Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
комбинированного вида города Тюмени

Маленькие неслухи: как не проглядеть и не ошибиться. Коррекция поведения ребенка 5 лет


Поведение ребенка в 5 лет

Виктория, здравствуйте!

Вам необходимо вместе с мужем и ребенком обратиться на очную консультацию и в работе со специалистом разобраться, что необходимо сделать, чтобы изменить поведение ребенка!

Дело в том, что причина поведенческих проблем у детей дошкольного возраста ВСЕГДА связана с отношениями в семье. Семья - это то место, где формируется ребенок и от того, как родители реагируют на те или иные проявления ребенка напрямую зависит, каким он "выходит в мир", и как в дальнейшем реагирует на других взрослых! Случшается ли взрослых, выполняет ли утсановленные правила, проявляет ли агрессию к другим и многое другое.

Ребенок, будучи априори зависимым от взрослых, подстраивается под существующую в семье ситуацию. Поэтому поведение вашего сына напрямую зависит от тех реакций, которые на это следуют от вас и вашего мужа. И чтобы изменить его поведение необходимо изменить некоторые ваши реакции...

Именно поэтому я рекомендую вам обратиться ра консультацию всем вместе, Виктория! Одной-двух совместных встреч будет достаточно, чтобы специалист отследил, что в семейном взаимодействии может приводить к описанным вами поведенческим проблемам. И таким образом, можно будет определить крус, необходимый для коррекции поведения вашего сына.

Более того, благодаря консультации у специалиста, вы поймете как ваши реакции на те или иные происшествия в семье связаны с поведением ребенка, и сможете где-то поменяв свое взаимодейтсвие с сыном изменить его поведение!

Кроме того, Виктория, мне бы хотелось подчеркнуть, что это важно не только вам и воспитателям, которые не справляются с вашим сыном. Это важно и для него самого!

Дети, которые "плохо себя ведут" часто растут с заниженной самооценкой и неадекватным отношением к себе. Они постоянно слышат ругань в свой адрес, и не будучи способными изменить ситуацию, начинают верить в то, что они "плохие"... Это крайне негативно влияет на их последующую социализацию. Отсюда вытекают проблемы, связанные с неуверенностью в себе, неумением контактировать со сверстинками, безинициативностью и многим другим! А значит, ваше включение в ситуацию и попытка разобраться в ней и изменить ее будут еще и очень нужной вашему ребенку помощью! Без вас сын не исправит сложившуюся ситуацию, Виктория! Ему правда нужна помощь родителей для этого!..

Кроме того, по своему опыту могу сказать, что когда поведенческие проблемы ребенка начинают разрешать в дошкольном возрасте, сделать это оказывается в разы проще, чем в случаях, когда речь идет уже о школьниках! К этому времени поведение настолько сильно закрепляется,ч то изменить его становится уже не так-то просто!..

Решайтесь, Виктория, и я уверена, очень скоро вы увидете, как меняется ваш сын, и главное - как меняются ваши с ним отношения: становясь более прияными и продуктивными!..

Смело обращайтесь, если будут вопросы или потребуется помощь! Буду искренне рада помочь!

Карамян Карина Рубеновна, психолог, психотерапевт, г. Москва

www.all-psy.com

Коррекция поведения ребенка

Методы коррекции поведения ребенка

К сожалению, все чаще современные дети подвержены различным психоэмоциональным отклонениям, которые могут проявиться в разном возрасте и выражаться в агрессивном поведении и неадекватной реакции на окружающих. В таких ситуациях требуется немедленная коррекция поведения ребенка. Под коррекцией понимают деятельность профильного специалиста, который сначала наблюдает за поведением ребенка, делая определенные выводы, а затем посредством консультирования, тренингов, ролевых и развивающих игр оказывает ребенку необходимую психологическую помощь.

При помощи определенного набора методов психологического воздействия детский психолог старается изменить и по ходу работы исправить шаблон поведения ребенка.

В результате работы по коррекции агрессивного поведения у детей не только повышается адаптивность ребенка в обществе, но также снижается до нормального уровня агрессивность и психоэмоциональная нагрузка на детский организм.

Коррекция агрессивного поведения детей

С агрессивным поведением ребенка может столкнуться каждый родитель. Главное в такой ситуации проявить внимание и заботу, а не ответной агрессией и раздражительностью еще больше усугубить ситуацию. Детские психологи, работающие над коррекцией поведения ребенка, утверждают, что агрессивность – это не что иное, как защитная реакция детской психики на эмоциональную нестабильность и воздействие внешних отрицательных факторов.

Ребенок просто не может самостоятельно справиться с переизбытком накопившихся негативных эмоций, поэтому при помощи агрессивного поведения дает сигнал, в первую очередь своим родителям, о том, что он нуждается в помощи. Если в результате наблюдения за поведением ребенка вы отметили такие симптомы как излишняя тревога, раздражительность, возбудимость, несговорчивость, обидчивость, упрямство или же постоянную враждебность к окружающим, то, скорее всего ваш малыш нуждается в профессиональной помощи.

При нарушениях психоэмоциональной сферы ребенок может столкнуться с такими проблемами как:

  • Психологические травмы и отклонения, которые выражаются в эмоциональной нестабильности. В данном случае без коррекции поведения ребенок привыкает негативно воспринимать себя и окружающих, в итоге у него развивается неадекватная самооценка и повышается уровень раздражительности;
  • Отклонения поведенческого характера выражаются в наличии трудностей взаимодействия в социуме. Без соответствующей коррекции агрессивного поведения у детей развивается дезадаптация, а также отсутствует позитивная проекция на будущее. Другими словами, ребенок замыкается в себе и превращается постепенно в социопата;
  • Неврологические отклонения, возникающие и прогрессирующие на фоне других нарушений, например нарушенное внимание или слабая память, также могут стать сигналом для обращения к специалисту за коррекцией поведения ребенка.

Основные этапы и способы коррекции поведения ребенка

Пожалуй, главной целью наблюдения за поведением ребенка и его дальнейшей коррекции является развитие способности к адекватной оценке окружающей ситуации и способности к самоконтролю в будущем. В процессе работы по коррекции поведения ребенка специалист решает следующие задачи:

  • снижение уровня психоэмоционального напряжения;
  • обучение адекватной реакции на окружающих, техникам подавления гнева и самоконтролю;
  • снижение тревожности;
  • формирование позитивной оценки себя и окружающих.Основные этапы коррекции агрессивного поведения детей

В настоящее время самым действенным способом коррекции агрессивного поведения детей считаются индивидуальные и групповые занятия. На первоначальном этапе терапии детский психолог, осуществляя наблюдение за поведением ребенка, знакомится с ним ближе и пытается наладить контакт, чтобы снять напряжение в дальнейшем общении и заслужить доверие малыша. Далее для анализа отклонений в поведении ребёнка психолог использует опросники или тесты, в том числе изображения.

