Со 2-го года жизни словарный запас ребенка пополняется твердым словом «нет», которое он произносит в ответ почти на все просьбы взрослых людей. Специалисты называют этот период жизни малыша «периодом протеста». Чаще всего он продолжается до 3 лет и выражается в виде злости, когда ребенок садится на землю, стучит ногами, кричит, замахивается на близких и даже бросает в них игрушки.
Воспитателям следует учитывать, что избежать периода протеста невозможно, можно только научиться уменьшить количество конфликтов. Приступы непослушания рассчитаны на внешний эффект, и, если взрослые будут реагировать правильно, их количество заметно уменьшится. |
Чаще всего ребенок не слушается в двух случаях: когда его насильно принуждают сделать то, чего он не хочет делать, или, наоборот, ему запрещают делать то, что хочется.
Малышу велят идти домой с прогулки, а он всеми руками и ногами цепляется за перекладины лесенки, чтобы остаться еще погулять; ему велели кушать, а он с силой сжимает зубы и отворачивает голову. Чаще всего это - протест против приказа, который нарушает желания самого малыша.
Взрослым следует научиться вовремя предотвращать приступы протеста и упрямства у малыша. Все усилия должны быть направлены на снятие напряжения. Благожелательная обстановка дома, четко соблюдаемый режим дня, авторитет родителей помогут справиться с приступами протеста. Малышу обязательно надо говорить, что его любят, что он нужен, и одновременно предоставлять ребенку достаточную самостоятельность.
От родителей требуются терпение и обязательно умеренная требовательность к поступкам и поведению. Нельзя ни излишне уступать малышу, ни заключать его в слишком строгие рамки. И то и другое может привести к еще большему непослушанию ребенка.
Иногда дети не слушаются только потому, что избалованы. Так бывает, когда родители многое запрещают, а, например, бабушка разрешает абсолютно все. Такую ситуацию допускать нельзя - вырастет мало приспособленный к жизни эгоист.
Не слушаться и капризничать может и малыш, который начал заболевать, поэтому родителям следует внимательно относиться к поведению ребенка.
Дети раннего возраста в силу особенностей нервной системы не могут постоянно длительно тормозить свои реакции, сидеть спокойно, как этого от них порой требуют взрослые. Такие требования непременно вызывают перенапряжение процесса торможения и ведут к различного рода серьезным нарушениям поведения. При такой системе воспитания дети нередко становятся раздражительными.
Часто в ответ на непосильные для них требования затормозить свои действия дети отвечают бурной вспышкой возбуждения, бросаются на пол, бьют ногами или упрямо с криком требуют желаемого. Самое главное, что, что очень часто такие дети добиваются своего - не всякая мама, а уж тем более бабушка способны выдержать подобный натиск. Такая уступчивость может потом дорого обойтись: ребенок поймет, что при известной доле настойчивости он способен достигнуть всего.
Выход в том, что для ребенка следует создавать максимально безопасные условия для деятельности, ведь движение является его физиологической потребностью. Здесь от родителей требуется немало изобретательности. Занимаясь с ребенком, играя с ним, уделяя ему необходимое внимание и достаточно времени, можно достичь гораздо большего, чем постоянно сдерживая и ограничивая проявление его активности.
Детские капризы - это поведение ребенка, не выходящее за рамки нормального, но доставляющее взрослым немало проблем. У каждого малыша свой характер, своя индивидуальность, которые он выражает в своем часто неадекватном поведении.
Часто можно избежать капризов малыша, устранив источник нежелательного поведения. Например, при укладывании спать ребенок начинает стучать своей кроваткой, раскачивая ее. Надо поставить кровать так, чтобы она не гремела.
Малышу в раннем возрасте, даже самому непослушному, требуется понимание со стороны близких. Лучше всего попросить ребенка рассказать подробно, почему он так поступил, - такой способ общения (а не наказания!) поможет малышу понять, что он неправ.
