Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
комбинированного вида города Тюмени

Ребенок 5 лет говорит что не хочет жить


Дочери 7,5 лет. Она не хочет жить.

ВОПРОС:

Здравствуйте! Моей дочери 7 с половиной лет - она не хочет жить!!! Она считает, что у нее все только самое плохое, а у других только хорошее, она почти всегда всем не довольна. Она все видит в черном цвете. Четыре года назад я развелась с мужем, мы переехали в другую квартиру, с этого момента все и началось, периодически говорит, что выпрыгнет с балкона, мы живем на 2 этаже. Какое-то время она рисовала все в коричневых и черных цветах (примерно 4-6 месяцев). Сейчас она рисует всегда разноцветными красками. К психологу идти мне страшно, так как об этом желании моей дочери я вслух сказать не могу, да и пишу я со слезами. Я боюсь, что мою дочь положат в психбольницу и закормят сильнодействующими лекарствами, чтоб она с собой ничего не сделала. И останется это клеймо с ней на всю жизнь. Невропатолог поставил ей диагноз - гиперактивность и дефицит внимания, прописали "киндинорм". Каждый день у нее истерики, чаще всего без повода, что-то не получилось: все швыряет в разные стороны. Одну нашу истерику увидела детский психолог, мы пришли на консультацию, она нас направила к психиатру, моя дочь не захотела с ним разговаривать, он у меня спросил: она всегда такая? Я сказала, что да (она всегда с незнакомцами так себя ведет), он нам сразу же поставил диагноз "аутизм" + "шизофрения под вопросом", хотя через 15 минут моя дочь разговаривала во всю с другим врачом, он своего мнения не изменил. Нас направили по месту прописки к психиатру, для подбора дозы лекарства. Но она не спешила с лекарствами, так как она смогла разговорить мою дочь, и она засомневалась в правильности диагноза "аутизм" (сказала, что эти лекарства из моего ребенка сделают овощ). Сейчас мы состоим на учете у нее, принимали "пантокальцин", "ноту", "магний В6". Наши изменения в поведении ей нравятся, они в лучшую сторону, а по поводу ее душевной боли я не говорила. Жду с нетерпением и благодарностью Ваш ответ!! Большое спасибо.

ОТВЕТ:

Добрый день! Развод родителей, особенно когда он связан с радикальными переменами в жизни (переезд в другую квартиру), всегда болезненно переживается ребенком, даже если ему всего три с небольшим года. Говорили ли Вы с дочерью о причинах развода с ее отцом? Была ли она подготовлена к этому? В каких отношениях вы остались с бывшим супругом, встречается ли дочь с отцом? Ответы на эти вопросы очень важны для понимания причин душевного состояния Вашей дочери. Ходит ли она в детский сад, с кем дружит, в какие игры играет? В каких отношениях Вы с ней? Как Вы ее поддерживаете и поддерживаете ли? У детей тоже бывают депрессии. Ваши страхи в отношении детских психологов беспочвенны. Психологи не лечат фармакологическими средствами и не выписывают направления на госпитализацию. Все это в компетенции только врачей, которые, как видно и из Вашего письма бывают разные. С душевной болью - это к психологу, в Вашем случае, лучше к семейному. Однако прежде Вам имеет смысл самой поговорить с дочерью о том, что Вы понимаете, как ей тяжело и больно.

С наилучшими пожеланиями, Филякова Елена Геннадьевна.

www.child-psy.ru

Ребенок не хочет жить

Что же делать, если ребенок не хочет жить в свои 13 лет? Мы не можем до него докричаться. Ребенок будто специально нас игнорирует. Чего ему не хватает? У него же все есть!

Все дети, как дети. А этот свалился с луны. Кажется, что кроме компьютера его ничего не интересует. Опять засел за свой компьютер! Опять наушники! Почему он вечно сидит дома? Почему ребенок не хочет жить, как все нормальные люди? Что из него вырастет?

