Истерика у ребенка 1.5, 2, 3, 4 лет, к сожалению, происходит практически с каждым в этом возрасте.
Но мы можем рассмотреть причины и понять, что делать, когда малыш кричит, ноет, плачет, размахивает руками и ведет себя действительно неадекватно.
Предотвратить такое поведение нужно. Оно и вправду ужасает!
Ангелок превращается в мини-сирену, бьющуюся в притворных конвульсиях, заставляющую прохожих оборачиваться и с укоризной глядеть вам вслед.
Сознаюсь, я сама была такой же, когда приезжала в гости к сестре в другой город.
Иногда ее дочь вела себя просто несносно, и я в глубине души сомневалась в родительских способностях сестры.
Мы стали встречаться все чаще, и я с удивлением поняла, что она прекрасная мать, очень чутко относящиеся к любимой дочке. Так в чем же дело?
Объективных (на мой взгляд) причин не было. Но как же я ошибалась, потому что, копнув тему глубже, поняла: объективные причины есть всегда, даже если перед вами образцовая во всех отношениях мама.
Как психолог я это отлично понимаю, именно поэтому и решила написать эту статью, которая, надеюсь, поможет убрать проблему детских истерик из жизни вашей семьи.
Стоит помнить, что малыш только развивается и еще не является полноценной личностью во взрослом смысле этого слова.
Он плохо разбирается в собственных физических ощущениях. Может хотеть пить или есть, испытывать дискомфорт, потому что натирают штанишки.
Но вместо того, чтобы попросить взрослого помочь, он будет копить негативные ощущения в себе, пока они не достигнут критического максимума — истерики.
Даже банальная усталость может излиться в такую душевную драму.
Задача каждого родителя кормить, поить и оберегать малыша от подобных обстоятельств.
Но на практике так получается не всегда: возможно, вы хотели уделить внимание ребенку, погулять в зоопарке, сходить к фонтану, поиграть в песочнице, а он прямо на остановке разревелся по пустячной причине.
А ведь он просто устал, не выдержав нагрузки. Единственным способом остановить такую истерику будет нежно обнять, перенести домой и удовлетворить его базовые желания (накормить, напоить).
Уложить спать будет сложно, лучше просто не допускать такого перенапряжения.
Присмотритесь, не заболевает ли чадо и не копирует ли ваше «домашнее» крикливое поведение. Тут уже нужно будет работать над собой.
Истерика у ребенка 2 лет, что делать? Возможно, ребенку не хватает внимания.
И я не говорю про ваши родительские обязанности, а про то безраздельное внимание, когда вы просто наблюдаете за ним с одобрением, без лишних мыслей.
И поверьте, малыш это чувствует! Таким образом повышается уровень энергии ребенка и его стрессоустойчивость.
Он ощущает, что вся материнская забота отдается только ему и насыщается этим. Попросите отца также чаще общаться с малышом.
Поиграть с ним в любимую игру или почитать сказку перед сном. Это не займет много времени, зато чадо будет себя вести намного лучше.
Что делать, если ангелочек становится настоящим монстром из кино?
Возможно, настал тот период, когда кроха начинает «отделять» себя от мамы, осознавать свою независимость, желания и интересы.
Вам может казаться, что вы не ущемляете его слишком сильно, но помните, что границы его желаний и возможностей с каждым днем растут, и того, чего хватало раньше, теперь явно недостаточно.
Разрешайте ребенку то, что раньше было под запретом (в разумных пределах), и вы сами увидите, с какой скоростью количество ежедневных истерик уменьшается день ото дня.
Кстати, именно это стало причиной плохого поведения моей племянницы.
Немного терпения, несколько хитрых «фишек» по отвлечению и неприятных реакций удалось избегать все чаще, а потом кризисный период прошел.
Чуть ниже я указала полезные советы на эту тему.
Не ведитесь на поводу
Ну и, конечно, старая-добрая манипуляция. Куда уж без нее.
Это осознанное желание добиться своих целей через притворство и крик.
Если вас интересует вопрос истерики у ребенка 4 лет, вы не знаете что делать, можно посоветовать буквально следующее — не ведитесь!
Никаких переговоров с террористами! В большинстве случаев дети смотрят на сверстников и повторяют такое поведение, понимая, как сильно это влияет на старших.
Эксперимент начался! Это может выглядеть как настоящая драма с реками слез, но это неправда.
Как только малыш получает желаемое после всхлипываний «хочу-хочу», то слезки сразу же высыхают и настроение просто чудесное!
Научитесь отделять это состояние от вышеперечисленных и со временем вы сможете эффективно противостоять истерике.
Совет: научитесь видеть манипуляцию со стороны ребенка. Если малыш хоть мельком поглядывает на окружающих, значит, эта игра рассчитана на публику.
Можно ли сказать, что существует предрасположенность к истерике? Да, можно. Все люди разные и детки не исключение.
Придется научиться не вестись на манипуляции
Различают 4 основных типа нервной системы.
