Речь ребенка до 1 года: гуление и лепет. Лепет ребенка в 6 месяцев


У ребенка в 6 месяцев нет лепета |Ребенку 6 месяцев| NovorozhdennyjRebenok.ru

» Ребенку 6 месяцев

Здравствуйте! Поделюсь и я своей проблемой (или это не проблема, я уж запуталась). Моему сыну 8,5 месяцев. Нет лепета. Из звуков (гуления) можно вычленить: ава, тиль (гиль), бу, абу, пф. Ребенок активный, улыбчивый, отличает чужих, различает интонации. Гуление налось месяца в 2,5. Периодически затихало, потом опять. Из неврологических диангнозов у него ППЦНС сочетанного генеза, гипертензионно-гидроцефальный синдром, с-м вегето-висцеральных дисфункций, с-м тонусных нарушений. Ребенок с месяца в гипсе (левосторонняя косолапость), в 5,5 мес. - операция, сейчас лангета, которую снимаем на поцедуры, она останется почти до года. Перевернулся сам в 7,5 месяцев, не садится, но сидит, не ползает, но тянется к игрушкам. Простите, что так много, просто хочется картину описать полнее. Логопед написала - доречевой период с отклонениями от возрастной нормы. результаты ЭЭГ: на фоне сохранной корковой ритмики регистрируется выраженная дисфункция срединных и стволовых структур. Незначительная нейро-физиологическая незрелость. Посоветуйте, как стимулировать возникновение лепета - песни поем, говорим с ним с рождения, читаем стихи, спрашиваем где папа? мама?баба? Он иногда взгляд переводит, но я не понимаю, это узнавание или просто он разглядывает нас. подруга моя считает, что у меня паранойя . я уже склонна согласиться с ней

врач детский невролог Сообщения: 2030 Зарегистрирован: Чт мар 24, 2005 22:31 Откуда: Рязань Поблагодарили: 1 раз

Илия. неврологически, с учетом описанных обстоятельств, как раз все неплохо, просто ритм речевого развития будет свой. Медикаментозной стимуляции сейчас не нужно. По методикам - подождем NatKa .

Илия писал(а): Моему сыну 8,5 месяцев. Нет лепета. Из звуков (гуления) можно вычленить: ава, тиль (гиль), бу, абу, пф.

Имеете ввиду, что эти слоги он не повторяет? Или что вообще мало?

Илия писал(а): Он иногда взгляд переводит, но я не понимаю, это узнавание или просто он разглядывает нас.

ну раз своих от чужих отличает, то скорее всего узнает.

на снижение слуха нет подозрений?

Все вы правильно делаете . разговаривать, петь, играть, развивать ручки (ладушки, сорока, массажик, катать шарик с шипами. ), если лангета не мешает - стимулировать ползание.

Напишу некоторые приемы:Для стимуляции лепета важен контакт лицом к лицу, чтоб ребенок хорошо видел губы. Прежде всего сочетания губных звуков - М, Б, П, В. т.к. движения губ ребенок хорошо видит. И многократное повторение.Удобно во время массажа (приговаривайте - вот как мишка топает - топ, топ, топ (шагаете по пузику пальчиками), а так мы в бокс играем - бокс, бокс, бокс (сгибаем ручки в локтях). ну и всякие другие сочетания, сами придумайте. Слова должны быть очень эмоциональными. Например игра в прятки. набрасываем на голову ребеночка пеленку, платочек - приговариваем, где же Илюша? где, где? Сдергиваем платочек - ку-ку, вот где. Или ребенок сам сдергивает. Или наоборот маму прячем под платочек, а малыш снимает. А мама все комментирует, часто повторяет ку-ку. Еще я использовала - показ в зеркало. В зеркале ребенок так же хорошо видит свое и мамино лицо - видит, что ротик открывается, закрывается. когда мама приговаривает - ба-ба-ба, или ма-ма-ма. У нас зеркало было на тумбе. Дети любили танцевать , подпрыгивать на ручках, мама комментирует - ата-та, ата-та. Если бабушка, дедушка - редко бывают. Можно фотки их распечатать. ПУсть там показывает. Вот тут хорошо написано, я начало выложила, дальше по ссылке:

