Как научить ребенка разговаривать в 1,5-2-3 года: обучающее видео. Как в 5 месяцев научить ребенка говорить
Ребенок в 1 год 1 месяц не говорит. Как научить ребенка говорить?
Все родители с нетерпением ждут, когда их малыш скажет свое первое слово, а далее и целое предложение. Конечно же, все начинают переживать, кода ребенок в 1 год не говорит слова, а вот соседский малыш уже вовсю на улице общается, пусть и не совсем внятно, со своими родителями. Что по этому поводу думают специалисты? Все ли дети должны начинать разговаривать в одном возрасте? Какие слова говорит ребенок в 1 год? Все это рассмотрим в дальнейшем содержании, а также ознакомимся с причинами, по которым малыш отказывается говорить, узнаем, как быстро научить чадо разговаривать.
Нормы развития речи
Нормально ли, когда ребенок не говорит в 1 год 2 месяца, а у друзей малыш в год уже знает много слов? В первую очередь нужно понимать, что не все малыши развиваются одинаково. Кто-то быстрее начинает ходить, другие - говорить, все дети индивидуальны. Но все же есть нормативы развития речи, и если имеются серьезные отклонения, то стоит начинать бить тревогу и обратиться к узким специалистам (невролог, психотерапевт, отоларинголог, логопед). Сколько слов говорит ребенок в 1 год? Сейчас узнаем, но рассмотрим нормы речи с первых месяцев жизни, по ним тоже можно заметить отклонения.
В возрасте 1-2 месяцев ребенок должен научиться выражать свои эмоции криком - разная интонация, по которой понятно, доволен малыш или нет.
К лепету от крика речевой центр должен перестроиться до трех месяцев. Примерно в 2,5-3 месяца младенец начинает "гулить" и "агукать".
С пяти месяцев до полугода в речи должны появиться слоги "ма", "ба", "па", "бу" и так далее, они могут повторяться, и многие думают, что малыш уже осознанно называет своих родителей, бабушку. Это не так, это просто повторяющиеся слоги, которым нужно учить (говорите чаще "ма-ма", "ба-ба", "па-па"). В этом возрасте появляются интонации.
С семи до десяти месяцев начинается активное лепетание, много звуков повторяет за родителями, говорит повторяющимися буквами и слогами "ма-ма-ма-ма, ба-ба-ба-ба-ба, па-па-па-па, ма-ка, ба-ка а-а-а" и так далее.
В 11 месяцев должен быть минимальный словарный запас: папа, баба, мама, дай, ав, на.
Сколько слов говорит ребенок в 1 год? Имеются различные данные от разных специалистов, и диапазон составляет от 2 до 20. Здесь простые слова и звуки: мама, баба, тетя, папа, дай, на, мяу, гав, айда и так далее.
Не путайте лепет со словами
Некоторые родители хвалятся, что ребенок до года - уже такой болтун, просто не умолкает. Но чаще родители путают лепет со словами. Лепет - это просто набор звуков, их ребенок только учится произносить, балаболит от скуки.
Другие же начинают переживать, что ребенку 1 год 1 месяц, не говорит ни слова, только лепечет. И здесь можно ошибаться. Слова, будь они и похожи на лепет (ка-ка, бу-ка, ап-ап и так далее), - это определенный смысл, и одно "слово" может означать многое. Например, "ка-ка" - это может быть как что-то неприятное, мусор, так и качели (не может сказать кач-кач, но зовет), или даже подражание вороне - "кар-кар" (нет еще звука "р"). Итак, одно "слово", похожее на лепет, может иметь целую кучу значений, а значит, это уже не одно, а несколько слов.
Стоит ли переживать, если в год малыш не говорит?
Услышав от родителей, что ребенок в 1 год 1 месяц не говорит, или слов у него в запасе мало, педиатр начинает уделять данному аспекту повышенное внимание, что тревожит мам и пап. Но стоит отметить, что ни один опытный педиатр, логопед, дефектолог, не станет говорить об отставании в развитии, рассматривая только задержку речи. Стоит обращать внимание и на другие показатели.
Так, если малыш живо интересуется всем окружающим, у него хорошо развивается мелкая моторика (в частности, пинцетный захват), нет проблем со зрением, слухом, не было во время родов и беременности осложнений, то переживать из-за отсутствия речи сильно не стоит. В любом случае, нужно обследоваться у невролога, и педиатр на основании выявленных показателей уже оценит комплексно развитие малыша.
Всем родителям стоит помнить, что самостоятельно малыш не начнет говорить, с ним нужно усердно заниматься. Сегодня, в связи с распространением гаджетов, которыми заняты дети вместо обучения разговору, проблема развития речи как никогда актуальна. Мамы и папы должны понимать, что лучше эту проблему предупредить, не допустить, чем потом бороться с последствиями, ведь сильная задержка развития речи влияет на полноценное развитие.
Если ребенок 1 года не хочет говорить, то стоит обратить внимание на следующие показатели:
Реакция на свое имя, других людей, изменение обстановки. Если малыш не следит за предметами, не поворачивает голову в сторону раздавшегося шума (или своего имени), то нужно пройти комплексное обследование.
Подражание звуков, движений.
Наличие лепета, похожего на слова, общение с окружающими движениями, звуками.
Если у ребенка проблемы со слухом, зрением, детский аутизм, то обучение разговору должно производиться при помощи специалистов. Дома, конечно, тоже нужно заниматься, в этом помогут специализированные книжки. Если ребенок не относится к данным категориям, то могут быть иные причины отсутствия речи, и мы предлагаем их рассмотреть.
Генетика
Если ребенок 1 года ничего не говорит, но у него нет никаких отклонений и все остальное развитие протекает на "ура", то поинтересоваться нужно уже у бабушек и дедушек, во сколько же лет вы сами сказали первые слова. Если один из родителей в детстве был молчуном и начал разговаривать только в 2-3 года, то велика вероятность, что и его ребенок начнет общение позже прописанных норм.
Если дело в генетике, то это не означает, что можно спокойно ждать первых слов, нужно продолжать заниматься. Просматривайте вместе популярные видеоуроки "Учимся говорить" для детей от 1 года до 3 лет. Это доступная методика, ее можно бесплатно просматривать в Сети. Читайте книжки, просите ребенка называть персонажей сказки по картинкам (кот, собака, дядя и так далее), пусть малыш пока изучает элементарные слова.
Половая принадлежность
Принято считать, что девочки начинают говорить немного раньше, чем мальчишки, и это правда. Поэтому, если соседская годовалая Аленка уже знает несколько слов, а ваш ребенок 1 года 1 месяца не говорит так же внятно, то не стоит переживать. Разница в развитии речи есть, но в дальнейшем мальчики быстрее начинают складывать предложения, так как у них раньше формируется умение осознавать действия, движения (пойдем гулять, дай пить). У девочек в этом плане все иначе, они больше понимают предметы, и "пойдем гулять" может звучать как "качели", "горка", а "дай пить" - "сок" и так далее.
Познавательные способности
Любопытные и активные дети разговаривать начинают раньше, чем тихони, которые предпочитают не ползать в доме по всем малодоступным местам, а спокойно играть в кроватке с любимым мишкой. И рекомендации по обучению речи в данном случае тоже будут отличаться.
Если малыш активен, то будьте везде рядом с ним, показывайте и называйте предметы, движения. Когда малыш не так ативен, то купите книжки с голосовым сопровождением, сами на картинках показывайте героев, предметы, называйте их, а потом просите, чтобы малыш их называл. Например, на вопрос "Кто от бабушки ушел" ребенок должен сказать "Колобок" (если невнятно, но речь про Колобка, то тоже хорошо).
