Несмотря на то, что группу здоровья определяют практически сразу после рождения ребенка – при первичном патронаже (о чем запись делается в карте ребенка), многие родители впервые сталкиваются с таким понятием, как «группа здоровья» в возрасте ребенка от 2 лет и не всегда точно знают (понимают), что это означает.
Группы здоровья – это условный термин, используемый для ориентировочной оценки здоровья детей и подростков до 17 лет включительно. Для того чтобы ребенка отнести к той или иной группе здоровья, врач-педиатр проводит комплексную оценку состояния здоровья ребенка и, по результатам профилактического осмотра и сбора необходимых анализов, ставит группу здоровья. Причем, оценка состояния здоровья ребенка дается на момент обследования; острое заболевание, прошлые болезни, если только они не приобрели хроническую форму, не учитываются.
Комплексная оценка осуществляется на основании следующих критериев:
Всего существует 5 групп здоровья, которые обозначаются римскими цифрами (I, II, III, IV, V). Распределение детей по группам здоровья осуществляется на основании Инструкции по комплексной оценке состояния здоровья детей, утв. приказом Минздрава от 30.12.2003 №621 и правил комплексной оценки состояния здоровья несовершеннолетних, утв. приказом Минздрава от 21.12.2012 №1346н.
По результатам всероссийской диспансеризации только 10% детей имеют I группу здоровья, а остальные 90% детского населения относятся к II–IV группам здоровья.
I группа здоровья – это здоровые дети (подростки), не имеющие проблем со здоровьем. Дети этой группы имеют нормальное, соответствующее возрасту, физическое и психическое развитие, не имеющие анатомических дефектов, пороков развития или других нарушений внутренних органов.
Дети, отнесенные к I группе здоровья, проходят профилактические медицинские осмотры в полном объеме в сроки, определенные действующими нормативно-методическими документами.
II группа здоровья (самая распространённая группа) – это здоровые дети (подростки), но имеющие небольшие проблемы со здоровьем и сниженную сопротивляемость к острым и хроническим заболеваниям. Дети второй группы имеют нормальное или не резко выраженное отставание нервно-психического развития. То есть ко второй группе здоровья относятся дети:
Дети, относящиеся ко II группе здоровья должны находиться под более тщательным наблюдением. Контроль за состоянием здоровья детей, отнесенных ко II группе здоровья, осуществляется при профилактических медицинских осмотрах и ежегодно врачом-педиатром.
III группа здоровья – это дети, страдающие хроническими заболеваниями (состояниями) в стадии клинической ремиссии, с редкими обострениями, с сохраненными или компенсированными функциями органов и систем организма, при отсутствии осложнений основного заболевания (состояния). А также дети с физическими недостатками, последствиями травм и операций при условии компенсации функций органов и систем организма, степень которой не ограничивает возможность обучения или труда.
Дети третьей группы имеют нормальное физическое развитие, но с дефицитом или избытком массы тела I или II степени и (или) имеющие низкий рост. Нервно-психическое развитие детей III группы здоровья нормальное или отстает.
IV группа здоровья – это дети, страдающие хроническими заболеваниями (состояниями) в активной стадии и стадии нестойкой клинической ремиссии с частыми обострениями, с сохраненными или компенсированными функциями органов и систем организма либо неполной компенсацией функций.
Дети с хроническими заболеваниями (состояниями) в стадии ремиссии, с нарушениями функций органов и систем организма, требующими назначения поддерживающего лечения.
Дети с физическими недостатками, последствиями травм и операций с неполной компенсацией функций органов и систем организма, повлекшими ограничения возможности обучения или труда.
V группа здоровья (самая тяжелая группа) – это дети, страдающие тяжелыми хроническими заболеваниями (состояниями) с редкими клиническими ремиссиями, частыми обострениями, непрерывно рецидивирующим течением, выраженной декомпенсацией функций органов и систем организма, наличием осложнений и требующими назначения постоянного лечения.
Дети с физическими недостатками, последствиями травм и операций с выраженным нарушением функций органов и систем организма и значительным ограничением возможности обучения или труда. В пятую группу здоровья попадают дети-инвалиды.
Дети, отнесенные к III, IV и V группам здоровья, проходят профилактические медицинские осмотры в соответствующие возрастные периоды. Кроме того, контроль за состоянием их здоровья и оценка эффективности лечебных и реабилитационных мероприятий осуществляется на основании результатов диспансерного наблюдения.