Если ребенок после игры не убирает за собой игрушки, надо сложить их в ящик и спрятать его от малыша. Рано или поздно ребенок поймет, что, разбрасывая игрушки, он потом может просто остаться без любимых игр. Если ребенок норовит вытащить из шкафа стеклянные предметы, надо шкаф запереть или переложить предметы так, чтобы они были недоступны для малыша. Можно в ответ на капризы уйти в другую комнату и просто не обращать на него внимания, но для этого нужно иметь довольно большую выдержку.
Ребенок в возрасте 2-3 лет часто еще не может объяснить свои поступки, а взрослые воспринимают его поведение как непослушание.
Существует три основные последовательные ступени в поведенииродителей малыша, который не слушается:
при непослушании ребенка следует дать ему возможность самому прекратить свои действия;
если ребенок не успокаивается и продолжает безобразничать, родители должны применить к нему такое наказание, которое обещали ему в этом случае;
после наказания ребенку следует обязательно объяснить, почему он был наказан.
Эти ступени в итоге приведут к тому, что самый непослушный, задумается, прежде чем опять совершить что-либо недозволенное.
Уделяя малышу внимание, его воспитатели смогут избежать многих конфликтов и неприятных ситуаций, в которые может попасть ребенок. Ведь часто бывает так, что дети совершают плохие поступки только затем, чтобы привлечь к себе внимание родителей. Именно по этой причине малыша надо хвалить за каждый даже самый малозначительный поступок: ему захочется делать больше хорошего, а не только то, что делается наперекор родителям в соответствии с особенностями возраста.
www.eurolab.ua
Каждой маме приходится столкнуться с проявлениями детского непослушания. Причем приблизительно до возраста полутора лет об этом мало кто задумывается, так как ребенок еще маленький и о его воспитании просто не думают. Но когда ребенок в 2 года не слушается, что делать знают не все. Более того, многие начинают бить тревогу.
Чем раньше родителям удастся прояснить причины такого поведения своего ребенка, тем проще им будет скорректировать его в нужную сторону. Наиболее запущенные случаи потребуют немало упорства и сил, но результат того стоит.
Уже со 2-го года жизни в словарный запас каждого малыша входит слово «нет». Зачастую он может произносить его в ответ на каждую просьбу взрослых и даже родителей. Специалисты выделяют этот период развития в так называемый «период протеста». Он может продолжаться до трех лет и выражаться в постоянных проявлениях злости. При этом ребенок может падать на землю, кричать, стучать ногами и даже замахиваться на близких.
Родители должны осознавать, что избежать этого времени становления ребенка просто невозможно. Но сократить численность конфликтов под силу каждому. Дело в том, что все приступы непослушания ожидают соответствующего внешнего эффекта. Поэтому если реакция взрослых будет правильной, то и ребенку не будет смысла много не слушаться. Другими словами, задача родителей в общении с ребенком сводится к предотвращению приступов протеста и упрямства.
Обычно ребенок в 2 года не слушается в двух случаях:
От родителей потребуется, прежде всего, умеренная требовательность, и к поведению малыша, и к его поступкам. То есть ему ни в коем случае нельзя излишне уступать, но и устанавливать необоснованно строгие рамки нельзя. В обоих случаях можно спровоцировать еще большее непослушание со стороны ребенка двух лет.
Иногда, когда ребенок в 2 года не слушается, что делать родители не знают. Они попросту не понимают, что их малыш слишком избалован. Такое может случиться, если родители разрешают не все, а вот у бабушки царит вседозволенность. Допускать такого нельзя, так как в будущем это приведет к получению эгоиста, мало приспособленного к жизни.
Кроме того, капризничать и не слушаться ребенок 2 лет может просто потому, что он заболевает. Поэтому родители должны быть всегда внимательны к поведению своего малыша.
Малышу в возрасте двух лет особенно необходимо понимание со стороны родных и близких ему людей. Если он капризничает и не слушается, необходимо спросить у него самого, почему он поступает именно так. Зачастую это помогает ему самому осознать собственную неправоту.