Он все также пропускает наши слова мимо ушей. Мы стараемся с ним заговорить, а он лишь посмотрит и с ненавистью ответит: «Че надо?». Ну, это уже ни в какие рамки не лезет! Мы к нему и так, и эдак. Да что он вообще возомнил о себе?

Вдобавок ко всему прочему он заявляет: «Отстань, я вообще жить не хочу! Зачем только я родился!»

Что это было? Почему ребенок не хочет жить? Это эмоциональный всплеск, или он сказал правду? Что делать, если ребенок не хочет жить?

Ребенок говорит, что не хочет жить

Почему ребенок говорит, что не хочет жить, ведь мы для него все делаем? У него все есть, он ни в чем не нуждается. После попыток с ним заговорить он еще сильнее начал нас избегать и игнорировать. Теперь, чтобы достучаться до него, нужно вырвать шнур из розетки или выдернуть наушники из ушей. Это вынужденные меры, но по-другому взаимодействовать с ним не получается.

С каждым днем ребенок отдаляется все дальше и дальше. И между нами теперь стена непонимания. Что делать, если ребенок не хочет жить? Ведь если это правда, то может случиться непоправимое!

Мы не будем рядом с ним всегда, а он никак не идет на контакт. Как будто живет в другом мире, ничем не делится, только день ото дня становится еще более скрытным.

Что происходит в его голове? Как к нему достучаться, чтобы он вышел из своей депрессии, чтобы захотел жить, чтобы больше не говорил фразу «Я не хочу жить!». Чтобы жил, как все нормальные люди.

Почему ребенок говорит, что не хочет жить? В чем причина его поведения? Об этом подробно написано в статье.

neobhodimo.com

Когда ребенок не хочет жить - 1 Мая 2012

Когда человеку не подходит климат, он начинает болеть. Психологический климат в семье для ребенка еще важнее. Если такой климат становится непереносимым для ребенка, деваться ему некуда: не уедешь, родителей не сменишь... Хрупкая неустойчивая психика ребенка не выдерживает: он срывается в депрессию и становится способным совершить непоправимое...

Ежегодно в мире совершается порядка 4 млн. самоубийств. В России каждый год жертвами суицида становятся около 60 тыс. человек, среди них около 2,5 тысячи - подростки.

По данным МВД России, по числу суицидов наша страна занимает шестое место в мире, а по числу подростковых суицидов - первое место в Европе.

По данным УМВД России по Оренбургской области, в 2010 году в области зарегистрировано 23 суицида; в 2011 г. —12.

На 15 апреля 2012 г. —10 суицидов (из них 2 в г. Орске)

О проблемах детского суицида мы беседуем с Е.Н. Абузяровой — кандидатом педагогических наук, начальником отдела воспитания, охраны здоровья, психологической поддержки и дополнительного образования детей управления образования и кандидатом психологических наук,

руководителем Центра практической психологии А.Х. Поповой.

Какие дети могут быть отнесены к группе риска?

Е. Абузярова- По данным экспертов, наибольшее количество самоубийств совершаются детьми по причинам, связанным с неблагополучием в семье, конфликтами среди сверстников, неразделенной любовью, эмоционально-неустойчивым психическим состоянием. Если один из родителей страдает алкоголизмом, злоупотребляет другими психоактивными веществами или психическими заболеваниями, воспитывается в семье, где были случаи самоубийства - риск совершения суицида со стороны ребенка в такой семье повышается в разы. Есть риск и в семьях, где установились холодные отношения между супругами (они находятся в длительном хроническом конфликте, не любят друг друга, но по каким-то обстоятельствам не разводятся). Понятно, что это не может не сказаться на развитии ребенка, формировании его эмоционального состояния. Попытки суицида совершают чаще всего ранимые, уязвимые дети, которые испытывают недостаток в поддержке со стороны родных, близких, окружающих людей.

Но ведь иных детей подобные ситуации закаляют...