После того, как специалист собрал весь необходимый материал и проанализировал психоэмоциональное состояние ребенка, начинается непосредственно этап коррекции поведения. Практически все детские психологи полагают, что развивающие игры, а также групповая активность – это лучшие методы коррекции поведения ребенка. На заключительном этапе работы с эмоционально нестабильными детьми специалист анализирует результаты, полученные при проведении финального тестирования, и использует их при необходимости для составления программы дальнейшей индивидуальной терапии.

Для оценки успешности коррекции поведения ребенка используют беседы и так называемые рисуночные ассоциативные тесты. Эти средства помогают выявить уровень агрессивности, а также наличие или отсутствие негативной реакции у ребенка на окружающих его людей. Стоит отметить, что для достижения успешных результатов коррекция агрессивного поведения детей должна носить систематический, а не эпизодический характер.

Кроме того, психологическую помощь и поддержку ребенку во время работы по коррекции его поведения должен оказывать не только специалист, но и родители. В противном случае даже высококвалифицированный детский психолог не сможет добиться устойчивых результатов, а ваш ребенок будет и дальше страдать от эмоциональной нестабильности и психических отклонений.

Нашли ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter.

Знаете ли вы, что:

Во время работы наш мозг затрачивает количество энергии, равное лампочке мощностью в 10 Ватт. Так что образ лампочки над головой в момент возникновения интересной мысли не так уж далек от истины.

В стремлении вытащить больного, доктора часто перегибают палку. Так, например, некий Чарльз Йенсен в период с 1954 по 1994 гг. пережил более 900 операций по удалению новообразований.

Раньше считалось, что зевота обогащает организм кислородом. Однако это мнение было опровергнуто. Ученые доказали, что зевая, человек охлаждает мозг и улучшает его работоспособность.

Согласно мнению многих ученых, витаминные комплексы практически бесполезны для человека.

Человек, принимающий антидепрессанты, в большинстве случаев снова будет страдать депрессией. Если же человек справился с подавленностью своими силами, он имеет все шансы навсегда забыть про это состояние.

Вес человеческого мозга составляет около 2% от всей массы тела, однако потребляет он около 20% кислорода, поступающего в кровь. Этот факт делает человеческий мозг чрезвычайно восприимчивым к повреждениям, вызванным нехваткой кислорода.

Самое редкое заболевание – болезнь Куру. Болеют ей только представители племени фор в Новой Гвинее. Больной умирает от смеха. Считается, что причиной возникновения болезни является поедание человеческого мозга.

Согласно исследованиям, женщины, выпивающие несколько стаканов пива или вина в неделю, имеют повышенный риск заболеть раком груди.

Кроме людей, от простатита страдает всего одно живое существо на планете Земля – собаки. Вот уж действительно наши самые верные друзья.

Образованный человек меньше подвержен заболеваниям мозга. Интеллектуальная активность способствует образованию дополнительной ткани, компенсирующей заболевшую.

Средняя продолжительность жизни левшей меньше, чем правшей.

Ученые из Оксфордского университета провели ряд исследований, в ходе которых пришли к выводу, что вегетарианство может быть вредно для человеческого мозга, так как приводит к снижению его массы. Поэтому ученые рекомендуют не исключать полностью из своего рациона рыбу и мясо.

Даже если сердце человека не бьется, то он все равно может жить в течение долгого промежутка времени, что и продемонстрировал нам норвежский рыбак Ян Ревсдал. Его "мотор" остановился на 4 часа после того как рыбак заблудился и заснул в снегу.

По статистике, по понедельникам риск получения травм спины увеличивается на 25%, а риск сердечного приступа – на 33%. Будьте осторожны.

В нашем кишечнике рождаются, живут и умирают миллионы бактерий. Их можно увидеть только при сильном увеличении, но, если бы они собрались вместе, то поместились бы в обычной кофейной чашке.

www.neboleem.net

Коррекция агрессивного поведения детей 4-5 лет посредством сказкотерапии

Актуальность исследованиязаключается в том, что среди проблем, возникающих в практической деятельности человека, особое место занимают проблемы, связанные с психическими состояниями.

Наряду с другими психическими состояниями детей, являющихся предметом исследования, наибольшее внимание уделяется агрессивности. При наличии агрессии снижается продуктивный потенциал, сужаются возможности полноценного общения, деформируется личностное развитие. Агрессивный ребенок приносит массу проблем не только окружающим,но и самому себе. Вот почему вполне понятен научный интерес к этой проблеме (4, с. 49). Среди различных методов борьбы с агрессивностью, метод сказкотерапии является одним из самых эффективных методов работы с детьми, испытывающими эмоциональные и поведенческие затруднения, т.к. в дошкольном детстве легче воспринимать сказку детям. Сказка обладает невероятной притягательной силой, позволяющей ему свободно мечтать и фантазировать, к тому же маленькие дети очень легко объединяют себя  с другим человеком, а также присваивают нравственный характер персонажа [2, c.6]. Повышенная агрессивность детей является одной из наиболее частых проблем в детском коллективе. Она волнует не только педагогов, но и родителей. Те или иные формы агрессии характерны для большинства дошкольников. Практически все дети дерутся, обзываются и пр., у определенной категории детей агрессия не только сохраняется, но и развивается, трансформируясь в устойчивое качество личности (1, c. 48).Ударами, приступами ярости, гнева, возникающие у дошкольников, занимались Д.Б.Эльконин, Е.И.Рогова и др.

Целесообразность использования сказкотерапии в нашем исследовании обусловлена:

- во-первых, тем, что сказка является для них ведущим, органичным видом деятельности;

-во-вторых, здесь представлена особая реальность, которая позволяет раздвигать рамки обычной жизни, сталкиваться со сложными явлениями                                и чувствами, и в доступной для понимания ребенка сказочной форме, постигать взрослый мир чувств и переживаний;

- в-третьих, воспринимая сказку, ребенок начинает сравнивать себя с героем, он сможет понять, что не только у него одного такие проблемы.

- в-четвертых, посредством ненавязчивых сказочных образов, ребенку предлагаются выходы из различных сложных ситуаций, пути решения возникших конфликтов, позитивная поддержка его возможностей и веры в себя [3, с. 41].

Целью констатирующего этапа являлось: выявление детей с агрессивным поведением.

Проводилась диагностическая работа, на которой мы смогли определить уровень агрессивного поведения:

  1. Нарисуй несуществующее животное
  2. Тест руки Вагнера
  3. Тест-опросник родительского отношения, авторы А.Я.Варга, В.В.Столин.
  4. Тест-опросник для родителей: уровень агрессивности ребенка, авторы Лавреньева Г.П, Титаренко Т.М.

