Режим дня ребенка в 1 год и 3 месяца. Режим ребенка в 1 год 4 месяца
Режим дня ребенка в 1 год/ Распорядок дня годовалого ребенка
С первым юбилеем родители, наконец-то 1 год!
Вот и долгожданный юбилей, Ваш малыш совсем взрослый, теперь в жизни будет масса перемен.
Дети в возрасте одного года вырастают примерно до 78 сантиметров, а их вес в большинстве случаев составляет 10-11 килограммов. Хотя все крохи индивидуальны и данные показатели не являются обязательными для исполнения.
В этом возрасте ребёнку очень важно общение со сверстниками, игры с родителями, он всё впитывает как губка и старается подражать мимике и жестам. Отлично разбирается в людях и может выказать своё недовольство к тому или иному человеку.
Теперь ребёнок отличает запахи, выбирает свой любимый цвет и блюда, может реагировать на понравившуюся одежду, а самое главное - отлично ходит и тратит массу энергии на изучение окружающего мира.
Начиная с одного года, ребёнок интересуется различной техникой, автомобиля и мотоциклами, старается активно осваивать лепку и рисование.
Внимательно следите за эмоциями крохи во время рукоделия, возможно, вы увидите, к чему тяготеет карапуз, и сможете правильно развивать его в этом направлении, обеспечив любимой профессией на всю жизнь.
Мне можно кушать почти всё
Многие родители никак не могут привыкнуть к тому, что в 1 год ребёнок становится вполне самостоятельным и кушает практически все продукты, поэтому стараются готовить молочные каши и протирают абсолютно все фрукты и овощи. Делать этого категорически нельзя, ведь малыш должен научиться жевать и чувствовать вкус различных блюд, должен открывать для себя что-то новое.
Многие женщины в возрасте одного года заканчивают с грудным вскармливанием и полностью переходят на обычные продукты питания, хотя один приём пищи должен состоять из молочной смеси и фруктового пюре. Особых изменений в режиме питания не наблюдается, кроха кушает по 4-5 раз в день и объём съедаемого составляет около 1300 миллилитров. Необходимо пить много воды и соков, детского чая, но главное не добавлять в него сахар и мёд.
Готовьте ребёнку рыбу и мясо, старайтесь резать на мелкие кусочки. К одному году у малыша должен быть обеденный стульчик, своя посуда, слюнявчик, обязательно перед каждым приёмом пищи мойте ручки. Воздержитесь от сладкого как можно дольше, сохраните зубки и избежите многих проблем. Кушайте больше свежих фруктов и овощей, но не стоит налегать на цитрусовые и различные экзотические фрукты.
Питание должно быть вкусным, сбалансированным и без различных приправ.
Старайтесь использовать только свежие продукты, по возможности овощи и фрукты должны быть с собственного огорода или сада. Добавляйте в рацион много творога, но исключите орехи, твёрдые сорта хлеба и различные колбасы, сосиски и консервированные продукты.
Спортивные нагрузки – крепкие кости!
Физические упражнения играют огромную роль в правильном развитии ребёнка, начиная с первого месяца, Вы выполняете не сложную гимнастику, однако в 1 год нужно кардинально изменить тип тренировок.
В это время мышечная масса малыша достигает 4-6 килограммов, однако её постоянно нужно наращивать и укреплять мышцы.
Постарайтесь заниматься не более 15 минут, но довольно продуктивно. Делайте упражнения под музыку приседайте вместе с ребёнком, используйте обруч для улучшения координации.
В гимнастику нужно включить упражнения на брусьях или турнике, обязательно должна присутствовать ходьба по различным поверхностям и упражнения для развития брюшного пресса. Перед тренировками проветрите комнату и оставьте окно открытым, чтобы во время занятий постоянно поступал кислород. В возрасте года можно совершать прогулки на длительные дистанции и активно укреплять мышцы рук, ног и спины. Начав тренировки с раннего детства, ребёнок полюбит здоровый образ жизни. На сегодняшний день в магазинах представлено большое количество тренажёров для детей, которые прекрасно подойдут для укрепления мышц и костного остова. Можно записать ребёнка в школу развития, либо подобрать комплекс упражнений по совету педиатра.
Водные процедуры для хорошего сна
Годовалый ребёнок должен отчётливо понимать, что каждое утро нужно начинать с водных процедур, обязательно умывать личико и чистить зубки. Для ребёнка в этом возрасте важно быть занятым полезным делом, которое впоследствии войдёт в привычку.
Несмотря на возраст, кроха по-прежнему очень любит купаться и принимать душ, хотя делать это каждый день не обязательно.
Большинство детей к 1 году жизни практикуют обливание и закаливание, поэтому нужно уделять достаточное количество времени на адаптацию к температурному режиму.
Вода для купания не должна превышать 33 градусов; для закалённых малышей можно делать температуру воды в районе 29 градусов, в то время, как обливаться нужно прохладной водичкой около 29-28 градусов. Купание не должно превращаться в игру, поэтому ребёнка нужно занимать мытьём головы и тельца.
{reklama2}
Если вы практикуете каждодневное купание, используйте масло или крем для тела, чтобы кожа малыша не высыхала, отлично подойдут соли для ванн на основе трав и питательных веществ. Не забывайте, что ребёнок в один год уже довольно большой и старается всё делать самостоятельно, вам нужно просто внимательно за ним следить и получать удовольствие.
Прочитали сказки - закрываем глазки
Сон у маленького ребёнка занимает большую часть жизни, однако подобный распорядок дня годовалого ребенка просто необходим для правильного развития и активного образа жизни.
В возрасте 1 года малыш уже сам ходит и старается как можно больше времени посвятить играм, упражнениям и прогулкам. Большое количество энергии тратиться на все забавы и развлечения, поэтому восстанавливать силы нужно каждые 3-3.5 часа, именно поэтому у ребёнка остаётся 2 дневных сна и один продолжительный ночной сон.
Многие дети этого возраста вполне обходятся одним снов в течение дня, а длительность ночного отдыха составляет около 10 часов. Некоторые мамочки начинают готовить ребёнка в детский сад, поэтому практикуют только один сон между приёмом пищи и активным отдыхом.
Лучше всего приучить кроху засыпать и просыпаться в одно и то же время, это позволит отрегулировать его режим дня и подстроиться под биологические ритмы. Несмотря на рекомендации врачей, старайтесь следить за самочувствием ребёнка и выбирайте оптимальный график сна.
Этот богатый мир эмоций
Психологическое развитие малыша поражает яркостью эмоций. Ребёнок вполне способен отличать хорошее от плохого и уже выбирает людей, с которыми ему бы хотелось общаться.
Он чётко знает, где родственник, а где просто знакомые люди, определяет настроение родителей и с лёгкостью под него подстраивается. На удивление для взрослых годовалый малыш может сочувствовать и выражать сожаление, жалеть своих близких.
Многие детки этого возраста очень активно жестикулируют, сопровождая свои рассказы смехом, криками и слезами, однако это не должно вызывать тревоги, пока слова не доступны, нужно ориентироваться на мимику.
Очень эмоционально дети показывают своё недовольство едой или отказом от прогулки, нежелание спать превращается в спектакль. Наступает самое забавное время в жизни молодой семьи, ведь ребёнок взрослеет и удивляет каждый день.
Примерный режим дня ребенка в 1 год
7.00 – подъём, умывание, чистка зубок и утренняя гимнастика.
7.30 – 9.00 – небольшой завтрак из фруктового пюре и каши.
9.00- 11.00 – непродолжительный дневной сон.
11.00 – 11.30 – вкусный обед.
11.30 – 15.00 – изучение окружающей природы, познавательное общение.
15.00 – 15.30 – сытно кушаем и копим силы для интересных игр.
15.30 – 17.30 – ложимся спать перед серьёзными испытаниями.
17.30 – 18.00 – кушаем кашку, творожок и свежие фрукты.
