Что такое ОРВИ? Это острое респираторное заболевание, которое возникает под воздействием на организм вирусов, находящихся постоянно вокруг нас. Защищают от вирусных инфекций встроенные в нас «естественные преграды» — слизистые оболочки полости носа и глотки, то есть верхних дыхательных путей, которые покрыты слоем слизи. В ней находятся различные белковые и небелковые молекулы, клетки, выполняющие функции «первой обороны». Они очень неспецифичны: им всё равно с кем бороться, их задача сократить число чужеродных агентов, которые через этот слой пробьются и попадут собственно в кровоток. А вот далее, уже в нашей крови, разбила лагерь огромная армия клеток, которые работают очень сложно, опосредованно, как конвейер, обеспечивая очень узко специфичную защиту организма.
Вероятность заболеть намного выше, если ребенок находится в одном помещении с вирусоносителями, то есть детьми или взрослыми, которые болеют или находятся в «продромном», то есть начальном эпизоде заболевания, так как концентрация вируса в таком случае очень высока. Распространяются вирусы воздушно-капельно, то есть с мельчайшими частичками влаги, при чихании и кашле. Оседают они на предметах мебели и игрушках, что, например, особенно важно в детском саду, где малыши играют вместе, соответственно, заражаясь не только по воздуху.
Отсюда следуют сразу несколько очень простых, логичных, но почему-то совсем мало распространенных способов профилактики ОРВИ. Во-первых, научить ребенка пользоваться носовым платком и чихать или кашлять, прикрывая рот; во-вторых, регулярно проветривать в помещении, где находится ребенок, и проводить влажную уборку, дабы снизить, грубо говоря, количество вирусов на один кубический сантиметр воздуха; и, наконец, в-третьих, часто и тщательно мыть руки, чтобы не переносить на себе и не заглатывать вирусы, находящиеся на игрушках и предметах интерьера.
Очень хочется, наконец, прояснить, почему переохлаждение, перегревание, отрицательные эмоции, смена климата способствуют более легкому проникновению инфекционных агентов в организм. Любой из названных выше факторов — это стресс для организма, а в условиях стресса организм переходит на так называемый «экстренный» механизм работы. Что это значит? А то, что начинается перестройка обмена веществ, кровоснабжения и нервной регуляции только на работу жизненно важных органов, а у нашего организма их только два: головной мозг и сердце, и всё! А значит «периферия», в том числе и носоглотка, и легкие, и ЖКТ, и мочевыводящие пути, и почки «обкрадываются» кровотоком.
Как мы уже знаем из вышесказанного, армию вирусов встретят «защитники» нашей слизистой, но часть возбудителей все равно проникнет через этот барьер, и за ним наш щит значительно ослаблен: минимальный кровоток не обеспечивает адекватного количества иммунных клеток, а значит, инфекционный агент встречает слабую преграду на своем пути, что позволяет ему намного легче проникнуть в организм.
Здесь важно отметить, что на нашей слизистой уже живут миллиарды различных организмов, причем не только «добрых», но и так называемых условно-патогенных, условно, потому что как раз при таких неблагоприятных факторах, какие описаны выше (стресс, переохлаждение), они размножаются излишне, вытесняя рост нормальной флоры, а когда их становится слишком много, начинает развиваться заболевание. Особенно опасна эта ситуация для детишек с так называемыми хроническими очагами воспаления, например, увеличенными миндалинами или аденоидами.
Какие полезные выводы можно из этого сделать? Нужно максимально возможно «приучить» организм к стрессу, чтобы все системы мобилизовались быстро: и кровоток, и обмен веществ приходили в норму за кратчайшие сроки после воздействия стрессовой ситуации. Как? Закаливание, самое простое и элементарное! Прогулки часто и в любую погоду, обливания и обтирания, воздушные ванны, купания в открытых водоёмах, здоровый сон, — все это способствует устойчивости нервной системы, а значит, не любое воздействие она воспринимает как стресс, а значит, не запускается порочный круг.
Что происходит у ребенка в организме? Вирусы, в общем-то, довольно примитивные белковые частицы, у которых задача только одна — размножение, и чем больше, тем лучше. Для размножения им нужны клетки нашего организма (здесь уточним, что речь идет о респираторных вирусах, а им нужны клетки нашего дыхательного тракта, ну так уж они устроены, что проникнуть могут только в них). Вирус внедряется в клетку, размножается в ней, и когда все пространство внутри пораженной клетки заполняется новыми вирусами, она попросту лопается, и они попадают во внешнюю среду.
Что мы видим у ребенка? На пути инфекции — то есть на слизистой полости носа и глотки — погибает большое количество поверхностных клеток, а это значит, что меняются условия жизни и для собственных бактерий, населяющих здесь пространство, возникает дисбаланс флоры, начинают размножаться те бактерии, которым выгодны новые условия существования, и бактерии эти не всегда «хорошие». Очень важный вывод: имея дело с респираторной вирусной инфекцией, мы всегда имеем дело не только с вирусом, но и с собственными бактериями — жителями наших дыхательных путей. Проникновение вирусов в кровь вызывает интоксикацию и одновременно с этим запускает общий системный иммунный ответ со стороны клеток крови.
Лечение, не побоюсь этого пребанальнейшего слова, симптоматическое, то есть симптомов заболевания. Нет в настоящее время эффективных противовирусных препаратов, нужно с этим просто смириться. Лекарства феронового ряда (различные интерфероны) — это серьезные иммунные препараты, и назначаться они должны строго по показаниям, и уж точно не при каждом ОРВИ.
Обильное теплое питье — это не банальная фраза врача, это действительно важный пункт лечения. Необходимо «выпоить» ребенка, чтобы устранить потери, связанные со слизью, повышенной температурой, снять интоксикацию. Потрудитесь это сделать: сварите любимый компот, сделайте вкусный чай и не слушайте рекламу, которая вещает, что это помогает только вкупе с применением лекарственных средств, помогает, поверьте, помогает и без них!
Температура — это естественный признак заболевания. Снижения требует только температура, поднявшаяся выше 38,5 градусов или же нарушающая состояние ребенка, а значит, не дающая ему спать или обильно пить.
Назальные деконгестанты — сосудосуживающие препараты. (ксилометазолин, оксиметазолин). Искренне не понимаем ненависть к ним, которую постоянно наблюдаем в последнее время в своей врачебной практике. Что вы делаете первым делом, когда начинается насморк? Да бежите в аптеку, чтобы купить спасательные капли и «пробить» нос. И ребенок, он тоже мучается от постоянно текущих соплей и заложенности носа, поэтому закапать капли в нос три раза в день в острый период болезни это не вред, это необходимость!
Промывание полости носа («туалет» носа) — важная вещь в терапии даже банального насморка. Солевые растворы, продающиеся в аптеке, имеют ряд различий: вид струи спрея или капельная форма, концентрация соли, возрастные ограничения, включения различных трав и смесей в них. Перед тем как купить солевой раствор ребенку, проконсультируйтесь с врачом о применении различных форм именно для вашей возрастной категории, а также частоты и необходимости использования. Не всегда надо верить инструкции данных препаратов и тем более устройств-«чайничков» или других их модификаций. Так как с высокой частотой применения, к примеру, устройств для промывания носа у маленьких деток возникает такое заболевание, как отит (воспаление среднего уха, которое в данном случае возникает после неправильного «туалета» полости носа — так называемый «намытый» отит), а это осложнение ОРВИ. которое нередко лечится применением уже антибактериальных препаратов внутрь.
Правильный «туалет» носа — только после применения сосудосуживающих препаратов. Попробуем объяснить на пальцах: скажите, как качественнее вымыть пол в комнате? Когда перед уборкой вы убрали все стулья, или же когда вы моете пол, обходя громоздкую мебель? Тут аналогичный механизм: насморк — это воспаление слизистой оболочки носовой полости, а где воспаление, там всегда присутствует отек, а значит, просвет полости носа в разы сужен, и для того чтобы качественнее промыть полость носа, нужно заранее убрать отек (применяя сосудосуживающие препараты) и тщательно ребенка «отсморкать» или же аспирировать слизь. И только потом промыть нос солевыми растворами разрешенных для вашего возраста форм.
Для инфекционного насморка есть начальная схема, которой мы активно призываем придерживаться до консультации с врачом: аспирация (или «отсмаркивание», если ребенок умеет) — далее сосудосуживающие препараты — далее ожидание времени их действия (зачастую это 5 минут) — далее аспирация («отсмаркивание») — далее «туалет» носа с помощью солевых растворов.
Очень печально читать в СМИ и в Интернете казняющие врачей статьи о том, что назначение местных антисептиков и антибиотиков в горло не оправдано, мол, не действуют, дескать. они на вирусы — и точка. Однако вернемся к описанному выше механизму течения болезни и найдем там информацию о том, что собственный баланс микрофлоры тоже страдает при вирусной инвазии, и это важно! Назначая местные обеззараживающие средства, мы проводим профилактику так называемой «вторичной» инфекции, которая «садится» на пораженные вирусом слизистые.
Не стоит забывать, однако, и об обильном частом питье, которое попросту смывает и вирусы, и микробы на своем пути.
Кашель может быть разного генеза и характера, если у ребенка кашель (внимание, даже влажный!) его непременно стоит показать врачу для проведения обследования. Расскажите доктору, какой кашель влажный или сухой, когда он возникает (утром, днем, ночью, при физической нагрузке, при выходе на улицу). Поверьте, чуточку вашего внимания к этим простым вопросам — и врачу уже понятно откуда этот кашель происходит, ведь зачастую малыши при осмотре напрочь отказываются покашлять для доктора, а иногда даже плачут при проведении аускультации, что значительно затрудняет попытки найти источник проблемы.
Очень хочется отдельно рассказать об ингаляциях — современном распространенном способе лечения.
