Из всех неврозов и неврозоподобных расстройств оно — одно из самых сложных. Трудно найти двух похожих заикающихся: каждый заикается по-своему, и подавляющее большинство сильно страдает. Внезапный испуг бывает причиной проблемы лишь в половине случаев. Еще в 15% случаев повинна наследственность. Все остальное — это неблагоприятные нервно-эмоциональные обстоятельства, в которых происходит развитие речи ребенка. Иными словами, внезапный испуг вызовет заикание лишь у того ребенка, у которого есть определенные предпосылки к нарушению функции речи и психика которого до этого постоянно травмировалась (например, скандалами родителей, нервозной в целом обстановкой в семье). Заикание относят к детским болезням, потому что в до% случаев оно начинается в раннем детстве — в возрасте от двух до пяти лет. Но «детская болезнь» чаще всего продолжается в течение всей жизни, хотя бывают даже случаи самоизлечения. Порой приходится слышать от взрослых людей, что заикание у них прошло само. Значительно реже, что заикание «вылечил такой-то специалист». Это говорит именно о сложном характере расстройства.
Мальчикам не повезло!
Они заикаются в четыре раза чаще, чем девочки. Американские специалисты объясняют это тем, что мальчики более подвижны, энергичны, активны и любознательны, а потому они гораздо чаще попадают в разного рода психо-травмирующие ситуации. Однако дело не только в этом. Если проверить соотношение нервно-психической патологии в детском возрасте хотя бы по числу психиатрических отделений в больницах, то окажется, что мужских отделений опять-таки в три-четыре раза больше, чем женских. Значит, причина, скорее, в неких особенностях развития мужской нервно-психической сферы, ее меньшей устойчивости по отношению к различным негативным воздействиям. Есть и еще одна причина большей распространенности заикания (и нервозности вообще) у мальчиков. Традиционно считается, что к будущим мужчинам надо относиться строже, чем к девочкам, в общении с ними не поощряются различные обнимания, «сюсюканье», поцелуйчики. Поэтому у них и нервных срывов больше. Девочек растят в атмосфере большей любви и нежности (в нормальных семьях, разумеется). Поэтому у них более устойчивая психика и лучше развита моторная сфера (мальчики же, как правило, в детстве бывают более угловатыми и неуклюжими).
Ранее начало
Обычно все начинается в возрасте двух-пяти лет, потому что в это время речевая функция только развивается. Речь — самая сложная и молодая функция живой природы. Весь комплекс патологий в раннем возрасте гнездится именно в рече-двигательном анализаторе. Объективности ради нужно признать: далеко не всегда заикание возникает у малышей, которые растут в семьях, где родители бурно выясняют отношения (пугая ребенка). Довольно часто это нервно-психическое заболевание возникает у детей, которых растят, как кумиров семьи. Ребенок, которому все позволено, растет, что называется, «без тормозов». А когда попадает в ситуацию, где приходится вести себя «не как хочется, а как положено» (например, попадает в детский сад), его психика не выдерживает. Ребенок-пария — нежеланный, нелюбимый, лишний — другой вероятный кандидат в заики. Ему постоянно все «нельзя». У такого ребенка скорее всего возникнут проблемы с психикой, а заикание окажется «довеском», которое усложнит и без того нелегкую жизнь маленького человечка. Бывают, по словам Драпкина, просто недолюбленные дети, о которых заботятся, исполняя родительский долг, но… не любя. А истинная привязанность ощущается и без слов. У недолюбленных детей часто формируется невроз — речь как самая уязвимая функция нарушается.
Неверный прием
Родители часто пугают малышей в воспитательных целях — «будешь плохо себя вести, придет милиционер и тебя заберет», «не будешь слушаться, отдам тебя вон той цыганке». Таким образом искусственно формируется фобический настрой. Известен случай, когда большая собака бросилась к пятилетней девочке (к счастью, не укусила), повалила ее и стала громко лаять. При наличии фобии это могло бы вызвать испуг и даже заикание, но малышка только смеялась: она думала, что собака с ней играет. Конечно, это не значит, что детей нельзя предостерегать от опасностей, заранее рассказывая о каких-то ситуациях. Но запугивать «цыганками», «чудовищами» или чем-то в этом роде — ни в коем случае!