В зависимости от разновидности, дети будут вести себя абсолютно по-разному в одной и той же ситуации и индивидуально реагировать на стресс.
Подведите к зеркалу и покажите, как чадо выглядит в момент истерики
Как видно, больше всего подвержены истерикам дети с неуравновешенной и слабой нервной системой.
Но это не значит, что целью вашей жизни станет беспрерывная борьба с этими проявлениями.
Просто учитывайте индивидуальные особенности ребенка и разрабатывайте свою тактику противостояния истерическим припадкам.
Совет: малышам со слабой нервной системой лучше чаще ощущать себя в роли главного. Чаще приглашайте знакомых детей в гости. Это со временем успокоит их, даст почувствовать себя хозяином положения на «своей» территории.
Истерики — важная часть становления личности ребенка.
Так он учится выражать свой гнев или недовольство, но вы можете помочь быстрее перейти этот рубеж.
Попробуйте отвлечь ребенка играми
Истерика у ребенка 3 лет неизбежна, мы разобрались с причинами, но что делать на практике?
Для начала осознайте, что главным во всех ситуациях должен быть только взрослый человек.
Никаких поблажек быть не может. Причем такая тактика должна сохраняться у всех членов семьи.
Дети весьма наблюдательные создания и очень четко «выкупают», кто сильнее и слабее морально, и если папа сказал твердое «нет», то бабушка наверняка пойдет на уступки.
Поговорите со всеми членами семьи и объясните, что плач — это просто неумение выразить гнев или раздражение словами и пойти на поводу у истерики — «медвежья» услуга для ребенка в первую очередь.
Но иногда, когда дело касается мелочей, можно сделать небольшую поблажку или иллюзию выбора.
Малыш не хочет уходить с детской площадки — окей, посидите на лавочке еще немного, с условием, что после этого он беспрекословно пойдет домой.
Не хочет одеваться — предложите ему выбор красную футболку или синюю и дайте немного свободы.
Ищите компромиссы
Постарайтесь не доводить до грани и еще перед истерикой переключить его внимание на что-то другое: «Какой красивый шарик!», «А давай купим вкусных фруктов!» или «Ты любишь играть с Машенькой? Почему?».
Постарайтесь в этот момент приласкать, обнять ребенка. Напряжение сойдет на нет, и он не захочет больше плакать.
Важно демонстрировать свое неодобрение, если скандал таки состоялся.
Если вы в комнате — выйдите из нее и оставьте малыша одного, чтобы он успокоился. Только учитывайте, какой именно у вас ребенок.
Если он пугливый, со слабой нервной системой, то это только запутает его и он не уловит причинно-следственной связи.
Очень важно сохранять спокойствие и не злиться в такие моменты. Шлепки и окрики не работают, кроха вас просто не услышит.
Эти действия могут только усугубить состояние и вызвать «истерический мост», когда тело непроизвольно выгибается в дугу и теряется моторика.
Чтобы научиться управлять детскими истериками, понадобится время
В такие моменты малыш может даже биться головой о пол или стучать кулачками.
Подойдите к нему, крепко сожмите в объятьях и переждите ураган, но удерживать насильно не следует.
Если сцена произошла на людях, лишите сорванца зрителей — просто перейдите в локацию, где людей меньше всего или вовсе нет.
Никаких действий производить не надо, важно переждать и не реагировать агрессивно.
Поговорите о случившемся после того, как он успокоился. Спросите, почему он плакал или озвучьте вслух его состояние.
Уясните, что вам не нравится такое поведение: «Я не поняла, почему ты плакал, в следующий раз объясни спокойно, хорошо?».
Проследите, чтобы у него были способы легкой разрядки. Это может быть подвижные игры с другими детьми, бег, баловство со старшими.
В общем, выход накопившейся энергии, но не до полного упадка сил. Возможно, он будет чувствовать себя подавленным и испытывать чувство вины.
Позвольте ему загладить все это символическим жестом.
Выполняйте свои обещания
Совет: будьте последовательны и всегда выполняйте данные малышу обещания. В противном случае он вам больше не поверит и истерики участятся.
Совет: подводите ребенка к зеркалу и показывайте, как страшно он выглядит, когда рыдает.
life-reactor.com
ЕленаЖен. 29 лет.Россия Санкт-Петербург
Здравствуйте! Моему сыну 4 года, очень часто случаются с ним срывы по пустяковому поводу (пустяковому для взрослого, может для него и нет). Приведу пример: Надо сосчитать количество птичек на картинке и вписать цифру в квадратик, проблема возникла тогда, когда когда злосчастная цифра получилась кривой, слезы, крик, «у меня не получается» и т.д. Истерика минут на тридцать и разумные доводы не помогают (просто не слышит и орет). Когда истерика проходит, то извиняется и все у него уже хорошо. Таких эпизодов за день может и не быть, а могут быть и раз пять. Самая частая причина «у меня не получается» (смазалась картинка, приклеилось не туда и тп), «я не могу» и проч. В садике тоже конфликты на этой почве, что ни так, сразу орет. Подскажите как вести себя в данных ситуациях? Мое поведение обычно такое: сначала я говорю, что ничего страшного не произошло, все хорошо и тд, пытаюсь успокоить, потом истерика нарастает, я могу выйти из комнаты или его выставить и сказать, что пока он не успокоится, то разговаривать не буду. Обычно он идет следом и воет рядом, потом, к сожалению, уже взрываюсь и могу наорать. Иногда даю пустырника выпить и он успокаивается минут через пять.