Ингаляции бывают двух видов: паровые (горячие) и через небулайзер. Отличие принципиальное: паровой ингалятор нагревает лекарственное вещество (например, минеральную воду) до температуры в 43 градуса (кстати, при этой температуре погибают многие болезнетворные микроорганизмы), оно начинает испаряться, размер частиц такого пара крупный, поэтому и «летят» они недолго и недалеко, осаждаясь на верхних дыхательных путях — в полости носа, носоглотке, гортани и трахее, пар такой, напомним, горячий.
Небулайзер — это аппарат, который разбивает жидкость компрессорным или ультразвуковым путем на мельчайшие частицы, как частицы воды в тумане, поэтому они доставляют лекарство в самые маленькие и далекие (концевые) отделы бронхиального дерева. Отсюда простой вывод: бесполезно делать ингаляции через небулайзер при насморке и фарингите, аналогично — бронхит паровыми ингаляциями вылечить нельзя. Очень хочется заступиться за паровые ингаляции, которые не по заслугам забыты и оклеветаны в настоящее время. Паровые ингаляции — это отличное средство при насморках (особенно с густым отделяемым), першении в горле, осиплости голоса. Их нельзя делать при температуре выше 37,5, и с осторожностью — маленьким детям: здесь нужно полагаться на здравомыслие родителей. Если вы понимаете что ребенок попросту не «высидит» и будет плакать, заниматься этим не стоит, но 3-4-летний малыш вполне может справиться с задачей «подышать носиком и ротиком» над паром, не будет плакать, что он горячий, а вы с удивлением отметите отличный эффект от такой, казалось бы, простой процедуры. Отдельно хотим сказать об ингаляциях с эфирными маслами: эвкалипт, туя, можжевельник, всё это — чудесные средства, но вы должны быть уверены в том, что у малыша нет аллергической реакции на растение!
И вот мы подлечили нашего кроху: мучительная температура наконец снизилась, кашель из сухого превратился во влажный, и ребенок наконец снова дышит носом. Дальше встает вопрос: гулять или не гулять. Мнения разделяются. Нам хочется сказать лишь одно: родители, будьте благоразумны, если на улице тихая, хорошая погода, вы можете возобновлять прогулки сразу, если же на улице ноябрь, дует ветер и температура около 0, не торопитесь, ведь вы еще успеете погулять, такие метеоусловия неблагоприятны для здоровых, не то что для больных детей.
Нет-нет, мы не призываем сидеть дома в плохую погоду, пожалуйста, гуляйте на здоровье, и в дождь, и в снег, но только после окончательного выздоровления. Еще один немаловажный факт — это поведение вашего ребенка на улице. Гулять в момент выздоровления все-таки нужно спокойно. Если малыш с удовольствием покатается в коляске или пройдется с вами за ручку, это замечательно, но если вы отлично знаете нрав своего чада и отчетливо понимаете, что прогулка закончится акробатическими номерами на детской площадке или криками протеста из коляски, повремените пару-тройку дней, ведь от таких прогулок пользы ребенку будет мало, набегавшись, он рискует заработать осложнения обычного ОРВИ, да и вы будете нервничать, пытаясь поймать и успокоить малыша.
Желаем всем крепчайшего здоровья!
Врач-педиатр, неонатолог детской поликлиники «МЕДСИ» в Благовещенском переулке Евстигнеева Мария ВладимировнаВрач-оториноларинголог детской поликлиники «МЕДСИ» в Благовещенском переулке Садретдинов Виталий Маратович
www.matrony.ru
Детские болезни в большинстве случаев неизбежны. Однако каждому родителю хотелось бы сократить их количество или хотя бы не допустить развитие осложнений. Как можно помочь, если ребенок заболевает? Чем лечить простуду или ОРВИ?
Простуда в детском возрасте встречается очень часто. Обычно под этим термином подразумевают и обычные ОРВИ. Чем отличаются эти заболевания, и что можно сделать в качестве первой помощи?
ОРВИ вызывается вирусами. Они могут быть самыми разными:
Чтобы заболеть ОРВИ, необходим контакт с больным человеком. Обычно заражение происходит воздушно-капельным путем.
Простуде же всегда предшествует переохлаждение. Она может развиваться из-за пребывания на сквозняке, прогулки в слишком легкой одежде.
Иногда, наоборот, родители тепло одевают ребенка, и он быстро потеет, после чего замерзает в мокрой одежде. Перегрев не менее опасен, чем переохлаждение.
Итогом является снижение защитных сил организма и активация условно-патогенной микрофлоры. Чаще всего простуда – это обострение хронических заболеваний, таких, как фарингит, тонзиллит, аденоидит, отит, бронхит.
Но иногда переохлаждение облегчает проникновение вируса внутрь организма, и развивается обычная ОРВИ. Что можно предпринять, если ребенок начинает заболевать?
Любым родителям хочется, чтоб их малыш выздоровел как можно скорее. И нередко они готовы давать ребенку самые дорогие и самые эффективные, по их мнению, препараты. От педиатра многие также ждут соответствующих назначений – лекарства от каждого симптома.
Однако полипрагмазия (избыточное применение лекарств) не только не полезна, но чаще всего и вредна для детского организма.
Когда у детей появляются первые симптомы простудного заболевания, нужно вспомнить о простых, но эффективных мероприятиях и начать именно с них.
В первую очередь необходимо позаботиться о следующих моментах:
От температуры окружающей среды и ее влажности зависит течение болезни и ее длительность. С детьми всегда нужно быть осторожнее, чем со взрослыми. Слишком теплый и сухой воздух способствует перегреву их организма.
Особенно опасно это при повышении температуры. Также он является прекрасной средой для обитания болезнетворных вирусов и бактерий. Именно в сухом воздухе они могут жить длительное время и сохранять способность к размножению.
В условиях центрального отопления повлиять на температуру окружающей среды непросто. Единственный способ добиться охлаждения и циркуляции воздуха – это проветривание. Именно этот метод может быстро и эффективно снизить концентрацию микробов в квартире. Проветривание не только облегчит течение заболевания, но и защитит от заражения других членов семьи.
Многие родители и, особенно, старшее поколение опасаются проветривать комнату, ведь пребывание на сквозняке опасно даже для здорового ребенка. Это, безусловно, так. И поэтому, когда открываются окна, больного малыша необходимо перевести в другую комнату.
Как часто нужно проветривать? Чем чаще это происходит, тем быстрее уменьшается концентрация патогенных микробов, и тем меньше вероятность, что заболевание будет протекать с осложнениями.
Оптимальная температура в комнате при болезни ребенка колеблется в диапазоне от 18 до 20 °C. И лучше пусть она будет 17 °C, чем 22 °C.
Микробы хорошо чувствуют себя в сухом воздухе, но повышенная влажность препятствует их нормальному движению. Кроме того, увлажненный воздух полезен для дыхания и слизистых даже вне болезни. Желательно, чтобы в комнате ребенка влажность была не менее 70%. Даже показатели 75–80% предпочтительнее, чем 40–50%.
Как быстро и эффективно повысить влажность воздуха, если малыш начал заболевать? Раньше педиатры советовали развесить мокрые пеленки или полотенца на батареях. Однако с появлением комнатных измерителей влажности – гигрометров – стало ясно, что эти меры неэффективны. Влажность, если и повышалась, то в незначительной степени.
Наиболее действенными оказались приборы под названием «увлажнители». Сегодняшний рынок предлагает родителям широкий выбор этих устройств. Они бывают разных фирм-производителей и иногда существенно отличаются по цене. Однако даже самый дешевый увлажнитель нормализует влажность воздуха быстрее, чем мокрое белье. Использовать эти приборы необходимо в сочетании с гигрометрами.
Также, если ребенок вдруг заболел простудой, желательно чаще мыть полы. С одной стороны, это способствует увлажнению воздуха, а с другой – эффективно избавляет комнату от пыли, в которой обитают микробы.
Ранее бытовало мнение, что, если ребенок простудился, он должен пропотеть. Для этого ему надевали теплую пижаму и шерстяные носки, укрывали плотным одеялом и поили чаем с малиной. А воздух в комнате согревали при помощи подручных средств.
Однако при болезни эти меры опасны, особенно если у малыша поднялась температура. Теплая плотная одежда препятствует охлаждению тела и усиливает лихорадку.
Но даже если у болеющего ребенка нет гипертермии, перегревать его не стоить. Температура воздуха в комнате должна быть не выше 20 °C, а одежда ей соответствовать. Обычно это домашний костюм или пижама с длинными рукавами из натуральной ткани. При температуре 20 °C она может быть тонкой, хлопчатобумажной, а при 17–18 °C – поплотнее, например, из байки. Лучше теплее одеть малыша при более низкой температуре, чем раздевать при 25–30 °C.
Нередко от современных врачей можно услышать рекомендации по увлажнению слизистых при простуде. Особенно часто об этом говорит известный педиатр Евгений Комаровский – в своих передачах и книгах.
Почему так важна эта мера? Кроме общего иммунитета, который действует во всем организме, существует еще и местный. В слюне и слизистых выделениях содержатся специальные антитела, которые мешают болезнетворным бактериям и вирусам проникать вглубь тела. Они являются защитой первой линии.
Но чем меньше жидкости в полости рта и носа, тем ниже эффективность местного иммунитета. При сухих слизистых он практически не работает.
В первую очередь родителям необходимо не допускать пересыхания этих зон. Ребенок должен получать достаточное количество жидкости. Кроме того, следует обратить внимание на его зубную пасту. Иногда неправильно подобранное средство способствует развитию сухости ротовой полости.
Однако наиболее эффективной мерой является увлажнение слизистых солевыми растворами.
Когда ребенок заболевает простудой, что сделать в первую очередь? Нужно идти в аптеку за солевым раствором. В дальнейшем они всегда должны быть под рукой.
