Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
комбинированного вида города Тюмени

Как научить ребенка одеваться самостоятельно. Как научить ребенка быстро одеваться в 5 лет


Как научить ребёнка одеваться самостоятельно и быстро? — Детки-погодки

После того как дети пошли в детский сад, утро для меня стало одним из самых напряжённых моментов в течение дня.

Во-первых, потому что наш младший категорически не хочет вставать вовремя (во сколько бы ни ложился).

И, во-вторых, дети одеваются минут по 30-40, и только после того как я встаю рядом с ними и подгоняю их каждые 2 минуты. Хотя я точно знаю, что они вполне могут собраться за 10 минут при желании. И точно умеют это делать самостоятельно, по крайней мере, так утверждают воспитатели.

Это при всём при том, что в садик наши малыши ходят с удовольствием.

Чтобы научить детей быстрее одеваться утром, я опробовала несколько способов:

1.   Кто раньше встаёт…

Мы стали ложиться спать пораньше (20.30), соответственно я начинала их раньше будить (6.30). У детей появлялось больше времени, чтобы самостоятельно одеться. Но для меня это оказалось сложнее, чем для них.

Чтобы разбудить детей пораньше, мне необходимо было также встать пораньше и приготовить необходимые вещи, завтрак мужу и собраться самой (а я очень люблю поспать).

А если малыши уже проснулись, а я ещё занимаюсь другими делами, то они всё равно не начнут собираться, а будут ждать, когда я закончу.

Вот почему это оказался не наш вариант. Хотя ложиться мы всё-таки стали раньше (20.30), а вот подъём оставили на прежнем месте (7.00).

2.   Метод «кнута и пряника»

Этот способ мы с мужем тоже решили попробовать. Но утренние наказания приводили только к бесконечным слезам и добавляли определённого драйва в процесс сбора в детский сад. Попробовав один раз, мы решили отказаться от этого способа и всё-таки начинать день более позитивно.

«Пряник» тоже не очень-то стал работать. Наши дети любят разные сладости, и одной конфеткой всем не угодишь. Да и не всегда дома утром оказывались «вкусняшки». К тому же начинать утро с чего вкусненького не очень-то и правильно! Вот почему и этот способ нам не пригодился.

3.   «Кто быстрее»

На первый взгляд, идеальный способ. Кто быстрее, тот и молодец. Дети очень любят, когда их хвалят, и готовы ради этого сделать многое (даже быстро одеться зимой на улицу).

Но для наших погодок этот способ категорически не подошёл. У обоих очень развит дух соперничества (благодаря детскому саду). И самое главное в соревновании – это победа (а не участие, как подумали многие).

Так вот если кто-то из детей оказывался быстрее (а это, как вы понимаете, неизбежно), проигравший непременно начинал плакать. Да так, что приходилось снова раздеваться и делать всё, чтобы в этот раз победил он.

Как оказалось, это способ никак не ускорял процесс одевания, а наоборот увеличивал его как минимум вдвое.

4.   «Подсказка»

Это именно тот способ, которым мы сейчас пользуемся. Идея, в общем-то, не новая и, думаю, многие мамы её используют.

Я заметила, что Алина часто не знает, что дальше одевать, поэтому и останавливается или постоянно спрашивает. А зимой детям довольно сложно запомнить, что за чем идёт. И часто малыши путаются и отказываются самостоятельно одеваться (чтобы не сделать ошибку).

Я сделала для своих карапузов «Подсказку» – что за чем одевать зимой! А дети с большим интересом стали в неё играть. «Подсказка» сделана на обычном листе А4, на котором очень схематично нарисованы предметы одежды в нужной последовательности, соединённые стрелочками.

Теперь процесс одевания утром превратился для моих погодок в весёлую игру. А моя задача заключается лишь в том, чтобы приготовить необходимые вещи и положить их на диван.

Хорошего Вам дня и до скорых встреч!

detki-pogodki.ru

Как научить ребенка одеваться самостоятельно - Статьи - Дети 3-7 лет

PeppiPeppi отпочковалась))

Всем здравствуйте! Тем, кто помнит - особый привет)) Хоть и со значительным опозданием, но решила, все-таки, отчитаться о своих родах. Для тех, кто не любит многабукаф: 7.10.2017 (зеркальная дата, ага)) путем ЭКС появился новый человек - Илья,  4300/55. Остальных предупреждаю - будут фото и попытки юморить) Отдельная просьба Модераторам: пожалуйста, если какое-то предложение или фото Вы посчитаете нарушением Правил - не удаляйте всю тему, просто удалите часть, которая Вас смутила. Я не специально, чесслово)) Поехали?)) Плановая беременность, а-ля "успеть до 30" Екатеринбург. Роддом бывший №20, ныне 2ое отделение 10го перинатального центра, Химмаш. ПДР 8/10/2017. Роддом классный, современный, за максимальную естественность. Курсы, экскурсия, кровать-трансформер, музыка, партнер, послеродовая на двоих, посещения -  все бесплатно. [img]https://content-18.foto.my.mail.ru/mail/peppi.123/_deti/i-2010.jpg[/img] [img]https://content-8.foto.my.mail.ru/mail/peppi.123/_deti/i-2011.jpg[/img] +20,600кг за беременность сделали из стройняхи-дрища этакую массивную и вечно ржущую и жрущую хохотушку. Вот кто-то при беременности плаксивым становится, кто-то обидчивым, а я смеялась, да так, что врач шутила, что схватки от смеха начнутся)) (тут типа фото, где я из-за огромного живота рожи корчу). Проснулась в четверг 5/10 утром и с тех пор я уже никогда так сладко не спала. До 4 утра инетничала, думая, что отосплюсь днем. А в 5 утра 6/10 начались первые схватки. Вы знаете, я всю беременность спрашивала детных, на что похожи схватки и вообще об ощущениях во время родов и все отделывались лишь общими фразами - знайте, это заговор!) Я как-то сразу поняла, что это ОНО.. Скачала счетчик схваток и поняла, что время еще есть)) Мужу сообщила, когда он проснулся и до обеда я дома тусила. Досмотрели сериал (ставя на паузу на схватках), помылась/побрилась, подружилась с клизмой (да, лучше дома это все сделать - всяко комфортнее, чем в роддоме) и в 13ч поехали рожать)) [img]https://content-6.foto.my.mail.ru/mail/peppi.123/_deti/i-2012.jpg[/img] После всех бюрократических заморочек повели в родпалату, как оказалось - я единственная на их памяти, кто приехал рожать со смехом и шутками)) Родзал - классный. Как и говорили на экскурсии, можно хоть музыку, хоть аромавонючки и масла, хоть на голове стоять - все, лишь бы тебе было легче. Муж был со мной до 19ч, потом я сама его домой отправила, так как сказали, что рожу, наверное, утром. Решили, что утром вернется по звонку) Акушерка умничка, предложила и мы с ней попробовали все позы для родов, самое удобное оказалось в позе Z. Ближе к полуночи, после 40 минут потуг, я сдалась. И малыш, видимо, тоже.  Повезли кесарить. Анестезиолог очень ругался, что я хихикала - тряслась, но и сам в ответ улыбался)) Малыш родился большим, здоровым и очень серьезным. Зашили меня кривовато. Фото шва выложила бы, но ведь забанят, да?) Послеродовое отделение прекрасное, кормили мало, но вкусно очень. Плюс муж приносил все, что хотела, никто в пакеты не заглядывал. [img]https://content-12.foto.my.mail.ru/mail/peppi.123/_deti/i-2013.jpg[/img] Все манипуляции с малышом проводили в палате, никуда таскаться не нужно. И очень здорово, что свидетельство о рождении, полис и СНИЛС тут все оформляют, потом только за полисом и СНИЛСом съездили получить по звонку. Выписали уже на третий день. А уж дальше - это совсем другая история)) Девочки, кто собирается рожать, пожалуйста, заранее погуглите о лохиях, приходе молока (у меня лактостаз был из-за плохой информативной подготовленности), про отеки, а так же очень советую завести альбом (Вк, Гугл-фото, Облако), куда будете прятать все фото и подписывайте их, мне очень пригодилось. Во-первых, как только/если я захочу второго - мне достаточно будет пересмотреть эти фото, что бы передумать, а во-вторых, очень удобно вспоминать, что из одежды и какого размера прячется в закромах "на вырост". Пару недель назад отметили первый годик, устроила себе праздник)) Теперь парнишка совсем большой мальчик, муж с первых дней очень много проводит с ним времени и может полностью меня заменить (ГВ закончили за пару недель до годовасия), а я понимаю, что раньше у меня, оказывается, было ну очень много свободного времени))) Пару фоток добавлю в комменты. Спасибо за внимание, порадуюсь вопросам и поздравлениям))

