Сегодня на сайте для мам supermams.ru рассмотрим подробнее кризис 4 лет у ребёнка. Воспитание — нелёгкая задача. Во время беременности жизнь представляется в розовых тонах. Кажется, что ребёнок придёт в жизнь маленьким ангелом для того, чтобы лишь радовать своих родителей.
С взрослением малыша может создаться впечатление, что у крохи ежедневно происходит какой-то кризис. Отчасти это правда. Психическое развитие детей происходит стремительно. В тот момент, когда у ребёнка появляются возрастные новообразования, он учится понимать происходящее заново, для него открываются новые обстоятельства, которые теперь он способен осознать. Это и есть переход на следующий этап развития, именуемый кризисом.
Ребёнок в возрасте 4 лет совершает немыслимое открытие – он не является центром вселенной, весь мир не вращается вокруг его интересов и потребностей.
Кризис 4 лет у ребёнка начинает проявляться тогда, когда малыш осознаёт себя отдельно от матери, они теперь не единое целое. Теперь он личность. Начинает понимать, что у него было прошлое и с упоением может слушать рассказы о себе маленьком снова и снова.
Ребёнок в четыре года берёт на себя функции взрослого, он с удовольствием делает замечания тем, кто, по его мнению, неправильно себя ведёт. Дома от «воспитателя» также достаётся всем членам семьи. Кроха поучает, делает замечания. Если мать объясняет малышу, что кричать нельзя, а сама при этом иногда повышает голос, малыш непременно отреагирует на подобное поведение критикой, начнёт отчитывать, говорить, что так неправильно.
Кризис 4 лет проявляется у детей по-разному. Многое зависит от темперамента ребёнка, окружения, образа жизни, индивидуальных особенностей. А некоторые родители о возрастных кризисах узнают из рассказов друзей и статей в интернете (вот, везёт же). Психологи выделяют несколько признаков:
Любая просьба или предложение родителя может идти в противовес. Дети способны противоречить во всём на протяжении длительного времени.
В четыре года кроха, как правило, стабильнее и спокойнее. В некоторых ситуациях проблемы в поведении четырёхлетки являются продолжением кризиса 3 лет. В других негативные проявления в поведении появляются вследствие определённых причин. Психологи выделяют несколько возможных факторов, влияющих на поведение детей.
Причина | Что делать родителям |
Резкая смена привычной обстановки: посещение детского сада, если кроха только в 4 года начал посещать ДОУ, адаптационные проблемы | 1. Благоприятный и позитивный настрой самих родителей на успешное посещение дошкольного учреждения. 2. Заранее сообщить ребёнку о том, что он пойдёт в детский сад. Можно прогуливаться рядом с территорией ДОУ, заинтересовывать малыша рассказами. 3. Научить чадо делать то, что уже умеют дети в его группе: одеваться и раздеваться самостоятельно, резать ножницами, катать из пластилина шарики, делать простые аппликации (всё это можно узнать заблаговременно, если обратиться к воспитателям за помощью). |
Нет смены видов деятельности, однообразная обстановка | Для благополучного физического и психического развития дети 4 лет должны много двигаться, познавать новое. У крохи должен быть налажен чёткий режим. Обязательны длительные прогулки на улице и занятия дома: лепка, аппликации, рисование, вырезание (разнообразный досуг). Занятия лучше проводить в первой половине дня, продолжительностью не более 15-20 минут. Привлекайте ребёнка в помощь, домашние дела исполнять вместе будет куда интереснее, а малыш с гордостью станет хвастать своими успехами. |
Проблемы во взаимоотношениях со сверстниками | Некоторым деткам в четыре года сложно найти общий язык со сверстниками в силу характера. Кто-то отбирает игрушки у других детей, а кто-то безропотно их отдаёт и отдаляется от подобных взаимоотношений. Активных малышей учите договариваться, а скромных – вступать в диалог и отстаивать свои интересы. Проводите «разбор полётов» после неудачных инцидентов на площадке при общении со сверстниками. Настаивайте на том, чтобы ребёнок вслух произносил просьбу, отказ или предложение вступить в совместную игру. |
Недостаток внимания со стороны родителей | Самая частая причина возникновения кризиса в 4 года. Важно качество, а не количество времени, которое вы уделяете малышу. Просто находиться рядом недостаточно, активно участвуйте в игре, занятиях, прогулках, когда у вас есть свободная минута. Иногда следует пожертвовать рабочим временем в угоду интересам вашего чада. |
Замкнутость, стеснительность | В 4 года кроха, может быть, замкнутым и не уверенным в себе, плохо разговаривать. Возрастные речевые проблемы помогут решить занятия с логопедом или дефектологом. Неуверенность можно победить, используя следующие приёмы:
|
Если ваше чадо постоянно упрямится и делает всё наоборот – не реагируйте эмоционально на подобные проявления кризиса. Сайт для мам supermams.ru рекомендует применить в воспитании советы психолога:
Главное — не позволяйте крохе манипулировать вами при помощи истерик, угроз, криков. Не потакайте каждому капризу. Но некоторая снисходительность всё же необходима.