Семейный психолог, психотерапевт г. Санкт-Петербург
Здравствуйте! Пустырник не переводите! От простого к сложному: про ваши отношения, ребёнок может так реагировать имея сложности в самооценке и требуя по каждому поводу поддержки не справляясь сам — стоит спокойно говорить, что с ним (отражая его чувства) и возможно про себя, также можно спросить чего он хочет — давая ему самому справиться; про сложное — то что происходит с ребёнком — трудности всей семьи, например, у вас сложности в отношениях с супругом и чтобы снять семейную напряжённость с ребёнком и происходит все вами описанное. Вы можете обратиться к детскому психологу или семейному психотерапевту.
Время создания: 03 Декабря 2015 16:44
Мария Владимировна Наймушина
Психолог, Клинический психолог
Здравствуйте, Анна!Поведение ребенка, которое вы описываете — показатель того, что вашей дочке приходится нелегко с теми переживаниями и состояниями, в которые она погружена. Уверена, такое поведение — скорее крик о помощи, нежели "каприз", поэтому благодарна вам за то, что обратили на это внимание и приняли решение обратиться за помощью.
Вы задаете вопрос "Как себя вести?" и моя первая просьба об уточнении: что вы чувствуете, когда с дочерью начинает происходить то, что описываете? Какие эмоции/мысли приходит в голову? Что вам хочется сделать исходя их этих чувств и мыслей?
И несколько вопросов, ответы на которые мне важны для лучшего понимания ситуации и ее предыстории. Их немало, но каждый из них важен для того, чтобы я могла вам помочь.
1. Можете подробно описать первые изменения в поведении дочери, которые вы заметили две недели назад: что именно это было? ваши первые мысли и действия в той ситуации.2. С чего начинаются "истерики" (какие были причины, кроме "произошло не по ее плану")? Как реагируете вы (или другие окружающие люди)? Чем заканчиваются истерики?3. Опишите пожалуйста состояние дочери, которое называете "апатия". Случалось ли с ней такое ранее?4. Чем болела дочь ту неделю, когда вы не ходили в садик? С кем она была на больничном? Чуть подробнее про то, кто и по какому поводу ее обидел в садике (лучше, если приведете мнение или слова ребенка, которые она сама говорила о ситуации).5. Какие потенциально стрессовые ситуации происходили в вашей семье в последний месяц, даже не связанные с ребенком напрямую? (если происходили и если приходят в голову)
И еще, как мне кажется, очень важный момент, он меня волнует, но я не знаю как его трактовать. Часто, что-то сделав, спрашивает: "Мам, я же это не делела? "или "Ты не слышала?" "Ты ничего не говорила?" И ответить надо только "нет", иначе истерика. Создается впечатление, что она бы рада что -то сделать, но работает как будто какой то внутренний тормоз и она на словах откатывает ситуацию назад, дабы не начать по этому поводу расстраиваться.
Мария Владимировна Наймушина
Психолог, Клинический психолог
Анна, спасибо за подробные ответы — это, правда, важно.
№3 | Анна52 писал(а):сначала, обращая внимание, что она может переключиться резко и успокоиться (допустим, пришел папа с работы) я считала это блажью и попыткой просто настоять на своем, потому после окончания истерики, пока она длилась не более 15 минут, мы разговаривали, я старалась объяснить, что так вести себя нельзя и она была наказана
То есть все началось с резких "переключений". Что именно она делала, когда приходил папа, что это были за реакции и действия?Как Дара реагировала на разъяснения о том, что так себя вести нельзя, что было ее ответом (если он был)?
№3 | Анна52 писал(а):не приемлет тактильного контакта и даже визуального, т.е мне смотреть на нее нельзя, иначе кричит еще сильнее, трогать тоже, даже подходить ближе определенной дистанции, говорить тем более
Так было всегда или это то, что появилось только сейчас?
Был ли у вашей дочери т.н. "кризис трех лет?" (если понимаете, о чем я). Если да, то в чем заключался? Если нет — просто напишите, что нужно подробнее описать возможные проявления у ребенка.
Вы ходили к неврологу — что вам сказал доктор? Давал ли какие-то заключения или рекомендации?
Психолог, Клинический психолог
№8 | Анна52 писал(а):Такого (отстранения) не было никогда до этого.Кризиса трех лет как такового не было, своеволие и упрямство было и до этого, на этом пожалуй все.