148

deti.mail.ru

Как научить ребенка быстро и аккуратно одеваться самостоятельно в любое время года

Помогаем малышу раздеваться и одеваться самостоятельно

Начинается весь процесс обучения с раздевания. Малютка делает первые попытки уже в год, снимая с себя варежки или шапочку после прогулки, или даже во время. Дальше малыш научиться снимать курточку, платье, колготки и другие более сложные вещи. Каждый раз говорите ребенку как хорошо у него получилось. Когда вы решите отправить ребенка в детский сад то, наверняка, столкнетесь с вопросом, как научить ребенка одеваться самостоятельно. Учить крошку стоит в два-три годика. В этом возрасте малыш становится самостоятельным, потому процесс обучения не доставит вам хлопот. Психологи советуют ни в коем случае не подавлять инициативу ребенка, если он желает одеться самостоятельно. Не стоит ждать, что чадо сразу же оденется, проявите терпение. Многие родители не выдерживают и начинают самостоятельно собирать малыша, особенно если они спешат. В таком случае начинайте собираться заранее или тактично объясните крошке, что сейчас вы опаздываете, а по приходу домой она сама сможет раздеться.

Если ребенок категорически отказывается одеваться без вашей помощи, помогите ему – наденьте носочки или кофточку наполовину и попросите его закончить начатое.

Начинайте с одежды, которую легко надеть или снять. Если на вещи есть шнуровка, заклепки, много маленьких пуговиц, кроха не сможет справиться с ней. Предложите малышу начать с одежды на кнопках или липучках. Для того чтобы развить мелкую моторику у детей, дайте им игрушки с замочками, пуговицами и шнуровкой. Они будут тренироваться и совершенствовать свои навыки. Девочкам можно тренироваться одеваться и раздеваться на куклах.

Помните о том, что дети в возрасте трех лет берут пример с родителей. Если с утра вы разложите детский комплект одежды рядом со своим и начнете одеваться, наверняка, малыш повторит ваши действия. Можете его раззадорить и предложить соревнование – кто оденется быстрее.

Не забывайте подсказывать ребенку последовательность одевания. Продемонстрируйте ему на своем примере, что кофта надевается на футболку, а штаны на колготки. Для того чтобы малыш разобрался где перед, а где спинка у одежды, учите его на примере одежды с аппликациями.

Учимся одеваться играючи

Как научить ребенка одеваться с помощью игры? Подключите фантазию! Например, если одежда имеет пуговицы, а малышу тяжело управиться с ними, подготовьте его заранее. Нашейте пуговицы на отдельную тряпочку и проделайте петельки. Пусть кроха тренируется и играет одновременно. Пуговки можно нашить даже на игрушки, которыми ребенок часто играет. Пристегните ушки у плюшевого зверька к голове или сшейте сумочку на пуговичке для маленькой модницы.

Шнуровать ботиночки покажется малышам пыткой, а вот липучки и застежки они любят. Запомните – ножка крохи должна легко проходить внутрь. Штаны удобно надевать сидя на кровати, вытянув ноги перед собой, а потом стать на ножки и подтянуть штанишки.

Важно! Не забывайте хвалить малыша, когда он делает успехи. Искренняя похвала подстегнет его к самостоятельности.

Тщательно пересмотрите гардероб ребенка и впредь предлагайте ему надевать только ту одежду, с которой он справится самостоятельно.Мальчику будет несомненно интересно примерить папину футболку или шорты. Предложите ему перевоплотиться во взрослого, но сделать это самостоятельно. Дочери можно позволить примерить платья мамы и дополнить его украшениями.Вместе с этим ищут и читают:

Видео: Учимся легко одеваться

Почему малыш протестует и не желает одеваться сам

К четырем годам малыш уже умеет одеваться, но может отказываться. Возможно, причина кроется в том, что вы отказывали ребенку в самостоятельном одевании, когда ему этого хотелось. После этого, вам придется настойчиво учить кроху всему сначала. Не ругайте и не стыдите малыша, помогайте ему, но будьте настойчивы.

Маленькие упрямцы могут согласиться одеваться, если вы пойдете на хитрость. Скажите, что не верите в то, что он справится с такой сложной кофточкой, и ребенок сразу же поспешит доказать вам это.Может, крошке не нравится наряд, который вы ей предлагаете? Попросите ее выбрать самостоятельно и одеться. Если малыш жалуется на тесный фасон, колючую ткань или жесткие этикетки, не игнорируйте его жалобы. Не пренебрегайте и вкусом ребенка, который может существенно разниться с вашим.

Как помочь крохе

Для того чтобы малышу было легче научиться управляться с одеждой, следуйте этим правилам:

  • Держите всю одежду на виду, чтобы ребенку было несложно добраться до нее.
  • Не запрещайте крошкам надевать одежду мамы или папы. Пусть они удовлетворят свое любопытство и потренируются. Отдайте им для подобных игр вещи, которые уже не носите.
  • Если малыш оделся неправильно, не спешите переодевать его и критиковать. Похвалите его, а потом мягко намекните, что надо переодеться.
  • Развивайте мелкую моторику крошки. Только так она привыкнет быстрее управляться с трудными замочками, пуговичками и застежками.
  • Если вы одеваете ребенка, задействуйте и его в этот процесс. Дайте ему маленькое задание – застегнуть одну пуговичку, поправить кармашек или одернуть штанину.
  • Если с утра вы спешите, потренируйтесь вечером. Устройте марафон на скорость – одевайтесь вместе с крохой и вы.
  • Раздеться всегда легче, чем одеться. Потому дайте свободу малышу самому снять одежду, прежде чем он будет ее надевать.
  • Сделайте плакат, на котором нарисуйте последовательность надевания вещей. Пусть ребенок смотрит и запоминает.

Научить крошку снимать и надевать вещи довольно просто. Главное – терпение и похвала. Не давайте малышу слабину и не делайте всю работу за него. Но и не перестарайтесь, чтобы крошка училась со слезами на глазах.

Ошибки при обучении

Молодые мамы часто сталкиваются с протестом крохи при одевании и истериками. Все от того, что ранее они допустили ошибки, которые повлияли на поведение ребенка:Когда малыш с легкостью снимает с себя вещи, стоит не только хвалить его, но и стимулировать одеть их обратно. К примеру, после похода на горшок, ребенок ловко снял штаны и трусы, но одеть не может и просит мам. В такие случаи предложите ему попробовать самому одеться, не бегите по первому зову.Не подгоняйте маленького копушу. Если дети неторопливы, лучше начать собираться заранее, чтобы потом в спешке не выполнять всю работу за него. Пользы от этого не будет, ребенок лишь начнет манипулировать вами и ленится.Не стоит вмешиваться в процесс одевания, даже если кроха надел все шиворот на выворот. Помочь можно лишь тогда, если сын или дочь попросит об этом после нескольких неудачных попыток.Бросаться из крайности в крайность тоже не стоит. Заставлять чадо одеваться и не помогать в процессе вовсе неправильно. Ребенок должен знать, что может рассчитывать на вашу поддержку и подсказки в особенно сложных ситуациях. Критика также недопустима, даже если малыш одет неаккуратно. Похвала должна быть правилом.Криком и наказанием делу не поможешь. Если чадо не может застегнуть пуговицу, просунуть голову в ворот кофты или заправить рубашку, покажите на собственном примере.

Оценить:

babybrainy.ru

Как научить ребенка одеваться самому

Содержание статьи

Дети всегда любознательны. А с 2-2,5-летнего возраста им не терпится делать то же что и взрослые. И именно в это время они готовы учиться и перенимать все. Потому задумываясь о том, как научить ребенка одеваться самому, важно не упустить момент рвения к самостоятельности и правильно помочь малышу освоить эти умения.