Следует помнить, что кризис 4 лет проходит у детей быстрее, если их самооценка выше среднего. Поэтому взрослые непременно должны поддерживать отпрыска во всех его начинаниях.
Загрузка...supermams.ru
Многие дети в 3 года умеют говорить. Иногда их трудно понять, но заметно, что речь постепенно развивается. Четырёхлетний ребёнок умеет говорить довольно неплохо, хотя некоторые буквы и слова выговариваются с трудом. Однако у некоторых детей бывает задержка в развитии речи. Правильно ли это? Как помочь малышу развивать речь? Об этом читайте в статье.
В этом возрасте дети знают уже очень много слов (около 2000). Ребёнок старается говорить правильно и чётко, как взрослые. Иногда у него это не очень хорошо получается. Чтобы поднять уровень развития речи, необходимо с детьми много заниматься, общаться, играть, рисовать и писать.
Развитие речи у ребёнка 3-4 лет довольно слабое. Однако чем дети старше становятся, тем больше их словарный запас. А в этом возрасте ребёнок знает и умеет следующие вещи.
Развитие речи у ребёнка 3-4 лет особенное и индивидуальное. Одни дети знают меньше слов, другие – больше. Так что это не показатель. Если регулярно заниматься с ребёнком, можно получить хорошие результаты.
В этом возрасте много детей ещё не умеют составлять рассказы или пересказывать увиденное. Им сложно связывать предложения, допускается много ошибок: не только грамматических, речевых, но и в употреблении падежных окончаний.
Произношение у многих детей этого возраста ещё неправильное. Они говорят слова невнятно, отчего их сложно понять. Например, звук «р» дети заменяют на «л», а «ш» на «с». Дети находят взаимозаменяемые звуки, так как хотят, чтобы их понимали окружающие.
Логопеды утверждают, что эти недочёты в развитии речи не страшны, поэтому ещё нет основания переживать. Многие специалисты начинают заниматься с детьми не раньше чем в 5 лет.
Вышеперечисленные недочёты — и есть особенности развития речи детей 3-4 лет. Специальной коррекции ещё не нужно, так как ребенок в состоянии справиться со своим языковым барьером самостоятельно.
Трёхлетние дети знают и говорят много звуков. Около 4 лет ребёнок осваивает более трудные буквы – «с», «з» и «ц». Он слышит, как произносят звуки окружающие дети, и при неправильном произношении исправляет ребят.
Диагностика развития речи детей 3-4 лет проводится логопедами. Они проверяют правильное произношение звуков.
Однако при желании родители могут тоже увидеть все положительные и отрицательные стороны речи своего ребёнка, а также сделать соответствующие выводы.
После 3 лет дети хорошо ориентируются в цветовой гамме и чётко понимают множественное и единственное число. В этом возрасте детишки стремятся говорить как можно больше. Молчат только тогда, когда спят.
В возрасте около 4 лет ребёнок говорит более осознанно. Родителям и воспитателям необходимо разговаривать с малышом на равных. Тогда он быстрее начинает осваивать речь, и у него очень быстро пополняется словарный запас.
Трехлетние дети стараются не употреблять сложных предложений, так как боятся, что их не поймут. К четырёхлетнему возрасту у ребёнка пропадает страх, и он говорит более уверенно. Теперь он знает, что слушатели его понимают.
Необходимо постоянно контролировать развитие речи у ребёнка 3-4 лет. Чем старше дети становятся, тем сложнее им помочь в постановке правильного произношения.