Стимуляция лепетаИграйте с малышом, сидя лицом к лицу. Для этого вы можете использовать специальное кресло с наклонной спинкой (детский шезлонг, автомобильное кресло). Сидя с комфортом, ребенок с удовольствием будет играть с вами.Повторяйте за ребенком звуки, которые он произносит. Делайте паузы, давая ему возможность ответить вам.В то время, когда малыш произносит протяжные гласные звуки, положите свой указательный палец под нижнюю губу и помогите ему сомкнуть губы. Повторите эти движения так, чтобы у ребенка, произносящего а_________, получились слоги ба-ба-ба.Поощряйте малыша брать в рот удобные для этого игрушки. Они создают во рту дополнительные смычки, что тоже стимулирует появление слогов с согласными звуками.Используйте сочетание цепочек движений с цепочками слогов: произнося слоги, например, ба-ба-ба, ма-ма-ма, совершайте с ребенком подпрыгивания. Для этого можно посадить ребенка на большой мяч, другую пружинящую поверхность, или просто к себе на колени.Тормошите, подкидывайте малыша, обычно это вызывает у него смех, громкие возгласы.Имитируйте лепет младенца. Старайтесь полностью сохранять темп, тембр и высоту детской речи. Произнося губные звуки и слоги, привлекайте внимание ребенка к своему рту. Делайте паузы, давая ребенку время повторить звуки.Если есть такая возможность, запишите лепетную речь другого ребенка и давайте ее прослушать вашему малышу. Если у вашего ребенка есть периоды активной вокализации, обычно это бывает по утрам, запишите «речь» своего ребенка и давайте ему для прослушивания.

И снова здравтсвуйте У нас наметился ряд положительных сдвигов. Первый, и самый главный, как я думаю, это то, что Костя пополз Бегает как таракан. Это случилось где-то месяцев в 10 (сейчас 11), научился махать пока-пока. А недели 2 назад появился, как я думаю, лепет - ба-ба-ба, а-па-па, брррр (едет на машине) и еще какие-то тарабарские слова. Но иногда он говорит не ба-ба, а бва-бва, то есть звук какой-то смешанный. Раньше нижняя губа не хотела работать, была напряженной, а сейчас, напротив, разболтанная. Скажите, плиз, есть ли необходимость как-то поправлять его, кроме как самой говорить правильно или отстать от ребенка, все пройдет. Я понимаю, что это несколько , но так не хочется что-то пропустить и не помочь.

Сообщения: 26 Зарегистрирован: Пт сен 17, 2010 11:23 Откуда: Беларусь, Минск

Здравствуйте, Наталья Борисовна! Моему сыночку 6 мес. и 3 недели. Он не лепечет! Изредка произносит отдельные слоги -- что-то похожее на да, га, гу, ги и гласные звуки. Но не цепочки слогов. Я прочитала про алалию и очень напугана. Малыш хорошо узнает маму и папу, смеется и хнычет, сознательно привлекает к себе внимание, издавая звуки. Скажите, пожалуйста, существуют ли обследования, позволяющие в таком возрасте подтвердить или исключить моторную алалию? УЗИ мозга нам делали в роддоме, тогда все было в порядке. Может ли отсутствие лепета в таком возрасте быть просто индивидуальной особенностью?

semicvetik-89 09 Jul 2013

дочке 10 месяцев. и она до сих пор не лепечет. только редко проскальзывают случайные единичные да , бь , гя . любит делать бррр и ммммм (язык между губ в обоих случаях). повторяет мимику и жесты(моргает глазами,достает язык,машет пока-пока и привет,расчесывает игрушек. ) когда я говорю бабаба она беззвучно двигает ртом,будто повторяет,но не смыкает при этом губы. 2 невролога поставили ЗРР и назначили пантогам. даю уже 2 недели,к счастью,никаких побочек нет. в остальном она развита хорошо-сидит,ползает,стоит и ходит у опоры,нанизывает колечки у пирамидки ну и т.д. с игрушками не очень идут дела. играть играет,смотрит на них,но названий не запоминает как-то. иногда и запомнит,но чаще она кидает это дело и играет во что-то другое.

в общем,лепет меня беспокоит-вернее его отсутствие. слух на аудиограмме мы не проверяли,но она вроде как слышит. на имя чаще оборачивается,чем нет. если она чем-то увлечена,особенно книжкой,то вообще ничего вокруг не слышит. я и ночью хлопала и по косяку ногтями стучала на расстоянии 6 метров-оборачивается.