18.00 – 19.30 – рисование, чтение книг и музыкальные занятия.
19.30 – 21.00 – вечерняя прогулка, купание, подготовка ко сну и расслабляющий массаж.
21.00 – 21.30 – последнее кормление перед ночным отдыхом.
21. 30 – 7. 00 – приятный ночной сон.
luckymummy.ru
Режим дня ребенка в 1 год и 3 месяца
Опубликовал: admin в Ребенок 09.03.2018 137 Просмотров
Подросший малыш активен и любознателен. К счастью для взрослых его словарный запас еще мал, поэтому ребенок пока не «замучивает» своих родителей множеством вопросом, зато его исследовательский азарт побуждает кроху к изучению всего, что окажется рядом: игрушек, механизмов, приборов и устройств. В эту пору надо прятать подальше все, что может стать потенциальным источником опасности.
Сравнительно с предыдущим возрастным периодом изменений в расписании дня мало: один дневной сон, 4–5 кормлений (в зависимости от индивидуальных особенностей ребенка), 1–2 прогулки, чтение книжек — совместно со старшими, и развивающие игры — на усмотрение родителей. Важно сохранить доброжелательность малыша и поддержать его стремление к получению новой информации: рассказывать ему о природных явлениях, действиях, совершаемых взрослыми и другими детьми, транспорте, который он видит на улицах города, и многих других предметах и событиях, представляющих интерес для крохи.
Раннее развитие малыша
Сегодня можно приобрести массу развивающих пособий для самых маленьких. Родители с энтузиазмом скупают все подряд, забывая учесть главный фактор: малыш не в состоянии длительное время концентрировать свое внимание, а значит, буквально через пару минут после начала занятия он уже переключается на что–то другое. Поэтому не стоит отчаиваться, если кроха не проявляет интереса к предлагаемым забавам, вероятно, позже, когда ребенок станет старше, он вернется к игрушкам и с удовольствием будет обучаться вместе с вами.
Методик раннего развития существует много, как определить, которая из них оптимальна для вас? Только способом проб и ошибок. Для начала стоит купить пазлы или обучающие кубики, не помешает конструктор или подборки тематических картинок — с животными, растениями или иными объектами. В этом возрасте малышу уже можно предложить мелки для рисования или мозаику — для развития творческих навыков.
В расписании дня предусмотрите время для совместных игр — только систематические занятия будут способствовать интенсивному развитию крохи. Примерные варианты:
Смешать несколько пар носков, варежек, перчаток и предложить малышу, чтобы он их разложил правильно.
Собрать пирамидку или комплект матрешек.
Сложить картинку из кубиков. Разумеется, в этом возрасте лучше использовать комплекты с простыми изображениями.
Изучение окружающего мира. Этому можно посвятить часть прогулки. Рассказывайте крохе о природных явлениях, объясняйте, что такое дождь, гроза, радуга (если повезет) или ветер. Постарайтесь, чтобы ваш рассказ был интересен малышу, никогда не перегружайте его память большим объемом информации.
Музыкальное воспитание. Совместное исполнение песен доставит крохе немало удовольствия, способствуя улучшению настроения. Это могут быть произведения из известных мультфильмов или сказок.
Чтение детской литературы. На этом этапе развития желательно подбирать книжки с большим количеством иллюстраций. Обратите внимание малыша на то, что страницы нуждаются в бережном отношении, их нельзя рвать или мять. С раннего возраста ребенок должен приобретать навыки аккуратного обращения с книгами.
Как можно больше общайтесь с дочерью или сыном и старайтесь прививать ему умение играть с другими детьми. Пусть ребенок растет всесторонне развитой и коммуникабельной личностью: тогда в жизни ему будет намного легче найти общий язык и со сверстниками, и с взрослыми.
Физическое развитие
Малыш теперь не только уверенно ходит, но и способен поднимать игрушки с пола, присаживаться на корточки, переступать через препятствия и даже бегать. Каждое утро посвятите 10–15 минут гимнастике — благодаря ей ребенок получит заряд бодрости на весь день. Помните, что это мероприятие надо проводить в форме игры — ни в коем случае не принуждайте кроху к выполнению упражнений. Возможный вариант проведения зарядки:
приседания с мячом;
энергичные движения руками в горизонтальном и вертикальном направлениях;
ходьба по узкой тропинке, ее можно создать с помощью шнура;
движение боком;
обычная ходьба с высоким подниманием коленей;
прохождение через обруч.
Постарайтесь придумать для каждого упражнения забавную историю, тогда малыш не ощутит усталости и будет заниматься с удовольствием.
Питание малыша
Во многих семьях малыша после года переводят на общий стол. Правильно это или нет? Все зависит от того, придерживаются ли члены вашей семьи здорового образа жизни. Если в меню преобладают жареные и жирные блюда, мало овощей и фруктов, значит, ребенку такая еда полезной не будет. А может, вам стоит сесть вмести с ним на диету? Попробуйте, уже через пару недель вы ощутите позитивные перемены в организме.
Основные моменты
Каждый день малышу необходимы следующие продукты: мясомолочные, хлебобулочные, овощи и крупы. Не менее двух раз в неделю в меню должна быть рыба, 2–3 раза — творог, сметана и яйца. Ежедневная порция мяса — в пределах 80–100 г, рыбы — до 100 г. Позаботьтесь о достаточном количестве питья: давайте ребенку соки, чай, в том числе травяной, компоты из свежих или сухофруктов.
Помимо традиционного завтрака, обеда и ужина обязателен полдник. В качестве пятого кормления можно предложить стакан кефира и пару печений. Если кроха еще сосет грудь — предложите ему материнского молока. В перерывах между едой не забывайте предлагать ребенку питье, это особенно важно в летний период.
Постарайтесь составить расписание дня ребенка в едином ритме с семьей. То есть, время пробуждения по возможности должно быть одинаковым для всех, кто проживает в доме. Аналогичным образом поступите с приемами пищи — благодаря этому ребенок научится кушать за общим столом. Примерный распорядок дня:
07:00 — пробуждение.
07:00–07:30 — умывание, предоставьте малышу возможность самостоятельно почистить зубки, для этого потребуется специальная щеточка и зубная паста.
07:30–08:00 — утренняя гимнастика.
08:00–08:30 — завтрак, как вариант — молочная каша, например, овсяная, рисовая или гречневая.
08:30–09:00 — чтение книжки, рисование.
09:00–11:00 — первая прогулка, даже если малыш уже уверенно ходит сам, коляска не помешает, попутно можно купить хлеба или других продуктов, решить другие вопросы.
11:00–12:00 — возвращение домой, игры.
12:00–12:30 — обед.
12:30–14:30 — тихий час.
14:30–15:30 — просыпание, самостоятельные игры.
15:30–16:00 — полдник, небольшой перекус не помешает.
16:00–18:00 — прогулка, отличное время для посещения песочницы (если тепло) или вояжа по улицам города.
18:00–19:30 — возвращение домой, общение с родными, развивающие игры.
19:30–20:00 — ужин в кругу семьи.
20:00–20:30 — подготовка к купанию.
20:30–21:00 — водные процедуры.
21:00–21:30 — кефир перед сном, отбой.
Адаптируйте предложенное расписание под потребности своего малыша. Вы можете вносить любые изменения, но обязательно позаботьтесь о том, чтобы ребенок всегда кушал в одно и то же время. И не забывайте о самом главном, любите своего малыша и не забывайте ему об этом говорить. Пусть он растет здоровым и счастливым.
psn-travel.ru
Режим ребенка в год и три месяца
Рекомендации педиатров – режим дня ребенка в 1 год и 3 месяца
Прежде чем устанавливать режим дня для своего малыша, стоит помнить о том, что каждый ребенок индивидуален. Даже если ребенок развивается по своему возрасту, у него могут быть какие-либо особенности: некоторым деткам нужно больше спать, а каким-то, наоборот, больше бодрствовать; кому-то в 1 год достаточно одного дневного сна, а кто-то до полутора лет спит два раза. Поэтому в первую очередь при составлении примерного режима дня смотрите на поведение ребенка, чтобы он чувствовал себя комфортно в составленном вами графике. Все же есть примерный режим дня ребенка в 1 год 3 месяца.