Взаимодействие малыша со взрослыми
Не все родители могут из-за своей занятости полноценно заниматься с малышом, и на помощь им в этом приходят планшеты, телефоны и прочие гаджеты. Мол, держи, сынок, дави по кнопкам или по экрану, это интересно. А потом удивляются, что ребенок в 1 год не говорит "мама", "папа" и прочие элементарные слова. С детьми нужно заниматься самостоятельно, ведь компьютер не заменит общения с человеком. Даже развивающие игры, где гаджет просит показать собачку и коровку, - это не разговор. Ребенок просто молча будет давить на изображения, которые были запрошены, но не назовет их. После такого воспитания очень тяжело научить малыша речи, она ему просто не интересна.
Уберите гаджеты, сами начните заниматься своим ребенком, ведь ничто не может заменить живого общения, маму, отца. Читайте книжки, просматривайте мультфильмы, видеоуроки, обучающие говорить малышей, вместе повторяйте слова за героями. Отменно помогают начать говорить новые предметы, вещи. Ходите в зоопарк, покажите живых зверей, это вызовет ряд эмоций, и ребенок будет пытаться назвать слона, тигра и прочих обитателей парка.
Мотивация
Мотивация - это реальный двигатель. Если ее нет, то ничего не получится. Сами подумайте, говорили бы вы, если бы вам все приносили по указанию руки? Вот и дети так же. Если ребенок в 1 год 1 месяц не говорит "дай", а указывает на сок пальчиком, то не нужно сразу бежать и нести. Важно мотивировать малыша, он намного умнее, чем вы думаете, просто лентяй. Например, показывает ребенок на сок, начинайте спрашивать "Что?", "Что это?", "Зачем сок?". Пришла бабушка, и малыш улыбается, показывает на нее пальчиком? Он ждет, что вы назовете, кто это. А вы спрашивайте: "Кто к нам пришел"? "Кто это принес гостинцы"? Напомните, что это "баба", и опять спросите, кто это.
Так же должно обстоять дело с подачей игрушек, книжек, походов на прогулку и так далее. Не делайте все по мановению пальчика ребенка, делайте вид, что не понимаете, чего он хочет. Малышу нужна мотивация называть вещи и действия словами.
Занятия не по возрасту
Как учить ребенка говорить в 1 год? Нужно показывать картинки, называя в них предметы, называть вещи, действия, но не перегружать мозг малыша символами. Многие родители уверены, что если раньше начать учить ребенка счету, показывать буквы и цифры, то из него вырастет гений. Это все точно, но только вот наоборот. Мозг малыша в год и полтора не готов учить счет. Он запомнит буквы, цифры, покажет их на картинке по требованию, но все это молча. В год малыш должен учиться говорить, а не считать и запоминать азбуку, и это нужно знать всем.
Занятия должны состоять из общения, живого разговора, чтения, повторения слогов и звуков: ма-ма, ба-ба, киса, мяу, и так далее. Не пытайтесь сделать из ребенка вундеркинда, но и не останавливайтесь на изучении только элементарных слов. Нужно учить объяснять словами действия: идем, дай, на, возьми, гулять, кушать, и так далее.
Пустышка - враг речи
Если ребенок в 1 год 1 месяц не говорит, но сосет постоянно пустышку, то не стоит удивляться отсутствию речи. С пустышкой малыш уходит в себя, ему сложнее что-либо объяснить, он мало запоминает, так как занят другим делом. Далее, если использовать пустышку после полутора лет, она станет причиной испорченного прикуса, что, в свою очередь, влияет не только на внешность, но и на речь, она будет менее внятной.
По возможности вообще откажитесь от использования пустышки после года. Если есть необходимость, то давайте ее малышу только на время, пока он засыпает, а далее вынимайте изо рта, так быстрее ребенок отвыкнет от привычки сосать.
Двойняшки или тройняшки
Если вам посчастливилось стать родителями сразу нескольких деток, то не удивляйтесь более позднему развитию речи. Официально для близнецов не внесены нормы по развитию речи, но любой логопед, невролог, педиатр и дефектолог скажет, что малыши начнут говорить позже, чем детки одноплодной беременности. Почему так происходит?
Дело в том, что близнецы очень длительное время не нуждаются в общении ни с кем, кроме друг друга, а свое "улюканье" они и так понимают. Двойняшки, тройняшки, общаются меду собой на своем диалекте, и им этого достаточно, нет мотивации учить слова. Что делать?
Нужно максимально много времени уделять общению с детьми, и желательно чаще разговаривать с ними наедине. Например, пусть папа сидит в комнате с одним, читает книжки, учит говорить. А в это время мама в ванну понесла купаться другого ребенка. И в ванной тоже нужно заниматься, здесь много интересного: "уточка плавает", "куп-куп", "мыть", "водичка" и так далее. Потом меняем детей местами - хоть немного времени, но они проведут друг без друга, и появится мотивация к общению с другими людьми.
Стресс
Любые изменения - стресс для ребенка. Это может быть переезд, появление нового члена семьи или, наоборот, уход (развод родителей, подруга попросила пожить недельку и так далее), и все это влияет на развитие речи. Малышу нужно адаптироваться в новой обстановке, только потом стоит продолжить обучение.
Исключите ссоры при малыше, не ругайте животных при ребенке. Сильную обиду детям наносит несправедливое наказание: уронил что-то - поставили в угол, поругали, или просто у родителей плохое настроение, они ворчат, не обращают внимания и так далее.
В семье обстановка должна быть здоровой и спокойной, только так малыш будет развиваться вовремя и полноценно.
О том, что должен говорить ребенок в 1 год, мы поговорили. Также разобрались в причинах, по которым может произойти задержка развития речи. Теперь рассмотрим советы, которые помогут быстрее научить говорить малыша.
Полезные советы
Ребенку проще запомнить не короткие слова, а уменьшительно-ласкательные. Например, кот - повторить сложно, а вот "киса" или "кыса" - проще. То же касается слова "вода", дети проще воспринимают "водичка".
Хорошо помогают в развитии речи развивающие коврики, где нужно давить на изображение, и появится звук. Но малыши привыкают к нему и начинают только слушать. Совет: через время достаньте батарейки. Ребенок нажмет на коровку (к примеру), а звука нет! Тогда он сам скажет "муу", а может и спросит: "Где муу?"
fb.ru
стадии и способы развития речи
Очень многим людям свойственно форсировать события касательно новорожденных. Большинство родителей хотят, чтобы ребенок поскорее ползал, ходил, говорил, садился на горшок и владел практически всеми навыками как можно раньше. Конечно же, это нормальное и естественное желание, безусловно, природа продумала все за нас и мы можем только косвенно влиять на процесс. Но это совсем не значит, что нужно бездействовать, наоборот, надо стремиться к тому, чтобы дать своему чаду как можно больше информации в нужное время. Научить малыша говорить — не самая легкая задача, которая в большей степени зависит от родителей и окружения. А закладывать фундамент развития речи стоит еще задолго до рождения.
Стадии формирования речи
Как только малыш рождается — он кричит, и это является первым этапом в формировании речи. На протяжении 1–2 первых месяцев жизни это будет единственный звук, с которым новорожденный ловко научится справляться. Затем постепенно будут приобретаться другие навыки. В это время кроха будет вслушиваться в звуки и позже начнет их имитировать. Этапы формирования речи до 2 лет подразделяют на доречевой и дограмматический, а если рассмотреть более детально, то получается следующее.
