливании дают кашу, а малышам-искусственникам добавляют в нее масло), период бодрствования.

Прогулка, во время которой у ребенка обычно бывает второй дневной сон на свежем воздухе.

Возвращение домой, третье кормление (младенец на грудном вскармливании получает овощное пюре, а малыш-искусственник — пюре с растительным маслом).

Период бодрствования и развивающие игры.

Прогулка, во время которой обычно бывает третий дневной сон на свежем воздухе.

Возвращение домой, четвертое кормление (оно включает фруктовое пюре и грудное молочко либо смесь).

Купание, пятое кормление (грудное молоко или смесь), укладывание на ночной сон.

Малыши на грудном вскармливании прикладываются к груди несколько раз, детки-искусственники обычно для кормлений уже не просыпаются.

Не забывайте, что малышу в первую очередь необходима любовь и поддержка родителей.

Частые проблемы

  1. Дискомфорт от прорезающихся зубов. У малышей набухают и чешутся десны, что мешает крохе и делает поведение младенца капризным. У некоторых карапузов появление зубов сопровождается повышением температуры, жидким стулом и другими отрицательными симптомами.
  2. Частые просыпания ночью. Более крепкому ночному сну будет способствовать купание перед укладыванием на ночь и кормление после него. Также проследите, чтобы между третьим дневным сном и засыпанием на ночь прошло минимум 4 часа.
  3. Травмы. Полугодовалый малыш очень активен, поэтому родителям важно предотвратить любые риски получения травм, которых в этом возрасте хватает. Кроха может перевернуться на кровати и упасть с нее, не удержаться за мебель, когда встал, ползти и уткнуться в острый край мебели или ручки комода. Также важно не забывать о риске прищемить пальцы, открывая ящики шкафов, попробовать на вкус моющие средства, залезть в мусорное ведро, подавиться мелкими деталями игрушки.

Проведите с малышом занятия по методике «Маленький Леонардо», показанные в видео Тепляковой Ольги — эксперта по интеллектуальному развитию.

Начинать ходить в 6 с половиной месяцев

У меня к вам насущный вопрос

В каком возрасте ваши детки начинали вставать и делать первые шаги

Нашей доченьке шесть с половиной, она с первых месяцев не любит сидеть и лежать. Плачет. Как только оказывается в вертикальном положении — испускает радостный крик и улыбка до ушей.

Сама встает в кроватке и передвигается туда-сюда держась за перила.

Поддерживаю ее за подмышки и она поднимает ноги, фактически ходит.

Мой педиатр мне не верит

Точнее говорит мне, что я заставляю ребенка и что это плохо для спины и таза.

Отправляет к невропатологу.

Вопрос — как было у вас?

Как вы думаете — если ребенок желает ходить в шесть с половиной месяцев (понемногу, несколько минут в день, с поддержкой) и у него получается — может ли быть, что он к этому физически не готов?

И что в этом случае делать? Смотреть как она плачет.

Заранее большое спасибо за ваши комментарии.

Долгожданные шесть месяцев: что должен уметь полугодовалый ребенок

Полгодика воспринимается как определенный рубеж в развитии малыша. Вам интересно, что должен уметь ребенок в шесть месяцев и как помочь маленькому человеку продвинуться в своем развитии.

Сегодня об этом и расскажу, но помните, что детки могут приобретать новые умения в разное время и в разном темпе.

Развитие тела и новые движения вашего малыша

В полугодовалом возрасте совершенствуется многое из того, что уже умеет ребенок, а также в шесть месяцев появляются и новые навыки:

  • К этому возрасту детки могут переворачиваться со спины на животик и обратно;
  • Часто и подолгу лежат на животике;
  • Благодаря развитию мускулатуры малыш уже может опираться на вытянутые ручки и из этого положения поворачиваться в разные стороны;
  • Стоя в этой позе, может поднять одну ручку или держать в ней какой-нибудь предмет;
  • Малыш пытается ползти по-пластунски.
  • Физическое развитие ребенка позволяет ему передвигаться по комнате: в шесть месяцев жизни большинство деток умеют ползать на животе или перекатываться, так что уже могут добраться до любого предмета. Узнайте из статьи, когда ребенок начинает ползать>>>

Если ваш малыш еще не ползает, стимулируйте его к приобретению этого навыка: положите в некотором отдалении новую игрушку. Ребенок заинтересуется и будет делать попытки дотянуться до нее. В конце концов, мышцы крохи окрепнут, и он поползет.

  • Наиболее активные детки в этом возрасте не только ползают, но и встают на ножки у опоры.
  • Физическое развитие ребенка в 6 месяцев характеризуется появлением навыка сидения. Некоторые детки садятся и могут просидеть несколько секунд без опоры. Читайте статью, чтобы узнать, когда ребенок начинает сидеть>>>

Важно! Не стоит специально ставить или сажать малыша, если он еще сам не садится и не встает. Поберегите детский неокрепший позвоночник. Подробнее об этом в статьях Когда можно присаживать девочек и Когда можно присаживать мальчиков.

  • В шесть месяцев кроха хорошо пользуется обеими ручками, быстро идет развитие глазомера. Это значит, что малыш может захватить по игрушке в каждую руку и стучать ими друг об дружку. Большой палец при захвате пока используется редко и нетвердо, чаще всего детишки берут предметы горсточкой или четырьмя пальчиками.

Перечень того, что должен делать ребенок в полугодовалом возрасте, достаточно широк, но если в шесть месяцев малыш не выполняет то или иное действие – не расстраивайтесь, значит, этот навык карапуз приобретет немного позже.

Игры и игрушки

Психомоторное развитие ребенка в 6 месяцев приводит к изменению характера взаимодействия малыша с окружающим миром. Теперь карапуз хочет изучать все вокруг и активно участвовать во всех происходящих событиях:

  1. Малыш передвигается по комнате, внимательно рассматривает окружающую его мебель и различные предметы;
  2. Исследует свои ручки и ножки;
  3. Развитие ребенка шестого месяца жизни обязательно включает чтение взрослыми стихов, потешек и пальчиковые игры, которые очень любят малыши. И если раньше ребенок только сосредоточенно слушал, как мама читает ему стихи, то теперь он эмоционально реагирует на эти занятия; улыбается, смеется, лепечет.

