Отличия между Активным и Гиперактивным ребенком. Гиперактивный ребенок 1 6 года
Гиперактивный ребенок в 2 года: симптомы и признаки
Иногда родителей беспокоит то, что их малыш не может усидеть на месте, он слишком активен. Стоит подумать: гиперактивный ребенок в 2 года — это норма или нарушение? Также родители должны знать, необходимо ли им обращаться за помощью к специалисту или нет?
Как распознать, гиперактивен ли малыш?
Само собой понятно, что почти всем детям свойственно активное поведение. Они могут за короткий промежуток времени сменить несколько видов деятельности, бегать, прыгать, танцевать. Однако это не значит, что у них есть проблемы.
Чтобы не упустить проблему, следует знать признаки гиперактивности. В научной среде это поведение называют СДВГ — синдром дефицита внимания и гиперактивности. Понятие гиперактивность — деятельность, которая превышает норму, и на ее наличие в двухлетнем возрасте могут указывать следующие факторы:
Малыш слишком суетлив, он беспрестанно передвигается, в основном бесцельно, неусидчив, для него характерны подергивания руками и ногами.
Речь достаточно многословна, не исключено проглатывание слов.
Внимание практически отсутствует: малыш не организован, постоянно ошибается, теряет игрушки или какие-то предметы, и не может их найти. Довольно часто не реагирует на просьбы, так как, даже услышав их, очень быстро забывает, что ему говорили.
Такие дети чрезмерно импульсивны, плаксивы и очень капризны, часто агрессивны (не только к другим, но и к себе), вступают в конфликты, не реагируют на запреты и просьбы. Такое проявление часто называют эмоциональным хаосом.
Отсутствие понимания правил общения, то есть малыш все время хочет быть первым, не считается с желаниями других, пытается своим поведением постоянно привлекать внимание к себе. Некоторые из родителей считают, что это повышенная коммуникабельность. Однако это не так. Просто ребенок отказывается подчиняться общепринятым нормам поведения и общения.
Фактически никогда не доводит начатую игру или дело до конца, он быстро теряет интерес и переключается на что-то другое.
Гиперактивность может проявляться и расстройствами физического здоровья: диарея, аллергические реакции, головная боль, плохой беспокойный сон.
Непременно стоит обратить внимание, если ребенок часто ломает, рвет и бьет все, что ему попадается под руку. Если родители наблюдают хотя бы некоторые признаки гиперактивности из описанных выше, им необходимо задуматься, и как можно скорее обратиться к опытному специалисту. Затягивание проблемы негативно может сказаться на дальнейшей жизни их чада. Это, безусловно, сложности с адаптацией к школе, неумение строить отношения со сверстниками и взрослыми, в том числе с учителями. Данный синдром влияет и на успеваемость (пишут и читают хуже, чем другие дети): нежелание выполнять домашние задания и поручения учителя.
Кроме того, даже к понравившемуся занятию такие дети быстро теряют интерес. Поэтому посещения каких-либо кружков, секций для них фактически бесполезны.
В чем таится опасность?
Считать, что СДВГ — это показатель умственной отсталости ни в коем случае нельзя. Как раз наоборот, гиперактивные дети в основном интеллектуально более развитые, чем многие их сверстники. Из-за того, что они не могут спланировать свои действия или следовать определенным инструкциям и правилам, им свойственны легкомысленность и беспечность. В связи с этим ими часто совершаются глупые ошибки, которых другие дети в их возрасте стараются избегать.
Для гиперактивных детей любого возраста, в том числе и малыша 2 лет, опасным является то, что им сложно предугадывать, каким будет последствие от того или иного действия. Это может приводить к опасным ситуациям, влияющим на жизнь и здоровье ребенка. В более взрослом возрасте они часто необоснованно рискуют.
Еще одно замечание: привычным является то, что дети с СДВГ чересчур активны и шумны. Однако в некоторых случаях они могут быть, наоборот, слишком тихими и незаметными. Могут неподвижно сидеть на одном месте достаточно длительное время, не замечая никого вокруг. При этом они смотрят в одну точку. Родители должны быть наблюдательными, чтобы суметь различить нарушение поведения своего чада и обратиться к детскому психологу и неврологу.