Так, если после игры ребенок не собирает свои игрушки, можно собрать их в коробку и временно спрятать. Через некоторое время он поймет, что может потерять все свои любимые игрушки. Если же он проявляет чрезмерный интерес к бьющимся предметам в шкафу, то их нужно просто убрать в недоступное место. В случае необоснованных капризов, родители могут просто уйти в другую комнату. По прошествии некоторого времени малыш, успокоившись, последует за ними. До прекращения истерики внимание на него обращать не стоит.
Для того чтобы ребенок в 2 года слушался родителей, специалисты советуют им придерживаться трех основных правил:
Но в отдельных случаях ребенок 2 лет может беспричинно истерить. В таком случае ему стоит дать вволю поплакать. Вполне возможно, что его нервная система перегружена и нуждается в разрядке.
Специалисты утверждают, что при общении с непослушными детьми возможны три тактики:
- угрозы и наказания;
- полное игнорирование;
- переключение внимания.
Но для детей в возрасте двух лет актуален только третий вариант. Иногда родители не могут сдержаться от наказаний, будучи уверенными, что это единственный выход, в таком случае важно помнить о том, что:
- ребенок должен точно знать, за что его наказывают;
- в наказании должна быть последовательность;
- поведение обоих родителей должно быть согласованным;
- нельзя наказывать ребенка в состоянии гнева;
- нельзя унижать ребенка;
- малыш должен осознать свою неправоту;
- если родители неправы, то им необходимо извиниться перед ребенком;
- нельзя после наказания припоминать ребенку проступок слишком долго;
- ребенок должен видеть любовь и понимание со стороны родителей;
- наказывать ребенка в присутствии посторонних людей категорически нельзя.
Период кризиса трех лет требует от родителей последовательности и терпения, а не излишних наказаний. Ведь даже самый непослушный малыш в возрасте двух лет остро нуждается в понимании со стороны близких ему людей. Поэтому сначала нужно выслушать мнение ребенка, а затем помочь ему понять, в чем именно он не прав.
mamairebenok.com
Почему ребёнок не слушается? — этот вопрос задают родители годовалого крохи, и такой же вопрос задают мамы более старших детей.
Однако корни непослушания в каждом возрасте свои. В данной статье мы поговорим о ребёнке до 2-3 лет.
В одном из писем мы с вами обсуждали тему маминого авторитета, и то, как наличие или отсутствие авторитета сказывается на поведении ребёнка, на его взаимоотношениях с грудью.
Сегодня хочу помочь вам определиться с термином «мама занята» и зачем вообще нужно быть занятой – ведь вроде бы как наше с вами основное дело в декрете – это ребёнок!
Вы тоже так считаете? Тогда давайте разберемся подробнее!
Мама ребёнку нужна – это факт. Но при этом вы можете не задумываться — какая мама нужна ребёнку?
Есть 2 крайности, которых нужно постараться избежать:
Это значит, что Ваш центр – это ребёнок, и вся ваша деятельность вращается вокруг него.
Ребёнок не спит – вы рядом: занимаетесь, развлекаете, разговариваете и практически ни на минуту стараетесь не оставлять одного. Для ребёнка первых 2 месяцев жизни – это просто отлично! Но примерьте эту картину на подросшего малыша: 6, 9, 12 месяцев. А если 1,5 года? А 2 года?
Такая гиперопека приводит к тому, что у ребёнка нет пространства для собственного развития.
И постепенно малыш просто перестает пытаться занять себя сам. И к 2-м годам мы получаем ребёнка, который маме не даёт и шагу ступить, и маму, которая жалуется, что нет времени ни на себя, ни на дом, да и вообще выдохнуть некогда и с вожделением, возможно тайным – ждём того дня, когда сможем отправить ребенка в детский сад.
Что не так в этой ситуации?
Мы сами создали себе такие условия жизни.
Мы сами дали ребёнку возможность управлять нашим временем.
