Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
комбинированного вида города Тюмени

Шипящие: как перестать шепелявить и начать говорить внятно. Ребенок в 5 лет шепелявит


Что делать, если ребенок шепелявит?

maisl_img_1

Речь является главным средством взаимодействия между людьми. Чтобы ребенок вырос успешным, родители уже с самого детства следят за тем, как он говорит. В процессе взросления у малыша могут появиться различные дефекты речи, одним из которых является шепелявость.

У детей она выглядит даже мило, но ни в коем случае нельзя пускать ее на самотек, поскольку в таком случае ребенок привыкнет так говорить.

Что такое шепелявость?

Она представляет собой один из видов дефектов речи, отличительными особенностями является нарушение произношения шипящих и свистящих звуков, т.е. человек заменяет звуки «ж», «ш», «щ», на «з», «с», «ц».

Причины появления такого дефекта могут быть разными: неправильный прикус, неразвитые мышцы языка, наличие щели между двумя верхними передними зубами и т.д.

Как избавиться от шепелявости ребенка?

Если вы заметили, что ваш малыш шепелявит, то лучше не откладывайте решение проблемы на потом, поскольку ребенок может привыкнуть так разговаривать, в последующем исправить дефект будет сложнее. Одним из способов предотвращения этой проблемы является посещение детского центра, т.к. в нем работают опытные педагоги и логопеды.

До 5 лет шепелявость допустима, но в последующем она является уже отклонением от нормы. Но лучше не дожидаться достижения такого возраста, поскольку в таком случае лечение может не принести ожидаемых результатов и займет большее количество времени. Лучшим возрастом, когда дефекты речи можно быстро и легко исправить, являются 2 – 3 года.

К кому обращаться за помощью?

Прежде всего нужно отвести ребенка к ортодонту, поскольку причина неверного произношения может скрываться в строении зубов, неправильном прикусе. В случае необходимости врач поставит брекеты и назначит соответствующее лечение.

Возможно, нужно будет также сводить ребенка к отоларингологу. Причиной шепелявости у ребенка может быть также то, что он вынужден дышать через рот, что приводит к неправильному произношению.

Конечно, исправление дефектов речи невозможно без помощи логопеда. Логопед в детском центре или садике с помощью специальных упражнений научит ребенка правильно выговаривать все звуки.

Также рекомендуется родителям заниматься с ребенком, следить за его произношением. Ни в коем случае нельзя ругать малыша, если он путает звуки, нужно спокойно объяснять, как нужно правильно говорить. Также лучше резко не перебивать его, поскольку такое давление может отрицательно сказаться на психике ребенка и не принести результата в улучшении его речи.

Опубликовано 19 мая 2016 в 10:54 пп. Рубрика: Сборник 5. Вы можете следить за ответами к записи через RSS.Отзывы и пинг пока закрыты.

mariinochka.tomsk.ru

Что делать, если ребенок шепелявит?

Речь является главным средством взаимодействия между людьми. Чтобы ребенок вырос успешным, родители уже с самого детства следят за тем, как он говорит. В процессе взросления у малыша могут появиться различные дефекты речи, одним из которых является шепелявость.У детей она выглядит даже мило, но ни в коем случае нельзя пускать ее на самотек, поскольку в таком случае ребенок привыкнет так говорить.Что такое шепелявость?Она представляет собой один из видов дефектов речи, отличительными особенностями является нарушение произношения шипящих и свистящих звуков, т.е. человек заменяет звуки «ж», «ш», «щ», на «з», «с», «ц».Причины появления такого дефекта могут быть разными: неправильный прикус, неразвитые мышцы языка, наличие щели между двумя верхними передними зубами и т.д.Как избавиться от шепелявости ребенка?Если вы заметили, что ваш малыш шепелявит, то лучше не откладывайте решение проблемы на потом, поскольку ребенок может привыкнуть так разговаривать, в последующем исправить дефект будет сложнее. Одним из способов предотвращения этой проблемы является посещение детского центра, т.к. в нем работают опытные педагоги и логопеды.До 5 лет шепелявость допустима, но в последующем она является уже отклонением от нормы. Но лучше не дожидаться достижения такого возраста, поскольку в таком случае лечение может не принести ожидаемых результатов и займет большее количество времени. Лучшим возрастом, когда дефекты речи можно быстро и легко исправить, являются 2 – 3 года.К кому обращаться за помощью?Прежде всего нужно отвести ребенка к ортодонту, поскольку причина неверного произношения может скрываться в строении зубов, неправильном прикусе. В случае необходимости врач поставит брекеты и назначит соответствующее лечение.Возможно, нужно будет также сводить ребенка к отоларингологу. Причиной шепелявости у ребенка может быть также то, что он вынужден дышать через рот, что приводит к неправильному произношению.Конечно, исправление дефектов речи невозможно без помощи логопеда. Логопед в детском центре или садике с помощью специальных упражнений научит ребенка правильно выговаривать все звуки.Также рекомендуется родителям заниматься с ребенком, следить за его произношением. Ни в коем случае нельзя ругать малыша, если он путает звуки, нужно спокойно объяснять, как нужно правильно говорить. Также лучше резко не перебивать его, поскольку такое давление может отрицательно сказаться на психике ребенка и не принести результата в улучшении его речи. Рубрика: Полезное женщине

