Упражнения на развитие мелкой моторики в первые 6 месяцев. Как развить мелкую моторику у ребенка 6 месяцев


upakovochnye-korobki-svoimi-rukami - запись пользователя Карина (id1457995) в сообществе Развитие от рождения до года в категории Пальчиковые игры

39 способов развития мелкой моторики собранных по интернету. Буду рада если вы дополните мой список.

1. Пальчиковые игры. Одно но! В этом возрасте дети очень часто просто не дают их делать, тогда достаточно в игре легонько покусывать пальчики и поглаживать, когда ребенок чем-то увлечен.

2. Массаж пальчиков зубной щеткой и мягкой кисточкой попеременно.

3. Магниты. Все дети очень любят их обдирать с холодильника, желательно иметь плоские и плотно прилегающие к холодильнику.

4. Наклейки. Примерно тоже самое что и магниты, единственное надо следить, что бы ребенок их не съел.

5. Сенсорные коробки. Можно использовать крупный материал, например разную на ощупь ткань, крышки от бутылок или фигурки конструктора (деревянного, Lego, игольчатого) или мелкий: крупы, макароны, пуговицы, фасоль, но тут надо быть предельно внимательными.

6. Шариковый пластилин. Прекрасно массажирует пальчики.

7. Ленты и шнурки. Даем в руки разные по фактуре ленты или шнурок с узелками, ждем когда малыш сожмет добычу и медленно вытягиваем из пальцев.

8. Рваная бумага. Малыш поднимает с пола мы сразу забираем.

9. Каша. Насыпаем немного вареных зерен (рис, гречка) на столик для кормления и ребенок поднимает по одному и сует в рот.

10. Крем. Выдавливаем на тарелку немного детского крема, пальчиковых красок, йогурта или пюре и даем ребенку размазывать.

11. Книги с глазками. Ребенок пытается через дырочки добраться до глазок.

12. Кукла. Закрываем глаза указательным пальцем.

13. Пирамидка. Даем по очереди разные по размеру колечки и ребенок по разному открывает руку, также даем их в разных положениях.

14. Лабиринты с прорезями.

15. Лабиринты с бусинами или счеты.

16. Игрушки с кнопками, рычагами, вертушками и т.п.

17. Бусы.

18. Соленое тесто. Учим отщипывать.

19. Коробка с прорезями. Вырезаем в коробке пару круглых дырок, заматываем ее скотчем и внутрь кладем разные игрушки. Ребенок с интересом будет доставать сокровища из дырки. Можно усовершенствовать коробку и внутрь наклеить разный на ощупь материал: ткань, наждачную бумагу, жесткую губку, упаковочный материал с пузыриками и т.п. А еще пропустить через маленькие дырочки шнурки или ленты с нанизанными бусинками.

20. Книги. Антивандальные - учим перелистывать страницы.

21. Пришитые пуговицы. Ну или бусинки пришиваем к подушке (коврику, одеялу) и ребенок их крутит-вертит.

22. Коробка с плотно прилегающей крышкой. По типу обувной, учим открывать, а потом и закрывать. Можно использовать матрешку.

23. Сминание бумаги. Лучше использовать пергаментную.

24. Разрывание бумаги.

25. Выжимание губки, сжимание резиновой груши или пищащих игрушек.

26. Гитара. Дергаем струны.

27. Массажный мяч или мяч из зоомагазина.

28. Фольга. Обматываем фольгой яблоко (вареное яйцо, картошку и т.п.) и даем ребенку сдирать ее.

29. Доставать что-то из узкой щели под шкафом, диваном, между мебелью.

30. Висы на пальцах или перекладине.

31. Рисование фломастером, толстой кистью или восковыми мелками. Месяцев с 8 ми можно начинать пробовать потихоньку.

32. Обматывание пальчиков ниткой или лентой. Ребенок будет перебирать пальцами пытаясь освободится.

33. Рамки и вкладыши. Обводим пальчиком фигуру и отверстие под фигуру. Лучше геометрические вкладыши. Вытаскиваем за пимпочку.

34. Мешочки с разными наполнителями. Пока у ребенка не вылезли зубы можно использовать воздушные шарики.

35. Игры с водой. Хлопаем и брызгаемся.

36. Рисуем по манке или муке.

1. Микро массаж детских ручек: насыпьте крохе в ладонь немного гречки (можно брать и рис, но форма гречневой крупы больше подходит для этого занятия). Насыпали? А теперь своей рукой покатайте крупу на детской ручке - так как будто Вы моете ему руку. Делайте это осторожно, чтобы не вызвать боли. Попробуйте этот массаж и для себя, он приятно воздействует на биологически активные точки, которых на ладони великое множество.

2. Липкая лента. Приклейте кусочек липкой ленты к тыльной стороне детской ладони. Ребенку будет интересно отрывать эту ленту.

3. Веселые прищепки. Одевайте прищепки на различные предметы, цветные карточки, ленточки, шнурки, ткани и т.д., а малыш пусть их снимает.

Вроде все) Буду рада, если поделитесь своими методами.

www.babyblog.ru

Упражнения на развитие мелкой моторики в первые 6 месяцев

Трехмесячный малыш вдруг замечает свои ручки. Он смотрит, как двигается одна из них, потом другая, затем пытается тянуть обе ручки к предмету, привлекшему внимание. Вскоре малыш пробует зацепить одной рукой пальчики на второй и, наконец, возьмется за предмет каждой ручкой по очереди

Программа развития мелкой моторики

Постепенно детские пальчики приспосабливаются хватать подвешенные рядом игрушки. Медленно, но верно дистанция сокращается: младенец достает и ощупывает игрушку, висящую прямо над его рукой, затем – над грудью, и наконец – сбоку от него.