На этом этапе у ребёнка расширяется сфера общения, а значит, и увеличивается словарный запас. Однако всё ещё многие буквы или звуки плохо запоминаются и выговариваются.
Очень важно сформировать условия, в которых происходит развитие речи у ребёнка 4-5 лет. Для этого необходимо обращать внимание на шипящие звуки, свистящие, твёрдые и мягкие. Как правило, именно с ними у многих детей проблемы.
Нужно не только обращать внимание на произношение букв, но и на речевой слух. Для этого старайтесь говорить по разному: громко, тихо, быстро или медленно. Когда инсценируете сказку, уделяйте внимание выразительности, голосу и соответствующей интонации.
Для работы по воспитанию звуковой культуры речи необходимо уделять внимание:
В общем, программа развития речи детей 3-4 лет — сложная. Ребёнку тяжело даётся произношение звуков. Старайтесь не ругать его, а только хвалить.
В ходе использования вышеперечисленных методик развитие речи у ребёнка 3-4 лет становится более активное. Дети начинают удивлять взрослых своими знаниями и умениями.
Как говорилось ранее, нет надобности обращаться к логопеду, пока не исполнилось ребёнку 5 лет. Родители могут сами уделять внимание своему малышу и помогать ему в развитии речи. Когда выходите на улицу, старайтесь рассказывать обо всём, что попадается вам на пути. Это может быть животное, человек, растение и др.
Дети интересуются абсолютно всем. Поэтому они с лёгкостью запоминают сказанное и пополняют свой словарный запас.
Старайтесь малыша спрашивать о пройденном дне или просмотренном мультике. Ребёнок должен учиться пересказывать. Сначала у него будет получаться плохо, но благодаря ежедневным занятиям, уже через месяц вы увидите положительный результат.
Как можно чаще читайте детям стихи, скороговорки и загадки. При этом не забывайте играть с мелкими деталями. Если малыш не умеет завязывать шнурки, научите его.
Все эти упражнения на развитие мелкой моторики помогут вашему ребёнку быстрее начать говорить и правильно произносить особенно сложные звуки.
Ребёнку необходимо уделять внимание, и развитие речи не исключение. Для более быстрого достижения хороших результатов читайте несложные и запоминающиеся стишки для детей 3-4 лет.
1. Кра-кра-кра – уходите со двора.
Ас-ас-ас – дождь пойдёт сейчас,
Ить-ить-ить – не хотим уходить,
Жу-жу-жу – я по лужам хожу.
2. Один, два, три, четыре, пять – хочу ворон я посчитать.
Одна ворона на дереве сидит.
Вторая ворона в окошечко глядит.
Третья ворона – кричит ребятам «кар».
Четвёртая – весь выпила нектар.
А пятая ворона захотела лопнуть шар.
3. Купила муха сапоги, оказались велики,
Пошла муха на базар, поменяла их на самовар.
Угостила чаем всех своих друзей,
Только не захотела угощать людей.
Стишки для детей 3-4 лет должны быть понятны. В них должно быть много звуков, которые не выговаривает ваш ребёнок. После прочтения одного стихотворения задайте малышу вопросы на эту тему. Он должен рассказать, что понял из прочитанного и какие сделал выводы. Родители могут и сами придумать несложные стихи для занятий со своим крохой.
Что обеспечивает наиболее эффективное развитие речи детей 3-4 лет? Игры, конечно же. Самое лёгкое и интересное обучение обеспечено, если вы с ребёнком сделаете азбуку-раскраску. Конечно же, её и купить не проблема. Однако не забывайте, что дети очень любят делать поделки самостоятельно.
Игра «Кто говорит?» интересна многим детям. Мама называет звук животного нужной интонацией, а ребёнок угадывает. Потом вы должны поменяться ролями. Таким образом у малыша будет развиваться речь.
Игра «Где лежит» развивает у малыша не только речь, но и внимание. Поставьте что-то на стол, под стул, возле холодильника, рядом с диваном. Теперь задавайте вопросы. Например: где стоит чашка, куда делся мишка, где лежит мячик? Таких вопросов может быть много. Ребёнок заодно научится ориентироваться в пространстве.