С какого возраста учить ребенка одеваться самому

Конечно же не стоит 1,5 годовалого ребенка принуждать самостоятельно одеваться и переодеваться. Но в этом возрасте кроху уже понемногу можно учить некоторым вещам. Так одевая ребенка, стоит проговаривать какую ручку или ножку нужно продеть в рукавчик или штанину. Со временем малыш будет сам помогать просовывать ручки и ножки когда его одевают.

В этом возрасте малыши проявляют живой интерес к обуви и совершают первые попытки обуться самостоятельно. При этом если ребенок схватит и понесет обувь в комнату, не стоит кричать на него и отбирать добытое. Пусть малыш какое-то время потренируется. А если он попросит о помощи, — не отказывать.

Наибольший интерес к самостоятельному одеванию и раздеванию у детей начинается после 2 лет. При этом, если ребенок не проявляет инициативу, то его нужно обязательно заинтересовать в этом занятии.

Способы обучения ребенка одеваться самостоятельно

Методов, как научить ребенка самостоятельно одеваться, много. При этом некоторые из них зависят и от вида одежды. Проще малышу научиться одевать на себя то, на чем нет застежек и пуговок. Сам процесс обучения не должен происходить под давлением. Если ребенок капризничает и не желает тренироваться, то принуждать его не стоит.

Наиболее действенных способов как научить ребенка самостоятельно одеваться несколько:

  • с помощью игрушек, переодевая их. С помощью такого метода можно научить быстро и легко застегивать и расстегивать пуговки, заклепки и молнии;
  • на собственном примере, показывая ребенку постоянно, что и как делать;
  • показывая малышу на нем, что и как нужно делать.

Конечно же ребенку нужно помогать, однако важно делать это лишь тогда, когда он сам попросит, или же если кроха начинает нервничать. Однако помощь в таком случае заключается не в том, чтобы родитель сделал все сам. Ребенка обязательно нужно подбодрить и похвалить за старания. И при этом помочь его ручкам найти нужный замочек или резиночку.

Трусики и штаники

Чтобы научить одевать трусики или штанишки, ребенку нужно объяснить, что для каждой ножки тут есть отдельная дырочка и в нее необходимо попасть. Также детки часто путают перед и зад вещей. А чтобы малышу было проще, лучше приобретать штаники с кармашками и рассказать, где именно они находятся.

Когда ребенку удалось продеть ножки в нужные отверстия, нужно предложить ему слегка присев взяться обеими ручками за резинку и тянуть вещь вверх. При этом можно помочь малышу, поставив его ручки правильно.

Кофты и футболки

Надевать кофты и футболки несколько сложнее. Для этого также необходимо показать малышу где перед и зад вещи. Чтобы облегчить задачу и сделать одевание веселым любимым занятием, лучше покупать вещи с яркими детскими картинками или любимыми героями мультфильмов.

Сам процесс одевания должен происходить в последовательности, когда сначала продевается голова в отверстие воротника, а затем каждая из рук просовывается в рукава. При этом, чтобы ребенок не запутался в одежде, ему изначально необходимо показать его же ручками, как собрать кофту, чтобы сразу попасть головой в воротник.

Носки и обувь

Просто научить ребенка самостоятельно одевать носки. Для этого достаточно лишь показать, что носочек должен браться за резинку возле отверстия обеими руками, а после всовывания в него ноги, ткань необходимо подтягивать на себя. Конечно же малыш не сразу сможет поправить пятку носка и надеть его правильно. Потому в первые разы ему обязательно нужно помочь это сделать.

Так же выполняется и обувание. Однако чтобы ребенок в первое время мог привыкнуть к такому заданию, лучше использовать обувь на липучках. Чтобы научиться завязывать шнурки, лучше поначалу использовать специальные игрушки-шнуровки, а уж когда малыш их освоит, показать как обращаться со шнурками на обуви.

Верхняя одежда

Верхнюю одежду научиться ребенку одевать самостоятельно трудно из-за ее размеров. Потому на первых этапах обучения достаточно попросить малыша просовывать руки в рукава, в то время, когда одежду держит для него взрослый. Позже он быстро научится одевать ее сам.

Как заинтересовать ребенка в самостоятельном одевании

Не все дети стремятся учиться одеваться. Потому одной из главных целей родителей может стать именно привлечение к самостоятельности. Сделать это можно в несколько способов:

  • придумав интересную игру, целью которой будет надеть какую-либо вещь. При этом очень важно чтобы ребенок сам выбирал понравившийся ему предмет одежды;
  • соревнуясь с малышом в том, кто быстрее сможет одеться. Однако хотя бы поначалу крохе необходимо поддаваться и проигрывать, чтобы ребенок не потерял интерес к данному занятию;
  • стимулировать обучение. Если малыш очень любит играть на площадке, кататься с горки или ходить в гости к бабушке, то нужно пообещать ему за самостоятельное одевание выполнить какое-то из таких пожеланий. Но родителям важно обязательно выполнить обещанное, иначе ребенок разочаруется и перестанет стараться во всем.

Как научить ребенка одеваться самому? Нужно на своем примере показывать, как одеваться. А если во время стараний у ребенка что-то не получается, то ни в коем случае нельзя его ругать или торопить. Подобное поведение расстроит кроху и не только испортит день, но и приведет к нежеланию одеваться самостоятельно в другой раз.

detskoerazvitie.info

Как научить ребенка быстро одеваться...

1. Если вы хотите научить ребенка быстро одеваться, прежде всего заранее приготовьте для него чистые, глаженые вещи, которые ему предстоит одеть. Сложите их с вечера в удобное и легкодоступное для ребенка место. Не забудьте и о верхней одежде, ведь если перед выходом вы обнаружите пятно на куртке, о котором позабыли с предыдущей прогулки, скорость одевания точно не увеличится от того, что вы помчитесь его застирывать.

2. Попытайтесь не давить на ребенка и не использовать в его адрес замечания: «не так», «ты делаешь неправильно», «да где ты видел, чтобы так одевались», «ты забыл одеть, застегнуть, завязать», «давай быстрее, что ты как черепаха» и т.д. Лучше похвалите его и предложите свою помощь там, где она действительно необходима. Ведь вряд ли ребенок заболеет от обморожения верхних дыхательных путей, если пропустит пуговицу. И едва ли его арестуют на улице, если шапка будет надета задом наперед. А вот поощрение и похвала только усилят его уверенность в себе и ускорят процесс. В конце концов, огрех всегда можно незаметно поправить в лифте или транспорте

3. Чтобы научить ребенка быстро одеваться, стоит попробовать отгородить его от всех плохих ассоциаций, которые могут быть связаны с этим нелегким процессом. Попробуйте на начальном этапе заменить водолазку, которую так тяжело натянуть через голову, кофтой на пуговицах и шарфом, а сапоги на молнии и шнурках — ботиночками на липучках. Понаблюдайте за ребенком, возможно, какая-то одежда трудно поддается ему. Попробуйте сначала убрать все, что вызывает у него трудности в одевании и плохие эмоции, и лишь со временем постепенно возвращайте «нелегкие» вещи в повседневную жизнь.

4. Вы можете провести одевание в игровой форме. Поставьте детские песочные часы и придумайте вознаграждение за то, что ребенок уложился в срок. Или устройте эстафету и одевайтесь с ребенком наперегонки. Только учтите, что то время, за которое одеваетесь вы, никак не может быть равно тому времени, за которое оденется ребенок. Если песочные часы будут рассчитаны на одну минуту, или вы оденетесь раньше, ребенок не только не справится с задачей, но еще и очень расстроится. В крайнем случае, отправьте ребенка одеваться немного раньше.