Играйте с крохой не только в пальчиковые, но и в телесные игры: «Большие ноги шли по дороге», «Ехали мы, ехали», «Едет, едет паровоз» и т. п.

Беря малыша на ручки, используйте разные способы поддержки, танцуйте вместе с крохой. Так вы не только укрепите детские мышцы, но и создадите позитивный контакт с маленьким человечком, доставите малышу удовольствие от новых тактильных ощущений.

В 6 месяцев у карапуза идет развитие осязания; он не только тащит все в рот, но и старательно ощупывает пальчиками.

В подробном курсе «Мой Любимый Малыш» вы найдете пошаговые рекомендации по развитию и воспитанию ребенка этого возраста, смотрите здесь>>>

В шесть месяцев у крохи появляются новые игрушки:

  • Мягкие кубики с картинками. Хорошо, если поверхности кубиков будут выполнены из разных текстур. Детки рассматривают изображения, слушают мамины пояснения, ломают башенки, которые строят родители;
  • Музыкальная игрушка с приятной музыкой. Для детишек в 6 месяцев хорошо подойдет детское пианино с несколькими крупными клавишами, которые легко нажимать. Такая игрушка нужна для развития логики: малыши понимают, что при нажатии разных кнопок раздаются разные мелодии;
  • Игрушки для купания. Больше всего малышам нравятся резиновые пищащие животные и куклы;
  • Разная посуда: большая деревянная ложка, пластмассовые тарелки и кружки. В шесть месяцев ребенку интересно все, что связано с едой взрослых; поэтому пользоваться посудой – это то, что должны уметь и девочки, и мальчики;
  • Картонные книжки с картинками. Карапуз любит их разглядывать и слушать, как читает мама. Не расстраивайтесь, что кроха все время тянет их в рот, это совершенно нормально;
  • Мягкая бумага и различные пакеты. Давайте их детишкам только под присмотром взрослого! Детки обожают рвать бумагу и шуршать пакетом;
  • На прогулке малыш в 6 месяцев уже любит наблюдать за мыльными пузырями; интересуется воздушным шариком.

Важно! Самое главное в выборе игрушек – следите, чтобы у них не было легко отламывающихся мелких деталей, которые малыш может проглотить.

Настроение и эмоции крохи

Психическое развитие ребенка в шесть месяцев дает ему способность отделять родителей и родственников от незнакомцев.

  1. Малыш любит общаться с близкими людьми, которых часто видит;
  2. Карапуз улыбается и смеется, когда ему хорошо, и плачет, когда он чем-то недоволен;
  3. В свои 6 месяцев крошка учится выражать отрицательные эмоции: детишки умеют хмуриться, недовольно лепетать;
  4. Когда малыш рассматривает новую игрушку, на его лице появляется сосредоточенное выражение;
  5. Детки воспринимают интонацию и реагируют на нее соответствующим образом: ласковый голос вызывает на лице малыша улыбку, а от строгого он может заплакать;
  6. Маленький человечек тонко чувствует настроение мамы, если она грустит, может ныть и капризничать. Незнакомые люди настораживают кроху. Он не сразу начинает им доверять, может не пойти на ручки и заплакать от страха.

Обращая внимание на особенности развития ребенка, вы можете спрогнозировать характер ребенка, ведь именно в 6 месяцев проявляются первые его основные черты.

Развитие недоношенного ребенка в 6 месяцев почти полностью соответствует развитию ребенка, родившегося в срок. В этом возрасте «поторопившиеся» детки начинают полноценно общаться с близкими людьми, и мамам рекомендуется проводить с ними как можно больше времени.

Шесть месяцев ребенку – время, когда родители контролируют, что он должен уметь; мальчики и девочки имеют разные нормы развития. Психологами установлено, что девочки приобретают новые навыки немного быстрее, чем мальчики.

Узнайте много интересного о развитии ребенка в 6 месяцев из моего видеоурока:

Говорят малыши

В шесть месяцев продолжается речевое развитие крохи. Малыш уже увереннее произносит слоги, расширяется его «репертуар». Чтобы потренировать язычок и губки, делайте с крохой следующее упражнение. Дождитесь, когда ребенок скажет серию слогов, например, «фа-фа-фа». Произнесите «фо-фо-фо» или «фи-фи-фи».

Так вы покажете крохе, как можно составлять слоги. Когда разговариваете с карапузом, смотрите прямо на него и четко артикулируйте слова. Он будет запоминать, как произносить разные звуки.

Когда исполняется шесть месяцев ребенку, его развитие идет очень быстро и ширится список того, что он должен уметь; видео разных моментов жизни крохи поможет вам запомнить его в полугодовалом возрасте. Успевайте наслаждаться этими деньками, проводите с малышом больше времени. Вы и не заметите, как ваш карапуз начнет бегать и разговаривать.

Источники: http://www.o-krohe.ru/razvitie-rebenka/6-mesyacev/http://www.ljpoisk.ru/archive/4148368.htmlhttp://uroki4mam.ru/chto-dolzhen-umet-rebenok-v-6-mesyatsev

rojaismelo.ru

Ребенку 6 месяцев ходит на цыпочках

Оглавление [Показать]

На какие только меры не идут родители, чтобы отучить свое чадо от хождения на цыпочках! Одни строго-настрого запрещают малышу подниматься на носочки, другие начинают активно водить кроху по врачам, сдавать анализы и искать повинное во всем заболевание. И все это потому, что в таком способе перемещения взрослые обязательно видят какую-то «ненормальность».

С жалобами на то, что ребенок ходит на носочках, обращаются родители и к известному доктору Евгению Комаровскому, который с удовольствием поясняет, что может означать такая походка и как реагировать на нее родителям.

Причины

Чаще всего хождение на цыпочках не является признаком какой-либо патологии, утверждает Евгений Комаровский. Для детей в возрасте до 2 лет эпизодические попытки ходить на носочках являются абсолютной нормой, которая не должна ни в коей мере волновать маму и папу.

Анатомически это явление можно объяснить тем, что у детей, даже тех, кто еще не начал ходить вообще, довольно развита икроножная мышца. И когда малыш встает на ножки и пытается делать первые самостоятельные шаги, именно тонус в этой икроножной области легко может поставить ребенка на цыпочки. В этом нет ничего страшного, ведь по мере развития остальных мышц икры будут менее мускулистыми, и стопа при ходьбе примет правильное положение.