После диагностики на констатирующем этапе для продолжения формирующего и контрольного этапов эксперимента были выявлены дети с агрессивным поведением, выделили четыре группы: импульсивно-демонстративное поведение, нормативно-инструментальная агрессия, целенаправленно-враждебная агрессия, агрессивно-обидчивый тип поведения.

Целью формирующего этапа являлось: экспериментальное подтверждение коррекции сказкотерапией детей 4-5 лет.

Мы рассказывали психокоррекционные сказки. При этом ребенку предлагалось сопровождать сказочный сюжет соответствующими движениями, эмоциональными проявлениями, словами. Каждая организованная учебная деятельность состояла из игр или упражнений, как вступление и снятия эмоционального напряжения. Затем приступали к эмоциональному чтению сказки. А также учитывалось время, отводимое на проведение каждого занятия - оно варьировалось от 15-20 мин.

Цели введения в ООД сказкотерапии:

 - снятие дискомфорта у ребенка,

 - улучшить взаимоотношение со сверстниками,

 - развить у ребенка умение самовыражаться,

 - развить умение правильно преодолевать трудности,

- отличать плохое поведение от хорошего,

- поступать справедливо с окружающими.

Коррекционно-развивающиесказкотерапевтические занятия рекомендуем проводить по следующей структуре (см. табл.1).

Таблица 1

Структура коррекционно-развивающего сказкотерапевтического занятия

Этапы

Назначение

Содержание этапа

Ритуал входа в сказку

 Создать настрой на совместную руботу. Войти в сказку.

Коллективное упражнение. Например, передают друг другу мячик, или иное действие сплавчиваемого характера.

Повторение

Вспомнить, то что делали в прошлый раз, чему научились.

Ведущий задает вопросы о том, что в прошлый раз было, что они помнят.

Расширение.

Расширять представление ребенка о чем- либо.

Ведущий рассказывает или показывает детям новую сказку. Спрашивает, хотят ли они помочь , этому научиться или попробовать что- либо.

Закрепление

Приобретение нового опыта, проявление новых качеств личности ребенка.

Ведущий проводит игры, позволяющие детям приобрести новый опыт, совершаются символические путешествия, превращения.

Интеграция

Связать новый опыт с реальной жизнью.

Ведущий обсуждает и анализирует вместе с детьми, в каких ситуациях их жизни они могут использовать тот опыт, что приобрели сегодня.

Резюмирование

Обобщить приобретенный опыт, связать его с уже имеющимися.

Ведущий подводит итоги занятия. Четко проговаривает последовательность происходившего на занятии, отмечает отдельных детей за заслуги.

Ритуал выхода из сказки

Закрепить новый опыт, подготовить ребенка к взаимодействию в привычной социальной среде.

Повторение ритуала «входа», но совершают действие как- будто что-то берут из круга и прикладывают к груди

 

Развитие личности ребенка может быть более эффективным, если он будет не только представлять сказку, но и участвовать. Он может путешествовать вместе    с героями, переживать вместе с ними, встречаться с положительными и отрицательными героями.

  Сказка помогает ребенку привить те нравственные нормы, которые порой бывает трудно объяснить родителям и педагогам словами.

Для создания психокоррекционной сказки можно использовать следующий алгоритм:

1. В первую очередь подобрать героя, близкого ребенку по полу, возрасту, характеру.

2. Потом описать жизнь героя в сказочной стране так, чтобы ребенок нашел сходство со своей жизнью.

3.Далее поместить героя в проблемную ситуацию, похожую на реальную ситуацию ребенка, и приписать герою все переживания ребенка. 

4. Поиск героем сказки выхода из создавшегося положения. Для этого необходимо начинать усугублять ситуацию, приводить ее к логическому концу,  что также подталкивает героя к изменениям. Герой может встречать существ, оказавшихся в таком же положении, и смотреть, как они выходят       из ситуации; он встречает «фигуру психотерапевта» — мудрого наставника, объясняющего ему смысл происходящего и т.д. Задача терапевта — через сказочные события показать герою ситуацию с разных сторон, предложить ему альтернативные модели поведения, помочь найти позитивный смысл в происходящем. 

5. Осознание героем сказки своего неправильного поведения и становление на путь изменений.

Составляем психокоррекционные  сказки по следующей структуре:

- Показано в чем состоит решение проблемы, и как это делают герои сказки.

- Кульминация.

- Герои сказки справляются с трудностями.

- Развязка. Развязка терапевтической сказки должна быть позитивной.

- Мораль сказки.

Герои сказки извлекают уроки из своих действий. Их жизнь радикально изменяется.

На контрольном этапе исследования мы провели сравнительную диагностику детей с агрессивным поведением, которые были выявили на констатирующем этапе.

Цель контрольного этапа: проверка эффективности разработанного цикла организованной образовательной деятельности.

После коррекционной работы по устранению агрессивного поведения у детей   4-5 лет посредством сказкотерапии на формирующем этапе у детей значительно снизилось агрессивное поведение (см. диаграмму 1). 

Диаграмма 1

Результаты коррекции агрессивного поведения детей экспериментальной группы до и после эксперимента 

Первая-группа детей с импульсивно-демонстративным поведением;

Вторая-группа детей с нормативно-инструментальной агрессией;

Третья- группа детей сцеленаправленно-враждебная агрессия;

Четвертая- группа детей по агрессивно-обидчивому типу поведения.

Следует отметить, что организованную образовательную деятельность (ООД) по коррекции агрессивного поведения детей 4-5 лет посредством сказкотерапии нужно проводить регулярно, так как снижается уровень агрессивности у детей путем снятия эмоционального напряжения.

Сравнивая результаты эксперимента до и после коррекции, можно проследить изменение процентных данных и, показателей, которые соответствовали высокому уровню агрессивности. Формирующий эксперимент позволил проследить динамику снижения агрессивности детей    4-5 лет. В экспериментальной группе были получены результаты в пределах от 0 до 100%, что соответствует полному отсутствию агрессии в поведении у троих детей и низкому уровню проявлению агрессии у двоих.