В процессе наблюдения за ребенком группа здоровья у него может меняться в зависимости от динамики состояния здоровья.
© Copyright: kukuzya.ruЗапрещено любое копирование материала без согласия редакции.
www.kukuzya.ru
Для любого родителя здоровье ребенка является ключевым, ведь от этого зависит его дальнейшая жизнь и судьба. С появлением малыша на свет для него в поликлинике заводится медицинская карта, в которой описываются особенности развития и здоровья малыша. Наверняка многие обращали внимание, что при рождении и осмотре ребенка – врач присваивает ему оценку, она обозначается цифрой от 1 до 5. Что это обозначает? Какие особенности в развитии и здоровье ребенка существуют? В этой статье мы поговорим о группах здоровья наших детей, рассмотрим их характеристики и особенности присвоения той или иной группы.
Групп здоровья ребенка – это условное медицинское обозначение, которое используется для анализа здоровья ребенка. Для того, чтобы поставить оценку и отнести состояние человека к одной из групп, проводится профилактический осмотр, обследование, сбор и исследование анализов.
На протяжении всего развития ребенка его группа может меняться. Это зависит от многих внешних факторов. Ребенка осматривает медицинская комиссия, состоящая из окулиста, лора, хирурга, кардиолога, невропатолога и стоматолога. Окончательное решение о присвоении той или иной группы здоровья ребенку принимает педиатр, основываясь на заключения узких специалистов.
Оценка присваивается на текущий момент времени, не учитываются острые заболевания, инфекции или иные прошлые болезни, если, конечно, они не стали носить хронический характер.
Оценка о состоянии физического здоровья детей различных возрастов необходима для определения и разделения детей для дальнейшего оказания помощи. Кто-то окажется здоров, а для кого-то потребуется, если не лечение, то наблюдение специалистов. Часто детям, которые имеют какие-либо проблемы со здоровьем, предоставляются специальные группы здоровья, где нагрузка и требования к детям менее сложные.
Классификация критериев, на основании которых проходит определение группы здоровья, весьма разнообразная. Каждое медицинское пособие трактует все моменты по-разному. Наиболее популярное деление подразумевает 6 принципов, согласно которых и принимается решение об определении группы здоровья ребенку.
Группы здоровья присваиваются детям от 3 до 17 лет. В основном они назначаются по общему состоянию детей или по наличию хронических заболеваний. Кстати, дети с одинаковым диагнозом, вполне могут иметь разные группы здоровья. Многие родители пугаются присвоения их ребенку группы, которая не соответствует хорошему состоянию здоровья. Но следует знать, что это не окончательный диагноз, а специальная градация, которая позволяет корректировать состояние здоровья, учитывать различные факторы, влияющие на будущее ребенка.
Всего насчитывают пять групп здоровья детей от 3 до 17 лет. Все они имеют свои характеристики и отличительные особенности. Рассмотрим все группы здоровья.
Первая группа – это полностью здоровые дети, которые не имеют никаких дефектов, проблем. Их психическое и физическое здоровье соответствуют стандартным измерениям, у них не имеется никаких пороков развития, дефектов и иных нарушений в организации и деятельности органов.
Вторая группа – является самой распространенной на фоне других, здесь есть небольшие отклонения в здоровье, сопротивляемость к внешним факторам и заболеваниям снижена. Нет яркого выраженного отставания в развитии, например, нет хронических болезней, но есть функциональные нарушения. Общая задержка в физическом развитии – избыточная масса тела, дефицит массы, ослабленное зрение и другое. Если ребенок зачастую болеет острыми респираторными болезнями, то у него так же 2 группа.
Третья группа – детишки, у которых есть хронические болезни, но они находятся в процессе ремиссии, иногда случаются обострения, осложненность основного заболевания отсутствует. Дети, относящиеся к такой группе, имеют нормальное физическое здоровье, но у них выявлены некоторые отклонения в массе – избыток или дефицит, маленький рост. Психологическое развитие зачастую отстает от нормальных показателей.