broken-steel.ru

Шепелявость – что это и как исправить

Главная — О логопедии — Шепелявость

В этой статье мы поговорим о распространенном нарушении звукопроизношения – шепелявости. Разберемся, что же это такое - «шепелявость», какие виды этого нарушения существуют и как эту проблему преодолеть.

Под понятием шепелявость подразумевается неправильное произношение шипящих звуков - Ш, Ж, Ч, Щ, научное название – сигматизм шипящих звуков.

Прежде чем говорить о видах шепелявости, необходимо остановиться на том, как же произносятся шипящие звуки в норме. Звуки «ш, ж» появляются к 4.5 – 5 годам и, к сожалению, очень часто произносится неправильно. Поскольку они отличаются только звонкостью («ш» – глухой, а « ж» – звонкий), то нарушаются почти всегда парой. Звуки «ч, щ» нарушаются значительно реже, как правило они либо заменяются другими звуками (ч-ть, щ-сь), либо произносятся с чрезмерным округлением губ.

Для того чтобы произнести «ш, ж» необходимо язык сделать широким в форме чашечки и поднять наверх, при этом боковые края языка должны прижиматься к коренным зубам. Зубы сближены, а губы слегка округлены. Если же язык не очень хорошо поднимается, тонус мышц нарушен (язык вялый или чрезмерно напряженный) и удерживать его широким наверху и при этом еще дуть вверх тяжело, то появляется шепелявое произношение. Кроме того к шепелявости может привести неправильный прикус , особенно если между верхними и нижними зубами большое расстояние и зубы не смыкаются (передний открытый прикус или прогнатия) Кроме искаженного шепелявого произношения существуют :

  • Пропуски звука ш, ж – шапка – апка, жук -ук ;
  • Замены ш, ж на звуки с ,з – шапка-сапка, жук – зук.

Если ребенок до 5 лет шипящие звуки не произносит или заменяет на свистящие, то правильные ш, ж еще могут появиться в речи самостоятельно, при условии, что все остальные звуки правильно произносятся. Но если ребенок начал произносить шипящие неправильно, то это уже шепелявость и самостоятельно она, увы, не исчезнет.

Шепелявость при произнесении звуков ш, ж чаще всего проявляется в следующих вариантах:

  • Губно-зубной - при этом виде шепелявости нижняя губа приближается к верхним резцам, произноситься звук, близкий к звуку Ф (шар – фар).
  • Призубный- кончик языка упирается в режущие края верхних и нижних зубов (резцов, звук получается, похожий на т, д – шар – тар, жук-тук.)
  • Боковой – при этом варианте кончик языка или его половина оттягиваются набок, появляются хлюпающий звук.
  • Щечное произнесение –щеки раздуваются и от этого появляется шум, а язык при этом лежит на дне ротовой полости.
  • Носовой произнесение –слышится гнусавое произнесение, как при насморке, т.е. мягкое небо недостаточно работает.
  • Смягчённый звук Ш — звук произносится мягко, похож на щ.

Если у родителей возникают подозрения, что ребенок шепелявит, то в 5 лет разумно прийти на консультацию к логопеду, который скажет, есть ли шепелявость, и, если проблема есть, поможет ее преодолеть.