Похоже, что он у вас начался позднее и ярче, чем это бывает у других. Анна, знаете ли вы. в чем основная задача "кризиса трех лет" у детей? Какие проявления считаются обычными и к чему в идеале все прожитые скандалы должны привести? Уточняю это для того, чтобы не мучать вас выкладками информации, которой вы, возможно, уже располагаете 🙂
Есть ли у вашей дочери то, что может считаться только её (места, занятия, обязанности и пр.)? Как вы относитесь и реагируете на то, что она может требовать разрешения на то, чтобы этим пользовались, например (если такие ситуации имеют место)?
№9 | Анна52 писал(а):Лет с 2,5 — 3 примерно началось все с того, что до этого мы ей говорили, чтонадо игрушки убирать за собой, а потом она резко стала наводить пордяок сама, расставляя каждый раз все на свои места.
Скажите, удалось ли вам заметить, после чего именно она так серьезно стала следить за порядком? Возможно, ей что-то сказали взрослые и это возымело такой эффект или, например, в вашей семье в том момент были какие-то трудности (в ваших с мужем отношениях в том числе)?
Как развиваются ваши отношения сейчас, что происходило в последние дни и как вы и ваша дочь себя чувствуете?
Во время истерики ребенок теряет самообладание, и общее его состояние характеризуется как крайне возбужденное. Истерики у ребенка сопровождаются следующими признаками: плач, крик, размахивающие движения ногами и руками. Во время приступов малыш может укусить себя или рядом находящихся людей, падает на пол, наблюдаются случаи ударов головой об стену. Кроха в таком состоянии не воспринимает привычные слова и убеждения, неадекватно реагирует на речь. Этот период не подходит для объяснений и вразумлений. Осознанное воздействие на взрослых рассчитано на то, что в итоге он получит желаемое. Часто такое поведение приносит положительный эффект.
Во время истерики ребенок характеризуется крайне нестабильным эмоциональным состоянием и способен на неадекватные поступки
Чем старше малыш, тем больше у него появляется личных желаний, интересов. Порой эти взгляды расходятся с тем, что думают родители. Происходит столкновение позиций. Ребенок видит, что не может добиться желаемого и начинает злиться и нервничать. Такие напряженные ситуации и провоцируют появление истерических состояний. Перечислим основные факторы, влияющие на это:
Увидев однажды подобное у своего малыша, родители зачастую не знают, как реагировать и как это остановить? Единственное желание в моменты приступов — чтобы они поскорее закончились и больше не начинались. Повлиять на их частоту могут именно родители. От их правильного и рационального поведения будет зависеть продолжительность подобных ситуаций.
Ошибки в реагировании приведут к затягиванию неприятных моментов на долгие годы. Спокойная реакция на истерические приступы, отсутствие реакции как таковой сведут детские истерики на «нет» в самые короткие сроки.
Прежде чем начать борьбу с истерическими приступами, следует разграничить два понятия «истерика» и «каприз». Капризы – преднамеренные действия, имеющие своей целью получить желаемое, невозможное или запретное. Проявляются капризы аналогично истерикам: топаньем, криком, швырянием предметов. Капризы зачастую рождаются там, где нет возможности их исполнить — например, хочется съесть конфету, а их в доме нет, или пойти на прогулку, а за окном ливень.
Детские истерики отличает непроизвольность. Малыш не может справиться с эмоциями, и это выплескивается в физических проявлениях. Так, в истерическом состоянии ребенок рвет на себе волосы, царапает лицо, громко плачет или стучится головой об стену. Можно констатировать, что порой бывают даже непроизвольные судороги, которые называются «истерический мост». Ребенок в таком состоянии выгибается дугой.
Как проявляются детские истерики? 2-3 года – возраст, характеризующийся следующими стадиями приступов:
Громкие крики ребенка пугают родителей. При этом не выдвигается никаких требований. Во время начала очередной истерики малыш ничего не видит и не слышит вокруг.
Главные характеристики периода: активное разбрасывание вещей, топанье, удары ногами, руками и головой об стену, пол. Боли в такие моменты кроха не чувствует.
У ребенка начинают литься слезы. Текут они просто ручьями, а весь вид карапуза выражает обиду. Малыш пересекший вторую стадию и не получивший в ней утешения, продолжает всхлипывать очень долго. Малютки очень трудно справляются с нахлынувшими на них эмоциями. Получив успокоение только на последней стадии, ребенок будет полностью обессилен, выразит желание поспать в дневное время. Быстро засыпает, но ночью спит тревожным сном.
При истерике ребенок может падать на пол и выгибаться дугой, что особенно шокирует неподготовленных родителей
Слабый и неуравновешенный тип нервной системы ребенка наиболее подвержен к появлению сильных приступов. В возрасте до 1 года тоже случаются истерические проявления. Характеризуются они истошным продолжительным плачем. Что может вызвать такое состояние? Причиной может служить даже минимальная ошибка в уходе: мама не сменила мокрые штанишки, чувство жажды или голода, требование поспать, боли от колик. Для таких деток характерны постоянные просыпания по ночам. Годовалый малыш может продолжать еще долго плакать, даже если причины уже ликвидированы.