И самое главное, что за это нельзя на него обижаться. По той простой причине, что ребёнок пока ещё не выбирает свою жизнь – он учится у взрослых, и поскольку с мамой проводит больше всего времени – учится у мамы.
Мама, которая всегда доступна, не вызывает у ребёнка уважения, и на этом фоне могут возникать такие проявления:
Поэтому очень хорошо, когда мама показывает свою социальную занятость для ребёнка и тем самым повышает свой статус в его глазах. Сделать это можно разными путями, и один самый простой – это завести себе СВОЕ дело. Быть занятой!
Как пример: заниматься декупажем, шить, мастерить, работать через интернет (дистанционно), работать очно, но не полный рабочий день и т.д.
Либо сразу после родов выходит на работу, а ребёнка оставляет на няню. Думаю, вам встречались такие высказывания – «Пусть полежит один – ничего страшного, даже если и поплачет чуть-чуть», «Давай, давай учись сам играть», «Ну что ты плачешь, давай успокаивайся быстренько».
Такие высказывания – они не для ребёнка.
Ведь учится ребёнок через СОВМЕСТНУЮ с нами деятельность. С игрой все понятно – вначале мы играем игрушками, строим сюжет, ребёнок наблюдает и где-то осматривает игрушки, местами затягивает их в рот.
Постепенно малыш уже сам может выстроить фигурки и позвать нас поиграть (рассказать) ему сказку по фигуркам, а затем он САМ придумает сказку и расскажет её вам!
Самостоятельность формируется постепенно и плавно.
Что же делать? Где выход из ситуации?
Почаще напоминайте себе, что ребёнок учится, глядя на вас. Именно поэтому стоит делить свое время на 3 части:
1 часть – для ребёнка
2 часть – домашние дела (делаем ВМЕСТЕ с ребёнком)
3 часть – для себя.
Чтобы соблюсти свой авторитет, Вам нужно свое дело! Дело, от которого горят глаза, которым Вам хочется заниматься, Дело которое позволяет Вам отдохнуть и переключиться от рутины!
Не обязательно что-то глобальное – бизнес открыть, НО отдушина женщине просто необходима.
Как часто, прежде чем начать новое дело, мы думаем о его выгодах, целях, ресурсах, необходимых для успешного старта. При этом, когда я спрашиваю у мамы – какого ребёнка Вы хотите вырастить? Что хотите видеть в нём через год, через 3, через 5… — мало кто может об этом сказать…
Поэтому прямо сейчас можете подумать – каким вы видите своего ребёнка через год?
Как ваше нынешнее поведение, ваш образ жизни помогут вам достичь этой поставленной цели…
Задача и упражнение не простое! Но поверьте, после его выполнения многие воспитательные моменты станут гораздо проще!
Пишите свои вопросы в комментариях, буду рада помочь вам разобраться!
Людмила Шарова, специально для сайта о том как кормить грудью и воспитать счастливого ребёнка.
uroki4mam.ru
Многие родители сталкиваются с тем, что в возрасте двух лет ребенок отказывается их слушаться. Малыш может капризничать, разбрасывать игрушки, устраивать истерики на улице. Такое поведение имеет свои причины, и чем раньше их установить, тем проще будет нормализовать ситуацию. Почему ребенок в 2 года не слушается и что делать в таком случае родителям?
Сразу стоит отметить, что восприятие окружающего мира у детей и взрослых отличается. Часто ребенок просто не может определить, чего хотят от него родители. А иногда он может понимать все с точностью наоборот.
Некоторые взрослые считают, что двухлетний малыш уже способен полностью себя контролировать. Однако нервная система ребенка в этом возрасте еще не может тормозить реакции в течение длительного времени. Поэтому он не способен вести себя тихо более пяти минут. Если же заставлять его сидеть на месте, он будет раздражаться и капризничать.
К двум годам малыш уже познакомился со словом «нет» и пытается применять его самостоятельно. И если его заставляют делать то, что в данный момент ему не хочется, он будет протестовать.