Е. Абузярова - Мы говорим о детях, у которых имеются трудности в регуляции своего эмоционального состояния. Каждый человек испытывает трудности, переживает неудачи. Но кто-то справляется с этим, а кто-то — нет. Разница в том, как человек работает со своим состоянием: стремится ли его изменить, отрегулировать, перевести в иное качество. Кто-то для этого берет книгу, кто-то общается с любимыми животными, занимается спортом, идет в лес, слушает музыку. Таких стратегий у взрослого человека может быть много. У подростка для того, чтобы вывести себя из тяжелого психологического состояния, состояния боли, этих стратегий меньше. Регулировать свое эмоциональное состояние могут далеко не все дети. Особенно если говорить о детях с нарушениями контроля поведения, импульсивных, бурно реагирующих, с обостренным чувством вины, повышенной ответственности (в том числе и за проблемы взрослых) и, конечно же, с повышенным уровнем тревожности.

С какого возраста могут проявляться суицидальные настроения?

А. Попова - Завершенные суициды чаще встречаются в подростковом (14-18 лет) и предподростковом возрасте (10-12 лет). Но, к сожалению, и в возрасте 6-7 лет ребенок может серьезно говорить о том, что не хочет жить, испытьтать депрессивные состояния. У младших детей недостаточно интеллектуальных возможностей для того, чтобы сформировать свой план и завершить его. Поэтому так важно слушать своего ребенка с раннего детства и правильно реагировать на подобные состояния. Если в семье умер кто-то близкий, родители разводятся, резко меняются привычные условия жизни, ребенок в этот момент может быть очень несчастен. Иные дети так и говорят: хочу «уйти из жизни» или «быть мертвым». Может быть, риск суицида в младшем возрасте не очень большой, но если ребенок страдает, у него депрессия, ему обязательно нужно помочь.

Скажите, достаточно ли родительского внимания, любви или все-таки требуется помощь специалистов?

Е. Абузярова - Конечно, любовь и понимание родителей лежит в основе психологического благополучия ребенка. Но иногда самим родителям нужна помощь и совет, чтобы понять, как лучше поступать или что говорить.

Так куда обращаться родителям, которые обеспокоены настроениями ребенка?

А. Попова - Это зависит от тяжести состояния. Скажем, прежде ваш ребенок был дисциплинированным, исполнительным, хорошо учился, и вдруг стал раздражительным, у него появились протестные формы поведения, он замкнулся и вы теряете с ним контакт. В этой ситуации лучше всего обратиться к школьному психологу или в наш Центр практической психологии по адресу: пер. Музыкальный -16; тел. 39-18-36; 32-89-40.

Но если вы заметили, что у сына или дочери депрессивное состояние, ребенок не справляется с целым рядом проблем, стоит обратиться непосредственно к детскому психоневрологу или психиатру.

Е. Абузярова - Необходимо, чтобы и взрослые, и дети владели информацией о возможности получения помощи специалистов в кризисный период по телефонам:

Единый общероссийский номер детского телефона доверия -8-800-2000-122 (бесплатно и анонимно)

Круглосуточный телефон доверия Центра «Согласие» - 21-52-55

Телефон доверия УВД г.Орска - 29-57-55

Если попытка расстаться с жизнью уже была, как должны вести себя взрослые?

А. Попова - Обычно после неудачной суицидальной попытки родители стараются об этом не говорить вовсе, считая, что все пройдет. На самом деле, как установлено многочисленными исследованиями во всем мире, личностные проблемы остаются еще надолго. Ведь в основе суицида лежали какие-то стрессирующие факторы. Бросил любимый (любимая) — это лишь повод, последняя капля. За этим поступком стояли более глубокие проблемы в личности ребенка, в семье.

Е. Абузярова - С детьми необходимо говорить о ценности жизни, индивидуальной неповторимости каждого человека, о позитивном прогнозе будущего, умении программировать свой успех с конкретными примерами и фактами из жизни и художественной литературы.

Действительно, порой не знаешь, как слово наше, родительское, отзовется...