Хотелось бы отметить, что у детей после коррекции агрессивного поведения посредством сказкотерапии значительно уменьшилось агрессивное поведение. Они стали более терпимыми к окружающим, более доброжелательными, уравновешенными, активными, жизнерадостными, менее капризными и беспокойными, научились менее эмоционально воспринимать неудачи и не бояться новых видов деятельности. Они также научились налаживать отношения со сверстниками, вследствие чего у них появилось больше доверия к окружающим. Изменились и межличностные отношения со взрослыми и сверстниками, дети стали проявлять меньше агрессии в играх, и на занятиях.

e-koncept.ru

Помогите откорректировать поведение ребенка - Психология ребенка от А до Я

Здравствуйте, сообщество. У меня возникла проблема с воспитанием и поведением сына. В декабре исполнилось 5 лет. Мальчик очень подвижный, на месте не сидит, рот не закрывается, всегда все это было мило и забавно. Ребенок в семье один, семья у нас ненормальная, мы с его папой в разных комнатах обитаем, не разъезжаемся по финансовым причинам, 2ку пополам нормально не поделишь, мой заработок добавить не позволяет, плюсом сын по осени раз в месяц стабильно заболевал, мы с папой по полдня с ним сидим, вторые работаем (работа в офисе у обоих). Обстановка в общем местами неблагоприятная у ребенка. Плюс папа любит играть в танки и в целом ребенок ему мешает. Я тоже устаю, и дать 100% своего внимания ребенку не могу, т.к. у самой ресурса мало (работа нервная, пока еще муж подбешивает и так далее). У папы манера воспитания - я сказал, делай так, ребенок в крик и слезы, папа идет на попятную. У них такие панибратские отношения, папа совершенно не в авторитете. Теперь, собственно, к проблеме, даже к двум.

1. Домашняя. В последнее время часто ребенок вспыхивает страшным скандалом и слезами на ровном месте из-за, казалось бы, ерунды. Примеры. Купили в магазине шоколадное яйцо, папа понес продукты домой, мы остались погулять. Приходим домой, сын спрашивает, где яйцо, говорим, что на кухне. Начинается вой - папа, ты тупой (это папина лексика), ты должен был оставить яйцо в прихожей на тумбочке. Объясняем, что папа не был предупрежден, и в чем, собственно, проблема, нужно раздеться и сходить за яйцом на кухню. В ответ крики - папа, а ну-ка быстро тащи сюда яйцо. На отказ и просьбу сменить тон, истерика на полчаса, выплакивается, успокаиваю, идем спокойно на кухню. По той же схеме у бабушки. Бабушка, я не хочу всю кашу, отложи мне 2 ложки. Бабушка предлагает скушать столько, сколько захочет, остальное просто оставить. В ответ истерика с раскидыванием вещей и размахиванием руками. 2. Общественная. В саду на занятиях демонстративно не слышит замечаний, на физкультуре вместо требуемых упражнений делает свои, балуется, подбивает остальных детей на хулиганства. На акробатике тоже баловство. Преподаватели пока просто жалуются, в саду в угол ставят, но с уроков не выгоняют. На акробатике тоже только окриками.

Я, честно говоря, в растерянности. Разговоры и объяснения не помогают. Сын когда в истерике, у него сразу все виноваты, дерется, я ему за это по рукам и попе бью со словами, что маму бить нельзя. Потому что рука у него тяжелая, мне реально больно от его ударов, а что будет в его 10 лет. До этих вот истерик у меня вообще поводов не было так наказывать, помогали разговоры. Сегодня уже когда истерика пошла, стал вещи разбрасывать, но в злости все равно меня ударил пару раз. Пытаюсь его научить по-другому злиться, но не найду подходящего способа. По поводу поведения в саду, лишаю мультиков, сладости, сегодня вот шла в сад с новым набором лего, он его очень хотел, теперь вот отложили его в шкаф до понедельника, справится с поведением, отдам. Потому что в саду опять жаловались, плюс чуть не опоздали на акробатику, т.к. вместо одевания было баловство и кривляния. В общем, все мои способы не помогают ему вести себя лучше. Наказания явно не работают. Но и хвалить за такое я не могу. Говорю, ты лучше совсем ничего не делай, чем перековеркивать задания преподавателя. Он говорит, что ему скучно, поэтому он так себя ведет. Но это ведь не повод так себя вести. Воспитатели у нас отличные, они лишний раз не жалуются. сами справляются, занимаются с детьми, и побегать у них есть возможность, и побаловаться, но на занятиях-то нужно как-то себя держать.

Помогите советами, может быть на эмоциях неясно я все осветила, в комментариях поясню. У меня руки опускаются, чувствую, что упускаю ребенка. Он умный мальчишка, добрый очень, только вот не в ту сторону его явно заносит...

А, вот еще, ходим на занятия в логопеду, там тоже коверкает фразы, скачет, хохочет, по итогу, выполняет, конечно, задания, но поведение хуже никуда. Самым простым способом я вижу удалять его с занятия, так ведь он и рад будет, что заниматься не нужно. А нам нужно заниматься, "Р" горловая, ставим на место. С акробатикой так же, выгонят, так он совсем откажется ходить, а спорт, я считаю, обязательно нужен.

П.С. Я прошу у сообщества извинить меня, что пропала на два дня, сейчас всем отвечу обязательно. И еще раз благодарю вас всех, что не прошли мимо. Вы пожалели мою внутреннюю девочку, мне реально легче стало морально. Значит и с сыном мы выберемся из этой неприятной полосы.

psy-baby.livejournal.com

Коррекция агрессивного поведения у детей

Агрессия в той или иной степени присуща каждому человеку, так как является инстинктивной формой поведения, основной целью которой является самозащита и выживание в мире. Но человек, в отличие от животных, с возрастом приучается трансформировать свои природные агрессивные инстинкты в социально приемлемые способы реагирования, т.е. у нормальных людей происходит социализация агрессии.

Те же люди, которые не научились контролировать свои агрессивные импульсы, испытывают сложности при общении с людьми. В более тяжелых случаях, когда агрессивное поведение становится противоправным, такие люди подвергаются уголовному наказанию и изолируются от общества в места не столь отдаленные.

Здесь важно сделать акцент на том, что взрослым ни в коем случае нельзя подавлять агрессию в своих детях, так как агрессия – это необходимое и естественное для человека чувство. Запрет или силовое подавление агрессивных импульсов ребенка очень часто может привести к аутоагрессии (т.е. вред будет наноситься самому себе) или перейти в психосоматическое расстройство.

Родителям важно научить ребенка не подавлять, а контролировать свою агрессию; отстаивать свои права и интересы, а также защищать себя социально приемлемым способом, не ущемляя при этом интересы других людей и не причиняя им вреда. Для этого необходимо, в первую очередь, разобраться с основными причинами агрессивного поведения.

Можно выделить три основных источника деструктивного поведения:

1. чувства страха, недоверия к окружающему миру, угрожающие безопасности ребенка;

2. столкновение ребенка с невыполнением его желаний, запретами на удовлетворение определенных потребностей;

3. отстаивание своей личности, территории, обретение независимости и самостоятельности.

К первому году жизни у ребенка формируется либо базовое чувства доверия к окружающему миру и людям, ощущение безопасности, либо недоверия, страха и тревоги.

Online-оценка, выезд оценщика. Сами снимем с учета в ГИБДД.

Судьба по линиям ладони. Предсказания и прошлое. Бесплатно!

трубопроводов методом ГНБ. Качественно, оперативно, недорого!

На формирования отношения к миру влияет много причин.