Дети в возрасте примерно от года уже хотят самостоятельно, к 1 году и 3 месяцам ребенок уже умело приседает, наклоняется. Может сам кушать ложкой, называть простые слова типа «мама», «папа». Реагирует на просьбы взрослого принести какой-либо знакомый предмет. Режим дня является достаточно специфическим и индивидуальным. Правильное развитие ребенка напрямую зависит от правильно составленного режима дня.
Педиатры советуют детей в возрасте от 1 года и до 1,6 месяца укладывать ребенка спать днем два или три раза. Первый утренний сон должен длиться 2 часа, обеденный сон тоже 2 часа. Перед сном следует прекратить активные игры. Будет хорошо, если вы приучите ребенка к определенному ритуалу перед сном. Например, умывание, сказка перед сном или колыбельная. Укладывать ребенка нужно в одно и то же время, он привыкает к определенным часам, и потом без проблем будет засыпать по расписанию. Пока ребенок не привык, будить тоже необходимо вовремя, а потом, когда малыш засыпает сам по расписанию, не придется его будить, он сам знает, когда ему проснуться.
В теплую и хорошую погоду стоит совмещать сон и прогулки на воздухе, это будет очень полезно для ребенка. Если нет возможности выйти на улицу, укладывать спать нужно хотя бы с раскрытой форточкой.
Бодрствование
Бодрствовать ребеночек в 1 год 3 месяца должен около 4-4,5 часов, иначе он может перетрудиться. Бодрствование заключается в активных играх, прогулках на воздухе, банных процедур. Детки в возрасте от года до полутора лет любят смотреть книжки с яркими понятными картинками, рисовать, складывать пирамиды из кубиков, перекладывать какие-нибудь вещи из одной емкости в другую, кстати, это способствует развитию мелкой моторики. В возрасте 1 года и 3 месяцев малыши любят помогать родителям по дому (пытаются помыть полы, протереть пыль, подмести). Ни в коем случае не нужно мешать ребенку, пусть помогает вам. Пусть потом вам придется еще раз убираться, малыш должен знать, что он вам нужен, что он может помочь. Иначе в будущем он может категорически не воспринимать просьбы о помощи, так как привыкнет к тому, что делать ничего не нужно.
Кормить ребенка в возрасте 1 года 3 месяцев нужно четыре раза в день: завтраком, обедом, полдником и ужином. В этом возрасте ребенок может кушать все: овощи, фрукты, супы, мясо, то есть все, кроме продуктов, вызывающих аллергию и сладостей. Рацион следует разнообразить, каждый день должно быть включено мясо или рыба обязательно. Во время перекусов можно давать фрукты и овощи, это обеспечит организм ребенка необходимыми витаминами.
Между едой перерыв должен быть часа 3-4. Не нужно запихивать еду в ребенка насильно, этот факт только испортит ему настроение, и он откажется от пищи. Сохраните нервы и себе, и малышу. А режим дня должен быть устроен таким образом, чтобы ребенок после сна кушал, бодрствовал и спал, а уже после сна снова кушал. Такой режим дня обеспечит оптимальный комфорт ребенку: после сна он с аппетитом поест, после чего сможет спокойно играть.
В возрасте 1 года ребенка нужно приучать кушать ложкой самостоятельно, пусть он будет делать это неумело, весь измажется в каше, но он станет понимать и учиться. Сначала он научится есть каши и твердую пищу, а потом уже и супчики. Взрослым важно помогать кушать ему второй ложечкой, но из его рук ложку не стоит забирать, пусть привыкает и учится. В режим дня ребенка обязательно должны входить прогулки на свежем воздухе, желательно 2 раза: после обеда и после полдника. На улице ребенок может пообщаться с другими детьми, поиграть в песке, что способствует развитию. Он лучше и быстрее будет воспринимать и изучать мир вокруг. К тому же ребенку необходимо получать витамин Д, который он получит, гуляя на солнышке (обязательно одевайте головной убор, иначе может случится солнечный удар).
В 1 год 3 месяца ребенку можно проводить гигиенические купания 2-3 раза в неделю. Но просто посидеть в ванне, поиграть с игрушками нужно каждый день, за полчаса-час до сна. Оптимальная температура воды для купания составляет 33-36 градусов. В 1 год 3 месяца можно уже начинать закаливания, плавно снижая температуру на 1 градус раз в 5 дней. Это очень повысит иммунитет ребенку.
Необходимо надевать одежду на ребенка по размеру, чтобы она была не мала, иначе будет давить, из-за чего малыш может капризничать и вредничать. Внимательно относитесь к выбору как одежды, так и обуви. В возрасте от 1 года до 3 лет ребенок учится правильно ходить, а обувь должна фиксировать ножку ребенка, чтобы у него не развивалось плоскостопие и косолапость. Это очень важно исправить именно в возрасте до 3 лет, пока суставы ребенка подвижны.
В этом возрасте в режим дня нужно включить гигиенические процедуры: мыть руки перед едой, кушать ложечкой, вытирать после еды рот и руки, садится на горшок. Но к последнему приучать ребенка желательно в летнее время года. Доктор Комаровский советует начинать приобщать малышей в возрасте от 1 года 6 месяцев до 2 лет 6 месяцев, когда у детей есть осознание их нужд и потребностей. Поэтому если ребенок в 1 год 3 месяца еще не ходит на горшок, не паникуйте, всему свое время. У всех свой режим дня, свое время развития и свои способности. Ребенок должен учиться самостоятельности и организованности, тогда у вас не возникнет никаких проблем, когда он пойдет в садик.
Режим дня по часам:
7:30 – завтрак.
10:00 – первый дневной сон.
12:00-12:30 – обед.
13:30-14:30 – прогулка.
15:00 – второй дневной сон.
16:30 – полдник.
17:00-18:00 – прогулка.
20:00 – ужин.
20:30-21:00 – отбой.
Развитие и режим питания ребенка в 1 год 3 месяца: подбираем меню, составляем список нужных игрушек и занятий
Возраст 1 год и 3 месяца — один из самых волнительных в жизни вашего малыша. Чадо становится более любопытным, интересуется окружающим миром, ему требуется много внимания и заботы. Родители отмечают, что каждый день становится сюрпризом: сегодня ребенок выучил новый жест, завтра уже начал ходить, а в следующую минуту схватил конфету со стола. В это время нужно контролировать режим и постоянно наблюдать, так как возраст является сложным и небезопасным: мыслит ребенок еще недостаточно хорошо, зато уже пытается засунуть ручки в самые неожиданные места, спрыгнуть, залезть, схватить и поиграть.
Внешне ребенок поменялся не очень сильно, а вот внутри у него произошли колоссальные перемены. Малыш теперь не готов сидеть на месте — он активно интересуется всем новым, хватает любые интересные для него вещи
Нормы физического развития детей
Всемирная ассоциация здравоохранения разработала универсальные показатели роста и веса. Они свидетельствуют о здоровье и полноценном развитии малыша в возрасте 1 года и 3 месяцев.
рост – 76-82 см;
вес – 9-11,5 кг;
окружность головы – 45-48 см.
рост – 74-80 см;
вес – 9,5-11 кг;
окружность головы – 44-47 см.
В этом возрасте малыш уже становится самостоятельным. Он предпочитает делать традиционные дела без участия взрослых.
Распорядок дня
В 1 год и 3 месяца режим дня ребенка остается неизменным: если ваш кроха предпочитает спать два раза днем, ничего плохого в этом нет. Правда, многие малыши уже переходят на один дневной отдых, меняется и режим сна. Сон в этом возрасте должен составлять не менее 13 часов, ночью чадо отдыхает 11 часов, остальное время – днем.
