Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
комбинированного вида города Тюмени

Развитие ребенка в 5 лет: что должен уметь делать (для себя). Что должен самостоятельно делать ребенок в 5 лет


что должен уметь делать (для себя)

1. знает цифры от 1 до 10 и больше,

2. умеет показывать графическое изображение каждой цифры(1,0,3,4)

3.считать предметы и указывать на соответствующую цифру, называя ее;

4. некоторые дети умеют выполнять простейшие примеры на сложение и вычитание, ограничиваясь, как правило, отниманием и сложением в пределах 1-2 единиц;

5. знает простые и сложные геометрические фигуры,

6. рисует их,

7. самостоятельно делит на несколько равных частей;

8. хорошо знает многие буквы и может назвать слова, которые начинаются на названную букву, найти ее среди остальных,

9. написать самостоятельно;

10. некоторые дети в этом возрасте могут уже читать по слогам, однако этот показатель нельзя назвать общепринятой нормой;

11.знает многие цвета и некоторые оттенки, называет и показывает их;

12. знает дни недели,

13. название месяцев и времен года,

14. название пальцев, но не всегда по порядку их называет;

15. решает простые логические задачи, загадки, сам может составить подобные вопросы;

16. собирает простые пазлы, состоящие из 8-10 элементов, без посторонней помощи, а также несложные сооружения из конструктора или кубиков по образцу;

17. умеет делать обобщения, устанавливать взаимосвязи между предметами и явлениями, классифицировать предметы по общему признаку, легко находит «лишний» предмет, объясняя свой выбор.

Рекомендуется больше читать, при этом предпочтение лучше отдать детским познавательным книгам, энциклопедиям, в которых доступным языком объяснятся явления окружающей среды, даются знания о животных и растениях, начальные сведения о географии и прочее. Концентрироваться на одном занятии ребенок способен уже до 10-15 минут без перерыва;

18. удерживает в поле зрения и запоминает до 8 предметов, знает порядок их расположения;

19. может назвать, какой из предметов пропал, какой новый предмет появился;

20. находит до 6 отличий в картинках или похожих предметах, игрушках;

21. легко запоминает детские стихи, считалочки, короткие сказки, охотно рассказывает их

22. пересказывает содержание сюжетных картинок;

23. запоминает последовательность событий, рассказывает, что происходило сегодня, вчера, несколько дней назад;

24. быстро запоминает новые слова и их значение, иноязычные слова, не путает слова родного и иностранного языков.

25. Четко произносит почти все звуки, исключение может составлять [р].

В этом возрасте при западении каких-либо звуков стоит подумать о занятиях с логопедом.

26. Активно использует все формы слов, включая наклонения и времена глагола, сравнительные и превосходные формы прилагательных и наречий, которые не так просто даются малышам.

27. Определяет интонационную окрашенность предложения: повествовательное, восклицательное, вопросительное, умеет придавать нужную интонацию своему высказыванию.

28.С выражением рассказывает стихотворение.

29.Называет фамилию, имя и отчество свое и своих родителей, воспитателя и других знакомых людей.Правильно называет полный адрес проживания, включая область и населенный пункт.

30. Редко какой ребенок в 5 лет путает значение слов «вчера», «сегодня», «завтра», названия приемов пищи и прочие понятия.

Для развития речи в этот период очень важно поддерживать диалог с ребенком, провоцировать, чтобы он задавал вопросы, и отвечать на них.

31. Быстро и без остановки пробегает достаточно большое расстояние, преодолевает препятствия на пути, не останавливаясь: обегает небольшие бугорки или забегает на них, перепрыгивает через канавы и ямы.

32. Любит играть с мячом и делает это очень уверенно: ловит мяч и точно кидает его на большие расстояния, не промахиваясь, бьет по нему рукой или ногой.

33.Хорошо держит равновесие: уверенно проходит по узкой доске, лежащей горизонтально, или по бордюру тротуара.

34. Отлично развит вестибулярный аппарат, поэтому ребенку доставляют удовольствие такие развлечения, как раскачивание на качелях и кружение на каруселях, кувырки и прыжки.Уверенно забирается и спускается по вертикальной лестнице, может висеть на верхних перекладинах, держась двумя, а то и одной рукой.Руки и ноги становятся настолько сильными, что некоторые дети способны не просто удерживаться на канате, но и немного забираться по нему вверх.Ребенок очень вынослив, ему под силу вынести длительные прогулки и переходы, особенно если из них он выносит новые для себя впечатления.