В первую очередь, это душевное состояние матери в период беременности и после родов. Представим простой пример: ребенок появляется на свет в тот момент, когда его мать переживает личную драму, находится в тревоге за свое, а, следовательно, и его будущее, испытывает отчаяние и тоску.

Малыш, для которого еще нет разделения на я и не-я, наполняется теми же чувствами, и его первый опыт взаимодействия с окружающим говорит ему о том, что здесь не так уж безопасно, здесь много боли и непредсказуемости, любой может нанести вред.

В будущем это перерастает в недоверие ко всем и ко всему, для него теперь любое проявление извне может означать нападение. Страх и тревога, которые ребенок испытывает при контакте с другими, ведут к тому, что любой сигнал истолковывается им как осуществление его самых худших опасений. Агрессивные вспышки у таких детей выглядят очень неожиданными и непонятными.

Также на формирование отношения к миру оказывает влияние проявление родителями безусловной любви к своему ребенку, либо отсутствие таковой. Если родители проявляли искреннюю любовь к своему малышу в любой ситуации, если ребенок понимал, что, не смотря ни на что, его любят, то у него возникало чувство доверия к окружающим.

Если же ребенок убеждается в том, что его не любят, или даже ненавидят, то он решает, что хуже уже и быть не может и поэтому становится способным на все. Ему не нужно переживать, что он может потерять объект любви. Зачем ему тот, кто его не любит? Он может ожесточиться, может начать мстить. На этом построены многие триллеры о маньяках-убийцах, где, копаясь в его прошлом, обнаруживают забитого, презираемого, униженного ребенка.

Травмирующее влияние на психику детей оказывают также ссоры взрослых между собой. Когда папа и мама изо дня в день ссорятся, у малыша возникает ощущение приближающейся катастрофы. Несмотря на то, что в семье стараются избегать открытых скандалов, и ссоры происходят «за закрытой дверью», маленький человечек все равно чувствует напряженную атмосферу. И это неудивительно, ведь окружающие малыша взрослые – это его мир, единый и неделимый, такой же, каким был мамин уютный животик. Поэтому любая конфликтная ситуация воспринимается ребенком как угроза для него самого.

Вторая причина агрессивности связана с тем, что взрослые вынуждены в некоторых ситуациях запрещать ребенку вести себя определенным образом или с тем, что не всегда родители могут или хотят удовлетворять бесконечные желания своих детей. Здесь родителям важно учитывать два момента.

Во-первых, они должны научиться грамотно устанавливать запреты и, в случае необходимости, применять наказания.

И, во-вторых, важно помнить, что главной потребностью любого ребенка является необходимость чувствовать, что его любят и ценят.

Если ребенок начинает испытывать сомнения по этому поводу, то он будет стараться всячески подкрепить свое чувство ненужности. Поэтому постоянное нытье детей купить им что-нибудь часто является провокацией с их стороны. При этом отказ в желаемом ребенок сразу же трактует так, что его никто не любит, и он никому не нужен. При этом он, конечно, страшно злится. Ведь ребенок любит искренне и не желает допускать, что его любовь безответная.

С другой стороны, проблему не решает и выполнение любой прихоти вашего чада, ведь его сомнения могут появляться снова и снова, например, когда он столкнется с невниманием к его переживаниям. Чтобы не допускать такого искаженного взаимодействия, стоит искренне говорить ребенку о том, что вы его любите.

Третья причина – это установление личных границ. Ребенок рождается полностью зависимым от своих родителей, и его основная задача на протяжении всей жизни – это обретение независимости (в первую очередь, от родителей) и самостоятельности.

Очень часто этот процесс происходит очень болезненно для обеих сторон и может иметь печальные последствия. Родителям важно понимать, что их дети – это не их частная собственность, и они им не принадлежат. Ребенок призван стать равноправным и равноценным человеческим существом. Есть наиболее важные периоды, когда ребенок решает эту задачу: это 3 года, начало школьной жизни и подростковый период.

В эти периоды дети особенно остро реагируют на внедрение в их жизнь, что находит свое выражение в протестных реакциях. Мудрые родители должны это учитывать и предоставить ребенку разумную свободу и независимость.

Но в тоже время дети не должны ощущать себя заброшенными, ребенок должен чувствовать, что родители готовы всегда, в случае необходимости, оказать поддержку и помощь.

Также желательно, чтобы у ребенка была своя комната (или хотя бы уголок). Он должен знать, что его границы уважают и не нарушают без его ведома.

С основными причинами агрессии у детей разобрались.

Теперь нужно сказать несколько слов о том, как нужно вести себя родителям в случае проявления их детьми агрессивного поведения или чтобы подобное нежелательно поведение предотвратить. О чем-то мы уже упоминали выше, при описании причин.

1. Во-первых, требуется проявление со стороны родителей безусловной любви к ребенку в любой ситуации. Нельзя допускать высказываний, наподобие следующих: «если ты себя так поведешь…, то мама с папой тебя больше любить не будут!». Нельзя оскорблять ребенка, обзывать его. Проявлять недовольство надо именно действием, поступком, принимая личность ребенка в целом.

Если ребенок просит вас поиграть с ним, уделить ему внимание, а вы в данный момент не можете этого сделать, то не отмахивайтесь от малыша, тем более, не раздражайтесь на него за назойливость. Лучше покажите ему, что вы понимаете его просьбу и объясните, почему в данный момент вы ее выполнить не можете: «Ты хочешь, чтобы я почитала тебе книжку? Малыш, мама тебя очень сильно любит, но я так устала на работе. Пожалуйста, поиграй сегодня один».

И еще один важный момент – не надо откупаться от ребенка дорогими игрушками, подарками и т.п. Для него гораздо важнее и нужнее ваше непосредственное внимание.

2. Родители, если не хотят, чтобы их дети были драчунами и забияками, сами должны контролировать собственные агрессивные импульсы. Надо всегда помнить, что дети учатся приемам социального взаимодействия, прежде всего, путем наблюдения за поведением окружающих людей (в первую очередь, родителей).

3. Как уже упоминалось в начале работы, ни в коем случае нельзя подавлять проявление агрессии ребенком, иначе подавленные агрессивные импульсы могут нанести серьезный вред его здоровью. Научите его выражать свои враждебные чувства социально приемлемым способом: словом или в рисунке, лепке или при помощи игрушек, или действий, безобидных для окружающих, в спорте.

Перевод чувств ребенка из действия в слова позволит ему узнать то, что о них можно говорить, а не обязательно сразу давать в глаз. Также ребенок постепенно освоит язык своих чувств и ему проще будет вам сказать, что он обижен, расстроен, зол и т.д., а не пытаться привлечь ваше внимание своим «ужасным» поведением.