Е Абузярова - Вспоминаю историю. Девочка стала часто уходить из семьи - там были проблемы во взаимоотношениях с родителями. И вот, вернувшись как-то, слышит от своего отца: я всегда знал, что из тебя ничего не получится, а теперь ты вообще для меня не существуешь. Эта девочка уходит снова, покупает розу, дарит ее своей любимой учительнице и ... кончает жизнь самоубийством. Спасти ее не удалось... Хочу сказать, что провокацией к суициду может быть оскорбление со стороны родителя или учителя, конфликт со сверстниками. Если вы узнаете себя в описании поведения родителя, уважаемые взрослые, задумайтесь... Дети действительно не щадят друг друга, но самое страшное, когда и взрослые не щадят детей, не задумываясь и не подозревая, какой глубины травму они наносят.

- Как нужно воспитывать детей, чтобы они были устойчивы в стрессовых ситуациях? 

Е. Абузярова - Всегда важны две линии воспитания: с одной стороны, родители должны глубоко понимать своего ребенка, с другой стороны - оставаться авторитетом для него. Иногда дети совершают суицидальную попытку с целью манипулирования, желая наказать взрослых, которые, по их мнению, несправедливы к ним. С младшего возраста нужно воспитывать ребенка в определенной строгости, сохраняя последовательность. Очень важно научить ребенка понимать, что не все его желания должны быть исполнены. Кроме того, нужно требовать преодоления трудностей, которые возникают, иначе без этого он не вырастет сильной личностью, будет уязвим.

- Можно ли родителям читать личные дневники детей, заходить на их странички, на странички друзей по интернет-общению?

Е. Абузярова - В целях обеспечения информационной безопасности и дальнейшей тактичной коррекции отклонений в поведении ребенка это не только можно, но и нужно делать заботливому родителю, главное — не перейти грань и вероломно «не разжечь конфликт», ведь тем самым мы можем усугубить ситуацию. Установлен ли фильтр на компьютер, блокирующий доступ ребенка к порносайтам, сайтам самоубийц и другой негативно влияющей на подростка информации? Поинтересуйтесь, на какие сайты выходит ваш ребенок, кто у него в друзьях, какие проблемы обсуждает. Ведь девочки-подроски из пос. Каргала, совершившие суицид, были зарегистрированными пользователями сайта самоубийц! Личный родительский опыт также показывает, что это правильный и эффективный путь предотвращения беды. А вот родители, испытавшие страх потерять своего ребенка, к сожалению, вовремя не заинтересовались этими вопросами. «Дома же ребенок находится, сидит за компьютером, значит — находится в безопасности» - абсолютно ошибочное суждение родителей!

- Тема подросткового суицида в обществе обсуждается мало. Как вы думаете, почему?

Е. Абузярова - Я думаю, что наше общество созрело для того, чтобы открыто говорить на такую тяжелую тему. Происходит гуманизация общества. Это очень болезненные вопросы, но их нужно задавать, обсуждать сообща. Завершенные ситуации — трагедия человека, семьи, друзей, окружающих людей. С этим неизбежно связаны чувство вины, масса очень тяжелых переживаний. Именно поэтому люди часто реагируют на эту тему отстранением, дистанцированием. Но на самом деле умалчивать об этом нельзя. Потому что основа профилактики суицидального поведения у детей — это просвещение населения. 

А. Попова - Люди должны знать, что угроза суицида рядом, она может коснуться вашего ребенка или ребенка ваших знакомых. Постоянно работая в этом направлении и владея информацией, мы обнаруживаем, что практически во всех случаях человек, задумавший попытку суицида, говорит об этом либо кому-то из близких, либо другу, либо однокласснику, но говорит. Он ищет помощи. Как бы ни было ему тяжело, как бы серьезно он не был настроен, он всегда проговаривается или даже напрямую заявляет, что хотел бы расстаться с жизнью. Ведь для того, чтобы человек предпринял такую попытку, страх перед жизнью должен стать сильнее страха перед смертью.