Готовые солевые растворы очень удобны в использовании. Часто они выпускаются в виде спреев. Некоторые – например, Салин – продаются во флаконах в виде раствора.
Основной недостаток таких препаратов – их цена. Нередко она достаточно высока. Однако это не значит, что в период болезни нужно отказаться от увлажнения слизистых.
В аптеке можно приобрести 0,9% раствор натрия хлорида, который является солевым, а цена его вполне доступна большинству людей.
Если же возможности купить медикаменты нет, можно приготовить раствор самому. Для этого в одном литре теплой кипяченой воды растворяется чайная ложка обычной поваренной соли. Затем жидкость переливается во флакон, можно для этого использовать тщательно вымытую емкость от сосудосуживающих капель.
Чем суше слизистые полости рта и носа, тем чаще нужно их орошать. Передозировать солевой раствор практически невозможно.
Наиболее известные готовые препараты для увлажнения – это:
Обильное питье при простуде является отличным дезинтоксикационным средством. Кроме того, большое количество теплой жидкости смягчает сухой кашель и облегчает отхождение мокроты.
При ОРВИ педиатры рекомендуют пить:
Питье должно быть именно теплым, а не горячим, иначе оно будет обжигать и раздражать воспаленные слизистые.
Очень важно при болезни выпаивать ребенка, даже если ему не слишком этого хочется. Родителям необходимо предлагать на выбор различные напитки. Кроме того, питье должно быть подслащенным. Для этой цели можно использовать сахар или мед.
При болезни расход энергии в организме малыша значительно возрастает, а ее универсальным источником является как раз глюкоза.
В условиях дефицита сахара обмен веществ запускается по другому пути, и в крови начинают накапливаться кетоновые тела. Затем они выводятся с мочой, вследствие чего она приобретает характерный запах ацетона.
Ацетонемия ухудшает состояние ребенка и вызывает следующие симптомы:
Профилактикой и лечением ацетонемии является обильное сладкое питье.
Первым симптомом начинающейся болезни нередко является повышение температуры. Многие родители с опаской воспринимают гипертермию и стремятся как можно скорее избавить малыша от лихорадки. Однако это далеко не всегда бывает нужным.
Повышение температуры относят к защитным реакциям. При этом в организме активно вырабатывается интерферон, который уничтожает вирусы. Как только гипертермия купируется, продукция этого естественного защитника прекращается.
Снижать температуру нужно тогда, когда она ухудшает состояние ребенка. Обычно это происходит при показаниях термометра 38,5–39 °C. Некоторые малыши плохо переносят лихорадку уже при 37,8–38,0 °C. В этом случае борьбу с гипертермией нужно начинать раньше.
Регулярное проветривание и охлаждение воздуха способствует нормализации температуры тела. Также можно использовать обтирания теплой водой. Важно, чтоб она не была прохладной или холодной, так как это вызовет спазм сосудов и усилит гипертермию.
Нельзя растирать малышей спиртом или водкой – алкоголь легко проникнет через кожу и начнет отравлять организм. Водно-уксусные обтирания у детей также не приветствуются.
Однако даже при обычной простуде температура может повышаться очень быстро. И в этом случае без жаропонижающих препаратов не обойтись.
В детском возрасте для снижения температуры разрешены два основных препарата. Это ибупрофен (Нурофен) и парацетамол (Эффералган).
Анальгин у детей не рекомендован к применению из-за токсического влияния на систему крови. Но, несмотря на это, он продолжает использоваться в стационарах и бригадами «Скорой помощи», когда требуется быстрый антипиретический эффект. И все же в домашней аптечке этому лекарству не место.
Ранее у малышей широко использовался препарат, содержащий нимесулид. Детская суспензия называлась «Найз». Нимесулид зарекомендовал себя как высокоэффективный антипиретик, однако наблюдаемое в некоторых исследованиях токсическое поражение почек на фоне лечения привело к запрету на это лекарство у детей.
Наиболее опасным является популярный ранее Аспирин. Было доказано, что лечение простуды, ОРВИ и гриппа этим средством детей до 12 лет чревато развитием синдрома Рея – грозного и чрезвычайно опасного поражения печени. В настоящее время педиатры вообще не используют Аспирин в своей практике.
Существует ряд других лекарств, которые не стоит применять в начале простуды у малышей.
Какие еще лекарства нежелательны, когда малыш только начинает заболевать? В первую очередь это противовирусные средства. В настоящее время во всем мире нет этиотропных препаратов, которые эффективно бы боролись с ОРВИ. Пожалуй, единственным действенным средством является только осельтамивир (Тамифлю), однако показания к его назначению достаточно узкие, и самолечение им недопустимо.
Противоаллергические лекарства при обычной простуде также бессмысленны, хотя их нередко можно увидеть в назначениях некоторых педиатров.
Часто фармацевты рекомендуют родителям приобрести иммуностимуляторы или иммуномодуляторы, которые помогут ребенку быстро справиться с инфекцией. Однако действительно эффективных лекарств этой направленности, как и противовирусных, в настоящее время нет. Чаще всего они оказывают лишь психотерапевтическое и успокаивающее действие на родителей.
Следует также помнить о том, что медикаментозное вмешательство в нормальный иммунитет ребенка недопустимо, и вреда от него намного больше, чем пользы.
В начале простуды не нужны таблетки и сиропы от кашля. Подавлять кашлевой рефлекс можно только при коклюше, во всех остальных случаях это опасно.
Если же назначить средства для разжижения мокроты и ее лучшего отхождения, это с большой долей вероятности усилит кашель.
Нужны ли антибиотики при простуде? Эти лекарства на вирусы не действуют и такое лечение бессмысленно. Кроме того, бесконтрольное назначение антибиотиков у не раз болевшего ребенка приводит к развитию лекарственной устойчивости микробов и угнетению иммунитета.
Об этих лекарствах врач задумывается, если на четвертый день болезни состояние маленького пациента только ухудшается. Но даже это не является показанием для начала антибиотикотерапии. Важны лишь данные объективного обследования и лабораторных анализов или рентгенографии.
Когда малыш заболевает, можно и нужно помочь ему преодолеть инфекцию. Однако в большинстве случаев это не требует назначения медикаментозных средств.
elaxsir.ru
Простуда — заболевание, относящееся к группам ОРЗ. В разговорной речи простудой принято называть случаи, когда ребенок заболевает от переохлаждения. Причина действительно может быть связана именно с ним, но чаще болезнь имеет вирусную природу. Наиболее вероятно, что заболевание проявится в холодное время года, осенний и зимний периоды.
Основной причиной, когда малыш, которому пошел четвертый-пятый год жизни, заболевает простудой, является пониженный иммунитет, который не смог справиться с атакой вируса на организм малыша. Помимо этого, причиной ОРЗ может послужить сквозняк, при котором ребенок переохладился и в результате — простыл. В любом случае, ключевую роль играет слабая иммунная система, при которой малютка начинает болеть. Рассмотрим наиболее частые причины ослабления иммунитета.
Каждый год летом ребенок отдыхает, проводя время так, как сам захочет. Осенью приходит пора посещать дошкольные или школьные заведения. После расслабленного состояния, в котором ребенок находился на летних каникулах, организм получает стресс, переходя на новый режим дня. Это вызывает ослабление иммунитета и, как следствие, уязвимость к болезням. Активируются вирусы, которые в летний период погибали под действием лучей солнца. Осенью малое количество солнечных лучей и повышенная влажность создает благоприятные условия для размножения вирусов. Если иммунитет ослаблен, ребенок легко подхватит вирус в коридорах школы или в классе.
В зимний период ОРЗ может быть вызвано переохлаждением организма. Промоченные ноги от луж или слякоти, сквозняк, морозный ветер – все это способствует понижению иммунитета и, как следствие, наступает простуда. Простудиться можно и в летнее время, что считается даже более опасным. Резкое переохлаждение можно получить находясь после жаркого пляжа на сквозняке, что обязательно вызовет насморк и размножение в мокроте вирусов при пониженном иммунитете.
Причин ОРЗ на самом деле множество, но основной фактор – понижение иммунитета на фоне стресса, резкого охлаждения, либо переохлаждения. Если ничего не делать и не предпринимать мер для нормализации состояния ребенка, наступает фаза самой болезни ОРЗ, которую придется лечить, прибегнув к медикаментозным средствам.
Каждый год, в зимний период активируются вирусы, что создает эпидемии гриппа по всему миру. Грипп и простуда имеют схожие симптомы, а отличаются скоростью развития.
Признаки, которые проявляются при ОРЗ у детей:
наличие кашля;
насморк с заложенностью носа;
чихание;
апатия;
наличие высокой температуры.
Эти признаки говорят о том, что ребенок заболевает простудой.
Первым симптомом при ОРЗ у деток, возраст которых не перешагнул первый год жизни , является насморк. Его наличие может вызвать также непрестанное чихание, затруднение свободного дыхания. Детям, которым пошел 3-4 год жизни, высмаркиваться сложно, по причине чего, родителям необходимо аккуратно очищать носик малыша.
При ОРЗ у деток имеется опасность перехода простуды в такую болезнь, как отит. Происходит это в случаях попадания слизи из носа через евстахиеву трубу в среднее ухо. Поэтому очищать носик малыша следует крайне осторожно.
После насморка ребенок начинает кашлять. Этот признак указывает на факт ОРЗ. В этом случае, сразу вызовите врача, так как есть опасность перехода в пневмонию.
Вместе с тем, малыш становится апатичным. Если малютке год от рождения, то он становится капризным и плаксивым.
После кашля начинает повышаться температура. Температура является процессом борьбы организма с болезнью. Делать ничего не нужно, если отметка на градуснике не превысила 38 градусов.
На ранней стадии предотвратить простуду возможно, если понять механизм появления ОРЗ у человека в той или иной ситуации. Простуда имеет два типа выраженности, в зависимости от того, каким способом она получена. Рассмотрим оба типа на примере ребенка, который пошел в школу.