Единственно, чем при этом нельзя злоупотреблять, так это уверенностью в том, что взрослый человек лучше знает, что испытывает маленький. Взрослый может лишь предполагать, основываясь на своем опыте, на самонаблюдении, на наблюдении над окружающими, что означает поведение ребенка. Ребенок должен быть активным рассказчиком о своем внутреннем мире, взрослый лишь задает такую возможность и предоставляет средства.

4. Если ребенок капризничает, злится, кричит, бросается на вас с кулаками – обнимите его, прижмите к себе. Постепенно он успокоится, придет в себя. Со временем ему будет требоваться все меньше времени, чтобы угомониться.

Кроме того, такие объятия выполняют несколько важных функций: для ребенка это означает, что вы способны выдержать его агрессию, а, следовательно, его агрессия может быть сдержана и он не разрушит то, что любит; ребенок постепенно усваивает сдерживающую способность и может сделать ее внутренней и таким образом контролировать свою агрессию сам.

Позже, когда он успокоится, вы можете поговорить с ним о его чувствах. Но ни в коем случае не стоит читать нравоучения при таком разговоре, просто дайте понять, что готовы его выслушать, когда ему плохо.

5. Уважайте личность в вашем ребенке, считайтесь с его мнением, воспринимайте всерьез его чувства. Предоставляйте ребенку достаточную свободу и независимость, за которую ребенок будет сам нести ответственность. В тоже время покажите ему, что в случае необходимости, если он сам попросит, готовы дать совет или оказать помощь. У ребенка должна быть своя территория, своя какая-то сторона жизнь, вход на которую взрослым позволен только с его согласия.

Ошибочным считается мнение некоторых родителей, что «у их детей от них не должно быть никаких секретов». Не допустимо рыться в его вещах, читать письма, подслушивать телефонные разговоры, шпионить! Если ребенок вам доверяет, видит в вас старшего друга и товарища, он сам вам обо всем расскажет, попросит совета, если сочтет необходимым.

6. Покажите ребенку конечную неэффективность агрессивного поведения. Объясните ему, что даже если в начале он и достигнет для себя выгоды, например, отнимет у другого ребенка понравившуюся игрушку, то впоследствии с ним никто из детей не захочет играть, и он останется в гордом одиночестве. Вряд ли его прельстит такая перспектива. Расскажите также о таких негативных последствиях агрессивного поведения как неотвратимость наказания, возвращение зла и др.

Если вы видите, как ваш ребенок, еще не начавший ходить в школу, ударил другого, сначала подойдите к его жертве. Поднимите обиженного ребенка и скажите: «Максим не хотел обидеть тебя». Затем обнимите его, поцелуйте и проводите из комнаты.

Таким образом, вы лишаете внимания своего ребенка, перенося его на товарища по играм. Внезапно ваш ребенок замечает, что веселье кончилось, и он остался в одиночестве. Обычно требуется повторить это 2-3 раза – и драчун поймет, что агрессивность не в его интересах.

7. Необходимо устанавливать социальные правила поведения в доступной для ребенка форме. Например, «мы никого не бьем, и нас никто не бьет». Для детей в возрасте четырех лет и старше требования могут быть более подробными. Можете заявить: «В нашем доме существует правило: если тебе нужна игрушка, а ею играет другой ребенок и не дает ее тебе, подожди».

8. Не забывайте хвалить ребенка за старательность. Когда дети реагируют должным образом, сделайте все, чтобы закрепить эти усилия. Скажите им: «Мне нравится, как ты поступил». Дети лучше реагируют на похвалу, когда видят, что родители действительно довольны ими.

Не стоит говорить: «Хороший мальчик» или: «Хорошая девочка». Дети часто не обращают на это внимания. Лучше сказать: «Ты доставил мне огромное удовольствие, когда поделился со своим младшим братом, вместо того чтобы драться с ним. Теперь я знаю, что могу доверить тебе уход за ним». Такая похвала имеет большое значение для детей. Она позволяет им почувствовать, что они могут произвести хорошее впечатление.

9. Беседовать с ребенком о его поступке надо без свидетелей (класса, родственников, других детей и др.). В беседе стараться использовать меньше эмоциональных слов (стыдно и др.).

10. Надо исключить ситуации, провоцирующие негативное поведение ребенка.

11. В борьбе с агрессией можно прибегнуть к помощи сказкотерапии. Когда маленький ребенок начинает проявлять признаки агрессивности, сочините вместе с ним рассказ, в котором этот ребенок будет главным героем. Используя картинки, вырезанные из журналов, или фотографии самого ребенка, создайте ситуации, в которых ребенок ведет себя достойно и заслуживает похвалу. Поговорите с ним в тот момент, когда ребенок спокоен, не нервничает. Когда у ребенка эмоциональный кризис, успокоить его нелегко.

12. Надо предоставлять возможность ребенку получить эмоциональную разрядку в игре, спорте и т.д. Можно завести специальную «сердитую подушку» для снятия стресса. Если ребенок чувствует раздражение, он может поколотить эту подушку.

В заключение отметим, что родителям важно помнить следующее: агрессия - это не только деструктивное поведение, причиняющее вред окружающим, приводя к разрушительным и негативным последствиям, но также это еще и огромная сила, которая может служить источником энергии для более конструктивных целей, если уметь ей управлять. И задача родителей – научить ребенка контролировать свою агрессию и использовать ее в мирных целях.

www.baby.ru

Поведение ребенка и его коррекция в дошкольном возрасте

Непослушные, чрезмерно активные, замкнутые, не идут на контакт со взрослыми и не вписываются в общую систему, — все эти черты объединяются в понятие «сложные дети». Поведение детей всегда приводит в смятение взрослых. Особенно если в таком поведении прослеживается явное непослушание. Успешно взаимодействовать с такими малышами не всегда под силу даже их родителям.Вредная девочкаЧто уж говорить о педагогах, которые должны организовывать образовательную работу с целой группой детей с различными особенностями? На помощь родителям и педагогам предоставляем советы разных специалистов по выявлению причин неадекватного поведения детей и организации эффективного взаимодействия с ними. Сегодня поговорим о проявлениях расстройств аутистического спектра.

Непослушные дети — проблема педагогов и родителей

Содержание статьи

Странное поведение, непослушание, постоянное игнорирование просьб и указаний взрослых — не редкость для современных дошкольников. Особенно это озадачивает и раздражает педагогов, ведь им приходится иметь дело сразу с целой группой детей, и поведение одного вредуна иногда становится угрозой для соблюдение режима и плана образовательной работы всей группы. За постоянные жалобы воспитателя у родителей складывается впечатление, что он предвзято относится к их ребенку, хотя они и сами не всегда могут справиться с ним из-за частых вспышек непослушания. Попробуем разобраться в главных вопросах, которые волнуют педагогов и родителей «сложных» детей.