все успокаивают,типа,не переживай заговорит. а я переживаю,по-другому не могу.

раньше я мало с ней разговаривала и был включен телек. но последние месяцы,я разговариваю с ней как с мужем,с мамой. т.е. не 24 ч в сутки. я не могу без умолку болтать. но всякие бытовые вещи и во время игр,да и так просто,я могу поговорить. конечно,начинаю,накручивать себя,что я виновата во всем,т.к. мало с ней разговариваю. хотя мне известно много историй,когда мамы живут с малышом почти в тишине,а ребенок лепечет нормально. и наоборот,мама болтает все время,а ребенок молчит. что мне делать. уздечку еще в 3 месяца подрезали,вроде многое понимает,а с речью не очень. и мамкаю и мяукаю. она внимательно смотрит,а повторить не получается.

Сообщение отредактировал semicvetik-89: 09 July 2013 - 18:20

LanaF 10 Jul 2013

В 10 месяцев - это ещё не страшно.

Развивайте у неё имитацию - любую, моторную сперва. Потом постепенно пойдет и звуковая.

Добивайтесь, чтобы она повторяла за Вами различные движения. Потом постепенно перейдете к имитации звуков.

Звуковые (говорящие) игрушки желательны. А вот телевизора поменьше.

semicvetik-89 10 Jul 2013

спасибо. телевизор я практически не включаю. зато смотрит моя мама,причем там,где мы. как ее отговорить-я не знаю. с моторикой все хорошо,пальчиками подбирает мелкие предметы,любит всякие колесики,бусы и т.д.

меня этот диагноз пугает. хотя я читала,что его раньше 2-х лет не ставят,а нам и года нет.

Алёна7 10 Jul 2013

меня этот диагноз пугает.

Нежно распрощайтесь с этими неврологами)) Задержку речевого развития в 10 месяцев неправомочно диагностировать.

И всё с Вашей малышкой нормально, судя по Вашему описанию.

Ребенку год. Нет ни одного слова.

Здравствуйте, Полина.Изучала Ваши темы, находила много общего и полезного, но все равно хочется услышать Ваше мнение о моем ребенке.Про роды и диагноз писала здесь: http://forums.rusmedserv.com/showthr. 325#post747325 http://forums.rusmedserv.com/showthr. 634#post843634 Про отсутствие лепета в 6 мес. - здесь: http://forums.rusmedserv.com/showthr. 993#post869993 Сегодня ребенку год, вот что мы имеем:1. Слоги типа га-га-га, ба-ба-ба появились в 10 месяцев, сейчас добавились ка-ка-ка, ма-ма-ма, да-да-да, иногда па-па-па но ни мама, ни папа не говорит осознанно (обращаясь или называя так нас)2. Где-то в 10-11 мес. мог повторить и сказать по просьбе как крякает уточка (кя-кя-кя), как кричит петушок (ки-ки-ки-ки), и как рычит мишка (издавал рычащий звук) но сейчас уже так не может или просто не хочет делать.3. Речь понимает, может принести из другой комнаты собачек (но только их, т.к. любимые игрушки) на просьбу принеси маме собачек .Даю ему виноград на кухне и говорю отнеси папе - несет в комнату и дает папе. Находит на вопрос где уточка/машинка/собачка/киса/лампочки/кружок/квадрат/птички/глазки/ушки? Один раз было - спросила где сушка? он вопросительно посмотрел на меня и неуверенно показал свое ушко У нас на стене висят наши фото, когда папы нет дома, спрошу где папа? может показать на фото на стене.4. Реагирует на животных радостными возгласами. Киса почему-то у него ка-ка, и то не всегда ее так называет, в основном больше гласными звуками на нее реагирует. Иногда может сказать мя-мя (мяу-мяу) но не по просьбе, а сам (редко) когда видит кошку.Видя птичек, может показывать на них пальцем и кричать ма-ма-ма.Видя собачку, может сказать а-а (с интонацией как ав-ав).5. Очень любит смотреть картинки, тыкает в них пальцем, мычит и ждет пока я не назову что изображено на картике. Если я молчу, он снова тыкает и мычит (начиная нервничать). Может очень долго на одной странице тыкать то в колобка, то в лисичку, мыча при этом. Ни разу сам не называл картинки. Если спрошу где бабочка? показывает всех бабочек на картинке, со звуком м (мычит).6. Иногда может во время еды сказать ам-ам или ма-ма (когда как)7. Мелкая моторика плохая - пинцетного захвата нет, каждый день даю ему горох, гречу. Он берет как-бы загребая большим, указательным и средним пальцами иногда большим и указательным (но тоже загребая) - если попадет в пальцы, значит тащит в рот, если нет - наччинает злиться.8. Крупная мотрика - ползает с 5,5 мес. сидит на пятках с 5,5, на попе с 6,5 где-то. Встает у опоры с 5,5 мес. в 10 мес. первые попытки первых шагов, потом месяц боялся ходить. Пошел в 11 мес. ровно. Приседает на корточках, из этого положения встает. Не прыгает (не пружинит) на ножках. У всех моих знакомых детки как только касались опоры, начинали пружинить (с 4 мес.) наш так не далает до сих пор - даже купили прыгающую игрушку, чтобы развить этот навык - пока нет результатов. Может сидя на коленках прыгать (т.е. вставать на коленках, садиться на пятки и т.д. в быстром темпе)