По мнению доктора Комаровского, питание должно осуществляться по прежней схеме: 4-5 приемов пищи. Перерыв между кормлениями теперь составляет от 3 до 4 часов — так малышу наиболее комфортно и удобно.
Особенности питания малыша
Год и три месяца – время, когда питание все больше становится похожим на взрослый рацион, но нельзя забывать, что к столу следует подавать каши, фруктовые пюре, соки, кисломолочные продукты. Важно аккуратно кормить малыша и внимательно следить за реакцией организма, если вы вводите новый продукт: это питание может вызвать бурную аллергическую реакцию, так что либо откажитесь от экспериментов, либо включайте в рацион небольшое количество новинок. Какие блюда приготовить? Рецепты, по которым можно приготовить блюда, достаточно просты, главное – придерживаться меры. Распорядок питания родители выбирают самостоятельно с учетом режима дня.
Основные нюансы
Каждый день малыш должен получать питательные вещества, минералы и витамины, в его рацион обязательно включают мясные и молочные продукты, фрукты, овощи, крупы, мучные изделия. Не реже двух раз в неделю дают рыбу, три раза – творог, сметану, яйца. В сутки ребенок должен съедать около 80-100 грамм мяса, до 100 грамм – рыбы. Особое внимание уделяется напиткам: родители следят, чтобы кроха получал достаточное количество соков, чаев, морсов, компотов из свежих или сушеных фруктов.
Овощи в рационе ребенка этого возраста занимают очень важное место — именно они обеспечивают кроху основной массой витаминов и минералов
Кроме традиционного трехразового питания, обязателен полдник и небольшой перекус после ужина. В это время можно дать стакан кефира, кушать несколько печений или банан – важно, чтобы желудок не был перегружен. Для грудничка в меню не будет лишним и материнское молоко. Напитки следует давать в любое время, в особенности летом, когда кроху мучает жажда.
Меню ребенка
Меню может состоять из следующих блюд:
Отварная тыква с яблоками
Рис с морковным пюре
Чай
Хлеб
Гречневый десерт с тыквой
Фруктовое пюре
Чай с молоком
Хлеб
Чтобы кроха охотнее ел блюда, можно придумывать на их основе нехитрые композиции. Всего лишь пара потраченных минут значительно повысят аппетит малыша и его интерес к пище
Развитие и навыки ребенка
В возрасте года и трех месяцев ребенок становится очень эмоциональным, он уже рад новым игрушкам, появлению родителей, способен копировать мимику и взрослое поведение. Рад он приходу других малышей, способен быстро вовлекаться в игры, заражаться эмоциями — так, если кто-то рядом заплачет, он может поступить аналогичным образом.
Эмоции в это время динамичны, они быстро сменяют друг друга. Если минуту назад кроха веселился и задорно смеялся, сейчас радость может смениться слезами. С другой стороны, отвлечь его тоже достаточно просто, процесс успокоения займет мало времени.
Ребенок старается привлечь внимание взрослых, для этого он постоянно заигрывает и заглядывает вам в глаза, иногда просто капризничает. Во взгляде уже можно прочитать удивление, радость, интерес и другие эмоции.
Привязанность к маме очень сильна, ее чадо не отпускает ни на шаг, а вот оставаться с близкими людьми не боится, хотя к незнакомцам относится с явным опасением. В это время оставлять его нельзя – он отчаянно нуждается в родительской ласке, заботе и тепле.
Двигательные навыки
Чаще всего в 1 год и 3 месяца крохи уже умеют свободно ходить и даже бегать. Препятствия они преодолевают с легкостью, совершают повороты, наклоны, способны осознанно играть, не теряя равновесие. Направление движения малыш не забывает — отвлекшись на упавшую игрушку, он ее поднимет, а после продолжит движение. Любознательность становится главной чертой характера, поэтому он залезает на диваны, стулья и кресла, чтобы увидеть новые и интересные ему предметы.
Способен он и поднимать ручки вверх, отводить их в стороны по просьбе взрослых – это требуется, когда вы хотите его поднять. Не станет препятствием и преодоление нескольких ступенек вверх по лестнице.
В год и три месяца ребенок отлично ходит и бегает — родители порой просто не успевают за крохой. Тем не менее, координация движений пока не очень хороша — имеет смысл все время держать малыша в поле своего зрения
Развитие речи
В 1 год и 3 месяца ребенок еще не умеет хорошо говорить, но должен понимать слова взрослых, которые ему говорят. Объем известных предметов постоянно увеличивается, причем названия схватываются на лету, даже не обязательно обучать новым словам — многие вещи он запоминает самостоятельно. В это время он может выполнить некоторые легкие инструкции — отнести игрушки, положить их в шкаф или сесть на стульчик.
Ребенок уже знает все имена своих игрушек, родственников и близких людей, с которыми приходится постоянно общаться. Он говорит на своем упрощенном языке, может произносить до 20 слов, хотя родители только учатся его понимать.
Бытовые навыки
Возраст 1 год и 3 месяца – время, когда беспомощный кроха превращается в настоящего помощника, способного выполнять разные поручения, участвовать в бытовых хлопотах. В 15 месяцев появляется способность проситься на горшок (рекомендуем прочитать: как быстро научить ребенка проситься на горшок? ) – самое время начинать обучение. Чадо в это время:
просит учить его новым занятиям, показать, как что-то делать самому;
он уже умеет держать ложку в кулачке, сам пьет из кружки;
предпринимает попытки самостоятельно кушать, правда, это еще плохо получается;
зато хорошо может умываться и мыть ручки, делает это с большим удовольствием.
Умение кушать самостоятельно осваивается постепенно, но в этом возрасте малыш уже способен на более осмысленные логические действия, которые в итоге дадут желаемый результат
Развивающие занятия для малыша
Развить бытовые навыки детей помогут игры. Занять ребенка можно чем-то очень интересным и приятным — например, попросите его покормить куклу, покачать ее кроватку, принести маме ложку, разложить салфетку на столе. Кроха должен помогать родителям, ведь это доставляет ему невероятное удовольствие, позволяет организовать досуг, играть с пользой, развивать навыки поведения.
Стоит занять малыша ролевыми играми, когда формируются модели поведения.
Полезные упражнения, улучшающие развитие:
Делайте несложную гимнастику, чтобы чадо повторяло упражнения, с радостью выполняло их под веселую музыку. Например, песни Железновых. Стоит выучить пару песен, повторяя их неделю, а потом добавлять новые композиции.
Попробуйте снимать и надевать кольца на палочку – это важный и нужный навык, который улучшит развитие сноровки, точности движений. Достаточно 5 минут упражнений в день.
Поиски пары – развивающие занятия, просто разложите варежки, перчатки и носки, попросив найти похожий предмет.
Перекатывайте мяч — сначала с маленького расстояния, потом увеличьте его.
Поместите на полу игрушки и другие препятствия, чтобы чадо сумело пройти всю полосу, перешагивая через предметы или обходя их. Можно взять с собой машинку, толкать ее или тянуть за веревочку.
Внимание! Вся информация на сайте предоставляется исключительно в справочных целях и носит ознакомительный характер. По всем вопросам диагностики и лечения заболеваний необходимо обратиться к врачу за очной консультацией.
Пользовательское соглашениеКопирование материалов сайта без письменного разрешения администрации проекта и активной ссылки на http://vseprorebenka.ru запрещено.
Подросший малыш активен и любознателен. К счастью для взрослых его словарный запас еще мал, поэтому ребенок пока не «замучивает» своих родителей множеством вопросом, зато его исследовательский азарт побуждает кроху к изучению всего, что окажется рядом: игрушек, механизмов, приборов и устройств. В эту пору надо прятать подальше все, что может стать потенциальным источником опасности.