Почему возникает проблема и как ее выявить?
Причины гиперактивности у ребенка 2 лет ничем не отличаются от причин, влияющих на этот синдром в каком-либо другом возрасте. Одной из предпосылок психологи называют возникновение осложнений во время беременности у будущей мамы. Свое влияние оказывает и биологический, наследственный, фактор. Так, если в роду были дети с подобными проблемами, то в последующих поколениях они могут снова проявиться.
К причинам можно отнести и генетические, которые возникают вследствие отклонений от нормы определенных отделов головного мозга. На возникновение гиперактивности у детей могут влиять и социальные предпосылки. К примеру, материальное положение в семье, склонности и привычки родителей, семейное воспитание. Кроме того, специалисты выделяют и такую группу причин, как экологические. Считается, что на нарушение поведения могут повлиять и некачественные продукты питания, содержащие красители, консерванты. Недостаток минералов и витаминов в рационе малыша 2 лет также способен нести негативные последствия для характера и поведения ребенка.
Когда у родителей существуют подозрения в отклонении поведенческих норм у малыша, не следует откладывать проблему в долгий ящик и надеяться на ее саморазрешение. Прибегать к самодиагностике и самолечению также не стоит. Обращение к квалифицированному специалисту поможет справиться с трудностями, не допустив при этом ошибок.
Диагностирование проходит в три этапа для детей от 5 лет и в два этапа для детей, не достигших данного возраста. 1 этап заключается в сборе необходимой информации. Роль играет и протекание беременности, процесс родоразрешения, болезни, перенесенные малышом до 2 лет и многое другое. В то же время родители должны оценить своего ребенка, из чего тоже делается вывод. Кроме того, врач следит за поведением ребенка во время приема и сопоставляет с нормальным поведением детей в 2 года.
Как было сказано, 1 из этапов при диагностике малышей до 5 лет отсутствует. Связано это с тем, что он заключается в использовании тестовых методик, выявляющих параметры внимательности. Так как в раннем возрасте дети не способны давать ответы и полностью понимать поставленную задачу, данный этап пропускается.
Последний этап состоит в аппаратном обследовании. Ребенку делают электроэнцефалограмму, МРТ, дающие представление о потенциалах мозга и изменениях в нем. Такие обследования безболезненны и безопасны, поэтому вреда малышу не причинят. Имея данные всех исследований, врач подбирает правильное лечение.
Способы лечения гиперактивных детей
Когда встает вопрос о необходимости лечения гиперактивности у детей, мнения специалистов расходятся. Мнение одних заключается в том, что отклонения в поведении и состоянии ребенка нужно корректировать. Вследствие этого он сможет легко приспособиться к повседневной жизни. Однако другие уверены, что терапия с помощью медикаментов совершенно необязательна.
Мнение об отказе от лекарственных средств для лечения гиперактивности небеспричинно. Связано это с тем, что детям, имеющим СДВГ, назначают психотропные вещества, которые подвергают маленьких пациентов зависимости. Безусловно, многие родители не готовы рисковать здоровьем своего ребенка и выбирают другие методы.
Однако в некоторых случаях все же приходится прибегать к медикаментам. Ограничить их прием можно Атомоксетином, не являющимся психотропным препаратом. Несмотря на это, он все же имеет противопоказания к применению и побочные действия. Поэтому его применение без контроля врача категорически запрещено. Эффект от применения данного препарата становится заметен приблизительно через 4 месяца.
Положительное действие на состояние гиперактивного ребенка в два года окажет другой способ, так называемый метод биологически обратной связи. Его особенность состоит в уменьшении эмоциональной напряженности, что очень важно при данном диагнозе. В то же время его использование не приводит к полной отмене лечения. Однако дозы возможно уменьшить.
Без сомнения, без психологической помощи и поддержки родителей, детских психологов, воспитателей (если малыш уже посещает детский сад) достичь положительного результата не получится. Ребенок в 2 года еще настолько мал, что не способен хоть немного понимать существование проблемы у себя. Взрослые обязательно должны учесть все поведенческие особенности малыша и постараться помочь ему.
Как следует воспитывать гиперактивного ребенка?