Меня волнует отсутствие простых слов типа мама, папа, дай. И слова невролога, что увеличение правого желудочка мозга может стать причиной задержки речи.По наследственности - я в 1,5 года говорила предложениями (аталозно двели заклываются), муж - не говорил предложениями до 3х лет, несколько простых слов в 1,5 года были.Можно по приведенной информации оценить развитие моего сына? или нужна еще какая-то информация? Я буду за ним наблюдать и отчитываться.

Последний раз редактировалось juline, 19.03 в 15:09.

Зайдите в тему про этапы развития экспрессивной речи, где вы сможете прочитать, что: у вашего ребенка есть пять слов, как минимум.

Реагирует на животных радостными возгласами. Киса почему-то у него ка-ка. и то не всегда ее так называет, в основном больше гласными звуками на нее реагирует. Иногда может сказать мя-мя (мяу-мяу) но не по просьбе, а сам (редко) когда видит кошку.Видя птичек, может показывать на них пальцем и кричать ма-ма-ма .Видя собачку, может сказать а-а (с интонацией как ав-ав).5. Очень любит смотреть картинки, тыкает в них пальцем, мычит и ждет пока я не назову что изображено на картике. Если я молчу, он снова тыкает и мычит (начиная нервничать). Может очень долго на одной странице тыкать то в колобка, то в лисичку, мыча при этом. Ни разу сам не называл картинки. Если спрошу где бабочка? показывает всех бабочек на картинке, со звуком м (мычит).6. Иногда может во время еды сказать ам-ам или ма-ма (когда как)

З.Ы. В этом разделе действует правило:один ребенок -одна тема.

Источники: http://www.komarovskiy.net/forum/viewtopic.php?t=28132, http://psycheforum.ru/topic81571.html, http://forums.rusmedserv.com/showthread.php?t=108977

Комментариев пока нет!

novorozhdennyj-rebenok.ru

Лепет ребёнка. Особенности детского лепета и его тренировка.|Ребенок до года

Лепет ребёнка — стадия доречевого развития. Перед переходом к ней идёт гуление, а после появляются первые слова и даже фразы. Хронологически детский лепет имеет место во второй половине первого года – появляется приблизительно в 6-7 месяцев и сменяется следующей стадией в начале второго года жизни ребёнка.

Лепет ребёнка: особенности стадии доречевого развития

Говоря о детском лепете, мы имеем в виду слогоподобные вокализации. Открытыми слогами ребёнок выражает свои требования и желания, а часто просто «играет». Педиатры отмечают, что лепет ребёнка идёт рука об руку с  предметно-манипулятивной деятельностью малыша. С течением времени слоговые цепочки приобретают всё большее разнообразие: в их составе оказываются не только одинаковые (ба-ба; ма-ма; па-па и т.д), но и разнотипные слоги (та-ту, бу-ба и т.д.)

Интересный факт

Независимо от языкового окружения ребёнка, в лепетной речи чаще всего встречаются звуки— П, Б, Т, М, Д, Н, К, Г, С и Х.] Чаще всего это открытые слоги, которые легко произносить нараспев.