Достаточно часто родители бывают сами виноваты в том, что малыш ходит на носочках. Это может следствием того, что с самого раннего возраста, порой еще до 6 месяцев, начинают использовать такие устройства, как ходунки. О вреде этих приспособлений с точки зрения нагрузки на незрелый позвоночник доктор Комаровский рассказывал неоднократно.

Есть в их использовании и еще один минус — малыш в ходунках опирается на носочки. Он не всегда достает до пола, и потом ему довольно трудно привыкнуть к тому, что можно опираться на стопу как-то иначе. В такой ситуации, по словам Евгения Комаровского, ребенка потом нужно переучивать, прививать ему новую полезную привычку ходить правильно.

Впрочем, не у всех 100% детей, которые ходят на носочках, причины для походки такие безобидные. Есть ситуации, когда ходьба на цыпочках является признаком какого-то из серьезных неврологических нарушений, связанных с нарушением мышечного тонуса и патологиями центральной нервной системы:

  • детский церебральный паралич;
  • мышечная дистония;
  • пирамидальная недостаточность.

Но когда одно из этих заболеваний у ребенка имеется, хождение на носочках будет явно далеко не единственным симптомом. К тому же, скорее, всего, родители узнают о заболевании значительно раньше, чем малыш начнет ходить. А потому, если в 2-3 года ребенок чувствует себя хорошо, у него ничего не болит, его ничего не беспокоит, и единственное, на что родители жалуются – это ходьба на носочках, то причин для волнения нет, утверждает Евгений Комаровский.

В лечении такой ребенок не нуждается, можно его не мучить и не водить по многочисленным врачебным кабинетам.

Есть у малышей для ходьбы на носочках и причины иного свойства — психологические. Карапуз видит, что его хвалят за то, что он подрос, что он уже большой. Естественно, ему хочется быть еще больше и выше, а потому и он время от времени и поднимается на носочки. Часто такая походка бывает свойственна деткам любознательным, очень подвижным, торопливым, впечатлительным, которые всегда куда-то спешат и бегут.

Как исправить походку?

Если патологий у ребёнка нет, как и неврологических диагнозов, то перед родителями может встать вопрос, как исправить походку малыша. Евгений Комаровский утверждает, что до 3 лет заниматься этим целенаправленно нет никакой необходимости. Но некоторые меры, предпринятые родителями, помогут ребенку быстрее овладеть правильными навыками постановки стоп:

  • можно купить ребенку обувь, которая будет хорошо фиксировать ножку. У нее должны быть закрытые носочки и твердая пятка. Евгений Комаровский советует выбирать такие модели, у которых есть небольшой каблук – это дополнительно поможет в профилактике плоскостопия. Хорошо, если обувь будет плотно застегиваться на липучки или шнурки, фиксируя ножку в одном положении. Специальной ортопедической обуви при хождении на носочках не требуется;
  • больше времени нужно уделять активным прогулкам на свежем воздухе, связанным с ходьбой, бегом, прыжками. Отлично, если малыш научится ездить на велосипеде, ведь при этом ему придется опираться на всю стопу;
  • дома и во дворе (если семья живет в частном доме) ребенок должен чаще ходить босиком;
  • при выраженной привычке ходить на цыпочках можно заняться лечебной физкультурой, для этого достаточно обратиться к своему участковому педиатру, который даст направление в кабинет ЛФК;
  • ребенку с привычкой ходить на носочках обязательно нужно делать ежедневный общеукрепляющий массаж. Для массирования ножек и стоп следует посоветоваться с массажистом, чтобы он показал точки для проведения точечного массажа, который позволяет эффективно расслаблять икроножные мышцы и стимулировать другие.

О лечении

К сожалению, действительность такова, говорит Евгений Комаровский, что мама, которая обратится к участковому врачу с жалобами на то, что ребенок ходит на носочках, скорее всего получит рекомендации начать давать чаду медикаментозные средства. Нет ничего страшного в том, что медик назначит витамины и массаж.

Но зачастую ребенку прописывают не столь безвредные методы лечения. Так, могут быть рекомендованы ноотропные препараты, сосудистые, седативные. Евгений Комаровский советует избегать их применения без явной на то причины, то есть наличия серьезного (часто врожденного) заболевания неврологического характера. У этих медикаментов есть масса побочных действий, и здоровому ребенку, который всего лишь ходит не так, как хочется его маме, они совершенно не нужны.

Подробнее об этой проблеме смотрите в небольшом видео доктора Комаровского.

Потешный малыш, который начал ходить, напоминает крошечного балеруна — ходит на цыпочках. Это может вызывать умиление, однако, такая походка должна насторожить. Виною хождения на передней части стопы может быть гипертонус мышц. Такое случается, если во время беременности или во время родов малыш испытывал кислородное голодание.

Балету не обучен, но ходит на носочках

Неравномерное напряжение мышц — наиболее частая причина хождения на цыпочках. С нею справится легче всего. Американские педиатры считают — если ребенок ходит на носочках до трех лет — поводов для беспокойства нет. Ведь малыш только учится, потому пробует ходить различными способами, он экспериментирует.

Ходьба на носочках может быть причиной серьезных детских психологических отклонений, вопрос диагностики и последующей терапии лучше доверить специалистам, мы рекомендуем врачей клиники «Альянс» (https://cmzmedical.ru/)

Почему он так странно ходит?