5. Мотивируйте ребенка. Объясняйте, что если вы сейчас поспешите, то у вас останется больше времени для вечерней игры, что вы успеете на самый волшебный автобус, что завтрак в саду будет вкуснее, если вы придете раньше. Говорите, как вы им гордитесь, какой он стал взрослый, самостоятельный, как вам приятно, что он уже умеет так хорошо одеваться сам. Сохраняйте спокойствие и будьте терпеливы. Многие вещи оказываются намного проще, чем кажется.

www.baby.ru

Как научить ребенка одеваться

Как научить ребенка одеваться: эффективные приемы обучения одеванию, игры, стихи, «календарь обучения одеванию» по возрастам детей, секреты быстрого и легкого одевания для самых маленьких.

Одевание – это сложный процесс для ребенка, который состоит из разных действий: нужно отличить лицевую и изнаночную сторону одежды, переднюю часть и спинку платья или рубашки, соотнести движение руки, «примеряясь» к предмету, сравнивать. Вспомните как нам – взрослым – нелегко дается обучение работе с новыми инструментами, например, ткачество, резьба по дереву, стежка на швейной машине и другие. Примерно то же самое испытывает маленький ребенок, когда он учится одеваться. Но именно в таком простом на первый взгляд одевании зарождается очень важное качество ребенка – его самостоятельность.

В этой статье Вы найдете подробное простое пошаговое руководство по обучению детей одеванию:

— зачем учить ребенка самостоятельно одеваться, если быстрее одеть его самой?

-«календарь обучения одеванию» — в каком возрасте чему и как легко обучить ребенка одеванию,

— успешные «умные» приемы самостоятельного одевания, которые может освоить даже самый маленький ребенок,

— игровые приемы и стихи,

Зачем учить ребенка одеваться?

Если ребенка не учить одеванию, то он часто испытывает трудности, ему приходится несколько раз делать одно и то же. В результате одевание может стать «камнем преткновения» и вызывать неприятные эмоции у ребенка. Какие это трудности и неприятности:

Какие трудности могут возникнуть у ребенка в одевании?

— ребенок путается в последовательности одевания (например, сначала наденет брюки, и только потом вспомнит, что брюки надеваются на колготки),

— сложность застегивания (шнурки, тугие пуговицы, сложные застежки на одежде),

— сложность определения где передняя, а где задняя часть одежды (если это трусики, брюки, то ребенок часто надевает их наоборот, приходится снова переодевать),

— малыш путает парные вещи, например, надевает ботинки наоборот: правый ботинок на левую ногу, а левый ботинок – на правую,

— ребенок засовывает обе ноги в одну штанину брюк или надевает их задом наперед,

— неприятная для малыша одежда (слишком тугой ворот футболки, в котором застревает голова; колючая кофточка, слишком плотная жесткая куртка),

— трудность определения лицевой и изнаночной стороны одежды. Малыш может надеть кофточку «навыворот», то есть швами наружу.

Как мы видим, привычное нам всем одевание – процесс не такой уж простой для ребенка. Он развивает и мышление, и речь, и мелкую моторику, и сенсомоторную координацию. И малышу в овладении этим процессом требуется помощь и поддержка взрослых.

Почему это плохо, если ребенок не может одеться самостоятельно?

Первое.У малыша формируется привычная для него жизненная позиция зависимого от взрослых, беспомощного человечка. В отличие от этого ребенок, который умеет много делать сам и с гордостью это демонстрирует, чувствует себя совсем по-другому – самостоятельным, успешным, независимым, уверенным.

Зарисовка из жизни. Я ехала в купе поезда на верхней полке. На нижних двух полках расположились мама с мальчиком 8 лет (он заканчивает второй класс). Сразу же я обратила внимание на то, что мама сама стягивает с такого большого ребенка ботинки, сама расстегивает и стягивает с него джинсы, снимает с него джемпер, складывает сама этот джемпер аккуратно на полочку. А мальчик только молча протягивает ей руки или ноги. Я очень удивилась, но подумала, что мальчик больной и не может этого сделать сам.

Потом мы с ними разговорились. Оказалось, что мальчик здоровый и учится в гимназии. Но ничего не может и не хочет сделать сам. Мама пожаловалась, что всё ей приходится делать за него и что она «уже измучалась с ним». Она даже прикладывала к его носу носовой платок, чтобы он почистил нос. Картинка выглядела так, как будто сыну 1 годик. Но печальнее всего было видеть сына, у которого не было в глазах живого огонька или задора – мальчик выглядел очень забитым и неуверенным в себе, очень вялым, на общение со мной не пошел, явно был полностью зависим от мамы, прятался за ее спину, в разговор не вступил. Меня поразило то, что как только мама выходила из купе, мальчик начинал плакать и ныть как малыш, не мог даже раскрыть сумку, чтобы достать себе вещи в дорогу. А когда мама возвращалась, что плакал и обижался на нее, что она ему не достала его игрушек. Он явно уже привык ждать помощи мамы и ничего не делать самому.

В чем причина такого нежелания мальчика делать что-то самому? Причина была очень проста и видна сразу же. Как только мальчик что-то пытался сделать сам, то мама сразу же говорила: « Я так и знала, что ты прольешь. Такой неумёха! Тебе ничего в руки нельзя дать. Дай я сама лучше сделаю. Быстрее будет, чем с тобой мучаться» или «Что ты так долго копаешься! Ничего не умеешь сам! И сколько ты будешь таким медлительным! Ничего не умеешь делать». Эти слова сыпались каждую минуту на всех нас в купе. Думаю, понятно, почему у мальчика не было ни малейшего желания что-то делать самому. Да и потребности в этом тоже не было – всё заранее по первому взгляду делала за него мама.

Когда малыш учится быть самостоятельным, то он учится самостоятельности не только в одевании, но и в жизни. Это нужно понимать всем нам – взрослым. Конечно, быстрее всё сделать за ребенка самим и самим его «упаковать» в комплект одежды. Но что мы этим закладываем в малыша? Если в сознание ребенка мы заложили своими репликами мысль «Одеваться сложно» или «Это раздражает маму», то он, естественно, не захочет одеваться сам.

Если с раннего возраста тормозить в малыше желание «Я сам», не давать ему возможности проявить самостоятельность, то ребенок может вырасти пассивным, не умеющим преодолевать трудности в жизни и ждущим, что всё за него сделают другие, чувствующим себя зависимыми от других. Поэтому правило для нас всех взрослых всегда одно – «всё, что ребенок может сделать сам ( в одевании и не только), он делает сам!».

Второе.Если мы одеваем ребенка сами, то мы теряем возможности в интеллектуальном и речевом развитии ребенка, которые нам щедро предоставляет наша повседневная жизнь. Бытовые процессы – это то, что дает нам «развивающие задания», повторяющиеся из дня в день. Это и развитие мелкой моторики и крупной моторики, и развитие мышления и речи. Например:

— При одевании самое время поговорить с малышом, называя части тела и детали одежды: «Где у тебя левая ручка? Давай ее просунем в левый рукав. А где правая рука? Что дальше будем надевать? Вот какая у Кати кофточка – синяя, пушистая, теплая!». А это вклад в развитие речи малыша, которое совершается по ходу обычных дел в семье!

— Нарисовать или выложить картинками последовательность одевания (сначала, потом),

— Научиться завязывать бант и шнуровать. а для этого нужно запомнить и понять последовательность действий.

— В одевании и раздевании крепнет ручка ребенка, его пальчики становятся более ловкими и умелыми,

— Малыш учится контролировать свои действия, отличать правильное действие от неправильного, анализировать, устанавливать взаимосвязь между действием и его результатом. Например, чтобы правильно надеть колготки, малышу нужно знать, где у них пятка, носок, правый и левый чулок, где у колготок шов – один шов и два шва, где резинка, уметь определить, где передняя часть колготок, чтобы их правильно надеть (а не задом наперед). То есть это задача не только для ручек маленького ребенка, но и для его ума! Это настоящая тренировка, которую очень часто взрослые сами «отбирают» у детей, одевая их быстро сами.

— Одевание и переодевание – это еще и вклад в физическое развитие малыша. Это работа всех суставов – плечевых, локтевых, коленных, тазобедренных, развитие мускулатуры рук и ног, развитие координации движений.