35. он уверенно и правильно держит ручку, карандаш и кисточку, контролирует силу нажатия на них; 36. раскрашивает рисунки, не выходя за контур;

37. рисует по клеточкам буквы или фигуры по образцу;

38. лепит из пластилина мелкие детали;

39. завязывает и развязывает узлы на шнуре.

40. проснувшись утром, идет умываться и чистить зубы, те же процедуры проводит и перед сном;

41. возвращаясь с улицы, снимает обувь и верхнюю одежду;

42. моет руки перед едой;

43. пользуется всеми столовыми приборами, в том числе и ножом, разрезая еду на небольшие кусочки;

44. купается самостоятельно, тщательно натирая все части тела мочалкой

В общении появляются предпочтения: одни люди нравятся, другие – нет, и к ним ребенок может проявлять агрессию. Задача родителей в этом случае – контролировать эмоции малыша, объяснять правила поведения. Ребенок этого возраста не должен стесняться подходить к группе детей, знакомиться с ними, заводить разговор.

www.baby.ru

Что должен уметь ребенок в 5 лет Журнал Мама Инфо (Mama Info)

В пять лет ребенок должен учиться вступать первым в контакт с другими

детьми. Он не должен бояться подойти к другому ребенку или к группе играющих детей. Чтобы ему легче было устанавливать и продолжать отношения, учите ребенка сдерживать свое желание кого-нибудь толкнуть или ударить, так как этому возрасту свойственна немотивированная агрессия. Чтобы другие дети хотели общаться с вашим ребенком, научите его делиться своими игрушками, поддерживать разговор и быть внимательным к другим детям. Ваш ребенок умеет вежливо попросить о чем-то или поблагодарить? Он делал когда-нибудь маме комплимент? Тогда самое время научить его этому.

Дети в этом возврате выполняют указания других людей, особенно им хочется помочь и угодить родителям. Привлекайте ребенка к сервировке стола для семейного ужина. Ему нравится, когда вся семья собирается за столом. Ребенку нравится слушать разговоры взрослых и самому принимать в них участие. Его можно посвящать в планы на отпуск, в планирование крупных покупок и ведение семейного бюджета.

У пятилетнего ребенка хорошо развито творческое воображение: он любит работать с пластилином, вырезать фигуры из бумаги и склеивать их, раскрашивать картинки и увлеченно строить с помощью конструктора. Пятилетний ребенок разучивает песни и стихи, может повторить небольшой рассказ, начинает учить буквы и цифры. Он знает времена года и называет части тела, а еще он может рассказать что-то интересное из жизни животных или растений. Не пугайтесь, если ваш сын играет с соседской девочкой в куклы, это характерно для этого возраста. Детям нравиться угощать друг друга чаем и ходить в гости. Пятилетнему ребенку можно купить кукольный театр или несколько кукол, которые надеваются на руку. Это поспособствует тому, что он вместе с вами будет разучивать роль, порученную ему, или сам будет придумывать новый сюжет сказки. В этом возрасте уделите внимание физическому развитию ребенка, это касается и мальчиков и девочек. Приобретите детский гимнастический и спортивный набор, и вы увидите, как ваш ребенок с удовольствием занимается на нем.

Бурное развитие воображения и фантазии у ребенка иногда воспринимается, как ложь. Вы сможете различить, когда ребенок пытается вас обмануть, чтобы оправдать свой проступок или он рассказывает вам какую-то неправдоподобную историю, выдаваемую за реальную. Не спешите наказывать ребенка, объясняйте ему, для чего нужна правда, и какие последствия несет за собой ложь. Ребенок находится в стадии обучения, поэтому не думайте, что он все будет понимать с первого раза. Возможно, что он исправится с десятого раза, так как пятилетние дети плохо себя контролируют. Если поведение ребенка остается постоянно проблемным, то проанализируйте его режим дня. Ребенок в пять лет должен по-прежнему спать днем, а продолжительность ночного сна составляет не менее десяти часов. Ребенок чутко и болезненно реагирует на смену обстановки и привычного образа жизни. Любое отклонение от правил влечет за собой стресс. Что касается гигиенических норм развития, то ребенок в пятилетнем возрасте самостоятельно чистит зубы, хотя эта процедура требует постоянного напоминания, самостоятельно купается, но в присутствии кого-то из взрослых. Пятилетний ребенок любит простые и знакомые блюда, вы с трудом заставите его попробовать что-нибудь новое.