Еще одной причиной непослушания малыша бывают различия в воспитании родителей и бабушек-дедушек. Обычно пожилое поколение многое позволяет любимым внукам. И ребенок может не понимать, почему то, что ему было разрешено у бабушки, мама ставит под запрет.
Следует отметить и то, что иногда ребенок не слушается, просто потому, что плохо себя чувствует. Многие детки в первые дни болезни капризничают, их поведение становится неуправляемым.
В первую очередь нужно постараться определить причину непослушания ребенка. Затем следует позволить ему прекратить свои капризы самостоятельно. Поговорите со своим чадом, постарайтесь объяснить ему, чего вы добиваетесь. Обычно после 2-3 разговоров ребенок постепенно начинает понимать, что от него требуется. Если же результата не видно, воспользуйтесь советами специалистов.
Формируйте свои требования четко и последовательно. У малыша в возрасте двух лет восприятие буквальное. И если вы попросите его собраться на прогулку, он просто не сумеет определить для себя последовательность необходимых действий и только поэтому не выполнит ваше требование. В таком случае лучше говорить ему, что делать, по этапам, причем, каждое последующее действие должно быть указано только после выполнения предыдущего. Например, вместо того, чтобы сказать «собирайся на прогулку», лучше применить следующий алгоритм:
Будьте постоянны в требованиях и запретах. Если вы сегодня что-то запретили ребенку, это правило должно действовать и завтра, и послезавтра, и в будущем. Если же будете менять свои требования, ребенок не сможет в них ориентироваться.
Количество запретов следует уменьшить до минимума. Лучше, если они будут обусловлены только мерами безопасности ребенка (нельзя брать нож, нельзя высовываться из окна). Такие запреты не отменяются ни под каким предлогом. В случае их нарушения, следует строго и коротко сказать «нельзя», после чего постараться отвлечь внимание непоседы чем-то интересным.
Выполняйте обещанное наказание. Если вы пообещали наказать свое чадо за непослушание, обязательно накажите его. Только делайте это спокойно, предварительно объяснив ребенку причину наказания. В конце обсудите с ним его поведение и последствия. Даже самые непослушные дети через некоторое время прекращают капризничать, если знают, что за этим обязательно последует наказание.
Выясните причину непослушания в садике. В первые недели, и даже месяцы, посещения детского сада ребенок может капризничать, протестовать против разлуки с мамой. Такой период адаптации рано или поздно закончится. Гораздо хуже, если воспитатель не нашел подход к вашему малышу. Попытайтесь узнать, какой видит ситуацию ребенок, поговорите с педагогом и вместе постарайтесь найти решение данной проблемы.
Не стоит окружать малыша в два года запретами. В этом возрасте ребенок активно познает окружающий мир. И скорее всего, он не специально промочил ноги, а исследовал лужу во дворе, или же во время прогулки стучал ботинком по лавочке не для того, чтобы действовать вам на нервы, а слушал, какие звуки издают такие удары. Постарайтесь понять своего малыша, что им движет, когда он делает недопустимые, по вашему мнению, действия. Только полное доверие, взаимопонимание и родительская любовь помогут преодолеть вам все трудности воспитания.
Оцените статью
Что делать, если ребенок в 2 года не слушается? 3.82 из 5 (Голосов:11)
www.wjtoday.ru
Развитие детей имеет свои временные особенности и возраст 3 лет не исключение. В детской психологии есть даже специальный термин – кризис 3 лет. И у этого кризиса есть свои особенности, причины и способы управления им. Поэтому если ребёнок не слушается в 3 года, что делать родителю научит эта статья. Кроме знаний о том, что должен уметь малыш в таком возрасте, нелишним будет знать, как научить его слушаться.
Характерными особенностями начала кризиса является открытое непослушание, желание идти наперекор родителю, а также когда привычные методы урегулирования конфликтных ситуаций перестали работать. Открыто проявляются следующие черты характера:
Если всё вышеперечисленное имеет место, прежде чем наказывать, стоит задуматься, почему ребёнок начал себя так вести.