Как развивать лепет ребёнка?

Чтобы развитие речи ребёнка проходило успешно, родители должны оказывать ему помощь на каждом из этапов её развития. В случае с лепетом ребёнку также требуется помощь.

Особое место в развитии лепета ребёнка отводится тренировкам мышц губ и щёк.

Тренировка мышц губ и щёк

Многие родители отмечают, что стадия лепета ребёнка одна из самых любимых и весёлых – это удивительные моменты осознанного общения с малышом, закладывающие прочную основу для крепкой психоэмоциональной связи между вами!

www.rebenokdogoda.ru

Речь ребенка до 1 года: гуление и лепет

27.06.2015,  Нормы развития речи, Статьи  

Самый сложный этап новорожденности прошел. Вы потихоньку освоились с ролью мамы и наслаждаетесь малышом. Кроха тоже рад общению с вами. Не верите? Прислушайтесь! Малыш гулит!

 

Примерно в 1-2 месяца мама замечает, что малыш не только кричит, но еще может и «петь». В репертуаре ребенка разные вариации звуков: аааа-гууу, гы-ыы, а-гыы, эээ. В отличие от крика-плача, воркование начинается на фоне приподнятого настроения и положительных эмоций.

Кроха с большим удовольствием осваивает все новые и новые «песни». Причем хиты становятся громче и выразительнее, если у малыша появляются зрители. Тогда он улыбается, дрыгает ручками, ножками – в общем, выступает по полной программе. Ученые доказали, что малыши первого полугодия жизни не могут издавать звуки без общей двигательной активности, как и двигать ручками и ножками молча.  Поэтому появление гуления всегда сопровождается «комплексом оживления».

Примерно в 2-3 месяца ребенок устанавливает связь между своим гулением и поведением мамы. «Я гулю – мама улыбается, радуется и тоже общается со мной!» – такая идея является большим стимулом для малыша в налаживании дальнейшего диалога с окружающими.

До 3 месяцев гуление (или гукание) не сопровождается работой слуха. Примерно после 3 месяцев малыш уже прислушивается к своему «вокалу», повторяет услышанное и получает от этого удовольствие. Еще бы, такие шлягеры! Интересно заметить, что на этапе гуления все малыши воркуют одинаково, независимо от страны проживания.

Надо сказать, что эволюционной задачей гуления является подготовка артикуляционного аппарата к произнесению слогов и (!) освоение интонаций, свойственных родному языку, а также распознавание настроений окружающих для адаптации к ситуации.  В зависимости от тона речи матери, малыш либо тянется к ней, начинает агукать в ответ, либо может расплакаться.

Дети на этапе гуления пристально смотрят в лицо говорящего взрослого. Если к ребенку обращаются радостно, с улыбкой, он ответит гулением и улыбкой (будет подражать).

 

 

Как развивать гуление?

 Если ваш малыш не гулит или гулит мало, ради собственного спокойствия проконсультируйтесь с врачом. Возможно, следование простым приемам и рекомендациям будет достаточным для стимулирования малыша к гулению:

 

  1. Говорите с малышом «на средней» громкости ( не громко и не тихо).

 

  1. Разговаривайте с малышом доброжелательно, ласково. Если взрослый постоянно кричит и раздражается, гуление затухает. Дети на этой стадии крайне чутко реагируют на мимику и интонации.

 

  1. Поддерживайте зрительный контакт. Это очень важно! Ребенок должен видеть ваше лицо, когда вы говорите. Иногда малыши стараются дотронуться до губ взрослого, когда он говорит, чтобы посмотреть «как выходит звук».

 

  1. В комнате, где гулит ребенок должно быть достаточно тихо, чтобы малыш мог себя слышать. В помещениях, где всегда звучит громкая музыка, разговаривают взрослые или шумят дети, малыши быстро замолкают.

 

  1. Агукайте сами, гулите в ответ. У детей первых лет жизни очень развит подражательный рефлекс. Поэтому младенцам, у которых отсутствует гуление, педагоги даже рекомендуют включать записи гуления детей.

 

  1. Если малыш не гулит, можно проводить легкий массаж губ, щечек, груди, животика при этом говорить стих. Это вызывает спонтанную подачу голоса.