Третье. Именно в таком простом самообслуживании ребенок впервые сталкивается с тем, что для решения задачи нужно приложить усилие для достижения цели. В одевании и других бытовых процессах малыши впервые учатся ставить перед собой цель (например, надеть маечку), находить и осваивать способы ее достижения, анализировать результат (получилось или нет), исправлять ошибки если не получилось. А значит, здесь зарождаются контрольно-проверочные умения, которые очень понадобятся ребенку в любом продуктивном виде деятельности (рисование, лепка, конструирование и т.д.) и позже в обучении в школе.

Четвертое. Когда ребенок чувствует себя умелым, у него появляется желание помогать другим – сестре или брату, родителям, друзьям — сверстникам. У него появляется возможность стать заботливым! И такое желание нужно всячески поощрять, предложить помочь застегнуть пуговицу на куртке младшему брату, завязать ему шарфик, придержать куртку, пока младший ребенок ее снимает.

Как мы видим, обучение детей самостоятельному одеванию – это очень важный вклад в их своевременное полноценное развитие, который мы – взрослые – можем либо дать ребенку, либо забрать у него, лишив ребенка возможностей одеваться самому.

Итак, мы твердо решили начать учить малыша одеваться. Как это сделать, чтобы процесс обучения был интересным и приятным для малыша и привел его к успеху? Сначала в этой статье я дам общие рекомендации, касающиеся ребенка любого возраста, а потом мы рассмотрим более подробно «календарь обучения одеванию» по конкретным возрастам.

Как научить ребенка одеваться: общие рекомендации для всех возрастов.

Первое. Одежда, которую малыш одевает сам и которую мы покупаем ребенку, должна быть удобной и простого покроя. На ней не должно быть пряжек, застежек на спине, тонких ленточек — завязочек, слишком узких дырочек для шнурков и других элементов, сложных для малышей.

Например, самым маленьким очень удобно надевать свободные брюки на резинке, но очень трудно надеть на себя узкие брюки из плотной ткани.

Для маленьких детей желательна одежда с застежкой — липучкой или молнией, с очень крупными пуговицами, для более старших — можно и даже нужно использовать любые виды застежек, в том числе с мелкими элементами. Но в любом случае на детской одежде не должно быть неудобных застежек – например, слишком тугих отверстий для пуговиц, через которые их очень трудно просунуть, или застежек на спине, которые невозможно самому застегнуть. Нужно всегда заботиться не только о моде, но и об удобстве малыша и о его возможности самостоятельно надеть свою вещь на себя.

Также обратите внимание на ворот платья, футболки, джемпера или свитера. Очень часто на детских изделиях ворот слишком тугой, малыш «застревает» в вороте, пугается. И конечно же, потом не хочет сам одеваться.

Второе – очень важный «секрет» успешного одевания для малышей. Желательно для самых маленьких покупать или шить одежду, в которой отличаются спинка и перед. Например, на кофточке спереди должна быть аппликация, кармашки, отделка тесьмой. Это поможет малышу не путаться и одеться правильно (иначе дети часто надевают одежду задом наперед)

Третье. Легче всего малышу научиться одеваться сидя. Потом, уже овладев этим умением, он сможет одеваться и стоя.

Четвертое. Во время самостоятельного одевания и раздевания нужно внимательно следить за состоянием малыша. Если он пыхтит, кряхтит, напрягается, нервничает из-за того, что у него что-то долго не получается – нужно вовремя прийти на помощь. Иначе от одевания останутся лишь неприятные впечатления, и малыш откажется в дальнейшим от своих безуспешных попыток самостоятельно одеться. Нам – взрослым – очень важно обеспечить малышу успех и радость от своих достижений: «Я сделал сам!»

Как научить ребенка одеваться: календарь обучения одеванию по возрастам.

Одевание – это сложный процесс для малышей, поэтому научить ему сразу же невозможно. И малышу долго будет требоваться Ваша помощь. Разделите этот процесс на две части – что делаете Вы, а что – ребенок. Постепенно доля того, что делает ребенок сам, будет увеличиваться. В определении того, с чего начать учить ребенка самостоятельному одеванию, Вам поможет примерный «календарь», представленный ниже.

Учтите, что все дети разные. И каждому потребуется своё время на обучение. Не торопите малыша, идите в соответствии с его индивидуальным темпом, и всё у него и у Вас получится с радостью и улыбкой!

Что умеет одевать ребенок и чему его полезно научить: примерная схема обучению одеванию по возрастам

Учимся одеваться. Первый год жизни.

Во время одевания разговаривайте с малышом, комментируйте свои действия, называйте все предметы одежды, их свойства и качества (мягкий, теплый, пушистый и другие), называйте действия, части тела малыша: «Где у Кати ручка? Вот ручка. Давай наденем кофточку. Кофточка мягкая, теплая, беленькая. Наденем на одну ручку, теперь на другую»). Можно просить малыша при одевании поднять ручку или дать Вам ручку. Здесь нам не важно, что малыш еще не может этого сделать и вообще еще не говорит. Нам важно, что он учится воспринимать речь на слух, понимать наши слова, сосредотачивать внимание на речи. Можно использовать прием «рука в руке». Например, на слова «дай ручку» самой ласково взять ручку ребенка и просунуть ее в рукав рубашечки. Так постепенно малыш начнет понимать Ваши слова и просьбы и выполнять их сам.

Важно, чтобы Ваши слова – комментарии при одевании включали три этапа:

1) Предваряли Ваши действия, как бы предупреждая малыша о них. «Сейчас Катюшу оденем в красивую рубашечку»,

2) Комментировали Ваши действия по ходу одевания (называние действий, частей тела, свойств и качеств, предметов одежды),

3) Подводили итог – заключение: «Катенька переоделась! Вот какая красивая у нас Катюша!»

Естественно, здесь слова даны как примерные – они будут разные в зависимости от конкретной ситуации, здесь в общении с малышом звучит «живая речь», которая рождается «здесь и сейчас», а не заученная наизусть.

Такое комментирование поможет в дальнейшем малышу научиться делать действия по слову, понимать слова и самому начать активно говорить.

Учимся одеваться. С 1 года до 3 лет (ранний возраст)

Первое. Что может ребенок сделать сам:

После года малыш может при одевании: подать маме нужную вещь, подать ручку при одевании куртки или кофточки, поднять голову при надевании шапки. Все свои действия в одевании малыша мы обязательно комментируем(как это было до года), привлекаем малыша к разговору. Говорим, что мы сейчас делаем, и что будем делать дальше: «Вот мы и надели носочки. А сейчас наденем сапожки. Где у нас сапожки? Покажи. Вот какие теплые красивые сапожки у Димочки. В них ножки не замёрзнут. Где у Димы правая ножка?»

Примерно в 1 год 6-7 месяцев малыш может раздеваться с небольшой помощью взрослых. Он может стянуть с себя шапку, валенки, носочки (стянуть за пятку), снять расстегнутые взрослым туфли или ботинки, снять шорты, рейтузы, колготки.

Ближе к двум годам малыш может:

— поднять обе ручки, когда мама надевает на него свитер, джемпер или платье,

— просунуть руки в рукава в куртку или пальто, которые держит мама,

— просунуть ноги в колготки, брюки или носки, которые держит взрослый,

— самостоятельно снять с себя носки, колготки, ботинки (шнурки расшнурованы), платок (который развязал до этого взрослый), расстегнутое пальто, брюки,

— самостоятельно снять и надеть шапку,

— снять расстегнутое пальто и куртку,

— самостоятельно застегнуть и расстегнуть застежку – молнию.

После двух лет ребенок хочет делать всё сам и требует этого от взрослых. «Я сам» — эти слова мы чаще и чаще слышим от ребенка на третьем году его жизни. Вот тут и приходит очень благоприятное время, чтобы он научился одеваться сам (конечно, одежда должна быть простая для одевания и раздевания). Ведь малыш этого хочет! Хочет сам, и ему это интересно, ему хочется застегивать пуговицы, рассматривать одежду, пробовать самому одеть куртку – словом, учиться одеваться! Если мы сейчас отнимем у него эту возможность, и будем сами его одевать и раздевать, то потом приучить его одеваться самому будет очень сложно. Хвалите малыша за самостоятельность, учите его одеваться, и очень скоро он порадует Вас. В пять лет ребенку уже будет это неинтересно, и научить пятилетнего ребенка одеваться будет гораздо сложнее, чем малыша.