Малыш пробует схватить игрушки, лежа на животе. По-настоящему согласовать движения рук невозможно без того, чтобы сосредоточиться зрительно. Научить ручки «послушанию» необходимо, ибо наступает пора активного освоения окружающего мира, который состоит из разных предметов. Каждый нужно суметь не просто взять в руки, а взять удобно. Тогда им можно манипулировать.

Без специальных упражнений тут не обойтись. Одни «познакомят» левую ручку с правой, другие позволят активно манипулировать, например, с собственными ножками. Играя, карапуз развивает двигательную активность, зрительно-моторную координацию, а также координацию тела. Но прежде несколько важных правил: Тренируйтесь с малышом ежедневно ( по возможности 2-3 раза в день ). Упражнение занимает 2-3 минуты. Малыша должен радовать и сам процесс, и игрушки. Хвалите малыша. ведь он так старался, тянулся, хватался. Ребенка надо непременно поощрить! Игрушки должны быть чистыми: овладев приемом «захват», кроха постарается сразу отправить добычу в рот. Выбирайте разные по объему предметы, чтобы одни можно было обхватить ладошкой; другие – удержать всеми пальцами одной руки; третьи – взять только двумя-тремя пальчиками. Разные по форме игрушки позволят малышу вовремя научиться раскрывать ладонь, поворачивать кисть, группируя пальцы, чтобы удерживать предметы. Мелкая моторика в 3-4 месяцаУпражнение на развитие мелкой моторики: 1

Малыш сводит обе ручки по средней линии. Захватывает одну ручку другой.

Пальчиковые игры «Веселые ручки»

Задача: стимулировать у малыша желание дотянуться руками к своему и маминому лицу, а также попытки захватить одну ручку другой.

Объекты: мамино лицо, яркий цветной носочек, браслет из бусин.

Условия: ребенок лежит на спинке.

Занятие 1: весело декламируйте потешку и выполняйте нужные действия: Ручки, ручки, не скучайте!

Обхватите ручки в локтях, слегка потрясите, чтобы расслабить пальчики. Где вы были? Отвечайте!

Перед лицом малыша сводите и разводите его ручки, держа их за локотки. Посидели дома?

Похлопайте раскрытыми детскими ладошками щечки малыша, дотроньтесь до головы: пусть ощупает свое лицо. И пошли к знакомым!

Проделайте ручками ребенка те же упражнения с вашим лицом.

Занятие 2: наденьте на детскую ручку яркий носочек или браслет из бусин. И – начинайте игру со слов веселой потешки: Ручка, ручка, где была?

Приподнимите локоток, чтобы малыш смог увидеть носочек или браслет. Спрятаться от нас смогла?

Поводите ручку с предметом перед глазами ребенка, пусть понаблюдает. Мы тебя сейчас найдем!

После этих слов не спешите продолжать, пусть малыш попробует ухватиться за браслет свободной рукой. И играть скорей пойдем!

Если это произошло, ваши слова будут радостным заключением игры, если же нет – сами подтолкните вторую ручку ребенка к браслету.

Совет: не забывайте надевать браслет на ручки малыша поочередно.

Результат: ребенок активно тянет ручки вверх, сводит их по центру тела, захватывает одну ручку другой.

Упражнение на развитие мелкой моторики: 2

Малыш захватывает рукой свою ножку.

Пальчиковые игры «Ручки и ножки»

Задача: стимулировать у малыша желание дотронуться руками до ножек.

Игрушки: яркий носочек с бубенчиком.

Условия: малыш лежит на спинке.

Занятие: наденьте на детскую ножку носочек и запевайте потешку. Ручки-ножки, не скучайте!

Соедините стопы ребенка, чтобы он мог рассмотреть свои ножки. Где вы были? Отвечайте!

Сводите и разводите стопы так, чтобы позванивал бубенчик на носочке. Поиграть вам хочется?

Направьте противоположную ручку ребенка к ноге с носочком. Так пора знакомиться!

Помогите карапузу схватить носочек.

Советы: надевайте носочек на правую и левую ножку, помогая малышу схватить противоположной рукой; щекочите ножки ребенка, помогайте ему ощупывать пальчики руками.

Результат: малыш активно захватывает правую ногу левой рукой, и наоборот. Мелкая моторика в 4-4,5 месяцаУпражнение на развитие мелкой моторики: 3

Малыш рукой захватывает круглые и квадратные предметы.

Пальчиковые игры «Колобки и пеньки»

Задача: вызвать у ребенка желание захватывать объемные и плоские предметы круглой и квадратной формы.

Игрушки: кубики с гранью 4 см и шарики ( по три штуки ).

Условия: малыш лежит на животе ( под грудью у него валик ).

Занятие 1: положите перед ребенком шарик и весело скажите: Колобок, колобок, Отчего ты одинок? Тесто бабушка месила, На один всего хватило!

Малыш взял шарик? Положите перед ним еще один и продолжите: Нет, хватило теста ей! Вот второй! Так веселей.

Малыш взял шарик? Положите третий: Вот и третий колобок! До чего румяный бок!

Следите чтобы ребенок распределял пальчики по всей поверхности шарика.