Четвертая группа – дети с хроническими болезнями, которые развиваются на активной стадии или стадии неустойчивой ремиссии, сопровождаются частыми обострениями. Так же сюда относятся дети, у которых болезнь находится в стадии ремиссии, но для этого необходимо поддерживающее лечение. Дети с последствиями после травм, операций или ограничениями в обучении и труде.
Пятая группа – является самой тяжелой и трудной группой, сюда относятся дети с тяжелыми хроническими болезнями с крайне редкими ремиссиями и частыми приступами. Так же в данном случае существуют значительные осложнения, для предотвращения которых используется лечение. Сюда относятся дети с физическими дефектами, нарушением функций некоторых органов, сопровождается серьезными запретами в формировании трудовой деятельности. Сюда относятся дети-инвалиды.
Распределение детей по группам здоровья реализуется только квалифицированным специалистом – врачом на основании критериев и признаков, описанных выше. Врач – педиатр, психолог, невролог и иные узкие специалисты используют анализы, обследования, так же изучают данные и медицинской карты по течению беременности и раннему развитию малыша.
Большое значение имеет так же личный осмотр и инструментальные исследования. Каждый врач выносит точный диагноз, на основании которого уже можно отнести ребенка к той или иной группе здоровья. Все зависит от того, какое нарушение в функциях организма существует, на какой стадии оно находится, какой из вариантов течения протекает, наличие осложнений. Большое значение имеет факт наличия других заболеваний, так называемых «сопутствующих заболеваний», если их нет, то ставится диагноз «здоров». Врач-педиатр изучает все диагнозы узких специалистов и их рекомендации, на основании чего присваивается группа здоровья, и делаются рекомендации по сохранению здоровья.
Тем детям, в отношении которых появились подозрения в заболевании или функциональных нарушениях, комплексную оценку здоровью не дают. В таком варианте необходимо провести весь комплекс анализов и исследований, чтобы определить группу верно. После того, как анализы будут получены, необходимо уточнить и поставить диагноз, тогда могут быть даны рекомендации и назначено лечение.
В зависимости от того, к какой группе здоровья относится ребенок, для него выдвигаются различные требования или рекомендации дл осуществления им спортивной и социальной деятельности. Рассмотрим подробно методические рекомендации для детей разных групп здоровья.
Первая группа – любой вид деятельности – учебная, занятия трудом или спортом формируются без ограничений по общей программе воспитания ребенка. Необходимо лишь учитывать возраст и возможности человека, в остальном противопоказаний или ограничений нет. Все нормативы могут быть выполнены без вреда здоровью, а так же рекомендуются дополнительные факультативы и занятия, посещение спортивных секций и участие в олимпиадах, соревнованиях.
Вторая группа – в данном случае, как мы помним, отклонения небольшие, а значит и противопоказания имеют не радикальный масштаб. Необходимо проводить закалку организма, соблюдать рациональное питание по набору или, напротив, по сбросу веса. Так же обязательно соблюдение двигательной программы. Занятия физической культурой можно не прерывать, но дети такой группы могут сдавать нормативы с задержкой по времени. Врачи рекомендуют заниматься в спортивных секциях общей физической подготовки, необходимо совершать прогулки и игры, участвовать в эстафетах и соревнованиях. Участие в серьезных мероприятиях разрешается с позволения врача.
Третья группа – перед тем, как приступить к занятиям спортом, необходимо посетить врача, чтобы он дал некоторые рекомендации и ограничения. Особое внимание уделяется процедуре восстановления после занятий, упражнения по восстановлению дыхания нужно увеличить по сравнению с общей массой. Пульс необходимо постоянно контролировать, темп выполнения занятий должен быть низким и медленным. Занятия реализуются по специально разработанным программам при участии врачей. Участие в спортивных мероприятиях ограничивается и разрешается с согласия врача.
Четвертая группа – режим активности ограничивается, формируется специальный режим дня, в котором отдыху отводится длительное время, а так же вместо обычных занятий спортом реализуется ЛФК (лечебная физкультура). Создаются специализированные программы для специальных учебных заведений.
Пятая группа – активность ребенка существенно ограничена, режим дня сопровождается занятиями лечебной физкультурой, а так же длительным отдыхом. Формируются лечебные процедуры, которые поддерживают здоровье ребенку. Занятия физкультурой проводятся в индивидуальном порядке, под присмотром квалифицированных специалистов, программы утверждаются лечащим врачом.