Шепелявость у взрослых

У взрослых людей шепелявость встречается довольно часто, после картавости это второе по распространенности речевое нарушение, с которым обращаются к логопедам. Практика логопедии показывает, что шепелявость не только можно исправить у подростков и взрослых, но и возможно сделать это довольно быстро. На консультации логопед определит вид шепелявости, найдет причину проблемы (какие именно мышцы языка плохо работают и т.д) и поможет научиться правильно произносить сложные звуки .

Если шепелявость мешает вам говорить и чувствовать себя уверенно, ждем вас в нашем центре, где опытные логопеды помогут решить эту проблему.

Читайте так же: Нарушения произношения свистящих звуков «с, з»

Поделиться:

Узнать подробнее об услугах Центра и записаться на консультацию или занятие можно по телефону (812) 640-90-77, а так же заполнив форму ниже.

www.logogol.ru

Как избавиться от шепелявости: упражнения

Шепелявость — это нарушение речи. Причинами возникновения могут быть — скованная подвижность языка, неправильный прикус, травма во рту, проблемы со слухом, наследственный фактор, сильный стресс, испуг и др. Конечно, в детстве исправлять этот дефект речи легче. Взрослому человеку нужно набраться терпения. Лечение хоть и представляет собой длительный процесс, но можно исправить этот дефект самостоятельно.

99Как избавиться от шепелявости: упражнения

Если при разговоре звук «с» меняется на «ш», возможно, у вас неправильное расположение языка. Обычно, при произношении звука «с» язык расположен слегка за зубами. Если расположение другое, то это может указывать на его напряженность.

  • Снятие напряжения

Самое простое упражнение, чтобы расслабить язык. Облизывайте верхнюю часть губы сверху вниз. Снимите напряжение, потом нужно произносить проблемные буквы. Это упражнение напрягает мышцы и поможет сделать их более эластичными.

Челюсть сохраняйте в неподвижном состоянии, а языку придайте форму чашечки, будто хотите удержать воду. Не высовывайте язык наружу. Постарайтесь равномерно приподнять его по бокам и на кончике. Попробуйте произнести звук «З». Может не получиться, но выйдет похоже на «Ж».

  • «Непослушный язык»

Приоткройте рот, выдвиньте и уложите язык теперь на нижнюю губу. Произнесите «ля –ля –ля». Упражняясь, кончиком языка касайтесь обоих уголков рта. Нижняя губа не должна подворачиваться.

Представьте, распластайте на нижних зубах язык, как блинчик, слегка высунув вперед. Верхними зубами легонько постукиваем по языку. После этого пусть язык полежит в спокойном состоянии. Упражняйтесь, пока манипуляции не станут легкими и непринужденными.

Ежедневно прочитывайте вслух главу из печатного издания, зажав между передними зубами пробку от бутылки.

  • «Разговор с закрытым ртом»

Сомкните губы и разомкните внутри рта зубы. Ежедневно прочитывайте несколько абзацев или проговаривайте текст минут 30. Старайтесь, чтобы вас было слышно.

  • Установка звука «ш»

Вытяните вперед губы, сожмите зубы, поднимите язык к небу, не касайтесь последнего. Попробуйте имитировать шипение змеи: «Ш-ш-ш». Для максимального эффекта зажмите одну щеку большим пальцем, а другую – средним. Выполнять упражнение около недели – пока закрепится навык.Вначале занятий нужно закреплять каждый звук. Чтобы звуки усваивались лучше, делайте это нараспев. Далее начните справляться с шепелявостью, произнося слоги, небольшие слова и фразы. Если появился положительный результат, можете переходить к сложноподчиненным словам и небольшим скороговоркам.

Можно отрабатывать звук «ш», применяя несложную артикуляционную гимнастику. Интенсивно пожуйте с закрытым ртом. Улыбнитесь, растягивая разомкнутые губы, но не разжимайте челюсти. Сверните губы в «трубочку». Чередуйте «улыбку» и «трубочку», постепенно ускоряя движения.Есть упражнения, которые развивают речевое дыхание.