Кажется невероятным, но факт: заикающиеся взрослые невольно начинают говорить почти нормально в присутствии детей. Поэтому от заикающихся родителей можно буквально потребовать: в период формирования речи у ваших детей говорите сами как можно лучше. Помните, что у детей формирование речи идет по механизму активного подражания. (Странно, но факт: родители-заики начинают произносить слова медленнее, следят за речью.) Если же у них возникают по каким-то причинам проблемы с речью (например, во время ссоры или при сильном волнении), им нужно посоветовать контролировать себя и стараться не разговаривать таким образом при ребенке. Самый простой выход — уйти на кухню или в другую комнату.
Подражание
Есть и еще один интересный механизм возникновения заикания. Это тоже — подражание.
Дети в детских садах и младших классах школы часто дразнят заик. Но речь в этом возрасте, как уже было сказано, только формируется и функция очень уязвима. Передразнивая другого, ребенок сам может начать заикаться, потому что «дразнилки» всегда произносятся не просто так, а очень эмоционально! В итоге у обидчика могут начаться судорогоподобные имитации в речевом аппарате. Печальный итог: дразнил-дразнил и… сам стал заикаться. Здесь профилактика только одна: ремень (образно говоря, конечно). Чтоб неповадно было дразнить! Объясните забияке: заикание — не порок, такое может случиться с каждым, в том числе — и с ним.
Бывают и такие ситуации
В семье растут двое детей, погодки. Старший заикается. Родители его жалеют, больше ласкают. И у второго ребенка вдруг возникает заикание! Он думает: «Заикаться совсем не больно, а сколько получаешь поблажек!» — включается механизм подражания. Отсюда золотое правило: если в семье двое детей, особенно погодков, то что бы они ни сделали, оба всегда правы. И виноваты — тоже всегда оба. Нельзя баловать одного ребенка в присутствии другого, даже если второго вам по каким-то причинам сейчас «больше жалко».
mamochki-detishki.ru
опубликовано 23/09/2014 15:59— Разное
Очевидно, что у заикания множество причин, видов, способов лечения. И разобраться со всем этим может не виртуальный педиатр, а грамотный логопед, которого следует посетить при первой возможности. Именно логопед способен определить вид заикания, после чего дать конкретные рекомендации.
Виртуальный ответ на вопрос «Ребенок начал заикаться. Что делать?» — это примерно то же самое, что ответ на вопрос «Ребенок начал кашлять. Что делать?». В то же время и при кашле, и при заикании имеется некоторый перечень стандартных действий, которые следует реализовать в первую очередь. При кашле — больше пить; чистый, прохладный влажный воздух, при заикании. Здесь все менее очевидно, тем не менее попытаемся перечислить основные рекомендации.
Все вышеизложенное реализуем в течение 2—3 недель. Если становится лучше, постепенно снимаем ограничения и переходим к обычному укладу жизни. Если лучше не становится, прекращаем самодеятельность и направляем усилия на поиск логопеда.
На заметку детям: пообещай и сделай в новом году
Небольшие водянистые выделения у девочки первого полугодия жизни: что следует предпринять?
Влияет ли дакриоцистит на остроту зрения?
Для того чтобы оставить комментарий, пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь .
Здравствуйте! Мой сын начал заикаться в 4 года. Перед этим разговаривал нормально, правда буквы р и с,ш плохо произносил. Что было причиной? Родилась доченька, заставляли его ходить в садик (когда он не хотел), появилась новая воспитательница, жили вместе с бабушкой, перенес операцию на яичках и сильно испугался. Я была в отчаянии. Мирослав ходил на кружок по рисованию, я с ним старалась заниматься, мы читали, клеили, мастерили, но заикание не проходило. потом в мае 2014 г переехали жить в пгт (из Киева и уже без бабушки), поменяли садик. Ребенок перестал заикаться полностью. Заикание продолжалось приблизительно 9-10 месяцев. Я думаю, что, если бы раньше прочитала эту статью, справилась бы с проблемой быстрее. И мне нужно было бы быть более внимательной в то, тяжелое для ребенка время. Слава Богу, что мы не додумались пить какие-либо лекарства.
Добрый день,наша доченька 4 года,начала заикатся,началось мес назад. Постепенно она все хуже говорит,сейчас вообще. Пока скажет что хочет,начинает злится.