На вопрос, почему ребенок ходит именно так, а не иначе, есть несколько ответов:

  1. Неравномерное напряжение мышц или мышечная дистония. Случается, она проходит сама собою, (удается обойтись без врачебного вмешательства) по мере того, как ребенок двигается все больше. Этому способствует лазание, ползание, хождение на четвереньках, вставание.
  2. Бытует мнение, что хождение на носочках обусловлено… любознательностью и жаждой познания малыша. Если ребенок встает на цыпочки, он просто стремится быть выше, подрасти, чтобы все увидеть, обо всем узнать. В этом случает ребенок может самостоятельно и в любой момент встать на всю ступню.
  3. Дети часто становятся на носочки, когда выбирают наиболее удобный и подходящий способ ходьбы.
  4. Чрезмерная активность ребенка. В стремлении выплеснуть излишек энергии, дети встают на цыпочки и начинают бегать. Для таких активных детей рекомендуется просто увеличивать физические нагрузки, отправлять на занятия спортом.
  5. Иногда хождение на цыпочках может свидетельствовать о начале развития детского церебрального паралича. Болезнь, помимо странного способа передвижения, сопровождается массой других признаков. Любой терапевт способен диагностировать недуг.
  6. Последствия родовой травмы. В этом случае без врачебного вмешательства и специальных процедур не обойтись.
Хождение на цыпочках видео от Комаровского:

Походка балеруна чревата

Самостоятельно решать проблему не стоит — в любом случае стоит показать ребенка специалисту (педиатру и невропатологу), который сможет точно определить причины.

Только врач может оценить развитие моторных функций по множеству признаков. В случае надобности, ребенку окажут своевременную помощь, а маму снабдят профессиональными советами. В борьбе с недугом придется набраться терпения. Оно того стоит, ведь последствия неисправленной вовремя походки:

  • Неправильная осанка.
  • Косолапость.
  • Кривошея.
  • Задержка в физическом развитии.

Во время хождения на носочках стопа лишается опоры на пятку, которая отныне не несет никаких функций. Пятка не развивается и не растет. Растет передняя часть стопы, увеличивается непропорционально, растаптывается. Вследствие неправильной походки, икроножная мышца и ахиллово сухожилие не могут нормально сокращаться.

Педиатр, невропатолог и физиотерапевт в помощь

Причины хождения на передней части стопы различны. Комплексное лечение требуется не всегда. Лечебные меры включают в себя множество процедур:

  • Физиотерапия — процедуры после осмотра и консультаций должен назначить врач-специалист.
  • Электрофорез — наряду с физиотерапией, помогает решить проблему гипертонуса мышц.
  • Профессиональный массаж. Он несложен, азам детского массажа можно обучиться, чтобы помогать ребенку на дому.
  • Расслабляющие ванночки с добавлением травяных настоев: лаванды, пустырника, череды или ромашки.
  • Парафиновые сапожки (марлевые повязки, пропитанные парафином или озокеритом). Это серьезная процедура, ее назначает врач. Процедура строго противопоказана детям, находящимся в группе риска развития сердечно-сосудистых заболеваний, так же малышам, страдающим сахарным диабетом.
  • Лечебная гимнастика. Заниматься с ребенком надо постоянно. Разрабатывать голеностоп, растягивать нужные мышцы.

Со временем ребенок начнет сам опускаться на пятки, использовать их в опоре, ходить нормально.

Массаж и гимнастика дома

Гимнастика и массаж — вот, что нужно делать самостоятельно и постоянно, маме, чей малыш пошел на носочках.

Лечебная гимнастика включает комплекс несложных упражнений, которые помогут малышу справиться с неправильным хождением. Играйте с ребенком в подвижные игры: прыгайте, ходите по наклонной плоскости, по мягкой поверхности, ходите по-утячьи, вприсядку, на внутренних и внешних сторонах стоп. Так задействуются и развиваются все нужные группы мышц, икроножные мышцы, голеностоп, ахиллово сухожилие.

Если возможность есть, запишите чадо на плавание. Позаботьтесь об ортопедической обуви — это первое, на что надо обратить внимание. Для малышей, у которых стопа и мышцы ног только формируется, крайне важно наличие правильной удобной обуви. Такие ботиночки могут влететь в копеечку, но этот вклад окупиться тысячи раз, ведь речь идет о будущем ребенка.

Несколько советов, как делать массаж самостоятельно:
  • Выписывайте восьмерку пальцем на подошве ребенка.
  • Разминать икроножную мышцу большим и указательным пальцем.
  • Двигать стопу ребенка на себя и от себя.
  • Поставьте ребенка на фитбол (большой резиновый мяч) и перекатывайте мяч вперед-назад. Это нехитрое занятие лучше проводить вместе с папой — папа в таком случае будет придерживать ребенка, а мама перекатывать мяч под ножками малыша, заставляя маленького шагать по мячу.

Читаем дальше:

  • Как научить ребенка ходить (10 советов)
  • Если ребенок боится ходить
Первые шаги на носочках! Видео

Если малыш встает на носочки и ходит на цыпочках, можно расценивать это как игру. Однако, если это повторяется регулярно, при этом ребёнок не может полноценно наступать на стопу и нормально ходить, это говорит о каких-либо проблемах или отклонениях. Отметим, что ходьба на цыпочках часто встречается у детей до трех лет, когда двигательные навыки только формируются. Но если такое явление наблюдается и после 4-5 лет, нужно обязательно обследовать малыша у невропатолога.

Отметим, что далеко не всегда ходьба на цыпочках говорит о заболеваниях и патологиях даже у детей старше пяти лет. Как показывает статистика, 5% малышей во всем мире периодически ходят на цыпочках и делают это без причины, потому что это им нравится. Когда ребенок начнет ходить, он выбирает удобную позицию. Часто этой позицией является ходьба на цыпочках. Как правило, к 5-6 годам он самостоятельно избавляется от привычки. Давайте подробнее разберемся, почему ребенок ходит на цыпочках. И узнаем подробнее, как исправить неправильную походку.