Сравнительно с предыдущим возрастным периодом изменений в расписании дня мало: один дневной сон, 4–5 кормлений (в зависимости от индивидуальных особенностей ребенка), 1–2 прогулки, чтение книжек — совместно со старшими, и развивающие игры — на усмотрение родителей. Важно сохранить доброжелательность малыша и поддержать его стремление к получению новой информации: рассказывать ему о природных явлениях, действиях, совершаемых взрослыми и другими детьми, транспорте, который он видит на улицах города, и многих других предметах и событиях, представляющих интерес для крохи.
Раннее развитие малыша
Сегодня можно приобрести массу развивающих пособий для самых маленьких. Родители с энтузиазмом скупают все подряд, забывая учесть главный фактор: малыш не в состоянии длительное время концентрировать свое внимание, а значит, буквально через пару минут после начала занятия он уже переключается на что–то другое. Поэтому не стоит отчаиваться, если кроха не проявляет интереса к предлагаемым забавам, вероятно, позже, когда ребенок станет старше, он вернется к игрушкам и с удовольствием будет обучаться вместе с вами.
Методик раннего развития существует много, как определить, которая из них оптимальна для вас? Только способом проб и ошибок. Для начала стоит купить пазлы или обучающие кубики, не помешает конструктор или подборки тематических картинок — с животными, растениями или иными объектами. В этом возрасте малышу уже можно предложить мелки для рисования или мозаику — для развития творческих навыков.
В расписании дня предусмотрите время для совместных игр — только систематические занятия будут способствовать интенсивному развитию крохи. Примерные варианты:
Смешать несколько пар носков, варежек, перчаток и предложить малышу, чтобы он их разложил правильно.
Собрать пирамидку или комплект матрешек.
Сложить картинку из кубиков. Разумеется, в этом возрасте лучше использовать комплекты с простыми изображениями.
Изучение окружающего мира. Этому можно посвятить часть прогулки. Рассказывайте крохе о природных явлениях, объясняйте, что такое дождь, гроза, радуга (если повезет) или ветер. Постарайтесь, чтобы ваш рассказ был интересен малышу, никогда не перегружайте его память большим объемом информации.
Музыкальное воспитание. Совместное исполнение песен доставит крохе немало удовольствия, способствуя улучшению настроения. Это могут быть произведения из известных мультфильмов или сказок.
Чтение детской литературы. На этом этапе развития желательно подбирать книжки с большим количеством иллюстраций. Обратите внимание малыша на то, что страницы нуждаются в бережном отношении, их нельзя рвать или мять. С раннего возраста ребенок должен приобретать навыки аккуратного обращения с книгами.
Как можно больше общайтесь с дочерью или сыном и старайтесь прививать ему умение играть с другими детьми. Пусть ребенок растет всесторонне развитой и коммуникабельной личностью: тогда в жизни ему будет намного легче найти общий язык и со сверстниками, и с взрослыми.
Физическое развитие
Малыш теперь не только уверенно ходит, но и способен поднимать игрушки с пола, присаживаться на корточки, переступать через препятствия и даже бегать. Каждое утро посвятите 10–15 минут гимнастике — благодаря ей ребенок получит заряд бодрости на весь день. Помните, что это мероприятие надо проводить в форме игры — ни в коем случае не принуждайте кроху к выполнению упражнений. Возможный вариант проведения зарядки:
приседания с мячом;
энергичные движения руками в горизонтальном и вертикальном направлениях;
ходьба по узкой тропинке, ее можно создать с помощью шнура;
движение боком;
обычная ходьба с высоким подниманием коленей;
прохождение через обруч.
Постарайтесь придумать для каждого упражнения забавную историю, тогда малыш не ощутит усталости и будет заниматься с удовольствием.
Питание малыша
Во многих семьях малыша после года переводят на общий стол. Правильно это или нет? Все зависит от того, придерживаются ли члены вашей семьи здорового образа жизни. Если в меню преобладают жареные и жирные блюда, мало овощей и фруктов, значит, ребенку такая еда полезной не будет. А может, вам стоит сесть вмести с ним на диету? Попробуйте, уже через пару недель вы ощутите позитивные перемены в организме.
Основные моменты
Каждый день малышу необходимы следующие продукты: мясомолочные, хлебобулочные, овощи и крупы. Не менее двух раз в неделю в меню должна быть рыба, 2–3 раза — творог, сметана и яйца. Ежедневная порция мяса — в пределах 80–100 г, рыбы — до 100 г. Позаботьтесь о достаточном количестве питья: давайте ребенку соки, чай, в том числе травяной, компоты из свежих или сухофруктов.
Помимо традиционного завтрака, обеда и ужина обязателен полдник. В качестве пятого кормления можно предложить стакан кефира и пару печений. Если кроха еще сосет грудь — предложите ему материнского молока. В перерывах между едой не забывайте предлагать ребенку питье, это особенно важно в летний период.
Постарайтесь составить расписание дня ребенка в едином ритме с семьей. То есть, время пробуждения по возможности должно быть одинаковым для всех, кто проживает в доме. Аналогичным образом поступите с приемами пищи — благодаря этому ребенок научится кушать за общим столом. Примерный распорядок дня:
07:00 — пробуждение.
07:00–07:30 — умывание, предоставьте малышу возможность самостоятельно почистить зубки, для этого потребуется специальная щеточка и зубная паста.
07:30–08:00 — утренняя гимнастика.
08:00–08:30 — завтрак, как вариант — молочная каша, например, овсяная, рисовая или гречневая.
08:30–09:00 — чтение книжки, рисование.
09:00–11:00 — первая прогулка, даже если малыш уже уверенно ходит сам, коляска не помешает, попутно можно купить хлеба или других продуктов, решить другие вопросы.
11:00–12:00 — возвращение домой, игры.
12:00–12:30 — обед.
12:30–14:30 — тихий час.
14:30–15:30 — просыпание, самостоятельные игры.
15:30–16:00 — полдник, небольшой перекус не помешает.
16:00–18:00 — прогулка, отличное время для посещения песочницы (если тепло) или вояжа по улицам города.
18:00–19:30 — возвращение домой, общение с родными, развивающие игры.
19:30–20:00 — ужин в кругу семьи.
20:00–20:30 — подготовка к купанию.
20:30–21:00 — водные процедуры.
21:00–21:30 — кефир перед сном, отбой.
Адаптируйте предложенное расписание под потребности своего малыша. Вы можете вносить любые изменения, но обязательно позаботьтесь о том, чтобы ребенок всегда кушал в одно и то же время. И не забывайте о самом главном, любите своего малыша и не забывайте ему об этом говорить. Пусть он растет здоровым и счастливым.
ВАЖНО! Для того, что бы сохранить статью в закладки, нажмите: CTRL + D
Задать вопрос ВРАЧУ, и получить БЕСПЛАТНЫЙ ОТВЕТ, Вы можете заполнив на НАШЕМ САЙТЕ специальную форму, по этой ссылке >>>
Развитие и питание ребенка в 1 год 4 месяца: составляем режим дня и меню для малыша, учимся говорить с мамой
В таком возрасте крохе непросто — он уже хочет самостоятельно бегать, играть, исследовать окружающий мир, но непослушные ножки и ручки часто подводят малыша, поэтому малютка и капризничает. В 1 год и 4 месяца высок риск травм. Дети лезут на возвышения (стулья, диваны, лавочки), учатся бегать – падений не избежать. Нельзя оставлять малыша без присмотра ни на секунду.
Физиологические особенности
В этом возрасте можно ориентироваться на следующие физиологические параметры:
Рост: в пределах 78–80 см, причем девочки выше. Не стоить забывать, что этот параметр зависит от того, с каким ростом родился малыш, и от генетических особенностей (если родители высокие, то и кроха будет опережать сверстников).
Вес: от 10,5 до 11,3 кг, а вот вес у мальчиков больше, чем у девочек.
Голова: размер головы по окружности от 45,5 до 48,9 см.
Грудная клетка: окружность груди в пределах 47,2–53,2 см.