  • «Гуси шипят» Speak no evil

Расставьте ноги на ширину плеч, руки закрепите на поясе. Считайте про себя от 1 до 4 и наклоняйтесь вперед. Вытяните шею и произнесите на длинном выдохе: «Ш-ш-ш-ш». Повторять медленно 4—5 раз.

Ноги расставьте на ширину плеч. Обе руки немного сгибаются в локтях и вытягиваются вперед. Пальцы сожмите в кулаки. Разворачивая корпус вправо-влево, повторяйте движения косаря, широко двигая руками одновременно проговаривайте: «Ж-у-х! ж-у-х!». Темп средний, делать 7— 8 раз.

  • «Пилим дрова»

Нужен напарник. Встаньте лицом друг к другу. Ноги расставьте, нужно, чтобы левая нога была впереди. Возьмитесь за руки (напрямую), двигайте ими — сгибайте и разгибайте, будто распиливаете дрова. Во время движения проговаривайте: «Ж-ж-ж-ж». Упражняйтесь в умеренном темпе. Длительность — 35—40 секунд.

Мелкими шагами ходите по помещению, а если нет возможности — ходите на месте. Согните руки и двигайте ими поочередно вперед-назад, проговаривайте звук движущегося поезда: «Ч-у-х! Ч-у-х!» Упражнение делайте 35—40 секунд.

Для исправления дефекта речи успешно используется проговаривание скороговорок с нужными звуками.

— Для отработки звука «ч»

Для отработки звука «ч» можно применять скороговорки.

«У нас в печурочке золотые чурочки».

«Чудак под диванчик прячет чемоданчик».

Чтобы правильно произносить этот звук, нужно немножко выдвинуть округленные губы вперед. Зубы должны быть сомкнуты, но не полностью — оставьте маленькую щель. Широкий кончик языка нужно поднять к твердому небу, которое расположено у основания верхних передних зубов. В образовавшуюся между зубами щель, воздух проходит быстро и, благодаря тому, что делает толчок, получается нужный звук «Ч».

— Для восстановления звука «ш»

Для восстановления звука «ш» можно использовать скороговорку.

«Кукушка кукушонку купила капюшон».

Для правильного воспроизведения этого звука сделайте нужно губы выдвинуть вперед. Широкий кончик языка поднимите к передней части твердого неба, но не нужно касаться передних верхних зубов и обязательно оставьте щель. Боковые края языка прижимайте к задним крупным зубам верхней челюсти так, чтобы не выходила по бокам струя выдыхаемого воздуха. Выходящий вперед изо рта воздух образует звук «ш».

— Отрабатывайте звук «щ»

«Хищник в роще рыщет – хищник пищу ищет».

По артикуляции звуки «Щ» и «Ш» очень похожи между собой. Но, в случае формирования звука «щ», касайтесь твердого неба серединой языка.

  • Упражнения для дыхания

101Иногда происходит так, что в разговоре, при сильном волнении пропадает четкость правильность произношения звуков. Сделайте следующее. Перед важным разговором не надо волноваться. Сделайте упражнения для дыхания – это поможет вам успокоиться. Глубоко вдохните, надуйте живот, при выдохе – втяните. Продумайте речь дома, заранее. Если чувствуете, что речь становится быстрее, то сделайте паузу, вдох и продолжайте разговор.Чтобы оценить свои успехи от занятий по исправлению произношения, сделайте голосовую запись.Проконсультируйтесь у логопеда и подберите курс для тренировки речи, с учетом индивидуальных причин шепелявости.

domashniy-doc.ru

Могу ли я что-нибудь сделать, чтобы исправить шепелявость у ребенка?

Шепелявость это термин, который описывает способ, которым ребенок неправильно произносит слова. Обычно имеется в виду, что он заменяет «с» на «ш». Таким образом, предложение «Моей сестре семь», звучит как «Моей шештре шемь». При правильном произношении «с» язык должен находится позади передних зубов, у тех же детей, которые шепелявят, он обычно находится между зубов или чуть высовывается наружу.

Если ваш ребенок шепелявит – не стоит волноваться. Это бывает у многих детей и в большинстве случаев проходит без постороннего вмешательства к 7-ми годам. Только замечаниями ребенку, что он шепелявит, вы не поможете ему избавиться от этого и, конечно же, вы должны сделать все, чтобы из-за того ребенок шепелявит, его не дразнили, что можете привести лишь к тому, что он будет испытывать чувство вины. Вы можете заниматься, чтобы уменьшить факторы, которые способствуют тому, что ребенок шепелявит.