Причины хождения на носочках

  • Когда ребенок начинает ходить в 1 год и чуть старше, он выбирает более удобную позицию. Иногда это становится ходьба на носочках. Не переживайте, совсем скоро он научится ходить и на стопе. Для детей в 2-3 года периодическая ходьба на носочках – нормальный процесс;
  • Если маленький ребенок иногда становится на цыпочки и при этом может легко встать на полную ступню, не стоит беспокоиться. Такое поведение связано с любознательностью малышей, игрой, подражанием взрослому или стремлением стать выше;
  • Еще одна причина – гиперактивность, при которой дети становятся на носочек и начинают бегать на цыпочках. Так затрачивается больше энергии, а малыш быстрее устает. Для гиперактивного крохи педиатры рекомендуют увеличить физические нагрузки;
  • Частое применение ходунков при первых шагах усложняет ходьбу ребенка. Малышу трудно ставить стопу по-другому. Современные педиатры советуют отказаться от использования ходунков, так как это устройство замедляет двигательные навыки и развитие устойчивости. Младенец не прикладывает собственные усилия, чтобы ходить и стоять. В результате он не держит равновесие, не ориентируется в пространстве и начинает ходить гораздо позже рекомендованного срока. О плюсах и минусах использования ходунков читайте здесь;
  • Мышечная дистония – неравномерное и сильное напряжение мышц. Такое заболевание лечится при помощи специальной гимнастики, физических упражнений и массажа. Оно постепенно проходит по мере развития грудничка, когда тот начинает ползать, ходить на четвереньках, вставать и лазать;
  • Родовая травма часто влияет на мозговую деятельность ребенка и приводит к негативным последствиям. Но подобную проблему выявляют сразу после рождения. Заболевание требует специального лечения и наблюдения у врача;
  • Психологические проблемы и внутренний дискомфорт крохи тоже могут повлиять на ходьбу. В таком случае он может подсознательно встать на цыпочки и ходить так, будто крадется;
  • Если ребенок ходит на цыпочках постоянно уже в более старшем возрасте 4-5 лет, причиной могут быть различные тяжелые неврологические заболевания. Прежде всего, это развитие детского церебрального паралича (ДЦП) или пирамидальная недостаточность.

Как определить патологию

Регулярное наблюдение у врача поможет установить причину неправильной походки и своевременно распознать заболевание. Каждая патология, кроме неправильной походки, сопровождается еще и другими симптомами. При регулярном обследовании у специалиста и внимательном наблюдении за развитием малыша определить неврологическое заболевание можно на ранней стадии уже сразу после рождения ребенка:

  • К первым признакам мышечной дистонии относят повышенный или пониженный гипертонус мышц. Малыш неадекватно реагирует на свет и звук, руки и ноги при этом прижаты к телу. Грудничок часто запрокидывает голову назад, не может захватить игрушку и перевернуться на животик после трех месяцев. Ребенок находится в вялом либо, наоборот, слишком возбужденном состоянии. Наблюдается задержка в умственном, психическом и физическом развитии;
  • Пирамидальная недостаточность – нарушения элементов нервной системы, которые отвечают за двигательные функции. В раннем возрасте 2-3 месяцев она определяется дрожанием подбородка, рук и ног, запрокидыванием головы и неуверенным управлением пальчиками, поджиманием пальцев ног. При обучении ходьбе малыш не может полноценно стоять. Он не умеет захватывать и держать предметы, ходит только на цыпочках;
  • Первые признаки ДЦП у новорожденного в возрасте до одного месяца проявляются в том, что он не моргает в ответ на шум или громкий звук. В четыре месяца он не поворачивает голову и не тянется за игрушкой, в семь месяцев – не сидит без поддержки, в год – не произносит слоги и слова, не ходит, совершает движения только одной рукой. Для такого малыша характерны слишком медленные или, наоборот, слишком резкие действия. Иногда наблюдаются судороги, косоглазие, проблемы со зрением и/или со слухом.

Таким образом, определить патологию легко можно к трем месяцам. Что должен уметь грудничок в три месяца, читайте по ссылке

Патологии, при которых ребенок ходит на цыпочках

Заболевание Описание Симптомы
Мышечная дистония Большое и неравномерное распределение напряжения в мышцах, часто наблюдается у грудничков; если запустить заболевание, в 2 года у ребенка появляется сколиоз, косолапость, кривошея Грудничок пожимает пальцы на ногах, не может держать голову и хватать игрушки или предметы, позднее срока стал переворачиваться на животик
Детский церебральный паралич Тяжелое заболевание, связанное с поражением головного или спинного мозга; в данном случае наблюдаются двигательные расстройства, иногда нарушение психики и задержка умственного развития Гипертонус мышц, ребенок сильно отстает в физическом развитии, не может ставить ногу на полную стопу, нарушается слух и/или зрение, иногда наблюдаются судороги и косоглазие
Пирамидальная недостаточность Нарушение функционирования нервной системы, которая возникает из-за родовой травмы шейного отдела позвоночника; наблюдается гипертонус мышц стопы и икры, гипоксия мозга Малыш запрокидывает голову назад, не может держать и удерживать игрушки (тремор рук), замедленное физическое развитие и нарушение походки, дрожащий подбородок

Неправильная ходьба без патологий и заболеваний

Если малыш хорошо развивается без задержек и нарушений в координации движений, спокойно передвигается на полной стопе, то проблем со здоровьем нет. Кроха в этом случае иногда может вставать на носочки ради интереса или игры.

Но важно, чтобы малыш не привык к такому хождению. Неправильная походка вызывает осложнения, среди которых задержка физического развития, искривленный позвоночник и неправильная осанка, косолапость и кривошея.

Кроме того, если малыш начал ходить на цыпочках постоянно, стопа лишается опоры на пятку. В результате пятка теряет функции, не развивается и не растет, а передняя часть стопы непропорционально увеличивается и растаптывается. Это приводит к тому, что определенные мышцы ног не могут нормально сокращаться.

Если ходьба на цыпочках не связана с заболеванием, применяют несколько различных способов исправления походки. Давайте рассмотрим, как отучить ребенка ходить на цыпочках и научить малыша правильно ставить ножку.

Как исправить походку ребенка

  • Покупайте обувь с закрытым носком и твердой пяткой на тугих липучках или со шнурками. Такая обувь должна крепко фиксировать стопу;
  • Больше гуляйте и уделяйте время активным занятиям. Ходьба, бег и прыжки способствуют усталости ног и задействуют различные мышцы, дают необходимую нагрузку;
  • Плавание и занятия в воде расслабляют мышцы и развивают правильную координацию движений, помогают справиться с гипертонусом и укрепляют иммунитет. Много полезных упражнений вы найдете в статье “Плавание с грудничком в ванне и бассейне”;
  • Для развития ступней и мышц ног ребенка после двух лет можно посадить на детский самокат, а после 3-4 лет – на велосипед. Педали и поверхность самоката провоцируют ставить ногу полной ступней;
  • Лечебная гимнастика и массаж, физиотерапия – основное лечение при гипертонусе мышц. Упражнения разрабатывают голеностопный сустав, укрепляют связки и растягивают икроножные мышцы. Такие занятия разрешены для детей уже с трех месяцев. Наряду с массажем и физиотерапией для лечения гипертонуса врач может назначить электрофорез;
  • Врач может назначить специальные парафиновые сапожки. Это повязки из марли, которые пропитывают озокеритом или парафином. Данная процедура противопоказана детям с сахарным диабетом и склонным к заболеваниям сердца или сосудов;
  • Хвойные, солевые и травяные ванны расслабляют мышцы грудничка и способствуют решению проблемы гипертонуса. Для ванночки используют настои или отвары из пустырника, ромашки, череды и лаванды, а также морскую соль. Такие процедуры полезны для грудничков после 3-4 месяцев. Они не только снимают гипертонус, но и налаживают сон, устраняют раздражение с кожи, помогают устранить опрелости. Хвойные ванны для грудничка можно вводить после полугода.