 

  1. Обязательно поддерживайте гуление крохи. Хвалите маленького оратора, отвечайте ему улыбкой. Как выяснили ученые, мальчики лучше реагируют на похвалу «молодец», а девочки – на «умницу». Так что имейте ввиду J!

 

Малыш лепечет!

 Примерно к 6 месяцам у ребенка появляется лепет. Если гуление это набор разных звуков, то лепет – как правило, сочетание согласных+гласных (ма-ма, ба-ба, та-та). Не смотря на то, что первый лепет бывает похож на слова (например, мама, баба), пока малыш не вкладывает в эти звуки значения.

В этот период ребенок лишь набирает артикуляционный багаж для будущей речи, готовится к первым словам.

В лепете 7-8 месячных малышей можно узнать интонационные свойства языка, на котором говорят окружающие. Американские ученые провели интересный эксперимент. Они записали лепет малышей из Китая и США, и дали прослушать носителям китайского и английского языков. Удивительно, но представители двух наций безошибочно определили «своих» ребятишек, причем не смогли озвучить причину выбора. В период первого гуления и лепета ребенок готов к освоению абсолютно любого языка.

Период лепета можно условно разделить на 3 этапа:

 

1 этап – появление лепета (5-6 месяцев). Начало лепета совпадает у малыша с функцией сидения и дальнейшим развитием двигательной активности. Ритмичные движения влекут за собой «распадание» протяжного гуления на ритмичные слоги. Поэтому для развития речи очень важно предоставлять ребенку максимально возможную свободу движения и поощрять физическую активность. На этом этапе идет усиленное накопление звуков.

2 этап – формирование аутоэхолалии (многократное однообразное повторение набора звуков, слогов) – 7 – 10 месяцев. Примерно с 7-8 месяцев звуковой арсенал малыша не пополняется, но активно применяется. На этом этапе малыш уже начинает понимать некоторые слова, бодро и подолгу лепечет, выделяя некоторые гласные ударением. После 8 месяцев звуки, не используемые в родном языке (языке, на котором говорят окружающие) , начинают угасать.

3 этап – переход к активной речи (10-12 месяцев). После 10 месяцев малыши пытаются настроить полноценное словесное общение, они уже воспроизводят типичные ритмы и звуки родного языка, и произносят заветные первые слова.

 

Эволюционно стадия лепета необходима, чтобы развивать произношение и слух. Иначе говоря, ребенок учится слышать, что говорит, управлять языком.

Для того, чтобы малыш прошел стадию лепета наиболее эффективно, воспользуйтесь нашими рекомендациями.

Как развивать лепет:

 

  1. Создайте спокойную тихую обстановку. Ребенку на стадии лепета очень важно слышать, какие звуки он произносит и что говорят окружающие.

 

  1. Постепенно обогащайте звуковую среду. Покажите малышу разные источники звука (погремушки, музыкальные инструменты, книжки с мелодиями, записи песен). Бывает полезным включение ребенка в коллектив лепечущих детей – сверстников.

 

  1. Поддерживайте физическую активность. Ученые доказали взаимосвязь между двигательной активностью и развитием умственных и речевых способностей.

 

 

  1. Повторяйте за малышом лепет, поддерживайте зрительный контакт. Таким образом, вы активируете подражательный рефлекс и стимулируете развитие лепета.

 

  1. Проводите пассивные упражнения для губ и языка малыша. Качество освоения звуков во многом зависит от силы мышц.

 

Ученые доказали, что активность лепета и будущей речи связана с особенностями вскармливания детей. Во время кормления грудью, малыши осуществляют сосательные движения нужной силы и объема для формирования активного лепета и речи. В то время как искусственникам часто не хватает таких движений губ и языка, а это может негативно отразиться на речевом развитии.

Поэтому нелишним будет проводить легкий массаж губ. Для этого погладьте указательным пальцем вокруг ротика малыша по часовой стрелке, сделайте движения от губ и к губам по кругу.

  1. Больше разговаривайте с ребенком, акцентируйте внимание на разных предметах, выделяйте их голосом.

 

  1. Освойте упражнения на развитие мелкой моторики. Ведь доказано, что мелкая моторика влияет на развитие речи.