Занятие 2: положите перед малышом в ряд три шарика, а между нами кубик и начните словами: Колобочки-колобки, Пенек один, а вас-то три!

Малыш потянется к «пеньку». Распределите пальчики по уголкам кубика – так легче его ухватить. Затем предлагайте поочередно оставшиеся шарики.

Занятие 3: вновь положите три шара и кубик ( с края ). Что бы ни выбрал малыш, помогите захватить это правильно. Предлагайте оставшиеся фигуры.

Занятие 4: выкладывайте шарики и кубики поочередно, наблюдайте, как малыш делает захват, помогайте ему удобно распределить пальчики: Вот веселый колобок! Вот стоит в лесу пенек! А теперь еще пенек! А теперь вновь колобок! И т.д.

Совет: чередуйте объемные предметы с плоскими.

Результат: малыш тянется к предмету двумя руками ( кисти раскрыты ), захватывает его пальцами, поворачивает.

Упражнение на развитие мелкой моторики: 4

Малыш хватает прямоугольные и треугольные фигуры.

Пальчиковые игры «Домики для гномиков»

Задача: вызвать у ребенка желание захватывать объемные и плоские предметы, а также манипулировать ими.

Игрушки: прямоугольные деревянные брусочки и конусы, по три фигуры каждого вида.

Условия: малыш лежит на животе ( под грудь можно подложить валик ).

Занятие 1: положите перед малышом брусочек и скажите: Будем-будем строить дом, Чтоб просторно было в нем! Нам бруски с тобой нужны, Вот такие, погляди!

Он взял фигурку? Положите еще один брусочек и продолжите потешку: Раз брусок, да два брусок, Дом не низок, не высок!

Наверняка малыш оставит первый брусок ради второго. Теперь положите третий брусок и закончите игру: Ну а если третий взять, Крепче станет он стоять!

Важно, чтобы малыш, захватывая брусок, распределял пальцы по углам.

Занятие 2: положите перед ребенком три бруска и один конус ( он в центре ) и вновь «стройте дом»: Три брусочка у нас были, Ну и крышу не забыли!

Малыш потянется к «крыше». Помогите ему равномерно распределить пальцы по поверхности конуса. Предлагайте поочередно оставшиеся фигуры.

Занятие 3: снова положите перед ребенком три бруска и один конус ( он с края ). Понаблюдайте, что выберет малыш, помогите захватить предмет правильно. Затем предлагайте ему поочередно оставшиеся фигуры.

Занятие 4: выкладывайте перед ребенком бруски и конусы поочередно, наблюдайте, как малыш берет их, вовремя помогайте ему удобно распределить пальчики по поверхности фигуры: Вот бруски для домиков, Домиков для гномиков. Крыши есть для домиков, Чтобы жили гномики!

Совет: чередуйте объемные предметы с плоскими фигурами.

Результат: малыш тянется к увиденному предмету ( кисти рук раскрыты ), заранее готовит руку, чтобы удобнее захватить фигуру, захватывает ее всеми пальцами, поворачивает ее в руке.

Мелкая моторика в 4,5-5 месяцев

Упражнение на развитие мелкой моторики: 5

Надавливаем пальчиками на поверхность игрушки.

Пальчиковые игры «Пианист»

Задача: стимулировать у ребенка попытку нажимать на клавиши инструмента, пока не удастся извлечь звук.

Игрушки: игрушечное пианино.

Условия: малыш лежит на животе, перед ним – музыкальный инструмент ( под грудь положите валик ).

Занятие: сначала поиграйте с клавишами сами. Затем дайте малышу возможность понажимать пальчиками на клавиши, постучать по ним ладошкой. Вот какой у нас артист, Знаменитый пианист! Заиграет он сейчас, Пустит всех в веселый пляс!

Советы: помогите ребенку «заиграть» обеими руками сразу; разожмите детские пальчики и проведите вдоль клавиш в обе стороны.

Результат: малыш нажимает пальцами обеих рук на клавиши или ударяет по ним ладошками, извлекая звуки.

Мелкая моторика в 5-6 месяцев

Упражнение на развитие мелкой моторики: 6 Ребенок перекладывает игрушки из одной руки в другую.

Пальчиковые игры «Мячик»

Задача: стимулировать у малыша желание перекладывать предмет.

Игрушки: шарик диаметром 3 см.

Условия: малыш лежит на животе.

Занятие 1: протяните младенцу шарик. Он взял его? Начинайте потешку: Вот такой прыгучий мяч!

Сожмите слегка руку ребенка с шариком, потрясите ею. Он готов пуститься вскачь!

Слегка потяните игрушку, чтобы рука малыша испытала мышечное усилие. Так и просится играть!

Потеребите игрушку в руке ребенка, побуждая отдать шарик. Трудно будет удержать!

Переложите игрушку в другую руку карапуза или направьте мячик к ней. Мячик прыгал и скакал, В руки снова к нам попал!

Обрадуйтесь тому, что игрушка вновь оказалась у ребенка.

Занятие 2: начало прежнее, изменения в ходе игры появляются со слов: Так и просится играть!

Детской рукой с шариком коснитесь пальчиков свободной руки. Трудно будет удержать!

Продолжайте касаться игрушкой пальчиков. Если они сжаты, расправьте их. Мячик прыгал и скакал, В руки к мамочке попал!

Мягко возьмите шарик из рук ребенка.