Количество зубов: у малыша по нормам должно уже быть 8–12 штук, и в этот период начинают прорезываться клыки на верхней десне. Часто малыш на прорезывание клыков реагирует особенно болезненно, может повышаться температура, нарушаться сон. Нужно обеспечить кроху прорезывателями, при сильном беспокойстве поможет обезболивающий гель. Зуб может преодолевать десну до месяца, иногда дольше.
Зубы режутся не только у самых маленьких детишек: в год и четыре месяца ребенок сталкивается с появлением клыков, которые особенно болезненны в прорезывании
Ребенок может не соответствовать вышеприведенным параметрам: это нормально, ведь каждый малыш индивидуален. Если ребенок активен, нормально кушает и спит – поводов для беспокойства нет.
Навыки у деток одного возраста отличаются. Согласно нормам, к 16 месяцам ребенок:
Умеет вставать из положений лежа и сидя, ходить, держась за руку или стенку. Малыш осваивает подъемы-спуски по лестнице (придерживаясь за руку или перила), пытается вскарабкаться на кровати, стулья и другие возвышения. Координация движений еще не отточена, поэтому часто попытки заканчиваются падением. Важно не оставлять чадо без присмотра, обезопасить в доме потенциально опасные места. Не нужно забывать о розетках, дверцах шкафчиков. Острые предметы и ядовитые вещества убрать повыше.
Пытается самостоятельно кушать ложкой и пить из чашки. Привыкает к густой и твердой пище. Важно поощрять попытки накормить себя самому, чтобы не отбыть охоту у малыша. Нужно запастись слюнявчиками, небьющейся посудой и терпением, также хорошо на время убрать покрытие с пола кухни, чтобы облегчить процесс уборки.
Понимает и реагирует на обращенную речь. Выполняет просьбы: покажи, дай, возьми и так далее. Может повторить движения за взрослым: поднять и опустить руки, пошевелить пальцами, покрутить головой. Те же действия он выполняет по собственной инициативе.
Хорошо знает членов семьи и ближайших родственников, проявляет соответствующие эмоции при их приходе-уходе.
В речевом багаже ребенка до 10 слов (не менее 4). Распознает животных, части тела, окружающие предметы, фрукты, овощи, может показывать их на картинках.
Начинает осваивать игры с простым сюжетом: насыпать песочек в ведро или налить воду, «покормить» пупса или уложить его спать.
Именно в этом возрасте нужно понемногу уходить от подгузников и приучать деток к горшку. Многие дети уже умеют проситься в туалет.
Распорядок дня
К этому возрасту режим дня уже прочно сформировался, важно придерживаться его постоянно – это дает малышу чувство уверенности и благоприятно сказывается на работе всего организма, да и маме проще спланировать свой день. Примерный режим дня:
подъем, утренняя гимнастика с мамой;
умывание, чистка зубов;
завтрак;
развивающие игры;
прогулка;
обед;
дневной сон от 1 до 3 часов;
подъем, полдник;
развивающие игры;
прогулка;
ужин;
спокойные занятия;
сон.
В 1 год и 4 месяца можно изменить режим купаний: реже мыть кроху, достаточно одного раза перед сном, если не случилось «аварии». В холодное время необязательно купать каждый день, но подмывать ежевечернее обязательно.
Гулять с ребенком в этом возрасте необходимо: на свежем воздухе он активно двигается, изучает окружающий мир, получает новые навыки и впечатления
Развитие ребенка
Речь ребенка с 1 года 4 месяцев стремительно развивается. Запас слов у каждого разный: один говорит четыре слова, а другой 25 – все зависит от индивидуальных особенностей. Для стимуляции развития необходимы занятия с мамой, не стоит спешить отдавать кроху в школы раннего развития, в домашних условиях информация усваивается лучше. Детки, которым хватает любви и внимания, быстрее начинают говорить. Как развить речь:
Лучше всего на развитие крохи влияет чтение. Начинать нужно с коротких стишков-потешек, затем увеличивать объем текста. Идеально подходят стихи Чуковского, Маршака, Барто.
Чтобы информация лучше усваивалась, книги должны быть яркими и с хорошими иллюстрациями.
При чтении стоит показывать на картинках, о чем или ком идет речь.
Побуждать ребенка произносить слова из стишков. Для этого стоит останавливаться в конце строки и давать время малышу, чтобы вставить слово.
Расширяется и эмоциональный спектр:
радость или расстройство по поводу достижения желаемого;
выражение эмоций через мимику и жесты;
разная реакция на своих и чужих;
испуг от неожиданного;
«цепная реакция» — если один малыш на площадке заплакал, второй может подхватить «за компанию», так же и со смехом.
Ярче проявляется разница между полами: девочки более эмоциональны, восприимчивы, нуждаются в телесном контакте с родными, а мальчишки уже проявляют самостоятельность и независимость, хотя бывают и исключения.
Доктор Комаровский советует к 16 месяцам переходить на питание 4 раза в день, но если ребенок плохо кушает и не съедает порцию, можно дополнить рацион кефирчиком, йогуртом или молочком. При покупке детских молочных продуктов обязательно обращать внимание на срок годности – натуральный продукт не может храниться более 5–7 дней.
После года детей постепенно переводят на общее меню, но с учетом возрастных ограничений и потребностей детки. Следует стремиться кормить ребенка в одно и то же время — это способствует лучшему усвоению пищи, да и малыш привыкнет и будет проще накормить нехочуху. Желательно выработать режим питания, чтобы завтрак проходил в период с 8 до 9 утра, обед – с 12 до 13, полдник – с 15 до 16, а ужин – с 19 до 20 часов. Пример меню на день для малыша в 1 год и 4 месяца приведен в таблице.
На эту тему уже давно ведутся споры. Многие родители считают, что приучать ребенка соблюдать режим дня нужно как можно раньше. Но есть и такие, кто думает, что пока ребенок не пошел в детский сад, об этом задумываться рано. Соблюдение режима, несомненно, имеет свои плюсы. Если у ребенка существует строгий режим дня, родители тоже смогут спланировать свой день, успеть сделать все дела и отдохнуть.
Кроме того, ребенок, который живет по режиму намного быстрее адаптируется в детском саду, а после и в школе. Поэтому все же стоит уделить внимание режиму дня ребенка, и постараться сделать его оптимальным как для малыша, так и для родителей.
Режим дня ребенка в 1 год и 4 месяца
После того как ребенку исполнился год, нужно начинать постепенно готовить его к детскому саду. Для этого ребенку понадобится очень многое уметь делать самостоятельно. Чтобы ребенок мог пойти в детский сад, родители должны научить его:
ходить на горшок;
самостоятельно есть;
самостоятельно одеваться;
самостоятельно засыпать;
соблюдать режим дня.
Конечно, очень трудно научить этому ребенка сразу, поэтому нужно делать это постепенно. Начать это делать нужно как можно раньше. Если постепенно начать соблюдать режим дня, как только ребенку исполнится год, то ориентировочно в 1 год и 4 месяца у него выработается следующий режим.
Примерный режим дня для ребенка в 1 год и 4 месяца
Такой режим дня наиболее приближен к режиму дня в детском саду, поэтому ребенку будет не так сложно адаптироваться, когда он пойдет туда. В таблице приведен примерный режим дня.
Ребенок просыпается, например, в 10 часов, не стоит его будить именно в 9. Если же он встает раньше, то завтракать нужно все равно примерно в 9:30. Так ребенок привыкнет принимать пищу в одно и то же время, что не только поможет соблюдать режим дня, но и полезно для организма.
Проснувшись, ребенок в 1 год и 4 месяца должен сходить на горшок, затем умыться и почистить зубы. Скорее всего, он еще не умеет делать это самостоятельно, поэтому нужно ему помочь. Чистить зубы нужно обязательно утром и вечером, очень важно приучить к этому ребенка как можно раньше, чтобы не возникало проблем в дальнейшем.