Подводя итог, отметим, что группы здоровья не окончательный диагноз для ребенка, а только лишь специальная шкала, благодаря которой можно наблюдать за состоянием здоровья ребенка, корректировать его нагрузки в школе, спортивных секциях, в зависимости от внешних факторов. Группа здоровья может изменяться, как в худшую, так и в лучшую стороны.
childage.ru
С таким термином как «группа здоровья» встречаются папы и мамы детей, проходящих диспансеризацию при поступлении в общеобразовательное учреждение (садик или школу), при оформлении справок в спортивный летний лагерь или оздоровительный санаторий. Группу здоровья определяют по окончании медосмотра подросткам, поступающим в ССУЗы и ВУЗы на очное отделение.
Что это? Таблица группы здоровья детей и подростков поможет разобраться в этом подробнее.
Под группами здоровья понимается совокупность данных обследования физико-психологического состоянии детей. Это условная шкала учета здоровья и развития с факторами риска и прогнозированием на будущее. Установлено пять групп здоровья, для их обозначения используют римские цифры. Цифра от I до V указывается на медкарте ребенка, и медработник детского сада или школы по ней узнает информацию о здоровье ребенка без уточнения диагнозов.
Комплексную и объективную оценку состоянию здоровья ребенка делает педиатр, исходя из данных обследования узкими специалистами (окулист, хирург, лор и прочие). Группа здоровья присваивается благодаря данным непосредственно на момент обследования. У детей, которым при рождении или после были поставлены какие-то диагнозы, но к моменту обследования никаких патологий не обнаруживается, все прошлые болезни (кроме хронических и тяжелых гинетических) не учитываются. Таким образом, группа детского здоровья может изменяться к подростковому возрасту.
Определенная группа здоровья присваивается на основе оценки по таким критериям:
Группа 1без отклонений | отсутствует | без отклонений | заболеваемость за период, предшествующий наблюдению, -редкие и легко протекающие острые заболевания | нормальное, соответствует возрасту |
Группа 2.С функциональными отклонениями (группа риска) | отсутствует | наличие функциональных отклонений | Продолжительные острые заболевания с последующим затяжным периодом выздоровления (вялость, повышенная возбудимость, нарушения сна и аппетита, субфебрилитет и т. д.) | Нормальное физическое развитие или избыток массы тела 1й степени. Нормальное или не резко выраженное отставание нервно-психического развития |
Группа 3Состояние компенсации | Наличие хронической патологии, врожденных дефектов развития органов и систем без изменения функций | Наличие функциональных отклонений без клинических проявлений | Редкие, нетяжелые по характеру течения обострения хронического заболевания без выраженного ухудшения общего состояния и самочувствия | Нормальное физическое развитие, дефицит или избыток массы тела 1-й или 2-й степени, низкий рост, нервно-психическое развитие нормальное или отстает |
Группа 4Состояние субкомпенсации | Наличие хронической патологии, врожденных дефектов развития органов и систем | Изменение функций пораженных органов, клинические проявления заболевания | Частые обострения основного хронического заболевания. Частые простудные заболевания с затяжным периодом восстановления | Нормальное физическое развитие, дефицит или избыток массы тела 1-й или 2-й степени, низкий рост, нервно-психическое развитие нормальное или отстает |
Группа 5Состояние декомпенсации | Наличие тяжелой хронической патологии или тяжелого врожденного порока, приводящих к инвалидности ребенка | Выраженные изменения функций пораженных органов и систем | Частые тяжелые обострения основного хронического заболевания, частые острые заболевания | Нормальное физическое развитие, дефицит или избыток массы тела 1-й или 2-й степени, низкий рост, нервно-психическое развитие нормальное или отстает |
I группа включает в себя детей с нормальными для своего возраста физическими, физиологическими и психическими показателями.
Ко II группе относят детей, у которых диагностированы функциональные изменения, не опасные для здоровья. Чаще всего, это непропорциональное возрасту соотношение роста и массы тела. Таких детей распределяют по 2 подгруппам:
В III группе находятся дети с диагностированными хроническими заболеваниями в ремиссионной стадии, с последствиями перенесенных сложных травм, операций с полным восстановлением функционирования органов.