Дети в полтора года закатывают истерики на фоне перенапряжения в эмоциональном плане и от усталости. Не до конца устоявшаяся психика дает такие результаты, но чем старше ребенок, тем более осознанными являются его истерические приступы. Он таким образом манипулирует чувствами родителей, добиваясь своих целей.
К 2 годам подросший младенец уже хорошо понимает, как пользоваться словами «не хочу», «нет» и понимает смысл фразы «нельзя». Осознав механизм их действия, он начинает применять их на практике. Выразить словесно свой протест или несогласие двухлетка еще не может, поэтому он прибегает к более выразительной форме – к истерическим припадкам.
Агрессивное и необузданное поведение 1-2-х годовалого ребенка шокирует родителей, они не знают, какая реакция будет правильной. Малыш кричит, размахивает руками, валяется на полу, царапается – все эти действия требуют адекватной реакции взрослых. Часть взрослых поддается на провокации и выполняет все желания карапуза, а еще часть прибегает к физическим наказаниям, дабы отучить от подобного в будущем.
При истерике ребенок может стать агрессивным и необузданным, однако родителям нельзя впадать в панику и идти на поводу у маленького диктатора
Какая должна быть реакция на истерические приступы двухлетки? В основе зачастую лежит каприз, выражающийся в словах «не буду», «дай», «не хочу» и т.д. Не сумев предотвратить появление истерического приступа, откиньте мысли об успокаивании ребенка. Также не стоит его вразумлять или ругать, это лишь дополнительно распалит его порыв. Не бросайте ребенка одного. Важно держать его в поле зрения, так кроха не будет пугаться, а будет сохранять уверенность в себе.
Однажды уступив малютке, вы рискуете получить неоднократное повторение подобного. Не способствуйте закреплению этого навыка, не идите на поводу. Почувствовав раз, что своим поведением ребенок добивается своего, он будет прибегать к этому методу снова и снова.
Разовая слабость взрослого может обернуться длительной проблемой. Бить и наказывать ребенка также не стоит, физические воздействия не принесут результата, а лишь усугубят поведение малыша. Реально помогает полное игнорирование детской истерики. Видя, что его старания тщетны и, если они не приносят желаемого результата, ребенок откажется от этого способа воздействия.
Можно нежно и спокойно успокоить его, сказав крохе о том, как вы его любите, при этом крепко обнимая и удерживая в своих объятиях. Старайтесь быть роднее и нежнее, если даже он сильно злится, кричит или стучится головой. Карапуза, вырывающегося из ваших объятий, не удерживайте насильно. В ситуации, когда кроха истерит из-за того, что не хочет с кем-то оставаться (с бабушкой, с воспитателем), то следует как можно быстрее покинуть помещение, оставив его со взрослым. Оттягивание момента расставания лишь удлинит процесс детской истерики.
Родителям очень сложно контролировать процесс истерических требований в общественных местах. Ребенку 2-х лет гораздо проще и безопаснее уступить, чтобы прекратить шум и установить спокойствие, но такое мнение крайне ошибочно. Косые взгляды окружающих не должны вас волновать в этот момент, самое главное – одинаковая реакция на аналогичные поступки.
Уступив однажды и уняв скандал, вы провоцируете вторичное повторение ситуации. Кроха просит игрушку в магазине – будьте тверды в своем отказе. Не реагируйте на его топот, возмущение и недовольство любого плана. Видя уверенное и непоколебимое поведение родителей, ребенок поймет, что истерические припадки не помогают добиться желаемого. Помните, что кроха устраивает истерические приступы в целях воздействия зачастую именно в общественных местах, рассчитывая на мнение публики.
Оптимальный вариант реакции – немного подождать. После окончания приступа следует успокоить кроху, обнять и ласково поинтересоваться причиной его поведения, а также сказать, что разговаривать с ним намного приятнее, когда он в спокойном состоянии.
Ребенок в 3 года хочет быть самостоятельным и чувствовать свою взрослость и независимость. Кроха уже имеет свои желания и хочет отстоять свои права перед взрослыми. Дети 3-х лет находятся на рубеже новых открытий и начинают чувствовать себя уникальной личностью, могут по-разному вести себя в такой непростой период. Из основных характеристик данного этапа является негативизм, упрямство и своеволие. Истерики у ребенка 3 лет часто обескураживают родителей. Еще вчера их малютка делал все с радостью и удовольствием, а сегодня он делает все наперекор. Мама просит кушать суп, а малыш бросает ложку, или папа зовет к себе, а ребенок настойчиво игнорирует эти просьбы. Кажется, основными словами трехлетки становятся «не хочу», «не буду».