2–5 месяцев
Период гуления — малыш начинает протяжно произносить гласные и слоги с горловыми согласными, и у него получается «агу», «гу», «гы».
Знаете ли вы? Соска может стать причиной того, что малыш заговорит намного позже, а также спровоцировать дефекты речи. Поэтому если вы хотите, чтобы малютка заговорил рано и чисто, лучше отказаться от пустышки.
5–7 месяцев
Следующий этап — лепет. Крохи начинают многократно повторять слоги с губными и переднеязычными звуками, например «ма-ма-ма» или «бу-бу-бу».
7–9 месяцев
Детки продолжают лепетать, но начинают пробиваться двухсложные слова, чаще всего в этот период уже можно услышать долгожданное — «мама» и «папа».
9–12 месяцев
Речевые навыки малютки прогрессируют, словарный запас пополняется все новыми простыми словами, такими как «дай», «на», «бах», «ав-ав», «баба», «деда».
1–2 года
Если с ребенком разговаривают и читают книжечки, после 12 месяцев новые слова начинают появляться, как грибы после дождя. Также в речи малыша уже встречаются словосочетания и короткие предложения. К 2 годам ребенок должен знать приблизительно 50–200 слов и понятно излагать свои потребности — «хочу кушать», «хочу спатки», «не хочу» и т. д.
Учимся говорить
Очень часто встречаются такие ситуации, что только в 2 года родители начинают задумываться о том, как научить ребенка разговаривать. Это неправильно, обучение крохи должно происходить своевременно и поэтапно. Чем раньше вы об этом побеспокоитесь, тем шире и ярче будет словарный запас вашего малыша, который он сможет с вашей помощью использовать для сложения красивых фраз и речевых оборотов.
Начинаем еще в животике
Многолетние научные исследования подтверждают, что общение с малышом в утробе матери благотворно влияет на развитие плода. Прогрессивные гинекологи обязательно советуют будущим матерям разговаривать со своим малышом, когда он находится в животике. Если следовать этому совету, эмбрион привыкает к голосу своих близких, и формируется мощнейшая связь с ними, а также закладывается фундамент формирования речи.
Важно! Классическая музыка и звуки природы также стимулируют развитие речи малыша, поэтому начинать ее слушать рекомендуется еще в утробе матери.
Общаемся с новорожденным
Новорожденные реагируют изначально на интонации, с которыми вы произносите те или иные слова. Пользуйтесь этим, постоянно беседуйте с малышом в разной тональности, всегда выразительно, изменяйте громкость. Произносите ласковые слова очень медленно для того, чтобы кроха смог уловить мимику вашего лица и артикуляцию.
Читаем сказки
Все знают о пользе книг и их влиянии на эрудированность человека, и маленькие дети — не исключение. Начинайте читать сказки и стишки как можно раньше, и вам будет намного проще научить ребенка говорить. За счет такой литературы расширяется кругозор ребенка и увеличивается словарный запас. Книги для детей написаны простым языком, который малышня отлично воспринимает на слух и при этом непроизвольно пополняет свой словарный запас, даже теми словами, которые не используют в лексиконе родители.
Важно! Отдавайте предпочтение красивым книжечкам с яркими картинками, это поможет заинтересовать ребенка и привить любовь к чтению с раннего детства.
Учим слова
Учить слова — совершенно не значит усадить малыша перед собой и повторять слова и фразы, которые ему совершенно не понятны. Тут нужен специальный подход: если мы учим ребенка говорить, то подавать информацию необходимо в игровой форме. Для этого невзначай описывайте простыми предложениями свои действия и повторяйте название задействованных предметов. Очень хорошо использовать для обучения картинки, визуализация помогает усваивать информацию. Показывайте предметы и описывайте их, давайте им характеристику, то есть добавляйте к существительному прилагательное или же глагол. Например: «мяч круглый», «птичка летает», «солнце желтое», «ветер дует». Повторяйте те слова, которые разучиваете по несколько раз в день, обращайте внимание малыша на эти вещи и предметы, чтобы у него формировалось визуальная память. То есть когда вы идете по улице, предложите крохе взглянуть на дерево и расскажите о том, что оно укрыто зелеными листьями.
Поем песни
Когда мы учимся говорить, очень важно создать комфортную и весёлую атмосферу для детей. Поэтому, напевая разные песенки, можно не только развлечь свое чадо, но и разучить парочку новых слов. Благодаря воспроизведению мелодичных звуков будет развиваться речевой аппарат малыша, и он легко и непринужденно запомнит что-то новое.
Задаем вопросы
Общение играет большую роль, вовлекайте ребенка в диалог. Задавайте вопросы, и будьте уверены, что получите на них совершенно неординарные ответы. Старайтесь интересоваться мнением крохи по каждому удобному поводу. После еды будет уместно спросить, вкусно ли было и что больше всего понравилось. Вернувшись с прогулки, обязательно поинтересуйтесь, что впечатлило маленького человечка именно сегодня, а после прочтения новой сказки спросите, кто из героев понравился ему больше всего. Вопросы можно задавать на любую тему, главное, чтобы они были уместными и последовательными.
Играем в словесные игры
Игры — это неотъемлемая часть развития детей, с их помощью можно обретать и совершенствовать всевозможные навыки и привычки. Запоминать слова в игровой форме очень легко, поэтому специалисты рекомендуют превращать изучение слов в элементы игры. В детских магазинах есть различные карточки и картинки, предназначенные для словесных игр, необходимо подобрать те, которые соответствуют возрасту ребенка. Конечно же, вы можете придумать свои собственные, в которых будут задействованы игрушки и различные предметы обихода.
Важно! Уделяйте внимание развитию мелкой моторики, это стимулирует развитие речевого аппарата. С младенчества делайте крохе массаж ручек и пальчиков, в более взрослом возрасте собирайте пирамиды, перебирайте крупы, предложите ребенку поиграть в конструктор.
Влияние на речь детского лепета, сюсюканья и искажения речи
Ни в коем случае не потакайте малышу и не коверкайте слова вместе с ним, это недопустимо. Если ребенок говорит неправильно, это не повод подражать ему, и также не следует ругать его за это. Просто произносите слова правильно вслед за малышом, для того чтобы в его подсознании откладывался правильный вариант. А если вы будете сюсюкать и подхватывать искаженные словечки, малыш будет считать это нормой и не скоро научится правильно разговаривать.
Знаете ли вы? Мальчики начинают разговаривать позже девочек, а также различные дефекты речи встречаются у мальчишек гораздо чаще.
Что делать, если малыш не разговаривает?
Все детки разные, и их развитие происходит индивидуально, поэтому если малыш не разговаривает, это совсем не повод отчаиваться и впадать в панику — следует разобраться в проблеме. К 2 годам в лексиконе ребенка должно присутствовать 50–200 слов, и если словарный запас вашего чада меньше нижней нормы, этому может быть несколько объяснений. Например, у крохи отсутствует живое общение, родители мало с ним разговаривают, заменяя беседы просмотром мультиков и играми за компьютером. Или же в жизни ребенка произошел какой-нибудь стресс — это может быть недомогание, прорезывание зубов, переезд на новое место. Позже начинают говорить дети, которые одновременно осваивают 2 языка, а также близнецы и двойняшки, которые умудряются придумать собственный язык и наслаждаться общением друг с другом.