Тип первый — резкое охлаждение организма.
Как известно, дети обожают активность, особенно когда их много и находятся они в одном месте. На школьной перемене дети бегают друг за другом, играют, общаются друг с другом. Им становится жарко, они потеют и пытаются снять с себя теплую одежду. Здесь в дело вступает всеми ненавистный сквозняк. Что же происходит с организмом в это время?
Перегретый организм, чтобы обеспечить нормальное функционирование, максимально открыло поры для испарения внутреннего тепла через поверхность кожи. При резком перепаде температуры, организм, реагируя на поступающий холод, моментально закрывает поры. При этом, температура внутри тела остается повышенной, а поверхность тела начинает остывать. Закрытые поры не дают организму удалить лишнюю влагу через себя. Это приводит к тому, что организм начинает выводить влагу через нос. Это и является причиной насморка. В свою очередь выделение влаги в виде насморка недостаточно для внутреннего охлаждения, что вызывает повышение температуры. Именно в этот момент, резко слабеет иммунная система, что является предпосылкой к простуде.
Что делать, чтобы не дать развиться болезни на первом этапе, причиной которого является резкое охлаждение организма? Ответ прост — необходимо поверхность тела нагреть. Для этого можно делать растирания тела, обернуть тело ребенка теплой шерстяной шалью. Задача состоит в том, чтобы открыть поры для повышенного выделения пота. Чай с лимоном, малиной или смородиной помогут иммунитету восстановиться и нормализовать функционирование организма. Вместе с потом будет уменьшаться количество лишней накопившейся влаги в организме, что повлечет нормализацию температуры тела и устранение самого насморка.
Тип второй — постепенное переохлаждение организма.
Ребенок идет в школу. На остановке долго ждал транспорт, вдобавок успел промочить ноги. Пока он находился на открытом холодном месте, организм постепенно стал терять тепло, и началось глубинное переохлаждение. Иммунитет начинает слабеть — пошла предпосылка к простуде. В результате такого переохлаждения, при котором весь организм теряет тепло, начинается второй тип простуды. Температура начинает медленно расти, поднимаясь выше нормы, но ребенку холодно, он мерзнет, присутствует озноб. Говоря проще, его лихорадит.
Дело в том, что при таком развитии ситуации, поры остаются открытыми и не могут закрыться. Это провоцирует испарение тепла и жидкости из организма. Такое состояние бывает только лишь в тех случаях, если человек очень долго находился на холоде и организм потерял большое количество тепла.
В этом случае, необходимо предпринять все меры, чтобы закрыть поры и помочь организму стабилизироваться. Можно натереть поверхность тела ребенка обычной водкой.
В первую очередь, необходимо поддерживать в комнате свежий и прохладный воздух — примерно, 20-22 градуса по Цельсию с нормальной влажностью. Влажность необходима для исключения пересыхания слизистой носоглотки малыша. Ребенок в два раза чаще дышит, чем взрослый человек, что способствует повышенной потери жидкости. Увлажнитель помогает компенсировать потерянную влагу в организме. Для этого достаточно использовать специальные приборы, а комнату периодически проветривать.
При проветривании пациент не должен находиться в этой комнате, чтобы избежать действия сквозняка. Некоторые врачи рекомендуют температуру в комнате держать на уровне 16-18 градусов по Цельсию. Такой температурный режим обусловлен тем, что при простуде теплоотдача у пациента очень слабая. Чтобы увеличить теплоотдачу, необходимо воздействие внешней температурной среды, которая ниже температуры ребенка. Чем ниже температура в комнате, тем выше уровень теплоотдачи пациента.
Проветривание идеально помогает ликвидировать накопившиеся в комнате микробы и микроорганизмы.
Очень важно наличие небольшого переизбытка жидкости в организме ребенка во время болезни. Дело в том, что простуда сопровождается насморком и мокротами, которые отделяются во время кашля. Задача заключается в том, чтобы не дать слизи в организме малыша загустеть. Загустевшая слизь будет выводиться значительно труднее при высмаркивании и откашливании, создавая дополнительную нагрузку на иммунитет и организм. Наличие жидкости предотвращает сгущение слизи, разжижая ее, что позволяет свободно от нее избавляться. Поить ребенка необходимо как можно чаще.
Важную роль в лечении ребенка играет поступающая в организм жидкость, а не лекарства. Для этого можно использовать компоты, обычную воду, чай с малиной. Постоянно и сразу давать чай с малиной нельзя. В начале пару стаканов обычного чая, можно с лимоном, потом — только чай с малиной. Поить ребенка следует часто, но малыми порциями. Это увеличит потоотделение и мочеиспускание. Вместе с потом и мочой из организма будут выводиться остатки вирусов и микроорганизмов, провоцирующих болезнь. Обильное питье – обязательное условие для выздоровления при простудных заболеваниях.
На время болезни у ребенка может пропасть аппетит. Для укрепления организма, необходимо поступление белков, углеводов и витаминов. Полезные вещества поступают в организм с пищей. При заболеваниях ОРЗ потеря аппетита вызвана необходимостью организма бороться с болезнью. Это является причиной, по которой не стоит насильно кормить ребенка, создавая дополнительную нагрузку на борющийся организм. Кормление должно быть исключительно по желанию пациента.
Важно помнить, что рацион пациента должен состоять сугубо из привычной для него пищи, желательно, овощной. Не нужно пытаться в качестве компенсации давать какие-то экзотические блюда, фрукты и пр. Новая пища воспринимается организмом как нечто неопознанное, к чему нужно привыкнуть. Это создаст нагрузку на слабый организм, а этого допускать нельзя.
Простуда — заболевание весьма распространенное. Когда оно встречается и как его лечить, рассказано в данном видео
lechimdetok.ru
Что делать если ребенок заболевает или уже заболел? Конечно же, желательно малыша показать опытному специалисту, так как на первый взгляд привычные симптомы, например простуды, могут скрывать под собой более серьезные заболевания.
Если у Вас нет возможности обратиться к врачу или требуется облегчить состояние ребенка до прихода доктора, то Вы можете воспользоваться советами написанными ниже.
1. Если ребенок начинает заболевать или уже заболел, то лучше чтобы он спал с мамой, так как ночью у него может подняться температура, желательно маме ее проверять несколько раз за ночь. При этом не рассчитывайте на свою ладонь или лоб, а измеряйте температуру градусником.
Нормальной температурой у ребенка первых лет жизни считается под мышкой – 36,6-37 градусов, в заднем проходе – до 37,5 градусов. О том, как правильно измерить температуру ребенку, как и когда ее сбивать и о чем говорит жар у ребенка можете, прочитав эту статью: Что предпринять если у ребенка высокая температура?
Сама по себе температура - это не болезнь, а один из признаков болезни, а ее повышение означает, что организм активно борется с болезнью крохи.
При повышенной температуре у ребенка не нужно его кутать, от этого он может еще сильнее перегреться.
2. Если ребенок заболевает, то многие родители думают, что в жаркой комнате он быстрее выздоровеет. Это большая ошибка, наоборот жаркий душный воздух только ухудшит состояние малыша. В комнате, где находиться больной ребенок температура воздуха должна быть 20-22 градуса.
Заболевшему ребенку непременно нужен свежий воздух, как можно чаще проветривайте помещение. А если на улице теплое время года, то окна должны быть открытыми постоянно
3. В комнате с заболевшим ребёнком влажность воздуха должна быть не менее 40 процентов. Так как именно из-за сухого и жаркого воздуха скопившаяся слизь в дыхательных органах засыхает и от этого состояние крохи ухудшается. Если у Вас нет увлажнителя воздуха, развесьте по дому мокрые пеленки.
4. Если ребенок заболевает или тем более заболел, он должен пить как можно больше жидкости. Во- первых: все вредные микробы, вирусы и бактерии таким образом «вымываются» из организма, во-вторых; ребенок потеет, при этом снижается температура тела, в-третьих: жидкость помогает разжижать густую слизь в органах дыхания.
Что можно давать ребенку пить, если он начал заболевать или болеет:
Все напитки предлагайте заболевшему ребенку согласно его возрасту и предпочтениям. Если ребенок не хочет пить, когда заболел, можно придумать разные уловки, например новая кружка, может заинтересовать его, или куда интереснее пить компот через соломинку, в случае болезни можно пойти даже на небольшой подкуп ребенка (Например, запаситесь, новым комплектом машинок или куколок). Всё для того, чтобы кроха больше пил!
Чем отличаются ОРВИ от ОРЗ у детей видео Комаровский
5. А вот с едой пока стоит повременить, если заболевший ребенок отказывается есть, не нужно его заставлять. Поверьте, за 3-5 дней болезни еще ни кто не умирал от голода, а вот навредить организму крохи насильным кормлением очень легко.
Сейчас организму крохи нужно бросить все силы на борьбу с болезнью, а не на переваривание пищи.
Если малыш не отказывается от еды, то кормите, его легкими продуктами: легкие молочные каши, овощные блюда, фрукты.
6. Как правило, при любой простуде или вирусе у ребенка не дышит носик. Промывайте малышу носовые проходы несколько раз в день любыми средствами, содержащими морскую соль (Аква Марис, АкваЛор, Квикс и т.п) или раствором соленой воды (1 ч.л. соли на 1 кипяченой воды), после чего отсасывайте слизь при помощи аспиратора.
Чтобы заболевший ребенок лучше спал, капайте в носовые проходы сосудосуживающие капли (но не стоит ими слишком увлекаться, так как они вызывают привыкание). Более подробную информацию Вы можете узнать из статью о насморке у ребенка.
7. Очень хорошо делать больному ребенку паровые ингаляции, горячие ножные или ручные ванны. Только ни когда не делайте всех этих согревающих процедур, если у ребенка поднялась температура, так можно ухудшить состояние больного.