Как справляться с детскими истериками? Важно при отучении крохи от этого вредного занятия не концентрировать свое внимание на его плохих поступках. Откажитесь от желания сломить его характер, это не приведет ни к чему хорошему. Разумеется, позволять делать все, что хочет ребенок, также недопустимо. Как же тогда бороться с этой бедой? Ребенок должен понимать, что истерика не помогает добиться каких-то результатов. Мудрые бабушки и мамы знают, что лучший способ в таких случаях – переключить детское внимание на что-то другое, отвлечь его. Выбирайте интересные альтернативы: посмотреть любимый мультик или позаниматься, поиграть вместе. Такой способ не сработает, если кроха уже находится в апогее истерики. Тогда самое лучшее – переждать.
При проявлении истерик дома, четко сформулируйте свою мысль о том, что любые разговоры с ним будут только после того, как он успокоится. Сами в этот момент более не обращайте на него внимания и занимайтесь домашними хлопотами. Родители должны показывать пример, как владеть своими эмоциями и сохранять спокойствие. Когда малыш успокоится, поговорите с ним и расскажите, как сильно его любите и что его капризы не помогут ничего добиться.
Когда капризы случаются в людном месте, постарайтесь вывести или отнести ребенка туда, где зрителей будет меньше. Регулярные истерики у крохи предусматривают более внимательное отношение к словам, которые вы говорите ребенку. Избегайте ситуаций, когда ответом на ваш вопрос может быть отрицание. Не стоит говорить категорично: «Скорее одевайся, пора на улицу!» Создавайте иллюзию выбора: «Ты пойдешь в красном свитере или в синей кофте?» или «Куда бы ты хотел пойти, в парк или на площадку?»
Приближаясь к возрасту 4 лет, ребенок поменяется — детские истерики будут утихать и пройдут так же внезапно, как и появились. Кроха входит в возраст, когда уже есть способность рассказать о своих желаниях, эмоциях и чувствах.
Иногда отвлечь ребенка и переключить его внимание помогает обычный мультик
Часто мы, взрослые, сами провоцируем у детей появление капризов и истерик. Вседозволенность, отсутствие рамок и понятий «нельзя» и «нет» оказывают малышу медвежью услугу. Кроха попадает в капкан родительской беспечности. Так, детки 4 лет прекрасно чувствуют слабину и если мама говорит «нет» — значит, бабушка может разрешить. Важно родителям и всем воспитывающим взрослым договориться и обсудить разрешаемое и запрещаемое, а также проинформировать ребенка. После этого следует четко придерживаться установленных правил. Все взрослые должны быть едины в своих методах воспитания и не нарушать запретов других.
Комаровский утверждает, что учащенные детские капризы и истерики могут свидетельствовать о наличии заболеваний нервной системы. За помощью к неврологу или психологу следует обращаться, если:
При констатации врачами отсутствия каких-либо заболеваний, следует искать причину в семейных взаимоотношениях. Ближайшее окружение малыша также может иметь большое влияние на появление истерических приступов.
Как справиться с детской истерикой? Родителям важно уловить момент, близкий к приступу. Возможно, малыш поджимает губы, сопит или слегка всхлипывает. Заметив такие характерные признаки, постарайтесь переключить кроху на что-то интересное.
Отвлеките внимание ребенка, показав вид из окна или сменив комнату, заняв интересной игрушкой. Такой прием актуален в самом начале детской истерики. При активном развитии приступа такой способ не даст результатов. Для предотвращения истерических состояний доктор Комаровский дает следующие советы:
Внимание! Вся информация на сайте предоставляется исключительно в справочных целях и носит ознакомительный характер. По всем вопросам диагностики и лечения заболеваний необходимо обратиться к врачу за очной консультацией.
Пользовательское соглашениеКопирование материалов сайта без письменного разрешения администрации проекта и активной ссылки на http://vseprorebenka.ru запрещено.
© «Все про ребенка», 2016 — 2017
Источники: http://www.consmed.ru/detskii-psiholog/view/887305/, http://www.b17.ru/forum/topic.php?id=44671, http://vseprorebenka.ru/vospitanie/psihologija/isteriki-u-rebenka-2-3-4-goda.html
vospitanye.ru
440
Приступы детского гнева или отчаянья, сопровождающиеся криками и слезами, а порой и катанием по земле, или попытками ударить взрослого или нанести повреждения себе — все это ужасное многообразие детских истерик. Милый ангелок в одно мгновение превращается в неуправляемого орущего чертенка – ситуация знакомая каждому родителю. Взрослые в такой ситуации испытывают и стыд, и страх общественного осуждения, и растерянность от незнания как унять разбушевавшегося ребенка.
О том, что делать, когда ребенок закатил истерику, о видах и причинах такого поведения будет рассказано в этой статье.