Также задержка речи может быть индивидуальной особенностью карапуза. Для того чтобы не мучиться в догадках, почему же ребенок не разговаривает, следует проконсультироваться с логопедом и невропатологом и исключить диагноз «задержка развития речи». То есть в любом случае необходимо понять причину, по которой малыш молчит, и только потом принимать меры. Однозначного ответа на вопрос, как научить ребенка красиво и правильно говорить, используя в лексиконе как можно больше слов, к 2 годам — не существует. Но если заниматься с малышом и уделять как можно больше времени беседам, развивающим играм и чтению, то можно значительно упростить процесс обучения для крохи и пополнить словарный запас необходимыми для его возраста словами.
agu.life
Как быстрее научить ребенка разговаривать ⋆ Женский журнал
Как быстрее научить ребенка разговаривать
Каждому родителю хочется, чтобы их ребёнок побыстрее научился разговаривать. У некоторых это «хотение» начинается уже в тот момент, когда двухнедельный малыш — сухой и точно не голодный, но всё равно плачет…
Общение с ребёнком
«Вот бы ты мог рассказать, что ты хочешь. Может, что-то болит?». Другие же покорно ждут, когда ребёнку исполнится хотя бы годик и уж потом начинают бить тревогу: «Вот соседская Маша уже говорит 10 слов, а наш малыш только маму зовёт! Катастрофа!».
Хотя на самом деле ничего страшного здесь нет. Всему своё время. А если так уж сильно хочется, чтобы ребёнок поскорее заговорил — ему можно немного в этом помочь.
Ребёнку 5 месяцев
Развитием речи нужно начинать заниматься задолго до того, как ребёнок самостоятельно произнесёт долгожданное и осознанное «Мама». В 4–5 месяцев детское гуление превращается в лепет с однообразных слогов. В этот момент малыш начинает прислушиваться к разговору мамы, папы и других окружающих и пытается сымитировать их речь, хотя сделать это у него ещё не получится.
В этот период необходимо начинать разговаривать с ребёнком, повторять простые слоги типа «ма-ма», «па-па», «ба-ба». Делать это важно отчётливо, чтобы ребёнок мог следить за движением губ.
Малышу полгодика
После исполнения 6 месяцев, ребёнок способен запоминать и находить взглядом предметы. Важно рассказывать и показывать малышу, где находится стол, шкаф, диван, стул и другие предметы. Повторить названия он сейчас ещё не сможет, но как только научится разговаривать — сможет самостоятельно без проблем все называть и учить его не придётся.
Ребёнку 10 месяцев
После 10 месяцев в «речи» ребёнка начинает появляться множество новых звуков и слогов. Именно с этого момента начинается его подготовка к разговору. Сейчас важно как можно больше с ним разговаривать и стимулировать его к произношению слов.
Пусть малыш просит дать какой-то предмет не мычанием, а словом «Дай», которому его научит мама. Необходимо рассказывать ребёнку обо всём, что в данный момент его окружает: «Вот мама нарезает овощи, кладёт их в тарелку, размешивает ложкой, чтобы получился салат».
На что обращать внимание родителям
Особое внимание нужно уделить звукам, которые скопировать легче, чем слова: «Вот побежал кот, он говорит мяу, а собачка говорит гав-гав, а машина поехала вжи-вжи». Пусть ребёнок тоже попытается помяукать либо повторить звук машины.
Много раз было доказано, что на развитие речи влияет мелкая моторика рук. Пусть ребёнок играет с крупами, горохом, макаронами, пуговицами. Только делать это нужно под присмотром, чтобы «предметы обучения» не превратились в еду. Также положительно влияет лепка из солёного теста или пластилина, игры в песке. Пусть ребёнок трогает все, что ему хочется. Чем разнообразнее будут текстуры предметов — тем лучше.
С детьми после года важно вести не монолог, а пытаться создавать диалог. Не стоит угадывать его желания, о которых он показывает жестами. Пусть он сам пытается сказать, что хочет взять со стола бутылочку, а не будильник и так далее. Сколько бы ни было упражнений на развитие речи, не нужно ими увлекаться и утомлять ребёнка. Он заговорит, пусть не сейчас, а через месяц — второй. Но это обязательно случится.
camalady.ru
Как научить ребенка говорить
Рейтинг: Нет рейтинга
Содержание статьи:
С первых месяцев жизни крохи родители находятся в ожидании: сначала ждут первую улыбку, затем – лепет. Так хочется, чтобы малыш скорее произнес свое первое осмысленное «мама», а то и заговорил предложениями!
Между прочим, родители могут помочь своему ребенку освоить сложную науку владения родной речью. Для этого придется потрудиться, но систематические занятия непременно принесут плоды и помогут вырастить юного оратора. Что же делать тем, кто хочет скорее научить кроху говорить? Ищем ответ на этот вопрос вместе.
Этапы развития речи у ребенка
Прежде чем рассказать, как научить ребенка говорить, следует разобраться, как же формируется речь у малышей. Происходит это в несколько этапов.
Сразу же после рождения единственный доступный младенцу речевой «инструмент» – это крик. Уже через пару недель малыш научится передавать различные эмоции.
В три месяца детки начинают гулить, и процесс этот длится до полугода. В этот период малыши произносят длинные гласные звуки и постепенно развивают артикуляцию. Очень важно, чтобы родители сформировали на данном этапе любовь к общению, побольше говорили с сыном или дочкой.
Где-то с пяти месяцев малыши начинают осваивать произношение слогов, различных звуковых комбинаций. Такую «речь» называют лепетом. В этот период крохам стоит давать слушать аудиосказки, музыку, звуки природы.
Месяцев с семи-восьми ребенок может соотнести слово и предмет, который под ним подразумевается. В это время активно пополняется пассивный словарный запас. Активный пока еще скромный – в среднем, около пяти-шести слов, которые ребенок произносит «на свой лад».
К году кроха знает десяток слов и может сформировать простейшие предложения (сначала – из двух-трех слов).
В полтора года дети учатся менять окончания слов, склонять их по падежам, строя предложения.
В два года словарный запас составляет около сотни слов, и именно в это время стоит активно заниматься развитием речи крохи.
Помните, что все эти временные рамки – среднестатистические, и развитие конкретного малыша может немного отличаться от них. Это не повод для паники, но и пускать дело на самотек не следует. Продолжайте заниматься с крохой, и скоро поток его речи будет не остановить.
Как быстро научить ребенка говорить – советы
Первый совет наверняка знаком всем, кто задумывался, как научить ребенка рано говорить, – общаться с крохой надо начинать еще до его рождения. Особенно важно уделить этому внимание в третьем триместре, когда плод особенно активно реагирует на звуки. Поглаживайте животик, разговаривайте с ним. Так крохе будет проще узнать мамин или папин голос после рождения.
Совет номер два – не сюсюкайте. Оставьте «симпапуличек» и прочие уменшительно-ласкательные словечки для общения с подругами или подписей фото в соцсетях. Говорите с ребенком правильными словами, обычным голосом (не можете удержаться – произносите слова чуть ласковее, но не переходите на писк). Называйте предметы полными названиями, даже если кроха «сокращает» их до односложны х слов. Это важнейшее правило для тех, кто задумывается, как научить ребенка правильно говорить, или не хочет переучивать кроху в будущем.
С самого раннего возраста общайтесь с младенцем так, чтобы он видел ваши губы, выражение лица. Так ему проще будет освоить разные звуки. Помните, что визуальный контакт очень важен.