На завтрак малышу в 1 год и 4 месяца можно предложить кашу, творог, омлет или вареное яйцо, а также несладкий чай, сок или компот. Завтрак должен быть достаточно сытным, чтобы ребенок набрался сил перед прогулкой.
В этом возрасте ребенку уже неинтересно просто сидеть в коляске. Можно посетить с ним детскую площадку. Дети в 1 год и 4 месяца любят кататься с горки, на качелях. Отправляясь на прогулку, можно взять с собой мяч или набор игрушек для песочницы. Также дети в этом возрасте любят рисовать мелками на асфальте, играть машинками и каталками. Зимой можно покатать малыша на санках, слепить вместе с ним снеговика.
Во время прогулки желательно дать малышу возможность поиграть с другими детьми. Он должен научиться играть с ними, делиться своими игрушками.
Обед малыша в 1 год и 4 месяца должен состоять из первого и второго блюда. На первое можно приготовить суп, сваренный на мясном или рыбном бульоне, а на второе мясное блюдо с овощами. Нельзя давать ребенку каждый день одни и те же блюда, его рацион должен быть разнообразным и сбалансированным. Давайте ребенку возможность есть самостоятельно, пусть поначалу это у него плохо получается, но с каждым разом он будет все аккуратнее.
Чтобы уложить ребенка на дневной сон, можно полежать вместе с ним, почитать или рассказать ему сказку. Многие дети любят спать с игрушками. Если малыш привык спать с родителями, в 1 год и 4 месяца нужно начинать постепенно отучать его от этой привычки. Когда ребенок пойдет в детский сад, он уже должен будет уметь засыпать самостоятельно. Дневной сон ребенка в этом возрасте должен составлять не менее 2-х часов, так как за день он тратит очень много энергии.
На полдник можно дать ребенку кефир или йогурт. Также прекрасно подойдут фрукты или творог. Можно также предложить ребенку чай с блинчиками или оладушками.
На ужин лучше не давать детям каши и мясные блюда. Лучше, если это будет овощное блюдо, творог или омлет. В качестве напитка можно дать ребенку кефир или молоко, а также чай, сок или фруктовый компот.
В 1 год и 4 месяца дети обожают купаться. Они берут с собой в ванну различные игрушки. По-прежнему необязательно пользоваться каждый день мылом и шампунем, так как они сушат кожу ребенка. А вот купание с различными травами перед сном будет отнюдь не лишним. Оно поможет ребенку успокоиться, настроиться на сон. Для этого можно добавить в воду настой аптечной ромашки или успокоительный сбор.
Ночной сон
Ночной сон ребенка в 1 год и 4 месяца должен быть не менее 10-11 часов. Если ребенок продолжает питаться грудным молоком, ночью следует делать это по требованию. В возрасте 1 год и 4 месяца нужно начинать отучать ребенка от груди, если это не сделано ранее.
На выходных, когда все члены семьи находятся дома, разрешается отступить от режима дня. Например, можно выехать всей семьей на природу, пойти в гости или в зоопарк.
Соблюдение режима значительно облегчает жизнь как ребенку, так и его родителям. Ребенок будет подготовлен к поступлению в детский сад. Кроме того, соблюдение режима дня делает ребенка более ответственным и самостоятельным.
Родители же смогут четко спланировать свой день. Например, если ребенок ложится спать днем в одно и то же время ежедневно, мама сможет в это время заняться домашними делами: приготовить ужин или сделать уборку.
Как приучить ребенка соблюдать режим дня
Некоторые мамы считают, что это просто невозможно. Да, чтобы приучить ребенка следовать режиму, иногда требуется много времени и терпения, но это все-таки реально. Очень часто дети отказываются делать какие-либо обязательные действия, например, чистить зубы и умываться. Чтобы уговорить малыша делать что-либо, лучше всего сделать это в форме игры. Например, пусть он каждый раз берет с собой умываться свою любимую игрушку, которая будет наблюдать за ним. Также хорошо работает метод поощрения. Если ребенок сделал все правильно, он получает небольшой сюрприз. Можно дарить ему каждый день разные приятные мелочи за то, что он хорошо покушал, почистил зубы, вовремя лег спать.
Если ребенок не хочет ложиться спать, можно предложить ему уложить спать любимую игрушку. Так же и во время еды, дети охотно съедают все, при этом «угощая» игрушку.
Если вы решили приучить ребенка соблюдать режим дня, нужно делать это каждый день, а не от случая к случаю. Возможно, ребенок поначалу будет сопротивляться, но через некоторое время вы обязательно увидите результат своих стараний. Вы заметите, что ваш ребенок стал более самостоятельным и дисциплинированным. Кроме того, когда ребенок проводит достаточно времени на свежем воздухе и хорошо высыпается, он намного лучше себя чувствует и чаще бывает в отличном настроении.
Правильная организация режима дня – важный фактор, влияющий на здоровье ребенка. Для ребенка раннего возраста режим является основой воспитания. На протяжении первых трех лет жизни работоспособность нервной системы ребенка постоянно меняется, поэтому целесообразна смена режима в различные возрастные периоды. В возрастной период с года до трех лет режим дня меняться трижды.
Нарушения в здоровье малыша, которые могут возникнуть при несоблюдении режима:
ребенок становится плаксивым, капризным, раздражительным
частое ухудшение настроения, которое связано с переутомлением, недосыпанием
отсутствует нормального развития нервно-психической деятельности
Режим дня ребенка от года – до года и шести месяцев (1,5 лет)
Особенности возрастного периода
На втором году жизни происходят значительные изменения в развитии малыша. В первом полугодии дети физически еще достаточно слабы, быстро устают. Высокая двигательная активность сочетается с недостаточной координацией движений. Ребенок в этом возрасте самостоятельно ходит, приседает и наклоняется. Умеет выполнять простые просьбы взрослого, правильно называет 4-6 предметов, когда ему показывают их. Начинает активно употреблять облегченные слова, при этом словарный запас быстро расширяется. Начинает самостоятельно пользоваться ложкой, но делает это пока не умело.
Ребенок спит днем два раза: первый дневной сон – 2-2,5 часа, второй – 1,5-2 часа. Подготовка ребенка (прекращение шумных игр, умывание) ко сну происходит заранее, хотя бы за полчаса до того, как его будут укладывать в постель. Укладывать спать днем и на ночь следует в один и тот же час – у детей вырабатывается условный рефлекс на время и в последующие дни ребенок сам просыпается и засыпает в установленное по режиму время. При приучении ребенка к режиму, нужно его будить, если он сам не просыпается в положенное время, допускается отклонение от точного времени на 15-20 минут. В дальнейшем, когда режим уже установлен, нежелательно будить ребенка, так как это ухудшает его настроение, поднимать малыша следует после сна по мере пробуждения, и учить одеваться, показывая и называя предметы одежды.
В летнее время года рекомендуется дневной сон ребенка осуществлять на свежем воздухе – на улице или на веранде, в крайнем случае, в помещении с открытой форточкой. С мая по август ребенка можно укладывать на ночной сон немного позже, соответственно, продлевая дневной сон.
Кормить следует четыре раза в день (завтрак, обед, полдник и ужин), с интервалами 3-4 часа. Режим строится таким образом, чтобы ребенок после кормления бодрствовал, а затем спал до следующего кормления. Такое соблюдение правил чередования процессов обеспечивает оптимальное состояние ребенка в каждом возрастном периоде. После того, как ребенок выспится и с аппетитом поест, он спокойно и активно бодрствует до следующего сна и лучше воспринимает воздействия окружающего мира.
В этом возрасте ребенка следует приучить пользоваться ложкой самостоятельно. Сначала он учится есть ложкой густую пищу, затем жидкую. Первые две-три ложки ребенок съедает самостоятельно, затем взрослый докармливает его другой ложкой, не вынимая ложку из рук ребенка. В конце кормлении малыш сам съедает еще две-три ложки.