Несомненно, ребенок в два года наибольшее количество времени проводит с родителями. Поэтому в первую очередь именно они оказывают на него наибольшее влияние. Каждый ребенок с СДВГ желает, чтобы его воспринимали таким, какой он есть. Однако родители не должны ему дозволять все, и в то же время не замечать его неправильного поведения тоже нельзя.
Итак, как же должны вести себя мама с папой, чтобы не навредить своему чаду, а помочь? Каждый ребенок в любом возрасте не терпит замечаний, но очень любит, когда ему говорят, что он молодец. Поэтому важно обращать внимание на положительные поступки и обязательно говорить ему об этом, поощрять словами. Нужно постараться избавиться от таких выражений, как «Потому что так сказала», «Ты слышишь?».
Категорическое нет тоже негативно скажется на малыше. Это не значит, что все можно разрешать. Просто если что-то запрещать, то не категоричным тоном, объясняя, почему так делать нельзя. Очень полезным в борьбе с гиперактивностью будет приобщение к домашним делам. Двухлетнему малышу можно предложить вместе с мамой, папой или старшим братом покормить домашних питомцев, полить цветы. Если ребенок уже получил какое-либо задание, то выполнять это за него нельзя.
При выборе заданий для своего чада нужно помнить об их посильности. Он должен с ними справляться без особых сложностей. Просьбу нужно произносить твердым, но не приказным тоном, иначе скорее всего малыш откажется делать то, о чем его попросили. В худшем случае устроит истерику.
Очень важно проводить вместе как можно больше времени. Зачастую гиперактивные дети неадекватно ведут себя с целью привлечения родительского внимания. С ребенком можно не только играть, но и в игровой форме учить правилам общения и поведения в саду, на улице, в транспорте. При этом домашняя обстановка должна быть тихой и спокойной.
Если у малыша есть своя комната, необходимо уделить внимание цветовой гамме, расположению мебели. Предметов мебели должно быть как можно меньше, чтобы не было загромождения. При выборе обоев или краски нужно остановиться на спокойных тонах, если это обои — лучше выбирать однотонные. Очень хорошо, если есть возможность разместить в комнате шведскую стенку. Это не только способствует физическому развитию, но и является хорошим способом, чтобы выплеснуть накопившуюся энергию.
Таким образом, гиперактивность в двухлетнем возрасте исправима. Если родители не будут медлить и обратятся за помощью к специалисту, то и результат не заставит себя ждать. Важно помнить: малыш нуждается в родительском внимании.
Рекомендуем так же прочитать по этой теме:
roditeliz.ru
что делать родителям (советы психолога)
В современном мире все чаще можно встретить слова синдром гиперактивности. Им чаще всего страдают дети, но и взрослые могут испытать на себе такой диагноз. Что такое гиперактивность у детей, каковы ее причины, признаки и симптомы, как ее лечить и что делать родителям детей школьного возраста или в возрасте до года, если им поставили такой диагноз, расскажем в этой статье.
Что это такое?
Синдром гиперактивности это диагноз неврологического состояния, по существу своему являющегося патологией и выражающегося в форме навязчивой перевозбудимости. Важно отличать синдром гиперактивности от повышенной активности, так как симптомы и признаки гиперактивности и активности детей схожи, но все-таки есть особенности. Вот что по этому поводу говорит доктор Комаровский.
Признаки и особенности активного ребенка:
Много двигается, но легко переключается на неподвижные игры.
Много и часто говорит, засыпая родителей вопросами.
Не страдает нарушениями сна и кишечника.
Активный только в определенных местах.
Не проявляет агрессивности.
А что же гиперактивный ребенок? Его признаки и особенности таковы:
Не может контролировать свое поведение и перестать двигаться или что-то делать.
Много и часто говорит, засыпает родителей вопросами, но не интересуется ответами.
Имеет расстройства со сном, кишечником и аллергии.
Активный везде, с ним нельзя справиться.
Дети конфликтные и агрессивные.
Разница налицо, поэтому стоит внимательно изучить, как ведут себя ваши дети в тех или иных местах и присмотреться к их поведению. Что же делать при гиперактивности? Рекомендации и советы по облегчению гиперактивности у детей и особенности работы с ними приведены ниже.