Произносите слова с разными интонациями, чтобы малыш усвоил особенности интонационной окраски речи.
Уделяйте внимание пальчиковым играм, которые позволят малышам быстрее заговорить. Помните, что центры мозга, которые отвечают за мелкую моторику и развитие речи, взаимосвязаны.
Постоянно задавайте крохе вопросы. Даже если вы поначалу отвечаете на них сами, продолжайте это делать – и со временем малыш включится в процесс общения.
Не забывайте о чтении. Никакая аудиокнига не заменит маминого голоса. Читать можно перед сном или в течение дня. Это правило обязательно для тех, кто хочет научить ребенка говорить.
Говорите простыми, но полными предложениями. Используйте глаголы, прилагательные, местоимения – это позволит малышу научиться правильно употреблять различные части речи.
Важно! Отложите в сторону гаджеты! Психологи в один голос утверждают, что слишком раннее знакомство с телефонами, планшетами или компьютером замедляет развитие речи, усложняет общение со сверстниками. «Расхлебывать» последствия придется долго: логопедическая коррекция, занятия с психологами, борьба с зависимостью от электронных девайсов потребуют немало сил.
Переходим к практике
Если вы задумались о том, как научить ребенка говорить в год, будьте готовы к кропотливой работе. Стоит еще раз повторить: не сюсюкайте с ребенком, это только замедлит процесс формирования словарного запаса и приведет к тому, что малыш будет неправильно запоминать произношение слов.
Что касается конкретных шагов, направленных на развитие речи, можно выделить основные направления: массаж, гимнастика для артикуляционного аппарата, отработка произнесения звуков, скороговорки, речевые игры. Все занятия лучше проводить в игровой форме, не перетруждая и не принуждая малыша.
Массаж лица
Его выполняют для нормализации тонуса лицевых мышц, подготовки их к произнесению звуков. Проводить его следует циклами по десять-двадцать сеансов, после чего делают перерыв на месяц и повторяют цикл. Если ребенок болен, появился герпес или конъюнктивит, процедуры переносят.
Первые сеансы не должны длиться дольше двух минут, постепенно время можно увеличить до четверти часа. В домашних условиях массаж начинают с поверхностных поглаживаний, потом делают их более глубоко, с нажимом. Также применяют растирания. Завершать сеанс тоже следует поглаживаниями.
Направления массажных движений
от средней линии подбородка к ушным мочкам;
от уголков рта к уху;
от носа к уху;
от носа к углам рта;
от середины верхней губы до уголков рта, а оттуда – к середине нижней губы;
от шеи к ушам (от середины).
Также можно делать похлопывания губ, их поглаживание, вибрацию – обязательно с закрытым ртом.
Артикуляционная гимнастика
Такие упражнения позволяют развить и укрепить артикуляционный аппарат.
С года можно предлагать ребенку задуть свечку или подуть на одуванчик, сдувать бумажных бабочек или листочки с поверхности стола. Также бабочек можно прикрепить на нитке, чтобы они «летали». Дуть на них следует не дольше десяти секунд.
Аналогичным образом можно поиграть в «снежинки», сделав их из комочков ваты. Задача малыша – сдуть их с ладошки.
С полутора лет можно начинать и гимнастику для языка: пусть кроха открывает и закрывает рот, высовывает язык, проводит им по верхним и нижним зубам, губам, поднимает и опускает кончик. Сопровождайте каждое действие веселым комментарием – так выполнять гимнастику малыши будут охотнее.
Поиграйте с ребенком в обезьянок: сядьте перед зеркалом и корчите рожицы: надувайте и втягивайте щеки, доставайте язык, старайтесь коснуться им носа.
Произнесение звуков
Это один из самых проблематичных моментов, особенно если речь идет о «сложных» звуках: шипящих, «р» или «л». Чтобы научить ребенка, необязательно обращаться к логопеду. Учите с ним стишки и потешки, проговаривайте скороговорки, показывайте картинки, на которых изображены предметы, в названии которых есть «проблематичные» звуки: не только в начала слова, но и в конце или середине.
Обязательно выполняйте гимнастику для языка, покажите ребенку, как должен двигаться язычок, чтобы произнести тот или иной звук. Отличным вариантом тренировки станет совместное сочинение сказки про шарик (для звука «ш») или рысь (для тех, кто не умеет «рычать»). Совмещайте занятия с пальчиковой гимнастикой, тренировкой мелкой моторики.
Скороговорки
Выбирая скороговорки для крохи, начните с простых: тех, в которых не слишком много слов. Объясните малышу, о чем идет речь в каждой скороговорке. Не стоит предлагать двухлетнему крохе взрослые варианты, например, про лавирующие корабли или Сашу, идущую по шоссе. А вот понятные и очевидные, например, «У ежа – ежата, у ужа – ужата», наверняка понравятся детям.
Подбирая скороговорки, остановитесь на тех из них, где встречаются «проблемные» для ребенка звуки. Пусть малыш сначала научится произносить нужную фразу медленно, а темп наращивает постепенно.
Видео о том, как научить ребенка говорить
Хотите узнать, как научить ребенка говорить слова, как произносить звуки? Тогда обратите внимание на следующее видео. В нем логопед показывает эффективные игры, которые позволят ускорить развитие речи.
Очень популярны методики раннего развития такие как: методика Зайцева, методика Никитиных, методика Монтессори.
Первых слов крохи родители ожидают с нетерпением. Приложив определенные усилия, вы сможете ускорить этот процесс. А как вы учите своего ребенка говорить? Поделитесь опытом в комментариях.
www.beremennost-po-nedeliam.com
Как научить ребенка говорить? | Дом и семья
Начинать заниматься с малышом можно уже с 4−5 месяцев. В этот период начинается гуление, а спустя еще несколько месяцев малыш начинает лепетать. Нужно обязательно отвечать ему.
Сначала развивайте у ребенка подражание слогам. Как только ваше чадо начинает прислушиваться к слогам и звукам, которые он сам и произносит, говорите четко и несколько раз «ма-ма», «па-па», «ба-ба» и другие простые слова. Попробуйте и сами прислушаться к слогам, которые лепечет малыш — так вы определите, какие буквы он способен произнести, и составляйте пока слоги из них.
Научите ребенка искать предметы по названию. Уже после полугода малыш может находить предметы взглядом на вопрос «где?». Сначала несколько раз четко и медленно называйте предмет и указывайте на него, и уже через некоторое время вы увидите, как кроха ищет его глазами после ваших слов. Конечно, лучше выбирать большие и яркие предметы, которые имеют постоянное место — стул, стол, шкаф, лампу, цветок, часы, кровать.
Чуть позже начинайте побуждать к действию. Говорите: «дай ложку», «бери куклу», «смотри на кота». Еще очень важно научить ребенка распознавать свое имя. Повторяйте его чаще.
После 7 месяцев приступите к простым играм-стишкам. Возьмите ручки малыша и показывайте несложные движения, которые потом станут частью игр. Так вы быстро научите ребенка «ладушкам», «сороке-белобоке» и другим несложным забавам. Уже в скором времени малыш начнет демонстрировать вам отдельные движения игры самостоятельно.
К 10 месяцам родители, как правило, замечают, что ребенок может произносить новые слоги, подражая родителям. Сначала кроха чутко прислушивается к речи и общению мамы и папы между собой, с другими людьми и с ним самим. После этого он начинает самостоятельно повторять некоторые наиболее простые для него слоги, а иногда даже имитировать интонацию.