Гимнастика и массаж в домашних условиях

Многие родители задаются вопросом, что делать, если ребенок ходит на цыпочках. При отсутствии патологий и серьезных заболеваний врач назначает лечебную гимнастику и массаж, которые можно делать дома. Данная гимнастика включает комплекс легких упражнений, в который входят подвижные игры и прыжки. Кстати, прыжки и лазанье прекрасно помогают наладить правильную походку.

Избавиться от привычки ходить на носочках поможет регулярная ходьба по мягкой и наклонной поверхности, на внутренних и внешних стопах, на пятках, по-утячьи и вприсядку. Такие упражнения задействуют голеностоп и икроножные мышцы, которые очень важны для ходьбы. Главное выполнять занятия регулярно.

Прекрасно помогают занятия на фитболе, которые можно начинать уже на третью-четвертую неделю после рождения! Они устраняют гипертонус мышц и укрепляют костный скелет, формируют правильную осанку и нормализуют работу внутренних органов, развивают координацию движений и вестибулярный аппарат, улучшают пищеварение и даже выполняют функции массажа. Кроме того, покачивания на мяче расслабляют и успокаивают кроху.

Чтобы исправить походку, ставьте кроху на фитбол ножками и перекатывайте мяч назад-вперед. Регулярно делайте массаж ножек, разминая пальцами стопы и икроножные мышцы. Не забывайте о плавании и купании в ванночках с добавлением отваров или настоек.

Ходьба — это этап, который ждут все мамы. Это граница между младенчеством и ранним детством. И что может быть привлекательней, чем смотреть, как милый ребенок шагает?

Но мама есть мама. Даже когда настало время наслаждаться новой обретенной свободой своего ребенка, мамочка найдет, о чем побеспокоиться. — например, когда ребенок начинает ходить на носочках.

Малыши ходят на цыпочках, когда они учатся ходить, держась за мебель. Но требует ли ходьба на носочках медицинского вмешательства или это просто фаза процесса становления навыка? Если ребенок ходит на цыпочках, это бывает нормой. Но также, в отдельных случаях, может потребоваться консультация специалиста.

Ходьба на цыпочках предполагает, что ребенок ходит на пальцах или не соприкасается пяткой с поверхностью, когда делает шаг. Это считается «нормальным» в возрасте от 2 до 3 лет.

Причины

Их можно разделить на 4 группы.

  1. Неврологические состояния — детский церебральный паралич, мышечная дистрофия и другие двигательные нарушения. При этих состояниях мышцы икр у ребенка жесткие, из-за этого малышу трудно или невозможно опустить пятку на твердую поверхность. Поэтому, чтобы сделать шаг, ребенок встает на цыпочки.
  2. Ортопедические заболевания — воспаление пяточной кости, короткое пяточное сухожилие, косолапость. В этом случае структурные изменения в стопе делают невозможным или мучительным опущение пятки на поверхность.
  3. Поведенческие расстройства (аутизм). Если ребенок стал ходить на носочках, возможно, это проявление определенных симптомов, множество из которых приходят с аутизмом.
  4. Идиопатическое хождение на цыпочках.

Существуют такие случаи, когда здоровые дети, не имея каких-либо болезней, все еще упорно ходят на пальчиках. Это известно как идиопатическая ходьба на носках и диагностируется путем исключения всех прочих болезней, которые вызывают данный способ ходьбы.

Идиопатическая ходьба на цыпочках предполагает, что ребенок часто становится на носочки при ходьбе из-за сложившейся привычки. Также в отдельных исследованиях указывается, что члены семьи также обладают этой чертой.

Наиболее распространенное явление у ребенка с идиопатической ходьбой на носках — жесткие мышцы голени. Это приводит к тому, что опустить пятку на поверхность становится еще труднее и может вызвать боль при попытках занятия спортом.

Идиопатическая ходьба бывает связана с гипер- или гипочувствительностью. Некоторым детям может не нравиться прикасаться стопами к различным поверхностям. И тогда ребенок встает на носочки, чтобы избежать полного прикосновения стопы.

Когда следует обратиться к врачу?

Если вы беспокоитесь, общение с врачом не принесет никакого вреда.

Но назначьте встречу как можно скорее в следующих случаях:

  • если ребенок ходит на носочках большую часть времени;
  • при ощупывании вы пальцами ощущаете, что у малыша жесткие мышцы голени;
  • ребенок не скоординирован;
  • ребенок постоянно спотыкается;
  • малыш демонстрирует признаки задержки развития моторных навыков;
  • ребенок не может переносить вес на свою ногу;
  • кроха потерял моторные навыки, которые у него уже были.

Врач проверит ребенка на церебральный паралич и другие серьезные причины ходьбы на цыпочках. Он также может порекомендовать обратиться к логопеду, так как задержка речевого развития часто сопровождает данный способ ходьбы.

Лечение

Эффективность терапии зависит от ряда факторов.

Они могут использоваться при определении плана коррекции.

При составлении такого плана руководствуются ответами на вопросы:

  • в чем причина?
  • пятки ребенка когда-либо контактируют с землей или ребенок всегда склонен ходить на цыпочках?
  • насколько жесткие у ребенка икроножные мышцы и были ли затронуты мышцы стопы и голеностопного сустава?

Когда ребенок ходит на носочках, что необходимо делать?

Многие из планов лечения, которые может назначить врач как для идиопатической, так и для причинно-следственной ходьбы на носочках, включают сразу несколько направлений воздействий.