К IV группе здоровья относят небольшой процент детей, у которых имеются весьма сложные хронические заболевания на стадии субконпенсации, требующие постоянного наблюдения у специалистов; сюда входят дети, перенесшие травмы и операции, с частичной утратой функционирования определенных систем организма.
В V группу включены дети с ограниченными возможностями (инвалиды). Таким детям противопоказаны физические нагрузки, и, как правило, для этих деток существуют коррекционные образовательные учреждения.
Поступившие в образовательное учреждение дети I и II групп здоровья, находятся на общих основаниях, испытывают интеллектуальные и физические нагрузки без ограничений в соответствии с образовательной программой. Ребятишкам из III группы, посещающим то же учреждение, требуется специальное питание, ограниченная физнагрузка, Дети с IV группой здоровья в большинстве случаев определяются в специализированные учреждения, а дети V группы зачастую не посещают их, для таких деток может быть предусмотрено домашнее либо дистанционное обучение.
Главной целью деления на группы является подбор соответствующих методов воспитания в зависимости от индивидуальных особенностей и состояния здоровья ребенка с выбором определенного режима, уровня физнагрузок, нормативов и т.д.
www.tikitoki.ru
Вопрос о группах здоровья остается одним из актуальных, которым задаются приемные родители. Мы продолжаем серию материалов с различными экспертами о разных аспектах этой темы. В прошлый раз мы говорили с врачом-неврологом, теперь — со специалистом-педиатром, а по совместительству, приемной мамой.
Какие диагнозы относятся к тем или иным группам? Кто их определяет? Насколько они достоверны? Какие прогнозы дают врачи о будущем малыша или подростка? Снимут ли диагнозы, которые были поставлены в детском доме, с ребенка, когда он будет жить в полноценной семье? На эти вопросы фонду «Измени одну жизнь» ответила приемная мама, педиатр Анна Богатырева.
Рассказ о ее семье можно прочитать здесь.
Министерство здравоохранения Российской Федерации выпустило приказ в№621 от 30.12.2013 «О комплексной оценке состояния здоровья детей». Этот приказ регламентирует алгоритм оценки групп здоровья у детей от 3 до 17 лет. По этому приказу дети могут быть отнесены к 5 различным группам здоровья
1 группа – это здоровые дети, имеющие нормальное физическое и психическое развитие, не имеющие пороков развития и каких либо отклонений от нормы.
2 группа – к ней относятся практически здоровые дети, у которых нет хронических заболеваний, но имеются некоторые функциональные и морфофункциональные нарушения. Например, дети, перенесшие тяжелые и средней тяжести инфекционные заболевания; дети с общей задержкой физического развития без эндокринной патологии (низкий рост, низкий вес или избыточный вес). В эту же группу входят часто болеющие дети и дети с физическими недостатками (последствиями травм или операций), но у которых сохранены все функции.
3 группа здоровья – к ней относятся дети, у которых есть хронические заболевания, с редкими обострениями и которые на момент осмотра находятся в стадии ремиссии. К этой группе относят детей с физическими недостатками, последствиями травм и операций при условии компенсации соответствующих функций (то есть имеющиеся недостатки не должны ограничивать возможность обучения или труда ребенка).
4 группа здоровья — это дети, страдающие хроническими заболеваниями в стадии обострения или и стадии нестойкой клинической ремиссии (с частыми обострениями), которые ограничивают жизнедеятельность ребенка или требуют поддерживающей терапии. К этой группе относятся дети, с сохраненными или компенсированными функциональными возможностями с физическими недостатками, последствиями травм и операций с неполной компенсацией соответствующих функций, что, в некоторой степени, ограничивает возможность обучения или труда ребенка.
5 группа здоровья – к ней относятся дети, страдающие тяжелыми хроническими заболеваниями, с частыми обострениями или непрерывными рецидивами, с выраженной декомпенсацией функциональных возможностей организма, требующими постоянной терапии. А также дети с инвалидностью, дети с физическими недостатками, последствиями травм и операций с выраженным нарушением компенсации соответствующих функций и значительным ограничением возможности обучения или труда.
В реальной практике группу здоровья определяет участковый врач-педиатр или врач детского дома/дома ребенка, на основании осмотра, диспансеризации и/или дополнительных обследований.