Советы: игру можно повторять, увеличивая число «попаданий» в разные ручки; чередуйте предметы, которыми вы касаетесь пальчиков малыша, формируя навык отдавать разные вещи; организуйте «развивающие ситуации», побуждая малыша одной рукой достать игрушку, а другой играть с ней.

Результат: малыш ( лежа на животике или сидя ) перекладывает игрушку в руках, отдает ее по просьбе взрослого.

www.baby.ru

Как развивать мелкую моторику рук у ребенка до 6 месяцев?

Очень важно развивать мелкую моторику рук у ребенка с самого рождения. С каждым днем ребенок учится управлять своими руками. Как помочь малышу в этом? 

 

Burda Media

Участки мозга, отвечающие за речь и движение пальцев, расположены близко, поэтому развитие мелкой моторики рук помогает ребенку развивать умственные способности и речь. У грудничков мелкую моторику хорошо развивает специальная гимнастика и массаж, пальчиковых игры.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:Когда учить кроху пользоваться столовыми приборами

Развитие мелкой моторики

Хватательный рефлекс новорожденного постепенно уступает место осмысленной работе детских ручек. Чтобы взять какой-либо предмет в руки, нужно не только его увидеть, оценить, как далеко этот предмет находится, заставить работать мышцы, чтобы подвести к нему кисть руки, важна также точная работа пальцев и мускулатуры.

Успешное освоение всего этого комплекса действий находится в прямой зависимости от развития координации движений рук и глаз.

Fotolia

Для ребенка 2,5–3 месяцев

Чтобы увереннее управлять движениями рук, малышу нужно тренироваться каждый день. Подвесьте над кроваткой мягкий шарик или игрушку. Обнаружив предмет в поле зрения, кроха будет стремиться достать его рукой и время от времени попадать в цель. Как только вы заметите, что он, прежде чем ударить по предмету, стал обращать внимание на руку, „усложните” конструкцию игрушки. Идеальным вариантом будет перекладина поперек кроватки с непо­движно закрепленными игрушками.

Для ребенка 5-6 месяцев

В 5–6 месяцев малыш начинает с удовольствием трогать все, до чего дотянется. Чем интереснее предметы, которые вы предлагаете, тем быстрее он научится тянуться к ним, не глядя на руку. Тогда же малыши демонстрируют свое желание сидеть. В этом положении тела руками пользоваться куда удобнее, чем лежа.

Как только ребенок научится сидеть, он получает возможность занимать позицию, которая позволяет ему видеть желаемый предмет и вполне осознанно тянуть к нему ручки. Кроха постепенно учится управлять и предплечьем, и кистью. Чтобы стимулировать развитие ручек, поощряйте попытки малыша действовать самостоятельно. Давайте ему в руку ложку, когда он ест, учите кроху переворачивать страницы в картонной книжке, позволяйте самому вытирать ручки после мытья.

Burda Media

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:Развитие первого года жизни ребенка: внимание на органы чувствТоп-5 пальчиковых игр для самых маленьких

 

 

 

Мнение редакции может не совпадать с мнением автора статьи.

www.moirebenok.ua

Развитие мелкой моторики ребенка в возрасте от 3 до 6 месяцев

В этой статье мы рассмотрим, что может делать ваш малыш в этом возрасте, как развивается его мелкая моторика. А также, как помочь своему ребенку в развитии мелкой моторики в период с 3 до 6 месяцев с помощью занятий и игр.

Как проявляется мелкая моторика у малыша возрастом от 3 до 6 месяцев

На данном этапе, ваш ребенок начинает лучше контролировать свою хватку, и будет прилагать больше усилий, чтобы удерживать предмет. Он  все еще не в состоянии осознанно отпускать предмет, но руки уже начинают исследовать его. В пять месяцев, многие дети  могут  легко поднести игрушку ко рту. В этом возрасте, ребенок, как правило, уже достаточно контролирует свои руки, может трусить погремушкой. Ребенок в настоящее время также начинает замечать различия между предметами, и может перекладывать игрушку из одной руки в другую.

Советы, которые помогут вашему ребенку  усовершенствовать и закрепить навыки  контроля:

Предоставьте  вашему ребенку разнообразные игрушки  соответствующие его возрасту для исследования. Изучение игрушек, которые имеют различные формы, цвета, звуки и текстуры поможет ему научиться управлять ими или издавать шум. Мягкие погремушки и прорезыватели для зубов являются наиболее подходящими для данного возраста.

Покажите ребенку две разных игрушки, держа их на расстоянии, друг от друга. Выбрав одну из них, ребенок почувствует связь, между визуальным восприятием и то какая она на ощупь.

Помогите ребенку обхватить игрушку обеими руками, так он начнет осознавать, что руки могут действовать сообща.

Как помочь малышу развить навыки мелкой моторики в возрасте 3 - 6 месяцев

Со своим малышом вы можете осваивать навыки развития мелкой моторики с младенческого возраста. Предлагаем вам серию упражнений для  развития мелкой моторики в возрасте от 3 до 6-месяцев:

Привлекайте внимание ребенка с одной игрушки на другую с помощью плавающих игрушек во время купания.

Повесьте на стене на небольшом расстоянии друг от друга две простые яркие картинки, рядом с которым ваш ребенок спит или играет.

Прижмите животик малыша к вашем лицу, чтобы он смог обхватить вашу голову обеими руками, а если вы носите очки, чтобы он пытался снимать их с вас и одевать. А также можете зажать между губами игрушку, а малыш будет вынимать ее и засовывать обратно.