К 2,5 годам малыш может научиться снять платье, надеть сам брюки, колготки.

Второе. Что такое «микропроцессы» в одевании и почему об этом нам очень важно знать

С 1 года до 3 лет малыш учится одевать конкретные вещи. Ему не по силам самому полностью переодеться после сна, но вполне по силам надеть на себя колготки, брюки и другие вещи полностью самостоятельно или с небольшой помощью взрослых. В дошкольной педагогике это называется – овладение «микропроцессами». То есть если одевание на прогулку – это «целостный процесс», то надевание брюк или надевание майки – это «микропроцессы». Овладев до 3 лет «микропроцессами» малыш будет в состоянии после 3 лет овладеть и «целостным процессом одевания»/переодевания/раздевания, и самостоятельно при небольшой помощи взрослых одеваться и раздеваться – легко, быстро и правильно.

Как же помочь малышу научиться этим «микропроцессам» одевания и раздевания и что он уже может в этом возрасте сделать сам? Чтобы такой маленький малыш одевался сам, нужно знать некоторые педагогические «хитрости» и «умные приемы одевания и раздевания», о которых я сейчас очень подробно Вам расскажу.

Третье: хитрости и секреты обучения одеванию детей до трех лет

К 3 – 3, 5 годаммалыш в состоянии одеться сам! Если взрослый ему поможет овладеть одеванием и раздеванием.

Что для этого нужно:

Первое. Дать малышу очень простые способы действия, которые гарантированно ведут его к 100% успеху в одевании и раздевании (Примечание: Мы, взрослые, можем использовать разные способы одевания одной и той же вещи и обычно не обращаем на них внимание, но малышу нужен один результативный и очень простой способ одевания – «умный способ», которые обеспечивает ему успех и радость за своё достижение. Именно такому способу мы и будем обучать ребенка), Эти способы одевания и раздевания даны дальше в статье.

Второе. Приучить малыша и самих себя к четкой последовательности одевания и раздевания, которая постоянно повторяется. Раздеваясь, малыш вместе с Вами складывает вещи в определенном порядке на стульчик. Затем он делает это сам. Потом одеваясь, он сможет легко их надеть на себя в обратном порядке. То есть, если ребенок при раздевании последними снял колготки и положил их на стульчик, то он наденет их первыми, т.к. они лежат сверху всех других вещей на его стульчике. И ничего не перепутает! Так мы учим «умной» организации своего быта.

Другой пример: колготки снимаются и сразу же кладутся на сиденье стульчика так, чтобы один шов был вверху, а два шва внизу (т.е. перед колготок «смотрит» вверх, резинка колготок находится у спинки стула). Главное здесь – не вертеть колготки в руках, а сняв их сразу же положить на стульчик. Ребенку объясняем правило: «Один шов вверху, резиночка колготок к спинке стульчика». Тогда когда он будет одеваться, он возьмет колготки в руки сразу же правильно и наденет их правильно: правая ножка будет в правом чулке колготок, а левая – в левом.

Третье. Познакомить малыша в 1-2 года с частями одежды. Например, чтобы надеть колготки, нужно сначала найти вместе с ребенком, где у колготок резинка, носок, пятка, два чулка, где один шов (перед), где два шва (задняя часть колготок). А для этого нужно рассмотреть колготки вместе с малышом. Аналогично рассматриваются другие предметы одежды – например, платье (рукава, манжеты, воротник, подол, плечики, карманы и другая отделка).

Четвертое. Четко определить, что Вы будете делать сами, а чему начнете сейчас малыша обучать. Нельзя начать обучать сразу всем способам одевания всех предметов одежды. Нужно выбрать для начала что-то одно. Например, сначала научить самостоятельно надевать маечку. Как только малыш с этим справится – можно переходить к другому микропроцессу, например, к надеванию штанишек. А то, что он сам умеет надевать маечку – это будет уже само собой разумеющимся. Постепенно малыш будет всё более и более самостоятельным, так как постепенно овладеет всеми умениями.

Пятое. Нужно учесть, что взрослые должны всегда показывать ребенку один и тот же способ действия, иначе малыш запутается. Например, мы будем учить ребенка при раздевании перед дневным сном вывешивать платье на спинку стула кармашком вниз (т.е. передней частью платья вниз, а спинкой – наверх). Это будет делаться для того, чтобы малышка смогла сама без нашей помощи и без ошибок надеть платье после сна и не перепутала перед и спинку. Это значит что, когда взрослый раздевает ребенка, он каждый раз вывешивает его платье на спинку стула именно таким образом. А потом будет учить этому малыша. Правило такое: «Что будем требовать от ребенка – то сами тоже выполняем, даем малышу образец».

Так мы обеспечиваем гарантированный успех одевания малышу и хвалим его за этот успех! При этом сложные процесс разбивается на легкие понятные шаги (микропроцессы), и поэтому всё кажется легким. Вспомните прием эффективного «тайм-менеджмента» для взрослых — поедание «слона» по частям (т.е. разбивка трудного дела на мелкие доступные шаги). Очень похоже, ведь правда? Азы такой организации своей жизни и труда закладываются вот здесь — в таких простых бытовых явлениях как одевание и раздевание.

«Умное» одевание без излишних затрат времени и сил — это только начало «умной организации» нашего быта и труда!

Конечно же, всем читателям этой статьи очень интересно узнать – что это за «умные» и одновременно простые и доступные деткам приемы одевания и раздевания можно и нужно показать малышу? Мы – взрослые – можем их разработать сами. А можем воспользоваться способами, уже имеющимися в отечественной дошкольной педагогике.

Здесь я представлю несколько уже готовых вариантов таких способов одевания и раздевания для самых маленьких деток до трех лет. Я их цитирую из замечательной программы воспитания детей раннего возраста в детском саду и в семье «Кроха» (издательство «Просвещение»). Очень советую познакомиться с этой программой не только педагогам детей раннего возраста, но и родителям.

Способы самостоятельного одевания и раздевания для самых маленьких

Задача. Снять колготки.

Сначала рассмотрите колготки вместе с малышом. Найдите, где у них носок, пятка, чулки, резинка, где один шов (т.е. перед колготок), где два шва.

— встает около стульчика спиной к сиденью (покажите, как встать), берет двумя руками колготки за резинку и спускает их ниже колен,

— садится на стул,

— одной рукой берется за пятку, а другой рукой за носок этого же чулка (покажите, как это сделать), стягивает один чулок колготок. Чтобы направить руку ребенка, можно взять его руку в свою – прием «рука в руке» — и действовать вместе.

— затем также стягивает другой чулок,

— кладет колготки на свой стульчик так, чтобы резинка была у спинки стула, а вверху был один шов. Объясняем ребенку: «Где у нас резиночка? Покажи. Вот она! Положи ее к спинке стула. А где один шов? Разве это один? Это два – давай посчитаем – один, два. А где один шов? Вот он! Положи так, чтобы один шов был вверху. Вот умница!». Если малыш ошибся – то исправляем, напоминаем правило. Напоминать придется много раз и каждый день, так как новые умения и навыки образуются не сразу, а постепенно. Никогда не меняйте этот порядок, и малыш его легко усвоит, и еще бабушек и дедушек потом учить будет, что «надо делать по-другому, меня мама научила, как правильно!»

Задача: снять пальто (шубу, куртку).

Что делает ребенок:

  1. Расстегивает пуговицы – сначала нижнюю, потом верхние (т.е. идем снизу вверх), в расстегивании верхних пуговиц может потребоваться помощь взрослых – они часто бывают очень тугие.
  2. Приспускает пальто или куртку с плеч. Сначала малышу будет требоваться Ваша помощь – придержите пальто или куртку.
  3. Выдёргивает одну руку из рукава.
  4. Тянет за другой рукав пальто и вынимает другую руку.
  5. Вешает пальто или куртку на свой крючок или в свой шкафчик (нужна специальная детская вешалка на уровне роста детей). Может потребоваться сначала Ваша помощь – помогите малышу найти петельку, за которую надо повесить пальто или куртку.

Задача:снять платье.