Выделяют такие основные причины:
В период, когда ребёнок 3 года не слушается самым главным советом «что делать» будет соблюдение спокойствия и трезвого взгляда на происходящие события. Это означает, что если ребёнок разбросал свои игрушки и отказывается их убрать, необходимо проявить свою твердость, не спешить всё делать самому. Вы этим окажете ему медвежью услугу, т. к. ребёнок станет вообще неуправляемым. Однако необходимо удовлетворять значимые потребности малыша. И лучшим инструментом в воспитании трёхлетки будет умение разговаривать, и стремление понять.
Многие недооценивают его значимость и пренебрегают им, хотя от этого зависит развитие детей.
Опаздывание с кормлением, отходом ко сну, пробуждением, прогулками отрицательно влияет на психику детей, что приводит к непослушанию, потере аппетита, возникают сложности с укладыванием в постель, а также сон таких детей неспокоен. Наличие режима дня формирует у ребёнка представление о правилах, положительно влияет на детскую психику, развитие дисциплинированности находится на высшем уровне, а также делает его спокойнее и уравновешеннее. Что является немаловажным, когда малыш в 3 года не слушается. Наличие такой последовательности ежедневных событий создаёт чувство защищенности, снимает тревожность, агрессию и раздражение.
Они должны быть и применяться. Иначе может пострадать родительский авторитет, что впоследствии может привести к ощущению вседозволенности. Лет в 5-6 уже осознаётся что хорошо, а что плохо. Но в возрасте трёх лет дети на это неспособны. Поэтому важно, чтобы он как можно раньше усвоил, что ему разрешается, а что нет. Если существует запрет, необходимо придерживаться этой точки зрения. Причём родителям важно выработать единую модель поведения.
Положительным аспектом запретов является их помощь в формировании адекватного понимания мира и самого себя в нём.
Прежде чем уступить, важно помнить, что уступки не должны перерасти в способ облегчения родительской задачи. Воспитывать и обучать малыша тому, что должен уметь каждый – первоочередная задача родителей.
Запреты обязательны:
А в этих случаях можно уступить:
Если наказание становится неизбежным, важно объяснить ребёнку свой поступок. В противном случае существует риск, что малыш затаит злобу, что приведёт к формированию психологических проблем. Важно помнить, что ребёнок 3 лет не всегда в состоянии понять, за что именно его наказывают. У него только начинает формироваться причинно-следственная связь между событиями. Объяснив ему, снижается уровень и острота обиды, а также появляется возможность сделать выводы и вынести урок.
Наказания бывают:
Когда дети не слушаются, важно ругать их за сам поступок, не называя плохими. Поступок – плохой, малыш – нет. Ближе к трём годам детям очень легко поверить в свою неполноценность и ущербность. Задача родителей научиться воспитывать так, чтобы его внутреннее «Я» при этом не страдало, и стремиться не развивать комплексы и неуверенность в себе.
Физиологическое и психическое развитие сильно зависит от правильного подхода родителей к послушанию своего малыша. Поэтому не следует пренебрегать нижеприведёнными рекомендациями, которые помогут пройти не только возрастной кризис непослушания, но и любые другие причины, которые заставляют вашего ребёнка идти вразрез с общепринятыми правилами поведения. Итак, что должен уметь и знать каждый родитель:
Следует помнить, что в 3 года ребёнку необходимо больше времени на выполнение просьбы родителей, также важно чётко формулировать свои мысли (не «Сколько можно», а «Перестань»), выражать их с помощью коротких предложений, и не ставить перед малышом слишком сложных многоуровневых задач. В случае необходимости – разбить такую задачу на несколько этапов.
И самая главная рекомендация – это временный этап в жизни вашего малыша. И то, насколько вы будете готовы к нему, а также как вы с ним справитесь, зависит психическое здоровье вашего чада.
pups.su