«Съедобное или нет?» Когда готовите ужин и не можете уделить внимание ребёнку, задавайте ему вопросы. Например, взяли кастрюлю в руки, спросите: «Это съедобное?». Дальше: «А жареное мясо?», «А сырая курица?» и т. д.
«Отличие предметов». Покажите малышу ботинки и тапочки. Спросите, чем похожи они, а в чём их отличие. Это могут быть и такие сравнения: шуба с курточкой, стакан с чашкой, стул с табуреткой и т. д.
Игра «Опиши предмет» поможет ребёнку развивать внимание и память. Покажите на кровать. Пусть малыш опишет её по вашим вопросам. Что это? Для чего предназначено? Какого цвета? Такие вопросы задавайте малышу про любой предмет или продукт.
Вышеперечисленные игры помогают ребёнку развивать правильную речь и нужное произношение звуков. Если будете ежедневно общаться с малышом в игровой форме, в скором времени он начнёт разговаривать правильно и понятно.
Некоторые дети молчат в два или три года. Родители беспокоятся, ходят к специалистам, чтобы установить причину. Врачи и логопеды советуют не переживать раньше времени. Они утверждают, что если ребёнок молчит до 3 лет – это нормально. Возможно, повлияли гены родителей.
Если же ребёнок в 3,5 года так и не хочет разговаривать, тогда необходимо обратиться за консультацией к невропатологу, логопеду, лору и педиатру.
Очень часто дети, которые ещё в три года молчали, могут заговорить в 3 года 2 месяца. По статистике, такой ребёнок начинает говорить сразу предложениями.
Бытует мнение, что девочки овладевают речью раньше, чем мальчики. Это миф. Всё зависит от индивидуальности самого ребёнка. Нормы развития речи детей 3-4 лет не могут быть одинаковыми. В этом возрасте ребята знают от 1500 до 2000 слов. У каждого малыша свой индивидуальный запас. Всё зависит от личности ребёнка и его настроения.
Не заставляйте малыша заниматься, если он не хочет. Если у него плохое настроение, тогда он не покажет вам хороших результатов. Занимайтесь с крохой, когда видите, что тот готов с вами поиграть.
Никогда не ругайте ребёнка, если у него не получается говорить какое-то слово. Он начнёт плакать, вы будете на него сердиться.
В итоге как у мамы, так и у малыша пропадёт настроение на целый день. Детям легко даётся обучение. Старайтесь хвалить своё чадо, ведь тогда малыш сам захочет сделать вам приятное и порадовать мамочку успехами.
fb.ru
Дети в 4 года кажутся одновременно сильно повзрослевшими, особенно, в сравнение с предыдущими годами жизни, и все еще совсем маленькими.
Ребенок к 4м годам уже имеет какой-то багаж собственного жизненного опыта, его психика и физические возможности развиты для того, чтобы малыш умел сам управлять своим телом и чувствами. Он каждый день узнает что-то новое и постоянно чему-то учится.
Пик физической активности остался позади, и теперь желание двигаться постепенно снижается, уступая место усидчивости и сосредоточенности. Малыша даже иногда требуется побуждать встать и подвигаться. Дети в этом возрасте больше любят кропотливо чем-то заниматься, чем бегать или лазать, поэтому для повышения заинтересованности, необходимо регулярно гулять. Свежий воздух и дружный коллектив дворовых друзей способствуют росту двигательной активности.
С 4 лет принимают практически в любую детскую спортивную секцию, так что, если раньше ребенок посещал только творческие занятия, настало время привести его в спорт. Регулярные физические упражнения способствуют вырабатыванию полезных привычек и бережного отношения к своему телу. Ребенок научится дисциплине, а его энергия найдет выход в нужном направлении. К сожалению, современная жизнь вовсе не способствует развитию гармоничной личности, любящей спорт. Множество электронных устройств, доступных ребенка с малых лет, заменяют ему не только полноценное общение, интеллектуальные игры, но и физическую активность. Поэтому крайне важно сформировать у малыша потребность заниматься спортом с ранних лет. В будущем ребенок обязательно поблагодарит дальновидных родителей, которые отдали его в спортивную секцию, когда ему будет не знакомы многие проблемы со здоровьем, уроки физкультуры будут в радость, а внешний вид на высоте.