Упражнения на дому

Выполнение упражнений дома будет очень полезным для вашего ребенка. Они позволят мышцам голени растянуться и, следовательно, усилить переднюю часть ног. Занятия обеспечат дополнительный диапазон движения и устойчивость лодыжек, позволят ребенку переступать с пятки на носок и твердо стоять на ногах.

Растяжение — это первый шаг. После этого важно, чтобы вы и ребенок участвовали в занятиях и упражнениях, которые направлены на использовании растянутых мышц.

Важно заниматься упражнениями, которые являются интересными и подходят для возраста ребенка. Вы можете посоветоваться со специалистом по лечебной физкультуре, чтобы узнать о приятных и инновационных упражнениях, которые вы сможете делать дома с ребенком.

Массаж

Поможет деткам опускаться на пятку при ходьбе. Лучше, чтобы массаж ножек детям с таким способом ходьбы выполнял специалист. Но если такой возможности нет, родители могут выполнить требуемые манипуляции сами, предварительно проконсультировавшись с детским массажистом или мануальным терапевтом.

Вовремя начатые сеансы массажа в сочетании с остальными методами, назначенными доктором, прекрасно помогут справиться с данной проблемой.

Обувь

Следующие типы обуви могут поспособствовать ограничению желания у ребенка ходить на цыпочках.

  • Туфли на плоском ходу. Воздержитесь от использования обуви с клиньями или приподнятыми каблуками. Приподнятое положение стопы изначально сократит икроножную мышцу и приводит к вставанию на пальцы. Идеальный вариант — обувь на плоской подошве.
  • Пискливые ботинки. В некоторых туфлях есть пищалки на пятках. Ребенок получает дополнительное удовольствие, опуская при шаге пятку на поверхность.
  • Обувь, которая загорается. Некоторые марки обуви снабжены фонариками, расположенными в задней части стопы. Чем больше ребенок опускается на пятку при ходьбе, тем больше загорится свет.

Хирургия в лечении

Если ходьба на носочках является симптомом серьезного расстройства, может потребоваться хирургическое вмешательство. Но сначала врач попытается исправить проблему с помощью нехирургических методов. Если он не видит улучшения в течение 12 месяцев, то порекомендует операцию. Хирургическое вмешательство в основном сосредоточено на удлинении пяточного сухожилия.

Планы лечения

Если ребенок находится в возрасте до двух лет, наблюдение, безусловно, является лучшим планом лечения.

Поэтому, когда ребенок 9 месяцев ходит на носочках, не стоит сразу бить тревогу. Пока просто наблюдайте.

В возрасте старше двух лет дети должны пройти скрининг на предмет развития или присутствия неврологических расстройств, которые могут потенциально объяснить стойкость ходьбы на носочках. Если ни одна из них не найдена, данный способ ходьбы описывается как идиопатический, то есть никакая основная причина не может быть идентифицирована.

Дети с ходьбой на носках по идиопатическим причинам в возрасте старше двух лет могут продолжать наблюдаться, особенно если есть улучшение. Или можно делать простое растяжение и другие упражнения.

Если применение этих простых процедур терпит неудачу, можно рассмотреть вопрос о хирургическом удлинении пяточного сухожилия.

Прогноз

В большинстве случаев ходьба на носках у детей не требует никакого лечения. Более вероятно, что ребенок самостоятельно разработает нормальный стиль ходьбы. Но если вы используете вышеуказанные варианты лечения, то, возможно, увидите улучшение раньше.

В случае если хождение на пальцах ног связана с когнитивным или неврологическим расстройством, потребуется больше времени и сил, чтобы решить проблему.

Изолированно хождение на носочках не вызывает беспокойства. Это становится проблемой только тогда, когда оно связано с более серьезной проблемой здоровья. Главное — обратиться за медицинской помощью, как только сможете.

При раннем вмешательстве случаи церебрального паралича и аутизма могут стать более управляемыми.

Так что не пренебрегайте ходьбой на пальцах у ребенка, не воспринимайте это как еще одну детскую причуду.

Независимо от диагноза вашему ребенку больше всего нужна ваша любовь и поддержка. Каждый ребенок особенный и будет реагировать по-разному на любое вмешательство. Другими словами, то, что эффективно для одного, может оказаться тщетным для другого. Тем не менее при надлежащей поддержке, терпении и качественной терапии ходьбу на носочках можно излечить.

baby-tut.ru

Как научить ребенка ходить самостоятельно без поддержки. Ребенок ходит на носочках

Некоторые мамы очень болезненно относятся к тому, что их ребенок не может выполнять такие же действия, как другие дети в данном возрасте. Это относятся к способности переворачиваться, садится, вставать, или ходить с посторонней помощью и без нее. Слишком активные родители пытаются малыша в 4 или 6 месяцев активно учить садиться, или делать первые шаги. Однако каждый ребенок является индивидуальностью, и когда он не выражает желание что-либо предпринимать в этом направлении, то насильно заставлять его нельзя.

Если усадить карапуза и обложить его подушками, но при этом, как только опора будет устранена, он завалится набок, данный факт говорит о том, что его мышечная система и опорный аппарат не готов к сидению, а тем более к ходьбе. И далее продолжать усаживать малютку через силу очень вредно, поскольку приведет к большим проблемам с позвоночником. Поэтому каждому родителю важно понимать, как научить ребенка ходить самостоятельно без поддержки, но при этом не причинить вреда крохе.