Рассмотрите платья, которые есть у малышки. Найдите у платья подол, рукава, манжеты, определите, где находится застежка – сзади (на спине) или впереди (на груди). Маленьким детям лучше покупать одежду без застежки на спине, чтобы они могли самостоятельно одеваться и раздеваться. И очень хорошо, когда впереди на платье есть кармашки или красивая отделка (аппликация, тесьма, кружево), чтобы дети легко определили, где в их одежде спинка, а где перед.

Что делает ребенок:

— Ребенок стоит за спинкой стула. Берет платье за ворот двумя руками, тянет вперед – вниз, освобождая голову. Снимает платье с головы.

На этом этапе нужна помощь взрослого:

а) в расстегивании пуговиц ( если пуговицы очень тугие или застежка находится сзади платья).

б) в том, чтобы направить голову малышки и ее руки в направлении «вперед – вниз» при стягивании платья и освобождении головы (можно взять ручки малышки в свои руки и направлять движения вперед – вниз)

— Тянет за рукав (за конец рукава, за манжету, т.е. внизу, а не у плеча). Снимает один рукав. Покажите, как это сделать – можете взять ручку ребенка в свою руку и вместе сделать нужное движение – потянуть рукав вниз.

— Затем снимает второй рукав таким же способом.

— Развешивает платье на стуле. Подол должен быть внизу. Спинка платья «смотрит» вверх – на потолок. (Тогда когда малышка будет одеваться, и подойдет к стульчику сзади, она точно не перепутает перед платья и не наденет его задом наперед).

Покажите малышке, как взять платье за плечевые швы («Давай возьмем вот так за плечики»), после этого взмахом аккуратно и бережно положите платьице на стул. Объясните, заем нужно платье не бросать, а красиво вывешивать на стульчик – «Теперь не помнется платье, пока Катюша спит. Красивое у Кати платье». Очень важно делать это не небрежно, а очень бережно, эмоционально, ведь дети очень хорошо чувствуют Ваше настроение и Ваше отношение, в том числе и к вещам. И воспитываем мы прежде всего не словами, а своим отношением.

Задача: снять рубашку.

Для мальчиков порядок в их действиях с рубашкой остается тем же, что и при снятии платья у девочек. Сначала расстегиваются верхние пуговицы рубашки, а остальные шаги делаются такие же, как и у девочек (снять через ворот, стянуть рукава, аккуратно повесить на спинку стула).

Задача: снять обувь и поставить ее на место (задвинуть под стул, на котором складывается одежда при раздевании).

Что делает ребенок:

  1. Ставит ноги в обуви вместе.
  2. Наклоняется и отстегивает застежку обуви. Если застежка сложная – помогите малышу.
  3. Вынимает одну ногу из обуви и ставит рядом с обувью снаружи. Потом аналогично вынимает другую ногу. Пара обуви стоит между ступнями ног ребенка.
  4. Рукой (наклонившись вперед) задвигает под стул пару обуви. Покажите малышу, как это делается – задвигаем одним движением руки. (Обратите внимание: пара обуви сейчас под стулом стоит правильно, ботиночки «смотрят друг на друга». И уже малыш не сможет перепутать ботинки при обувании.

Задача: надеть обувь.

  1. Ребенок садится на стул. Он выдвигает обувь из-под стула (одновременно оба ботинка или сандалии), ставит пару обуви между ступнями ног. (Обувь уже стоит правильно! Невозможно перепутать правый и левый ботинок или туфельку) Обуваясь, приговариваем: «Каждой ножке – свой домик!»
  2. Ребенок обувает обувь, застегивает ее. В случае сложных застежек взрослый помогает малышу (шнурует, застегивает на пряжку и т.д.)

Задача: надеть платье или рубашку.

  1. Ребенок встает за спинку стула, наклоняется и, не снимая вещи со спинки стула, просовывает голову в ворот платья или рубашки. Взрослый помогает и придерживает подол платья.
  2. Затем ребенок выпрямляется, просовывает в рукав одну руку. Затем в другой рукав – вторую руку. Взрослый помогает малышу «попасть» в рукава.

Очень важно: все эти способы рассчитаны на то, чтобы малыш был максимально самостоятелен в одевании и раздевании. Взрослый лишь помогает ему в случае, если что-то не получается. Совместные действия «рука в руке» нужны чтобы направить движение в нужную сторону, но не для того чтобы заменить активность ребенка активностью взрослых.

По аналогии вы сможете объяснить малышу и рациональные способы одевания других предметов одежды. Например:

Чтобы самому надеть трусики ребенку нужно:

— взять их за резинку так, чтобы метка была впереди,

— найти отверстие для каждой ножки,

— просунуть одну ножку в отверстие, потом другую («Каждая ножка в свое окошко»),

— подтянуть трусики вверх так, чтобы резинка оказалась на поясе.

По аналогии – чтобы снять маечку:

— взяться руками за нижний край маечки,

— подтянуть маечку вверх к шее,

— вынуть одну руку (освободить ее), затем другую,

— снять майку через голову,

— сложить ее аккуратно на полочку (или повесить на спинку стульчика).

Очень важно, чтобы от малыша не просто требовали самому одеться, а научили его этим правильным способам действий – мини-шагам, которые обеспечат ему успех и позволят контролировать правильность выполнения.

Обучение способам действий идет последовательно:

Этап первый.Показ взрослого (демонстрация и объяснение малышу способа действия).

Этап второй.Совместные действия с ребенком. Взрослый действует вместе с малышом (иногда направляя руки ребенка, держа их в своих ладонях), напоминает, повторно показывает-демонстрирует. Как только мы видим, что малыш понял, как действовать, и у него начало получаться, ребенок начинает выполнять действие самостоятельно. А взрослый приходит на помощь, только если есть трудности, предоставляя малышу возможность делать самому. Мы обязательно хвалим малыша за его попытки сделать самостоятельно и за все, даже мелкие, успехи.

Этап третий.Малыш выполняет действие полностью самостоятельно. Помощь взрослого не нужна. А значит, пришла пора переходить к освоению нового действия. «Старое» действие освоено и скоро будет выполняться правильно автоматически, без усилий.

Итак, что же умеет ребенок к 3 годам, если его учили самостоятельно одеваться:

— самостоятельно надеть и снять одежду, обувь, шапочку, аккуратно ее повесить,

— не путать правый и левый ботинок, в случае неправильного их надевания замечать ошибку и ее исправлять самостоятельно,

— различать одежду и обувь для дома от одежды и обуви для улицы. При входе в дом переобуваться в домашнюю обувь,

— застегивать пуговицы на рубашке или кофточке, не пропуская отверстий (каждую пуговку – в свой «домик»). В случае пропуска и перекоса видеть его и исправлять свою ошибку.

— отличать лицевую и изнаночную сторону своей одежды, при ошибке исправлять ее самостоятельно,

— видеть неполадки в одежде близких людей и помогать их исправлять (помочь братику надеть обувь, правильно застегнуть ему пуговки, заметить у Вас расстегнувшуюся пуговицу и т.д.)

Учим ребенка одеваться: с 3 до 7 лет (дошкольный возраст).

С 3 лет малыш овладевает уже не «микропроцессами», а «целостным процессом» одевания. А значит, нужно объяснить ему последовательность одевания предметов одежды. Лучше всего это сделать с помощью модели.

Как сделать картинку – модель:

Вы наклеиваете картинки одежды в нужной последовательности. Малыш всегда может обратиться к картинке и проверить себя – правильно ли он одевается, а также по картинке определить, что нужно надевать на себя дальше. В дошкольной педагогике этот прием называется «использование предметно – схематической модели».

Пример такой модели для детей 3 лет (демисезонная одежда):

Картинка №1 – колготки. Картинка №2 – носки и ботинки, Картинка №3 – джемпер. Картинка №4 — шапочка. Картинка №5. Куртка и шарф.

Как пользоваться картинкой- моделью:

Сначала при одевании Вы будете вместе с ребенком обсуждать, что за чем нужно одевать. Потом малыш сможет сам воспользоваться картинкой – моделью и с помощью картинки-модели он сможет сам себя контролировать. Так закладываются основы элементарного самоконтроля.