Убедитесь, что ничто не препятствует ребенку дышать через нос. Дыхание открытым ртом приводит к тому, что язык становится плоским и высовывается изо рта. Убедитесь, что у ребенка нет аллергии, простуды или проблем с носовыми пазухами и ребенок может свободно дышать, когда его губы сомкнуты.

Старайтесь, чтобы руки ребенка были как можно дальше от его рта, так как сосание большого пальца так же может стать причиной развития шепелявости. Это нелегкая задача, помочь ребенку перестать сосать палец, но вы всегда можете хотя бы сократить время, на протяжении которого он это делает. Уловите момент, когда ребенок чаще всего сосет палец, например, когда смотрит телевизор или едет в машине, и предоставьте ему какое-нибудь альтернативное занятие, например, дайте его любимую мягкую игрушку.

Убедитесь, что ваш ребенок уже не пользуется соской или бутылочками для маленьких. Начните пользоваться бутылочками без сосок как можно раньше. Хотя бутылочки с сосками позволяют избежать того, что питье разольется, они не способствуют развитию оральной моторики, которая очень важна в развитии речи. Использование соломинки – это отличное упражнение для развития оральной моторики.

Вы можете посмотреть комментарии или написать свой.

kotikit.ru

Шипящие: как перестать шепелявить и начать говорить внятно

Шипящие: как перестать шепелявить и начать говорить внятно

Шипящие: как перестать шепелявить и начать говорить внятно

С шипящими согласными у деток часто возникают трудности. Как их только не переиначивают: «Ш» меняют на «С», «Ж» на «З», а то и вовсе выкидывают из слова, чтобы не мучиться. Главное, чтобы родители не начинали подражать этому шепелявому лепету, коверкая звуки. Так ребенок даже и понять не сможет, что он что-то делает не так.К шипящим относят всего 4 буквы: «Ш», «Ж», «Щ», «Ч». Проблемы с ними возникают оттого, что малыш не может расслабить язычок, «растянуть» его как следует, чтобы края доставали до боковых поверхностей зубов. Поэтому сначала учимся язычком «отдыхать».

Упражнения для языка

Вместе с карапузом представляем, что язык – это блинчик, который лежит на нижних зубах, немного высунувшись вперед. Верхней челюстью легонько постукиваем по нему, будто мы дразнимся. Затем прекращаем движение и даем языку полежать спокойно. Когда все получается легко и непринужденно, то упражнение можно считать изученным.

Теперь поиграем в «чашечку». Чтобы малышу было понятнее, сложите ладошки так, словно вы пытаетесь в них удержать воду. Эту же позу повторяем языком, только не высовывая его наружу, стараясь максимально равномерно приподнять боковые стороны и кончик. Усложнить упражнение можно, попросив ребенка произнести звук «З». В таком положении он вряд ли получится, зато неплохо выйдет что-то похожее на «Ж».

После того как поддастся «Ж», можно приступать к «Ш». Этот звук хорошо прорабатывать с помощью небольшой артикуляционной гимнастики:

• интенсивно пожевать с закрытым ротиком;• улыбнуться, растянув разомкнутые губы, не разжимая челюсти;• сделать губами «трубочку»;• чередовать «улыбку» и «трубочку», постепенно увеличивая скорость.

После «Ш» обычно легко начинает получаться «Щ», а там уже и «Ч».

Слоги и скороговорки

Как только появляются первые успехи в проговаривании шипящих, приступаем к отработке их в связке с гласными буквами. Лучше всего произносить трехбуквенные сочетания: «АЖА-АЖО-УЖА», «УША-УШУ-ОШЕ» и так далее, стараясь задействовать все варианты. Если с первой гласной карапузу трудно начинать, то отбросьте ее, используйте упрощенный слог: «ЖА-ЖО-ЖУ». И не обойтись в обучении без разнообразных скороговорок. Только уделяйте внимание не скорости их проговаривания, а правильной артикуляции и четкому произношению. И тогда все получится!

Это интересно:

ya-mamochka.com