Как правильно сделать ингаляцию ребенку читайте в этой статье: Ингаляция ребенку.
Итак, что делать если ребенок заболевает? Прежде всего, не паниковать, по возможности показать его доктору, ну и соблюдать все правила по уходу за больным малышом. Очень буду благодарна, если вы поделитесь своими способами облегчить состояние крохи при заболевании. Много полезного можете узнать из этой статьи: Что делать если ребенок часто болеет.
Видео Комаровский о противовирусных средствах
Просмотров: 45826
zaykapobegayka.ru
Каждая мама мечтает, чтобы ее дети были здоровыми. И многие готовы на все ради своего ребенка, не задумываясь, насколько хороши и эффективны те методы, к которым они иногда прибегают.
Потому, когда ребенок часто болеет, важно знать, что делать, как укрепить его иммунитет и вернуть здоровье, причем, сделав это наиболее безопасными и не фанатичными способами.
Многие умудренные жизнью бабушки вместе с медиками в один голос говорят о том, что задача ребенка до 6-7 лет -«переболеть свое».
Согласно исследованиям, люди, которые не знают, что такое простудные заболевания, имеют более ранние проблемы с сосудами и у них выше риск новообразований.
Потому, если ваш ребенок простудился, не стоит «ударяться» в панику, его иммунная система должна тренироваться. Совсем другое дело, если у вас ребенок часто болеет, можно сказать, из простудных заболеваний просто не «вылазит».
Согласно статистике, на земном шаре около 50% часто болеющих детей, их медики даже в категорию специальную выделили – ЧБД (Часто Болеющие Дети). Если ваш малыш:
Значит, он относится к категории часто болеющих детей. Причем, нередки случаи, когда мама сама не может сказать, сколько раз в год у ее малыша случается ОРЗ, потому что это бесконечный процесс: не успевает выздороветь, заболевает вновь, температура снижается – появляется кашель, ушел кашель – появился насморк, ушел насморк – покраснело горло, и так по кругу.
Есть такое понятие, как первичные иммунодефициты – нарушения иммунитета врожденные. Это не просто частые ОРВИ, а тяжелые ОРВИ, вызывающие осложнения, лечить которые потом практически невозможно. Если ваш ребенок 2 месяца не может избавиться от насморка, не стоит полагать, что он от рождения такой, врожденный иммунодефицит – это не его случай.
В подавляющем большинстве частые простуды – это проявления вторичного иммунодефицита. А значит, на вашего часто болеющего ребенка постоянно влияют какие-то негативные факторы, которые либо препятствуют развитию его иммунной системы, либо ее угнетают.
Можно, конечно, всю ответственность переложить на врачей и лекарства, а можно убрать негативные факторы из жизни вашего малыша и позволить ему стать здоровым. Причем, я не призываю вас заниматься самолечением, но и не стоит забывать простой истины: дети болеют не от того, что не пьют антибиотики…
Проверьте себя на эти пункты, и вы поймете, почему ваш ребенок так часто болеет:
Помните «золотое правило»: «Пища, воздух и вода – наши лучшие друзья!»? Вот с этого и стоит начинать.
Частые паразитарные инвазии не способствуют крепкому иммунитету. Паразиты съедают самое ценное из поступившей в организм пищи, оставляя после себя объедки, токсины и продукты собственной жизнедеятельности. Частые покашливания у ребенка без видимых причин, скрежетание зубами во сне, так же, как и ночная потливость, ненормальная тяга к сладостям, постоянное держание пальцев во рту – все это повод задуматься, а не гложет ли вашего малыша кто-то изнутри. О симптомах наличия паразитов я уже писала, рекомендую почитать.
Для ЖКТ ребенка неприемлемы копченая пища, чипсы, колбасы, газировки.
Если и баловать ребенка напитками, то не сладкой газированной водой, а морсами, фруктовыми чаями, домашним компотом. И не запрещайте детям пить воду! Никакие компоты и соки не заменят простой чистой воды, как и пользы от ее употребления. Все напитки должны быть комнатной температуры.
Идеальным воздухом для часто болеющего ребенка является чистый, влажный и прохладный.
Точно также не нагружайте его всякими секциями и дополнительными курсами: пение, курсы иностранных языков, музыка, кройки и шитья и прочее. Пусть он для начала перестанет часто болеть.
Спать ребенок должен в прохладной комнате с влажным воздухом. Утром после сна комнату проветривайте.
Закаливание ребенка начинайте постепенно. Закаливание стоит начинать тогда, когда ребенок совершенно здоров. Если по какой-либо причине недели 2 не проводились процедуры закаливания, все нужно начинать сначала с малых воздействий.
Одежда для ребенка не должна делать его похожим на кочан капусты. Сколько предметов одежды вы надеваете на себя, столько же должно быть и на ребенке, не нужно его кутать так, чтобы к телу не могло пробраться ни капли воздуха. Болезни чаще возникают из-за чрезмерной потливости, чем от переохлаждения.
Игрушки для ребенка должны выбираться не только потому, что они красивые и их ребенок у вас попросил. Если игрушка пачкается или имеет сильный запах, не стоит ее ему покупать. Ведь дети постоянно в рот тянут все, что им попадается в руки. Мягкие игрушки – это здорово, но они являются накопителями пыли, микроорганизмов, часто на них у детей бывает аллергия, так что старайтесь покупать такие игрушки, которые вы сможете потом в любой момент помыть.
Когда ребенок выздоровел, не стоит его сразу тащить по всем мероприятиям, которые он пропустил за время болезни (цирк, дельфинарий, аттракционы и т.п.). Так же, как и вводить в детский коллектив. На восстановление ему понадобятся недели 2-3. Ведь если у ребенка уже нет температуры и не течет из носа, это совсем не означает, что его иммунитет крепок, как скала. Малыш начнет контактировать с людьми и столкнется с уже новым вирусом.
Если ребенок до садика не болел, а отвели в садик, стал болеть часто, проблема не в ребенке, а в садике, куда берут заболевших детей, плохо проветривают помещения, мало выводят детей на прогулку. Тут два варианта: бросить садик и засесть дома с ребенком – так он перестанет болеть наверняка, или все-таки водить в садик и правильно его лечить, когда он заболеет. Не антибиотиками, сиропами и таблетками, а проветривая и увлажняя помещение, давая теплое питье и закапывая нос, а, главное, не ударяясь в панику! Фитотерапия и гомеопатия – это хорошая альтернатива химическим препаратам. Они не вызывают аллергии и не нарушают микрофлору, не заменяют естественный иммунитет, а укрепляют, строят его «по кирпичикам».
Когда в доме кто-то начинает чихать или ваш малыш пообщался с приболевшим другом, есть несколько способов, как помочь ему не заболеть.
Можно заметить, что ребенок заболевает по запаху из его рта: накануне болезни он ухудшается. Это говорит о том, что печень стала плохо перерабатывать животный белок. В организме началась интоксикация, а для вирусов появилась питательная среда, благодаря чему они активно атакуют организм и распространяются.
Чтобы уменьшить это воздействие, ребенка нужно временно перевести на питание без животных белков и попробовать такой лечебный компресс:
Конечно, когда часто болеет ребенок, не просто преодолеть панику, перестать переживать и начать делать не совсем то, что вам твердит ваш участковый, выписывающий для ребенка с десяток антибиотиков (чтобы наверняка), или то, что рекламируют актеры за деньги по телевизору. Причиной, почему ваш ребенок часто болеет, является не отсутствие в его жизни уколов и антибиотиков, а несоблюдение простых правил, описанных в этой статье.
Теперь вам известно, что делать, если у вас часто болеют дети. Не усложняйте жизнь ни себе, ни своим детям и
Будьте здоровы!
fitdeal.ru
Часто болеющий ребёнок - что делать? Для начала, понять, что это совсем не диагноз. Это группа диспансерного наблюдения. В нее входят дети, которые часто болеют респираторными инфекциями, и это не связано с явными врожденными и наследственными патологиями. Формально, группа "часто болеющих" определяется так:
если ребенок в возрасте от 3 до 4 лет – болеет чаще 6 раз в год;
если ребенок в возрасте от 4 до 5 лет – болеет чаще 5 раз в год; - если ребенок старше 5 лет - болеет чаще 4 раз в год.
Когда такое происходит, родители часто винят "плохих врачей" и начинают самостоятельно мучить детей новыми и новыми лекарствами - чем могут только усугубить проблему. Если ребенок часто болеет, это означает, что он постоянно сталкивается с источниками инфекции. Они могут находиться внутри самого организма или во внешней среде - например, при большом числе контактов с людьми. Не случайно многие родители связывают всплеск заболеваний именно с началом посещения ребенком детского сада. Но причины могут быть и дома, в семье.
наличие хронических заболеваний лор-органов у родителей и других членов семьи, которые проживают вместе с ребенком; пользование общей посудой и т.д.;
проведение прививок перед началом посещения детского учреждения. Многие родители зачастую откладывают вакцинацию до момента поступления детсад, а вакцины ослабляют работу иммунной системы – в результате ребенок заболевает через несколько дней после начала адаптации к условиям детского учреждения;
родители не провели профилактических мероприятий перед началом посещения детсада, в результате организм ребенка не справляется с переутомлением и перевозбуждением нервной системы;
начало посещения ребенком детского сада (особенно в возрасте до 3 лет). В этом возрасте дети очень восприимчивы к респираторным заболеваниям.
большое количество контактов в местах с массовым пребыванием людей: транспорт, супермаркеты и др.
Лор-врач двух моих детей Светлана Данилова обычно категорично заявляет родителям, дети которых страдают синуситами, отитами, аденоидитом – нужно срочно забирать детей из учреждения домой хотя бы на пару месяцев. "Была бы моя воля - все бы садики закрыла",- категорично заявляет Светлана Владимировна.