Е. Абузярова - В период бурно наступившей весны и подготовки к сдаче школьных экзаменов необходимо создать щадящую комфортную обстановку (не ругать, не унижать, не устраивать публичных разбирательств, не высказывать оценочных суждений и т.п.) В случае проявления подростком подавленности и депрессивного состояния постараться деликатно выяснить причину подавленности, проявить понимание и поддержку. Главное в этот период - не учебные достижения, а эмоциональное благополучие самых дорогих для нас людей! 

А. Попова - Похвалите своего ребенка с утра, и как можно раньше, и как можно доходчивее, теплее! — не бойтесь и не скупитесь, даже если собственное настроение никуда... (кстати, это и средство его улучшить!) Ваше доброе слово, объятие, поцелуй, ласковый взгляд — подпитка душевная на весь долгий и трудный день. И на ночь — не отпускайте во тьму без живого знака живой родительской любви, пожелайте спокойной ночи и поцелуйте.

Е. Абузярова - В условиях образовательного учреждения рекомендовано ввести режим психологической поддержки и комфорта, организовать систематические занятия с учащимися, направленные на формирование стрессоустойчивости, отработку техник принятия верного решения в ситуациях жизненного выбора, правил поведения в конфликтной ситуации.

А. Попова - Хочу акцентировать - недопустимо открытое прямое публичное обсуждение в средствах массовой информации суицидальных случаев, так как в подростковой среде возможно повторение суицидальных попыток по механизму подражания, заражения, протестной реакции! В нашем городе, к сожалению, описания суицидов просто смакуются на первых страницах в СМИ!

Е. Абузярова — Именно поэтому сразу после случившегося мы не даем экспромтных комментариев для журналистов, дабы «не навредить». По каждому трагическому случаю создается межведомственная комиссия, проводится проверка. Параллельно следственные органы ведут свое расследование. И только детально разобравшись в причинах трагедии, мы готовы объективно комментировать ситуацию. Но, к сожалению, к этому моменту столько уже скоропалительных, сверх эмоциональных и негативно-оценочных суждений приходится читать на сайтах информагентств! А, главное — они не имеют ничего общего с объективной картиной случившегося. На мой взгляд, мы все, прежде всего, родители, и не следует брать негативный пример с центральных каналов, где порой даются для незрелой психики подростка «алгоритмы негативных действий и методики безнравственности». Необходимо следовать принципам партнерства, прислушиваться к мнению специалистов и «не подливать масла в огонь», а обращаться за профессиональным и объективным комментарием к специалистам.

- Возвращаясь к теме разговора, мы уяснили, что чаще всего суицидам подвержены дети из неблагополучных, неполных семей, но ведь известны случаи суицидальных попыток, совершаемых детьми из полных, благополучных семей?

Е. Абузярова — Мы можем очень долго с вами дискутировать, что является критериями благополучия семьи, но абсолютно точно, что не только материальный достаток и наличие двух родителей. Ухоженный, вовремя накормленный, заботливо одетый ребенок может быть внутренне одиноким, психологически безнадзорным, поскольку до его настроения, переживаний, интересов никому нет дела. Мы порой так боимся, чтобы наши дети не наделали ошибок в жизни, что не замечаем, что, по сути дела, не даем им жить. Сначала усиленно их опекаем, оберегая от решения необходимых для их возраста проблем; затем - попираем и нарушаем их права, данные им от рождения, а потом удивляемся их инфантильности, несамостоятельности, тому, что страх жизни преобладает у них над страхом смерти. К тому же, родители должны помнить, что ограничиваемый в своей активности ребенок не приобретает собственного жизненного опыта, не убеждается лично в том, какие действия разумны, а какие — нет; что можно делать, а чего следует избегать.

- Можем ли мы рекомендовать взрослым какие-то правила, позволяющие предотвратить негативные для ребенка последствия?

А. Попова. - Как при любой болезни, при соблюдении определенных профилактических мер можно уберечь ребенка. Конечно, не все представленные ниже способы легко воплощаются, но в совокупности они дают реальный положительный результат.