Мальчики
|
Девочки
|
Спектр эмоций, которые испытывает ребенок 4х лет, значительно шире, чем у двух или трехлетнего. Разум, который управляет теперь всеми действиями и мыслями малыша, способен подсказать ему, в каких случаях это обида, в каких злость или раздражение. К сожалению, не все родители настолько внимательны, чтобы не пропустить такую перемену в сознании ребенка. Поэтому часто первый визит к психологу случается именно в 4 года. Жалобы в таких случаях стандартны: родители стали замечать частые пессимистические мысли и речи малыша, ребенок бывает грустным без причины или отказывается идти на контакт. Как правило, первопричиной всех этих отклонения является тот самый родительский недосмотр, когда они пропустили взросление психики своего ребенка. Малыш 4х лет очень внимательно слышит все, что ему говорят. Более того, он уже способен осознать, с какой интонацией произносятся слова, выделяет родительскую ложь и раздражение. Поэтому в этот период стоит быть очень внимательным к тому, что и каким тоном произносится в адрес ребенка.
Равнодушие ранит детей больше всего. Родители же, зачастую, рады, что теперь малыш может сам подолгу заниматься собой, играть, рисовать или лепить Это время мама может отдать другому делу. Вскоре такое положение вещей становится нормой, и совместные занятия сходят на нет. Вот и причина психологического дискомфорта, и слова: «меня никто не любит», которые произносит грустный ребенок. Важно по-прежнему находит время и силы заниматься с ребенком чем-то вместе. Именно «вместе», а не «рядом». Тогда малыш будет чувствовать себя нужным и полезным.
Еще одним проявлением равнодушия можно считать скупость на похвалу. Почему-то считается, что нельзя слишком часто хвалить детей, иначе они зазнаются. Но ребенок 4х лет отчаянно ищет одобрение мамы и папы. Это то, что ему жизненно необходимо. Поэтому, ели малыш принес первую картину из детского сада, нужно непременно восхититься и найти ей видное место в квартире. Даже, когда ребенок потерпел неудачу, но к делу подходил с усердием, все равно нужно похвалить. Заметить именно те усилия, которые были затрачены, а сам результат отнести просто к опыту. А вот, когда малыш отлынивает от работы или делает все «спустя рукава» нужно непременно его пожурить. Заметить его недобросовестный труд, а не кричать и угрожать. И уж тем более, не переходить на личности.
Проводить параллели по количеству приобретенных за год умений теперь не слишком корректно. Четырехлетний ребенок – зеркало своих родителей. Он умеет именно то, чему они его научили, не больше и не меньше. Стоит обратить внимание на группу в детском саду или на малышей, играющих на площадке, чтобы понять, какие умения и навыки развивались в каждом конкретном ребенке. Кто-то любит заводить знакомства, играть вместе и все время рассказывает истории. А кто-то сторонится общества и предпочитает спокойно заниматься сам собой. Один ребенок ловко преодолевает все снаряды на площадке, а другой боится подняться по ступеням на горку.
К 4м годам дети уже достаточно внимательны и усидчивы, чтобы посещать представления и спектакли. Детский или кукольный театр, цирк или представление теней. Новогодние елки, концерты или мультфильмы – очень понравятся малышу. Он получит множество новых впечатлений, которые обязательно нужно обсудить после представления. К тому же, таким образом ребенку прививаются правила поведения в обществе, и воспитывается нравственные ценности.
Изменения во внешнем виде малыша часто пугают родителей. Они замечают, что ребенок стал заметно стройнее и выше. И, вроде бы, прекратил набирать вес. Не нужно паниковать, все эти изменения вполне нормальны и являются возрастными. Тем более, не стоит насильно кормить ребенка больше, чем ему требуется есть, желая, чтобы он набрал немного вес. Лучше отдать малыша в спортивную секцию, чтобы его тело укреплялось, а мышечная масса развивалась. К тому же, дети, регулярно занимающиеся спортом, не страдают пониженным аппетитом.
Если возможности отдать ребенка в спортивную секцию нет, нужно непременно заниматься гимнастикой дома и на улице. Можно играть с мячом; бегать наперегонки, прыгать на дальность или делать «ласточку». Упражнения на равновесия так же важны для развития крупной моторики ребенка, как и соревнования на скорость и меткость.
Для развития мелкой моторики по-прежнему подходят лепка и рисование. Малыш в 4 года способен срисовать предмет с натуры или изобразить человека. Вылепить объемное изображение при помощи пошаговых инструкций из книги, тоже вполне по силу четырехлетнему ребенку.