Согласна с доктором. Моя старшая заикалась. Если автор из Москвы, советую показать ребёнка в Центр патологии речи на Таганке - приём бесплатный, если заикание первичное, записывают сразу же по телефону. Нам помогли их рекомендации.А ещё если показываться логопеду, то такому, который работал именно с заикающимися детьми - это важно.
Здравствуйте доктор, я сам заикаюсь (правда с каждым годом всё меньше и меньше), нужно ли мне как то особенно вести себя дома, что бы дети (буквально через месяц родятся двойняшки) ненароком не стал брать с меня пример?
18003 16938 16689
В возрасте двух лет ребенок заикается, если он левша, а его учат писать правой рукой. Это очень опасная практика, потому что отдел мозга, контролирующий движение ведущей руки, отвечает и за развитие речи.
Существуют и другие факторы, из-за которых заикается ребенок: 3 года – это важный рубеж в развитии психики, и именно он может стать причиной нарушений. Во-первых, в трехлетнем возрасте дети активно разрабатывают речь, предложения становятся сложными. Они могут несколько раз начинать одно предложение и останаливаться, потому что пока им трудно подбирать сложные слова. Если мама и окружающие подгоняют или игнорируют малыша, он начинает расстраиваться и даже паниковать, что приводит к осложнениям.
Почему ребенок заикается в 4 года? Сейчас популярна ранняя дошкольная подготовка малышей, которая может привести к утомлению, выраженному нарушениями речи. В этот период важно не перегружать ребенка информационно и физически, поддерживать и вселять уверенность.
Теперь мы знаем, почему ребенок начал заикаться. Что делать родителям, чтобы устранить проблему? Выберите подвижные игры без слов, особенно положительно влияют занятия танцами и музыкой, развивающие чувство ритма и дыхание. Всегда слушайте сына или дочь внимательно, не заостряйте внимание на запинках, не поправляйте ошибки. Ваша речь должна быть естественной, не стоит говорить по слогам или нараспев. У ребенка должен быть сбалансированный режим активности, отдыха и полноценного питания.
Если ему или ей хочется помолчать или, наоборот, болтать без перерыва, не препятствуйте подобным проявлениям. Не давайте понять ребенку, что с ним что-то не так, тем более, что он болен, чтобы не спровоцировать манипулирование и капризы. Перед сном стоит играть в спокойные игры, а не усаживать малыша перед телевизором или компьютером. Нельзя оставлять ребенка одного в комнате в виде наказания.
Важно выбирать книги, песни, мультфильмы и мероприятия, соответствующие возрасту, например, маленькие будут бояться страшных персонажей, им могут сниться кошмары, появится тревога, страх. Крайне важно поддерживать спокойную и дружелюбную обстановку в доме, ссоры и напряжение между родителями или родственниками особенно разрущительно влияют на психику детей.
Если ваш ребенок стал заикаться, не стоит паниковать, в большинстве случаев отклонение может скоро прекратиться с применением легких домашних упражнений. Однако если ребенок заикается и недуг не проходит сам, а приобретает хронический характер, обязательно отведите малыша на осмотр к врачу. После обследования обнаружат невротический тип заикания (логоневроз) или неврозоподобный тип.
Логоневроз возникает у ребенка с повышенной эмоциональной реакцией после того, как он пережил психотравматическую ситуацию. Сильное усиление речевой активности, сопряженное с переживаниями, также может привести к недугу. Например, ребенок начал заикаться после выступления на празднике со сложным для своего возраста стихотворением перед сверстниками и взрослыми.
Неврозоподобное заикание усиливается со временем и становится очевидным, когда ребенок произносит целые фразы. Речевое отклонение сопровождается с отставанием физического и психического развития. В данном случае поражена вся центральная нервная система.
Вот какие рекомендации мне прислали специалисты центра Арлилия
Программа Скорая помощь - это полное погружение ребенка в слушание послоговой речи. Все взрослые вокруг должны заговорить по слогам, пропевая гласные звуки в каждом слоге каждого слова в течение всего дня. На это время полностью исключается быстрая речь вокруг #40;телевизор, дет.площадка, походы в гости, в цирк и т.п.#41; Быстрая речь прохожих на улице не страшна, т.к. не обращена к ребенку. Естественно, ребенок не должен все это время посещать детский сад.Если ребенок еще не осознает, что заикается, то нужно придумать любую причину #40;«миф»#41;, не называя заикание, чтобы как-то объяснить ему, почему вдруг все взрослые дома «запели». Например, так велел врач, чтобы у мамы не болела голова или так нужно, чтобы младшая сестренка быстрее научилась говорить и т.п. - любой миф подойдет. Если же ребенок уже осознал, что с его речью что-то не так, то можно сказать более прямо: «Так нужно говорить, чтобы победить «злючки-колючки» #40;так назовем запинки#41;, которые мешают тебе говорить».