Очень хорошо помогают запомнить последовательность одевания игры типа. «Научи Незнайку», «Помоги Мишке одеться на прогулку». Герой игры — игрушка не умеет одеваться, всё время допускает ошибки, а малыш их исправляет (можно при этом смотреть на картинку — модель и «научить Мишку» пользоваться ей). А потом вместе с этой игрушкой малыш идет на прогулку. В таких играх дети очень легко усваивают и запоминают последовательность одевания, видят к чему приводят ошибки (Мишка сначала надел свитер, а майку забыл) и видят, как ошибки исправлять, понимают зачем нужна последовательность (что сначала, что потом).

Самоконтролю хорошо «обучает» малыша и другая игровая ситуация с игрушкой, которая «одевается» на прогулку рядом с ребенком (игровая ситуация – «идем на прогулку вместе с Мишкой/куклой и т.п.» ). Игрушка указывает малышу на ошибки в одевании (например, пропущены отверстия при застегивании пуговиц, и поэтому кофточка съехала набок, или ботинки «смотрят в разные стороны» или забыл надеть носки). Но вот как эти ошибки исправить – игрушка не знает, хотя искренне сочувствует малышу. Это решает сам малыш вместе со взрослым. И исправляет допущенные ошибки.

В этом возрасте мы продолжаем приучать малыша раскладывать свою одежду по местам, объясняя, зачем это нужно. Мы показываем детям причинно – следственные отношения. Например: «Обувью мы ходим по земле, на них земля, песок. Нужно поставить их вниз, чтобы не запачкать другие вещи. Что будет, если мы их поставим наверх на полку? Песок и земля будет сыпаться, и запачкаются другие вещи». Или: «Какая у тебя красивая кофточка. Давай ее повесим аккуратно, чтобы она не помялась», «Кто бережет свою одежду, аккуратно ее вешает, тот выглядит всегда опрятно, красиво», «Не поставили на место туфельки – пришлось их долго искать, а могли бы в это время поиграть. Поэтому все вещи мы раскладываем на свои места».

Если мы помогаем ребенку выполнить действие при одевании (например, трехлетний малыш еще не может сам зашнуровать ботинки и просит ему помочь), то во время помощи обязательно разговариваем с малышом и показываем — объясняем ему способ действий: «Смотри, я взяла шнурок. Переложу его на другую сторону и просуну кончик в окошечко. А теперь ты мне дальше помогай и подсказывай, что делать. Куда надо переложить шнурок? Куда просунуть кончик? А что дальше будем делать?».

Такая ситуация, когда взрослый шнурует ботинки ребенку, а он в это время абсолютно не участвует в процессе, а вместо этого смотрит в окно, в планшет или в телевизор – недопустима!

Если мы разговариваем с малышом, то он постепенно запоминает что нужно делать, в конце концов обязательно захочет попробовать сам, и научится! Кроме того, разговаривая с ребенком во время одевания и раздевания, мы развиваем его речь, учим его вести диалог.

К 4 годам любой здоровый ребенок, если его учили одеваться, может сам застегивать все кнопки, молнии, пуговицы на своей одежде (кроме застежек на спине) и зашнуровывать ботинки, завязывая на них шнурки.

С 4 лет ребенок уже очень самостоятелен, освоил процесс одевания и раздевания, и мы начинаем особое внимание уделять культуре внешнего вида. Например, мы показываем малышке, что надо, надев платье, посмотреть на себя в зеркало, разгладить воротничок, складки на поясе, посмотреть, ровно ли завязан пояс, хорошо ли платье сидит. Приучаем использовать вежливые обращения: «Помоги мне, пожалуйста, у меня не получается… Спасибо за помощь», «Разреши я тебе помогу» и другие. Если в семье есть малыш помладше, то поощряем помощь сатршего ребенка маленькому, воспитывая заботливость.

Примерно к 4 годам и позже ребенок может почистить свою одежду щеткой, следить за своим внешним видом (замечать неполадки и их самому исправлять). Например, он может заметить, что неправильно застегнул пуговицы (пропустил несколько отверстий) и исправить ошибку сам (без напоминания взрослого или его просьбы). Дети могут сами ставить сушиться промокшую обувь, рукавички, шапки в то место, которое у Вас отведено для этой задачи (в детском саду это специальный шкаф для просушки детских вещей – сушильный шкаф, дома – батарея или другое теплое место). Особое внимание обращаем на аккуратность складывания своей одежды, хвалим малыша именно за качество выполнения действия: «Как ты аккуратно одежду разложил. Она хорошо высохнет и не помнется».

С 5-6 лет дети могут протереть тряпочкой свою обувь, почистить щеткой, поддерживать порядок в своем шкафчике с одеждой (класть вещи каждую на своё место, протирать полочки от пыли).

Давайте обобщим, что же может малыш сделать сам в разном возрасте:

Еще о секретах одевания Вы узнаете в продолжении этой статьи — «Одевание на прогулку» (часть 2). В ней Вы найдете советы по решению конкретных ситуаций: что делать, если ребенок медленно одевается, если он не может отличить правый и левый ботинок, не умеет надеть брюки и другие. Я предложу игры и интересные приемы решения этих проблем из своего опыта работы с малышами — дошколятами.

Еще по этой теме Вы можете почитать:

Получите БЕСПЛАТНУЮ КНИГУ «50 игр и затей по развитию речи детей:

hotshapershop.ru

Как научить ребенка одеваться самостоятельно в три года

Лучше всего начинать с полутора лет, когда малыш с удовольствием снимает с себя носки, шапку, колготки, тапочки. Хвалите ребенка за такую инициативу и предлагайте раздеваться самому.

Упрощайте задачу, покупайте удобные вещи: штаны на резинке, просторные платья, футболки, кофты с широкой горловиной, одежду с крупными кнопками и пуговицами. Кроха быстрее научится отличать переднюю сторону от изнаночной, если на ней будут яркие рисунки, кармашки. Обувь лучше брать на липучках или на молнии. Шнурки большинство детей осваивает к пяти-шести годам.

Чтобы одевание не стало мучением, придумывайте игры. Например, ноги – это машины, которым нужно заехать в «гараж», штанины. Девочка пусть нарядит сначала куклу, а потом себя. Или предложите соревнование – кто оденется первым, тому подарок. Помогайте ребенку, когда он просит или нервничает, злится. Видите, что он старается? Не торопите, даже когда опаздываете. Малыш со временем поймет, что это его обязанность. И параллельно приучайте к порядку – вещи он должен сам раскладывать по местам.

Психологи и педиатры уверены: чем раньше малыш научится обсуживать себя сам, тем быстрее будет протекать его развитие.

В процессе одевания развивается...

...мелкая моторика. За это отвечают пуговицы, кнопки и шнурки;

...крупная моторика, когда малыш попадает в рукава и штанины, пытается сохранить равновесие, снимая носки, колготки или обуваясь;

...мышление – во время заучивания последовательности, в которой нужно надеть предметы одежды;

...речевые навыки. Кроха узнает и произносит вслух названия вещей, их цвет и детали.

- Набор «Шнуровка «Пуговки» (возраст 1–3 года) и тренажер «Ботинок» (3–7 лет) научит протягивать в дырочки веревки, завязывать их.

- Мягкая игрушка «Лунтик» (3–7 лет) голосом персонажа из мультфильма дает задания: застегнуть или расстегнуть пуговицы, липучки, пряжки.

- Куклы из серии «Одень друга и возьми с собой» (2–5 лет) продаются в комплекте с одеждой.

- Игровое поле «Застежки» из фрагментов-карманов учит пользоваться пуговицами и шнурками.

Что ребенок должен уметь в три года

• Есть ложкой и вилкой;

• умываться, чистить зубы, причесываться;

• собирать вещи в рюкзачок;

• бегать, прыгать, перешагивать препятствия;

• произносить свои имя, фамилию, знать пол и возраст;

• здороваться, прощаться, говорить спасибо;

• кататься на трехколесном велосипеде;

• считать до трех;

• собирать пирамидки и пазлы;

• распознавать семь цветов и геометрические фигуры;

• понимать разницу в размерах предметов, их форме, весе;

• рисовать;

• фантазировать в играх и соблюдать правила.

www.wday.ru