В этом возрасте в фаворе сюжетно-ролевые игры со сверстниками. Дети увлеченно играют «в магазин», «больницу» или «семью». Последний вариант популярен во все времена. Мальчики и девочки в этой игре задействованы одинаково. Можно с интересом наблюдать за тем, как малыши распределят домашние обязанности между «мужем», «женой» и «детьми» на площадке, и узнать о себе много нового.
В качестве подарка ребенку 4 лет отлично подойдут набор кухонных принадлежностей, игрушечная касса и деньги или инструменты врача.
Если раньше малыш не интересовался буквами и цифрами, в 4 года можно попробовать еще раз. Необходимо помнить, что дети в этом возрасте очень легко все запоминают, однако, процесс обучения пойдет значительно проще, если он примет форму игры. Чтобы ребенку было не скучно, а интересно. Буквы и цифры можно лепить из цветного теста, рисовать пальчиковыми красками, выкладывать из веточек на улице.
Для развития памяти ребенка можно учить стихи. Однако нужно объяснять малышу смысл написанного, иначе качественного осознанного запоминания не происходит. Машинальное заучивание быстро «выветривается» из памяти человека.
Полноценное общение со сверстниками способствует формированию определенного детского мир, в который нет входа взрослым. В этом возрасте у ребенка могут появиться первые секреты от родителей. Однако не нужно переживать по этому поводу, скорее всего это лишь следствие чрезмерного увлечения игрой, а не задуманная заранее диверсия.
Дети 4х лет активно интересуются всем подряд. Родителям придется выделять изрядное количество времени на беседы с малышом. Ребенка интересует абсолютно все, но чаще всего он озабочен собой и своим будущим. Что будет, когда он вырастет? Кем он станет? Необходимо поощрять фантазию и любознательность ребенка, подробно рассказывая ему все, что он захочет узнать.
Словарный запас ребенка к этому возрасту включает почти все словоформы, необходимые для нормального общения в быту. Произношение тоже скорректировано временем и тренировками, поэтому речь ребенка понимают даже незнакомые с ним люди. Если малыш по-прежнему испытывает трудности в произношении слов, нужно обратиться к логопеду. Правильная корректировка обычно быстро исправляет дефекты речи.
С этих пор родителям нужно внимательно следить за чистотой собственной речи, т.к. ребенок очень любит повторять новые, непонятные ему слова. Так, один малыш на площадке скажет «архипелаг», а другой произнесет ругательство. Как правило, смысл забавных слов не понятен ребенку, поэтому сразу ругать и восхищаться не нужно. Значение нового, хорошего слова нужно подробно объяснить. А нецензурное выражение лучше просто не заметить.
Родители, считающие, что в возрасте 4 лет процесс их участия в воспитании подошел к концу, в корне не правы. На спад пошла физическая активность ребенка, чтобы уступить место все возрастающей интеллектуальной любознательности. Малыш учится все так же быстро, поэтому не стоит упускать момент, чтобы заинтересовать его чтением или математикой. Никто не говорит о сложных упражнениях, достаточно просто ставить буквы в слоги; а слоги в слова. На элементарных примерах с игрушками научится складывать и отнимать. Самое время плотно заняться речью ребенка. Следить, чтобы он произносил слова правильно, не коверкая. Делать упражнения, направленные на то, чтобы освоить сложные шипящие звуки и букву «р». Для таких достижений с возрастом понадобится помощь специалиста.
4 года - это пик возраста «почемучки». Ребенку не просто интересно один раз «почему», теперь, после получения ответа на первый вопрос, он еще сто тысяч раз спросит «почему». Родителям приходится вспоминать забытые истины, а иногда узнавать что-то новое вместе с малышом. Заодно нужно объяснить ребенку, что мама и папа знают далеко не все. А нужную информацию они черпают из книг или интернета.
Все, что нужно ребенку в этом возрасте – это внимание. Нужно поощрять его любознательность, обучать социальным навыкам и правилам хорошего тона. Привычка здороваться при встрече и благодарить за подарки формируется как раз с этого возраста. Ровно как и уважение к возрасту или особенностям других людей.