Процесс восстановления речи пойдет намного эффективнее, если ребенок будет не только слушать послоговую речь, но и сам заговорит так. Чтобы этого добиться, нужно использовать такие приемы:• За быструю речь не ругать, чтобы не вызвать у ребенка реакцию негативизма.
• За медленную речь – хвалить и поощрять #40;заставлять говорить «песенкой» не нужно, а попросить можно и наградить чем-то нужно, если ребенок будет пытаться пропевать слова, как все взрослые дома#41;.
• Несмотря на все эти меры первое время ребенок все еще будет заикаться, но с каждым днем заикание будет постепенно угасать #40;запинки будут становиться легче и их будет все меньше и меньше с каждым днем#41;. На прорывающиеся запинки не нужно обращать внимание, не нужно просить ребенка: «Повтори», т.к. это ничего не дает ему для исправления заикания, но зато зафиксирует внимание на заикливой речи, что очень вредно.
• Нужно также стараться ограничить, на сколько это возможно, его речь, особенно эмоциональное многоговорение , общаться коротко, по делу #40;вопрос – ответ#41;. Если ребенок умеет сам играть молча – очень хорошо. Спокойные. молчаливые игры очень полезны ему.
• Чтобы побыстрее приучить ребенка к медленной речи, необходимо в момент речи использовать разные ритмы, помогающие говорить по слогам: хлопать в ладоши или плавно, как дирижер, жестикулировать рукой вправо-влево или постукивать по столу, по плечу и т.п. под каждый слог. Этот внешний ритм поможет «навязывать» ребенку послоговую речь, не даст ему убыстриться.
• Необходимо проговаривать хором по слогам вместе с ребенком знакомые сказки, стихи, отстукивая ритмы #40;как описано выше#41;, чтобы попытаться обучить ребенка послоговой речи. Также можно «подключаться» к его собственной речи: спросили о чем-то и хором медленно отвечайте вместе с ним, ведь обычно мы можем предвидеть то, что хочет сказать малыш.
Перед тем, как начать использовать программу, взрослым нужно потренироваться самим говорить по слогам: почитать, побеседовать друг с другом, чтобы преодолеть психологический дискомфорт, привыкнуть к медленной речи, ведь послоговая речь - неестественная речь и сразу. без поготовки, так говорить не получится. На это достаточно потратить 1-2 часа вечером. Заниматься лучше всем вместе, чтобы исправлять друг друга и научиться не смущаться друг при друге,говоря такой необычной речью. Все взрослые члены семьи должны договориться исправлять друг друга в случаях убыстрения и не обижаться на замечания друг друга.Взрослые должны говорить медленно в течение дня #40;от утра до вечера#41; не только с ребенком, но и друг с другом, если это происходит при ребенке. Другой вариант- это выйти в соседнюю комнату или говорить друг с другом тихим шепотом. Но самое главное правило: ребенок должен в течение длительного времени слышать только медленную речь.
Обычно через 1-3 недели таких мер заикание полностью исчезает, но после этого должен быть период закрепления. В каждом случае сроки периода закрепления индивидуальны и зависят от «стажа» заикания и степени фиксации на дефекте. Когда и период закрепления окончен, то нужно постепенно и осторожно вернуться к обычной жизни. Об этих моментах лучше посоветоваться со специалистами Центра. Если ребенок возбужден, капризничает, устраивает истерики, плохо спит, то необходимо добавить курс успокоительных средств #40;в этом поможет врач#41;.Пугаться таких необычных мер не стоит. Большое количество детей избавились от заикания благодаря этой программе. Понимаем, что без специальной консультации сложно понять все нюансы программы, но, надеемся, что принцип Вам понятен. Надеемся также, что Вы найдете понимание у своих близких, без помощи которых трудно обойтись в этом деле.
Источники: http://www.komarovskiy.net/faq/zaikanie-chto-delat.html, http://www.pregnancycalendar.ru/biblioteka/chto_delat_esli_rebenok_zaikaetsya/, http://khabmama.ru/forum/topic75571.html
Комментариев пока нет!kakvospitat-rebenka.ru
Всем привет! Как обычно с вами Андрей Добродеев и сегодня разбираем тему: «Ребенок начал заикаться что делать?»