В упомянутом приказе четко прописан алгоритм, основанный на международной классификации болезней, согласно которому у врача есть «диагностический коридор», в рамках которого он устанавливает группу здоровья
В детских домах группы здоровья определяются по общепринятому алгоритму. Вопрос в качестве проведенной диспансеризации. Детям до трех лет группа здоровья не ставится вообще. Старше трех лет и до 17 лет – согласно приказу Минздрава РФ.
Стопроцентной гарантии, что взяв ребенка с 1-2 группой здоровья, вы получите реально здорового малыша или подростка, нет ни у кого. Сценариев развития событий много, но глобально, по-моему мнению, их четыре:
Практически у каждого человека есть предпочтения и страхи: кто-то боится инфекций, кто-то просто не любит больницы, кому-то не комфортно в обществе людей с видимыми физическими недостатками, кто-то очень не хочет взять ребенка с умственной отсталостью.
Поэтому я посоветовала бы потенциальным приемным родителям честно для себя понять, какие именно заболевания для них не приемлемы, и сразу не рассматривать таких детей. Например: ВИЧ, гепатиты, туберкулез. При этом ребенок с ВИЧ может относится к 3, 4 и 5 группам здоровья, в зависимости от течения ВИЧ.
Хронические неинфекционные заболевания, например хронический бронхит, бронхиальная астма, хронический гастрит — от 3 до 5 групп здоровья, в зависимости от тяжести течения. При этом, например, наличие диагноза бронхиальная астма сразу относит ребенка к 3 группе здоровья. В настоящее время бронхиальная астма очень хорошо лечится, и большинство детей ведут абсолютно обычный образ жизни, включая учебу в школах и занятия спортом (правда, не профессиональным). Но группа здоровья будет не меньше 3.
При этом дети с расстройством личности и поведения, обусловленные болезнью, повреждением или дисфункцией головного мозга, с шизотипиями и неврастениями могут относится как ко 2, так и к 3 группам здоровья.
Первая группа здоровья — это раритет и среди домашних детей, в детском доме они встречаются еще реже. 2-3 группа здоровья это дети с отклонениями в здоровье, которые не мешают/или не сильно мешают обычной жизни. 4-5 группы здоровья — это дети со значимыми отклонениями по здоровью и дети с инвалидностью, но зачастую они могут доставлять меньше проблем, чем дети с 2 группой здоровья.
Для поступления в гимназию, лицей или языковую спецшколу требуется 1-2 группы здоровья, равно как и для занятий в специализированных спортивных школах. Это связано с тем, что на детей ложится повышенная нагрузка, которая может негативно сказаться на не совсем здоровых детях и ухудшить их соматический статус.
Если вам нужна помощь медика, чтобы разобраться с диагнозами ребенка, которого вы хотите взять в семью, то вам будет полезен сервис «Медкарта ребенка».
changeonelife.ru
Состояние здоровья детей — это достаточно важный показатель не только настоящего, но и будущего благополучия общества и государства. Поэтому, для необходимой своевременной коррекции каких-либо отклонений в здоровье ребенка и для проведения в должной мере профилактических осмотров, детей раннего и дошкольного возраста принято относить к определенным группам здоровья.
Группы здоровья — это определенная шкала, которая оценивает здоровье и развитие ребенка с учетом всех возможных факторов риска, с прогнозом на будущее. Группу здоровья каждого ребенка определяет участковый врач-педиатр, исходя из основополагающих критерии:
1 группа здоровья у детей
К ней относятся дети не имеющие отклонений по всем критериям оценки здоровья, с нормальным психическим и физическим развитием, которые редко болеют и в момент обследование совершенно здоровы. Также к этой группе относятся дети, которые имеют единичные врожденные дефекты развития, которые не требуют коррекции и не влияют на общее состояние здоровья ребенка.
2 группа здоровья у детей
Эту группу составляют здоровые дети, но имеющие небольшой риск развития хронических заболеваний. Среди второй группы здоровья выделяют 2 подгруппы детей:
Среди отклонений данной группы выделяют: многоплодная беременность, недоношенность или переношенность, внутриутробное инфицирование, низкая или избыточная масса тела при рождении, гипотрофия 1 ст., рахит, аномалии конституции, частые острые заболевания и т.д.
3 группа здоровья у детей
К этой группе относятся дети имеющие хронические заболевания или врожденную патологию с редким проявлением легкого обострения, которое не сказывается на общем самочувствие и поведении ребенка. Такими заболеваниями считаются: хронический гастрит, хронический бронхит, анемия, пиелонефрит, плоскостопие, заикание, аденоиды, ожирение и т.д.