Общайтесь друг с другом. Общение — основная человеческая потребность, особенно для родителей и детей. Отсутствие общения с вами заставляет его обращаться к другим людям, которые могли бы с ним поговорить. Но кто они и что посоветуют Вашему ребенку? Помните об этом, старайтесь быть инициатором откровенного, открытого общения со своим ребенком.

Выслушивайте друг друга. Умение слушать — основа эффективного общения, но делать это не так легко, как может показаться со стороны. Умение слушать означает: быть внимательным к ребенку, выслушивать его точку зрения, уделять внимание взглядам и чувствам ребенка, не споря с ним. Не надо настаивать, чтобы ребенок выслушивал и принимал ваши представления о чем-либо. Важно знать, чем именно занят ребенок. Иногда внешнее отсутствие каких-либо не желательных действий скрывает за собой вредное занятие. Например, подросток ведет себя тихо, не грубит, не пропускает уроков. Ну, а чем он занимается? Ведь употребляющие наркотические вещества и являются "тихими" в отличие от тех, кто употребляет алкоголь. Следите за тем, каким тоном вы отвечаете на вопросы ребенка. Ваш тон "говорит" не менее ясно, чем ваши слова. Он не должен быть насмешливым или снисходительным.

Поощряя ребенка, поддерживайте разговор, демонстрируйте вашу заинтересованность в том, что он вам рассказывает. Например, спросите: "А что было дальше?" или "Расскажи мне об этом..." или «Что ты об этом думаешь?»

Ставьте себя на его место. Подростку часто кажется, что его проблемы никто и никогда не переживал. Было бы неплохо показать, что вы осознаете, насколько ему сложно. Договоритесь, что он может обратиться к вам в любой момент, когда ему это действительно необходимо. Главное, чтобы ребенок чувствовал, что вам всегда интересно, что с ним происходит. Если Вам удастся стать своему ребенку другом, вы будете самым счастливым родителем!

Проводите время вместе. Очень важно, когда родители умеют вместе заниматься спортом, музыкой, рисованием или иным способом устраивать с ребенком совместный досуг или вашу совместную деятельность. Это необязательно должно быть нечто особенное. Пусть это будет поход в кино, на стадион, на рыбалку, за грибами или просто совместный просмотр телевизионных передач. Для ребенка важно иметь интересы, которые будут самым действенным средством защиты от негативных последствий.

Дружите с его друзьями. Именно от окружения во многом зависит поведение детей, их отношение к старшим, к своим обязанностям, к школе и так далее. Кроме того: в этом возрасте весьма велика тяга к разного рода экспериментам. Дети пробуют курить, пить. У многих в будущем это может стать привычкой.

Поэтому важно в этот период — постараться принять участие в организации досуга друзей своего ребенка, то есть их тоже привлечь к занятиям спортом либо творчеством, даже путем внесения денежной платы за таких ребят, если они из неблагополучных семей. Таким образом, вы окажете помощь не только другим детям, но в первую очередь — своему ребенку. Помните, что ваш ребенок уникален! Любой ребенок хочет чувствовать себя значимым, особенным и нужным. Вы можете помочь своему ребенку развить положительные качества и в дальнейшем опираться на них. Когда ребенок чувствует, что достиг чего-то, и вы радуетесь его достижениям, повышается уровень его самооценки. А это, в свою очередь, заставляет ребенка заниматься более полезными и важными делами, чем употребление наркотиков. Представьте, что будет с вами, если 37 раз в сутки к вам будут обращаться в повелительном тоне, 42 раза — в увещевательном, 50 — в обвинительном?...

Цифры не преувеличены: таковы они в среднем у родителей, дети которых имеют наибольшие шансы стать невротиками и психопатами. Ребенку нужен отдых от приказаний, распоряжений, уговоров, похвал, порицаний, отдых от бесконечных воздействий и назиданий.

school50orsk.ru