 

Общайтесь с малышом с удовольствием! Ведь время гуления и лепета, самая нежная и трепетная пора, пролетит очень быстро.

 

Алена Волкова, ваш консультант по развитию речи.

Алена Волкова

Логопед-дефектолог, педагог, дважды мама, автор системы "Через развитие речи - к гармоничному развитию ребенка", автор и руководитель проекта "Речь ребенка" и онлайн-клуба речевого развития "Болтай-ка", главный редактор журнала «Речь ребенка», автор статей, вебинаров, тренингов, книг и сборников по развитию речи детей.

Другие статьи - Сайт

rechrebenka.ru

Развитие ребенка в 6 месяцев - Топтышка.ру

 Просмотр комментариев

Вот и прошло полгода с того момента, как появилось на свет ваше маленькое чудо. В этой статье расскажем о том, что должен уметь ребенок в 6 месяцев.

В таком возрасте у детей достаточно хорошо сформированы как положительные, так и отрицательные эмоциональные реакции. Когда у ребенка хорошее настроение, он активно лепечет, гулит нараспев, громко смеется, плохое настроение выражается в нахмуривании, настороженности или эмоциональном плаче. Плачет ребенок не только, когда испытывает голод или физический дискомфорт, но и когда не удовлетворяются какие-либо его социальные потребности: например, когда взрослый не обращает на него внимания, перестает с ним общаться, когда его укладывают против желания в кроватку и т.д.

Малыш хорошо отличает “своих” взрослых от “чужих” внешне и по голосу. Теперь он выделяет среди прочих взрослых не только свою маму, но и отличает папу и других людей, которых часто видит (братьев, сестер, бабушек и т.д.).

Теперь на появление чужих людей ребенок чаще настораживается, замирает, всматривается, может плакать, хотя может быть и “реакция оживления”.

Шестимесячные дети могут взаимодействовать со взрослыми простейшими жестами, например, протягивать к взрослому ручки, пытаться схватить за рукав.

Ребенок шести месяцев умеет брать пищу губами с ложки, как густую, так и полужидкую.

Особенностью развития речи в таком возрасте является закрепление лепета. Лепет представляет собой многократное повторение слога из согласного и гласного звуков: “ма-ма-ма-ма”, “ба-ба-ба”, “да-да-да”, “бу-бу-бу” и т.д. Делает это ребенок значительно увереннее, чем в 5 месяцев. При этом слог начинается с согласного звука. Отдельные неповторяющиеся слоги в таком возрасте дети произносят редко.

В то же время продолжается гуление - протяжное произношение разных комбинаций гласных звуков. Гуление нараспев еще называют “свирелью”.

Ребенок в полгода начинает понимать смысл отдельных наиболее часто повторяющихся в речи взрослых слов, хорошо различает настроение взрослого по интонации его голоса. Теперь малыши пробуют копировать не только интонацию и громкость голоса, но и пытаются повторять за взрослым отдельные слоги во время речевой игры. В речевых играх полезно стимулировать ребенка к повторению простых слогов из согласного-гласного звуков.

Слоги, которые произносит лепечущий ребенок, характерны для той языковой среды, в которой он воспитывается, то есть происходит направленное развитие речевого аппарата.

Ребенок прибавляет к весу в 5 месяцев до 800 г, то есть суммарно вес ребенка в 6 месяцев больше на 4,8 кг веса при рождении (800 г х 6). Рост становится больше еще на 2,5 см за последний месяц, а по сравнению с ростом при рождении - на 16,5 см больше.

Окружность головы ребенка за последний месяц прибавляет 1,5 см, за все время увеличивается на 9 см, а окружность грудной клетки - 2 см (в сумме - на 12 см) соответственно.

Оценим развитие ребенка в 6 месяцев по центильной таблице. Как читать центильные таблицы смотрите здесь.

В положении на животе ребенок умеет достаточно высоко поднимать верхнюю половину туловища, опираясь на ладошки выпрямленных ручек. Также закрепляется умение опираться только на одну ручку, для того чтобы была возможность другой рукой доставать интересующие предметы и игрушки.

Умеет переворачиваться со спины на живот и с живота на спину, делает это аккуратнее, чем раньше. Переворачивается не одновременно верхней и нижней половиной туловища за счет того, что развивается вращение в позвоночном столбе (вокруг продольной оси туловища).