Поделиться статьей

Читайте также:

mamainfo.com.ua

Что должен знать и уметь ребенок в 5 лет, начало подготовки к школе

5 лет – это возраст, когда вчерашний несмышленыш буквально на глазах превращается в рассудительного и самостоятельного дошколенка, демонстрируя своим родителям множество новых навыков и умений. В некоторых западных странах в 5 лет дети уже идут в школу, так как зарубежные психологи считают, что именно с этого возраста психика ребенка готова к постоянным занятиям. У нас в стране в 5 лет большинство детей продолжают посещать детский сад, но не всегда этого бывает достаточно для эффективной подготовки детей к поступлению в школу и успешного обучения в ней. Поэтому, каждому родителю пятилетнего малыша нужно знать, что должен уметь ребенок в 5 лет и на что нужно обратить внимание при подготовке к школе.

В 5 лет происходит очередной скачок роста ребенка – дети быстро растут и за год могут «вытянуться» вверх на несколько сантиметров. Поэтому стоит уделить особое внимание питанию 5-летнего ребенка – оно должно не только соответствовать возрасту, но и содержать повышенное количество белков, жиров, минералов и витаминов, особенно кальция и железа – веществ, необходимых для роста костей и мышц. Очень важно в этот период сократить в рационе количество «вредных» углеводов – мучного, особенно сладкой выпечки и печенья, конфет и других сладостей, а также исключить фаст-фуд, газированные напитки и консервированные продукты. Все вышеперечисленное сильно нагружает пищеварительную систему и способствует быстрому насыщению и набору лишнего веса, но, зато, практически не содержит полезных веществ и витаминов, из-за чего растущий организм может начать испытывать острую нехватку полезных веществ.

В 5 лет рост девочек составляет примерно 100-116 см, а вес – 17-21 кг, мальчики в этом возрасте уже заметно крупнее и тяжелее – 105-120 см и 19-25 кг соответственно. Здоровый пятилетний ребенок большую часть дня проводит в движении – он много и охотно бегает, пробегает 100-200 м без остановки, легко прыгает с высоты 30-40 см, умеет перепрыгивать через скакалку или прыгать на одной ножке, а также легко сохраняет равновесие на гимнастической стенке, брусьях или на одной ноге. Родители 5-летних детей замечают, как сильно изменились движения и навыки их малышей по сравнению с прошлым годом. В 5 лет дети хорошо управляют своим телом и ощущают его в пространстве, их движения становятся более точными и скоординированными, растет сила и выносливость всех групп мышц ребенка.

Так, 5-летний ребенок во время бега или ходьбы не должен спотыкаться или падать без внешних причин – не замеченных препятствий, неровностей почвы и так далее.

Любимыми играми в этом возрасте становятся всевозможные догонялки, прятки, жмурки, игры с мячом, скакалкой и упражнения на шведской стенке. Если раньше ребенку не хватало сил подняться по канату или залезть на самых верх лестницы, то теперь он с легкостью делает все это или сидит на перекладине, устойчиво сохраняя равновесие.

По мнению психологов, именно с 5 до 7 лет полностью формируется характер человека, его основные жизненные позиции, отношение к миру и окружающим, привычки и характерные особенности личности, поэтому родителям 5-ти летних детей нужно не только тщательно следить за своим поведением и поступками, но и тщательно контролировать все, что они говорят.

В 5 лет обучение ребенка различным навыкам и умением выходит на новый качественный уровень – малыш легко запоминает буквы, цифры и уже умеет делать простейшие логические выводы и заключения. Родители, которые начали обучать детей чтению и письму в возрасте 3-4 лет, отмечают – насколько тяжело шло обучение до 5 лет и как быстро воспринимают информацию дети после пяти лет.

В этом возрасте дети должны хорошо ориентироваться в окружающем пространстве, знать свои паспортные данные, день рождения, адрес, легко отвечать на вопросы окружающих и рассказывать, кто он такой, кто его родители, чем они занимаются, что делает сам малыш, как прошел его день и так далее. Одним из основных показателей нормального развития ребенка в этом возрасте считается его умение самостоятельно находить себе занятия, наличие основных бытовых навыков и хорошее ориентирование в окружающем мире – он должен знать, где он живет, где лежат продукты, что такое магазин, как переходить дорогу и так далее.

В 5 лет малыш должен знать, какое сейчас время суток, времена года – кратко описывать каждое, давать объяснения своим действиям и поступкам окружающих и знать, что и зачем он делает: «я одеваюсь, чтобы не замерзнуть; сплю, чтобы отдохнуть и чищу зубы, чтобы они были здоровыми».