Причины
Как утверждает доктор Комаровский, гиперактивность является не чертой характера малыша, а приобретенным фактором. Причины того, что развивается синдром гиперактивности, - проблемы в родах или вынашивании.
Синдром гиперактивности выявляется у следующих групп детей:
родившиеся при помощи кесарева сечения;
родившиеся в патологии родах;
дети, не получавшие молока матери и вскормленные искусственными смесями до года;
недоношенные дети или с недостаточной массой при рождении.
Причины развития гиперактивности могут зависеть от окружающей среды и экологической обстановки, режима питания и образа жизни. Важно правильно и на ранних сроках распознать симптомы гиперактивности, чтобы попытаться ее облегчить, но это довольно сложно, так как уже после года малышей не избавить от нее. Признаки гиперактивности можно распознать у малышей как в возрасте до года, так и дошкольного и школьного возраста.
Разновидностью гиперактивности, как утверждает доктор Комаровский, является синдром дефицита внимания и гиперактивности. Такой диагноз проявляется в проблемах с концентрацией ребенка, гиперактивностью и неуправляемой импульсивностью. Такие дети плохо воспринимают информацию, не способны сосредоточиться на одном объекте и упрямы, когда делают то, что считают нужным, даже если это неправильно.
Вылечить синдром невозможно, но натренировать детей для его избавления вполне реально. В США и Австралии были проведены эксперименты по лечению и коррекции СДВГ специальными препаратами – стимуляторами, но результат лечения оказались неутешительными – лечение невозможно, а стимуляторы на диагноз действуют еще и как слабый наркотик.
Советы психологов
Советы психолога для облегчения вашей жизни и жизни малыша, если вам установили диагноз гиперактивности, следует слушать. Как говорит доктор Комаровский, прежде всего, облегчение жизни ребенка при гиперактивности - это ваша забота, старание и понимание. Гиперактивность можно только подвергнуть коррекции, лечение ее невозможно. Рекомендации и советы психологов родителям детей дошкольного и школьного возраста таковы:
Обеспечьте ребенку нормальную и спокойную обстановку в семье – станьте организованнее и установите четкий режим дня, которому будет следовать не только ребенок, но и вы сами. Делать это несложно: напишите на листе ваши обязанности и распорядок дня и следуйте ему.
Обязательно давайте ребенку выпустить энергию наружу – гуляйте с ним на свежем воздухе и занимайтесь спортом.
Не ругайте малыша, но и не молчите с ним: говорите и объясняйте на примере поступков, что хорошего он сделал, а что не очень. В этом поможет беседа как дома, так и в школьной обстановке. Выявляйте признаки агрессии сразу и устраняйте их.
Вам следует научить ребенка управлять своими эмоциями и поведением. Нам всем необходимо время от времени выплескивать свои эмоции, поэтому постарайтесь донести до ребенка, что их можно и нужно не держать в себе, но для выпуска пара стараться не задевать никого из окружающих людей, животных или растений, а также любых предметов, представляющих ценность. Делать что-то плохое запрещается.
Вам нужно объяснить и донести до ребенка, что ему не разрешается делать все, что угодно, но одновременно не быть тираном. Ограничьте его действия разумно и хвалите каждый раз, когда он справился с заданием и не растратил много сил на выполнение работы.
Старайтесь не допускать переутомления детей, снизьте влияние телевизора и компьютера, а также не ходите долго в шумных и людных местах. Разговаривайте с ребенком, знайте обо всех его переживаниях и проблемах – иногда беседа очень помогает понять, что именно ему хочется.
Придерживайтесь правильного и сбалансированного питания. Лучше ограничить пищу в виде жареного, жирного, острого, соленого и копченого. Пусть ваш ребенок питается полезно и разнообразно. Если ребенок отказывается от еды, на то есть свои причины, не заставляйте его съедать все до крошки.
Займитесь с ним спортом – запишите в секцию, отдайте на тренировку. Но, как выход из положения, можно научить его спокойным играм – лепке из пластилина, рисованию, чтению.
Найдите место для релакса и отдыха детей и устраивайте часы тишины.