Новым в шесть месяцев будет также способность ребенка поворачиваться по часовой или против часовой стрелки лежа на животе за счет подтягивания ручками. Некоторые малыши также пробуют подтягиваться вперед ручками на незначительное расстояние (подползание), если видят перед собой интересный предмет. Такой тип передвижения, правда, еще нельзя назвать ползанием.

Ребенок может некоторое время удерживаться в положении сидя, если взрослый его посадит, спинка в таком положении более ровная, чем в 5 месяцев, так как начинает формироваться поясничный изгиб позвоночника кпереди - лордоз. Ручками малыш придерживается за поверхность. Еще раз напоминаем, что высаживать малыша в положение сидя можно лишь для кратковременной проверки навыка. Тренировать сидение, в том числе с упором на подушки, не допускается, пока ребенок сам не начнет садиться. Отсутствие этого навыка значит, что связочный и мышечный аппарат еще не готов к сидению, а от таких тренировок может развиваться искривление позвоночника (сколиоз).

Если взять ребенка за подмышки и поднести к кроватке, он крепко упрется в нее ножками, будет раскачиваться, как бы пытаясь подпрыгнуть. Оставлять его в положении стоя даже с поддержкой (тренировать стояние) также нельзя, чтобы не развилась деформация суставов и свода стопы.

Развивается мелкая моторика рук. Ладошки к такому возрасту уже должны быть раскрытыми. Если малыш все еще часто зажимает ручки в кулачки, что особенно заметно в положении его на животике, надо пройти осмотр у детского невролога и при необходимости выполнять массаж и упражнения для раскрытия ладошки. Руками ребенок хорошо захватывает игрушки, трясет погремушку, стучит ей о кровать, может перекладывать предмет из ручки в ручку. Развивается возможность удерживать по предмету в каждой ручке. Захват все еще без противопоставления большого пальца - все пальцы охватывают предмет с одной стороны - так называемый “обезьяний” захват.

Полезным будет выкладывать небольшое количество игрушек перед ребенком и по сторонам от него, когда он лежит на животике, это будет стимулировать его к подползанию и поворотам туловища.

Лежа на спине ребенок поднимает голову и шею, подтягивает ручками ножки ко рту.

В этом возрасте у многих детей прорезываются первые зубы. Практически одновременно или через небольшой интервал появляются нижние резцы - самые центральные 2 зуба. Прорезываются зубы не сразу, а в течение некоторого промежутка времени, обычно за несколько дней. Десна в месте будущих зубов припухает, нередко краснеет, изо рта обильно выделяется слюна. Малыш тянет все попавшиеся предметы в рот, беспокоится, плохо берет грудь. Возможно даже повышение температуры до 37-38 градусов, которое впрочем долго не держится. Вскоре в области припухшей десны можно разглядеть одну или две просвечивающиеся полосочки от края зубов, после чего непосредственно прорезываются зубы.

Зубы нередко прорезываются раньше или позже, но порядок их прорезывания у детей обычно одинаковый.

Для облегчения прорезывания зубов купите малышу несколько разных видов прорезывателей, которые обычно имеют вид резиновых колец. Лучше взять не один, чтобы малыш смог выбрать тот, который будет ему наиболее удобен. Прорезыватель можно поместить в морозильную камеру на некоторое время для охлаждения - это поможет снять боль.

Также можно использовать специальные детские обезболивающие гели для прорезывающихся зубов - наносятся пальцем на десну, имеют непродолжительный эффект, но во многих случаях быстро снимают боль и отвлекают малыша, что важно, например, когда ребенок ночью не может уснуть из-за боли. После нанесения геля ребенок успокаивается и засыпает.

Острота зрения в 6 месяцев позволяет ребенку различать мелкие детали по несколько миллиметров на расстоянии около 30-40 см, нередко малыш пытается взять в ручку найденную крошку, нитку или другой мелкий предмет. Не забывайте хранить вне зоны доступности те предметы, которые можно проглотить.

Понравилась статья? Сохрани, чтобы не потерять:

 

Прочитали статью? Будем очень рады узнать ваше мнение, поделитесь своим опытом с другими родителями. Кроме этого, авторы сайта - врачи с радостью ответят на ваши вопросы.

toptyshka.ru


Смотрите также