Каждый день ваш ребенок совершает открытия. К году он отлично реагирует на повседневные просьбы. Он впитывает все то, что видит вокруг: знания, эмоции, правила поведения. В возрасте от года до трех лет любящие родители могут дать своему чаду очень многое. Когда ребенку исполняется год, он обычно уже может произнести несколько осмысленных слов и словарный запас пополняется практически каждую неделю.
Конечно, разговорная речь, как и многие другие умения ребенка, весьма индивидуальна. Но мама и папа могут помочь развиться крохе.
Чтобы ваш ребенок быстрее научился говорить, следуйте нескольким простым правилам:
Постоянно общайтесь с ребенком.
Если готовите еду на кухне — опишите крохе простыми словами, как и что готовите, что делаете с продуктами, кто будет есть. Если планируете прогулку — сообщите ребенку, что надо надеть, какая погода на улице, куда вы хотите пойти, что берете с собой. Если вышли на прогулку с коляской — расскажите о всех животных, которые встретились вам по пути, прочитайте стишок или считалочку. Если идете в поликлинику или магазин — скажите куда идете, опишите, кого вы там встретите и что будете делать.
Имитируйте звуки вокруг.
Попытайтесь воспроизвести звуки, которые издает техника (машины, самолет, мотоцикл, трактор, грузовик), животные (птицы, кошки, собаки, жуки), природные явления (как ветер воет, стучат капли, падает град). Очень скоро вы заметите, что ребенок и сам пытается привлечь ваше внимание к пробегающей мимо собаке звуками «ав-ав» или к ветру гудением «у-у-у». Поддержите малыша, описав словами происходящее.
Развивайте мелкую моторику пальцев рук.
Специалисты доказали, что отлично развитая мелкая моторика тесно связана с развитием речи. Поэтому обратите внимание на игры с мелкими предметами. Естественно, при этом необходимо внимательно следить, чтобы чадо не попыталось потянуть в рот и проглотить то, чем играется. Перебирайте фасоль или горох с вашим малышом. Еще можно дать несколько небьющихся предметов посуды и пересыпать пуговицы или бусинки из одном миски в другую. Играйте в песочнице: стройте вместе города, варите еду, ройте тоннели.
Занимайтесь лепкой из пластилина или из соленого теста, которое несложно сделать самостоятельно. Вместе сделайте сценку из любимой сказки, покажите, из каких частей состоят любимые персонажи ребенка. Тут же можно обсудить сюжет сказки или описать цвета, которые используете.
Уже с 2−3 лет можно привлечь кроху к помощи по хозяйству — обвалять котлетки в муке, сделать пирожок или поделить мандарин. Сначала у ребенка вряд ли получится все аккуратно, но, уж поверьте, стараться он будет изо всех сил.
Читайте и пересказывайте прочитанное.
Читайте ребенку и рассказывайте ему рассказы, сказки и стихотворения, пойте вместе песенки. Попробуйте поиграть с интонацией, озвучивая разных персонажей своей истории. После прочтения рассказа, задавайте вопросы ребенку — кто понравился больше, почему, о ком сказка. Попробуйте вместе пофантазировать, куда отправились персонажи после последней в сказке сцены.
Дополняйте свои рассказы демонстрацией ярких, красочных, качественных иллюстраций и картинок. И не забывайте о том, что произведения должны соответствовать возрасту малыша! Вы также активно можете использовать детские диафильмы, презентации, карточки.
Побуждайте озвучивать названия предметов.
Когда ваш ребенок тянет ручку, чтобы вы подали ему нужный предмет, не торопитесь сразу же исполнять его мычащую или молчаливую просьбу. Дайте ему нарочно другой предмет с той же полки и сделайте вид, что не поняли его, пока он не озвучит необходимое. Объясните: «Я тебя не понимаю. Нужно говорить: дай ложку». Не забывайте при этом оговаривать и свои действия: «Я даю тебе ложку — на ложку».
Но главное, помните, что каждый ребенок развивается индивидуально. Не паникуйте, если у кого-то из знакомых малыш-ровесник уже говорит, не торопите и не ругайте своего ребенка — проявите терпение, и уже через некоторое время вы заметите новые успехи вашего карапуза.
shkolazhizni.ru
Как научить ребенка говорить? Это не так просто как кажется
Сначала родители ждут, когда кроха начнет самостоятельно держать голову, потом задумываются как научить ребенка ползать. сидеть, ходить и затем уже как научить ребенка говорить. Некоторые детки начинают активно разговаривать уже в 1,5 года. Большинство таких случаев встречается среди девочек, хотя и мальчики тоже не исключение. Что же делать тем родителям, детки которых еще не говорят, хотя им уже исполнилось 2-4 года? Наш cайт о материнстве знает ответы на этот вопрос!
Разговаривать с будущим карапузом нужно начинать еще во время беременности. Плод слышит ваш голос, привыкает к нему, после рождения он сразу узнает вас по голосу.
С 0 до 6 месяцев ребенок активно прислушивается к окружающей его речи. При звуке голоса он начинает замирать, поворачивать голову в ту сторону, где слышится звук, улыбаться. Ваше общение с ребенком должно быть в этот (как и во все последующие) период частым и правильным. Не сюсюкайте, а четко произносите все слова.
В промежуток от 6 до 12 месяцев наступает время детского лепета. Кроха учится подражать звукам, которые он слышит, пытается их повторить. Всегда хвалите его за это, стимулируйте этот процесс, повторяйте понравившиеся ребенку слова снова и снова, произносите их по слогам, рассказывайте ему всё и обо всём. Приучайте своего карапуза вас слушать, повествуйте ему сказки на ночь. пойте песенки, читайте книжки с коротенькими детскими стишками. Хорошо бы уже заняться и мелкой моторикой. Как это сделать, читайте в нашей статье – как развить речь у ребенка .
12 месяцев – 1,5 года. Карапуз начинает произносить отдельные слоги или простые слова: машина – “би-би”, кушать – “ням-ням”, падение – “бух”, баба – “ба” и т.д. Вы в свою очередь не поддавайтесь искушению говорить на детском языке. Вместо “пойдем ням-ням”, говорите “сейчас мы будем кушать” и т.д.
Старайтесь часто произносить сочетания из двух слов – существительное + глагол или существительное + прилагательное, чтобы научить ребенка разговаривать. Например: возьми мяч, большие ступеньки, синяя дверь, зеленая трава и т.д. Такие фразы детям легче всего запомнить, а потом воспроизвести.
C 1,5 и до 3-х лет все эти этапы начинают прогрессировать в своем развитии. Темпы освоения речи увеличиваются. Задавайте чаду вопросы, на которые можно ответить простыми фразами. Играйте в игры с задействованием пальчиков: проговаривайте короткий детский стишок, загибая на каждом слове пальчик ребенка.
Сначала начните с гласных:
Потом переходите на согласные, подставляя к ним гласные:
1. Как научить ребенка говорить? Игнорируйте все жесты малыша. Делайте вид, что вы не понимаете, что он вам хочет сказать. Так вы будете “заставлять” его произносить слова “дай”, “машина”, “мама”, “собака” …, а не просто показывать пальчиком. Просто скажите: “Что такое? Что ты хочешь? Я не понимаю тебя!”
2. Ребенок чаще должен общаться с детьми, особенно с теми, кто уже разговаривает.
3. В продаже есть детские книжки с изображениями животных, описанием в стихах и с кнопками, при нажатии на которые издается звук этого животного. Очень удобное пособие по подражанию звуков животных и птиц. А можно просто показывать картинку и проговаривать малышу звук зверя.