Но у родителей зачастую нет возможности оставить ребенка дома: или не с кем, или финансовое положение не позволяет трудиться только папе или маме.
До- и послеродовые неблагоприятные сценарии развития ребенка, например, гипотрофия, рахит, анемия, недоношенность, гипоксия в родах, энцефалопатия;
раннее искусственное вскармливание влияет на созревание иммунной системы;
аллергия, особенно та, которая передалась по наследству;
наличие у ребенка очагов хронической инфекции в рото- и носоглотке;
на слизистой оболочке носоглотки ребенка могут находиться вирусы и патогенная флора;
плохо работает «местный» иммунитет слизистой оболочки дыхательных путей;
у ребенка нарушены процессы терморегуляции и термоадаптации;
нарушение состава микрофлоры кишечника.
Комментирует Иван Лесков , отоларинголог:
“Настоящая проблема начинается тогда, когда ребенка приходится отдавать в детский сад, где в группе 20-25 человек. Из них трое-четверо всегда находятся в продромальном периоде инфекции, или приходят в детский сад после больничного – не долеченными. И хотя 3-4-летний ребенок уже может выработать антитела к инфекции, главное звено иммунитета – Т-система - еще не работает (она формируется к 5-6 годам). А это значит, что с 3 до 6 лет есть опасность формирования у ребенка хронических бактериальных очагов инфекции (тонзиллит, аденоидит), или персистирующих (лат. «постоянно пребывающих») хронических вирусов, к которым, в частности, относятся вирус Эпштейна-Барр, аденовирусная и цитамегаловирусная. Если ребенок часто болеет, простая стимуляция его иммунитета не даст желаемых результатов».
Три грамотных шага позволят вам разорвать порочный круг:
Выявить и санировать хронические очаги инфекции;
Сдать анализы на антитела к вирусам;
После выполнения двух первых пунктов – начать реабилитацию иммунной системы ребенка
Надо показать ребенка не только педиатру, но и отоларингологу. Именно лор-врач может оценить состояние миндалин, аденоидов, придаточных полостей носа и барабанной перепонки уха. Именно заболевания лор-органов является причиной частых болезней детей.
Лор-врач должен дать направление на анализ – посев со слизистой оболочки зева и носа для оценки микробного состояния. В слизистой носоглотки у часто болеющих детей зачастую мирно « живут» грибы рода Candida, стафилококки, гемофильная палочка ( кстати, с прошлого года детям из группы риска прививку от гемофильной инфекции стали делать бесплатно), энтеробактерии. Они-то и являются источником воспалительного процесса.
В результате оценки анализов – назначается адекватное лечение. И только после того, как ребенок полностью выздоровеет, можно приступать к реабилитации иммунной системы.
Сегодня очень часто педиатры используют в своей практике препараты растительного происхождения и гомеопатические препараты. Большинству из нас известны растения-адаптагены. Для стимуляции иммунитета используются элеутерококк, эхинацея, заманиха, левкой, лимонник китайский, родиола розовая, аралия маньчжурская. В аптеках продаются экстракты и настойки этих растений. В практике обычно применяют такую дозировку: 1 капля настойки на 1 год жизни. В эпидемический период иммунномодуляторы дают ребенку в течение недели – исключая выходные – в течение месяца.
Знатоки пчелиной продукции утверждают, что иммунитет можно поднять маточным молочком, пчелиным молочком, прополисом.
Из медикаментов в последнее время очень рекламируется деринат, он активизирует клеточный и гуморальный иммунитет. Менее известны нуклеонат натрия, оротат калия, сафинор.
Если ребенок постоянно мучается насморками, отитами, у него необходимо стимулировать местный иммунитет. Необходимо применение препаратов (по рекомендации лор-врача и после сдачи анализов), которые нормализуют иммунитет в слизистой оболочке верхних дыхательных путей. Эти лекарства содержат лизаты бактерий. Они помогают предупреждать инфекции в носоглотке. Известны рибосомальные иммуномодуляторы, бактериальные лизаты и мембранные фракции и их синтетические аналоги. Специально не называю сами препараты, их должен назначить только доктор, желательно хороший иммунолог.
Комментирует Федор Лапий , иммунолог-инфекционист:
“Перед тем, как назначить препарат, необходимо оценить состояние здоровья ребенка. Для начала смотрится общий анализ крови – в норме ли содержание клеток-лимфоцитов. Их количество свидетельствует о том, есть ли у ребенка грубое нарушение иммунной системы (норма для детей в возрасте от 4 лет - 6,1 – 11,4х109/л). Выясняется, перенес ли ребенок пневмонию, гнойные отиты, менингит и другие тяжелые заболевания. После этого могут потребоваться другие исследования – иммунограммы. Они бывают разными. Иногда для того, чтобы правильно оценить происходящее с ребенком и назначить адекватное, эффективное лечение – иммунолог может назначить очень узконаправленный тест. При этом сама иммунограмма будет показывать норму. Но это не будет означать, что проблема снята».
Хорошо проводить интерферонопрофилактику. Даже новорожденным педиатры назначают в период сезонной заболеваемости нативный лейкоцитарный альфа-интерферон (в ампулах). Есть рекомбинантные виды интерферона – гриппферон и виферон (свечи), анаферон и афлубин. Индуктором интерферона является арбидол, помимо этого это еще и противовирусный препарат. Не стоит забывать оксолиновую мазь. Утром и вечером после того, как очистили нос ребенка от слизи и просто от корочек – аккуратно смазывать слизистую ватной палочкой с нанесенной на нее мазью.
Есть также физиотерапевтичксие варианты восстановления иммунитета. В многих пульмонологических отделениях и в центрах здоровья детей есть так называемые галакамеры , они моделируют основные параметры соляных пещер. Очень рекомендуются детям с бронхолегочными заболеваниями, аллергикам, да и просто часто болеющим детям. Нахождение в галокамере активизирует Т-клетки, повышается синтез эндогенного интерферона и уровень иммуноглобулинов. Обычно проводят два курса в год. Например, осенью и весной.
Ароматерапия – физиотерапевтическая процедура с использованием летучих биологически активных веществ. В зависимости от использования эфирного масла определенного растения – будет и соответствующий эффект. Широко известны противовоспалительные и антибактериальные свойства масла хвои, лаванды, лавра, фенхеля и базилика. В ароматерапии обязательно строго индивидуальный подбор эфирного масла.
Чуть подзабытое УФО – ультрафиолетовое облучение. Физиотерапевтические кабинеты детских поликлиник обычно оборудованы этими аппаратами. В результате воздействия ультрафиолетовых лучей не только возрастает бактерицидная активность крови, также усиливается фагоцитарная активность, происходит рост антимикробных антител.
При этом надо не забывать выполнять другие «немедикаментозные» мероприятия по оздоровлению. О них все знают или хотя бы слышали, но выполнение этих абсолютно грамотных инструкций требует от взрослых педантичной постоянности. Правила должны стать нормой жизни.
Правильно организовать режим дня ребенка. Он должен и погулять, и поиграть, и вовремя лечь спать.
Избегать стрессов. Потушить все конфликтные ситуации в семье. Как правильно замечают психологи: очень часто ребенок заболевает в тех семьях, где есть неразрешенные ситуации между родителями. Малыш таким образом привлекает внимание противоборствующих сторон на себя. В другом варианте –иммунитет ребенка падает из-за постоянного стресса в связи с ситуацией в семье.
Сделать правилом несколько раз в день промывать нос раствором поваренной соли (0, 9 %) или физраствором (стоит копейки). Многие родители покупают спреи, например, «Аква-Марис». Чтобы сэкономить – после того, как раствор в покупном препарате заканчивается, можно аккуратно плоскогубцами снять крышку и залить в бутылочку физраствор. Дешево и сердито. Другие спрей-системы не позволяют использовать их повторно.
- Промывать горло настоями трав, например, ромашки.
- Постепенно вводить закаливающие процедуры. Тренировка реакции сосудов на охлаждение – обеспечивает хорошее кровоснабжение. В результате на коже и слизистых ребенка растет число клеток-убийц (фагоцитов), они уничтожают чужеродные микроорганизмы.
- Часто гулять. Только высокая температура и другие пограничные ситуации могут заставить вас остаться дома. Старайтесь не ходить с ребенком в магазины и другие места скопления людей. Одевайте отпрыска адекватно погоде и двигательной активности.
- Кормить разнообразно и благоразумно. Дополняйте свежие овощи, фрукты и ягоды – витаминно-минеральными комплексами (3-4 раза в год).
- Применять адаптагены. Они помогут ребенку восстановить иммунитет.
- Обеспечить доступ к чистому воздуху. Чаще проветривайте, хотя бы перед сном делайте в комнате ребенка влажную уборку пола. Если есть возможность – уберите ковры-пылесборники. Или часто и очень тщательно чистите их.
- Составить график посещения специалистов. Для часто болеющего ребенка очень важна такая педантичность. Основные - педиатр, отоларинголог, стоматолог, физиотерапевт. По дополнительным показаниям: врач ЛФК, аллерголог, иммунолог, невропатолог.
letidor.ru
Почему ребенок часто болеет до 5 лет или некоторые возрастные физиологические особенности иммунной системы
Сулейменова И.Е.
Индира Сулейменова
Каждой второй маме приходилось задавать вопрос доктору: почему мой ребенок так часто болеет? И как часто должен болеть «здоровый ребенок»? Когда можно считать, что ребенок относится к так называемой группе «часто болеющих детей»? Есть ли вообще пути решения этого вопроса?
Мне хотелось бы простым языком описать особенности иммунной системы детей до 6-7 лет и помочь найти ответы на выше перечисленные вопросы. Во внутриутробном периоде иммунная система матери проявляет толерантность к антигенным структурам плода, благодаря чему не происходит его отторжения. Это связано с наличием плацентарного барьера и с подавлением иммунных реакций в системе мать-плод. Через плацентарный барьер могут проникать питательные вещества в виде мономолекул (глюкоза, жирные кислоты, аминокислоты).