Многие дети возраста 4х лет любят выступать перед аудиторией, с песней или стихами. Если малыш не боится сцены и с удовольствием участвует в спектаклях – это очень хорошо, такие стремления нужно поддерживать. Если же ребенок стеснительный, то настаивать не нужно. Возможно, желание выступать придет позже.
mirmamy.ru
Проблемы с пищеварением встречаются у малышей довольно часто, и самая распространенная проблема – это запор у ребенка (4 года).
В первые годы жизни организм развивается очень активно, иммунитет познает все новые виды бактерий и вирусов и учится с ними справляться, кишечник знакомится с новыми продуктами, малыш вырабатывает привычки и свой собственный ритм жизни.
Пищеварительные органы, особенно кишечник, очень чувствительны к изменениям в расписании и рационе. Запор у ребенка в 4 года может быть вызван целым рядом причин.
Если проблема разовая, то, возможно, малыш просто съел что-то новое или закрепляющее, но если запоры мучают ребенка постоянно, то это может быть симптомом более серьезных нарушений.
Четыре года – это какой-никакой, но жизненный опыт. Если годовалый малыш не всегда может объяснить маме, что его беспокоит, то в более старшем возрасте основным показателем служит самочувствие ребенка.
Если малыш жалуется на боли в животе, выглядит вялым, грустным, говорит, что ему больно какать – это верные признаки запора.
В этом возрасте организм ребенка начинает вырабатывать свой собственный ритм, обмен веществ у каждого малыша индивидуален, поэтому установить запор по частоте походов в туалет может быть не так просто.
Нормой у ребенка 4 лет считается как ежедневное опорожнение кишечника, так и 1 раз в 2-3 дня. Не переживайте, если ребенок долго не идет на горшок, но при этом чувствует себя хорошо.
Видео:
Даже если малыш не жалуется на боли, но избегает похода «по большому», обратите внимание на его стул и поведение.
Если ребенку больно или трудно какать, то он может упираться пяточками в пол, напрягаться, капризничать.
Стул в таком возрасте должен быть сформировавшимся, но не сухим. Наличие комков, сгустков, горошин и пр. служит признаком запора.
Острые боли в животе, бульканье, рвота, наличие крови в стуле – это признаки острого состояния. В таких случаях лучше всего обратиться в «Скорую помощь».
Запоры могут быть вызваны самыми разнообразными причинами. Если они беспокоят ребенка постоянно или протекают болезненно, то необходимо пройти диагностику и исключить наличие анатомических отклонений.
Врожденные патологии и аномалии кишечника, как правило, выявляют на первом году жизни. Но к запорам могут привести и приобретенные уплотнения, опухоли, спайки, рубцы в кишечнике.
Такие патологии установить сможет только врач, а их лечение требует хирургического вмешательства.
Запор у ребенка 5 лет может быть вызван и самыми бытовыми причинами: несбалансированное питание и режим дня.
Дети в этом возрасте употребляют достаточно разнообразную пищу, имеют свои предпочтения и капризы.
Если ребенок отказывается есть овощи и питается преимущественно конфетами или сладкими молочными продуктами (да, такое бывает), то проблемы с кишечником ему обеспечены.
Очень важно придерживаться распорядка дня, кушать, гулять и спать в одно и то же время. Нарушение привычного расписания, например, во время отпуска родителей, может сбить естественный ритм организма малыша и привести к запору.
Отдельного внимания заслуживает так называемый психологический запор у ребенка. 4-5 лет – это возраст, в котором дети начинают стесняться, сдерживать естественные позывы.
Малыш может отказываться идти в туалет в непривычной или некомфортной обстановке. Часто данный вид запора появляется, когда ребенок начинает ходить в детский сад или при переезде.
Постоянно напряженная атмосфера в доме, будь то ссоры между родителями или чрезмерно строгое приучение к горшку, может вылиться в т. ч. в обстипацию.
Чтобы вылечить такой запор, важно проявить понимание и терпение, создать для ребенка более комфортную обстановку.
Не ругайте малыша и не злоупотребляйте инвазивными слабительными, такими как клизма. В крайних случаях можно обратиться к детскому психологу.
Клизма – это самый быстрый и эффективный способ быстро избавить малыша от запора, хотя и не самый приятный. Очистительная клизма делается простой кипяченой водой комнатной температуры.