Привлекайте внимание ребенка к  мелким предметам. Предметами, вызывающими интерес могут быть пуговицы на вашей одежде, цветные ногти или магниты на холодильнике.

Обращайте внимание ребенка на удаленные предметы. Включите  и выключите несколько раз вентилятор, проделайте то же самое со  светом. Покатайте вдали от ребенка мяч, или покажите  в окне автомобили, собак и детей, играющих на улице.

Поощряйте целенаправленное освобождение  от предметов. В ванной, падение игрушки в воду, чтобы получился всплеск. Поставьте перед ребенком тарелку с пуговицами, пусть он  собирает горсть и отпускает. Или сделайте то же самое с кубиками льда или кусочками чего-то холодного (холод тоже способствует развитию).

Приблизительно к  шести месяцам, вы  заметите, что умение ребенка управлять  руками зависит от положения, в котором он находится. Например, он может лучше это делать, если лежит на спине или сидит с вашей помощью, чем когда он сидит самостоятельно.  В этом возрасте умение удерживать предмет зависит от его размера и формы. Игрушки, которые по размеру больше, чем ладонь ребенка, ему удержать сложнее. Малыш  уже лучше перекладывает игрушку из одной руки в другую. Обратите внимание, что ваш ребенок начинает проявлять интерес  к мелким предметам, например, собирая горсть пуговиц, использует все пальцы, кроме большого. При кормлении в этом возрасте ребенок пытается вам "помочь", так как тянется за ложкой, когда вы подносите ее к ее рту.

Это прекрасный возраст для знакомства ребенка с «игрой  в коробку». Условия игры: спрячьте предмет в коробку, потом достаньте и так несколько раз. Это может быть любая емкость, но с бортами, учитывая то, что запястье ребенка должно периодически отдыхать.  Для того чтобы еще больше увлечь ребенка придумайте звуковое сопровождение.

Использование игрушек разных форм и размеров поможет расширить кругозор ребенка, а также поможет развитию обхвата  ладони.

При кормлении, дайте ребенку в руку персональною ложку. Кроме того, можно дать ему зубное кольцо, перед этим окунув  его в детское питание, чтобы он мог попробовать кормить себя самостоятельно.

 

Упражнения на развитие мелкой моторики для малышей в 3-4 месяца

 

В следующей статье из серии развитие мелкой моторики у новорожденных и малышей мы рассмотрим нормы развития мелкой моторики у детей в возрасте 6-12 месяцев.

Если вам понравилась наша статья и вы хотите получать обновления нашего блога, подписуйтесь на обновления и делитесь нашими статьями в соц.сетях.

vrednuga.ru

Развиваем мелкую моторику у малышей

Развивать мелкую моторику необходимо с раннего детства, так как от нее во многом зависит своевременное освоение ребенком речи, формирование пространственного и логического мышления, координации, внимания. Чем больше у ребенка задействованы кисти и пальчики, тем быстрее он научится говорить, самостоятельно завязывать шнурки, застегивать пуговицы, рисовать, а затем и писать. Пока малыш еще мал, ему можно делать массаж кистей и пальчиков, в 4 месяца можно добавить самые простые пальчиковые игры, а после 6 месяцев начинать осваивать различные игрушки, направленные именно на развитие мелкой моторики.