Начиная с 36 недель беременности проницаемость плацентарного барьера несколько повышается, при этом в организм плода проникают материнские иммуноглобулины, т.е. готовые антитела к некоторым видам инфекции. Этот процесс называется пассивным иммунитетом.
Это является своего рода подготовкой плода к рождению и защитой его после рождения. К шести месяцам после рождения ребенка эти готовые антитела полностью из организма выводятся, но они могут восполняться при грудном вскармливании. В конце беременности в молочные железы мамы устремляется огромное количество активированных иммунных клеток (Т-лимфоцитов).
Они и являются носителями иммунной информации, содержащей материнский иммунный опыт и генетическую базовую — «древнюю» иммунную информацию, которую нарабатывали миллионы поколений и, которая передается без изменения — от матери к плоду.«Древняя» или базовая иммунная информация является неким иммунным «паспортом» для организма, обеспечивающая выживание позвоночных, к которым относимся и мы.
В принципе эта информация видно неспецифична, то есть абсолютно одинакова у большинства позвоночных: человека, кошки, коровы, курицы и т.д. У млекопитающих эта информация передаётся в первые 30 – 60 мин. после рождения детеныша с материнским молозивом. Необходимо отметить, что если детеныш животного по каким-то причинам не получает молозиво, то он не способен выжить. Ребенок после рождения получает иммунную информацию с молозивом матери в течение первых 24-48 часов.
Т-лимфоциты,находящиеся в молозиве матери вырабатывают цитокины, т.е. трансфер факторы (сигнальные молекулы).В них записана вся информация об иммунитете, как материнская, так и базовая. В кишечнике ребенка эти трансферфакторы передают информацию иммунным клеткам ребенка. Эти иммунные клетки (Т-лимфоциты) ребенка с полученной информацией попадают в тимус (вилочковую железа). В свою очередь тимус создает у себя базу иммунной информации и инструкций для иммунных клеток для последующей жизни.
Тимус является центральным штабом иммунной системы и хранилищем иммунной информации. До рождения ребенка иммунные клетки знакомятся со своими клетками, чтобы потом они их знали в лицо. Если они не будут узнаны, то немедленно будут уничтожены. Итак, до рождения ребенка в тимусе имеется информация о своих клетках, а после рождения -в тимус поступает опыт иммунной системы матери и базовая иммунная информация всей группы позвоночных, выработанная и «отшлифованная» многими миллионами лет.
Это основа, на которой формируется собственный иммунный опыт данного организма и, который тоже записывается и хранится. На основе этой информации тимус регулярно ведет обучение молодых иммунных клеток, которые поступают из костного мозга.Когда «рождается» новая иммунная клетка, а живет она недолго — около месяца, тимус, как центральный штаб иммунной системы, выбрасывает для нее пептид, называющийся трансферфактором (цитокин), в котором содержится «пакет инструкций». Клетка его принимает и начинает действовать в соответствии с этой программой.
Таким образом, иммунная информация, передаваемая детенышу, состоит из «свежего» иммунного опыта организма матери и очень «древнего», базового, который сформировался миллионы лет назад и является иммунным «паспортом», иммунным способом выживания. Эта «древняя» информация уже давно не изменяется, не вырабатывается в материнском организме, а просто «транслируется вертикально», передается из поколения в поколение, от матери к плоду.
После получения информации о материнском и базовом опыте иммунитета вся иммунная система ребенка должна научиться этому опыту. Начиная с пятого дня жизни ребенка иммунныеклетки проходят учебу. Этот процесс длиться до 6-7 лет. Но к 2-2,5 годам жизни иммунитет ребенка начинает постепенно снижаться. В этом возрастном периоде к тому же значительно расширяются контакты ребенка с внешним миром и с возбудителями инфекций. В силу неполноценности иммунного ответа ребенка на инфекционные антигены отмечается выброс медиатров (химических веществ, выделяемых при воспалительных процессах).
Этот процесс происходитне по-стадийно, аодномоментно. Среди них как всегда преобладает гистамин. Поэтому многие вирусные инфекции у детей сопровождаются бронхообсруктивными состояниями (спазмы бронхов) и к тому же часто имеются проявления кожных аллергий (ЭКД, атопические дерматиты, крапивницы и т.д.). Самое часто встречающееся количество острых вирусных и простудныхзаболеваний, паразитарных инвазий, естественно,приходится на период от 1 года до 4-4,5 лет. В этом возрастном периоде ребенок заболевает в среднем 6-8 раз в год, а согласно данным ВОЗ–даже до 10-12 раз.
Временное снижение иммунитета также вызывается недостаточным потреблением белка, микронутриентов, особенно витаминов А, С, Е,Д,β–каротина, эссенциальных микроэлементов (цинк, железо, селен, йод), полиненасыщенных жирных кислот, наличием хронических болезней органов пищеварения, инфекционных болезней в анамнезе, приемом антибиотиков, воздействиемэкопатологических факторов, нарушением состава кишечной микрофлоры.
Известно, что недостаточное потребление белка снижает синтез антител. Дефицит полиненасыщенных жирных кислот, витаминов А, С, β–каротина, цинка в рационе сопровождается нарушениями во всех звеньях иммунного ответа. Недостаток йода снижает активность фагоцитарного звена, компонентов антиоксидантной защиты (витамины А, Е, цинк, селен, др.), неблагоприятно влияет на функциональную активность и жизнедеятельность иммунокомпетентных клеток. У детей на фоне быстрого роста часто встречается железодефицитная анемия, а железо является самым необходимым микроэлементом для макрофагов. Поэтому на фоне явной и латентной железодефицитной анемии ребенок начинает болеть намного чаще. Чтобы понимать это, необходимо познакомиться с работой макрофага — первичной иммунной реакции организма. Любой «чужеродный агент», т.е. антиген (бактерия, раковая клетка или клетка зараженная вирусом) в организме в первую очередь встречается смакрофагом. Это иммунная клетка, которая атакует его, анализирует, а затем синтезирует и выбрасывает из себя маленький пептид, на котором записывает информацию о произошедшем контакте с антигеном.
Другие иммунные клетки эту информацию получают и, соответственно, принимают меры. Сигнал макрофагов подхватывают НК — клетки «натуральные киллеры» – элементы врожденной части иммунной системы. Они, получив информацию, знают врага в лицо и уничтожают его. Если врожденный иммунитет не справляется, макрофаг забрасывает информацию нейтральным Т-лимфоцитам, они дают команду другим иммунным клеткам.Начинается выработка антител, уничтожение инфицированных или раковых клеток, а затем — сигнал к завершению борьбы и сохранению памяти о нарушителе. Антитела по своему химическому составу относятся к белкам.
Итак, при дефиците микронутриентов, витаминов ибелков у ребенка учащаются простудные заболевания. К тому же группе иммунологов из университета штата Мичиган удалось доказать функциональную незрелость ключевых иммунных клеток организма, атакующих вирусы натуральных киллеров (НК-клеток). Выяснилось, что продуцирование и созревание НК-клеток тормозится вырабатываемым в костном мозге белком, называемым фактором роста (TGF-β). Ранее было известно, что активность тимуса, довольно низкая в детском возрасте, значительно нарастает к половому созреванию и достигает максимума примерно в 20 лет.
Низкая активность тимуса отражалась на функции главных иммунных клеток – натуральных киллеров. Итак, еще один фактор сниженного иммунитета у детей – фактор роста подавляет функцию тимуса, что отражается на натуральных киллерах. Таким образом, причиной иммунной несостоятельности у детей является: — физиологическое подавление тимусом натуральных киллеров, не «согласованность» работы иммунной системы на фоне их учебы, т.е. неопытности, из-за дефицита микроэлементов, витаминов и белков.
Хотелось бы остановится на следующем выражении врачей : «У Вас слабая иммунная система»! Что это означает? Слабость в чем заключается? Когда в организмпопадает чужеродный агент, будь то вирус, бактерия, грибок, раковая клетка и т.д., то возможны только два сценария развития событий. Или иммунная система распознает этот агент, формирует специфический иммунный ответ, атакует его и выбрасывает из организма, или этот агент уходит из-под иммунного надзора. Иммунная система его просто «не видит», как опасность, т.е. «ослепла».
В случае проникновения инфекций они становятся хроническими, а если уходят из под надзора раковые клетки – развивается злокачественныйонкопроцесс. Проблема многих вирусных заболеваний заключается именно в неспособности иммунной системы качественно распознать инфекционный агент и сформировать адекватный ответ. Ведь некоторые инфекции могут легко уклоняться от иммунного надзора. Они могут маскироваться, постоянно меняя свои поверхностные антигены или разбрасывать ложные антигенные маркеры на соседние клетки. Это происходит и при хронических болезнях. При аллергиях иммунный ответ становится неуправляемым. Это гиперреакция иммунной системы на безобидное вещество, опять же,вследствии нарушения программы распознавания. Самый тяжелый сбой иммунной программы – аутоиммунные заболевания. Главная задача иммунной системы — распознавание «свой-чужой», чёткое «узнавание» своих «родных», здоровых клеток, сохранение неизменным своего.Нарушение программы иммунной системы ведёт к тому, что она начинает распознавать собственные здоровые клетки организма, как чужеродные опасные белковые образования и атакует их, и уничтожает. Так возникают аутоиммунные тиреоидиты, ревматоидные артриты, псориаз, системная красная волчанка, системная склеродермия, рассеянные склерозы, сахарные диабеты первого типа, гломерулонефриты, васкулиты ит.д.