4 группа здоровья у детей
Данная группа объединяет детей с хроническими заболеваниями и врожденной патологией, которые после стадии обострения приводят к длительным нарушениям самочувствия и общего состояния здоровья ребенка. К таким заболеваниям относятся: эпилепсия, тиреотоксикоз, гипертоническая болезнь, прогрессирующий сколиоз.
5 группа здоровья у детей
Эту группу составляют дети имеющие хронические заболевания или тяжелые пороки развития с существенно сниженными функциональными возможностями. Это дети, которые не ходят, имеют инвалидность, онкологические заболевания или другие тяжелые состояния.
Группа здоровья — это показатель, который может меняться у детей с возрастом, но, к сожалению, обычно только в сторону ухудшения.
womanadvice.ru
В медицинской карте каждого ребенка присутствует отметка в виде цифры о здоровье. Что обозначает эта цифра? Группа здоровья у детей, таблица которой предусматривает наличие определенных данных, — это условный показатель, предполагающий оценку здоровья несовершеннолетних от рождения до достижения ими 17 лет. Оценка производится согласно сведениям о наличии заболеваний (как врожденных, так и приобретенных), функциональности иммунной системы и общем состоянии малыша.
Как правило, группа здоровья детей и подростков определяется при первом осмотре участковым педиатром после появления младенца на свет, но многие родители узнают о ней лишь по достижении ребенком 1,5-3 лет. Именно в это время малыша отдают в ясли или детский сад. Вот тогда и возникает вопрос о том, что означает цифра в медицинской карте.
Для определения той либо иной группы доктор оценивает состояние ребенка. Выставляется оценка, которая включает комплекс жизненных показателей. Как правило, оценка дается на момент осмотра.
При этом учитываются лишь текущие патологии. Все острые заболевания, не перешедшие в хроническую форму, остаются в прошлом. Это, в свою очередь, говорит о том, что с течением времени оценка состояния может варьироваться.
Постановка оценки базируется на следующих показателях:
Формирование детей проводится на основании Инструкции по комплексной оценке здоровья и Правил проведения оценки, утвержденных Министерством здравоохранения.
На сегодняшний день существует 5 групп, обозначаемых римскими цифрами от I до V.
Как правило, отсчет начинается с I группы здоровья у детей. Сюда входят исключительно здоровые дети и подростки, не имеющие каких-либо пороков развития или нарушений работы внутренних органов. Несовершеннолетние, относящиеся к этой категории, проходят медосмотры в сроки, определенные медицинскими нормами.
Вторая группа включает фактически здоровых детей и подростков, имеющих сниженную сопротивляемость организма к инфекционным агентам и небольшие проблемы со здоровьем. Обычно несовершеннолетние, включенные во вторую группу, отличаются нормальным или слабовыраженным отставанием психического и нервно-психологического развития.
Основные критерии определения детей ко II группе здоровья:
Нахождение ребенка в данной категории предполагает более тщательное наблюдение со стороны педиатров. Как правило, контроль состояния осуществляется с помощью ежегодных профилактических осмотров.
III группа здоровья ребенка предполагает включение несовершеннолетних:
Дети с хроническими заболеваниями в активной фазе или отличающимися частыми рецидивами включаются в IV группу. Сюда же относят несовершеннолетних с полной или неполной компенсацией функцией органов вследствие травм и хирургических вмешательств. 4 группа здоровья предполагает регулярное поддерживающее лечение и наблюдение за детьми.
V группа здоровья у ребенка включает несовершеннолетних с наиболее явно выраженными патологиями хронического вида, сопровождающимися редкими ремиссиями и частыми рецидивами, с тяжелыми нарушениями органов и наличием серьезных осложнений. Кроме того, в данную группу попадают дети-инвалиды с физическими отклонениями, последствиями травм и оперативных вмешательств, несовместимыми с нормальным обучением и трудом.
Несовершеннолетние, включенные в группы с III по IV, нуждаются в регулярном диспансерном наблюдении. В зависимости от динамики состояния группы могут меняться как в сторону повышения, так и в сторону понижения.