Продолжительность периодов бодрствования в этом возрасте не должна превышать 4 – 4,5 часа. Удлинение времени бодрствования или укорочение сна нежелательно, оно может привести к переутомлению нервной системы и нарушению поведения ребенка.
Период бодрствования в основном включает в себя игру, прогулки водные процедуры. В игре в основном используются игрушки, которые можно тянуть (машинки, коляски), кубики, различные вкладывающиеся одна в другую коробочки, книжки с простыми яркими картинками, фигурки зверей, пирамидки.
Очень важна организация прогулок на свежем воздухе два раза в день (после обеда и полдника), продолжительность одной прогулки 1,5 часа, в летнее время года это время может быть увеличено до 2 часов при хороших погодных условиях.
Водные процедуры перед полдником. В этом возрасте можно использовать общие обтирания. Сначала обтирают верхние конечности, затем нижние, грудь и спинку. Начальная температура воды 33-36 0 . Постепенно, один раз в 5 дней, температуру воды снижают на 1 0 и доводят до 24 0 . Водные процедуры – важный элемент закаливания, включение их в режим дня – неотъемлемая часть здорового воспитания.
Гигиеническое купание 2-3 раза в неделю перед ночным сном.
Одежда ребенка должна соответствовать росту, не стеснять движений, иметь минимальное количество завязок и застежек. До 1,5 лет девочкам, как и мальчикам, целесообразно надевать штанишки и кофточки, так как платье затрудняет ходьбу. Ребенок принимает участие в процессе одевания и раздевания, учится снимать простые предметы одежды (расстегнутые ботинки, майку).
В этом возрасте важно воспитывать следующие культурно-гигиенические навыки: мыть руки перед едой, садиться на детский стул, учиться самостоятельно аккуратно есть ложкой, после еды пользоваться салфеткой. Необходимо учить ребенка садиться на горшок и сидеть на нем до результата. Для приучения к опрятности детей регулярно высаживают на горшок после сна, каждые 1,5 – 2 часа во время бодрствования, до прогулки и по возвращении с неё.
Примерный режим дня для детей от 1 до 1,5 лет:
Бодрствование: 7 – 10, 12 – 15.30, 16.30 – 20.30.
Сон: первый 10 – 12, второй 15.30 – 16.30, ночной сон 20.30 – 7.
Прогулка: после обеда и полдника.
Режим дня ребенка от года и шести месяцев (1,5 лет) до 2 лет
Особенности возрастного периода
Ребенок перешагивает через предмет, лежащий на полу, бегает, при умывании потирает руки под струей воды. Может назвать предметы, обобщает их по существенному признаку, знает основные части тела. Самостоятельно снимает расстегнутую обувь, держит чашку при питье, более умело пользуется ложкой. Воспроизводит в игре ранее увиденные или разученные действия: кормит куклу, складывает башню из кубиков и т. п. Он может различать 3-4 разных по форме предмета (шар, куб, пирамидка). Хорошо знает значение слов «можно» и «нельзя», но не всегда в состоянии подчиниться запрету.
После полутора лет ребенок переводится на режим с одним дневным сном.
Продолжительность дневного сна составляет 3-3,5 часа. Общая продолжительность сна в этом возрасте от 13 до 14,5 часов, из них ночной сон — 10 – 11 ч. Приучая ребенка к самостоятельности, не следует заставлять его долго, самостоятельно раздеваться перед сном – это приводит к утомлению и плохому засыпанию.
Кормить ребенка следует четыре раза в день. Промежутки между кормлениями от 3,5 до 4,5 часов. Если ребенок в периоды между кормлениями бодрствует, этот интервал не должен превышать 3,5 часа. Ночной перерыв между ужином и завтраком составляет около 12 – 13 часов. Завтрак должен начинаться не позже, чем через час после пробуждения, ужин – не менее чем за час до укладывания ребенка, чтобы обеспечить ему спокойный сон.
Периоды непрерывного бодрствования в этой возрастной группе увеличивается 5 – 5,5 часов.
Во время игры в этом возрасте ребенок уже активно задействует лопатки, мячи.
Прогулки на воздухе организуются два раза в день, после завтрака и полдника. Продолжительность прогулок такая же, как и в предыдущей возрастной группе.
Водные процедуры проводятся перед обедом. С 1,5 лет в качестве водных процедур можно использовать душ, эффект которого сильнее, чем при обтирании, так как кроме температурного воздействия ребенок испытывает и механическое. Температура воды снижается постепенно, один раз в 5 дней на 1 0 , от 35-37 0 и доводится до 24 – 28 0 . Сначала обливают спину, затем грудь, живот, в последнюю очередь руки. Длительность процедуры 1,5 минуты. Гигиеническое купание проводится 2 раза в неделю перед ночным сном.
К двум годам навык опрятности должен быть практически сформирован, но заигравшись, ребенок может забыть попроситься на горшок, поэтому им нужно об этом напоминать и высаживать на горшок перед сном и после сна.
Примерный режим дня для детей от 1,5 до 2 лет:
Бодрствование: 7.30 – 12.30, 15.30 – 20.20.
Прогулка: после завтрака и полдника.
Режим дня ребенка от 2 до 3 лет
Особенности возрастного периода
Словарный запас существенно увеличивается по сравнению с предыдущим периодом. Говорит многословными предложениями. Речь ребенка начинает приближаться к речи взрослого. Малыш ест аккуратно, надевает и снимает майку или рубашку, в течение дня проситься на горшок. Сосредоточенно занимается с игрушками, увлеченно рассматривает книжки, картинки. Третий год – это период развития самостоятельности и творческой деятельности.
На протяжении третьего года жизни ребенок может находиться на режиме с однократным дневным сном. Если ребенок категорически отказывается от дневного сна, тогда это в этом время он должен находиться в состоянии спокойного бодрствования (например, рассматривание картинок в книжке), это позволит нервной системе ребенка отдохнуть и избежать переутомления.
Четырехразовое кормление с интервалом 3,5 – 4 часа (завтрак, обед, полдник и ужин).
Каждый период бодрствования занимает 6 — 6,5 часов. Для детей, которые легко утомляются, ослабленных детей периоды бодрствования можно сократить до 5 – 5,5 часов за счет удлинения сна. Ребенок в этом возрасте уже способен на короткое время сдерживать свои действия и желания, однако по-прежнему легко возбуждается и утомляется от однообразной деятельности. Малыш может заниматься одним и тем же делом не более 20 — 30 минут. Периоды бодрствования должны состоять из рационального чередования разных видов активной деятельности ребенка. В игру ребенка включаются детские музыкальные инструменты, цветные карандаши, конь-качалка, куклы, формочки для песка.
Как и в предыдущие возрастные периоды, определенную часть периода бодрствования дети должны проводить на воздухе даже в зимнее время года, но не более 1,5 часов, так как они еще довольно быстро охлаждаются. В теплое время года прогулки могут удлиниться до 2ч, а при соответствующих условиях весь период бодрствования может быть перенесен на воздух.
Водные процедуры включают себя обливания, но для ослабленных детей может быть использование обтирание. Рекомендации по температурному режиму водных процедур, как и в предыдущих возрастных группах. Гигиеническую ванну ребенка на третьем году проводят один раз в неделю перед ночным сном.
Несмотря на то, что ребенок в основном уже умеет регулировать свои физиологические отправления, все же следует высаживать его на горшок перед сном, прогулкой и обязательно следить за аккуратностью этого процесса.
В этом возрасте важно стимулировать у детей активную самостоятельную деятельность, развивать и закреплять уже появившиеся навыки и умения постоянным их повторением.
Примерный режим дня для детей от 2 до 3 лет:
Бодрствование: 7.30 – 13.30, 15.30 – 20.30.
Прогулка: 2 раза в день после завтрака и полдника.
Обливания: после ночного и дневного сна (зимой) и перед обедом (летом).