Психологи выделяют два основных вида истерик у детей:
Истерики первого вида есть не что иное, как манипуляция окружающими. Ребенок, желая получить некую вещь или совершить запрещаемое действие, привлечь внимание устраивает истерику. Психологи советуют игнорировать такое поведение. Исключением могут быть случаи, когда малышу действительно не хватает родительского внимания и любви.
Единожды добившись своего, ребенок будет и дальше использовать этот метод для достижения цели.
Истерики как проявление характера есть не что иное, как попытки снять эмоциональное или нервное напряжение. Это проявление характера ребенка. Подобное состояние случается, когда от ребенка требуется совершить действие, которое сталкивается проблемными чертами характера. Эмоциональное и нервное напряжение в этот момент нарастает и провоцирует истерику. В данной ситуации лучше позаботиться о безопасности ребенка, чтобы он не навредил себе и постараться успокоить, а после проговорить с ним о его чувствах и ситуации в целом.
Взрослым может казаться, что ребенок устраивает «концерт» на ровном месте и повода для такого поведения нет. Это не так у истерики всегда есть причина. Часто родители считают, что дети малы и многое не понимают, но ребенок остро реагирует на изменения в жизни семьи или конфликтные ситуации в ней. Психологи выделяют несколько основных причин приводящих к детским истерикам:
Ребенок в течение первых лет жизни активно учится, в том числе и понимать свои эмоции, осознавать себя как самостоятельную личность. Различные возрастные изменения приводят к кризисам первого года жизни, двух, трех лет и реже встречающейся кризис 4-5 лет. Подробнее об истериках связанных именно с возрастными кризисами будет рассказано ниже.
Для маленьких детей важен распорядок и привычный уклад – это основа для их чувства безопасности. Любые изменения в привычном мироустройстве вызывают у ребенка тревоги, иногда страхи, множество разнообразных эмоций, справится, с которыми ему бывает тяжело, что приводит к истерикам. Переезды, развод родителей, смерть родственников, начало посещения детского сада или его смена – это огромные потрясения для малыша, к которым ему еще нужно привыкнуть. В изменившихся обстоятельствах ребенку требуется повышенная забота и любовь близких.
Даже скрытые от ребенка ссоры и конфликты, проявляются в холодности общения и напряженной обстановке. Это уже стресс для малыша. А что говорить, когда он становится свидетелям регулярной ругани взрослых. Это расшатывает нервную систему ребенка, вызывает у него массу сильных эмоций. Часто дети в знак протеста устраивают истерики, чтобы прекратить ссоры взрослых. Напряженная обстановка в семье плохо влияет на детскую психику, вызывая не только истерики, но и повышенную тревожность и другие расстройства.
Часто причиной детских истерик становится недостаток внимания. И для ребенка становится не так уж и важно, каким образом на него обратят внимание, приласкав или накричав, лишь бы заметили. Истерика становится своеобразной попыткой напомнить о себе.
Детям важно не количество проведенного с ними времени, а качество. Даже если у родителей нет возможности часами развлекать сына или дочь, достаточно будет провести с ними немного совместного времени, играя, читая или гуляя при условии включенности в процесс, искреннего интереса к ребенку и совместному занятию. Конечно, все дети разные и некоторым требуется полное «погружение» в их жизнь, а кому-то достаточно крепких обнимашек раз в час. Важно качество общения с ребенком, а не количество проведенного совместного времени.
Под непоследовательностью воспитания понимаются ситуации, когда один взрослый запрещает, а другой разрешает. Например, мама не дает сладкое, а бабушка или папа тайком кормят ребенка конфетами. Это «противостояние» приводит к тому, что малыш находит лазейки для получения желаемого и при необходимости использует истерику как метод манипуляции.
Ребенку важны четкие правила, которых придерживаются все члены семьи, тогда они не будут вызывать у него протест. Да и непоследовательность действий взрослых вызывают тревожность у малыша, когда он не знает чего ожидать.
Режим дня тоже важен. Нервное переутомление, вызванное массой новых впечатлений, да и просто физическая усталость могут стать причинами детской истерики. Часто истерики связные со сбившимся режимом дня случаются ночью.
Нужно понимать, что бывают дети легковозбудимые, чья нервная система быстро реагирует на внешние возбудители, но в силу возраста процессы торможения плохо развиты и это может приводить к истерикам. Для таких детей важен четкий распорядок дня и правила, которые поддерживают все члены семьи.
Первые истерики у ребенка, как правило, связаны с кризисом одного года. К этому моменту ребенок освоил основные двигательные навыки и его желание познавать мир самостоятельно велико. Родителям приходится устанавливать правила и запреты, связанные с безопасностью ребенка, что может приводить к вспышкам недовольства и истерикам.
У детей в этом возрасте еще не развито восприятие времени, и именно поэтому они хотят получить желаемое сразу. Сталкиваясь с неудовлетворением потребностей, они испытывают фрустрацию и злость. Неумение выразить эмоции не полное их осознание становятся причиной истерик.