В какие игры поиграть? Первое, чему необходимо научить ребенка – это захватывать игрушку и удерживать ее в руке. К 6 месяцам ребенок обычно уже хорошо держит в руке погремушку и с удовольствием ею гремит. Соберите предметы различной фактуры и формы и вкладывайте их ребенку в руку. Это может быть маленький гладкий шар, кубик, грецкий орех, каштан и т.д. Вы должны добиться того, чтобы ребенок взял предмет и удержал его в кулачке некоторое время. Таким образом, вы не только помогаете ему развивать мелкую моторику, но и тактильные ощущения. Еще лучше, если вы будете комментировать каждый предмет: «это шар, он гладкий, а это орех, он шершавый». В 9 месяцев можно переходить уже к более сложным занятиям. Прекрасно подойдут такие игры, как пересыпание крупы из одной чашки в другую с помощью ложки, погружение ручек ребенка в чашку с фасолью, горохом, чечевицей. Он будет пытаться захватить пальчиками фасолину или горошину, тем самым тренируя мелкую моторику, концентрацию, внимание. Также полезна на данном этапе развития лепка из пластилина. Пусть ребенок мнет пластилин, катает его, рвет, смешивает цвета. Не менее важными являются несложные конструкторы – подобрать круги по размеру, нанизывать на подставку кольца, собрать матрешку. К году игры усложняются. Например, пригодятся различные резиновые игрушки, например, уточки или ежики, которые ребенок будет с силой сжимать в ладошках. Хорошо, если они издают звуки: чем сильнее сжимаешь, тем громче звук. Для развития внимания, памяти и воображения прекрасно подойдет мозаика, с помощью которой можно выкладывать несложные фигурки. Строительство башен из кубиков способствует пространственному и логическому мышлению и концентрации. С течением времени ребенок поймет, что необходимо ставить кубики ровно, иначе башня упадет, и будет стараться это делать. Также для годовалых малышей прекрасным тренажером для развития мелкой моторики станет нанизывание крупных деталей на веревочку. Для начала это могут быть детали от крупного конструктора с дырками посередине, затем можно переходить к более мелким деталям – крупным бусинам, пуговицам. Во время игры с ребенком все действия следует комментировать, описывать детали: их форму, цвет, текстуру. И также важно не оставлять ребенка одного, так как он может взять в рот мелкий предмет, с которым играет, и подавиться. Универсальная пирамидка Одной из универсальных игрушек, которая надолго займет и полугодовалого кроху, и малыша, которому уже исполнилось полтора года, является пирамидка. Во-первых, она помогает развивать мелкую моторику, что очень важно для формирования интеллекта ребенка. Во-вторых, с ее помощью ребенок осваивает различие между маленьким и большим. В-третьих, собирая и разбирая пирамидку от большего колечка к меньшему, ребенок тренирует концентрацию, внимание, начинает понимать различие между частью и целым (пирамидка – это целое, колечки – это часть целого). Развивающая пирамидка представлена в линейке продуктов компании Fisher Price. Обычно впервые ребенка знакомят с пирамидкой примерно в 10 месяцев, но классическая пирамидка от Fisher Price может порадовать и 6-месячного кроху. В ней 5 ярких цветных колец, наполненных перекатывающимися бусинками – детям нравится на них смотреть, греметь, как погремушкой, а если хлопнуть по основанию, пирамидка начинает раскачиваться. Ее колечки помещаются в ладошку ребенка, поэтому уже с полугодовалым крохой вы можете поиграть в игру «Принеси маме колечко». Ее суть в том, чтобы ребенок взял кольцо от пирамидки и отдал вам. Играть в нее следует так: снимите кольцо с пирамидки, положите рядом с ребенком и попросите малыша взять кольцо и отдать вам. Начать можно с самого большого колечка, постепенно дойдя до самого маленького. Играя с уже более взрослым малышом, который умеет ползать или ходить, колечко можно откладывать в сторону, чтобы малыш к нему дополз или дошел, взял и потом принес вам. Игру можно сопроводить веселой песенкой или стишками. Когда ребенок научится различать большее и меньшее, его можно начинать учить собирать пирамидку, обычно это происходит к 9 месяцам. Начните с выкладывания колец в ряд: от большего к меньшему. Затем переходите уже непосредственно к нанизыванию колец на подставку. Не забывайте хвалить ребенка, когда у него все получается. А вот ругать не следует – лучше опять перемешайте колечки и покажите, как необходимо разложить или нанизывать кольца. Помните, что заниматься с ребенком следует тогда, когда он сыт и доволен… Если малыш не настроен играть – попробуйте вернуться к игре через пару часов. Разложите перед ним колечки, погремите, чтобы он услышал, как шумят бусинки, и малыш сам потянется к увлекательной пирамидке.

www.baby.ru

Способы развития мелкой моторики у детей разных возрастов

Раннее развитие ребенка всегда подразумевает в том числе и развитие мелкой моторики, т. е. обучение его держать и оперировать мелкими предметами. Способы развития мелкой моторики рук существуют разные: каждый родитель волен выбрать то, что по душе и ему, и ребенку. Ниже рассмотрены основные нюансы, связанные с развитием мелкой моторики, дан ответ на вопрос о том, зачем нужно ее развивать, а также представлены игры, которые наверняка увлекут вашего малыша.

Зачем и когда нужно развитие мелкой моторики?

Ученые давно доказали, что развитие мелкой моторики дает толчок развитию речи у ребенка. Те дети, с которыми мамы регулярно играют в пальчиковые игры, которым дается большое количество разнообразных по текстуре предметов для изучения, начинают говорить раньше своих сверстников, которым отказано в упомянутых развлечениях. Кроме того, такие дети быстрее усваивают информацию (тактильные ощущения связаны с деятельностью мозга), легче обучаются, быстрее начинают писать. Довольно часто развитие тактильных ощущений используется в качестве подготовки к школе.

Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что развивать мелкую моторику у ребенка следует как можно раньше. Существуют пальчиковые игры, в которые можно играть чуть ли не с рождения.

Как развивать мелкую моторику у детей разных лет?

Каждому возрасту – свои игры. С этим утверждением не поспоришь, поэтому важно не торопить события и последовательно предлагать ребенку те игрушки, которые соответствуют его возрасту.

От рождения до полугода

В это время кроха активно развивает тактильные навыки самостоятельно. Начиная с 3-4 месяцев ребенок осознано тянет ручки к игрушкам, ощупывает погремушки, руки мамы, изучает свои пальчики. Можно предложить малышу разные игры.

С 7 месяцев до года

В это время можно использовать те же материалы и игры, что и до полугода. Можно добавить и несколько других.

С года до двух лет

Количество игрушек для развития мелкой моторики следует постепенно увеличивать. Все так же интересными и полезными для игры остаются крупы и мешочки с зерном, но малыш становится все старше и умнее, поэтому с имеющимися игрушками можно придумывать новые игры, требующие логического и обдуманного подхода.

Также в  игровую копилку можно добавить необычные атрибуты.

С 2 до 3 лет

Трехлетний ребенок – уже целостная личность. Это не грудничок, который тянет все в рот, таким способом познавая мир. В 2-3 года с ребенком можно играть в достаточно серьезные игры, требующие внимательности, ответственности, четкой последовательности действий.

Далее рассмотрим некоторые способы и игры, помогающие развить мелкую моторику рук у детей разных возрастов.

Конструктор для развития мелкой моторики у ребенка

Конструктор для детей – это не только модная игрушка, но и замечательный материал для изучения простых бытовых истин, а также способ во время игры развивать интеллект и мышление.