Проблемы поведения детей

Всегда неуправляемое поведение малыша является признаком невоспитанности или отрицательного отношения к кому-то?Конечно, нет. Порой это непослушание может быть проявлением индивидуальных особенностей темперамента ребенка или нарушений развития.

Так, дети-холерики физически не могут находиться в состоянии покоя. Они ощущают постоянную потребность двигаться, исследовать, получать новые впечатления в быстром темпе. Впрочем, с ними можно поговорить и договориться о простых правилах поведения. Эти дети способны, хоть и ненадолго, остановиться, послушать взрослого. А сделав какой-то вред или просто проявив непослушание, могут мигом прибежать и искренне признаться в этом.

Малыши с гиперактивностью выделяются среди других выразительной угловатостью движений, неумением регулировать свою силу. Они могут нечаянно задеть, ударить. При этом гиперактивный малыш хорошо осознает, что это плохо, чувствует вину и стыд за свою чрезмерную подвижность и неуклюжесть.

Значительные трудности в общении и регуляции поведения детей свойственны также детям с проявлениями аутистического спектра. Но своим поведением они существенно отличаются от других детей и требуют особого подхода.

Что же в поведении малыша должно встревожить и педагогов, и родителей и побудить их искать помощи у специалистов?

Аутистические расстройства и непослушание имеют разнообразные проявления, которые могут по-разному сочетаться между собой. Но существенные изменения во многих сферах развития ребенка (физической, эмоциональной, познавательной и речевой) должны стать для родителей поводом внимательнее присмотреться к своему малышу. В частности, стоит обратить внимание на такие проявления в поведении малыша.

Трудности социального взаимодействия

  • Малыш не проявляет интереса к традиционным детским забавам: «А где ты?», «Ky-ку!», «Где наши ножки?».
  • Ребенок не стремится к тактильному контакту (объятий, поглаживаний) — или вырывается, или «обвисает» на руках.
  • Малыш использует руку взрослого как инструмент для достижения желаемого, не пользуется словами «дай», «вот».
  • Избегает длительного взгляда в глаза.
  • Он не интересуется другими детьми, их игрой. Может наблюдаться пониженный эмоциональный фон, слабая эмоциональная выразительность во время общения.
  • Его поведение необычное, неординарные интересы, увлечения и тому подобное.
  • У ребенка может наблюдаться непослушание, чрезмерная увлеченность техникой, зацикленность на ней, которая вытесняет другие интересы.
  • Малыш использует бытовые предметы не по назначению, для непонятных неигровых действий (часто такие действия не соответствуют функциональному назначению предмета) — постукивание, рассматривание, кручение.
  •  Ребенок постоянно выкладывает игрушки или любые предметы в определенной последовательности (цепочка, поезд из кубиков, кукол, машинок, обувь). Это становится для него единственным видом игры. А попытки изменить эту игру вызывают сильную эмоциональную реакцию (протесты, истерику, крик).
  • Взрослым становится почти невозможно привлечь малыша к совместной игре, ввести другой сюжет или игровые действия. Ребенок всегда отдает предпочтение собственным интересам и игровым действиям.

Необычная сенсорная чувствительность и поведение детей

Характерной для детей с аутичными расстройствами является наличие одновременно избыточной (гипер-) и недостаточной (гипо-) чувствительности к различным воздействиям.

  • Ребенок может стать неуправляемой (плакать, кричать, закрывать уши, бить или царапать себя) в ситуации сенсорного перегрузки — незнакомое или людное место, непривычные громкие звуки, чрезмерное искусственное освещение.
  • Малыша почти невозможно уговорить подстричься, обрезать ногти, помыться (или помыть какую-то часть тела, например, голову).
  • Малыш может стремиться получать удары, намеренно падать. Ему может нравиться чувствовать давление на свое тело (залезает под диван или в шкаф, где много вещей).

Хотим предостеречь: заметив какие-либо из перечисленных признаков необычного поведения у вашего ребенка, ни в коем случае не спешите «ставить ему диагноз». Присмотритесь к малышу повнимательнее — возможно, это ситуативное проявление усталости или раздраженности.

Родителям, которые наблюдают подобное поведение своего ребенка постоянно, обязательно следует обратиться за профессиональной помощью, прежде всего, медицинской. Необходимо проконсультироваться у детского психиатра, клинического психолога, невропатолога по поводу поведения детей. Только комплексное исследование поможет избежать ошибок и спланировать коррекционную работу с ребенком и пути реабилитации для всей семьи и для ребенка в частности.

Трудности в общении

В общении с детьми педагогам приходится преодолевать значительные трудности. Взрослые часто воспринимают неуправляемое поведение ребенка как вызов, проявление протеста и неповиновения. Но его причины следует искать совсем в другой плоскости. Дети аутисты очень ранимы, и их непослушание является признаком их обиды на что-либо или кого-либо.

Как помочь ребенку с проблемами в социальной и коммуникативной сферах начать взаимодействовать с воспитателями и сверстниками в детском саду?

Прежде всего стоит помнить, что такой малыш, как и остальные дети, нуждается в любви, внимании и возможности раскрыть свой потенциал. Но особенности его развития обусловливают необходимость применения специальных подходов и методов.

Дети аутисты не любят длинных выражений. В частности, не следует прибегать в общении с ними до пространных монологов-объяснений, почему нельзя плохо себя вести — таким малышам непросто воспринимать и осмысливать вербальную информацию. Простые правила в виде картинок, которые вы разместите в квартире и групповой комнате детского сада, будут значительно эффективнее.

Ребенок с аутизмом использует агрессивное поведение для сообщения о своих потребностях и желания: пить, есть, сходить в туалет, отдохнуть, поиграть и тому подобное. Чтобы предотвратить проявления такого поведения, стоит приучать ребенка сообщать о своих желаниях с помощью жеста или карточки с соответствующим изображением.

Люди с типичным развитием с помощью прикосновения обычно проявляют свою приязнь и любовь, а у ребенка с аутизмом это вызывает неприятные физические ощущения. Поэтому общаясь с аутичною ребенком, уместно использовать нейтральные способы выражения своих чувств: хлопать в ладоши, хлопнуть ладонью по ладошке ребенка, осторожно коснуться кончиков пальцев ее рук своими. Выражением вашей привязанности к ребенку может стать возможность поиграть в его любимую игру, послушать любимую песенку, съесть любимое печенье.

Воспитателям детсада порой бывает очень непросто привлечь внимание ребенка к себе, к тому, что происходит на занятии, к игрушке, к другим детям. Традиционные объяснения, уговоры не срабатывают. Это озадачивает педагога, воспринимается как проявление неуважения, непокорности. Поэтому родителям стоит как можно раньше подробно рассказать воспитателю об особенностях и интересах ребенка, чтобы тот мог учитывать их, организуя работу в группе и общаясь с ребенком.