Для проведения процедуры вам понадобится предварительно стерилизованная груша или кружка Эсмарха и вазелин для смазки наконечника. Уложите малыша на бок и подогните ему колени.
Аккуратно введите наконечник в задний проход на 4-5 см и медленно сожмите грушу.
Клизма – это процедура очень неприятная даже для взрослого, поэтому малышу надо обязательно объяснить, что вы будете делать и зачем, успокоить.
В аптеке можно приобрести микроклизму для малыша или глицериновые свечи.
Оба лекарства вводятся непосредственно в прямую кишку и производят практически мгновенный эффект, обволакивая стенки кишечника и способствуя мягкому выведению застоявшихся каловых масс.
Глицериновые свечи ставят даже новорожденным, для малыша в четыре-пять лет они полностью безопасны.
Для приема внутрь подойдет препарат Дюфалак или вазелиновое масло. Оба препарата безопасны для детей даже младше 4 лет, мягко обволакивают стенки кишечника и снимают запор.
Эффекта от приема придется ждать немного дольше, 3 – 5 часов, но зато они менее травматичны, чем клизма или свечи.
Не забывайте, что вышеперечисленные процедуры – это крайнее средство, а не лекарство. Слабительное можно дать ребенку, чтобы снять обострение, но после надо обязательно выяснить, чем оно было вызвано.
При запоре у ребенка 5 лет что и как делать лучше всего подскажет врач. Не пренебрегайте диагностикой, особенно если малыш страдает от запоров постоянно.
Слабительное или клизма способны быстро снять обострения, но не устраняют причин возникновения проблемы.
Запор может быть признаком многих патологий, к том числе глистов или дефицита железа, и лечить надо в первую очередь само заболевание, а не симптомы.
Если же врачи не обнаружили у малыша никаких патологий, то диета и упражнения смогут значительно облегчить работу кишечника.
Первое, на что следует обратить внимание – это потребление жидкости. Если тканям не хватает жидкости, то организм использует резервные запасы и всасывает воду из кишечника, провоцируя запор.
Малыш должен пить как можно больше натуральных соков, морсов, обязательно каждый день есть суп.
Лучше всего с проблемой дефицита влаги в организме справляется обыкновенная вода.
Если ребенок не любит простую питьевую воду, то ее можно немного подсластить или добавить несколько ложек сока для вкуса. Но все-таки стоит постепенно приучать ребенка употреблять чистую воду без добавок.
Для нормальной работы кишечника и формирования стула организму требуется достаточно большое количество клетчатки, которая содержится в овощах и фруктах, особенно в ягодах с косточкой.
В ежедневный рацион ребенка обязательно должны входить морковь, свекла, капуста, зеленые овощи, яблоки. Отлично справляются с запорами сливы, абрикосы, инжир.
Давать клетчатку можно как в сыром, так и в приготовленном виде. Жарить овощи категорически не рекомендовано, лучше отварите или потушите. Из сладких сочных овощей можно готовить очень вкусные натуральные соки или морсы.
В летний период обязательно давайте ребенку ягоды. Зимой, когда фруктов на прилавках магазинов не так много, их отлично заменяют сухофрукты: чернослив, курага, изюм.
В процессе сушки в них сохраняется не только клетчатка, но и большая часть витаминов.
Сухофрукты можно употреблять не только в свежем виде: из них получается чудесный компот, а с добавлением меда можно сделать конфеты.
В целом диета при запорах у детей подразумевает исключение всех жареных и жирных блюд, копчений, солений.
Рис и манку замените гречей, кукурузой или отрубями, сладкие питьевые йогурты – кефиром, ряженкой или любым другим натуральным кисломолочным продуктом.
Откажитесь от белого хлеба и макарон, картофеля, помидор – все эти продукты блокируют кишечник.
Важным элементом правильного режима дня для ребенка 4-5 лет является физическая активность.
Видео:
Если малыш не любит подвижные игры, то можно поделать с ним простые упражнения, которые стимулируют работу кишечника.
Наклоны, подтягивание ног к груди, упражнения на пресс, махи ногами, приседания мягко массируют кишечник и повышают перистальтику.
В таком возрасте ребенка уже можно отдать в спортивную или танцевальную секцию, научить кататься на велосипеде и просто брать с собой на длинные прогулки.
protrakt.ru