Выбирая конструктор, руководствуйтесь правилом: чем меньше ребенок, тем больше детали. Для самых маленьких лучше приобрести конструктор, состоящий их крупных элементов, которые точно не пролезут крохе в горло, если тот захочет попробовать их на вкус.

Игры с конструктором могут быть разные. Можно «строить» с ребенком здания и предметы только определенных цветов (учим цвета), можно предложить малышу посчитать детали (учим счет). Так или иначе, конструктор будет развивать у вашего ребенка мелкую моторику рук и улучшать его интеллект.

Лепка для развития тактильных ощущений

Пластилин известен всем. Это универсальное средство, которое применяется и в детских садах, и в домашних условиях и позволяет занять малыша на некоторое время. Лепить из пластилина любят почти все дети, но далее речь пойдет не о нем.

Существует более безопасный, нетрадиционный, но очень интересный способ развить мелкую моторику у крохи с помощью лепки. Это соленое тесто. Готовится оно очень просто и быстро из продуктов, которые есть в любом доме, и при этом соленое тесто полностью безопасно (хотя оно съедобно, ребенок вряд ли станет его кушать). Кроме того, поделки из теста можно сохранить на память, так как они застывают естественным путем (или их запекают в духовке), в отличие от пластилиновых шедевров.

Рецепт соленого теста

Вам потребуется:

Все ингредиенты смешайте и замесите тесто. Чтобы оно было более эластичным и не липло к рукам, в него можно добавить ложку растительного масла. Также существуют рецепты с добавлением клея, крахмала и даже сливок. Впрочем, лишние изыски ни к чему. Самое простое тесто из муки и соли отлично подходит для детских поделок.

Покажите ребенку несколько техник лепки: катание, расплющивание, разминание и т. д. Пусть кроха работает всей ручкой, вылепливает мелкие детали. Это отлично разовьет гибкость его пальчиков и мелкую моторику рук.

Рисование для развития мелкой моторики

Рисование учит малыша правильно держать кисть, что впоследствии поможет ему быстро и без проблем овладеть правописанием.

Для рисования можно использовать краски и кисточки, карандаши и фломастеры, мелки и пастель. А можно предложить малышу порисовать руками! Такое упражнение тоже будет очень полезно для  развития мелкой моторики. Но учтите, что рисовать пальчиками лучше, используя съедобные краски или, в крайнем случае, краски без содержания вредных веществ.

Можно создать съедобные краски самостоятельно. За основу возьмите детское пюре или манную кашу, а в качестве красящего пигмента используйте либо пищевые красители, либо соки овощей и фруктов.

Пальчиковые игры

Играть в пальчиковые игры можно начинать с рождения. Сначала движения ручками ребенка будет совершать мама. Но вскоре кроха сам поймет, что к чему, и станет шевелить пальчиками в такт песенке или стишку.

Пальчиковые игры – отличное упражнение, путем которого можно ускорить развитие мелкой моторики рук, стимулировать работу мозга, а также заложить основу для приучения ребенка к письму.

  1. Деткам до 6-7 месяцев можно делать пальчиковый массаж. Мама растирает каждый пальчик, произнося его имя. Например, можно использоваться потешку:Вставай, Большак!Вставай, Указка!

    Вставай, Середка!

    Вставай, Сиротка,

    И крошка-Ерошка!

    Привет, ладошка!

  2. К году ребенок уже может понимать, что от него требуется. В этом возрасте мама выступает лишь как инструктор. Она показывает чаду основные движения, которые ребенок должен повторять. Как правило, пальчики малыша изображают животных или людей.Также можно читать малышу стишок и совершать под него основные движения. Хлопайте в ладоши, соединяйте пальчики в щепотку, сжимайте ладонь в кулачок.
  3. С ребенком 3 лет и старше можно устроить представление теней. Лучше подберите зрителей из родственников, чтобы ребенку было интересно «репетировать» представление. Также для пальчиковых упражнений можно использовать различные предметы: орехи, бусины, пуговицы, ткань.

Игрушки для развития мелкой моторики

Для наглядности ниже приведен общий список игрушек, которые помогают развить тактильное осязание и «научить» пальчики малыша двигаться в соответствии с нервными импульсами мозга.

  1. Пирамидка.
  2. Кубики.
  3. Ребристые погремушки.
  4. Мячики разных размеров.
  5. Сортер.
  6. Книжки с выпуклыми картинками.
  7. Конструктор.
  8. Счеты.
  9. Пазлы.
  10. Лабиринты.
  11. Рамка со шнуровкой.
  12. Бусы.
  13. Кнопочные игрушки.

Развитие мелкой моторики по методике Монтессори

В методике Марии Монтессори большое внимание уделяется именно развитию мелкой моторики рук. В ее записях имеется множество игр, которые способствуют этому. Ниже представлены самые интересные из них.

«Как взрослый»

Дайте ребенку губку и несколько грязных чашек. Пусть кроха, подражая маме, вымоет посуду. Вам кажется это легким занятием? Для негибких детских пальчиков довольно сложно удержать чашку в воде и не выронить ее, также такое упражнение будет отличной тренировкой гибкости пальцев и развитием мелкой моторики рук.

Пуговицы

Дайте чаду кофту, куртку или другую вещь, на которой есть пуговицы, крючки и другие застежки. Можно сделать малышу специальный тренажер: объединить несколько застежек на одной вещи. Такое упражнение полезно для мелкой моторики, а также тренирует навык самообслуживания.