Например, если малышу нравится самолет, можно провести занятие, посвященное этому виду транспорта. Если ребенку нравится слушать музыку, двигаться под музыку, уместными будут музыкальные паузы во время разных видов деятельности.

Сотрудничество с ребенком, которое имеет проявления аутизма, — это настоящее испытание и для семьи, и для воспитателей. Но это может стать и отличной возможностью для личностного и профессионального роста взрослых, которые общаются с таким малышом, для развития их педагогического творчества.

Поэтому объединяйте свои усилия ради счастья маленького человека, который, несмотря на проблемы в поведении, так же как и другие, достоин любви, уважения, возможности реализовать свои способности.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

podrastu.ru

Агрессивное поведение у детей – причины, коррекция

Правила коррекции агрессивного поведения у детейНаблюдать детские негативные эмоции приходится практически всем родителям. Дело в том, что агрессия в меньшей или большей степени присуща каждому ребенку. Давайте попробуем разобраться, в чем кроются причины агрессивного поведения у детей разного возраста, как оно проявляется внешне и какова роль родителей в коррекции отклоняющегося (девиантного) поведения у ребенка.

Прежде всего необходимо сказать, что агрессивность и агрессия – это разные понятия. Под агрессией понимается активное быстрое реагирование на какой-либо раздражитель. Другими словами, это одномоментные эмоции гнева, которые могут проявляться не только деструктивным поведением, но и плачем, громким криком или необоснованным упрямством. Агрессивность же – это привычный образ действия на внешний раздражитель, имеющий асоциальные формы и являющийся характеристикой личности.

Основная задача родителей – вовремя обратить внимание на девиантные реакции ребенка и не позволить им укорениться в характере в качестве единственно возможных способов решения возникшей межличностной проблемы.

Агрессивное поведение у детей: причины и возрастные особенности

Существует множество причин детского деструктивного реагирования. Психологи в первую очередь объясняют это врожденным инстинктом, основной целью которого является борьба за выживание во враждебном мире. Агрессия чаще всего рождается в ответ на такие чувства, как отчаяние, страх, разочарование, печаль, ревность. Некоторые дети не умеют контролировать свое настроение и действия, в результате чего их ощущения обостряются, а негативные эмоции проявляются в виде асоциального поведения.

Не последнюю роль в формировании агрессивных реакций играет темперамент ребенка. В сочетании с неблагополучной обстановкой в семье (ссоры родителей, частые наказания, равнодушие к малышу) или генетической предрасположенностью вероятность использования агрессии в качестве основной формы поведения для выживания увеличивается.

Агрессивное поведение у детей дошкольного возраста до 3 лет чаще всего возникает по поводу игрушек. Выражают они свое настроение путем бросания предметов, их порчи, ударов руками и ногами, плевков и укусов. Таким образом малыш, не умея выразить неудовольствие вербально, дает понять, что он испытывает психологический дискомфорт.

В возрасте от 3 до 5 лет физическая агрессия обычно ослабевает. Дети начинают учиться коммуникативному общению со сверстниками и взрослыми. Тем не менее в это время ребенок еще достаточно эгоцентричен, с трудом принимает чужую точку зрения и зачастую стремится не допустить вторжения в личное пространство, применяя агрессию.

Дети от 6 до 10 лет в большинстве своем уже умеют контролировать эмоции, они способны скрывать обиду или страх. Но если ребенок этому не научен, он может защищать свои интересы при помощи вербальной или физической агрессии.

Девочки в основном склонны к косвенной и вербальной агрессии (насмешки, дразнилки, прозвища) или, напротив, выражают свое негативное отношение через молчание и полное игнорирование. Мальчики, как правило, действуют открыто, используя физическую деструктивную форму реагирования. Необходимо отметить, что и мальчики, и девочки, склонные к агрессии в этом возрасте, как правило, имеют скрытую депрессию и низкую самооценку.

Агрессивное поведение у детей от 10 до 15 лет может быть спровоцировано длительной стрессовой ситуацией, вызванной недостатком любви, заботы и общения с взрослыми членами семьи. В процессе формирования социального поведения у подростка агрессия выполняет ряд немаловажных функций. Она освобождает от страха, защищает от внешней угрозы, помогает адаптироваться в мире взрослых.

Коррекция агрессивного поведения у детей

Реакция взрослых на агрессию ребенка должна зависеть от возраста и уровня его развития.

Во время приступов агрессивного поведения у детей дошкольного возраста до 3 лет родителям нужно постараться переключить внимание ребенка, дать ему отдохнуть от занятия, которое провоцирует девиантные реакции.Именно в этом возрасте дети учатся адекватным способам общения в коллективе. Желание родителей подействовать на ребенка силой способно привести к обратному результату, и в следующий раз он будет действовать более агрессивно.

С дошкольниками постарше необходимо проговаривать каждый негативный поступок. Объясните ребенку, что испытывать гнев – это естественно, а кусать или бить людей – нет, ведь нападение наносит боль человеку. Во время агрессивных вспышек отведите ребенка в сторону, возьмите за руку, присядьте, чтобы оказаться на одном уровне с малышом. Продемонстрируйте ему всем своим видом, что рассказать вам о своих чувствах неопасно. Не ждите, что ребенок станет разумно объяснять суть конфликта. Он может плакать, кричать или молчать. Подождите, пока он успокоится, и только тогда начните разговор. Если вы хотите выстроить доверительные отношения со своим малышом, то не начинайте разговор с нотации. Не стыдите, не обвиняйте, и не наказывайте. Такая реакция только испугает ребенка и оттолкнет его. Можно осуждать агрессивное поведение у детей, не переходя на личности. Вместо обвинений стимулируйте психологическую близость с вами. Хорошо, когда ребенок идет к вам за советом и помощью. В этом возрасте дети еще не способны к абстрактному мышлению, им нужны четкие указания, инструкции, как поступать и что делать. Поэтому так важно учить самоконтролю и социально приемлемым способам общения, проводя таким образом коррекцию агрессивного поведения у детей.

Если у ребенка укоренятся агрессивные привычки до 13 лет, то впоследствии скорректировать их будет крайне сложно. Важно к этому возрасту научить малыша конструктивно выражать свои негативные эмоции. Отрочество – кризисный период взросления, и проходить он будет легче и быстрее, если взрослые смогут создать равноправные, партнерские отношения и проявят готовность к сотрудничеству.

Главное – не забывать, что деструктивное реагирование проявляется тогда, когда малыш напуган. Детская агрессия – это способ управления страхами, при этом ребенок находит тот выход из положения, который может. Задача родителей состоит в том, чтобы помочь ему найти другие способы совладать с негативными эмоциями – более спокойные и социально приемлемые.

Текст: Наталья Новгородцева

Оцените статью:

lady7.net