Помните, что главное в ограничении гиперактивности – это ваше желание и настрой, а также рекомендации, которые советует доктор. Если вы будете настроены на позитивный результат, то все получится. Обретите спокойствие внутри себя - и дети также прислушаются к вашему поведению, утверждает доктор Комаровский. Особенности работы с ними важно соблюдать для получения отличного результата, заверяет доктор.
Конечно, существует множество мифов о гиперактивности, но не следует им слепо доверять. Главный миф – синдром гиперактивности – это болезнь, и ей требуется лечение. На самом деле, это не так, лечение здесь не поможет. Синдром гиперактивности нельзя лечить таблеткам или лекарствами – нужно только направить ее в нужное русло. Но и не пытаться с ней что-то делать не выход из положения. Придерживайтесь советов, указанных выше - и ребенок будет вам благодарен. Доктор Комаровский советует не лечить синдром гиперактивности таблетками, а лишь использовать вышеуказанные пути – лечение коррекцией поведения.
Конечно, доктор не зря говорит о рисках патологии и отклонений при гиперактивности. Риски есть, но при грамотном следовании рекомендациям психолога у вас все получится, и симптомы гиперактивности станут менее заметными, насколько это возможно.
Статьи по теме
stranadetstva.ru
Отличия между Активным и Гиперактивным ребенком
АКТИВНЫЙ РЕБЕНОК: ГЛАВНЫЕ ЧЕРТЫ
1. Активный ребенок может вести себя спокойно в присутствии незнакомых, малознакомых ему людей.
2. Активный ребенок может быстрее других осваивать развивающие игрушки или компьютер.
3. Для активного ребенка вполне приемлемо возбуждение, утомляемость от длительных переездов или походов, минуты гнева.
4. Активный ребенок может баловаться от скуки.
5. Активный ребенок может говорить не останавливаясь, задавать очень много вопросов.
Гиперактивный ребенок: главные черты
1. Гиперактивный ребенок бесцельно, активно двигается дома, в общественных местах, заведениях, учреждениях. Он суетлив. Для него свойственны беспричинные движения рук, ног.
2. В 2-4 года у гиперактивного ребенка будет проявляться неуклюжесть.
3. Часто можно наблюдать у гиперактивных детей бросание игрушек.
4. Внимание гиперактивного ребенка долго не задерживается даже на самых интересных объектах, отвлекаясь на что-то другое. Например, такой ребенок не может досматривать мультфильмы до конца. В школе ему будет сложно сосредоточиться на любых заданиях. Ошибки станут частой проблемой.
5. Гиперактивному ребенку сложно усвоить правила игры или деятельности, придерживаться их. Поэтому он редко доводит начатое до конца. Он будет избегать любых занятий с длительным умственным напряжением.
6. Гиперактивный ребенок продолжит свою бесцельную активную деятельность, даже если он устал. Иногда усталость у такого ребенка может выливаться в истерики.
7. Гиперактивный ребенок часто глотает слова, перебивает собеседников, не вслушивается в речь других (часто это воспринимается как игнорирование). Для гиперактивных детей характерны проблемы развития речи, и крайне часто они с опозданием следуют возрастным нормам речевого развития.
8. Гиперактивный ребенок часто отвечает на вопросы, не дослушав их до конца.
9. Гиперактивному ребенку сложно дожидаться своей очереди.
10. Гиперактивный ребенок часто затевает конфликты сам.
11. Гиперактивных детей можно назвать неуправляемыми, не принимающими никакие запреты, не понимающими просьб. На таких деток даже не действует подкуп игрушками или сладостями.
12. Гиперактивный ребенок будет часто забывать или терять свои вещи.
13. У гиперактивного ребенка механизм самоконтроля не работает должным образом. Ему крайне сложно заниматься и самоорганизацией.
14. Заподозрить СДВГ можно и у детей до года: повышенный мышечный тонус, нежелание быть в пеленках или стягивающей одежде, плохо успокаиваются, частые, неоднократные и немотивированные рвоты, плохой и недостаточный сон, особенно ночной, сложное засыпание, повышенная возбудимость и чувствительность к внешним раздражителям.
Гиперактивность можно предположить у ребенка только тогда, когда 6 из перечисленных черт сохраняются в течение полугода.