Сортировка

Возьмите две миски. На стол насыпьте горох и гречку (макароны и фасоль – выбирайте любые крупы). Попросите ребенка отсортировать одно от другого и разложить в две миски.

Слишком напоминает задание, которое мачеха придумала для Золушки? Возможно. Но такое задание является отличной тренировкой для маленьких детских пальчиков.

Только не переусердствуйте. Не нужно заставлять ребенка перебирать крупы, если ему это надоело или он устал.

Рисование на муке

Насыпьте на стол муку (манку, песок, сахар). Предложите крохе порисовать на присыпанной поверхности. Достоинство такого рисования в том, что рисунок можно легко стереть и начать заново.

Лоскутки

Возьмите несколько кусочков тканей с различной текстурой. Шерсть, крупная вязка, бархат, шелк. Предложите чаду потрогать каждый и описать свои ощущения.

Шнуровка

Очень хорошо развивают мелкую моторику у малышей обыкновенные шнурки. Можно приобрести специальную рамку со шнуровкой, а можно учить кроху на примере его собственных ботиночек.

Губка

Попросите кроху перенести воду из одной миски в другую с помощью обычной губки для мытья посуды. При этом малыш должен стараться, чтобы на стол попало как можно меньше капель. Это не только хорошее упражнение для пальчиков, но и обучение аккуратности.

Сборщик

Рассыпьте по полу мелкие предметы и попросите ребенка собрать их в миску или сумку. Можно также просить малыша называть цвет или «имя» каждого предмета.

Фокусник

Положите несколько предметов в шляпу или непрозрачный пакет. Ребенок на ощупь должен определить, что находится в пакете. Попросите кроху вытащить ту или иную вещь. Прежде чем исполнить это, ребенок будет долго изучать вещи пальчиками.

 

Заключение

Эти и многие другие упражнения и игры призваны развить у ребенка умение управлять собственными ручками, а также обогатить список его навыков и способностей, научить мыслить логически.

Очень важно регулярно заниматься с малышом, но не докучать ему. Все занятия следует преподносить в игровой форме.

agushkin.ru

Мелкая моторика. Развитие мелкой моторики рук у ребенка после 6 месяцев

Хотите, чтобы ребенок правильно развивался, рано начал говорить? Развивайте мелкую моторику рук ребенка с самого рождения

Legion-Media

Развитие мелкой моторики рук позволяет активировать развитие умственных способностей и речи. Занимайтесь с ребенком гимнастикой и массажем, играйте в пальчиковые игры с раннего детства. День за днем ребенок учится владеть своими ручками, помогите ему в этом.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:Топ-5 пальчиковых игр для самых маленьких

Малыш начинает использовать ручки, чтобы сообщить нам о своих желаниях, довольно рано. Он указывает на предмет и для того, чтобы им завладеть, и затем, чтобы взрослые этот предмет назвали. Еще не начав говорить, малыш вполне успешно объясняется посредством жестов: с помощью рук он может и высказать свое недовольство, и попрощаться, и позвать к себе.

Развитие после 6 месяцев

В 6–8 месяцев малыш осознает, что руками можно ощупывать и гладить предметы. Оказывается, руки даны крохе не только для того, чтобы схватить предмет и засунуть его в рот. Ими можно что-то щупать и гладить. Поддерживайте и развивайте это любопытство у ребенка, давайте почувствовать различные поверхности на ощупь. Предоставьте ему возможность играть на траве и ворсистом ковре, на домотканой дорожке и голом полу — прикасаясь ко всему, что его окружает, малыш собирает свои ощущения, тем самым познавая свойства предметов. Он узнает, что предметы бывают гладкие и шершавые, мягкие и твердые, мокрые и сухие и т.д.Не забывайте, что малыш учится не только брать предметы, но и выпускать их из рук. Ослабить ручку гораздо сложнее, чем сжать ее. Поэтому чаще играйте с крохой в игру „Дай-возьми!” и позволяйте малышу, сидя в высоком стульчике, скидывать предметы на пол. Привяжите игрушки на шерстяные нитки. В один прекрасный день малыш обнаружит, что сброшенные игрушки можно выуживать обратно.

Legion-Media

Развитие после 9 месяцев

Около 9 месяцев кроха уже может держать предмет между большим и указательным пальцами. И это настоящая революция в развитии ручек. Именно с данного момента мелкая моторика малыша будет очень быстро прогрессировать. Пришло время упражнений, созданных народной педагогикой, — потешек и пестушек. „Ладушки”, „Сорока-белобока”, „Коза рогатая” не только развлекут малыша, но и помогут вам провести комплексную зарядку для его ручек: всевозможные поглаживания, похлопывания и разминания пальчиков.Ближе к 1 году малыш становится исследователем. Более сильные мышцы и развитые суставы позволяют ему значительно расширить горизонты познания. Руками можно оттолкнуть и притянуть к себе предмет, вытащить один стаканчик из другого, вставить фигурку в отверстие, сложить пирамидку.Малыш становится настоящим стратегом, мозг которого уже способен „составлять” продуманный план действий, чтобы произвести какие-либо манипуляции с помощью такого полезного инструмента, как руки.

Burda Media

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:Умные игры для развития крохи3 главных правила развития речи у ребенка

Мнение редакции может не совпадать с мнением автора статьи.

www.moirebenok.ua


Смотрите также