Как помочь малышу начать ходить вовремя

Рассмотрим подробнее вопрос о том, как научить малыша ходить, поскольку мышцы малыша и его позвоночник должны быть подготовлены к прямохождению:

  1. Уже в первые несколько недель от рождения ребенка следует укреплять его мышцы спины. Для этого его обязательно следует переворачивать на животик. Начинать нужно с нескольких секунд и заканчивая 10 минутами в день. Это можно делать за один сеанс, либо разделить процедуру и проводить ее несколько раз в течение дня. Одновременно можно использовать легкий массаж чтобы ребенок начал ходить впоследствии вовремя.
  2. После того как ребёнок стал проводить некоторое время на животе, следует помогать ему переворачиваться. Делать это удобнее всего во время смены подгузника. Ребенок может готовиться к переворотам в возрасте от 2 до 6 месяцев. Если он пытается перевернуться самостоятельно, то следует это максимально поощрять, используя игрушки или специальные упражнения.
  3. В возрасте 4 месяцев малютка уже пытается сидеть, но ему еще нужна поддержка. Около полугода он уже садится самостоятельно. Для оказания помощи при попытке присесть, можно взять его за ручки и немножко потянуть за них. Кроме этого, следует стимулировать ребенка переворачиваться налево и направо, размещая по бокам различные игрушки. Это позволяет еще лучше укрепить мышцы и развить координацию движений.
  4. Как помочь ребенку начать ходить? От полугода и до 10 месяцев ребенок должен активно ползать. Стимулировать его к этому поможет пребывание в манеже или на полу, который нужно предварительно застелить чистым одеялом. Когда малыш становится на четвереньки, положить интересующий его предмет или игрушку на некотором расстоянии таким образом, чтобы только при помощи продвижения вперед он смог ее взять.
  5. Хождение начинается в том случае, когда карапуз встает на ноги. Вначале он опирается на спинку кровати, мебель или другие объекты. Ему необходимо помочь сохранить равновесие, взяв за обе руки, а немного позднее только за одну. В зависимости от индивидуальных особенностей, дети начинают практиковать хождение с опорой приблизительно от 7 до 12 месяцев.
  6. Когда у ребенка появляется сила в ногах, и стоит он уже довольно уверенно, то карапуз начинает движение по дому. Но в первое время страхуется, держась за стены, предметы мебели, или мамину руку. В этот момент он исследует новые для себя горизонты. Лучше всего на этом этапе подарить малютке игрушку, которую можно толкать. Очень хорошо для этой роли подходит коляска или машинка.

Срок, когда ребенок начинает ходить бывает разным, норма у каждого малыша своя, но придерживаться и присматриваться к стандартам тоже необходимо.

Нужно ли пользоваться ходунками

Многие специалисты говорят о том, что в том случае, когда у родителей есть желание, чтобы малыш нормально развивался, то о ходунках нужно забывать. Несмотря на то, что в какой-то степени они позволяют ребенку совершать свободные движения.

Дети, которые пользуются ходунками, учатся ходить самостоятельно гораздо позднее своих сверстников. Положительным моментом использования ходунков является то, что они освобождает маму на некоторое время, и позволяют ей заниматься домашними делами. Однако малыша нельзя оставлять в них надолго и одного, поскольку он может легко приблизиться к опасным предметам: розетке, плите или высокой лестнице.

Ходьба на носочках

В современной медицине давно известны причины формирования данной особенности походки. Когда ребенок ходит на носочках причины Комаровский считает, заключаются в том, что таким образом ребенок осваивает первые азы правильного хождения. Это можно также рассматривать как вариант эксперимента у малыша для разных постановок ступни на пол. Если со здоровьем у него всё в порядке, то умение правильно ходить разовьется сама по себе. Однако в некоторых случаях причины могут быть гораздо серьезнее:

  1. Повышение тонуса мышц. У малыша при ходьбе важную роль играют тонус мышц ножек, который может быть сниженный и повышенный. Небольшое перенапряжение или недостаточный тонус со временем нормализуются. Но будет лучше, если родители примут для этого все меры как можно быстрее.
  2. Иногда такие особенности хождения вызываются любопытством ребенка, которой получив новый навык, хочет увидеть как можно больше предметов и вещей вокруг себя. И только встал на цыпочки он получает такую возможность. Если это не связано с патологическим отклонением, то в любой момент карапуз может, как встать на носочки, так и поставить на пол всю ступню.
  3. При гиперактивности ребенка у него также возникает желания вставать на носочки, поскольку таким способом ему легче быстро бегать. В этом случае необходимо ему давать успокоительные капельки, выписанные врачом, чтобы уменьшить проявления избыточной активности и снизить вероятность травматизации.
  4. ДЦП в ранней стадии. Иногда это заболевание проявляет себя в начале его развития нарушением походки. Но кроме этого существует множество и других симптомов болезни, поэтому пропустить ее невозможно.
  5. Родовая травма, которая сопровождается кислородным голоданием плода. Нарушения, происходящие в головном мозге в этот момент, приводят к изменению походки в дальнейшем.

Первые и долгожданные шаги

Наступает время, и малыш, отпуская опору, делает первые долгожданные шаги. Это происходит в промежутке между 9 и 13 месяцами. Уверенно малыш начинает ходить примерно в год и три месяца. При любой удачной попытке ребенка надо хвалить, ходить вместе с ним, а в играх водить элементы, требующие перемещения. Некоторым мамам интересно узнать, во сколько месяцев начинают ходить девочки. Так как их развитие начинает опережать мальчиков, то в среднем это происходит на месяц или два раньше.

Если ребенок не ходит в год, то не следует забывать, что все дети одинаковыми быть не могут. У одних это получается раньше, а у других позже. Могут быть самые различные объяснения такому явлению, начиная от массы тела и заканчивая особенностями характера малютки. Поэтому не стоит слишком гордиться, если у вашего малыша это происходит раньше, чем у других, и не очень расстраиваться, когда карапуз немного отстает своих сверстников.

Любые сроки, которые определяют начало хождения, являются относительными. По этой причине, если ребенку 1 год, и он не ходит самостоятельно, то паниковать не следует, но показать его врачу необходимо.

Какая нужна обувь

Теперь, когда малыш начал свободно передвигаться, необходимо правильно подобрать ему обувь. Лучше всего покупать ее в конце дня, в этот период нога становится немного больше, чем с утра. После того как пара была выбрана, ребенку следует одеть ее и немного постоять в обновке. При этом родители должны убедиться, что туфельки или сапожки не давят, и достаточно просторны для ножек своего нового хозяина. После этого, следует походить немного в новой обуви в магазине и убедиться, что при этом не возникает раздражения, потертости, покраснения. Когда возникают хотя бы малейшие признаки неудобства, следует выбирать обувь на размер больше.

Если говорить о других характеристиках, то она должна соответствовать возрасту, пятке следует быть твердой, а подошва содержать в себе супинатор. Обязательно следует учесть, что застежка в обуви должно быть удобна для малыша. Первая обувь для начинающего ходить ребенка обязательно должна быть удобной и качественной.

mymalish.ru