4. Те звуки, которые ребенок вдруг начинает произносить, повторяйте вместе с ним.
5. Всегда описывайте предметы – цвет, размер, состояние, действие.
6. Дайте ребенку возможность переливать воду из чашки в чашку, пересыпать крупу из одной банки в другую и т.п.
Если все же наши советы не приводят к положительным результатам, то после 3-х лет нужно обязательно обратиться к логопеду, потому что в 5 лет проблему детского молчания будет решить уже сложно. Помните, чтобы научить ребенка говорить, нужно с ним заниматься, а не пускать развитие речи на самотек.
Если ребенок в 3 года так и не заговорил, то следует обратиться к неврологу. Лучше к платному, потому что на постановку диагноза 7 минут не достаточно (а именно столько выделено у невролога из поликлиники на каждого ребенка). Причем нужно найти не только платного, а квалифицированного. Для этого придется проштудировать местные форумы. У платника прием длится от часа до двух, в течении которых он будет наблюдать за вашим ребенком, проверит тонус конечностей, как ребенок ходит, спину и шейный отдел, тонус лицевых мышц и языка, поспрашивает о течении беременности и о развитии ребенка (соберет анамнез). На прием лучше прихватить карточку малыша и результаты всех анализов, которые возможно вы проводили ранее.
Следующий этап – это сурдолог. Даже если вы не замечали за своим чадом слуховых проблем, то лучше все же исключить любое снижение слуха. Тугоухость любой степени может прямо влиять на проблему “ребенок не разговаривает”.
Третий и тоже очень важный специалист – это остеопат. В интернете можно найти много как положительных,так и отрицательных отзывов об остеопатии. Но с неговорящим ребенком следует попробовать всё. Очень многих неговорящих ребят остеопаты вытаскивали и выводили на речь. Главное, обратиться действительно к мастеру своей профессии. Для этого просмотрите не только местные форумы мамочек, но и проверьте, чтобы рекомендованный специалист числился в специальном реестре остеопатов.
И, конечно же, в данной проблеме – ребенок в 3 года не разговаривает, не обойтись без дефектолога и логопеда. Бытует мнение, что логопед ставит только звуки, а дефектолог вызывает речь. Но это не так. Неговорящим детям невролог ставит один из диагнозов – темповая задержка речевого развития, моторная алалия, сенсорная алалия или сенсомоторная алалия. Темповая задержка речевого развития – это самый легкий из перечисленных диагнозов. Остальные – намного сложнее. Чтобы скомпенсировать ребенка к школе, уходят годы. Т.е. на преодоление, например, моторной алалии может потребовать от двух лет и выше интенсивной ежедневной работы и приема медикаментов (обычно ноотропов). Причем медикаментозное лечение не эффективно без занятий. Поэтому ищите логопеда, который имеет опыт работы с детьми-алаликами. Если логопед отказывается заниматься с вашим ребенком и говорит, что приходите в 4-5 лет,а сейчас вам рано – не верьте и ищите другого. Просто данный специалист не умеет заниматься с детьми с тяжелыми нарушениями речи (а любая алалия – это как раз тяжелое нарушение).
Мы желаем здоровья вашим деткам! Надеемся, что наша статья дала вам толчок к действию в правильном направлении. Не ждите. Не слушайте, что ребенок у соседа, подруги и кого-либо еще молчал до 3-х, 4-х, 5-ти лет, а потом вдруг заговорил. Не каждый ребенок способен скомпенсироваться сам (это очень редкие случаи), без помощи специалистов и мамы, которая научилась заниматься с ребенком-алаликом и следует всем рекомендациям, кропотливо выполняя необходимые ежедневные занятия со своей кровиночкой.
Автор: Koala-mama, специально для Моя ЛЯЛЯ
Примите к сведению
Моя ЛЯЛЯ - это информационный ресурс. Здесь вы узнаете много интересного о беременности и родах, детской комнате, о детях до года и старше, сможете подобрать себе стиль и стать еще красивее, узнаете, что модно в том или ином сезоне, научитесь воспитывать ребенка сказкой, обучитесь рукоделию. Вся информация представлена для ознакомления. Любое бесконтрольное применение лекарственных препаратов без одобрения врача недопустимо. Мнение Администрации сайта может отличаться от мнения авторов статей.
Как научить ребенка говорить буквы в домашних условиях быстро и правильно
С помощью популярных техник научить ребенка говорить возможно быстро и просто. Сделайте процесс интересным с элементами игры.
Основные этапы развития речи
Основы человеческой речи закладываются в период чисто эмоционального общения крохи с окружающими — в первом полугодии жизни. Освоение речевых навыков проходит несколько стадий:
Этап гуления, который в среднем приходится на 2-3 месяц жизни. В данный период грудничок оживляется при виде родителей и воспроизводит протяжно звучащие гласные и слоги с горловыми согласными (классическое «агу», «гу», «гы»). На фоне эпизодически возникают слоги, в которых присутствуют губные (б, п, в, у и о) и переднеязычные (т, д, н, л) звуки. Постепенно гуление переходит в лепет.
Многократно повторяющиеся слоги с использованием губных или переднеязычных согласных (ма-ма-ма, ба-ба-ба и др.) появляются к 5 – 7 месяцам.
К 8 месяцу малыши понимают простые слова, с которыми к ним обращаются взрослые.
Первое слово ребенок в среднем произносит в 10 месяцев – год, но бывает, что простые слова (не «мама») кроха произносит и раньше срока. В данный период речь малыша выглядит сочетанием лепета и лепетных слов (ма-ма, па-па, ав-ав, ам, дай-дай и др.).
В год словарный запас в среднем составляет 10 осознанно произносимых слов. После года приблизительно до полутора лет малыш использует упрощенные (баба) или звукоподражательные (бибика) слова. Малыш понимает гораздо больше, чем говорит, и после 1,3 лет способен выполнять простые поручения.
После полутора лет ребенок активно использует около 40-70 слов. В большей степени названия окружающих предметов и имена, т. е. существительные. Реже используются прилагательные, и еще реже – глаголы и местоимения. Развивается фразовая речь, но карапуз предпочитает разговаривать предложениями из двух слов.
Более многословными предложениями малыш изъясняется в год и 10 месяцев, но в предложениях не совсем правильно построена грамматическая связь.
В возрасте 2-х лет малыш активно использует 100–300 слов, строит развернутые фразы и правильно использует несколько грамматических форм.
Третий год жизни – эпоха активного увеличения словарного запаса (от 300 до 800 слов), использования глаголов и прилагательных. Общайтесь с малышом полноценно, но понимание его речи усложняет несовершенная артикуляция (сложные звуки заменяются простыми «шапка – сапка» и др.).
Простейшие суждения и умозаключения появляются к 4-м годам.
Поскольку умение разговаривать относится к важнейшим факторам развития ребенка, многие родители стремятся помочь крохе овладеть способностью как можно раньше. Чтобы процесс обучения был эффективным и не утомлял малыша, а приносил ему удовольствие, важно знать, как научить ребенка рано говорить и какие методы лучше использовать.
Методы, помогающие научить малыша говорить
Каждая мама неосознанно воспроизводит в общении с крохой тот стиль общения, который был свойственен ее семье, и этот передающийся из поколения в поколение «научно необоснованный» стиль во многом способствует развитию речи у карапуза. Поскольку в воспитании грудничков в наше время часто участвует и папа, а некоторые мамы стремятся все делать «правильно», сформулированы правила, помогающие понять, как научить ребенка говорить.