Если малыша в 5 лет уже готовят к поступлению в школу, важно чтобы он знал:

  • все буквы – различал их звучание и написание, очень хорошо, если он будет знать, где гласные и согласные звуки;
  • цифры, а также владел основами счета – мог посчитать предметы, хотя бы в пределах 5-ти;
  • цвета – знал не только основные цвета, но и оттенки и мог привести пример предметов разного цвета – «яблоко – красное, цыпленок – желтый»;
  • геометрические фигуры и мог нарисовать основные – линию, точку, круг, квадрат, треугольник;

В возрасте 5 лет важно, чтобы у ребенка была связанная речь, он мог составить короткий рассказ из 5 -6 предложений, повторить короткую сказку и выучить стихотворение из 2-3 четверостиший.

Кроме того, пятилетний ребенок должен уметь определять логически связь событий – по картинкам показывать, что было в начале, что затем и чем все закончилось, складывать картинку из 5-10 разрезных частей, находить лишние предметы, нелепицы и объединять картинки в группы по основному признаку.

В этом возрасте дети уже должны уметь по образцу лепить из пластилина простейшие фигурки, рисовать несложные сюжетные картинки, резать ножницами не только по прямой, но и по кругу и изломанным линиям, делать аппликации из бумаги.

В 5 лет ребенок уже почти способен сам следить за своим внешним видом и не требовать помощи от взрослых в обычных повседневных делах – одевание, умывание или прием пищи. Все, что требуется от родителей пятилетки – это предоставить малышу все необходимое для выполнения привычных ему действий и проконтролировать результат. В 5 лет дети должны не только самостоятельно одеваться и есть, но и помогать родителям, в этом возрасте и мальчики и девочки могут принимать участие практически во всех домашних делах – от приготовления пищи до генеральной уборки. Не стоит пренебрегать помощью ребенка, даже если его работа далека от совершенства и обязательно нужно требовать от малыша ежедневно выполнять свои обязанности – это поможет избежать ссор и непонимания между родителями и детьми в будущем. Ведь подростки, которых не приучали к домашней работе с детства, искренне не понимают, что изменилось и почему они должны тратить свое драгоценное время на такие скучные и противные дела, как уборка, если раньше мама прекрасно справлялась со всем самостоятельно.

Большинство детей в этом возрасте не испытывают особых проблем в общении, они легко находят общий язык со всеми и при необходимости могут обратиться к незнакомым детям или взрослым, охотно разговаривают и играют с теми, кто проявил интерес к ним. Если малыш стесняется сам подойти и познакомиться с другими детьми или не может заговорить в присутствии посторонних, родителям стоит обратить на это свое внимание — такая застенчивость может стать причиной серьезных проблем в будущем. Самое главное – ни в коем случае не высмеивать малыша и не пытаться его пристыдить, демонстрируя, «как надо» или приводя в пример других детей, так можно добиться только обратного результата. Лучше ненавязчиво создавать ситуации, в которых малыш будет вынужден общаться с взрослыми – например, покупая что-то в магазине, разговаривая с тренерами, знакомыми и так далее. А также помочь ребенку найти общий язык с детьми во дворе или на детской площадке, например, вместе с ним начав запускать воздушного змея, играя в интересную игру или придумав какое-нибудь совместное занятие – стоить снежный город, крепость из песка и так далее. Важно не оставлять ребенка наедине с детьми, надеясь, что он сам сможет общаться с ними, а играть и разговаривать вместе с ним, помогая ему преодолеть свою застенчивость.

Справиться с проблемами в общении можно с помощью кукольного театра или сюжетных игр, где ребенок сможет «проиграть» разные ситуации и понять, как можно обратиться к незнакомым людям, о чем говорить с ровесниками или как просто подойти и предложить поиграть.

Именно в возрасте 5 лет девочки и мальчики окончательно понимают и принимают свои социальные роли, связанные с полом. До этого дети воспринимали разницу между полами, как что-то временное и не слишком важное, а вот после 5 лет все меняется. В этом возрасте дети четко осознают свою половую принадлежность и агрессивно реагируют на попытки «изменить» ее. По наблюдению психологов и педагогов, родители 5-летних мальчиков и девочек по-разному ведут себя по отношению к своим детям, девочек чаще хвалят, больше обращают внимание на их потребности и внешний вид, тогда как от мальчиков требуют определенных достижений, строже обращаются с ними и не дают им открыто проявлять свои эмоции. Такое поведение во многом интуитивно – родители понимают, что девочке нужно больше заботы и поддержки, а вот мальчики больше оценят доверие родителей и возможность самостоятельно осваивать новые горизонты и совершать свои маленькие подвиги.

В воспитании детей по-прежнему важнейшим является личный пример родителей – девочки учатся быть женственными и ласковыми, как мама, а мальчики – пытаются подражать своим отцам в немногословности и спокойствии.

Материалы: http://onwomen.ru/chto-dolzhen-umet-rebenok-v-5-let.html

razvitielife.ru