Очень долго не писал (почти неделю), был занят домашними делами. )))
Ну об этом я расскажу как-нибудь в другой раз, а сейчас давайте ближе к теме.
Для начала я предлагаю вам пройти один небольшой тест:
Громко и четко проговорите слово: «Стрептококк».
Ну как получилось? Вы смогли четко и внятно произнести это слово? Хорошо тогда у вас с заиканием проблем нет! Но если вы не смогли, обязательно прочитайте мою статью до самого конца!
Как обычно давайте разобьем статью на разделы:
1. Виды заикания.2. Что такое заикание?3. Почему возникает заикание?4. Ребенок начал заикаться что делать?5. Итоги, рекомендации, советы!
Существует три вида заикания:
1. Клонический вид заикания (повторяющий) – когда человек (ребенок) повторяет какую-то букву. Пример: «Ма-ма-мам-ма-мама». В этом случае идет повторение каких-то звуков.
2. Тонический вид заикания — человек не может начать говорить (стартовать со слова). Он может сказать: «Мммм» и после этого идет пауза в речи, а потом «Мама».
3. Клонико-тонический (смешанная более сложная форма заикания) — когда вместе с повторением, есть паузы между произношением.
Заикание — относится к разряду заболеваний, называемых лого-неврозами.
Чаще всего они проявляются у детей, когда они начинают разговаривать, где-то в возрасте от 2 до 3 лет (это начало или первый период).
Второй период может возникнуть у подростков от 12 до 15 лет. И вот в эти периоды нужно по-доброму относится к таким детям (читая дальше вы узнаете о чем я).
Сразу хочу сказать, что испуг не вызывает заикания! Это все выдумки! А вот почему реально возникает заикание сейчас расскажу более подробно:
Заикание может иметь органическую природу. Всем известно, что наш мозг отвечает за движения различных частей тела, а также и за их контроль. Так вот, огромная часть мозга отвечает за губы и язык (центры и зоны формирования речи). Первая проблема нарушение речи может быть связана с инсультом (это у взрослых).
Основная причина заикания у детей – это задержка развития речевого центра!
У детей может возникать первый период заикания из-за того, что эти центры и зоны формирования речи, которые отвечают за координацию этой речи еще не созрели (позднее созревание этих зон), поэтому нужно правильно подходить к пониманию и лечению ребенка, тогда вы быстрее компенсируете данную проблему.
Все мы знаем, что в нашем мозгу два полушария левое и правое. Центр речи находится в левом полушарии (это у правшей) и в случае если центр речи не сформирован, то правое полушарие будет мешать левому, благодаря этому дети и заикаются.
Задача учителей, родителей — если у ребенка заикание не мучать его заучиванием стихов и чтением книг, переведите все в письменный формат!
Многие, наверное, подумали сейчас, что заикание нужно лечить какими-либо лекарствами. Я прав? И это так, но …
Заикание лечат лекарствами не сразу и не всегда и во многих случаях обходятся без лекарств!
Итоги, рекомендации, советы!
Надеюсь, что вы видео посмотрели, и теперь хоть чуть чуть представляете как помочь вашему ребенку! И сейчас я хотел бы дать вам пару рекомендаций.
Если вы заметили, что ваш ребенок начал заикаться, то обратитесь к нескольким специалистам. Да, да именно к нескольким!
1. Невропатолог — определит причины заикания!
2. Психиатр и к психолог — от них получите рекомендации и полезные советы!
3. Дефектолог-логопед — он занимается над устранением дефектов речи!
Пройдете этих специалистов и вы будете во все оружие!
На этом первую часть статьи буду заканчиваю, здоровья вам мои дорогие читатели!
Хотите прочитать вторую часть статьи подписывайтесь на обновления и будете всегда в курсе о появлении новой статьи!
Читайте также:
Что делать если ребенок нервный и непослушный?
Что делать если ребенка обижают в садике?
Что делать если ребенок боится воды?
Что делать если у ребенка истерика?
Что делать если ребенок постоянно плачет по пустякам?
Что делать если брат обижает сестру?
Что делать если ребенок ест козявки?
С уважением, Андрей Добродеев
Загрузка...
rebenok.msk.ru