2 группа здоровья самая распространенная. К ней, по общим оценкам, относятся более 50% всех несовершеннолетних рассматриваемого возраста. Кроме того, данная группа имеет несколько подгрупп (таблица 1).
Некоторые родители беспокоятся, что ребенок относится не к первой, а ко второй группе. Такая оценка не указывает на физические отклонения малыша, а лишь показывает, что ему необходимы пристальное внимание и забота.
ladyinlife.ru
Разделение детей по показателям здоровья и развития нередко вызывает скептическое отношение родителей, которые считают подобный подход своего рода дискриминацией. Но специалисты уверены, что, если знать, с представителем какой группы приходится работать, это позволит лучше оценить состояние ребенка, оказать ему своевременную помощь.
Не стоит забывать и о том, что некоторым малышам недостаточно регулярного посещения врача и стандартного ведения в дошкольном или учебном учреждении. Только систематическая диагностика состояния таких ребят позволяет улучшить изначально заниженные показатели, повысить их шансы на здоровую и полноценную жизнь.
Чаще всего для детей, которые особо не выделяются среди своих сверстников, первая диспансеризация происходит перед зачислением в дошкольное учреждение. Она позволяет оценивать потоки поступающих и регулировать их. Ребенка в обязательном порядке осматривают хирург, офтальмолог, невропатолог, кардиолог, ЛОР, стоматолог. В случае необходимости сдаются анализы, проходятся дополнительные исследования. После того, как все этапы диагностики пройдены, педиатр делает заключение по состоянию здоровья и уровню развития малыша.
Совет: Не стоит относиться к постановке группы, как к приговору. Зачастую врачи придерживаются усредненных показателей и как бы выравнивают малышей. Если отношение к определенной группе не позволяет ребенку поступить в какое-то специальное учреждение (спортивную секцию, танцевальный кружок), стоит обговорить это с врачом.
Специалист либо пойдет навстречу, либо разъяснит создавшуюся ситуацию, либо посоветует особый режим, способный быстро скорректировать проблему.
При постановке окончательного «диагноза» педиатр руководствуется следующими факторами:
Исходя из полученных данных, детей распределяют по группам. Они берутся за основу разработки графика посещения специалистов ребенком, проведения обязательных и специальных лабораторных исследований, установления уровня физических нагрузок.
Существует единая таблица критериев оценки состояния ребенка. При этом нужно учесть, что она распространяется на детей от 3 до 17 лет, поэтому в зависимости от тяжести заболевания, степени его развития и специфики, малыши с одним диагнозом, различного или одинакового возраста могут попадать в разные группы.
Для постановки 4 и 5 групп необходимо проведение дополнительных исследований, консультирование с профильными специалистами. Чем раньше будет поставлен диагноз, тем быстрее можно будет начать проведение соответствующей терапии.
Стремительное омоложение ряда болезней и неблагоприятные условия окружающей среды привели к тому, что детей, относимых в первую группу здоровья, становится все меньше. Самой многочисленной является вторая группа, на представителей которой обращено основное внимание врачей с целью профилактики ухудшения их состояния. Регулярно проводятся их осмотры, назначается корректирующая терапия и оздоровительное лечение. Обязательному диспансерному учету подлежат малыши из 3-5 групп.
Принадлежность к 3 группе подразумевает снижение активности, разработку индивидуального графика жизнедеятельности и составление специфического рациона. Малыши из 4 группы, ограниченные в большей степени, получают направления в специализированные учреждения, где посещают специальные занятия, растут и развиваются под строгим контролем профильного специалиста. Именно благодаря разработанной классификации у многих детей появляется шанс на существенное улучшение качества жизни, если не на полное выздоровление.
Перед тем, как выписывать маму и ребенка из родильного отделения, врачи оценивают состояние грудничка и опять же относят его к одной из групп здоровья:
Определяя группы здоровья, нельзя забывать о физиологических особенностях детского организма. Они проявляются в определенном возрасте и по внешним признакам могут быть похожи на патологию. Это связано с перестройками в системах и органах, поэтому не должно вызывать беспокойства родителей:
Независимо от возраста ребенка, не стоит полагаться на собственные возможности в оценке его состояния. Лучше регулярно посещать педиатра и других специалистов по его рекомендации для осуществления качественного мониторинга работы систем и органов своего чада.
therebenok.ru