Основным условием развития речи является речевое общение с другими людьми. Безусловно, новорожденный не понимает слова, которые произносит мать, обращаясь к нему, но чутко улавливает материнские эмоции. Именно ранний эмоциональный контакт и регулярное обращение к крохе — залог раннего развития речи.
Поскольку малыш воспринимает не смысл произнесенного слова, а интонацию и мимику, маме нужно:
Улыбаться при общении с крохой, разговаривать с ним, меняя интонацию. Слова должны произноситься правильно, звучать четко. Не стоит ограничиваться стандартным набором – чем разнообразнее будет ваша речь, тем легче и быстрее ваш ребенок будет в будущем увеличивать словарный запас.
Комментировать происходящее вокруг ребенка, обращая внимание, на что малыш направил взгляд. Особенно касается общения малыша с папой.
Иногда папы ревнуют, поскольку кроха говорит «мама», и не хочет говорить «папа». У крохи надо отчетливо спрашивать «Где папа?», показывать на папу, и повторять процесс чаще и в разных вариациях (например, громко позвать его). Иногда случается и наоборот – ребенок говорит «папа», а маму называет по имени или вообще не называет никак. Действовать нужно аналогичным образом.
Когда кроха при виде вас оживляется и начинает издавать различные звуки, повторяйте их в ответ, спрашивая что-то в духе «Да? Ты так думаешь?»
Нося малыша на руках, знакомьте его с окружающим миром, описывая предметы и их назначение. Если малыш уже научился показывать пальцем на заинтересовавший его предмет, обязательно четко повторите несколько раз, что это такое.
Хорошая методика, позволяющая крохе быстро освоить речевые навыки — чтение целыми словами. Многие мамы и особенно бабушки склонны к «сюсюканью», намеренно искажая звуки в общении с грудничком и используя вместо полноценных слов звукоподражательные. В результате ребенок долго не пробует общаться с помощью полноценных слов, заменяя их разнообразными «бах» и т. д. Если вы не в состоянии удержаться от подобного общения со «сладеньким», развивать словарный запас помогут карточки со словами, совместное чтение детских книг (особенно нравиться детям ритмичная стихотворная речь).
Если у вас ребенок-строптивец, прекрасно понимающий вашу речь и не желающий произносить слова правильно (упорствует и пытается объясняться исключительно на «своем» языке), попробуйте дополнять его речь. Когда малыш показывает на какой-нибудь предмет и говорит «Хахарь», или «ка», ему надо отвечать – «Да, сейчас мы будем кушать сухарь» или «Да, кошка. Кошка говорит «мяу». Вместе с малышом рассматривайте книжки с животными и рассказывайте, кто как говорит (малыши это любят), а потом просите показать животное и по слогам произносите его название.
Важно! Когда вы обращаетесь к малышу, наклоняйтесь или поворачивайтесь так, чтобы ребенок видел вашу артикуляцию – подражая вам, он быстрее научится произносить звуки правильно.
Игры, способствующие развитию речи
У маленьких детей способность долго концентрировать внимание на одном виде деятельности еще неразвита – ребенок быстро устает, теряет интерес к занятиям и начинает капризничать. Именно поэтому все занятия, способствующие развитию речи и увеличению словарного запаса, построены в игровой форме. Многие прекрасно работающие способы изобрели наши далекие предки, и они передаются мамами и бабушками из поколения в поколение.
Пойте детские песенки (тра-та-та, мы везли с собой кота), колыбельные, рассказывать детские стишки, которые легко запоминаются благодаря ритмичному звучанию. Повторять их нужно часто – малышам не надоедает однообразие репертуара, они радуются знакомым стихам и сказочкам. Для ребенка годовалого возраста предложите заканчивать строчку самостоятельно, а в возрасте около 2-х лет – исправить вашу сознательную ошибку (Например, «Наша Таня громко плачет, уронила в речку тапок»).
Изучайте прилагательные с помощью подбора предметов с данной характеристикой. Среди игрушек в год уже можно выбрать все красное или круглое, по квартире путешествовать в поисках мягкого и т. д.
Поскольку развитие мелкой моторики связано с развитием речи, с малышом надо играть в пальчиковые игры (сорока-ворона и т. д.), а также предлагать предметы, которые кроха сможет перебирать без опасности для здоровья. Предлагаемые предметы должны быть разными по фактуре и форме.
Читайте также
В возрасте около 2-х лет важно научить ребенка говорить правильно (особенно «суров» в этом отношении папа, не склонный к сюсюканьям и ласкательно-уменьшительным суффиксам). Масла в огонь подливают родственники, рассказывающие, что вот другие дети чуть ли не в год хорошо говорят любое из слов с буквой «ш» или «ж» и т. д., и советуют срочно обратиться к логопеду.
Поскольку способность произносить определенный звук формируется в разное время, важно не переживать, а сверить возраст малыша с «графиком». В отдельных случаях занятия с логопедом необходимы, но в отсутствии отклонений помочь ребенку научиться правильно произносить определенный звук можно и в домашних условиях с помощью определенных упражнений.
Упражнения для формирования произношение звуков и слов
В период обучения ребенка произношения сложных звуков, надо представлять, в каком возрасте малыш способен их произносить.
О, Н, Нь, Т, Ть, Д, Дь, К, Г, Х, В, Ф дети должны уметь выговаривать к концу второго года. При этом замена звуков Т, Ш, Ж, Щ, Ч, С, З, Ц, Л, Р на более простые является нормой.
С, З, Ц малыши учатся произносить после 3-х лет. В 4 года в норме осваивается произношение Й, Ль, Э, С, Сь, З, Зь, Ц.
Произношение Ш, Ж, Ч, Щ, Л, Р, Рь дети осваивают с 4-х до 5-ти, а в 5 все звуки должны произноситься без дефектов.
В год с половиной можно приступать к артикуляционной гимнастике, которая облегчит произношение сложных звуков. Гимнастика с детками проводится в виде игры, причем малыш сначала смотрит на маму, а потом повторяет вместе с ней.
Погулять язык собрался: (открываем рот)
Он умылся, (быстро кончиком языка проводим по зубам верхнего ряда)
Причесался, (проводим языком несколько раз из стороны в сторону между зубами, высовываем язык изо рта и прячем)
На прохожих оглянулся, (облизываем губы)
Вправо, влево повернулся, (поворачиваем язык в указанном направлении)
Вниз упал, наверх полез, (опускаем и поднимаем язык)
Раз — и в ротике исчез. (прячем язык)
Играть в такую игру надо часто, но не превращать этот процесс в серьезное занятие, иначе малыш не будет повторять упражнение.
Читайте также
Уже в год можно научить ребенка сдувать с ладошки мелкие кусочки ваты или бумаги, имитирующие снежинки. Летом вместо «снежинок» используются во время прогулки одуванчики. Если кроха интересуется мыльными пузырями, можно предложить подуть самому, но «палочку» в руки в таком возрасте лучше еще не давать.
Полезно также имитировать звуки, которые издают животные, бытовые предметы (часы, молоток и др.), дождь. Такие упражнения подойдут деткам и в год, а вот серии упражнений для правильного произнесения «л», «р», «ц» для совсем маленьких детей не подходят.
В случае серьезных нарушений рекомендуется посещение логопеда.
И, конечно, в любом возрасте важно регулярное общение родителей и малыша – именно родители открывают ребенку многогранность мира и богатство речи.