Как это происходит? Иммунные клетки зарождаются в костном мозге. Новорожденная клеточка поступает в вилочковую железу, где под воздействием биологически активных веществ она «одевает» на свою поверхность множество рецепторов и, проходя через ткань вилочковой железы, через эти рецепторы, получает информацию для своего функционирования, т.е. получают инструкцию.
Клетки, которые могут запустить аутоиммунный процесс, получают информацию на уничтожение, и лопаются, не успев попасть в кровь. Если в вилочковой железе такой информации нет, развиваются аутоиммунные заболевания. В таких ситуациях врачам приходится не укреплять, а подавлять иммунитет. Таким образом, проблемы раковых процессов, хронических инфекций, аллергических и аутоиммунных патологий обусловлены, в первую очередь, некомпетентностью иммунной системы, а не ее слабостью.
Отсутствие в программе базовых, «древних» файлов определяет ее неспособность на адекватный иммунный ответ в целом ряде случаев. Это бывает в тех случаях, когда новорожденный ребенок по разным причинам не получает молозиво матери или под действием разных стрессовых факторов в организме ребенка стирается информация в иммунной системе.
Учитывая изложенное, очевидно, что иммунореабилитационные мероприятия заслуживают особого внимания и должны стать составляющими программ сохранения и восстановления здоровья. В педиатрической практике достаточно широко применяются иммуномодулирующие средства. Однако до конца нет ясности в том, какие средства должен применять педиатр и как их необходимо выбирать.
Среди иммунотропных препаратов выделяют три основные группы:
• иммуностимуляторы;
• индукторы иммунологической толерантности;
• иммуносупрессанты.
В педиатрической практике должны назначаться только те препараты, которые способны оказывать «мягкое» модулирующее действие на иммунную систему.
Среди препаратов, направленных на повышение иммунитета, можно выделять три группы лекарственных средств: 1–я группа – препараты, способствующие процессам возрастного созревания иммунной системы; 2–я группа – препараты, направленные на повышение функциональной активности иммунной системы; 3–я группа – препараты, относящиеся к средствам «неотложной» поддержки иммунной системы.
К препаратам 1–й группы (способствуют созреванию иммунокомпетентных клеток и функционированию иммунной системы) относят иммунонутриенты (эссенциальные микроэлементы, витамины, полиненасыщенные жирные кислоты и пробиотики. Во 2–ю группу входит наибольшее количество иммунотропных средств.
Среди препаратов этой группы выделяют иммунотропные средства разной природы: эндогенного происхождения и их синтетические аналоги; экзогенные вещества и их синтетические аналоги, синтетические вещества, способные влиять на разные звенья иммунной системы, в том числе препараты интерферона. К 3–й группе относят препараты иммуноглобулинов для внутривенного и/или внутримышечного введения (их применяют для неотложной помощи иммунной системе, в основном — в условиях стационара).
При выборе иммунотропных препаратов важно иметь в виду, что естественная активация иммунной системы обеспечиваетсяпрежде всего нормальной кишечной микрофлорой.Ребенок рождается со стерильным кишечником. При этом дифференцировка Т–хелперов (разновидность иммунных клеток, лимфоциты) ориентирована на преимущественное образование Т–хелперов второго типа (Th3), которые способствуют образованию IgE, повышающих риск развития атопических болезней.
Главным условием дальнейшего созревания и функционирования иммунной системы ребенка является обеспечение полноценным питанием (витамины и эссенциальные микроэлементы, полиненасыщенные жирные кислоты) и заселение открытых локусов нормальной микрофлорой. Наибольшее значение имеет микрофлора кишечника!!! Нормальная микрофлора у здорового новорожденного прерывает сложившуюся внутриутробно дифференцировку Т–хелперов, преимущественно в хелперы второго типа и обеспечивает нормальное соотношение Th2 и Th3 (1:2). Нормализация соотношения этих клеток, с одной стороны способствует повышению пищевой толерантности, с другой – снижению риска развития воспалительных болезней на иммунной основе. Таким образом, микрофлора кишечника и в постнеонатальный период во многом определяет качество иммунного ответа, работу местного и системного иммунитета.
Наиболее широкое применение в практике врача нашли препараты естественного происхождения, то есть те, которые соответствуют по составу факторам естественной резистентности. Среди них особое место занимает интерферон. В практике здравоохранения применяются препараты интерферона двух поколений.
Препараты 1–го поколения, имеющие природное происхождение, полученные из донорской крови и разработанные с помощью генной инженерии – рекомбинантные формы интерферона. Препараты интерферонов применяются в первую очередь при вирусных инфекциях, среди которых наиболее изучены острые и хронические вирусные гепатиты, герпетические поражения, грипп, ОРВИ и другие.
Показана эффективность интерферонов при лечении цитомегаловирусной инфекции, различных бактериальных заболеваний (гнойно–септическая инфекция у новорожденных и хирургических больных, хламидиоз и др.). Интерфероны используются также при многих онкологических заболеваниях. В настоящее время разработаны методические документы и стандарты назначения интерферона для лечения различных заболеваний. В настоящее время в педиатрической практике все шире применяются препараты Виферон и Кипферон® в виде суппозиториев.
Назначать иммунномодулирующие препараты детям до 5 лет нет смысла, т.к. иммунная система не в состоянии адекватно на них реагировать.
В данное время огромный интерес заслуживают и оправдывают свое применение так называемые трансферритики, т.е. трансферфактор содержащие препараты. Что же это за молекулы «ФАКТОРЫ ПЕРЕНОСА» или «ТРАНСФЕР ФАКТОРЫ»? Они были открыты в свое время российским ученым И. Мечниковым. После прививания животных от определенной болезни у них производили забор крови и вытяжку из разрушенных лейкоцитов вводили не привитым животным. И они не заболевали той инфекцией, хотя не были привиты. Значит их иммунная система получила информацию об инфекции и сумела правильно отреагировать. В 1949 году доктор Лоуренс (H. S. Lawrence) повторил этот опыт на человекею. Он ввел тяжелобольному туберкулезом экстракт лейкоцитов пациента, который справился с туберкулезом, и больной выздоровел.
Далее установил, что иммунная информация может передаваться от одного организма другому при введении ему экстракта лейкоцитов, содержащего особые молекулы, на которых и записан иммунный опыт первого. Эти молекулы, имеющие очень малый размер и массу около 5 килодальтонов, состоящие из 44 аминокислот, были названы Трансфер Факторами (факторами переноса).
С момента открытия в 1949 году ученые не прекращали попыток выделения трансфер факторов из различных тканей. Поскольку впервые их обнаружили в лейкоцитах крови, то, естественно, кровь людей и животных стала первым источником их получения. Очень быстро врачи убедились, что это мощнейшее лечебное средство. Было создано международное общество врачей, работающих с Трансфер Факторами. В основном их получали из донорской крови. Их ценность заключалась в свежем иммунном опыте донора.
Приходилось подбирать доноров, переболевших определенными болезнями. Это очень эффективно при конкретной болезни, но фантастически дорого – в Большой Медицинской Энциклопедии за 1985 год, том 26, в статье «Фактор переноса» написано: «Широкое использование фактора переноса в клинической практике затруднено, т.к. для его получения необходимо большое количество лейкоцитов от доноров». Чтобы получить 50 мг трансфер факторов из лейкоцитов, нужно взять50(!!!) литров донорской крови.
Кроме того, врачи опровергали роль «древнего» иммунного опыта. Скоро ученые выяснили, что трансфер факторы одинаковы у всех позвоночных животных, а значит их не обязательно брать от человека. И что еще важно, у всех позвоночных трансфер факторные молекулы ни химически, ни физически не отличимы друг от друга. У животных, в отличие от людей, цепь передачи генетического иммунного опыта не прерывалась. Значит, если люди вовремя не получили базовой иммунной информации и их иммунная программа искажена и деформирована, то мы можем взять у животных качественную «древнюю» иммунную информацию и вводить ее в организм человека в течении определенного времени, до тех пор, пока доля качественной информации в иммунной памяти не перевесит долю искаженной.
В 1987 году докторами Уилсоном и Паддоком Трансфер Факторы в очень большом количестве были обнаружены в молозиве, в том числе и коровьем. Точно таких же базовых «древних» Трансфер Факторов нашли не меньшев желтках птичьих яиц. У всех позвоночных они одинаковы. Трансфер Факторов в молозиве очень много, но еще гораздо больше очень крупных молекул: казеинов, лактоглобулинов, иммуноглобулинов (антител). Настолько много, что применение молозива в значительных количествах вызывает аллергические реакции даже у тех людей, у которых никогда не было аллергии вообще и на молоко в частности. Получается: много молозива не дашь – будет аллергия, а мало давать – нет смысла, — очень мало трансфер факторов.
Революция в использовании Трансфер Факторов произошла после того, как в 1989 году была разработана технология получения изолята ТФ из молозива, то есть полного отделения мелких, в пять килодальтон, молекул трансфер факторовот крупных белковых молекул, вызывающих аллергию. Этим методом из 50 кг сухого молозива (колострума) получают только 1 кг концентрата ТФ. Итак, в 1998 году началось производство препарата Трансфер Фактор (ТФ), впервые представляющего из себя высокоочищенный, гипоаллергенный концентрат базовых трансфер-факторных молекул. Теперь эта формула называется ТФ классический. В данное время на Казахстанском рынке имеются, изготовленные компанией 4Life Research,препараты содержашие ТФ, как из молозива, так и из желтков куриных яиц с наперед заданными иммунными свойствами: ТФ плюс, ТФэдвенсд.
Трансфер Факторы отвечают за способность иммунной системы отличать опасные вещества от неопасных, свои здоровые клетки — от чужеродных белков. Они содержат антиген-специфическую фракцию, обеспечивающую быстрое распознавание опасных инфекций и раковых клеток, и еще Трансфер Факторы содержат фракцию супрессоров, блокирующую избыточную иммунную активность(особенно при аллергии).
4life.kz