Родителям может быть сложно в этот период справляться с изменившемся поведением сына или дочери, но они должны понимать, не нужно потакать всем желаниям малыша, это нормально. И реакция ребенка на отказ в виде криков и слез это тоже нормально. Спокойствие родителей залог того, что истерики связанные с кризисом первого года жизни не перерастут в манипуляционное поведение в дальнейшем.
Важно не потакать любому капризу, а стараться объяснить причину отказа, объяснять ребенку его чувства. «Ты сейчас злишься», «Ты расстроен» – проговаривая эмоции ребенка, родитель учит его понимать свое состояние.
Ребенку нужно помочь усвоить, что криками и слезами он желаемого не добьется и для выражения чувств ему придется искать другие способы.
Период с 1.5 до 2.5 лет время очередного возрастного кризиса у детей. Он сопровождается повышенным упрямством, желанием большей самостоятельности, потребностью во внимании.
Истерики двухлеток сопровождаются картинными падениями на пол, сучением ногами, малыши могут начать бить маму или папу, требуя таким образом желаемого.
Неумение справляться со своими эмоциями тоже являются причинами «плохого» поведения.
Дети в двухлетнем возрасте стараются заявить о своей самостоятельности и «отделится» от родителей, но при этом нуждаются во внимании и ласке и этот конфликт потребностей может приводить к взрывам гнева и слезам. Часто чтобы успокоить малыша нужно просто обнять его и приласкать, отвлечь на что-то интересное.
Дети в этом возрасте еще не могут прямо сказать, что устали, хотят спать или есть и часто причиной истерики может стать дискомфорт, вызванный физическим состоянием. Родителям необходимо внимательнее относится к режиму ребенка и если планируется долгая прогулка, стоит прихватить с собой перекус, который может предотвратить «катастрофу».
Так же чрезмерная строгость и большое количество запретов приводят к тому, что, отстаивая свою самостоятельность, ребенок закатывает истерику. Родителям важно в этом случае понимать, что давая свободу действий в рамках разумного, они способствуют развитию ребенка, его уверенности в своих силах. Каждый запрет должен быть пояснен, почему нельзя. Например, нельзя убегать на проезжую часть, потому что можно попасть под машину. Взрослым придется запастись терпением, и объяснять правила по нескольку раз, но это позволит избежать истерик.
Даже если кризисы года и двух прошли «гладко», не заметить кризис трех лет практически ни возможно. Ребенок осознает себя как личность, стремится отстоять свое мнение, но идти на компромиссы не умеет. Ребенок стремится к все большей самостоятельности и «отделению» себя от родителей. Неудовлетворение этих его потребностей приводит к истерикам.
Важно дать ребенку успокоится, а потом обсудить с ним его действия, без ругани и наказаний, научить выражать свои чувства, искать компромиссы.
По мнению Выготского, возраст трех лет – это состояние войны с окружающим миром. Негативизм и проявление принципиальности, попытки защитить свое «Я», отстоять самостоятельность. Родителям важно проявлять терпение и сдержанность, уважительно относится к ребенку, и учить его принимать отказы, находить компромиссы.
Если истерика случилась при «зрителях» нужно отвести ребенка в сторону, остаться с ним наедине и дать возможность прокричаться и выразить гнев и обиду. А после уже обсуждать его поведение.
Часто в возрасте 4-5 лет причиной истерики становится неспособность малыша вынести ситуацию, справится с гневом, отчаяньем или обидой. В истерическом состоянии ребенок не воспринимает стороннюю информацию, ему нужно «выпустить пар», получить эмоциональную разрядку, потом начинается фаза горевания, когда ребенку нужна ласка и забота.
Истерики четырех летнего возраста сопровождаются попытками навредить себе (разцарапывание лица, рук других частей тела, попытки биться головой об стену или пол). Они всегда сопровождаются приступами ярости и часто ребенку необходимы «зрители».
Подобные истерики нужно отличать от капризов вызванных воспитательными ошибками и попустительством взрослых, когда любой каприз удовлетворялся по первому требованию. Истерические припадки, случающиеся регулярно могут свидетельствовать о проблемах с психикой или нервной системой. Поэтому стоит обратиться за консультацией к неврологу и детскому психологу.
Если истерики связаны с капризами и промахами в воспитании, то родителям стоит пересмотреть свои действия и начать исправлять ошибки.
Вспышка детского гнева и последующая истерика может случиться в любой момент, и ни один родитель не застрахован от такого поведения в общественном месте. Психологи советуют придерживаться следующих правил поведения:
Родителям важно понимать, что истерики могут случиться с любым ребенком и они не одни такие «неправильные», постараться не обращать внимание на мимо проходящих и не злиться на ребенка.
Понятно, что от детской истерики не застрахован никто. Но есть несколько советов, которые помогут снизить риск их возникновения:
Детские истерики могут быть вызваны разными причинами, но родителям важно не ругать ребенка за них, а постараться помочь справится с чрезмерно сильными эмоциями.
psihter.ru